Рабочий способ оспорить штраф за среднюю скорость 2021

Штраф за СРЕДНЮЮ СКОРОСТЬ❓ Отменяем в СУДЕ❗ UPD 21.05.2021

«Штраф — не средство; он — цель.» ©

══════════════════════
ДИСКЛЕЙМЕР
Суть данного поста не о нарушении ПДД и избежании наказания, а о незаконном привлечении к ответственности и борьбе с системой по выкачиванию денег из населения. Возможно, чтобы понять эту суть, нужно перечитать пост несколько раз. Это нормально, не все понимают с первого раза. Если же для Вас неприемлемо защищать свои права, Вам проще сидеть, молчать, терпеть и платить, пожалуйста, покиньте эту страницу. У меня уже нет ни времени, ни желания переубеждать кого-то и объяснять взрослым мужикам элементарные вещи. Поэтому невменяемые праведники, псевдофилософы, сочувствующие ГИБДД, “настоящие мужЫки”, неадекваты, флудеры, и просто идиоты — автоматически отправляются в бан без объяснений с удалением комментария. Хотите общаться, дискутировать, задать АДЕКВАТНЫЕ вопросы — welcome. Хотите поскандалить, поупражняться в словоблудии, повыпендриваться — в другое место.

════════════════════════

Приветствую, дорогие автолюбители!

Вот и до Севастополя добрались загребущие ручки желающих заработать лёгких денег на штрафах с камер. Нет, мы не говорим о тех случаях, когда камеру устанавливают на опасном участке дороги с целью предотвратить ДТП. Мы говорим об установке камер в определённых местах с одной единственной целью — заработать.

И одним из способов заработать является пресловутый контроль «средней скорости». Да 500 руб. это немного, а с учётом скидки так и подавно. На это и расчёт, мол жаловаться дороже, и народу проще заплатить, что многие и делают. Однако я полагаю такой подход неверным, и раз государство требует от нас соблюдения закона, тогда и должностные лица должны также неукоснительно его соблюдать.

Итак, в один прекрасный день мне пришло на почту постановление, из которого я увидел, что меня оштрафовали на 500 руб. за «превышение скорости на участке фиксации» согласно ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ. Возмутившись таким хамством, я принял принципиальное решение — воевать до победного. Ибо законом не предусмотрена возможность штрафовать за «среднюю скорость».

Обратимся к законодательству и судебной практике. Так, согласно части 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Однако данное правонарушение не является длящимся, в связи с чем в постановлении о привлечении к административной ответственности должно содержаться точное время совершения правонарушения.

Указание же отдельного участка дороги в качестве места совершения административного правонарушения является недопустимым, о чём прямо говорил Верховный Суд РФ в Постановлении от 07.10.2019 № 36-АД19-3 (которое почему-то было проигнорировано судьями, повторно рассматривающими это дело).

Кроме того, в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 прямо разъяснено: «…с учётом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию».

В Постановлении же о привлечении меня к ответственности был указан промежуток времени совершения административного правонарушения, а местом совершения правонарушения — участок автодороги. Следовательно, должностным лицом время и место совершения административного правонарушения не установлено, превышение скорости установлено путём вычисления средней скорости движения транспортного средства, что не предусмотрено КоАП РФ.

Поскольку разговаривать со всяким должностным мусором я предпочитаю исключительно в суде, жалоба была направлена непосредственно туда, минуя всяких вышестоящих начальников. Суд жалобу принял, назначил заседание, на которое я не пошёл, т.к. не было времени и желания, да и я изначально не рассчитывал на какой-то результат в районном суде.

Однако, получив позже почтой решение суда, я был сильно удивлён: жалоба была удовлетворена, постановление — отменено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено. И как следовало из мотивировочной части решения — суд полностью принял мою позицию о незаконности штрафа, несмотря на то, что представители ЦАФАПа даже приехали в суд что-то там возражали😂

Собственно говоря, с текстом решения можно ознакомиться ниже👇

Вот так, обжалование штрафа за «среднюю скорость» завершилось успешно, ЦАФАП его в вышестоящем суде не обжаловал.

Но если вы думаете, что на этом всё закончилось вы сильно заблуждаетесь)

Достоверно зная, что постановление обжалуется в суде, а значит оно не вступило в законную силу, сотрудники ГИБДД направили его в ФССП для принудительного взыскания штрафа (который приставы списали с карты), а также составили протокол о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (неоплата административного штрафа в установленный срок) и направили его в суд.

Пришлось писать заявления, объяснения, собирать документы, чтобы вернуть деньги и отбиться от нового штрафа. В итоге, деньги приставы спокойно вернули, а мировой судья прекратил производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Благо, всё это я делал путём отправки документов почтой, в т.ч. электронной.

Вот так, камрады, так что если вас штрафуют за среднюю скорость — смело обжалуйте в суде, это реально работает💪

А моя борьба продолжается: будет подготовлена жалоба в Генеральную прокуратуру с целью проверки законности установки камер фиксации средней скорости, а также проверки действий должностных лиц ГИБДД. Кроме того, будет подано исковое заявление в суд о взыскании морального вреда за незаконное привлечение к административной ответственности, благо, уже и судебная практика подоспела.

На этом всё, спасибо за внимание! А если не трудно, распространите пост путём нажатия волшебной кнопочки снизу, дабы люди знали, что с ЭТИМИ можно и нужно бороться!

UPD. ПО МНОГОЧИСЛЕННЫМ ПРОСЬБАМ ТРУДЯЩИХСЯ!
Поскольку огромное количество людей как в комментариях, так и в личку просило меня выложить текст жалобы, я принял решение это сделать. Удобный образец для заполнения можно скачать по ССЫЛКЕ (листать вниз страницы, ссылка на скачивание работает только с браузера либо с компьютера). Главное — не бойтесь отстаивать свои права и заставлять власть тоже соблюдать ЗАКОН!

ГИБДД ведет счет на секунды

В полиции разъяснили, как штрафовать за среднюю скорость

МВД разъяснило порядок вынесения штрафов за нарушение скоростного режима. Если одна и та же камера зафиксировала превышение средней скорости и мгновенной, постановление нарушителю должно выноситься только одно. Ранее автомобилисты Подмосковья и Хабаровского края получали несколько «писем счастья» с одной и той же камеры — теперь это запрещено.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ / купить фото

Разъяснения полиции содержатся в ответе МВД эксперту, члену рабочей группы ОНФ по защите прав автомобилистов Григорию Шухману. Он обратился в Госавтоинспекцию по следам широко обсуждавшихся в СМИ и соцсетях случаев, когда водители получали несколько штрафов фактически за одно нарушение. Так, в июле один из водителей получил по почте два постановления после поездки по трассе М11: одно — за превышение скорости в конкретный момент времени под камерой, второе — за превышение средней скорости на участке между двумя комплексами (впоследствии Минтранс области признал сбой софта). В Хабаровском крае автовладелец получил с одной камеры три штрафа: два за превышение мгновенной скорости (система почему-то решила, что в этом месте два разных ограничения — 40 и 60 км/ч) и один — за среднюю.

«В случае одновременной фиксации правонарушения средством автоматической фиксации, основанном на принципе измерения моментальной скорости, входящем в состав средства измерения, основанного на определении скорости транспортного средства на протяженном участке, считаем возможным для привлечения к ответственности применение только одного из принципов измерения скорости движения»,— говорится в ответе МВД Григорию Шухману.

Штрафы за превышение средней скорости движения выносятся с 2013 года. Технология применятся в Подмосковье, Татарстане, Смоленской области и многих других регионах. Отдельной статистики по постановлениям этого типа Госавтоинспекция не ведет, но всего за шесть месяцев 2020 года за превышение скорости было вынесено более 60 млн штрафов.

Нередко «письма счастья» за среднюю скорость становятся предметом споров и судебных разбирательств.

В ноябре 2019 года Верховный суд отменил штраф за среднюю скорость, рассчитанную между двумя камерами на участке в Смоленской области (“Ъ” рассказывал об этом случае). В мае 2020 года ОНФ предложил ГИБДД обозначать камеры, измеряющие среднюю скорость, специальным знаком, но руководство МВД идею назвало «необоснованной и избыточной».

Как Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий ГИБДД штрафовать водителей за превышение средней скорости

Позиция МВД по поводу недопустимости «двойных» штрафов «абсолютно очевидна», говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. «Средняя скорость остается вне закона, поскольку ПДД и КоАП предусматривают нарушение скоростного режима с конкретными критериями, а понятие “средней скорости” и там и там просто отсутствует,— уверен он.— Происшедшие с автовладельцами случаи — это примеры наглости и цинизма местной власти. Люди прекрасно видят, что власть заботит не безопасность, а прибыль». Отметим, в декабре 2019 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий ГИБДД штрафовать водителей за превышение средней скорости, но дальнейшая судьба поправок неизвестна.

В ассоциации ОКО (объединяет ряд производителей камер и операторов систем контроля нарушений), комментируя позицию МВД, отметили, что ранее совместно с ОНФ подготовили и направили в Минюст предложения по включению в новый КоАП понятия «средней скорости» и «скорости на протяженном участке», а также норм, регламентирующих принципы администрирования этих правонарушений.

7 новых штрафов в 2021: за что можно получить «письмо счастья»?

С каждым годом дорожные камеры становятся умнее. Какие нарушения будут фиксироваться в 2021 году? Рассказываем, к чему должны быть готовы водители:

Все чаще автомобилисты получают штрафы за нарушения, которые инспекторы ГИБДД могли бы “простить” или не заметить. Но дорожные камеры научились видеть гораздо больше, и с каждым годом будут способны фиксировать все больше нарушений ПДД. Возможности техники регулярно тестируются. Autonews рассказали про самые необычные виды нарушений ПДД, за которые в 2021 году будут приходить «письма счастья» и способы фиксации таких проступков.

1. Штраф за превышение средней скорости

Штраф за превышение средней скорости на определенном участке дороги удивил немало автомобилистов в 2020 году.

Что такое средняя скорость?

Средняя скорость — это скорость, с который автомобиль проехал определенный участок дороги между двумя синхронизированными камерами, стоящими в начале и в конце участка контроля.

Как фиксируется это нарушение?

Стандартная ситуация: водитель, завидев знак ограничения скорости и дорожную камеру, притормаживает до допустимой скорости, а проехав камеру — снова разгоняется. И так до следующей камеры фиксации. Однако если проехать отрезок пути между камерами слишком быстро, водителю придет штраф за превышение средней скорости.

Какой штраф за превышение средней скорости?

Размер наказания соразмерен с превышением мгновенной скорости — например, 500 рублей — за +20-40 км/час и т.д.

Сколько камер фиксирует среднюю скорость?

Дорожных камер, способных зафиксировать среднюю скорость, становится все больше. На данный момент наибольшая их концентрация в Татарстане, где таким способом контролируют более 950 км дорожного полотна. В Московской области летом 2020 года работало 68 участков контроля средней скорости общей протяженностью 254 км.

Важно отметить, что понятия “превышения средней скорости” в КоАП не прописано. На этом основании водители, получившие штраф “за среднюю скорость”, могли оспорить это в суде. Но скоро этот спорный момент может быть исправлен Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» намерена внести предложение обозначить в КоАП это определение.

2. Штраф за непристегнутый ремень безопасности

В каких регионах камеры фиксируют не пристегнутый ремень?

Пока что дорожные камеры фиксируют это нарушение в тестовом режиме. “Обучают” их в Москве на основе тысяч примеров изображений, где водители едут без ремней через плечо. Полученные материалы с камер уходят на обработку в ЦОДД, а затем данные поступают в ГИБДД, где и оформляются постановления.

Остальные регионы пока не проявили активного желаниях ввести подобную практику у себя. Это объясняется в первую очередь стоимостью такого функционала камеры. Ведь, чтобы вложения “окупились”, транспортный поток должен быть высоким, а таковым обладает МКАД, Москва и города-миллионники. В связи с этим, перспектива ввести штраф за непристегнутый ремень “светит” Казани, Санкт-Петербургу и городам, где есть трассы с интенсивным потоком движения.

Какой штраф за непристегнутый ремень безопасности?

Сумма штрафа составляет 1000 рублей. Согласно ПДД пристегиваться в автомобиле обязаны и водители, и пассажиры. Тем не менее, многие это требование игнорируют.

3. Штраф за разговор по телефону во время движения

Не так давно камеры Москвы начали собирать “компромат” на водителей, которые не расстаются со своим телефоном даже во время движения. Нововведение получило поддержку от других автомобилистов, которым тоже изрядно поднадоели “телефонисты”. Однако много вопросов вызвала точность фиксации нарушений. Водители были обеспокоены тем, что камера могла принять за телефон другой прибор или предмет похожих габаритов. На эти опасения в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) ответили, что обучение нейросети достигло того результата, что камеры теперь способны определить наличие телефона в руке даже лучше, чем глаз человека. Остальное дело за оператором, который должен обработать полученную информацию.

Какой штраф за пользование телефоном во время движения?

За использование мобильного телефона без системы hands-free нарушителю положен штраф в размере 1500 рублей. Но пока обстоятельства, при которых будет выписан штраф, до конца не известны. Будет ли нарушением само наличие телефона в руке или же система зафиксирует только момент пользования устройством? Точного ответа нет. В любом случае, телефон во время движения не самый лучший компаньон, старайтесь пользоваться им по минимуму.

4. Отсутствие полиса ОСАГО

О том, что планируется “научить” камеры проверять наличие полиса ОСАГО у автомобилистов, было известно еще в прошлом году. Российский союз автостраховщиков (РСА) заявлял, что готов к запуску проверок наличия полисов ОСАГО через дорожные камеры по всей стране. Тесты возможностей камер проводились в Москве совместно с МВД и ЦОДД. Если камера фиксировала автомобиль без ОСАГО, собственнику приходило уведомление о нарушение и предложение оформить страховку.

На данный момент нововведение только в планах, поскольку у специалистов пока не получается объединить базу данных РСА с информацией о застрахованных автомобилистах и информационную базу ГИБДД. Но вероятность, что камеры будут “ловить” автомобили без ОСАГО уже в 2021 году, велика.

Какой штраф за езду без ОСАГО?

Предполагается, что раз в сутки нарушителю будет приходить штраф в размере 800 рублей. То есть, за каждый день, что нарушитель ездит без полиса, и его ловят камеры, он обязан будет заплатить 800 рублей.

5. Отсутствие талона техосмотра

Уже с 1 марта 2021 года вступят в силу новые правила техосмотра. Чтобы получить талон о прохождении ТО, водитель должен подъехать в аккредитованный сервис. Процесс техосмотра автомобиля будет фиксироваться на камеру, а снимки будут передаваться в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО). Кроме фотоизображений в систему будут переданы данные о дате и времени прохождения диагностики, а также координаты места нахождения машины в момент снимка.

Какой штраф за отсутствие ТО?

С 1 марта водители могут получить штраф за управление автомобилем, не прошедшим ТО. Следить за порядком будут также дорожные камеры. Техника будет фиксировать госномера автомобилей и сверять их с базой данных, но не чаще раза в сутки. Сумма штрафа за отсутствие талона на техосмотр составляет 2000 рублей.

6. Неоплаченный проезд по платным трассам

С 10 января 2021 года дорожные камеры на платных трассах могут “выписать” штраф за неоплату проезда. Нововведение напрямую связано с тем, что в России началась реализация новой безбарьерной системы оплаты проезда по платной дороге – “Свободный поток”.

Подробней о том как можно оплатить проезд по безбарьерным трассам, какие тарифы и как можно аннулировать штраф, читайте здесь.

Какой штраф за неоплаченный проезд по платной дороге?

  • Для владельцев грузовых автомобилей и автобусов – 5 000 рублей
  • Для остальных участников дорожного движения — 1 500 рублей

Штраф нарушителю будет начислен в случае, если оплата не поступит в течение пяти суток с момента фиксации проезда по платной трассе.

7. Непропуск пешехода

С каждым годом контроль за тем, чтобы автомобили пропускали пешеходов, усиливается. Перед ГИБДД как и всегда стоит задача снизить количество аварийных ситуаций и смертность на дорогах, и гибель пешеходов под колесами автомобилей все ещё остается одной из самых серьезных проблем. В связи с этим камеры обучились фиксировать моменты, когда автомобилист не пропускает пешехода на переходах.

Какой штраф за непропуск пешехода на переходе?

Штраф за данный тип нарушений составляет 1500 рублей. Оплатить его можно со скидкой 50%. Чтобы не получить штраф важно помнить разъяснение ГИБДД — обязанность водителя уступить дорогу пешеходу, пересекающему проезжую часть, поставлена в зависимость от необходимости не создавать помех в его движении. Если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав административного правонарушения.

На данном этапе таких “умных” камер на переходах всего несколько, и все числятся в Москве. Но совершенно точно ясно, что одним городом дело не ограничится.

Штрафы за среднюю скорость отменили: почему и что будет дальше

Водители перестали получать спорные постановления с дорожных камер за превышение средней скорости. Практика по оформлению таких штрафов существует с 2013 года, но только сейчас в Генпрокуратуре пришли к выводу, что наказывать водителей по столь необычному составу незаконно.

Согласно ответу ведомства, который поступил правозащитнику Виктору Травину (есть в распоряжении Журнала Авто.ру), привлечение к ответственности за такое нарушение должно быть исключено из практики до внесения изменений в действующее законодательство. Разбираемся, что это вообще за «средняя скорость» и вернутся ли когда-нибудь спорные штрафы.

Как измеряли превышение средней скорости и за что штрафовали

Фиксация превышения средней скорости на участке дороги была реализована очень просто. На подконтрольном отрезке протяжён­ностью несколько километров устанавливают две камеры. Первая фиксирует время заезда автомобиля на отрезок, вторая — время выезда. Далее программа выполняет простой арифмети­ческий расчёт и получает ту самую среднюю скорость.

При расчётах учитывался действующий нештрафуемый порог +20 км/ч. То есть там, где стоит ограничение 80 км/ч, штрафы приходили тем, кто двигался в среднем быстрее 100 км/ч. Нарушение оформляли по той же логике, что и обычное превышение: при среднем превышении на 20–40 км/ч штрафовали на 500 рублей (ч. 2 ст. 12.9 КоАП), 40–60 км/ч — на 1–1,5 тысячи (ч. 3 ст. 12.9 КоАП), и так далее.

Разработчики и идеологи такой фиксации обращали внимание на то, что система сама по себе лояльна к водителям. Например, если водитель отвлекался и случайно разгонялся быстрее установ­ленного ограничения, у него оставалась возможность притормозить, снизив среднюю скорость, — штрафы не приходили.

Зачем вообще были нужны штрафы за среднюю скорость

Штрафы за превышение средней скорости одними из первых опробовали власти Татарстана. Как рассказали Журналу Авто.ру участники отрасли и разработчики дорожных камер, в регионе при помощи таких устройств смогли «закрыть» большинство дорог меньшим количеством камер. Например, на одном участке можно было обойтись не пятью комплексами, а всего двумя. С учётом средней стоимости устройств 1,5–2 млн рублей (она зависит от окончательной суммы госконтракта, который заключают по системе тендеров) получалась заметная экономия для бюджета региона.

Как рассказал корреспонденту Журнала Авто.ру экс-начальник Управления ГИБДД МВД по Татарстану, а ныне директор местного ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, за счёт нового вида фиксации в регионе значительно снизилось количество ДТП. Если раньше водители, оттормо­зившись перед камерой, разгонялись снова, то с появлением контроля средней скорости стало понятно: в случае превышения штраф придёт всё равно. Соответ­ственно, ездить с соблюдением ПДД стали везде — чтобы не рисковать.

В свою очередь, в Ассоциации производителей дорожных камер «Око» заявили, что на некоторых дорогах именно контроль средней, а не мгновенной скорости движения может снизить реальную аварий­ность. По словам разработчиков, проблемные аварийные точки могут мигрировать по отрезку дороги и стационарные комплексы этому только способствуют, так как водителям заранее известны места их установки.

При этом, как пояснили разработчики, измерять среднюю скорость имело смысл только при отсутствии альтерна­тивных путей и съездов на участке контроля. То есть водитель после первой фиксации не должен был иметь возможность съехать на другую дорогу и тем самым избежать наказания. Кроме того, на всём пути контроля должен был действовать одинаковый скоростной режим без «скачков».

В итоге комплексы фиксации средней скорости стали устанавливать на трассах по всей России, а также при заездах в транзитные населённые пункты, где водители после движения по магистралям не успевали снижать скорость.

Почему такие штрафы многие считали незаконными

Самым спорным моментом всегда считалось отсутствие понятия «средней скорости» в КоАП — и некоторые юристы называли штраф незаконным. Право­защитники также упирали на то, что в постанов­лении отсут­ствовало конкретное место нарушения.

Иногда комплексы присылали водителям двойные постановления: и за среднюю, и за мгновенную скорость. Такие постановления можно было оспорить, и водители начали массово обращаться в суды с требованием отменить необоснованные штрафы. А так как для судов тема оказалась новой и никакой практики ещё не было, решения часто выносились противоположные.

В 2019 году отдельные разъяснения пришлось дать даже Верховному суду. До высшей инстанции дошёл автомобилист из Смоленской области Николай Баусов, который 20 августа 2018 года получил штраф. Водитель потребовал его отменить на основании того, что в постановлении средняя скорость движения была рассчитана без установления действительных обстоятельств движения. Он назвал несколько ситуаций, в которых теоретически мог оказаться его автомобиль между первой и второй фиксациями. Например, проехать по объездному пути, который короче на 3300 метров, либо оказаться на эвакуаторе, который и превысил скорость. Также водитель заявил, что мог вообще притормозить у обочины, а весь остальной путь проделать ещё быстрее, что требует наказания по другим статьям КоАП.

Верховный суд встал на сторону водителя и назвал принципиально важную формулировку: «Указание отдельного участка автодороги в качестве места совершения административного право­нарушения является недопустимым, в том числе с учётом того, что на данный участок автодороги может распространяться юрисдикция разных судов», — говорилось в решении ВС.

После этого вышло разъяснение Пленума Верховного суда от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных право­нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП». И там тоже было указание на наличие места совершения нарушения: «Событие админи­стративного право­нарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию».

Однако даже позиция ВС не помогла автомобилисту. Дело отправилось на новое рассмотрение, но Вяземский районный суд Смоленской области штраф не отменил и признал водителя виновным.

Несмотря на неудачу Баусова, дело получило резонанс, а водители стали чаще обращаться в суды с требованием отмены постановлений. Разработчики дорожных камер даже обращали внимание на то, что в регионах операторы отказывались от вынесения таких штрафов из-за постоянных судебных разбирательств. Юрист Дмитрий Дугин подтвердил Журналу Авто.ру, что при обращениях в суды многие водители с успехом отменяли постановления именно на основании разъяснений Верховного суда.

В марте 2019 года началась разработка нового КоАП, а весной 2020 года Ассоциация «Око» направила в Минюст и Госдуму предложение с тем, чтобы добавить понятие средней скорости в КоАП и тем самым снять все вопросы к законности формулировки. С тех пор в ведомствах регулярно подтверждали, что ведут проработку данной темы, но это понятие не появилось ни в проекте нового КоАП, ни в виде поправок к текущему.

Когда вернут среднюю скорость

В МВД России подтвердили «Коммерсанту», что сейчас фиксация средней скорости не ведётся. Из ответа Генпрокуратуры следует, что без изменений в законодательстве эти штрафы будут считаться незаконными. В ассоциации «Око» уже заявили, что будут настаивать на внесении формулировки в КоАП и возврате этого вида фиксации. «В Московской области в местах установки комплексов, фиксирующих превышение средней скорости, по итогам 2020 года количество ДТП сократилось на 45% по сравнению с 2019 годом. Количество погибших и пострадавших уменьшилось на 48%», — сообщили в «Око».

Примечательно, что, по мнению эксперта в области фотофиксации и разработчика ГОСТов для дорожных камер Григория Шухмана, с технической точки зрения фиксация средней скорости соответствует и текущей версии КоАП. «КОАП не нормирует способ и дистанцию измерения, а также точность места и времени совершения административного нарушения. Однако я вижу перегиб со стороны операторов комплексов, которые стали использовать фиксацию на протяжённых участках дорог, где ограничения постоянно меняются, и уследить за ними сложно», — сказал Шухман Журналу Авто.ру.

В свою очередь, юрист Катерина Соловьёва усомнилась в том, что понятие средней скорости вообще возможно зафиксировать в КоАП. По её словам, одним из признаков нарушения считается место его совершения, а просто назвать участок протяжённостью 5–10 км для этого недостаточно. Юрист Дмитрий Дугин заверил, что дополнить КоАП и узаконить штрафы за среднюю скорость вполне реально — для этого, по его мнению, нужно лишь уточнить некоторые формулировки о времени и месте совершения нарушения.

Можно ли обжаловать уже вынесенные штрафы

По мнению юриста Дугина, те штрафы, которые водители оплатили добровольно, оспорить и вернуть уже не получится. Если же автомобилисты оспаривали постановления в судах и получили отказ, у них есть все основания вновь обратиться с жалобой на вынесенное постановление в связи с новой позицией Генпрокуратуры и МВД России. Это же касается свежих и ещё неоплаченных постановлений — их также можно оспорить, сославшись на позицию силовых ведомств.

Верховный суд отменил штраф за превышение средней скорости

Когда в России стали массово появляться камеры, контролирующие скорость в определенных местах дорог, водители быстро нашли противоядие. Расположение устройств стали наносить на карты навигационных программ и включать в специальные приложения для смартфонов, чтобы те предупреждали. В итоге возле камер машины притормаживали, а затем снова неслись вовсю.

В ответ власти стали устанавливать комплексы измерения средней скорости на определенном участке дороги. Вот первая камера зафиксировала автомобиль и передала в систему время и госномер. В конце отрезка ту же машину запечатлело второе устройство. Далее нехитрый подсчет по школьному курсу физики — и готова средняя скорость. Если она выше разрешенной на этом участке, водителю приходит штраф. Но Верховный суд сказал, что это неправильно.

От редакции

Превышать скорость нехорошо — хоть в конкретный момент времени, хоть в среднем. Лучшая защита от штрафа — ехать по правилам или, на худой конец, с превышением не более чем на 20 км/ч , за которое пока не наказывают.

С другой стороны, все должно быть по закону. И штрафы за среднюю скорость — тоже.

Как устроена процедура штрафов с камер

По КоАП камеры правильно называть длинным термином «специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме». Это надо знать хотя бы для того, чтобы легко найти в КоАП профильные статьи. Но дальше в статье я буду использовать привычное слово «камера».

Эти устройства сейчас умеют контролировать не только скорость автомобиля, но и много чего еще. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановку или стоянку в неположенном месте, нарушение направления движения по полосам, езду по встречке или по полосе для общественного транспорта.

Поскольку все происходит автоматически и без участия человека, для наказаний «по мотивам» камер есть специальные правила. Вот они:

  1. За нарушения только штрафуют, причем по нижней границе «вилки». Например, штраф за превышение скорости на 41—60 км/ч — от 1000 до 1500 Р . Если это зафиксирует камера, возьмут 1000 Р .
  2. Если устройство запечатлело проступок, за который лишают прав, то вместо этого будет штраф 5000 Р .
  3. Протокол не составляют — сразу заочно оформляют постановление о назначении штрафа.
  4. Штраф выписывают собственнику — человеку, на которого зарегистрирован автомобиль. Чтобы не платить, он должен отдельно доказать, что не был за рулем в момент съемки.

Если камера не автоматическая и была в руках, например, инспектора ГИБДД либо какой-то неравнодушный гражданин снял нарушение на свой смартфон, а потом отослал куда следует, этот специальный порядок не применяют. То есть заочно оштрафовать собственника не получится: протокол или постановление нужно оформлять на месте проступка.

Почему ВС против штрафа за превышение средней скорости? Он не знает физику?

Я не проверял знания судей ВС по этому предмету. Но вот закон они знают четко — и привели следующие аргументы.

Во-первых , в КоАП нет наказания за превышение средней скорости. Там упоминается просто скорость, и она, по мнению суда, должна быть конкретной.

Во-вторых , КоАП ранжирует наказания в зависимости от величины превышения. Если водитель после фиксации его первой камерой какое-то время стоял и потом понесся с превышением на 60 км/ч , штрафовать его надо именно за это. А не за то, что в среднем он превысил скорость, скажем, на 30 км/ч .

В-третьих , на некоторых участках дорог водитель после фиксации первой камерой может срезать путь до второй, не превышая скорость. И получится, что его оштрафуют без вины.

В-четвертых , при вычислении средней скорости невозможно установить конкретное место проступка. А значит, нельзя и четко определить подразделение ГИБДД или районный суд, где можно обжаловать штраф. Что нарушает право собственника на защиту.

Меня оштрафовали за среднюю скорость. Теперь могу не платить или вернуть уплаченные деньги?

К сожалению, ВС вынес вердикт по конкретному делу. И хотя аргументы в нем универсальные для всех подобных случаев, ГИБДД и нижестоящие суды вряд ли быстро возьмут под козырек и начнут руководствоваться новой позицией ВС.

Кроме того, решения ВС по конкретным эпизодам не могут быть причиной пересмотра уже закрытых дел, все сроки обжалования по которым прошли.

Вот варианты, как быть со штрафом за превышение средней скорости в зависимости от ситуации:

  1. Вам пришло «письмо счастья», вы его не обжаловали, через 10 дней штраф вступил в силу, но вы его так и не заплатили. Увы, долг не спишут.
  2. Все как в первом варианте, но штраф вы заплатили. Деньги не вернут.
  3. Вы получили постановление о штрафе с камеры, и с этого момента еще не прошло 10 дней. Вот тут решение ВС должно помочь — сошлитесь на него при обжаловании штрафа.

Как обжаловать штраф, в Т⁠—⁠Ж подробно разбирали в отдельной статье.

Для справки: можно ли обжаловать штраф с камеры за превышение конкретной скорости

Если вы собственник, были за рулем автомобиля и действительно превысили скорость, отменить штраф можно только через обман. То есть сказать, будто машиной управлял, скажем, родственник или знакомый, который готов свидетельствовать в ГИБДД или в суде. Но, во-первых , к этому могут отнестись со скепсисом: слова есть слова. А во-вторых , родственник либо знакомый фактически лжесвидетельствует, за что предусмотрен отдельный штраф — 1000—1500 Р .

Однозначно можно отбиться от штрафа, если выяснится, что автоматическая камера работала некорректно и завышала измеряемую скорость. Так случилось, например, в 2017 году в Вологодской области, где от действий неисправной камеры пострадали более 10 тысяч водителей.

А вот еще один пример технической ошибки из судебной практики в Нижегородской области. Собственнику пришло два штрафа за превышение конкретной скорости с камер, расположенных друг от друга почти в 7 км. Устройство № 1 зафиксировало проступок в 9:37:16 , а устройство № 2 — в 9:37:50 , то есть через 34 секунды. Получилось, что между камерами автомобиль ехал со скоростью свыше 700 км/ч , иначе он бы просто не успел достичь устройства № 2 к означенному времени. Поскольку это технически невозможно, суд все-таки отменил второй штраф.

Однако, повторюсь, если устройство, которое зафиксировало ваше нарушение, работало корректно, шансы законно оспорить штраф нулевые. Не стоит и пытаться.

Как отменить штраф за превышение скорости? Образец жалобы, сроки и основания

Мы уже писали про общий порядок оспаривания постановлений. Теперь настало время обсудить частный случай. Далеко не всегда штрафы за превышение скорости выносятся правомерно. Допущенные процессуальные нарушения, неполадки в работе камер, нахождение автомобиля во владении другого лица – все это, как и многое другое, может быть основанием для обжалования и отмены штрафа. В зависимости от выбранной водителем процедуры, отменяет постановление ГИБДД либо суд. Можно ли оспорить штраф за превышение скорости, как это сделать и на каких основаниях?

Стоит ли обжаловать?

Право на подачу жалобы на постановление об административном правонарушении ­– одно из базовых процессуальных прав стороны производства по админделу в 2021 году.

Водитель, уверенный, что ГИБДД привлекает его к ответственности неправомерно либо с нарушениями процедуры, вправе оспорить штраф за скорость. Главное, чтобы имелись веские причины для отмены – даже если факт нарушения ПДД, действительно, имел место, избежать наказания можно по причине выявления процессуальных нарушений, в том числе в работе автоматизированной системы. Но об этом позже.

В какие сроки?

Согласно ст. 30.3 КоАП, водитель может обжаловать штраф в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления. Если в течение этого срока жалоба подана не будет, документ вступит в силу и начнется отсчет срока для добровольного погашения штрафа.

Но если у вас были уважительные причины (например, отсутствие в городе либо нахождение на больничном), жалобу можно подать и по истечении указанного 10-дневного срока. Для этого при подаче дополнительно нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока либо указать такое требование дополнительно в самой жалобе.

Учтите, что сам факт неполучения постановления по почте не может служить основанием для восстановления срока. Важно доказать, что оно не было получено по уважительным причинам, и вы не уклонялись от этого. Если вы не проживаете по адресу регистрации, это тоже не будет никого волновать.

Образец жалобы

Сам текст заявления пишется в свободной форме – законодательство не регламентирует какое-либо обязательное содержание. Но в нём должны быть обязательно указаны необходимые данные, иначе жалобу вернут без рассмотрения:

  • в шапке необходимо указать, кому и куда вы подаете жалобу за скорость,
  • далее обязательно укажите реквизиты постановления – его номер и дату вынесения, а также дату самого нарушения, какой орган вынес постановление,
  • напишите явно само требование отменить штраф,
  • можете дополнительно указать основание для отмены (но это не обязательно),
  • поставьте текущую дату и подпись.

Вот так выглядит правильный образец жалобы:

Вы также можете скачать его для самостоятельного заполнения на компьютере.

Куда подавать жалобу?

Где водитель будет отменять штраф за скорость – исключительно его решение. Согласно ст. 23.3 КоАП, производства по статье 12.9 КоАП за превышение рассматриваются в ГИБДД, а потому закон (ст. 30.1 КоАП) предоставляет два варианта направления заявления:

  • отменить штраф за превышение можно у вышестоящего должностного лица, которым для инспектора является начальник подразделения ГИБДД;
  • либо в районный суд по месту рассмотрения дела, то есть по адресу нахождения подразделения полиции, инспектор которого вынес постановление.

Начальник подразделения – не истина в последней инстанции, потому если он откажет в жалобе, уже его решение можно оспорить в районном суде. Определение районного суда об отказе можно оспорить в апелляционной инстанции ­– городском или областном/краевом суде, а затем и в кассационной (Верховный суд), при необходимости (ст. 30.9 КоАП).

Как оспорить штраф за превышение? Инструкция

Независимо от характера оспариваемого постановления, порядок его обжалования всегда будет одинаков. А потому, чтобы отменить постановление, водителю необходимо пройти несколько этапов.

  1. Собрать комплект доказательств, обосновывающих несогласие водителя с постановлением о штрафе за скорость, которые и послужат веским основанием для отмены. Конкретные доказательства будут зависеть от обстоятельств, которыми заявитель аргументирует неправомерность наказания. Об этом мы расскажем немного ниже.
  2. Подготовить жалобу по образцу выше. Закон, благо, не регламентирует содержание и образец такой жалобы, потому она может быть составлена в свободной форме. Опишите в ней все сложившиеся обстоятельства, укажите на аргументы, почему вы не согласны с нарушением, и потребуйте отменить вынесенное постановление. Дополнительно можно запросить помощь в истребовании необходимых доказательств, например, сведений о детализации движения с камер ЦАФАП МВД.
  3. Подать жалобу в ГИБДД либо суд. В зависимости от адресата жалобы порядок ее подачи может отличаться. По состоянию на 2021 год отменить штраф через интернет не получится. Официальная приёмная на сайте ГИБДД не рассматривает жалобы, а только принимает обращения. Районные суды тоже, как правило, принимают документы только лично, хотя на сайтах отдельных судов есть функция подачи документов в электронной форме. Кроме того, жалоба и документы в обоих случаях могут быть направлены по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложений.
  4. Получить уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы.
  5. Явиться в назначенное время и место для участия в рассмотрении. Это не обязательно, жалоба может быть рассмотрена и в отсутствие заявителя. Но в случае личной явки в суд/ГИБДД, шансов на отмену штрафа за превышение скорости порядком больше.
  6. В процессе рассмотрения жалобы поддержать свои требования, представить новые аргументы, незаконности и необоснованности вынесенного постановления, указать на процессуальные нарушения. При необходимости ходатайствовать о привлечении экспертов и специалистов. Обратите внимание начальника ГИБДД/судьи на то, что при рассмотрении жалобы он не связан доводами, указанными заявителем, и обязан и обязан изучить наказание на предмет его законности в полном объеме.
  7. Узнать о принятом решении. Если вы принимали участие в рассмотрении жалобы, решение по ней может быть оглашено сразу после ее рассмотрения либо позже. Решение оглашается сразу после его вынесения, а его копия вручается либо высылается водителю по почте в 3-дневный срок (ст. 30.8 КоАП).
  8. При необходимости следует оспорить штраф в суде, вышестоящем суде.

Может, проще заплатить?

Может быть и проще – все зависит от размера наложенного наказания, оснований, по которым водитель намерен отменить штраф за нарушение скоростного режима и сил/средств, которые он способен потратить.

Очевидно, что если вас решили лишить прав за превышение в 60+км/ч, а вас и в автомобиле то не было, то такое наказание стоит пытаться отменять до последнего. Если же речь идет о штрафе в 500 рублей, вероятно, стоит оплатить его в 20-дневный срок с 50-процентной скидкой (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП) и забыть об этой проблеме уже на следующий день.

Важное замечание!

На основании чего можно отменить постановление?

В 2021 году превышение скорости фиксируется преимущественно камерами ГИБДД. Как правило, именно с особенностями их эксплуатации водители обычно и связывают возможность обжалования штрафа. Мол, нарушения фиксируются в автоматическом режиме, а в работе камер могут присутствовать различные неполадки, в результате которых наказание будет основано на недостоверных сведениях.

Впрочем, причины могут быть не только техническими – рассмотрим самые популярные основания, по которым водители обжалуют штрафы за превышение разрешенной скорости.

К слову, указывать в самой форме жалобы основание для его отмены водитель или владелец автомобиля вовсе не обязан. В России в 2021 году действует презумпция невиновности. Это значит, что если вы просто заявили о неправомерности назначенного штрафа, то рассматривающий дело орган обязан проверить всесторонне все данные, которые могут повлечь отмену постановления. Но, дабы задать судье или начальнику ГИБДД верное направление в ходе мыслей, можно указать, почему вы считаете штраф незаконным.

Если превышения не было

Если водитель наверняка знает, что вменяемого ему превышения скорости не было, постановление, вероятно, было вынесено на основании недостоверных данных, а, значит, камера, судя по всему, дала сбой.

Как это доказать? Очевидно, что самостоятельно это сделать не удастся, а потому при подаче жалобы заявите дополнительное ходатайство об истребовании доказательств (ст. 26.10 КоАП). В тексте жалобы попросите ГИБДД/суд запросить в ЦАФАП МВД данные систем видеофиксации о детализации движения автомобиля. Это позволит доказать факт того, что камера сняла неверные сведения. Также поможет запись видеорегистратора с показаниями скорости на основе GPS.

Кроме того, зафиксированная скорость может быть явно завышенной. Например, если в постановлении указано, что старенькая девятка двигалась со скоростью 200 км/ч. В этом случае обратитесь в бюро технической экспертизы и закажите отчет о предельной скорости вашего автомобиля. Это докажет, что автомобиль физически не мог двигаться с заявленной скоростью. На этом основании наказание должно быть отменено с большой долей вероятности.

Если камера неправильно установлена

Неправильная установка камеры, как правило, является основанием для отмены штрафа, если речь идет о мобильных системах фиксации нарушений.

Дело в том, что каждая такая система должна быть установлена в соответствии с руководством по его эксплуатации и требованиями ГОСТ Р-50856-96. Если эти требования не соблюдены (например, камера установлена ниже необходимой высоты), она не может объективно осуществлять измерения, и это однозначно станет основанием для отмены постановления – шансы на успех высоки.

Вот пример подобного решения из судебной практики по фоторадару КРИС-П.

Если нет таблички о фотофиксации

Таблички о наличии камер фотофиксации относятся к числу информационных и, как правило, устанавливаются на знаках, в том числе запрещающих.

Но обязанности устанавливать их на участках дороги с ограничениями скорости, где есть камеры, не установлено ни одним нормативным актом – даже ГОСТами, которые в большинстве и без того носят рекомендательный характер.

К тому же, мобильные комплексы, такие как КРИС-П, вообще никак не обозначаются на дороге. А потому отсутствие информационного указателя обозначающего, что впереди камеры, не является основанием для отмены постановления.

Если номер авто читается нечетко

Сам факт того, что на фото номер машины читается плохо или фотографии в постановлении вовсе не было, может служить лишь дополнительным доказательством правоты водителя. Например, если одна из цифр госномера размыта, но на фото явно ваш автомобиль, это не поможет обжаловать штраф.

Другое дело, если на фото явно другой автомобиль с очень похожим на ваш номером, одна из цифр которого также размыта. В этом случае проще – оператор ЦАФАП, очевидно, решил не усложнять себе задачу и сопоставлять марку автомобиля и госномер. На этом основании постановление точно должны отменить.

Но сам факт неразборчивости символов госномера не должен быть основанием для отмены. Имейте в виду, что представители ЦАФАП предоставят при подаче вами жалобы оригинал фотографии, где номер чаще всего виден гораздо более отчетливо.

Если за рулем были не вы

Нарушение, зафиксированные автоматически, вменяются исключительно собственнику автомобиля. Но если за рулем были не вы, и это можно доказать документально, шансы на успех жалобы очень велики.

Предъявите ГИБДД/суду договор аренды/купли-продажи автомобиля, доверенность на управление им, или приведите человека, который подтвердит, что за рулем был он, и предъявите полис ОСАГО, в который он вписан, и постановление с высокой долей вероятности будет отменено.

Правомерны ли штрафы «за среднюю скорость»

А за какую такую среднюю скорость штрафуют?

В первую очередь хотелось бы разобраться с самим понятием «штрафа за среднюю скорость». Сразу скажу: такого штрафа не существует. Некорректное название многих вводит в заблуждение. Штрафы выписывают не за «среднюю скорость». Нет никакой средней скорости, которую необходимо соблюдать, чтобы оставаться законопослушным. Соблюдать нужно все тот же установленный на определенном участке дороги скоростной лимит. То, что отличается, – это метод контроля скорости. В данном случае вместо очень короткого отрезка пути в пределах обзора одной камеры контролируется более длинный отрезок и делается это с помощью двух камер. Система вычисляет среднюю скорость автомобиля на участке дороги по формуле, известной каждому старшекласснику. Таким образом устанавливается, имело ли место превышение скорости на участке или нет. Штрафуют именно за факт превышения скорости, а не за «среднюю скорость», как часто говорят. А как мы знаем, методы установления факта превышения установленного скоростного режима в законе никак не ограничены.

Правомерны ли доводы истцов, оспаривающих штрафы «за среднюю скорость»?

Если же нет никакого противоречия КоАП в использовании метода средней скорости для измерения скорости, то в чем проблема? Есть несколько стандартных доводов, которые приводят истцы.

Первый – это отсутствие конкретного времени и места совершения правонарушения. Действительно, в КоАП сказано, что у правонарушения, зафиксированного с помощью автоматического средства ФВФ, должно указываться время и место. Когда говорят, что при установлении факта превышения скорости с помощью фиксации средней скорости невозможно установить точное время и место, имеют в виду, что временем и местом могут быть только точечные показатели. Тем не менее со скоростью дела обстоят по-другому: скорость существует только в динамике. В конкретно взятой точке скорости у физического тела нет. Поэтому представляется логичным и правомерным определять место и время нарушения установленной скорости как отрезки. Если возводить данную логику в абсолют, то результаты даже обычной камеры, которая фиксирует превышение скорости «в моменте», могут быть поставлены под сомнение. В сообщениях о запрете Верховным судом РФ «штрафов за среднюю скорость» часто, ссылаясь на решение по иску г-на Баусова, пишут: неуказание точного места совершения административного правонарушения или указание как участка дороги стало основанием для отмены. Это не так. Верховный суд РФ указал, что нарушение произошло с 19 часов 05 минут по 19 часов 41 минуту, место совершения правонарушения – участок автодороги с 297 км автодороги М-1 Беларусь в городе Сафоново Смоленской области по 226 км 602 м автодороги М-1 Беларусь в городе Вязьма Смоленской области. Не будем забывать, что Верховный суд РФ рассматривал конкретную жалобу, конкретный протокол и судебное решение.

Второй довод – это то, что отрезок дороги в зоне измерения средней скорости может относиться к юрисдикции разных судов. То есть в случае необходимости обжаловать постановление о штрафе за превышение скорости, установленное с помощью метода измерения скорости на отрезке, будет невозможно решить, в какой суд обращаться. Проблема носит чисто юридический характер. Рассмотрение дела в рамках надлежащей подсудности является одной из основ правосудия. И данный вопрос не может решаться хаотично. Этот фактор должен решаться путем разумного размещения камер в рамках подсудности одного суда. Однако несоблюдение этих требований в каком-то конкретном случае никак не делает незаконным применение этого метода в принципе.

Таким образом, действительно в случае споров и обжалования штрафов, вынесенных на основании данных с камер на среднюю скорость, суду необходимо рассмотреть другой, по сравнению со случаями превышения скорости, установленными камерами на мгновенную скорость, набор обстоятельств, как то: скоростные режимы внутри отрезка или возможные объездные пути. Однако все эти обстоятельства в случае изначально добросовестной установки оборудования должны быть продуманы ответственными лицами и легко устанавливаться.

Есть ли тенденция?

Последний иск, на который ссылаются журналисты как на недавний пример успешного оспаривания штрафа «за среднюю скорость», – от г-на Чибисова – далеко не такой свежий: постановление по нему было вынесено в апреле этого года. Другое – уже упомянутое прошлогоднее дело Николая Баусова (на него долгое время указывали как на прецедент отмены штрафа «за среднюю скорость») Верховным судом РФ на самом деле не отменялось, а было возвращено на пересмотр. В рамках последнего штраф оставили в силе. Таким образом, о какой-либо тенденции на отмену штрафов за превышение скорости с камер на среднюю скорость говорить не приходится. Опять же, мы говорим о конкретном деле. Например, в деле Чибисова суд воспроизвел позицию Верховного суда РФ несмотря на то, что участок дороги там существенно меньше. Но там и срок привлечения в административной ответственности истек. Вступление в силу судебного решения не делает его судебным прецедентом, так как позиция по оспариванию акта лежит на сторонах.

Что дальше?

Со стороны профессионального сообщества уже совершались попытки урегулировать эти проблемы с помощью юридических инструментов, ответив на накопившиеся у водителей вопросы. Так, рабочая группа «ОНФ» по защите прав автомобилистов обращалась с законотворческой инициативой в Министерство юстиции. Но позиция последнего остается непонятной, до сих не предпринято конкретных действий, чтобы внести ясность в положение дел. Вместе с тем превышение скорости часто является причиной ДТП, а также смертности на дорогах, тем не менее штраф за превышение скорости существенно ниже, чем безобидная (не для бюджета, конечно) неоплата парковки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: