Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Где можно ездить на прокатном электросамокате?

Добрый день, уважаемый читатель!

В 2021 году довольно популярной услугой в крупных российских городах является краткосрочная аренда электросамокатов. Суть ее сводится к тому, что на улицах города расставлены электросамокаты и каждый желающий может взять их в аренду с помощью приложения на смартфоне. Оплата аренды поминутная или почасовая, а оставить самокат можно на любой обозначенной парковке в пределах города.

При этом сами самокаты позиционируются как альтернатива общественному транспорту. А при сдаче их в аренду организации подчеркивают, что арендаторы (водители самокатов) должны соблюдать требования правил дорожного движения.

Как правило, более подробные инструкции арендатору не даются. Поэтому приходится самостоятельно думать о том, чем с точки зрения ПДД является прокатный электросамокат и где на нем можно ездить.

В данной статье разберем правила дорожного движения для прокатных электросамокатов:

Что такое электросамокат с точки зрения ПДД?

Для начала разберемся, чем с точки зрения ПДД является прокатный электросамокат. Тут сразу же нужно заметить, что ответ на данный вопрос для каждой организации-арендодателя следует искать самостоятельно, т.к. каждая фирма закупает самокаты разной мощности и настраивает их на разную скорость. То есть универсальный ответ в данном случае получить невозможно.

Однако при написании данной статьи были изучены сайты десятка организаций, занимающихся сдачей электросамокатов в аренду в разных регионах России и были выявлены некоторые общие закономерности. Именно о них и пойдет речь ниже.

Итак, двухколесное транспортное средство с электродвигателем с точки зрения ПДД может быть или велосипедом, или мопедом:

Велосипед” – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Мопед” – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Граница между велосипедами и мопедами находится на двигателе электросамоката, мощность которого в режиме длительной нагрузки составляет 250 Вт, и который автоматически отключается на скорости 25 км/ч.

Вернемся к прокатным электросамокатам. При аренде самоката, как правило, не выдаются никакие документы, подтверждающие техничнеские характеристики самоката. Поэтому остается лишь воспользоваться сайтами прокатных организаций и поискать техническую информацию там.

Большинство сайтов с краткосрочной арендой вообще не содержат технических характеристик самокатов. На нескольких сайтах указано, что максимальная скорость самокатов ограничена цифрой 25 км/ч. И лишь на одном сайте даны подрбные технические характеристики двигателей, из которых следует, что максимальная мощность двигателя в режиме длительной нагрузки составляет 200 – 250 Вт (в зависимости от модели самоката).

Таким образом, наиболее грамотные организации изначально описали свои электросамокаты так, что они с точки зрения ПДД являются велосипедами. Менее грамотные организации не дают достаточного количества данных для того, чтобы одназначно дать ответ на вопрос, арендуется велосипед или мопед.

Однако, есть довольно серьезный фактор, позволяющий сказать о том, что все прокатные фирмы заказывают и оформляют самокаты так, чтобы они были велосипедами с точки зрения ПДД. Все дело в том, что при аренде самоката достаточно того, чтобы возраст арендодателя превышал 18 лет. Наличие водительского удостоверения не требуется и его никто не проверяет.

Если найдется прокатная организация, которая будет выдавать в аренду электросамокаты с более мощными двигателями или без ограничения скорости (являющиеся мопедами с точки зрения ПДД), то ГИБДД “засыпет” такую организацию штрафами за передачу управления транспортными средствами лицам, не имеющим права управления (30 000 рублей за каждое нарушение).

Ну а поскольку проверка водительского удостоверения перед каждой передачей электросамоката арендатору значительно усложняет процедуру аренды, организации вряд ли будут ее вводить. Гораздо проще заранее купить электросамокаты, которые с точки зрения ПДД являются велосипедами.

Примечание. В рамках данной статьи будем исходить из того, что любой прокатный электрический самокат является велосипедом с точки зрения ПДД. Однако на практике нельзя исключать и того, что некоторые самокаты некоторых организаций являются мопедами и для них правила отличаются.

Где можно ездить на прокатном электросамокате?

Если изучить информацию на сайтах организаций, которые занимаются кратковременной арендой электросамокатов, то там можно найти много чего интересного. Кто-то вообще не касается вопроса передвижения по городу, у кого-то есть туманные формулировки о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Можно найти самые разные советы начиная от того, что передвигаться нужно по велодорожкам, и заканчивая тем, что человек на электросамокате является пешеходом.

В общем, основная задача прокатных организаций состоит в том, чтобы как можно красивее описать свой товар (услугу), то есть сдать в аренду как можно больше самокатов. Что касается соблюдения правил арендаторами, то для прокатных организаций этот вопрос принципиального значения не имеет. Если арендатор нарушит правила, то отвечать за это он будет из своего кошелька, а прокатчики ничем не рискуют.

Вернемся к особенностям передвижения на прокатном электросамокате. Поскольку выше мы пришли к тому, что все прокатные самокаты с точки зрения ПДД являются велосипедами, то к ним применимы правила дорожного движения для велосипедов. Напомню, что на pddmaster.ru опубликована подробная статья, посвященная правилам для велосипедистов. Рекомендую Вам ее изучить:

Что касается данной статьи, то сегодня мы поговорим только о том, где может ехать электросамокат, а прочие правила затрагивать не будем.

Внимание! Правила организаций по прокату электросамокатов говорят о том, что арендатором может выступать только человек, возраст которого превышает 18 лет. Поэтому в рамках данной статьи будем рассматривать только совершеннолетних водителей элекстросамокатов.

Напомню, что правила дорожного движения делят велосипедистов на несколько групп по возрасту (0-7 лет, 7-14 лет, 14 лет и старше) и правила для этих групп различаются. Поскольку арендатору прокатного самоката должно быть больше 18 лет, в данной статье будем рассматривать правила для велосипедистов старше 18 лет.

Итак, пункт 24.2 ПДД говорит о том, что на электросамокате можно ехать (в порядке убывания):

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

К следующей строке списка можно перейти только в том случае, если все предшествующие варианты отсутствуют или ими невозможно воспользоваться.

Например, по тротуару можно ехать только в том случае, если невозможно ехать ни по велодорожке, ни по полосе для велосипедистов, ни по проезжей части, ни по обочине.

К сожалению, на практике большая часть людей, арендующих электросамокаты, данного правила не знает. Поэтому довольно мощная техника, разгоняющаяся до 25 км/ч, чаще всего встречается на тротуарах и в прочих местах, предназначенных для пешеходов.

Так что, если у Вас в городе есть элекстросамокаты, то будьте внимательны и осторожны при пешеходных прогулках. Регулированием движения самокатов никто не занимается, а штрафы на их водителей накладываются крайне редко (мне ни разу не доводилось слышать о подобном). Как правило, разбирать ситуацию с раположением самоката начинают лишь после того, как этот самокат стал виновником ДТП с пострадавшими.

Если Вы прогуливаетесь пешком, то Ваша безопасность в Ваших руках. Следите за появлением прокатных электросамокатов и вовремя отходите, чтобы избежать столкновения.

Штрафы для водителей прокатных электросамокатов

Статьи 12.29 и 12.30 КоАП предусматривают несколько штрафов, которые могут быть наложены на водителя прокатного электросамоката (велосипеда):

Статья КоАП Нарушение Штраф
Часть 2 статьи 12.29 Любое нарушение, кроме перечисленных ниже 800 рублей
Часть 3 статьи 12.29 Любое нарушение, кроме перечисленных ниже, допущенное в состоянии опьянения 1 000 – 1 500 рублей
Часть 1 статьи 12.30 Любое нарушение, создающее помехи движению транспортных средств 1 000 рублей
Часть 2 статьи 12.30 Любое нарушение, при котором причинен легкий или средней тяжести вред здоровью потепевшего 1 000 – 1 500 рублей

Таким образом, размер штрафа для водителей прокатных электросамокатов не самый большой. Хотя еще больше ситуация усугубляется тем, что ГИБДД не проявляет особого интереса к самокатам, то есть получить даже существующий небольшой штраф почти невозможно.

В заключение нужно сказать, что изначальная идея об использования электросамокатов в качестве альтернативы общественному транспорту довольно неплохая. Однако, поскольку в настоящее время к управлению допускаются все желающие, а передвижение самокатов дополнительно не контролируется, они нередко становятся участниками серьезных происшествий на тротуарах и пешеходных дорожках. В общем, будьте осторожны! Как на прокатном самокате, так и при пеших прогулках.

ПДД в 2021 году и нужны ли права для электросамоката

Всем привет! Сегодня будет пост рассуждений и обмена мнениями. Выясним к какой категории относится наш электросамокат по ПДД и попробуем разобраться нужны ли права для электросамоката. А сначала будет дисклеймер, который я считаю себя обязанным вставить.

Данный материал не является инструкцией, официальной позицией, может содержать ошибки и неточности. Для получения компетентных ответов следует обращаться к официальным документам, в ГИБДД и другие ведомства, исполнительные и законодательные органы.

В конце поста предложу своё решение вопроса, а там уж как решат наши государственные мужи. Решать то надо. Пробки, экология, ДТП. Для больших городов это уже реальная проблема. В общем, все всё понимают, а пока никак.

Мой электросамокат — велосипед, мопед, или мотоцикл?

Это второй пост (первый пост — ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭЛЕКТРОСАМОКАТ, КАК ЕГО ВЫБРАТЬ И ПДД) обсуждения насущной проблемы безопасности движения пешеходов, автомобилистов и владельцев электросамокатов или СИМ — средств индивидуальной мобильности.

Термин СИМ, насколько понимаю, не утвержден еще официально. Здесь под ним я буду подразумевать все виды средств передвижения от роликов до мощных самокатов.

Проект изменений/дополнений в ПДД осенью прошлого года был завернут на доработку. Как раз, как мне кажется, из-за очень сложной темы регулирования разношерстного парка СИМ. Грубо говоря — выпихнуть их всех на дорогу и получить опасность для самокатчиков и для автомобилистов. Или уплотнить с пешеходами на тротуарах рискуя повысить статистику несчастных случаев с пешеходами. Куда, как говорится, не кинь — везде клин.

Итак, что сейчас говорит ПДД об электросамокате. Точнее, как классифицирует транспортное средство с электроприводом.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Классификация электросамокатов по ПДД

Довольно ясно. Электросамокат с мощностью мотор-колеса до 250 Вт включительно и максимальной скоростью до 25 км/ч — велосипед. Выше 250 Вт и до 4кВт, имеющий скорость не более 50 км/ч — мопед. И электросамокат со скоростью более 50 км/ч — мотоцикл.

А знаете почему самокаты с мощностью мотор-колеса до 250 Вт признали велосипедом?

Это расчётная усредненная мощность, которую может развивать велосипедист продолжительное время. Поэтому решили, что всё, что выше — уже не велосипед. Скажу, что скорость у велосипеда

32-34 км/ч. А вот у некоторых самокатов она ограничена 25 км/ч.

Обратите внимание, что это не максимальная (пиковая) мощность, а номинальная максимальная в режиме долговременной нагрузки. Указывается она в инструкции. Честно говоря, кажется, что некоторые производители привирают завышая. Но ГИБДД вряд ли будет каждый экземпляр китайского no name самоката отдавать на экспертизу. Будут смотреть паспорт или каталог моделей и характеристик.

Ну, а пока вы везёте свой самокат, то вы пешеход.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

До сих пор толком ничего не изменилось с той редакции, когда впервые попытались как-то узаконить права и обязанности владельцев электросамокатов.

Категория «М» в водительском удостоверении (ВУ) для водителя электросамоката

Вернёмся к ПДД. Действующая ныне редакция оговаривает права и обязанности пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов. В общем случае требования ясны. Читаем ПДД и думаем головой. Не рискуем ни жизнью, ни здоровьем.

По логике и букве закона владельцы довольно мощных самокатов должны получать права с категорией «М», а иные и вовсе «А». В общем то разумно. С одной стороны. Машина под 70 кг весом + ездок (итого >150 кг) и скоростью 110 км/ч с мотором в 11 «лошадок» снесёт не только пешехода, но и зубра. Например, Dualtron X 2 уже не влезает в категорию «М» по скорости. Это чистая категория «А» по ПДД, и даже хоть и имеет мощность 8,3 кВт, но не «А1», потому что:

подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Дьявол, как говорится, в деталях. Но в той же категории «М» по ПДД может быть самокат с 0,4 лошадиных сил (300 Вт) и 5,43 лошадиных сил (4 КВт). Самокат с мощностью мотор-колеса 300 Вт не затягивает взрослого человека в горку. Но человек может легко заехать на нее на велосипеде. А двигатели в 5 л.с. стоят на мотоблоках, например, и тянут прицепы с дровами. Ну вот просто разницу в 13,5 раз представьте себе. Это примерно как Ока и Geländewagen. Так нагляднее.

А что с правами? Срочно бежать сдавать на категорию «М» или открывать её? Посмотрим на действующее законодательство.

Категория М в ПДД

Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» — подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» — подкатегории «C1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «CE» — подкатегории «C1E», категории «DE» — подкатегории «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».

Получается, что категория «М» и нужна для тех, кому исполнилось 16 и они еще не могут сдавать на права на категорию «В», например. Или для тех, у кого если нет ВУ вообще и в планах нет сдавать на иную категорию.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

Вопросы по ПДД

Думаю, что разумно было бы ограничить скорость (!) не мощность, а скорость движения по дворам. Но она и так ограничена ПДД. Разумно ли привязывать мощность к категории? Почему тогда автомобили с разной мощностью не имеют разных категорий?

UPD: Похоже, что власти г. Москвы решили проблему минимальными телодвижениями. Они ограничили скорость у арендных самокатов — В трёх парках Москвы ограничили скорость для электросамокатов.

Чем руководствуются разработчики ПДД, когда самокат со скоростью 25 км/ч максимум и разницей в весе 2 кг относят к разным категориям? Разумно ли принудительно выгонять людей на таких самокатах на дороги? У него даже габариты ниже бампера.

А как с указанием поворотов быть? Инструкции к самокатам прямо запрещают снимать руки с руля, так как газ и тормоз только на руле. На велосипеде показать рукой поворот еще можно. Но на самокате с колёсами 8-10 дюймов, без сиденья и рамы, стоя — сложно. Отпустить руку на ходу и показать поворот — очень большой риск оказаться под колёсами у того, кому показываешь. Я могу это сделать на скорости не более 5-10 км/ч и только левой. Но руку с тормоза приходится снимать, что неправильно. А водителям авто хочется отвечать за наезд на самокатчика рухнувшего прямо под колёса? Не думаю.

А как сдавать экзамен на самокат? Некоторые самокаты в принципе не уложатся по времени в скоростной лимит. А ещё не имеют заднего хода и довольно сильно отличаются от тех же бензиновых скутеров, по сути, менее мощных мотоциклов.

Высадку и посадку пассажира, например, представили?))) А эстакада? Чтобы тронуться, на некоторых самокатах нужно сначала растолкать его до скорости 3-5 км/ч.

Как решить вопрос с электросамокатами

Как мне кажется, категории СИМ должны быть другими. И, возможно, ездить по правой части тротуара со скоростью не выше, например, 10 км/ч. Но самое лучшее решение — велополосы и велодорожки. Каждая, как минимум, вторая дорога, улица должна иметь велополосу. А еще лучше — ежегодное введение в строй тысяч километров велодорожек в каждом городе и между ними.

А мопедами предлагаю признавать электросамокаты, которые реально могут участвовать в дорожном движении. Те, которые оборудованы штатно светосигнальной техникой (повороты, стоп, аварийка, ходовые огни), имеющие сиденье, штатные зеркала заднего вида и диаметр колёс не менее 13 дюймов. То есть, по сути, электрический вид бензинового скутера.

А самое главное на любой дороге — БЫТЬ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ! Культура и инфраструктура. Другого выхода я не вижу. А что вы думаете по этому поводу?

Нужны ли права на электросамокат в 2021 году

Еще несколько лет назад электрические самокаты были диковинкой, которую редко встретишь на улицах города. Но их популярность начала расти стремительно. Для многих этот вид транспорта оказался очень привлекательным. Экологически чистый, комфортный, он позволяет быстро перемещаться на достаточно большие расстояния как по городским асфальтированным дорогам, так и по грунтовым, лесным тропинкам, траве и песку. При этом он избавил от необходимости часами простаивать в пробках.

Подстраиваясь под требования пользователей, производители стали предлагать более мощные модели. По своим характеристикам многие современные электросамокаты ничем не уступают скутерам. Передвигаясь по тротуарам, они стали представлять угрозу безопасности пешеходов, а выезжая на дорогу, создавать аварийные ситуации там. Вопрос о необходимости внести корректировки в существующие ПДД поднимался не раз. Из нашей статьи вы узнаете, вступили ли поправки в правила в 2021 г. и нужны ли права на электросамокат.

  1. На какие электросамокаты нужны права
  2. Внесение изменений в ПДД в 2021 году
  3. Можно ли ездить на электросамокате без прав
  4. Как получить права на электросамокат

На какие электросамокаты нужны права

Из-за увеличения числа ДТП с участием мопедов, скутеров, квадроциклов в 2013 г. была введена новая категория водительских прав «М». Она дает разрешение на управление легкими транспортными средствами, мощность двигателя которых 250 Вт и выше, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

В постановлении №221 от 22.03.2014 г. нет прямого указания, что владельцы электросамокатов обязаны получать водительские права категории «М». Однако мопеду дается определение как 2- или 3-колесному механическому транспортному средству с электродвигателем мощностью от 250 Вт, развивающему скорость до 50 км/ч. Сотрудники ГИБДД разъясняют, что под эту категорию подходят и некоторые мощные модели электрических самокатов.

Таким образом, ответ на вопрос, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик конкретного устройства.

Если электросамокат оснащен мотором мощностью выше 250 Вт, то он приравнивается к мопедам. А значит для управления им необходимо получить водительские права категории «М». Подойдут также права более высоких категорий.

Модели с мощностью до 250 Вт по действующему законодательству не могут быть отнесены к мопедам. По существующим правилам дорожного движения их владельцы приравниваются к пешеходам и в водительских правах не нуждаются.

Внесение изменений в ПДД в 2021 году

Согласно действующим законам райдеры, передвигающиеся на электросамокатах, могут относится как к пешеходам, так и к мопедам в зависимости от мощности двигателя.

Очевидно, что такая нестыковка приводит к возникновению конфликтных ситуаций на дорогах между прохожими и райдерами, между райдерами и автомобилистами. Это отражено и в статистике МВД, согласно которой за 2020 г. было зафиксировано 331 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в том числе 6 со смертельным исходом.

Необходимость поправок в ПДД, касающихся СИМ (средств индивидуальной мобильности), давно очевидна. Поэтому Министерство транспорта еще в 2020 г. начало разработку масштабного проекта по изменению существующих правил. Но он пока еще не прошел всех необходимых этапов согласования и не вступил в силу.

Одно из самых важных положений этого проекта связано с уточнением понятия СИМ. Теперь к средствам индивидуальной мобильности предлагается относить все устройства для передвижения, работа которых осуществляется с помощью электродвигателя, либо которые едут за счет использования мускульной энергии человека. То есть под это понятие попадают не только электротранспорт, но и механические самокаты, ролики, скейтборды. Из определения СИМ выводятся лишь велосипеды и инвалидные кресла, которые вынесены в отдельные категории.

СИМ по новым правилам выделяются в независимую категорию. В некоторых случаях они следуют тем же правилам, что и пешеходы, в некоторых – тем же правилам, что велосипедисты. Но в целом это самостоятельная категория устройств.

Основной упор в проекте сделан на правила, регулирующие передвижение лиц, управляющих СИМ. Они зависят от возраста райдера:

  • Если ребенку, управляющему электросамокатом не исполнилось 7 лет, он приравнивается к пешеходу и подчиняется соответствующим правилам. То есть ему разрешается ехать только по тротуарам и пешеходным зонам.
  • Дети от 7 до 14 лет, управляющие электросамокатом, по своим правам приравниваются к велосипедистам такого же возраста. Им разрешается передвигаться по тротуарам и велодорожкам.
  • Если электросамокатом управляет райдер старше 14 лет, то он подчиняется тем же правилам, что и взрослые велосипедисты, хоть и с небольшими отличиями.

Согласно проекту, взрослые райдеры должны передвигаться по велосипедным дорожкам. При их отсутствии им разрешается ехать по тротуару. Но скорость при этом не должна превышать 20 км/ч. При отсутствии велодорожек и тротуара можно ехать на электросамокате по обочине.

В самом крайнем случае, если нет ни велодорожек, ни тротуаров, ни обочин, электросамокатам разрешено выезжать на проезжую часть и двигаться по крайней правой полосе, при соблюдении ряда условий:

  • райдеру должно быть как минимум 14 лет;
  • электросамокат должен быть оборудован тормозами, светоотражателями со всех сторон, фарой спереди и звуковым сигналом;
  • дорога не является автомагистралью, на ней действует ограничение скорости до 60 км/ч, по ней не запрещено передвигаться велосипедистам;
  • двигаться можно строго по 1 ряду, нельзя обгонять впереди едущих.

В проекте также предусмотрено регулирование скорости электросамоката. Что касается езды по проезжей части и велодорожкам, то здесь ограничений нет. На тротуарах и других дорогах, где они пересекаются с пешеходами, скорость электросамоката не должна превышать 20 км/ч.

Важен и еще один пункт проекта: на тротуарах приоритет имеют пешеходы. Владелец СИМ даже обязан спешиться, если возникает опасность для идущих рядом людей. Если поправки будут приняты, для владельцев самокатов это фактически будет означать, что в случае ДТП с участием пешехода, вина ляжет на владельца устройства.

Поскольку райдеры по новым правилам приравниваются к водителям транспортных средств, предполагается ужесточение наказания по отношению к ним за вождение в пьяном виде. Какие именно санкции будут применены и какова будет сумма штрафа пока не прописано.

Разработанный проект поправок в ПДД пока не принят. Он был отправлен рабочей группой экспертов на доработку. Больше всего споров возникло по поводу разрешенной скорости передвижения электросамокатов по тротуарам и пешеходным зонам. По мнению экспертов, 20 км/ч – это слишком большое значение. Такая скорость опасна для прохожих.

Можно ли ездить на электросамокате без прав

По действующим правилам водительское удостоверение на маломощные электросамокаты не нужны. На нем можно передвигаться по тротуару или велосипедным дорожкам.

Если мощность самоката выше 250 Вт, он приравнивается к мопеду. При этом не важно, с какой скоростью Вы едете на самокате. Имеют значение лишь технические характеристики.

Райдер в этом случае подчиняется тем же правилам, что и водитель скутера. Ему необходимы водительские права. На электросамокате разрешается двигаться по правому краю дороги. Обязательным является ношение защитного шлема.

Инспектор ГИБДД вправе в любой момент остановить райдера и проверить документы. При отсутствии водительского удостоверения, владельца мощного электросамоката ждет наказание:

  • ему будет выписан штраф, его сумма колеблется от 5 до 15 тыс. рублей;
  • райдеру будет запрещено ездить на электросамокате некоторое время;
  • электросамокат будет доставлен на штрафстоянку.

Также предусмотрено наказание за езду без шлема. Штраф составит 1 тыс. рублей.

Как получить права на электросамокат

Чтобы получить водительские права категории «М», необходимо пройти обучение в автошколе. После чего придется подтвердить полученные знания и навыки, сдав экзамен в ГИБДД, который включает теоретическую и практическую часть. Права выдаются только лицам старше 16 лет, прошедшим медицинскую комиссию.

При наличии водительских прав другой категории, «М» проставляется автоматически. Многие, проходя обучение в автошколе, по этой причине предпочитают сразу получить категорию «В», дающую право на управление легковым автомобилем. По стоимости обучение на обе категории не сильно отличается. Но получение категории «В» открывает больше возможностей.

Таким образом, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик транспортного средства. На моделях с низкой мощностью (до 250 Вт) можно передвигаться без водительского удостоверения. Электросамокаты мощностью более 250 Вт приравниваются к мопедам. Управлять ими можно только получив права категории «М» и соблюдая ПДД.

Ответственность за нарушение ПДД на самокатах в 2021 году

Электросамокаты – это вид индивидуальных электронных устройств передвижения, получивший большое распространение в последние годы. Они могут развивать большую скорость и поэтому представляют определенную опасность. За последнее время произошло несколько резонансных случаев причинения ими вреда, в 2020 году в результате столкновений с электросамокатами погибло 6 человек. Однако нормы ПДД к электросамокатам применять нельзя из-за пробелов в законодательстве.

Поэтому и планируется разработать специальные ПДД для электросамокатов в 2021 году в России. В ближайшее время внесут поправки в Правила дорожного движения, касающиеся индивидуальных средств передвижения на электротяге (помимо электросамокатов это также моноколеса, электроскейты, сегвеи, гироскутеры и т. п.).

  1. Какая ответственность за нарушение ПДД при езде на самокатах в городе, можно или нет на электросамокатах ездить детям в 2021 году — изменение закона, новости
  2. Инициативы законодателей
  3. Какие поправки предполагются
  4. Правила дорожного движения для электросамокатов
  5. Дорожные знаки для владельцев СИМ
  6. Важные нюансы
  7. Резюме:

Какая ответственность за нарушение ПДД при езде на самокатах в городе, можно или нет на электросамокатах ездить детям в 2021 году — изменение закона, новости

Дело в том, что согласно действующей редакции ПДД все вышеперечисленные средства на электротяге не отнесены к транспортным средствам, а передвигающиеся на них люди не выделены в отдельную группу участников дорожного движения. Они фактически приравнены к пешеходам, так как к последним по ПДД относятся и люди на коньках, роликах, самокатах и т.д.

При этом, электросамокаты и остальные подобные устройства гораздо мощнее и способны причинить значительный вред. Но, так как в ПДД они отдельно не упомянуты, на них они не распространяются. То есть, не нужно получать специальные разрешения для управления, соблюдать ПДД, происшествия с участием электросамоката не являются ДТП. То есть, столкновение электросамоката с человеком будет считаться столкновением двух пешеходов. Даже правило о трезвости «водителям» соблюдать не нужно.

Поэтому законодатели заговорили о том, что необходим закон о ПДД для электросамокатов.

Инициативы законодателей

Пока правила устанавливаются только на региональном уровне в результате договоренностей властей с кикшеринговыми (прокатными) компаниями. Так, в СПб удалось установить лимит скорости в 15 км в час, в Москве сейчас действуют ограничения в 25 км в час, но предлагается его снизить до питерского уровня в некоторых зонах. Об этом 5 июня заявил заммера столицы максим Ликсутов.

«Во-первых, при использовании самоката на дороге он должен находиться в зоне регулирования государственной автоинспекции. Во-вторых, максимальная скорость будет ограничена 25 км в час, что объясняется радиусом колес и тем, что человек на самокате не носит средств защиты. В-третьих, если транспортное средство едет в тех местах, где гуляют пешеходы, то его скорость не может превышать скорость ходьбы. Кроме того, появятся зоны со сниженной скоростью», – заявил Ликсутов.

В апреле 2021 года Общественная палата РФ уже говорила о необходимости поправок в ПДД. Говорилось даже о том, что готов их текст. ОП РФ предлагала ввести специальный термин «средство индивидуальной мобильности», сокращенно СИД, приравнять СИД к транспортным средствам, а их пользователей считать водителями.

Необходимость разработки такого документа, как правила дорожного движения для электросамокатов в 2021 году, подтвердил также лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

Какие поправки предполагются

20 мая глава ОП РФ заявил, что работу над поправками нужно ускорить. Он сказал, что изменения решат все вопросы с новым проблемным видом транспорта.

Поправки включают следующие положения:

  • все виды транспорта будут разделены на ТС без мотора и ТС с мотором;
  • все ТС с моторами подпадут под правила, установленные для мопедов, ТС без мотора будут приравнены по правовому статусу к велосипедам;
  • соответственно, для управления моторными транспортными средствами понадобится получать водительские удостоверения;
  • также будут введены отдельные ограничения по возрасту для управления велосипедами.

Собственные правила ПДД для электросамокатов в 2021 году разработаны не будут. Поправки предполагаются в действующие Правила.

Правила дорожного движения для электросамокатов

В проекте новых правил для электросамокатов и остальных СИМ предлагается ввести ограничение скорости 20 км/ч, действующее при перемещении райдеров везде совместно с пешеходами, во дворах, жилых и велозонах.

Нахождение на проезжей части остается под запретом для любых неэлектрифицированных СИМ и девайсов с гироскопическим принципом работы – моноколес, гиробордов, сигвеев.

Для электрических самокатов и подобных им устройств на электротяге допустима езда по обочине или кромке проезжей части, но исключительно при соблюдении ряда условий:

  • при недоступности пешеходных и велозон; за пределами автомагистралей;
  • на дорогах, где правилами допускается велодвижение и действует ограничение до 60 км/ч;
  • в одном направлении с остальным транспортом; строго в 1 ряд, без обгона и левостороннего объезда расположенных на проезжей части преград и транспорта, кроме велосипедов и мопедов;
  • при оснащении девайса тормозом, сигналом, передней фарой или фонарем белого цвета и светоотражателями (былым спереди, красным сзади, оранжевыми/красными по бокам).

При ухудшении видимости и в сумерках или темноте, при любом уровне освещения дороги, правила для электрических самокатов и других СИМ включают требование по обязательному наличию и включению фонаря или фары. Если на девайсе невозможно закрепить световые приборы, фонарем и светоотражающими элементами необходимо оснастить самого райдера. Как и на остальных средствах передвижения, на СИМ запрещается ездить в состоянии опьянения, при болезни или усталости и после приема медикаментов, снижающих концентрацию внимания и скорость реакции.

Дорожные знаки для владельцев СИМ

На проезжей части на электросамокаты и остальные СИМ распространяются дорожные знаки:

  • «Движение на велосипедах запрещено»;
  • «Въезд запрещен»; «Движение запрещено»;
  • «Обгон запрещен»;
  • «Дорога с полосой для велосипедистов».
  • В ПДД для электросамокатов на 2021 год ожидается введение знака «Движение на СИМ запрещено» и инфо-табличек «Лица на СИМ» и «Кроме лиц на СИМ».

Формулировку знака «Пешеходная дорожка» планируется дополнить допуском для езды райдеров на СИМ. Возможности использования СИМ Права райдера и рекомендации по использованию СИМ зависят от возраста ездока, доступных зон передвижения и особенностей устройства.

Так, владельцам СИМ старше 14 лет рекомендуется ездить:

По велопешеходным или велодорожкам, велосипедным полосам или проезжей части велозон. Если их нет – по тротуарам или пешеходным дорожкам. Если их нет – по обочине. В крайнем случае – для электросамокатов с электромотором допускается езда по правой кромке проезжей части дорог с допустимым велодвижением и действующим ограничением 60 км/ч. Для 7–14-летних райдеров возможности использования СИМ ограничены тротуарами, пешеходными, велопешеходными и велодорожками. Детям до 7 лет разрешается кататься только в зонах для пешеходов.

Важные нюансы

Кроме перечисленных правил движения на СИМ, стоит обратить внимание на следующие особенности:

  • При движении райдеров совместно с пешеходами и/или велосипедистами приоритет отдается пешеходам.
  • Если райдер препятствует движению пешеходов, он обязан спешиться или уменьшить скорость до уровня ходьбы пешеходов. Это правило особенно важно соблюдать в многолюдных местах. В
  • области пешеходного перехода райдеру на СИМ достаточно сбавить скорость до уровня пешеходов. Сигнал светофора с изображением велосипеда или пешехода теперь будет действовать и для райдеров на СИМ.
  • В жилых зонах, кроме тротуаров, допустимо перемещаться по проезжей части. При выезде за пределы жилой зоны райдер обязан уступить дорогу остальным участникам движения.
  • Пешеходы в жилой зоне имеют приоритет, но они не вправе создавать помехи для перемещения транспорта и райдеров на СИМ по проезжей части.
  • Автомобилисты при выезде на дорогу со смежных участков, при съезде с нее и при повороте на перекрестке должны будут пропускать, помимо пешеходов и велосипедистов, еще и райдеров на СИМ

Правила езды для самоката: с двигателем и без него

Самокаты приобретают всё большую популярность в России. Ещё больше распространяются электросамокаты и начинают появляться на дорогах байки с двигателем внутреннего сгорания. Мы уже выяснили действие законодательства на гироскутеры и сегвеи. Настало время поговорить о вновь набирающих распространённость средствах передвижения. Как на них действуют ПДД в 2021 году? Можно ли ездить на них по дорогах для автомобилей? И как оценивается это транспортное средство с точки зрения Правил? Всё это мы узнаем в формате вопросов и ответов в этой статье.

Что такое самокат и электросамокат по ПДД?

Чёткого определения этого средства передвижения в Правилах дорожного движения на сегодняшний день нет. И потому оно подходит для целого ряда именно касательно терминов. Все такие определения перечислены в пункте 1.2, и вы удивитесь, к каким из них можно причислить обсуждаемый нами транспорт!

В контексте автозакона важно знать следующие характеристики:

  • самокат – двухколёсный, в редких случаях трёх- и четырёхколёсный,
  • он приводится в движение ногами либо электродвигателем (реже – бензиновым мотором),
  • мощность электродвигателя самоката в среднем составляет 250-400 Вт,
  • конструктивная скорость – 20-40 км/ч.

И исходя из этих параметров давайте рассмотрим, к каким определениям можно отнести самокат. Обратите внимание, сначала мы проведём анализ законодательства, предполагая и размышляя, и только потом сделаем вывод, к чему отнести самокат, и выясним правила движения по дорогам и тротуарам для них.

Велосипед

Неожиданно, но больше всего по терминологии самокаты подходят именно для определения велосипедов по ПДД. Но, забегая вперёд, сразу оговоримся, что это не велосипеды. Почему? Узнаете ниже!

Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Если речь идёт не об электросамокатах, то это вполне себе велосипед, не имея собственного описания в действующих на 2021 год Правилах.

Из этого следует, что для самоката действуют те же пункты, что и для велосипедистов:

  • на самокатах нужно ездить только по дорогам и велодорожкам в общих случаях,
  • по тротуарам и пешеходным дорожкам можно кататься, только не создавая помех пешеходам.

Мопед

Ещё неожиданнее, не правда ли?! Но формально самокат подходит и под определения мопеда.

Мопед – двух- или трёхколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 см 3 , или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

И нигде не указано, что к мопедам не относятся средства передвижения, на которых вы стоите ногами, коими и являются электросамокаты. Между тем, некоторые судьи придерживаются такого же мнения. Так, пару лет назад целых 2 судьи в Тамбове (мировой и районный) вынесли вердикт на наездника электросамоката о лишении его автомобильных прав за то, что тот ехал в состоянии опьянения.

Пешеход

И, наконец, последнее определение предписывает нам, что катающийся на самокате с точки зрения ПДД является простым смертным пешеходом.

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Как видим, самокат всё же упоминается в Правилах, хотя и не имеет строгого собственного термина в этом подзаконном акте.

Но к чему же правильнее всего отнести электросамокаты и таковые без мотора, чтобы понять, где можно ездить на них?

Электросамокат – это транспортное средство?

Нет. Итак, настало время делать выводы.

Для того, чтобы определить, какие права есть у водителя самоката, нужно выяснить, относится ли последний к транспортным средствам. Велосипед и мопед и есть таковые, а вот пешеход – нет. Но для нас единственной практической целью выяснения этого являются возможные наказания в случае нарушения движения на электросамокате. А такие наказания содержатся в КоАП.

Между тем, именно в КоАП в целях применения санкций ко всем участникам дорожного движения даётся наиболее точное определение транспортного средства. Это такой транспорт, который приводится в движение двигателем мощностью не менее 4 кВт, а максимальная скорость у него выше 50 км/ч. И редкий электросамокат будет обладать такими характеристиками – по меньшей мере, по части мощности мотора.

Такую трактовку вы можете найти в примечании статьи 12.1 Кодекса.

Более того, само определение пешехода в Правилах дорожного движения причисляет к таковому именно едущего на обсуждаемом нами средстве передвижения. Да, в термине не говорится ничего об электросамокатах. Но отсюда закономерно можно сделать вывод о том, что даже при наличии мотора электросамокат не меняет своё название и остаётся именно самокатом.

Таким образом, делаем вывод, что передвигающийся на самокате или электросамокате – не более, чем пешеход. Это единственное верное определение.

А вот в ГИБДД логично предположили, что к водителю такого транспорта должны применяться части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП, предусматривающие ответственность для иных лиц, участвующих в дорожном движении. Такой ответ был получен нами специально для данной статьи:

Где можно ездить на самокате?

Исходя из сделанного вывода получаем, что на владельца электросамоката действуют ПДД по части пешеходов. И это такие правила езды (их полностью регулирует раздел 4):

  1. на самокате можно двигаться по пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также тротуарам при их присутствии на данном участке (пункт 4.1 ПДД),
  2. по дороге на электросамокате можно двигаться по обочине – опять же при её наличии,
  3. если же обочины нет, то можно ехать по краю проезжей части против хода движения в один ряд (последнее означает, что вам запрещается обгонять пешеходов, также движущихся по этой дороге),
  4. по пешеходному переходу не нужно спешиваться, ведь вы не велосипедист, а электросамокат не является транспортным средством,
  5. в тёмное время суток при движении вне населённого пункта самокатчик обязан иметь предметы со светоотражающим покрытием.

Можно ли ехать по дороге?

Нет. Как мы уже указали выше, единственное условие, когда на самокате можно ездить по дороге (именно по проезжей части) – это отсутствие тротуара или пешеходной дорожки, а также обочины.

Если таковые есть, то по проезжей части дороги кататься в 2021 году с точки зрения ПДД нельзя.

Что, если я буду ехать на самокате пьяным?

В таком случае вполне может быть и лишение автомобильных прав. Это незаконно. Но выше мы привели ссылку на не совсем верное указание районного судьи, где неумолимая судебная практика, тем не менее, не сделала легче жизнь самокатчика, который, к тому же, в момент, когда к нему подошли сотрудники ГИБДД, просто стоял рядом с электросамокатом.

Судья в этом решение указал на то, что самокат является транспортным средством. Дело было рассмотрено не всесторонне, так как в решении есть отсылка на определение ТС в Административном кодексе, согласно которому электросамокат никак нельзя причислить к последнему, однако, никто даже не стал смотреть на характеристики устройства.

Постановление другого суда, напротив переквалифицировало наказание для пьяного “наездника” электросамоката в статью 12.29 КоАП, которая предусматривает ответственность для пешеходов. Виновник ехал также в состоянии опьянения. Но его защитник верно сформулировал определения в законодательных актах, и судья понял, что в данном случае речь идёт о нарушении именно пешехода.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы права и анализируя руководства пользователя электросамокатом МК-01 , суд считает, что Шульгин Д.И. в 01 час 50 минут в районе дома по ул. г. области управлял электросамокатом, который нельзя отнести к какому-либо транспортному средству, управление которого в состоянии алкогольного опьянения образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Что нужно знать о правах на электросамокат в 2021 году

В последние несколько лет на улицах российских городов наблюдается настоящее нашествие электросамокатов. Немудрено, ведь этот вид транспорта дает своим владельцам массу преимуществ. Во-первых, самоходный друг не требует много места для парковки. Во-вторых, современные электросамокаты отлично подходят не только для коротких вылазок, но и для езды на значительные расстояния. И, наконец, водитель этого компактного транспортного средства может позволить себе такую роскошь, как передвижение без пробок, что особенно ценно в больших городах. Вот почему электросамокатом с удовольствием пользуются граждане всех возрастов и профессий.

Вместе с тем четко ответить на вопрос, требуется ли для управления электрическим самокатом водительское удостоверение, может далеко не каждый участник дорожного движения. С другой стороны, как известно, незнание правил не освобождает от ответственности. Сегодня ФАН разъясняет, нужны ли права на электросамокат в России в 2021 году, и напоминает о ключевых правилах использования этого транспортного средства — в том числе вступающих в силу в самом ближайшем будущем.

Какие права нужны на электросамокат?

Еще не так давно электросамокаты неофициально приравнивались к простым самокатам и велосипедам. Однако с появлением на рынке моделей, развивающих скорость более 50 км/ч и обладающих мощностью выше 0,25 кВт, существенно повысился и риск дорожно-транспортных происшествий с участием водителей этих транспортных средств. При этом результатом таких ДТП нередко становилось травмирование граждан. Вот почему примерно с 2017 года было решено, что электрические самокаты следует отнести к транспортным средствам категории «М». Таким образом, электросамокаты были приравнены к квадроциклам, скутерам и мопедам. Права этой категории были созданы в 2013 году, и теперь для водителей электросамокатов они также обязательны.

Как можно получить права на электросамокат?

Претендовать на получение водительского удостоверения категории «М» могут лица старше 16 лет, прошедшие специальную медкомиссию и получившие справку о состоянии здоровья. Кроме того, обязательным условием будет обучение в лицензированной автошколе. Как и в случае с другими категориями, ученику придется сдавать теоретический экзамен, а вот практическая часть будет отличаться. Правила также допускают совмещение прав нескольких категорий.

Можно ли управлять электросамокатом без водительских прав?

Если скорость, развиваемая электрическим самокатом, не выходит за 50 км/ч, а его мощность не превышает 0,25 кВт, транспортным средством можно управлять без водительского удостоверения, так как такой электросамокат будет расцениваться как велосипед. А вот при управлении мощными моделями без соответствующего документа нарушителю грозит административная ответственность в виде штрафа от 5 тысяч до 15 тысяч рублей, доставка самоката на штрафную стоянку и запрет на его использование в течение определенного времени. Сотрудник ГИБДД вправе проверить документы на любой электрический самокат, но если, к примеру, авария произошла в пешеходной зоне с участием маломощного ТС, то такое происшествие будет рассматриваться лишь как конфликт пешеходов и не будет приравниваться к ДТП.

Какие еще правила существуют для владельцев электросамокатов?

Тем временем по стране активно распространяют инициативу формирования специальных дорожек и стоянок, предназначенных для электросамокатов. Это не только сделает их использование более безопасным, но и приведет к некоторым изменениям в ПДД. К примеру, при наличии тротуара и велосипедных дорожек водители электросамокатов будут не вправе двигаться по пешеходной зоне. Если же таковых не предусмотрено, то на электрическом самокате можно ездить в крайней правой полосе, прижимаясь к обочине так близко, как это возможно. Но и это — лишь в том случае, если у вас имеются права на транспортное средство.

Немаловажно и то, что с весны 2021 года как электрический мобильный транспорт, так и простые самокаты и даже велосипеды, роликовые коньки будут классифицировать как средства индивидуальной мобильности. Такое решение принято для наилучшего контроля управляемости транспортом. Среди других важных нововведений — обязательное использование индивидуальных средств защиты (шлемов) и необходимость оснащать электросамокат фарами и светоотражателями, если им управляет ребенок от 7 до 14 лет. И, безусловно, управление любым ТС влечет за собой запрет на употребление алкогольных напитков. В ГИБДД считают, что подобные меры помогут сократить число ДТП по вине водителей электросамокатов и других мобильных транспортных средств.

Какие правила действуют для электрических самокатов?

Езжу на обычном самокате уже два года, присматриваюсь к электрическому. Хороший электросамокат развивает скорость до 60 км/ч , а велосипед или мопед — максимум до 30 км/ч .

К каким участникам дорожного движения приравниваются люди на электросамокатах: пешеходам, велосипедистам или водителям мопедов? Какие правила дорожного движения касаются электросамокатов? Нужен ли шлем, как на мопеде или мотоцикле? Можно ли ездить по проезжей части, а не по тротуару?

Электросамокат — это пример того, как законы не всегда успевают за техническим прогрессом. Раньше самокаты выглядели так, что даже правила дорожного движения скромно относили самокатчиков к пешеходам. А потом ситуация изменилась.

Современные самокаты ездят быстрее, чем старый Москвич. Но если для Москвича нужны права, то для электросамоката нет. Прогресс опередил законодательство.

Но это не значит, что водителям самокатов можно делать все что угодно. Это зависит от мощности двигателя самоката и его максимальной скорости.

С точки зрения ПДД водитель самоката — пешеход

Водитель самоката по ПДД приравнен к пешеходам. Так же как люди на роликовых коньках и те, кто пользуется санками, тележками, детскими или инвалидными колясками.

Водительское удостоверение для управления самокатом не требуется, шлем тоже не нужен: пешеходы их не носят.

Отсюда вытекают обязанности водителя самоката:

  1. Перемещаться по тротуарам, пешеходным и велодорожкам.
  2. Если тротуаров или дорожек нет, двигаться по обочинам дорог или по краю проезжей части. Делать это необходимо навстречу потоку движения.
  3. В темное время суток иметь на одежде светоотражающие элементы.

Для самокатов, которые приводятся в движение исключительно человеческой ногой, такие требования выглядят вполне обоснованными.

Но закон за прогрессом не всегда успевает. К самокату приделали электромотор, и его скоростные характеристики изменились. А требования ПДД остались прежними.

Все зависит от мощности двигателя и максимальной скорости электросамоката

Пешеходом водитель электросамоката считаться может. Но только если мощность его самоката меньше 4 кВт, а максимальная скорость не выше 50 км/ч . Смотреть технические характеристики будут по паспорту или инструкции по эксплуатации конкретно вашего самоката.

Теоретически любое транспортное средство под горку можно разогнать и до 100 км/ч . Но в данном случае учтут только технические характеристики, которые указал производитель.

Если мощность самоката по паспорту выше 4 кВт, а скорость больше 50 км/ч , то для того, чтобы им управлять, возможно, потребуется водительское удостоверение категории М. В этом случае человек, который управляет самокатом, уже не пешеход. В чем разница между велосипедами, мотоциклами и мотороллерами, можно посмотреть в п. 1.2 правил дорожного движения.

Что о самокатах говорит судебная практика

Суды тоже всегда смотрят на технические характеристики самоката, принимая решения, какие меры принять к его владельцу.

Пример из суда. Пьяный мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя — больше 4 кВт. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а значит, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина не управлял самокатом, не подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжаловать решение суда не получилось.

Отсутствие водительского удостоверения в таком случае тоже не спасло бы от ответственности. Если прав нет, за такие нарушения наказывают штрафом от 5000 до 15 000 Р . А если права есть, но водителя лишили их раньше, то штраф — 30 000 Р .

Другой пример — из суда города Ливны. Мужчина, как и в предыдущем случае, управлял электросамокатом в нетрезвом виде. Сотрудники ГИБДД отправили его на освидетельствование, которое это состояние подтвердило. Дело направили в суд. Однако в суде мужчина предъявил инструкцию по эксплуатации электросамоката. В ней было сказано, что мощность двигателя — всего 2 кВт. А это означает, что такой самокат транспортным средством не является, а мужчина — пешеход. Лишить пешехода права управлять транспортом, даже если он пьян, нельзя.

Суд постановил: этот электросамокат нельзя отнести к какому-либо транспортному средству. А значит, управление им в пьяном виде — это не нарушение. Поэтому водительского удостоверения человека не лишили.

Но его наказали по другой статье — за нарушение ПДД лицами, которые непосредственно участвуют в процессе дорожного движения, если они находятся в состоянии алкогольного опьянения. В результате мужчину оштрафовали на 1200 Р .

Правила безопасности тоже нужно соблюдать

Хотя водитель самоката считается пешеходом, соблюдать правила безопасности все равно нужно. Если владелец электросамоката их нарушит, его можно привлечь к ответственности на тех же основаниях, что и пешехода, — по статье 12.29 КоАП РФ.

Я рекомендую водителю электросамоката следующее:

  1. Не перевозить на электросамокате детей, пассажиров или крупногабаритные грузы. Электросамокат для этого не предназначен.
  2. Не пытаться разогнать самокат быстрее, чем это допускается инструкцией по эксплуатации. Под горку любой электросамокат разгоняется очень хорошо, а вот рассчитана ли его тормозная система на такую скорость, придется выяснять опытным путем.
  3. Не пользоваться мобильным телефоном во время движения. А еще я не советую надевать наушники, чтобы не пропустить гудок машины или другие звуки.
  4. Ездить по тротуару с такой скоростью, чтобы не мешать движению пешеходов.
  5. Шлем и защитная амуниция необязательны, но желательны. Если столкнуться с препятствием даже на скорости 20—30 км/ч , это может привести к серьезным травмам. В автомобиле водителя и пассажиров защищает прочный кузов, есть ремни и подушки безопасности. У самоката их нет. Даже массивная рама велосипеда лучше поглощает удары и нагрузки, чем низко расположенная платформа самоката.
  6. Не надевать для езды длинные и объемные вещи. Их элементы цепляются за столбики ограждений, кусты и ветки деревьев, и можно упасть или порвать одежду.

Что в итоге

Все зависит от мощности и максимальной скорости электросамоката.

Если мощность меньше 4 кВт, а скорость меньше 50 км/ч , надо ездить по тротуарам или велосипедным дорожкам, а на дорогу выезжать только в крайних случаях. Ни водительское удостоверение, ни шлем не требуются.

Если мощность больше 4 кВт, а скорость выше 50 км/ч , электросамокат могут посчитать мопедом. В этом случае нужны и права, и шлем. А за пьяное вождение такого самоката могут лишить прав.

Не выбрасывайте инструкцию к самокату. Хранить ее закон не обязывает, но если что-то случится, то будет проще общаться с сотрудниками ГИБДД.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: