В каких странах нужны международные водительские права

Международные водительские права: для чего нужны и где действуют

В этот раз расскажем о международных водительских правах: что из себя представляют, для чего нужны и на территории каких стран действуют. Есть множество нюансов, а также расхождения теории с практикой, потому будьте внимательны и вооружитесь ручкой с блокнотом.

Содержание

Что такое международные водительские права

Вы уже получили российские водительские права, приобрели автомобиль, заранее проверив его историю, а теперь желаете обзавестись международными правами. Что представляет собой документ? Это утвержденная международным правом форма книжечка формата А6 на русском и английском языках с фотографией, указанием данных водителя, а также категорий ТС, которыми он может управлять.

Для чего нужно международное водительское удостоверение

Права международного образца пригодятся, если собираетесь поехать на машине за границу или арендовать ее там. Кроме того, с международным удостоверением легко забронировать гостиничный номер и купить авиабилеты. Это такой же документ, как паспорт.

Также не придется лишний раз спорить с иностранной полицией, кто прав, а кто нет. Так как национальные права на практике действуют далеко не везде, проще иметь международные.

В каких странах требуют международные права

Сначала разберемся, каким документом и когда утвержден образец международных прав.

В далеком 1949 году 96 стран поставили подписи в Женевской конвенции о дорожном движении. Бумага была создана с целью удобства передвижения по территориям стран, которые подписали конвенцию. Документ утвердил единую форму карточки, минимальный возраст водителя — 18 лет, категории транспортных средств, а также срок действия международного удостоверения.

Сегодня международные права признают в:

С полным списком стран можно ознакомиться на сайте Организации Объединенных Наций.

При этом, если вы решили ездить с международными правами, российские также возьмите. Без них удостоверение международного образца признают недействительным.

Спустя 19 лет после подписания конвенции в Женеве 75 государств подписали новую Венскую конвенцию о дорожном движении. Этот документ был призван еще больше облегчить жизнь автолюбителям, так как разрешил использовать национальные права на территории стран, подписавших документ.

Например, россиянам Конвенция позволила ездить на автомобиле по ряду стран с российскими правами. В списке тех, кто поставил подпись, — страны бывшего советского пространства, например: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Литва, а также страны Аравийского полуострова, Латинской Америки, Африки и Западной Европы. Полный список государств также смотрите на сайте ООН.

ВАЖНО! Страны, которые не подписывали никаких конвенций, принимают по умолчанию только документы, утвержденные собственными законами и правилами. Но таких государств, к счастью, немного.

Международные права и популярные для отдыха страны

В Таиланде действуют международные права. Популярный транспорт там — это скутеры или мотороллеры. Многие туристы говорят, что проще сделать тайские права, потратив на категорию А/А1 пару дней и 555 бат (включая госпошлину, медицинскую справку и сертификат резидента) — чуть больше тысячи рублей. Хотя даже при таких ценах некоторые ездят вообще без прав…

По турецким дорогам полгода можно ездить с национальными правами, хотя дорожный полицейский будет просить международные или местные права. Притом прокатные конторы могут не спрашивать удостоверение вообще, считая все возможные исходы проблемами страховой компании. Учтите, что по истечении 6 месяцев без нужных прав страховую выплату вы не получите.

В Китае международные права не действуют. Зато можно ездить с российскими в течение 1-2 месяцев. Если пробудете там дольше, придется сделать местное водительское удостоверение.

На индийской земле, наоборот, признают только международные и местные права. С российскими нельзя ездить вообще. Некоторые умудряются договариваться с дорожными полицейскими за несколько сотен рупий или даже делать права в фотошопе… Но мы не советуем идти этим путем. Это незаконно и небезопасно.

На дорогах стран Восточной Европы у вас также спросят международные права. Притом в Беларуси, например, с российским удостоверением можно ездить 3 месяца после получения белорусского паспорта или вида на жительство. В Польше — полгода. А в Болгарии национальные права действуют вовсе год с момента заезда на территорию страны. По истечении этих сроков нужно сдавать экзамены и получать местные права.

С чем можно столкнуться на практике

Если у вас российские права старой формы, которые выдавали до 2011 года, заграничные инспекторы их не примут. В 2006 году вышло дополнение к Венской конвенции, по которому пункты прав должны быть указаны цифрами, а на самой карточке должен быть штрих-код. У старого удостоверения этого нет. Может, конечно, «прокатить», но лучше не рисковать.

Даже если у вас российские права нового образца, за границей могут потребовать международные. Нередко их просят, когда нужен автомобиль напрокат или дело доходит до выплаты страховки.

Часто случается, что в государствах, где должны принимать только международные удостоверения, соглашаются проверить национальные и, наоборот. Например, дорожный полицейский из США попросит ваши российские права, хотя Штаты подписали Женевскую конвенцию, которая разрешает только международные.

Интересная ситуация в Италии. Страна подписала обе конвенции, а значит, там принимают любые права. Но в пунктах проката просят международные. Потому нужно быть готовым отстаивать свою правоту или просто иметь международное удостоверение.

Советы

Эксперты и опытные водители предлагают сделать 3 вещи перед тем, как поехать за границу:

  • Прошерстить форумы и узнать, где возникали проблемы с правами и чем заканчивалось дело.
  • Оформить международную водительскую карточку, если российские права старого образца.
  • Если страна, куда вы поедете, не подписала Венскую конвенцию, это не значит, что она подписала Женевскую. Нужно сверить оба списка стран на сайте ООН.

Главное — стараться не рисковать. Проще сделать нужный документ и не беспокоиться, чем ждать, что «прокатит».

Как и где оформить международное удостоверение

Для оформления прав нужны всего пять документов:

  • российский паспорт;
  • загранпаспорт;
  • российские водительские права;
  • квитанция об оплате пошлины — 1600 рублей;
  • фотография.

С бумагами идете в центральное отделение дорожной инспекции или узнайте, в каких отделениях могут изготовить права, либо обратитесь в МФЦ. Еще один способ получить удостоверение — через портал «Госуслуги».

Важно помнить, что международные права, по условиям Конвенции, действуют только 3 года. Если ездите на машине за границу часто, за 10 лет действия российских прав 3-4 раза смените международные.

Что будет, если не сделать международные права

Рискуете при проверке документов нарваться на наказание за вождение без прав. Такое случается, когда иностранные полицейские, например, не принимают национальные права.

Одна из возможных мер — административный штраф. Так, на итальянской земле вам придется заплатить 300 евро, если полицейский просто остановит вас и обнаружит, что международных прав у вас нет. Будет хуже, если вы без удостоверения попадете в аварию. Тогда формально вы вообще не имеете права управлять авто, а значит, после судебных разбирательств рискуете попасть за решетку.

Так что права международного образца все же стоит сделать. Это несложно и займет от 20 до 40 минут.

В каких странах действует российское водительское удостоверение

Автопутешествия — это совершенно особый жанр. Сидишь себе, а мимо проплывают томные холмы Тосканы или разлапистые пальмы Малибу. Взять машину в аренду не сложнее, чем купить авиабилет, но часто мы сталкиваемся с вопросом — будут ли действовать наши водительские права за границей?

Ответ скрыт в недрах двух конвенций — Венской и Женевской. Страны, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении, допускают использование на своей территории российских и других национальных прав. Более ранняя, Женевская конвенция, требует от подписавших её стран учитывать лишь Международное водительское удостоверение. Страны, которые не присоединились к двум этим конвенциям, признают лишь свои собственные документы. То есть, отправляясь в какое-нибудь Американское Самоа, вам нужно будет уже на месте оформить права.

Страны, в которых действуют российские права (в соответствии с Венской конвенцией)

  • Австрия
  • Багамы
  • Бахрейн
  • Беларусь
  • Бельгия
  • Болгария
  • Босния и Герцеговина
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Гайана
  • Гана
  • Германия
  • Греция
  • Грузия
  • Дания
  • Заир
  • Зимбабве
  • Израиль
  • Индонезия
  • Иран
  • Испания
  • Италия
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Коста-Рика
  • Кот-д’Ивуар
  • Куба
  • Кувейт
  • Латвия
  • Литва
  • Люксембург
  • Македония
  • Марокко
  • Мексика
  • Монако
  • Нигер
  • Норвегия
  • ОАЭ
  • Пакистан
  • Польша
  • Португалия
  • Республика Корея
  • Республика Молдавия
  • Румыния
  • Сан-Марино
  • Сейшелы
  • Сенегал
  • Словакия
  • Словения
  • Таджикистан
  • Туркменистан
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уругвай
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Франция
  • Хорватия
  • ЦАР
  • Чехия
  • Чили
  • Швейцария
  • Швеция
  • Эквадор
  • Эстония
  • ЮАР
  • Югославия

Страны, которые признают Международные права (в соответствии с Женевской конвенцией)

    • Австралия
    • Албания
    • Алжир
    • Андорра
    • Аргентина
    • Бангладеш
    • Белиз
    • Бенин
    • Ботсвана
    • Гаити
    • Гамбия
    • Гватемала
    • Гибралтар
    • Гонконг
    • Гренада
    • Доминиканская Республика
    • Египет
    • Западное Самоа
    • Индия
    • Иордания
    • Ирландия
    • Исландия
    • Камбоджа
    • Канада
    • Кипр
    • Китай
    • Конго
    • Лаос
    • Лесото
    • Ливан
    • Мавритания
    • Мадагаскар
    • Малави
    • Малайзия
    • Мали
    • Мальта
    • Намибия
    • Нидерланды
    • Новая Зеландия
    • Новая Каледония
    • Папуа-Новая Гвинея
    • Парагвай
    • Перу
    • Руанда
    • Сан-Люция
    • Свазиленд
    • Сент-Винсент и Гренадины
    • Сингапур
    • Сирия
    • США
    • Сьерра-Леоне
    • Тайвань
    • Танзания
    • Того
    • Тринидад и Тобаго
    • Тунис
    • Турция
    • Уганда
    • Фиджи
    • Французская Полинезия
    • Ямайка
    • Япония

Тут надо оговориться, что и внутри приведённых списков бывает путаница. Скажем, в США (которые подписали Женевскую конвенцию и по идее должны принимать лишь Международные права) ни в прокатной конторе, ни у полицейского не бывает вопросов к российским документам.

Все прочие страны, по умолчанию, принимают лишь собственные документы. Но прочие страны — это Тувалу и другие островные государства, то есть случай один из ста.

Как получить международные права?

Международное водительское удостоверение — это вопрос 30 минут. Вот какие документы вам понадобятся для оформления:

  • Российское водительское удостоверение
  • Паспорт гражданина РФ
  • Заграничный паспорт
  • Медицинская справка о годности к управлению транспортными средствами
  • Одна фотография (3,5 х 4,5 см)
  • Квитанция об оплате пошлины через Сбербанк (1000 рублей)

С пакетом документов вы отправляетесь в центральное ГИБДД своего города (не во всех отделениях вам могут оформить международные права) и спустя 30 минут вы готовы к автопутешествию по Гренаде и Малави.

Нужны или нет международные водительские права

Нужны ли международные права для вождения за границей или достаточно национальных водительских прав. На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Есть три группы стран.

1) Страны, которые подписали Венскую конвенцию 1968 года

Эти страны по конвенции должны признавать национальные водительские удостоверения стран подписантов. Для России это значит, что данные страны должны признавать российские национальные водительские удостоверения. Но есть многочисленные тонкости

2) Страны, которые подписали Женевскую конвенцию 1949 года.

В этих странах водитель должен иметь международные права.

3) Страны, которые не подписывали конвенций.

В этих странах, для вождения нужно сдавать экзамен на права.

Итак, существуют достаточно большой список стран, в которые россияне могут отправляться без международных прав, захватив только национальные права.

Но все не так просто.

Теоретически те страны, которые подписали венскую конвенцию, должны принимать национальное водительское удостоверение и не требовать международных водительских прав.
Однако практика с теорией расходится.
Как известно у нас есть два основных вида прав. Одни права выдавались до 2011 года, выглядят они вот так

Это старое удостоверение не соответствует требованиям дополнения к Венской конвенции от 2006 года. В нем пункты не указаны цифрами и нет штрих кода. Кроме того есть перевод названия на французский язык – однако как раз этот перевод сейчас и не требуется.

Поэтому есть весьма существенные шансы с этим удостоверением попасть в неприятные истории.

Во многих интернет изданиях пишут, что эти права должны принимать до истечения срока их действия. Однако это не так. Должны принимать старые права, которые соответствовали приложению 6. А российские права не соответствовали, так как в них нет нумерации пунктов.

Однозначный совет тем, кто не ищет приключений – делайте международные права, если ваши права старого образца.

Новое водительское удостоверение выданное после 2011 года

Как видите, все строчки пронумерованы – а значит должны быть понятны без перевода всем сотрудникам полиции.

С таким удостоверением вы можете ехать в страны Венской конвенции без международных прав. Это удостоверение соответствует требованиям и Венской конвенции, и приложениям к ней от 2006 года.

Но это опять теория. Практика же показывает, что во многих странах у вас все равно будут требовать международные права. Могут их потребовать, когда будете брать машину напрокат, могут возникнуть сложности при выплате по страховке.

Но в данном случае у вас больше шансов отстоять свою правоту. Перед поездкой стоит уточнить на форумах посвященных нужной вам стране, как обстоят дела с правами. Например, Италия подписала обе конвенции, но в прокатах любят все равно любят требовать международные права.

Список стран подписавших Венскую Конвенцию 1968 года

Список стран подписавших конвенции тоже не однозначен. В интернете вы найдете много разных, часто противоречащих друг другу списков. Дело в том, что многие страны подписывали конвенции, но их не ратифицировали

Вот картинка из английской Википедии все окрашенные страны должны признавать международные водительские права.

Темно-синим окрашены те, кто подписал конвенцию 49 года, а светло-голубым, страны, не подписывавшие конвенцию 49 года, но подписавшие конвенцию 68 года. В этой карте много ошибок. Бразилия подписала конвенцию 68 года, Монголия тоже. Верно обозначен Китай, который признает только права, полученные в Китае

А вот список стран подписавших конвенцию 68 года с обратной стороны международных прав, выданных в России

Однако и здесь не все так просто, что можно видеть в таблице внизу. Из стран подписантов, страны выделенные желтым, не ратифицировали конвенцию, и поэтому не признают национальные права . Три страны выделенные красным вообще не ратифицировали ни одной конвенции, поэтому могут не признавать и международные права . Но как говорилось ранее, даже те страны, которые подписали и ратифицировали конвенцию 68 года, могут предъявлять дополнительные требования к национальным правам. Чаще всего в таких странах просят заверенный перевод национальных прав. Такое правило, например, существует в Бразилии, Италии.

Страныподписали и ратифицировали Женевскую конвенцию 49 годаподписали и ратифицировали Венскую конвенцию 68 года
Австрия++
Азербайджан+
Албания++
Армения+
Багамы+
Бахрейн+
Беларусь+
Бельгия++
Болгария++
Босния и Герцеговина+
Бразилия+
Ватикан+
Великобритания+
Венгрия++
Венесуэла+
Гайана+
Гана+
Германия+
Греция++
Грузия+
Дания++
Зимбабве++
Израиль++
Индонезия
Иран+
Испания+
Италия++
Казахстан+
Кения+
Киргизия+
Китай
Конгопротиворечивые данные+
Коста-Рика
Кот-д’Ивуар++
Куба++
Кувейт+
Латвия+
Литва+
Люксембург++
Македония+
Марокко++
Мексика
Молдова+
Монако++
Монголия+
Нигер++
Нидерланды++
Норвегия++
ОАЭ++
Пакистан+
Перу++
Польша+
Португалия+
Республика Корея+
Россия+
Румыния++
Сан-Марино++
Сейшелы+
Сенегал++
Сербия++
Словакия++
Словения+
Таджикистан+
Таиланд+
Тунис++
Туркменистан+
Узбекистан+
Украина+
Уругвай+
Филиппины++
Финляндия++
Франция++
Хорватия+
ЦАР++
Черногория++
Чехия++
Чили+
Швейцария+
Швеция++
Эквадор+
Эстония+
ЮАР++

Какие можно сделать выводы.

1) Отправляясь в страну, подписавшую и ратифицировавшею конвенцию 68 года, уточните на форумах, нет ли проблем в этой стране с национальными водительскими удостоверениями, не требуют ли там международных прав или перевода национальных прав. Однозначно делайте международные права, если у вас старое российское удостоверение, выданное до 2011 года.

2) Если страна не подписала и не ратифицировала конвенцию 68 года, уточните, подписана ли у них конвенция 49 года.

Список стран подписавших конвенции 68 и 49 года

Это огромная таблица с сайта ООН, нужно смотреть 7 и 8 столбец.

3) Если страна подписала конвенцию 49 года (и не подписала конвенцию 68 года) – значит, делайте международные права

4) Если страны ничего не подписывали, значит, права могут потребовать делать в этой стране. Что, конечно, не подходит для кратковременных путешествий. И это уже не входит в рамки этой статьи.

Как сделать международные водительские права.

Международные права должны выглядеть вот так:

Международные права действительны только с национальными правами

Самый большой недостаток международных прав, что их выдают на три года (это требование Конвенции). Значит за срок действия национальных прав вам придется 3-4 раза оформлять международные.

Процедура оформления прав проста. Вам только нужно собрать документы –

  • паспорта российский и заграничный,
  • водительское удостоверение,
  • оплата пошлины,
  • фотографию,
  • медицинскую справку (отменена с 1.07.2016)!

Собрав все документы, можно пойти в единые центры оформления документов – там вам оформят за час международные права.

Права также оформляют в ГИБДД

Можно также оформить права на сайте Госуслуг.

Не поддавайтесь на интернет рекламу, все права, которые обещают оформить сторонние организации, не имеют статуса международных прав.

Международное водительское удостоверение (МВУ) — нужно ли делать, в каких странах действует и как получить

Александр решил взять за границей автомобиль напрокат. У него возникли вопросы: действует ли в этой стране национальное российское водительское удостоверение (российские права); нужно ли брать международное водительское удостоверение (международные водительские права); где и как получить международные права. Поможем ему и вам разобраться в этих вопросах.

Глоссарий:
МВУ — международное водительское удостоверение (International driving permit, IDP). Представляет из себя книжку с переводом водительских прав на 8 языков. Это официальные языки ООН: английский, французский, испанский, русский, китайский. Дополнительные: немецкий, японский, арабский.

НВУ — национальное водительское удостоверение (то есть обычные российские водительские права).

Обложка МВУ
Разворот книжки МВУ

Международные конвенции о дорожном движении — группы стран

Вид водительского удостоверения, которое нужно взять за границу, зависит от нескольких условий: в какую страну едите, какие условия предъявляет конкретная прокатная контора.

Существует три группы стран, в которых действуют разные международные правовые положения о дорожном движении. В них предъявляют разные требования к водительскому удостоверению.

1 группа — присоединились к Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года.

2 группа — присоединились к Женевской конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года.

3 группа — не подписали ни Венскую, ни Женевскую конвенции и признают только свои национальные права. Некоторые страны Евросоюза ратифицировали обе конвенции. А с 2013 года в Европе выдают единые водительские права. Начнем по порядку.

Страны Венской конвенции — какие нужны водительские права

Рассмотрим историю вопроса. СССР подписал и ратифицировал Венскую конвенцию «О дорожном движении». Российская Федерация — правопреемник Советского Союза. У нас действуют правила этого международного документа, к которому на 2018 год присоединились 77 стран.

В России Госавтоинспекция выдает водительские права двух видов: национальные и международные. Национальные права каждый получает после успешной сдачи экзаменов в автошколе. Они могут быть нового образца или старого.

В 2006 году в правила Венской конвенции «О дорожном движении» внесли поправки и перешли на новый стандарт национального водительского удостоверения. Все страны, которые подписали конвенцию, за 5 лет должны были перейти на новый стандарт.

В России права нового образца соответствуют Венской конвенции. В ГИБДД их начали выдавать с 1 марта 2011 года, через 5 лет после внесенных в конвенцию поправок. Список стран, в которых будет действительно наше национальное водительское удостоверение, смотрите в таблице ниже.

Российское национальное водительское удостоверение нового образца. Личные данные продублированы транслитерацией латинскими буквами и введены новые категории транспортных средств

Часть российских водителей будут ездить со старыми водительскими правами до 2021 года, так как права выдают на 10 лет. Обязательно сделайте международное водительское удостоверение, если ваши права выданы до 1 марта 2011 года. Иначе прокатная контора откажет в выдаче автомобиля, или полиция выпишет штраф.

Конвенция о дорожном движении, Вена, 8 ноября 1968, с изменениями и дополнениями: http://base.garant.ru/2540357/

1. Договаривающиеся стороны должны выдавать национальные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией приложения 6 не позднее чем через пять лет после ее вступления в силу. Национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей Конвенции до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия.**

2. Договаривающиеся стороны должны выдавать международные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией приложения 7 не позднее чем через пять лет после ее вступления в силу. Международные водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 7 настоящей Конвенции до истечения этого периода, остаются действительными с учетом положений пункта 3 статьи 41**.

Комментарий. В статье говорится, в каких случаях можно обойтись только национальными правами, а когда нужны международные. В Приложении 6 описаны новые требования к национальному водительскому удостоверению. В Приложении 7 описаны новые требования к международному водительскому удостоверению.

Список стран Венской конвенции

В таблице зеленым цветом мы выделили страны, которые подписали и ратифицировали конвенцию. Они признают российское национальное водительское удостоверение нового образца.

Красным цветом выделили страны, которые подписали конвенцию, а на своей территории ее правил не придерживаются. Например, в Испании или Южной Корее одного национального водительского удостоверения будет недостаточно. Но некоторые прокатные конторы могут выдать автомобиль или скутер без международного документа. Как на это посмотрит местная полиция мы не знаем.

Остальные либо подписали документ, но не ратифицировали, либо присоединились и не подписали. Туда также лучше взять международные права.

Эти страны присоединились к Венской конвенции

Состояние на 2018 год

Босния и Герцеговина

Великобритания и Северная Ирландия

Некоторые ввели оговорки к отдельным статьям и приложениям. Дания рассматривает мопеды с максимальной скоростью больше 30 км/ч в качестве мотоциклов, а Монако приравнивает все мопеды к мотоциклам.

Актуальную информацию об участниках конвенции «О дорожном движении» читайте на сайте ООН в статье «Convention on Road Traffic». Пустые места в колонке «Accession(a), Succession(d), Ratification» означают, что страна подписала конвенцию, но на своей территории эти правила не ввела.

Частные конторы по прокату авто или скутеров могут попросить у вас международные права, даже если страна ратифицировала Венскую конвенцию. Хозяин барин. Есть и другие случаи. Иногда полиция незаконно требует международный документ. Без знания языка будет сложно объяснить им их неправоту. Советуем на всякий случай заказать международное водительское удостоверение.

Страны Женевской конвенции — какие водительские права нужны

Ни в СССР, ни в Российской Федерации Женевскую конвенцию не ратифицировали. В нашей стране правила дорожного движения приводятся в соответчике с Венской конвенцией. При этом требования к оформлению водительских прав у Венской и Женевской конвенции отличаются.

1. Каждое Договаривающееся государство разрешает водителю, въезжающему на его территорию и удовлетворяющему условиям, указанным в Приложении 8, управлять на его дорогах, без нового испытания, автомобилями категории или категорий, отвечающим определениям Приложений 9 и 10, на право управления которыми ему было выдано находящееся в силе разрешение на управление автомобилем соответствующими властями другого Договаривающегося государства или одного из его территориальных подразделений, или уполномоченным на то этими властями объединением после установления способности управлять автомобилем.

2. Договаривающееся государство может, однако, требовать от водителя, въезжающего на его территорию, чтобы он был снабжен международным разрешением на управление автомобилем, соответствующим образцу, приведенному в Приложении 10, в частности, когда иностранный водитель прибывает из страны, где не требуется разрешения на управление автомобилем, или если выданное ему внутригосударственное разрешение не соответствует образцу, приведенному в Приложении 9.

3. Международное разрешение выдается компетентными властями одного из Договаривающихся государств или одного из его территориальных подразделений, или уполномоченным на то этими властями объединением с их печатью или штемпелем водителям, доказавшим свою способность к управлению автомобилями. Разрешение дает право управлять без нового испытания во всех Договаривающихся государствах автомобилями, относящимися к категории, для которой оно выдано.

Комментарий. Пункт 1 разрешает управление транспортным средством гражданину иностранного государства, если его водительское удостоверение соответствует требованиям из Приложения 9. В ином случае пункт 2 говорит о необходимости получения международных прав.

Размер: 74 x 105 мм
Цвет: розовый
1. Разрешение составляется на языке или на языках, установленных законами государства, в котором оно выдано.
2. Название документа обозначается на языке или на языках, указанных в предыдущем пункте, за которым следует перевод его на французский язык «permis de conduire».
3. Указания, написанные от руки, делаются (или, во всяком случае, повторяются) печатными буквами латинского алфавита или прописью

Комментарий. Строчку «permis de conduire» (фр. «Водительские права») добавили на российские права новой редакции 2011 года, но убрали в редакции прав 2014 года. Наверно убрали потому, что Россия ратифицировала только Венскую конвенцию, а там нет такого требования.

Гражданин России не сможет воспользоваться российскими национальными правами в странах, которые присоединились только к Женевской конвенции. Наши национальные водительские права не соответствуют предъявляемым требованиям.

Если едите в страну, которая присоединилась к Женевской конвенции, сделайте в ГИБДД международное водительское удостоверение. Его нужно предъявлять местной полиции совместно с национальными правами. Без МВУ вам не выдадут авто или скутер на прокат.

Список стран Женевской конвенции

По состоянию на 2018 год 97 стран присоединились к Женевской конвенции о дорожном движении. Приведем этот список. Зеленым мы выделили страны, которые ее подписали и ратифицировали. Остальные конвенцию не ратифицировали, но международные права там тоже должны действовать.

Эти страны присоединились к Женевской конвенции

Список стран, где нужны международные водительские права

Управлять транспортным средством можно не только в своей стране, но и за ее пределами. В 2020 году миллионы туристов пересекают границы на личном авто или берут машину в аренду.

Однако управлять им можно только при наличии специального удостоверения. Оно может быть национального образца или международным. Возникает вопрос, когда и каким нужно пользоваться за рубежом.

В этой статье рассматриваются международные права водительские: в каких странах нужны, что о них говорит международное законодательство и каковы особенности использования документов.

Международное законодательство о водительских правах

Вот уже более 40 лет прошло с момента подписания Венской Конвенции о дорожном движении. Первые страны подписали ее в 1968 году. В соответствии с ней страны – участницы взаимно согласились разрешить использование внутригосударственных удостоверений в автолюбителей всех членов договора на своей территории. Больше не требовалось получать новые или международные права в каждой новой стране.

Так же, благодаря договору, были унифицированы требования к правам. 28 марта 2006 эти стандарты были изменены.

Внимание! В России документы нового образца в полной мере отвечают требованиям Конвенции и выдаются с 2011 года.

Сегодня существует понятие «международного водительского удостоверения». Его нужно предъявлять для управления авто во всех странах, которые не участвуют в Венской Конвенции. Это небольшая книжечка формата А6. По сути, это перевод национального удостоверения сразу на 11 языков. Действует МВУ только в предъявлении вместе с внутригосударственными правами. Самостоятельной силы оно не имеет. Получить такой документ не сложно. Достаточно обратиться в ГИБДД или оформить заявку на портале госуслуг.

Не стоит путать Венскую и Женевскую Конвенции. Женевский договор был подписан раньше, в 1949 году, и страны не обязались признавать национальные водительские удостоверения. Большинство государств, участвовавших в Женевской Конвенции подписали Венскую, но автоматической ратификации не предусматривалось. Яркий пример – Турция. Страна участвовала в Женевской Конвенции, но Венскую не подписывала. Поэтому управлять машиной в курортной стране стоит только с МВУ.

В каких странах подойдут российские права

Ежегодно сотни тысяч россиян посещают Европейские страны как туристы или по рабочим командировкам. Это едва ли не самое активное направление у туристов. Машину можно арендовать или использовать для вождения собственную машину в поездке в ЕС.

Большая часть европейских государств подписали соглашение. Теперь без предварительного получения МВУ могут въезжать в европейские страны. В список включили:

  1. Австрию,
  2. Республику Беларусь,
  3. Болгарию,
  4. Великобританию,
  5. Венгрию,
  6. Германию,
  7. Италию и Ватикан,
  8. Швейцарию и Швецию,
  9. Финляндию,
  10. Францию,
  11. Данию,
  12. Словакию и Словению,
  13. Грецию,
  14. Грузию,
  15. Испанию,
  16. Нидерланды,
  17. Норвегию,
  18. Люксембург,
  19. Бельгию,
  20. Македонию,
  21. Черногория,
  22. Хорватию,
  23. Чехия,
  24. Эстонию,
  25. Румыния,
  26. Польшу,
  27. Португалию,
  28. Сербию,
  29. Боснию и Герцеговину,
  30. Латвию и Литву.

География Конвенции не ограничена Европой. Россияне могут по российским правам путешествовать практически по всему СНГ и сопредельным странам:

  • Казахстан,
  • Киргизия,
  • Узбекистан,
  • Украину,
  • Таджикистан,
  • Молдавия,
  • Монголия,
  • Туркменистан,
  • Армения,
  • Азербайджан.

В экзотические страны россияне направляются авиасообщением, но арендовать транспорт с национальными правами можно даже в экзотических:

  1. Сан-Марино,
  2. Сейшельских островах,
  3. Таиланде,
  4. Тайване,
  5. Филиппинах,
  6. Коста-Рике,
  7. Вьетнаме,
  8. Республике Корее,
  9. Марокко,
  10. Индонезии,
  11. Кабо-Верде,
  12. Тунисе,
  13. ОАЭ,
  14. Монако,
  15. Израиле,
  16. Саудовской Аравии,
  17. Бразилии,
  18. Кубе,
  19. Багамских островах.

В перечне участниц и другие государства Африки, Средней Азии и латинской Америки?

  • Албания,
  • Бахрейн,
  • Мексика,
  • Пакистан,
  • Перу,
  • Чили,
  • Эквадор,
  • Венесуэла,
  • Уругвай,
  • Конго,
  • Гайана и Гана,
  • Зимбабве,
  • Кот-д’Ивуар,
  • Кения,
  • Либерия,
  • Нигер и Нигерия,
  • Катар,
  • Сенегал,
  • ЦАР и ЮАР,
  • Ирак и Иран,
  • Кувейт.

Этот перечень со временем может дополниться за счет новых участников соглашения, что вероятно расширит географию туризма для россиян.

В каких странах нужны международные права

В иных регионах мира и государствах водителю стоит быть готовым предъявить МВУ.

Внимание! Но и с теми государствами, которые ратифицировали Конвенцию все не так просто. Хоть номинально национальные права и достаточно для управления личным транспортом взять машину в аренду будет сложно.

Проблем может быть несколько:

  1. Некоторые компании просто отказываются заключать договор с владельцами внутригосударственных прав. Причина проста: получить страховку в случае ДТП с иностранцем с таким удостоверением будет сложнее.
  2. Если договор на аренду и будет заключен, то стоимость аренды будет выше.
  3. Частенько, прежде чем заключить договора компания попросит предъявить перевод прав. Сделать его можно будет на месте, но за отдельное вознаграждение.

Внимание! В любом случае, сотрудники дорожных служб будут очень внимательно изучать национальные права. Поэтому если уж решено арендовать машину, стоит все же получить МВУ.

В некоторых странах, таких как Турция по правилам необходимо МВУ. Однако, въехать в страну на практике можно и с национальными правами. В курортных зонах есть возможность даже взять в аренду машину по национальным правам, но для этого придется поискать лояльное к туристам агентство.

Итак, необходимость иметь при себе международное водительское удостоверение определяется международным соглашением – Венской Конвенцией о дорожном движении. Ее подписали несколько десятков стран, и число участников может вырасти.


В каких странах требуются международные водительские права

Большинство автовладельцев предпочитают путешествовать за рулем. Однако не во всех государствах можно ездить по российскому удостоверению. Чтобы избежать лишних проблем во время отпуска, необходимо знать, в каких странах нужны международные водительские права, а где действительны российские национальные.

Что собой представляет международное удостоверение водителя

Международное водительское удостоверение (МВУ) предназначено для поездок за рулем автомобиля, собственного или взятого напрокат, за пределами своей страны. Необходимо оно в тех странах, где допускается вождение только при его наличии. МВУ, по сути, представляет собой дополнение к национальному удостоверению и его перевод на 8 языков мира. Внешне это книжечка формата А6 серого цвета.

Страны, где необходимо МВУ

Говоря о государствах, где действуют международные водительские права, следует учитывать два документа:

  1. Женевскую конвенцию о дорожном движении от 1949 года. В странах, подписавших только ее, требуется вместе с национальным иметь международное ВУ.
  2. Венскую конвенцию от 1968 года. В странах, подписавших и ратифицировавших ее, действительны национальные ВУ других стран международного образца.

Страны, подписавшие только Женевскую конвенцию

Как уже было сказано, государства, подписавшие только Женевскую конвенцию, признают права других государств только в сочетании с международными.

В этот список вошли:

Австралия, Албания, Алжир, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Исландия, Иордания, Ирландия, Камбоджа, Канада, Кипр, Конго, Лаос, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малайзия, Мали, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Парагвай, Перу, Руанда, Сингапур, Сирия, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Тринидад и Тобаго, Того, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Ямайка, Япония и некоторые другие страны. Полный список таких государств можно посмотреть на сайте ООН.

Отметим, что международное удостоверение водителя действительно только при наличии национального документа, а это значит, что водитель должен взять с собой в путешествие оба удостоверения.

Венская конвенция о дорожном движении

Во всех государствах, подписавших и ратифицировавших эту конвенцию, гражданам других стран можно пользоваться своими национальными автоправами, если документ соответствует определенным требованиям. Внутреннее удостоверение водителя нового образца, выдаваемое в РФ, является таковым.

Уточним, что 28.03.2006 года формат национальных прав, признаваемый на территории других государств, был изменен. Новый бланк российского ВУ полностью соответствует новым требованиям.

Таким образом, российскому туристу не нужно оформлять МВУ, если он собирается посетить страны, которые подписали и ратифицировали Венскую конвенцию. Хотя и в этих странах россиянам не всегда удается взять машину напрокат без МВУ.

Действительно ли МВУ в странах, не присоединившихся ни к Женевской, ни к Венской конвенциям

В странах, которые не являются участниками вышеназванных конвенций, международный документ водителя считается недействительными. Управлять автомобилем на территории таких государств можно только после сдачи экзаменов и получения местных автомобильных прав. Также потребуется получить разрешение в уполномоченном органе, предъявив свои национальные права. В некоторых странах можно садиться за руль, имея национальные автоправа с нотариально заверенным переводом. Существуют и другие варианты, выяснять нюансы и правила нужно по каждому конкретному государству.

Греция: требуются ли МВУ

Греция, которую довольно часто посещают российские граждане, присоединилась к Венской конвенции. По закону на территории данного государства россиянин может управлять личным или взятым в аренду автомобильным транспортом при наличии национального удостоверения водителя. Но, чтобы ездить в Греции спокойно, лучше получить российское ВУ нового образца. Пользоваться «старым» документом также можно – до истечения его срока действия. Но на его бланке отсутствует штрих-код и нумерация пунктов, что в спорных случаях может быть использовано против водителя. Поэтому при наличии “старого” российского ВУ лучше запастись международным, особенно, если вы собираетесь брать транспортное средство напрокат.

Среди россиян популярен отдых на греческом острове Крит. Их привлекают прекрасные пляжи, исторические достопримечательности и относительно невысокие цены. Если вас интересует, нужны ли на Крите международные водительские права, отвечаем: так как этот остров – часть Греции, требования к водительским удостоверениям такие же, как и в остальных ее регионах.

Италия: есть ли необходимость в МВУ

Если планируете отправиться в Рим или посетить любой другой город Италии на личном или прокатном автотранспорте, стоит знать, что Итальянская Республика тоже присоединилось к Венскому соглашению о дорожном движении. По этой причине законно утверждать, что в Италии действительны российские автоправа на новом бланке. Но как утверждают многие опытные путешественники, очень часто итальянские конторы, которые занимаются прокатом автомобилей, не желают сдавать в аренду машину россиянам без МВУ.

Испания: нужны ли международные водительские права

Испания подписала Венский договор, но не ратифицировала, т.е. документ не набрал юридическую силу. Это значит, что в стране могут не придерживаться правил, которые изложены в конвенции. Получается, в Испании не совсем законно пользоваться российским удостоверением водителя. Чтобы не возникли проблемы с сотрудниками дорожной инспекции, иностранцам необходимо иметь при себе оба документа – национальное удостоверение и МВУ.

Хорватия: требуется ли международное ВУ

Многие российские путешественники выясняют, нужно ли в Хорватии международное водительское удостоверение. Страна также пополняет список подписантов Венское соглашение о дорожном движении. Отсюда следует, что национальное российское удостоверение является действительным. Но документ должен полностью соответствовать современным требованиям. В этом плане надежнее обзавестись МВУ. Кроме того, с международными автоправами вы наверняка легче сможете взять авто напрокат.

Подведем итог

Международные водительские права однозначно требуются в странах, которые присоединились только к Женевской конвенции о дорожном движении. На территории же государств, ставших участниками Венской, можно управлять авто при наличии национальных прав международного образца. Однако, как показывает практика, и в этих странах взять машину напрокат легче с МВУ, которое, по сути, является многоязычным переводом национальных автоправ и считается действительным только в совокупности с последними.

Стоит ли делать международное водительское удостоверение: видео

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

В каких странах нужны международные водительские права? Куда можно въехать по российскому удостоверению? Рекомендации юриста

Международное водительское удостоверение впервые разработали в Женеве. В конце 50-х годов 19-го века была подписана конвенция, где установили международные нормативы безопасности на автомобильных дорогах. В Швейцарии обсуждались знаки, разметка, правила движения. С тех пор в конвенцию неоднократно вносились изменения, заключались новые договоры. Участники конвенции в Женеве согласились предоставлять иностранным гражданам возможность ездить на личном транспорте, если у водителя присутствуют международные права. Позже, в 1968-м, многие участники договора подписали новую конвенцию, разработанную в Вене. Она отменила требования к МВУ, указанные в 1949-м, среди стран, участвующих в новом договоре. Это вызывает некоторые вопросы у туристов, желающих посетить другие государства на личном транспорте.

Что такое международные права?

МВУ — книжка А6. Первая и вторая страницы всегда отпечатаны на государственном языке страны, государственные служащие которой выписали документ. Записи выполняются латиницей, вне зависимости от алфавита государства. Участники выделили четыре языка: русский, английский, французский, испанский. Указанные языки используются для документов, написанных не на национальном государственном языке, к которым полагается прикладывать перевод.

Первый образец прав был разработан в Женеве. Удостоверение 1949 года включало 5 категорий и действовало в 96 государствах. Спустя 19 лет в Вене была подписана повторная конвенция. По её итогам был изменён порядок использования удостоверения. Документ подписан 89 государствами, но ратифицирован в 78.

Различия между международным и российским ВУ

Национальные водительские права — пластиковая карта, выпускающаяся с весны 2011-го. На передней стороне указаны идентификационные данные владельца, на обратной — открытые категории. ВУ оформляется по правилам, принятым в Вене, поэтому участницы должны признавать их по внешнему виду. Длительность действия удостоверения, подтверждающего право управления ТС, составляет 10 лет.

Международное водительское удостоверение — приложение в виде книжки, составленной на государственном языке. Часто к ней прикладывается перевод на английский. Документ изготавливается по запросу за дополнительную плату. Используется в странах, не принимавших участия в Венской конвенции 68 года, но подписавших документ 49 года (Женевскую конвенцию). И также требуется в 11 государствах, не ратифицировавших документ. Права действительны в течение 3 лет с момента выдачи.

Особенности использования

По Венскому договору, заключённому в 1968 году, сотрудники ГИБДД признают водительские права в трёх ситуациях:

  1. Они составлены на языке страны, в которой изготовлены, если последняя принимает участие в конвенции. Информация напечатана латиницей.
  2. Национальные ВУ, не подходящие к указанному выше правилу, но сопровождающиеся официальным переводом на обязательные языки.
  3. Национальные и международные, составленные по правилам, описанным в приложениях 6 и 7 соответственно.

Международное удостоверение используется при поездке по странам, не участвующим в Венской конвенции. При посещении 11 стран-участниц также потребуется предоставить МВУ, поскольку документ не прошёл ратификацию.

Где нужны международные водительские права:

  • Европа: Испания и прилегающие к Ватикану территории;
  • Азия: Индонезия, Корея и Таиланд;
  • Америка: Чили, Коста-Рика, Эквадор, Мексика, Венесуэла;
  • Гана.

Получение МВУ в Российской Федерации

Для изготовления ВУ международного образца в России необходимо подать:

  • удостоверение личности;
  • национальные права;
  • один снимок водителя 3,5 на 4,5 см на матовой бумаге;
  • уплаченную государственную пошлину.

Как получить международные права:

  1. Собрать указанные документы.
  2. Посетить отдел ГИБДД или МФЦ. Записаться на приём можно при личном посещении, по звонку в соответствующее подразделение, через Госуслуги.
  3. Представить документы.
  4. Дождаться результата проверки и получить удостоверение.

Госпошлина на получение МВУ составляет 1,6 тыс. рублей. Квитанцию необязательно прикладывать к перечню документов, за исключением оплаты пошлины в день посещения отделения ГИБДД.

Управление транспортом с международными правами в России

В РФ разрешено управление автомобилем, если присутствует международное удостоверение. Но это распространяется только на иностранцев. Жителям России, а также участникам договора достаточно предоставить национальное удостоверение.

Гражданам РФ нельзя управлять ТС при отсутствии национальных прав. В противном случае полагается административное наказание по второй части статьи 12.3 КоАП. Если водитель заведомо не имеет права управления ТС определённой категории, сотрудники ДПС накладывают штраф от 5–15 тыс. руб. Если он вовсе лишён прав, размер штрафа увеличивается до 30 тыс. руб.

Список стран, где необходимы международные права

МВУ используется для вождения транспорта на территориях государств, принявших Женевскую конвенцию 1949 года. Договор, составленный 19 годами позже, отменил предыдущий среди стран-участников. В каких странах требуются международные права:

  1. Все государства Азии, кроме КНДР и участников Венской конвенции, представленных ниже.
  2. Государства Африки, Северной и Южной Америки, не участвующие в Венском договоре.
  3. И также: Австралия, Новая Зеландия, и прилегающие крупные островные государства.

Подробный список стран, где нужны международные права, указан на сайте или в подразделении ГИБДД.

Можно ли использовать российские права за пределами РФ?

Водителям России разрешается управлять автомобилем за пределами страны проживания, если соблюдаются следующие условия: пользователь транспорта имеет действительное национальное удостоверение, а государство пребывания принимало участие в Венской конвенции.

Страны, разрешающие использование российских прав

В каких странах действуют российские водительские права:

  1. Страны Европы, за исключением Андорры, Кипра, Мальты, Южной Ирландии, Исландии, Испании.
  2. Страны, состоявшие в СССР.
  3. Азия: Ближний Восток, за исключением Сирии; Юго-Восточная Азия, за исключением Индонезии, Республики Корея, Таиланда; ОАЭ, Кувейт.
  4. Северная Америка, за исключением Коста-Рики, Мексики.
  5. Южная Америка, за исключением Венесуэлы, Чили, Эквадора.

Полицейские стран-участников конвенции признают НВУ, если последнее составлено на соответствующем языке.

Права должны соответствовать следующему виду: карточка с персональной информацией на лицевой и категориями автомобилей на обратной стороне. В России такие права стали выдаваться в марте 2011 года, длительность — 10 лет. При этом сотрудники дорожно-патрульной службы участников Венской конвенции примут права старого вида, если их действие не окончилось.

Штраф за управление ТС с российским удостоверением, если отсутствует международное

При поездке в странах, участвующих в договоре 1949 года, водители обязаны представлять автомобильным инспекторам МВУ. Отсутствие международного удостоверения приравнивается к управлению ТС лицом, не имеющим на это право. Это затрагивает даже водителей, имеющих российские или другие национальные права. В таких случаях следует серьёзный денежный штраф или исправительные работы с конфискацией транспорта. Иногда нарушение приравнивается к уголовному и грозит лишением свободы.

Штраф за управление автомобилем без МВУ зависит от страны, но обычно составляет 200–2000 долларов США. В некоторых странах предусмотрена система штрафных баллов. Набрав определённое количество последних, водителя лишают права управления автомобилем.