Страница 3 — Всё о справке об утилизации по новому закону в вопросах и ответах

Акт утилизации отходов

Акт утилизации отходов может быть двух видов: оформленный производителем (импортером) и нанятым исполнителем по специальному договору утилизации. Второй встречается чаще. Бумага при этом является приложением к договору.

Определение утилизации отходов

Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ гласит, что утилизация отходов — это их использование для генерации материальных ценностей, а также для осуществления разнообразных работ и услуг. Существуют следующие виды утилизации:

  • Рециклинг – использование по прямому назначению еще раз.
  • Регенерация – включение в цикл производственных процессов после ряда подготовительных манипуляций.
  • Рекуперация – извлечение разными путями максимум полезных элементов и отдельных частей, переработка.

Последний вид встречается чаще всего из-за простоты осуществления. В целом вид повторной переработки определяется в каждом конкретном случае отдельно.

Виды отходов

Мусор мусору рознь. Он делится по разным критериям, но основополагающий – класс. Выделяют:

  • 1 класс отходов. Этот вид взят под контроль государственных служб, так как он содержит опасные для человека вещества (ртуть, свинец и пр.). Составление акта в этом случае – обязательный момент при любых манипуляциях.
  • 2 класс. При утилизации нормы регламентируются санитарными требованиями. Допустимо хранение (размещение) на специально подготовленной территории не более полугода.
  • 3 класс. Бывшие товары и отходы, переработка которых входит в сферу лицензионной деятельности учреждений. К нему же относятся отработанные нефтепродукты. Возможно сжигание или регенерация.
  • 4 класс. Сбор и утилизация требуют соответствующей лицензии. Отходы этой категории могут быть подвергнуты любому способу вторичной переработки.
  • 5 класс. Основную часть этой разновидности должно составлять ценное вторсырье. Эта категория наиболее интересна перерабатывающим комплексам.

Нюансы

С техникой – особый случай. Так как в отдельных ее частях содержатся драгоценные металлы, ее переработка подчиняется Распоряжению правительства 1886-р от 24.09.2015 г. В последнем приводится полный список того, что нужно утилизировать с составлением акта.

В этот список входят:

  • Ноутбуки и портативная компьютерная техника (в том числе с функционалом телефона) до 10 кг.
  • Электронные записные книги.
  • Вычислительные машины с центральным процессором и устройством.
  • Терминалы.
  • Мониторы.
  • Клавиатуры.
  • Манипуляторы (мыши, джойстики и пр.).
  • Сканеры.
  • Принтеры.
  • УЗО.

Все это и многое другое – техника, обязательная для утилизации по истечении эксплуатационных сроков. Также за ее частями, содержащими драгоценные металлы, нужно следить и документировать все действия: продажу, покупку, движение и пр.

Кроме того, для этого вида товаров обязательно прохождение инвентаризации. Об этом ясно сказано в Федеральном законе №41 от 26 марта 98 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Куда заносятся данные

Если речь идет о производственных объектах, то на них должен ввестись журнал образования и движения отходов.

В нем должны быть вписаны данные о веществах, которые были переданы для переработки в другие компании или утилизированы самостоятельно (при такой возможности и праве). Если такового журнала нет, то предусмотрено взыскание штрафа от 10 до 250 тыс. руб.

Эти бумаги регулируются Приказом Минприроды 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».

Алгоритм заполнения акта

В верхней части документа содержится приписка, к какому договору прикрепляется акт. После самого наименования акта указывается город – справа и дата – слева.

Потом необходимо заполнить наименования обеих организаций, которые совершают сделку, и их представителей.

Перед перечислением оказанных услуг указываются сроки (дата начала и окончания), которые были прописаны в договоре.


Ниже располагается табличная часть документа, в которой содержатся данные о каждой единице отходов. В ней перечисляется:

  • Наименование каждой единицы.
  • Код согласно Федеральному классификационному каталогу.
  • Группа товаров, к которой он принадлежит (эта строка относительно свежая – о ней было принято распоряжение Правительства №1886-р в 2015 году).
  • Имеющаяся нормативно-техническая документация по ней.
  • Вес каждой позиции (общий указан в начале таблицы).

Во втором пункте акта можно указать товар, который был произведен из указанного выше материала. Если в результате процесса не было произведено материальных ценностей, то нужно подчеркнуть соответствующее слово и оставить вторую таблицу пустой.

Третий пункт должен содержать данные о технологии, по которой обрабатывались отходы. Если проводилась экологическая экспертиза, то её реквизиты.

В четвертом пункте указывается количество экземпляров документа (обычно 2 — для каждой из сторон).
Приложения – обязательная часть акта. Они содержат выписку из журнала образования и движения отходов заказчика (или из иного документа по материалам учета).

К СВЕДЕНИЮ! Упоминание об отсутствии претензий со стороны заказчика к исполнителю — тоже обязательно.

После прикрепления приложений в нижней части документа ставятся печати организаций и подписи лиц, их представляющих.

Виды утилизации

Разновидностей избавления от отходов множество: сжигание, захоронение, компостирование, брикетирование и прочее. Важно, чтобы этот процесс происходил согласно требованиям законодательства, без нарушений предписаний Федерального закона № 89 и по ГОСТам 30166-95 о ресурсосбережении. Тогда к организации не будет претензий от сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии.

Страница 3 — Всё о справке об утилизации по новому закону в вопросах и ответах

Дата публикации 06.03.2020

Обязательно ли утилизировать списанные основные средства (например, компьютеры, бытовую технику, мебель)? Если да, какими документами оформлять?

Утилизация подразумевает использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, далее – Закон № 89-ФЗ).

Нормативными документами не установлен конкретный перечень материальных ценностей, подлежащих обязательной утилизации. В каждом конкретном случае при списании с учета имущества, утратившего потребительские свойства, необходимо руководствоваться требованиями законодательства.

В компьютерах, мониторах, изделиях технического назначения, бытовых приборах, инструментах, оборудовании в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы.

В соответствии с п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы обязательно учитываются. Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731.

Ответственность за нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации установлена ст. 15.47 КоАП РФ.

В списываемом имуществе могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (ртуть, свинец и т.д.). В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду оно может быть отнесено к одному из классов опасных отходов (ст. 1, 4.1 Закона № 89-ФЗ). Обезвреживание и размещение отходов I – IV классов опасности проводятся организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности.

Порядок отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Код классификационных признаков вида отходов в ФККО состоит из 11 разрядов (п. 8 порядка, утв. приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792). Одиннадцатый знак используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду:

0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов;

1 – I-й класс опасности;

2 – II-й класс опасности;

3 – III-й класс опасности;

4 – IV-й класс опасности;

5 – V-й класс опасности.

Таким образом, учреждение на основании ФККО может определить класс опасности отходов. Компьютеры (системный блок, монитор, клавиатура), утратившие потребительские свойства, относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы). Бытовая техника, отходы деревянной офисной мебели также относятся к IV классу опасности, отходы мебели деревянной офисной (с содержанием недревесных материалов не более 10%) – к V классу опасности.

Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если в учреждении нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списываемом имуществе вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, для утилизации подобного имущества целесообразно привлечь специализированную организацию.

Таким образом, сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I – IV классов опасности должна заниматься специализированная организация, имеющая лицензию на осуществление этой деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Этим постановлением также определены правила обращения с ТКО (далее – Правила № 1156).

На основании п. 2 Правил № 1156 мебель, бытовая техника относится к крупногабаритным ТКО, вывоз которых обеспечивается в соответствии с законодательством региональным оператором, в т.ч. по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования (п. 12 Правил № 1156).

Таким образом, если у учреждения заключен договор с региональным оператором на вывоз крупногабаритных ТКО, оно может доставить бытовую технику и мебель на площадку для их складирования. В ином случае необходимо заключить договор с уполномоченной организацией для вывоза таких отходов.

Ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлена ст. 8.2 КоАП РФ.

Подводя итог, порядок действий при списании основных средств, утративших потребительские свойства, может быть следующим:

  1. Комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов оценивает, какие детали, комплектующие, материалы выбывающего основного средства могут быть использованы в деятельности учреждения или реализованы на сторону.
  2. Основные средства, которые содержат лом и отходы драгоценных металлов, сдаются организации-переработчику. Поскольку в офисной оргтехнике драгоценные металлы в небольших количествах присутствуют, ее необходимо сдать в переработку.
  3. ТКО доставляются на площадку для складирования, с которой вывозятся региональным оператором.
  4. Другие отходы I – IV классов опасности передаются специализированной организации, уполномоченной на их обезвреживание и размещение.

Пунктом 335 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), предусмотрено, что до момента утилизации, уничтожения имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), учитывается на счете 02 “Материальные ценности, принятые на хранение”. Аналогичные положения предусмотрены п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 162н.

Это означает, что объект основных средств, списанный с балансового учета, учитывается на счете 02 до момента, пока не будут проведены мероприятия, предусмотренные актом о списании.

Следовательно, в соответствующем разделе акта на списание должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов. Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден первичными документами.

В то же время законодательство не содержит прямых указаний об обязательном наличии первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Унифицированной формы первичного учетного документа, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, подтверждающего факт утилизации объектов нефинансовых активов, нет. Учреждение вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бюджетного учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 25 федерального стандарта “Концептуальные основы”, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

Другими словами, казенному учреждению целесообразно самостоятельно разработать формы первичных документов, применяемых при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.

Таким образом, если в акте о списании отражено, что имущество должно быть утилизировано или уничтожено, то факты проведения утилизации или уничтожения могут быть подтверждены:

    • актами об утилизации или уничтожении имущества, подготовленными с учетом требований, содержащихся в рекомендациях учредителя или в учетной политике учреждения;
    • актами о передаче имущества на утилизацию или уничтожение, оформленными к договору утилизации или уничтожения со специализированной организацией.

Если профильной комиссией казенного учреждения в акте о списании объектов основных средств отметка о ликвидации (уничтожении) не проставляется, то в этом случае составлять акт об уничтожении (ликвидации, утилизации) не обязательно.

Смотрите также

  • Учет утилизации основного средства, содержащего драгметаллы, и расчетов с переработчиком
  • Может ли учреждение продать списанную технику, если такой вид деятельности не поименован в уставе?

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Новости

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТХОДОВ

Источник:http://www.ecoindustry.ru/news

Вопрос:
На предприятии образуются отходы: аккумуляторы отработанные с неслитым электролитом, покрышки отработанные с металлическим кордом, отработанные моторные масла. Сейчас сдаем их на переработку в специализированные организации. Выходит довольно дорого. Можно ли продавать аккумуляторы частным лицам-скупщикам, которые не имеют лицензий?
Можно ли использовать моторные отработанные масла – на смазку деталей и узлов в технике? Лицензии на использование не имеем. Отработанные покрышки хорошо разбирает население на канализацию – можно ли передавать им? Какие документы должны быть у нас оформлены при передаче аккумуляторов, покрышек, использовании масла?

Ответ:
Указанный в вопросе перечень действий допустим, если аккумуляторы, отработанные масла и покрышки будут документально относиться к побочным продуктам, а не к отходам.
Для реализации ресурсов как побочных продуктов, необходимо иметь Технические условия на эти продукты.
Если моторные отработанные масла документально являются отходом (информация о ресурсе включена в ПНООЛР), то для использования отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике необходимо получить лицензию на обращение с отходами.
Продажа/передача отходов физическим лицам не допустима. Допустима продажа/передача отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Для получения более подробных разъяснений см. обоснование.

Обоснование:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):
– отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Материальный объект обретает статус “отхода производства” тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке.

Из условий Вашего вопроса мы поняли, что аккумуляторы и покрышки, образующиеся у Вас на предприятии, являются документально отходами и информация по данным отходам занесена в ПНООЛР.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (ст.1 Федерального закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”).

Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (ст.1 Федеральный закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”).

Повторное использование моторных отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике является утилизацией.

Таким образом, в случае, если Вы повторно применяете отходы моторных отработанных масел, то Вам нужна на данный вид деятельности соответствующая лицензия.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности допустима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности физическим лицам не допустима.

Также существует иной способ реализации аккумуляторов, масел и покрышек:
Побочный продукт – дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Примечание – Побочный продукт не является отходом (ГОСТ 30772-2001 “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения”).

Определение вторичного сырья регламентируется ГОСТ Р 54098-2010 “Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения” (далее – ГОСТ Р 54098-2010).

Если Вы действительно документально определили категорию ресурса как “побочный продукт”, то действия, связанные с его обращением, не будут попадать под действие природоохранного законодательства.

Следовательно, если аккумуляторы, масла и покрышки будут классифицированы Вами как побочный продукт, их можно будет продавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без наличия у них на это соответствующей лицензии.

Продажа физическим лицам побочных продуктов также допускается.

Обращаем Ваше внимание, что необходимо наличие технических условий (далее – ТУ) для подтверждения того, что в результате применения определенной в ТУ технологии из отхода была получена вторичная продукция.

Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

Вариант с trade-in

Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.

В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т, согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.

Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое со скидкой. Подобная система называется trade-in. За границей она существует давно, а в России стала активно распространяться лишь в последние десять лет. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:

  • машина находилась в собственности не менее 1 года;
  • возраст автомобиля – более 6 лет, иначе его можно только продать;
  • в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.

Более подробно с условиями trade-in можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. В автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA “сбросят” в цене 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину и купит новую.

Именно утилизацию старых машин предлагает Skoda, у которой скидки по такой программе варьируются от 40 000 руб. до 115 000 руб. – в зависимости от марки авто.

При этом адвокат и автоюрист Сергей Радько советует не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.

Самостоятельна утилизация

Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.

Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля

Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.

Так, Иван Попов* обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Попов пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил ее утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии Попов выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, Попову пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому истец просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.

В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).

В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.

Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).

Рубрика «Вопрос-ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД ее не получится, добавляет эксперт.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об ее реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего, прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за ее продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД, добавляет эксперт.

Как правильно оформить и утилизировать списанное имущество.

1. Что нужно знать о списанном имуществе:

1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.

1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее 89-ФЗ). Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов., и такая деятельность подлежит лицензированию.

1.3. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

1.4. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.

2. Порядок действий при списании имущества.

2.1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен:

  • — определить какие виды отходов будут образованы в результате
  • — убедиться в наличии у вашего учреждения (предприятия), соответствующих паспортов отходов
  • — в случае отсутствия у учреждения (предприятия) необходимых паспортов отходов необходимо разработать эти паспорта и направить их в уведомительном порядке в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее Росприроднадзор).

Важно!
Если в ФККО отсутствует вид отхода, который будет образован после списания, порядок действий усложняется. Подробнее см. ниже.

2.2. Следующим шагом целесообразно определиться с тем, какая организация будет привлечена к дальнейшему обращению с отходами. При этом стоит убедиться, что:

  • — привлекаемая организация имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
  • — в приложении к такой лицензии указаны коды ФККО, соответствующие видам отходов, которые будут образованы после списания
  • — по интересующим Вас кодам ФККО разрешена деятельность, которую эколог определил для дальнейшего обращения с отходами

Пример

Организация списывает имущество:

  • столы
  • кресла
  • компьютеры в сборе
  • телефоны

Эколог определяет, что после списания будут образованы следующие виды отходов:

Имущество Наименование отхода по ФККО Код ФККО
столы отходы мебели из разнородных материалов 49211181524
кресла
компьютеры в сборе системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524
телефоны телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524

Так же экологом было определено следующее:

Наименование отхода по ФККО Код ФККО Наличие паспорта отхода Предполагаемый вид обращения
отходы мебели из разнородных материалов 49211181524 Да Сбор, транспортирование, размещение
системный блок компьютера, утративший потребительские свойства 48120101524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе 48120502524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства 48120401524 Да Сбор, транспортирование, обработка, утилизация
телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства 48132101524 Нет Сбор, транспортирование, обработка, утилизация

Исходя из полученной информации понятно, что необходимо разработать 1 паспорт отхода и найти организацию, у которой в приложении есть указанный в таблице коды отходов и виды деятельности.
Важно понимать, что организации, которые занимаются размещением (полигоны), как правило, не ведут другой деятельности, и обработкой и утилизацией (разборкой техники и переработкой её частей во вторичные ресурсы) не занимаются. По этому, необходимо будет найти 2 организации с лицензией и заключать два договора. Это чаще всего неудобно.

Более рациональным в таком случае будет обратиться в компанию, которая, например, имеет лицензию на сбор и транспортирование всего перечня отходов, на обработку и утилизацию всего, что должно быть утилизировано, а также имеет возможность привлечь подрядчика с лицензией на размещение.

Стоит отметить, что всё перечисленное во втором пункте целесообразно сделать до момента списания имущества. Процесс разработки паспортов, поиска соответствующего подрядчика и заключения договоров может занять длительное время. В том числе и более 11 месяцев, а значит есть риск нарушить требования законодательства. Чем раньше будет начат этот процесс, тем меньше списанное имущество будет «захламлять» помещения вашей организации, и тем меньше риск нарушения законов.

2.3. Следующий шаг — списание. Проведение этой процедуры в коммерческих организациях регламентируется внутренними распоряжениями и инструкциями, и может сильно отличаться в разных компаниях. По-этому мы будем говорить исключительно о списании имущества, находящегося на балансе государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

Главное отличие таких предприятий и учреждений от коммерческих в том, что они не являются собственноками имущества, но лишь распоряжаются им. Соответственно процесс списания связан с согласованием его с контролирующими органами и вышестоящими структурами. В частности, списание имущества Санкт-Петербурга регламентируется постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года № 877 «О порядке принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» (с изменениями на 31 января 2017 года).

Согласно п. 2.1 статьи 2 Порядка принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее Порядка): «Решение о признании движимого имущества пришедшим в негодность принимается КИО.» Для чего в КИО направляется «Представление о признании движимого имущества пришедшим в негодность» (далее — Представление), которое должно содержать:

  • — Сведения, позволяющие индивидуализировать движимое имущество, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и другие), а также его характеристики, в том числе технические, и место нахождения.
  • — Копии правоустанавливающих документов на движимое имущество.
  • — Сведения о техническом состоянии движимого имущества, позволяющие сделать вывод о невозможности и экономической нецелесообразности его восстановления и (или) иного использования, включая сведения о непосредственном осмотре движимого имущества и причинах прихода движимого имущества в непригодное состояние (акты, фото-, кино-, видеоматериалы и тому подобное).
  • — Сведения о наличии в движимом имуществе или его составных частях веществ, свойств, частей, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов.
  • — Копии документов, содержащих сведения о применении мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в приведении движимого имущества в негодность, а также иных мер защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга (при наличии).
  • — Предложение о наиболее целесообразном способе исполнения решения об уничтожении движимого имущества, пришедшего в негодность.
  • — Предложения о дальнейшем использовании составных частей и материалов движимого имущества, пришедшего в негодность.

При этом, В случае рассмотрения вопроса о признании движимого имущества, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, первоначальная (восстановительная) стоимость которого превышает сумму начисленной амортизации, пришедшим в негодность КИО обеспечивает проведение обследования движимого имущества на предмет его технического состояния, которое осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не заинтересованным в принятии решений, указанных в пункте 2.8 настоящего Положения (прим. ГК Утилизация — имеется ввиду признание имущества пришедшим в негодность или отказ в нём), имеющим в соответствии с действующим законодательством право заниматься деятельностью по проведению обследования движимого имущества на предмет его технического состояния.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что обеспецение обследования имущества третьими лицами наложено распоряжением на КИО, в реальной жизни учреждения сами обращаются к компаниям, которые имеют право определять техническое состояние имущества и выдавать акты дефектации, которые потом включают в состав Представления. В настоящий момент такая деятельность не регламентируется законодательством РФ, и не подлежит обязательному лицензированию или сертификации. По-этому, КИО удовлетворяют добровольно полученные сертификаты.

После признания КИО имущества пришедшим в негодность, оно подлежит списанию. Однако окончательное выбытие имущества с баланса учреждения происходит только после предоставления в КИО документов, подтверждающих утилизацию такого имущества. На проведение утилизации, как правило, отводится до двух месяцев.

3. Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вам вид отхода:

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.

4. Какие ошибки допускают образователи отхода сегодня и как их избежать:

С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.

Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.

Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.

Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.

5. Какие документы необходимы для отчетности:

1. Акт приёмо-передачи отходов.
Содержит информацию о том, кому переданы отходы, в каком количестве, и какие дальнейшие действия с ними совершены. Необходим для отчета перед Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

2. Справка о наличии/отсутствии лома драгоценных металлов.
Оформляется на основании Свидетельства о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. Необходима для исполнения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 г. № 68н.

3. Справка об извлечённом из отходов ломе черных и цветных металлов
с указанием количества, и стоимости, с учётом затрат на извлечение, а также с указанием предприятия имеющего лицензию на заготовку лома металлов, которому извлеченный лом был передан.

4. Документы об оплате.
В случае если из переданных отходов были извлечены указанные выше вторичные ресурсы, организация, которая произвела утилизацию отходов, должна перевести денежные средства, полученные от реализации такого лома на счет образователя отхода, если иное не предусмотрено договором на утилизацию.

Основные средства в эксплуатации и прослеживаемость товаров: когда подавать уведомление об остатках?

Налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости (ПТ) в соответствии с законодательством РФ, обязаны представлять в ИФНС отчеты об операциях с ПТ и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Такой обязанностью дополнил статью 23 НК РФ (п. 2.3) Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ. Согласно этому закону организации, осуществляющие операции с ПТ, должны будут отчитываться о таких операциях в ИФНС, представляя ряд документов. Пока формы таких документов не утверждены, есть только формы, рекомендованные письмом ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@.

В соответствии с проектом постановления Правительства РФ об утверждении порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров налоговая служба в срок не позднее 01.07.2021 должна утвердить формы, форматы, порядки заполнения отчета об операциях с ПТ и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости.

Перечень товаров, участвующих в проводимом с 01.07.2019 по 30.06.2021 на территории РФ эксперименте по прослеживаемости товаров, был утвержден постановлением Правительства РФ от 25.06.2019 № 807.

Сейчас в этом перечне для пилотного проекта, в частности, указаны:

холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое или других типов (код по ТН ВЭД ЕАЭС 8418 (за отдельными исключениями – код ОКПД 2-27.51.11));

мониторы и проекторы, не включающие в свой состав приемную телевизионную аппаратуру (код по ТН ВЭД ЕАЭС 8528);

автопогрузчики с вилочным захватом и другие погрузчики, тягачи, используемые на ж/д станциях;

бульдозеры, грейдеры, самоходные планировщики, трамбовочные машины, дорожные катки, погрузчики с одним ковшом, экскаваторы;

электронные интегральные схемы и их части;

транспортные средства промышленного назначения.

У многих организаций и ИП отдельные категории перечисленных товаров учтены как ТМЦ или основные средства, переданные в эксплуатацию. И собственников этого имущества сейчас волнует вопрос о том, нужно ли и если нужно, то в какой срок подавать в ИФНС уведомление об имеющихся остатках ПТ.

В упомянутом ранее письме № ЕА-4-15/5042@ уведомление об имеющихся остатках ПТ значится как форма с кодом по КНД 1169011.

Согласно проекту порядка заполнения этой формы ее нужно заполнять на основании первичного учетного документа, оформленного по результатам инвентаризации (акта инвентаризации, инвентаризационной описи и т. д.) и подтверждающего право собственности участника оборота ПТ. Никаких положений, определяющих срок представления уведомлений об остатках товаров, нет ни в проекте порядка заполнения уведомления, ни в обновленном проекте порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ).

Кроме того, в ходе дополнительных публичных консультаций проекта функционирования НСПТ было отмечено, что в настоящее время имеются существенные отличия в определении используемого в проекте порядка понятия «товар» для целей налогового и таможенного законодательства. И Минэкономразвития России в заключении об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства РФ (№ 16492-АХ/Д26и от 28.05.2021) отметило, что в этом документе необходимо предусмотреть четкое определение товара в целях исключения проблем правового характера при реализации процедур прослеживаемости товаров. В частности, следует определить, признается ли товаром, в отношении которого осуществляется прослеживаемость, любое имущество, находящееся на праве собственности у участника оборота товаров (в том числе объекты основных средств в эксплуатации и имущество, приобретенное для собственных нужд хозяйствующего субъекта), или только реализуемое (предназначенное для реализации) имущество.

В разделе 4.5 рекомендаций описаны операции, связанные с выбытием товаров из прослеживаемости:

использование в производстве, в том числе в переработке;

захоронение, обезвреживание, утилизация или уничтожение;

уничтожение или безвозвратная утрата товаров вследствие действий непреодолимой силы;

реализация в розничной торговле;

фактический вывоз с таможенной территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта или реэкспорта;

включение в состав основных средств.

Все сказанное позволило экспертам и налоговикам сделать следующий вывод.

Если амортизируемые основные средства (автопогрузчики, холодильники, бульдозеры и т. д.) или неамортизируемые, учтенные в составе ТМЦ (списанные на затраты) (например, мониторы), приобретены до 01.07.2021, используются в производственной деятельности (например, в финансово-хозяйственном отделе), то есть не являются товаром, то необходимости проведения инвентаризации до 01.07.2021 для целей формирования уведомления об остатках ПТ нет. Если же будет принято решение о продаже (ликвидации, списании) такого имущества, то на такой товар нужно будет сформировать электронный счет-фактуру с указанием РНПТ. Для получения РНПТ и нужно будет подать уведомление об остатках, опираясь на ПУД.

Если приобретенные после 01.07.2021 товары являются малоценным имуществом (списаны на затраты), используются как основные средства в производственной деятельности, то РНПТ покупатель получает при приобретении от продавца. Он должен выставить на проданные товары электронный счет-фактуру/УПД с РНПТ. И этот РНПТ у покупателя (при последующем списании товара на затраты (ТМЦ) или вводе в эксплуатацию (ОС)) должен содержаться в специальных хранилищах учетных систем. При принятии решения о реализации налогоплательщик будет указывать этот РНПТ в счета-фактурах/УПД.

Внимание: после публикации данного материала ФНС России письмом от 30.06.2021 № ЕА-4-15/9208@ проинформировала об изменениях в сроках начала действия НСПР. Подробнее читайте материал здесь.

Порядок и оформление утилизации спецтехники

Какие документы нужны для утилизации спецтехники (бульдозер, цементовоз, экскаватор) юридическим лицам при обращении в специализированные компании, оказывающие соответствующие услуги?

Самостоятельно утилизировать крупногабаритное оборудование и транспорт не рекомендуют по нескольким причинам. Демонтаж – потенциально опасная процедура, а конструкция спецтехники включает материалы, способные нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде. Поэтому такую процедуру доверяют предприятиям, сотрудники которых утилизируют спецтехнику с соблюдением норм безопасности без лишнего риска.

Спецтехнику нужно утилизировать:

  • чтобы минимизировать риск загрязнения окружающей среды опасными отходами;
  • для экономии добываемых природных ресурсов;
  • чтобы предупредить появление несанкционированных свалок;
  • для переработки полученного при демонтаже сырья и его повторного использования.

Чтобы списать отработанную спецтехнику и она не оставалась на балансе фирмы, рекомендуют учесть несколько юридических тонкостей. Использование услуг специальных предприятий позволит избавиться от техники в кратчайшие сроки и исключит риск нарушений.

Владелец обязан списать спецтехнику с баланса предприятия, прежде чем утилизировать ее. Списание должно осуществляться в установленном порядке. Затем проводят техническую экспертизу для оценки состояния техсредства и определяют остаточную стоимость. Руководитель предприятия издает приказ об утилизации.

Перед утилизацией собственник должен снять машину с регистрационного учета в государственных органах. При этом нужно убедиться, что пошлины и налоги на транспорт оплачены, задолженностей нет. Затем можно обратиться на предприятие, которое выполнит утилизацию.

Владельцу потребуется предоставить:

  • письменное заявление;
  • техпаспорт на утилизируемую машину;
  • удостоверение личности владельца;
  • документ, подтверждающий право собственности.

Документы, необходимые для юридического лица:

  • паспорт транспортного средства;
  • государственные регистрационные знаки;
  • свидетельство о регистрации;
  • акт о списании основных средств ОС-4;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность (при необходимости).

Стоимость утилизации определяет представитель компании после проведения экспертизы. При этом составляется акт списания, отражающий характеристики агрегата. После оценки владелец получает денежную компенсацию, а представители компании забирают техсредство.

Выведенную из эксплуатации машину перевозят на место, где проводят демонтаж. Если перевезти ее в собранном виде нельзя, ее частично разбирают на территории клиента. Прежнему собственнику предоставляют свидетельство о том, что машина передана в утиль и больше не является собственностью предприятия.

Представители компании выполняют утилизацию в соответствии с установленными правилами. Порядок процедуры может отличаться и зависит от характеристик спецтехники.

Общие этапы следующие:

  • демонтаж и разборка отдельных узлов, агрегатов, элементов конструкции;
  • сортировка демонтированных деталей в зависимости от материалов, условий хранения;
  • переработка демонтированных деталей с применением специального оборудования;
  • переплавка металлических частей;
  • отдельная переработка пластиковых и резиновых деталей.

Утилизация транспортных средств происходит на специализированных пунктах приема металлических отходов. Собственник транспорта, после снятия автомобиля с учета в ГИБДД может обратиться в подобную организацию, они заберут автомобиль под утилизацию, оформят договор и предоставят значительную скидку на приобретение нового автомобиля отечественного производства у официального дилера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: