Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

Если вас задержала полиция (подготовлено экспертами компании “Гарант”)

Если вас задержала полиция

I. Обращение и проверка документов

Если к вам обратился сотрудник полиции

– он должен представиться, назвав свою должность, звание и фамилию;

– по вашему требованию предъявить служебное удостоверение;

– сообщить причину и цель обращения;

– разъяснить причину и основания ограничения ваших прав и свобод.

Когда сотрудник полиции вправе проверить ваш паспорт (иные документы)

– при подозрении вас в совершении преступления;

– если имеются сведения, что вы находитесь в розыске;

– если имеется повод к возбуждению в отношении вас дела об административном правонарушении;

– при наличии оснований для задержания.

В каких случаях сотрудник полиции вправе требовать от вас покинуть определенное место

– если данное место является местом совершения преступления, административного правонарушения, и на этом месте необходимо произвести следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия;

– если это необходимо для защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

– если возникло скопление граждан, создающее угрозу жизни и здоровью.

Когда вас могут задержать

– если вас подозревают в совершении преступления;

– если в отношении вас избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

– если вы уклоняетесь от исполнения наказания;

– если находитесь в розыске;

– если в отношении вас ведется административное производство;

– если вы нарушили правила комендантского часа;

– если вы незаконно проникли или пытались проникнуть на охраняемые объекты;

– если вы предприняли попытку самоубийства;

– если у вас имеются признаки выраженного психического расстройства и своими действиями вы создаете опасность для себя и окружающих;

– если вы являетесь иностранным гражданином и в отношении вас поступило требование о выдаче иностранному государству.

– сотрудник полиции должен назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по вашему требованию служебное удостоверение и сообщить причину и цель обращения;

– сотрудник полиции обязан разъяснить вам основания и мотивы задержания, а также ваши права и обязанности, в том числе он должен разъяснить ваши права на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близких родственников или близких лиц, отказ от дачи объяснений;

– сотрудник полиции должен составить протокол о задержании;

– сотрудник полиции уведомляет в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, по вашей просьбе о месте вашего нахождения родственников, администрацию по месту работы или учебы, а также защитника;

– если вы являетесь несовершеннолетним, сотрудник полиции должен незамедлительно уведомить ваших родителей или иных законных представителей.

– составляется с момента доставления при административном задержании; а в случае задержания по подозрению в совершении преступления – в течение 3 часов с момента доставления в орган дознания или к следователю;

– должен содержать основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату составления;

– вы вправе изложить в протоколе все обстоятельства, которые считаете нужными, в том числе если вам грубили, применяли физическую силу, угрожали, отнимали ваши вещи. По желанию вы можете указать, что при задержании имели опрятный вид, на вашей одежде отсутствовали какие-либо повреждения или загрязнения, а также что в момент задержания у вас отсутствовали телесные повреждения;

– вы имеете право внимательно ознакомиться с протоколом задержания и убедиться, что все строки в нем заполнены и пустого места не осталось (пустые строки должны быть перечеркнуты, чтобы исключить факт внесения какой-либо информации без вашего ведома), дата и время составления протокола соответствуют фактическим;

– по факту ознакомления с протоколом задержания вы можете его подписать. Если вы не согласны с содержащейся в нем информацией, вы можете сделать пометку “не согласен с протоколом” или “при составлении протокола допущены нарушения” и т. п. При этом вы можете отказаться подписывать протокол задержания. В этом случае в нем должна быть сделана соответствующая запись;

– вам должна быть вручена копия протокола.

На какой срок вас могут задержать

– максимальный срок административного задержания:

– 3 часа с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ; во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ; повлекшее нарушение таможенных правил – при наличии необходимости для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;

если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.

– срок задержания по подозрению в совершении преступления:

– не более 48 часов с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);

– до 72 часов с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;

– общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток) . По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

Ваши права при задержании

– вы имеете право на один телефонный разговор в целях уведомления ваших близких родственников или близких лиц о задержании и месте нахождения не позднее 3 часов с момента задержания, за исключением случаев, если вы осуществили побег из-под стражи или психиатрического лечебного учреждения; находитесь в розыске; уклоняетесь от отбывания наказания. Если вы задержаны в связи с уголовным преследованием, то телефонный разговор можно вести только на русском языке;

– вы имеете право на молчание, в том числе право не давать показания против себя и своих родных;

– вы имеете право на защиту (в том числе судебную) и соблюдение презумпции невиновности;

– вы имеете право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;

– вы имеете право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;

– вы имеете право на услуги переводчика;

– вы имеете право на ознакомление со всеми составленными документами и осуществление записи в них со своими возражениями;

– если в процессе задержания по отношению к вам была применена физическая сила (например, нанесены побои), и вы считаете, что тем самым был причинен вред вашему здоровью, можете потребовать вызвать в помещение органов внутренних дел врача скорой помощи. Если вы покинули помещение ОВД, вы также вправе незамедлительно обратиться к специалисту с целью осмотра и фиксации полученных вами повреждений (это может быть как врач скорой помощи, так и врач любого травмпункта).

Как вести себя при задержании

– вне зависимости от того, согласны вы с действиями сотрудников полиции или нет, ведите себя спокойно, не грубите и не оскорбляйте сотрудников полиции;

– не оказывайте физического сопротивления и не угрожайте сотрудникам полиции;

– не пытайтесь скрыться от сотрудников полиции;

– запишите ФИО сотрудника полиции, номер его удостоверения, должность и прочую служебную информацию;

– не подписывайте документы, без собственноручной пометки “не согласен с. “, если не согласны с содержанием, и не подтверждайте информацию о действиях, которые вы не совершали;

– при оставлении вас одного в каком-либо помещении органов внутренних дел не трогайте руками предметы или свертки, которые не являются вашими собственными вещами.

Условия проведения личного досмотра, досмотра вещей

– проводятся в целях обнаружения орудий совершения преступления либо предметов административного правонарушения;

– осуществляются без нарушения конструктивной целостности досматриваемых вещей;

– проводятся в присутствии понятых, но в исключительных случаях и без понятых – при наличии оснований полагать, что при вас находятся оружие или предметы, используемые в качестве оружия;

– личный досмотр производится лицом одного пола с вами в присутствии двух понятых того же пола;

– составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;

– копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей вручается вам по вашей просьбе;

– если вы задержаны по подозрению в совершении преступления, то обыск проводится лицом одного с вами пола и в присутствии понятых того же пола, а результаты личного обыска заносятся в протокол задержания.

III. Применение физической силы

В каких случаях сотрудник полиции может применить физическую силу

– для пресечения преступлений и административных правонарушений;

– для доставления и задержания;

– для преодоления противодействия его законным требованиям.

Действия сотрудника полиции при применении физической силы

– обязан сообщить перед применением, что является сотрудником полиции, предупредить о своем намерении и предоставить возможность и время для выполнения его законных требований;

– может не предупреждать о применении физической силы, если промедление создает угрозу для жизни и здоровья граждан или самого сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия;

– при применении физической силы действует с учетом обстановки, характера и степени опасности ваших действий, характера и силы оказываемого вами сопротивления, и стремится к минимизации ущерба;

– если в результате применения физической силы вам были причинены повреждения, сотрудник полиции уведомляет об этом ваших близких родственников или близких лиц в возможно короткий срок, но не более 24 часов.

IV. Жалоба на действия (бездействие) сотрудников полиции

Подача жалобы на действия (бездействие) сотрудников полиции

– если вы считаете, что действия (бездействие) сотрудников полиции нарушили ваши права, противоречили законодательству или причинили вам вред, вы можете подать жалобу на неправомерные действия сотрудников полиции;

– в устной форме жалоба может быть подана в Главное управление собственной безопасности МВД РФ по телефону (495) 667-07-30 либо по телефону 102. При обращении попросите сразу же зафиксировать ваш звонок. Во время телефонного разговора вам необходимо будет сообщить свои личные данные, оставить контактные телефоны и подробно сообщить о действиях (бездействии) сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными;

– вы можете подать жалобу в письменном виде. При этом возможно обратиться с жалобой в Управления собственной безопасности органов внутренних дел и в прокуратуру;

– жалоба может быть написана от руки или напечатана на компьютере;

– обязательно укажите в жалобе место, время и обстоятельства произошедшего, опишите действия сотрудников полиции, которые вы считаете неправомерными. Приведите сведения о нарушивших ваши права сотрудниках полиции. Если вы не знаете их контактных данных, можете описать внешние признаки (это может быть полезным при установлении личности сотрудника полиции, нарушившего ваши права, в том числе это может быть использовано при проведении ряда следственных действий – к примеру, при предъявлении лиц для опознания). Также вы можете указать номера патрульных машин, которые вас доставляли с места задержания в отделение. В тексте жалобы потребуйте признать действия сотрудников полиции неправомерными и привлечь их к ответственности. Ваши личные данные должны быть указаны максимально подробно: фамилия, имя и отчество, адрес фактического проживания, контактные телефоны, паспортные данные, дата подачи заявления, личная подпись, иначе ваша жалоба не будет принята;

– если вы подаете жалобу в органы УСБ, то в дежурной части вам должны выдать номерной талон-уведомление, свидетельствующий о принятии вашего заявления. Если вы подаете жалобу в прокуратуру, то вы также должны получить на руки документ о принятии жалобы к рассмотрению;

– также обратиться за защитой нарушенных прав можно в судебном порядке.

Куда обратиться за срочной помощью

– Главное управление собственной безопасности МВД России – (495) 667-07-30, (495) 667-77-90;

– Дежурная часть ГУВД – 02;

– Горячая линия МВД

Внимание! Следует различать административное задержание, как меру обеспечения производства по административному правонарушению, и административный арест, являющийся одним из видов административного наказания.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ставропольского края

Прокурор разъясняет

  • Противодействие коррупции
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Защита предпринимателей
  • Обращения граждан
  • Трудовые правоотношения
  • Жилищные правоотношения
  • Служба судебных приставов
  • Охрана природы
  • Права несовершеннолетних
  • Защита прав потребителей
  • Здравоохранение
  • Иное
  • 10 февраля 2021, 09:29

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания.

Когда есть основания для задержания гражданина сотрудниками полиции, необходимо знать что по времени такое ограничение свободы не может превышать определенного лимита. На сколько могут задержать в полиции и на каких основаниях? Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Задержание – это кратковременное ограничение свободы, право на которое имеют полицейские. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и пункту 1 статьи 14 ФЗ №3 «О полиции» до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Более длительное задержание возможно только по решению суда.

Основания для задержания в полиции

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона «О полиции», гражданин может подвергнуться задержанию в случае:

подозрения его в совершении преступления;

избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;

уклонения его от исполнения наказания;

нахождения его в розыске;

в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;

нарушения гражданином правила комендантского часа;

незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;

наличия признаков выраженного психического расстройства;

получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;

когда действия лица создают опасность для него и окружающих.

Задержание на 3 часа

Период задержания отличается в зависимости от основания.

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.

Обратите внимание! Задержание в рамках КоАП РФ не допускается, если за нарушение на месте его совершения может быть выписан штраф или сделано предупреждение.

Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина. За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения – трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления. Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.

Основания (выяснение личности)

Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он по требованию сотрудника полиции не предоставил один из следующих документов:

паспорт гражданина РФ;

временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;

свидетельство о рождении – для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;

паспорт иностранного гражданина;

документ апатрида о праве на пребывание в РФ;

военный билет военнослужащего.

Для выяснения личности необходимо отправиться в отделение полиции, где сотрудники сделают это на основании информации, предоставленной задержанным и с помощью электронной информационной базы.

Задержание на 48 часов (2 суток)

Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса РФ, а также пунктами 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ.

В случае задержания на такой период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере.

Обратите внимание! Сотрудник должен сделать это в первые три часа с момента задержания. Если ограничение применено к лицу, не достигшему совершеннолетия, его родители уведомляются сразу же.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением определенных в части 2 и части 3 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации случаев.

К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:

рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;

рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.

Основанием для задержания на двое суток также является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.

Основания (подозрение в уголовном преступлении)

На 48 часов может быть задержан подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:

лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;

имеются свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;

обнаружены явные следы преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Задержание на 72 часа (3 суток)

Сотрудники полиции не могут задерживать гражданина дольше, чем двое суток. Это может быть сделано только по усмотрению суда, рассматривающего уголовное дело в отношении лица. Порядок задержания на 72 часа определен пунктом 3 части 6 статьи 108 УПК РФ.

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основания задержания на трое суток

Основанием для задержания подозреваемого на трое суток является постановление суда. Такое решение может быть принято, когда одна из сторон при рассмотрении вопроса о заключении лица под стражу ходатайствовала об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств.

Фактически задержание продлевается еще на 72 часа и только в случае, когда суд посчитает это законным и обоснованным. Он указывает дату и время окончания задержания.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Обратите внимание! Ходатайство может быть подано не менее чем за 8 часов до окончания первого срока задержания – это максимальный срок, необходимый суду, чтобы доставить подозреваемого в зал суда, рассмотреть и принять решение по ходатайству.

Справка о задержании полицией

С учетом длительности возможного срока задержания может потребоваться доказательство уважительности отсутствия на работе. По этой причине сотрудники полиции обязаны выдавать справку о задержании с указанием времени нахождения гражданина в отделении.

Если документ выдан не был, следует сделать запрос в отделение полиции, где проходило задержание. Если справка не будет получена, необходимо обжаловать бездействие сотрудников в прокуратуру.

Отдел по надзору за процессуальной деятельностью

Статья 301 УК РФ. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей

1. Заведомо незаконное задержание –

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей –

наказываются принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Комментарии к ст. 301 УК РФ

1. Объектом преступления выступает нормальная деятельность суда, прокуратуры, органов дознания, обеспечивающая неприкосновенность личности против необоснованных посягательств. Дополнительный объект – личная свобода потерпевшего, а также иные интересы и блага личности (например, честь, здоровье, материальные интересы).

2. Объективная сторона состоит в заведомо незаконных задержании, заключении под стражу или содержании под стражей.

Закон устанавливает раздельно ответственность за незаконное задержание и за заключение под стражу или содержание под стражей, предусмотрев их в разных частях ст. 301 исходя из общественной опасности деяний.

Задержание как мера процессуального принуждения применяется к лицу, подозреваемому в совершении преступления, в целях оперативного раскрытия преступления и изобличения виновного. Оно возможно в случаях и по основаниям, которые исчерпывающе предусмотрены в УПК РФ.

3. Незаконным будет задержание, осуществленное при отсутствии указанных в законе оснований или с нарушением хотя бы одного из ограничительных условий. Подпадает под признаки комментируемой статьи задержание, произведенное с грубым нарушением установленной законом процедуры применения этой меры уголовно-процессуального принуждения (например, без составления протокола, без указания в нем времени задержания или времени его составления).

4. Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, и его законность определяется как общими условиями, относящимися ко всем мерам процессуального принуждения, так и нормами, непосредственно регламентирующими применение именно этой меры.

Применение мер пресечения возможно только тогда, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может: скрыться от дознания, следствия или суда; продолжать заниматься преступной деятельностью; угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Если нет хотя бы одного из указанных выше трех оснований, то применение любой меры пресечения, в том числе и заключения под стражу, невозможно.

В качестве меры пресечения заключение под стражу может применяться по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, а в исключительных случаях – и по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок до двух лет.

Уголовно-процессуальным законодательством регламентирован порядок заключения под стражу. Заключение под стражу должно быть законным и обоснованным. При этом под его законностью следует понимать соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок применения указанной меры пресечения и продления срока ее действия, а под обоснованностью – наличие в материалах уголовного дела сведений, которые подтверждают необходимость применения заключения под стражу в качестве меры пресечения.

Таким образом, незаконным считается заключение под стражу, если: а) отсутствуют указанные в законе основания для этого; б) нарушаются правила и порядок избрания данной меры пресечения. Конкретно это может выражаться в заключении под стражу лица, обвиняемого в совершении преступления, наказание за которое не предусматривает лишение свободы; в отсутствии определения суда и т.п.

5. Уголовно-процессуальным законодательством определены сроки содержания под стражей, нарушение которых образует самостоятельный вид рассматриваемого преступления, указанного в ч. 2 ст. 301.

6. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей имеют формальный состав преступления. Их следует считать оконченными с момента совершения перечисленных в законе действий.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Закон не содержит в качестве обязательных признаков рассматриваемого преступления мотивы и цели. Они могут быть различными: карьеризм, месть, корысть, иные побуждения.

8. Субъект преступления – должностное лицо органов правосудия, обладающее правом задержания или заключения под стражу. Ответственность за незаконное задержание могут нести лишь работники органов дознания или следователи, а за незаконные заключение под стражу и содержание под стражей – судьи.

9. За незаконное содержание под стражей должностные лица следственных изоляторов несут ответственность по нормам гл. 30 УК.

10. В законе (ч. 3 ст. 301 УК) указан один квалифицирующий признак – наступление тяжких последствий. Этот признак является оценочным. При решении вопроса необходимо исходить из обстоятельств конкретного уголовного дела. К числу тяжких последствий, например, могут быть отнесены самоубийство потерпевшего или покушение на него, психическое заболевание или иное причинение вреда здоровью, тяжелое материальное положение семьи и т.п.

КС: Административное задержание должно обосновываться

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ. Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами. КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5). Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение. Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ). Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления. Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста. Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

Как обжаловать незаконную эвакуацию автомобиля?

Как обжаловать незаконную эвакуацию автомобиля?

Ежедневно десятки автомобилей в каждом крупном городе эвакуируются на штрафные стоянки из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Наиболее распространенная и неожиданная для автолюбителей ситуация – эвакуация транспортного средства за неправильную парковку. Неудачно спрятанный за деревьями знак, и вот уже водитель рискует не найти свой автомобиль после возвращения, получить солидный штраф, а также потратить массу времени и средств на возвращение транспортного средства.

Несмотря на благие цели, эвакуация весьма часто проходит с множественными нарушениями и может быть признана незаконной в судебном порядке.

Эвакуация транспортного средства – правовой статус

Юридически, эвакуация автомобиля именуется «задержанием транспортного средства» является не наказанием, но специальной мерой, направленной на обеспечение производства административного расследования (статья 27.13 КоАП РФ).

Частью первой указанной выше статьи установлен исчерпывающий перечень административных правонарушений, при составлении протокола по которым может быть применено задержание транспортного средства. Эвакуация автомобиля в любых других случаях является незаконной.

Из списка нарушений Правил дорожного движения (ПДД), влекущим задержание (эвакуацию) транспортного средства (ТС), самым распространённым и касающимся большинства водителей является предусмотренное частями 3-6 статьи 12.19 КоАП РФ и частями 4-5 статьи 12.16 КоАП РФ. Указанные положения КоАП РФ устанавливают санкции за нарушение правил остановки или парковки транспортного средства (включая оставление в местах, запрещенных для парковки), оставление автомобиля на пешеходном переходе и т.д.

В каких случаях эвакуация будет считаться незаконной?

Две ключевых причины для признания эвакуации автомобиля незаконной:

  1. Грубое нарушение правил задержания транспортного средства – продолжение задержания после появления водителя; неверно составленный или не составленный вовремя протокол задержания и т.д.;
  2. Незаконное привлечение к административной ответственности.

Пункт 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ содержит главное ограничение, касающееся эвакуации транспорта: если до начала движения эвакуационного автомобиля причину задержания ТС стало возможным устранить – задержание должно быть прекращено.

Говоря проще, если водитель автомобиля, подготавливаемого к задержанию, вернулся к нему до того момента, как эвакуатор начал свое движение – сотрудник ГИБДД и представитель организации, осуществляющей перевозку ТС, обязаны прекратить все действия, связанные с задержанием и вернуть автомобиль.

Четкое условие прописано именно в законе, в статье 27.12 КоАП РФ: «…до движения…» эвакуатора. Не имеет значения, погружен ли автомобиль на эвакуатор, составлен ли протокол задержания, зафиксированы ли колеса – если эвакуационный транспорт с погруженным автомобилем нарушителя не начинал движения на момент возвращения водителя – машину должны вернуть! И точка.

ВАЖНО: Если вы столкнулись с такой ситуацией – включите видеозапись и потребуйте прекращения незаконных действий со ссылкой на указанные выше нормы закона. Данное видео, при отказе инспектора ДПС от прекращения задержания ТС, будет весомым доказательством в суде.

Другим основанием для признания эвакуации, как меры обеспечения административного производства, незаконной будет являться отсутствие состава или события административного правонарушения. Если производство по делу будет прекращено за одним из этих оснований – привлекаемое к ответственности лицо не должно нести никаких издержек, связанных с перевозкой его автомобиля и его нахождением на штрафной стоянке.

Как признать эвакуацию незаконной – порядок действий

Порядок признания эвакуации автомобиля незаконной будет отличаться в зависимости от оснований для ее признания таковой.

  1. Обжалование именно задержания автомобиля. Этот способ применим, если водитель согласен с нарушением, но не согласен с задержанием ТС. Например, когда он вернулся во время оформления задержания, но его машину все равно увёз эвакуатор. Также можно обжаловать эвакуацию и одновременно с обжалованием административного правонарушения.
  2. Обжалование привлечения к административной ответственности. Данный способ используется в случаях, когда водитель не согласен с вменяемым ему административным нарушением.

ВАЖНО: Если вы не согласны с правонарушением, но при этом также были допущены нарушения при задержании ТС, рекомендуется обжаловать как привлечение к адм. ответственности, так и само задержание ТС в отдельности. Если постановление об административном правонарушении будет оставлено в силе, вы будете иметь возможность оспорить хотя бы задержание транспорта.

Обжалование задержания автомобиля как меры обеспечения административного производства

В данном случае обжалуется непосредственно эвакуация транспортного средства как при согласии с административным правонарушением, так и параллельно с обжалованием вменяемого правонарушения.

Обжалование осуществляется путем подачи административного иска в порядке Главы 22 КАС РФ, регламентирующей обжалование действий и бездействий должностных лиц. В данном случае будут обжаловаться действия инспектора ГИБДД по задержанию ТС.

Срок для возможного обжалования: 3 месяца с момента вручения протокола о задержании машины.

Обжалование привлечения к административной ответственности

При несогласии с вмененным нарушением, привлеченное к ответственности лицо вправе обжаловать соответствующее постановление согласно положениям КоАП РФ о подведомственности и подсудности.

Постановления сотрудников ГИБДД и иных должностных лиц, а также постановления, вынесенные судьями мировых судов, обжалуются через районные (городские) суды.

Если постановление о привлечении к ответственности будет признано незаконным и отменено в связи с тем, что в действиях владельца эвакуированного ТС не было признаков состава правонарушения или же событие правонарушения не имело место – задержание транспортного средства будет считаться незаконным.

Срок для подачи жалобы на такое постановление – 10 суток со дня получения нарушителем данного документа.

Если у вас остались вопросы и вам нужна юридическая консультация, обращайтесь к адвокату Коченкову Виктору Валерьевичу для разрешения проблемной ситуации.

Share the post “Как обжаловать незаконную эвакуацию автомобиля?”

Судебная практика о незаконных способах продления сроков следствия

По ст. 162 УПК РФ срок следствия установлен в два месяца, затем он может быть продлен до трех месяцев непосредственным руководителем следователя, после этого до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту. Дальше следуют исключительные случаи, подконтрольные руководству СК РФ.

В этой же ст. 162 УК РФ предусмотрен пункт 6. При возобновления расследования после приостановления, прекращения или возвращения дела от прокурора начальник следователя дает ему один месяц, который в общий срок следствия не входит. И количественных ограничений нет.

Этот инструмент следственные органы используют для продления сроков для обхода общего порядка.

Все понимают, что имеет место быть злоупотребление правом. Конституционный Суд РФ в определениях от 26.03.2020 № 759-О, от 19.10.2010 № 1412-О-О, от 22.04.2014 № 878-О, от 02.07.2015 №№ 1541-О, 1542-О и 1543-О указал, что порядок продления срока следствия, предусмотренный ст. 162 ч. 6 УПК РФ, может применяться лишь в качестве исключения из общих правил. Этот порядок не предполагает злоупотребления правом и направлен на обеспечение принципов законности и разумного срока уголовного судопроизводства путем устранения выявленных нарушений и препятствий к дальнейшему движению дела.

Но как обстоит дело в конкретных случаях? Есть ли положительные судебные решения? Есть! Налоговый консультант, магистр права Ефимов Е.В. такую практику добыл.

В апелляционном постановлении Ивановского областного суда от 09.03.2021 № 22К-346/21 указано, что «неоднократное возвращение следователю уголовного дела для производства дополнительного следствия по одним и тем же основаниям по существу является незаконным продлением срока предварительного следствия, свидетельствует о злоупотреблении применением специальных правил вместо общего порядка его продления, о нарушении норм о ведомственном контроле со стороны руководителей следственного органа над ходом производства по уголовному делу, нарушении права на судебную защиту и судебное разбирательство в разумный срок».

Апелляционное постановление Костромского областного суда от 20.10.2020 № 22-925/20 также согласилось с решением о возвращении дела прокурору, поскольку вместо продления срока следствия у руководителя Следственного департамента, производство по уголовному делу 0было незаконно приостановлено по мотиву невозможности участия представителя потерпевшего в ознакомлении с результатами следствия, и сразу возобновлено с незаконным установлением руководителем территориального следственного отдела еще 1 месяца для завершения предварительного следствия и направления дела в суд.

Суд установил, что «производство по делу было приостановлено – как бы по п. 3 ч.1 ст. 208 УПК РФ, с заделом на отмену этого незаконного постановления, возобновление следствия и предоставление следователю дополнительного месяца для выполнения заключительных процессуальных действий». «Отменяя незаконное постановление следователя, его непосредственный руководитель не имел права предоставлять по делу еще один месяц на завершение следствия, минуя процедуру продления его срока в вышестоящем следственном органе . , поэтому выполнение в течение этого месяца следственных и процессуальных действий, включая составление обвинительного заключения, как итогового процессуального документа по делу, не может быть признано законным».

Апелляционное постановление Магаданского областного суда от 20.05.2020 № 22-165/20 содержит такой вывод: «продление срока предварительного следствия по уголовному делу . после наступления . предельного срока следствия, установленного ч.5 ст. 162 УПК РФ, свидетельствует о незаконности его продления и злоупотреблении применением специальных правил вместо общего порядка его продления, а потому и о нарушении не только норм о ведомственном контроле со стороны руководителей следственных органов над ходом производства по уголовному делу, но и гарантированного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод права на судебную защиту и судебное разбирательство в разумный срок». В данном случае дело неоднократно прекращалось и возобновлялось.

В апелляционном постановлении Орловского областного суда от 19.11.2019 № 22К-1583/19 рассмотрена ситуация, когда многократно (более 15 раз) в нарушение требований ч. 5 и ч. 6 ст. 162 УПК РФ продлевался срок предварительного следствия путем незаконного приостановления предварительного следствия по одним и тем же заведомо ложным основаниям с последующей отменой незаконных постановлений и, соответственно, незаконным продлением срока предварительного расследования каждый раз на один месяц, а также путем неоднократного продления срока предварительного расследования после возвращения уголовного дела на дополнительное расследование с последующим продлением срока предварительного расследования каждый раз на 1 месяц, а всего свыше 12 месяцев.

Суд пришел к выводу, что «вынесение незаконных и необоснованных решений о возвращении следователю уголовного дела при неоднократном его направлении для производства дополнительного следствия, неоднократном приостановлении или прекращении уголовного дела по одним и тем же основаниям, свидетельствует о незаконном продлении срока предварительного следствия, злоупотреблении применением специальных правил вместо общего порядка его продления, а потому и о нарушении не только норм о ведомственном контроле со стороны руководителей следственных органов над ходом производства по уголовному делу, но и гарантированного ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод права на судебную защиту и судебное разбирательство в разумный срок».

Орловский областной суд оказался последователен и при новом рассмотрении дела 10.06.202 № 22К-696/20 вновь констатировал: «Вопреки решению суда апелляционной инстанции от 19 ноября 2019 г., без соблюдения порядка продления срока предварительного следствия, предусмотренного ч. 5 ст. 162 УПК РФ, вновь принимались решения о возобновлении предварительного следствия с установлением дополнительного срока при общем сроке предварительного следствия, существенно превышающем 12 месяцев» .

Из апелляционного постановления Верховного Суда Республики Крым от 12.11.2019 № 22-3181/19 следует вывод, что при неоднократном приостановлении и возобновлении следствия «основания для установления дополнительного срока следствия, как и само содержание постановления, являются идентичными вынесенному им же постановлению . , что свидетельствует о злоупотреблении данным должностным лицом правом на применение положений ч.6 ст.162 УПК РФ».

«Принимая во внимание то обстоятельство, что срок предварительного следствия превысил 3 месяца, а предусмотренный ч.6 ст.162 УПК РФ месячный срок предварительного следствия истек . , то его дальнейшее продление могло быть произведено, исходя из ведомственной принадлежности, лишь руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации,. , а также его заместителями в общем порядке».

«В нарушение требований ч.ч.5,6 ст.162 УПК РФ срок предварительного следствия по делу . при возобновлении производства по делу незаконно установлен руководителем следственного органа. , в связи с чем все следственные и процессуальные действия, проведенные в указанный период, а также полученные в результате этих действий доказательства, в силу ст.ст.73,75 УПК РФ, являются недопустимыми и ничтожными, в том числе предъявленное . обвинение и составленное по делу обвинительное заключение».

Другое дело, рассмотренное Верховным Судом Республики Крым, от 24.05.2018 № 4-У-326/18, в котором вынесено постановление об отказе в передаче кассационного представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В данном случае дело прокурором неоднократно возвращалось следователю.

«Нельзя согласиться и с доводами кассационного представления о неверном толковании судом апелляционной инстанции положений ст. 162 УПК Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 4 вышеуказанного Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2015 года N 1541-О, по конституционно-правовому смыслу части шестой статьи 162 УПК Российской Федерации, предусмотренный ею порядок продления срока предварительного следствия: может применяться лишь в качестве исключения из общего порядка продления срока предварительного следствия; не предполагает злоупотребление правом на его использование, в том числе неоднократные направление уголовного дела для производства дополнительного следствия, приостановление или прекращение уголовного дела по одним и тем же основаниям; направлен на обеспечение принципов законности и разумного срока уголовного судопроизводства путем устранения выявленных нарушений и препятствий к дальнейшему движению уголовного дела, принятия мер, направленных на ускорение предварительного расследования в случаях его незаконного, необоснованного приостановления или прекращения; должен отвечать требованиям законности, обоснованности, достаточности и эффективности действий руководителя следственного органа, следователя, которые могут быть проверены в рамках судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора и должны быть учтены при присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и статьей 6.1 УПК Российской Федерации».

Еще одна ситуация была предметом рассмотрения Рязанского областного суда в апелляционном постановлении от 16.07.2018 № 22-К435/18. Следствие по данному делу неоднократно приостанавливалось на основании п.3 ч.1 ст.208 УПК РФ в связи с отсутствием реальной возможности участия подозреваемого в уголовном деле. Постановления следователей о приостановлении следствия отменялись руководителем следственного органа ввиду их незаконности, следствие по делу возобновлялось с установлением каждый раз срока следствия в 1 месяц.

«Согласно положению ч.6 ст.162 УПК РФ недозволительно произвольно и по надуманным основаниям многократно продлевать срок предварительного следствия и прямо предписывает по истечении месячного срока предварительного следствия, установленного руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, осуществлять дальнейшее продление срока предварительного следствия на общих основаниях в порядке, установленном ч.4, ч.5 и ч.7 ст.162 УПК РФ».

«Суд первой инстанции обоснованно признал действия руководителей следственного органа, в производстве которого находится данное уголовное дело, по установлению срока следствия каждый раз на 1 месяц при отмене незаконного постановления о приостановлении следствия, необходимо расценивать как злоупотребление своим правом, предусмотренным ч.6 ст.162 УПК РФ. Сроки следствия по уголовному делу фактически продлевались руководителями следственного органа, к компетенции которых это не относится».

«В материалах дела отсутствуют сведения об обоснованности вынесенных постановлений о приостановлении производства по делу, поскольку» обвиняемый «никуда не скрывался, находился все время следствия по месту своей регистрации, никуда не выезжал за пределы и , при этом в отношении него не проводились какие-либо процессуальные действия.

В связи с изложенным суд полагает, что имеет место необоснованное продление сроков предварительного расследования ненадлежащим лицом, что является недопустимым, и наличие вышеуказанных нарушений, повлекло незаконное предъявление обвинения, устранить которые в судебном заседании невозможно». (постановление Коптевского районного суда г. Москвы от 18.07.2013 № 1-188/13).

В апелляционном постановлении Ростовского областного суда от 23.12.2015 № 22К-6264/15 определяется, что «оценив представленные доказательства (в том числе постановления о приостановлении предварительного следствия по делу и постановления об отмене постановлений о приостановлении предварительного следствия по делу), суд первой инстанции установил, что предварительное следствие по уголовному делу . следователем . трижды приостанавливалось по мотиву неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого и дважды в связи с тяжелым заболеванием подозреваемого . при отсутствии у . какого-либо тяжелого заболевания, при этом из пояснений следователя . в заседании суда первой инстанции следует, что каких-либо оснований для приостановления предварительного следствия по делу у него не имелось, «просто надо было что-то указать в постановлениях» (л.д.106-107). С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, что решения руководителей следственных органов об отмене указанных постановлений о приостановления предварительного следствия в части установления срока дополнительного следствия по уголовному делу . каждый раз на 1 месяц, а всего до 5 месяцев не может быть признано соответствующим требованиям ч.6 ст. 162 УПК РФ. Суд апелляционной инстанции указанные выводы суда первой инстанции признает обоснованными. ».

Московский областной суд в апелляционном постановлении от 16.06.2015 № 22–3777/15 также сделан вывод, что «правильно обращено внимание на то, что органом предварительного следствия неоднократно приостанавливался срок следствия без достаточных к тому оснований и нарушались требования ст. 162 УПК РФ. В подтверждение данного вывода судом приведен подробный анализ движения настоящего уголовного дела и сделан обоснованный вывод о произвольном увеличении срока следствия и составлении обвинительного заключения за пределами процессуальных сроков».

Из апелляционного постановления Кемеровского областного суда от 18.07.2014 № 22-3162/14 видно, что предварительное следствие возобновлялось 14 раз и срок предварительного следствия по делу составляет более 13 месяцев, при этом «законом не предусмотрена необоснованная отмена постановлений о приостановлении предварительного следствия и возобновлении предварительного следствия вновь».

Приморский краевой суд в апелляционном постановлении от 26.06.2013 № 22-3518/13 при возвращении уголовного дела прокурору суд «пришёл к выводу о нарушении органами предварительного следствия требований уголовно-процессуального законодательства, ст. 162 ч. 5, ч. 6 УПК РФ, предусматривающей полномочия руководителя следственного органа по субъекту РФ, в части продления срока предварительного следствия, о составлении обвинительного заключения за пределами установленного уголовно- процессуальным законом срока предварительного следствия, что явилось препятствием к рассмотрению дела судом», т.к. «дважды устанавливался месячный срок для производства дополнительного следствия, за пределами предусмотренного ч. 5 ст. 162 УПК РФ, двенадцатимесячного срока, что выходит за рамки правомочий руководителя следственного органа по субъекту РФ, по продлению срока предварительного следствия». По постановлению суда «поскольку нормы, предусматривающие исключения из установленных законом общих правил не подлежат расширительному толкованию, а прямого указания на возможность неоднократного продления срока предварительного следствия в ч. 6 ст. 162 УПК РФ не содержится, её положения не могут рассматриваться, как позволяющие неоднократно продлевать срок предварительного следствия, если в результате общая его продолжительность будет более чем на один месяц превышать указанные в ч. 4, ч. 5 ст. 162 УПК РФ сроки».

Как видно из кассационного определения Владимирского областного суда от 04.04.2012 № 22-1209/12, дело с обвинительным заключением дважды возвращалось в следственные органы для производства дополнительного расследования и поступило в суд для рассмотрения по существу по истечении срока предварительного следствия. Суд первой инстанции дело вернул прокурору исходя из следующего.

Постановлением руководителя управления было отменено постановление заместителя руководителя о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование и установлении месячного срока следствия. В обоснование этого решения было положено то обстоятельство, что обвиняемый и его защитник не полностью ознакомились с материалами дела. Однако судебная коллегия согласилась с мнением суда о том, что данное основание является надуманным, поскольку это же основание было положено судом в другом постановлении ранее, которым уголовное дело возвращено прокурору, после того как истекли 13 месяцев предварительного следствия.

Нюансы применения новых КоАП и ПИКоАП – в разъяснении представителя Академии МВД

Прямая линия, посвященная двум вступившим в силу месяц назад кодексам, связанным с административным правом, вызвала немало вопросов. Разъяснения компетентного специалиста помогли разобраться во многих юридических нюансах. На прямой линии ответил доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел факультета милиции Академии МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук доцент права Дмитрий СЕМЕНЮК.


  • Насколько либеральны новшества во введенных в действие с 1 марта этого года КоАП и ПИКоАП?
  • Что за новые формы административных взысканий для деревенского хулигана или любителя чужого появились в КоАП?
  • Будет ли предупреждение указано в базе об административных правонарушениях и повлияет ли при устройстве на работу?

К одним либеральнее, к другим жестче

«СГ»: Дмитрий Петрович, какие изменения, или, говоря юридическим языком, новеллы в Кодексе об административных правонарушениях, на ваш взгляд, наиболее существенны?

Д. С.: Правонарушения в новом законодательном акте впервые разделили на 3 категории в зависимости от характера и степени общественной вредности: проступки, значительные и грубые административные правонарушения. За каждое установили вид, размер либо срок административного взыскания. Например, это штраф или общественные работы. Всего по кодексу 8 взысканий. Обо всех правонарушениях рассказывать не буду, сделаю акцент на проступках: за их совершение предусмотрено административное взыскание в виде штрафа в размере не выше 10 базовых величин для физического лица, 25 – для индивидуального предпринимателя и 50 – для юрлица. Скажем, это невыполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 10.3). В новом кодексе у этой статьи появилась часть 2: в ней конкретно прописана ситуация, когда взрослые не сопровождают ребенка младше 16 лет с 23:00 до 6:00 вне жилища.

Важно, что из нового кодекса исключили соучастие в правонарушении, покушение на него: они более характерны по содержанию для уголовного законодательства. Зато ввели понятие попытки совершения административного правонарушения. Больше стало деяний, за которые наказывают административно только по требованию потерпевшего. Например, это обман потребителей (ст. 13.10 КоАП), недобросовестная конкуренция (ст. 13.33 КоАП). Всего таких статей 15.

Слышал, многие нормы из КоАП убрали. Их перенесли в Уголовный кодекс или они просто не использовались? Это как-то связано с либерализацией?

Виталий Якимович, Минский район

Д. С.: Возьмем правонарушения, посягающие на честь и достоинство. Клевету исключили из КоАП, но она осталась в УК. Что это по сути? Распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений. Один человек другому сказал плохо о третьем и так далее. Трудно доказуемо. Иное дело, если клевета прозвучала в публичном пространстве, но это уже ст. 188 УК. А вот оскорбление – умышленное унижение чести и достоинства личности, причем выраженное в неприличной форме. Например, с использованием нецензурной брани. Это нарушение осталось в КоАП в ст. 10.3. Ее дополнили частью 2: оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети интернет и т.д. Наказание – от 10 до 200 базовых, либо административный арест, либо общественные работы. Для юридического лица также предусмотрена ответственность, например для портала – от 30 до 200 базовых. А вот уголовной ответственности за оскорбление уже нет.

В КоАП добавили профилактические меры воздействия как альтернативу административному взысканию. Это устное замечание, предупреждение и меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних). Важно то, что при их применении лицо не считается подвергавшимся административному взысканию. То есть, проще говоря, его не вносят в базы данных правонарушителей. Это в будущем может помочь ему при устройстве на работу или при поступлении в желанный вуз.

Правда ли, что по новому кодексу ответственность за разные флаги и выход на пикеты стала серьезнее? Могут ли, например, оштрафовать, если в соцсети человек размещает фото с бчб-флагом?

Мария, Петриковский район

Д. С.: Ответственность закреплена в ст. 24.23 КоАП (в КоАП 2003 г. это ст. 23.34), состоящей из 6 частей, в которых описаны разные действия, поэтому ответственность отличается. Санкции в частях статьи значительно увеличены. Например, в части 1 ответственность предусмотрена за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом. Эти деяния влекут наложение штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест. Если то же самое повторится в течение одного года после наложения административного взыскания, за аналогичные нарушения возможен штраф от 20 до 200 базовых, или общественные работы, или административный арест. Нужно подчеркнуть, что при привлечении к ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 24.23 КоАП, то есть при повторном совершении правонарушений, административный арест установлен на срок от 15 до 30 суток (ранее – до 15).

Что касается фотографии с бчб-флагом. Привлечь могут за незаконное использование и изготовление флагов, вымпелов, эмблем, символов: штраф составит от 5 до 10 базовых величин для гражданина. Если же на фото факт нарушения установленного порядка пикетирования или участия в незаконном массовом мероприятии, то это может являться доказательством нарушения по ст. 24.23.

Хулиганам и любителям чужого – новое наказание

Тружусь в сельхозпредприятии. Знаете, часто говорят: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Некоторые у нас, к сожалению, в это верят. Случаются хищения, потом разбирательства. Я работаю честно, и бывает обидно. Правда ли, что за хищения по новому кодексу будут наказывать строже?

Ольга, Витебская область

Д. С.: Ответственность за мелкое хищение раньше была прописана в ст. 10.5, сейчас в ст. 11.1. Фактически дополнена одной из новых форм хищения – с помощью компьютерной техники. К примеру, это может быть перевод денег через компьютер или телефон с чужой карточки без ведома ее владельца. Ввели также ответственность даже за попытку таких действий. Наказание – штраф от 2 до 30 базовых величин, административный арест до 15 суток либо общественные работы. Кстати, это новый вид взыскания. Человек сможет их отрабатывать в свободное от учебы или основной работы время, но не более 4 часов в день. А вот предупреждение, исправительные работы, лишение специального права в целом из кодекса как виды административных взысканий исключили. Напомню, мелким считается хищение, если размер похищенного у юрлица имущества – не более 10 базовых величин, у физлица – не выше 2 базовых. Есть исключения. К примеру, кража ордена, медали, а также из одежды или ручной клади влечет уголовную ответственность, даже если стоимость этих вещей ниже указанных пределов.

У нас в деревне есть сосед – любитель принять на грудь и пойти сбивать ногами чужие заборы или приставать к знакомым. Скажите, не пересмотрели ли в новом кодексе наказание за хулиганство? А то мать заплатит за него штраф, а он по новой.

Оксана Васильевна, Славгородский район

Д. С.: Ответственность за мелкое хулиганство остается прежней: штраф от 2 до 30 базовых величин, административный арест до 15 суток. Добавились общественные работы: судья может назначить их с согласия виновного лица. Фактически это альтернатива административному аресту. Добавлю, в случае мелкого хулиганства это наказание составляет от 8 до 60 часов. Для нас оно относительно новое, но за границей используется активно. Можно отработать в отпуске. И в УК есть ст. 339 за хулиганство, причем наказание вплоть до лишения свободы. В чем отличие? Если хулиган применил насилие, нанес вред здоровью (телесные повреждения) или ущерб имуществу потерпевшего, то это чревато уголовной ответственностью.

Слышал от участкового, что одно из новшеств кодекса – наказание не только арестом или штрафом, но и исправительными работами. А куда будут направлять нарушителей? Просто улицы мести или, к примеру, разнорабочими к нам в хозяйство? За такими работниками нужно еще двум приглядывать, чтобы не натворили чего. Объясните, пожалуйста, как это будет работать?

Николай Иванович, Гродненская область

Д. С.: В прежнем КоАП было такое наказание – исправительные работы, и по месту труда определенный процент вычитался из заработка. Сейчас их нет. Общественные работы будут выполняться не по месту занятости. Точнее, перечень таких работ утвердит Совет Министров. Вероятно, это будут уборка или благоустройство территории, помощь больным, то есть они должны быть направлены на достижение общественно-полезных целей. Данное взыскание – альтернатива другим: хочешь – отработай. В новом

ПИКоАП их регламентации посвящена целая глава. Местные исполнительные и распорядительные органы должны указать, куда явиться привлеченному к ответственности лицу, какие работы выполнять. Они же ведут учет отработанного времени. За уклонение предусмотрен штраф или административный арест. Если человек попытается избежать труда, ему придется понести другое наказание. Привлекать к общественным работам нельзя пенсионеров, подростков от 14 до 18 лет, беременных и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидов I и II группы, иностранных граждан и военных. Отмечу, в целом пересмотрена система административных взысканий. Применяются также лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация, конфискация, взыскание стоимости и запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.

Елена Яско, «Сельская газета», 10 апреля 2021 г.
(фото – «СБ. Беларусь сегодня»)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: