Какой установлен повышающий коэффициент на транспортный налог

Повышающий коэффициент для транспортного налога в 2020 – 2020 гг.

Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?

Повышающий коэффициент транспортного налога (ТН) был введен в НК РФ в 2014 году. Он применяется в отношении некоторых категорий транспортных средств (ТС) и зависит от средней стоимости авто и его возраста.

Так, п. 2 ст. 362 НК РФ предусмотрены следующие коэффициенты (для 2020-2020 годов):

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России. Он же размещает на своем сайте в интернете перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., налог по которым нужно считать с повышающим коэффициентом. Отслеживать обновления перечня Минпромторга можно на сайте ведомства.

Актуальный перечень Минпромторга можно скачать здесь.

Возраст автомобиля определяется с учетом года его выпуска (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Заметим, что размер повышающего коэффициента принципиально знать только плательщикам ТН — организациям, т. к. они рассчитывают налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). За «физика» коэффициент применит инспекция.

О том, как заполнить декларацию, читайте в этом материале.

ВНИМАНИЕ! Начиная с отчетности за 2020 год налог за организации тоже будет считать налоговая. Декларацию сдавать не понадобится. Подробности см. в материале “Приняты выгодные поправки в НК РФ”.

Повышающий коэффициент транспортного налога в 2020–2020 годах

Повышающий коэффициент по транспортному налогу следует учитывать при расчете не только суммы налога за год, но и авансов по нему (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

О процедуре расчета налога на транспорт подробнее читайте в статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

Если на вашу компанию зарегистрирован дорогой автомобиль, прежде чем рассчитать транспортный налог, проверьте:

  • Включен ли ваш автомобиль в перечень, размещенный на сайте Минпромторга. Используйте только актуальный перечень (он обновляется ежегодно).
  • Не превышает ли срок использования автомобиля срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента. При подсчете срока необходимо начинать с года спуска автомобиля с конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог (письмо ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3274@).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, повышающий коэффициент не применяется.

О том, применяется ли повышающий коэффициент к налогу, если автомобиль не указан в опубликованном Минпромторгом перечне, читайте в материале «Как платить транспортный налог, если дорогого авто нет в перечне Минпромторга?».

Если условия выполняются, при расчете транспортного налога по легковому автомобилю средней стоимостью более 3 млн руб. необходимо применить формулу:

где ТПоп — сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам (произведение налоговой базы на ставку налога и коэффициент владения транспортным средством);

Кп — повышающий коэффициент.

Платить налог с учетом повышающего коэффициента нужно и в тех случаях, когда описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в перечне Минпромторга содержит меньше либо больше сведений по сравнению со сведениями из ГИБДД (письмо ФНС от 18.07.2017 № БС-4-21/14024@).

Итоги

Повышающий коэффициент по транспортному налогу применяется в том случае, если автомобиль указан в перечне Минпромторга и срок использования автомобиля не превышает срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента.

Перечень дорогих автомобилей средней стоимостью свыше 3 млн руб. ежегодно обновляется на сайте Минпромторга не позднее 1 марта. Если транспортное средство в этом перечне отсутствует, повышающий коэффициент в расчете транспортного налога не участвует.

Кому применять повышающий коэффициент для транспортного налога

Кто платит?

Транспортные средства, которые не являются объектом обложения транспортным налогом, приведены в пункте 2 статьи 358 НК РФ. Это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (л.с.);
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских илигрузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи), зарегистрированные на сельхоз товаропроизводителей и используемые при сельхозработах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Транспортный налог в случае угона или кражи транспортного средства

  • справкой об угоне (краже) транспортного средства;
  • справкой или постановлением о возбуждении уголовного дела в связи с угоном или кражей транспортного средства, которые выдаются правоохранительными органами;
  • постановлением, или решением, или определением судов, вступивших в силу;
  • справкой о прекращении уголовного дела по факту угона или кражи транспортного средства, выданной уполномоченным органом из-за того, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по нему истек.

Кроме того, в этом письме ФНС России указал на необходимость ежегодного подтверждения факта розыска транспортного средства в связи с его угоном или кражей. Ведь в соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.

Кроме того, новые правила регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД МВД России, утвержденные приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, упростили порядок прекращения регистрации транспортных средств, находящихся в розыске. Согласно новым правилам регистрацию разыскиваемого автомобиля в органах ГИБДД можно прекратить. Для этого владельцу автомашины надо подать заявление в органы ГИБДД о прекращении регистрации транспортного средства, находящегося в розыске. В этом случае органы ГИБДД передают информацию о снятии с регистрации транспортного средства в налоговые органы. На основании таких сведений налоговые органы прекращают исчисление транспортного налога владельцу транспортного средства независимо от периода розыска автомашины.

Сколько платить налог?

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах.
  • В отношении не поименованных выше водных и воздушных транспортных средств налоговая база по транспортному налогу определяется как единица транспортного средства отдельно от других транспортных средств.

Базовые ставки транспортного налога установлены пункте 1 статьи 361 НК РФ. Но субъекты РФ могут устанавливать свои ставки транспортного налога. В любом случае отклонения ставки транспортного налога, установленного субъектами РФ, не должны отличаться от базовых ставок в 10 раз. Такое ограничение введено пунктом 2 статьи 361 НК РФ.

Однако, данное ограничение не касается автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. По таким транспортным средствам налоговые ставки могут быть уменьшены законами субъектов РФ более чем в 10 раз. Такое послабление сделано для стимулирования приобретения маломощных транспортных средств. Так как такие транспортные средства меньше наносят вред окружающей среде.

Также налоговая ставка может быть разная в отношении каждой категории транспортных средств. Кроме того, ставка транспортного налога может зависеть от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств и (или) их экологического класса.

Расчет количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, производится с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Количество лет определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах.

Базовые ставки транспортного налога применяются, если законами субъектов РФ налоговые ставки не определены.

Транспортный налог с дорогостоящих легковых автомобилей

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 3 лет;

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 20 лет.

При наличии таких легковых автомобилей нужно сверится с перечнем легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, утвержденным Минпромторгом России. Перечень утверждается на каждый налоговый период и размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На 2018 год такой перечень устережен Информацией Минпромторга России «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде».

Если в перечне, утвержденном на соответствующий налоговый период, вашей модели легкового автомобиля нет, то по нему повышающий коэффициент не применяется, например, по автомобилю Tesla. Если же вы свою модель автомобиля обнаружили в перечне, то надо рассчитывать среднюю стоимость автомобиля. Средняя стоимость автомобиля определяется в порядке, утвержденном Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 НК РФ» .

В Порядке приведены формулы расчета средней стоимости автомобиля определенной базовой версии автомобиля. Расчет средней стоимости автомобиля отличается в зависимости от того, представлены ли в РФ производитель или уполномоченное лицо производителя, представлены ли данные о рекомендованной розничной цене производителем или уполномоченным лицом производителя.

Если не представлены данные о рекомендованной розничной цене производителем или уполномоченным лицом производителя или в РФ не представлены производитель или уполномоченное лицо производителя, то расчет средней стоимости автомобилей основывается на определении средней стоимости автомобилей, исходя из розничных цен на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах.

Как видим, цена приобретения налогоплательщиком дорогостоящего автомобиля для применения повышающего коэффициента значение не имеет. Если средняя стоимость авто равно и выше 3 млн руб., то нужно рассчитать возраст легкового автомобиля.

Возраст таких автомобилей исчисляется с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Например, если у налогоплательщика есть Audi A6 Limousine quattro с типом двигателя «дизель» и объемом двигателя 2967 автомобиль с годом выпуска в 2017 году, то по такому автомобилю повышающий коэффициент применяется при расчете транспортного налога за 2017, 2018 и 2020 года, а за 2020 год уже не применяется, так как перечнем количество лет, прошедших с года выпуска такого автомобиля, установлен равным 3 годам.

По дорогостоящим легковым автомобилям авансовые платежи по транспортному налогу также уплачиваются с учетом повышающего коэффициента.

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с регистрации в течение налогового периода

Месяц регистрации принимается за полный месяц, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца.

Месяц регистрации не учитывается, если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно.

Транспортный налог по большегрузам

Но, согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ, такой порядок действовал до 31.12.2018 года. В связи с чем с 01.01.2020 года такие организация уплачивают транспортной налог в общем порядке, то есть уплачивать авансовые платежи, если иное не установлено законами субъектов РФ, и сам налог.

Когда платить транспортной налог?

В Москве, например, организации уплачивают транспортный налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 г. № 33). При этом авансовые платежи по налогу в течение налогового периода организация не уплачивают.

Физические лица уплачивают транспортный налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль

Из статьи 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ признан утратившим силу пункта 48.21, который не позволял уменьшить налог на прибыль в размере, на который в соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузов.

Аналогичные изменения в отношении учета в расходах сумм транспортного налога с большегрузов внесены по системам налогообложения ЕСХН и УСН (пп. 45 п. 2 ст. 346.5, пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Повышающие коэффициенты по транспортному налогу

Когда применяются коэффициенты: формула

Расчет транспортного налога по легковым автомобилям, средняя стоимость которых больше 3 000 000 рублей – особенный. По таким машинам транспортный налог считают с повышающими коэффициентами.
Как понять, какие машины являются дорогими? Ответ на этот вопрос знают в Минпромторге! Именно это ведомство официально утверждает перечни дорогостоящим автомобилей (п. п. 2, 2.1 ст. 362 НК РФ, Письма ФНС от 10.02.2016 № БС-4-11/2155, Минфина от 01.06.2015 № 03-05-04-04/31532).
Формула для расчета транспортного налога по дорогим легковым автомобилям такая:

Повышающие коэффициенты: таблица

В данной таблице приведены повышающие коэффициенты к ставкам транспортного налога для легковых автомобилей:

Стоимость легкового автомобиля, руб.Количество лет, которое прошло с года выпуска автомобиля (включая год выпуска)Повышающий коэффициент
от 3 000 000 до 5 000 000 включительноне более 1 года1,5
от 1 года до 2 лет1,3
от 2 до 3 лет1,1
от 5 000 000 до 10 000 000 включительноне более 5 лет2
от 10 000 000 до 15 000 000 включительноне более 10 лет3
свыше 15 000 000не более 20 лет3

Далее поясним, порядок применения данной таблицы.

Цена (стоимость) легковых автомобилей

Перечни автомобилей, к которым нужно применят повышающие коэффициент, Минпромторг России обязан публиковать на своем сайте не позднее 1 марта каждого года. Опубликованные перечни следует применять при расчете транспортного налога только за тот год, в котором этот опубликован (п. 2 ст. 362 НК РФ). То есть, допустим, при расчете транспортного налога за 2016 год нужно принимать во внимание перечень, опубликованный в 2016 году.

Имейте в виду: реальная стоимость автомобиля или же стоимость, по которой куплено авто, для расчета транспортного налога никакого значения не имеет. То есть, даже если автомобиль допусти м, в первую ценовую группу, была приобретена в салоне дешевле, чем за 3 000 000 рублей (допустим, со скидкой), транспортный налог все равно нужно рассчитывать с учетом повышающего коэффициента.

Количество лет с года выпуска

Количество лет, которое прошло с года выпуска автомобиля нужно принимать во внимание по состоянию на 1 января каждого налогового периода. Отсчет количества лет начинается с года выпуска автомобиля (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-05-04-01/28303).

Стоит заметить, что в зависимости от того, сколько лет прошло с даты выпуска машины, одну и ту же модель автомобиля можно приобщить к разным ценовым группам. То есть, допустим, автомобиль Porsche Cayenne Turbo S с объемом двигателя 4806 куб. см. отражен в перечне дважды:

  • по цене «от 10 до 15 миллионов рублей» с примечанием «не более 2 лет»;
  • по цене «от 5 до 10 миллионов рублей» с примечанием «от 3 до 5 лет (включительно)».

То есть, за первый и второй годы эксплуатации налог следует рассчитывать с коэффициентом 3. В течение третьего, четвертого и пятого годов – с коэффициентом 2. После пяти лет применять повышающий коэффициент уже не применяется.

Когда не применяется повышающий коэффициент

Если на начало года, за который считают транспортный платеж, максимальное количество лет с года выпуска автомобиля прошло, повышающий коэффициент за этот год уже не применяют (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Транспортный налог по дорогостоящим автомобилям

Автор: Столяров Д. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 января 2014 года при расчете транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей нужно применять повышающие коэффициенты. Размер коэффициента зависит от года выпуска транспортного средства и его средней стоимости. Как определить эти показатели? Нужно ли повышающий коэффициент использовать при расчете авансовых платежей?

Общие нормы НК РФ

На основании п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансового платежа по нему самостоятельно. По общему правилу (п. 2 указанной статьи) сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Если организация по истечении каждого отчетного периода (I, II и III кварталов) должна уплачивать авансовые платежи (отменить данную обязанность может субъект РФ), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

В отношении дорогостоящих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн руб.) исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента. Следовательно, формула расчета транспортного налога по дорогостоящему автомобилю выглядит так:

Сумма исчисленного транспортного налога

Налоговая база

Налоговая ставка

Повышающий коэффициент

Значение повышающего коэффициента, как мы уже указали, зависит от средней стоимости автомобиля и года его выпуска.

Показатели по легковому автомобилю

Значение повышающего коэффициента

Средняя стоимость

Период, прошедший с года выпуска

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 1 года до 2 лет

Не более 1 года

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

Не более 20 лет

Таким образом, транспортный налог на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн руб. рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3) в зависимости от года выпуска автомашины.

О средней стоимости легкового автомобиля

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга в Интернете. Поэтому перечень легковых автомобилей, размещенный на указанном сайте 28.02.2014, применяется для налогового периода 2014 года, перечень легковых автомобилей от 27.02.2015 – для налогового периода 2015 года, перечень от 26.02.2016 – для налогового периода 2016 года, перечень от 28.02.2017 – для налогового периода 2017 года. С целью установления факта включения Минпромторгом конкретного автомобиля в перечень нужны такие входные данные:

марка и модель (версия) ТС;

тип двигателя (бензиновый, дизельный или гибридный);

количество лет, прошедших с года выпуска.

В перечне не приводится средняя стоимость каждого автомобиля по отдельности. ТС с учетом количества лет, прошедших с года выпуска, объединены в группы по показателю «Средняя стоимость», заданному Налоговым кодексом. Автомобили «раскидываются» по группам на основании средней стоимость ТС, процедура расчета которой закреплена в Порядке расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316.

Количество позиций в перечне год от года все возрастает (Минпромторг проводит работу по уточнению перечней), поэтому налогоплательщику нужно проверять свой дорогостоящий автомобиль на предмет включения в очередной перечень ежегодно.

Группа по показателю «Средняя стоимость»

Количество позиций в группе для налогового периода

2017 года

2016 года

2015 года

От 3 млн до 5 млн руб.

От 5 млн до 10 млн руб.

От 10 млн до 15 млн руб.

Свыше 15 млн руб.

Итого

909

708

425

В случае отсутствия легкового автомобиля в перечне (в том числе с учетом типа и объема двигателя транспортного средства) или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю перечня повышающий коэффициент применяться не должен.

Вывод от ФНС: если приобретенный легковой автомобиль отсутствует в перечне, размещенном на официальном сайте Минпромторга, транспортный налог по данному ТС нужно исчислять без учета повышающего коэффициента (Письмо от 11.01.2017 № БС-4-21/149).

О годе выпуска легкового автомобиля

В Налоговом кодексе указано, что в целях определения периода, прошедшего с года выпуска ТС, отсчет начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Финансисты уточняют: срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог. Допустим, при расчете транспортного налога за 2016 год в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска следует исходить из того, что с года выпуска ТС прошло три года.

Вывод от Минфина: в отношении транспортного средства 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2016 год применяется повышающий коэффициент 1,1 (Письмо от 18.05.2017 № 03-05-05-04/30334).

Соответственно, в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2017 год применять повышающий коэффициент не нужно (ведь с года выпуска в этом случае прошло уже четыре года).

Повышающий коэффициент и авансовые платежи

В силу п. 2 ст. 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, если только законами субъектов РФ не предусмотрено иное. В ситуации, когда авансовые платежи уплачивать нужно, возникает вопрос, надо ли при определении их величины в отношении дорогостоящих автомобилей учитывать повышающий коэффициент. Ответ можно найти в п. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ.

Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента.

Таким образом, формула расчета авансового платежа по транспортному налогу в отношении дорогостоящего автомобиля выглядит так:

Сумма авансового платежа

Транспортный налог: повышающий коэффициент

Начнем с того, что транспортный налог платят все лица, на которые зарегистрированы транспортные средства. Как физические лица, так и юридические. И действие повышающего коэффициента при расчете транспортного налога распространяется на автомобили как принадлежащие гражданам, так и зарегистрированные на юридических лиц.

Компании рассчитывают налог самостоятельно

Но самостоятельно транспортный налог рассчитывают только юридические лица. Остановимся на самостоятельном расчете юридическими лицами суммы транспортного налога. Ведь физические лица платят транспортный налог на основании налогового уведомления. В отношении транспорта, принадлежащего гражданину, налог рассчитывает налоговый орган.

В 2016 году при наличии дорогостоящего автомобиля юридические лица должны рассчитать транспортный налог с применением повышающего коэффициента Кп. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому автомобилю. По общему правилу сумма транспортного налога определяется как произведение:

  • налоговой базы (мощность двигателя автомобиля, выраженная в лошадиных силах),
  • налоговой ставки,
  • доли в праве на автомобиль,
  • коэффициента Кв (отношение месяцев владения транспортным средством в отчетном году к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12)),
  • повышающего коэффициента Кп.

Дорого-богато? Плати налог больше!

Повышающий коэффициент Кп используется при расчете транспортного налога юридическими лицами начиная с 2014 года. Применяется повышающий коэффициент Кп не во всех случаях расчета транспортного налога, а только в случаях, когда компания владеет дорогостоящим автомобилем. Таким образом, законодатель вводит повышенное налогообложение предметов роскоши.

Что же парламентарии понимают под роскошным автомобилем? В 2016 году к дорогостоящим отнесены автомобили стоимостью более 3 миллионов рублей. Кроме стоимости учитывается и срок, прошедший с момента спуска автомобиля с конвейера. Отметим, что вполне вероятно, что в будущем планка для транспорта повысится и дорогостоящими будут признаваться автомобили, цена которых превышает 5 млн рублей (проект Федерального закона).

Применять повышающий коэффициент Кп при расчете транспортного налога в 2016 году нужно, если выполняются одновременно два условия:

  • стоимость автомобиля превышает 3 млн рублей;
  • срок использования автомобиля не превышает срок, установленный НК РФ в целях применения коэффициента.

Как же определить эту стоимость автомобиля? Для начала нужно проверить, есть ли машина в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года. Указанный документ утвержден Минпромторгом России 26.02.2016 и размещен на сайте этого ведомства. Перечень автомобилей, по которым введен повышающий коэффициент по транспортному налогу, обновляется ежегодно. В 2016 году в перечень попали свыше 700 моделей (модификаций) автомобилей.

Что считать днем рождения автомобиля

Обратите внимание, что в Перечне содержится указание на количество лет, прошедших с года выпуска (последняя, 6 графа таблицы). По истечении этого срока автомобиль автоматически попадает в категорию «бюджетных». И повышающий коэффициент в таком случае при расчете суммы транспортного налога не используется.

Как же определить срок использования машины? Для определения коэффициента Кп срок, прошедший с момента спуска машины с конвейера, начинает течь с года выпуска автомобиля (включительно). Ведь при определении повышающего коэффициента не используется порядок подсчета срока, который закреплен для целей применения дифференцированных налоговых ставок в п. 3 ст. 361 НК РФ. Для целей применения дифференцированных ставок срок начинает течь с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Например, при расчете транспортного налога за 2016 год по автомобилю стоимостью от 3 до 5 млн рублей, выпущенному в 2013 году, для целей применения повышающего коэффициента срок, истекший с года выпуска, составит 4 года. Поэтому начиная с 2016 года повышающий коэффициент в отношении указанного автомобиля применяться не будет.

Итак, при подсчете срока, истекшего с года выпуска, необходимо начинать с года спуска автомобиля конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог. Последние разъяснения чиновников основаны именно на таком толковании норм НК РФ (письмо ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@ ).

Что делать, если вы не нашли автомобиль в Перечене автомобилей, по которым введен повышающий коэффициент по транспортному налогу? В таком случае будьте готовы, что придется рассчитывать среднюю стоимость автомобиля самостоятельно. Для этих целей Минпромторг России разработал Методику расчета средней стоимости легковых автомобилей. Расчет средней стоимости автомобиля в случае отсутствия машины в Перечне Минпромторга России осуществляется по одной из двух формул в зависимости от того, находится ли производитель или дилер на территории России или за рубежом. В первом случае для расчета стоимости автомобиля берется информация от дилеров о рекомендованных розничных ценах. Во втором случае для расчета используются данные автокаталогов (“Audatex”, “DAT”, “Kelley Blue Book”, “Mitchel”, “Motor”, “Canadien Black Book”, “Schwacke”).

Предмет роскоши: сумма налога утроится

Итак, ваш транспорт есть в Перечне автомобилей, оценивается в более чем 3 млн рублей и срок его использования превышает установленный НК РФ и Перечнем Минпромторга России в целях применения коэффициента. Значит, сумму налога придется откорректировать на коэффициент. Всего предусмотрено пять видов повышающих коэффициентов в зависимости от года выпуска автомобиля и его стоимости. Информация о повышающих коэффициентах представлена в Таблице 1 (Информация ФНС России «Об исчислении транспортного налога для владельцев дорогостоящих автомобилей»). Минимально сумма налога увеличится всего на 10 процентов. Максимально предусмотрено утроение суммы налога к уплате.

Стоимость, млн руб.Коэффициент в зависимости от количества лет с года выпуска легкового автомобиля
до 1 годаОт 1 до 2 летОт 2 до 3 летдо 5 летдо 10 летдо 20 лет
от 3 до 51,51,31,1
от 5 до 102
от 10 до 153
от 153

Считаем ежеквартально

Налог рассчитывается компанией ежеквартально. И так же ежеквартально применяется корректирующий коэффициент.

Обратите внимание, что в 2014 году корректирующий коэффициент применялся только к ежегодной сумме налога. Ежеквартальные платежи рассчитывались без учета корректирующего коэффициента. Корректировка на корректирующий коэффициент производилась только по итогам года (Информация ФНС России «О разъяснении порядка исчисления авансовых платежей по транспортному налогу для дорогостоящих автомобилей»). Но начиная уже с налогового периода 2015 года при исчислении авансовых платежей также применяется повышающий коэффициент (п. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Поэтому в 2016 году и ежегодный, и авансовый платежи по транспортному налогу рассчитываются с учетом коэффициента Кп.

При заполнении налоговой декларации по транспортному налогу повышающий коэффициент (Кп) нужно указать в строке с кодом 150 Раздела 2 декларации по транспортному налогу. В строке 150 налоговой декларации по транспортному налогу за 2016 год надо отразить коэффициент Кп, взяв его из Таблицы 1.

Повышающий коэффициент по транспортному налогу в 2020 году: для каких автомобилей применяется, правила расчёта и советы юриста

Сегодня любого горожанина мало чем можно удивить. Но дорогие машины, бесспорно, продолжают нас удивлять и восхищать, заставляют нас стремиться к обладанию ими, злить и радовать одновременно. Иными словами, дорогие авто не оставляют нас равнодушными, даже если сидишь за рулём или в трамвае.

Шикарная машина – это всегда мечта. Даже, если вы уже обладатель превосходного автотранспорта, всегда хочется иметь ещё лучший аппарат. Так устроен человек.

Для одних людей дорогой автомобиль – это просто комфортное средство передвижения, для других – способ самореализации и привлечения внимания, кто-то покупает мощный кар для гонок и адреналина, а некоторые вкладывают деньги в автомобили, как в инвестиции.

В наше время границы возможностей ограничены только финансовыми вложениями, и если повышающий коэффициент по транспортному налогу вас не останавливает от покупки дорогого автомобиля, то все мечты технического характера воплощаются очень быстро.

Повышающий коэффициент – основные понятия

Впервые в 2014 году законодатели ввели в транспортный налог «повышающий коэффициент» на дорогие легковые автомобили, владельцами которых являются как физические лица, так и организации. До этого момента не использовались подобные понятия, и никто не знал, что такое повышающий коэффициент.

Министерство промышленности и торговли РФ на своём официальном сайте впервые опубликовало список средней стоимости определённых марок автомобилей для нового принципа начисления транспортного налога и, соответственно, в целях увеличения общей массы налоговых поступлений в государственный бюджет. Ежегодно до 1 марта этот список обновляется, как правило, он увеличивается на определённое количество объектов налогообложения, и любой человек может его просматривать в круглосуточном режиме.

В том случае, если вы обнаружили марку вашего «железного друга» в этом списке, то готовьтесь к дополнительным обязательным тратам в пользу государства, это и есть повышающий коэффициент.

Для каких автомобилей применяется?

Однако, для того что бы считать выставленный к уплате дополнительный сбор правомочным, должны быть соблюдены три условия:

  • объект налогообложения стоит 3 000000 р. и дороже;
  • он есть в списке Минпромторга;
  • срок его эксплуатации с момента его выпуска совпадает со сроком из списка Минпромторга.

Всем известно, что раньше практиковалось занижение цены автомашин в договорах купли-продажи, чтобы избежать большого налога.

Размер ставки транспортного налога

Согласно НК РФ, размер коэффициента транспортного налога варьируется в пределах 1,1 — 3,0, в зависимости от средней стоимости транспортного средства и времени его эксплуатации с момента выпуска с заводского конвейера. Причём, отправной точкой цены являются 3 000000 рублей. У большинства автовладельцев дорогих автомобилей возникает вопрос: «Как определяется стоимость машины из «роскошного» списка?».

В том случае, если официальный производитель транспортного средства или его представитель – дилер осуществляет свою деятельность на территории РФ, он ежегодно представляет данные о рекомендованных, каталожных ценах данного автомобиля в базовой комплектации в Минпромторг России. А если официальный производитель транспортного средства или его представитель – дилер не осуществляет свою деятельность на территории РФ, то Минпромторг самостоятельно вычисляет среднюю стоимость автомобиля исходя из максимальной и минимальной цены продажи в рублях по курсу валют.

Цена в рубляхСрок эксплуатации с момента выпуска/ годыКоэффициент транспортного налога
3 000000 — 5 000000Не более 31,1
5 000000 — 10 000000Не более 52,0
10 000000 — 15 000000Не более 103,0
15 000000 и вышеНе более 203,0

Федеральное законодательство

На федеральном уровне, четыре года назад было введено и определено само понятие повышающего коэффициента, как обязательного. Министерство промышленности и торговли РФ ежегодно пополняет и обновляет список отдельных видов автомобилей, на которых и распространяется данный коэффициент. Также федеральное законодательство закрепило в НК РФ размер повышающих коэффициентов и условия их применения. Разъяснения по поводу применения данного налога на роскошь относительно тех автомобилей, которые находятся на балансе у юридических лиц, также регулирует налоговый кодекс России.

Региональное законодательство

Всем известно, что относительно транспортного налогообложения, законодательные власти регионов имеют право уменьшать или увеличивать его ставки, на своё усмотрение. Для удобства автовладельцев всех субъектов Федерации, ИФНС РФ разработала подробные электронные сервисы на своём сайте. Выбрав свой регион и отчётный период, вы получите ответ — какая ставка применяется в вашем конкретном случае, а также каким правоустанавливающим законодательным документом это решение регулируется.

Правила расчёта налога

Для физических лиц в 2020 году по-прежнему транспортный сбор исчисляют специалисты налоговой службы, на основании тех сведений, которые они получают от Госавтоинспекции, где и ставился на учёт автомобиль. Затем автовладелец получает уведомление об оплате в установленные законом сроки и квитанцию. Также вся информация будет доступна на электронном сервисе. Автоматически собственнику того автотранспортного средства, которое упоминается в списке Министерства промышленности и торговли, будет начислен налог с повышающим коэффициентом.

Для того, что бы понять, откуда взялась именно такая сумма, которую вы увидите в квитанции, рассчитать повышающий коэффициент в вашем конкретном случае, можно использовать формулу:

СН = Региональная ставка налога * Мощность А/М * ПК,

где СН – сумма налога, ПК — повышающий коэффициент.

А если вы владеете автомобилем менее 1 года, то формула выглядит следующим образом:

СН = Региональная ставка налога * Мощность А/М * Месяцы владения А/М * ПК,

где СН – сумма налога, ПК — повышающий коэффициент.

Пример расчёта налога с повышающим коэффициентом