Где можно и нельзя ехать по левой полосе по ПДД 2021?

Разрешено ли движение по левой полосе, когда запрещено по ПДД и какой штраф?

Движение по левой полосе дороги при свободных правых по ПДД 2021 года запрещено в целом ряде случаев. Но только при определённых условиях и в зависимости от ряда факторов. Есть за нарушение такого запрета и наказание. Но водителям далеко не всегда обоснованно “моргают” дальним светом фар, требуя сместиться правее. В статье мы узнаем, можно ли ехать по левой полосе, а когда нельзя, обязан ли автолюбитель уступить дорогу приближающемуся автомобилю сзади с большей скоростью, какой штраф за занятую левую полосу и для кого она вообще предназначена.

Разрешается ли двигаться по левому ряду?

В общих случаях да, разрешено. Это касается многих участков дорог:

  • в населённом пункте вы можете ехать по левой полосе, если в вашем направлении их не более 2,
  • вне населённого пункта можно также ехать по левой, если справа все ряды заняты,
  • в любом случае разрешается двигаться по левой стороне, если вы скоро собираетесь разворачиваться или поворачивать налево.

Но есть в этих правилах я целый ряд тонкостей, когда движение слева запрещено. Давайте рассмотрим их все!

Где нельзя ехать по левой полосе?

Кроме очевидных случаев, когда левая сторона дороги предназначена для встречного потока и отделена от правой сплошной линией, либо другие правила запрещают выезд на неё, есть ещё множество дорожных ситуаций, когда движение по левой полосе запрещается.

Вне населённых пунктов

На трассах, то есть вне зоны действия знаков населённых пунктов на белом фоне запрещено двигаться по левой полосе (при наличии 2 и более рядов для езды в одном направлении), кроме ряда исключений:

  • вне населённого пункта можно ехать по левой полосе, если правые заняты – и не имеет значения, опережаете вы автомобили справа или двигаетесь с такой же скоростью,
  • кроме того, можно двигаться там же, если вы собираетесь поворачивать налево или развернуться.

Всё перечисленное предписывает пункт 9.4 ПДД.


На данной схеме нарушает только водитель красного автомобиля

Обратите внимание, вы не обязаны в данном контексте уступать левую полосу, если сзади к вам приближается другая машина. В том числе, если она прижимается, моргает дальним и всячески просит сместиться правее.

А вот в контексте поворота налево или разворота ПДД предписывают заблаговременно занять крайнее левое положение. При этом, конкретность такой заблаговременности в Правилах отсутствует – будь то несколько десятков метров до манёвра или 10 километров. И всё же, на все эти вопросы следует смотреть с практической стороны – в виде штрафа или при случившемся ДТП. И в этом случае судить о заблаговременности будет должностное лицо (сотрудник ГИБДД) или судья, по личным убеждениям.

В городе при движении 80 км/ч

Такое же указанное выше правило действует и для населённого пункта в 3 случаях:

  1. если соответствующим дорожным знаком ограничения скорости разрешено ехать более 80 км/ч (обратите внимание, “более” означает не включительно),
  2. если дорога отмечена знаком 5.1 Автомагистраль, вот таким:
  3. либо знаком 5.3, таким:

В населённом пункте при наличии 3 полос и более

Ещё одна ситуация, когда вам нельзя занимать крайнюю левую полосу в черте города, деревни или любого другого поселения – это наличие 3 полос для движения в вашем направлении.

Но и в этом случае необходимо выполнение 2 условий, чтобы действовал запрет на езду по левому ряду:

  • должно быть интенсивное движение, когда заняты другие полосы,
  • вам не нужно в скором времени поворачивать налево или разворачиваться.


На данной картинке нарушают уже водители красного и зелёного автомобилей, так как правые полосы свободны (зелёный мог опередить оранжевого по крайней правой)

Обратите внимание, что для грузовиков с максимальной массой более 2,5 тонн разрешается занимать крайний левый ряд в городе в таком случае только для поворота/разворота, а вот при интенсивном движении выезжать на крайнюю левую нельзя.

Я еду с максимально разрешённой скоростью и могу занять левую полосу – это правда?

Нет! Один из самых распространённых мифов заключается в том, что якобы, если двигаться с самой высокой допустимой планкой скорости, то можно занимать левый ряд вне зависимости от участка дороги и условий, перечисленных выше. Корни этого мифа кроются в логической цепочке обязанности уступить левую полосу тому кто едет быстрее – уступать то в нашем случае некому, кроме нарушителей скоростного режима.

Правда же заключается в том, что даже если вы едете, к примеру, 110 км/ч при разрешённых 90, вы не имеете права двигаться по левой полосе. ПДД вообще предписывают запреты занимать её в перечисленных выше случаях вне зависимости от скорости.

Обязан ли я уступить левую полосу?

Довольно распространённая ситуация: вы двигаетесь по крайней левой, как вас сзади догоняет другая машина, начинает моргать дальним светом фар, сигналить (или не начинает). Обязан ли водитель уступать дорогу в этом случае приближающемуся сзади автомобилю? Вот в такой ситуации:

Нет, прямой такой обязанности нет. Хотя вы и нарушаете Правила, если справа полоса свободна. Но обратите внимание, что в таком случае и приближающийся сзади также нарушает, двигаясь по левому ряду при свободных правых, вне зависимости от вашего нарушения ПДД. И что же, перестраиваться вправо должен тот, кто больше нарушает? Вовсе нет.

Но как вы, так и двигающийся сзади вас – оба обязаны сместиться на правую полосу. Вот только так как позади двигающийся изначально едет быстрее вас, то ему снова придётся вернуться в левую, чтобы опередить вас. Поэтому наиболее разумным будет именно вам перестроиться правее. Если, конечно же, правее свободно, и вам не нужно скоро поворачивать налево. Но и мнение по поводу того, что левая полоса предназначена для “летунов” – это заблуждение. Едьте вы хоть 250 км/ч, если правые ряды свободны, вы обязаны перестроиться правее.

Но есть ситуация, когда вы обязаны освободить левую полосу. Это когда вы опередили другой автомобиль, и позади едущая машина движется со скоростью больше вашей. Вот так:


Вы как водитель зелёного авто не уступаете дорогу красному, а лишь выполняете обязанность перестроиться правее

Должен ли я ускориться?

И это зависит от конкретной дорожной ситуации и вашей скорости. С одной стороны, прямой обязанности уступить левую полосу, даже если сзади двигающийся автомобиль не превышает скорость, у вас нет. С другой же стороны, ПДД запрещают двигаться с заведомо малой скоростью без необходимости, создавая помехи другим транспортным средствам. И, если справа от вас едут другие машины, и вы не можете перестроиться, то вы создаёте помеху сзади едущему с разрешённой скоростью авто, двигаясь слишком медленно.

Поэтому, если вы, к примеру, едете 50 км/ч при разрешённых 90, то вы можете нарушать, хотя доказать отсутствие у вас необходимости ехать медленно никто не сможет. Но и критериев слишком малой скорости в Правилах не описано. Поэтому даже 85 км/ч при разрешённых 90 могут быть таковыми, а могут и не быть – в зависимости от оценки рассматривающего нарушение лица или судьи.

Важное замечание!

Я ехал(а) в левой полосе, в меня въехали сзади – кто будет виноват?

Тот, чьё нарушение первопричинно привело к ДТП. Рассматривающие дела должностные лица и суды, определяя степень виновности, задают вопрос: отсутствие чьего нарушения ПДД позволило бы с большей долей вероятности избежать аварии? Ответ на этот вопрос в нашей ситуации очевиден – почти во всех случаях судебной практики 2021 года вина ляжет на двигавшегося сзади в нарушение пунктов 9.10 и/или 10.1 ПДД.

Какой штраф?

За движение по левой полосе при свободных правых предусмотрена общая норма наказания по части 1 статьи 12.15 КоАП как за нарушение правил расположения ТС на проезжей части. Мера санкции по ней – штраф 1 500 рублей.

Он может быть выписан инспектором ДПС на дороге. А вот камеры автофиксации в 2021 году не умеют определять движение по левому ряду в нарушение Правил.

Можно ли ехать по левой полосе при свободной правой

В условиях многорядного движения вопросы перестроения и занятия рядов интересуют многих водителей. Даже опытным автомобилистам не всегда понятно, разрешено ли двигаться по левой полосе, если правая свободна, и какой штраф предусмотрен, если подобное действие квалифицируется как нарушение действующих ПДД.

Общие принципы правил движения

Действующие ПДД основаны на том принципе, что, по возможности, водителю следует занимать правый ряд, чтобы не задерживать движение. Это требование изложено в п. 9.4 Правил, и вызвано следующими обстоятельствами:

  • для возможности беспрепятственного проезда средств специального транспорта (городских уборочных служб, скорой, полиции и пр.);
  • чтобы не препятствовать обгонам на разрешенных для этого участках;
  • для возможности поворота в левую сторону или разворота.

Если правый ряд окажется занят тихоходным ТС, водителям, желающим совершить обгон, придется выполнять дополнительные маневры, что не всегда безопасно.

Вне зависимости от условий, запрещено передвигаться по левой полосе, если дорога включает несколько рядов в одном направлении, следующим ТС:

  • большегрузным автомобилям;
  • машинам и другой технике, скорость которых не превышает 40 км/ч;
  • неисправному транспорту, при включенных фарах.

Остальным водителям следует учитывать, что пункт 9.4 ПДД предусматривает некоторые нюансы, в зависимости от характера трассы и транспортного средства. Поэтому данный вопрос не настолько прост, как может показаться на первый взгляд.

При передвижении по трассе

Если трасса обозначена знаками, указывающими на принадлежность к автомагистрали или дороге для автомобилей (5.1 или 5.3), вне зависимости от того, происходит действие в населенном пункте или за его пределами, двигаться в левом ряду, при свободном правом, запрещено.

Обратите внимание! При движении по трассе ответ очевиден – необходимо придерживаться правой стороны магистрали.

В городе

При движении в пределах города или другого населенного пункта запрещается выезжать на левую сторону при следующих обстоятельствах:

  • в соответствии с условием, изложенным выше (если трасса проходит через этот населенный пункт);
  • при трехполосном движении в одну сторону.

В последней из приведенных ситуаций, выезд на левую полосу разрешен только с целью поворота или разворота.

В остальных случаях, особенно при движении в плотном потоке, следует занимать наиболее удобное место.

Обратите внимание! Перестроение допускается, если требуется повернуть (в любую сторону), развернуться, остановиться для стоянки, объехать преграду.

За городом

При езде за городом, с учетом изложенного выше, запрещается передвигаться по левой полосе, если отмечаются следующие ситуации:

  • трасса отмечена знаками автомагистрали или дороги для автомобилей;
  • разрешенная скорость передвижения не менее 80 км/ч.

Во всех остальных случаях по левой полосе передвижение за городом разрешено.

При одностороннем движении

Ситуация с односторонним движением ничем не отличается от правил перемещения по дороге с двумя разнонаправленными потоками. Необходимо руководствоваться следующими условиями:

  • наличием знаков 5.1 или 5.3;
  • разрешенным скоростным режимом (от 80 км/ч);
  • количеством полос (три и более).

В перечисленных случаях по «односторонке» нельзя двигаться по левой полосе, если правая занята. В остальных случаях подобное действие не является нарушением Правил.

Штраф за движение по левой полосе за городом

Нарушение любой из частей п. 9.4, содержащего требования к расположению ТС на проезжей части, включая передвижение по левой полосе при свободной правой, в ситуациях, когда это запрещено, квалифицируется положениями ст. 12.15 КоАП РФ.

За подобное нарушение водителя ожидает штраф в размере 1 500 рублей. Нюансы назначения такого наказания связаны с тем, что сотрудникам ГИБДД сложно доказать умышленный характер нарушения. Водителю легко оправдаться, заявив, что выезд на левую полосу не связан с выполнением маневра.

Поэтому на практике штраф можно получить только при вопиющем нарушении, вызвавшем серьезные сложности для пропускной способности автодороги. Однако не стоит рассчитывать, что подобные действия будут проходить постоянно. Тем более что это создает серьезные помехи для других водителей.

Вывод

Требования, предъявляемые Правилами к расположению транспортных средств на проезжей части, в большинстве случаев запрещают двигаться по левой полосе, если правая остается не занятой.

Располагаться таким образом разрешается лишь в ситуациях, когда количество полос не более двух, а скорость движения не превышает 80 км/ч. В таких ситуациях подобное расположение водителя не будет задерживать остальных участников. В противном случае указанные действия препятствуют общему транспортному потоку и квалифицируются как нарушение действующих Правил.

Дорога с односторонним движением: правила и знаки в 2021 году

Когда дорога вам незнакома, определиться с движением можно по некоторым опознавательным знакам. В рассматриваемой статье разберемся с тем, наличие каких знаков является определением одностороннегодвижения на дороги.

  • Дорожные знаки одностороннего движения
  • Въезд на дорогу с односторонним движением
  • Остановка и стоянка на одностороннем движении
  • Выезд с одностороннего движения
  • Разворот на дороге с односторонним движением
  • Движение заднимходом
  • Комментарии

Одностороннее движение это важная вещь, когда ведется разговор о правилах езды. В городах есть дороги, где можно двигаться только в одном направлении. Если поехать в другую сторону, получите серьезный штраф. И это в лучшем случае, поскольку гораздо вероятнее, ещё и попадете в аварию. Водителю следует быстро разобраться в том, как определить что дорога предусматривает езду только в одном направлении.

Когда дорога вам незнакома, определиться с движением можно по некоторым опознавательным знакам. В рассматриваемой статье разберемся с тем, наличие каких знаков является определением одностороннегодвижения на дороги.

Дорожные знаки одностороннего движения

Дорога с односторонним движением всегда обозначается определенным набором знаков. На участке может быть установлено сразу несколько знаков или только один из них. Но водителю важно ориентироваться в них, чтобы предусмотреть, какие движения на дороге выполнять можно, а какие будут чреваты наказанием. В том числе штрафами.

Наиболее распространенными являются знаки:

  • Знак 5.7.1, 5.7.2. Рассматриваемые отметки указывают, что вы выезжаете на дорогу, где предусмотрено исключительно одностороннеедвижение.
  • Знак 3.1. Рассматриваемый знак обозначает, что въезд на участок запрещается. То есть, направление закрыто для всех автомобилей и других видов транспорта. Проехать здесь не получится.
  • Знак 1.21 свидетельствует о том, что на участке дороги предусмотрено двустороннее движение. Обычно ставится в местах, где дорога с односторонним движением заканчивается и начинается участок, где предусмотрено движение по нескольким полосам с разным направлением.

Водители должны ориентироваться, какие знаки символизируют, где дорога начинается, когда она заканчивается и какие маневры допустимо выполнять, когда вы находитесь на участке что позволяет только одностороннее движение.

Въезд на дорогу с односторонним движением

Если видите знакодностороннее движение, он обозначает, что на данном участке дороги можно двигаться исключительно в направлении, что задано этим знаком. Но не все так однозначно, поскольку при наличии рассматриваемого знака возможно несколько развитий событий.

Если двигаетесь прямо. Эта ситуация предусматривает, что машина на обычной дороге двигается в том же направлении в котором можно двигаться на дороге с одностороннемдвижением. То есть, можно не прекращать движение, переходя на дорогу, где можно ехать только в одном направлении. Это наиболее простое развитие событий, поскольку не требует от водителей никаких дополнительных манипуляций. Достаточно просто ехать.

Немного сложнее, если знак перехода появляется при повороте на правую сторону. Если нужно сделать такое движение, автомобилю необходимо перейти на самую крайнюю правую полосу. Но эта манипуляция должна быть выполнена при любом повороте вправо. После перехода на участок с движением в одну сторону, автомобиль должен оказаться в крайней полосе справа. Это важно, поскольку, когда авто выезжает с одностороннего участка дороги, оно не должно перейти на дорогу со встречнымдвижением. Это создаст аварийную ситуацию, потому всегда находитесь как можно правее. Хотя если остальные полосы заняты, можно занять и левую сторону.

Если поворачиваете в левую сторону, когда разрешено только одностороннее движение, нужно учитывать определенные правила, что мало чем отличаются от используемых на стандартных перекрестках. То есть, прежде чем поворачивать, нужно заранее найти, где левая полоса, и перейти на неё.

Обратите внимание на наличие трамвайных полос, поскольку при их наличии поворот слева будет считаться нарушением. Нужно поворачивать именно с этих путей. Хотя при наличии знаков вроде 5.15.2 или разметки 1.18 может предусматриваться другой порядок действий. Потому внимательно смотрите на дорогу. Кроме того очень важно, чтобы автомобиль не создавал никаких препятствий трамваям, что ездят по рассматриваемой дороге. Когда уже свернули налево, о выборе полосы можно не переживать – просто занимайте любую.

Если сворачиваете на трассу, где выделена встречная полоса, нужно соблюдать несколько правил. Желательно принимать во внимание, что если сделать что-то не так, можете оказаться на встречке, а там одностороннее движение не действует.

Остановка и стоянка на одностороннем движении

Можно припарковаться на дороге справа. В рассматриваемом случае останавливаться и парковаться можно по тем же правилам, что действуют на дорогах, где предусмотрен двусторонний тип движения. Но следует обращать внимание на знаки, задача которых заключается в запрете останавливаться в каком-то из мест. Глушить двигатель нельзя в местах, где установлен специальный запрещающий знак, есть разметка пешеходного перехода или установлена остановка для общественного транспорта.

Если хотите остановиться слева возле дороги, где только одностороннее движение, также нужно соблюдать правила. Например, парковаться слева можно далеко не везде. Обычно парковка слева допустима исключительно на территории населенного пункта. Причем это разрешение работает только для небольших автомобилей, что весят не больше 3,5 тыс. кг. Грузовики и другие тяжеловесные авто не пройдут. Но, несмотря на то, что им запрещается парковка, грузовики могут останавливаться на левой стороне дороги, чтобы занести или вынести груз. И то, только если дорога не предусматривает встречной полосы, где могут ездить маршрутки. При таких обстоятельствах парковаться в рассматриваемом месте нельзя, независимо от типа авто.

Выезд с одностороннего движения

Когда односторонняя полоса движения заканчивается, нужно правильно выполнить выезд. Начнем с ситуации, когда вы двигаетесь прямо. Обычно в этом случае проблем не возникает. Главное следить за тем, чтобы при выезде оказаться на полосе движения нужного направления, а не на встречном. Так что важно заранее перестроиться в желанную полосу.

Второй случай – нужно повернуть на правую сторону. Когда осуществляется выезд на одностороннее движение, нужно следить на какую сторону поворачивать, чтобы не нарушить поток автомобилей. А вот если поворачиваете направо, нужно заранее перейти на крайнюю полосу. Тогда после поворота машина окажется в крайней полосе дороги с движением на две стороны.

Третий вариант развития событий, когда водитель хочет выехать с дороги, повернув налево. Обычно именно в этом случае нарушается львиная доля правил. Поскольку свернуть нужно с крайней левой полосы дороги, а не с середины пути (как делают многие, а потом удивляются полученным штрафам).

Разворот на дороге с односторонним движением

Поскольку движение одностороннее, а разворот делается, чтобы изменить ход в обратном направлении, он нарушает все возможные правила, вне зависимости от того, на какой полосе это происходит.

Другими словами, менять направление хода на одностороннем участке дороги нельзя. Этот запрет делается не для того, чтобы создать неудобство для водителей, а чтобы предотвратить ДТП. Другие автомобили не выполняли замену хода на задний или обратный, потому может возникнуть столкновение.

Движение заднимходом

Движение задним ходом на одностороннем движении не запрещают. Одностороннее движение заднимходом может пригодиться, когда нужно припарковаться и т.п. Но учтите, что на определённых участках дорогизаднийход категорически запрещается. Дело в том, что заднийход может создать аварийную ситуацию, потому лучше его использовать только в крайних случаях. И уж точно не применять заднийход, чтобы обойти правило о запрете разворота. Дело в том, что с использованием заднего формата движения, нарушается обзор. Кроме того, из-за заднего хода существенно ограничена маневренность авто.

Получить юридическую помощь по вопросам ПДД по дороге с односторонним движением можно на нашем сайте.

5 неочевидных правил проезда перекрестка, о которых вы могли забыть

В правилах проезда перекрекрестков всего 13 пунктов. Для тех, кто их забывает, возможны штрафы, разбирательства с ГИБДД, потерпевшими в ДТП и страховой компанией. В худшем случае — судебные разбирательства.

В этом материале напоминаем, как правильно проехать перекресток, чтобы избежать неприятностей и не потерять деньги.

Преимущество у того, кто едет по асфальтированной дороге

Это если нет светофора, регулировщика или знаков приоритета. В случае если водитель не видит, по какой дороге он едет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Уступать всем дорогу не всегда приятно, но так требует пункт 13.13 ПДД

На перекрестке равнозначных дорог преимущество у того, кто справа

Но есть исключение: трамвай всегда имеет преимущество, независимо от направления движения.

Не уступить трамваю — значит нарушить пункт 13.11 ПДД. Штраф — 500 Р

Водитель не может ехать сразу на зеленый сигнал светофора

Пешеходов, которые не успели перейти дорогу, придется пропустить

У автомобилей на перекрестке с круговым движением всегда преимущество

Как быть в курсе автоновостей?

Подборка для тех, кто хочет освежить свои знания ПДД:

Простое правило про которое все забывают постоянно – едешь под зеленую стрелку – уступи сначала всем со всех направлений!

Mikhail, только если в основной секции красный или желтый свет.

Mikhail, ага, так штраф получил, давно правда. Мало кто знает это правило.

Перед въездом на перекресток с круговым движением могут быть установлены знаки приоритета, которые изменяют порядок проезда перекрестка с круговым движением.
По вашей логике: есть знак Круговое движение, значит, круг – главный. Но это не всегда так.

Ослик, не внимательно читаете, у автора написано:
Водители разъезжаются по тем же правилам, что и на другом перекрестке.
Т.е. руководствуясь знаками.

Игорь, невнимательно читаете, знак круга там может присутствовать

Более актуальное тут написать про стрелку для поворота направо.
Если в прямом направлении горит красный, то перед поворот направо по зелёной стрелке следует пропустить сначала тех, кто разворачивается, двигаясь в перпендикулярном направлении, даже при том, что вы будете для них помехой справа.

90% всех аварий из-за того, что у всех водителей куриная слепота и они видят только свой светофор, а не перекресток в целом и стартуют как на гоночном треке, как только загорится зеленый. Вторая часть дураков летит на моргающий зеленый или желтый.

Ну и отдельная часть людей, которая забывает, что если затор на перекрестке, то туда нельзя выезжать.

Дима, не забывает, а плевать на это хотела. Отдельный котел еще тем, кто начинает сзади сигналить и подгонять, типа чего не выезжаешь (взлететь мне что ли).

Ещё вам в копилку один момент, который все игнорируют: при одновременном перестроении двух машин в одну полосу (первая машина из правой полосы в центральную, вторая – из левой в центральную), приоритет у той, что справа. А то в Москве действует принцип кто наглее, тупее или у кого машина больше. А когда начинаешь объяснять, на тебя с удивлением смотрят.

Чёт не увидела тут правила про вафельную разметку.

darya, так вафельной разметки в России нет ещё. Только в маааскве.

Сергей, не встречал. Может, где-то на севере? Я там практически не езжу.

Roman, да! Богатырский&Коломяжский!

Roman, И в Астрахани

Забыли самый простой и главный пункт, который нарушают 90+% водителей. При перестроении/повороте ВСЕГДА нужно включать поворотник. Один раз мигнул – это не “включить поворотник”

Вопрос по пункту 13.8 ПДД :

если автобыдло выезжает на перекресток через 3 секунды после зажигания красного для них, нужно ли их пропускать? Считается ли это маневром.

Валерий, можно не пропускать. Как там? “Дави их, блд. “
У вас разве есть выбор? Естественно, что у них нет никаких прав, но дайте дорогу дураку

Вячеслав, вот пока вы даете дуракам дорогу – дураки этим пользуются и никогда не закончатся. Общество должно гнобить нарушителей ПДД. чтобы они под себя ходили только от одной мысли что-то нарушить

Сергей, Гнобить – одно, давить зачем же? Просто снимите его маневр на камеру, чтобы было видно что на красный едет и отправьте в ГИБДД. А если “не пускать” таких – так тогда на перекрестке будет уже не один “дурак”, а два. а когда на дороге встречаются два “дурака”, то обычно возникает пробка, оно Вам надо? :)

Сергей, заблуждаетесь, не всегда. У нас вот спуск с моста упирается в кольцо, поэтому движущийся транспорт с моста придется пропустить

Разворот на перекрёстке с 4 проезжими частями – сразу разворачиваемся или выезжаем за середину?
Сколько видео пересмотрела, так и не смогла для себя решить как правильно

Елена, в правилах говорится: нужно совершать свой манёвр так, чтобы при ВЫЕЗДЕ с пересечения проезжих частей вы не оказались на встречной полосе. Пересечение проезжих частей это прямоугольник (или другая фигура), которая очерчена по прямым, проходящим через скругления краев тротуара.
Если проще говорить – пока вы находитесь внутри перекрёстка, вы на нейтральной территории и вольны делать манёвры как угодно, главное не нарушать преимущество других участников движения и не нарушить вышесказанное правило.
Так что и сразу завернуть и через середину будут правильными вариантами

Сам сдал на права полгода назад с первого раза, работаю в автошколе. Этот вопрос с преподавателями и инструкторами неоднократно обсуждался

Правила дорожного движения вне города. Часть 1. Выезжаем за городскую черту.

Что написано о движении по левой полосе в ПДД?

Ответы на все вопросы о езде по левой полосе содержатся в п. 9.4 и п. 9.5 ПДД. По большей части запреты касаются загородных трасс:

  1. Вне населенных пунктов нельзя ездить в левом ряду, за исключением поворота налево или опережения. То же самое касается и остальных дорог, по которым разрешается езда со скоростью свыше 80 км/ч, если они обозначены знаками 5.1 (автомагистраль) или 5.3 (дорога для автомобилей, мотоциклов и автобусов).
  2. В населенных пунктах можно ездить по любой полосе, кроме некоторых исключений. Например, если максимальная скорость транспорта не превышает 40 км/ч, водитель может двигаться только по крайней правой. Исключение – повороты, развороты, объезды препятствий: в таком случае выезжать на левую разрешается.
  3. Если на дороге три полосы и более. Здесь месторасположение роли не играет: занимать крайний левый ряд можно лишь в том случае, если остальные две заняты другими автомобилями и наблюдается интенсивное движение. Также допускается выезд только для поворота налево или разворота.

Автомобили с разрешенной максимальной массой от 2.5 тонн могут выезжать на крайнюю левую из трех и более полос только для разворота или поворота налево.

Рассмотрим несколько примеров, как это должно выглядеть на практике:

№1. Езда по населенному пункту. Водитель едет по двухполосной дороге, заняв крайнее левое положение. Здесь никакого нарушения нет: п. 9.4 ПДД запретов не содержит. Далее количество полос меняется, и в попутном направлении их уже три. Здесь водитель может принимать крайнюю левую полосу лишь в том случае, если остальные ряды при активном движении заняты, либо ему нужно повернуть налево, развернуться.

Стоит учитывать знаки и разметку. Даже если при езде в городе две полосы, но есть знаки, указывающие направление движения, нужно руководствоваться ими. Например, нельзя ехать прямо в левом ряду, если знак указывает, что на данном участке дороги можно только развернуться или повернуть налево.

№2. Езда вне населенного пункта. Конец населенного пункта обозначается знаком5.24.1, но ограничения могут быть сняты и знаком 3.31. Человек едет на машине в правом ряду. Попутно едущий автомобиль спереди движется с меньшей скоростью, поэтому другому водителю разрешается его опередить. После завершения маневра он должен вернуться в свою полосу.

У многих водителей есть негласное правило, которое поможет избежать некоторых неприятных ситуаций. Несмотря на то, что движение в городе по левому ряду в большинстве случаев разрешено по ПДД, у опытных автовладельцев езда там при свободной правой считается дурным тоном.

Другой вопрос – когда обе полосы заняты, и слева автомобиль едет так же медленно, как и справа. Фактически получается, что вся дорога занята, и тот, кто едет быстрее них сзади, не сможет проехать, или ему придется выезжать на «встречку» в нарушение ПДД. По правилам оба впереди едущих водителя правы, но во избежание дорожных конфликтов лучше так не делать.

В чем главная проблема?

Во время езды по европейским дорогам не раз замечал, насколько скрупулезно местные водители следуют этому принципу — не занимать левый ряд. При любой возможности берут правее. Если догоняют кого-то, опережают его слева и снова возвращаются в правый ряд (даже если едут с небольшим превышением скорости). Как следствие, огромное количество перестроений. Но все они относительно безопасны по одной причине — в Европе не принято обгонять справа. У нас это обыденное явление. Поэтому на наших дорогах, освобождая левый ряд сразу после опережения другого автомобиля, вполне реально встретиться с кем-то, кто совершил тот же маневр по правому ряду или даже по обочине. Так что, приучая наших водителей не занимать левый ряд, одновременно с этим нужно пропагандировать и запрет на опережение справа.

  • 11 секретов опытных водителей (в автошколе такому не научат!) вы найдете тут.

Когда ездить в левой полосе разрешено?

Существует несколько ситуаций, когда выезжать на левую полосу можно, не боясь штрафа:

  • если впереди едет другой автомобиль, и его нужно обогнать;
  • если справа есть препятствие в виде ДТП, проведения дорожных работ, и пр.;
  • если водитель хочет развернуться или повернуть налево;
  • если правая часть дороги разбита, и езда по ней представляет опасность.

Если речь идет о зоне вне города или о движении по трехполосной дороге в городе, по окончании любого из указанных выше маневров нужно вернуться в свою полосу. Левую сторону нельзя занимать, даже если она пустая и сзади нет других транспортных средств, которым могла бы помешать машина.

Какой штраф за движение по левой полосе?

Если водитель нарушает п. 9.4 или п. 9.5 ПДД, его могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП за нарушение правил расположения автомобиля на дороге. Размер штрафа здесь равен 1 500 руб.

Зафиксировать нарушение может только инспектор ГИБДД. Камеры, фиксирующие несоблюдение п. 9.4 или п.9.5 ПДД, пока еще нигде не установлены. На месте составляется протокол, где сразу будут указаны реквизиты для оплаты.

Если оплатить штраф в течение 20 дней, можно воспользоваться скидкой – 50% от суммы. В конечном итоге перечисляется только 750 вместо 1 500 руб.

Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!

  • Москва доб 152
  • Санкт-Петербург доб 152
  • Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)

Какой штраф?

Так как пункт 9.4 относится к разделу расположения транспортных средств в Правилах дорожного движения, то за нарушение этой нормы отвечает статья 12.15 КоАП, отвечающая за соответствующие нарушения.

Штраф за 3 полосу на грузовике составляет 1 500 рублей по части 1 данной статьи Кодекса. Его можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней после вынесения постановления – то есть в размере 750 рублей.

При этом, других мер пресечения данного правонарушения и дополнительных наказаний не предусмотрено: ни эвакуации на штрафстоянку, ни изъятия номеров и СТС, ни иных. Кроме того, в отличие от нарушения предписаний дорожных знаков, в случае с третьей полосой нет отдельных повышенных штрафов для Москвы и Петербурга. Поэтому, если вы движетесь по 3 ряду на МКАДе, к примеру, то сумма наказания будет такой же – 1 500 (750) рублей.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Какие новые штрафы для юридических лиц действуют, как их отслеживать и оплачивать?
  • Изменения ПДД в июле 2021: новые дорожные знаки экологического класса – где применяются и какой штраф?
  • За что может быть штраф ГИБДД 250 рублей?

Фиксируют ли камеры?

Да. Движение по третьей полосе в нарушение ПДД умеют определять камеры автоматической фиксации. Причём, автоматика работает таким образом, что по модели автомобиля, найденной по его госномеру в базе данных, определяется разрешённая масса и, таким образом, по почте высылается «письмо счастья».

Вот пример такого штрафа с камеры:

Можно ли ездить по левому ряду в черте города?

Как говорилось ранее, п. 9.4 ПДД действует только в отношении загородных участков дорог. В городе же можно ездить по любой полосе, главное – соблюдать предписание знаков и разметки.

Однако изначально левая полоса предназначена для разворотов, движения налево и обгона. Если же ездить на ней прямо, штрафа за это не будет. Исключение – некоторые виды транспортных средств, которым запрещается без крайней нужды ездить слева:

  • большегрузы;
  • буксируемые и буксирующие машины;
  • транспорт, который технически не может разгоняться до скорости более 40 км/ч;
  • неисправные машины, водители которых едут со включенными «аварийками».

Вышеуказанные категории транспортных средств могут ездить на дороге слева лишь в том случае, если их водители собираются повернуть налево или развернуться.

Можно ли двигаться далее 2 полосы по ПДД?

Не совсем! Есть в Правилах раздел, регулирующий расположение транспортных средств, и есть в нём пункт 9.4, который содержит особые указания для грузовых автомобилей массой более 2,5 тонны:

На любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается … грузовым автомобилям с разрешённой максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота.

Итак, мы имеем – движение по дороге по 3 полосе и далее для грузовиков с указанной массой не запрещается. Нельзя занимать именно крайнюю левую – и здесь уже неважно, третья она, четвёртая или десятая.

Если быть точнее, то под такой запрет попадают машины при следующих 4 условиях:

  1. разрешённая максимальная масса вашего авто – более 2 500 кг,
  2. оно относится к категории грузовиков,
  3. участок дороги, по которому вы в данный момент двигаетесь, имеет 3 полосы движения только в вашем направлении – например, если вы едете по МКАД или КАД,
  4. вы едете не для того, чтобы повернуть налево или развернуться.

Давайте подробнее разъясним все эти 4 условия!

Вас также заинтересует:

  • Изменение ПДД в марте 2021 года: новый дорожный знак 6.22 Фотовидеофиксация
  • Разрешена ли езда со шторками Трокот, Эско, Laitovo и другими и что грозит?
  • Какой штраф и что ещё грозит за забытые права и документы на машину?

Что такое разрешённая максимальная масса и где смотреть?

Она по сути своей родственна полной массе, указываемой в технических характеристиках к автомобилю, но термин используется больше в юридических документах, правилах и законах.

Разрешённая максимальная масса включает в себя вес самого авто вместе с топливом и всеми жидкостями в узлах и агрегатах, а также водителя, пассажиров и грузов в количестве и массе, разрешённых изготовителем.

Этот параметр вы можете найти в свидетельстве о регистрации (розовом пластике, который вам выдавали в ГИБДД к машине) в предпоследней графе лицевой стороны.

Таким образом, если значение этой характеристики более 2,5 тонны, то движение по третьей полосе вам запрещено… Но только если у вас именно грузовой автомобиль.

Как определяется грузовик?

Здесь также всё очень просто – Технический регламент О безопасности колёсных ТС разделяет автомобили на такие категории. Так, N – это все машины, предназначенные для перевозки, в основном, грузов по дорогам России.

Подпадает ли Газель?

Да. Несмотря на то, что в правах у водителя Газели может быть и категория B, как мы указали выше, грузовые автомобили определяются вовсе не категорией водительских прав для возможности их управления, а именно специальным регламентом.

И, согласно, Техрегламенту, Газель принадлежит к грузовым автомобилям. Но только в том случае, если речь идёт о грузовой модели, а не пассажирской. Обратите внимание, Фермер, фургон и подобные модификации, предназначенные именно для перевозки грузов, даже если вкупе с пассажирами, в любом случае подпадают под запрет ездить по 3 полосе.

Каким авто разрешено?

Собственно, разрешено это тем, кому не запрещено. К таким условиям средствам относятся:

  • если ваш автомобиль легковой – например, многие внедорожники и тяжёлые кроссоверы могут именно максимальную массу более 2,5 тонн, но им можно ехать по третьей полосе дороги, потому что они не грузовики,
  • автобусы и другой транспорт, который не предназначен для перевозки именно грузов.

Можно ли обжаловать, если указать, что шли на поворот/разворот?

Вполне возможно оспорить штраф, если вы, действительно собирались развернуться или поворачивать налево. Но только в том случае, если на данном участке фиксации нарушения есть ближайшее место для таких манёвров. Увы, но в большинстве мест таковых нет. Например, на МКАДе вообще их почти не предусмотрено.

Ранее мы приводили подробную статью о порядке подачи жалобы на штраф ГИБДД с образцами и бланками заявлений.

Считается ли автобусная полоса?

В официальной трактовке говорится об одном из условий запрета ездить по левому ряду – когда дорога имеет в данном направлении 3 полосы и более. Но многие водители заблуждаются, не считая при этом полосу для маршрутных ТС.

И это большое заблуждение, так как формально ПДД не её исключают, а она является полноценной полосой в своём смысле этого слова. Поэтому формально и штраф за занятие 3 полосы грузовиком будет законен.

К слову о наказании!

Что делать, если ехал по левой полосе и остановил сотрудник ГИБДД?

Несмотря на предусмотренную ответственность, привлечь к ней за движение по левой полосе на участке дороги, где это запрещено без необходимости, крайне проблематично. Инспекторам придется доказывать, что водитель нарушил ПДД. Тот, в свою очередь, может объяснить езду слева следующим образом:

  • правый ряд был занят другим автомобилем, едущим с меньшей скоростью, и нужно было его опередить;
  • в правом ряду было препятствие, которое пришлось объезжать: яма, выбоина, ДТП.

Чаще всего водители объясняют движение в левом ряду поиском поворота налево. За это инспекторы наказывать не вправе. Если протокол все же составлен, нужно сделать на нем пометку о несогласии и указать причины. После этого протокол можно оспорить через суд или руководителя ГИБДД.

Разрешено ли движение по левой полосе

Извечный спор между водителями – можно ли ехать по левой полосе. Одни говорят, что машины там могут ездить в любом случае, а вторые придерживаются что левая полоса для обгона. Между тем, особенности езды по разным полосам регламентируются ПДД. Рассмотрим, когда можно ездить по левому ряду, когда это запрещено, и какой штраф ожидает водителей при нарушении правил.

Что написано о движении по левой полосе в ПДД?

Ответы на все вопросы о езде по левой полосе содержатся в п. 9.4 и п. 9.5 ПДД. По большей части запреты касаются загородных трасс:

  1. Вне населенных пунктов нельзя ездить в левом ряду, за исключением поворота налево или опережения. То же самое касается и остальных дорог, по которым разрешается езда со скоростью свыше 80 км/ч, если они обозначены знаками 5.1 (автомагистраль) или 5.3 (дорога для автомобилей, мотоциклов и автобусов).
  2. В населенных пунктах можно ездить по любой полосе, кроме некоторых исключений. Например, если максимальная скорость транспорта не превышает 40 км/ч, водитель может двигаться только по крайней правой. Исключение – повороты, развороты, объезды препятствий: в таком случае выезжать на левую разрешается.
  3. Если на дороге три полосы и более. Здесь месторасположение роли не играет: занимать крайний левый ряд можно лишь в том случае, если остальные две заняты другими автомобилями и наблюдается интенсивное движение. Также допускается выезд только для поворота налево или разворота.

Автомобили с разрешенной максимальной массой от 2.5 тонн могут выезжать на крайнюю левую из трех и более полос только для разворота или поворота налево.

Рассмотрим несколько примеров, как это должно выглядеть на практике:

№1. Езда по населенному пункту. Водитель едет по двухполосной дороге, заняв крайнее левое положение. Здесь никакого нарушения нет: п. 9.4 ПДД запретов не содержит. Далее количество полос меняется, и в попутном направлении их уже три. Здесь водитель может принимать крайнюю левую полосу лишь в том случае, если остальные ряды при активном движении заняты, либо ему нужно повернуть налево, развернуться.

Стоит учитывать знаки и разметку. Даже если при езде в городе две полосы, но есть знаки, указывающие направление движения, нужно руководствоваться ими. Например, нельзя ехать прямо в левом ряду, если знак указывает, что на данном участке дороги можно только развернуться или повернуть налево.

№2. Езда вне населенного пункта. Конец населенного пункта обозначается знаком 5.24.1 , но ограничения могут быть сняты и знаком 3.31 . Человек едет на машине в правом ряду. Попутно едущий автомобиль спереди движется с меньшей скоростью, поэтому другому водителю разрешается его опередить. После завершения маневра он должен вернуться в свою полосу.

У многих водителей есть негласное правило, которое поможет избежать некоторых неприятных ситуаций. Несмотря на то, что движение в городе по левому ряду в большинстве случаев разрешено по ПДД, у опытных автовладельцев езда там при свободной правой считается дурным тоном.

Другой вопрос – когда обе полосы заняты, и слева автомобиль едет так же медленно, как и справа. Фактически получается, что вся дорога занята, и тот, кто едет быстрее них сзади, не сможет проехать, или ему придется выезжать на «встречку» в нарушение ПДД. По правилам оба впереди едущих водителя правы, но во избежание дорожных конфликтов лучше так не делать.

Когда ездить в левой полосе разрешено?

Существует несколько ситуаций, когда выезжать на левую полосу можно, не боясь штрафа:

  • если впереди едет другой автомобиль, и его нужно обогнать;
  • если справа есть препятствие в виде ДТП, проведения дорожных работ, и пр.;
  • если водитель хочет развернуться или повернуть налево;
  • если правая часть дороги разбита, и езда по ней представляет опасность.

Если речь идет о зоне вне города или о движении по трехполосной дороге в городе, по окончании любого из указанных выше маневров нужно вернуться в свою полосу. Левую сторону нельзя занимать, даже если она пустая и сзади нет других транспортных средств, которым могла бы помешать машина.

Какой штраф за движение по левой полосе?

Если водитель нарушает п. 9.4 или п. 9.5 ПДД, его могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП за нарушение правил расположения автомобиля на дороге. Размер штрафа здесь равен 1 500 руб.

Зафиксировать нарушение может только инспектор ГИБДД. Камеры, фиксирующие несоблюдение п. 9.4 или п.9.5 ПДД, пока еще нигде не установлены. На месте составляется протокол, где сразу будут указаны реквизиты для оплаты.

Если оплатить штраф в течение 20 дней, можно воспользоваться скидкой – 50% от суммы. В конечном итоге перечисляется только 750 вместо 1 500 руб.

Можно ли ездить по левому ряду в черте города?

Как говорилось ранее, п. 9.4 ПДД действует только в отношении загородных участков дорог. В городе же можно ездить по любой полосе, главное – соблюдать предписание знаков и разметки.

Однако изначально левая полоса предназначена для разворотов, движения налево и обгона. Если же ездить на ней прямо, штрафа за это не будет. Исключение – некоторые виды транспортных средств, которым запрещается без крайней нужды ездить слева:

  • большегрузы;
  • буксируемые и буксирующие машины;
  • транспорт, который технически не может разгоняться до скорости более 40 км/ч;
  • неисправные машины, водители которых едут со включенными «аварийками».

Вышеуказанные категории транспортных средств могут ездить на дороге слева лишь в том случае, если их водители собираются повернуть налево или развернуться.

Что делать, если ехал по левой полосе и остановил сотрудник ГИБДД?

Несмотря на предусмотренную ответственность, привлечь к ней за движение по левой полосе на участке дороги, где это запрещено без необходимости, крайне проблематично. Инспекторам придется доказывать, что водитель нарушил ПДД. Тот, в свою очередь, может объяснить езду слева следующим образом:

  • правый ряд был занят другим автомобилем, едущим с меньшей скоростью, и нужно было его опередить;
  • в правом ряду было препятствие, которое пришлось объезжать: яма, выбоина, ДТП.

Чаще всего водители объясняют движение в левом ряду поиском поворота налево. За это инспекторы наказывать не вправе. Если протокол все же составлен, нужно сделать на нем пометку о несогласии и указать причины. После этого протокол можно оспорить через суд или руководителя ГИБДД.

Как оспорить протокол?

Составленный протокол выдается водителю на руки, и впоследствии его можно обжаловать. Самый простой способ – подать письменную жалобу руководителю инспекции. Сделать это можно через сайт ведомства или принести заявление лично.

Свою позицию придется аргументировать, указав, по какой причине пришлось ехать за городом по левому ряду и на каких основаниях должны отменить ответственность по ст. 12.15 КоАП РФ.

Руководитель рассматривает заявление в течение 10 дней, срок начинает исчисляться со дня, следующего за датой подачи.

Альтернативный вариант – оспаривание в судебном порядке. Это труднее и занимает много времени. В общей сложности процесс может длиться до двух месяцев.

Подать заявление можно несколькими способами:

  • лично в суд по месту нахождения ответчика – ГИБДД;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • через представителя по доверенности;
  • через ГАС «Правосудие» онлайн.

В процессе разбирательств придется отстаивать свою позицию. В качестве доказательств можно использовать записи с видеорегистратора, не лишними будут свидетельские показания.

По результатам суд выносит постановление. Протокол им отменяется или остается без изменений. В первом случае штраф платить не придется, во втором постановление обжалуется через апелляционный суд в течение 1 месяца.

Чтобы избежать штрафа, достаточно соблюдать ПДД и не ездить в левом ряду при свободном правом, если речь идет о загородной дороге. При движении по городу можно ездить в любой полосе, исключение – крайний левый ряд на трехполосной дороге: он предназначен только для разворота или поворота налево.

Важно учитывать, что в процессе управления машиной нужно руководствоваться не только ПДД, но и дорожной обстановкой. Например, водителя не оштрафуют, если он докажет, что ехал в левом ряду из-за препятствия в правом, или ему нужно было повернуть налево. Пока что практика показывает, что протоколы за такие нарушения оформляются крайне редко и в основном в рамках запланированных рейдов ГИБДД.

По каким полосам можно ехать в городе и вне его, и в какие поворачивать и разворачиваться

Правильное движение по полосам – одна из базовых основ передвижения по дорогам. Тем не менее здесь регулярно встречаются примеры субъективной трактовки правил. Кто-то движется в левом ряду, не уступая дорогу обгоняющим; кто-то считает, что все обязаны двигаться в правом ряду; кто-то считает, что можно выехать с кольца из среднего ряда, если заранее включить поворотник. По каким же полосам можно двигаться в городе и за городом и в какую полосу можно поворачивать и разворачиваться при маневрировании?

Перед тем как начать говорить о рядности движения, давайте вспомним, как ПДД регламентируют полосы движения и как можно двигаться, если размеченных полос нет. Итак, согласно правилам, полоса движения – это «любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд».

Стоит обратить внимание на уточнение «обозначенная или не обозначенная разметкой»: то есть, если ширина дороги от обочины до разделительной полосы позволяет двигаться в два ряда, то это означает наличие двух полос движения, и ограничений по фактическому числу полос в ПДД нет. Определять их число при отсутствии разметки позволено самим водителям: пункт 9.1 уточняет, что при отсутствии разметки и знаков движения по полосам количество полос движения определяется самими водителями «с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними».

Правила устанавливают разные разрешения для движения по полосам в городе и за городом. Согласно пункту 9.4 «в населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения». Основное ограничение устанавливает все тот же пункт 9.4: «на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота». Такие образом, при движении в городе можно занимать любую из имеющихся полос, а если дорога свободна, и полос три и более – то любую, кроме левой.

В пункте 9.4 есть небольшое ограничение для движения в городе. Если водитель движется в населенном пункте, но по дороге, обозначенной знаком 5.1 (Автомагистраль) или 5.3 (Дорога для автомобилей), или там, где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, то двигаться он должен по возможности ближе к правому краю проезжей части, и ему запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Еще два ограничения для водителей легковых автомобилей касаются пунктов 9.5 и 16.1 ПДД. Пункт 9.5 уточняет, что если автомобиль по техническим причинам не может развивать скорость выше 40 км/ч, то он должен двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги. Ну а пункт 16.1 запрещает выезд таких машин на автомагистрали.
Отдельно стоит помнить о пункте 9.3 ПДД. Он уточняет, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9, указывающей на реверсивное движение), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота.

Рядность движения на загородных дорогах также регламентируется пунктом 9.4 ПДД. Здесь все гораздо проще и строже, чем в городе: вне населенных пунктов водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части, при этом запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. Таким образом, движение даже с максимальной разрешенной скоростью в левой полосе запрещено.

Здесь также актуален пункт 9.3, упомянутый выше, – он запрещает движение по полосе, по которой разрешено движение в обоих направлениях, за исключением случаев обгона, объезда, поворота налево или разворота.

Поворот направо – маневр довольно несложный, и правилами он регламентирован вполне однозначно. Во-первых, тут актуален пункт 8.5, указывающий, что перед поворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Во-вторых, пункт 8.6 гласит, что при повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Таким образом, при отсутствии помех и препятствий поворот направо должен выполняться из крайнего правого в крайний правый ряд.

Исключением при повороте направо может быть ситуация, когда перед поворотом установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие поворот направо более чем из одной полосы. В таком случае водитель не обязан занимать крайнее правое положение на проезжей части. При этом поворот должен выполняться с сохранением полосы движения во избежание пересечения траекторий: из крайнего правого в крайний правый ряд, а из второго во второй. В случае, если на дороге, на которую поворачивают водители, есть препятствие, вынуждающее поворачивать в одну полосу, в силу вступает пункт 8.9 ПДД. Он уточняет, что «в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа» – то есть правило «помехи справа» актуально и здесь.

Отдельно стоит коснуться перекрестков с круговым движением. Пункт 8.5 гласит, то при повороте направо при въезде на перекресток, где организовано круговое движение, не нужно занимать крайнее правое положение на проезжей части. То есть въезд на кольцо – это исключение, и въезжать на него можно с любой полосы. При этом выезд с перекрестка трактуется как обычный поворот направо и исключением уже не является – то есть для выезда с перекрестка с круговым движением обязательно нужно занять крайнее правое положение на дороге. Таким образом, краткий вывод будет таким: въезжать на кольцо можно с любого ряда, а выезжать с кольца – только с правого.

Левый поворот по сравнению с правым несколько сложнее, поскольку обычно связан с пересечением полосы встречного движения. Однако и правила здесь чуть более мягкие. С точки зрения рядности движения главное требование при повороте налево – занять крайнее левое положение на проезжей части согласно пункту 8.5 ПДД. Кроме того, тот же пункт указывает, что при наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево должен выполняться с них, если знаками движения по полосам или разметкой не предписан иной порядок движения. А вот требований к тому, в какой ряд нужно въезжать при выполнении левого поворота, в ПДД нет – то есть поворачивать можно в любой ряд, движение по которому не запрещено правилами. Таким образом, поворачивать налево водитель может из крайнего левого в любой ряд при условии соблюдения ПДД, а при наличии слева попутных трамвайных путей и отсутствии знаков движения и разметки движения по полосам – с трамвайных путей в любой ряд.

Как и при повороте направо, актуален случай наличия перед перекрестком знаков направления движения по полосам, разрешающим поворот более чем из одного ряда. Правила здесь те же: необязательно занимать крайнее левое положение на проезжей части, поворачивать можно из любого разрешенного ряда, но желательно сохранять ряд и избегать пересечения траекторий движения, уступая дорогу при необходимости.

Однако здесь, в отличие от поворота направо, есть и еще одно важное исключение. Пункт 9.8 гласит, что «при повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу». При этом «перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам». При повороте направо это требование выполняется автоматически. А вот поворачивать налево на дорогу с реверсивным движением можно только в крайний правый ряд.

О правилах разворота мы недавно говорили подробно, так что здесь повторим основные условия. Как и поворот налево, разворот можно выполнять из крайнего левого положения на проезжей части, а при наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, – с этих трамвайных путей. Однако есть важное исключение: пункт 8.8 ПДД гласит, что при недостаточной ширине проезжей части разворот вне перекрестка можно выполнять от правого края проезжей части или с правой обочины, уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам. При этом требований к полосе, на которую нужно выезжать при развороте, в ПДД нет. То есть разворот можно выполнять в любой ряд при условии соблюдения ПДД.

Получить штраф можно не только за неправильный поворот, но и просто за движение не в той полосе. Как мы помним, за городом и на автомагистралях двигаться нужно в правой полосе, и занимать левую полосу при свободных правых запрещено. Те, кто игнорирует это правило, могут быть привлечены к ответственности по части 1 статьи 12.15: согласно ей, нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей.

Вариантов наказания за нарушение правил поворота существует несколько. Базовое наказание предусмотрено за поворот из неправильного ряда. Согласно части 1.1 статьи 12.14 КоАП, невыполнение требования ПДД перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Следующий вариант – несоблюдение требований знаков 5.15.1 и 5.15.2, указывающих направление движения по полосам. Как мы уже рассказывали, они относятся к знакам особых предписаний, и их соблюдение носит не рекомендательный, а обязательный характер. Соответственно, поворот или разворот из полосы, не предусмотренной знаками, наказуем. В случае поворота направо наказание последует по части 1 статьи 12.16: согласно ей, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Поворот налево и разворот караются уже по части 2 статьи 12.16, и наказание здесь более суровое: поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Помимо знаков направления движения по полосам поворот и разворот могут ограничивать запрещающие знаки 3.18.1 и 3.18.2, а также 3.19, запрещающие соответственно поворот направо, налево и разворот. Наказание будет тем же, что описано выше: за поворот направо можно получить предупреждение или штраф в 500 рублей по части 1 статьи 12.16, а поворот налево или разворот караются по части 2 статьи 12.16 штрафом от 1 000 до 1 500 рублей.

А вот отдельных штрафов за занятие неверной полосы после выполнения поворота нет – нарушение трактуется в зависимости от ситуации. К примеру, если водитель после выполнения маневра окажется на встречной полосе, он будет наказан по части 4 статьи 12.15, предусматривающей штраф в 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: