Карман дороги: когда можно и нельзя парковаться?

Парковочный карман

  • Что говорится в ПДД
  • Для чего предназначен
  • Какой частью дороги является
  • Взаимодействие с запрещающим остановку знаком
  • Как правильно парковаться на участке
  • Штраф за нарушение ПДД

Большинство водителей уверены, что парковочные карманы предназначены исключительно для стоянки ТС, а значит размещать в них автомобиль можно как угодно, не принимая во внимание другие присутствующие дорожные обозначения. Такое заблуждение приводит к составлению протокола инспектором ГИБДД и назначению штрафа за неправильную парковку.

Что говорится в ПДД

Определения «парковочный карман» нет в ПДД. Однако, есть расшифровка термина «парковка». Согласно п. 1.2, под этим термином подразумевается часть проезжей части или примыкающая к ней территория. Исходя из этого описания, парковочный карман, в зависимости от своего местоположения и технических характеристик может относится и к прилегающей территории, и к уширению проезжей части.

Для чего предназначен

Несмотря на название, уширение проезжей части не предназначено для движения транспортных средств. Основная задача, которую решает парковочный карман – остановка и стоянка транспортных средств.

Ещё одно предназначение кармана – в качестве места остановки общественного транспорта. В этом случае он имеет разметку 1.17, а рядом располагается обозначение остановки автобуса, такси или трамвая.

Какой частью дороги является

Исходя из пункта 1.2 и определения термина парковки, этот участок не предназначается для сквозного движения ТС и относится к территориям, прилегающим к проезжей части. Однозначно отнести его к парковке (прилегающей территории) можно при наличии дорожного знака 6.4 и соответствующей ему желтой разметки на асфальте.

Но изредка, из-за своего расположения, парковочный карман трактуется как уширение проезжей части, то есть является ее частью. Такой участок дороги не имеет специальных обозначений и не отделяется от остальной дороги разметкой или, например, бордюром. Некоторые инспекторы ГИБДД пользуются этой неточностью в формулировках и назначают водителям штрафы за остановку под запрещающим знаком или неправильное расположение ТС на дороге.

Взаимодействие с запрещающим остановку знаком

Привычная ситуация на дороге – на одной или обеих сторонах улицы установлен знак 3.27, запрещающий остановку, а прямо за ним создан парковочный карман. Ответ на вопрос можно ли здесь припарковаться на законных основаниях зависит от множества факторов:

  1. При отсутствии знака парковки, с указанием способа расположения ТС, водителю следует придерживаться требований знака «Остановка запрещена» и подыскать другое место для стоянки. Так как в этом случае, карман – это уширение проезжей части и на него распространяется действие запрещающего знака.
  2. При наличии жёлтой разметки 1.17 и знака остановки общественного транспорта парковка других ТС на этом участке также запрещена. Не стоит оставлять свой автомобиль не только в кармане, но и ближе 15 метров от него с обоих сторон.
  3. При установленном перед карманом знаком 6.4 «Парковка», остановка и стоянка в нем допустима, даже при наличии другого запрещающего знака. Действие последнего распространяется только на проезжую часть, а карман, в данном случае, к ней не относится. Он является прилегающей территорией – парковкой.

Как правильно парковаться на участке

Правильное размещение ТС в парковочном кармане – сложный вопрос, имеющий несколько вариантов ответа. Такая вариативность связана с отсутствием в ПДД четких формулировок. Вначале водителю следует убедиться можно ли оставлять свой автомобиль на данном участке:

  • разрешено – при наличии знака 6.4 и одноименной разметки на асфальте;
  • запрещено – при наличии знака 3.27 и отсутствии других обозначений парковочного места.

Способ расположения автомобиля на этом участке, также, напрямую зависит от присутствующих дорожных обозначений:

  1. При отсутствии знака «Остановка запрещена» и «Парковка», водитель может разместить свое транспортное средство только параллельно движению потока, с краю проезжей части или на обочине.
  2. При наличии знака «Парковка», остановка и стоянка автомобиля возможна под любым углом к проезжей части, параллельно или перпендикулярно ей. Эта территория не относится к проезжей части, а является прилегающей. Важно, чтобы такое размещение не мешало парковаться другим автолюбителям, но четких правил по этому вопросу не предусмотрено.

Иногда такой уловкой пользуются сотрудники ГАИ. Они штрафуют водителей, разместивших свои ТС под углом к проезжей части в парковочном кармане, не оборудованном знаком «Парковка». С точки зрения ПДД, на данном участке разрешается только параллельное расположение машин (как на краю проезжей части или обочине).

Штраф за нарушение ПДД

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает как общее наказание для всех нарушителей правил стоянки и остановки транспортных средств, так и содержит меры ответственности для частных случаев.

Наказания, которые грозят нарушителю, согласно этому документу:

  • неправильная парковка, без уточнения частного случая. Сюда относится, например, и неправильное расположение припаркованного автомобиля на проезжей части (ст. 12.19, ч. 1) – предупреждение от инспектора ГИБДД или денежный штраф в размере 500 рублей;
  • несоблюдение правил парковки и стоянки транспортного средства, совершенное на территории Москвы или Санкт-Петербурга, карается штрафом 2500 рублей (ст. 12.19, ч. 5);
  • размещение ТС в кармане, который по сути является уширением проезжей части и предназначается для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта (при этом имеются все необходимые обозначения) (ст. 12.19, ч. 3.1) – 1000 рублей;
  • аналогичное правонарушение, совершенное на территории Москвы или Санкт-Петербурга (ст. 12.19, ч. 6) – денежное взыскание в размере 3000 рублей.

Парковочный карман – это не всегда однозначно разрешенное и легальное место для стоянки и остановки транспортного средства. Перед тем как припарковать здесь автомобиль, водителю стоит убедиться в наличии или отсутствии знаков 3.27 и 6.4, и только после этого принимать решение об остановке и способе размещения ТС.

Остановка и стоянка в ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о различиях понятий остановка и стоянка, а также о правилах дорожного движения, относящихся к выполнению остановки и стоянки. Кроме того, будут рассмотрены и возможные штрафы за неправильную парковку транспортных средств.

Различия понятий остановка и стоянка

В первую очередь давайте разберем разницу между понятиями остановка и стоянка. Это позволит в дальнейшем рассматривать правила для каждого из маневров по отдельности.

Если говорить максимально просто, то эти понятия различаются по своей длительности. Остановка – короткий маневр, а стоянка – маневр длинный. Однако это не все их различия, поэтому обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:

Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Стоянка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В первую очередь и остановка, и стоянка являются преднамеренным прекращением движения, то есть они осуществляются по желанию водителя. Не нужно путать их с прекращением движения в соответствии с ПДД (например, чтобы пропустить пешеходов на переходе) и с вынужденной остановкой:

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства является остановкой в двух случаях:

  • Если автомобиль не двигался менее 5 минут. При этом не имеет никакого значения, чем занимались в это время водитель и пассажиры.
  • Если транспортное средство остановилось для посадки или высадки пассажиров либо для погрузки или разгрузки грузов. При этом не имеет значения длительность маневра.

Все остальные преднамеренные прекращения движения (длительностью 5 минут и более и не связанные с посадкой пассажиров и выгрузкой грузов) являются стоянкой.

Длительность менее 5 минут Длительность более 5 минут
Происходит посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка остановка
Отсутствует посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузов остановка стоянка

Еще раз про длительность маневра. 4 минуты 59 секунд – остановка. 5 минут 0 секунд – стоянка.

Еще раз про загрузку/разгрузку грузов. Если водитель вышел покурить на 10 минут, то имеет место стоянка. Если водитель вышел покурить на 10 минут и достал для удобства из багажника табуретку (груз), то имеет место остановка.

Правила выполнения остановки и стоянки в 2021 году

Правила дорожного движения, относящиеся к выполнению остановки и стоянки, располагаются в главе 12:

Где можно ставить транспортное средство?

На правой стороне дороги

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии – на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, – на тротуаре.

1. Если справа от проезжей части есть обочина, то автомобили разрешается ставить только на обочине. Если обочина занята другими автомобилями или чем-то еще, то ставить автомобили на проезжей части не разрешается.

2. Ставить автомобили на проезжей части можно только в случае отсутствия обочины. При этом машина должна стоять у края проезжей части, то есть у бордюра.

В населенных пунктах паркуется огромное количество автомобилей и чтобы встать рядом с бордюром придется выполнить парковку задним ходом. Водитель, который не умеет выполнять параллельную парковку и оставляет машину в метре от края проезжей части, является нарушителем.

3. В исключительных случаях можно ставить автомобили и на тротуаре. Ниже данная ситуация будет рассмотрена более подробно.

На левой стороне дороги

Рассмотрим вторую часть пункта 12.1:

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

На левой стороне дороги можно останавливаться только в населенных пунктах и только в следующих случаях:

1. На двухполосных дорогах (по одной полосе в каждом направлении) без трамвайных путей посередине. Если трамвайные пути расположены слева или справа, то они не запрещают остановку на левой стороне дороги.

Примечание. На практике на дороге может быть нанесена сплошная линия разметки, которая не позволит выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

2. На дорогах с односторонним движением также разрешена стоянка на левой стороне. В данном случае наличие или отсутствие трамвайных путей не играет абсолютно никакого значения.

Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн (категория С) могут останавливаться на левой стороне дорог с односторонним движением только для загрузки или разгрузки. Т.е. на дороге с односторонним движением грузовик не может на левой стороне дороги:

  • выполнить стоянку;
  • остановиться на время менее 5 минут (без погрузки);
  • остановиться для посадки или высадки пассажиров.

Однако водитель грузовика может встать на стоянку на правой стороне дороги с односторонним движением.

Как ставить транспортное средство?

Параллельно краю проезжей части

Ответ на вопрос как ставить транспортное средство дается в пункте 12.2 правил дорожного движения:

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Таким образом транспортные средства должны стоять параллельно краю проезжей части и при этом как можно ближе к этому самому краю.

Если водитель не умеет выполнять параллельную парковку и попытается припарковаться передом на небольшом расстоянии, то с большой долей вероятности он поставит автомобиль под углом. Такая парковка является нарушением правил дорожного движения, и за нее предусмотрен штраф, речь о котором пойдет ниже.

Отдельно стоит рассмотреть правила парковки двухколесных транспортных средств (мотоциклов, скутеров, мопедов, велосипедов). Их разрешается ставить в 2 ряда, т.е. один из мотоциклов может стоять и не у края проезжей части.

Под углом к краю проезжей части

Отдельный абзац пункта 12.2 регламентирует постановку транспортных средств под углом:

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Ставить транспортные средства под углом к проезжей части разрешается только в тех местах, где имеется местное уширение проезжей части, и только в том случае, если на это указывают одновременно дорожные знаки и дорожная разметка.

На тротуаре

Последний абзац пункта 12.2 посвящен остановке и стоянке транспортных средств на тротуарах:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 – 8.6.9.

Речь идет о следующих знаке и табличках:

8.4.18.4.8 “Вид транспортного средства”. Указывают вид транспортного средства, на который распространяется действие знака.

8.6.18.6.9 “Способ постановки транспортного средства на стоянку”. 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку на проезжей части вдоль тротуара; 8.6.2 – 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.

Обратите внимание на то, что на тротуаре могут стоять только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Причем только при наличии соответствующих знаков.

Кроме того, транспортные средства должны стоять именно так, как это изображено на табличке:

Обратите внимание, только на 6 из 9 табличек изображена постановка автомобиля на тротуаре. 3 таблички предусматривают остановку около тротуара. Однако на все транспортные средства распространяется только первая табличка.

Запрещается ставить на тротуар любые грузовые автомобили, причем не только категории C, но и категории B. При этом все грузовые автомобили должны останавливаться только параллельно краю проезжей части, а при наличии на дороге одной из табличек 8.6.2 – 8.6.9 не могут останавливаться вообще.

Также нарушением правил является и остановка легкового автомобиля или мотоцикла на тротуаре при отсутствии соответствующей таблички.

Перейдем к штрафам за нарушение правил остановки и стоянки.

Штрафы за неправильную парковку в 2021 году

Штрафы за нарушения правил парковки, рассмотренные в этой статье, могут быть наложены по статье 12.19 кодекса об административных правонарушениях:

Остановка или стоянка В Москве или Санкт-Петербурге В других регионах
на железнодорожном переезде 1 000 рублей или
лишение прав на 3-6 месяцев
на месте для инвалидов 5 000 рублей
на пешеходном переходе 3 000 рублей 1 000 рублей
на тротуаре 3 000 рублей 1 000 рублей
на остановке общественного транспорта или такси 3 000 рублей 1 000 рублей
на трамвайных путях 3 000 рублей 1 500 рублей
далее первого ряда 3 000 рублей 1 500 рублей
в тоннеле 3 000 рублей 2 000 рублей
с созданием препятствий
для других ТС
3 000 рублей 2 000 рублей
в зоне действия
запрещающих знаков
3 000 рублей 1 500 рублей
в других случаях 2 500 рублей предупреждение или 500 рублей

В 2021 году наказания за неправильную остановку и стоянку являются не слишком высокими, поэтому многих водителей они не останавливают. Даже на “самых дорогих” местах для инвалидов нередко стоят автомобили нарушителей.

Также следует сказать и о том, что существует дополнилеьный перечень мест, в которых запрещаются остановка и стоянка. Они рассмотрены в отдельной статье:

Парковка в «кармане»: когда можно остановиться по закону?

Не стоит спешить парковаться, едва увидев у обочины заездной карман. А все потому что в порыве радости от столь чудесной находки среди забитых автомобилями городских стоянок и обочин, многие водители не замечают сопутствующих этим инфраструктурным элементам знаков. Кроме того, далеко не всем известны правила эксплуатации подобных заездов, и это еще одна причина для отказа их использования без предварительного изучения ПДД.

В каких случаях запрещена стоянка в парковочном кармане

Прежде чем приступить к детальному изучению вопроса, стоит обозначить, что под карманом подразумевается расширение проезжей части, которое может сопровождаться сопутствующими знаками и/или разметкой или оставаться свободными от них.

Вне зависимости от этих обстоятельств, предусмотренный заезд имеет непосредственное отношение к проезжей части, а это значит, что на нее в полной мере распространяются правила дорожного движения.

А останавливаться в этом месте или нет, подскажут установленные на этом участке указатели дорожного движения и разметка.

И прежде всего, стоит обозначить ситуации, когда остановка в карманах запрещена. Среди них:

  • Места для общественного транспорта. Очень часто заездные кармашки предусматриваются для городских автобусов, троллейбусов и маршрутных транспортных средств. К слову, узнать такие участки совсем несложно, поскольку они обозначаются соответствующими знаками и разметкой (желтой сплошной или ломаной, а также буквами «А»).
  • Карманы, обозначенные знаком 3.27, запрещающими парковку со стороны их установки. Примечательно, что такие указатели могут сопровождаться вспомогательными табличками, обозначающими зону их действия.
  • Наличие таблички 8.24 «Работает эвакуатор», которая чаще всего прилагается к группе знаков 3.27-3.30. Такое обозначение используется для того, чтобы предупредить автомобилистов о возможной эвакуации.

Хотя возможными остаются и всевозможные спорные ситуации. И одной из наиболее распространенных из них является полное отсутствие каких-либо обозначений. В этом случае также не стоит использовать карман для парковки, поскольку речь идет о прямом нарушении действующих на сегодняшний день ПДД.

Когда разрешается остановка в уширении проезжей части

Возникает вполне резонный вопрос – когда же вообще можно парковаться в таких карманах и можно ли? На самом деле можно, ведь для чего-то же они были изначально предназначены. Другое дело, что речь идет только о тех заездах, которые обозначаются знаком 6.4 «Парковка» или табличками, обозначающими парковочную зону.

Если же этот знак тесно граничит с перечисленными выше запрещающими указателями и табличками, то налицо очередная спорная ситуация.

И чтобы не испытывать судьбу, получая перспективу в виде разбирательств с представителями ДПС, имеет смысл проехаться в поисках более подходящего места для стоянки своего транспортного средства, где уж точно не возникнет никаких проблем.

Что грозит водителю за нарушение правил парковки

А ведь препирательства с блюстителями правопорядка чреваты не только неприятными эмоциями, но и более ощутимыми последствиями, которые могут неплохо ударить по водительскому карману. Да-да, речь идет о штрафе, размер которого четко прописан в действующем Кодексе административных нарушений Российской Федерации.

И если руководствоваться этими правовыми нормами, то остановка в месте расширения проезжей части, не обозначенной какими-либо знаками (часть 1 статьи 12.19 КоАП РФ), грозит нарушителю денежным взысканием в размере 500 российских рублей.

Если же инцидент произойдет в Москве или Санкт-Петербурге, то штраф будет увеличен в 5 раз, регулируясь 5 частью этой же статьи.

За такой же проступок в зоне остановки общественного транспорта придется выложить тысячу рублей, поскольку именно такой штраф предусматривается частью 3.1 статьи 12.19.

В то же время жителям теперешней и бывшей столицы подобная шалость выльется в 3 тыс., что обозначено в части 6 статьи 12.19. И здесь можно перефразировать известную фразу про «Не уверен – не обгоняй», используя вместо последней рекомендации слово «не паркуйся».

Правила на парковке, о которых вы могли забыть

Парковка — место для стоянки автомобилей, обозначенное знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)». По ПДД это не проезжая часть, но правила дорожного движения там тоже действуют. Напомним, какие ПДД на парковке действуют, и о чем следует знать, чтобы не потерять деньги на штрафах.

⚠️ Парковка транспортных средств параллельно проезжей части — только в один ряд

Но есть и исключения: мотоциклы, мопеды и другие двухколесные транспортные средства без бокового прицепа разрешено парковать в два ряда

☝️ Будьте внимательны, когда открываете двери на парковке

Не стоит стоять посреди паркинга с распахнутыми дверями и мешать проехать другим. За это штрафуют

🚗 Перед тем как покинуть машину, убедитесь, что она не продолжит двигаться

Правила запрещают оставлять автомобиль с открытыми дверями и ключом в замке зажигания. Также стоит затянуть ручник, а если он неисправен — подложить под колесо специальный упор

👧 Не оставляйте в машине детей младше 7 лет без присмотра

С таким ребенком в автомобиле обязательно должен быть человек старше 18 лет. Если это невозможно, ребенка придется взять с собой

🗣️ За нарушение правил — штраф

В ПДД есть отдельный знак для парковок, но нет отдельного штрафа. Штрафуют за нарушение правил остановки и стоянки. Санкция — от предупреждения до штрафа в 500 Р . В Москве и Санкт-Петербурге сразу штрафуют на 2500 Р : предупреждение не предусмотрено. 5000 Р придется заплатить за парковку на месте, предназначенном для инвалидов

🚦 Как быть в курсе новостей про авто

Если вы еще не знаете ничего об автотранспорте и парковках — у нас есть бесплатный курс для тех, кто решил купить первую машину: от ее выбора до уверенного поведения на дороге.

Кажется, для жителей столицы самое сложное в парковке — это её найти :)

Я бы еще добавил про п.8.9 и п.13.11 ПДД (“помеха справа”), что особенно актуально для больших парковочных мест (например, у ТЦ) при отстутствии знаков приоритета. Часто замечаю, что “негласно” большинством какая-то часть парковки, по которой чаще ездят (зачастую прямой участок), принимается за главную дорогу, и все участники движения, которые выезжают на данный участок парковки, уступают тем, кто движется по этому участку.

mx, я недавно где-то читал, что, если на парковке ТЦ знаки приоритета есть, но установлены без согласования с ГИБДД, то при разборе ДТП гаишники могут определить виновника по правилу помехи справа, как будто никаких знаков нет. Во всяком случае, такие примеры люди обсуждали, только вот не могу найти где :(

mx, видимо оттого, что те уже едут, а выезжающие только начинают движение и обязаны убедиться в безопасности своих действий

ET, Начинают движение они выезжая с парковочного места. А в описанной ситуации они действуют по принципу ДДД.

Бесят водители, которые на площадке торгового центра срезают путь по парковочным местам, а не едут по дороге между парковочными местами

был случай. Я заезжала на парковочное место и в соседской машине водитель резко открыл Дверь. Обошлось все 0,5 мм от моей машины. Мы оба чуть не поседели – моей машине было 2 дня. Он ещё на меня наорал, что мне смотреть надо куда я заезжаю! Хотя я уже заканчивала маневр, заехала на 70%. Кто виноват?

sagtona, где-то читала разбор подобной ситуации – виновным признали водителя открывающего дверь – прежде чем покинуть авто и открывать дверь он должен был убедиться в безопасности маневра. А тот, который орал на вас – просто выкрикивал свой страх)) ну и глупость.

Дверям как-то маловато внимания уделяют, всех своих пассажиров строго научить 1. смотреть в зеркало при открытии двери, 2. открывать медленно и аккуратно, т.к. можно поцарапать нормально так соседнюю машину

Alina, всех своих пассажиров всегда предупреждаю – В машине главная Я! И только с моего разрешения они могут отстёгиваться и покидать машину!)) Никаких проблем! Нас так инструктор учил, а практика показывает – именно так верно – не всегда пассажиры могут оценить обстановку.

Я, честно говоря, даже не знаю, как охарактеризовать людей, для которых актуальны 3 из 5 важных советов – про один ряд для машин, неподвижность транспортного средства и оставленного без присмотра ребёнка (в данном случае, я не знаю, как можно оставить в такой ситуации своего или вверенного по договорённости и воле случая ребёнка). Заметная часть водителей о них, к сожалению, не в курсе, но мне кажется, что среди данной аудитории таких людей меньше.
В то же время нет комментариев и никак не раскрыта практика по открытым дверям, а также общим нарушениям. Например, если я не ошибаюсь, движение через сплошные линии разметки 1.1 запрещено, но за это нет никакого наказания, если дело не касается встречки. В то же время, как здесь правильно заметили ниже, организация движения на подведомственных территория (в т.ч. парковках ТЦ) может быть признана недействующей. Как я понимаю, это может произойти, если она сделана с нарушениями или по иным причинам, а отдуваться за всё будут участники дородного движения (в том числе и пешеходы).
Таким образом, было бы здорово, если бы Т-Ж заботливо опубликовал практику по ДТП и штрафам по:
1) открытым дверям – мне только известно, что инспекторы и участники часто используют для оценки разные “объективные” наречия, например, СТРЕМИТЕЛЬНО – стремительно ехал и стермительно открыл дверь, ох-ох;
2) движению сквозь границы парковочных мест;
3) общим ситуациям по нарушению парковки – например, что делать, если человек припарковался абсолютно нелепо, не имея при этом на то оснований.

Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10:

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

Рассмотренное апелляционное определение Верховного суда РФ позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций:

  1. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
  2. Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Можно ли припарковать автомобиль в кармане на дороге? В каких случаях нельзя и размер штрафа?

Содержание:

  • 1. Зачем нужны обозначения мест стоянки?
  • 2. Какие документы отражают основные понятия?
  • 3. Можно ли парковаться в кармане?
  • 4. Если место для стоянки никак не обозначено
  • 5. Ответственность
  • 6. Видео по теме:

Назначение так называемых карманов на проезжей части вызывает обширные споры. Кто-то считает, что они предназначены исключительно для парковки, кто-то – что пользоваться ими может только общественный транспорт с целью посадки или высадки пассажиров. Для чего нужны карманы на дороге, и в каких случаях парковка в них может обернуться неприятными последствиями в виде штрафа, рассмотрим далее.

Зачем нужны обозначения мест стоянки?

Пробелы в законодательстве в части обозначения мест для стоянки автомобиля стали причиной всевозможных спорных ситуаций. Большую популярность стали иметь платные парковки, организованные, по факту, незаконно. Иногда плату за автомобиль, припаркованный во дворе многоквартирного дома, принудительно взимали с жителей расположенных в этих домах квартир.

С целью пресечения незаконно выписанных штрафов за стоянку в ПДД был закреплен термин «парковка». Для обозначения парковки определили дорожный знак 6.4, который раньше обозначал место для стоянки. Такой шаг породил новые спорные ситуации, ведь обозначенные ранее таким знаком места стоянок новому определению парковок не соответствовали.

Для устранения возникших казусов был изменен п. 12.2 ПДД , в новой редакции которого отражалась возможность парковки автомобиля следующим образом:

  • параллельно проезжей части дороги:
  • под углом к дороге в случае наличия знака с указанием подобного способа парковки.

Неточности в нормативно-правовых актах, регламентирующих правила стоянки автомобиля, дали повод для самовольных действий со стороны сотрудников ГИБДД. Так, за непараллельную дороге парковку в кармане водителю выписывали штраф 500 руб. по ст. 12.19 . Для систематизации НПА стал применяться термин «площадка».

Какие документы отражают основные понятия?

Для определения факта нарушения водителем Правил дорожного движения в части незаконной парковки или с целью защиты своих интересов водителем в суде необходимо иметь представление об основных понятиях частей автомобильных дорог.

На помощь в знакомстве с понятиями придут следующие документы:

  1. Правила дорожного движения , в которых из терминов по организации стоянки используется только «парковка», т.е. специально обозначенный участок, предназначенный для платной или бесплатной (в зависимости от решения собственника) парковки автомобиля.
  2. ГОСТ 32846-2014 , отражающий благоустройство дорог общего пользования. Согласно указанному документу к стоянке для автомобилей можно отнести не только организованную площадку, но и расширение проезжей части, предназначенное для:
  • остановки транспорта;
  • недлительной стоянки у памятников, СТО или иных объектов.
  1. ГОСТ Р 52289-2019 . Согласно этому документу обозначение стоянки автомобилей происходит с помощью знака 8.6.1 «Способ постановки на стоянку». Наличие таблички с указанием конкретного способа расположения транспортного средства под знаком обязательно.

Пункт 5.7.5 указанного ГОСТа исключает обозначение парковки без таких табличек. Таким образом, знак, обозначающий парковку и не имеющий дополнительную табличку с указанием способа осуществления парковки (8.6.2 – 8.6.9), будет признан не соответствующим рассматриваемому ГОСТу. Привлечение к ответственности за неправильную парковку на основании такого знака будет неправомочным и легко оспариваемым в суде.

  1. СП 42.13330.2016 – свод правил по градостроительству. Этот документ отражает понятие стоянки следующим образом: площадка на проезжей части или тротуаре, обеспеченная необходимой пропускной способностью (количество автомобилей в час).
  2. СП 396.1325800.2018 – свод правил по пролегающим на территории населенных пунктов улицам и дорогам, отражающих, среди прочего, ширину парковок. Согласно этому документу:
  • парковки не допустимы на магистральных дорогах и улицах 1 и 2 класса;
  • допускается организация парковок на магистральных улицах 3 класса и улицах районного значения в специально отведенных карманах;
  • на парковки, расположенные на территории улиц города или села, ограничения не накладываются. Таким образом, если карман расположен на участке жилой или поселковой улицы, парковать автомобиль можно без рисков быть привлеченным к ответственности.

Можно ли парковаться в кармане?

Любой карман на проезжей части должен быть обозначен одним из следующих образов:

  1. Желтой разметкой 1.17 совместно со знаками, обозначающими места остановки маршрутных транспортных средств (5.16-5.18). Парковка автомобиля при таких условиях является недопустимой;
  2. Знаком «Парковка» с табличкой, обозначающей конкретный способ постановки автомобиля. В таком месте у водителя есть все законные основания для осуществления парковки;
  3. Знаком «Остановка запрещена».

Иногда перед карманом, не обозначенным знаком или разметкой, установлен знак 3.2, запрещающий остановку в указанном месте. Этот факт вводит в заблуждение водителей, ведь по факту не обозначенный карман не является частью дороги, на которую распространяются действия знака. Но сотрудники ГИБДД зачастую не разделяют такую точку зрения и относят карман к расширению проезжей части.

Во многих источниках говорится о том, что если наряду со знаком «Остановка запрещена» будет установлен знак «Парковка», то приоритет будет иметь последний. Однако нередки случаи, при которых сотрудники ГИБДД составляют протоколы на водителей, припарковавших автомобиль в таком спорном месте.

Если место для стоянки никак не обозначено

Согласно ПДД для движения предназначена дорога, а для парковки – прилегающая к ней территория, на которой, напротив, сквозное движение запрещено. Если карман никак не обозначен, он приравнивается к прилегающей к дороге территории и допускает парковку транспорта.

В п. 12 ПДД указана возможность осуществления парковки:

  • на обочине, расположенной справа от проезжей части;
  • с краю от дороги;
  • в исключительных случаях на тротуаре в специально отведенных местах при условии наличия соответствующего знака и таблички.

Тем не менее, парковка в кармане до сих пор вызывает много спорных ситуаций между водителями и инспекторами. Для недопущения таких споров законодателю следует систематизировать нормативную базу по рассматриваемому вопросу.

Ответственность

Наказание за нарушение, допущенное при парковке транспорта, регламентируется статьей 12.19 КоАП . Его размер напрямую зависит от вида совершенного правонарушения:

  1. Остановка в расширении проезжей части, не обозначенной соответствующим образом, влечет за собой наложение штрафа 500 руб. На первый раз водитель может отделаться предупреждением. Если нарушение произойдет на улицах Питера или Москвы, размер штрафа будет больше в 5 раз (2500 руб.).
  2. Парковка на участке дороги, предназначенном для остановки маршруток, автобусов или такси, грозит нарушителю штрафом в 1000 руб. Жителям Москвы и Питера в этом случае придется заплатить 3000 руб.

Если водитель считает, что штрафные санкции к нему применены незаконно, он может обжаловать постановление, вынесенное сотрудником ГИБДД. Для этого необходимо подготовить достаточную доказательную базу и выучить все правила и понятия, указанные в статье.

Шлагбаум открывается

Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.

Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.

Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.

В нашем случае, случилось вот что – дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома. В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.

В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка. Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму. Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому – нет, решало общее собрание автовладельцев дома.

Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. Причину записали в протоколе так :”за нарушение правил парковки и правил въезда”. А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.

Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что “доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев”. Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ – нет. По его мнению, вывод коллег “не соответствует требованиям закона”.

Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) – человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений. И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать “устранения нарушений своих прав”.

Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. И общий вывод – собственнику квартиры в доме принадлежит “безусловное и неотчуждаемое” право на пользование общим имуществом в доме. И дополнение к сказанному – “любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено”.

Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола – исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор – до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.

Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о “наложении каких-либо ограничений права” истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.

Еще один любопытный момент – право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы. Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года). Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан – это решение гражданско-правового сообщества, то есть “определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения”. Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод. Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим. Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.

Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: