Кто уступает при перестроении и кто виноват в ДТП?

ДТП при перестроении

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о довольно распространенном типе дорожно-транспортных происшествий – ДТП при перестроении.

Столкновения автомобилей при перестроении чаще всего происходят на территории населенных пунктов при наличии на дороге довольно плотного транспортного потока. Еще одна характерная особенность подобных аварий состоит в том, что автомобили обычно получают минимальные повреждения.

Однако при любом раскладе следует избегать столкновений, т.к. ожидание сотрудников ГИБДД нередко растягивается на несколько часов, а самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД возможно далеко не во всех случаях.

Ниже рассмотрены несколько типичных ДТП при перестроении, в каждом из которых определен виновник аварии:

Правила дорожного движения при перестроении

Для начала рассмотрим пункты правил дорожного движения, регламентирующие перестроение транспортных средств:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Пункт 8.4 позволяет определить приоритет транспортных средств при перестроении.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Пункт 8.1 регламентирует подачу сигнала поворота при выполнении перестроения.

На первый взгляд все довольно просто:

  • Перед перестроением нужно включить сигнал поворота.
  • При перестроении нужно уступить дорогу автомобилям, движущимся без изменения направления.
  • При одновременном перестроении следует пропустить автомобиль, находящийся справа.

На практике же при возникновении ДТП часто возникают сложности с определением виновника дорожно-транспортного происшествия. Подобные ситуации будут рассмотрены далее.

ДТП при перестроении

Перестроение автомобиля в правый ряд

Для начала рассмотрим самую простую ситуацию:

Очевидно, что если автомобили во время столкновения будут расположены именно так, то виновником дорожно-транспортного происшествия будет признан водитель оранжевой машины, который не уступил дорогу автомобилю, движущемуся без изменения направления (нарушен пункт 8.6 ПДД).

Примечание. Даже если водитель белого автомобиля будет в состоянии опьянения, виновным все равно будет признан водитель оранжевого авто, т.к. нарушение пункта 8.6 имеет место в любом случае. В описанной ситуации водитель белого автомобиля будет лишен прав, однако виновным в ДТП он автоматически не станет.

Одновременное перестроение в одну полосу

Рассмотрим еще одно популярное ДТП, где определение виновника не вызывает особых проблем:

В данном случае автомобили выполняют одновременное перестроение, и в случае столкновения виноват в нем будет водитель оранжевого автомобиля.

Не забывайте, что при перестроении на многополосных дорогах следует смотреть не только на автомобили, находящиеся в соседнем ряду, но и на автомобили, едущие через ряд. Это позволит избежать одновременного перестроения и связанных с ним проблем.

Обратите внимание, что в рассмотренных выше примерах автомобили расположены под углом к краю проезжей части, поэтому выявить перестраивающийся автомобиль достаточно просто.

На практике автомобиль может перестраиваться медленно (почти параллельно краю проезжей части) и в этом случае могут возникнуть трудности с определением виновника ДТП.

Перестроение направо под небольшим углом

Рассмотрим следующий пример:

Здесь оранжевый автомобиль едет практически параллельно краю проезжей части и определить, что он перестраивается, можно лишь по наличию дорожной разметки. Пока автомобиль находится над прерывистой линией разметки, он находится в процессе перестроения.

В данном случае оранжевый автомобиль виноват в ДТП, однако если бы на дороге не было разметки, сотрудники ГИБДД могли бы признать виновным водителя любого из автомобилей.

Автомобиль полностью перестроился до столкновения

На рисунке выше оранжевый автомобиль находится в пределах правой полосы, поэтому виновником ДТП вероятнее всего будет признан водитель белой машины. Тем не менее шанс доказать свою невиновность у него остается.

Например, если водитель оранжевого автомобиля быстро перестроился и резко затормозил, то виновником является именно он (пункт 8.4 ПДД).

Однако на практике водителю белого автомобиля придется приложить определенные усилия, чтобы доказать свою невиновность. Оптимальный вариант – установленный в салоне автомобиля видеорегистратор, который записал маневры оранжевой машины. Если же регистратора нет, то следует сразу же после ДТП найти свидетелей, которые смогут подтвердить факт резкого перестроения и торможения.

Одновременное перестроение под небольшим углом

Еще одна интересная ситуация. В данном случае оба автомобиля находятся над линиями разметки, т.е. выполняют перестроение. В случае столкновения его виновником будет признан водитель оранжевого автомобиля.

Однако в этом примере схема ДТП не дает представления о том, по каким полосам двигались автомобили до столкновения. Не исключено, что оранжевый автомобиль изначально находился на средней полосе, однако резкий маневр белого напугал водителя и заставил его немного отвернуть в сторону.

Поскольку в 2021 году подобная ситуация получила широкое распространение, рекомендую постоянно следить за тем, что Ваш автомобиль находится в пределах выбранной полосы.

Перестроение влево

В данном случае в ДТП однозначно виноват водитель белого автомобиля, т.к. только он выполняет перестроение.

Думаю, Вы уже поняли, что в большинстве случаев виновником будет признан тот водитель, чей автомобиль не успел целиком оказаться на одной из полос движения.

Движение в 4 ряда по 3-м полосам

Рассмотрим несколько дорожно-транспортных происшествий при перестроении в плотном транспортном потоке.

На рисунке выше изображена ситуация, которая часто возникает в крупных городах. В данном случае количество рядов автомобилей превышает количество полос, обозначенных разметкой.

Например, в Москве можно встретить до 5 рядов автомобилей на трехполосной дороге. При этом 2 ряда едут над прерывистой разметкой, т.е. с точки зрения правил дорожного движения выполняют перестроение.

При столкновении оранжевого и белого автомобилей виноват в ДТП будет водитель оранжевого, т.к. он находится слева и выполняет перестроение.

Хотя на практике ситуация могла сложиться и совсем по-другому. Водитель оранжевого автомобиля ехал в пределах средней полосы, а белый “протискивался” справа между рядами. В определенный момент оранжевому автомобилю не хватило места в пределах полосы и он вынужденно пересек прерывистую линию разметки слева.

Движение между рядами

Еще одна ситуация, в которой количество рядов не совпадает с количеством полос движения. В данном случае белый автомобиль вынужден сместиться справа, т.к. слева также находятся автомобиль. Он задевает оранжевый автомобиль. В ДТП виноват водитель белого автомобиля.

Выезд на встречную в плотном потоке

В этом примере водитель оранжевого автомобиля вынужденно выезжает на встречную полосу движения, что само по себе ничего хорошего не сулит. Даже если столкновения автомобилей не произойдет, водитель оранжевого автомобиля за выезд на встречку может быть лишен прав.

Ну а если автомобили столкнутся, то кроме лишения прав водителю оранжевого автомобиля грозит и оплата ремонта машины другого участника ДТП.

Как не оказаться виновником ДТП при перестроении?

На основе рассмотренных выше примеров Вы научились определять виновника ДТП при перестроении в той или иной ситуации. Однако не лишним будет рассмотреть и несколько советов, которые помогут не оказаться виновником ДТП:

  1. В плотном транспортном потоке всегда держитесь правой стороны выбранной полосы.
  2. В любом случае оставайтесь в пределах “Вашей” полосы, даже если это заставит Вас простоять в пробке несколько дольше.

Рассмотрим каждый из этих пунктов поподробнее.

1. Следует занимать правую часть выбранной полосы. Это позволит Вам решить 2 проблемы:

  • Если на “Вашу” полосу будут перестраиваться слева и “заставят” Вас “начать перестроение” (наехать на линию разметки между рядами), виновным все равно окажется водитель автомобиля слева.
  • Если перестраиваться будут справа, то у Вас окажется достаточно места, чтобы немного сдвинуться в пределах полосы и не пересечь разметку. Естественно, следует вернуться к правой стороне полосы движения, как только это стало возможным.

Кроме того, движение по правой части крайней левой полосы позволит Вам держаться на достаточном расстоянии от встречной полосы движения и случайно на нее не выехать.

2. Пересекать линию разметки, разделяющую соседние полосы, следует только в том случае, если Вы действительно хотите выполнить перестроение.

Если же дорожная ситуация сложилась таким образом, что Вы можете свободно проехать вперед, но для этого нужно одним колесом пересечь сплошную линию разметки, то лучше этого не делайте. Как показывает практика, выехав на соседнюю полосу совсем на чуть-чуть, вернуться в пределы своей полосы в большинстве случаев не удастся. А следовательно в течение длительного времени Ваш автомобиль будет находиться в “состоянии перестроения”, чего допускать не следует.

Если Вы научитесь постоянно соблюдать эти несложные правила, то даже в случае возникновения ДТП у Вас будут отличные шансы на ремонт автомобиля за счет второго участника аварии.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть забавное видео, про ДТП с участием иномарки и ВАЗ 2107:

Произошло ДТП при перестроении: кто виноват, а кто прав? Спорные ситуации

ДТП при перестроении

  1. В общем случае при перестроении будет виноват водитель, который не имел преимущественного права движения в данном направлении.
  2. Однако, второму водителю могут вменить нарушение иных пунктов правил, например, 9.10 и 10.1.
  3. Но указание на нарушение этих пунктов можно исключить из Постановления или Определения ГИБДД.
  4. Можно доказать свою невиновность с помощью фотографий, видеозаписей, свидетельских показаний или экспертизы.
  5. Некоторые ситуации до конца не урегулированы Правилами дорожного движения, а, значит, решение по таким делам будет исходить из сложившейся в вашем регионе практики.

Большое количество водителей на дорогах нашей страны ездят, руководствуясь не правилами дорожного движения, а некими «понятиями». Чаще всего аварийные ситуации возникают именно с такими водителями. Если с ними произойдет ДТП при перестроении, то они будут пытаться доказать, что раз они включили поворотник, то вы обязаны были их пропустить. Или, успев вклиниться в ряд перед самой машиной, будут говорить, что виноват всегда тот, кто сзади. Наша статья будет полезна и таким водителям, и тем, кто с ними столкнулся, ведь нужно знать кто виноват, а кто прав в таком ДТП при перестроении. Ниже расскажем о таких ситуациях с точки зрения актуального на 2021 год закона и судебной практики с приведением примеров.

Кто прав в ДТП с перестроением?

Чтобы водитель мог разобраться в любой ситуации с перестроением, начнём объяснение с самого начала, а именно Правил дорожного движения.

“Перестроение” – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Тут сразу обратим внимание наших читателей на ситуацию, когда в одной полосе могут поместиться сразу две машины. В таком случае каждый водитель едет по своему ряду и, смещаясь вправо или влево, он совершает маневр перестроения.

Пункт 8.4 Правил гласит:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Далее вспомним одно из важнейших определений в данном пункте, а именно, “уступить дорогу”.

“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Теперь конструкция для понимания первого вопроса полностью готова. В ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие произойдёт при перестроении, будет прав тот, у кого было преимущество, кто двигался без изменения направления движения.

Теперь о водителях «я же включил поворотник». Безусловно, любой водитель, совершающий манёвр перестроения, обязан заблаговременно подавать сигналы указателями поворота. Об этом гласит пункт 8.1 ПДД. Но Правила не содержат указания на то, что включенный поворотник даёт водителю преимущество перед другими участниками дорожного движения – нигде в действующих в 2021 году ПДД вы этого не найдёте. И, как мы уже разобрали выше, если нет преимущества, значит виноват в ДТП.

А если виноват в нарушении п. 8.4, то такого водителя ждёт ответственность по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ и штраф 500 рублей.

Но, если бы все ситуации были такими однозначными, мы бы не публиковали данную статью.

Кто виноват по ПДД: дистанция или тот, кто въехал сзади? Спорные ситуации

Спорные ситуации при ДТП с перестроением возникают потому, что водитель, который имеет преимущество, должен тоже выполнять определенные правила. В основном, речь идёт о пункте 10.1 ПДД, нарушение которого инспекторы без разбора зачастую вменяют большому количеству водителей, которые на самом деле его не нарушали.

Мне вменяют нарушение пункта 10.1: как доказать невиновность?

К сожалению, Кодекс об административных правонарушениях, в котором указано на презумпцию невиновности, в нашей стране работает редко. На практике не инспектор доказывает виновность водителя, а водитель пытается доказать свою невиновность.

В ситуации с перестроением и 10.1 ПДД чаще всего помочь сможет только видеозапись. Это может быть как запись видеорегистратора одного из участников, так и записи с уличных камер. Именно на видеозаписи может быть видно, когда возникла опасность для движения, которую должен был заметить обвиняемый в нарушении 10.1 водитель, и применить торможение.

Но если видеозаписи нет, и инспектор в определении или постановлении пишет про нарушение вами данного пункта Правил, не стоит отчаиваться, выход есть!

Дело в том, что сотрудники ГИБДД пишут про нарушение 10.1, можно сказать, везде. Даже там, где этого делать нельзя. А именно, в Определении об отказе в возбуждении дела об АПН или в Постановлении о прекращении дела об АПН, в которых указывается, что отсутствует состав административного правонарушения. В такой ситуации, если отсутствует состав, то указание на нарушение или виновность кого-либо из водителей не допускается. И необходимо обжаловать данные акты с требованием исключить указание на виновность и нарушение пунктов правил.

Ещё бывают ситуации, когда в постановлении о виновности одного из водителей сотрудники ГИБДД пишут и про нарушения другого водителя. Что тоже не допускается, так как дело возбуждается и рассматривается лишь в отношении одного участника ДТП, и в постановлении должно быть указано лишь на его действия и вину. Если ваше нарушение 10.1 фигурирует в подобном постановлении, обжалуйте его.

Если перестроились задолго до удара сзади?

Если после перестроения в правый или левый ряд прошло уже достаточно времени, и сзади кто-то просто не смотрел на дорогу, в результате чего въехал в ваш автомобиль, то всё опять будет сводиться к доказательствам.

У кого из водителей будут убедительнее доказательства в подтверждение его версии событий, тот и окажется невиновным. Судебная практика сурова и часто справедлива, однако, конкретный судья будет располагать только теми данными, которые для него доступны, и на их основании делать выводы.

Опять же, в качестве доказательств могут быть предоставлены:

  1. записи видеорегистраторов (самих участников ДТП или других машин),
  2. записи с наружных камер видеонаблюдения,
  3. показания свидетелей,
  4. объяснения самих водителей,
  5. схема места ДТП,
  6. фотографии с места происшествия.

Автотехническая экспертиза как доказательство, кто виноват

Но бывают случаи, когда в деле есть и видеозаписи, и другие доказательства, но инспекторы не видят или не хотят видеть невиновность водителя. В таком случае нужно ходатайствовать о проведении автотехнической экспертизы по делу. В зависимости от ситуации, эксперту могут быть заданы разные вопросы, на которые ему придется ответить при проведении экспертизы. Например, нижеследующие.

  1. Какими пунктами правил должны были руководствоваться водители в данной дорожно-транспортной ситуации с перестроением?
  2. Имеется ли причинно-следственная связь между действиями (бездействием) какого-либо водителя и ДТП?
  3. Имелась ли у водителей техническая возможность избежать ДТП?

Лицо, заявляющее ходатайство, вправе предложить экспертные учреждения, в которые можно назначить такую экспертизу. Если инспектор откажет в её проведении, то о такой экспертизе можно будет ходатайствовать уже в гражданском процессе, в котором суд, вне зависимости от постановления ГИБДД, будет выяснять, кто виноват в данном ДТП.

  • В данной статье описаны базовые принципы работы законодательства. Между тем, в судебной практике всё зависит от конкретных обстоятельств.
  • В 96% всех случаев есть такие тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Поэтому мы рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и подберут правильную стратегию выигрыша.

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Меня сначала пропускали, а потом ударили при перестроении

Такая, откровенно скажем, неприятная ситуация может произойти, если водители не поняли друг друга или кто-то специально решил совершить ДТП.

Опять же, в каждом конкретном случае необходимо смотреть динамику ДТП, кто как двигался и как пропускал. Если водитель специально решил обновить детали своего авто за счёт другого водителя, то, быть может, он всё же нарушил какие-то требования правил, тот же пункт 10.1.

В противном случае вина ляжет на доверчивого водителя, которому уступали дорогу, но не уступили.

Очень часто бывают ситуации, когда уступает один водитель, но не уступает другой. Особенно, если вторую машину не видно из-за потока.

Поэтому, даже если вас кто-то пропускает, моргает фарами или сигналит, то сперва убедитесь, что вы не создаёте никому помех, а после этого, убедитесь ещё раз и только потом осторожно выполняйте маневр.

А если не было разметки – как выяснить, кто перестраивался?

Очень часто на дороге может не быть разметки. Её могут не успеть нанести после ремонта или она попросту стёрлась. В таком случае опять водителям придётся доказывать свою точку зрения на произошедшее.

В обязательном порядке в таком ДТП необходимо фиксировать на фото-видео расположение транспортных средств относительно друг друга и с привязкой к каким-то стационарным объектам (к столбу, указателю, дереву и тому подобное).

Также следует детально сфотографировать повреждения машин, ведь по направлению, глубине и характеру следов повреждений можно будет доказать направление движения машин. Делается это с помощью трасологической экспертизы.

Необходимо следить за тем, чтоб прибывшие инспекторы правильно составили схему ДТП и, если с чем-то не согласны, то указать на это, когда дадут подписывать данную схему. Именно схема в данной ситуации может стать решающим фактором в определении виновности участников.

Если дорога сужается?

Бывают ситуации, что водители особо-то и не маневрируют, а расстояние между машинами становится всё меньше и меньше, что в конечном итоге может привести к ДТП. Такие ситуации возникают, когда меняется ширина дороги.

Сужение может быть с левого или правого ряда дороги, об этом есть соответствующие знаки в Правилах, но может быть и одновременно, как бы и справа и слева, без установки соответствующих знаков.

И если в ситуациях при наличии знаков более или менее понятно, что уступать должен тот, на чьей стороне сужение, то в случае с «обоюдным» сужением могут быть варианты.

Причем вину могут возложить как на одного, так и на другого водителя, так как правилами дорожного движения такая ситуация не совсем оговорена.

По факту, оба водителя двигаются вдоль линии разметки, кто-то вдоль осевой, кто-то вдоль края проезжей части, никто из них не маневрирует, движутся без изменения направления движения, поэтому и кто кого должен пропустить, не совсем понятно.

На практике, могут быть разные ситуации.

  1. Водителю, двигающемуся вдоль осевой линии разметки, будут вменять нарушение пункта 8.9 ПДД, так как вторая машина приближается к нему справа.
  2. Или же водителю, двигавшемуся вдоль края ПЧ, будут вменять перестроение, так как якобы именно с его стороны сужение, ведь осевая линия идёт ровно и не смещается.
  3. Могут вменить кому-то из водителей пункт 9.10.
  4. Могут обоим выписать нарушение 9.10.

Исход такого дела будет зависеть от знаний ПДД сотрудником ГИБДД и от того, какой из версий он (его руководство) придерживается.

Тонкость ДТП при одновременном перестроении

В 2021 году правила не менялись, и норма про одновременное перестроение на дороге осталась прежняя. Уступать дорогу нужно тому транспортному средству, которое перестраивается справа в левый ряд.

Но конкретное указание на приоритет одного из участников дорожного движения не уменьшает количество спорных ДТП с перестроениями.

Всё дело в том, что нигде не указано, что имелось в виду под «одновременным» перестроением. Исходя из толкования данного понятия, можно прийти к выводу, что перестроение должно начинаться в один момент времени. Но пока это не прописано, водитель, который плавно перестраивается в правую полосу, рискует быть виновным в ДТП с более шустрым пилотом, который начнёт перестраиваться в левый для него ряд позже, но окажется в полосе раньше.

Кстати, именно эта схема и используется чаще всего различными автоподставщиками, которые имитируют столкновение машин, якобы при одновременном перестроении.

Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо внимательно смотреть по зеркалам и при выполнении манёвра делать это четко и быстро, не создавая помех другим ТС.

Тонкость с перестраивающимся автобусом или троллейбусом

Приоритету маршрутных транспортных средств посвящен 18 раздел ПДД. Нас интересует пункт 18.3 данного раздела.

Вся тонкость и неопределенность с МТС в том, что в Правилах опять описаны и обязанности водителей машин уступить, и обязанности водителей МТС убедиться, что им уступают.

Получается, что в случае ДТП с автобусом или троллейбусом, отъезжающим от остановки, нужно вменять водителям обоюдную вину, ведь один не уступил, а другой не убедился.

На практике же в 2021 году могут быть различные варианты. ГИБДД может усмотреть нарушение правил только у одного из водителей. Чаще всего это бывают именно водители машин, поэтому в спорной ситуации всегда лучше пропустить автобус и троллейбус.

Судебная практика

  1. В качестве примера судебной практики по данному типу дел, приведём одно, которое разбирает ситуацию, не затронутую в тексте статьи. Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2021 года по делу № 5-АД21-27-К2 в отношении водителя были отменены судебные акты и Постановление ГИБДД, которыми вменялось нарушение п. 8.4 ПДД. Однако, нижестоящие суды не учли, что водитель не уступил дорогу транспортному средству, которое двигалось по полосе МТС без соответствующего разрешения на то, то есть с нарушением Правил дорожного движения, а раз правила водитель нарушал, то и преимущества у него не было и дорогу ему уступать обязанности тоже не было.
  2. Ещё интересное дело под номером № 18-АД20-31 рассматривал Верховный Суд 8 декабря 2020 года в этом деле сотрудники ГИБДД вместо нарушения пункта правил 8.3 (при выезде с прилегающей), написали нарушение пункта 8.4. Верховный суд указал на то, что это не опечатка (про которую писали все нижестоящие суды), а явно неправильная квалификация вменяемого нарушения. Водитель пункта 8.4 не нарушал, а, значит, и привлекать его нельзя. Кроме того, второй участник опять не имел преимущества и ехал по встречной полосе движения, а значит даже пункт 8.3 водитель, выезжающий с автозаправочной станции, не нарушил.
  3. Завершая наш обзор судебной практики по ДТП с перестроением представляем дело, в котором, одному из водителей вменяли нарушение п. 8.4 при перестроении. Однако, в ходе рассмотрения жалоб на данное постановление, суды фактически указали на нарушения другого водителя и признали его виновным в ДТП. Верховный суд изменил судебные акты и исключил из них указание на нарушения п. 9.10 и 10.1 и виновность второго водителя. Постановление Верховного Суда Российской Федерации по делу № 24-АД19-4 от 15 июля 2019 года.

Кто должен уступать при перестроении и кто будет виноват в ДТП?

Восстановление — это один из простейших маневров по правилам дорожного движения. Фактически, это делается в 2 этапа: включите указатель поворота и сразу смените полосу движения. Но правила такой реконструкции часто нарушаются, что приводит к аварии. В статье мы узнаем, кто и кому вынужден уступать при изменении траектории движения, в том числе одновременное, кто виноват в аварии и в каких тонкостях. И все это актуально на 2021 год.

  1. Самое важное о перестроении
  2. Кто кому уступает?
  3. При одновременном перестроении
  4. В один и тот же ряд
  5. Нужно ли пропускать, если у перестраивающегося заканчивается полоса?
  6. ДТП при перестроении – кто виноват?

Самое важное о перестроении

Итак, прежде всего, давайте выясним основные факты об этом маневре. К ним относятся как соответствующие правила дорожного движения, так и простые правила, о которых многие автомобилисты могут не знать.

При каждой смене полосы движения должен включаться определенный указатель поворота: в левой — в левой полосе, в правой — в правой (п. 8.1 Регламента).

Однако знак не должен вводить в заблуждение других водителей. Например, если вы намереваетесь перестроиться на 2 полосы одновременно, необходимо 2 раза активировать и деактивировать указатели поворота, так как постановление 2021 года требует, чтобы вы немедленно выключили их по окончании маневра и измените 2 указателя поворота полосы — это два последовательных маневра, а не целое.

менять полосу движения можно не только на соседней полосе в том же направлении, но и на полосе встречного движения: это никоим образом не отменяет сам факт наличия одноименного маневра.

Кто кому уступает?

А теперь самый главный ответ на самый простой вопрос, который должен знать каждый, кто садится за руль и когда-то имеет право водить машину.

При смене полосы движения те, кто меняет полосу движения, всегда уступают тем, кто движется по прямой дороге, не совершая маневров. И отсутствие горящих указателей поворота не дает преимущества при смене полосы движения — к сожалению, именно об этом многие водители забывают на дороге.

Имейте в виду, что вы должны уступать тем, кто не маневрирует, а не только тем, кто движется, не меняя направления. Вы, меняя полосу движения, не всегда обязаны уступить, если другой водитель, траектории, с которыми вы пересекаетесь во время выполнения маневра, что-то нарушают.

Вот как выглядит простейшая реконструкция:

В этой дорожной ситуации водитель желтого автомобиля обязан уступить дорогу в соответствии с параграфом 8.4 ПДД, который буквально предписывает следующее:

8.4. При смене полосы движения водитель должен уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по дороге, не меняя направления движения.

Это требование есть в Правилах и спецификациях. Он содержится в определении двух терминов: «уступая дорогу» и «приоритет» и означает, что когда вы меняете полосу движения своим маневром, вы не должны заставлять другого участника дорожного движения:

изменить траекторию движения,

А для нарушений ПДД должно выполняться хотя бы одно из вышеперечисленных условий. Но только в случае пересечения прогнозируемых траекторий ваших движений, причем пересекаются не только в пространстве, но и во времени.

Например, если вы не активировали левый указатель поворота и не собирались менять полосу движения налево, но вы свернули на левую полосу, потому что вы объехали камень на своей полосе, вы не пересекли знаки и водитель синий автомобиль испугался и свернул влево, поэтому вы фактически заставили его изменить траекторию и, возможно, скорость движения. Но поскольку прогнозируемые траектории не пересекаются, вы формально не нарушили правила дорожного движения.

При одновременном перестроении

Но если обе машины собираются перестраиваться подряд с разных — противоположных — полос дороги одновременно, то «правило правой руки» уже действует, то есть тот, который находится слева от переулок, предназначенный для реконструкции, должен уступить дорогу.

Это предписывает тот же пункт 8.4 во втором абзаце:

Одновременно со сменой полосы движения транспортных средств, движущихся по маршруту, водитель должен уступить дорогу автомобилю справа.

Как видно на схеме выше, даже если синяя машина немного опережает желтую, она не должна мешать последней при смене полосы движения.

В один и тот же ряд

Но есть и несколько более сложная ситуация, которая представляет собой для многих автомобилистов. Однако если разобраться, все довольно просто. Речь идет о случаях, когда оба автомобиля переводятся в одну полосу движения другим — даже одним и тем же. При этом они идут один за другим.

Конечно, в контексте правил смены полосы движения можно говорить об этой ситуации только в том случае, если траектории обеих машин пересекаются, а это значит, что синяя машина едет быстрее желтой.

Кому в таком случае следует отказаться от смены полосы движения? Ответ прост. В то же время есть обязательство не мешать этим двум участникам дорожного движения. Но только для машины, находящейся в полосе назначения. Это означает, что как только одна из машин первой выезжает на полосу назначения, вторая должна уступить ей дорогу.

Но это по строгому письму ПДД. На практике очень часто такие дела рассматриваются в динамике, и даже при наличии записи регистратора одного из участников происшествия, если это произошло, установить правду бывает сложно.

Нужно ли пропускать, если у перестраивающегося заканчивается полоса?

В ситуации, когда дорога сужается, очень часто по знакам все ясно: кто ее пересекает, вынужден уступать. Кроме того, если такому сужению предшествует соответствующий дорожный знак, то последний показывает, с какой стороны сужение должно уступить дорогу.

Но что делать, если разметки нет?

Здесь, к сожалению, не все так просто. Многие пилоты считают, что желтый должен уступить и оправдать препятствие справа. Это единственный вариант, на который можно ссылаться в данной ситуации по правилам дорожного движения при отсутствии дорожной разметки и дорожных знаков. Но в судебной практике 2021 года такие противоречивые ситуации часто рассматриваются в динамике: судья считает, кто был немного впереди, у кого был лучший шанс предвидеть опасность и так далее.

ДТП при перестроении – кто виноват?

В каждой аварии виноват тот, кто нарушил Правила. Если это сделали оба участника, вина является взаимной, и оба участника получат страховое возмещение, равное степени их невиновности.

Но на практике в 2021 году даже такой простой маневр, как смена полосы движения, часто вызывает споры из-за отсутствия конкретных доказательств от участников движения относительно того, кто в конце концов должен был уступить.

И препятствием в большинстве этих случаев являются 2 противоположных нарушения, которые водители называют нарушением другого участника:

нарушение пункта 8.4 ПДД — обязательства сдаться при смене полосы движения,

нарушение пункта 9.10 Регламента — несоблюдение дистанции.

Во втором случае один из водителей просто утверждает, что давно занимается восстановлением, а второй участник просто не успел среагировать или не захотел сбавлять скорость и увел его в заднюю часть машины. А приехавшие оформлять ДТП сотрудники ГАИ часто не понимают:

«Вы видите, как он ударился о задний бампер? Значит, он не сломал 8.4, иначе удар был бы в сторону, но вы!»

Как следствие — решение с нарушением 9.10 (дистанция) или, реже, пункта 10.1 (неверно выбранная скорость) и вина того, кто ранее перестроил или даже перешел на свою полосу движения.

Но это в корне неверно. И вот почему!

При смене полосы движения водитель должен уступить дорогу. Сам термин по существу означает, что маневр отказа не должен заставлять другого водителя замедляться и / или изменять траекторию движения. Если, реконструируя, подчиненный вынуждает увеличить расстояние от того, кто имеет приоритет, то это является нарушением параграфа 8.4 Дорожного кодекса.

Более того, это нарушение возникает в случае аварии. Поэтому упоминания о каком-либо нарушении того, кто имеет преимущество, быть не может.

Конечно, исключение составляет ситуация, когда водитель уже сменил полосу движения и длительное время ехал в потоке других автомобилей. Даже если он нарушил 8.4 и тот, у кого был приоритет, успел увеличить дистанцию, но по тем или иным причинам не сделал этого, не исключены варианты полной вины за гонщиком.

Как доказать невиновность в ДТП, когда все твердят об обратном

Одна девушка в Великом Новгороде ехала по своим делам на Солярисе. На перекрестке ей нужно было повернуть налево — она перестроилась в крайнюю левую полосу, оценила ситуацию и решила, что возможность проехать есть. Девушка начала поворачивать.

Но внезапно на дороге оказался другой автомобиль — Мицубиси. Он ехал прямо по главной дороге, навстречу девушке. Произошла авария. Нюанс в том, что водитель Мицубиси ехал прямо по крайней правой полосе, а из этого ряда на том перекрестке можно было только повернуть направо, прямо ехать было нельзя. Звучит сложновато, поэтому вот схема.

Сотрудник ГИБДД рассудил так: девушка поворачивала налево и должна была уступить дорогу автомобилям, которые движутся прямо и имеют преимущественное право проезда перекрестка. Ее оштрафовали на 1000 Р за нарушение правил проезда перекрестков.

Но девушка не согласилась с постановлением инспектора и пошла отменять его через суд.

Аргументы сторон

Девушка. Я прекрасно знаю правила дорожного движения. Я не должна была уступать дорогу Мицубиси. Этот автомобиль двигался в крайнем правом ряду, а на том перекрестке из этого ряда можно было только повернуть направо: так указывает знак. Это водитель Мицубиси нарушил ПДД и помешал мне повернуть. Я не виновата. Постановление ГИБДД о привлечении меня к ответственности за нарушение ПДД необходимо отменить.

ГИБДД. Ну мы уже всё сказали.

Что сказали суды

Оба участника происшествия не явились в судебное заседание, а жаль: было бы интересно послушать их пояснения. Поскольку их нет, мы сами рассмотрели все документы — и вот к чему пришли.

При повороте налево или при развороте по зеленому сигналу светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся со встречного направления прямо или направо.

За невыполнение этого требования положена административная ответственность.

Девушка за рулем Хендая поворачивала налево при зеленом сигнале светофора, не уступила дорогу и столкнулась с автомобилем, который ехал прямо. Она указала в жалобе, что водитель, с автомобилем которого она столкнулась, сам нарушил правила. Но мы вообще не рассматриваем в этом деле его поведение на дороге. Девушка была обязана следить за своими действиями, а не за тем, как соблюдают правила другие участники дорожного движения.

Постановление ГИБДД вынесено верно. Девушка виновна.

Девушка не согласилась с решением районного суда и подала жалобу в областной.

Столкновение было? Было.

Сотрудники ГИБДД на месте аварии составили протокол. Да, в районном суде не запросили записи камер видеонаблюдения и не провели никакой экспертизы, но это потому, что все и так очевидно. Коллеги из райсуда решили, что собранных доказательств достаточно. И знаете, мы с ними абсолютно согласны.

Девушка заявляет, что водитель Мицубиси в сложившейся ситуации не должен был двигаться прямо, так как из его полосы можно было только поворачивать направо: там стоял соответствующий дорожный знак.

Да, водитель Мицубиси нарушил ПДД, но девушка должна была соблюдать правила, которые относятся непосредственно к ней. А она вместо этого думала о том, как должны были двигаться другие участники дорожного движения. Хотя вообще-то это она перед поворотом должна была убедиться, что никому не мешает. А она этого не сделала.

Девушка несогласна с оценкой дела со стороны судьи. Ну что же, жаль, но это не повод отменять постановление. Так что оставляем его в силе.

Но девушка была уверена в своей правоте. Она пошла оспаривать решение областного суда.

Председатель областного суда: ‍

Я полностью согласна с решением коллег из районного и областного судов. Правонарушение имеется, доказательства по делу собраны, всесторонний анализ проведен.

Главный довод девушки в том, что водитель Мицубиси сам нарушил ПДД, так как не учел требования дорожного знака. Якобы он вообще не мог там ехать прямо. Но это никак не может повлечь за собой отмену судебных решений. Ведь суд не может в рамках этого дела изучать, виноват или нет другой участник ДТП, правильно ли ему выписано постановление или нет. Мы разбираем, виновата или нет водитель Соляриса.

Все инстанции считают, что виновата. Я поддерживаю.

Остался только Верховный суд. Туда девушка и пошла.

Верховный суд: ‍⚖️

Мы изучили все материалы и считаем, что и сотрудники ГИБДД, и суды приняли неверные решения.

Наш закон говорит: основная цель суда по делу об административном правонарушении — это всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, выявление причин и условий, которые способствовали совершению правонарушения. А у нас тут что?

Все инстанции признали девушку виновной в том, что она, управляя транспортным средством, при повороте налево по зеленому сигналу светофора не уступила дорогу транспортному средству, движущемуся во встречном направлении прямо. Но никто не хотел слышать ее пояснения о том, что она ПДД не нарушала: это второй участник аварии двигался с нарушением правил, потому что у него не было преимущественного права проезда перекрестка.

На схеме ДТП, которую составили сотрудники полиции, нет количества полос движения, не нарисована ни разметка, ни дорожные знаки. Даже непонятно, какой автомобиль в какую сторону двигался. При этом в материалах дела есть проектная документация по дороге, на которой произошло ДТП. И там указано, что на отрезке дороги, по которому двигался автомобиль Мицубиси, две полосы движения: левая полоса для движения прямо и налево, правая — для движения только направо.

Мало того, в деле есть копия постановления о том, что водитель Мицубиси за этот эпизод получил штраф — как раз потому, что ехал прямо, хотя знак разрешает движение только направо. Очевидно же, что водитель не имел преимущественного права проезда перекрестка.

Получается, в действиях девушки, которая была за рулем Соляриса, нет состава административного правонарушения. Она ничего не нарушала.

Все решения нижестоящих судов отменяем. А производство по делу об административном правонарушении прекращаем.

Как избежать ДТП при перестроении, ответственность за аварию

Даже такой несложный маневр, как переезд автомобиля с одной полосы на другую, может завершиться аварией. Особенно часто это бывает при интенсивном движении.

Как и во всех подобных случаях, виновник определяется по обстоятельствам происшествия.

Правила перестроения

Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:

  • перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  • он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  • автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
  • при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.

Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД

Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  • желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
  • если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  • уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  • если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  • выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Обоюдное перестроение по ПДД

Обоюдное перестроение регламентируется ПДД пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента. И если речь о машинах, движущихся по разным линиям следования параллельно или одна чуть быстрее другой, понятно, кто кому уступает. Какие могут возникнуть сложности при таком маневре:

  • Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.

Водитель машины, следующей впереди, может отслеживать действия второго автомобилиста лишь с помощью автомобильных зеркал, что гораздо труднее. В такой ситуации работает скорее здравый смысл, чем правила. Возможно, водителю едущего сзади авто стоит убавить скорость, чтобы пропустить находящегося впереди и избежать столкновения. Обоим нужно также принимать во внимание и требование второго абзаца п.8.1 ПДД:

  • Маневр может выполняться на многополосной дороге на мосту. Собственно, правила здесь те же: уступать всем, кто не меняет траектории следования, помехе справа, не создавать опасной ситуации, не препятствовать другим ТС. Но если дорога двухполосная, перемещаться на соседнюю линию движения на мосту вообще запрещено. Ограничение регламентировано п.9.4 ПДД:

Взаимное перестроение по ПДД

Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:

  • Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.

Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».

  • Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.

Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.

Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.

Помеха справа при перестроении по полосам

Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:

  • S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
  • F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.

Преимущество при перестроении из ряда в ряд

Преимущество перед оппонентом при перестроении из ряда в ряд имеется:

  • у автомобиля, едущего без изменения полосы в том же направлении;
  • у машины, приближающейся справа, при одновременном или взаимном перемещении ТС на соседний ряд.

Кто уступает при обоюдном перестроении

Кто уступает дорогу при обоюдном перестроении, зависит от изначального расположения ТС:

  • если они съезжаются на одну линию движения с разных, пропускает оппонента тот, у которого есть помеха справа;
  • если они едут по одной полосе друг за другом, пропускает другого тот автомобиль, которому это проще сделать без экстренного торможения и создания угрожающей ситуации иным образом.

Кто виноват в ДТП при перестроении

Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях. Виновного выявляют по совокупности нарушений правил.

В правый ряд

Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.

Чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. У него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 ПДД:

Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.

ДТП при перестроении в правый ряд

В левый ряд

Перестроение с правой полосы на расположенную левее тоже может завершиться аварией, если это путь несвободен. Виноват будет тот, кто не пропустил автомобиль, не меняющий полосу. То есть водитель, перестраивающейся машины. По правилам он должен дождаться, пока проедет левое ТС (пункт 8.4 ПДД). И лишь потом перемещаться на этот ряд самому. Правило «правой руки» здесь не работает, так как у не меняющего траектории автомобиля есть приоритет.

Спорные ситуации

Сложнее определить виновника ДТП, если дорога многополосная, или присутствуют факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника. Так бывает, например, если:

  • Сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. Здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
  • Рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. Например, первых 5, а путей всего 3. Естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. И если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам ГИБДД придется провести большую работу. Нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. Помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.

  • Перестроение выполнено резко, и в конце маневра произошло столкновение. Так бывает, когда машина из левого ряда B нырнула на правый под носом у идущего по ней C. И если вторая врежется в первую, когда та уже перестроилась, виновным могут признать водителя C. Сотрудники ГИБДД решат, что он нарушил дистанцию или превысил скорость. Хотя по существу виновен скорее водитель B, но это доказать труднее.
  • Обе машины едут по разным разметкам параллельно друг другу и сталкиваются на полосе. Виновным скорее признают водителя автомобиля, который ехал левее. Здесь работает условие «правой руки», то есть он должен уступить. Но существует также возможность назвать виновником автомобилиста правого ТС. Ведь нельзя исключать, что это левая машина изначально шла по полосе, не меняя ряда. Тогда она имеет преимущество, а правая должна была ждать.
  • То же положение автомобилей, как в предыдущем случае, но они идут по многополосной дороге, и на ней множество других машин. Виновным могут признать того, что едет слева, ведь он движется по разметке, значит, перестраивается. По правилам он и обязан уступить. Но может оказаться, что именно левое авто двигалось, не меняя полосы. А правое его потеснило в сторону. В результате левая машина переместилась на разметку.

Если все так и было, виновен водитель правого ТС. Но это тоже нужно доказывать.

При обгоне

Спешащему водителю может казаться, что едущий по соседней или по его полосе автомобиль движется слишком медленно. Он может захотеть обогнать неторопливое ТС, перестроившись затем в его ряд. В такой ситуации ДТП тоже не исключается. Виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:

  • водитель обгоняющего ТС, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
  • автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).

Сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях. Для его точного установления проводят экспертизу и опрашивают очевидцев.

Об аварии при перестроении смотрите в этом видео:

Штраф или другое наказание за ДТП?

При совершении аварии одним лишь штрафом автомобилист не отделается. И разделы КоАП, по которым будут наказывать нарушителя, разные:

  • если при перестроении он превысил скорость, то заплатит по статье 12.9 от 500 р. до 5000 р. или лишится ВУ на срок от 4 месяцев до года, в зависимости от того, насколько больше разрешенного был показатель;
  • тот, кто в ходе выполнения маневра долго ехал по разметке, отдаст 500 р. по статье 12.16;
  • если не включил поворотник перед перестроением, будет наказан по части 1 статьи 12.14:
  • к помешавшему проехать тому, кто имел приоритет, применят часть 3 статьи 12.14:

Ремонтировать разбитую машину потерпевшего будет страховая фирма виновника. Но если этих денег не хватит, скорее всего последнего ждет иск о возмещении урона. Возможно, что платить ему придется и за моральный ущерб, если ДТП было с пострадавшими или погибшими. К счастью, в подобных авариях последнее случается очень редко.

Штраф за перестроение на перекрестке

Штрафа собственно за перестроение на перекрестке не полагается, так как маневр этот на данном участке не запрещен. Наказать водителя могут:

Штраф за нарушение разметки при перестроении

Штраф за нарушение требований разметки, допущенное при перестроении, налагается по ч.1 ст.12.16 КоАП:

Нельзя пересекать линии 1.1, 1.3. Обе они являются сплошными и предназначены для разграничения траекторий следования транспорта, используются там, где их переезд может создать опасную ситуацию. Запрещено пересекать и 1.11, если ее пунктирная составляющая расположена слева.

Рекомендации специалистов

ДТП при перестроении обычно не бывают с тяжелыми последствиями, но их лучше избегать. Или двигаться так, чтобы в случае аварии не стать виновником. Это возможно, если:

  • ридерживаться правого края своего ряда (так больше свободы для маневра и меньше риска);
  • не наезжать на разметку без намерения перестроиться;
  • анализировать дорожную ситуацию с учетом поведения других автомобилистов;
  • перед перестроением убедиться с помощью зеркал машины, что оно безопасно (нужно видеть две соседние полосы и то, что происходит сзади);
  • не делать рывков при выполнении маневра, ехать плавно.

А здесь подробнее о ДТП на главной.

Перестроение в другой ряд следует совершать, если оно действительно необходимо и возможно. Если водитель не уверен в своих силах, даже в пробке лучше оставаться в пределах прежней полосы. И никогда не перестраиваться в «мертвой зоне».

Полезное видео

О том, как правильно перестраиваться, смотрите в этом видео:

Как избежать ДТП при перестроении, ответственность за аварию

Даже такой несложный маневр, как переезд автомобиля с одной полосы на другую, может завершиться аварией. Особенно часто это бывает при интенсивном движении.

Как и во всех подобных случаях, виновник определяется по обстоятельствам происшествия.

Правила перестроения

Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:

  • перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  • он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  • автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
  • при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.

Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД

Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  • желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
  • если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  • уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  • если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  • выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Обоюдное перестроение по ПДД

Обоюдное перестроение регламентируется ПДД пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента. И если речь о машинах, движущихся по разным линиям следования параллельно или одна чуть быстрее другой, понятно, кто кому уступает. Какие могут возникнуть сложности при таком маневре:

  • Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.

Водитель машины, следующей впереди, может отслеживать действия второго автомобилиста лишь с помощью автомобильных зеркал, что гораздо труднее. В такой ситуации работает скорее здравый смысл, чем правила. Возможно, водителю едущего сзади авто стоит убавить скорость, чтобы пропустить находящегося впереди и избежать столкновения. Обоим нужно также принимать во внимание и требование второго абзаца п.8.1 ПДД:

При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

  • Маневр может выполняться на многополосной дороге на мосту. Собственно, правила здесь те же: уступать всем, кто не меняет траектории следования, помехе справа, не создавать опасной ситуации, не препятствовать другим ТС. Но если дорога двухполосная, перемещаться на соседнюю линию движения на мосту вообще запрещено. Ограничение регламентировано п.9.4 ПДД:

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Взаимное перестроение по ПДД

Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:


  • Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.

Здесь обязательно выполняется требование п.8.4 «Правил…».

  • Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.

Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.

Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.

Помеха справа при перестроении по полосам

Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:

  • S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
  • F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.

Преимущество при перестроении из ряда в ряд

Преимущество перед оппонентом при перестроении из ряда в ряд имеется:

  • у автомобиля, едущего без изменения полосы в том же направлении;
  • у машины, приближающейся справа, при одновременном или взаимном перемещении ТС на соседний ряд.

Кто уступает при обоюдном перестроении

Кто уступает дорогу при обоюдном перестроении, зависит от изначального расположения ТС:

  • если они съезжаются на одну линию движения с разных, пропускает оппонента тот, у которого есть помеха справа;
  • если они едут по одной полосе друг за другом, пропускает другого тот автомобиль, которому это проще сделать без экстренного торможения и создания угрожающей ситуации иным образом.

Кто виноват в ДТП при перестроении

Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях. Виновного выявляют по совокупности нарушений правил.

В правый ряд

Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.

Чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. У него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 ПДД:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.


ДТП при перестроении в правый ряд

В левый ряд

Перестроение с правой полосы на расположенную левее тоже может завершиться аварией, если это путь несвободен. Виноват будет тот, кто не пропустил автомобиль, не меняющий полосу. То есть водитель, перестраивающейся машины. По правилам он должен дождаться, пока проедет левое ТС (пункт 8.4 ПДД). И лишь потом перемещаться на этот ряд самому. Правило «правой руки» здесь не работает, так как у не меняющего траектории автомобиля есть приоритет.

Спорные ситуации

Сложнее определить виновника ДТП, если дорога многополосная, или присутствуют факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника. Так бывает, например, если:

  • Сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. Здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
  • Рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. Например, первых 5, а путей всего 3. Естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. И если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам ГИБДД придется провести большую работу. Нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. Помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.

  • Перестроение выполнено резко, и в конце маневра произошло столкновение. Так бывает, когда машина из левого ряда B нырнула на правый под носом у идущего по ней C. И если вторая врежется в первую, когда та уже перестроилась, виновным могут признать водителя C. Сотрудники ГИБДД решат, что он нарушил дистанцию или превысил скорость. Хотя по существу виновен скорее водитель B, но это доказать труднее.
  • Обе машины едут по разным разметкам параллельно друг другу и сталкиваются на полосе. Виновным скорее признают водителя автомобиля, который ехал левее. Здесь работает условие «правой руки», то есть он должен уступить. Но существует также возможность назвать виновником автомобилиста правого ТС. Ведь нельзя исключать, что это левая машина изначально шла по полосе, не меняя ряда. Тогда она имеет преимущество, а правая должна была ждать.
  • То же положение автомобилей, как в предыдущем случае, но они идут по многополосной дороге, и на ней множество других машин. Виновным могут признать того, что едет слева, ведь он движется по разметке, значит, перестраивается. По правилам он и обязан уступить. Но может оказаться, что именно левое авто двигалось, не меняя полосы. А правое его потеснило в сторону. В результате левая машина переместилась на разметку.

Если все так и было, виновен водитель правого ТС. Но это тоже нужно доказывать.

При обгоне

Спешащему водителю может казаться, что едущий по соседней или по его полосе автомобиль движется слишком медленно. Он может захотеть обогнать неторопливое ТС, перестроившись затем в его ряд. В такой ситуации ДТП тоже не исключается. Виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:

  • водитель обгоняющего ТС, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
  • автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).

Сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях. Для его точного установления проводят экспертизу и опрашивают очевидцев.

ДТП при перестроении

В крупных городах интенсивность дорожного движения чрезвычайно велика, поэтому ДТП происходят достаточно часто. Одним из наиболее распространенных видов происшествий, которые происходят в условиях интенсивности движения, является ДТП при перестроении. Поскольку перестроение является одним из наиболее сложных маневров, требующих повышенного внимания и концентрации со стороны водителя, если лицо, управляющее автотранспортом, проявило недостаточную внимательность во время маневрирования, ДТП станет неизбежным. В таком случае, всем пострадавшим сторонам необходимо собрать все возможные данные относительно аварии, чтобы помочь сотрудникам ГИБДД установить виновника нарушения.

Как себя вести в случае ДТП

Каждый водитель должен четко знать порядок своих действий в случае, если произошло ДТП, независимо от того, является он виновником нарушения либо пострадавшей стороной. В случае, если на дороге произошла авария, то ее участник, в соответствии с пунктом 2.5. ПДД, должен выполнить следующее:

  • включить аварийную сигнализацию на автомобиле, если он оборудован ею, а также установить аварийный знак. В зависимости от того, где случилась авария, разнятся требования по расстоянию, на котором он должен быть выставлен по отношению к месту столкновения. Так, в городской местности знак должен устанавливаться на удалении 15 метров от места столкновения, а за пределами города – 30 метров. Если же ДТП произошло за непросматривающимся поворотом, то знак выставляется перед ним, для заблаговременного предупреждения других участников движения о неприятной ситуации на дороге;
  • все участники аварии, а также их автотранспорт, должны оставаться на месте столкновения до того момента, пока не приедут инспектора ГИБДД. Если же автомобили участников столкновения загораживают проезд и создают трудности для движения другому автотранспорту, то они могут быть убраны с проезжей части в том случае, если во время аварии пострадало только имущество. Однако большинство автоэкспертов рекомендует не торопиться убирать автомобили с места аварии, а предварительно набрать на телефон «горячей линии» полиции и получить консультацию от дежурного сотрудника ГИБДД относительно возможности убрать транспортное средство с проезжей части;
  • если принято решение убрать автотранспорт с дороги, то водитель должен зафиксировать положение автомобилей, участвовавших в происшествии. Сделать это необходимо в письменном виде, а также зафиксировав на фото либо видеокамеру, с привлечением свидетелей самой аварии;
  • в случае, когда в результате столкновения автомобилей присутствуют пострадавшие граждане, то им необходимо оказать первичную помощь, а также вызвать на место происшествия бригаду скорой помощи;
  • также необходимо попросить свидетелей аварии, которые не могут оставаться длительное время на месте происшествия, оставить свои контактные данные. В таком случае, представители ГИБДД, прибывшие на место ДТП, смогут связаться со свидетелями, при необходимости получения дополнительных разъяснений относительно аварии, и быстрее определить виновника столкновения. Если же свидетелей на месте происшествия не оказалось, а в прилегающем районе расположены жилые дома либо торговый центр, можно обойти данную территорию и постараться определить, нет ли там людей, которые могли быть свидетелями аварии;
  • набрать в ГИБДД и сообщить о самом событии и месте происшествия;
  • если же в результате столкновения при перестроении, пострадавшие лица отсутствуют, в самом ДТП участвовали только два автомобиля, и участники сходятся во мнении относительно виновника аварии, то в праве водителей ограничиться составлением Европротокола, без вызова на место происшествия представителей ГИБДД.

Также нужно порекомендовать сохранять спокойствие и рассудительность. Также нужно помнить, что во время перестроения приоритетное право движения находится у автомобилей, которые двигаются по полосе движения, а также того автотранспорта, которые заранее уведомил участников движения о планируемом маневре при помощи включения указателя поворота.

Как правильно выполнить перестроение

В случае, если водителю необходимо выполнить перестроение из одного ряда движения в другой, он должен учитывать не только сам маневр, но и дополнительные нюансы, такие как скорость движения собственного авто и других участников, а также расстояние до других автомобилей.

В случае необходимости выполнения перестроения, водитель должен следовать следующим правилам:

1. Водитель автотранспорта обязан заблаговременно уведомить всех участников движения о запланированном маневре, путем включения указателей поворотов, а в случае, если они не работают, жестами руки.

2. Совершая перестроение, водитель обязан пропустить те автомобили, которые двигаются по полосе движения не изменяя своего направления и не осуществляя маневрирования.

3. Если сразу два транспортных средства, находящихся на разных полосах движения выполняют перестроение, то приоритет будет у того автомобиля, который двигается по правой полосе.

4. Если перестроение выполняет пассажирский автобус от общественной остановки, то транспортное средство обязано его пропустить ввиду наличия приоритета у общественного автотранспорта.

Определение виновника

Чтобы определить лицо, которое оказалось виновным в произошедшей аварии, необходимо понимать при каких обстоятельствах произошло столкновение автомобилей. ДТП может возникнуть вследствие взаимного перестроения автомобилей, при перестроении из правого ряда в левый и наоборот.

В случае обоюдного перестроения

Если столкновение двух автомобилей случилось в тот момент, когда оба водителя выполняли маневр по перестроению, необходимо выяснить, какое транспортное средство находилось ближе к правой части дороги. Именно водитель данного транспортного средства имел преимущество при выполнении взаимного маневра, соответственно водитель автомобиля, который двигался слева, должен был предоставить ему преимущество. В данной ситуации действует принцип так называемой «помехи справа».

При перестроении из правого ряда

В случае возникновения такого ДТП установить виновного будет достаточно просто. Независимо от того, когда был включен сигнал левого поворота, водитель автомобиля, который совершал маневр, был обязан пропустить вперед абсолютно все транспортные средства, которые двигались по левой полосе, не меняя своего направления движения.

Перестроение слева направо

Если водитель совершал маневр перестроения с левой полосы движения на правую, в результате чего произошло столкновение, то виновным будет именно тот участник движения, который двигался по левой полосе. Согласно действующим требования ПДД, автомобиль, при движении по левой полосе, должен пропустить весь автотранспорт, передвигающийся по правой стороне.

При завершении маневра перестроения

Если транспортное средство уже завершило перестроение и после этого произошло столкновение, то виновником ДТП будет тот автомобиль, который двигался позади авто, завершившего маневр перестроения. В отдельных ситуациях нарушителем может быть признан водитель ТС, которое выполняло маневр.

Это произойдет в таких случаях:

  • автомобиль, двигавшийся справа, был вынужден применить экстренное торможение;
  • перестроение было выполнено внезапно;
  • водитель, который совершал перестроение, нарушил предельно допустимый скоростной режим.

Размер наказания

Размер штрафа, который будет выписан в адрес нарушителя, будет зависеть от каждой конкретной ситуации. Прежде всего, представители ГИБДД, прибывшие на место аварии, должны установить какой пункт ПДД был нарушен. Именно этот момент будет определять взыскание, положенное для нарушителя.

Наиболее часто сумма денежного штрафа будет определяться такими статьями КоАП:

  1. Не включение указателя поворота при перестроении, приведшее к ДТП – статья 12.14. Размер наказания – 500 рублей.
  2. Долгое выполнение маневр, приведшее к столкновению автотранспорта – ст. 12.16 часть 1. Денежное наказание – 500 рублей.
  3. Непредоставление преимущества участникам движения при выполнении перестроения на перекрестке часть 2 статьи 12.13. Полагаемое взыскание – 1 тысяча рублей.
  4. Создание помехи на перекрестке тем автомобилям, которые выполняют поперечное движение (статья 12.13 часть 1). Полагаемое наказание – 1 000 рублей.
  5. Нарушение скоростного режима при выполнении перестроения (статья 12.9). Сумма штрафа – от 500 рублей до 5 тысяч.

Дополнительно, в случае доказательства, водитель может быть наказан штрафом в 500 рублей за нарушение требований дорожной разметки. Еще одна санкция – 1 тысяча рублей, будет положена нарушителю, если он не установил аварийный знак после произошедшего ДТП.

Также, независимо от суммы штрафа, нарушитель должен в полной мере возместить ущерб пострадавшему лицу либо лицам. В случае, когда в результате аварии здоровью пострадавших причинен тяжкий вред либо есть погибшие, то ответственность из административной автоматически становится уголовной.

В заключении нужно отметить, что каждый водитель должен помнить о той ответственности, которую он несет, сев за руль автомобиля. Необходимо четко придерживаться всех норм и правил ПДД, а также заблаговременно уведомлять всех участников движения о запланированном маневре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: