Можно ли стоять для движения прямо под стрелку светофора?

Перекресток и светофор с дополнительной секцией

Сегодня тема для обсуждения — светофор с дополнительной секцией. Рассмотрим правила проезда регулируемого перекрестка, при движении в направлении включенной стрелки в дополнительной секции светофора. Данная тема, вызывает много рассуждений и споров. Хочу обратить внимание, что мы не будем пытаться придумать то, чего нет в Правилах дорожного движения. Наша цель на дороге, движение в соответствии с Правилами и необходимостью безопасности движения.

Как проезжать регулируемый перекресток, на котором присутствует светофор с дополнительной секцией, разрешающей повороты в том или ином направлении.

По традиции, начнем с пунктов Правил дорожного движения имеющих отношению к нашей теме (все конечно помним, что красный сигнал светофора — запрещает движение).

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Из приведенных выше пунктов Правил следует, что сигналы светофора в дополнительной секции имеют то же значение, что и сигналы основного светофора, с одним отличием, действие распространяется на направление движения указанное стрелкой.

Важное замечание из Правил дорожного движения, некоторые участники дорожного движения считают, что в соответствии с пунктом 6.4 Правил, отсутствие контурной стрелки (стрелок) на основном зеленом сигнале светофора, является веской причиной не выполнять требования сигналов дополнительной секции. Но если внимательно прочитать пункт 6.4, в нем сказано: контурная стрелка — информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора, но не отменяет выполнение их сигналов. О прямом запрете движения в направлении дополнительной секции, когда ее сигнал выключен говорит и пункт 6.3 Правил.

6.3 Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

На снимке светофор с дополнительной секцией.

Теперь мы подошли, к пункту 13.5, который в определенных ситуация вызывает трудности у участников дорожного движения.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Сначала рассмотрим распространенную дорожную ситуацию на регулируемом перекрестке (на рисунке ниже). Автомобиль подъезжает к перекрестку, перед ним светофор с основным красным сигналом и с дополнительной секцией разрешающей поворот направо. В данной ситуации, достаточно выполнить пункт 13.5 Правил, уступить дорогу транспортным средствам двигающимся по пересекаемой дороге на разрешающий (зеленый) сигнал светофора и продолжить движение в намеченном направлении (в направлении стрелки).

Перекресток, на котором установлен светофор с дополнительной секцией. Основной сигнал светофора красный, стрелка в дополнительной секции разрешает движение.

С разрешающей стрелкой в дополнительной секции и при основном зеленом сигнале светофора на пересекаемой дороге все достаточно просто, осталось рассмотреть не совсем однозначную ситуацию (на рисунке ниже).

Одно транспортное средство двигается в направлении включенной дополнительной секции, одновременно с красным основным сигналом светофора для поворота направо, другое транспортное средство, двигается навстречу на основной зеленый сигнал светофора и готовится выполнить левый поворот. На пересекаемой дороге, основной сигнал светофора красный, это и понятно, на регулируемом перекрестке не может быть одновременного приоритета у нескольких участников дорожного движения.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

И здесь вступают в действие пункты Правил, для одного транспортного средства пункт:

13.5 При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

На снимке перекресток, на котором с данного направления светофор с включенной дополнительной секцией, у встречных в это же время горит основной зеленый сигнал светофора.

Для другого автомобиля действует:

13.4 При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На этом снимке, перекресток (что и на изображении выше) с противоположной стороны, с включенным зеленым сигналом светофора, встречные автомобили двигаются в направлении включенной дополнительной секции, с основным красным сигналом светофора.

В данной дорожной ситуации и возникает вопрос, в какой последовательности проедут перекресток автомобили?

Выше мы обращались к пункту 13.3 Правил, который говорит нам, что сигналы светофора регулируют очередность проезда, следовательно не может быть равного преимущества на проезд перекрестка у участников дорожного движения (один из участников дорожного движение, должен иметь преимущество в движении, другой, наоборот обязан уступить дорогу).

Пункт 13.5 Правил, прямо обязывает (водителя синего автомобиля, на рисунке ниже) при движении в направлении разрешающего сигнала дополнительной секции, включенного с основным красным или желтым сигналами светофора уступить дорогу транспортным средствам приближающимся с других направлений. Идем далее, как должен действовать водитель транспортного средства (на рисунке красный автомобиль), двигающийся на разрешающий (зеленый) сигнал светофора, для выполнения левого поворота (разворота) на регулируемом перекрестке? Если воспринимать буквально текст, то и его (красный автомобиль) при повороте налево (развороте), в соответствии с пунктом 13.4, Правила обязывают уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

В итоге получается, что оба водителя транспортных средств, обязаны уступить друг другу дорогу. И здесь можно было бы говорить о конфликте двух пунктов Правил дорожного движения 13.4 и 13.5. Но если внимательно прочитать указанные пункты Правил, то мы видим следующее, красный автомобиль может выехать на перекресток, так как его обязанность в данном случае, уступить дорогу только транспортным средствам движущимся со встречного направления прямо или направо. В отличии от синего автомобиля, которого Правила обязывают уступить дорогу всем транспортным средствам движущимся с других направлений и следовательно, он не должен выезжать на пересечение проезжих частей, пока красный автомобиль не завершит свои маневр.

Основная сложность кроется в том, что водитель красного автомобиля не может знать, какой сигнал светофора в настоящее время у синего автомобиля, но он и не должен знать, в отличии от водителя синего автомобиля, который при основном красном сигнале и включенной стрелке в дополнительной секции не должен начинать движение, пока транспортные средства с других для него направлений не завершат свой маневр.

Перекресток, светофор с дополнительной секцией. Основной сигнал светофора красный, стрелка в дополнительной секции разрешает движение. Со встречного направления горит зеленый сигнал светофора.

Учитывая, что водитель красного автомобиля не может знать какой сигнал светофора включен у синего автомобиля, а водители движущиеся в направлении стрелки с основным красным сигналом светофора, не всегда выполняют требование пункта 13.5 Правил, можно говорить только об одной безопасной последовательности действий при проезде такого перекрестка.

Водитель (синий автомобиль) двигающийся в направлении разрешающей стрелки, включенной в дополнительной секции с основным красным сигналом светофора, обязан уступить дорогу приближающимся с других направлений (встречное на перекрестке, тоже другое направление). А водителю (красный автомобиль) готовящемуся выполнить поворот налево, необходимо въехать на перекресток, убедиться в безопасности маневра и в том, что встречные транспортные средства остановились (уступают дорогу) и только после этого приступить к повороту налево (развороту).

На видео ниже, пример, как в действительности осуществляется проезд перекрестка, на котором установлен светофор с дополнительной секцией.

В завершении темы, немного о трамваях. Еще с занятий в автошколе, мы привыкли, что трамваи почти всегда имеют преимущество, но не в ситуации как и выше, когда они двигаются в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, здесь они обязаны уступить дорогу.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Если у Вас другое мнение , пишите в комментариях или в группе ВКонтакте ШКОЛА-ПДД. Предлагаю Вам почитать также по теме: Проезд регулируемых перекрестков.

Всем удачи и безопасного управления на дороге!

Можно ли не поворачивать на зеленую стрелку светофора, если вам нужно прямо

Мы уже разбирались в вопросе того, можно ли поворачивать на основной зеленый сигнал светофора, если не горит стрелка в дополнительной секции, и там ответ ГИБДД был однозначным. Сегодня же мы разберемся еще в одной неоднозначной на первый взгляд ситуации: можно ли, наоборот, не поворачивать на зеленый сигнал стрелки, если вам нужно ехать прямо. На самом деле здесь ответ тоже будет вполне однозначным, вот только возможны два варианта.

Чтобы ответить на вопрос, обязан ли водитель поворачивать на зеленую стрелку, нужно понять, что обязывает его это делать. Правила дорожного движения в части маневрирования и проезда перекрестков указывают только на положение на проезжей части. Так, пункт 8.5 гласит, что «перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Пункты 6 и 13 ПДД, регламентирующие сигналы светофора и правила проезда регулируемых перекрестков, указывают на то, что стрелка разрешает поворачивать, при необходимости уступив дорогу. Ну а чтобы понять, как действовать в нашей ситуации, нужно добавить ко всему этому требования знаков и разметки. Именно от их наличия и указаний будет зависеть ответ на вопрос в заголовке.

Если на перекрестке и перед ним есть знаки и разметка, то все просто: нужно следовать их требованиям. Для ответа на вопрос об обязанности поворачивать нас интересуют знаки 5.15.1 и 5.15.2, а также дублирующая их горизонтальная разметка 1.18, определяющие число полос и разрешенные направления движения по каждой из них. Соответственно, если знаки и/или разметка разрешают движение прямо из полосы, которую вы занимаете, то вы имеете право не поворачивать на зеленый сигнал дополнительной секции светофора. И наоборот, если знаками и разметкой из вашей полосы разрешен только поворот, то вы обязаны не создавать остальным помех для движения и выполнить поворот в соответствии с требованиями знаков и светофора.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2

Таким образом, при планировании маневра нужно учитывать требования знаков и заблаговременно выбирать полосу, из которой разрешено движение в нужном вам направлении. Но порой водители попадают в неловкое положение не по своей вине. Например, при наличии на перекрестке двух полос, одна из которых обозначена знаками для поворота налево, одновременно с зеленой стрелкой для движения налево может гореть и зеленая стрелка, разрешающая поворот направо при красном основном сигнале светофора. То есть, водитель, стоящий первым на красный в правом ряду, физически не может избежать «блокирования» тех, кто хотел бы повернуть направо. Однако стоит понимать, что он при этом ничего не нарушает, поскольку разметка разрешает и движение прямо, а число полос не позволяет ему освободить дорогу.

Прежде всего отметим, что ситуация, в которой на перекрестке будет светофор с дополнительной секцией, но не будет разметки и знаков движения по полосам, крайне маловероятна. Именно для исключения спорных ситуаций на таких перекрестках и добавляют знаки и разметку. Однако если по каким-то причинам зеленая стрелка светофора есть, а знаков и разметки нет, то действовать водитель может так же, как и в ситуации, когда знаки и разметка разрешают ему движение прямо. То есть, при отсутствии знаков и разметки водитель имеет право не поворачивать на разрешающий сигнал стрелки в дополнительной секции, поскольку ничто не запрещает ему продолжить движение прямо.

Водители, которые сознательно не выполняют поворот из полосы, с которой запрещено движение прямо, нарушают правила, и за это предусмотрено наказание. Правда, квалифицируется это по самой мягкой части 1 статьи 12.16. Согласно ей, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Может ли водитель ожидать разрешение движения прямо, когда на светофоре горит стрелка направо

Ситуация

Доброго времени уважаемые читатели!

В данной статье будет рассмотрена ситуация, когда в правом ряду перед вами движется автомобиль и останавливается на светофоре (комбинация работы светофора показан на рисунке выше – движение прямо запрещено, но горит зеленым секция разрешающая поворот направо) потому что ему нужно прямо. А вам нужно направо и такая вынужденная задержка начинает вас нервировать. Вы считаете, что водитель впереди стоящей машины не прав. Давайте далее разберемся, вправе ли водитель стоять, когда секция светофора со стрелкой направо горит зеленым.

Условие дополним тем, что на перекрестке отсутствуют знак “направление движения по полосе” и разметка на дороге, которые бы указывали, что движение из правой полосы только направо.

При наличии таких указателей, понятно, что водитель нарушит правила дорожного движения, но ситуация немного иная.

Правовое обоснование

Итак, описываемая ситуация представлена на рисунке ниже.

В смоделированной ситуации синий автомобиль намеревается повернуть направо, под стрелку светофора, но впереди стоящий красный автомобиль остановился, потому что он намеревается двигаться прямо. Нарушает ли красный автомобиль при этом ПДД или нет?

На самом деле ПДД по состоянию на 2020 год не содержат указаний, что в данном случае красный автомобиль обязан повернуть направо, чтобы не задерживать движение автомобилей, которые намереваются повернуть направо.

Но помимо ПДД есть международные нормативно правовые акты, а именно п. 10 глава 23 Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 8 ноября 1968 г.)

10. Когда сигнал трехцветной системы дополнен одним или несколькими зелеными огнями, имеющими стрелку или стрелки, включение этой дополнительной стрелки или этих дополнительных стрелок означает – независимо от того, какой огонь трехцветной системы в это время включен – что транспортные средства могут продолжать движение в направлении или в направлениях, указанных стрелкой или стрелками; это означает также, что если транспортные средства находятся на полосе, которая предназначена исключительно для движения в направлении, указанном стрелкой, или по которой должно осуществляться это движение, их водители должны – при условии, что они уступают дорогу транспортным средствам, двигающимся в том направлении, в котором эти водители намерены следовать, и при условии, что они не будут угрожать безопасности пешеходов, – следовать в указанном направлении в тех случаях, когда остановка их транспортных средств препятствовала бы движению других транспортных средств, находящихся позади них на той же полосе. Эти дополнительные зеленые огни должны помещаться предпочтительно на одном уровне с обычным зеленым огнем.

Возможно у читателя появился вопрос: “А при чем тут Венская конвенция?”

На это стоит отметить, что к международному акту “Европейское соглашение, дополняющее конвенцию о дорожных знаках и сигналах, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1969 года” СССР присоединился 27.09 1974 года и Соглашение вступило в силу для СССР 03.08.1979.

Следует также обратить внимание на указание Конституции Российской Федерации

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, следует, что указанная конвенция имеет приоритет над ПДД. Это означает, если между конвенцией и ПДД будут противоречия, следует применять положение конвенции.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что водитель транспортного средства, который под секцией светофора (поворот направо) дожидается разрешающего сигнала светофора для движения прямо и создает затор, поступает неправомерно.

Мнение автора

Действительно, если обратить внимание на международное право, то водитель, занявший место не в своей полосе, должен повернуть направо, чтобы не создавать затор. Но в ПДД РФ никак это не урегулировано и это является пробелом законодательства.

Также следует отметить, что если водитель будет стоять под секцией и создавать затор, то никакого административного наказания ему за такое действие не будет, так как это не предусмотрено КОАП РФ. Таким образом каждый водитель решает, как вести себя в данной ситуации.

А вы как считаете, следует осуществлять движение и не создавать затор на дороге в случае описанном в публикации или нет?

Голосуйте, пишите свои комментарии и оценивайте статью.

Об определимости приоритета при повороте налево по сигналу дополнительной секции светофора

Довольно часто возникают весьма оживленные дискуссии о регламентировании Правилами дорожного движения порядка выполнения поворота/разворота на основной зелёный сигнал светофора и стрелки в дополнительной секции. «Работает» ли в данном случае пункт 13.4 Правил дорожного движения?

На самом деле – этот спор вечен, если всё «смешивать» механистически, без системной взаимосвязи норм, ещё и под соусом п. 13.4.
Версии же адептов учения о вездесущей, прости Господи, «помехе справа» – не выдерживают никакой критики. У них на всё один ответ – п. 8.9. Такое прокрустово ложе под любую организацию дорожного движения (ОДД).

Итак, следующая ситуация: регулируемый перекрёсток, включенный световой сигнал зеленого цвета и включенная стрелка в дополнительной секции. Условный Участник 1 по указанным сигналам светофора осуществляет поворот налево.

В данном случае условный Участник 1 (осуществляющий поворот налево на включенный световой сигнал зеленого цвета и включенную стрелку в допсекции) руководствуется п. 1.3 ПДД – участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров.

Участник 1 знает, что к нему относится основной зеленый сигнал светофора с включенной дополнительной секцией. Сигналы для других пользователей дороги Участнику 1 неизвестны.

Условный Участник 2 осуществляет движение на основной красный сигнал с включенной дополнительной секцией (подобная ОДД иногда встречается).

Согласно п. 13.4 ПДД при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан УСТУПИТЬ ДОРОГУ транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

УСТУПИТЬ ДОРОГУ (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, ИМЕЮЩИХ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕМУ ПРЕИМУЩЕСТВО, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД).

Преимущество (приоритет) – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (п. 1.2 ПДД).

Самое главное – есть ли (может ли вообще быть в такой фазе) у условного Участника 2 ПРЕИМУЩЕСТВО?

Очевидно, что приоритета не может быть у Участника 2 в принципе при указанных режимах работы светофорных объектов, если режимы работы светофоров соответствуют требованиям ГОСТ.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых ОБЯЗАТЕЛЬНО в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации» ГОСТ 52289 включен в указанный перечень.

Согласно п. 7.3.2 ГОСТ 52289-2019 светофоры Т. 1 с дополнительной(ыми) секцией(ями) применяют для РАЗДЕЛЬНОГО пропуска транспортных средств в определенных направлениях на данном подходе к перекрестку, если в соответствующей фазе светофорного регулирования предусмотрено слияние транспортных потоков различных направлений, пересечение транспортных средств и пешеходов, или при ПОСТОЯННОМ пропуске транспортных средств в определенном направлении на разрешающий сигнал дополнительной секции.

В данном случае возможен исключительно режим раздельного пропуска левоповоротного потока.

Участник 1 не обязан «угадывать», какой сигнал у других участников дорожного движения, но Участник 1 ВПРАВЕ ОЖИДАТЬ, что режим работы светофорных объектов соответствует НПА. Эти ожидания легитимны.

Участник 1 ПРАВОМЕРНО ПРЕЗЮМИРУЕТ отсутствие преимущества у иных пользователей дороги.

У Участника 1 не может не быть преимущества в данной фазе.

У иных УДД преимущества нет априори при указанных режимах работы светофорных объектов, соответственно, для Участника 1 п. 13.4 ПДД в данных условиях неприменим.

Левоповоротная дополнительная секция – автономная фаза. Это следует из существа законодательного регулирования. Иное истолкование противоречит фундаментальным принципам безопасности и организации дорожного движения, здравому смыслу и обессмысливает применение Т.1 с дополнительной секцией, регулирующей поворот налево.
И самое главное – при конфликтной организации левоповоротного потока по сигналу дополнительной секции есть реальная угроза жизни и здоровью участников.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
– приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
– приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
– соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
– программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ “Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” основными принципами организации дорожного движения в Российской Федерации являются:
1) соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения;
2) обеспечение социально-экономического развития территории Российской Федерации;
3) приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов;
4) приоритет развития транспорта общего пользования;
5) создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;
6) достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения;
7) обеспечение экологической безопасности.

При проектировании улиц и дорог для обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов следует предусматривать рациональную и понятную схему организации движения транспортных средств и пешеходов на пересечениях (п. 5.3.1 СП 396.1325800.2018).

Таким образом, если у участника дорожного движения сформировалось правомерное ожидание о том, как должен пониматься закон, но какой-то орган публичной власти решил, что такой способ толкования неверен – есть достаточные основания для защиты правомерных ожиданий, так как невнятность нормы, её противоречивость – дело рук государства, и именно оно должно нести связанные с этим негативные последствия.

И небольшой исторический экскурс.

Согласно пп. “б” п. 61 Правил движения по улицам и дорогам Союза ССР (утв. Приказом МВД СССР от 11.01.1960 N 25) если движение регулируется светофором с дополнительной секцией слева или регулировщиком, в ожидании разрешающего сигнала остановиться у линии “стоп”, а при разрешающем сигнале поворачивать без остановки на перекрестке.

В Правилах дорожного движения СССР, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел СССР от 25 августа 1972 г., пункт 107, правопредшественник п. 13.4 ПДД РФ, был сформулирован следующим образом:

«При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора (без дополнительной секции слева) водитель нерельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо, а также трамваю попутного направления».

Можно ли стоять под стрелкой при движении прямо?

Давайте немного пофантазируем, а может, вспомним недавний раздражающий случай за рулем.

О чем идет речь?

Двигаясь в крайней полосе, вы подъезжаете к перекрестку, регулируемому светофором с дополнительной секцией, и готовитесь повернуть по горящей зеленым цветом стрелке. Но перед вами стоит машина, которая собирается продолжить движение прямо, а основной сигнал запрещает. В итоге вы вынуждены ждать, когда загорится зеленый для впередистоящего автомобиля, и только после этого едете сами. Знакомая ситуация?

Большинство автомобилистов на вашем месте нервничают, возмущенно сигналят и ругают водителя, задерживающего движение и не дающего совершить маневр поворота. Их не сложно понять, но давайте разберемся, насколько правомерны действия предполагаемого нарушителя.

Что сказано в ПДД?

Согласно своду ПДД, если на дороге нет особой разметки или знаков, регламентирующих движение по полосам, ехать прямо можно в любой полосе, а поворачивать – только из крайних. Именно на таких участках чаще всего происходят конфликты и споры о том, должен ли водитель повернуть по стрелке или может стоять под ней, дожидаясь разрешающего сигнала.

Причина этих споров кроется не в «отсутствии совести» или «дурном характере» автолюбителей, а в том, что организация дорожного движения в подобной ситуации не проработана должным образом. Как результат – поведение водителей фактически ничем не регулируется. Действительно, ни в одной статье Правил не сформулирован запрет остановки под стрелкой для движения прямо на неразмеченной дороге!

То же самое на деле происходит и тогда, когда разметка разрешает движение из текущей полосы и в сторону, и прямо. Такую полосу ничто не запрещает занимать, даже если вы не планируете менять траекторию своего пути.

Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах

Однако есть документ, регулирующий дорожное движение и обладающий даже большим авторитетом по сравнению с ПДД, в котором этот конфликт разрешается, – «Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах». Как общепризнанный международный регламент, подписанный в том числе и Россией, он имеет приоритет над актами, введенными Правительством РФ.

Итак, о чем же идет речь в этой Конвенции?

В пункте 10 статьи 23 заявлено, что автомобиль, стоящий под стрелку, должен в любом случае повернуть в ее направлении, если создает препятствие для стоящих позади машин, ожидающих поворота. Выход из ситуации очевиден: если нужно ехать прямо – не вставай в полосу, с которой поворачивают. Почему же это все-таки происходит, и довольно часто?

Проблема соблюдения предписаний Венской конвенции заключается в том, что российским Кодексом об административных правонарушениях вообще не предусмотрено наказания за их несоблюдение. Таким образом, апеллируя к превосходству международного договора над внутренним документом, вы будете правы, но «вредный» водитель в итоге наказан не будет.

Регулируется ли вообще данная ситуация в каких-либо условиях?

Да. В отдельных случаях крайняя правая полоса предназначена исключительно для поворота направо, а крайняя левая – налево. Об этом предупреждают специальный знак или разметка на дорожном полотне. При их наличии движущийся прямо транспорт стоять под стрелкой не может: он должен перестроиться в соседнюю полосу. Нарушение влечет за собой штраф по ч. 1 ст. 12.16 КоАП в размере 500 рублей.

Что получается?

Стоять ли под стрелку для движения прямо, если это не запрещено, или перестраиваться в соседний ряд перед перекрестком, – вопрос скорее морально-этический. Делая выбор, не забывайте ставить себя на место движущихся за вами водителей.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

ответ из ГИБДД по одной из созданных ранее тем

вопрос:
нарушает ли водитель зеленого авто ПДД, стоя в ожидании основного зеленого сигнала светофора для движения прямо, если горит зеленая стрелка направо.

Почему то ГИБДД перефразировало вопрос мой. И откуда то появились знаки движения по полосам, хотя очень много перекрестков такого плана, где таких знаков нет.
Написали, что в случае если такие знаки есть, то тогда нельзя в правом ряду ждать основного.
Но по условиям задачи знаков нет. Ну да ладно. Ответ есть ответ))))

Комментарии 130

А можно координаты перекрестка узнать, хочу на карте посмотреть?

ну вот к примеру то что вспомнил сейчас покажу.
г. Екатеринбург, перекресток проспекта Космонавтов и улицы Челюскинцев.

Суть такова. Знаки движения по полосам есть. Правый ряд только направо, средний ряд прямо и направо, левый только прямо.
Сначала кажется загорается движение прямо, потом секунд через 30 стрелка направо. В среднем стоят люди, которые хотят направо, но стрелка не горит. Люди прямо из за них ехать не могут.
Кто кому мешает?

к сожалению, фотка на панорамах столетней давности, на фотке не видно стрелку. Если совсем принципиально, мне не в облом скататься и видео снять, как работает светофор и как стоят те, кому надо направо, и из за них стоят те, кому прямо хочется по среднему ряду.

из той же серии. Викулова — Крауля
разметки нет по полосам. Знаков тоже.
s020.radikal.ru/i720/1401/d8/02ed2cbdc4a8.jpg
то есть по ПДД мне никто не запрещает прямо ехать из правого ряда (сразу отмечу, глупый перекресток, так как если из правого ехать прямо, то упираешься в бордюр. Там по уму знаки нужны 100%)
Но вот стрелка горит дольше чем основной зеленый.

последнее фото нерегулируемый перекресток,
второе непонятно что, а на первом есть знаки движения по полосам, мне интересно именно тот перекресток о котором идет речь…
Просто врядли на двух полосной дороге будут стрелку на светофоре вешать

да я не пойму никак… че все прикопались к движению по полосам.

Если знаков нет, то из правого можно прямо и направо, из среднего прямо, из левого прямо и налево.

То есть стрелка в дополнительной секции абсолютно по ПДД не заставляет из правого ряда только поворачивать.
Стрелки в доп. секциях бывают еще и “прямо”, че, тоже из правого ряда только прямо можно ехать?

mehanik31rus

последнее фото нерегулируемый перекресток,
второе непонятно что, а на первом есть знаки движения по полосам, мне интересно именно тот перекресток о котором идет речь…
Просто врядли на двух полосной дороге будут стрелку на светофоре вешать

Бебеля — Черепанова в Екатеринбурге.
2 полосная дорога. По полосам движения нет.
К сожалению на панорамах автобус закрыл стрелку.
Если буду там проезжать, постараюсь для вас не забыть снять на видео режим работы.
Там сначала включается основной зеленый. Потом он выключается и включатся доп стрелка налево.
Там конечно чисто мозг надо включать, в левый ряд если встать можно до утра простоять. А если чисто теоретически, я же имею право проезда из левого ряда прямо.

Бебеля — Черепанова в Екатеринбурге. на панорамах гугл 100% видно что доп секции нет.
yadi.sk/d/83aH3sigFUsxz
укажите точно перекресток, а то разговор ниочем получается(высасоная из пальца проблема…)

есть секция.
Проеду сфоткаю.
Не всегда верьте панорамам. Фоткам по 100 лет.

а еще бывает при такой схеме нанесена разметка в левом ряду прямо, в правом прямо и направо! таких участков в Москве очень много !

вот.
Кто то говорил тут в теме что такое невозможно, и что типа стрелка в секции тоже самое что знак движения по полосам )))

выезд с ул Пилюгина на ленинский там тоже такая же ситуация, вот только разметки движения по полосам нету, народ с правой жметься с левой либо тупо стоит! бывает даже по незнанию работы секциии светофора!

а еще бывает при такой схеме нанесена разметка в левом ряду прямо, в правом прямо и направо! таких участков в Москве очень много !

кто в этом случае интересно будет мешать другим участникам? тот кому надо прямо но горит основной красный и зеленая стрелка?
или тот кому надо направо, а основной зеленый и стрелка не горит ))))

оба друг другу мешать будут, вот поэтому надо делать карманы с учетом нагрузки транспортных потоков в этих местах!

но фактически они на это право же имеют получается? стоять и ждать своего сигнала ? )))

Вот все водители мы тут собрались, и все по своему трактуют ПДД )))

да виноваты упраление ГИБДД за такую настройку светофора!

Я тоже написывал в УправуГАИ. Но почти все их ответы подобного рода.
Но по теме… Зеленый ничего не нарушает, как и его не парит, что кому-то надо поворачивать. Это не его проблема, как и не обязан он уступать-отъезжать и т.д…
У меня подобный перекресток рядом с домом. Две полосы в одну, две встречка. Сам неоднократно попадал в такие ситуации. Как и было — когда я стоял в крайнем правом, ждал зеленой стрелки, а мне в жопу какой-то мудак сигналил, чтоб ехать прямо, так как у него горел прямо зеленый…

Как и правильно пишут — если б был знак движения по полосам, то зеленый был бы не прав. В данном случае — все правильно.
Так же я встречал когда на асфальте разметка в этой полосе со стрелкой “прямо и на право”, тоже зеленый бы не нарушил, если б стоял…

сейчас кто то с тобой не согласится и полетят камни ))))

было уже)
обязан повернуть под стрелку

правый ряд по разметке и прямо и направо едет. А еще доп секция есть.
Тут как? тоже обязан повернуть?

никакой “логики” тут нет :D
по стрелке на асфальте можно прямо и направо, но как тогда быть?!
лучше не ездий через этот перекрёсток :DDD

ну вот смотри, если наоборот представить ситуацию.
Такой перекресток как на фотке, оба ряда могут ехать прямо.
Горит основной зеленый, их всех рядов все могут ехать прямо и едут.
Но тут одному из участников в правом ряду нужно направо, он включает поворотник и останавливается в ожидании зеленой стрелки. Все кто хотел прямо встают и ждут правильно? Но он же тоже им мешает прямо проехать))))

правый ряд по разметке и прямо и направо едет. А еще доп секция есть.
Тут как? тоже обязан повернуть?

Данный знак указывает направления движения на данном перекрестке, но ни как не движение по полосам. То есть он грубо говоря исключает движение в обратном направлении и поворот на лево. А дальше я вроде как расписал. Перед соответствующим маневром занимайте соответствующее расположение ТС на проезжей части. Чего ни как сейчас не хотят делать нынешние водители. Налево поворачивают с крайней правой полосы, а на право с крайней левой. Тем более вам ни кто не запрещает остановиться и дождаться разрешающего сигнала для проезда прямо. Вам запрещается создавать препятствия другим участникам ДД. А если на перекрестке нет ни кого кроме вас то стойте там пожалуйста.

а кто то тут пишет, что это равносильно знаку движения по полосам )))

Данный знак указывает направления движения на данном перекрестке, но ни как не движение по полосам. То есть он грубо говоря исключает движение в обратном направлении и поворот на лево. А дальше я вроде как расписал. Перед соответствующим маневром занимайте соответствующее расположение ТС на проезжей части. Чего ни как сейчас не хотят делать нынешние водители. Налево поворачивают с крайней правой полосы, а на право с крайней левой. Тем более вам ни кто не запрещает остановиться и дождаться разрешающего сигнала для проезда прямо. Вам запрещается создавать препятствия другим участникам ДД. А если на перекрестке нет ни кого кроме вас то стойте там пожалуйста.

Распространенная ошибка — путать знаки 5.15.1 и 5.15.2 (Направления движения по полосам), которые действуют на весь перекресток со знаками, предписывающими направление движения ( 4.1.1-4.1.6 разрешается движение только в направлениях, указанных на знаках стрелками), которые действую до первого пересечения проезжих частей.

Смотрим на два левых ряда. На светофоре тоже есть стрелка в левой секции для поворота налево. Из самого левого ряда можно только налево или развернуться. Со второго ряда — прямо и налево. Но, тот кто едет по второму слева ряду вовсе не должен пропускать того, кому из этого ряда хочется ехать прямо, хотя он ему и создаст препятствие.

Ну и вот картинка, по которой человек из правого ряда должен при всех обстоятельствах повернуть направо lh5.googleusercontent.com…%25D1%2581%25D0%25BF2.jpg
Проблема в том, что процентов 80 из оказавшихся в этом ряду все-равно едут прямо :)

было уже)
обязан повернуть под стрелку

Ничего он не обязан.

Пункт ПДД, который нарушен? Там написано только при наличии знаков движения по полосам, которое указывает движение только направо.

Не стал читать все коменты. В прошлом посте расписал примерно как вижу сам данную ситуацию. В этом расписываю уже с выдержками из правил.
Думаю сигналы светофора не стоит ни кому обьяснять. Так вот если горит стрелка на право, а знаков предусматривающих движение по полосам нет то вот вам первый пункт правил.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

А вот для тех кто любит постоять под стрелкой и подождать основного разрешающего сигнала светофора, есть вот такой пункт правил 12.4.-Это где остановка запрещена. В особенности я выдержал последний пункт.

“в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов”.
То есть все кто стоят под стрелкой в ожидании основного разрешающего сигнала светофора-делают не возможным движение других Т.С. которые соблюдая правила хотят продолжить движение в направлении указывающем светофором. То есть создают не помеху (такого в правилах и правда нет), а препдствие для движения и за это есть не шуточная статья КоАП РФ 12.19 ч.4 по которой можно схлопотать 2000р. штрафа. А так же там предусмотрена эвокуация ТС, но думаю на перекрестке до этого не дойдет. Так как показывает практика это работает когда на парковке сосед вам дорогу перегородил.
Ну и для тех кто все же не любит ПДД и считает что может стоять где хочет есть еще пункт правил.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
А так же в правилах есть пункт в котором ясно и понятно что делается при отсутствии разметки.

Все это правильно, только есть одно НО. Пункт 12.4 и 12.6 никоим образом не относится ни к проезду перекрестков, ни к началу движения и маневрирования, ни к размещению транспортных средства на проезжей части, кроме случаев остановки и стоянки. Ожидание сигнала светофора или регулировщика никак невозможно притянуть к остановке или стоянке. Это совершенно разные процессы.

Ну да, если притягивать эти пункт, то стоящих на второй и далее полосе перед светофором надо штрафовать за остановку вторым и более рядом :)

в правилах написано что если ты в правом стоишь, тебе прямо но красный, при этом сзади стоит авто и мигает правым поворотником и горит стрелка зелёная “направо” то ты должен повернуть направо! и в таких местах в нашем городе занимают нужную полосу для движения или манёвра.
Зелёный неправ!

не помню чего то… можно тыкнуть носом в такой пункт?

пункт не помню, но в билетах и в автошколе было именно так

да, был такой билет.
Но там знак был направление движения по полосам…
тут нет.

светофор старше знака.
1 регулировщик
2 светофор
3 знак
4 разметко
6 участнеги движения :)))

а при чем тут стрелка )))) она не указывает из какой полосы куда можно ехать ))) она указывает иное разрешенное направление, чем сигнал основного светофора.
бывают еще доп секции прямо. Из какой полосы тогда прямо можно? верно. Из любой, если нет разметки или знака движение по полосам ))

если знаков нет, то правый ряд — прямо и направо, левый прямо и налево. ты же не будешь из левого ряда правый поворот делать!
а когда горит правая стрелка то можно ехать направо, а если ты создаёшь помеху другим участникам движения, то будь добр пропусти!
и читай комент ниже :)

вопрос такой.
Смотри, представь такую ситуацию
Разметка во всех рядах можно прямо, из правого прямо и направо.
Горит основной зеленый. Стрелка не горит. Чувак в правом ряду ждет стрелку для поворота. А людям надо прямо в правом ряду.
По твоей логике он им тоже мешает ведь.

он может проехать и стать у пешеходного перехода, а те пусть прямо едут. в Ростове таких мест полно.

нельзя же на негорящую стрелку поехать. Это проезд на запрещающий сигнал.
Я за это уже получил протокольчик…

ну и зря. если не соответствие разметки знаков и светофоров, то прав водитель.

я тогда не вникал в такое.

я тоже, но кормить гайцов надоело

Да, тяжело у вас. В Украине прописали уже давно четко:
16.10. На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой выполняется поворот, должен продолжать движение в направлении, указанном стрелкой, включенной в дополнительной секции, если его остановка на запрещающий сигнал светофора создаст препятствия транспортным средствам, движущимся за ним по той же полосе.
ГИБДД вообще походу не занимается усовершенствованием ПДД =(

13.10 На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой производится поворот, должен продолжить движение в направлении, указанном включенной стрелкой, если его остановка создаст помеху транспортным средствам, следующим за ним по той же полосе.
Казахстан!

Не смущает, что говорим про ПДД РФ?

У нас 99% законов одни и те же. Поищу в вашем.

Ну ежили найдёшь в действующем законодательстве, дам мульён баксов.

Поворот по стрелке в дополнительной секции обязателен или нет?

Начнем сразу с иллюстрации дорожной ситуации.

Может ли по ПДД РФ водитель белого автомобиля ожидать разрешающего сигнала для движения прямо?

Знакомая ситуация? Выезд на перекресток. Движение регулируется светофором с дополнительной секцией. Движение разрешено только в направлении дополнительной секции.

В левой полосе достаточно плотно автомобили дожидаются разрешающего сигнала для движения прямо, с правой полосы свободно поворачивают направо.

Вдруг находится один из «умников», объезжает всех с стоящих в левой полосе и спокойно ожидает разрешающего сигнал для движения прямо. Чего нельзя сказать о спокойствие водителей которые оказались сзади, и им блокировали полосу для движения направо.

Разбираем. Кто прав? Кто виноват? проезд по Правилам дорожного движения, о вежливости и понятиях.

  1. Проезд по правилам дорожного движения;
  2. Об организации движения;
  3. Проезд по вежливости и понятиям;
  4. Маленький нюанс;

Проезд по правилам дорожного движения

Пробежимся по тексту ПДД. Тут всё просто.

Сигналы светофора:

Красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции.

И чтобы не было противоречий, для такого сочетания сигналов в Правилах выделен специальный пункт:

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Водитель белого автомобиля не маневрирует, движение через перекресток регулируется только светофором, иных предписаний дорожными знаками, разметкой нет . По Правилам для продолжения движения прямо водителю следует только дождаться разрешающего сигнала.

Ответ по ПДД РФ уже готов. Да, может. Но не ради этого ответа вы сейчас читаете, а я подготовил этот материал.

Конечно же интерес вызывает этическая сторона вопроса. Ведь водитель белого автомобиля мало того объехал затор, так еще и перекрыл проезд.

По иллюстрации уже видно мою позицию, возможно кто-то из вас с ней согласится, а кто-то изменит, кто то останется при своем мнении. У меня на этот счет свой подход, но о нём ближе к концу статьи.

Об организации движения

Организация дорожного движения это не снять-поставить светофор. Это комплексная работа, в том числе включающая обеспечение необходимой пропускной способности перекрестка.

Что мы видим? Организация движения рассчитана для для движения из двух полос в всех разрешенных Правилами направлениях. Светофорный цикл настроен на движение прямо из двух полос, а для поворота направо дополнительно установлено разрешение для продолжения движения.

Если по расчетам для организации движения требуется удовлетворить требования возмущенных водителей и по правой полосе обеспечить свободное движение направо — это элементарно делается дорожными знаками и или разметкой.

Проезд по вежливости и понятиям

Как вы считаете какого из водителей можно назвать вежливым?

  • Водитель, который остановился по Правилам дорожного движения на полосе предназначенной в том числе для движения прямо и освободил место в левой полосе.
  • Водитель, требующий освободить ему проезд, разрешение которого предоставлено дополнительным правом, разрешающим движение через перекресток.

По этой причине образуется затор в левой полосе. Потому что по расчетам организаторов движение прямо должно осуществлятся из двух полос, а не из одной.

Так белый же создает пробку в правой полосе.

Нет! Организацией движения предусмотрена остановка в правой полосе. Это значит, что расчетное количество автомобилей для движения направо не столь велико или недостаточно, чтобы для движения в этом направлении выделять отдельную полосу.

В итоге получается, водители для движения прямо создают пробку в левой полосе, сами же в ней и стоят, что бы те, кто движется направо свободно проехали. И в итоге снижается проектная пропускная способность перекрестка.

А давайте посмотрим с другой стороны?

Давайте немножко переделаем ситуацию, пусть это будет следующий день.

Водителя белого автомобиля, которому нужно ехать прямо поставим за этими двумя красными автомобилями, которые только вчера возмущались, что им перекрыли проезд. Но происходить все будет в другой фазе светофора.

Разрешено движение прямо и направо

В этой ситуации водители, которые движутся направо должны остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам и перекрывают полосу для движения прямо.

Я не встречал такого проявления вежливости, чтобы водители вместо того, чтобы поехать направо поехали прямо и чтобы водители сзади требовали освободить полосу для движения прямо. Никогда вопросов не возникало, все ждут, когда пройдут пешеходы.

Маленький нюанс

Маленький нюанс — эти рассуждения справедливы для Правил дорожного движения Российской Федерации.

Например по Правилам дорожного движения Республики Беларусь у водителей прямая обязанность продолжать движение по стрелке.

При включенной стрелке дополнительной секции светофора (одновременно с запрещающим сигналом) водитель, находящийся на крайней полосе проезжей части дороги, должен продолжать движение в направлении указанной стрелки, если его остановка создаст препятствие для движения транспортных средств, движущихся за ним по этой же полосе

Такой подход менее гибок для организации движения, но значительно экономит на дорожных знаках. По Российским Правилам без знаков обязать поворачивать направо нельзя.

Как и обещал расскажу, как поступаю на месте белого водителя. Очень просто. Если по левой полосе затор и придется выжидать несколько циклов светофора, то проезжаю перекресток по правой. Занимать правую полосу ради опережения нескольких автомобилей смысла не вижу.

При хорошей видимости перекрестка с расстояния (справедливо для многих регулируемых перекрестов) просто подбираю скорость, чтобы при подъезде к перекрестку был уже включен разрешающий сигнал.

Благодарю за внимание, всего вам доброго и безопасных дорог!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: