Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Обязан ли водитель выйти из машины по требованию инспектора?

Обязан ли водитель выйти из машины по требованию инспектора? В каких случаях это требование законно 🚔

Вы слышали когда-нибудь от инспектора фразу: «Выйдете из машины»? Такая ситуация является довольно распространенной на дорогах нашей страны. Чтобы понять в каких случаях данная просьба является законной, а в каких – нет, предлагаю прочитать вам эту статью.

🔍 Законно ли требование инспектора выйти из машины

Ни один инспектор не имеет права приказать вам выйти из машины. Он может только предложить выйти при наступлении определенных ситуаций:

• Необходимо устранить технические неисправности транспортного средства;

• Нарушение правил перевозки грузов;

• Наличие у водителя признаков состояния алкогольного или наркотического опьянения, а так же при наличии болезненного состояния;

• При сверке номеров агрегата;

• Во время проведения осмотра, досмотра или личного досмотра;

• Для оказания помощи пострадавшим;

• При возникновении ситуации, когда жизни инспектора кто-то или что-то угрожает;

П.п. «А» Пункта 70 Приказа МВД РФ от 02.03.2009 года № 185:
Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:
— необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
— наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
— для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; (в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
— когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

В каких случаях водитель обязан выйти из машины

Конечно, просьба выйти из машины может стать обязанностью, но, опять же, это может быть только в отдельных случаях после составления протокола.

1. Вы будете обязаны выйти из своего транспортного средства тогда, когда будет составлен протокол об Административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ.

Статья 27.4 КоАП РФ:
1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

2. Также причиной покинуть автомобиль в принудительном порядке будет служить составленный протокол о досмотре вашего автомобиля согласно статье 27.9 КоАП РФ.

3. Ну и конечно же если против вас будет составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, в соответствии со статьей 27.12 КоАП РФ, то вам придется покинуть салон своего автомобиля, хотите вы этого или нет.

Даже в случае, если есть необходимость составить протокол или квитанцию- постановление, все попытки выманить вас в патрульную машину делаются для того, чтобы при разговоре с вами «тет-а-тет» инспектору было проще оказывать давление и подводить разговор к денежному знаменателю. Тут имеет место психологический прием — «игра на чужом поле». Да и свидетели в вашей машине инспектору не нужны.

Кроме того, существуют моменты, когда не следует покидать салон автомобиля. Например, к такой ситуации можно отнести остановку транспортного средства на трассе, которая расположена на «глухом» месте (поля, леса и пр.) в темное время суток. В этой ситуации не следует глушить двигатель автомобиля, так как при наступлении непредвиденной ситуации, вам придется моментально среагировать и тронуться с места. Чтобы предотвратить экстренные случаи, лучше всего приоткрыть немного окно, заблокировать двери и попросить показать удостоверение, а так же попросить продемонстрировать нагрудный жетон, который тоже неплохо было бы рассмотреть. Запомните, пока вы этого не сделаете — это всего лишь человек, одетый в форму инспектора ДПС.

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?

Те или иные обязанности водителей описаны в разделе 2 ПДД, и многие автолюбители ошибочно думают, что только Правилами им и стоит руководствоваться, всё остальное писано не для них. Но есть ещё множество правовых актов, которые регулируют права водителя. В частности, он обязан подчиняться законным требованиям инспекторов и не препятствовать выполнения ими своих служебных обязанностей. И давайте рассмотрим ещё более частный случай — обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?

Правовая основа требования ДПС выйти из ТС

Итак, ФЗ “О полиции” указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).

При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!

Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.

Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.

Нужно ли выходить из авто по первому требованию ГИБДД?

На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:

  1. досмотр ТС,
  2. личный досмотр,
  3. задержание,
  4. отстранение от эксплуатации авто,
  5. доставление.

Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права. И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно — их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее. Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!

Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона.

Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину. К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.

Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС?

Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба — это просьба, и никак не требование.

Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
  • в целях досмотров, осмотров,
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.

Если инспектор требует открыть багажник

Представим ситуацию, когда инспектор требует открыть багажник. Законно ли его требование, и должен ли водитель выйти из автомобиля, чтобы сделать это (если, конечно багажник не открывается из салона)?

Тут ключ кроется в том, требует или просит инспектор ДПС открыть багажник. Ведь на практике Вы не услышите этих слов почти никогда. Сотрудник просто скажет что-то вроде: “Откройте багажник!”.

В этом случае уточните у него, требование это или просьба.

  • Если это требование, то, как мы описали выше, любые требования должны основываться на нормах закона. Иное не допустимо. И существует лишь два основания законности требования открыть багажник — это досмотр автомобиля или же досмотр личных вещей водителя или пассажиров. И в обоих случаях такое процессуальное действие должно быть предварено соответствующим протоколом: досмотра ТС либо досмотра личных вещей соответственно. Если протокола нет, то и требование незаконно, а вместе с ним и отказ от него ненаказуем.
  • Если просьба, то тут всё ещё проще — Вы вправе отказаться от просьбы.

Обязан ли водитель садиться в машину ДПС

Правовую основу обязанности водителя занять место в патрульном автомобиле составляет тот же регламент. И такой обязанности у водителя нет. Момент этот спорный, так как почему-то некоторые средства массовой информации пишут о том, что обязанность такая всё же есть.

А вот правду — почему водитель не обязан садиться в патрульный автомобиль, можно раскрыть, приведя всего одну цитату из административного регламента. Пункт 93.3 говорит нам следующее:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Как видим, ключевое слово здесь “предложить“. Это значит, что водитель может по праву отказаться от такого “заманчивого” предложения. И санкций за это к нему применено быть не может. Так, просто для составления протокола и других материалов дела, в которых он даже может фигурировать обвиняемым, обязанности садиться в патрульную машину нет, равно как и оформлять их на улице — Вы можете оставаться на своём месте водителя.

Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины

В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.

Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.

Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.

В заключение

Выше мы описали законность тех или иных требований сотрудника полиции, в том числе требования покинуть транспортное средство для осуществления административно-процессуальных процедур или просто так — по желанию инспектора.

Имейте в виду, что всё это закон и теория. К сожалению, на практике не всегда законные права граждан соблюдаются, и суды выносят решения против последних. И пусть Вы обжалуете и привлечёте к ответственности всех виновных в незаконных действиях в Вашем отношении, результат для Вас может быть печальным. До такого обжалования Вы можете отсидеть в рамках административного ареста не одни сутки.

Поэтому не следует изначально нарываться на конфликты с сотрудниками правоохранительных органов и всегда следует помнить, что время, потраченное на Вас в доказывании законности тех или иных требований — это время, когда мог быть упущен злостный нарушитель. Да, эта проблема не представляется такой острой, пока она не затрагивает Ваших близких или Вас самих. Но многим достаточно просто представить это, чтобы понять.

Инспектор просит выйти из машины. А если я откажусь?

Ситуация с необходимостью выходить из машины по требованию инспектора на первый взгляд довольно запутанная. С одной стороны, «законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами» (смотрим п.3.ст. 30 ФЗ «О полиции» ). За отказ предусмотрена достаточно суровая санкция — до 15 суток ареста. С другой стороны, в Административном регламенте ГИБДД нет такого пункта, согласно которому инспектор мог бы требовать водителя покинуть его авто без объективной на то причины (раздел «Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного надзора». Ключевой момент — «без объективной причины». Их может быть несколько:

  • Проведение досмотра транспортного средства (например, похожая машина числится в розыске). В этом случае инспектор сначала составляет протокол о досмотре транспортного средства, в котором участвует водитель.
  • Отстранение от управления транспортного средства (п. 224 Административного регламента ГИБДД). Сама формулировка предполагает то, что водитель должен будет покинуть салон авто, поскольку, оставаясь внутри, он может попытаться скрыться от инспекторов.
  • Задержание транспортного средства. В КоАП РФ существует целый ряд статей, предусматривающих задержание авто. В этом случае машину эвакуируют на спецстоянку, где она находится до момента устранения причины задержания.
  • Административное задержание водителя. Конкретных оснований для применения данной меры КоАП РФ не предусматривает, а лишь указывает, что она применяется в исключительных случаях и при наличии острой необходимости.

Итак, фраза: «выйдите, пожалуйста, из машины» — просьба, которая должна иметь под собой основание. Так что ничто не мешает напрямую спросить у инспектора, в чем причина. Если объяснения не последовало, вы вполне можете остаться в салоне. Только не забывайте, что в некоторых случаях согласие выйти из машины без демонстрации своих глубоких познаний в законодательстве может сэкономить ваше же время и избавить от дополнительной нервотрепки.

«Примерно года два назад в Москве меня остановили инспекторы ДПС, — рассказывает главный редактор zr.ru Артур Саруханов. — Проверили документы и попросили выйти из машины. Я не понял, в чем, собственно, дело, но подчинился. Оказалось, что у меня была залита незамерзайка, которая резко отдавала спиртом, а сотрудник ГИБДД, общаясь со мной через окно, заподозрил, что пахнет от меня. Благо, после того как я вышел из машины, все удачно разрешилось, и я поехал дальше».

Согласно п. 93 все того же Административного регламента, предложение выйти из машины может поступить вам в случаях:

  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Обратите внимание, что «предложение» в данном случае — то же самое, что требование. Так что не подчиниться вы не можете — все-таки перед вами представитель власти. А вот если вы видите, что инспектор действует, что называется, не по процедуре, смело снимайте его на камеру, просите включить регистратор в патрульной машине. В дальнейшем, если дело дойдет до суда, у вас на руках будут доказательства допущенных нарушений. Согласитесь, это гораздо разумнее, чем просто сидеть в машине и упорно доказывать сотруднику полиции, что он неправ.

  • Ответы на многие вопросы, касающиеся взаимоотношений с инспектором ГИБДД, вы найдете в соответствующем разделе Парка документов «За рулем».

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора

Как показывает практика, водителей часто интересует ответы на вопросы: “имеет ли право инспектор требовать водителя выйти из автомобиля?”, “обязан ли водитель выходить из машины?”

На эти вопросы я отвечу сегодня.И в качестве эксперимента добавлю видео версию ответа.

Обязанности водителя при общении с инспекторами регламентирует раздел 2 ПДД, в соответствии с которым водитель обязан передать сотруднику для проверки соответствующие документы, а также пройти освидетельствование на состояние опьянения, если этого требует инспектор.

Казалось бы все, но есть еще ст. 30 закона “О полиции”, которая декларирует, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Законными требования сотрудника являются требования перечисленные в регламенте 664 приказа МВД, правда, есть тонкий момент – в регламенте написано, что сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства.

На практике судьи ставят знак равно между “предложить” и “требовать” в тех случаях, когда провести процедуру без оставления автомобиля было невозможно, а особо неадекватные уравнивают эти понятия всегда.

Ниже будет исчерпывающий перечень ситуаций.

Сверка номеров агрегатов и узлов с записями в регистрационных документах.

В этом случае инспектор может вам предложить выйти из автомобиля, требовать выйти из автомобиля, он может только в том случае, если ваше присутствие явно необходимо, например, открыть замок капота ключом или секреткой. Но в любом случае советую присутствовать при осмотре и досмотре, чтобы в вашем автомобиле не “нашлись” запрещенные к обороту предметы, которых там не было изначально.

Досмотр транспортного средства или личный досмотр.

В этом случае автомобиль придется покинуть, так как нахождение в нем может мешать проведению досмотра, а личный досмотр вообще невозможен.

Наличие у водителя признаков болезненного состояния

Признаки болезненного состояния – достаточно субъективный момент и ничем не регламентируется, водитель может спокойно оставаться в машине.

Проведение процедуры освидетельствования на опьянение.

Про то, что процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения нельзя проводить в автомобиле освидетельствуемого нигде не написано, но я бы не советовал отказываться пройти для освидетельствования в патрульный автомобиль или выйти на улицу. Такой отказ может быть расценен,как отказ от освидетельствования. И не факт, что вы сможете доказать обратное.

Направление на медицинское освидетельствование.

При направлении водителя на медицинское освидетельствование придется не только выйти из автомобиля, но и проехать в медицинское учреждение. В случае отрицательного результата инспектор обязан вас доставить к автомобилю.

Устранение неисправности.

Инспектор может попросить вас выйти из автомобиля для устранения технической неисправности. Выходить, устранять неисправность или нет – дело водителя. Но нужно помнить, что наличие ряда технических неисправностей исключает возможность движение транспортного средства.

Угроза личной безопасности инспектора в поведении водителя

Самый расплывчатое основание, если инспектор начинает ссылаться на такое основание, лучше автомобиль покинуть, в противном случае можно нарваться на применение силы, а также на ст. 19.3 КоАП РФ, наказание по которой может быть арест до 15 суток.

Что делать если инспектор заставляет выйти из машины.

Если инспектор требует покинуть автомобиль, то прежде всего стоит узнать на каком основании он это требует, если вразумительного ответа не будет, то можете не выходить из автомобиля, особенно, если сотрудник не представился и не показал удостоверение. Если в уверены, что перед вами именно сотрудник, который очень настойчиво требует покинуть автомобиль,но оснований для этого не имеет, можете подчиниться этим требованиям, чтобы не развивать конфликт. Обязательно закрыв его на замки. О поведении сотрудника стоит сообщить по телефону 112, а также написать жалобу в прокуратору.

Спасибо за внимание, задавайте свои вопросы в комментариях.

Дубликаты не найдены

Автомобильное сообщество

13.7K поста 36.4K подписчиков

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Если полицаи адекватны, то вам и не нужно выходить из машины! Пощупают доки, визуально просмотрят вас и нутро авто!это на тот случай что у вас нет нарушений! И не надо выходить , если нет желания!Просто нужно быть вежливым и знать хоть чуточку закон.

А вот если просто поставлен «план», то будут настаивать на выход с всеми вытекающими!

Выше написали что , якобы зачем не выходить, вышел козырнул доки и свалил! Люди если у вас все в порядке с доками и авто! И вас остановили, зачем выбегать?Это советский пережиток! Водилы выбегали зная заранее свои минусы, и таким образом пытались «замазать» перед гайцами!

Я обычно выхожу, лицом к лицу проще общаться. А так как это раз в год случается – сильно не напрягаюсь ).

Я однажды так вышел и получил вопросом в лоб – почему вы не пристегнуты были?

При этом гибддшник видел как я отстегиваю ремень и выхожу к нему на встречу.

В итоге я просидел у них в патрульке 2 часа за то, что отказался подписывать протокол. Они очень тщательно меня проверяли на штрафы, в угоне ли авто и т.д., наркоман или бухой я. Намекали дать им на лапу, суки.

Все равно я заплатил штраф за ремень и с тех пор когда меня останавливают, не отстегиваюсь и не выхожу.

Я тоже выхожу, если инспектор не успевает быстрее к машине подойти.

Ну, от бандита, видимо, юр. терминами отбрехается.

Тот подумает “не иначе инопланетянин” и будет улепетывать в кусты.

Полиция США с тобой не согласится =)

Если ночью засады на синяков устраивают и всех тормозят, то доки вообще по диагонали смотрят. Выхлопа нет – да и ладно.

Багажник я тоже могу открыть если вежливо попросят.

Но однажды тормознули меня колхозники. То ли мент говна поел с утра то ли пиздюлей от начальства на дорожку получил. В общем пафоса пиздец, через губу разговариваем, товарищу водителю тычем, а не выкаем. :) Ну и вообще синдром Бога Запинды в полном объеме.

– Двух понятых зови, готовься писать протокол досмотра транспортного средства.

-Я ща всю твою машину разберу тут.

– Да нехуй делать, времени у меня навалом, зови понятых и разбирай. Только собрал чтобы потом все как было, ну и работу новую начинай подыскивать. :)

В общем попиздел мент что то там, вернул доки на том и разошлись. :)

У нас в Украине не нужно выходить, и документы передавать не нужно, можно просто показать в своих руках. Я недавно нарушил, остановили, я даже документы отказался показывать, т.к, нет смысла, пусть сами устанавливают личность.

Вопрос был задан мемберами ЛЛ)

да, нет. Очень многие водители начитаются или насмотрятся всякого, а потом “прилипают”.

Никто в смысл вопроса не в. ник? Де- юре : обязан ли водитель выходить из автомобиля ПО ТРЕБОВАНИЮ ИНСПЕКТОРА? – да, обязан. В каких случаях инспектор ИМЕЕТ ПРАВО. ПОТРЕБОВАТЬ. Совсем другая история. Всем добрых . полицейских на дорогах!

Инструкция как правильно лезть в бутылку, раздражать инспектора и искать себе проблем на ровном месте.

Для чего это делается совершенно непонятно. Неужели нельзя вежливо выйти если просят?

Ответ avisferro в «Кто кому должен уступить дорогу?»

Про завершение обгона через сплошную, давайте я вам расскажу всю историю, как это было, а то смотрю, что даже здесь сомневающиеся до сих пор вполне в наличии.

Итак, сначала сухая теория:

– На данный момент это 100% нарушение, караемое статьёй 12.15 КоАП РФ за выезд на встречку в нарушение ПДД.

– До 2017 года это не было в явном виде формализовано в ПДД – и даже вдумчивое их прочтение вместе с КоАПом могло не привести к этому выводу, так как “выезд” это вроде бы не то же самое, что “завершение манёвра обгон”.

– И даже появившийся в 2017 году в правилах пункт 9.1(1) (который вроде бы и должен это явно запретить) окончательной ясности не внёс, да, движение запрещено (хотя это вроде и так понятно), но выезд, выезд-то был по правилам же?

И вот тут нам на помощь приходят высшие силы суды. До 2010 года практика была не устоявшаяся и по сути была на усмотрение гаишников/судей, вполне известны случаи решений в обе стороны. Но в 2010 году случилось аж два захода в Конституционный суд РФ по этому вопросу, первое решение нам не особо интересно, а вот второе очень даже – это “Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2010 года № 1570-О-О” (вот полный текст, кому интересно).

Самая суть вот здесь:

Из диспозиции части 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если он запрещен Правилами дорожного движения и за него не установлена ответственность частью 3 данной статьи. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения.

То есть ещё проще говоря, совершенно не важно, в какой момент ты выехал на встречку – если справа оказалась запрещающая выезд разметка (ну либо трамвайные рельсы встречного направления), то это нарушение и ч. 4 12.15 КоАП.

Казалось бы точка и инспекторы стали за это массово ловить, а суды благополучно лишать.

Но доходило туго, да и см. выше, из ПДД это действительно не следовало, плюс там ещё история занятная случилась, о ней ниже будет. В 2017 это вроде бы устранили, но опять несколько косноязычно, поэтому в 2019 году на эту тему отметился уже суд Верховный, “Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20”:

При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

То есть вот вообще всё, никаких сомнений быть не может в принципе. Но уверенные в обратном до сих пор откуда-то берутся, вот поэтому я и говорю, чем страшны люди, державшие ПДД последний раз перед сдачей теории и “что-то там читавшие в интернете”.

Кстати, с этим связана ещё одна история, очевидно сильно наложившая отпечаток на всё это.

Чтобы не соврать, в 2012 году, тот же Верховный суд готовит аналогичное вот этому постановление, в котором среди всего прочего – внезапно – разрешает это самое “завершение обгона через сплошную”, в смысле, что такое не подпадает под ч.4 12.15. Вернее даже там не было безусловного “разрешения”, там судам предлагалось разбираться в каждом случае, мог ли в принципе водитель избежать пересечения и если нет, то это не нарушение.

И этот проект попадает в руки СМИ, опять же, если не ошибаюсь, это была Комсомолка, которая немедленно разразилась сенсационным материалом “Верховный суд разрешил завершение обгона через сплошную. 1111адинадин”. Естественно, что это сразу же на все лады перепечатали все, кому не лень, собственно даже сейчас подобное легко гуглится.

И вот официально выходит это постановление. а этого пункта-то там и нет! Видимо кто-то там спохватился и нашёл решение КС, поэтому этот пункт быстренько выкинули. Вот, кстати, было бы весело, выйди оно в изначальном виде – у нас право конечно не прецедентное, но судьи в обязательном порядке решения высших судов смотрят – и вот как им было бы быть в такой ситуации?

Но обошлось. Но подобных опровержений-то никто уже не напечатал, а широкие массы же услышали, что разрешили ведь! Представляю (хотя скорее – НЕ представляю), сколько истерик после этого словили гаишники и мировые судьи.

Поэтому и говорю, что водителю всегда необходимо держать в голове в актуальном состоянии и ПДД, и КоАП по своей части, и подобные вот моменты, потому что тот же ВС частенько разворачивает правоприменительную практику в другую сторону, в общем-то это только один пример.

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС?

Зачастую, при остановке автомобиля якобы с целью проверки документов, инспекторы ГИБДД не ограничиваются изучением водительского удостоверения. Многие автолюбители сталкивались с просьбой, а иногда и требованием, открыть багажник или выйти из автомобиля. Имеет ли право автоинспектор потребовать от водителя выполнения вышеназванных указаний?

Правовые основы просьбы или требования

Любая просьба автоинспектора может относиться как к разряду законных, так и к разряду незаконных. В первую очередь, разберёмся с тем, что можно воспринимать в качестве обычной просьбы, а что уже будет требованием, основанным на законных обстоятельствах.

Автолюбитель не должен забывать, что права, обязанности и действия процессуального характера, которые может выполнять сотрудник ГИБДД, прописаны в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Административный регламент, введённый на основании Приказа МВД под номером 664.
  3. Федеральный законодательный акт «О полиции».

При этом главным документом является КоАП РФ. Каждый из последующих НПА только дополняют либо уточняют порядок процессуальных действий. Если инспектор ДПС требует покинуть автомобиль или пересесть в машину ГИБДД, такие действия должны законодательно подтверждаться одним из вышеназванных актов.

Владелец машины, в первую очередь, должен выяснить у полицейского, какой посыл несут его слова, является ли предложение покинуть салон машины просьбой, либо такое действие приравнивается к требованию.

Зачастую полицейский не говорит автолюбителю о том, что подразумевается под предложением выйти из машины на улицу. По этой причине автолюбитель должен сам задать инспектору ДПС соответствующий вопрос. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда полицейский предлагает открыть багажник, пройти медицинское освидетельствование, открыть дверь машины и так далее.

Если озвученное инспектором предложение — просьба, то водитель на законных основаниях может её проигнорировать. Требованию автолюбитель также может не подчиняться, но только в ситуации, когда достоверно известно о его незаконности.

В каких случаях требования покинуть машину законны

Согласно действующему административному законодательству существует только три ситуации, в которых водитель обязан выйти из машины по требованию инспектора. При этом каждый из этих случаев подробно прописан в КоАП РФ.

Первый вариант связан с составлением сотрудником ГИБДД протокола в отношении водителя о временном задержании согласно статье 27.4.1 КоАП. Когда автоинспектор составляет такой документ, гражданин должен быть доставлен в ближайшее отделение полиции. Если водитель отказывается покинуть салон автомобиля, тогда полицейские имеют законные основания применить физическую силу. Но только в случае оказания сопротивления. Такие действия законны и прописаны в статьях 18-20 закона «О полиции».

Второй вариант связан с оформлением сотрудником ГИБДД протокола досмотра автотранспорта на основании статьи 27.9 КоАП. У многих автолюбителей может возникнуть вопрос, зачем человеку покидать автомобиль для досмотра, ведь можно просто с помощью брелока открыть крышку багажника и пускай инспектор ДПС самостоятельно проводит это мероприятие. Загвоздка заключается в том, что самовольные действия полицейского без присутствия водителя или владельца автотранспорта классифицируются не как досмотр, а как обыск. На такую процедуру необходимо иметь официальное разрешение судебной инстанции.

Получается, что открывать багажник и двигать в нём вещи должен непосредственно гражданин. В противном случае действия ГИБДДшника могут быть признаны самоуправством.

Третий вариант связан с составлением протокола об отстранении гражданина от управления транспортным средством на основании статьи 27.12 КоАП. В данной ситуации всё понятно и просто. Когда инспектор ГИБДД отстраняет водителя от управления автомобилем, гражданин обязан покинуть салон транспортного средства.

Вышеназванные ситуации необходимо запомнить и только лишь при их возникновении беспрекословно выполнить требование полицейского.

А что будет если водитель откажется выполнять законные требования инспектора ДПС?

Тогда в отношении водителя составляется административный протокол по статье 19.3 КоАП ( неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Санкции данной статьи предусматривают денежное взыскание на сумму до 1000 рублей, либо арест правонарушителя на срок до 15 суток. Как видим отказ водителя выполнить законное требование автоинспектора может наказываться и очень сурово. Однако такое наказание должно быть подтверждено соответствующими протоколами досмотра ТС и протоколом задержания, содержащими, помимо личных данных водителя и сотрудника ГИБДД, ещё и мотивы, а также основания для задержания гражданина.

В любой неописанной выше ситуации в обязанности автоинспектора входит не предъявление требования, а только предложение гражданину покинуть салон машины. В регламенте дорожной полиции прописаны все ситуации, когда их сотрудник может обратиться к автовладельцу с такой просьбой. Вот этот перечень:

  • С целью устранения неисправностей в машине, на которые указал автоинспектор;
  • С целью устранения нарушений автомобилистом правил перемещения груза;
  • С целью проверки возникшего подозрения о наличии у водителя алкогольного или иного типа опьянения;
  • С целью сверки номеров, выбитых на узлах и агрегатах машины с номерами, прописанными в техническом паспорте;
  • Для составления протокола или участия в действиях, носящих процессуальный характер;
  • Для оказания необходимой помощи иным гражданам;
  • Когда поведение водителя таит в себе угрозу для здоровья полицейского.

Выходить или не выходить?

Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.

А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя. Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями. На основании вышесказанного, при таком варианте развития событий, выход из салона на улицу можно назвать правом гражданина, но никак не его обязанностью.

В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.

Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя. И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить. Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.

Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.

Что может быть, если отказаться покидать салон автомобиля?

Когда водитель решил продемонстрировать автоинспектору владение юридическими терминами или знание законодательных актов страны, тогда он должен понимать, что и полицейские на дороге могут применить одну из следующих санкций:

  1. В отношении гражданина может быть составлен административный протокол по нарушению, которое и стало причиной для остановки транспортного средства, либо будет вынесено постановление о начале дела по административному правонарушению, если водитель полностью признает вину – это идеальный вариант;
  2. Все идентичные действия, описанные в предыдущих пунктах с одним единственным отклонением: время на оформление протокола или постановления увеличиться в несколько раз. Автоинспектор просто пойдёт на принцип и будет составлять документ столько, сколько ему захочется. А водитель потеряет своё личное время.
  3. Кроме заслуженного протокола об административном правонарушении, совершённым водителем, автоинспектор составит ещё несколько протоколов или выпишет парочку постановлений за те правонарушения, которых не было. Например, разговор по мобильном телефону или за передвижение с непристёгнутым ремнём. Подобные действия сотрудника ГИБДД никак нельзя назвать законными. Вот только доказывать это придётся уже на суде и вряд ли без соответствующих подтверждающих фактов это удастся сделать.

Но самым изощрённым наказанием для слишком грамотных автолюбителей является ситуация, когда гражданин отказался покинуть салон автомобиля и просто отдал полицейскому документы для оформления протокола. Через некоторое время сотрудник ГИБДД вернётся к машине нарушителя и принесёт на подпись документ, в котором прописан отказ автолюбителя от прохождения освидетельствования на употребление алкоголя или наркотических средств. Но ведь машина была остановлена просто за превышение скорости. Так откуда могла взяться подобная формулировка в протоколе?

Всё просто. Пока водитель наслаждался собственной маленькой победой над сотрудником ГИБДД и упивался собственными познаниями в юридической сфере, полицейский остановил ещё несколько машин. Далее, указав владельцам этих транспортных средств на ранее остановленный автомобиль, за рулём которого находится счастливый и довольный водитель, звучит фраза: «Там выпивший человек, который отказывается от освидетельствования. Подпишите протокол и можете ехать дальше».

Вот таким образом просто превысивший скорость человек превращается в злостного нарушителя. А дальше будет судебное разбирательство, где доказать невиновность будет практически невозможно. На основании решения суда, скорее всего, человек заплатит не маленький штраф, размер которого составляет тридцать тысяч рублей. Кроме того, гражданин не сможет сесть за руль на протяжении полутора или двух лет.

Есть ли у сотрудника ГИБДД законные основания для препровождения гражданина в патрульную машину?

При любом раскладе автоинспектор не имеет права требовать от гражданина проследовать в патрульный автомобиль для оформления любого типа административной документации. У водителя нет обязанностей покидать автомобиль, а тем более, пересаживаться в машину полицейских, чтобы подписать протокол или ответить на вопросы сотрудников ГИБДД. Согласно закону, если на гражданина составляется административный протокол, он может не присутствовать при его оформлении. Автоинспектор должен написать бумагу и принести её для подписи.

Все манипуляции, которые направлены на заманивание гражданина в полицейскую машину, могут быть связаны со следующими обстоятельствами:

  • В процессе общения с глазу на глаз сотруднику дорожной полиции гораздо легче оказывать на человека психологическое давление;
  • Приватное общение в салоне служебной машины подталкивает гражданина к даче взятки и урегулированию проблемы подобным способом;
  • Отсутствие в служебном автомобиле посторонних лиц;
  • В случае использования водителем ненормативной лексики или оскорбительных выражений в адрес сотрудников ГИБДД у последних будет возможность доказать такой факт при помощи аудиозаписи и видеофиксации, которые ведутся в салоне служебного автомобиля.

Идеальным местом для беседы с инспекторами можно назвать улицу и обязательно недалеко от патрульной машины.

Нужно ли выходить из автомобиля по требованию инспектора ДПС

Можно ли проигнорировать требование сотрудника ДПС.

Напомним нашим читателям, что 20.10.2017 года вступил в силу Новый административный регламент МВД за № 664 от 23.08. 2017 г. Его появление было вызвано конкретной необходимостью, чтобы учесть все действующие изменения в законодательстве.

На наше удивление, несмотря, что документ в большей части касается только сотрудников Госавтоинспекции и других подразделений МВД РФ, он вызвал в сети бурю различных споров и множество домыслов среди водителей. Ведь новый документ по своей сути напрямую касается еще и каждого автолюбителя в стране. К нашему вниманию со своей стороны мы заметили, что некоторые эксперты и юристы увидели в данном регламенте ряд определенных моментов, которые могут в действительности угрожать правам водителей. Но на самом деле это друзья не так.

Например, сразу после вступления этого регламента в законную силу в Сети интернет граждане активно начали обсуждать такой для них момент, что теперь автолюбителям и всем автомобилистам могут запретить снимать на фото и видео сотрудников ГИБДД, поскольку в новом административном регламенте отныне отсутствует такой пункт, который разрешает участникам дорожного движения фиксировать на фото или видеокамеру все действия сотрудников ГИБДД. Но это друзья не так.

Недавно руководство Госавтоинспекции подробно разъяснило гражданам, в каких исключительных случаях сотрудники ДПС имеют право ограничить фото и видео-съемку. Однако, речь идет не об этом. Сегодня мы хотим поговорить еще об одном важном пункте данного регламента, который вызвал массу обсуждений в обществе, что конкретно привело автомобилистов и многих граждан к различным неправильным домыслам. Речь идет о пункте под номером 93 Приказа МВД РФ №664, который вступил в силу 20 октября 2017 года.

Вот господа выдержка из Нового административного регламента:

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения следующее,-

п. 93.1.,- Выйти из транспортного средства в случаях:

– наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;

– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

– когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Если сравнить этот конкретный пункт и подпункты Административного регламента МВД №664 с прежней редакцией документа действовавшей до 20.10.2017 года, то вы не найдете между ними ни каких различий. Но несмотря на это, ряд авторитетных интернет-изданий, а также телевизионных новостных передач вместе с известными радиоканалами сообщили вовсеуслышание о том, что теперь водители автотранспорта должны по требованию сотрудников ГИБДД сразу выходить из машины. Но это совсем не так. Где об этом конкретно говорится в Новом административном регламенте.

Кроме строчки “. сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения. “, больше ничего в данном регламенте нет. Но позвольте господа, само словосочетание ” вправе предложить ” не означает конкретное требование инспектора Госавтоинспекции выйти из машины. В большинстве случаев вы на вполне законных основаниях можете отказаться выходить из автомобиля.

То есть, согласно внутреннему административному регламенту (который, кстати создан для сотрудников МВД а не для всех автолюбителей, т. е. документ этот внутренний) инспектор вправе предложить автомобилисту выйти при необходимости из своего автомобиля. Соответственно, у любого их водителей по-прежнему остается право выбора,- выходить из машины или оставаться в ней. То есть, это личный выбор каждого водителя, а не обязанность, как поспешили отрапортовать многие известные СМИ.

Хотя все-таки надо сделать небольшую оговорку. Помните господа о том, что не во всех случаях вы имеете право оставаться в машине. Вот к примеру, согласно действующего законодательства Вы обязаны выйти из машины при составлении следующих процессуальных документов:

  • – Административного протокола о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ.
  • – Протокола о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ.
  • – Протокола об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ.

В том числе стоит также отметить, что в Новом регламенте есть пункт 93.3:

“Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов”.

Мы снова выделили главное словосочетание в административном регламенте МВД. Как видите друзья, согласно Нового регламента МВД РФ сотрудник ДПС вправе предложить водителю при необходимости занять место на заднем сиденье патрульного автомобиля. Но, согласно того же действующего законодательства Вы в праве от этого и отказаться . Это ваше личное дело, поскольку “вправе предложить” содержится и усматривается лишь предложение, а не конкретное требование со стороны сотрудника.

Может ли инспектор ГИБДД привлечь к ответственности за неподчинение сотруднику МВД, конкретно за отказ выйти из машины.

Наверное некоторые водители уже не раз сталкивались с такими намеками сотрудников ДПС, которые предупреждали их о том что, если они ослушаются данного требования сотрудника Госавтоинспекции, то водитель может быть привлечен к ответственности за неподчинение законному требованию представителя власти.

Но в большинстве случаев сотрудники ДПС просто чаще пугают водителей таким требованием. На деле привлечь водителя к ответственности за неподчинение сотруднику ДПС не представляется возможным. Особенно в тех случаях, когда речь идет о предложении инспектора ДПС выйти из машины. Так, согласно законодательства и нового регламента МВД №664, за отказ выйти из машины водитель не может быть привлечен к ответственности за неподчинение сотруднику полиции, поскольку предложение выйти из автомобиля не является требованием сотрудника ДПС, которое закон игнорировать запрещает.

Правда, это в тех случаях, если речь не идет конкретно об оформлении документов связанных, с задержанием водителя, с досмотром автомобиля или об отстранении от управления транспортным средством. В этих случаях отказываться от требования сотрудника ГИБДД выйти из машины вы не имеете права, поскольку при таких административных процедурах водители обязаны подчиниться представителям власти.

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС

Согласно новому законодательству, в частности, закону о полиции ФЗ № 3, граждане обязаны содействовать сотрудникам полиции, госавтоинспекции. Данное правило распространяется и на водителей, также обязанности для них расписаны во втором разделе ПДД. При остановке на дороге инспектор может потребовать покинуть авто, зная свои обязанности и права, водитель должен покинуть ТС или остаться на месте.

Случаи, когда сотрудник ДПС вправе ПРЕДЛОЖИТЬ выйти из автомобиля

По законодательном нормам водитель обязан покинуть транспортное средство по предложению автоинспектора в следующих ситуациях (согласно пункту 93.1 Приказа МВД № 664):

  1. Сверка номерных указателей транспортного средства с документальными сведениями.
  2. Проведение личного досмотра гражданина либо осмотра транспортного средства.
  3. Предложение участвовать в разбирательстве в качестве понятого или свидетеля (действует по согласию гражданина).
  4. Автоинспектор предлагает устранить замеченную им неисправность или обнаруженные нарушения при перевозке груза.
  5. Если водитель находится под подозрением в употреблении алкогольных напитков, наркотических веществ.
  6. Предложение покинуть авто в случае, когда водитель несет угрозу окружающим.
  7. Инспектор может предложить выйти из машины, при странном поведении водителя, болезненном виде или для оказания ему медицинской помощи.

ВНИМАНИЕ! Водитель не обязан выходит из транспортного средства для обычной проверке документов. Но в российском законодательстве не запрещено покидать свое место и подходить к инспектору.

Список нарушений, при которых водитель обязан выйти

Предложение от инспектора выйти из транспортного средства может стать обязательным в следующих ситуациях:

  • когда водитель нарушил ПДД, и требуется оформить штраф;
  • когда водителя остановили и просят выйти для составления на него протокола административного задержания согласно статье 27.4 КоАП РФ с указанием причин задержания;
  • когда требуется провести досмотр автотранспорта согласно статье 27.9 КоАП;
  • когда автоинспектор потребует водителя прекратить управление авто и отстранит гражданина согласно протоколу нарушений по статье 27.12 КоАП.

ВАЖНО! В некоторых случаях, если водитель уверен в ненарушаемости им правил, то приглашение выйти из автомобиля и перейти в патрульную машину для составления протокола, может иметь основания для недобросовестных инспекторов разжиться денежными средствами. В своей машине патрульным легче надавить на гражданина и развести того на деньги, чем при свидетелях в личном авто или за рулем.

Отказ выйти из авто

Если водитель откажется выполнять требование инспектора ДПС при наличии грубого нарушения ПДД, то сотрудник автоинспекции вправе оформить гражданина по статье 19.3 КоАП за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. В этом случае гражданину назначается штраф на сумму в 1 000 рублей либо арест до 15 суток.

Ситуации, когда водитель может остаться в автомобиле

На практике водитель остается на месте, если инспектор проверяет только документы, в остальных случаях требуется покинуть свое место. Если законных оснований и нарушений нет, то автомобилист может остаться на месте. Ситуации, когда водитель может остаться в автомобиле:

  • проверка документов;
  • незаконность просьбы автоинспектора (если его требование не похоже на перечисленное выше).

Заключение

Покинуть транспортное средство — это не обязанность автомобилиста, а его право. Оштрафовать за неисполнение могут в случае, когда ведется задержание или водитель грубо нарушил правила дорожного движения. В остальных случаях содействие сотруднику ДПС только ускорит процесс остановки и сэкономит время на разбирательство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: