Отстранение от управления 2021: основания, протокол

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

ВС объяснил, когда протокол ГИБДД является недействительным

Верховный суд (ВС) РФ снова выступил на стороне водителей, указав инспекторам ГИБДД на необходимость составлять протоколы без ошибок и заполнять все графы документа: любой промах автоинспектора трактуется в пользу автомобилистов и является поводом вернуть им право садиться за руль.

До высшей инстанции с жалобой дошёл житель Москвы, которого сотрудники ГИБДД остановили на Рублевском шоссе. Они составили на водителя Land Rover Freelander II протокол об отказе пройти медосвидетельствование, и на основе этого документа сначала мировой суд столичного района Кунцево лишил его прав вождения и оштрафовал на 1,5 тысячи рублей, а затем Мосгорсуд признал это решение законным. Тогда автолюбитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ, и судья Сергей Никифоров обнаружил в протоколе целый ворох нарушений, который подробно проанализировал.

Временной сбой

ВС напоминает, что к числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении, в котором, согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, должны отражаться:

– событие административного правонарушения,

– место и время совершения административного правонарушения.

«Установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.

Протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение», – отмечает ВС.

При этом в деле московского водителя протоколы содержали разные данные о времени совершения правонарушения: согласно одному документу правонарушение произошло в 2 часа 40 минут, а согласно другому – на сорок минут позже (в 3 часа 20 минут).

Эту ошибку судья ВС РФ счёл существенной.

Разъяснение прав

Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем обязательно делается запись в протоколе.

Игнорирование этого требования приводит к тому, что доказательства по делу признаются судами недопустимыми, подчеркивает высшая инстанция. Она ссылается на пункт 18 постановления пленума от 24 марта 2005 года №5 – при рассмотрении дела собранные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.

«Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ и статьей 51 Конституции», – указывает ВС.

В данном случае в протоколе не отображено, что водителю разъяснили положения статьи 25.1 КоАП: в соответствующей графе документа его подпись отсутствует. Нет в деле и расписки о разъяснении автовладельцу его прав.

«Изложенное свидетельствует о том, что привлечённый к административной ответственности не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту», – отмечает ВС РФ.

Понятые и Конституция

Высшая инстанция напоминает, что доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Эти данные устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемого к ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Не допускается использование доказательств, если они получены с нарушением закона, а отсутствие разъяснений норм КоАП и Конституции понятым относится к подобным нарушениям, отмечает ВС.

Он ссылается на письменные объяснения двух понятых, из которых усматривается, что им не были разъяснены положения статьи 25.1 КоАП и нормы статьи 51 Конституции, так как в документах нет их подписи об этом.

«Следовательно, протокол об административном правонарушении и письменные объяснения понятых являются недопустимыми доказательствами по делу и не могли быть использованы судом при вынесении постановления», – подчеркивает судья.

Извещение правонарушителя

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело должно быть рассмотрено с участием привлекаемого к ответственности, а исключение составляют случаи, когда имеются данные о надлежащем извещении правонарушителя о процессе, на который он добровольно и без уважительной причины не явился.

Но в материалах рассматриваемого дела информация о надлежащем извещении водителя Land Rover о предстоящем судебном процессе отсутствует.

«Аналогичная информация отсутствует и в отчете автоматизированной информационной системы «ПК Мировые судьи». Из истории операции доставки регистрируемых почтовых отправлений уведомление об извещении (водителя) о дате судебного заседания находилось в стадии «обработка».

Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие (водителя), который не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела», – считает ВС РФ.

Он пришёл к выводу, что все ошибки, допущенные сотрудниками ГИБДД и судами, являются существенными, а значит нельзя считать, что по делу принято справедливое и верное решение. В связи с этим ВС не только отменил решение о лишении водителя прав и наложении на него штрафа, но и прекратил административное преследование автомобилиста в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было принято решение.

Отстранение водителя от управления ТС на основании КоАП РФ в 2021

Отстранение водителя от управления ТС на основании КоАП РФ в 2021

Каковы основания для отстранения водителя от управления ТС по КоАП. Правила и порядок оформления (предъявление обвинения) административного правонарушения. Процедура составления протокола с участием и без понятых. На какой срок действует запрет на вождение. Правомерность ареста транспортного средства. Как вернуть право вождения автомобилем после его изъятия.

Мера пресечения правонарушения — отстранение водителя от управления ТС

Кроме штрафных санкций к водителям, нарушившим ПДД, применяется наказание в виде отстранения от управления автомобилем. Органы ГИБДД имеют право арестовать средство передвижения, отправив его на платную штрафстоянку. В отличие от лишения прав, отстранение от управления — является кратковременной мерой наказания нарушителя.

Как только указанная в акте причина изъятия автотранспорта будет устранена, гражданин может его вернуть, чтобы использовать по назначению. Процедура восстановления прав управления транспортным средством зависит от типа административного правонарушения по статье КоАП, предъявленного виновнику сотрудником ГИБДД.

Каковы основания для отстранения водителя от управления ТС

В статье 27.12 КоАП обозначены причины, по каким водителя могут отстранить от управления ТС. Основанием для представителя ДПС, чтобы применить данную меру наказания, служат следующие факторы:

  1. Подозрения, что шофер находится в алкогольном опьянении.
  2. Необходимость медицинского освидетельствования, для подтверждения предъявленного обвинения, когда гражданин с этим не согласен.
  3. Если правонарушение ПДД подпадает под одну из статей КоАП: 12.3 ч. 1/12.5 ч. 2/12.7 ч. 1 и 2.

При применении вышеозначенных нормативных мер пресечения административного правонарушения инспектор ГИБДД вправе изъять ТС. Например, как средство угрозы и опасности для здоровья граждан (пешеходов) и самого водителя. На законных основаниях отправить авто на платную штрафстоянку.

Основания отстранения от управления по КоАП РФ

Статья КоАП РФ Вид административного правонарушения
1 27.12 ч. 1 езда в пьяном виде; медосвидетельствование на содерж. этанола
2 12.3 ч. 1 отсутствие документов на автотранспортное средство
3 12.5 ч. 2 неисправна рулевая, тормозная система или сцепная конструкция
4 12.7 ч. 1 отсутствие водительских прав
5 12.7 ч. 2 вождение ТС, если лишены водит. прав

Согласно п. 1 ст. 27.12 перечисленные основания служат поводом для отстранения от вождения на срок, пока причина не будет устранена. Самым тяжелым наказанием является применение ст. 12.24. Когда по причине опьянения или неисправности автомобиля совершается ДТП с потерпевшими.

В такой ситуации кратковременным отстранением от управления ТС не обойдется. За причинение легкой формы вреда здоровью, кроме штрафных санкций, предусмотрено лишение прав вождения на год или полтора. При более серьезных травмах запретят садиться за руль максимум на 2 года.

Аналогичное наказание предусмотрено по ст.12.8 ч. 1 и 2. Условие для ее применения: лицо, находящееся за рулем, не совершило нарушения, подпадающее под уголовную ответственность. Часть 1 — шофер находится в нетрезвом состоянии. Часть 2 — передача управления ТС пьяному.

Лишиться прав на полтора-два года можно за отказ пройти медицинское освидетельствование по ст. 12.26 ч.1. Например, служащий ГИБДД уверен, что водитель пьян. Необходимо получить медзаключение для выявления содержания алкоголя в крови. А шофер категорически с ним не согласен, не желая сдавать анализ. В этом случае автомобиль отправят на штрафстоянку.

Существует еще ряд нормативов, которые позволяют наложить арест на средство передвижения (о них скажем ниже). По вышеизложенным првонарушениям ст. 27.12 следует вывод: Если водитель не совершил уголовно-наказуемого деяния: ДТП с потерпевшими, не находился в состоянии алкогольного опьянения, самое большее, что грозит — лишиться ТС на срок выправления причины наказания. Минимальная мера пресечения — устное Предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Порядок отстранения от управления ТС пьяного водителя

Чтобы выявить и пресечь неправомерные действия, сотрудник дорожной инспекции должен, после остановки автотранспорта, составить протокол админзадержания. В нем указываются основания, по каким причинам представитель ГИБДД решил применить определенную статью КоАП. В случае, когда имеются признаки опьянения, их вносят в документ.

Следует учитывать, что неадекватное поведение может быть вызвано ни только спиртными напитками. Задержанный мог принять наркотические, лекарственные средства. Иметь психическое расстройство, вызванное стрессовыми обстоятельствами.

Отстранение от управления ТС по признакам опьянения

Правила оформления освидетельствования по признакам или при проведении медицинского исследования утверждены на Правительственном уровне. Это Постановление РФ №475 (26/06-08 г.) с учетом изменений, внесенных 10/09-16 г. Если имеются основания, что водитель пьян, применяют ст. 12.24 КоАП. К такому заключению инспектор приходит при обнаружении хотя бы одного условия из списка:

  1. Специфический запах изо рта.
  2. Нарушение координации движений.
  3. Заторможенность речи.
  4. Перемена цвета лица при напряжении.
  5. Неадекватность реакции на происходящее событие.

Действия сотрудника по контролю за БДД

Водителю ТС, в присутствии двух свидетелей, предлагают пройти тест на опьянение. Проще говоря, дунуть в трубочку, чтобы засвидетельствовать факт наличия паров этанола в выдыхаемом воздухе. Если он согласен пройти эту процедуру, составляется акт, куда заносят показания прибора измерения. Свидетели подписывают документ, подтверждая соответствие данных действительности. Копию вручают шоферу.

В каких случаях проводится медосвидетельствование

В некоторых обстоятельствах водителя вынуждены направить на медосвидетельствование. Добровольно или принудительно, особенно если находится в неадекватном состоянии или имеет травмы. К этому есть несколько причин:

  • задержанный отказывается пройти тест;
  • не согласен с полученными результатами;
  • шофер, имеет признаки опьянения, но прибор выдал отрицательные показания.

В этом случае составляется протокол, а лицо, отстраненное от управления автотехникой доставляют в медучреждение для проведения дальнейшего исследования со сдачей анализов. Как правило, оценку состояния проводит психиатр-нарколог. В селе, где такого специалиста нет, осмотр производит любой другой врач.

Акт (справка) проведения освидетельствования при отстранении от управления ТС

Результаты вносят в акт, составленный в 3 экземплярах: для инспектора, медорганизации и водителя. Если отсутствуют документы, подтверждающие личность, соответствующая запись делается в документе. При этом отстраненного от управления ТС, задержат для установления личности.

При подозрении на наркотическое или иное токсическое отравление, выписывается направление в соответствующую лабораторию, имеющую лицензию. Данная процедура может занять больше времени. По хим. результатам оформляется справка, один экземпляр которой выдается на руки проверяемому лицу вместе с актом.

Отстранение от управления ТС без понятых

Составить протокол, а следовательно и провести тест могут без привлечения посторонних свидетелей. Например, безлюдная местность или ночное время. Тогда инспектор должен сделать видеозапись процесса освидетельствования, чтобы зафиксировать неадекватное поведение водителя и показания алкотестера.

Например, обвиняемый в правонарушении имеет право свое несогласие выразить в протоколе. Простой отказ в подписании ничего не даст. Правильнее отметить, что с фактами, указанными в документе, не согласны. При разбирательстве дела, это учтут, если есть основания (доказательства неправомерных действий сотрудника по контролю за БДД).

На какой срок отстранят от управления ТС

Время зависит от сроков устранения причины, повлекшей наказание. На рассмотрение дела об админнарушении требуется от 2 до 10 суток (ст. 29.6 КоАП). На платной штрафстоянке автомобиль может находиться под арестом не более 2-х месяцев. Срок давности, предусмотренный при предъявлении правонарушения такого порядка, позволяет его забрать по истечение этого периода.

Чтобы ускорить процесс, подается ходатайство, либо постановление о прекращении дела, когда ситуация разрешится. Авто могут не изымать, а передать управление лицу, которое имеет право им управлять. При условии, что такой человек находится рядом или может быстро приехать, чтобы забрать или отбуксировать ТС в мастерскую.

Как вернуть транспортное средство автовладельцу

Возвращение арестованного автотранспортного средства процедура хлопотная, но не сложная. Зависит от статьи, по которой выписано обвинение, и от того, кто является автовладельцем. Потому что со штрафстоянки забрать авто может только собственник, имеющий соответствующие документы. Если есть предписание, причина, которую требуется исправить, то, как только на руках будет подтверждение, что она устранена, дело об админнарушении прекращается.

Например, если автовладелец сдал свой автомобиль в аренду (такси), даже сам управлял им, забрать его сможет только представитель организации-арендатора. Либо придется оформлять доверенность, чтобы выступать от их лица. В случае, когда ТС является средством заработка, а на рассмотрение дела и выправление требуется время, авто можно забрать по ходатайству, чтобы транспортом управляло иное лицо, имеющее на это право.

Понятие: отстранение от управления ТС и лишение прав — разные процедуры

Нарушая ПДД или требования Российского законодательства по соблюдению безопасности ДД, водитель может подвергнутся строгому или более мягкому наказанию. В ситуации, когда по каким-то причинам управлять ТС запрещено, он априори не имеет права продолжать движение. В зависимости от тяжести совершенного правонарушения, действует представитель органов контроля.

Поэтому отстранение — это мера по прекращению движения ТС, на срок пока причина выявленного нарушения требований по БДД не будет устранена. Даже совершив ДТП, водитель может продолжить рейс, если ТС исправно и соответствует условиям безопасности. Иное дело, когда управлять автомобилем запрещено, например:

  1. ТС может стать причиной аварии, потому что не пройден предрейсовый техосмотр.
  2. Водитель, не имеет путевого листа или отметки о медосмотре.
  3. Автомобиль не оснащен тахографом, контролирующим режим труда и отдыха, или истек срок его ремонта. Двигаться ТС может только в реммастерскую.
  4. Важный узел в системе имеет поломку, требуя срочного ремонта.
  5. Отсутствуют документы, подтверждающие законность управления данным авто; полис; водительское удостоверение; лицензия (такси) и пр.
  6. Шофер лишен вод. прав. за нарушение ПДД.
  7. ТС требуется органам правопорядка, для решения экстренных задач. Тогда автомобиль могут изъять, но на очень короткое время.
  8. Лицо, находящееся за рулем пребывает в неадекватном состоянии (опьянении).

По последнему пункту могут ни только отстранить, но и лишить прав управления автотехникой на срок до 2-х лет. А если совершено ДТП с тяжкими последствиями, то предстанете перед судом по уголовному обвинению. Разница между этими мерами пресечения правонарушения очевидна.

Протокол отстранения от управления ТС

Если в результате проверки, обнаружат правонарушение из-за которого дальнейшее управление автомобилем невозможно, составляется протокол. В него вносят следующие сведения:

  1. Время и место, где остановили ТС.
  2. ФИО и звание инспектора, осуществляющего контроль.
  3. Сведения о задержанном, владельце автотранспорта.
  4. Учетные и регистрационные данные на автомобиль.
  5. Информация о свидетелях и потерпевших при их наличии.
  6. Перечень прилагаемых к протоколу документов (акт о результатах теста).
  7. Основания, послужившие причиной обвинения в нарушении.
  8. Номер, применяемой статьи КоАП.
  9. Вид правонарушения.
  10. Водитель может по-ходатайству выразить просьбу о месте рассмотрения дела органом ГИБДД, ближайшим к месту проживания. Указать свое мнение о составленном документе с объяснением случившегося.

Копия передается виновнику. Если освидетельствование не требуется, шофер может либо вызвать кого-то, чтобы ТС осталось у автовладельца, либо получить его на штрафстоянке, исправив предписание, последующее в ходе рассмотрения дела. (Смотрите Админрегламент МВД и форму рекомендуемого протокола об админнарушении №664 (23/08-17 г.)).

Порядок составления протокола об административном нарушении и отстранении водителя от управления ТС

Протокол, после его заполнения, подписывают обе стороны: кто составлял и лицо, которому вменяется административное правонарушение. Последний может отказаться подписывать, о чем делается пометка, предусмотренная формой документа. Такое поведение нарушителя не принесет пользы, потому что априори говорит о виновности стороны.

Наилучшее, что можно сделать, позвонить компетентному в этих вопросах знакомому, чтобы тот приехал и был свидетелем. При неправомерных действиях представителей МВД сделайте видеозапись произошедшего события, документов. Особенно, если предполагаете оспорить обвинение в правонарушении.

Перед тем как подписать протокол с прилагаемым актом освидетельствования, внимательно прочтите. Обнаружив не правдивую информацию, или несоответствие ст. КоАП нарушению, отразите это в протоколе. Сфотографируйте документы, чтобы не внесли данные после того, как те уже подписаны. Заберите копию своего экземпляра.

Как оспорить отстранение от управления ТС

В ситуации, когда нарушены права обвиняемого, предъявленное нарушение не имело места либо изложено неверно, для разрешения спора обращаются в судебную инстанцию. Следует учитывать, что просто рассказать историю, где вы предстаете законопослушным гражданином, недостаточно. В суде не определяют правого и виноватого со слов ответчика. Нужны доказательства.

Для этого стоит проконсультироваться с адвокатом, чтобы предоставить нормы законов, которые были нарушены. Приложить видео и фото материалы. Показания свидетелей или очевидцев. Собрав пакет необходимой доказательной базы, можно ожидать, что судебное решение будет в вашу пользу.

Действия водителя после отстранения от управления ТС

После отстранения принимают меры к тому, чтобы исправить причину, ставшую поводом обвинения. К примеру до вынесения Постановления о лишении водительских прав лицу, управляющему автомобилем в пьяном виде, можно продолжать ездить. При условии, что находится в трезвом состоянии.

Если удостоверение отобрали, имеете право воспользоваться справкой, дающей право управлять ТС. И ходатайствовать о возвращении авто — единственном источнике доходов. Когда отстранение было вызвано технической неисправностью машины, ее необходимо отбуксировать на СТО. То есть, в зависимости от проблемы, стараться устранить неисправность.

Как только это будет сделано, необходимые справки собраны, получают документ, позволяющий забрать транспорт со штрафстоянки. Нужную информацию по делу получают в отделении ГИБДД, адрес которого указан в протоколе задержания или отстранения от управления ТС об административном правонарушении.

Заключение

Автомобиль — это источник повышенной опасности, поэтому прежде чем выехать на дорогу, нужно исполнить требования, предъявляемые к ТС для обеспечения БДД. В случае игнорирования ПДД водитель рискует не просто быть временно отстраненным от управления, но и стать причиной смерти граждан или погибнуть сам.

Поэтому пока этого не случилось, арест авто является мерой пресечения более серьезных последствий. Как неисправность техники, так и пьяный водитель — это угроза здоровью и жизни людей в случае ДТП. Чтобы избежать проблем, лучше своевременно выполнить требования нормативов РФ и не подвергать опасности ни себя, ни окружающих. Напомним, каковы основания для отстранения:

  1. Вид правонарушения подпадает под меру наказания в виде лишения прав (водительского удостоверения) на определенный срок.
  2. Транспортное средство не соответствует требованиям технического состояния, предъявляемому к средствам передвижения.
  3. Нарушение ПДД, режима труда и отдыха водителя.
  4. Рейдовый контроль на линии выявил отсутствие предрейсового медицинского или технического осмотра.
  5. На ТС не установлен тахограф, согласно требованию закона РФ.
  6. Причину отстранения от управления легко устранить в течение максимум 2-х месяцев (предельный срок ареста автомобиля).
  7. Отсутствие необходимых документов или неправильное их заполнение. Например, путевого листа.
  8. Быть отстраненным от вождения гражданин может, как исходя из неадекватного поведения, так и из-за неподобающего состояния ТС.

Особое наказание предусмотрено для сотрудников транспортной организации или ИП, обязанных иметь при себе путевой лист. Этот документ считается недействительным, если нет отметок о прохождении медицинского или технического предрейсового осмотра. Выезд на линию влечет ни только штраф, но и арест ТС, так как, управлять автомобилем запрещено. Мера отстранения применяется не во всех описанных случаях, инспекторы ГИБДД могут обойтись устным предупреждением.

Авторы статьи: Генеральный директор ООО «ЛЕЧУДАРОМ» А.А. Субботин.
Врач-хирург, врач высшей категории, подполковник медицинской службы в отставке А.В. Субботин

ВС: Признание административного протокола недопустимым доказательством влечет прекращение производства по делу

Верховный Суд вынес Постановление № 18-АД19-64, в котором указал на недопустимость привлечения лица к ответственности по делу об административном правонарушении в случае, когда в протокол без его ведома были внесены изменения.

11 февраля 2018 г. полицейским ОМВД России по Динскому району ГУ МВД по Краснодарскому краю в отношении Евгения Сумарокова был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП. Согласно протоколу в этот день в 23:20 мужчина, управляя автомобилем, не отреагировал на неоднократные требования полицейского об остановке, а после остановки пытался скрыться, отказался в присутствии понятых передать сотруднику полиции документы на право управления ТС, при посадке в служебный автомобиль упирался руками и ногами, воспрепятствовав исполнению сотрудником полиции служебных обязанностей.

По результатам рассмотрения дела судьей Динского районного суда Краснодарского края была установлена виновность Сумарокова в совершении данного административного правонарушения, постановлением от 11 февраля 2018 г. он привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП.

Судья и заместитель председателя Краснодарского краевого суда по итогам рассмотрения жалоб, поданных в порядке ст. 30.1–30.2 и 30.12– 30.14 КоАП соответственно, с выводами судьи районного суда и принятым им решением согласились.

В то же время судья Краснодарского краевого суда признал протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством, поскольку в нем была изменена дата составления, дополнено событие правонарушения и неверно указана дата его совершения. Однако судья посчитал, что это не влечет прекращение производства по делу, так как протокол является не единственным доказательством по делу.

Евгений Сумароков обратился в Верховный Суд, в жалобе попросив отменить судебные акты, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, ВС указал, что сведения, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП. Он отметил, что в соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время его составления и событие правонарушения. При этом все обстоятельства, относящиеся к событию правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Высшая инстанция напомнила, что в силу ст. 28.2 КоАП протокол составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

ВС указал, что согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП в случае неявки физлица, юрлица или их законных представителей, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. «В силу положений приведенных выше норм изменение, дополнение сведений, ранее отраженных в протоколе об административном правонарушении, могут быть внесены в данный протокол в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени внесения соответствующих изменений, дополнений», – заключил ВС.

При этом он указал, что сведений о том, что Сумароков присутствовал при внесении соответствующих изменений и дополнений, а равно о том, что он был извещен о месте и времени их внесения, не имеется. В то же время ВС отметил, что судья Краснодарского краевого суда сделал неверный вывод о том, что признание указанного протокола недопустимым доказательством по делу не влечет прекращение производства по делу.

Суд сослался на п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП и п. 4 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и указал, что в том случае, когда протокол составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которым составлен протокол.

Верховный Суд заметил, что существенное нарушение при составлении протокола требований КоАП является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу: «Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно».

ВС посчитал, что несоблюдение требований КоАП при составлении протокола повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако оставлено судебными инстанциями без должного внимания вопреки положениям ст. 24.1, 26.1 Кодекса.

Высшая инстанция указала: при установлении, что протокол составлен с существенным нарушением процессуальных требований КоАП, влекущим признание его недопустимым доказательством по делу, надлежало принять решение об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по делу. Это, отметил ВС, соответствует требованиям п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП, согласно которым по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Таким образом, Верховный Суд отменил решения нижестоящих инстанций и на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП прекратил производство по делу об административном правонарушении.

В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга Никита Тарасов назвал доводы высшей судебной инстанции убедительными, а судебный акт в целом – справедливым. По его мнению, ВС РФ абсолютно обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении, так как указанные в судебном акте недостатки протокола препятствовали рассмотрению дела нижестоящими судами.

«В то же время достаточно непоследовательной выглядит правовая позиция Краснодарского краевого суда, который, признав протокол об административном правонарушении недопустимым доказательством, не прекратил дело», – указал Никита Тарасов. Он заметил, что в силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП к доказательствам по делу об административном правонарушении относится не только протокол об административном правонарушении, однако он представляет собой документ, содержащий описание самого инкриминируемого деяния и другие важные для рассмотрения дела сведения (например, объяснение привлекаемого к ответственности лица). Также данный документ свидетельствует о соблюдении (несоблюдении) процедуры привлечения лица к административной ответственности, в том числе о создании условий для реализации права на защиту.

«Действительно, в практике иногда возникают случаи, когда в протокол об административном правонарушении необходимо внести изменения (например, когда допускается техническая ошибка или описка). Но внесение таких изменений должно происходить с обязательным уведомлением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с тем чтобы оно имело возможность дать необходимые объяснения с учетом внесенных изменений», – отметил Никита Тарасов.

Адвокат указал, что в связи с участившимися в последнее время случаями привлечения граждан к ответственности по ст.19.3 КоАП РФ позицию нижестоящих судов, по сути, не отреагировавших должным образом на допущенные нарушения при составлении протокола, можно назвать тенденциозной.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что положительно относится к постановлению Верховного Суда. По ее словам, протокол по делу об административном правонарушении очень часто выступает в качестве единственного доказательства, имея в правоприменении «обвинительный» уклон: «Даже если в протоколе замечены недостатки, суд, как правило, использует формулировку о том, что в деле имеются другие доказательства».

Ольга Рогачёва отметила, что основные действия судьи, направленные на доказательственную оценку данного документа, совершаются при подготовке дела к рассмотрению, и именно на этом этапе судья наделен специфическими полномочиями по возвращению протокола в орган, его составивший, для устранения выявленных недостатков. «Однако представим себе, что существенные недостатки протокола обнаружены только в ходе судебного заседания, когда возможность его возвращения не допускается. На мой взгляд, если такие недостатки нельзя восполнить при рассмотрении дела, то протокол об административном правонарушении должен быть признан недопустимым доказательством, а производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения. Именно это и подтверждается постановлением Пленума ВС», – подчеркнула адвокат.

Она добавила, что доводы о недопустимости конкретного доказательства, в том числе протокола по делу об административном правонарушении, могут быть изложены как в ходе рассмотрения дела, так и в жалобе на постановление или решение по делу об административном правонарушении. Ольга Рогачёва заметила, что такой подход согласуется и с позицией Европейского Суда, который исходит из того, что применительно к административным правонарушениям права, предоставленные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, могут быть гарантированы не столь полным образом, как в случае уголовных преступлений. «С этой точки зрения незамедлительный судебный контроль допустим лишь в тех случаях, когда отсроченный судебный контроль не является эффективным средством защиты нарушенных прав, способным в достаточной мере обеспечить их восстановление», – резюмировала Ольга Рогачёва.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Хабаровского края

Прокурор разъясняет

  • 12 февраля 2019, 00:00

В соответствии ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Определен порядок прменения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которыми, в частности, являются отстранение лица от управления транспортным средством, освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.12, ч. 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 223 «Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 отстранение лица от управления транспортным средством по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ, путем запрещения управления этим транспортным средством данным водителем до устранения причины отстранения. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Таким образом, по смыслу закона, отстранение от управления транспортным средством является законным, только в случае проведения указанной процедуры уполномоченным должностным лицом, непосредственно после выявления причин послуживших принятию данного решения, в присутствии понятых или с использованием видеозаписи, о чем составляется соответствующий протокол, в котором должностное лицо его составившее, лицо которое отстраняется от управления транспортным средством, а также понятые ставят свои подписи, удостоверяя его в установленном законом порядке. Процедура отстранения от управления транспортным средством без освидетельствования на состояние опьянения, должна быть произведена в присутствии понятых, и только затем разрешается покидать место остановки транспортного средства.

Нарушение указанной процедуры, прямо регламентированной изложенными нормами законодательства, является незаконным, и влечет признание указанных доказательств недопустимыми. В случае если на момент оформления протокола об отстранении транспортным средством, транспортное средство не было на месте, или оно отсутствовало в зоне видимости, то процедура отстранения является неподтвержденной.

Кроме того, привлекаемому к административной ответственности лицу, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством, протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и внесении изменений в такие процессуальные акты.

Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы и акт, данные действия рассматриваются как недопустимые, что также влечет признания указанных доказательств недопустимыми.

Разъясняет прокуратура Вяземского района

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

12 февраля 2019, 00:00

Законность действий сотрудников ГИБДД, при отстранении от управления транспортным средством и освидетельствовании на состояние опьянения

В соответствии ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Определен порядок прменения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которыми, в частности, являются отстранение лица от управления транспортным средством, освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.12, ч. 3 ст. 27.12.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 223 «Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 отстранение лица от управления транспортным средством по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ, путем запрещения управления этим транспортным средством данным водителем до устранения причины отстранения. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Таким образом, по смыслу закона, отстранение от управления транспортным средством является законным, только в случае проведения указанной процедуры уполномоченным должностным лицом, непосредственно после выявления причин послуживших принятию данного решения, в присутствии понятых или с использованием видеозаписи, о чем составляется соответствующий протокол, в котором должностное лицо его составившее, лицо которое отстраняется от управления транспортным средством, а также понятые ставят свои подписи, удостоверяя его в установленном законом порядке. Процедура отстранения от управления транспортным средством без освидетельствования на состояние опьянения, должна быть произведена в присутствии понятых, и только затем разрешается покидать место остановки транспортного средства.

Нарушение указанной процедуры, прямо регламентированной изложенными нормами законодательства, является незаконным, и влечет признание указанных доказательств недопустимыми. В случае если на момент оформления протокола об отстранении транспортным средством, транспортное средство не было на месте, или оно отсутствовало в зоне видимости, то процедура отстранения является неподтвержденной.

Кроме того, привлекаемому к административной ответственности лицу, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об отстранении от управления транспортным средством, протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и внесении изменений в такие процессуальные акты.

Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы и акт, данные действия рассматриваются как недопустимые, что также влечет признания указанных доказательств недопустимыми.

Лишение прав по 12.26 КоАП РФ. Адвокатская практика.

Обращения граждан к адвокату с просьбой помочь «вернуть права», забранные по 12.26 КоАП РФ довольно часты. В этой статье постараюсь рассмотреть практические аспекты работы адвоката по данной категории дел.

Первое, что обращает на себя внимание, так это тот факт, что граждане часто не понимают, за что же их лишают прав по ст.12.26 КоАП РФ. Нередко происходит такой диалог:

— Здравствуйте, помогите! Меня лишили прав!
— За что?
— За езду в пьяном виде!
— Да? И какое содержание алкоголя показал прибор?
— Не знаю, я не дышал.
— Почему?
— Ну я же был трезвый! Говорил сотрудникам об этом! А они говорят – ну раз трезвый, пиши отказ от освидетельствования и езжай дальше, потом в суде объяснишь, что не пил! Ну я и подписал! Мне еще предложили объяснения написать – я там в протоколе написал, не согласен, потому что трезвый!

Еще бывают случаи, когда человек, подписав протокол с отказом от освидетельствования, через небольшой промежуток времени одумывается и спешит самостоятельно в больницу, проходит там освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, которое констатирует отсутствие требуемой для привлечения к ответственности концентрации алкоголя, и гордо показывает этот документ адвокату. Вот, мол, посмотрите! Был трезв, а меня лишили прав! Тем не менее, польза в таком документе может быть, но об этом чуть далее.

Поэтому очень часто работа с клиентом по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, начинается с разъяснения сути административного правонарушения, ответственность за которое предусматривает данная статья.

Закон суров — но он закон!

Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Из этого следует, что отказ в прохождении медицинского освидетельствования и является невыполнением требования и именно сам факт отказа влечет наступление административной ответственности. Но ключевой момент п.1 ст.12.26 КоАП РФ – это именно законность требования о прохождении медицинского освидетельствования. Именно он дает возможность адвокату начать распутывать клубок юридически значимых обстоятельств, в центре которого может оказаться требуемый результат в виде прекращения дела об административном правонарушении.

На критерий законности требования о прохождении медицинского освидетельствования специально указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.10.2006 № 8 (ред. От 09.02.2012):

При рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование.

О законности таких оснований свидетельствуют:

— отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475;
— несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
— наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в частности, свидетельствует наличие двух понятых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование. Если при составлении протокола отсутствовал один или оба понятых, то при рассмотрении дела этот протокол подлежит оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с учетом требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.

Однако непосредственно до самого требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, происходит целая цепочка юридически значимых действий, которые нужно учитывать при работе по данной категории дел, поскольку все они в совокупности образуют состав, который обозначается как «законное требование» Перечислим их:

Остановка автомобиля уполномоченным сотрудником полиции и проверка документов.

Данные действия регулируются Административным регламентом Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований о области обеспечения безопасности дорожного движения. Указанный Регламент утвержден Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185. В целом, несоблюдение требований Регламента (к примеру, остановка без указанной в регламенте причины) само по себе вряд ли сможет явиться основанием для признания составленных документов ненадлежащими доказательствами. Однако проверка соблюдения его требований при допросе сотрудников полиции может иметь своим результатом существенно отличающиеся показания от тех, что получены от свидетелей. А чем больше неустранимых сомнений, тем больше шансов на положительный исход, потому что золотое правило «неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности толкуются в пользу этого лица» — это то заклинание, которое должен повторять каждый адвокат на каждом заседании!

Именно после остановки автомобиля и контакта с водителем, у сотрудников полиции появляется убежденность в наличии у лица признаков опьянения, к которым относится:

— запах алкоголя изо рта;
— неустойчивость позы;
— нарушение речи;
— резкое изменение окраски кожных покровов лица;
— поведение не соответствующее остановки

Данные признаки юридически закреплены в п.3 Правил освидетельствования лица, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475. Один или несколько из перечисленных признаков, усматриваемых у лица, составляют юридическую формулу – «достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения».

Их наличие, в свою очередь, позволяет перейти к следующей стадии привлечения лица к административной ответственности по 12.26 КоАП, а именно отстранению от управления транспортным средством.

Отстранение лица от управления транспортным средством.

Данное действие регламентировано ч.1 ст.27.12 КоАП РФ. Согласно этого положения закона, лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Отстранение осуществляется в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.

Форма протокола об отстранении от управления транспортным средством рекомендована в приведенном ранее Административном регламенте и содержит сведения об основаниях отстранения, к числу которых относятся перечисленные «достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения», а также сведения о понятых.

Из указанного следует, что привлеченные понятные свидетельствуют наличие именно тех признаков опьянения, которые указаны в протоколе. В связи с чем важным оказывается вопрос, задаваемый свидетелям, участвующим при составлении протокола в качестве понятых: «Какие признаки опьянения вы видели у лица, привлекаемого к административной ответственности?», «Когда вы их видели?» и т.п. Невозможность четкого и ясного ответа на этот вопрос ставит под сомнение обоснованность отстранения водителя от управления автомобилем и начало производства по делу об административном правонарушении в целом!

Направление на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

Данное процессуальное действие и составленный по его результатам протокол являются ключевыми в деле об административном правонарушении по ч.1 ст.12.26 КоАП, поскольку именно здесь фиксируется отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Поэтому крайне важен один нюанс, в котором часто путаются даже сотрудники полиции. Дело в том, что законодательно предусмотрено два вида освидетельствования:

— освидетельствование на состояние опьянения;
— медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Разница между ними в том, что первое производится сотрудниками полиции с использованием алкотестера – всем знакомое «продуть прибор», а второе – медицинским работником в медицинском учреждении, позволяющим установить факт нахождения лица в состоянии опьянения.

В результате в судебном заседании целесообразно задать вопрос сотрудникам полиции – от чего именно отказался привлекаемый к ответственности? Порой ответ на задаваемый вопрос следующий – «отказался дуть в алкотестер!». Такой же вопрос необходимо задать понятым – от чего именно отказался привлекаемый? И если ответ будет «дуть в алкотестер» — это означает, что лицу требование пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения не предлагалось! В связи с чем отсутствует факт отказа от выполнения законного требования на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения и, как следствие, событие административного правонарушения.

При этом понятые, подписывающие протокол, свидетельствуют факт предложения пройти медицинское освидетельствование и факт отказа от него. Следовательно, они должны четко воспринимать и различать эти два факта. Исходя из практики, часто бывает ситуация, когда приглашенным понятым сотрудник полиции объясняет, что вот этот гражданин отказался от освидетельствования, подпишите! И даже если рядом стоящий и привлекаемый к ответственности водитель ничего не поясняет, а просто подписывает протокол, то нельзя говорить, что понятые подтвердили своими подписями факт направления на медицинское освидетельствование!

Кроме того, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения также указываются признаки алкогольного опьянения, явившиеся основанием для направления на медицинское освидетельствование. Поэтому необходимо проверить, совпадают ли они тем, которые указаны в протоколе об отстранении лица от управления транспортным средством.

Составление протокола об административном правонарушении

Анализ данного документа проводится с целью установления наличия необходимых данных и их соответствия с иными составленными документами по делу.

Таким образом, работа по оспариванию привлечения лица к ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.26 КоАП РФ сводится к установлению следующих обстоятельств:

— разъяснена ли лицам, участвующим при производстве по делу суть происходящего?
— разъяснены ли им их права?
— установлены ли достаточные признаки опьянения? Подтверждают ли понятые наличие этих признаков у привлекаемого лица?
— совпадают ли признаки опьянения, выявленные у водителя и перечисленные в составленных документах?
— являлось ли требование на прохождение медицинского освидетельствования законным?
— зафиксировано ли понятыми требование на прохождение медицинского освидетельствование?
— зафиксирован ли понятыми отказ от прохождения на медицинское освидетельствование, как он был выражен?
— соответствуют ли данные в составленных сотрудниками полиции фактическим обстоятельствам – время, место?
— имеются ли расхождения в составленных документах?

Совокупность ответов на данные вопросы при удачном раскладе именно и должна образовывать «неустранимые сомнения», что выражается в ошибках, неточностях и противоречиях.

В начале статьи был упомянут такой документ, как акт освидетельствования на состояние опьянения, который составляется по инициативе привлекаемого к ответственности водителя, после составления всех протоколов. О данном документе упоминает и Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.10.2006 № 8

Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т.п.

То есть доказательство трезвости водителя после составления протокола по 12.26 КоАП РФ, ставит под сомнение обоснованность такого привлечения!

В завершении настоящей статьи хотелось бы указать еще один нюанс. Случается, что адвокату звонит гипотетический клиент в отношении которого в настоящий момент оформляются документы по 12.26 КоАП РФ и которых решительно не согласен с происходящим. Что ему можно посоветовать? Отказаться от подписи любых документов. Поскольку собственноручная подпись в графе «отказался» делает работу адвоката по данной категории дел очень и очень сложной.

Отстранение от управления автомобилем

За невыполнение правил ПДД РФ предусмотрена административная ответственность. Закон позволяет представителям Госавтоинспекции отстранить водителя от управления транспортным средством. Это один из способов административного наказания. После отстранения от управления автомобилем, лицо не сможет сесть за руль до того момента, пока не устранит причину, повлекшую за собой применение меры.

Основания для отстранения от управления транспортным средством фиксируются в постановлении, которое составляют сотрудники ГИБДД. Отстранить человека от вождения можно лишь с соблюдением установленных норм.

Что такое отстранение от управления транспортным средством?

Определение понятия вытекает из положений статьи 27.12 КоАП РФ. Отстранение от управления транспортным средством – мера наказания за совершение ряда административных правонарушений, влекущая за собой временное лишение права водить автомобиль. Ограничение может быть наложено на водителя любого ТС:

Отстранение от управления автомобилем осуществляется для предотвращения более серьезных административных правонарушений, к которым могло бы привести продолжение движения. Применить наказание имеет право сотрудник ГИБДД или иное лицо, контролирующее соблюдение норм ПДД РФ. Мера носит временный характер. Как только нарушение устранено, доступ к вождению вернут.

Основания и причины

Перечень оснований для применения отстранения от управления транспортным средством приведён в статье 27.12 КоАП РФ. Наказание наложат на нарушителя в следующих ситуациях:

  1. За рулем машины находится гражданин, который ранее был лишён права на управление авто, и срок возврата удостоверения ещё не наступил (ст.12.7 КоАП РФ).
  2. У представителя Госавтоинспекции присутствует основание полагать, что человек находится в состоянии опьянения. Причём неважно, наркотическое оно или алкогольное (ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ). Гражданину предложат пройти медицинское освидетельствование.
  3. Лицо эксплуатирует автомобиль, зная, что тормоза, сцепление или рулевое управление неисправны. Это ведет к возникновению опасности для самого хозяина автомобиля и других участников движения (ст. 12.5 КоАП РФ).
  4. У гражданина отсутствует при себе полный перечень документации, который в обязательном порядке должен находиться в автомобиле (ст. 12.3 КоАП РФ). Список необходимых бумаг представлен в пункте 2.1.1 ПДД РФ.
  5. За рулем автомобиля находится лицо, не имеющее прав (ст. 12.7 КоАП РФ).

Если у представителя Госавтоинспекции есть подозрение, что водитель находится в нетрезвом состоянии, гражданина отстраняют от управления авто и направляют на освидетельствование. Поводами для принятия подобного решения выступают:

  • присутствие запаха алкоголя;
  • неустойчивость позы или неспособность сохранять вертикальное положение;
  • поведение, не соответствующее обстановке;
  • окраска кожных покровов изменена;
  • нарушение четкости и ясности речи.

Если продолжать движение в подобном состоянии, это может привести к возникновению серьезной аварии. Поэтому даже самый незначительный признак учитывается.

Отстранение выполняется в присутствии двух понятых. Если их привлечь к разбирательству не удалось, производится видеосъемка. В обязательном порядке составляется протокол об отстранении от управления авто.

Освидетельствование выполняется в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года и п. 227-232 Административного регламента ГИБДД. До начала процедуры сотрудник ГИБДД должен объяснить, что планирует делать, а также продемонстрировать прибор для измерения, предъявив документы на него и показав, что клеймо целое.

Затем производятся измерения с учетом погрешности прибора. По результатам процедуры составляется акт освидетельствования. Документ должны подписать понятые, если они присутствуют, инспектор и водитель.

Если водитель не согласен с полученными результатами, он может потребовать проведение освидетельствования в медучреждении, куда гражданина обязан доставить представитель ГИБДД. Если опьянение подтвердится, машину заберут на штрафстоянку. Исключение составляют случаи, когда водителя есть, кому заменить. Взять на себя управление авто может гражданин, имеющий права и вписанный в страховку ОСАГО. В этом случае автомобиль не заберут.

Если в результате освидетельствования факт опьянения не подтвердился, водитель сможет продолжить движение. Представитель Госавтоинспекции обязан доставить лицо к месту, где был оставлен автомобиль.

Нормативная база

Представители Госавтоинспекции руководствуются положениями ПДД РФ и ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Если правила, закрепленные в вышеуказанных нормативно-правовых актах, нарушены, накладывается наказание. Возможность отстранения водителя от управления транспортным средством предусматривает статья 27.12 КоАП РФ.

Условия, при наличии которых допустимо использование отстранения водителя от управления транспортным средством, отражены в следующих главах КоАП РФ:

  • 3;
  • 5;
  • 7;
  • 8;
  • 26.

Порядок отстранения от управления транспортным средством

Процесс отстранения от управления авто осуществляется в соответствии с нормами п. 223-226 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года.

Если выявлены основания, позволяющие применить меру, представитель Госавтоинспекции составит протокол. Оформление документа выполняется в присутствии двух понятых – незаинтересованных лиц, привлекаемых для удостоверения осуществляемой процедуры. Человек, выступающий в этой роли, должен достичь совершеннолетия. Понятыми могут быть только незаинтересованные лица. Об их участии делается запись в протоколе. Если дело дойдет до судебного разбирательства, понятой может быть опрошен в качестве свидетеля (ст. 25.7 КоАП РФ). Если понятые отсутствуют, разрешено произвести видеосъемку (ст. 27.12 КоАП РФ).

В протоколе указывается следующая информация:

  • место остановки;
  • дата и время задержания;
  • личные сведения водителя и сотрудника ГИБДД;
  • причина отстранения от управления.

Когда бумага оформлена, представитель Госавтоинспекции подписывает её и передаёт задержанному водителю. Гражданин должен ознакомиться с документом. Если все пункты соответствуют действительности, водителю предложат подписать документ. У гражданина присутствует право отказаться осуществить манипуляцию. В этом случае на месте подписи проставляется отметка, подтверждающая факт отказа. Копия готового протокола предоставляется нарушителю.

Машину забирают на штрафстоянку. Здесь она будет находиться до устранения нарушения. Процедуры удастся избежать, если присутствует гражданин, способный заменить водителя, отстраненного от управления. Правом сесть за руль обладают люди, имеющие водительское удостоверение и вписанные страховку. Лицо должно прибыть на место оформления правонарушения до момента эвакуации автомобиля на штрафстоянку. В ином случае придется забирать транспортное средство в стандартном порядке.

Составление протокола об отстранении от управления транспортным средством

Составление протокола выполняется в соответствии с п. 225 Административного регламента МВД. Для оформления документа рекомендуют использовать образец. Он отражен в положении № 14 вышеуказанного нормативно-правового акта. Составить протокол об отстранении от управления транспортным средством имеет право сотрудник Госавтоинспекции, остановивший нарушителя. В документе отражают следующую информацию:

  1. Время задержания нарушителя и место остановки транспортного средства. Если ситуация произошла в населённом пункте, фиксируется улица и номер ближайшего здания. Когда нарушителя остановили на трассе, указывается ее название, номер километра и прочие особенности, позволяющие идентифицировать место.
  2. Причина, повлекшая за собой принятие решения о необходимости отстранения водителя от управления транспортным средством.
  3. Сведения о сотруднике Госавтоинспекции, составившем протокол. В документе фиксируется должность, звание, подразделение, к которому он относится, а также ФИО.
  4. Информация о водителе, в отношении которого применяется административное наказание. В бланк протокола вносят ФИО, дату и место рождения, адрес проживания, сведения о трудоустройстве, телефон для оперативной связи.
  5. Данные о понятых. Инспектор запишет ФИО, место жительства и телефон.

Водитель может следить за составлением протокола. Указание недостоверной информации или несоблюдение правил отстранения от управления может стать поводом для признания документа недействительным.

Скачать пример протокола об отстранении от управления транспортным средством можно здесь.

Если человек совершил правонарушение, но протокол не был составлен, привлечь лицо к ответственности не получится. П. 225 приказа МВД РФ №664 предписывает в обязательном порядке оформлять документ. Если человек откровенно пьян, и представитель Госавтоинспекции не отстранил его от управления авто, представителя уполномоченного органа могут обвинить в халатности.

Права и обязанности водителя

Права и обязанности водителей вытекают из норм ПДД, КоАП РФ, а также иных нормативно-правовых актов. Лицо может:

  1. Требовать составление протокола только в присутствии понятых или в процессе видеосъемки. Несоблюдение правила считается нарушением.
  2. Попросить предоставить все составленные в процессе оформления административного правонарушения материалы.
  3. Потребовать провести освидетельствование в медицинском учреждении, если отстранение от управления осуществляется в связи с подозрением в опьянении.

Водитель обязан соблюдать нормы ПДД РФ, предъявить по требованию представителя Госавтоинспекции права, документы на автомобиль и страховку, не препятствовать составлению протокола и помещению автомобиля на штрафстоянку.

На какой срок водителя могут отстранить от управления транспортным средством?

Точный период в действующем законодательстве не обозначен. Всё зависит от того, как быстро водитель устранит причины правонарушения.

Что происходит с автомобилем?

Если гражданина отстранили от вождения автомобиля, транспортное средство задержат. Правило закрепляет ст. 27.13 КоАП РФ. В ч. 1 вышеуказанного нормативно-правового акта приводится исчерпывающий перечень случаев, при которых применяется мера. Все ситуации, влекущие за собой отстранение от управления транспортным средством, также попадают в список.

Сам процесс задержания автомобиля регламентируют пункты 244-257 Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 664 от 23 августа 2017 года. Решение о применении меры принимают должностные лица, имеющие право составлять протоколы. Соответствующий документ оформляется по факту задержания машины до начала ее перемещения на специализированную стоянку. Если причина задержания устранена, процесс эвакуации незамедлительно прекращается. Когда автомобиль находится вне населённого пункта, его доставят в ближайший город.

Протокол о задержании авто составляется в присутствии двух понятых. Если их привлечь не удается, применяется видеосъемка. Когда бланк заполнен, сотрудник Госавтоинспекции подписывает документ и предлагает выполнить аналогичную процедуру нарушителю. Если водитель отказывается осуществлять действие, в протоколе проставляется отметка об этом. Копия бумаги вручается нарушителю и лицу, привлеченному для исполнения решения о задержании машины. Владельцу авто сообщат, где будет храниться транспортное средство.

Обязательна ли видеофиксация при отстранении от управления транспортным средством?

Видеофиксация применяется, если должностному лицу не удалось привлечь к разбирательству двух понятых (ст. 27.12 КоАП РФ). В ином случае можно обойтись без проведения съемки.

Отстранение от управления транспортным средством без понятых

Если понятые отсутствуют, отстранение от управления авто выполняется по классической схеме. Представитель Госавтоинспекции составляет протокол, предоставляет его копию нарушителю, а затем организует процесс задержания машины. Однако во время процедуры проводится видеосъемка (ст. 27.12 КоАП РФ). Запись рассматривают в качестве доказательства в процессе судебного разбирательства, если оно будет осуществлено.

Процесс возврата автомобиля со штрафстоянки

Когда нарушение устранено, гражданин сможет забрать транспортное средство. Решение о возврате автомобиля принимают лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ). Незамедлительно оплачивать услуги эвакуации необязательно.

Ранее получить машину без внесения необходимой суммы не удавалось. Теперь достаточно устраненить причину задержания, чтобы авто вернули. Подобные коррективы внес в законодательство ФЗ № 205 от 23 июня 2016 года.

Пошаговая инструкция возврата автомобиля со штрафстоянки имеет следующий вид:

  1. Гражданин берет с собой водительское удостоверение, полис ОСАГО, ПТС и обращается в подразделение ГИБДД.
  2. Инспектор проверяет документацию и убеждается, что нарушение устранено.
  3. Заявителю предоставляется справка-уведомление, позволяющее получить машину со штрафстоянки.
  4. Собрав документы, необходимо посетить штрафстоянку, на которую доставили транспортное средство. Предъявив бумаги, гражданин получит машину обратно.

Что делать, если отстранение от управления транспортным средством было неправомерным?

Если гражданин считает, что сотрудники ГИБДД поступили неправомерно, можно попытаться обжаловать отстранение от управления автомобилем. Подача жалобы допустима, если произошло нарушение прав и свобод, и заявителя незаконно привлекли к ответственности. Список инстанций, готовых рассмотреть обращение водителя, отражен в ст. 53 ФЗ № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции». Заявку можно направить:

  • вышестоящему должностному лицу;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

П. 246 Административного регламента МВД предусматривает возможность подачи жалобы по телефону горячей линии ГИБДД. Чтобы воспользоваться ей, необходимо позвонить по номеру 8(800)-222-74-47. Если лицо планирует предъявить классическую бумажную жалобу, ее можно передать в уполномоченный орган лично или отправить по почте.

Скачать образец жалобы на незаконное отстранение от управления автомобилем можно здесь.

В жалобе указывается адрес отправителя, фиксируются данные для оперативной связи, описывается характер противоправных действий сотрудника ГИБДД, а также приводятся основания, подтверждающие факт присутствия нарушения. Затем лицо выдвигает требования. В конце документа ставится дата и подпись.

Нюансы

На практике автомобилисты часто путают отстранение от управления авто с лишением водительских прав. С юридической точки зрения понятия кардинально отличаются. Первая мера считается временной. Достаточно устранить причину, послужившую основанием для принятия решения, чтобы вернуть себе возможность управлять автомобилем.

Получить права обратно после лишения сложнее. Гражданин должен будет дождаться окончания срока лишения, выполнить все предписания законодательства в зависимости от первопричины или оспорить принятое решение.

Отнять права могут лишь по решению суда. Отстранить от управления авто имеет право инспектор. Причём длительное разбирательство не осуществляется. Решение принимают на месте.

Отстранение водителя от управления транспортным средством

Отстранение водителя от управления транспортным средством

Многих автолюбителей интересует порядок отстранения от управления транспортным средством при подозрении водителя в пьяном вождении. Давайте вместе разбираться в том, как должен действовать инспектор если он заподозрил автомобилиста в совершении такого неблаговидного поступка.

Отступление: Ездить пьяным за рулем — нельзя. Между тем трезвые добропорядочные водители не должны страдать из-за того, что кто-то другой садиться пьяным за руль. Именно поэтому мы и хотим разобраться в том, в каком порядке должен действовать сотрудник ГИБДД при отстранении водителя от управления транспортным средством и проведении освидетельствования с помощью алкотестера. Это нужно для того, чтобы трезвый водитель не пострадал и не был, не дай бог незаконно привлечен к ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП за пьяное вождение. Алкотестер – это сложный прибор. Если порядок проведения освидетельствования будет нарушен, то алкотестер может показать недостоверный результат. К тому же есть подозрения, что сотрудник ГИБДД может быть заинтересован в «положительных» показаниях алкотестера из-за пресловутой палочной отчетности. Поскольку отстранение от управления транспортным средством всегда предшествует освидетельствованию с помощью алкотестера, то важно также разобраться в законности или незаконности действий сотрудника ГИБДД при проведении данного процессуального действия.

Однако мы отдалились от основной темы статьи.

Кажется, нет такого автолюбителя, которого сотрудник ГИБДД хотя бы раз в жизни не спросил: «Пили?», «Употребляли алкоголь?».

Как известно после таких вопросов обычно следует просьба сотрудника ГИБДД произвести выдох в его сторону или просьба выйти на улицу освежиться (а точнее, чтобы сотрудник ГИБДД «прощупал» водителя на предмет нахождения в состоянии опьянения).

Трезвому водителю такая подозрительность сотрудника ГИБДД неприятна. Представьте себе, что вы ничего не совершали, но вынуждены оправдываться. В таких случаях иной водитель тревожится и пытается успокоить инспектора: «Не пил», «Не употреблял», «Трезв».

Однако такие увещевания действуют не на всякого сотрудника ГИБДД. Некоторым хочется подвергнуть водителя дополнительным проверкам. Пусть эти проверки не предусмотрены в законодательстве, но всё же. Хотеть — не запретишь. Ведь водитель сам согласиться (если конечно согласиться) их пройти, а значить ничего страшного. А если возьмут «за жабры», то всегда можно сказать: «Пьяного водителя хотел поймать. А ты что поддерживаешь пьянство за рулём?». Любому блюститель прав водителей можно рот закрыть.

В поисках пьяных за рулём некоторые находчивые инспектора просят водителей выдохнуть в кулек свернутый из бумаги (сразу предупреждаю, не ищите в Регламенте или Правилах освидетельствования такое процессуальное действие, как «выдох водителя в кулёк из бумаги»). После этого воздух будет оцениваться ими на предмет содержания паров алкоголя. Так выявляется такой признак опьянения, как «запах алкоголя изо рта».

Если же по просьбе инспектора водитель выходит из автомобиля, то сотрудник ГИБДД может проверить наличие у автолюбителя другого признака опьянения «неустойчивость позы». Споткнулся? На лицо неустойчивость позы водителя, а значить есть основания для отстранения от управления транспортным средством и проведения освидетельствования с помощью алкотестера.

Однако мы ушли куда-то в сторону.

В каких случаях сотрудник ГИБДД может произвести отстранение водителя от управления транспортным средством и провести освидетельствование с помощью алкотестера?

Чтобы провести освидетельствование с помощью алкотестера сотрудник ГИБДД должен остановить автомобиль на законном основании (не разбираем этот момент в данной статье). После этого, если сотруднику ГИБДД кажется, что у водителя есть признаки опьянения, которые перечислены в Правилах освидетельствования (В Регламенте ГИБДД от 02.03.2009г. №185 они также содержаться), то он должен отстранить его от управления транспортным средством.

Какие признаки опьянения являются основанием для отстранения от управления транспортным средством и проведения освидетельствования с помощью алкотестера?

Выше уже были перечислены два признака опьянения: «запах алкоголя изо рта», «неустойчивость позы». Есть ещё три признака опьянения: «резкое изменение окраски кожных покровов лица», «поведение, не соответствующее обстановке», «нарушение речи».

При внимательном анализе перечисленных признаков опьянения любому становиться очевидным, что такие признаки можно найти у любого человеку.

Что это вообще такое «поведение, не соответствующее обстановке»? Например, каким должно быть поведение трезвого водителя, которого заподозрили в управлении транспортным средством в состоянии опьянения?

При просмотре в Интернете видеороликов кажется, что некоторые сотрудники ГИБДД считают, что поведение любого водителя, который знает закон и требует от них его соблюдения «не соответствует обстановке». Это подтверждает регулярным предложением автозащитникам освидетельствования с помощью алкотестера или их направлением для проверки к врачу-наркологу.

Идём дальше. После того, как сотруднику ГИБДД показалось, что у водителя есть признаки опьянения, он не может сразу же предлагать ему освидетельствование с помощью алкотестера. Кто это сказал? Регламент ГИБДД это сказал. В пунктах 127, 130.

При прочтении этих пунктов становиться понятно следующее:

— если сотрудник ГИБДД считает, что у водителя есть признаки опьянения, то он должен сразу же составить протокол об отстранении от управления транспортным средством;

— сотрудник ГИБДД не имеет право предлагать водителю освидетельствование с помощью алкотестера, если он не отстранил его от управления ТС и не составил протокол об отстранении от управления транспортным средством.

Таким образом, нарушением со стороны сотрудника ГИБДД является предложение не отстраненному водителю пройти освидетельствование с помощью алкотестера. Это очень важный момент. Он не зря прописан в Регламенте. Ведь такой порядок (законный), если он соблюдается, предохраняет автолюбителей от неправомерных действий на дороге.

Если же сотрудник ГИБДД составил протокол об отстранении от управления транспортным средством, то он может предложить водителю пройти освидетельствование с помощью алкотестера. О том, как сотрудник ГИБДД должен действовать дальше, мы будем разбираться в следующий раз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: