Разворот и поворот через сплошную — штраф или лишение?

Какой размер штрафа или лишения прав за поворот налево или разворот через сплошную?

  1. Через сплошную нельзя ни разворачиваться, ни поворачивать налево/направо.
  2. Штраф за разворот на 180 градусов через одинарную или сплошную линию разметки – от 1 000 до 1 500 рублей.
  3. Аналогичное наказание грозит и за поворот налево, например – с основной дороги во двор или на заправку.
  4. Если сплошная линия разделяет попутные полосы, то штраф меньше – 500 рублей. Точно такой же штраф за поворот налево через сплошную при выезде со двора. В данном случае наказывают за несоблюдение требований дорожной разметки.
  5. Наезд и заезд колесом на одинарную или двойную сплошную квалифицируется как выезд на встречку с сопутствующим наказанием в виде штрафа в 5 000 рублей или лишения прав на срок до 6 месяцев. Подобное ждёт также водителя, который повернул налево через сплошную, но до этого ехал по встречной полосе.
  6. Постановление о правонарушении можно обжаловать в ГИБДД, ЦОДД или суде.
  7. Штраф можно оплатить с 50% скидкой.
  8. За повторный разворот или поворот налево/направо не предусмотрено ужесточения наказания.

Фраза «пересечение сплошной» часто понимается универсально. Однако манёвров с пересечением или наездом на сплошную линию довольно много. Чаще всего встречается разворот или поворот налево через одинарную или двойную сплошную. Диапазон наказаний колеблется от предупреждения до лишения водительских прав. К сожалению, некоторые не чистые на руку сотрудники ДПС пытаются запутать автолюбителей и внушить им, что те совершили запрещенный манёвр, тянущий на лишение водительских прав. Хотя по закону это не является истиной. Как накажут за поворот налево или разворот через сплошную разметку в 2021 году, в чём состав правонарушения и можно ли водителю обжаловать штраф – читайте далее.

Можно ли пересекать одинарную и двойную сплошную по ПДД?

ПДД и ГОСТ определяют специальную нумерацию для сплошных разметочных линий:

  • 1.1. – для одинарной,
  • 1.3. – для двойной сплошной линии.

Обе эти линии разделяют транспортные потоки противоположных направлений. Но одинарная непрерывная линия отличается от двойной сплошной. Впрочем, это не столь важно. Ведь по части запрета на пересечение этих двух разметок и суммы штрафов – полное совпадение.

Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.

Если вы пересекли одинарную или двойную сплошную линию, вас накажут. Но не за само пересечение разметки, а за конкретный манёвр, идущий вразрез с ПДД. Например, за разворот через двойную непрерывную линию. И ниже мы поговорим о санкциях, которые ожидают любителей нарушить.

Какой штраф грозит за пересечение одинарной или двойной сплошной линии в 2021 году?

Рассмотрим наиболее частые нарушения на дороге, за которые водитель может получить штраф, а в ряде случаев остаться без прав на полгода.

При развороте через сплошную разметку

Штраф от 1 000 до 1 500 рублей.

Речь о манёвре, когда вы решили развернуться на 180 градусов на проезжей части. Но совершаете это не в разрешённом месте, а на дороге с одинарной или двойной линией разметки. Развернувшись, вы попадаете в движение на попутной полосе. И это спасает вас от более сурового наказания в виде лишения прав. Ведь в случае с разворотом нет выезда на встречку – манёвру присуще пересечение встречной полосы. Именно поэтому за подобный пируэт вашего автомобиля вам выпишут штраф от 1 000 до 1 500 рублей – в соответствии с ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ.

К слову, для законных разворотов есть специальные участки дороги. Там можно совершать манёвр, не переживая, что вас заметит камера или глазастый инспектор ГИБДД – и штрафа за разворот не будет. Вот такие дела!

При повороте налево

Аналогичное наказание – штраф от 1 000 до 1 500 рублей.

Но в данном случае можно нарваться на куда более серьезную санкцию. Поэтому имеет смысл рассмотреть три манёвра с наказаниями за каждый из них:

  1. Поворот налево на 90 градусов с пересечением одинарной или двойной сплошной линии разметки. Например, вы ехали по основной дороге и решили свернуть на прилегающую территорию через «запретную» зону. За непредусмотренный по ПДД манёвр вас оштрафуют на сумму от 1 000 до 1 500 рублей по той же ч. 2 ст. 12.16 Кодекса.
  2. Перестроение влево в рамках полосы попутного движения. Перестроение из ряда в ряд, даже через сплошную, квалифицируется как нарушение разметки. Штраф куда меньше, всего 500 рублей – но уже по первой части статьи 12.16 КоАП. Более того, вы можете отделаться предупреждением от инспектора ГИБДД.
  3. Движение по встречке перед поворотом налево. Вот тут уже можно нарваться на самое неприятное наказание в виде «вилки» – штраф в 5 000 рублей, либо лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). Суть в том, что вы не просто пересекли сплошную перед поворотом налево. До этого вы выехали на встречку и двигались по ней перед основным манёвром. Например, объезжая медленно едущий автомобиль впереди. Так делать нельзя, это создает риск серьезного ДТП. Поэтому и наказывают строже. Штраф может выписать начальник ГИБДД, а вот лишение прав возможно только в суде. Но опять же, и в суде есть шанс отделаться денежным взысканием.

Как видно, поворот налево через сплошную бывает разным. Поэтому диапазон наказаний тоже отличается – от предупреждения до реального лишения водительских прав на полгода.

При повороте направо

Штраф 500 рублей. Но можно отделаться предупреждением.

Суть манёвра в том, что водитель не успевает вовремя перестроиться на нужную полосу, и в итоге вынужден поворачивать направо не со своей полосы в аккурат через сплошную линию. Чаще всего такие съезды можно встретить в мегаполисах типа Москвы.

При выезде со двора

Штраф тот же – 500 рублей.

Что происходит? Автолюбитель выезжает с прилегающей территории (двор, заправка) и поворачивает налево через одинарную или двойную сплошную. Разумнее было бы вначале повернуть направо, доехать до ближайшего разворота и попасть на нужную полосу.

Но водитель действует в нарушение ПДД, то есть в данном случае не соблюдает требования дорожной разметки, а именно – запрет пересекать линии 1.1 и 1.3. Текущая мера ответственности за подобный манёвр – 500 рублей.

Какое наказание, если я заехал или наехал колесом на сплошную линию?

Что за этим следует? Если непрерывная линия разделяет две попутные полосы, то есть шанс угодить под штраф 500 рублей или отделаться предупреждением. Но если вы наехали на сплошную, которая разделяет встречное и попутное направление – это уже не пройдет. В лучшем случае грозит штраф в 5 000 рублей, а в худшем – риск остаться без прав на срок до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). И неважно, сколько колёс наехало на непрерывную линию – хоть одно, хоть два.

Что грозит за повторное нарушение?

«Повторность», как в случае с движением по встречке или «против шерсти» на односторонней дороге здесь отсутствует.

Приведем пример:

Утром вы развернулись через сплошную на виду у полицейских, и они выписали вам штраф в 1 500 рублей. Вечером того же дня вы решили повернуть во двор через одинарную сплошную, и снова попались автоинспекторам. В данном случае вас не смогут наказать серьезнее, а выпишут тот же штраф по ч. 2 ст. 12.16 КоАП, а его размер – от 1 000 до 1 500 рублей.

Максимальное наказание – штраф, без всяких рецидивов и ужесточения санкций за повторность.

Фиксируют ли камеры разворот или поворот через сплошную линию?

Да. Если на участке дороге, где произошло нарушение, работают камеры фото и видеофиксации, запрещённый манёвр не ускользнёт от радаров.

  • За нарушения на камеру приходят только «письма счастья» (лишение прав не предусмотрено).
  • Когда камеры фиксируют разворот или поворот налево через сплошную линию, придёт штраф в 1 000 рублей – как наименьший из диапазона денежных взысканий по ч. 2 ст. 12.16 Кодекса.

На заметку! Узнать места, где расположены камеры автоматической фиксации можно на официальном сайте ГИБДД. Сервис в свободном доступе. Он показывает не только стационарные, но и передвижные комплексы фото и видеофиксации нарушений ПДД на разных участках дорог в вашем регионе.

Можно ли оплатить штраф со скидкой?

Да, можно. Пересечение непрерывной линии разметки не относится к грубым нарушениям, на которые не распространяется скидка.

Если вы получили штраф за разворот или поворот налево через сплошную, есть шанс заплатить 50% от суммы. Для этого нужно уложиться в первые 20 дней со дня получения постановления о нарушении. И тогда вместо 1 000 вы должны будете заплатить 500 рублей. Экономия!

Можно ли обжаловать штраф за сплошную линию?

При несогласии с санкцией за нарушение можно подать жалобу. Она должна быть обоснована. Обычно водители пытаются обжаловать выписанный штраф за сплошную линию в следующих ситуациях:

  • Крайняя необходимость. Суть действия описана в ст. 2.7 КоАП РФ, когда последствия от нарушения меньше, чем от предотвращенного. Например, экстренная ситуация вынудила вас развернуться через двойную сплошную – поскольку вам нужно было срочно доставить пассажира в больницу или остановиться у края проезжей части для оказания первой медицинской помощи (если справа не было такой возможности).
  • Стёртая линия. Разметка на дороге имеет свойство стираться, в результате чего водителям может казаться, что впереди прерывистая линия. Значит, открывается возможность совершить разворот или повернуть налево. Но в 99% случаев инспекторы ГИБДД составят протокол и выпишут штраф. Аналогичный штраф может прийти и с камер. Водителю же рекомендуется зафиксировать стёртую линию разметки, чтобы впоследствии приложить фото и видео к жалобе на штраф.
  • Управление автомобилем не собственником. Если за рулём был не владелец ТС, а третье лицо, то штраф всё равно придет собственнику машины. Конечно, можно сразу оплатить сумму. А можно обжаловать штраф, указав суду, что виновником был совсем не владелец автомобиля, а, например – «любимая» тёща или брат.
  • Ошибка камеры автофиксации. Чаще всего камеры неверно считывают номер автомобиля. Например, вы ехали за водителем, который развернулся через сплошную линию, а камера по ошибке считала госномер вашего автомобиля, хотя вы ничего не нарушали. Постановление подлежит обжалованию в ЦОДД или в суде.
  • Процессуальные нарушения. К примеру, сотрудник ГИБДД неверно указал в протоколе место или время совершения нарушения. Сюда же относят ошибки с маркой ТС. А вот опечатки в ФИО нарушителей во внимание не берутся.
  • Несоответствие знаков и сплошной линии разметки. Например, дорожный знак разрешает поворот налево, но на дороге нанесена одинарная или двойная непрерывная линия разметки. Такое бывает, когда знаки временные. И наказание можно и нужно обжаловать. С приложением фото и видеодоказательств своей правоты.

Также стоит упомянуть о таких причинах как малозначительность правонарушения, истечение сроков давности и наличие смягчающих обстоятельств у водителя.

Куда обращаться?

Жалоба на постановление о нарушении подаётся:

  • В ГИБДД – на сайте, в разделе «Прием обращений», почтой РФ или лично в канцелярию ГАИ;
  • В районный суд по месту совершения правонарушения.

Практика показывает, что лучше обращаться сразу в суд. Предварительно нужно собрать как можно больше доказательств своей невиновности или привести основания для смягчения наказания.

Судебная практика

Суды справедливо различают движение по встречке и пересечение встречной полосы. Несмотря на то, что некоторые инспекторы составляют протоколы о лишении по ч. 4 ст. 12.15 Кодекса, в 90% случаев суды переквалифицируют эту статью в ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ – где наказание в виде штрафа до 1 500 рублей.

Несколько свежих примеров из судебной практики:

  1. В Екатеринбурге водителя хотели привлечь по ч. 2 ст. 12.16 КоАП, но тот обжаловал постановление. Разбираясь в деле, районный суд установил, что инспектор ГИБДД не указал в постановлении в чём именно выразилось нарушение водителя – а это процессуальное нарушение. Решением № 12-193/2020 от 29 июля 2020 года, суд прекратил административное дело в связи с истечением срока давности.
  2. Казанский водитель обжаловал штраф за разворот через сплошную линию. Сотрудники ГИБДД не предоставили фото и видеодоказательства вины автолюбителя. Кроме того, суд усмотрел несоответствие даты нарушения и даты составления протокола. Решением № 12-1054/2020 от 28 июля 2020 года, Советский районный суд г. Казани отменил постановление и прекратил производство в связи с недоказанностью обстоятельств вины водителя.
  3. В Пскове автоледи заявила ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства, но оно было оставлено без внимания инспектором ДПС. Тот выписал постановление со штрафом по ч. 2 ст. 12.16 Кодекса. Женщина обратилась в районный суд, который поддержал её требования и отменил постановление. Но инспектор ДПС обжаловал решение районного суда в областном суде. В итоге Решением № 21-230/2020 от 28 сентября 2020 года, областной суд вернул дело на новое рассмотрение, отменив решение районного суда – в данном случае ходатайство автоледи было признано «процессуально необоснованным».

Очень важно выстроить грамотную защиту при обжаловании постановления за поворот или разворот через сплошную линию. Судьи примут сторону истца только в случае веских аргументов или процессуальных нарушений со стороны сотрудников ДПС.

Поворот налево через сплошную линию разметки

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о пересечении автомобилем сплошной линии разметки при выполнении поворота налево. Например, такое нарушение может произойти при выезде автомобиля из двора.

На самом деле данная ситуация не вполне однозначная, т.к. штраф при повороте налево во многом зависит от того, по какой траектории движется транспортное средство. При этом не имеет значения, какую разметку пересекает автомобиль: сплошную или двойную сплошную.

Рассмотрим штрафы за поворот налево через сплошную линию разметки, а также ситуации, в которых они накладываются:

Штраф за пересечение двойной сплошной разметки при повороте налево

В 2021 году за пересечение сплошной линии разметки предусмотрен частью 2 статьи 12.16 КоАП:

2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, штраф за пересечение сплошной или двойной сплошной при выполнении поворота налево составляет 1 000 – 1 500 рублей.

Штраф за выезд на встречную при повороте налево

Рассмотрим еще один штраф, который также может быть наложен при пересечении сплошной линии разметки при повороте (часть 4 статьи 12.5 КоАП):

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Если при повороте налево автомобиль хотя бы частично окажется на встречной полосе, наказание за пересечение сплошной линии разметки будет более суровым – 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

Таким образом, размер наказания в основном зависит от траектории движения транспортного средства. Далее в этой статье будут рассмотрены различные варианты выполнения поворота.

Траектории движения при повороте налево

Чтобы лучше понять детали ситуации, ниже будут приведены схемы выполнения поворота налево на двух вариантах дороги:

  • двухполосной со сплошной линией разметки,
  • четырехполосной с двойной сплошной линией.

Двухполосная дорога

Рассмотрим стандартный выезд из двора налево. Как правило, водители выполняют поворот по скошенной траектории, т.е. срезают угол:

Если внимательно посмотреть на картинку, то становится понятно, что левая часть автомобиля во время поворота оказывается на встречной полосе движения. Особенно хорошо это заметно по заднему левому колесу. При выполнении поворота по такой траектории водителя ждет штраф 5 000 рублей или лишение прав.

Чтобы гарантированно избежать выезда на встречную полосу, нужно пересечь сплошную линию разметки под прямым углом:

Рисунок выше иллюстрирует подобный маневр. Однако становится очевидным, что на дороге с двумя полосами такой маневр выполнить весьма сложно, практически невозможно. Места для поворота после пересечения сплошной недостаточно. Поэтому водитель в любом случае при повороте частично заедет на встречную полосу движения.

Четырехполосная дорога

Рассмотрим выезд с прилегающей территории на четырехполосную дорогу с двойной сплошной линией разметки. Стандартная траектории поворота автомобиля:

В данном случае еще лучше видно, что если водитель срезает угол, то он оказывается на встречной полосе движения. Наказанием за подобный маневр будет штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.

Чтобы снизить размер наказания водитель должен пересечь двойную сплошную под прямым углом:

На четырехполосной дороге места вполне достаточно, поэтому водитель может сначала пересечь двойную сплошную линию разметки, а лишь затем повернуть руль налево. В этом случае он получит штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей.

Подведем итоги данной статьи. Чтобы получить минимальное наказание при повороте налево, нужно пересекать сплошную (двойную сплошную) линию разметки под прямым углом. Иные траектории движения могут привести к тому, что водитель получит лишение прав за выезд на встречную полосу.

В завершение хочу отметить, что данная статья написана в связи с большим количеством вопросов читателей по поводу пересечения сплошной линии при повороте налево. На практике гораздо безопасней сначала повернуть направо, а затем развернуться на ближайшем перекрестке.

Поворот налево или разворот через сплошную линию разметки — штраф или лишение?

В 9 разделе ПДД четко регламентируется сразу в нескольких пунктах, по какой причине запрещается совершать такой маневр, как разворот через сплошную линию.

Проблема состоит в том, что наказание за это предусмотрено сразу в двух статьях Административного кодекса. Первой из них будет езда по полосе встречного движения, что подразумевает лишение водительских документов, а второй – за пересечение сплошной линии разметки, как одинарной, так и двойной.

Несмотря на то, что одинарная и двойная сплошная линии – это разные виды разметки, ответственность за их пересечение будет одинаковой.

Штраф либо лишение прав. Согласно ч.4 статьи 12.15 КоАП, за нарушение нормативно-правового акта ПДД, выражающееся в выезде на полосу встречного движения, предусматривается достаточно суровое наказание в виде штрафа в 5 тысяч рублей, или же лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев. Кроме того, по ч.2 статьи 12.16 КоАП водителю грозит наложение штрафа от 1000 до полутора тысяч рублей, за левый поворот или разворот через двойную сплошную линию, или же в противоречие требованию дорожных знаков.

Какие же последствия могут быть за совершение подобных действий, так как в этой ситуации присутствуют сразу два типа нарушения? В реальности, все не настолько сложно и для того, чтобы это понять, следует немного углубиться в логику ПДД, которая находится буквально на поверхности.

Лишить водительских документов за выезд на полосу встречного движения могут только если водитель выехал на нее для совершения опережения или обгона. А при совершении поворота налево или разворота через сплошную разметку будет использоваться только статья 12.16 КоАП. Причина этого достаточно проста.

В процессе осуществления левого поворота или же разворота, полоса встречного движения больше не является для водителя таковой, а во время разворота и вовсе станет попутной по направлению движения. Подобная логика подтверждается тем фактом, что, в противном случае, при совершении маневров на перекрестке машина также оказывалась бы на полосе встречного движения.

Практика судебных решений. Намного больший вес для подтверждения может иметь процесс переквалификации статей в судебном порядке. Подобная практика встречается очень часто и можно с уверенностью говорить, что порядка 90% решений суда выносится в пользу назначения наказания по статье 12.16, что предусматривает штраф. Несмотря на это, окончательное решение все же будет зависеть от конкретных обстоятельств для данного случая.

Главная сложность состоит в том, что далеко не все работники ГИБДД придерживаются аналогичного мнения, и за совершение такого маневра начинают навязывать совершенно другую статью, предусматривающую лишение водительских документов. Помимо этого, даже некоторыми автоматическими камерами для фиксации нарушений отправляется штраф на сумму в 5 тысяч рублей, так как лишение водительских документов, согласно камере, не положено. А вот судьи в районных судах демонстрируют единодушие в плане решения такого вопроса, и применяют статью 12.16, по которой максимальное наказание составляет от 1 до 1,5 тысяч рублей штрафа за левый поворот или разворот через сплошную разметку.

Итог. При определенных обстоятельствах такое нарушение может быть квалифицировано как малозначительное, что уже является основанием для отмены штрафа. К сожалению, такие случаи на практике встречаются достаточно редко, так как для их реализации требуется совмещение слишком большого количества факторов и смягчающих обстоятельств.

Штраф или лишение за поворот (разворот) через сплошную

Почти любое пересечение сплошной линии разметки (СЛР) при повороте или развороте является серьезным нарушением ПДД. Например, наказанием за разворот через двойную сплошную служит штраф в размере от 1 до 5 тысяч р. либо лишение водительских прав (ВП) сроком от 4 до 6 месяцев. При этом иногда водитель может избежать санкций. О том, как именно следует вести себя, чтобы избежать наказания, и об отягчающих вину автомобилиста обстоятельствах, при которых он может лишиться ВП за пересечение СЛР более чем на полгода, рассказывается в статье. Кроме того, возможен ли поворот налево с трамвайных путей.

Что грозит за разворот или поворот налево через сплошную

Действующие ПДД и ГОСТ дают определение двум СЛР: одинарной (1.1 по ПДД) и двойной (1.3), пересекать которые при любых условиях запрещается. Нарушившему запрет грозит штраф либо изъятие ВП. Величина первого и длительность последнего зависят от конкретного вида правонарушения:

  1. За разворот через сплошную или поворот налево без выезда на встречную полосу движения нарушитель заплатит в казну, согласно ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ, от 1 до 1,5 тыс. рублей.
  2. Согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП, поворот налево (разворот) с заездом на «встречку» карается уже пятью тысячами р. либо лишением ВП. Длительность последнего составит от 4 до 6 месяцев.

Траектория выезда при повороте налево с прилегающей территории

Для того чтобы понять, какие именно санкции будут грозить автомобилисту, необходимо внимательно изучить ситуации, в которых совершается запрещенное действие.

Двухполосная дорога

При выезде на 2-полосную дорогу с прилегающей территории (стоянки, второстепенной улицы, из дворов) и попытке совершить запрещенный поворот в левую сторону автолюбители вынуждены описывать дугу с заездом на встречную полосу движения. Причина этого состоит в недостаточной ширине любой 2-полосной дороги (см. рис. 1).

Авто не может пересечь разделительную линию под углом 90 градусов и совершить поворот уже на разрешенной для движения полосе, так как это ему не позволит сделать обочина на противоположной стороне улицы.

Исходя из этого нужно помнить: попытка повернуть налево при выезде на 2-полосную дорогу с непрерывной одинарной линией разметки будет однозначно караться штрафом в 5 тысяч рублей.

Четырехполосная дорога

При выезде на 4-полосную дорогу и запрещенном повороте на ней налево водитель имеет шанс избежать максимально жесткого наказания и отделаться за поворот штрафом от 1 до 1,5 тыс. рублей. Однако для этого ему нужно двигаться до СЛР 1.3, строго перпендикулярно ей, а начинать поворачивать только после ее пересечения (см. траекторию ТС на рис. 2).

При малейшем отклонении от перпендикулярного потокам транспорта направления движения инспектор ГИБДД, зафиксировавший запрещенный маневр, будет иметь полное право оштрафовать нарушителя на 5000 рублей.

Пересечение сплошной при повороте налево

Как это ни удивительно, но основную часть штрафов за пересечение СЛР при повороте налево владельцы ТС получают не за выезд на дорогу с прилегающей территории, а за неправильный маневр на перекрестке, где поворот налево разрешен ПДД (см. красную траекторию движения легкового авто на Рис. С).

Рис. С. «Срезание» СЛР при повороте налево

Большинство подобных необязательных нарушений совершают неопытные водители. Подъехав к перекрестку, они не доезжают до конца непрерывной линии, разделяющей разнонаправленные потоки транспорта, а начинают по невнимательности поворачивать налево через СЛР, пытаясь совершить поворот по максимально плавной дуге и оказываясь тем самым в ситуации езды по встречке. Также новички нередко «срезают» сплошную и в момент окончания поворота на перекрестке (то есть, повернув всего один раз, они дважды нарушают ПДД).

Помимо этого аналогичные действия часто совершают и водители с большим стажем. Однако последние допускают нарушения не из-за невнимательности, а, скорее, по причине излишней самоуверенности иили желания успеть проскочить перекресток на мигающий сигнал светофора. В любом случае, находящийся поблизости дорожный инспектор имеет полное право оштрафовать подобных нарушителей на 5000 рублей по ч. 4 ст. 12.16 КоАП – вне зависимости от того, пересек ли водитель СЛР из-за неопытности или же по причине пренебрежения Правилами дорожного движения.

Поворачивая налево на перекрестке (даже под разрешающий сигнал светофора), всегда следует быть крайне внимательным, чтобы не переехать СЛР и не потерять деньги на пустом месте.

Штраф за поворот направо через сплошную разметку

В КоАП РФ прописаны санкции за пересечение одинарной СЛР слева направо. Так, если водитель перестраивается из левой полосы движения в правую, пересекая при этом линию 1.1, разделяющую попутные потоки транспорта, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП, он заплатит государству 500 рублей.

Разумеется, ситуация является зеркальной, и точно так же автомобилиста накажут, если он пересечет одинарную СЛР, разделяющую 2 полосы для движения в одном направлении, справа налево.

Условия, при которых лишают прав

В КоАП есть несколько статей, предусматривающих своеобразную «вилку» наказаний за нарушение некоторых пунктов ПДД. Инспектору, остановившему совершившего запрещенные действия автолюбителя, разрешается оштрафовать его прямо на месте. Либо он может направить материалы о нарушении своему начальнику, который после встречи с нарушителем в группе разбора назначит ему штраф самостоятельно или же отправит дело о лишении его ВП в суд.

Выезд на встречную при развороте

Право запретить автомобилисту временно управлять ТС имеет исключительно судья. Соответственно, и за разворот (поворот) через СЛР с выездом на встречку, согласно ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, владелец ТС может стать пешеходом лишь после проведения судебного разбирательства. При этом он все-таки имеет шанс сохранить ВП и отделаться потерей денег, но только если будет содействовать суду, а именно:

  • полностью признает, что выезд был совершен из-за его неправильных действий (невнимательности, спешки и т. д.);
  • раскается в содеянном и пообещает больше не совершать подобного правонарушения;
  • приведет судье смягчающие его вину обстоятельства (к ним, в частности, относятся: инвалидность обвиняемого, наличие на его содержании малолетних детей, беременность – для женщин);
  • возместит вред, причиненный им другим участникам дорожного движения в результате заезда на встречную полосу через сплошную.

Статистика показывает, что в случае если нарушители ведут себя по отношению к судьям корректно и уважительно, то последние часто не просто не лишают их прав, но и переквалифицируют правонарушение со ст. 12.15 КоАП на другую, более мягкую ст. 12.16 и накладывают на водителей минимальный штраф в 1 тысячу рублей.

И, наоборот, при проявлении неуважения к суду шансы отделаться максимально мягким наказанием резко снижаются. При попытке же доказать, что автомобилист вообще не виноват в совершенном им правонарушении (особенно при наличии явных свидетельств его вины, зафиксированных документально), судья практически гарантированно вынесет решение о наложении на него штрафа в 5 тысяч рублей или (при наличии отягчающих вину водителя обстоятельств) лишении его ВП.

Отягчающие обстоятельства

Ряд обстоятельств способен автоматически сыграть против правонарушителя. Так, автолюбитель с высокой степенью вероятности превратится в пешехода (причем не на минимальный срок в 4 месяца, а на полгода), если:

  • после выполнения запрещенного разворота (поворота) он не выполнил требования сотрудников полиции остановиться и пытался скрыться от них;
  • маневр водитель совершил не просто через СЛР, а пересек при этом еще и трамвайные пути встречного направления (или, что еще хуже, реверсивную полосу) – в этом случае оправдаться на суде отговоркой о том, что он не увидел (неправильно «прочитал») разметку, у правонарушителя не получится;
  • дорожное «преступление» произошло в период действия ЧП или во время стихийного бедствия;
  • в текущем году обвиняемый в запрещенном маневре уже имел несколько штрафов за нарушения ПДД и не оплатил их;
  • еще не истекло 12 месяцев с момента предыдущего возврата нарушителю ВП (при этом неважно, за что его лишали их в прошлом);
  • разворот через сплошную привел к ДТП (даже без жертв и ранений);
  • на протяжении последнего года человека уже наказывали за то, что он поворачивал через СЛР. В этом случае владелец ТС автоматически становится пешеходом уже не на полгода, а на целый год.

В случае если, совершив поворот налево через сплошную, автомобилист при съезде с дороги собьет пешехода (или столкнется при запрещенном развороте с другим ТС, что приведет к ДТП и появлению в нем пострадавших), то нарушителю будет грозить уже не административная, а уголовная ответственность.

В каких случаях санкций можно избежать

Несмотря на четкость формулировок ПДД и строгость КоАП, предусматривающего различные санкции за нарушения на дороге, в жизни встречаются ситуации, когда автомобилиста все-таки могут простить за запрещенные маневры и вынести ему в качестве наказания всего лишь устное замечание (без штрафа).

Приоритет знаков

ПДД прямо предусматривают приоритет знаков (даже размещенных на дороге временно) над стационарной дорожной разметкой. Если авто разворачивается через линию 1.3 под временный знак, разрешающий такой маневр, штрафа за разворот на двойной сплошной его владелец не получит.

Малозначительность нарушения

В статье 2.9 КоАП прописано понятие малозначительности правонарушения. Опираясь на него, нарушитель ПДД может попытаться избежать наказания за запрещенный разворот (поворот). Правда, для этого водителю придется отправиться в суд, так как сотрудники ГИБДД практически никогда не принимают во внимание фактор малозначительности нарушения и всегда составляют протокол о его совершении на месте задержания нарушителя.

Судебная практика показывает, что чаще всего по малозначительности можно избежать наказания за:

  • минимальный проезд «против потока» при левом повороте на перекрестке (когда водитель случайно «срезает» всего несколько сантиметров СЛР);
  • совершение запрещенного маневра на свободной от других ТС дороге (например, за выезд из дворов на пустую улицу с поворотом налево через непрерывную или разворот на такой же пустой дороге перед препятствием, совершенный для того, чтобы не объезжать последнее по встречке).

Разумеется, чтобы фактор малозначительности нарушения сработал в суде, обвиняемый в дорожном «преступлении» обязан максимально содействовать судье (как описано выше), а также у него не должно быть отягчающих вину обстоятельств.

Крайняя необходимость

Еще одним основанием для отмены наказания за запрещенный маневр через СЛР является понятие крайней необходимости, прописанное в статье 2.7 КоАП. Так, управляющему автомобилем человеку практически гарантированно ничего не будет грозить, если он повернул через сплошную, чтобы:

  • избежать столкновения с другим ТС;
  • не сбить выскочившего на дорогу пешехода;
  • быстрее довезти до больницы больного пассажира (рожающую женщину);
  • припарковаться на другой стороне улице, так как соседние попутные полосы были заняты, а ему необходимо было срочно остановиться, потому что перед выполнением запрещенного маневра ему стало плохо.

Следует, однако, учитывать, что у состояния крайней необходимости есть непременное условие: вред, причиненный запрещенным маневром через СЛР, должен быть меньше вреда, который водитель предотвратил, совершив данное правонарушение. При этом предотвращенный вред должен быть не абстрактным, а конкретным. И еще – обязанность доказывать, что причиненный вред оказался меньше предотвращенного, в суде целиком ложится на водителя (его адвоката).

Отсутствие вины

Определяющим понятием в КоАП является наличие вины водителя при совершении им противоправного действия. Если же ее нет, в суде адвокат подзащитного может попытаться оспорить решение о наложении на своего клиента денежного взыскания (или изъятии у него ВП).

Как правило, к доводу об отсутствии у водителя умысла на совершение правонарушения прибегают в ситуации, когда автомобилист поворачивает налево (разворачивается) через СЛР, не зная об этом. Подобное нередко происходит на заснеженной улице или дороге, на которой разметка не видна из-за грязи.

Что делать, если водитель прав

Если остановленному полицейским владельцу ТС кажется, что первый пытается ошибочно или осознанно вменить ему нарушение, которого он не совершал, у него есть возможность избежать незаслуженной «кары». Однако действовать для этого необходимо начинать прямо на месте, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Нужно сфотографировать участок дороги, где якобы произошел запрещенный маневр. Если в группе разбора (или позже в суде) удастся доказать, что дорожная разметка в месте ее пересечения не соответствовала ГОСТу или не «читалась» (из-за грязи, снега, воды), скорее всего, водителю не придется раскошеливаться за ошибочное решение инспектора.
  2. Чтобы не допустить фальсификации доказательств со стороны сотрудников ГИБДД, владельцу ТС следует самостоятельно зафиксировать место и время составления протокола. Нужно произвести фото- и видеосъемку места «нарушения» таким образом, чтобы оно попало в один кадр вместе с машиной ГИБДД, ТС-«нарушителем» и всеми знаками возле них.
  3. Далее все действия по обжалованию вменяемого штрафа нужно производить максимально быстро. Закон отводит на это 10 дней. Если пропустить этот срок, шансы добиться отмены наказания резко уменьшаются.
  4. Если «виновника» уговаривают согласиться признать свою вину и отделаться минимально возможным штрафом, соглашаться на подобное предложение не стоит (особенно если водитель абсолютно уверен в собственной правоте). Если добровольно согласиться на минимально возможное наказание, возможности обжаловать его в будущем уже будет.

Гораздо тяжелее обжаловать штрафы с камер. Современные комплексы фото- и видеофиксации нарушений довольно точны, но иногда и они дают сбой. Например, одной из самых распространенных ошибок систем, фиксирующих пересечение двойной (1.3) и одинарной (1.1) линии, является ситуация, когда ее пересекает не автомобиль, а его боковая тень, и камера решает, что на разметку левыми колесами наехало ТС.

В подобном случае владельцу авто приходит «письмо счастья» с требованием заплатить за выезд на «встречку». Чтобы его оспорить, необходимо проводить сложную техническую экспертизу записей камеры, а это требует времени и денег. Единственным слабым утешением для человека в данной ситуации является то, что лишить его ВП за подобную ошибку техники невозможно, даже если в течение года он уже совершал запрещенный разворот (поворот) через сплошную. Согласно ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, в этом случае автомобилист заплатит государству 5000 рублей.

Вопросы читателей

Недавно ездили с мужем в областной центр. На подъезде к одному из магазинов (он был на другой стороне улицы) увидели, что из левого ряда машины поворачивают налево. Муж пристроился за ними, но когда уже поворачивал, то заметил, что в этом месте на дороге сплошная. Муж затормозил, но сдать назад ему не дали засигналившие сзади водители – пришлось тоже нарушать и ехать через сплошную. Скажите: если бы нас остановили гаишники, смогли бы мы оправдаться тем, что не знаем город и повернули в запрещенном месте из-за того, что нас ввели в заблуждение другие нарушители?

Ответ: Нет, уговорить инспектора не составлять на вас протокол за поворот налево через сплошную на месте вы, скорее всего, не смогли бы. Единственным шансом для вас избежать наказания было бы идти в суд и уже там пытаться доказать, что повернули вы:

  • без умысла на совершение правонарушения;
  • в условиях крайней необходимости (конкретно – чтобы не столкнуться с подпиравшими вас сзади автомобилями).

При этом вам бы крайне помогла запись вашего разговора с мужем в момент совершения «вынужденного» поворота – если, конечно, у вас в машине есть видеорегистратор.

На днях ехали с другом в пробке, а впереди какой-то джип постоянно сигналил, чтобы его пропустили, но пропускать его было некуда. В какой-то момент у водителя, видно, сдали нервы – выбрал секунды, когда соседняя реверсивная полоса оказалась пустой, и рванул через нее, проехал двойную сплошную, все встречные полосы и нырнул в проулок – наверно, решил объехать пробку по дворам. Я сказал, что за такое надо сразу лишать прав, а друг возразил, что здесь нарушение максимум на полторы тысячи, т.к. сплошную джип пересек под прямым углом, выезда на встречку не было. Кто прав?

Ответ: Ваш друг ошибается. Несмотря на то, что двойную линию нарушитель пересек под прямым углом (а за такое пересечение сплошной при повороте прав действительно не лишают), выезд на встречку он совершил, повернув на реверсивную полосу, действующую в режиме реверса. Так что если бы его остановили сотрудники ГИБДД, то ему, как минимум, выписали бы еще пару штрафов (за поворот с полосы, не предназначенной для поворота, и за въезд на реверсивную полосу под запрещающий сигнал светофора). А как максимум, ему бы могли вменить въезд на реверсивную под неработающий светофор и отправили бы дело о лишении прав в суд.

К сожалению, сама жизнь иногда провоцирует владельцев ТС на то, чтобы нарушать ПДД. Кто-то пересекает непрерывную линию разметки и совершает запрещенный разворот/поворот, чтобы объехать пробку и сэкономить время, другие делают это в условиях, как им кажется, крайней необходимости. И все же каждому водителю следует помнить, что дорожные правила «написаны кровью». Поэтому ездить лучше все-таки, не нарушая ПДД, чтобы не пополнять печальную статистику погибших и раненных в автоавариях.

Разворот и поворот через сплошную – штраф или лишение прав?

Согласно своду ПДД, пересечение сплошной линии считается одним из самых тяжких нарушений. В большинстве случаев такой маневр сопровождается попаданием транспортного средства на полосу встречного движения, что грозит созданием аварийной ситуации. По этой причине поворот с пересечением непрерывной линии или разворот через сплошную караются штрафами, могут привести к лишению водителя прав. На дорогах случаются разные ситуации, поэтому иногда такого действия избежать не удается. Водитель должен знать, какие моменты могут быть расценены в качестве смягчающих обстоятельств, как правильно общаться с представителем ГИБДД. При этом нужно учитывать, что наказание за двойную и одинарную сплошную линии равноценно.

Разворот и поворот через сплошную

Сплошная линия – это разметка, призванная разделить потоки машин, которые движутся в противоположных направлениях. Она может быть одинарной или двойной, ее наносят разными цветами (белый, желтый, оранжевый) в зависимости от назначения. Также такая маркировка используется для отделения краев дороги, обозначения участков, на которые запрещен въезд транспортных средств. В любом из перечисленных случаев разворот или поворот налево через сплошную линию категорически запрещен. Такой тип разметки используется на парковке, причем, в большинстве ситуаций на нее также запрещено наезжать.

В автошколах водителей стараются приучить к тому, что одинарная или двойная непрерывная линия должна у них ассоциироваться со стеной, через которую нельзя ехать. К сожалению, многие автолюбители игнорируют это правило, что нередко становится причиной опасных ситуаций, аварий.

В Разделе №9 правил дорожного движения четко обозначено, в каких случаях запрещено осуществление поворота налево. Две статьи Административного кодекса указывают, каким может быть взыскание за выполнение маневра с пересечением сплошной.

Наказание при пересечении

Чаще всего нарушителей правил дорожного движения ожидает штраф за пересечение сплошной разметки во время выполнения разворота или поворота. В ряде ситуаций такие действия могут сопровождаться смягчающими обстоятельствами, что освобождает от наказания или сводит его к минимуму. Иногда ситуация оказывается более серьезной и влечет за собой лишение прав на срок от 4 месяцев до года.

При повороте налево

Раньше любое действие на прямой или извилистой дороге, а также на перекрестке в виде буквы «Т», с пересечением сплошной или наездом на нее трактовалось как выезд на встречную полосу. Сегодня ответственность разграничена, что не позволяет инспекторам ГИБДД одинаково трактовать каждый случай. В частности, за поворот налево при выезде со двора или боковой улицы можно получить штраф 1-1,5 тыс. рублей, если пересечение разметки было произведено под прямым углом. Выполнение такого же действия по скошенной траектории приводит к тому, что ТС оказывается на встречной полосе. Это влечет наказание в виде штрафа в 5 тыс. рублей или лишение прав на срок до полугода. Повторное совершение аналогичного правонарушения в течение года грозит лишением ВУ на год.

При повороте направо

Если поворот с пересечением сплошной был выполнен направо, водителя ожидает штраф в размере 1-1,5 тыс. рублей. Более строгие наказания здесь не предусмотрены, так как подобные действия не приводят к выезду транспортного средства на встречную полосу. В отдельных случаях пересечение сплошной при повороте направо трактуется как несоблюдение ПДД, продиктованных особенностями разметки. Это карается штрафом в 500 рублей, а иногда инспектор ГАИ ограничивается устным предупреждением. Аналогичное наказание грозит за перестроение на полосу справа перед пешеходным переходом.

Важно помнить, что, если на дороге со сплошной линией установлены знаки, разрешающие поворот или заезд на сплошную, то маневр выполнять можно. При одновременном чтении знаков и разметки первые имеют приоритет.

В каких случаях лишают прав

Еще несколько лет назад водитель, который при развороте пересек сплошную или просто наехал на нее, мог поплатиться за такой маневр лишением прав на несколько месяцев. Сегодня законодательство и судебная практика позволили выделить ряд действий, которые с высокой долей вероятности приведут к временному ограничению права на управление ТС.

Штраф в 5 тыс. рублей или лишение ВУ на срок до полугода при пересечении сплошной возможны при таких нарушениях:

  • пересечение непрерывной линии и последующее движение по встречной перед поворотом налево;
  • заезд на разметку и выезд на полосу встречного движения, что нередко случается на изгибе узкой дороги;
  • обгон;
  • объезд пробки.

Не важно, была пересечена одинарная или двойная линия, наказания за оба нарушения равноценны. При рецидиве в течение года срок лишения прав достигает 12 месяцев.

В этом случае спасти водителя от столь сурового наказания может только факт фото- или видеофиксации происшествия.

Как правильно общаться с ГИБДД

Пересечение сплошной может трактоваться по-разному и повлечь за собой соответствующее наказание. Такое нарушение сложно совершить неосознанно, но и такие случаи встречаются. Чтобы обезопасить себя от неправомерных действий инспекторов ГАИ и при необходимости смягчить наказание следует установить в машине регистратор. Видеозапись поможет доказать влияние на ситуацию сопутствующих факторов.

Не стоит подписывать протокол, если какие-то пункты в нем смущают или не соответствуют действительности.

Автоматическая фиксация пересечения сплошной

Сегодня нарушение ПДД фиксируется не только инспекторами ГИБДД, но и средствами фото- и видеоконтроля. С этими целями используются мобильные комплексы, стационарные установки. Они позволяют выявлять нарушителей и останавливать их прямо на дороге или обрабатывать данные с последующей рассылкой писем автомобилистам. Иногда водитель узнает о том, что повернул с пересечением сплошной только после получения уведомления о начисленном штрафе. Минусом варианта считается высокая вероятность ошибки, совершенной автоматическим приспособлением. Положительный момент такого подхода в том, что последствием нарушения, зафиксированного камерой, может стать только штраф.

Отмена штрафа за поворот и разворот через сплошную

Если за пересечение сплошной выписан штраф, можно опротестовать его в судебном порядке или обратившись непосредственно к руководителю конкретного отделения ГИБДД. Для этого нужно предоставить доказательства того, что нарушения не было, или указать на смягчающие вину водителя моменты.

Факторы, влияние которых может отменить административное наказание:

  • нечеткость разметки – она может быть плохо различима из-за потертости, слоя снега или других материалов на дороге;
  • нарушение правил нанесения сплошной – сразу несколько типов линий, несоответствующие знаки, отсутствие подготовительного участка;
  • вынужденное пересечение сплошной во время маневра, выполненного для предотвращения аварии;
  • совершение нарушения другим водителем, который использовал ТС;
  • сбой в работе системы автоматического контроля – неправильно считанные номера, пересечение разметки тенью и многое другое.

Перечисленные моменты должны быть подтверждены документально. Принимаются фотографии, данные с регистратора, показания свидетелей, сделанные на телефон видеозаписи.

Судебная практика по рассмотрениям дел о лишении за поворот налево или разворот

В ситуациях с пересечением сплошной и выездом на полосу встречного движения важную роль играет статистика принятых судебных решений. Она показывает, что в 90% случаев судьи ограничиваются назначением нарушителю штрафа.

Опытные адвокаты нередко ссылаются на уже вынесенные постановления по ситуациям, аналогичным конкретному случаю, чтобы смягчить наказание. Практически всегда им это удается благодаря обилию нужных прецедентов.

Наказание за неуплату штрафа

Оплата штрафа, выписанного за нарушение правил дорожного движения, должна производиться в течение двух месяцев после оформления документа. Отказ от его уплаты или несоблюдение сроков грозят двукратным увеличением суммы, назначением наказания в виде 50 часов исправительных работ или арестом на 15 суток. Раньше подтверждающие оплату документы следовало хранить не менее трех лет, чтобы в случае возникновения спорной ситуации можно было доказать свою правоту. Сегодня такая информация быстро оцифровывается и хранится в электронном виде на сайте госуслуг в личном кабинете гражданина.

Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону

В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.

Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:

В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.

За что могут назначить штраф

  • Не уступил дорогу машине с преимущественным правом движения
  • Не уступил дорогу машине с разметкой и мигалками
  • Выехал на встречную полосу с нарушением правил
  • Обогнал машину, когда это запрещено
  • Нарушил правила остановки и стоянки
  • Причинил вред здоровью из-за нарушений ПДД
  • Не выполнил обязанности после ДТП

Преимущественное право движения

Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.

Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.

Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.

Преимущественное право машин с разметкой и мигалками

Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.

Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:

  1. Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
  2. Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.

Обгон запрещен

Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.

Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.

Знак 3.20 «Обгон запрещен»

Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.

Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.

Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.

Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.

Опознавательный знак для тихоходного транспорта

Нарушение правил остановки и стоянки

В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .

Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.

Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.

Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.

Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.

Вред здоровью из-за нарушений ПДД

Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.

По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.

Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.

Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.

Обязанности после ДТП

У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.

Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.

Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.

Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Что нужно сказать ГИБДД, если остановили за сплошную. Инструкция

Выезд на встречную полосу через сплошную — повод легко лишиться прав, если на дороге попадется инспектор ГИБДД. Чтобы наказывать таких водителей они используют скрытое патрулирование и даже дроны. Но иногда может получиться отделаться штрафом. Разбираем с юристами популярные ловушки.

Возврат на свою полосу после разметки

Одна из самых дискуссионных ситуаций при общении с инспекторами ГИБДД: когда водитель совершает обгон с выездом на встречную полосу и успевает вернуться в свой ряд только после начала запрещающей разметки. Сотрудники ГИБДД сразу же задерживают таких нарушителей и составляют протоколы по ч.4 ст. 12.15 КоАП «Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения…». За это предусмотрен штраф 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Обычно застигнутые врасплох инспекторами ГИБДД автомобилисты приводят доводы о том, что завершали маневр и штрафовать их не за что. Как предупредил юрист Дмитрий Дугин, такой прием уже не работает.

«При квалификации таких нарушений, когда водители не успевали вернуться вовремя на свою полосу, инспекторы ГИБДД и раньше принимали решение не в пользу водителей. Только этому не было никаких объяснений. А в 2019 году вышло постановление Пленума Верховного Суда. В нем говорится: если водитель выехал на полосу для встречного движения с соблюдением требований ПДД, но завершившего маневр с их нарушением, такое нарушение также квалифицируют по ч. 4 ст. 12.15 КоАП», — объяснил юрист.

В свою очередь представитель Европейской юридической службы Роман Демченко напомнил, что водитель перед началом маневра должен убедиться, что в момент его окончания он не создаст помех и опасных ситуаций для других водителей и не нарушит ПДД. Кроме того, при приближении автомобиля к разметке 1.1. водителя предупреждает горизонтальная разметка 1.6 — это прерывистая линия приближения, у которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними.

Тем не менее, есть смягчающие обстоятельства, на которые водитель может обратить внимание инспектора ГИБДД. Тогда не исключено, что дело ограничится штрафом, а в самом лучшем случае — предупреждением.

«Есть ситуации, когда другие водители в нарушение ПДД могут не пускать в свою полосу завершающих маневр автомобилистов, — уточнил Дугин в беседе с Autonews.ru. — Например, вместе с ними увеличивали скорость. Получается, что водитель не мог вернуться в свой ряд по независящим от него причинам. Эта конфликтная ситуация может попасть в объектив видеорегистратора, или же на это могут указать свидетели-пассажиры. Тогда инспектору ГИБДД обязательно необходимо на это указать».

Юрист советует сообщить инспектору ГИБДД, что водитель стремился попасть в свою полосу и приложил для этого все усилия, но не смог. «Ведь есть ситуации, когда автомобилисты не глядя стараются обогнать как можно больше машин впереди и даже не следят за разметкой. А когда водитель старается вернуться и его не пускают — это совсем другое дело», — сказал Дугин.

Если записи на регистраторе нет, можно попросить сотрудника ГИБДД при возможности изучить сделанное ими самими видео — нередко инспекторы также снимают все на камеру или телефон. Есть и еще один аргумент в защиту водителя: разметка должна быть хорошо видна. Если полосы на дороге стерлись, это также может стать поводом для инспектора встать на сторону автомобилиста.

«Если же разметка на дороге плохо читается, тогда нет и состава правонарушения, — считает Дугин. — А дальше многое будет зависеть от самого водителя. У нас есть закон и жизненная ситуация. Если водитель ведет себя спокойно, не хамит, доступно объясняет, что случилось, то инспектор может его и отпустить. Наличие штрафов ГИБДД тут тоже сыграет роль. Если инспектор увидит, что автомобилист ведет себя на дорогах аккуратно — это будет еще один аргумент в его пользу».

Юрист дал еще один совет, который может сохранить права. Если инспектор не согласится отпустить водителя, нужно попросить сотрудника ГИБДД о возможности приехать на разбор в отделение. И уже там подготовить свои объяснения. Кроме того, если есть сомнения в законности разметки, можно успеть запросить информацию о дислокации дорожных знаков и разметки в месте правонарушения у ответственного органа.

В таком случае есть шанс, что ГИБДД не станет отправлять дело в суд, где могут лишить водителя прав, а ограничатся оформлением штрафа. По словам Дугина, в его практике такие случаи не редкость и такой прием может сохранить права. «Ситуация с группой разбора вообще очень полезна для водителей, которые редко нарушают ПДД. Так однажды моя клиентка забыла, что выезд на трамвайные пути встречного направления тоже начал считаться выездом на встречку. Водит она аккуратно, штрафов у нее не было. Она честно призналась, что просто забыла. Это постановление ей вообще отменили», — привел пример юрист.

Разворот через сплошную

Недобросовестные сотрудники ГИБДД и сейчас подлавливают водителей, которые разворачиваются через двойную сплошную. Им грозят лишением прав якобы за выезд на встречную полосу в нарушение сплошной линии разметки. «Я слышал много таких историй от своих клиентов, которым грозили лишением прав именно за проезд по встречной полосе, — рассказал Дугин. — При этом на самом деле неважно, через ординарную или через двойную сплошную разворачивается водитель. Но именно ситуация с двойной сплошной стала хрестоматийной».

По словам Дугина, водители часто соглашаются с тем, что выехали на встречку. Однако для такого запрещенного маневра существует отдельная квалификация: штраф по ч. 12.16 КоАП: «поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. За это полагается не лишение прав, а только штраф 1 тыс.-1,5 тыс. рублей.

«Обычно нечистые на руку инспекторы ГИБДД в такой ситуации пугают водителей лишением прав за выезд на встречную полосу и следят за его реакцией, ожидая возможных незаконных предложений», — говорит Дугин.

Юрист советует водителям в такой ситуации уверенно сказать: «это никакая не встречка, я разворачивался, выписывайте штраф». Дугин уверен: так инспектор сразу поймет, что ему нечего ловить и оформит протокол о штрафе.

В свою очередь юрист Демченко предупредил: ситуация при пересечении двойной сплошной подзабывшим ПДД водителям кажется страшнее. Однако пересечение одинарной и двойной сплошной разметки влечет одну и туже ответственность. «Одинарная разметка предназначена для дорог, имеющих две полосы, а двойная разметка — для дорог с четырьмя и более полосами. В этом и заключается их разница. Пересечение двойной сплошной полосы не влечет более строгое наказание. Об этом можно вспомнить и при разговоре с инспектором ГИБДД», — посоветовал юрист.

Обгон тихохода через сплошную

Иногда автомобилистам приходится разбираться с сотрудниками ГИБДД после обгона тихоходов. Таковыми считаются не просто медленно едущие автомобили, а такие транспортные средства, которые по задумке производителя не могут передвигаться быстрее 30 км/час. Их обгонять можно даже в зоне действия знака «Обгон запрещен», но только при наличии прерывистой разметки или полном ее отсутствии. Поэтому если все в порядке, смело можно заявлять инспектору ГИБДД, что никакого нарушения не было. При необходимости можно даже потребовать догнать тихоход и проверить, что он просто не способен двигаться быстрее.

«Если же водитель пересек сплошную линию разметки для обгона тихоходного транспортного средства, например, трактора, то это обстоятельство не поможет избежать административной ответственности», — предупредил юрист Демченко.

Но есть исключения. Например, если водителю пришлось так действовать в состоянии крайней необходимости. Это может быть ситуация, когда автомобилист срочно везет пассажира в больницу. Инспектор ГИБДД обязан внять такому объяснению, потому что оно предусмотрено ст. 2.7 КоАП.

Также Демченко советует обратить внимание на разметку на дороге. Водитель, пересекая сплошную разметку на дорогу может и не догадываться о ее наличии, если она стерта или покрыта наледью. Об этом сразу же нужно сообщить инспектору ГИБДД и при необходимости даже вернуть его в место совершения неоднозначного маневра.

«Правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15 КоАП характеризуется умышленной формой вины. Если видно, что водитель не мог руководствоваться требованиями разметки ввиду ее фактического отсутствия, инспектор может такого водителя отпустить», — отметил Демченко.

Если же никаких смягчающих обстоятельств нет, водитель может лишь обратить внимание, что обычно соблюдает ПДД и попросить отправить его в группу разбора.

Объезд автобуса через сплошную

Медленно следующий по единственной полосе или долго высаживающий пассажиров общественный транспорт нельзя считать тихоходом или препятствием и оснований объезжать его через сплошную по встречной полосе нет. Водитель за такой маневр может легко остаться без прав, если его увидит инспектора.

«Законных оснований отпускать водителя нет, если автобус не сломался, — рассуждает Дугин. — Посадка сейчас происходит быстро. Сомневаюсь, что инспектор тут будет внимать жалобам. И советую просто сразу требовать направление на группу разбора — если все сложится удачно и там водитель спокойно объяснит, что действительно очень долго ехал за автобусом, может быть в ГИБДД ограничатся штрафом».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: