Снижение скорости до 30 км/ч в городах – это правда?

«Самый прибыльный стартап в мире». К чему приведет ограничение скорости в городах до 30 км/ч

9 июня 2021 15:39

Об этом заявил в эфире Радио «Комсомольская правда» вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин.

НИЖЕ СКОРОСТЬ — МЕНЬШЕ СМЕРТЕЙ

Научный центр безопасности движения МВД согласился в два раза срезать скорость для автомобилистов в городе. Об этом заявил глава центра Дмитрий Митрошин. Но, по его словам, есть одно «но»:

– Если объективно обосновывать снижение скорости до 30 км/ч, то почему нет, но опять же у нас все равняется через нештрафуемый порог, говорим 30, а в голове — 50 км/ч, — сказал Митрошин.

Стоит отметить, речи о том, что перед каждым населенным пунктом, будь то деревня на трассе или город-миллионник, поставят знак с новым лимитом, не идет. Митрошин отметил, что к каждой улице, к каждому повороту надо искать отдельный подход.

Он подчеркнул, что снижение скорости очень благотворно влияет на снижение смертности на дорогах, но и до абсурда доводить запреты не нужно: «можно вообще запретить дорожное движение и погибших не будет».

ЗАЧЕМ НАМ ГИБДД?

В этой логике есть свой смысл. Правда, запретить движение нельзя, но можно попробовать поставить вне закона двигатель внутреннего сгорания. Тогда придется пересесть на гужевые повозки. Но это уже лирика. В реальности снижение скоростного порога позволит собирать больше штрафов, особенно в маленьких населенных пунктах, но никак не повлияет на смертность на дорогах, уверен Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

– Представьте, что главы нескольких деревень в условной Ярославской области, через которые проходит шоссе, решат сделать у себя ограничение в 30 км/ч. Они воспользуются этим документом, поставят камеры и потом купят себе виллы, яхты и прочие Moet & Chandon в красивых и теплых местах. Эти деревни с камерами станут самым прибыльным стартапом. Круче, чем акции Tesla или вложения в биткоин.

Одним словом, от нового лимита пострадают только водители. Хотя не только. Вторыми под удар попадут сотрудники дорожной полиции. Они будут больше не нужны.

– Мы увидим на дорогах новые камеры в огромных количествах, – прогнозирует Шапарин. – И сразу после них ГИБДД, которое, как коллекционная модель, сократится в масштабе 1:43. У нас уже сегодня 87% штрафов выписываются камерами. И когда это увидит Минфин, он задаст логичный вопрос: «зачем нам сотни тысяч полицейских на дорогах?» И будут правы.

«У НАС ВСЁ ДОВЕДУТ ДО АБСУРДА»

Сторонники идеи приводят в пример опыт Италии, где существует знак «Зона 30». Там, где он действует, скорость движения ограничена именно этой цифрой. Но в России так работать не будет, уверен эксперт.

– Там, где в Италии стоит такой знак, просто невозможно ездить быстрее. У нас то же самое – ни один водитель не будет нестись по Гнездниковскому переулку, потому что это физически невозможно. Но если дать нашим управленцам в руки такой механизм он станет гранатой в руках обезьяны. У нас введут все возможные ограничения, как только появится возможность.

При этом никто не спорит, что смертность на дорогах нужно снижать всеми доступными методами. Только новые ограничения и запреты уже не помогают — их возможности исчерпаны. Теперь нужно думать о другом. Например, прививать с пелёнок культуру вождения и улучшать качество дорог. По статистике, один отбойник на Кутузовском проспекте в Москве спасет десятки жизней, а сколько таких мест по стране?

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

МВД выступило против снижения максимальной скорости в городах

Авторы инициативы думают о взимании штрафов, а не о безопасности, заявил глава ГИБДД (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ужесточения для пьяных за рулем, владельцев оружия и за искажение истории: Какие законы приняла Госдума

Нижнюю палату парламента VII созыва можно уже сейчас смело назвать одной из самых активных (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Верховный суд отменил штраф за превышение средней скорости

Когда в России стали массово появляться камеры, контролирующие скорость в определенных местах дорог, водители быстро нашли противоядие. Расположение устройств стали наносить на карты навигационных программ и включать в специальные приложения для смартфонов, чтобы те предупреждали. В итоге возле камер машины притормаживали, а затем снова неслись вовсю.

В ответ власти стали устанавливать комплексы измерения средней скорости на определенном участке дороги. Вот первая камера зафиксировала автомобиль и передала в систему время и госномер. В конце отрезка ту же машину запечатлело второе устройство. Далее нехитрый подсчет по школьному курсу физики — и готова средняя скорость. Если она выше разрешенной на этом участке, водителю приходит штраф. Но Верховный суд сказал, что это неправильно.

От редакции

Превышать скорость нехорошо — хоть в конкретный момент времени, хоть в среднем. Лучшая защита от штрафа — ехать по правилам или, на худой конец, с превышением не более чем на 20 км/ч , за которое пока не наказывают.

С другой стороны, все должно быть по закону. И штрафы за среднюю скорость — тоже.

Как устроена процедура штрафов с камер

По КоАП камеры правильно называть длинным термином «специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме». Это надо знать хотя бы для того, чтобы легко найти в КоАП профильные статьи. Но дальше в статье я буду использовать привычное слово «камера».

Эти устройства сейчас умеют контролировать не только скорость автомобиля, но и много чего еще. Например, проезд на запрещающий сигнал светофора, остановку или стоянку в неположенном месте, нарушение направления движения по полосам, езду по встречке или по полосе для общественного транспорта.

Поскольку все происходит автоматически и без участия человека, для наказаний «по мотивам» камер есть специальные правила. Вот они:

  1. За нарушения только штрафуют, причем по нижней границе «вилки». Например, штраф за превышение скорости на 41—60 км/ч — от 1000 до 1500 Р . Если это зафиксирует камера, возьмут 1000 Р .
  2. Если устройство запечатлело проступок, за который лишают прав, то вместо этого будет штраф 5000 Р .
  3. Протокол не составляют — сразу заочно оформляют постановление о назначении штрафа.
  4. Штраф выписывают собственнику — человеку, на которого зарегистрирован автомобиль. Чтобы не платить, он должен отдельно доказать, что не был за рулем в момент съемки.

Если камера не автоматическая и была в руках, например, инспектора ГИБДД либо какой-то неравнодушный гражданин снял нарушение на свой смартфон, а потом отослал куда следует, этот специальный порядок не применяют. То есть заочно оштрафовать собственника не получится: протокол или постановление нужно оформлять на месте проступка.

Почему ВС против штрафа за превышение средней скорости? Он не знает физику?

Я не проверял знания судей ВС по этому предмету. Но вот закон они знают четко — и привели следующие аргументы.

Во-первых , в КоАП нет наказания за превышение средней скорости. Там упоминается просто скорость, и она, по мнению суда, должна быть конкретной.

Во-вторых , КоАП ранжирует наказания в зависимости от величины превышения. Если водитель после фиксации его первой камерой какое-то время стоял и потом понесся с превышением на 60 км/ч , штрафовать его надо именно за это. А не за то, что в среднем он превысил скорость, скажем, на 30 км/ч .

В-третьих , на некоторых участках дорог водитель после фиксации первой камерой может срезать путь до второй, не превышая скорость. И получится, что его оштрафуют без вины.

В-четвертых , при вычислении средней скорости невозможно установить конкретное место проступка. А значит, нельзя и четко определить подразделение ГИБДД или районный суд, где можно обжаловать штраф. Что нарушает право собственника на защиту.

Меня оштрафовали за среднюю скорость. Теперь могу не платить или вернуть уплаченные деньги?

К сожалению, ВС вынес вердикт по конкретному делу. И хотя аргументы в нем универсальные для всех подобных случаев, ГИБДД и нижестоящие суды вряд ли быстро возьмут под козырек и начнут руководствоваться новой позицией ВС.

Кроме того, решения ВС по конкретным эпизодам не могут быть причиной пересмотра уже закрытых дел, все сроки обжалования по которым прошли.

Вот варианты, как быть со штрафом за превышение средней скорости в зависимости от ситуации:

  1. Вам пришло «письмо счастья», вы его не обжаловали, через 10 дней штраф вступил в силу, но вы его так и не заплатили. Увы, долг не спишут.
  2. Все как в первом варианте, но штраф вы заплатили. Деньги не вернут.
  3. Вы получили постановление о штрафе с камеры, и с этого момента еще не прошло 10 дней. Вот тут решение ВС должно помочь — сошлитесь на него при обжаловании штрафа.

Как обжаловать штраф, в Т⁠—⁠Ж подробно разбирали в отдельной статье.

Для справки: можно ли обжаловать штраф с камеры за превышение конкретной скорости

Если вы собственник, были за рулем автомобиля и действительно превысили скорость, отменить штраф можно только через обман. То есть сказать, будто машиной управлял, скажем, родственник или знакомый, который готов свидетельствовать в ГИБДД или в суде. Но, во-первых , к этому могут отнестись со скепсисом: слова есть слова. А во-вторых , родственник либо знакомый фактически лжесвидетельствует, за что предусмотрен отдельный штраф — 1000—1500 Р .

Однозначно можно отбиться от штрафа, если выяснится, что автоматическая камера работала некорректно и завышала измеряемую скорость. Так случилось, например, в 2017 году в Вологодской области, где от действий неисправной камеры пострадали более 10 тысяч водителей.

А вот еще один пример технической ошибки из судебной практики в Нижегородской области. Собственнику пришло два штрафа за превышение конкретной скорости с камер, расположенных друг от друга почти в 7 км. Устройство № 1 зафиксировало проступок в 9:37:16 , а устройство № 2 — в 9:37:50 , то есть через 34 секунды. Получилось, что между камерами автомобиль ехал со скоростью свыше 700 км/ч , иначе он бы просто не успел достичь устройства № 2 к означенному времени. Поскольку это технически невозможно, суд все-таки отменил второй штраф.

Однако, повторюсь, если устройство, которое зафиксировало ваше нарушение, работало корректно, шансы законно оспорить штраф нулевые. Не стоит и пытаться.

Скорость на дорогах рискует сменить максимум

Позволит ли инициатива обезопасить пешеходов

Идея снизить максимально разрешенную скорость в российских городах с 60 км/ч до 30 км/ч прошла обсуждение на федеральном уровне. Однако руководители МВД разошлись во мнениях на данное решение. Глава ГИБДД Михаил Черников в интервью «РИА Новости» раскритиковал эту инициативу, а начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин сообщил ТАСС, что Госавтоинспекция поддерживает такую меру. Также он подчеркнул, что вводить ограничения нужно индивидуально и обоснованно для каждой улицы. Еще в мае столичная Госавтоинспекция поддержала такую меру. Ведомство указало, что инициативу обсуждали в рамках Глобальной недели безопасности дорожного движения ООН. А ограничения могут коснуться улиц, где гуляют пешеходы, катаются велосипедисты, а дети ходят в школу.

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ / купить фото

Снижение скорости в городах не помешает автомобилистам, тем более с учетом нештрафуемого порога, считает старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Екатерина Решетова: «Это мировой тренд: в городских центрах скорость снижается до 30-40 км/ч.

Я не вижу ничего ужасного в этом, тем более если мы говорим про городской центр. Там скорость в большинстве случаев и так невысокая из-за большого количества автомобилей, а также из-за инженерных решений по расширению пешеходных зон.

Так или иначе, редко получается ехать быстрее 40 км/ч. А вот из-за ограничения до 30 км/ч по факту все будут ехать 50 км/ч, а это не так уж и медленно».

Почему власти хотят локально снизить разрешенную скорость движения автомобилей

Ранее в Госавтоинспекции подчеркивали, что при наезде на пешехода со скоростью 30 км/ч у последнего еще есть шанс выжить, то при 80 км/ч с учетом нештрафуемого порога в 20 км/ч это практически невозможно. Впрочем, снижение максимальной разрешенной скорости в два раза вряд ли существенно обезопасит дороги, а водителям доставит массу неудобств, считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин:

«Нет необходимости снижать общую разрешенную скорость. Я очень боюсь, что все эти инициативы в наших условиях приведут только к одному: будут трясти как можно больше денег с водителей. Например, под любой новый знак устанавливают камеру, понятно, что люди не сразу к нему привыкнут. А если знаков не будет? Представьте, по 20 лет люди ездят (это средний водительский стаж) и привыкли к скорости 60 км/ч, а тут в один прекрасный день — 30 км/ч. Сколько людям придется заплатить просто потому, что они еще к этому не привыкли».

Как правительство обсуждало снижение нештрафуемого порога за превышение скорости

Идею снизить максимально разрешенную скорость вряд ли распространят на популярные дороги в больших городах, говорит зампредседателя общественного совета при Минтрансе России Наталья Агре. При этом эксперт не исключила, что такая мера — это еще один шаг для перехода от личного к общественному транспорту: «МКАД — это ограничение 100 км/ч. Также есть крупные транспортные артерии — Кутузовский, Ленинский проспект — сложно представить, что там когда-нибудь примут решение о снижении скорости до 30 км/ч.

Планомерная работа должна происходить на основе анализа дорожной ситуации. Естественное использование общественного транспорта снижает нагрузку на дорожную сеть и уровень аварийности на дорогах. Все станет свободнее, если автомобилисты пересядут на автобусы и трамваи. Но нужно понимать, что ресурсы других городов часто ограничены, и нельзя в данном случае приводить столицу как пример эффективных решений для всех территорий Российской Федерации».

Почему передвижных камер фиксации нарушений становится меньше

Департамент транспорта Москвы в конце мая сообщил, что только 30% москвичей хотят повысить скоростной режим на городских дорогах, а 70% предложили его снизить. Правда, тогда в основном речь шла об идее ездить не быстрее 40-50 км/ч на центральных улицах, а также вблизи школ, детских садов и жилых домов.

ИНТЕРВЬЮ Тише едешь – дальше будешь: почему ограничение скорости движения автотранспорта в городах выгодно всем

Я всегда для себя проблему безопасности дорожного движения определяю как проблему сохранения будущих поколений

Дмитрий Марьясин

Ограничение на скорость движения в городах до 30 км в час поможет спасти жизни, сэкономить средства и улучшить экологию. Так почему еще кто-то отказывается от этого шага, который к тому же не требует больших инвестиций? Об этом в преддверии Недели безопасности дорожного движения Наргис Шекинская поговорила с Дмитрием Марьясиным, заместителем главы Европейской экономической комиссии ООН.

ДМ: Есть темы, которые требуют относительно небольших перемен со стороны городов, со стороны полиции по всему миру, в первую очередь, со стороны людей; которые при этом позволят добиться существенного снижения смертности на дорогах. Одной из таких тем как раз является снижение разрешенной скорости в городах, особенно на тех участках, где машины взаимодействуют с большим количеством людей, где высока вероятность того, что дорогу пересекают пешеходы, где есть велосипедисты, есть дети, люди с ограниченными возможностями.

И вот на эти уязвимые участки дорог – в первую очередь в городах – приходится огромное количество смертей и увечий от дорожных аварий. Снижение скорости на этих участках способно привести к существенному снижению смертности. Именно это – тема Недели безопасности дорожного движения в этом году.

НШ: Да, тема Недели в этом году ограничение скорости до 30 км в час. ООН добивается, чтобы все страны приняли такое решение. В чем заключается трудность на пути к этой цели? Почему кто-то сопротивляется этому?

ДМ: Есть целый ряд трудностей, действительно. Одна из них – непонимание проблемы и большое количество мифов. Во-первых, многие считают, что это вообще не важно – 30 – 50 – 60 км в час, какая разница? На самом деле мы знаем, что ограничение скорости до 30 км в час позволяет существенно снизить риск смертельного исхода. То есть при столкновении автомобиля с пешеходом возможны травмы, увечья, но на этой скорости гораздо меньше вероятность смертельного исхода.

Во-вторых, мы одновременно преследуем несколько целей – это не только дорожная безопасность. Это – снижение экологической нагрузки в городах. Мы знаем, что на этой скорости объем вредных выбросов ниже, а значит повысится экологичность городской среды.

Снижение допустимой скорости не ведет к образованию пробок в городах

Ну и наконец, в целом это просто улучшает жизненную среду, повышает качество жизни. Именно из-за превышения скорости происходит примерно половина всех дорожных аварий в африканских странах, например. Пятипроцентное снижение скорости снижает риск смертности примерно на 30 процентов.

Надо при этом смотреть на наиболее уязвимое население – дети, пожилые люди и так далее, для которых столкновение с автомобилем на большой скорости представляет реальную опасность для жизни.

НШ: А если мы попробуем какие-то конкретные факты привести по нашему региону, какие страны, какие крупные города, столицы, уже приняли меры, и есть какие-то результаты?

ДМ: Пока мы находимся только в начале пути. Предлагается разработать законодательную базу, которая позволит снизить скорость, предлагается ряд других мер.

Многие аварии со смертельным исходом происходят от того, что люди перебегают дорогу или просто переходят ее по пешеходному переходу в положенном, но плохо освещенном месте

Поскольку перед тем, как начать работать в ЕЭК ООН, я несколько лет проработал в Программе развития ООН в Армении, я могу привести пример из этой страны. В Армении примерно 400-500 человек гибнут, к сожалению, ежегодно на дорогах, что для маленькой по населению страны, в общем, очень существенно.

Есть интересная инициатива мэрии Еревана по освещению пешеходных переходов. Казалось бы, такая базовая вещь, но эффект от нее огромный. Многие аварии со смертельным исходом происходят от того, что люди перебегают дорогу или просто переходят ее по пешеходному переходу в положенном, но плохо освещенном месте.
LED освещение является «зеленым» освещением, то есть снижает выброс парниковых газов. Это хорошо в экономическом плане, в экологическом плане и очень важно в плане безопасности дорожного движения. И вот с мэрией Еревана у нас была инициатива запустить несколько десятков специально подсвеченных и маркированных пешеходных переходов, причем подсвеченных особо ярким светом.

Мировая практика показывает – надеюсь, и в Ереване эффект будет очень конкретным – такого рода вещи, помимо снижения скорости, напрямую влияют на безопасность дорожного движения и одновременно подчеркну – дают «зеленый» эффект и экономический эффект. Муниципалитет, вкладывая в это освещение, в эти LED лампочки, также экономит существенные средства.

Важно понимать также, что снижение допустимой скорости не ведет к образованию пробок в городах. Есть такой миф, что все будут ехать очень медленно. Есть современные цифровые системы, которые исключают человеческий фактор и позволяют при любой разрешенной скорости оптимизировать движение и часто медленно движущийся транспорт доезжает куда ему нужно быстрее.

НШ: Я, как человек, который жил в этом регионе, хотела бы добавить, что есть еще два фактора, которые, как мне кажется, также способствуют росту числа дорожно-транспортных происшествий. Во-первых, зачастую многие не соблюдают правила движения – не только водители, но и пешеходы, и еще, конечно, есть проблемы, связанные с коррупцией. Разрабатываются ли какие-либо меры в этом направлении?

ДМ: Если вы имеете в виду коррупцию, связанную с взятками на дорогах, – ограничение скорости изменилось, водители не были к этому готовы, полиция останавливает людей и берет штрафы. Есть достаточно серьезные опасения по этому поводу, в частности.

Мне лично кажется, что надо в первую очередь не административными методами решать этот вопрос, не создавать почву для большого количества штрафов и, соответственно, фрустрации людей, – а любые штрафы всегда имеют какие-то коррупционные риски.

Надо по-другому работу с населением вести. Смотрите, любая серьезная травма на дороге, увечье, это огромные расходы для семьи, для человека, который попал в аварию. Авария приводит к тому, что семья может оказаться за чертой бедности. Каждый член общества должен осознать, что есть простая мера снижения разрешенной скорости в городе, которая решает сразу пучок проблем: чем беднее страна, страна нашего постсоветского пространства, тем сложнее семьям в этой стране справляться с расходами из собственного кармана на лечение, тем быстрее нужно внедрять это ограничение.

Конечно, важны и другие факторы: хорошее освещение, хорошие дороги, хорошие машины, но это стоит больших денег. Внедрение лимита скорости не стоит таких денег. Да, оно требует изменения поведения людей, нужно вкладывать обязательно в информационные кампании, в оповещение населения, но объяснять-то нужно не только «ребят, давайте снизим скорость, сохраним жизни», надо приводить пример конкретной семьи, которая могла бы избежать этих расходов и имела бы возможность развиваться. Я всегда для себя проблему безопасности дорожного движения определяю как проблему сохранения будущих поколений.

В городах снизят ограничение скорости с 60 до 30 км/ч – это правда или нет?

Новый закон о 30 км/ч

  1. Согласно последним новостям, ГИБДД предложили уменьшить скорость в городах России с текущего общего ограничения 60 км/ч до 30 км/ч.
  2. При этом, разные источники сообщают как о том, что ведомство поддерживает данную идею, и в то же время глава ГИБДД против этой инициативы.
  3. Но фактически ввести в действие новшество можно двумя способами: либо снизить скорость до 30 км/ч в пункте 10.2 ПДД, который устанавливает общее правило для населённых пунктов; либо расставить везде знаки “30”.
  4. Однако, никаких изменений в Правила не внесено и не планируется.
  5. Да и сама инициатива касалась только выборочного режима контроля за скоростью только на определённых улицах городов, где траектории движения машин пересекаются с пешеходами, велосипедистами и, особенно, с детьми.

В последние несколько недель интернет заполонили слухи о том, что якобы власти собираются снизить ограничение скорости в населённых пунктах в 2 раза – до 30 км/час вместо существующих 60. Одни источники сообщают о том, что нововведение распространят только на Москву, другие – что скорость уменьшат во всех городах России. О том, насколько это всё правда, как это будет работать и какие штрафы будут действовать за превышение скорости, рассказываем в новом материале со ссылками на официальные ведомства и законодательные акты.

Снижение ограничения скорости до 30 км/ч – последние новости

Началось всё ещё 19 мая 2021 года – тогда ГИБДД в рамках мероприятий по безопасности дорожного движения под эгидой ООН опубликовала в Instagram пост о том, что якобы главной темой стало уменьшение допустимой скорости движения внутри городов до 30 километров в час.

А целей такого нововведения целых три:

  • снижение скорости до 30 км/ч, прежде всего, позволит обезопасить переход дороги детьми, идущими в школу или из неё,
  • вторая цель – безопасность пешеходов,
  • и третья – велосипедистов.

При этом, различные издания и веб-ресурсы начали несколько изменять данную информацию. Главным образом, в нескольких общих направлениях:

  • якобы, снизить ограничение скорости до 30 км в час хотят только в Москве, но на всех дорогах города,
  • другие источники утверждают, что новый закон коснётся только некоторых улиц столицы, а также ещё ряда городов России,
  • третьи – что грядёт соответствующее изменение в ПДД, которое коснётся всех населённых пунктов.

Однако, ни один из таких источников не говорит правду.

Новый закон уже вступил в силу или нет?

Нет, не вступил и не планируется даже в отдалённом времени.

Дело здесь в том, что для введения соответствующего законодательного акта требуется некоторое время и официальное принятие соответствующего документа. Так, если новое ограничение будет прописано в Правилах, то потребуется Постановление Правительства РФ о внесении изменений в ППРФ №1090 (это и есть Правила дорожного движения, и поправки в них вносятся Постановлениями).

Но ввести новшество могут и проще – просто повсеместно установят знаки дорожного движения с ограничением скорости движения с цифрой “30”. Тогда и принимать ничего не нужно.

Однако, никаких поправок в ПДД по состоянию на 27 Августа 2021 года не вступало в законную силу. Равно как не началась повсеместная установка соответствующих дорожных знаков.

Дальше будешь. Нужно ли в Воронеже снизить скорость движения автомобилей до 30 км/ч

Дальше будешь. Нужно ли в Воронеже снизить скорость движения автомобилей до 30 км/ч

Всемирная организация здравоохранения предложила снизить максимально разрешенную скорость в городах до 30 км/ч. На федеральном уровне в ГИБДД нашлись сторонники этой меры. Более того, столичные гаишники намерены определить улицы, где введут такой скоростной режим. Нужны ли подобные изменения в нашем городе, а также к чему они приведут – в материале РИА «Воронеж».

Зачем нужны изменения?

Предложение сократить скорость движения авто с 60 до 30 км/ч прозвучало в середине мая в ООН на ежегодной Глобальной неделе безопасности дорожного движения. В ВОЗ заявили, что нарушение скоростного режима допускают 50% водителей, что является одной из основных причин ДТП. При этом если автомобиль, который ехал со скоростью 30 км/ч, собьет человека, вероятность того, что пешеход выживет 90%. Если же 50 км/ч – уже всего 10%.

Что говорят в ГИБДД?

В столичной ГИБДД после этого заявили, что скорость движения действительно необходимо уменьшить на некоторых улицах города – в зависимости от назначения. Но пока речь только о Москве.

К слову, в МВД к инициативе относятся неоднозначно. Начальник центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин идею поддержал. Он заявил, что скоростной порог необходимо вводить индивидуально для каждой улицы.

– У нас все равняются на нештрафуемый порог, говорим 30, а в голове 50, – отметил Митрошин.- Ограничения должны быть обоснованными и логичными, потому что если на скоростной магистрали со 130 км/ч сделать 30 км/ч, то понятно – это бред, и никто не будет это исполнять. Нужна масштабная ревизия улично-дорожных сетей.

Глава ГИБДД Михаил Черников выступил с жесткой критикой. Он отметил, что подобные инициативы направлены не на повышение безопасности на дорогах, а на взимание дополнительных штрафов. Сам Черников не представляет, как с такой скоростью можно ездить по городу, особенно в вечернее время.

Какова статистка в Воронежской области?

Судя по данным областной ГИБДД воронежцы превышают скорость с завидной регулярностью. Так, по официальной статистке, в прошлом году в регионе такое нарушение допустили более 1,9 млн раз. За первый квартал 2021 года 3,7 тыс. Правда, годом ранее цифры были еще выше – за аналогичный период 2020 года скорость превысили 9,6 тыс. раз.

Сократится ли количество ДТП?

Воронежские урбанисты снижение скорости поддерживают. По их словам, это уменьшит как количество ДТП, так и случаев с летальным исходом. Такого мнения придерживается, например, глава регионального отделения фонда развития городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» Юрий Родионов.

Юрий Родионов:

– Снижение скорости – основной инструмент повышения безопасности в городе. При скорости автомобиля больше 50 км/ч вероятность выжить для пешехода стремительно снижается. При этом стоит понимать, что сами по себе аварии полностью никогда не исчезнут с улиц городов, но в наших силах сделать так, чтобы эти аварии не уносили жизни людей.

Автомобилисты же придерживаются противоположной точки зрения. Так, частный автоинспектор Александр Сухарев уверен, что на низкой скорости у водителя больше шансов стать виновником ДТП.

Александр Сухарев:

– При низкой скорости взгляд «замыливается», водитель начинает отвлекаться, писать сообщения в телефоне, читать вывески магазинов, переключать музыку, общаться с детьми – все равно ближайшие четыре секунды ничего не изменится, впереди еще 10 метров до машины. Чем выше скорость, тем лучше концентрация и сосредоточенность.

Создаст ли снижение скорости дополнительные заторы?

Автоэксперты утверждают, что сама по себе идея снижения скоростного порога до 30 км/ч – абсурдна. Представитель движения «Город и транспорт» Юрий Новиков заявил, что подобное ограничение уничтожит экономику – город станет неудобным, разорвутся связи, а значит бизнес уйдет.

Автоюрист, лидер движения «Дорожный контроль» Вадим Серов, так же не слишком положительно оценивает инициативу.

Вадим Серов:

– Надо понимать, насколько снизится пропускная способность дорог. К примеру, как проехать по Антонова-Овсеенко со скоростью 30 км/ч? Там, где, действительно, необходимо ограничивать скорость, это делать нужно, но другими методами.

Есть и противоположная точка зрения. Урбанисты считают, что снижение скорости не увеличит время в пути.

Виталий Иванищев:

– Водитель может разогнаться до сотни, но из-за светофоров и перекрестков он приедет в то же время, что и автомобилист, который ехал 40 км/ч.

Денис Евграфов:

– Снижение скоростного порога до 30 км/ч не означает, что будет больше пробок. При меньших скоростях уменьшится количество нарушений ПДД, а значит и причин для заторов. Можно автоматически рассчитать трафик на каждой улице, вбив определенные параметры, в том числе скоростной режим. Результат от снижения скорости может быть позитивный. Но не все это понимают. Многие люди и сейчас не осознают, как работаю светофоры, для чего их ставят, что нужно, чтобы контролировать трафик.

Будут ли водители соблюдать режим?

Эксперты уверены, что при нештрафуемом пороге в 20 км/ч соблюдать скоростной режим вряд ли кто-то будет. Юрий Новиков полагает, что и отметкой в 50 км водители не ограничатся – первое время увеличится количество штрафов.

– Ограничение скорости до 30 км/ч невозможно. Все понимают, какими мощностями обладают современные транспортные средства. Двигаться так медленно по факту никто не будет, – заявил Вадим Серов. – Инициатива однозначно направлена на увеличение количества штрафов. Таким образом попросту хотят пополнить бюджет. Как минимум каждый второй будет нарушителем.

По словам Александра Сухарева, на многих улицах ездить 30 км/ч невозможно. Инструктор считает, что и сейчас в Воронеже многие знаки расставлены не логично, как например, по дороге в сторону Шилово, которая лучше и безопаснее, чем многие трассы, установлено ограничение в 40 км/ч, тогда как по факту необходимости в этом нет.

Что предлагают эксперты?

Даже соглашаясь с тем, что скорость движения автомобилей в городах надо снижать, эксперты отмечают, что 30 км/ч – не лучший вариант. К примеру, Новиков и Иванищев оптимальной называют скорость в 50 км. Однако по факту из-за нештрафуемого порога в 20 км в час именно такой она и будет. Наличие порога эксперты называют лицемерием. Именно от него они призывают отказаться. Как отметил Виталий Иванищев, в большинстве городов Европы ограничение составляет именно 50 км, при этом нештрафуемой «двадцатки» там нет.

– Уже сейчас в городах по умолчанию ограничение 60 км/ч. Но некоторые думают, что езда под 80 км – не нарушение. Однако отсутствие штрафа не означает отсутствие нарушения. За превышение еще на 20 км – штраф 500 рублей, а в случае быстрой оплаты 250. То есть можно ехать под 100 км/ч и заплатить за это всего 250 рублей, – пояснил Иванищев.

Руководитель автомобильного издания и канала CarzClub Алексей Шамарин считает, что совершенно не нужно «изобретать велосипед».

Алексей Шамарин:

– Для того чтобы снизить аварийность, достаточно установить в городе максимально допустимую скорость в 50 км/ч плюс погрешности спидометра максимум 10 км/ч. Порог в 20 км, который действует сейчас – это глупость, его необходимо отметить. При таком подходе автомобили в городе едут не 60, а однозначно 80.

Как необходимо регулировать движение в Воронеже?

На многих улицах города, по мнению опрошенных, действительно необходимо ограничивать скорость. В основном речь идет о центре и частном секторе.

Юрий Родионов:

– Например, Никитинская, Фридриха Энгельса, Театральная, Карла Маркса и другие. Возможно, создать такие зоны стоило бы в спальных районах города. Проще, наверное, назвать места, где такое ограничение не нужно – это основные магистрали: 9 Января, Ворошилова, Московский проспект. Но это не означает, что там должны быть автобаны. Даже на магистральных улицах скорость должна быть не выше 60 км/ч – без нештрафуемых 20.

При этом ограничивать скорость следует не снижением порога, а созданием инфраструктуры. Это, по мнению Юрия Новикова, более разумная мера.

Юрий Новиков:

– Меры всем давно известны – создание островков безопасности, установление искусственных неровностей. Создание правильной дорожной инфраструктуры, конечно, решит проблему, – отметил Новиков. – К примеру, на Набережной (от улицы Большая Стрелецкая) автомобилисты едут со скоростью 80−90 км/ч, но подъезжая к Адмиралтейской площади, снижают ее до 40 км – добровольно и без всяких знаков, просто потому, что со скоростью 90 там не проедешь.

Больше урбанизма: как ограничение скорости изменит российские города

Читайте нас в Google Новости

В руководстве Государственной автоинспекции РФ высказали противоречивые мнения относительно идеи снижения скорости движения на городских улицах с 60 км/ч до 30 км/ч. Если данная мера будет реализована, то отечественные города немного приблизятся к европейским, в которых большое внимание уделяют борьбе за безопасность дорожного движения. Однако, как отмечают урбанисты, для «очеловечивания» инфраструктуры населённых пунктов нельзя ограничиваться только этим. NEWS.ru решил выяснить, что нужно, чтобы города РФ были «для людей, а не для автомобилей», и является ли инициатива ГИБДД одним из шагов в эту сторону.

Нужна инженерная идеология

Начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин 9 июня заявил, что в ГИБДД России поддерживают инициативу столичной автоинспекции по снижению скорости движения автотранспорта на городских улицах с 60 до 30 км/ч:

С точки зрения общих подходов, чем ниже скорость, тем ниже смертность. Если объективно обосновывать снижение скорости до 30 км/ч, то почему нет, но опять же у нас всё равняется через «нештрафуемый порог», говорим 30, а в голове — 50 км/ч.

По словам Митрошина ограничения должны быть «обоснованными и логичными, потому что если на скоростной магистрали со 130 км/ч сделать 30 км/ч, то понятно — это бред и никто это не будет исполнять». Представитель МВД подчеркнул, что необходимо «смотреть каждую ситуацию» индивидуально. Кроме того, по его словам, нужна масштабная ревизия улично-дорожных сетей, а не только введение ограничений.

Однако противоположного мнения придерживается руководство Дмитрия Митрошина. Так, глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что «МВД категорически против сегодня снижения скоростного порога, максимальной скорости с 60 до 30 км/ч в городах и снижения администрируемого порога наказания с 20 до 10 км/ч». Он полагает, что сторонники снижения скорости в городах думают не о безопасности дорожного движения, а о взимании штрафов.

До этого в столичной ГИБДД напомнили, что с 17 по 23 мая проходила VI Глобальная неделя безопасности дорожного движения ООН, главная тема которой — снижение скорости на городских улицах, где помимо автомобилистов перемещаются пешеходы и велосипедисты, до 30 км/ч. В ведомстве особо отметили, что самыми уязвимыми участниками дорожного движения являются дети и подростки — их каждый день в мире в ДТП погибает около трёх тысяч человек, и, как подчеркнули в инспекции, если при скорости 30 км/ч шанс выжить ещё есть, то при 80 км/ч это практически невозможно.

На этом фоне в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы отметили, что за последние 10 лет в столице на 15–20% увеличилась скорость движения автобусов.

Всё это благодаря маршрутной сети «Магистраль» (сеть маршрутов наземного транспорта, которые соединяют центр, проспекты и окраины. — NEWS.ru) и выделенным полосам — за десятилетие в городе появилось 380 новых километров. Это дало не только скорость, но и надёжность: автобусы и электробусы не зависят от трафика и стабильно ходят каждые 5–8 минут, — отметили в ведомстве.

Комментируя NEWS.ru предложение ГИБДД, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин обратил внимание на то, что любые инициативы по изменению скоростного режима инженер по организации дорожного движения обязан рассматривать с такого понятия, как «нештрафуемый порог» — показатель превышения допустимой скорости, за которое не наступает установленная законом ответственность. В России он составляет 20 км/ч.

В начале мая вице-премьер Марат Хуснуллин, возглавляющий правительственную комиссию по безопасности дорожного движения, поручил МВД и Минтрансу до 1 августа предоставить в кабмин «согласованную позицию» по вопросу снижения в городах «нештрафуемого порога» скорости с 20 до 10 км/ч. В 2013 году санкции за превышение скоростного режима на 10 км/ч были исключены из КоАП, и сегодня штрафы выписываются при превышении от 20 км/ч. После этого ГИБДД, а также вице-мэр Москвы Максим Ликсутов пытались вновь ужесточить наказание для автомобилистов-лихачей, но поддержки парламентариев они не находили.

Теперь, по данным «Коммерсанта», эту тему лоббируют столичные власти, по мнению которых, возвращение штрафов необходимо для обеспечение безопасности на дорогах. Эта инициатива не нашла поддержки в «Единой России». По мнению секретаря генсовета партии власти Андрея Турчака, систему штрафов в целом не следует рассматривать как источник бюджетных доходов, её единственной задачей должно быть обеспечение общественной безопасности.

Сами эти обсуждения возможны только после появления гарантий того, что из-за технических ошибок к ответственности не будут привлекаться добросовестные водители, — добавил Турчак.

В прошлые годы в «Единой России» также выступали против снижения или отмены «нештрафуемого порога». Например, председатель партии, экс-премьер Дмитрий Медведев полагал, что такая мера станет поводом для того, чтобы штрафовать людей «в той ситуации, когда у них нет намерения нарушить правила дорожного движения».

По словам Михаила Блинкина, ни в одном городе мира нет такого «нештрафуемого порога». Действующий норматив учёный назвал «экзотикой времён керосиновых ламп». По его мнению, «нештрафуемый порог» необходимо перевести в «цивилизованное состояние» и снизить с 20 км/ч до «одного-два, максимум пяти километров». После этого, отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики, можно обсуждать, где и какие должны быть скорости.

В любом городе есть местные проезды, есть центральные улицы, как, например, внутри московского Бульварного кольца, где запросто можно ставить ограничение по скорости 30 км/ч, причём 30 по-честному, потому что, учитывая нештрафуемый порог, в переводе на русский это 50. А есть в Москве, Питере и других городах скоростные диаметры, где можно устанавливать скорость, сообразную скоростям, принятым на дорогах высших технических категорий. Там и 100 км/ч никому не помешает. Должна быть абсолютно нормальная инженерная идеология. Город сам должен определять рекогносцировку элементов своей улично-дорожной сети — где можно ходить пешком, а где ездить с хорошими высокими скоростями. При этом все эти установки — где 30, где 60, а где 120 км/ч — должны быть выверены хорошим инженерным расчётом и должны соблюдаться с хорошей точностью.

директор Института экономики транспорта и транспортной политики

По его мнению, единообразное ограничение скоростного режима без учёта улично-дорожной специфики в некоторых случаях «откровенно ухудшит условия движения», либо «это будет „капитан очевидность“, потому как в отдельных местах и так невозможно ездить быстрее 30 км/ч, потому как там, например, слева трамвай, а справа велодорожка».

Вместо разговоров на начальственном уровне в духе «депутаты поддержали» это должен быть нормальный вопрос для инженера дорожного движения, — уверен Блинкин.

В ногу с Европой

Депутат Мосгордумы, архитектор и руководитель направления практических исследований фонда «Городские проекты» Дарья Беседина подчёркивает, что снижение максимальной скорости в российских городах — это часть общемирового тренда. Как и Михаил Блинкин, она резко критикует «нештрафуемый порог», предлагая отменить его, как один из факторов гибели людей в ДТП.

Скорость — это главная причина гибели людей в ДТП, при этом в России ДТП уносят 15–16 тысяч жизней в год. В России не только высокие разрешённые скорости (60 км/ч против рекомендуемых Всемирной организации здравоохранения 30 км/ч), но и отсутствие штрафов за превышение на 20 км/ч. Фактически разрешённая скорость у нас в городах — 79 км/ч. А ведь уже скорость 50 км/ч смертельна. Если мы хотим изменить ситуацию со смертями в ДТП, то отмена нештрафуемого порога и снижение разрешённой скорости — это неизбежность. Эти меры спасут тысячи жизней. Но кроме снижения скорости нам придётся повышать штрафы за превышение скорости, переосмысливать наши улицы, чтобы вместо прямых и широких трасс, приглашающих к быстрой езде ночью (и стоянию в пробках днём), появились эффективные и экологичные улицы, на которых главный — человек.

На таких безопасных для горожан улицах, по словам парламентария, обязательно должны быть островки безопасности, а также сужены полосы и искривления пути. К тому же Беседина подчёркивает, что в городах следует развивать общественный транспорт, создавать полноценную велоинфраструктуру, чтобы у людей была возможность отказаться от машины.

Чем комфортнее, быстрее, безопаснее альтернатива автомобилю — тем чище и свободнее будут наши города, — уверена собеседница NEWS.ru.

Депутат отмечает, что «Городские проекты» создают общественный запрос на снижение скорости, развитие велоинфраструктуры и экологически чистого общественного транспорта, требуя от властей российских городов делать улицы комфортными и безопасными. Беседина уверена, что рано или поздно такая точка зрения «станет преобладающей и для обычных горожан, и для мэров городов, и для депутатов».

Урбанист Антон Богнер считает актуальной инициативу по ограничению скоростного режима в городах. Аналогичные меры, по его убеждению, активно используют в европейских странах, что позволяет максимально снизить травматизм, а также привлечь на улицы бизнес, который зависит от пешеходного потока.

Эта тенденция взята с Западной Европы, она экономически оправданна, больше людей на улицах — больше покупок. Такая мера может оживить наши города и подтянуть экономику. Когда Европа стала меняться в сторону велосипедизации, она сильно подтянула и экономические показатели. Но помимо скорости нужно работать с инфраструктурой. Мы живём в советских городах, а они сильно отличаются от тех городов Европы, которые нам нравятся. Необходимо дополнительно работать с линейностью движения и внедрять препятствия, чтобы снизить аварийность на улицах страны. Москва в центре города занимается такими изменениями, но точечно, хороших примеров в стране немного. Пожалуй, в последние годы можно выделить только Южно-Сахалинск.

Также он не исключил, что ограничения скоростного режима в городах поспособствуют вытеснению автомобилей с улиц российских городов в пользу общественного транспорта, велосипедов, самокатов и, собственно, пешеходного движения. Однако урбанист предупреждает, что не везде в городах России имеется хороший и связный пешеходный каркас.

За счёт снижения активности автотранспорта на улицах с активным пешеходным потоком можно будет создать новую инфраструктуру для велосипедов и самокатов, а также изменить дизайн улиц и сделать их более человечными. Все эти примеры уже 40 лет работают в Западной Европе и появляются в США, — резюмирует Богнер.

В свою очередь Михаил Блинкин полагает, что средства индивидуальной мобильности рождают новые проблемы. И если, например, они будут находиться на проезжей части, это, по его словам, превратится «в весёлую игру „выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили“». А если электросамокаты, особенно те, которые развивают большие скорости, будут на пешеходном пространстве, то риски лягут на прохожих.

Говоря о вытеснении частного автотранспорта, Блинкин отметил, что этому способствуют такие меры, как введение системы платных парковок для автовладельцев, но главное — развитие хорошо работающей системы общественных перевозок, аналогичной той, что существует в Москве.

В условиях хорошего общественного транспорта я — старый автомобилист — до начала пандемии COVID-19 ездил на работу на автобусе, притом что парковка мне ничего не стоит, у меня как у директора института есть парковочное место. При нормальной работе общественного транспорта любой здравомыслящий автомобилист, если ему, например, не нужно куда-то везти детей, хозяйство, рассаду на дачу и так далее, с удовольствием поедет на автобусе или трамвае, — говорит Михаил Блинкин.

Что же кажется скоростных ограничений, то исходя из собственного опыта, он констатирует, что даже без «спускаемых сверху» нормативов накопленная средняя скорость на его машине за последние 40 тысяч километров составляет «19 км/ч с мелочью».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: