Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Скрытый патруль ГИБДД — что это и как его распознать?

Опытные водители знают, где располагается стационарный пост ДПС и где установлены камеры фотофиксации. А если впереди стоит патрульная машина, об этом непременно сообщат встречные автомобили. Все вышеуказанные меры дают инспекторам ГИБДД контроль только над тем участком дороги, за которым установлено наблюдение. Чтобы стимулировать водителей быть более аккуратными и не нарушать правила дорожного движения были введены скрытые патрули.

Что это такое?

Скрытый патруль — это обычный гражданский автомобиль без каких-либо специальных опознавательных знаков, дающих участникам дорожного движения понять, что авто принадлежит органам ГИБДД. Экипаж скрытого патруля должен состоять не менее чем из двух сотрудников (один за рулем, второй контролирует ситуацию на дороге). Находясь при исполнении служебных обязанностей, сотрудники обязаны быть одеты в штатную форму.

Автомобиль снабжен камерами видеофиксации. В случае если инспектор ГИБДД замечает какое-либо нарушение, он фиксирует его на камеру и передает сигнал впередистоящему патрулю, сообщая марку авто, его цвет и номер регистрационных знаков. Впередистоящий патруль может быть стационарным или выездным, но в любом случае у него должны быть опознавательные знаки органов ГИБДД. Данный патруль принимает сигнал и останавливает нарушителя. Если тот не признает свою вину, подъезжает машина скрытого патруля и показывает видеосъемку с моментом нарушения. Скрытый патруль обращает внимание на все моменты нарушения правил дорожного движения, среди которых:

  • Проезд на красный сигнал светофора;
  • Поворот (разворот) в неположенном месте;
  • Излишняя тонировка;
  • Превышение скорости и так далее.

Кроме того, патруль обращает внимание на манеру вождения автомобилистов (игра в «шашки», странные маневры и т.д.). Это помогает выявить нетрезвых водителей и водителей лихачей. Скрытый патруль не имеет права останавливать транспортные средства, он лишь фиксирует нарушения (или подозрительное поведение водителей) и передает сигнал обозначенному по всем правилам посту ГИБДД, который уже и останавливает автомобилистов. В то же время, скрытый патруль уполномочен выписывать административные штрафы за нарушение ПДД велосипедистам и пешеходам.

Насколько законна такая деятельность?

Тайный патруль впервые появился в Москве в 2016 году. Доказав свою эффективность (за час работы в Москве один патруль фиксирует десятки нарушений), такая система наблюдения за дорогой быстро распространилась по всей территории Российской Федерации. Но 41 пункт действовавшего в то время Административного регламента МВД содержал информацию, что не допускается осуществление контроля за дорожным движением транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям. В то же время, 35 статья того же регламента сообщала, что патрульным транспортным средством, в том числе может считаться и автомобиль без каких-либо опознавательных знаков. По сути, действовавший на то время регламент не запрещал осуществление скрытого патруля, хотя прямой отсылки на такой способ контроля за дорожным движением также не было.

В 2017 году Приказом МВД № 664 был введен новый Административный регламент, 64 пункт которого прямо гласит, что органы ГИБДД могут использовать патрульные автомобили без каких-либо специальных опознавательных знаков для осуществления контроля за дорожным движением. Тот же пункт сообщает, что скрытый патруль имеет право лишь фиксировать нарушения и передавать информацию иным нарядам, с которыми налажена связь. Важно понимать, что скрытый патруль может являться таковым лишь при использовании патрульного транспортного средства. То есть автомобиля, должным образом зарегистрированного в ГИБДД. Сотрудник Госавтоинспекции не может осуществлять контроль за дорожным движением на своем личном авто.

Как распознать патрулирование?

Как правило, скрытое патрулирование осуществляется на самых сложных участках дороги, где наиболее высока вероятность совершения нарушения водителями. Например, в местах, где часто скапливаются пробки, водители любят объезжать их по полосам, специально выделенным для общественного транспорта. Или за городом, где максимальная скорость движения 90 км в час, многие лихачи не соблюдают установленного режима. Наверняка узнать о присутствии скрытого патруля нельзя, но есть несколько косвенных примет, сообщающих о возможном тайном контроле за дорогой со стороны ГИБДД:

  • Наличие поста ДПС впереди и (или) позади по ходу движения. Скрытый патруль всегда работает в паре с основным нарядом;
  • Стоящая на обочине машина. Часто в таких машинах находятся сотрудники ГИБДД с радаром скорости или с обычным видеорегистратором, направленным на дорогу.

Кроме того, как уже указано выше, несмотря на скрытность патрулирования, инспектора Госавтоинспекции должны быть одеты в свою штатную форму, поэтому всегда есть шанс заметить их в проезжающем рядом автомобиле. С другой стороны, инспектор в форме, сидящий за рулем гражданского автомобиля, не всегда является представителем скрытого патруля. Возможно, он возвращается с работы домой или едет по своим делам.

Заключение

Скрытое патрулирование дает возможность органам ГИБДД осуществлять более полный контроль за дорожным движением. Если обо всех привычных местах нахождения патруля ДПС и камер фотофиксации водитель знает заранее, то определить наличие скрытого патруля бывает очень сложно. В целом, тайное патрулирование следует отнести к положительным нововведениям, это помогает выявить большое количество нарушителей, что благотворно влияет на увеличение уровня безопасности на дорогах.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

В ГИБДД начали скрытое патрулирование: к чему готовиться водителям

О планах чаще выезжать на дороги в патрульных автомобилях без специальных опознавательных знаков рассказали в подразделениях ГИБДД разных регионов. Патрули в служебных машинах без мигалок, синих полос по бокам и других характерных признаков, по которым можно узнать автомобиль ГИБДД, будут дежурить рядом с аварийными местами. Например, там, где водители часто выезжают на встречную полосу под запрещающие знаки. В обычной ситуации автомобилисты могут отказаться от необдуманного маневра, увидев машину ГИБДД, или же могут предупредить других водителей, помигав фарами. Но гражданский автомобиль столько внимания не привлечет.

О такой работе, в частности, рассказали в ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области. «Инспекторы ГИБДД на регулярной основе осуществляют «скрытое патрулирование», которое дает возможность осуществлять более полный контроль за дорожным движением. Если обо всех привычных местах нахождения патруля ДПС и камер фотофиксации водитель знает заранее, то определить наличие «скрытого патруля» бывает достаточно сложно», — рассказали в пресс-службе ведомства.

Передвигаясь на автомобиле без цветографической окраски, инспекторы снимают нарушение на видео и направляют записи ближайшему экипажу ДПС. Те, в свою очередь, задерживают нарушителей и оформляют протоколы. Частое нарушение, которое можно выявить с помощью «скрытого патруля», является выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения. Ответственность за выезд «встречку» предусматривает лишение права управления на срок до 6 месяцев или штраф 5000 рублей. Важно, что штраф выпишут только при автоматической фиксации. Это связано с тем, что в таком случае нельзя быть точно уверенным, кто был за рулем — собственник или другой человек. Но если протокол составит инспектор суд имеет право лишить нарушителя прав.

В Красноярское сотрудники ГИБДД также проводят рейды «Встречная полоса» на автомобилях гражданского исполнения. Как рассказали в ведомстве, с наступлением тепла горожане массово выезжают на загородные трассы с многочисленными затяжными подъемами и спусками, а также поворотами с ограниченной видимостью. Для обеспечения безопасности автолюбителей полицейские патрулируют аварийно-опасные участки на служебном автомобиле гражданского исполнения и фиксируют факты выезда на полосу встречного движения.

На опубликованной ГИБДД видеозаписи видно, что инспекторы наблюдают за автомобилистами из обычных автомобилей ВАЗ 2112.

Импровизированный пост обычно обустраивают прямо перед знаком «Обгон запрещен», а дорожную ситуацию снимают на закрепленный на лобовом стекле мобильный телефон. Как только в объектив попадает машина, водитель которой не успел вернуться в свой ряд до знака, об этом узнают патрули по пути следования потока. Водителям, которые сомневаются в своем нарушении, демонстрируют записи. При этом некоторые экипажи ездят на Lada Granta, а в салоне у них установлены полноценные комплексы фото-видеофиксации.

Как объясняют в ГИБДД, к патрульным автомобилям могут относиться машины без специальной цветографической окраски, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов. Соответственно и дежурство с их использованием законно.

Съемка происходящего при помощи записывающих устройств также прописана в Административном регламенте МВД.

Документ, во-первых, рекомендует при наличии возможности работать в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов. А если инспектор ГИБДД использует специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, например, с их помощью фиксирует скорость движения автомобилей, такие устройства должны быть сертифицированы и иметь свидетельство о метрологической поверке.

Что касается проезда по встречной полосе, обочине и т.п., согласно текущему законодательству поверка устройств для фиксации такого нарушения не обязательна, объяснил глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин. По его словам, автоматически на основании снятых материалов выписать штраф нельзя: их можно только использовать как доказательства. И для начала следует опросить водителя и составить протокол.

«Ст. 26.2 КоАП «Доказательства» позволяет в виде доказательств по делу использовать любые фактические данные, на основании которых судья может принять решение о виновности или невиновности водителя. «Снятый материал на видеорегистратор или на видеокамеру можно использовать как доказательство, но для этого использование техники и сам факт приложения таких материалов к делу должно быть правильно оформлено, — объяснил Шапарин. — Если этого не сделать, полученные таким способом штрафы можно будет оспорить со ссылкой на то, что материалы получены с нарушением закона».

Качество и достоверность непроверенных видеозаписей Шапарина ставит под вопрос. По его словам, суды иногда могут даже принимать записи со следами монтажа и не соглашаться на проведение технической экспертизы.

«С выездами на встречную полосу конечно нужно бороться. Но ситуация, когда инспектор демонстрирует нарушителю видеоматериалы с мобильного телефона, который не является поверенным средством измерения, ненормальна. В телефонах есть программы для коррекции видео, которые позволяют в ряде случаев исказить ситуацию. Кроме того, подобные скрытые патрули в связке с сотрудниками ГИБДД на автомобиле с цветографической схемой могут работать не для повышения безопасности дорожного движения, а для собственной коррупционной выгоды. Подобные видео служат рычагом давления на автовладельцев, у которых могут вымогать деньги», — считает Шапарин.

Начальник юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков считает неправильным подобные дежурства под запрещающими знаками. Он уверен: инспекторы ГИБДД должны профилактировать нарушение. То есть, предупреждать автомобилистов, что впереди сложный или непонятный участок, а не ждать, когда водители нарушат. Также Гришаков считает, что прятаться в машинах без опознавательных знаков инспекторам не следует.

«Патрулирование нужно для профилактики, зачем здесь конспирация, — рассуждает Гришаков в беседе с Autonews.ru. — Так, есть отдельные оперативно-розыскные подразделения, которые соблюдают принцип конспирации. Например, так работают оперативники, которые выявляют подготовку преступлений. А наружные службы МВД, такие как ДПС, ППС обязаны работать в форменном обмундировании и в автомобилях, которые и обозначают их принадлежность к оперативным службам».

По словам Гришакова, наличие патрулей на дороге помогает спрофилактировать, то есть предотвратить сам факт нарушения. «Зачем еще на дорогах ставят картонные макеты машин с мигалками — чтобы водители снизили скорость, пристегнулись. А тут получается, что инспекторы как провокаторы стоят и встречают водителей, чтобы набрать нужные «палки» и выполнить показатели. Именно чтобы избежать такого поведения им в свое время запретили прятаться в кустах и обязали по ночам вкачать маяки», — считает юрист, который ранее работал в ГИБДД.

Юрист отмечает: установка дорожной камеры вместе с предупреждающим знаком о фиксации сразу же снижает количество нарушений в проблемных местах. «Поэтому инспекторам не надо стоять и ждать, когда же человек нарушит, достаточно установить камеру. Другое дело, если сотрудники дежурят в патрульной машине, которая хорошо обозначена: если водитель игнорирует и такое предупреждение, его можно назвать нарушителем, который игнорирует предупреждения. Но скрытое патрулирование — это работа на результат», — уверен представитель московского профсоюза полиции.

Также эксперт обратил внимание: если инспекторам известно место, где водители часто нарушают, это повод проверить правильность организации дорожного движения. Если же в момент дежурства на таком месте произойдет ДТП, то, как уверен Гришаков, нести за это ответственность обязаны будут в том числе инспекторы, которые халатно не предотвратили аварию на вверенном им участке.

Может ли сотрудник ГИБДД патрулировать на личном авто

На практике бывает, что сотрудники ГИБДД, что называется, не похожи на себя. В том смысле, что нарушителей ловят на собственных авто, при этом без формы и с личными средствами фото- и видеофиксации. Сами инспекторы называют это скрытым патрулированием. Однако насколько законными являются такие действия? Рассказываем прямо сейчас.

Согласно букве закона

В соответствии с пунктом 7.8 Административного регламента МВД, утвержденного ведомственным Приказом № 664 от 23 августа 2017 года, сотрудники ГИБДД осуществляют надзор за дорожным движением и штрафуют водителей за нарушение ПДД.

Согласно пункту 64 Административного регламента, скрытое патрулирование является законным, если ведется на ведомственном авто. Причем на таком транспортном средстве может вовсе отсутствовать специальная светографическая схема — это разрешено.

Другими словами, патрулировать на личном авто запрещено. Сотрудник непременно должен находиться в служебной машине. А вот одеваться для скрытого патрулирования он может исключительно так, как пожелает — обязанности надевать форму нет.

Полученная таким образом информация в дальнейшем передается другим экипажам ДПС, машины которых оснащены соответствующей светографической схемой, а сотрудники облачены в уставное обмундирование.

Итак, главное мы выяснили — скрытое патрулирование на авто без специальных опознавательных знаков возможно, причем в такой ситуации форма сотруднику особо не нужна.

Но вопросы еще остаются.

Какими средствами фиксации может пользоваться скрытый патруль?

К примеру, Административный регламент (пункты 76, 77) устанавливает жесткие требования к радарам, тауметрам и шумомерам. Подобные устройства, вычисляющие скорость авто, светопропускаемость стекол и уровень шума, должны принадлежать ГИБДД либо муниципальным органам власти; в обязательном порядке комплектоваться действующими свидетельствами о поверке, сертификатами; а также эксплуатироваться в четком соответствии с правилами.

С другой стороны, пункт 76 предусматривает иные технические средства для фиксации нарушений ПДД. На практике термин «иные» может включать что угодно, в том числе личный смартфон сотрудника ГИБДД.

В самом деле, сегодня каждый гражданин имеет право делать фото и видео любых нарушений ПДД, а потом направлять материалы в ГИБДД. И в том случае, когда све́дения оперативно поступили на ближайший пост, сотрудники ДПС обязаны остановить нарушителя и привлечь его к ответственности.

Это означает, что в режиме скрытого патрулирования инспекторы фактически могут пользоваться любыми средствами для фиксации правонарушений, а затем быстро передавать информацию обычным экипажам. И сотрудник ГИБДД в случае обвинений в неправомерной съемке на личный телефон всегда может сказать, что действовал исключительно как гражданское лицо. И закон будет на его стороне.

Скрытое патрулирование подходит для всех нарушений ПДД?

Нет. В соответствии с пунктом 64 Административного регламента, перечень таких нарушений ограничен.

  • об опасном вождении — примечательно, что нарушение прописано, но штраф до сих пор не установлен, хотя соответствующий законопроект № 37057-7, предполагающий для виновников финансовое наказание 5000 рублей, еще в 2017 году прошел первое чтение в стенах Госдумы;
  • превышении скорости, за что нарушитель рискует поплатиться штрафом от 500 до 5000 рублей либо лишением прав на 12 месяцев согласно статье 12.9 Административного кодекса;
  • запрещенном выезде на встречную полосу, предусматривающем штраф от 1000 до 5000 рублей или конфискацию прав до полугода в соответствии со статьями 12.15 и 12.16 КоАП;
  • непредоставлении преимущества пешеходу (проще говоря, если вы не пропустили его), за что грозит штраф от 1500 до 2500 рублей на основании статьи 12.18 Административного кодекса;
  • использовании телефона за рулем (когда вы держите аппарат непосредственно в руке), что влечет штраф 1500 рублей согласно статье 12.36.1 Административного кодекса.

Любые другие нарушения ПДД скрытым патрулям выявлять запрещено. К примеру, если такой экипаж с помощью штатного оборудования зафиксировал, что водитель дал задний ход на перекрестке или двигался по обочине, то привлечь виновника не получится в силу отсутствия полномочий.

В заключение отметим, что останавливать нарушителя сотрудники скрытого патруля могут лишь в том случае, когда на них форменная одежда.

Если же работник ДПС одет в джинсы или спортивный костюм, то пунктом 34 Административного регламента останавливать водителя запрещено, поскольку надзирать за дорожным движением сотрудник ГИБДД обязан исключительно в форме, при нагрудном знаке и удостоверении.

Как связана форма инспектора и функция надзора за дорожным движением? Напрямую. Согласно пункту 31 Административного регламента, остановка транспортного средства непосредственно относится к реализации надзорной функции, поэтому наличие форменного обмундирования на работнике ДПС является обязательным.

Скрытый надзор за нарушениями на дорогах: На что имеют право инспектора не в форме

6 июня 2021 17:10

Представителям госинспекции по безопасности дорожного движения хотят дать возможность скрытого наблюдения за нарушителями ПДД. Например, «из засады» фиксировать опасное вождение. Ну, или болтовню по сотовому за рулем. О возможности введения скрытого надзора на дорогах говорится в проекте приказа МВД РФ. Проект регламентирует порядок надзора за соблюдением правил дорожного движения.

За комментарием «КП» обратилась к вице-президенту Национального автомобильного союза Антону Шапарину.

– Что реально смогут эти «скрытые сотрудники»?

– Записать на камеру вероятное нарушение и передать его патрулю. Коллегам в форме и в машине с «официальными» опознавательными знаками.

– Вот я выезжаю через бывший пост ГАИ на МКАД и меня по этому сигналу где то на выезде из Москвы тормозит патруль?

– Примерно так. Те фото и видеоматериалы, которые сделали сотрудники, что были не в форме – они могут стать основанием к составлению протокола. Но тут ничего безапелляционного. Если сотрудники в гражданке сняли некое нарушение, а вскоре этого водителя сотрудники в форме не остановили, то автолюбителю не будет ничего.

– Я выехал из Строгино на Новую Ригу, говоря по телефону или будучи не пристегнут, меня через пять километров тормозят и составляют протокол?

– Такое вероятно. На основании фотоматериалов. Это основание для реакции сотрудников, направленную против вас — но и только. Особо бдительные граждане тоже отправляют свои фото и видеоматериалы. Вообще, обоснованием для штрафа являются любые фото и видеоматериалы, согласно действующему законодательству.

– Скрытые патрули будут охотится на кого — на водителей маршруток, такси, инкассаторов — или на обычных автолюбителей?

– Будут отслеживать нарушения ПДД, связанные с выездом на встречку. Потому что это лишение прав. Тут высока коррупционная составляющая. Инспекторов интересуют «лишенческие» статьи. Связанные с лишением прав.

– Составить протокол и направить его в суд на лишние прав — это интересно?

– Конечно, потому что дает серьезные возможности для личного обогащения. Вообще, проект документа говорит, что скрытое нахождение патрулей на дороге не разрешено. Можно стоять только не скрывая машину. Но с другой стороны подразумевается скрытое патрулирование и фотофиксация.

– Это повсеместная практика?

– Такое невозможно в целом ряде стран Европы. Там неприкосновенность личной жизни священна. Что выйдет, если кто-то начнет целенаправленно ездить, чтобы снимать вас на видео и фото, а после этого все материалы передавать, причем непонятно, через защищенные средства или нет— скорее всего просто видео отправить в WhatsApp. Не лучшее решение. Это не законопроект, не думская история, это административный регламент министерства.

– Скрытые патрули не смогут зафиксировать превышение скорости — самый популярный в России штраф?

– Конечно, такие нарушения фиксируются лишь с использованием специальных инструментов, камер.

– Почему эта история возникла сейчас?

– У нас сотрудники ГИБДД выписывают 13% штрафов. Остальные 87% – по итогам наблюдений камер. Часть сотрудников пытаются хоть как то повысить количество выписываемых ими штрафов. Ведь, если дальше все будет так идти, то вскоре дорожные инспекторы окажутся не нужны. Потому что обслуживать камеры проще, чем содержать эту, даже сократившуюся, армию гаишников. Камеру можно правильно настроить, а сотрудник может часть и себе оставлять.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кнут без пряника: как штрафы стали в России новыми налогами

Каждый год граждане отдают десятки миллиардов рублей в бюджет. Но становится ли от этого больше порядка? (подробнее)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Скрытое патрулирование: за и против

Новый вид патрулирования осваивают с 12 ноября на столичных улицах и магистралях сотрудники ДПС. Они передвигаются по городу на машинах без специальных опознавательных знаков и надписей. При выявлении на дорогах водителей, грубо нарушающих ПДД, совершающих опасные маневры и создающих реальную угрозу для других участников дорожного движения, полицейские передают данную информацию ближайшим постам дорожно-патрульной службы. В дальнейшем скрытое патрулирование ГИБДД намерено распространить на все российские регионы.

Новость уже вызвала заметный переполох в социальных сетях. Многие поддерживают такую инициативу, другие недовольны и опасаются каких-то «подстав» со стороны гаишников. Обсуждается также вопрос о законности действий сотрудников ГИБДД. Обоснованы ли такие сомнения и зачем понадобилось возвращать скрытое патрулирование на дороги России?

Обсуждавшийся до 2009 года вопрос о допустимости патрулирования на машинах без специальных опознавательных знаков, о милицейских «засадах» и тому подобном закончился внесением изменений в административный регламент по контролю за дорожным движением. В опубликованном в «Российской газете» 5 февраля 2010 года документе было прописано, кто, как и за что может останавливать водителя на дороге.

В прежней своей редакции регламент в какой-то мере раскрывал тонкости скрытого патрулирования, но многие позиции в нем не были прописаны. Зато они имелись в наставлении по дорожно-патрульной службе, но этот документ, к сожалению, имел гриф «Для служебного пользования». Он не публиковался в открытом доступе, что позволяло недобросовестным инспекторам пользоваться своим информационным превосходством над водителями.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1023 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185» изменил ситуацию. Поправки, внесенные в административный регламент, убрали «недоговоренности», в документ вошли те пункты, которые ранее предназначались только для служебного пользования, а также в нем было прописано, что при контроле за дорожным движением автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы водители его видели и могли предотвратить нарушение. Ведь главная задача сотрудников ГИБДД, как утверждал тогда начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, – предотвратить нарушение, а не ловить нарушителей.

Скрывать свое местонахождение гаишникам разрешили в пункте 43 лишь при условии, что контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений. Да и то при обстоятельствах, когда видимость ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети.

А в пункте 44 появилась следующая формулировка: «При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства».

Пять лет эта норма практически не применялась, однако ее законность никто не ставил под сомнение. И вот теперь именно это положение решили использовать для скрытого патрулирования в порядке эксперимента. Как сообщил глава столичной Госавтоинспекции Виктор Коваленко, в Москве гражданские машины ДПС, пока они не оборудованы видеорегистраторами, будут работать в паре со стандартными автомобилями ГИБДД. Как только на машины скрытого патрулирования установят нужные приборы, они смогут выехать на улицы самостоятельно.

Таким образом, до конца текущего года патрули в гражданских машинах не будут принимать самостоятельных решений по задержанию транспортных средств. Их задача, по словам Коваленко, «только фиксация нарушений».

Согласно поручению начальника столичной полиции Анатолия Якунина, на московские дороги для патрулирования должны ежедневно выезжать не менее 30 экипажей ДПС на обычных машинах, которые имеются в подразделениях ГИБДД. Такое количество скрытых патрулей позволит охватить весь город: на спецтрассах будет курсировать по одному такому автомобилю, а в округах – по два. То есть о срочной закупке дополнительных машин речь пока не идет.

Экспериментальное патрулирование только началось, а результаты его уже пиарит в СМИ пресс-служба главного управления столичного МВД. Если в первый день работы с помощью скрытого патрулирования гаишники выявили свыше 320 нарушений ПДД, то 16 ноября – уже 446. И нет никаких сомнений в том, что цифры будут только расти.

Кстати, зафиксированные нарушения связаны в основном с излишней тонировкой стекол и с управлением автомобилем с нестандартными (нечитаемыми) номерными знаками. Однако при досмотре автомобилей, а также водителей транспортных средств и их пассажиров обнаружены факты хранения наркотических средств, выявлены водители в состоянии алкогольного опьянения.

Когда же всех патрульных вооружат видеорегистраторами, то появится возможность фиксировать случаи превышения скорости, нарушения правил маневрирования, а также агрессивного вождения и хамства на дорогах. Правда, для этого ГИБДД намерено внести изменения не только в административный регламент, но и в ПДД.

Признаюсь, что пока с такими патрулями мне довелось иметь дело лишь за рубежом. В Эстонии взятый напрокат автомобиль постоянно кренило влево. Чуть зазеваешься – и машина норовит выехать на полосу встречного движения. Подруливать приходилось постоянно. На пути из Таллина в Тарту меня догнали и остановили полицейские. Им явно не понравилась такая манера вождения. Предъявив документы, я объяснил патрульным, в чем дело. Они лишь посоветовали снизить скорость и непременно заехать в сервис. А в Греции на трассе Салоники – Афины арендованную в отеле малолитражку вначале на большой скорости обогнал черный автомобиль БМВ, а затем преследующий его светлый Лексус. Через пару километров я снова увидел обе эти машины, они стояли у обочины. Полицейские проверяли документы у водителя БМВ и, судя по его кислой мине, можно было догадаться, что отделаться от большого штрафа нарушителю не удастся.

Говорят, что в России поводом для проведения подобного эксперимента стали аварии на Крымском мосту. Однако очевидно, что главной причиной новшества является резкое сокращение стационарных постов ДПС. Оставшиеся посты лихачи просто стараются объехать. Заметив в потоке машину с цветографическими знаками ГИБДД, они начинают соблюдать ПДД, перед камерами фотовидеофиксации послушно сбрасывают скорость. Зато на остальных трассах некоторые водители ведут себя просто безобразно. Поэтому сторонники скрытого патрулирования убеждены, что необходим повсеместный контроль именно на гражданских машинах.

Противники эксперимента ставят под сомнение его законность (я полагаю, что безосновательно), однако чаще всего они выражают опасение, что скрытое патрулирование приведет к росту коррупции, к беспричинному вымогательству взятки. Есть ли у такой позиции разумные основания, пока сказать трудно. Все зависит от поправок, которые будут внесены в нормативные акты. Наделив «секретные патрули» полномочиями, которые имеются у всех гаишников, законодатель может совершить большую ошибку. Но если патрульным разрешат останавливать только тех водителей, чьи нарушения зафиксированы с помощью видеорегистратора, то, скорее всего, новшество будет одобрено большинством участников дорожного движения.

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

“работа” гибдд-гаи-пидров никак не связана с профилактикой нарушений пдд и повышением безопасности на дорогах. Это – узаконеный гоп-стоп. Он был, есть и им останется, пока эта бесполезная для народа структура не перестанет существовать.У них отобрали кормушку-техосмотр, снятие номеров и т.д. своим произволом они воспитали тысячи людей, которые весь мозг вынесут гайцу, прежде, чем покажут ему документы. Не секрет, что средний гаец не в состоянии проверить документы у водителя без нарушений.бабло с камер идет не совсем в тот карман, что хотелось бы гайцам, поэтому они придумали себе новый источник доходановое “скрытое” патрулирование – это возможность гайцам работать на своих личных авто в свободное от основной “работы” время. Вымогательство и только.дебилоидов с купленными правами может остановить только груженый камаз, а приблатненные с друзьями и знакомыми ментами как ездили по-мудацки, так и продолжат ездить. В той же столице есть куча мест, где ментам можно стричь бабло просто не отходя от кассы, что называется, много и постоянно. Ну, или искореняя по пути нарушения ПДД. Я говорю о местах стихийных парковок, в том числе маршрутных такси, которые своими помойками перекрывают дороги в районе остановок, бомбилами, закрывающими своими ведрами тротуары и дороги возле ТЦ, вокзалов и прочих подобных мест. Но наводить порядок в таких ситуациях – это же заморачиваться надо, а тут – сел в машину и хреначишь, просто едешь по пробке на МКАД и стреляешь, кто по обочине едет. никаких напрягов!

“тысячи людей, которые весь мозг вынесут гайцу, прежде, чем покажут ему документы” -тысячи идиотов.

Когда так себя ведут- общение с гайишником получается долгим и нервным.

Я всегда выйду из машины, поздороваюсь “Здрайвствуйте товарищ инспектор”, дам документы. Он их глядит, и говорит “Счастливого пути”, а я ему “до свидания”. Это занимает 2 минуты.

выйти из машины? в ноги им не падаете, нет? капот и багажник загодя не открываете?

Общение ментов и водителей должно происходить строго в рамках правового поля и точка. никаких “реверансов” от водителей и никаких “а дыхните мне тут вот на всякий случай, дайте багажник посмотреть, а знак покажите”.

Менты долго и упорно воспитывали своим беспределом враждебно настроенное к ним поколение водителей и теперь пусть пожинают плоды.

работать не хотят – лучше кататься и снимать на камеру

И давно пора это было сделать. Кстати, данная форма несения службы была ещё в СССР, применяли её – редко, это да. И ещё – я не видел ни одного водителя, жалующегося на зверства и вымогательства – гаишников, который бы – не нарушил ПДД. И мне вот – всё равно, как вас будут наказывать – “на месте” или через протокол. Не нарушайте – всё просто. И не надо везде жаловаться на плохие дороги и одновременно, на зверства гаишников, которые вас, ловят за превышение скорости более чем в 20 км. в час, на этих самых – плохих дорогах. Вы, вообще – с головой то дружите? 100 в городе – по ямам?

А кто конкретно здесь призывает ездить в городе по ямам со скоростью 100?

Надо не штрафовать, а делать так, чтобы люди не нарушали. шрафовать – легко и доходно. созидать – трудно и затратно.

Вот, например, программа Vision Zero в Швеции. Какова ее стратегическая сторона? исключить надобность нарушения. Построить дорогу и организовать движение таким образом, чтобы не надо было нарушать ПДД. у нас никто этим заниматься не будет. у нас на бюджетные деньги накупят камер и будут стричь с людей бабло.

Что такое “ментовская подстава” все слышали? знаки, отвернутые от дороги все видели (или не видели)? про выезд на встречку и его последствия на этом же, кстати, сайте все читали? О волшебных перемещающихся знаках “остановка запрещена” тоже никто ни сном ни духом?

и ви таки мине еще говорите о “безопасности” и “а вы не гоняйте”. Даже если ты ездишь по правилам, не застрахован от произвола. у нас езда по дорогам – это ежедневная рулетка. причем выиграть ты не можешь. можешь только не проиграть.

Штрафы, кстати, можно не платить, пока приставы не истребуют. Очень много гонщиков-стритсракеров этим пользуется. судебные приставы физически не успевают обслуживать все выписанные гибдд штрафы, а после истечения срока истребования штрафы, как известно, аннулируются.

Интересные результаты голосования. Теперь мы точно знаем, что половина водителей ездят с грубыми нарушениями, либо им есть что скрывать от ИДПС. Если ездить по правилам, то нечего бояться “скрытого” патруля.

Теперь я точно знаю, что с головой у нас дружит только 50% читателей этого сайта! Давать большие полномочия тем, кто на нас зарабатывает. вы видимо пошутили. Все кто пишут, что надо ездить по ПДД и только, давайте я с вами сяду в машину рядом и проедем хотябы 1 час по городу, и вы сами поедите и отдадите сумму на которую влетите по штрафам. Это такое заблуждение, что вы святой и нигде не нарушаете. как говориться не знание не освобождает от ответственности. Ну или ваша езда заключается в основном с дома до работы по 1 маршруту где вы каждый знак и поворот знаете наизусть, тогда конечно. а те кто ездят по всему городу и пользуются всеми дорогами в городе приходится очень тяжко, особенно когда едешь где-то в первый раз. я молчу про то, когда приезжаешь и ездишь по другому городу (вспомнил как я в Москву из Челябинскана новый год приехал, встретить год под настоящие куранты. я о существовании некоторых знаков совсем забыл). А ещё эти 50% водителей, никогда не попадали на подставу от ГАИ. Мне посчастливилось попасть лишь однажды: грузовая газель с тентом припарковалась у обочины поперёк движения на двухполосной дороге, своим длинным задом перекрыв 1 полосу движения. сразу за газелью проходил пешеходник (газелисту было абсолютно плевать, что он не имеет права парковаться перед пешеходником ближе чем на 15 метров и встал так, что задним колесом даже задевал зебру). Что сделали гаишники, они ничего не стали делать с газелью, не встали регулировать движение пешеходов по потенциально опасному пешеходному переходу, у них за задней осью газели встал мальчик лет 12 и стоял ничего не делая, по сути он стоял на зебре, на крайней правой полосе движения и мы все обязаны били ему уступить. но его не видно пока ты не заедешь за газель и этим создашь помеху пешеходу (штраф 1500р), в такой ситуации ты просто ничего не сделаешь даже если ты святой. а гайцы стоят в 10 метрах и просто снимают всё на камеру. шансов никаких. ПС: В суде гаишник пытался доказать, что это не халатность с его стороны, и что ПЕШЕХОД перед переходом обязан убедится, что его действия безопасны. о нашей коллективной жалобе написали наши Челябинске СМИ о произволе гаишников, потому как я получив протокол о нарушении на руки начал сам снимать всё происходящее, и собирал данные каждого каво они оштрафовали на протяжении получаса. Теперь капитан безработный а всем кто был с ним вынесены выговоры с занесением. ВОТ так-то! А вы всё ещё этим людям хотите дать ещё больше золота.

а с ними,видимо, по другому никак – только через суд.

я один раз тоже заплатил штраф за пешехода, который переходил дорогу в 5 полосах от меня (я ехал по правой полосе, а дорога была 4х полосной с двумя полосами трамвайных путей и он только начал свое движение по переходу, когда я его проезжал)

Ну заплатил я тогда 800 рублей и не стал я заморачиваться и было это 5 лет назад. Потом только почитал, что можно было послать инспектора или оспорить.

Кончай лапшу на уши вешать и научись уже ездить по правилам. Я каждый день больше 100 км проезжаю. Объехал в свое время всю Беларусь, Украину и западную часть России. Вот ни разу не остановили, чтобы придраться. За последние 5 лет только в России три раза попросили документы показать и тут же отпускали. Езжу по правилам, машина в идеальном техническом состоянии и все соответсвует в автомобиле закону. Так что я очень рад скрытым патрулям, которые будут мразоту драть и драть за тонировку, ксенон и быдлячество!

Надо все же различать езду с нарушениями и заработок на нарушениях.

Ни я, ни другие читатели “колес”, я уверен, не горят желанием нарушать ПДД или поощрять нарушения. Я, например, когда мои знакомые заводят разговоры на тему “какой радар-детектор лучше”, говорю всегда, что не гоняйте и не нужны будут никакие приблуды, тем более, что с нашими дорогами выигрыш времени будет минимальным, а затрахнешься гораздо больше.

наши менты умеют только штрафовать, хотя в Законе о полиции прямо прописано, что сотрудник обязан предотвращать правонарушения и только при невозможности – применять административные воздействия.

всем, ратующим за новое патрулирование, которое, как вам кажется, защитит вас от хамов, гонщегов с таксизмом головного мозга и джихадистов-стритсракеров – не будет этого!

Вы получите порцию новых ментовских засад на дорогах. Только если раньше можно было в непонятной ситуации оглядеться на предмет характеного автомобиля, то теперь этого не получится. двигаясь в плотном потоке по разбитой дороге без разметки, можете быть готовы к разговору “А чой-то вы, гражданин, перестраиваетесь без сигналов поворота?” Авторство дорожных подстав перейдет от жуликов-беспредельщиков к гайцам.

Незримое око — скрытый патруль ГИБДД: насколько законны их методы работы?

В России ежегодно происходит огромное количество ДТП. Неудивительно, что дорожная полиция ищет способы предупредить их. Одним из методов профилактики стало возвращение на дороги «гаишников в кустах», то есть скрытых патрулей ГИБДД. Не все считают такой контроль эффективным и имеющим право на существование. Но патрули уже осуществляют профилактику нарушений ПДД.

Законно ли нахождение скрытого патруля ГИБДД

Недовольные тем, что теперь за любым углом может сидеть дорожный полицейский и видеть нарушение, жалуясь, ссылаются на «Административный регламент МВД РФ», в статье 41 которого сказано:

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

А на спецтранспорте должна быть соответствующая цветографическая схема, световые приспособления и устройство для подачи звуковых сигналов.

Скрытое патрулирование ведется на машине, которая не имеет этих знаков. И приближающийся к ней автомобилист не заметит, что за ним уже наблюдают. Но использование подобной техники и сама мера скрытого контроля дорожного движения вполне законны. Они регламентируются пунктом 12.2 «Наставления по работе ДПС»:

Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль — на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков.

Тем более что явно вмешиваться в происходящее на дороге сотрудники «в штатском» могут лишь в исключительных случаях. Например, если стали свидетелями аварии или видят за рулем пьяного человека. Они также могут оставить без внимания мелкие правонарушения, не угрожающие жизни и здоровью участников движения.

Цели «игры в прятки»

Скрытый патруль нужен не для того, чтобы штрафовать автомобилистов или выполнять план по нарушителям. С этим в большинстве регионов проблем и так нет. Скрытая форма контроля дорожного движения используется с целью:

  • предотвращения серьезных правонарушений со стороны автомобилистов;
  • повышения общей дисциплинированности водителей, стимулирования соблюдения правил не только возле постов ДПС и под видеокамерами, фиксирующими нарушения в автоматическом режиме;
  • профилактики ДТП.

Иногда скрытый патруль работает только по конкретным нарушениям, например, ищет любителей прокатиться по встречной полосе или нетрезвых водителей. Практика показала, что даже такой узкий подход позволяет сократить и количество аварий, и число пострадавших в них.

Правила работы инспекторов ГИБДД

Скрытый патруль работает по определенной схеме. Сотрудники на обычной машине едут или останавливаются на разрешенном участке дороги и наблюдают за движением. Из спецсредств, положенных инспекторам, у них есть только рация и видеокамера. Сотрудники патруля должны быть одетыми не в форму, но иметь при себе нагрудный знак.

Заметив нарушение, один из них передает информацию на ближайший пост ДПС вместе со сведениями о том, кто совершил проступок. Открыто работающий инспектор останавливает проштрафившегося автомобилиста, объясняет ему ситуацию и составляет протокол.


Водители в таких случаях очень редко признают вину, чаще протестуют и требуют доказательств. Но по закону сотруднику скрытого патруля достаточно лишь написать рапорт об увиденном им нарушении.

Подкреплять его доказательствами нет необходимости, если водителю не вменяют превышение скорости. Но чисто технические нарушения, например, слишком темную тонировку стекол авто, запрещенный ксенон в фарах легко подтвердить.

Если автомобилист не желает признавать совершенный им проступок, сотрудник скрытого патруля может приехать на пост и продемонстрировать ему видеозапись этого момента. Обычно она всегда есть.

Сотрудники скрытого патруля не имеют права:

  • провоцировать автомобилистов на нарушения;
  • превышать разрешенную скорость во время движения в общем потоке;
  • останавливать ТС в отсутствие веских причин.

Если водитель уверен, что его подставили, а он не нарушал ПДД, можно подать жалобу на действия сотрудников инспекции вышестоящему руководству или в суд. Заявление отправляется в течение 10 дней после инцидента.

О том, что входит в обязанности скрытого патруля ДПС, смотрите в этом видео:

Новшество и его последствия – День скрытого патруля

Эксперименты с неявным контролем дорожного движения проводились во многих регионах. Это позволило, например, в Мурманске:

  • сократить количество аварий на 22%;
  • уменьшить число погибших в них на 61%, травмированных – на 27%;
  • снизить количество выезжающих на встречную полосу на 44%.

Итоги подведены за целый год, а цифры сравнивались с прошлым отчетным периодом. Такой эффект вызван прежде всего тем, что автомобилисты, зная о скрытом патруле, стараются соблюдать ПДД не только вблизи постов, но и на всем пути следования.

В Москве, где движение очень плотное, а дороги проблемные, игнорирующих правила водителей огромное количество. Соответственно, много и аварий с фатальным исходом.

Поэтому в столице скрытые патрули действуют уже на постоянной основе. Город поделен на сектора, за каждым закреплено несколько экипажей ГИБДД на машинах без опознавательных знаков службы. Их присутствие позволяет выявить автомобилистов, лишенных прав, нетрезвых, использующих незарегистрированные машины, даже находящихся в федеральном розыске.

Скрытое патрулирование сделало более безопасной и эффективной работу постовых сотрудников службы. Им не нужно бежать через дорогу с шестью полосами движения, стремясь остановить нарушителя. Инспектор теперь заранее знает, в каком ряду едет нарушитель, и может ждать его там.

Опубликовано видео с первыми скрытыми патрулями ГИБДД

Опубликовано видео с первыми скрытыми патрулями ГИБДД. Об этом сообщает информационный «Autonews» со ссылкой на подразделения разных регионов России.

«В обычной ситуации автомобилисты могут отказаться от необдуманного маневра, увидев машину ГИБДД, или же могут предупредить других водителей, помигав фарами. Но гражданский автомобиль столько внимания не привлечет», – поясняют в ГИБДД.

Скрытые патрули уже дежурят в Самарской и Красноярской областях.

«Если обо всех привычных местах нахождения патруля ДПС и камер фотофиксации водитель знает заранее, то определить наличие «скрытого патруля» бывает достаточно сложно», — рассказали в пресс-службе ведомств.

Как происходит такое дежурство? Инспекторы фиксируют нарушение ПДД на видеокамеру и направляют записи ближайшему экипажу ДПС, который перехватывает нарушителя. Чаще всего водители попадаются за выезд «встречку», которая предусматривает наказание в виде лишения прав до шести месяцев месяцев или штрафа в сумме пять тысяч рублей.

Важно, что штраф выпишут только при автоматической фиксации. Это связано с тем, что в таком случае нельзя быть точно уверенным, кто был за рулем — собственник или другой человек. Но если протокол составит инспектор суд имеет право лишить нарушителя прав.

В некоторых районах в «скрытых патрулях» проводят рейды «Встречная полоса» с началом дачного сезона.

Снимается дорожная ситуация обычно на простой мобильник, закрепленный на лобовом стекле. Часто это происходит в месте действия знаков, например, «Обгон запрещен». Но есть и более оснащенные экипажи, которые передвигаются на автомобиле Lada Granta, а в салоне у них установлены полноценные комплексы фото-видеофиксации.

Законно ли все это? Юрист поясняет, что согласно данным ГИБДД, к патрульным автомобилям могут относиться машины без специальной цветографической окраски, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов. Соответственно и дежурство с их использованием законно. Съемка происходящего при помощи записывающих устройств также прописана в Административном регламенте МВД.

«Если инспектор ГИБДД использует специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, например, с их помощью фиксирует скорость движения автомобилей, такие устройства должны быть сертифицированы и иметь свидетельство о метрологической поверке», – отмечают специалисты.

Глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин отмечает, что автоматически на основании снятых материалов выписать штраф нельзя: их можно только использовать как доказательства. И для начала следует опросить водителя и составить протокол.

«Статья 26.2 КоАП «Доказательства» позволяет в виде доказательств по делу использовать любые фактические данные, на основании которых судья может принять решение о виновности или невиновности водителя. «Снятый материал на видеорегистратор или на видеокамеру можно использовать как доказательство, но для этого использование техники и сам факт приложения таких материалов к делу должно быть правильно оформлено, — объяснил Шапарин. — Если этого не сделать, полученные таким способом штрафы можно будет оспорить со ссылкой на то, что материалы получены с нарушением закона».

«С выездами на встречную полосу конечно нужно бороться. Но ситуация, когда инспектор демонстрирует нарушителю видеоматериалы с мобильного телефона, который не является поверенным средством измерения, ненормальна. В телефонах есть программы для коррекции видео, которые позволяют в ряде случаев исказить ситуацию. Кроме того, подобные скрытые патрули в связке с сотрудниками ГИБДД на автомобиле с цветографической схемой могут работать не для повышения безопасности дорожного движения, а для собственной коррупционной выгоды. Подобные видео служат рычагом давления на автовладельцев, у которых могут вымогать деньги», — отмечают автомобилисты.

Начальник юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков считает, что инспекторы ГИБДД должны профилактировать нарушение. То есть, предупреждать автомобилистов, что впереди сложный или непонятный участок, а не ждать, когда водители нарушат.

Юрист отмечает: установка дорожной камеры вместе с предупреждающим знаком о фиксации сразу же снижает количество нарушений в проблемных местах. И инспекторам не надо стоять и ждать, когда же человек нарушит, достаточно установить камеру.

Также эксперт обратил внимание: если инспекторам известно место, где водители часто нарушают, это повод проверить правильность организации дорожного движения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: