Нужны ли права на мотоблок по ПДД и какой штраф? 2021

Можно ли ездить без прав на мотоблоке в 2021 году

На большом огороде, ферме, в подсобном хозяйстве мотоблок станет незаменимым помощником, который может намного облегчить тяжелый крестьянский труд. С его помощью вспахивают землю, убирают урожай, перевозят на прицепах различные грузы. Периодически фермерам приходится выезжать за пределы своего участка. Поэтому многих владельцев данной техники интересует вопрос о правилах движения на них.

Правила передвижения на мотоблоке и нужны ли водительские права на управление

Заводская инструкция прямо предупреждает о том, что мотоблок не предназначается для езды по дорогам общего пользования.

Такую технику не нужно регистрировать в МРЭО ГИБДД, а для управления не требуется водительское удостоверение.

Статус данного технического средства можно определять в зависимости от ситуации использования. Например, если агрегат используется для вспашки огорода, то его никак нельзя назвать транспортным средством. И именно по этой же причине выезжать на этой спецтехнике на автодороги нельзя.

При выезде на дорогу мотоблок становится участником дорожного движения, поэтому к нему предъявляются соответствующие требования.

Можно ли ездить без прав по автодорогам

Нередко у владельца мотоблока возникает необходимость выезжать на общую дорогу. Делать этого нельзя. На законных основаниях можно перевозить технику внутри кузова грузовика или на трейлере. В реальности фермеры едут по трассе или обочине прямо на мотоблоке.

Таких нарушителей без водительских прав штрафуют по статьям 12.11, 12.3, 12.7 КоАП РФ. Величина штрафа здесь может достигать 1000 рублей.

Здесь следует учитывать, что по правилам дорожного движения к дорогам общего пользования относится на только проезжая часть, но также обочины и тротуары. Административная ответственность может ожидать управляющего техникой человека не только при езде по асфальтированному покрытию.

Для самостоятельной езды на мотоблоке с прицепом по обочине трассы обязательно нужен специальный пропуск, который выдают по месту работы. Кроме того, чтобы избежать придирок и проблем с ГИБДД, некоторые владельцы спецтехники рекомендуют при выезде на автодороги иметь права. Достаточно категории «А». Наличие удостоверения должно просто подтверждать, что человек знает ПДД. Тогда не придется доказывать сотрудникам ГАИ, что вы действуете законно.

Нужны ли права в сельской местности, в лесу или поле

При езде по пересеченной местности, работе на поле мотоблок нельзя считать транспортным средством, поэтому никакие водительские права при таких обстоятельствах не нужны. Таким образом, по полю, лесу можно передвигаться без всяких проблем. Здесь главное не ездить по оживленным трассам.

Считается ли транспортом и нужно ли ставить на учет?

Определение понятия «транспортное средство» можно найти в примечании статьи 12.1 КоАП РФ. Здесь отмечается, что ТС предназначается для перевозки людей и грузов. Конструктивная скорость должна составлять не менее 50 км/час.

Ни один из мотоблоков не сможет разогнаться до такой скорости. С другой стороны, существует понятие «самоходные машины». К этой категории относятся трактора, техника для дорожно-строительных работ. Их характерной является ДВС объемом выше 50 «кубиков», электродвигатель более 4 кВт.

Самым широким понятием является механическое транспортное средство, куда входят любые механизмы (и мотоблок в том числе), которые приводятся в движение с помощью двигателя.

В соответствии с пунктом 1.4 Правил регистрации, мотоблоки и их прицепы не подлежат обязательной государственной регистрации. В правилах четко говорится о том, что постановке на учет подлежат тракторы, но не мотоблоки.

Таким образом, мотоблок не нужно регистрировать в ГИБДД, получать водительские права или удостоверение тракториста для управления им.

Нужны ли права на мотоблок с прицепом в 2021 году и со скольки лет разрешается ездить

В пункте 3 приказа Минсельхозпрода №807 четко указано, что самоходные машины – это тракторы, кроме мотоблоков. Для самоходов нужны права тракториста. По дорогам общего пользования могут передвигаться любые транспортные средства, за рулем которых находится водитель с правами соответствующей категории.

Мотоблок с прицепом не подпадает под определение ТС, поэтому для управления им не требуется какого-то специального документа. Водительские права можно использовать в качестве подстраховки при остановке сотрудниками ГИБДД.

Мотоблок продается в комплекте с инструкцией по эксплуатации, в которой четко указано, что агрегат не могут эксплуатировать дети младше 14 лет.

Если не хочется тратить нервы на доказывание своей правоты, то законным основанием для управления спецтехникой могут стать права категорий «А», «А1», которые можно получить с 16 лет. Иметь их не обязательно, но, повторимся, полиция может в любой момент остановить, предъявить какое-нибудь нарушение.

Какие штрафы можно получить

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях прописывает штрафы за конкретные нарушения правил дорожного движения. Сюда попадают управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, езда без прав или номеров.

Поскольку мотоблок не является ТС по определению, штрафы за нарушения ПДД не являются законными. Каждый владелец этого агрегата может обжаловать такие постановления в судебном порядке. Но это возможно, если не была спровоцирована авария и не был причинен вред жизни или здоровью людей.

Представители ГИБДД ситуации со штрафами трактуют по-своему. С их точки зрения, мотоблок приравнивается к одноосным тракторам, управлять которым может рядом идущий водитель. На основании этого представители дорожной полиции применяют положения КоАП РФ в полной мере.

Они пытаются выписывать такие штрафы:

  • управление аппаратом без соответствующего водительского удостоверения – предполагается наказание до 1000 рублей (статья 12.7, пункт 3 статьи 12.8);
  • езда на мотоблоке в состоянии алкогольного опьянения – предусматривается штраф до 30000 рублей (статья 12.8).

Несмотря на позицию представителей ГИБДД, суды зачастую отказываются признавать мотоблоки транспортными средствами. При этом судьи ссылаются на установленные Правила допуска, инструкцию по эксплуатацию данного изделия. На практике в судебном порядке прекращаются даже дела по отношению к пьяным водителям.

Из-за того, что человек на мотоблоке не может по определению быть субъектом административной ответственности по статьям 12.8, 12.26 КоАП РФ, Верховный Суд РФ отменил все предыдущие решения нижестоящих судов.

Но важно понимать, что если ДТП все же произошло, то виновник уже будет отвечать за нарушение в полной мере, хотя бы как пешеход.

Таким образом, на мотоблок с прицепом не требуется никаких прав. Кроме того, следует помнить, что за управление данным агрегатом не предусматривается никакая административная ответственность. Неправомерные действия сотрудников ГИБДД можно смело оспаривать в судах. Но, конечно, важно придерживаться правил дорожного движения, иметь при себе инструкцию по эксплуатации техники, использовать исправный мотоблок.

Нужны ли права на мотоблок по ПДД и какой штраф? 2021

Обзор Научно-технический прогресс подарил человечеству множество средств малой механизации. Наиболее распространенной категорией являются различные

Что такое мотоблок по ПДД?

Это самый главный вопрос, ответ на который нам даст пищу для дальнейшего выяснения, нужны ли права на мотоблок, какой категории, можно ли на нём ездить без водительских прав, выезжать на проезжую часть дороги и, главное, будет ли за всё это штраф ГИБДД?

Итак, начнём мы с того, что в ПДД ответа на поставленный здесь вопрос попросту нет! Список всех определений в Правилах исчерпывающе приведён в пункте 1.2, и, исходя из перечня, можно смело сделать нижеследующие выводы.

  • Логичнее всего было бы отнести мотоблок к мотоциклу – это не только 2-хколёсный транспорт, но и так называемые “квадрициклы”, но обязательно с мотоциклетной посадкой и рулём в форме дуги.
  • Можно было бы приравнять его и к мопеду, если бы не одно “но” – практически у всех мотоблоков объём двигателя свыше 50 см3, а для мопеда главное условие – до этого значения.

Почему же столько “бы” в пунктах выше? Всё очень просто. Нас вопрос о том, нужны ли для управления мотоблоком права и можно ли ездить по ПДД по дорогам, интересует вовсе не в контексте этих самых ПДД, а для выяснения, какой штраф или срок лишения прав за те или иные нарушения грозит в случае нарушения.

В Административном же кодексе все наказания предусмотрены за управление транспортным средством, а его определение содержится в Примечании статьи 12.1 КоАП РФ. Согласно ему, одним из условий считать конкретную машину транспортным средством является конструктивная скорость выше 50 км/ч. Практически ни один ручной трактор в 2021 году не разовьёт такую.

Но есть и ещё один критерий – под ТС в КоАП понимаются также и самоходные машины. И вот это уже могло бы подойти под штрафы. Осталось выяснить, подходит ли мотоблок под такую машину!

Ответ на данный вопрос содержится в пункте 2 Постановления Правительства №796 о правилах допуска к управлению такими машинами:

2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час…)

Механическое транспортное средство? Верно! Возвращаемся к ПДД и видим, что таковым является любой механизм, приводимый в движение двигателем.

Таким образом, можно было бы сделать вывод о том, что мотоблок является транспортным средством. Конкретно, самоходной машиной. На него могли бы действовать штрафы и другие наказания, предусмотренные при езде на таких ТС в соответствующих статьях КоАП РФ: включая езду без водительских прав и не обязательно включая езду по дорогам общего пользования. Но не всё так просто! Ниже вы узнаете, что КоАП на такие механизмы действовать по закону 2021 года не может.

Определение термина

Мотокультиваторы или мотоблоки — это устройства, напоминающие уменьшенный прототип трактора. Впервые они появились в 20 в. в Швейцарии, а до СССР дошли в 80-ых гг. С тех пор и по 2021 г. они используются в сельскохозяйственной деятельности:

  • для посева;
  • для разрыхления почвы;
  • для других работ, связанных с культивацией растений (сбор злаков и т.п.).

Данная техника может охватить лишь небольшую площадь земли, поскольку ездит медленно, а также не оснащена крупными насадками. Она не предназначена для езды по асфальтированным дорогам, поэтому технически права на нее не нужны. Мотоблок является лишь сельхозтехникой. Но с юридической точки зрения есть некоторые нюансы, которые могут привести к штрафам со стороны ГИБДД при выезде на дорогу.

Если ли необходимость в правах на мотоблок с прицепом

На текущий момент времени собственникам агротехники с прицепом шоферское удостоверение не требуются. Но так как мы живем в стране, где законодательная база меняется очень быстро, то не стоит терять бдительности. Мы настоятельно рекомендует периодически удостоверятся в данном вопросе.

Изучая законодательную базу РФ, мы узнали, что сельхозтехника не относятся к транспортным средствам, участвующим в дорожном движении.

В правилах дорожного движения нет ни одного упоминания про машины данного типа. Агровладельцы, интересовавшиеся таким вопросом, подтвердят эту информацию. Права на мотоблок не требуются, если вы перемещаетесь на полях и дорогах, которые не контролируются автомобильной инспекцией государства.

Читайте также: Как собрать фрезы на мотоблок.

Нужны ли права на мотоблок?

В последнее время на фермерских и дачных участках появляется все больше мототехники, которая помогает справиться со сложными и трудоемкими работами по обработке и вспашке грунта. Техника достаточно универсальная, так как позволяет не только культивировать грунт, но и транспортировать различные грузы, а следовательно, может считать транспортным средством.

Но так ли это? Тогда возникает вполне закономерный вопрос – а необходимы ли права на мотоблок? Можно ли выезжать на общественные дороги, каких правил придерживаться и надо ли соблюдать правила дорожного движения?

Юридический статус моторных блоков

При езде на мотоблоке вас могут оштрафовать. Владельцев интересует почему, если это не транспортное средство?

Со стороны ГИБДД и юристов блок (с прицепом или без) — это сельскохозяйственная техника, предназначенная для обработки почвы, а езда на мотоблоке по дорогам общего пользования запрещена.

Для того чтобы стать полноценным участником дорожного движения и управления им, при езде на мотоблоке не хватает:

  • регистрации в ГАИ;
  • номерного знака;
  • фар;
  • сигнальных фар;
  • поворотника.

Даже если дополнить блок этими элементами, он не станет пригодным для езды транспортным средством. Создание самодельных транспортных средств на территории РФ запрещено. Да и никто не выдаст мотоблоку номерной знак и не зарегистрирует в ГАИ. Поэтому права на блок не требуются, однако нельзя, чтобы владелец ехал на нем в потоке машин.

Езда на дорогах общего пользования

Если изучить инструкцию, прилагающуюся к агромашине, можно узнать, что технике данного вида нельзя передвигаться на общественных дорогах. Зачастую, чтобы добраться до требующего обработки участка земли, нам необходимо проделать путь по проезжей части.

В этом случае могут возникнуть проблемы с сотрудниками ГИБДД. Некоторые фермеры не имеют водительского удостоверения и могут быть оштрафованы. Заметим, что это касается только езды на общественных дорогах. В случае передвижения по проселочным дорожкам, штрафы не выписываются.

Оштрафовать вас могут даже в том случае, если вы имеете шоферского удостоверения. Сельхозтехника не относится к ТС и главной ее задачей является обработка почвы, то двигаться на дорогах общего пользования она не должна.

Появляется непонятная ситуация, ведь сотрудники автоинспекции должны контролировать все движущиеся средства. Есть определенные правила дорожного движения, с которыми должны быть знакомы все автовладельцы.

Как избежать проблем с автоинспекцией

Таким образом, вполне очевидно, чтобы быть полноправным участником движения, нужны права. Если удостоверения водителя нет, нужно получить права с начальной категорией А для управления мотоциклом – наиболее приемлемая идентификация. Водительское удостоверение является подтверждением, что вы знаете ПДД и не нарушаете закон.

Кроме этого, для правомочного перемещения мотоблока нужны передние ходовые огни. На борту миниприцепа также нужно установить светоотражательные элементы.

Необходимый минимум документов

Существует определенный перечень бумаг, которые нужно иметь при себе.Для передвижения на мотоблоке по просёлочным, лесным и степным дорогам не нужны ни какие бумаги. Такой техникой может распоряжаться любое лицо, желающее и умеющее с ней работать. Однако даже в этой ситуации рекомендовано внимательно изучить и ознакомиться с ПДД.

Если же требуется выезд на общие дороги или трассу, лицу, управляющему мотоблоком, понадобится следующее:

  1. Изучение ПДД.
  2. Прохождение экзаменов на водительское удостоверение хотя бы на одну из категорий.
  3. Наличие при себе водительского удостоверения.

Ограничения по возрасту для управления мотоблоком

Если исходить из того, что мотоблок – это сельхозагрегат, в личном хозяйстве каждый самостоятельно определяет свои возможности в зависимости от физического состояния. Но при движении на мотоблоке по трассе учитываем то, что водительские права можно получить не раньше 18 лет.

Следовательно, если вы эксплуатируете мотоблок исключительно в пределах участка, то права не нужны. Но, если есть необходимость выезжать на автотрассу, наличие водительских прав обязательно.

Как действовать владельцам мини-тракторов

Для выполнения довольно масштабных работ крупные фермерские хозяйства, помимо мотоблоков, имеют мини-тракторы. Для этого вида ТС права необходимы. Сидеть за рулем мини-трактора при езде по трассе может водитель, закончивший специализированные курсы и получивший права тракториста. Как и мотоблок, мини-трактор характерен для сельской местности. Приобретая подобную технику, фермер должен знать основные правила.

  1. Каждый мини-трактор, сошедший с заводского конвейера, должен быть зарегистрирован.
  2. Работнику, эксплуатирующему такую машину, надо получить удостоверение тракториста-машиниста.
  3. Как и на самодельном мотоблоке, на мини-тракторе, собранном своими руками, запрещено ездить по трассе.

Особенность регистрации мини-трактора в том, что эта процедура происходит в Гостехнадзоре, а не в ГИБДД. В указанном учреждении оформляются все виды спецтехники, производится техосмотр. Здесь же она ставится на учет. Это следует делать по месту регистрации владельца. По результатам процедуры выдаются права на управление трактором.

Уже несколько лет выдается удостоверение тракториста-машиниста нового образца. Документ приведен в соответствие с европейскими стандартами. Он имеет вид пластиковой карты со сглаженными уголками. Такие права удобны для трактористов, они не мнутся, не теряют вид после намокания, легко чистятся.

Лицевая сторона содержит фото водителя, нанесенное с применением цифровой технологии. Справа от фотографии расположена персональная информация о владельце документа. На обороте – указаны категории, стаж вождения, медицинские сведения и ограничения для владельца ВУ, номер и серия документа. Для инспектора ГИБДД имеется штрих-код, в котором зашифрованы сведения о регистрации трактора, штрафах, прочие. Эта информация доступна каждому автоинспектору при считывании ее специальным сканером.

Видео обзор

Новый порядок получения водительских прав в 2018 году

Закон о мотоблоках 2018

Как такового закона в России о мотоблоках в 2018 году, дающего право на езду по дорогам общественного назначения, нет и вряд ли появится.

Но всем тем, кто не может обойтись без своего верного помощника и осуществляет перевозку только грузов только на нем, желательно получить права хотя бы категории «А», разрешающей езду на мотоциклах.

Это будет достаточно, чтобы убедить остановившего вас инспектора ГИБДД в том, что вы владеете информацией о правилах безопасного передвижения на дороге.

Нужны ли права на управление мотоблоком с прицепом в 2021 году

Нужны ли права на мотоблок? Данный вопрос актуален для владельцев сельскохозяйственной техники, которым необходимо перемещаться по автомагистралям. Хотя иногда это интересует и тех фермеров или дачников, которые не выезжают за пределы сельскохозяйственных угодий.

Чтобы ответить на вопрос, нужны ли права на мотоблок с прицепом, необходимо разобраться, что это за вид техники и по каким статьям владельца при вождении моторного блока могут оштрафовать.

Определение термина

Мотокультиваторы или мотоблоки — это устройства, напоминающие уменьшенный прототип трактора. Впервые они появились в 20 в. в Швейцарии, а до СССР дошли в 80-ых гг. С тех пор и по 2021 г. они используются в сельскохозяйственной деятельности:

  • для посева;
  • для разрыхления почвы;
  • для других работ, связанных с культивацией растений (сбор злаков и т.п.).

Данная техника может охватить лишь небольшую площадь земли, поскольку ездит медленно, а также не оснащена крупными насадками. Она не предназначена для езды по асфальтированным дорогам, поэтому технически права на нее не нужны. Мотоблок является лишь сельхозтехникой. Но с юридической точки зрения есть некоторые нюансы, которые могут привести к штрафам со стороны ГИБДД при выезде на дорогу.

Юридический статус моторных блоков

При езде на мотоблоке вас могут оштрафовать. Владельцев интересует почему, если это не транспортное средство?

Со стороны ГИБДД и юристов блок (с прицепом или без) — это сельскохозяйственная техника, предназначенная для обработки почвы, а езда на мотоблоке по дорогам общего пользования запрещена.

Для того чтобы стать полноценным участником дорожного движения и управления им, при езде на мотоблоке не хватает:

  • регистрации в ГАИ;
  • номерного знака;
  • фар;
  • сигнальных фар;
  • поворотника.

Даже если дополнить блок этими элементами, он не станет пригодным для езды транспортным средством. Создание самодельных транспортных средств на территории РФ запрещено. Да и никто не выдаст мотоблоку номерной знак и не зарегистрирует в ГАИ. Поэтому права на блок не требуются, однако нельзя, чтобы владелец ехал на нем в потоке машин.

Документы, которые необходимы владельцам техники

Как уже было сказано выше, управление мотоблоком разрешено без прав, ведь он не является транспортным средством. Но чтобы обезопасить себя, можно взять права категории «А» — это документы, необходимые для вождения мотоциклов. Они рассчитаны на средства передвижения с небольшим объемом двигателя, а у малогабаритной сельхозтехники как раз небольшая мощность.

Другой необходимый документ — это паспорт, который выдается сельскохозяйственным управлением. Процесс регистрации в нем гораздо сложнее, чем в ГАИ.

Поэтому если вы не собираетесь передвигаться вдоль общественных дорог, можно и не регистрировать полуприцепы и моторный блок.

Дачники могут не опасаться штрафов за это, ведь используют аппарат исключительно в личных целях. А вот хозяйственным предприятиям обязательно нужно получить паспорт на устройство. Этот документ могут потребовать даже при езде по обочине.

Если аппарат принадлежит работнику предприятия и ему необходимо добраться на устройстве до места работы, то необходимо пропуск от этого предприятия; тогда считается, что на езду есть право. Пропуск дает возможность ездить по незагруженным дорогам, которые прилегают к организации, при этом нельзя нарушать правила ПДД и препятствовать вождению.

Штрафы, которые могут дать водителю мотоблока

Несмотря на то, что устройство — не транспорт и не средство перемещения, за его вождение могут назначить штраф. Но виноват в этом будет только сам водитель. Штрафа легко избежать, о том, как это сделать, рассказано в разделе ниже.

Штрафы могут выдать за следующие правонарушения:

  • езду на самодельном устройстве;
  • езду без прав;
  • нахождение на проезжей части на транспортном средстве без разрешения;
  • за препятствие дорожному движению;
  • за езду в состоянии алкогольного опьянения.

Основной штраф, который объединяет все другие пункты — это штраф за препятствие дорожному движению. В таком случае водитель обвиняется как пешеход, ведь статус водителя он юридически не может получить: техника не относится к категории транспортного средства. И даже опьянение переводится в разряд нарушения общественного порядка, а не нарушение ПДД. Но это не снимает с человека вины, и он точно так же, как и водители, может быть привлечен к судебному разбирательству, изъятию технического устройства.

Не стоит думать, что штраф за езду на мотоблоке небольшой. Он может составлять несколько тысяч рублей в зависимости от ситуации. При отягчающих обстоятельствах — опьянении, нанесении вреда пешеходу — можно попасть под административную или даже уголовную ответственность.

Что можно делать на аппарате

Можно ли пользоваться какими-либо дорогами на моторном блоке? Владелец устройства может проезжать по обочине, не затрагивая проезжую часть. Его юридический статус при этом будет равен статусу пешехода. Но при этом все равно следует опасаться штрафа, если водитель находится в нетрезвом виде. А вот оштрафовать за нарушение ПДД сотруднику ГИБДД будет сложнее, ведь владелец не выезжает на проезжую часть. На тропинках, проселочных дорожках можно ездить спокойно. Является ли это вождением на общественных дорогах? Нет. Так как на этих проселках нет разметки и знаков, то штраф дать не могут.

Чтобы перестраховаться, лучше брать с собой водительское удостоверение даже при езде по обочине, а с ним и паспорт регистрации сельхозтехники. Заявления вроде «Езжу и не трогают» не стоит слушать: много раз сотрудники ГИБДД проверяли и сельхозслужащих.

Оптимальный и официально разрешенный вид перемещения моторных блоков — при помощи прицепов. Тогда можно переложить ответственность за езду на водителя автомобиля с прицепом или самому сесть за руль. В таком случае нужно будет ездить по дороге по всем правилам ПДД для легковых или грузовых автомобилей: с правами, лицензией, номерными знаками и включенными фарами.

Что запрещено делать на моторном блоке

Чтобы не получить штраф при езде на мотоблоке, рекомендуется вообще не появляться на общей проезжей части (т. е. на размеченных асфальтированных или покрытых бетоном автодорогах) и рядом с ними. Нахождение на моторном блоке на проезжей части запрещено. Это главное, что нужно запомнить владельцем.

  • садиться за руль в нетрезвом виде, даже если едете по обочине;
  • держать права (если они есть) и паспорт регистрации техники вдали от места работы;
  • ездить по территории предприятия без специального пропуска с разрешением на перемещение;
  • выезжать на дороги неясного назначения (бетонные плиты без разметки, которые могут оказаться со статусом общего пользования);
  • создавать ситуации, опасные для пешехода;
  • парковать мотоблок рядом с машинами или ставить на обочину;
  • ездить на мотоблоке так, что частично техника будет «выезжать» на дорогу.

Хотя некоторые утверждают, что при наличии прав штрафа за вождение блока можно избежать, не следует этому верить. Даже права не отменят штраф за нахождение на дороге на техническом средстве, не предназначенном для перемещения. Какие суммы придется заплатить за такое нарушение, заранее неизвестно, но они точно будут большими.

Когда права законодательно необходимы

Некоторые дачники приобретают технику по объявлению как мотоблок, а в итоге получают мини-трактор. Это устройства с высокой посадкой, небольшого размера. Они почти не отличаются внешне от моторных устройств, но их мотор мощнее. Поэтому для вождения требуются права высокой категории, регистрация в хозяйственном управлении и паспорт техники. Некоторые владельцы и не подозревают, что, пользуясь так называемым мотоблоком, на самом деле ездят на мини-тракторах и постоянно нарушают закон.

Отличить мини-трактор от мотоблока можно по мощности двигателя. У первых он примерно 16 кВт. Необходимо, чтобы мощность устройства была меньше, тогда права можно не получать.

Законы по поводу ПДД постоянно меняются, поэтому при покупке новой техники лучше обращаться в местное сельскохозяйственное отделение за актуальной информацией.

При регистрации или передаче паспорта при договоре купли-продажи будет указано, обязан ли водитель получить права или нет.

Если окажется, что права требуются, следует получить либо категорию «А» (для мотоциклов), либо «Ф», если технику сочтут за крупную сельскохозяйственную.

Для мотоблока права не нужны. Но при этом нельзя и выезжать на нем на дорогу, разрешено только перемещаться по обочине. Чтобы избежать проблем, лучше перемещать технику с помощью прицепа. Также следует осторожно относиться к слишком мощным мотоблокам. Если у них модифицированный мотор, нельзя оставлять устройство без регистрации, нужно получить права. А при покупке мини-трактора первым делом нужно обратиться в соответствующий отдел за правами соответствующей категории. Помните, что халатность по отношению к закону может привести к финансовым потерям, административной ответственности и изъятию техники.

Документы, необходимые для управления мини-трактором

Как мы уже выяснили, для управления легким или средним мотокультиватором с тележкой при езде по обочине права не нужны. Но нужен ли документ на право вождения более крупной сельскохозяйственной машиной – мини-трактором, мощность которого может достигать 65 лошадиных сил?

Когда вы приобретаете мини-трактор или изготавливаете самодельный, обязательно зарегистрируйте его в Гостехнадзоре России и получите разрешение на эксплуатацию. Для постановки на учет самодельной машины потребуется написать заявление, приложить паспорт или вид на жительство, товарные чеки на использованные при создании агрегата детали.

И главный вопрос: нужны ли права и какой категории?

  • Если машина используется только на личном участке для выполнения сельскохозяйственных работ, то достаточно регистрации и постановки на учет в Гостехнадзоре.
  • Если же трактор используется в строительных или ремонтных работах, в области коммунального хозяйства, он является участником общественного дорожного движения. Возможна и такая ситуация, когда фермер добирается от дома до сельхоз-угодья по трассе. Тут права обязательны.

Чтобы получить права тракториста-машиниста, сначала необходимо пройти обучение в автошколе, и сдать экзамены (теорию и практику). Права выдаются в отделении МРЭО. Категории:

  • «B» — гусеничные и колесные мини-тракторы, с мощностью двигателя до 35 л. с.
  • «C» — колесные мини-тракторы и тракторы с силовыми агрегатами, с мощностью двигателя от 35 до 150 л. с.
  • «D» — колесные тракторы, с мощностью двигателя 150 л. с.
  • «E» — гусеничные мини-тракторы, с мощностью двигателя более 35 л. с.

Также в 2021 году является обязательным получение ОСАГО.

Помимо прав и страховки необходимо пройти полный технический осмотр – это условие введено только для мини-тракторов, выпущенных на производстве.

Мотоблок – это транспортное средство или нет?

Что такое мотоблок с точки зрения ПДД?

Мотоблок это транспортное средство или нет?

Если заглянуть в заводскую инструкцию на мотоблок, то с высокой долей вероятности в ней будет указано на то, что эта техника не может использоваться для поездок по дорогам общего пользования и не предназначена для этого.

Кроме того, мотоблоки не подлежат регистрации в МРЭО ГИБДД и для их использования по назначению не требуется получения водительского удостоверения на право управления ТС.

В свою очередь, в ПДД указано, что транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Если подходить строго формально, то получается, что мотоблок с прицепом вполне подходит под указанное определение, поскольку, как минимум, он подпадает под один из критериев ТС – перевозка грузов. Если речь идет о его использовании для распашки земли на собственном огороде, то рассматривать эту технику в качестве ТС нельзя, поскольку она не принимает участия в дорожном движении.

А вот в случае, когда мотоблок выезжает на дорогу общего пользования, он автоматически становится участником дорожного движения и должен рассматриваться именно как транспортное средство со всеми вытекающими последствиями, включая привлечение лица, управляющего мотоблоком к ответственности.

Именно такой подход является наиболее разумным и позволяет учесть интересы, как сельхозпроизводителей, так и участников дорожного движения.

К слову, в настоящее время практика, в основном, идет именно по такому пути и сотрудники ГИБДД, в большинстве своем, принимают решение по мотоблокам, исходя из конкретной ситуации.

При этом, официальная позиция органов ГИБДД опирается на Решение коллегии Евразийской экономической комиссии № 25 от 12 февраля 2019 года «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

Эксперты этого органа посчитали, что мотоблок с прицепом соответствует одноосному трактору со всеми вытекающими последствиями

На указанный документ также активно ссылаются и суды при рассмотрении жалоб.

Нужны ли права на мотоблок?

Где можно ездить на мотоблоке с прицепом без прав? Нужны ли права при выезде на мотоблоке на асфальт? Эти вопросы интересуют почти каждого хозяина, задумавшегося о покупке полезной сельскохозяйственной техники.

Ответы на них зависят от того, каким образом и где планируется использовать мотоблок. Наверняка, многие из вас видели картину, когда по краю оживленной трассы с черепашьей скоростью тащится мотоблок с прицепом, а мимо него, буквально в считанных сантиметрах пролетают машины на огромной скорости.

Несмотря на то, что рассматриваемый вопрос неоднозначный и по-прежнему вызывает массу споров, в настоящее время сформирована практика, в соответствии с которой, ездить на мотоблоке без прав по дорогам общего пользования нельзя и сотрудники ГИБДД привлекают за это к ответственности.

По каким дорогам можно ездить на мотоблоке?

Пусть и изредка, но необходимость выехать на мотоблоке на дорогу общего пользования, периодически возникает, особенно в густонаселенных районах. Что же делать владельцу рабочей техники в такой ситуации.

В идеале, в целях соблюдения закона, по дорогам общего пользования мотоблок следует перевозить в трейлере или кузове грузовика.

Однако, на практике, владельцы этой техники повсеместно выезжают на дорогу общего пользования, включая оживленные междугородние трассы.

В связи с этим, необходимо иметь в виду, что на сегодняшний день существует практика привлечения водителей мотоблоков, передвигающихся по дороге общего пользования, у которых не имеется права управления ТС, по статьям 12.3 и 12.7 КоАП РФ.

Можно ли ездить пьяному на мотоблоке?

Если пьяный водитель мотоблока будет пойман на дороге общего пользования, то все может закончиться статьей 12.8 КоАП РФ. В случае, если у водителя имеются права, то он может их лишиться, а также заплатить штраф 30 000 рублей. У тех, кто выедет на мотоблоке под хмельком на дорогу общего пользования, вообще не имея прав, есть шанс загреметь под административный арест на срок до 15 суток.

Судебная практика привлечения к ответственности подвыпивших водителей мотоблоков в России имеется, и она уже достаточно обширная.

Штраф за езду на мотоблоке по дороге без тракторных прав


Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.
Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды).
Штраф в размере от 5000 до 15000 рублей.

Если управлять одним мотоблоком без прицепа то права тракториста не нужны, а если в составе с прицепом то необходима категория “А” в правах тракториста-машиниста.

Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см

Комментарии 21

Это уже реальность готовим права! Только где их получить у нас в городке на это не учат.

Я сам ходил и сдавал. Самоподготовка . Теорию сдал с одной ошибкой а вот с вождением проблема. Нужен был легальный трактор с номерами до 27 л.с . Так и не смог найти. После сдачи теории давали срок 2 месяца. Не уложился теория сгорела.

Т.е. главный вопрос: является ли мотоблок трактором (т.е. транспортным средством) или нет.
Собственно примечание к статье 12.1 КоАП (на которую есть ссылка и в статье):
«Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час».
То есть мощность мотоблока должна быть более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
В статье обратили внимание на мощность и совсем забыли про скорость (в примечании сказано именно «и», никак не «или»). Возьмем самый распространенный из отечественных, мотоблок «Каскад». Мощность 5,5 л.с. Объем цилиндра 163 см3, т.е. как бы подходит под определение ТС, однако максимальная скорость у него 8,3 км/ч – и мотоблок перестаёт быть транспортным средством.
Даже ссылка в статье на Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. показывает нам те же ограничения признания мотоблока ТС: при условии не более 50 см3 и скорость более 50 км/час.
Соответственно, никакие права тракториста-машиниста при управлении мотоблоком не нужны. В принципе, есть уже практика Верховного Суда РФ, по которой мотоблок не признается ТС. (Постановление Верховного Суда РФ от 10 ноября 2016 г. N 24АД164).

Для сомневающихся (и для автора этого поста):
По теме задал вопросы в региональное отделение Гостехнадзора:
“Прошу дать разъяснения относительно эксплуатации мотоблока АГРОС совместно с полуприцепом по дорогам общего пользования IV и V категории (в населённых пунктах сельского типа) в связи с изданием действующих ныне законодательных актов:
1. Надо ли регистрировать такой мотоблок в Ростехнадзоре?
2. Надо ли для его управления с полуприцепом получать права (если да, то какой тракторной категории)?
3. Если права нужны, как на нём сдавать на права (нужен ли сам мотоблок для сдачи практической части экзамена, если таковая предусмотрена регламентом)?”
========
Ответ прилагаю:

развели…с одной стороны.
удивили некомпетентностью — с другой.
объем движка тут роли не играет, тут конструктивная скорость до 10(15)кмч играет. Даже в уточнениях еще в СССР это было.
И да, по ДОП нельзя ехать, но по обочине никто не запрещает, а там где нет обочины — как можно ближе к правому краю.

п.с. а так они горазды: у меня знакомый умудрился подписаться на штраф, когда пахал на тракторе в поле не имея с собой удостоверения. Они подъехали, подождали его, развели и выписали приличный штраф.

legalacts.ru/sud/postanov…-ot-10112016-n-24-ad16-4/
Поскольку мотоблок хоть и может называться минитрактором, он не является транспортным средством и водительских прав для его вождения не требуется.

Спасибо за материал, у меня гараж с мотоблоком находится в сотне метров от отдела полиции, теперь буду знать чего можно ожидать от них.

Трещу с мужика )))))
Телега на литых тапках ааааа огонь ))))

давайте смотреть Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796 “Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)” :)

Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Теперь ПДД:
“Транспортное средство” — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

По линии защиты (на будущее) можно сделать так.
Сдираем нахрен ВСЕ наклейки с двигателя. Если на виду гравировки/выштамповки, то тоже точим. Если остановят, в протоколе пишем “с нарушением не согласен” и всё. Больше ничего не пишем, не объясняем, молчим и пользуемся 51 статьёй конституции.
При обжаловании (на разборе) пишем, что не установлена модель двигателя, не определён его объём, отсутствуют доказательства того, что объём превышает 50 кубиков. И вообще о том, что транспортным средством не управляли. А если отсутствуют доказательства наличия 50 и более кубов, то отсутствуют доказательства того, что это транспортное средство. Соответственно, правонарушение не доказано.

Далее. Транспортное средство (по ПДД) с позиции судьи и гайцов в данном конкретном примере — это всё “чучело” в сборе. А по факту имеется мотоблок + прицеп.
Мотоблок не предназначен для перевозки ни людей, ни грузов. Если сесть на него верхом и приделать спереди колёса для рулёжки (видел такие самоделки — микротракторы), то получится транспортное средство. А в таком виде мотоблок не перевозит ничего, он буксирует прицеп на жёсткой сцепке.
Ближайшее подобное устройство — мотособака. Поинтересуйтесь, нужны ли на неё права. Дискуссии жаркие, но нашлось такое вот письмо (см. во вложении)
Если санки привязать к мотоблоку — это тоже транспортное средство? :))))) а оператор мотоблока на лыжах/коньках/роликах? :))

Если углубляться дальше (сам я в такие дебри не полезу), то тогда ещё нужен будет паспорт самоходной машины, регистрационные знаки, одобрение типа транспортного средства (?). А как же фары и прочие элементы которые обязательны на транспортным средством, но не предусмотрены конструкцией мотоблока?

Короче, я полагаю, что автора действительно “развели, как лоха”. А суду проще всё оставить в силе (тем более что автор на разборе не протестовал) и не заморачиваться. На будущее, опять же, если до момента вынесения постановления гаишного вы не отрицаете свою вину, а на обжаловании внезапно стали против, то 99,9%, что суд решение оставит в силе, да ещё и укажет на то, что вы не оспаривали изначально. Если оплатили штраф — то и подавно признали вину, поздно рыпаться.

7 новых штрафов в 2021: за что можно получить «письмо счастья»?

С каждым годом дорожные камеры становятся умнее. Какие нарушения будут фиксироваться в 2021 году? Рассказываем, к чему должны быть готовы водители:

Все чаще автомобилисты получают штрафы за нарушения, которые инспекторы ГИБДД могли бы “простить” или не заметить. Но дорожные камеры научились видеть гораздо больше, и с каждым годом будут способны фиксировать все больше нарушений ПДД. Возможности техники регулярно тестируются. Autonews рассказали про самые необычные виды нарушений ПДД, за которые в 2021 году будут приходить «письма счастья» и способы фиксации таких проступков.

1. Штраф за превышение средней скорости

Штраф за превышение средней скорости на определенном участке дороги удивил немало автомобилистов в 2020 году.

Что такое средняя скорость?

Средняя скорость — это скорость, с который автомобиль проехал определенный участок дороги между двумя синхронизированными камерами, стоящими в начале и в конце участка контроля.

Как фиксируется это нарушение?

Стандартная ситуация: водитель, завидев знак ограничения скорости и дорожную камеру, притормаживает до допустимой скорости, а проехав камеру — снова разгоняется. И так до следующей камеры фиксации. Однако если проехать отрезок пути между камерами слишком быстро, водителю придет штраф за превышение средней скорости.

Какой штраф за превышение средней скорости?

Размер наказания соразмерен с превышением мгновенной скорости — например, 500 рублей — за +20-40 км/час и т.д.

Сколько камер фиксирует среднюю скорость?

Дорожных камер, способных зафиксировать среднюю скорость, становится все больше. На данный момент наибольшая их концентрация в Татарстане, где таким способом контролируют более 950 км дорожного полотна. В Московской области летом 2020 года работало 68 участков контроля средней скорости общей протяженностью 254 км.

Важно отметить, что понятия “превышения средней скорости” в КоАП не прописано. На этом основании водители, получившие штраф “за среднюю скорость”, могли оспорить это в суде. Но скоро этот спорный момент может быть исправлен Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око» намерена внести предложение обозначить в КоАП это определение.

2. Штраф за непристегнутый ремень безопасности

В каких регионах камеры фиксируют не пристегнутый ремень?

Пока что дорожные камеры фиксируют это нарушение в тестовом режиме. “Обучают” их в Москве на основе тысяч примеров изображений, где водители едут без ремней через плечо. Полученные материалы с камер уходят на обработку в ЦОДД, а затем данные поступают в ГИБДД, где и оформляются постановления.

Остальные регионы пока не проявили активного желаниях ввести подобную практику у себя. Это объясняется в первую очередь стоимостью такого функционала камеры. Ведь, чтобы вложения “окупились”, транспортный поток должен быть высоким, а таковым обладает МКАД, Москва и города-миллионники. В связи с этим, перспектива ввести штраф за непристегнутый ремень “светит” Казани, Санкт-Петербургу и городам, где есть трассы с интенсивным потоком движения.

Какой штраф за непристегнутый ремень безопасности?

Сумма штрафа составляет 1000 рублей. Согласно ПДД пристегиваться в автомобиле обязаны и водители, и пассажиры. Тем не менее, многие это требование игнорируют.

3. Штраф за разговор по телефону во время движения

Не так давно камеры Москвы начали собирать “компромат” на водителей, которые не расстаются со своим телефоном даже во время движения. Нововведение получило поддержку от других автомобилистов, которым тоже изрядно поднадоели “телефонисты”. Однако много вопросов вызвала точность фиксации нарушений. Водители были обеспокоены тем, что камера могла принять за телефон другой прибор или предмет похожих габаритов. На эти опасения в Центре организации дорожного движения (ЦОДД) ответили, что обучение нейросети достигло того результата, что камеры теперь способны определить наличие телефона в руке даже лучше, чем глаз человека. Остальное дело за оператором, который должен обработать полученную информацию.

Какой штраф за пользование телефоном во время движения?

За использование мобильного телефона без системы hands-free нарушителю положен штраф в размере 1500 рублей. Но пока обстоятельства, при которых будет выписан штраф, до конца не известны. Будет ли нарушением само наличие телефона в руке или же система зафиксирует только момент пользования устройством? Точного ответа нет. В любом случае, телефон во время движения не самый лучший компаньон, старайтесь пользоваться им по минимуму.

4. Отсутствие полиса ОСАГО

О том, что планируется “научить” камеры проверять наличие полиса ОСАГО у автомобилистов, было известно еще в прошлом году. Российский союз автостраховщиков (РСА) заявлял, что готов к запуску проверок наличия полисов ОСАГО через дорожные камеры по всей стране. Тесты возможностей камер проводились в Москве совместно с МВД и ЦОДД. Если камера фиксировала автомобиль без ОСАГО, собственнику приходило уведомление о нарушение и предложение оформить страховку.

На данный момент нововведение только в планах, поскольку у специалистов пока не получается объединить базу данных РСА с информацией о застрахованных автомобилистах и информационную базу ГИБДД. Но вероятность, что камеры будут “ловить” автомобили без ОСАГО уже в 2021 году, велика.

Какой штраф за езду без ОСАГО?

Предполагается, что раз в сутки нарушителю будет приходить штраф в размере 800 рублей. То есть, за каждый день, что нарушитель ездит без полиса, и его ловят камеры, он обязан будет заплатить 800 рублей.

5. Отсутствие талона техосмотра

Уже с 1 марта 2021 года вступят в силу новые правила техосмотра. Чтобы получить талон о прохождении ТО, водитель должен подъехать в аккредитованный сервис. Процесс техосмотра автомобиля будет фиксироваться на камеру, а снимки будут передаваться в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО). Кроме фотоизображений в систему будут переданы данные о дате и времени прохождения диагностики, а также координаты места нахождения машины в момент снимка.

Какой штраф за отсутствие ТО?

С 1 марта водители могут получить штраф за управление автомобилем, не прошедшим ТО. Следить за порядком будут также дорожные камеры. Техника будет фиксировать госномера автомобилей и сверять их с базой данных, но не чаще раза в сутки. Сумма штрафа за отсутствие талона на техосмотр составляет 2000 рублей.

6. Неоплаченный проезд по платным трассам

С 10 января 2021 года дорожные камеры на платных трассах могут “выписать” штраф за неоплату проезда. Нововведение напрямую связано с тем, что в России началась реализация новой безбарьерной системы оплаты проезда по платной дороге – “Свободный поток”.

Подробней о том как можно оплатить проезд по безбарьерным трассам, какие тарифы и как можно аннулировать штраф, читайте здесь.

Какой штраф за неоплаченный проезд по платной дороге?

  • Для владельцев грузовых автомобилей и автобусов – 5 000 рублей
  • Для остальных участников дорожного движения — 1 500 рублей

Штраф нарушителю будет начислен в случае, если оплата не поступит в течение пяти суток с момента фиксации проезда по платной трассе.

7. Непропуск пешехода

С каждым годом контроль за тем, чтобы автомобили пропускали пешеходов, усиливается. Перед ГИБДД как и всегда стоит задача снизить количество аварийных ситуаций и смертность на дорогах, и гибель пешеходов под колесами автомобилей все ещё остается одной из самых серьезных проблем. В связи с этим камеры обучились фиксировать моменты, когда автомобилист не пропускает пешехода на переходах.

Какой штраф за непропуск пешехода на переходе?

Штраф за данный тип нарушений составляет 1500 рублей. Оплатить его можно со скидкой 50%. Чтобы не получить штраф важно помнить разъяснение ГИБДД — обязанность водителя уступить дорогу пешеходу, пересекающему проезжую часть, поставлена в зависимость от необходимости не создавать помех в его движении. Если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав административного правонарушения.

На данном этапе таких “умных” камер на переходах всего несколько, и все числятся в Москве. Но совершенно точно ясно, что одним городом дело не ограничится.

На чём можно ездить без прав? Мопед, скутер, мотоцикл, квадроцикл, машина и другие

На дорогах России с юридической точки зрения достаточно много различных видов транспортных средств для разделения их по требуемым категориям водительского удостоверения или вовсе для возможности езды без права управления. Наиболее распространённые из них автомобили легковые и грузовые, мотоциклы различных параметров, скутеры, квадроциклы, мопеды, тракторы и даже мотоблоки. Для каких из них по состоянию на 2021 год нужно водительское удостоверение и какая конкретно категория требуется, а на чём можно ездить вообще без прав, давайте разбираться!

Что обязывает ездить только с правами?

Итак, есть 3 нормативно-правовых акта, обязывающие иметь права для езды на определённых транспортных средствах:

  1. Конституция России даёт гражданам право на свободное передвижение,
  2. но Федеральный закон О безопасности дорожного движения предписывает, что участники дорожного движения могут свободно передвигаться на основании установленных правил, а реализация своих прав граждан не должна ущемлять права других людей,
  3. а вот пункт 2.1.1 ПДД РФ говорит о том, что водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки сотруднику ГИБДД водительские права в числе прочих документов при управлении транспортными средствами.

Таким образом, мы можем ездить на любых транспортных средствах при наличии права ездить на них. Если для этого требуется проходить специальное обучение, то такое право называется специальным – правом управления, и оно подтверждается водительским удостоверением.

На какие транспортные средства не нужны права?

Теперь давайте по порядку рассмотрим все виды транспортных средств, на которых можно ездить без такого специального права.

Ролики, самокаты

Самое очевидное – это то, что транспортным средством назвать ни язык не поворачивается, ни действующие на 2021 год законы к таковому не относят. Ролики, самокаты, скейтборды, детские коляски и прочее – очевидно, для всего этого права не требуются, потому что их оседлавшие всё ещё имеют статус пешеходов.

Об этом же говорят ПДД:

К пешеходам приравниваются лица . использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Ключевое слово здесь – “аналогичные”. То есть то, что не имеет двигателя, приводится в движение мышцами человека, и не способно причинить серьёзный вред при столкновении.

Велосипед

На велосипеде также можно ездить без прав. Хотя, попытки ввести водительское для велосипедистов были неоднократно и даже выдавать для них госномера и регистрировать в ГИБДД, таковые на 2021 год не увенчались успехом. к счастью или сожалению.

Сегвей, гироскутер, мотоколесо

Хотя, такие устройства уже имеют в себе мотор, их всё ещё на практике не нужно регистрировать, нет обязанности ездить на них только по проезжей части, а для управления ими не нужны права.

Впрочем, с юридической точки зрения их владельцы пешеходами уже не являются (хотя, в ГИБДД официально их считают именно пешеходами), а становятся водителями электромобиля. Более подробно эти средства передвижения мы рассмотрели в отдельной статье.

Мотоблок

На мотоблок также не нужны права, несмотря на наличие у того двигателя и даже порой достаточно мощного, чтобы составить конкуренцию (исключительно по мощности) мотоциклам и скутерам.

Но не нужны, не потому что их наездники – пешеходы. Формально мотоблок не предназначен для езды по дорогам общего пользования, многие из них не предназначены, чтобы классически на них ездить, а только вести перед собой, а по паспорту они не являются транспортными средствами, у них, очевидно, нет даже ПТС.

Но если Вы выедете на мотоблоке на дорогу – даже просёлочную деревенскую или полевую, то на практике проблемы в виде штрафа и даже эвакуации мотоблока на штрафстоянку Вас могут вполне ожидать.

Питбайк

На питбайке тоже можно ездить без прав, аналогично мотоблоку. Всё потому что этот вид мотоциклов также не предназначен для езды по дорогам общего пользования, но в отличие от мотоблока питбайк на 2021 год – не сельхозтехника бытового назначения, а спортинвентарь.

Но на практике Вы всё равно попадётесь на солидный штраф (о размере штрафа ниже) за езду на питбайке даже с правом управления транспортными средствами. Дело в том, что инспекторы ДПС всё равно незаконно штрафуют водителей, а питбайки забирают на штрафстоянку. Почему незаконно? Потому что даже Верховный суд вынес решение о неправомерности такого. Поэтому такой штраф на основании указанного решения можно и нужно обжаловать.

Важное замечание!

Для каких транспортных средств нужны права?

Теперь рассмотрим распространённые транспортные средства, для управления которыми Вам потребуется специальное право. Очевидно, автомобили рассматривать не будем – для них всегда права были нужны и спорных моментов тут быть не может.

Мотоцикл

Для управления мотоциклами нужны права категории A или подкатегории A1:

  • “A” потребуется, если Вы едете на мотоцикле с рабочим объёмом более 125 кубиков,
  • “A1” для мотоциклов с объёмом мотора менее 125, но более или равно 50.

Обратите внимание, что по тексту ПДД с такими же техническими характеристиками подпадают трёх- и более колёсные мотоциклы, разного рода трициклы с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением, и если их масса не более 400 кг.

Скутер и мопед

Вопреки всё редеющим среди скутеролюбителей мнениям, на эти транспортные средства нужны права. Причём, абсолютно любой категории:

  • “M” – это специальная категория прав для возможности ездить на скутерах и мопедах, её можно получить с 16 лет,
  • “A1” – с этой категорией можно управлять с 17 лет,
  • все остальные категории прав дают возможность ездить на этом транспорте с 18 лет.

К скутерам и мопедам относят двухколёсные транспортные средства с рабочим объёмом двигателя до 50 кубов (до 49,9 кубиков, при 50 ездить уже нельзя) и с максимальной скоростью до 50 км/ч.

Квадроцикл

А вот на квадроциклы и им подобные средства, предназначенные, аналогично питбайкам для езды по бездорожью, нужны вовсе тракторные категории водительских прав. Это очень спорный момент, но практика правоприменения 2021 года говорит о том, что если Вас поймают как дороге, так и на грунте, то оштрафуют за отсутствие права управления.

Поэтому, если Вы задаётесь вопросом “Могу ли я ездить без прав на квадроциклах”, то ответ – нет, не можете.

Где можно ездить без прав?

Да вообще везде! Но только при одно важном условии – Вы имеете статус обучаемого вождению. А водитель в этом случае – обучающий Вас, и именно он несёт ответственность за Ваши нарушения ПДД.

А вот по существу вопроса ездить без прав нельзя нигде, если для данного транспортного средства предусмотрено специальное право после успешной сдачи экзаменов.

Правда ли, что по полям можно ездить без прав?

Неправда. Вопреки распространённому мнению о том, что ПДД действуют только на дорогах общего пользования, а на просёлочных и грунтовых – нет, права Вам потребуются везде, хотя и есть различные мнения по этому поводу, обосновавшиеся на 2 противоположных полюсах.

На одном полюсе находятся люди, верующие в то, что ПДД действуют абсолютно везде. И в подтверждение этому приводят цитату из действующих ПДД:

1.1. Настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Но на другом полюсе любители внедорожной езды, которые читают определения дорожного движения и дороги:

дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Как видим, оба мнения имеют право на существование. А против второго лагеря оправдывающих езду по полям без прав, выступает тот факт, что дорога – это всё же используемая для передвижения полоса земли. А раз мы по ней в данном случае едем – значит, используем. Значит, дорога. Значит, мы участвуем в процессе дорожного движения, и от нас требуется выполнение ПДД.

Правда ли, что можно ездить без прав по автодрому?

Здесь та же аналогия, что и с возможностью управления без прав по полю. Автодром – это закрытая территория. На ней могут устанавливаться другие правила движения. Но противоречить ПДД они не могут.

Кроме того, по сути вышеприведённых определений дорожного движения и дороги автодром не является исключением из дорог и дорожного движения.

Что будет за езду без прав?

Итак, последний рассматриваемый нами вопрос – это штраф за нарушения по отсутствию права управления вовсе или определённой категории (при отсутствии категории у Вас нет права управления данным транспортным средством, поэтому штраф тот же).

Он составляет вилку сумм от 5 до 15 тысяч рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП. Этот штраф накладывается, в случаях езды:

  • на скутере без любой категории прав,
  • на мотоцикле без открытой категории “А”,
  • на квадроцикле без тракторных прав,
  • на машине без категории “Б”,
  • во всех других случаях, когда для управления данным транспортом Вам нужна соответствующая категория, а в правах её у Вас нет.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: