ГИБДД требует аккаунт каршеринга – это законно? 2021

Что грозит за покупку или использование чужого аккаунта каршеринга при остановке ГИБДД?

В последние месяцы среди пользователей сервисов каршеринга участились случаи, когда их останавливают сотрудники ГИБДД и требуют показать аккаунт в смартфоне, чтобы удостовериться, что за рулём именно заказчик сервиса аренды авто. Насколько это правомерно, что будет, если вы сели в автомобиль по чужому логину, можно ли покупать чужие аккаунты и что за это будет, давайте выясним это!

Могут ли ДПС проверять телефон?

Нет. Если быть точнее, то законным такое требование не может быть, но никто не может запретить инспектору ДПС попросить показать ваш телефон с аккаунтом каршеринга для проверки, чтобы убедиться, что он у вас не “левый”.

По закону всё, что инспектор может требовать у вас при остановке, перечислено в пункте 2.1.1 ПДД:

  • водительское удостоверение,
  • страховку ОСАГО (кроме электронного полиса),
  • свидетельство о регистрации.

Это исчерпывающий перечень документов для обычного водителя. Есть ещё разрешение на такси, перевозку опасных грузов, путевые листы и прочее для отдельных категорий автомобилей.

Однако, требовать предъявить смартфон для того, чтобы проверять аккаунт каршеринга, сотрудник ГИБДД в 2021 году не может. Нет ни одного нормативного акта, который бы регламентировал такое процессуальное действие.

Но, как мы уже указали выше, полицейский может у вас попросить. При этом, из уст инспектора не будет звучать конкретики, по которой вы поймёте, просьба это или же требование – вы просто услышите приказной тон. И в этом случае просто уточните у сотрудника, требование это или просьба:

  • если охранник правопорядка укажет, что это просьба с некой целью, то откажите ему в ней,
  • если же сотрудник ГИБДД требует показать аккаунт сервиса проката автомобиля, и предупреждает, что за его неисполнение может последовать административный арест до 15 суток по статье 19.3 КоАП, то укажите на то, что такое требование незаконно и выходит за рамки ваших обязанностей, предписанных пунктом 2.1.1 Правил. Вот когда в ПДД пропишут обязанность демонстрировать аккаунт, тогда и покажете.

Непонятной в данной ситуации остаётся и цель инспектора по проверке каршерингового логина. Вероятно, это пролоббировано самими сервисами для охраны их же прав. Но возможно, что инспектор таким образом пытается притянуть статью Уголовного кодекса РФ, если окажется, что вы используете чужие данные для аренды. Откуда может взяться уголовная статья, мы и рассмотрим ниже.

Можно ли использовать чужой аккаунт?

Нет. Вообще, сам факт аренды вами автомобиля каршеринга – это ваши договорные отношения с сервисом. А потому регулируются они Гражданским кодексом.

Во всех договорах содержится пункт о запрете передавать арендуемую машину третьим лицам. Вы прошли верификацию и проверку на выполнение условий для вождения этим авто, и потому управлять должны только вы. Вот для примера образец такого договора каршеринга “Делимобиль”, где в пункте 15.6 прямо указано:

Уступка Пользователем прав по настоящему Договору третьим лицам не допускается.

Какой за это штраф?

Он зависит от условий аренды – то есть заключённого вами с каршерингом договора. Обратите внимание, что договор не всегда должен быть письменным, это может быть и оферта как разновидность договора, по которой вы, садясь в каршеринговый автомобиль, принимаете условия, размещённые публично где-либо. Если вы эти условия не читали, ваши проблемы.

Административного штрафа за это нарушение нет, а потому нарушаются только условия гражданского договора. В этом же договоре, как правило, прописаны санкции в виде штрафа за передачу руля третьим лицам. Чаще всего вы как клиент получите ещё и блокировку – то есть не сможете больше пользоваться услугами каршеринга.

Разве это не угон?

Нет. Хотя, в сети вы можете найти противоречивую информацию и даже на практике нарваться на угрозы со стороны инспекторов ГИБДД.

Представьте простую ситуацию:

  1. вас останавливает инспектор на автомобиле, раскрашенном в цвета “Яндекс.Драйва”, “Делимобиль” или другого каршерингового авто,
  2. требует у вас документы на право управления машиной, а также показать аккаунт в смартфоне,
  3. на ваше возражение тот заявляет, что использование чужого аккаунта – уголовно наказуемое преступление.

И он не совсем прав.

А вот мотивировать это сотрудник может статьёй 166 УК РФ, которая предписывает наказание за неправомерное завладение автомобиля без цели хищения. А санкции по этой статье весьма жёсткие:

  • штраф до 120 000 рублей,
  • штраф в размере зарплаты нарушителя за год,
  • ограничение свободы до 3 лет,
  • принудительные работы до 5 лет,
  • арест на срок до полугода,
  • лишение свободы до 5 лет.

И это ещё при отсутствии отягчающих обстоятельств, таких как деяние, совершённое группой лиц или преступной организацией.

Казалось бы, такое наказание читается как вполне логичное. Завладение автомобилем было? Было. Оно законное? Нет. Вот и получи водитель до 5 лет тюрьмы.

Но всё не совсем так! Как мы уже отметили выше – использование сервиса каршеринга автолюбителем – это гражданско правовые отношения. Один водитель создал аккаунт и имеет полное право взять автомобиль на определённых условиях (оплаты и соблюдения условий договора). При этом, он в нарушение данного договора делегировал это своё право третьему лицу. Таким образом, это всего лишь нарушение условий договора. Между тем, третье лицо даже не является стороной договора и не обязано изучать его условия, ему достаточно того, что ему просто передали право использования автомобиля – законность передачи его не интересует. А с учётом презумпции добросовестности, принявший автомобиль каршеринга водитель полагает, что право действительное, и он ничего не нарушает.

Поэтому на практике такие угрозы инспекторов ДПС, когда вы управляете каршерингом под чужим аккаунтом, не носят законного характера. Чаще всего даже до гражданского суда такие дела не доходят, не говоря уже об уголовных. Но это не значит, что конкретно вас не смогут привлечь за это – суд не всегда на стороне закона.

Важное замечание!

Можно ли покупать аккаунты каршеринга?

Нельзя. Но это не имеет никакого отношения к угону только в том случае, если аккаунт не ворованный у другого пользователя. В противном случае при рассмотрении такого дела обвинительная сторона и суд вполне могут увидеть в этом состав преступления по 166 статье Уголовного кодекса. И судебная практика по таким делам есть.

  • В Санкт-Петербурге суд приговорил водителя к 40 000 рублям штрафа за то, что тот завладел автомобилем каршеринга по чужому аккаунту (учитывая раскаяние лица, было назначено минимальное наказание).
  • Тот же суд приговорил другого автолюбителя без прав за аналогичное желание покататься на каршеринговой машине к 1 году лишения свободы.

Каршеринг и ДПС: все, что нужно знать по данному вопросу

В последние несколько лет все большую популярность приобретает каршеринг. Однако, вместе с новыми благами приходит и дополнительная ответственность. Удобный на первый взгляд сервис имеет огромное количество подводных камней, каждый из которых способен добавить в жизнь автомобилиста, в том числе непредвиденных сложностей. Главным образом такое случается, когда речь заходит об отношениях каршеринга и сотрудников ДПС. Что же нужно знать по этому поводу.

Грубость и хамство

Касается это не только каршеринга, но и любых других случаев. Да, сотрудники полиции иногда ведут себя, мягко говоря, не корректно. Да, бывают, в том числе нечистые на руку сотрудники полиции. Однако, в основной массе своей – это люди более или менее порядочно выполняющие свои служебные обязанности. Для многих будет открытием, но человек в погонах тоже человек. Он устает, нервничает, выгорает из-за большого количества работы и не слишком-то справедливой оплаты труда. У него тоже есть вредный начальник, теща-ведьма (возможно), проблемные дети и еще 1000 поводов для расстройства.

А потому при возникновении каких-либо сложностей в общении с инспектором не нужно его провоцировать, грубить и хамить. Все перечисленное делу точно не поможет. Также, настоятельно рекомендуется записывать все происходящее на видеорегистратор. Если вы уверены в своей правоте, а инспектор ведет себя откровенно не адекватно, ты выяснять отношения непосредственно с ним – бесполезно. Разговаривать в такой ситуации нужно только с его начальством.

Кроме того, не следует забывать о том, что оскорбление сотрудника при исполнении – это весьма серьезное правонарушение, регулирующийся уголовной статьей 319 УК РФ.

Использование чужого аккаунта

Начать стоит с самого «горячего». На самом деле в использование чужих аккаунтов для каршеринга все одновременно сложно и просто. Запомнить нужно следующее: на сегодняшний день в рамках имеющегося законодательства пользование чужим аккаунтом от сервиса приравнивается к угону автомобиля. Регулируется данное правонарушение статьей 166 УК РФ. С точки зрения закона нет никакой разницы между тем украл гражданин ключ, взломал машину отверткой или взломал ее электронную систему. Минимальное наказание в этом случае – штраф 100 тысяч рублей. Впрочем, скорее всего гражданину за подобное «прилетит» до 5 лет лишения свободы.

Впрочем, есть и хорошие новости. Дела обстоят так, как описано только по причине того, что судебная практика дел с использованием чужого аккаунта к каршерингу уже только формируется. Когда она сложится (а произойти это должно в ближайшие годы), законодатели скорее всего сделают оговорки в правилах или по крайней мере дадут какие-то послабления.

Какие нужны документы и что будет в случае их отсутствия

В плане управления автомобилем водителю необходимо иметь лишь документы категории B. Так, как машина с каршеринга, то смартфон у человека будет в любом случае, ведь без него он просто не откроет машину. В случае остановки инспектором, показывать нужно только документы. Однако, если полицейский потребует предъявить смартфон, следует показать и его.

Смартфон документом не является и о нем будем говорить далее отдельно. В остальном, санкции применяемые к «безправникам» на каршеринге ничем не отличаются от санкций для обычных водителей, использующих личные автомобили.

Забыл права дома – штраф 5 000 рублей + эвакуация каршерингового автомобиля с оплатой штрафстоянки по 1 000 рублей за сутки простоя.

Ранее был лишен прав – штраф до 30 000 рублей или 15 суток ареста автомобилиста, или принудительные работы продолжительностью в 100-200 часов. Машина также отправляется на штрафстоянку, за которую придется платить по 1 000 рублей за сутки.

Прав нет – штраф от 5 000 до 15 000 рублей и штрафстоянка.

Инспектор требует показать запущенное приложение

Здесь все достаточно запущено. Перечень необходимых к предъявлению инспектору ДПС документов регулируется пунктом 2.1.1 ПДД. В нем говорится о том, что автомобилист обязан предъявлять: водительское удостоверение и регистрационные документы, документы на груз и лицензионную карту (для таксистов), разрешение на осуществление деятельности и перевозку багажа (пассажиров), путевой лист и конечно же полис ОСАГО. Кроме того, водителю следует предоставлять документы по инвалидности если имеется соответствующий знак.

Не так давно, в МВД России официально заявили о том, что сотрудник дорожно-патрульной службу имеет полное право проверить факт легальности использования водителем каршерингового авто. Для этого придется делать запрос в компанию, предоставившую ТС для использования. На ряду с этим в МВД оговорились, что предоставления инспектору дорожной службы смартфона на добровольной основе с целью проверки приложения значительно упростит и ускорит процедуру проверки.

Так, что проще всего и быстрее всего будет предоставить инспектору документы и тут же показать запущенное на смартфоне приложение. Препирательство и попытка отстаивать свои права конкретно в этом случае, только осложнит всем жизнь. В конце концов, вам нечего скрывать, ведь так?

В продолжение темы можно почитать про единственная поездка на каршеринге закончилась для москвича 71 штрафом.

«Это настоящее безобразие». В ГИБДД требуют у водителей смартфоны

Пользователи сервисов каршеринга стали чаще возмущаться требованиями сотрудников ГИБДД показывать запущенное на телефоне приложение. Так инспекторы выясняют, действительно ли водитель едет под своим аккаунтом. Их логика такова: «серые» учетные записи покупают лишенные прав автомобилисты, кроме того, водители даже с действующими правами могут купить «левый» аккаунт, чтобы нарушать и оставаться безнаказанными. К тому же часто пользователи сервиса решают передать управление своим друзьям или родственникам, которые находятся в автомобиле, или поучить навыкам вождения своих спутников. А это запрещено правилами всех каршеринговых компаний.

Часто у водителей таких ярко забрендированных транспортных средств инспекторы даже не требуют показать документы на арендованные автомобили. Просят только права и телефон — если данные совпадают, то водителей отпускают.

У некоторых автомобилистов такая процедура вызывает вопросы. Так, в ПДД ничего не говорится об обязанности водителей показать смартфон и запущенное приложение по аренде автомобилей. Водители начинают спорить с инспекторами и доказывать свою правоту. Также многих возмущает, что полицейские передают данные о передаче управления другому лицу в службу каршеринга, за что потом нарушители получают серьезные штрафы до 100 тыс. рублей, а в случае ДТП — еще больше. Правозащитники и адвокаты также соглашаются с тем, что раз в ПДД таких норм не прописано, то и требование инспектора — обыкновенное самоуправство. Представители каршеринга, наоборот, хоть и признают, что процедуру нужно прописать в законодательстве, считают ее вполне правомерной уже сейчас.

За разъяснениями о том, насколько законны действия инспекторов в таком случае и как вести себя водителям, Autonews.ru обратился в МВД России. В ответе на запрос в ведомстве подтвердили, что аккаунт каршеринга действительно не входит в перечень документов, которые водитель обязан, согласно п. 2.1.1 ПДД, передать для проверки сотрудникам полиции.

Там уточнили, что согласно закону «О полиции» сотруднику полиции предоставлено право останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса ОСАГО, осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, и задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

«Учитывая предоставленные государством полномочия, сотрудник Госавтоинспекции может провести проверку легитимности права использования водителем транспортного средства краткосрочной аренды — каршеринга, — уточнили в МВД России. — При этом добровольное предъявление аккаунта мобильного приложения с подлинными данными водителя может существенно сократить время проведения процедуры».

В полиции при остановке автомобиля каршеринга могут и без изучения аккаунта понять, на каких основаниях водитель управляет машиной. Для этого он, зная данные водительского удостоверения и госномер автомобиля, может непосредственно связаться со службой каршеринга и проверить, кто арендует машину прямо сейчас.

Только вот сколько это может занять времени — большой вопрос. Ведь инспектору нужно дозвониться по определенному номеру до специалистов, продиктовать им все данные и дождаться ответа. Водителю же придется оплачивать дополнительное время аренды.

Комментируя ситуации, в которых автомобилисты утверждают, что вынужденно передают управление арендованными машинами из-за плохого самочувствия, в МВД напомнили о пункте 2.7 ПДД: водителям запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. При наступлении таких обстоятельств водителю рекомендуется остановить автомобиль для отдыха и при необходимости обратиться за помощью экстренных служб.

В пресс-службе «Делимобиля» не раз заявляли Autonews.ru, что сотрудники ГИБДД имеют полное право проверять соответствие аккаунту фамилии в водительских правах и документы на автомобиль.

«Если за рулем находится другой человек, его сразу же отстранят от управления автомобилем и сообщат об этом в службу безопасности, — рассказали в компании. — Для каршеринговых сервисов такое нарушение считается угоном. Причем не важно, сидит рядом владелец аккаунта или нет. Если машина зарегистрирована под одним именем, а за рулем — другой человек, он считается угонщиком. В дальнейшем в ПДД должен появиться отдельный пункт для такого нарушения. А пока есть штраф за передачу своего аккаунта другому лицу. Также есть возможность привлечь такого человека за угон — если сервис решит пойти по такому пути, у водителя могут быть серьезные неприятности».

Адвокат Александр Леманн признался, что ответ МВД вызывает у него сожаление. «Это настоящее безобразие, если даже в МВД, зная, что есть исчерпывающий перечень документов для проверки, позволяют себе так вольно трактовать закон, — сказал Леманн в беседе с Autonews.ru. — Да, пусть проверяют грузы, страховку, при необходимости в присутствии понятых проводят досмотр и составляют протокол. Но телефон водители показывать не обязаны. По такой логике сегодня они попросят показать мобильный, завтра — полезут по карманам. Пусть пункт о том, что водитель арендованного автомобиля обязан демонстрировать свою учетную запись, сначала появится в ПДД, тогда мы все будем беспрекословно выполнять это требование, потому что оно будет законно».

Леманн уточнил, что в текущей ситуации при отказе водителя показывать телефон никто не сможет привлечь его по ст. 19.3. КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», поскольку это право нигде не прописано. По его словам, любое нарушение, которое числится за водителем, можно проверить только по его правам. Другие же вопросы, в том числе по передаче управления другим лицам, лежат в поле ответственности сервисов каршеринга.

При этом Леманн не дает никаких прямых рекомендаций автомобилистам. «Сейчас ситуация выглядит так: либо показываешь телефон, зная, что это в целом незаконно, либо стоишь и ждешь, пока тебя будут проверять, — рассуждает адвокат. — Каждый в такой ситуации решает за себя, как ему поступить. Но без прозрачного правового механизма эта дилемма не исчезнет».

В московском профсоюзе полиции отметили, что не понимают, по какой причине за сотрудников каршеринговых компаний делают всю работу инспекторы ГИБДД, ведь обязанности проверять аккаунты на них не возложены. В профсоюзе считают, что если за рулем нарушитель — например, пьяный водитель, автомобилист без прав, то инспектор ГИБДД и так имеет полное право отстранить его от управления транспортным средством и оштрафовать. Об инциденте неизбежно узнает и страховая компания.

«И как в таком случае бороться с коррупцией? Если за передачу управления другим водителям каршеринговые компании штрафуют на огромные суммы, инспектор может предложить договориться за куда меньше деньги и просто отпустить водителя», — предположили в профсоюзе.

Гаишник требует показать в смартфоне приложение каршеринга — законно ли это и как себя вести

Многие водители сталкиваются с требованиями сотрудников ГИБДД, которые кажутся им неправомерным. Одним из них является желание гаишника посмотреть наличие личного аккаунта в приложении от каршеринг-сервиса, если водитель является его клиентом. При этом рассудить обе стороны в данной ситуации может исключительно действующие законодательство страны.

Проверка аккаунта каршеринга сотрудником ГИБДД

Популярность каршеринговых сервисов растёт с каждым днем, люди сознательно отказываются от покупки личного транспорта, отдавая преимущества арендованному. Но вне зависимости от того в чьей собственности находиться ТС, гаишники должны следить за тем, все ли водители на дорогах имеют право ездить за рулем.

Для этого сотрудники ГИБДД сверяют аккаунт каршеринга с данными водителя транспортного средства. Чтобы получить необходимую информацию, достаточно получить водительское удостоверение и телефон с запущенным приложением.

Процедура не занимает много времени, но вызывает шквал возмущений со стороны водителей. Арендаторы авто считают требования гаишников незаконными, и отказываются передавать телефоны.

Использование чужих данных для аренды авто

Свои требования предоставить смартфон для сверки данных гаишники объясняют повышенной частотой использования сторонних данных для аренды транспортного средства. Подобные действия не только противоречат правилам каршеринговых компаний, но и приводят к ряду сложностей в работе сотрудников Госавтоинспекции.

Проблема заключается в том, что некоторые клиенты сервисов по аренде авто ездят не под своими аккаунтами, что дает им возможность оставаться безнаказанными за нарушения ПДД.

Активная продажа сторонних аккаунтов также позволяет садиться за руль людям без водительских прав. Если опираться на статистику, каждый пятый пользователь каршеринга нарушает правила сервиса, используя чужой аккаунт или передавай свой третьим лицам.

Такое халатное отношение к прописанным нормам нередко приводит к серьезным ДТП, что снижает уровень безопасности на дорогах. Пристальный контроль со стороны ГИБДД, в свою очередь, является эффективной профилактикой подобных нарушений.

Что грозит водителю за отказ в проверке смартфона

Действующие законодательство России не обязует водителей передавать личные гаджеты сотрудникам автоинспекции вне зависимости от ситуации. По этой причине отказ передать смартфон для проверки данных о личности, за которой был закреплен арендованный автомобиль, не является правонарушением.

Таким образом, за отказ передать телефон, клиенту каршеринга ничего не грозит. Многие пользователи «левых» аккаунтов ошибочно полагают, что если требования о предоставлении гаджетов отсутствует в законодательстве, то инспектор не сможет доказать факт нарушения. Но это всего лишь заблуждение.

Проверку можно осуществить с помощью водительских прав и государственного номера автомобиля. Один звонок в каршеринговую компанию – и инспектор уже знает имя арендатора машины.

И если полученные данные не будут совпадать с данными в водительском удостоверении, нарушитель будет обязан уплатить штраф за передачу авто третьим лицам. А человека, незаконно управляющего ТС, могут привлечь к уголовной ответственности за угон.

Сотрудники ГИБДД требуют предоставить смартфоны у арендаторов авто не из личного любопытства, а для поддержания уровня безопасности на дорогах. Однако несмотря на причину просьбы, она не является правомерной, так как не прописана в действующем законодательстве.

Что делать, если каршеринг выставил штраф? Пошаговая инструкция по уменьшению штрафа

Каршеринг в больших городах в последнее время пользуется популярностью у автовладельцев. Это удобно, не нужно задумываться о платной парковке в центре города, о хранении авто, о замене резины, не нужно думать о ремонте и заправке автомобиля, все эти проблемы решают за вас службы каршеринга.

Но наряду с удобством, зачастую клиенты данных компаний сталкиваются с огромными штрафами.

В договоре может быть установлен штраф за повреждение авто, штраф за передачу автомобиля третьему лицу, штраф за вождение авто в пьяном виде.

Штрафы установлены для того, чтобы водители соблюдали правила, использовали собственные аккаунты, не водили авто в пьяном виде, тщательно и бережно эксплуатировали автомобили.

Но зачастую службы каршеринга выставляют драконовские штрафы 100 тыс. рублей, 150 тыс. рублей, 250 тыс. рублей, размер штрафа явно несоразмерен нарушенным обязательствам.

Как уменьшить штрафы, выставленные службой каршеринга?

Штраф службы каршеринга — это разновидность договорной неустойки.

Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии со ст. 333 ГК РФ сторона договора вправе ходатайствовать об уменьшении размера неустойки.

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Пошаговая инструкция по уменьшению размера штрафа службы каршеринга:

1. Ответ на досудебную претензию.

Если каршеринг прислал вам досудебную претензию, то вы можете написать ответ на нее, в которой сослаться на ст. 333 ГК РФ и несоразмерность штрафа размеру нарушенного обязательства и просить Службу каршеринга об уменьшении размера штрафа.

Если вам удастся договориться, тогда все заканчивается на стадии досудебного урегулирования.

2. Участие в судебном заседании.

Если каршеринг все-таки подает на вас в суд, вам обязательно нужно заявлять ходатайство судье о снижении штрафа по ст. 333 ГК РФ. Вы можете лично участвовать в судебном заседании, либо отправить своего представителя, либо ходатайствовать о рассмотрении дела без вашего участия.

Не игнорируйте судебные заседания, обязательно заявляйте ходатайства, т. к. если не заявлять их, суд может не уменьшить размер штрафа.

3. Снижение штрафа по суду.

Далее будет судебное решение, в котором суд как правило снижает размер штрафа. Насколько? Зависит от судьи и региона. Но снижает существенно.

Что делать, если каршеринг необоснованно списал денежные средства с карты?

Или обратная ситуация, когда вы сами вынуждены обращаться в суд, потому что у вас списали с карты денежные средства, допустим 100 тысяч за передачу автомобиля другому лицу, или за повреждение, которого не было, или если было, но сумма ремонта на ваш взгляд завышена.

В этом случае алгоритм, следующий:

1. Досудебная претензия.

Вы, как истец, пишете досудебную претензию в Службу каршеринга.

В досудебной претензии нужно кратко изложить все, с чем вы несогласны, просите уменьшить или отменить размер штрафа, иначе будете вынуждены обратиться в суд. Отправляете досудебную претензию ценным письмом с описью вложения. Почтовую квитанцию сохраняете, чтоб в последующем показать суду, что соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Зачастую службы каршеринга решают вопрос досудебно, стороны договариваются и штраф снижают или аннулируют, если вы докажете, что не совершали правонарушений и не причиняли вреда автомобилю.

2. Исковое заявление в суд

Если досудебно договориться не получилось, вы обращаетесь в суд.

Исковое заявление в соответствии с Законом о защите прав потребителей подается в суд по месту нахождения ответчика, либо по вашему месту жительства. В силу п.3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, вы освобождаетесь от уплаты государственной пошлины.

Какое в данном случае правовое обоснование иска?

Статья 1102 ГК РФ. Обязанность возвратить неосновательное обогащение.

Плюс в иске просите суд снизить размер штрафа по ст. 333 ГК РФ.

Так как вы являетесь экономически слабой стороной по договору, суды часто идут навстречу и снижают размер штрафа.

  • Например, в деле № 02—4774/2019, рассмотренном в Мещанском суде города Москвы, удалось снизить штраф за передачу управления автомобилем другому лицу со 100 тыс. рублей до 35 тыс. рублей.
  • Или дело № 33-29927/2020, в котором Мосгорсуд, как суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и снизил размер штраф за передачу управления автомобилем другому лицу со 100 тыс. рублей до 70 тыс. рублей.

Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.

Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.

Почему каршерингу нужно проверять, не лишен ли водитель прав

С 2021 года планировалось дать возможность операторам каршеринга проверить информацию в оперативном порядке онлайн, есть ли у клиента права на вождение или он их лишен. Сейчас человека можно проверить по номеру этого документа и дате выдачи с помощью сайта Государственной автоинспекции. Делается это вручную, поэтому нереально проверить в реальном времени всех клиентов, решивших воспользоваться услугой (к примеру, в Москве за 2020 год совершено 130 миллионов поездок, то есть тысячи ежедневно).

Нововведение позволило бы каршеринговым компаниям пользоваться автоматическим специальным сервисом, в который вносятся сведения Единого портала государственных и муниципальных услуг и ГИБДД. Благодаря этому удастся не допустить к вождению транспортным средством потенциально опасных водителей. То есть, создание такой единой базы можно назвать профилактической мерой. К сожалению, эта инициатива пока еще не запущена.

Почему государство пошло на создание такой цифровой платформы, разберемся в данной статье.

Условия каршеринга

Каждый, кто пользовался краткосрочной арендой авто, набирающей все больше популярности в России, знает: чтобы стать клиентом каршеринга, нужно скачать в свой смартфон приложение определенной компании и зарегистрироваться. Для этого необходимо быть старше определенного возраста, иметь водительские права категории «В» и стаж вождения от года и выше.

Возраст и стаж может варьироваться у разных операторов, но права и паспорт обязателен для всех. Сканы этих документов и селфи с ними посылаются через приложение, и на их основании компании принимает решение об одобрении регистрации. Служба безопасности тщательно проверит, есть ли у «кандидата» нарушения ПДД, участия в ДТП, в которых признана его вина, занесен ли он в «черный список» других каршеринговых компаний.

Если что-то из этого будет выявлено, то последует отказ, а если нет – создается аккаунт и «Добро пожаловать в каршероводы!».

Самих документов «вживую» предъявлять не требуется: учетная запись формируется на основании предоставляемых самим клиентом сведений. Договор подписывается тоже онлайн. Кстати, среди прочего в нем указано о необходимости уведомления оператора о том, что с удостоверением водителя что-то произошло (утеря, лишение).

Этим воспользовались мошенники и несознательные граждане: первые продают поддельные аккаунты, а вторые берут в прокат машину, будучи лишенные прав. То и другое создает опасные ситуации на дорогах и наносит вред добропорядочным гражданам: то и дело появляются новости о серьезных авариях с участием авто каршеринга (виновником), за рулем которого находилось лицо без прав, есть и другие негативные случаи.

Конечно, операторы пытаются с этим бороться:

  • отказывают в регистрации через интернет, требуя прибытия в офис и предъявления бумажных документов;
  • указывают в договоре отдельным пунктом штрафные санкции за езду без прав или по чужому аккаунту – от 15 до 100 тыс. рублей;
  • требуют прислать фотографию лица перед арендой и сравнивают снимок с тем, который имеется в базе (аккаунте);
  • вносят клиента в «черный список».

Разрабатываемая платформа – это еще один надежный инструмент для борьбы с нечестными гражданами.

Опасность «лишенца» за рулем и как можно потерять права

В последнее время случаев аварий с каршеринговыми автомобилями стало больше, в том числе и со смертельным исходом. Связывают это с ложными убеждениями некоторых клиентов «не свое – не жалко». Они позволяют себе лихачить, дрифтовать и т. д.: машина не моя, наплевать, что с ней будет. О соблюдении безопасности, своей и других участников движения, пешеходах, они не думают.

Часто виновниками ДТП становятся водители каршеринговых авто, не имеющие прав (к примеру, не достигшие возраста их получения) или их лишенные по разным причинам. Последние, думая, что обманут всех и вся, не садятся за руль своей машины, а берут транспортное средство в аренду – авось пронесет! Но, скорее всего, лишили их прав не зря, что доказывают многочисленные печальные происшествия.

Вот один из недавних случаев. В Москве произошла авария в районе Гагаринского тоннеля и метро «Ленинский проспект»: KIA Rio каршеринга Яндекс.Драйв вылетел на встречную полосу и протаранила машину такси. Водитель КИА погиб на месте. Оказалось, его лишили прав более чем на полтора года 3 месяца назад за отказ от медицинского освидетельствования.

Как этот человек смог воспользоваться сервисом краткосрочной аренды? Объяснить это просто: в момент регистрации с его правами все было нормально, а о том, что их «отобрали» он не сообщил.

Еще один интересный пример: женщину лишили прав за то, что бывший супруг воспользовался ее аккаунтом в каршеринге, так как его был заблокирован из-за задолженности. Об этом, может, никто и не узнал, если бы мужчина был трезвым, когда его машину остановил инспектор.

В итоге женщине выписали штрафы ГИБДД и каршеринговая компания – за передачу руля в третьи руки, нахождение в нетрезвом состоянии. Вишенка на торте: ее еще и лишили прав за нахождение за рулем в состоянии алкогольного опьянения! Ей пришлось пережить множественные и долгие судебные разбирательства, и только Верховный суд восстановил справедливость.

Действия ГИБДД

Печальная статистика заставила сотрудников дорожной полиции особо внимательно относиться к авто, принадлежащих каршерингу – их останавливают гораздо чаще остальных. Инспектор проверит наличие прав и может попросить смартфон, чтобы убедиться, запущено ли приложение. Дело в том, что сотрудник ДПС сейчас имеет право проверить, легально ли использование каршеринговой машины. Поэтому препираться с ним по поводу правомерности требования гаджета не стоит.

«Безправники» за рулем арендуемого транспортного средства наказываются так же, как и владельцы машины.

Если водитель просто забыл удостоверение дома, то ему будет выписан штраф 5 тыс. рублей. Авто эвакуируют на штрафстоянку, то и другое оплачивает забывчивый гражданин (50 тыс. и 1 тыс. сутки).

«Каршеровод», лишенный прав, наказывается серьезней: штраф вырастает до 30 тыс., может грозить 15 суток ареста или 100–200 часов принудительных работ (Кодекс об административных нарушениях).

Наказание за полное отсутствие прав – 5–15 тыс. рублей и штрафстоянка.

К этим суммам прибавляются и штрафы со стороны арендодателя, тоже немалые (указано в договоре). К тому же арендатора через суд обяжут оплатить порчу (ремонт) и простой транспортного средства от 200 до 500 тысяч рублей, в зависимости от модели.

Из всего вышесказанного вполне понятно: пользование сервисом без прав выльется в приличную сумму. Вам оно надо?

Что делать, если каршеринговая компания предъявляет вам требования по уплате ущерба ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Каршеринг используется преимущественно в больших мегаполисах. Это аренда автотранспортного средства по договору на определенный временной срок. Такая услуга весьма удобна, если у вас есть водительские права и нет временно своего автомобиля. Машиной в каршеринге можно спокойно воспользоваться фактически для любых поездок по городу.

Схема использования каршерингом выглядит следующим образом:

  • Поиск подходящей по своим параметрам каршеринговой компании;
  • Заключение договора. Можно поехать непосредственно в фирму или же заключить договор с каршеринговой организацией электронным образом;
  • Выбор автомобиля, использование режима ожидания, заправка за счет каршеринговой фирмы;
  • Осуществление поездки, после которой надо привезти обратно в каршеринг авто убедившись в том, что уровень топлива не ниже допустимого. После окончания аренды автомобиля надо убедиться в том, что машина закрыта, и ваша поездка окончена.

Каршеринг представляет собой аренду автотранспортного средства на короткие сроки с фиксированной стоимостью пользования машины. Но при этом ДТП с машиной в каршеринге не редкость. Расскажем о том, что делать, если компания предъявляет вам требования возмещения ущерба.

Порядок действия водителя каршерингового автомобиля при дорожно-транспортном происшествии.

От аварии на автомобильной дороге не застрахован абсолютно любой человек. В первую очередь надо сообщить о факте дорожно-транспортного происшествия в Государственную автомобильную инспекцию.

Действия автомобилиста должны носить следующий характер:

  • Выйдете из машины, поставьте аварийный знак и включите аварийную сигнализацию;
  • Вызывайте сотрудников инспекции для того, чтобы оформить протокол. Если в ходе дорожно-транспортного происшествия есть пострадавшие, то тогда надо обратиться дополнительно в скорую помощь;
  • Позвоните в каршеринговую компанию и уведомите о факте совершения дорожно-транспортного происшествия операторов. Тот должен обозначить список документов, которые потребуются организации. Также оператор по запросу уберет автомобиль из системы каршеринга;
  • Полученные документы от представителя Государственной автомобильной инспекции надо будет привезти в офис компании. Если машина не может быть на ходу, то тогда для ее передвижения вызывается эвакуатор.

Некоторые водители при дорожно-транспортном происшествии предпочитают покидать место ДТП. Стоит сказать то, что делать так ни в коем случае не надо, если вы не хотите лишиться своих водительских прав. Еще одна ошибка, которую допускают автомобилисты кроется в том, что они просто замалчивают факт случившегося дорожно-транспортного происшествия. Они попросту заканчивают поездки на автомобиле и закрывают их через приложение. Затем следующие клиенты фиксируют поломки и повреждения. Сотрудники каршеринга при этом быстро разбираются с тем, при чьей эксплуатации произошла автомобильная авария. И в этом случае компания может потребовать возместить прямой ущерб плюс к тому же такой поступок приравнивается к покиданию места ДТП.

Как определяется ущерб и как его платить ?!

Если было установлено то, что автомобилист не является виновником аварии, то тогда все убытки в соответствии с установленными гражданско-правовыми нормами несет страховая компания или же третья сторона. При явной вине автомобилиста размер штрафных санкций за причиненное дорожно-транспортное происшествие регламентируется условиями договора, заключенного между автомобилистом и каршеринговой компанией. Во многих компаниях максимальный размер ущерба составляет порядка тридцати тысяч рублей если были сторонами были соблюдены все условия договорных отношений.

В полной мере ремонт автомобилисту оплачивать надо в том случае, если он в момент совершения дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или после совершения аварии он скрылся с места ДТП. Отметить надо также и то, что в соответствии с договором оказания услуг через определенное время после аварии оператор должен списать с привязанной карту денежную сумму. Величина данной суммы зависеть будет от того, какой был тариф у автомобилиста плюс условия аренды автотранспортного средства. Если водитель на момент аварии находился в нетрезвом состоянии, то тогда к штрафу может прибавиться круглая сумма за ущерб в размере до двухсот тысяч рублей. А вот ущерб, нанесенный не автомобилю в каршеринге, а третьим лицам автомобилист возвращает уже самостоятельным образом.

Конечно же лучше не усугублять свое положение и не скрываться сразу же с места аварии.

Многие российские каршеринговые сервисы напрямую заинтересованы в том, чтобы клиенты были максимально честны с ними. Некоторые сервисы не применяют практику накладывания штрафов при правильных действиях водителя в ходе возникновения неприятных внештатных ситуаций. Если повреждения имеют незначительный характер, то вина может в отдельных случаях возлагаться и на следующего арендатора.

Говоря о том, кто возмещает ущерб при дорожно-транспортных происшествиях важно отметить о, что большую роль играть будет страхование.

Большинство компаний, предлагающих услуги каршеринга оформляют на свои автомобили КАСКО и это прямым образом оказывает влияние на сумму денежных компенсаций. Обычно стоимость проката машины без КАСКО ниже, чем с ним, но при этом наличие такого страхового полиса может обезопасить автомобилиста. Поэтому перед взятием в аренду автомобиля надо обязательно поинтересоваться тем, какая у него имеется страховка. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге надо ехать предельно внимательно соблюдая все правила дорожного-движения. При этом четко понимать надо то, что последствия за нарушение правил дорожного движения, повлекшие за собой нанесение увечий человеку или смерти ложится будут на плечи автомобилиста, а не каршеринговой компании. Внимательно нужно изучать договор, перед его подписанием во избежание неприятных сюрпризов со стороны организации по отношению к водителю.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: