Всё о справке об утилизации по новому закону в вопросах и ответах

Всё о справке об утилизации по новому закону в вопросах и ответах

Дата публикации 06.03.2020

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства.

В компьютерах, мониторах, изделиях технического назначения, бытовых приборах, инструментах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Ответственность за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации установлена ст. 15.47 КоАП РФ.

В списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I – IV классов опасности проводятся организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Код классификационных признаков вида отходов в ФККО состоит из 11 разрядов (п. 8 порядка, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Одиннадцатый знак используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;

1 – I-й класс опасности;

2 – II-й класс опасности;

3 – III-й класс опасности;

4 – IV-й класс опасности;

5 – V-й класс опасности.

Таким образом, учреждение на основании ФККО может определить класс опасности отходов. Компьютеры (системный блок, монитор, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Бытовая техника, отходы деревянной офисной мебели также относятся к IV классу опасности, отходы мебели деревянной офисной (с содержанием недревесных материалов не более 10%) – к V классу опасности.

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в учреждении нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списываемом имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, для утилизации подобного имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

Таким образом, сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I – IV классов опасности должна заниматься специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление этой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Этим постановлением также определены правила обращения с ТКО (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель, бытовая техника относится к крупногабаритным ТКО, вывоз которых обеспечивается в соответствии с законодательством региональным оператором, в т.ч. по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Таким образом, если у учреждения заключен договор с региональным оператором на вывоз крупногабаритных ТКО, оно может доставить бытовую технику и мебель на площадку для их складирования. В ином случае необходимо заключить договор с уполномоченной организацией для вывоза таких отходов.

Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Подводя итог, порядок действий при списании основных средств, утративших потребительские свойства, может быть следующим:

  1. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов оценивает, какие детали, комплектующие, материалы выбывающего основного средства могут быть использованы в деятельности учреждения или реализованы на сторону.
  2. Основные средства, которые содержат лом и отходы драгоценных металлов, сдаются организации-переработчику. Поскольку в офисной оргтехнике драгоценные металлы в небольших количествах присутствуют, ее необходимо сдать в переработку.
  3. ТКО доставляются на площадку для складирования, с которой вывозятся региональным оператором.
  4. Другие отходы I – IV классов опасности передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Пунктом 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 “Материальные ценности, принятые на хранение”. Аналогичные положения предусмотрены п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта на списание должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден первичными документами.

В то же время законодательство не содержит прямых указаний об обязательном наличии первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Унифицированной формы первичного учетного документа, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. Учреждение вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бюджетного учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта “Концептуальные основы”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Другими словами, казенному учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Таким образом, если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

    • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;
    • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.

Если профильной комиссией казенного учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, то в этом случае составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) не обязательно.

Смотрите также

  • Учет утилизации основного средства, содержащего драгметаллы, и расчетов с переработчиком
  • Может ли учреждение продать списанную технику, если такой вид деятельности не поименован в уставе?

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Вариант с trade-in

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т, согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое со скидкой. Подобная система называется trade-in. За границей она существует давно, а в России стала активно распространяться лишь в последние десять лет. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля – более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

Более подробно с условиями trade-in можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. В автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA “сбросят” в цене 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину и купит новую.

Именно утилизацию старых машин предлагает Skoda, у которой скидки по такой программе варьируются от 40 000 руб. до 115 000 руб. – в зависимости от марки авто.

При этом адвокат и автоюрист Сергей Радько советует не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Самостоятельна утилизация

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, Иван Попов* обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Попов пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил ее утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии Попов выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, Попову пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому истец просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).

Рубрика «Вопрос-ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД ее не получится, добавляет эксперт.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об ее реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего, прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за ее продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД, добавляет эксперт.

Как проверить машину на утиль, и чем грозит покупка утилизированного авто

Как проверить машину на утилизацию перед покупкой? Можно ли восстановить документы на утилизированный автомобиль? Как уберечься от мошенников и что делать, если купил автомобиль в утиле? Об этом рассказывает «Автокод».

Содержание

  • Что значит «машина утилизирована»
  • Почему утилизируют авто с пробегом
  • Почему утилизируют новые автомобили
  • Можно ли купить утилизированный автомобиль
  • Как восстановить документы, если машина в утиле
  • Что делать, если машина утилизирована, но при покупке вы не знали об этом
  • Можно ли ездить на утилизированной машине
  • Как проверить авто на утилизацию

Что значит «машина утилизирована»

Процесс утилизации подразумевает переработку подержанного автомобиля. При этом кузов освобождается от всех комплектующих из пластика и резины. Снимаются двигатель, электропроводка, стекла, колеса, приборы и т.д. Сам кузов измельчается в шредере, прессуется и отправляется на переплавку. Процесс трудоемкий, однако многие промышленные предприятия охотно покупают вторичное сырье, так как оно гораздо дешевле.

Машина утилизирована означает, что она снята с учета и юридически больше не существует. Часто случается, что документы на машину утилизированы, а сам автомобиль продолжает ездить или даже продается. Правда при покупке такого авто у нового владельца возникают проблемы с регистрацией машины.

О том, как проверить авто на утиль по гос. номеру или VIN, мы расскажем ниже.

Почему утилизируют авто с пробегом

Причины утилизации авто могут быть разными. Машину сдают на переработку, если она:

  • выработала свой ресурс и не используется;
  • пришла в негодность после аварии;
  • хозяин претендует на получение дотации от государства при покупке нового автомобиля.

Не удивляйтесь, но в утиль могут попасть и машины, на которых, как говорится, еще и «муха не сидела».

Почему утилизируют новые автомобили

Происходит это по двум причинам:

    • Новая машина пострадала при перевозке к месту продажи. Груз обычно застрахован, поэтому страховая компания выплатит дилеру денежную компенсацию. В свою очередь дилер обязан отправить «под пресс» пусть и новое, но уже поврежденное авто.
    • Новая машина попала к покупателю, однако оказалась с серьезным браком, который в ходе эксплуатации послужил причиной возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации (аварии, возгоранию и т. п.). Такой автомобиль подлежит замене на аналогичный. Бракованное транспортное средство утилизируется, а дилер получает компенсацию от страховой компании или производителя.

Можно ли купить утилизированный автомобиль

«Позвольте! — скажет кто-то из читателей. – Как такое возможно? Ведь утилизированные машины разбираются и перерабатываются!». Не так все просто!

В соответствии с Приказом МВД РФ №1001 от 24 ноября 2008 г. восстановление регистрации сданного в утиль автомобиля невозможно. Но это относится лишь к тем машинам, которые оказались на пунктах переработки. Если авто туда не попало, поставить его на учет вполне возможно. Поэтому полученная в ГИБДД справка вовсе не означает, что машина в скором времени окажется в пункте приема. Многие владельцы получают данный документ только для того, чтобы не платить налоги за транспортное средство, которое ими не используется. А некоторые при этом пытаются еще и заработать на его продаже.

Если вы сознательно хотели приобрести утилизированную машину (цены на подобные авто обычно в полтора-два раза ниже средних по рынку) – по-большому счету ничего страшного в такой покупке нет. Главное – знать, как зарегистрировать утилизированный автомобиль.

Как восстановить документы, если машина в утиле

Для подачи заявления на регистрацию транспортного средства необходимо обратиться в ГИБДД, имея на руках следующие документы:

  • справку об утилизации;
  • доверенность от хозяина в письменной форме (к нотариусу ходить необязательно);
  • ксерокопии паспортов (своего и продавца);
  • страховку;
  • талон ТО.

После проверки представленных бумаг, вам выдадут заявления (его естественно нужно заполнить) и платежку на 3,3 тыс. руб. Далее необходимо оплатить госпошлину и, приложив полученную в банке квитанцию к остальным документам, вновь посетить ГИБДД для получения ПТС и свидетельства о регистрации. При удачном стечении обстоятельств можно уложиться в 1-2 дня. Затем составляется стандартный ДКП (договор купли-продажи), и вы – полноценный хозяин законно зарегистрированного авто.

Что делать, если машина утилизирована, но при покупке вы не знали об этом

Чтобы избежать проблем, лучше заранее проверить авто по базе ГИБДД на утилизацию. Если утилизированная машина уже куплена, существует несколько способов «разрулить» ситуацию.

Первый вариант

Отыскать владельца и потребовать от него восстановить регистрацию. Недостаток времени у бывшего владельца – не аргумент. Пусть выписывает на вас генеральную доверенность. А далее порядок действий такой же, как было описано в предыдущем разделе статьи.

Второй вариант

Применим в том случае, когда хозяин машины заявит, мол, я не я, и хата не моя, и откажется что-либо делать для восстановления регистрации машины. При наличии договора купли-продажи на продавца можно смело подавать в суд. Статья 451 ГК РФ предусматривает, что грубое нарушение правил ДКП может служить основанием для расторжения сделки и возврата денежных средств. Ваш иск скорее всего будет удовлетворен, однако судебные разбирательства могут занять немало времени.

Третий вариант

Если самостоятельно найти старого хозяина не удалось, обращайтесь в ГИБДД с заявлением о розыске владельца машины. При этом можно, например, указать, что авто просто найдено вами посреди дороги. Если собственника найдут, примените один из двух описанных выше способов.

Можно ли ездить на утилизированной машине

Специального наказания за передвижение на утилизированном авто в КоАП РФ не предусмотрено. Однако по ряду причин такая езда может обойтись в кругленькую сумму. В том числе, в соответствии со ст. 12 Кодекса об административных правонарушениях передвижение на незарегистрированной машине обойдется в 500 руб. Повторное нарушение увеличит штраф до 5 тыс. руб. Также сотрудники ГИБДД будут иметь полное право отправить машину на штрафстоянку. Там она будет пребывать до устранения нарушений (то есть пока вы ее не зарегистрируете).

Как проверить авто на утилизацию

Осуществить проверку можно, например, следующими двумя способами.

Обратиться в ГИБДД

Для проверки машины потребуется предъявить ПТС, паспортные данные продавца и покупателя, а также номер государственного регистрационного знака.

Воспользоваться сервисом онлайн-проверки «Автокод»

Достаточно ввести в форму поиска госномер транспортного средства или vin-код. Проверка авто на утилизацию займет не более 5 минут. Также вы получите сведения о пробеге, количестве собственников, наличии штрафов, ДТП, ограничений и другую информацию о машине.

Автокод подходит, если нужно проверить один или несколько автомобилей. Если вам нужно постоянно пробивать большое количество машин, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц. «Автокод Профи» позволяет добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Утилизируем автомобиль без неприятных последствий

Если старое авто пришло в негодность, то собственник может его утилизировать и получить скидку при покупке новой машины. Для этого ему нужно найти утилизирующую организацию, заключить с ней договор и передать транспортное средство для уничтожения. Если владелец не хочет приобретать новую машину, то получит компенсацию за металлолом. Но иногда автомобилисты встречаются с недобросовестными компаниями, которые не избавляются от авто, из-за чего возникают проблемы с начислением транспортного налога или штрафов от ГИБДД.

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

Автомобиль продается в рамках исполнительного производства: платить ли транспортный налог?

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т. согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД её не получится.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию, а автомобилист покупает новое со скидкой. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля – более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

После утилизации водитель получит свидетельство и акт, затем собственник передает эти документы и ПТС в автосалон, где ему предлагают скидку на новый автомобиль. Она будет зависеть от марки и типа утилизируемой машины, а также от приобретаемой модели. Более подробно с условиями утилизации и льготами на новое транспортное средство можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров.

Для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об её реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Так, если автомобилист предоставит справку об утилизации машины в автосалон “Nissan”, то может выбрать скидку 30 000 руб. на новый авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2 % годовых по кредиту. А производители машин “Hyundai”, УАЗ предлагают скидку 50 000 руб., KIA – 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину на утилизацию и купит новую.

Включается ли амортизация по автомобилю ИП в профессиональный вычет?

При этом юристы советуют не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, мужчина обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Он пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил её утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии мужчина выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, истцу пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому он просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

Собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

В судебном заседании судья изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ истца составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал истцу. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

Правила уплаты транспортного налога в 2021 году

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с мужчины транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал ещё в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за её продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД.

Судья запросила сведения о регистрации авто. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации онне сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Утилизация автомобиля: читаем стандарт

Автор: Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Учет нефинансовых активов долгое время оставался вопросом хорошо изученным и практически неизменным. СГС «Основные средства» с 1 января 2018 года внес множество изменений в привычные учетные процедуры. О нововведениях в учете процесса утилизации автомобиля расскажем далее.

Под термином «утилизация» понимают употребление с пользой, повторное употребление, возвращение в оборот отходов производства или мусора. Утилизацией также считается стадия жизненного цикла продукции, на которой продукция, уже не используемая по прямому назначению, подвергается либо переработке для получения другой продукции, либо захоронению (уничтожению, депонированию, обезвреживанию). В любом значении данного термина автомобилю придется пройти несколько этапов, прежде чем он дойдет до утилизации:

1) принятие решения о списании автомобиля;

2) согласование списания с собственником в установленных законодательством случаях;

3) собственно утилизация в различных формах, в том числе реализация автомобиля по программе трейд-ин.

Несмотря на кажущуюся простоту, каждый из названных этапов может быть весьма объемен и поэтому заслуживает отдельного внимания.

Принятие решения о списании

Порядок оформления решения о списании напрямую связан с причиной списания. Если эта причина вынужденная, то есть необходимость списания возникает в результате хищений, порчи имущества, а также в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, то в первую очередь проводится инвентаризация (п. 81 СГС «Концептуальные основы») у лица, у кого находился автомобиль. Факт хищения или порчи фиксируется в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) как недостача инвентаризуемого объекта. На основании описи составляются ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) и акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Далее составляется непосредственно акт о списании транспортного средства (ф. 0504105), где в качестве причины списания указывается хищение либо повреждение с невозможностью восстановления.

Сам факт хищения или порчи подтверждают справками – из органов внутренних дел о возбуждении уголовного дела, органов Министерства чрезвычайных ситуаций – о произошедшем стихийном бедствии.

В случае, когда прекращение эксплуатации автомобиля происходит по причине физического, морального износа, решение о списании принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Такое решение оформляется также актом о списании (ф. 0504105), и в качестве причины списания следует указать перечень неисправностей, исключающий дальнейшую эксплуатацию, либо иные основания, по которым дальнейшая эксплуатация невозможна. Перечень неисправностей, особенно если он длинный, уместнее оформлять отдельным документом (например, дефектной ведомостью), а уже в акте о списании сослаться на него. Форма дефектной ведомости для организаций госсектора не унифицирована, ее можно составить в любом удобном для учреждения виде. И поскольку она не является первичным учетным документом, на нее не распространяются требования о составе обязательных реквизитов.

Приведем примерный образец дефектной ведомости.

В учреждении может не оказаться специалистов должного уровня квалификации для составления дефектной ведомости, необходимой квалификацией могут не обладать и члены комиссии по поступлению и выбытию активов. В этом случае, как правило, прибегают к помощи сторонних специализированных организаций (автосервисных компаний) для оформления акта технического осмотра. Заметим, что наличие подобного акта экспертизы может быть обязательным требованием к составу документов при согласовании списания с собственником имущества в установленных законодательством случаях.

В рамках утвержденного субъектом учета графика документооборота списание основных средств (в частности, автотранспорта) может дополнительно оформляться приказом на списание.

Как и дефектная ведомость, приказ не имеет установленной унифицированной формы, его вид и содержание будут определяться правилами оформления внутренних локальных актов, принятых в учреждении. В содержательной части приказа указываются лица, ответственные за процедуру списания, контролирующие исполнение приказа; также приводится информация (в случае необходимости) о привлечении виновного лица к материальной ответственности, подготовке и отправлении материалов в следственные или судебные органы и др. Приказ подписывается руководителем учреждения или лицом, его заменяющим.

Выбытие автотранспортного средства с балансового учета может осуществляться в случае выявления несоответствия условиям признания актива, которое фиксируется инвентаризационной комиссией в инвентаризационной ведомости (ф. 0504087) (Письмо Минфина РФ от 25.07.2018 № 02-07-10/52275). Дальнейший учет при этом осуществляется на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества. При этом не исключена ситуация, что в дальнейшем объект может быть отремонтирован, отреставрирован и снова признан в учете как актив, то есть его эксплуатация, возможно, продолжится и ни о какой утилизации речи еще не идет.

Согласование списания

Согласование списания требует недвижимое и особо ценное движимое имущество (п. 10 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), критерии отнесения к которому устанавливают органы власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Напомним, порядок отнесения имущества бюджетного, автономного учреждений к категории особо ценного движимого имущества был установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

Органы исполнительной власти публично-правовых образований РФ, исполняющие полномочия по распоряжению имуществом, закрепляют порядки согласования списания имущества для учреждений соответствующего уровня бюджета. Например, федеральные государственные учреждения в общей части руководствуются Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011 «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления». Кроме того, утверждены отраслевые порядки Минздрава, Минобрнауки, Минкультуры и т. д. Аналогичные порядки действуют в регионах и муниципальных образованиях.

В пакет документов на списание входят:

перечень объектов федерального, государственного или муниципального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

копия решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя организации) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;

копия протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества;

акты о списании имущества и документы согласно перечню, утверждаемому органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

Как правило, это:

копия инвентарной карточки;

техническое заключение независимого эксперта с приложением документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ. К техническому заключению должны быть приложены фотографии объектов движимого имущества, в отношении которых принято решение о списании.

Кроме того, при списании автотранспортного средства дополнительно необходимо представить:

а) копию паспорта транспортного средства;

б) копию свидетельства о регистрации транспортного средства;

в) копию документа о прохождении последнего техосмотра.

В упомянутых приказах учредителей устанавливаются сроки рассмотрения всех представленных документов и утверждения согласования списания имущества. Учреждение, в свою очередь, до получения решения собственника не отражает в бухгалтерском учете выбытие объекта ОС и не проводит никаких мероприятий, преду­смотренных актом о списании (п. 52 Инструкции № 157н), так как собственник может и не согласовать списание и учреждение будет обязано продолжать быть балансодержателем транспортного средства.

Обратите внимание, что необходимость согласования с собственником имущества не распространяется на операции выбытия с балансового учета по причине несоответствия критериям признания актива. Как отметил Минфин в Письме от 21.09.2018 № 02-07-10/67934, определение способа ведения бухгалтерского учета относится к исключительной компетенции субъекта учета, не является распоряжением имуществом и не требует согласования с собственником.

Процедура списания автотранспортного средства также включает в себя снятие с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле. С этой даты транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом. Автомобиль, находящийся в розыске, не признается объектом обложения транспортным налогом. Но факт угона необходимо подтвердить документом, выдаваемым уполномоченным органом (справкой об угоне ТС, выдаваемой органами внутренних дел РФ). Прекращение обязанностей налогоплательщика наступит с даты угона, указанной в справке.

Утилизация списанного автомобиля

Мы уже отмечали, что утилизация может осуществляться в разных формах: учреждение может сдать списанный автомобиль на металлолом и получить выручку от реализации металлолома, может только понести затраты, связанные с утилизацией (например, в случае, когда утилизация автомобиля производится силами специализированной организации и учреждение оплачивает услуги утилизации и уничтожения), наконец, старый, списанный автомобиль может быть принят автосалоном в качестве частичной оплаты приобретения нового автомобиля по программе трейд-ин.

Бухгалтерские записи возможных вариантов действий представим в таблице:

Содержание операции

Кредит

Списание автомобиля в бухгалтерском учете при получении разрешения на списание

Списана начисленная ранее амортизация

0 104 25 (35) 411

0 101 25 (35) 410

Списан ранее начисленный убыток от обесценения (при наличии)

0 114 25 (35) 412

0 101 25 (35) 410

Списана остаточная стоимость автомобиля (при наличии)

0 101 25 (35) 410

Оприходованы запасные части, пригодные к дальнейшему использованию

Принят к забалансовому учету списанный автомобиль до момента его утилизации

Оприходование и реализация металлолома

Оприходован металлолом в результате разбора, демонтажа автомобиля

Начислена задолженность вторресурсной организации за сданный металлолом

Списана себестоимость реализованного металлолома

Получены денежные средства от реализации металлолома

0 201 11 510*
Забалансовый счет 17

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

Утилизация силами сторонней организации за плату

Отражена задолженность перед организацией за проведенную утилизацию

0 201 11 610
Забалансовый счет 18

Определен финансовый результат операций по утилизации

Уменьшен показатель по счету 02 после проведения мероприятий по утилизации

Реализация автомобиля по программе трейд-ин

Отражена задолженность покупателя (автосалона) в оценочной стоимости сдаваемого автомобиля

Сформированы капитальные вложения при приобретении нового автомобиля и признана кредиторская задолженность перед поставщиком (автосалоном)

0 106 21 (31) 310

Погашены взаимные требования

Принят к учету и введен в эксплуатацию автомобиль

0 101 25 (35) 310

0 106 21 (31) 310

* В таблице приведен пример отражения получения денежных средств в учете бюджетных (автономных) учреждений, у казенных учреждений средства могут быть зачислены на счет ПБС – 1 304 05 000 либо на счет администратора доходов – 1 210 02 000.

Напомним, что доходы от выбытия активов – пригодные к эксплуатации (реализации) запасные части, металлолом с возможностью реализации – являются собственными доходами бюджетного или автономного учреждения и отражаются по коду финансового обеспечения 2 (приносящая доход деятельность), вне зависимости от источника, на котором учитывался ранее сам выбывший объект. Денежные средства от реализации металлолома, иных пригодных к реализации деталей и узлов списанного имущества у бюджетных и автономных учреждений остаются в их распоряжении, у казенных – подлежат зачислению в соответствующий бюджет.

Материальные запасы, полученные от ликвидации (при разборке, утилизации) основных средств, принимаются к учету в текущей оценочной стоимости. Этот вопрос находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, которая, в свою очередь, руководствуется:

данными о ценах на аналогичные материальные ценности, полученными в письменной форме от организаций-изготовителей;

сведениями об уровне цен, имеющимися у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

экспертными заключениями (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (п. 25 Инструкции № 157н).

При принятии имущества на забалансовый учет на счете 02 «Материальные ценности, полученные на хранение» до момента его утилизации применяется условная оценка «один объект – один рубль» (п. 335 Инструкции № 157н). В том случае, когда на этот же счет к учету принимается имущество, переставшее отвечать критериям актива, оценка может быть как условной, так и иной – в сумме остаточной или балансовой стоимости выбывшего имущества. Правила оценки такого имущества должны быть установлены учетной политикой учреждения (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

Немного о налогах

Учреждения – плательщики налога на прибыль должны помнить, что стоимость материалов (запасных частей и металлолома), полученных при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, относится к внереализационным доходам (п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов станет день их принятия к учету, что оформляется актом приемки материалов (ф. 0504220). Одновременно налоговая база может быть уменьшена на сумму внереализационных расходов, к которым относятся расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (п. 8 ч. 1 ст. 265 НК РФ), но только в том случае, если выводимое из эксплуатации имущество отвечает признакам амортизируемого имущества в целях применения гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 256 НК РФ). В случае, когда имущество изначально приобреталось за счет бюджетных средств, расходы на его ликвидацию (утилизацию) не включаются в налоговую базу.

Выручка от реализации металлолома, в свою очередь, является доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ), который может быть уменьшен на рыночную стоимость этого имущества (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Таким образом, если металлолом реализован по той же цене, по которой он был оприходован, то налогооблагаемая прибыль от реализации будет равна нулю.

С 1 января 2018 года реализация лома цветных и черных металлов подлежит обложению НДС. Уплачивает налог покупатель лома, являющийся налоговым агентом.

В заключение еще раз сформулируем основные выводы.

Выбытие с балансового учета основного средства, в том числе автомобиля, инициируется всегда его балансодержателем, то есть учреждением.

Не требуют согласования с собственником выбытие с балансового учета имущества по причине его несоответствия критериям активов, а также списание имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества.

Во всех остальных случаях выбытие объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке соответствующего решения не допускаются.

Оставшиеся в распоряжении учреждения запасные части и металлолом, пригодные к дальнейшему использованию и/или реализации, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости, которая включается во внереализационные доходы по налогу на прибыль. Операция реализации таких отходов формирует уже доходы от реализации, которые могут быть уменьшены на их первоначальную стоимость при принятии к учету.

Как правильно оформить и утилизировать списанное имущество.

1. Что нужно знать о списанном имуществе:

1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.

1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее 89-ФЗ). Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов., и такая деятельность подлежит лицензированию.

1.3. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

1.4. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.

2. Порядок действий при списании имущества.

2.1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен:

  • — определить какие виды отходов будут образованы в результате
  • — убедиться в наличии у вашего учреждения (предприятия), соответствующих паспортов отходов
  • — в случае отсутствия у учреждения (предприятия) необходимых паспортов отходов необходимо разработать эти паспорта и направить их в уведомительном порядке в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее Росприроднадзор).

Важно!
Если в ФККО отсутствует вид отхода, который будет образован после списания, порядок действий усложняется. Подробнее см. ниже.

2.2. Следующим шагом целесообразно определиться с тем, какая организация будет привлечена к дальнейшему обращению с отходами. При этом стоит убедиться, что:

  • — привлекаемая организация имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
  • — в приложении к такой лицензии указаны коды ФККО, соответствующие видам отходов, которые будут образованы после списания
  • — по интересующим Вас кодам ФККО разрешена деятельность, которую эколог определил для дальнейшего обращения с отходами

Пример

Организация списывает имущество:

  • столы
  • кресла
  • компьютеры в сборе
  • телефоны

Эколог определяет, что после списания будут образованы следующие виды отходов:

Имущество Наименование отхода по ФККО Код ФККО
столы отходы мебели из разнородных материалов 49211181524
кресла
компьютеры в сборе системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524
телефоны телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524

Так же экологом было определено следующее:

Наименование отхода по ФККО Код ФККО Наличие паспорта отхода Предполагаемый вид обращения
отходы мебели из разнородных материалов 49211181524 Да Сбор, транспортирование, размещение
системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524 Нет Сбор, транспортирование, обработка, утилизация

Исходя из полученной информации понятно, что необходимо разработать 1 паспорт отхода и найти организацию, у которой в приложении есть указанный в таблице коды отходов и виды деятельности.
Важно понимать, что организации, которые занимаются размещением (полигоны), как правило, не ведут другой деятельности, и обработкой и утилизацией (разборкой техники и переработкой её частей во вторичные ресурсы) не занимаются. По этому, необходимо будет найти 2 организации с лицензией и заключать два договора. Это чаще всего неудобно.

Более рациональным в таком случае будет обратиться в компанию, которая, например, имеет лицензию на сбор и транспортирование всего перечня отходов, на обработку и утилизацию всего, что должно быть утилизировано, а также имеет возможность привлечь подрядчика с лицензией на размещение.

Стоит отметить, что всё перечисленное во втором пункте целесообразно сделать до момента списания имущества. Процесс разработки паспортов, поиска соответствующего подрядчика и заключения договоров может занять длительное время. В том числе и более 11 месяцев, а значит есть риск нарушить требования законодательства. Чем раньше будет начат этот процесс, тем меньше списанное имущество будет «захламлять» помещения вашей организации, и тем меньше риск нарушения законов.

2.3. Следующий шаг — списание. Проведение этой процедуры в коммерческих организациях регламентируется внутренними распоряжениями и инструкциями, и может сильно отличаться в разных компаниях. По-этому мы будем говорить исключительно о списании имущества, находящегося на балансе государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

Главное отличие таких предприятий и учреждений от коммерческих в том, что они не являются собственноками имущества, но лишь распоряжаются им. Соответственно процесс списания связан с согласованием его с контролирующими органами и вышестоящими структурами. В частности, списание имущества Санкт-Петербурга регламентируется постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года № 877 «О порядке принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» (с изменениями на 31 января 2017 года).

Согласно п. 2.1 статьи 2 Порядка принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее Порядка): «Решение о признании движимого имущества пришедшим в негодность принимается КИО.» Для чего в КИО направляется «Представление о признании движимого имущества пришедшим в негодность» (далее — Представление), которое должно содержать:

  • — Сведения, позволяющие индивидуализировать движимое имущество, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и другие), а также его характеристики, в том числе технические, и место нахождения.
  • — Копии правоустанавливающих документов на движимое имущество.
  • — Сведения о техническом состоянии движимого имущества, позволяющие сделать вывод о невозможности и экономической нецелесообразности его восстановления и (или) иного использования, включая сведения о непосредственном осмотре движимого имущества и причинах прихода движимого имущества в непригодное состояние (акты, фото-, кино-, видеоматериалы и тому подобное).
  • — Сведения о наличии в движимом имуществе или его составных частях веществ, свойств, частей, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов.
  • — Копии документов, содержащих сведения о применении мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в приведении движимого имущества в негодность, а также иных мер защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга (при наличии).
  • — Предложение о наиболее целесообразном способе исполнения решения об уничтожении движимого имущества, пришедшего в негодность.
  • — Предложения о дальнейшем использовании составных частей и материалов движимого имущества, пришедшего в негодность.

При этом, В случае рассмотрения вопроса о признании движимого имущества, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, первоначальная (восстановительная) стоимость которого превышает сумму начисленной амортизации, пришедшим в негодность КИО обеспечивает проведение обследования движимого имущества на предмет его технического состояния, которое осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не заинтересованным в принятии решений, указанных в пункте 2.8 настоящего Положения (прим. ГК Утилизация — имеется ввиду признание имущества пришедшим в негодность или отказ в нём), имеющим в соответствии с действующим законодательством право заниматься деятельностью по проведению обследования движимого имущества на предмет его технического состояния.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что обеспецение обследования имущества третьими лицами наложено распоряжением на КИО, в реальной жизни учреждения сами обращаются к компаниям, которые имеют право определять техническое состояние имущества и выдавать акты дефектации, которые потом включают в состав Представления. В настоящий момент такая деятельность не регламентируется законодательством РФ, и не подлежит обязательному лицензированию или сертификации. По-этому, КИО удовлетворяют добровольно полученные сертификаты.

После признания КИО имущества пришедшим в негодность, оно подлежит списанию. Однако окончательное выбытие имущества с баланса учреждения происходит только после предоставления в КИО документов, подтверждающих утилизацию такого имущества. На проведение утилизации, как правило, отводится до двух месяцев.

3. Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вам вид отхода:

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.

4. Какие ошибки допускают образователи отхода сегодня и как их избежать:

С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.

Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.

Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.

Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.

5. Какие документы необходимы для отчетности:

1. Акт приёмо-передачи отходов.
Содержит информацию о том, кому переданы отходы, в каком количестве, и какие дальнейшие действия с ними совершены. Необходим для отчета перед Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

2. Справка о наличии/отсутствии лома драгоценных металлов.
Оформляется на основании Свидетельства о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. Необходима для исполнения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 г. № 68н.

3. Справка об извлечённом из отходов ломе черных и цветных металлов
с указанием количества, и стоимости, с учётом затрат на извлечение, а также с указанием предприятия имеющего лицензию на заготовку лома металлов, которому извлеченный лом был передан.

4. Документы об оплате.
В случае если из переданных отходов были извлечены указанные выше вторичные ресурсы, организация, которая произвела утилизацию отходов, должна перевести денежные средства, полученные от реализации такого лома на счет образователя отхода, если иное не предусмотрено договором на утилизацию.

Порядок и оформление утилизации спецтехники

Какие документы нужны для утилизации спецтехники (бульдозер, цементовоз, экскаватор) юридическим лицам при обращении в специализированные компании, оказывающие соответствующие услуги?

Самостоятельно утилизировать крупногабаритное оборудование и транспорт не рекомендуют по нескольким причинам. Демонтаж – потенциально опасная процедура, а конструкция спецтехники включает материалы, способные нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде. Поэтому такую процедуру доверяют предприятиям, сотрудники которых утилизируют спецтехнику с соблюдением норм безопасности без лишнего риска.

Спецтехнику нужно утилизировать:

  • чтобы минимизировать риск загрязнения окружающей среды опасными отходами;
  • для экономии добываемых природных ресурсов;
  • чтобы предупредить появление несанкционированных свалок;
  • для переработки полученного при демонтаже сырья и его повторного использования.

Чтобы списать отработанную спецтехнику и она не оставалась на балансе фирмы, рекомендуют учесть несколько юридических тонкостей. Использование услуг специальных предприятий позволит избавиться от техники в кратчайшие сроки и исключит риск нарушений.

Владелец обязан списать спецтехнику с баланса предприятия, прежде чем утилизировать ее. Списание должно осуществляться в установленном порядке. Затем проводят техническую экспертизу для оценки состояния техсредства и определяют остаточную стоимость. Руководитель предприятия издает приказ об утилизации.

Перед утилизацией собственник должен снять машину с регистрационного учета в государственных органах. При этом нужно убедиться, что пошлины и налоги на транспорт оплачены, задолженностей нет. Затем можно обратиться на предприятие, которое выполнит утилизацию.

Владельцу потребуется предоставить:

  • письменное заявление;
  • техпаспорт на утилизируемую машину;
  • удостоверение личности владельца;
  • документ, подтверждающий право собственности.

Документы, необходимые для юридического лица:

  • паспорт транспортного средства;
  • государственные регистрационные знаки;
  • свидетельство о регистрации;
  • акт о списании основных средств ОС-4;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность (при необходимости).

Стоимость утилизации определяет представитель компании после проведения экспертизы. При этом составляется акт списания, отражающий характеристики агрегата. После оценки владелец получает денежную компенсацию, а представители компании забирают техсредство.

Выведенную из эксплуатации машину перевозят на место, где проводят демонтаж. Если перевезти ее в собранном виде нельзя, ее частично разбирают на территории клиента. Прежнему собственнику предоставляют свидетельство о том, что машина передана в утиль и больше не является собственностью предприятия.

Представители компании выполняют утилизацию в соответствии с установленными правилами. Порядок процедуры может отличаться и зависит от характеристик спецтехники.

Общие этапы следующие:

  • демонтаж и разборка отдельных узлов, агрегатов, элементов конструкции;
  • сортировка демонтированных деталей в зависимости от материалов, условий хранения;
  • переработка демонтированных деталей с применением специального оборудования;
  • переплавка металлических частей;
  • отдельная переработка пластиковых и резиновых деталей.

Утилизация транспортных средств происходит на специализированных пунктах приема металлических отходов. Собственник транспорта, после снятия автомобиля с учета в ГИБДД может обратиться в подобную организацию, они заберут автомобиль под утилизацию, оформят договор и предоставят значительную скидку на приобретение нового автомобиля отечественного производства у официального дилера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: