Приложение Народный инспектор – когда и как будет работать?

Народный инспектор: как россияне зарабатывают на хамстве водителей

Зафиксировать нарушение правил дорожного движения и проинформировать об этом полицию вот уже несколько лет может каждый владелец смартфона. Для одних это интересная игра, для других – способ навести порядок во дворе дома без скандала и мордобоя, для третьих – возможность получить бесплатный билет в театр или музей и даже пополнить счет мобильного телефона. Официальные приложения пока действуют лишь в нескольких регионах, но Госдума рассматривает законопроект, который позволит гражданам «стучать» на нарушителей ПДД по всей России. РИА Новости выяснило, как обычный человек может превратиться в автоинспектора и почему проявление гражданской ответственности иногда смертельно опасно для жизни.

Республика Татарстан стала первым регионом России, запустившим в 2014 году приложение для борьбы с нарушителями ПДД. Для программы было выбрано, пожалуй, самое логичное название из всех возможных: «Народный инспектор». С его помощью пользователи могут направить в соответствующие службы видеосвидетельства о нарушениях правил, об административных правонарушениях в области благоустройства территории (в части парковки и хранения транспортных средств) и видеосвидетельства о нарушениях в сфере экологии. Пользователем может стать каждый, кто зарегистрирован на портале uslugi.tatarstan.ru. Функционал «Народного инспектора» значительно превосходит все другие аналоги: можно сообщить о парковках на тротуарах, местах для инвалидов и в «зеленой» зоне, о непропуске пешехода, движении по автобусной, встречной или разделительной полосе, тротуару, обочине, остановке или стоянке под запрещающим знаком, повороте налево под запрещающий знак, выезде за стоп-линию, проезде на красный свет, сбросе отходов и даже безлицензионном недропользовании.

С июня 2017 года жители Татарстана получили возможность фиксировать использование водителями телефона во время движения, однако пока количество таких сообщений едва превышает пару сотен. «В основном нарушения фиксируются пассажирами, проезжающими на автомобилях, из окон бокового и заднего вида, а также из общественного транспорта», – рассказали в пресс-службе Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. До конца года планируется ввести еще две новые категории: наезд на препятствие и езду с не пристегнутыми ремнями безопасности. По данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, «Народный инспектор» уже скачали 105 тысяч раз. За три года существования приложения было передано 135 750 сообщений о нарушениях, положительное решение принято в более чем 100 тысячах случаев. Жалобы рассматривают три ведомства: УГИБДД республики, Административно-техническая инспекция (АТИ) и Минэкологии. Последнее ведомство за время существования приложения из 121 поступившей к нему жалобы отклонила все, кроме трех, которые сейчас находятся на рассмотрении. «У Минэкологии РТ только две категории в мобильном приложении: сброс мусора с автомобилей в местах, не предназначенных для этого, и безлицензионное недропользование, то есть добыча полезных ископаемых без лицензии, – сообщили в пресс-службе Министерства информатизации и связи. – Категории Минэкологии РТ в «Народном инспекторе» появились сравнительно недавно, и большинство заявок в них тестовые, которые, к сожалению, из системы никак не вычленишь. Три заявки прошли модерацию и находятся на рассмотрении в Минэкологии РТ. Эти категории не пользуются популярностью у населения, поэтому заявок было очень мало. В республике также действует дублирующая система «Народный контроль», где рассматриваются вопросы благоустройства, а также довольно обширно представлены вопросы экологии».

Прокаченные и с призами

В августе 2015 года столичное правительство запустило приложение «Помощник Москвы» (ПМ). За два года его скачали порядка 200 тысяч пользователей операционных систем iOS и Android, по сообщениям которых вынесено более полумиллиона штрафов. Для «охоты» на нарушителей нужно иметь действующую регистрацию на портале госуслуг mos.ru и смартфон с GPS/ГЛОНАСС-приемником и камерой разрешением не менее пяти мегапикселей. Разработчики ПМ придумали сразу несколько способов для привлечения внимания пользователей. Обладатель приложения может «прокачивать» свой уровень в рейтингах, получать виртуальные награды и накапливать баллы, которые учитываются в системе «Активный гражданин» и обмениваются на реальные призы: футболки, кружки, рюкзаки, билеты в музеи, аудиокниги и прочее. Пока «Помощник Москвы» позволяет фиксировать семь видов нарушений: стоянку на газонах, тротуарах, пешеходных переходах, велосипедной полосе, под запрещающими знаками и неоплату парковки. В зависимости от вида нарушения жалоба отправляется в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», Московскую административную дорожную инспекцию или ГИБДД. Для фиксации нарушения нужно проделать несколько операций: распознать номер автомобиля, сделать несколько фотографий и снять короткое видео. В случае успеха владелец машины будет оштрафован. Ждать решения придется от суток до нескольких недель. По словам разработчиков, сфальсифицировать данные в «Помощнике Москвы» практически невозможно. Фиксировать нарушения во дворах не получится – приложение работает только в определенных зонах города. Чтобы получить виртуальную награду, нужно выполнить определенные действия. Например, «Караул Кремля» дают за пять выписанных штрафов в районе Московского кремля. «Рыбное место» получает тот, кто умудрился «оформить» 30 штрафов подряд в одном и том же месте за три часа. «Счастливый номер» выдается за «поимку» автомобиля с тремя одинаковыми буквами или цифрами на регистрационном знаке. Что движет каждым конкретным пользователем – жажда наживы, славы или проявление гражданского сознательности – известно только им самим, но на пути к цели помощники Москвы иногда сталкиваются с реальными опасностями. Так, по словам пользователя Telegram-канала «Помощника Москвы» с ником Ivan Loginov, недовольная фиксацией нарушения женщина сначала отчитывала его неприличными словами, а затем попыталась сбить на пешеходном переходе.

Однако даже такие трудности не останавливают некоторых рьяных борцов с нарушителями. Согласно рейтингу приложения, абсолютным лидером стал человек с ником «Навальный – нары 2018», оформивший за все время существования программы 4,9 тысячи штрафов. Его «клиентами» чаще всего становились водители, припарковавшие машину в зоне действия знака «Остановка запрещена». Самым «штрафуемым» районом Москвы в ноябре оказались Кузьминки. Приложение возбуждает в пользователях не только чувство социальной ответственности и жажду первенства. Многие хотят получать за свои услуги процент с «прибыли». «Сделайте монетизацию штрафов. Четыре процента от суммы не оставят государство без куска хлеба, но выведут на улицы такое количество добровольных инспекторов, что нарушители исчезнут как класс за пару месяцев», – пишет в отзывах о ПМ пользователь Иван Иванов.

Самое дорогое нарушение в столице – парковка на газоне, штраф за которую для физических лиц составляет пять тысяч рублей, для юридических – 300 тысяч рублей. В 2017 году с помощью «Помощника Москвы» выявлено 53 860 случаев порчи газона, причем 90% (48 342) из них зафиксировано пользователями ПМ и только 10% (5518) – сотрудниками Московской административной дорожной инспекции. Даже если предположить, что все машины принадлежали физическим лицам, граждане пополнили бюджет столицы минимум на 240 миллионов рублей. Четыре процента отчислений действительно могли бы создать многотысячную армию борцов с нарушителями, и в одном из регионов России с такими людьми уже готовы делиться.

Деньги на мобильный

Московская область запустила собственный сервис борьбы с нарушителями ПДД в начале октября этого года. Над названием долго не думали – заимствовали татарское «Народный инспектор». Однако подмосковный НИ вышел не как отдельное приложение, а как одна из функций областной электронной системы «Добродел», созданной для улучшения качества обслуживания населения. В результате все пользователи «Добродела» при очередном обновлении автоматически получили возможность доносить на водителей. Принцип работы все тот же: требуется обязательная регистрация на сайте госуслуг Подмосковья, но набор функций пока самый скудный – только нарушения парковки на газонах, детских площадках, тротуарах и пешеходных переходах. Как и два предыдущих приложения, «Народный инспектор» Московской области не позволяет фальсифицировать данные, но при этом требует обязательной идентификации личности. Более того, заявителя могут вызвать в ГИБДД для дачи дополнительных показаний, а это, как правило, отпугивает людей.

Зато манят деньги! Ведь только «Добродел» позволяет реально заработать на нарушителях. Почти реально. Например, каждому заснявшему выброс мусора из автомобиля обещают по 100 рублей на счет мобильного телефона.

В масштабах страны

«Помощник Москвы» действует только на территории столицы, «Народный инспектор» – только в Татарстане, а «Добродел» – в пределах Московской области. В начале октября правительство одобрило законопроект, который позволит каждому владельцу смартфона сообщить о нарушении ПДД водителями транспортных средств. Документ предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях поправки, которые позволят привлекать к ответственности нарушителей без составления протокола только на основании данных с видеорегистраторов и смартфонов. Для того чтобы стать «народным инспектором», придется скачать приложение и авторизоваться в нем через Единый портал госуслуг. Программа самостоятельно зафиксирует время и место нарушения, а также направит видео в соответствующие органы. «Нельзя говорить о том, что помощник Москвы и другие подобные приложения действовали незаконно, хотя и правовой базы, которая бы регулировала их действие на федеральном уровне, не было. Скорее, есть некий правовой пробел, как это часто бывает, который и призваны заполнить предложенные изменения. На практике вряд ли что-то изменится – просто будет унифицирована работа приложения, чтобы не было расхождений в регионах», – утверждает Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».

По предварительным данным, приложение, на разработку которого планируется потратить около 2,4 миллиарда рублей бюджетных средств, сможет фиксировать выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, агрессивное вождение и непропуск пешехода. В дальнейшем список нарушений будет расширяться. «Идее сообщать о нарушении водителями ПДД уже более века, она зародилась еще задолго до появления электронных писем, – рассказывает Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшей школы экономики. – Раньше это были телефонные звонки или личный визит в отделение полиции. Теперь мы делаем все то же самое – сообщаем о нарушениях, только реализуем это иным способом, при помощи цифровых технологий».

Только камеры и никаких смартфонов: новый КоАП похоронит «Народный инспектор»?

Новые поправки в КоАП могут стать приговором для татарстанского «Народного инспектора». В лучшие времена пользователи сервиса подавали по 180 тыс. заявок о нарушении ПДД за полгода. Теперь же процедура упрощенного рассмотрения сигнала о нарушении может осложниться. По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», с новым КоАП жалобы повиснут в системе мертвым грузом, а у судов, где и раньше с успехом оспаривались штрафы, только добавится скепсиса.

Теперь штрафовать за нарушение ПДД можно будет только с помощью независимых от воздействия на них человека устройств вроде стационарных дорожных камер и мобильных комплексов на треногах Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАРОДНЫЙ ИНСПЕКТОР» может оказаться ВНЕ ЗАКОНА?

Новые поправки министерства юстиции России в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) могут превратиться в приговор для мобильных приложений, которые применяются в качестве способа фиксации нарушения ПДД. Речь идет про используемое в разных регионах, в том числе в Татарстане, приложение «Народный инспектор» и его аналогах. Если поправки примут, велика вероятность прекращения практики наказания водителей за неправильную парковку с помощью смартфонов и планшетов, а штрафовать за нарушение ПДД можно будет только с помощью независимых от воздействия на них человека устройств вроде стационарных дорожных камер и мобильных комплексов на треногах.

Внимание на эту правовую коллизию, поставившую «Народного инспектора» вне закона, обратил «Коммерсантъ». С января текущего года законопроект об изменении КоАП, разработанный по поручению правительства РФ, находится на публичном обсуждении. Новая версия кодекса уже получила порцию критики от премьера Михаила Мишустина и «Единой России» за излишнюю суровость норм в отношении нарушителей ПДД. Накануне минюст разместил на официальном портале свежую таблицу поправок. В их числе, например, санкции за нарушение режима тишины, пересмотр статей, предусматривающих в виде наказания обязательные работы, и многое другое.

Документом также предлагается установить единые требования к размещению и применению дорожных камер. Вот что говорит об этом п. 2 ст. 2.11 КоАП РФ («Особенности привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств»): «Под работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами понимаются соответствующие технические средства, работающие без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке и осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица…» Отныне, если следовать букве пока еще не принятого закона, отснятые на смартфон фотографии проделок нерадивого водителя не будут иметь юридической силы для привлечения нарушителя к ответственности, поэтому приложения вроде «Помощник Москвы» или «Народный инспектор», который с 2014 года используется и в Татарстане, станут фактически бесполезными.

В феврале прошлого года перспективы работы «Народного инспектора» в Татарстане оказались под сомнением, когда был принят закон о едином приложении для фиксации нарушений ПДД с помощью смартфонов Фото: digital.tatarstan.ru

«В системе, возможно, станет меньше уведомлений, но она продолжит функционировать»

В республике пользователь «Народного инспектора» может отправить заявку, подкрепленную фото- и видеофиксацией о нарушении по нескольким типам. Всего их в приложении 16 — от парковки на тротуаре, зеленой зоне или местах для инвалидов до езды по автобусной полосе или непропуска пешехода. По последней статистике на сайте минсвязи РТ (вкладка давно не обновлялась), к середине 2018 года «народными инспекторами» подано более 180 тыс. заявок, из которых рассмотрели по существу только 128 тысяч. Самые популярные категории в мобильной жалобной книге были «Парковка на тротуаре» (107 тыс. заявок) и «Парковка на зеленой зоне» (23,2 тыс.).

В феврале прошлого года перспективы работы «Народного инспектора» в Татарстане оказались под сомнением, когда был принят закон о едином приложении для фиксации нарушений ПДД с помощью смартфонов. Вдобавок в июне 2019 года пленум Верховного суда России постановил, что съемка с помощью мобильного телефона не считается автоматической фиксацией нарушений. В итоге все эти моменты также отражены в предлагаемой сегодня новой редакции КоАП.

Однако разработчик республиканского приложения — минцифры РТ — не сомневается в том, что оно продолжит действовать. «Приложение может существовать и работать, но в другом режиме, — заверили „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе ведомства. — Рассматриваться заявки станут не в упрощенном порядке, как сейчас, а согласно поправкам в законе. Будет предусмотрен вызов свидетеля и нарушителя, вынесение постановления нарочно. В системе, возможно, окажется меньше уведомлений, но она продолжит функционировать».

Рамиль Ахметгалиев: «Сотрудникам ГИБДД придется опросить человека, который сделал снимки и видео, выяснить, когда где и как он произвел фотосъемку» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Эта система воспринимается априори как «царица доказательств», но у нее есть и другая сторона…»

«Основной вопрос, который поднимают поправки в КоАП, связан с доказательством правонарушения, — полагает управляющий партнер адвокатского бюро „Ахметгалиев, Хрунова и партнеры“ Рамиль Ахметгалиев. — Законодатель не вводит никаких дополнительных ограничений в способы и средства фиксации правонарушений, он не говорит, что фото и видео, которые сделал рядовой гражданин, не могут быть доказательством по делу, но важный нюанс в том, что мобильные приложения, использующиеся для фиксации нарушений, ранее регулировались нормами КоАП, прописывающими упрощенный порядок принятия доказательств, и предполагали упрощенный порядок возбуждения дела об административном правонарушении ПДД».

По словам Ахметгалиева, если поправки в КоАП примут, это не значит, что приложениями типа «Народного инспектора» нельзя будет пользоваться. «Но способ доказывания нарушения ПДД усложняется, — указал собеседник издания. — Сотрудникам ГИБДД придется опросить человека, который сделал снимки и видео, выяснить, когда где и как он произвел фотосъемку, провести осмотр самого смартфона, скопировать с него кадр, на котором зафиксировано правонарушение. Все это очень трудоемко, я полагаю, что в ГИБДД первое время сами окажутся не в восторге от необходимости отрабатывать данную доказательную базу и она повиснет мертвым грузом. Письма и жалобы продолжат поступать через приложение, но движения по ним происходить не будет».

Как автомобилиста Ахметгалиева очень напрягают лихачи на дорогах, которые паркуются в неположенных местах, подрезают участников движения и заезжают на газоны. «Для таких водителей нужны действенные меры, — говорит он. — Но как юрист я понимаю, что у этой системы, которая воспринимается априори как „царица доказательств“, есть другая сторона. Бывают случаи, когда люди с помощью приложения пытаются свести личные счеты. Например, один сосед в частном секторе может жаловаться на другого».

Как автомобилиста Ахметгалиева очень напрягают лихачи на дорогах, которые паркуются в неположенных местах, подрезают участников движения и заезжают на газоны Фото: «БИЗНЕС Online»

В конечном итоге система адаптируется и продолжит работу, полагает собеседник издания. «Суды и раньше оспаривали решения о вынесении штрафов через подобного рода приложения, судьи скептически относятся к такой форме доказательств, как фотография, — говорит Ахметгалиев. — Я думаю, прояснит ситуацию постановление Верховного суда РТ или ВС РФ, после чего судебная система перестроится».

«„Народный инспектор“ — это же приложение, оно не является средством автоматической фотофиксации. С его помощью необходимо составить протокол и только потом привлекать нарушителя к ответственности. Сейчас у нас в судах Татарстана данные постановления (о правонарушенииприм. ред.) по „Народному инспектору“ очень часто и так отменяются, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин, — потому что суды как раз и указывают на то противоречие, что должен быть составлен протокол, а не в автоматическом режиме все должно работать. Вот в этом такая сложная юридическая ситуация».

Приложением «Народный инспектор», по словам Хайруллина, пользуются в основном пешеходы, потому подобное часто выглядит как игра в одни ворота. «Малый процент водителей использует данное приложение. Для них такое неудобно — сидя за рулем, что-то снимать. Пешеход никуда не спешит, он остановился, зафиксировал, отправил и пошел дальше, в связи с чем основная масса зафиксированных нарушений — это все-таки именно нарушение правил парковки. Оспаривается через суд очень мало, но раньше, как только приложение появилось, звонков поступало довольно много. Потом стали отказывать на том основании, что протокол не был составлен. Других сервисов, кроме „Народного инспектора“, у нас в Татарстане, по сути, и нет. Мы просили, чтобы на сайт „Госуслуги“ водители могли выкладывать нарушения, снятые на их видеорегистраторы, но этого не было сделано», — отмечает представитель ФАР.

Хайруллин не исключил, что поправки, убивающие «Народного инспектора», еще будут пересматриваться: мол, минюсту никто не мешает накидать в законопроект новые дополнения. Тем более такой сервис есть не только в Татарстане, но и в Москве. «Мне кажется, что сейчас Первопрестольная, потому что ее приложение тоже становится вне закона, скорее всего, пролоббирует какие-то поправки, чтобы подобные онлайн-сервисы узаконить», — считает Хайруллин.

Приложением «Народный инспектор», по словам Хайруллина, пользуются в основном пешеходы, потому подобное часто выглядит как игра в одни ворота Фото: «БИЗНЕС Online»

«Проблема в том, что у нас законодательство разрешает выносить постановления о наложении штрафов только с помощью систем автоматической фотовидеорегистрации. К каковым не относится ни „Помощник Москвы“, ни „Народный инспектор“, поскольку и в том и в другом случае нарушение или „нарушение“ фиксирует человек, то есть он включает планшет, или смартфон, или другой аппарат с данным приложением, выбирает ракурс, наводит на резкость и нажимает кнопку. Затем приходит штраф, который оформлен в упрощенном порядке. Этот порядок состоит в том, что нарушителю сразу присылают взыскание, — разъясняет первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии „Автомобильная Россия“ Вячеслав Лысаков. — В обычном, неупрощенном порядке составляется протокол, выясняются обстоятельства совершения административного правонарушения и только потом по результатам выносится постановление, а здесь — без протокола, в автоматическом режиме, так, как это происходит при фиксации административного правонарушения камерами, системами автоматической фотовидеофиксации. Но в последнем случае сотрудник посмотрит снимки на предмет их качества, различаемости номера, модели автомобиля и так далее. Само фото не есть подтвержденный факт административного правонарушения. В подобном еще надо убедиться. Лишь после этого идет „письмо счастья“. И то, повторяю, в упрощенном порядке, без протокола. Точно так же, в упрощенном порядке, без протокола, приходят штрафы, которые появились в результате работы приложений „Помощник Москвы“ и „Народный инспектор“. Поскольку использование данных приложений незаконно, то ряд судебных решений, особенно в Татарстане, был принят в пользу автовладельцев. Еще раз подчеркиваю, что в РТ суды более объективно себя показали, потому что о таких случаях в Москве мне неизвестно».

Лысаков также напомнил и об июньском решении ВС РФ, которое и так лишило ручную фиксацию нарушений ПДД права на успех в судебных спорах. С принятием новых норм в КоАП применение приложений вообще можно считать незаконным. Но подобное, впрочем, не лишает их права на жизнь. «Приложения при этом могут действовать, только не в упрощенном виде. Если человек с помощью „Народного инспектора“ сфотографирует чье-то нарушение и отправит в ГИБДД, то инспекция обязана вызвать фотографа в качестве свидетеля, взять у него заявление о том, что он тогда-то зафиксировал нарушение правил дорожного движения, и тогда может вызвать собственника автомобиля, опросить его… То есть все это будет не в автоматическом режиме. Вот в неавтоматическом режиме данные приложения смогут продолжать работать», — поясняет первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству.

«Нововведения в части закрепления дополнительных требований к средствам фиксации нарушений в области ПДД и благоустройства сделают незаконным дальнейшее привлечение лиц к ответственности на основании фото/видео, сделанного через приложение „Народный инспектор“ или „Помощник Москвы“, — убежден Рустам Губайдуллин, юрист „Шаймарданов, Ялилов и Сабитов”. — Такие требования закреплены в проекте Процессуального кодекса об административных нарушениях, а, согласно пункту „о” статьи 71 Конституции РФ, процессуальное законодательство относится к исключительному ведению РФ. В ведении регионов останутся только отдельные вопросы материального законодательства, указанные в статье 1.4 проекта КоАП».

Губайдуллин полагает, что в случае принятия нового КоАП регионы будут вынуждены существенно изменить либо принять новые законы об административных правонарушениях, которые «не смогут устанавливать отличающиеся от федерального закона правила рассмотрения дел».

«На мой взгляд, вышеуказанное нововведение (как и принятие новых КоАП и Процессуального кодекса в целом) является правильным шагом на пути к формированию полного и всестороннего рассмотрения дел, — говорит юрист „Шаймарданов, Ялилов и Сабитов”. — В обоих кодексах закрепляется принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо не может быть признано виновным в совершении правонарушения, пока его вина не доказана в установленном порядке. Существующий же механизм („Народный инспектор”), изначально задумывавшийся как вполне правильный и разумный способ выявления отдельных правонарушений без участия властных структур, со временем превратился в источник множества постановлений, по которым водители транспортных средств привлекаются к ответственности без установления фактических обстоятельств и доказанности их вины. О подобном свидетельствует и обширная судебная практика признания таких постановлений незаконными».

Приложение «Народный инспектор» по новому КоАП 2020: чего нам ждать?

Сегодня так называемые письма счастья стали вполне привычным трендом, обусловленным внедрением скрытых систем наблюдения на дорогах общественного пользования. И теперь упрощенный порядок вынесения соответствующих постановлений за нарушения будет прописан в проекте обновленного КоАП РФ в случае применения приложения «Народный инспектор».

Требования к фото и видеофиксации нарушений ПДД

В частности, речь идет о статье 2.6.1 Кодекса, согласно которой автовладельцы-нарушители будут привлекаться к административной ответственности по фото и видеоматериалу, снятому специальными фиксирующими приборами.

То есть теперь определенные требования будут предъявляться не только к автомобилистам, но и дорожникам, которые обязуются устанавливать соответствующую технику по прописанным в нормативно-правовых документах правилам. И сама аппаратура также должна классифицироваться исключительно, как техническое средство измерения.

При этом определять эти требования сможет только действующее Правительство, поэтому пока до официального обновления КоАП говорить об условиях фиксации еще рано.

Единственное, что известно – после вступления в силу обновленного Кодекса установка фото и видеотехники без сопровождающих дорожных указателей с изображением камеры будет считаться незаконной.

Условия для работы приложения «Народный инспектор»

Кроме того, ожидается, что упрощенный порядок составления постановлений о нарушениях станет возможным только в рамках единого программного обеспечения «Народный инспектор», ответственность за разработку которого была возложена на специалистов Ростелекома. И речь идет не только о подвязке к ПО установленных на дорогах приборов, но и предоставлении возможности очевидцам ДТП отправлять сведения о нарушителях.

Проще говоря, после комплексной доработки приложения, которой сегодня активно занимается российская общественная палата, неравнодушные граждане и случайные очевидцы дорожно-транспортных происшествий смогут отправлять снятые на фото и видео подробности различных инцидентов, чтобы в свою очередь помочь или ускорить разбирательство.

А поскольку не исключается фальсификация данных, в настоящее время ведется соответствующая работа по созданию механизмов, предотвращающих подобные действия со стороны недобросовестных граждан.

Так, данные добропорядочных очевидцев, пожелавших сохранить анонимный статус, будут шифроваться во избежание расправ, мести и прочего самоуправства. А вот возможность использования материалов с видеорегистраторов в настоящее время остается под вопросом.

В прописанных формулировках в КоАП использовать его смогут только пешеходы для фиксации:

  • неправильно выполненных маневров (поворот налево под запрещающий знак);
  • проезда на красный сигнал светофора;
  • непредоставления преимущества пешеходам;
  • парковки и езды по тротуарам и зеленым зонам;
  • пересечения стоп-линии во время ожидания разрешающего движение указателя на дорожной оптике.

В дальнейшем планируется расширять этот перечень, действуя в таком ключе до тех пор, пока в него не войдут все положения из ПДД, если, конечно, техническая база приложения потянет такой функционал.

Плюсы и минусы узаконивания жалоб

А пока об этом остается только мечтать, поскольку система является настолько сырой, что о ее скором практическом применении не может быть и речи. По крайней мере, совершенно неясно, как правоохранителям удастся обеспечить анонимный статус свидетелей, если в случае судебных разбирательств им придется лично присутствовать на заседаниях, давая соответствующие показания.

Также непонятно, как Правительство собирается внедрять механизм по проверке сфальсифицированных данных от реальных нарушений. К тому же, очевидцы не торопятся оставлять подобные заявки на действующих порталах, попросту не желая тратить на это время.

К примеру, за три года существования «Народного инспектора» в Татарстане на сайте накопилось лишь несколько сотен таких заявок, а местные власти Москвы и Подмосковья были вынуждены внедрять приложения с определенным вознаграждением за фиксацию любого из нарушений.

Останутся ли эти «пряники» после внедрения единой базы «Народного инспектора», неизвестно, как и то, насколько эффективным и востребованным окажется само приложение. И вряд ли имеет смысл ломать голову над этими вопросами до окончательного принятия нового КоАП.

Удобно и эффективно: почему приложение «Народный инспектор» стало популярным

С начала 2019 года через приложение «Народный инспектор» балашихинцы направили полторы тысячи жалоб на нерадивых автомобилистов. Какие правонарушения совершают чаще всего, каков размер штрафов и как «Народный инспектор» помогает сделать город лучше, выяснила корреспондент «РИАМО в Балашихе».

Что такое «Народный инспектор»?

Мобильное приложение «Народный инспектор» создано на базе мобильного приложения «Добродел» по инициативе губернатора Подмосковья. Главная задача нового приложения – совместными усилиями бороться с такими нарушениями, как парковка на газонах и детских площадках, блокирование проезда для мусоровоза, выброс мусора из автомобиля.

Приложение «Народный инспектор» предназначено для смартфонов на платформах Android и iOS. Оно доступно только людям, которые зарегистрированы на «Доброделе».

«Увидели правонарушение – сняли короткий видеоролик продолжительностью не более 15 секунд. Он в обязательном порядке должен содержать кадры с общим планом, где отчетливо видно, что автомобиль размещен, например, на участке с зелеными насаждениями. Кроме того, на видео должен быть виден государственный регистрационный знак транспортного средства», – говорит Алексей Авдеев, заместитель начальника территориального отдела № 11 Госадмтехнадзора Московской области.

И добавляет, что под транспортным средством подразумевается не только автомобиль, но и любое движущееся средство – от мотоцикла до прицепа.

Как это работает?

Видео, снятое через приложение «Народный инспектор», автоматически отправляется в Госадмтехнадзор Московской области – на этом задача активистов заканчивается, и в работу включаются инспекторы ведомства. Они просматривают ролики и решают, действительно ли было совершено правонарушение.

«Если нарушение установлено, инспектор направляет запрос в ГИБДД, получает данные на собственника транспортного средства и после этого выносит постановление по делу об административном правонарушении», – объясняет Авдеев.

В постановлении все «разложено по полочкам»: что и когда нарушил владелец транспортного средства, указаны сумма штрафа и срок, в который его нужно заплатить.

«Штрафные санкции назначаются в соответствии с кодексом Московской области об административных нарушениях. Так, за парковку на зеленых насаждениях физическое лицо заплатит штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей, должностное лицо – от 10 до 50 тысяч рублей, юридическое лицо – от 30 до 100 тысяч рублей», – говорит Авдеев.

За парковку автомобиля на детских, спортивных или игровых площадках правонарушители будут наказаны более крупными штрафами. Физическому лицу придется заплатить 5 тысяч рублей, должностному – 50 тысяч рублей, юридическому – 100 тысяч рублей.

По словам Авдеева, все обращения граждан через приложение рассматриваются оперативно. При этом инспектор Госадмтехнадзора Московской области обязан отправить постановление по делу об административном правонарушении по почте, на бумажном носителе.

«Параллельно постановление отображается на портале госуслуг привычным образом – точно так же, как штрафы за превышение скорости, нарушение разметки или правил переезда железнодорожных путей», – отмечает Авдеев.

Балашихинцы в лидерах

По итогам 2018 года балашихинцы, наряду с жителями Люберец, Красногорска, Одинцова и Ленинского района, признаны самыми активными «народными инспекторами» Подмосковья. В 2019 году лидерские позиции не изменились.

«Более 1,5 тысяч обращений от балашихинцев поступило через «Народный инспектор» с начала года. Подавляющее большинство этих обращений касается транспортных средств, припаркованных на участке с зелеными насаждениями – там, где растет трава, деревья, кустарники», – сообщает Авдеев.

И добавляет: парковка на газонах – основная претензия, поступающая от жителей практически всех подмосковных городов. На втором месте – парковка на детских и игровых площадках.

Мнение жителей

Иван Зарубин – активный пользователь «Народного инспектора». Он считает, что бороться с «вредителями» нужно совместными усилиями всех жителей города.

«Балашиха – мой родной город, и мне не все равно, что в нем творится. Поэтому я активно пользуюсь и «Доброделом», и «Народным инспектором». Считаю, что это отличные приложения! Только так, сообща, мы можем делать что-то полезное и нужное для людей», – уверен он.

Ирина Мамонова тоже положительно отзывается о «Народном инспекторе», ведь он помог ей в решении весьма острой проблемы.

«Живу в 22-ом микрорайоне Балашихи. Иногда мне кажется, что мои соседи – это люди с другой планеты, без принципов и моральных установок. Им все равно, где бросить машину. Мамочка с коляской не проедет? Черт с ней! Пожарные не подберутся к дому, если вспыхнет огонь? Чужие проблемы! Мне надоело это терпеть. И просто отлично, что теперь я могу жаловаться на нерадивых автомобилистов через приложение. Пусть отвечают за свои поступки!» – подчеркивает Ирина.

Однако есть и те, кто считает жалобы, отправленные через приложение «Народный инспектор», ябедничеством, подлостью и доносительством.

«Ни в коем случае не защищаю тех, кто выбрасывает мусор из окна машины или паркует ее на газоне. Это отвратительно! Но еще хуже, на мой взгляд, заниматься стукачеством. Разве видеоролики, которые снимают через это приложение, можно назвать другим словом? Если чем-то недоволен – вызови сотрудников ГИБДД и открыто заяви о своей претензии», – говорит Виталий Славинов.

По его мнению, приложение может стать причиной ссор и даже драк: автомобилисты крайне негативно относятся к «народным инспекторам» и всегда грозят им расправой.

«Несколько раз становился свидетелем подобных сцен: прохожий снимает видео, автомобилист выскакивает из машины и бросается на него с кулаками. К счастью, при мне до рукоприкладства не доходило. Но ведь не факт, что прямо сейчас где-то в Балашихе не избивают «народного инспектора», – отмечает Виталий.

Итак, к приложению «Народный инспектор» горожане относятся по-разному. Но очевидно одно: его популярность растет, а добросовестные автомобилисты не боятся попасть в кадр.

Отзыв: Народный инспектор – приложение на Android – По рейтингу можно всё понять сразу

Я не считаю, что данные поступки фиксации таких «клоунов» относятся к разряду тех людей, которые считаются крысами, полицаями и прочими синонимами, вы меня поняли. Здесь дело не в это, а в уважении к тем же пешеходам, к тем же другим участникам движения. Почему-то я никогда не позволял себе ставить машину так, чтобы она явно нарушала ПДД. Да и не хочется нарваться на какого-нибудь злого человека, который в порыве гнева тебе машину подрихтует. Поэтому стараюсь ставить машину там, где это возможно в соответствии с ПДД.
Так вот, я почитал комментарии и отзывы непосредственно на Play Market, и я понимал, что приложение не оптимизировано, но блин, Главная дорога рекламирует это приложение. Вот это было странно по отношению к ведущим программы, ей Богу.
Загрузил приложение, открываю его. Мне нужно ввести пароль. Не получится, надо регистрироваться. Хорошо, регистрируюсь, вводя свой номер мобильного, и мне должны прислать смс с кодом на мой номер телефона.
Что хорошо работает в этом приложении: это сообщения на мой телефон – смс с кодами активации. Вот с этим проблем нет вообще.

Ладно, я ввёл код, мой номер мобильного уже знает правление Татарстана? То есть, разработчик – это управление информационными технологиями Татарстана? Я думал, что это глобальное приложение от головного ведомства, но получается, что нет.
В принципе, неважно, ведь приложение работает.
Ну как работает: зашёл я в свой личный кабинет, так сказать, и мне необходимо подтвердить всё, что запрашивает приложение. А запрашивает оно: местоположение моё, доступ просит к контактам, к медиа, к фотографиям и видео, вроде бы даже к журналу контактов. В итоге я всё подтверждаю, ведь смысл работы этого приложения заключается в том, чтобы я не пытался сделать фотошоп, не пытался уйти от ответственности, ведь здесь основную роль играет то, что я являюсь подтверждённым пользователем, который фиксирует нарушения и отправляет их на рассмотрение.
НО. Есть проблемы: данное приложение считается недействительным, потому как нарушает какой-то там закон (это я вычитал из переписки пользователей на ресурсе drive2.ru, но не уточнял, что за закон при этом нарушается). По факту, нарушитель тоже должен ознакомиться с протоколом, но этого нет, ведь я его просто снял на видео и отправил его.
Но если по факту, я ещё ничего не отправлял и не отправлю, потому что снимать можно только видео. И да, я зашёл в рабочее окно приложения, и вышел по причине того, что мне нужно было позвонить другу и решить одну проблему.
Захожу снова в приложение, чтобы с ним ознакомиться, и тут мне нужно снова ввести пароль. Я ввожу тот пароль, который мне пришёл в виде кода по смс. И толку – нет доступа. Для того, чтобы был доступ к моему кабинету, так сказать, мне нужно получить код системой восстановления пароля. Хорошо, ввожу свой номер, приходит сообщение, которое мне нужно открыть так, чтобы при этом все остальные окна были закрыты. Скопировал код, захожу в приложение, и меня снова просят ввести код, потому что предыдущий, только что скачанный код не канает! Но мне снова присылают код, который я могу посмотреть лишь в случае, если закрою это приложение. Даже не выйду с него, а просто сверну его!
И так каждый раз, что мне это просто надоело.

Поэтому скриншот с моим главным кабинетом я не покажу вам, и, если бы я знал заранее, что впредь не смогу войти в него, я бы сделал это сразу. Но мне не понравилось то, что нельзя делать фотографии – только кнопка начала съёмки видео. Думаю, что это связано с тем, что фотографию можно отфотошопить, а видео смонтировать очень сложно, и это время…
Поэтому я забил на это бесперспективное будущее, и удалил к чёрту это бесполезное и беспонтовое приложение, которое нужно дорабатывать и дорабатывать. Но что-то мне подсказывает, что этими делами заниматься никто не будет. Ну раз так, то пошли они…

Дорогой мой стукач. Программу “Народный инспектор” оценили в 2,5 млрд рублей.

У “Открытого правительства” появилась идея приложения для смартфонов “Народный инспектор”, с помощью которого любой гражданин сможет сообщить в МВД о правонарушителях. За три года на программу планируется потратить больше $40 млн. Лайф разбирался, откуда взялась заоблачная цена на заурядное приложение.
“Для того чтобы “Народный инспектор” действительно начал работать, необходимо обеспечить соответствующую инфраструктуру. Во-первых, создать и протестировать мобильное приложение. Во-вторых, развернуть инфраструктуру портала государственных услуг. Со стороны правительства планируется потратить за три года более 2,5 млрд рублей на создание этой инфраструктуры. Но с учётом того, что “Народный инспектор” будет в том числе помогать собирать штрафы, это частично компенсирует затраты правительства”, — заявил недавно глава “Открытого правительства” Михаил Абызов.
С учётом того что разработка и запуск одного приложения для смартфонов обходятся обычно в несколько тысяч долларов, заявление министра, на первый взгляд, выглядит более чем странным. Кроме того, “Открытое правительство” имеет лишь опосредованное отношение к задачам, которые призвано решать приложение “Народный инспектор” (в первую очередь это использование видеодоказательств правонарушений, полученных от граждан, для наложения штрафов на нарушителей ПДД).

Ситуация с приложением осложняется и тем, что на прошлой неделе был задержан врио начальника ФКУ НПО “Спецтехника и спецсвязь” (СТиС) МВД России Андрей Нечаев, ответственный в министерстве именно за разработку информационных систем для деятельности МВД.

Как сообщили Лайфу источники в Правительстве РФ, это ставит крест на финансировании проекта “Народный инспектор” и с большой вероятностью никакого отдельного финансирования проект, лоббируемый Абызовым, не получит.

“Народный инспектор”, так же как сервис “Госуслуги” и другие цифровые сервисы, является частью проекта “Электронное правительство”, ответственным за развитие которого выступает Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Именно в бюджет этого министерства заложены средства на развитие электронных сервисов для взаимодействия государства и гражданина. Например, в 2017 году на поддержание инфраструктуры “Электронного правительства” к концу года будет потрачено 1,8 млрд рублей и ещё около 400 млн рублей — на развитие новых сервисов. Вероятнее всего, именно из этих денег будет финансироваться и создание “Народного инспектора”.

— Минкомсвязь России провела всю необходимую предварительную работу по подготовке мобильного приложения, которое позволит фиксировать ПДД и направлять свидетельства в уполномоченный орган власти. Уже подготовлен проект технического задания. Министерство готово заключить контракт на разработку приложения незамедлительно после получения правовых оснований, то есть после внесения необходимых изменений в законодательство, — пояснили Лайфу в пресс-службе ведомства.

Исполнитель госзаказа также уже известен — им станет “Ростелеком”, а точнее, инновационное подразделение государственного оператора “РТ лабс”. Минкомсвязи ежегодно заключает контракт с “Ростелекомом” на поддержание инфраструктуры “Электронного правительства” и разработку новых сервисов. Далее уже сам “Ростелеком”, получив заказ от Минкомсвязи, имеет право самостоятельно выбирать подрядчиков для того или иного проекта.

Следует отметить, что приложение “Народный инспектор” действует в одном из регионов России уже три года. В Татарстане оно было запущено силами регионального министерства ещё в 2014 году, разработкой приложения занималось ООО “Управление информационными проектами”. Именно основываясь на опыте Татарстана, из которого родом и нынешний глава Минкомсвязи, решено масштабировать сервис на всю Россию.

Кстати, единственным учредителем ООО “Управление информационными проектами”, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является Якубов Тимур Эдуардович, одно время сотрудничавший с нынешним главой Минкомсвязи РФ Николаем Никифоровым в рамках республиканских проектов, в частности при создании “Казанского портала”.
Помимо совместной работы в Татарстане господин Якубов связан с Минкомсвязи через жену Николая Никифорова — Светлану Никифорову. Вместе они участвовали в создании компании “Стартобаза”, где Тимуру Якубову в 2012 году принадлежал 1% ООО, затем, в апреле 2012 года, компания стала на 100% принадлежать Светлане Никифоровой. Кроме того, ООО “Управление информационными проектами” работает в казанском технопарке IT-Park, создателем которого также выступал Николай Никифоров, а директором — его жена, в 2010 году ещё носившая фамилию Палатова.

Представители ООО “Управление информационными проектами” для получения официальных комментариев рекомендовали обратиться к руководству компании, однако на условиях анонимности пояснили, что стоимость приложения “Народный инспектор”, созданного в Татарстане, составляла не более нескольких тысяч долларов.

— Столько стоит только само приложение, однако есть ещё стоимость серверов, которые будут хранить данные видеофиксации и фотофиксации правонарушений по всей стране. Кроме того, необходимо учитывать стоимость создания автоматизированных систем для выписки штрафов, их рассылки нарушителям, анализа присылаемых пользователями материалов, в этом случае, всё вместе, это может стоить именно столько, сколько было заявлено. И создание самого приложения — лишь малая часть глобального проекта, — пояснил один из сотрудников ООО “УИП”.

ГИБДД открывает охоту на призраков

Мэрия Москвы внедрит новый инструмент борьбы с нарушителями

Новый софт для управления дорожными камерами, на разработку которого мэрия Москвы потратит 180 млн руб., позволит сотрудникам ГИБДД с помощью мобильного приложения «Перехват» отслеживать и останавливать для проверки машины, находящиеся в розыске, снятые с учета и зарегистрированные на умерших граждан. Из-за ряда особенностей законодательства таким автовладельцам сегодня удается избежать штрафов с камер.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) объявил на госзакупках тендер на 180 млн руб. по модернизации «автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений». Новый софт предназначается для инспекторов ГИБДД, МАДИ, АМПП и должен быть внедрен в 2022 году. По условиям контракта работы должны быть проведены до конца 2021 года, тестирование будет проходить «по мере технической готовности», рассказали в ЦОДД

В рамках модернизации действующей системы «Перехват» на планшеты инспекторов установят мобильное приложение, которое позволит патрулям подключиться к любым дорожным камерам, обнаружить автомобиль, находящийся в розыске, и остановить его для проверки. Автоматические комплексы, пояснили “Ъ” в ЦОДД, распознав на дороге подозрительный автомобиль, направляют информацию в единую «диспетчерскую», оттуда сигнал поступает ДПС, на что уходит слишком много времени.

С помощью приложения можно будет оперативно отследить, например, незарегистрированные в ГИБДД, снятые с учета, оформленные на несовершеннолетних или умерших граждан автомобили, а также транспорт с ошибками в регистрационных данных (без ФИО, адреса, даты рождения и т. д.).

Сейчас настоящим владельцам таких транспортных средств удается избежать штрафов с камер.

Так, скандально известный блогер Эдвард Билл, устроивший аварию с несколькими пострадавшими в центре Москвы в апреле 2021 года, управлял незарегистрированной Audi, из-за чего штрафы ему не приходили. С начала года ГИБДД Москвы выявила более 7 тыс. автомобилей с прекращенной регистрацией (за это применяется штраф в 800 руб.). С помощью мобильного приложения инспекторы совместно с приставами смогут также отслеживать и останавливать автомобили злостных должников.

В Москве тестируют камеры для наказания владельцев шумных машин и мотоциклов

Планируется активнее использовать возможности нейросети. В частности, речь идет о распознавании частично закрытого номерного знака. К примеру, камера фиксирует нарушителя ПДД на зеленой Lada Granta с регионом 99 и одним непрочитанным символом в знаке. После сопоставления данных (модель, марка и т. д.) сочетание будет восстановлено. Если не хватает нескольких символов, нейросеть предложит ЦОДД ряд вариантов. После проверки материал передадут в ГИБДД для формирования «письма счастья». В рамках модернизации нейросеть должны обучить распознавать новые модели и автобренды, отметили в ЦОДД: «За последние годы в России появились новинки китайского автопрома, развивается рынок беспилотных машин».

Перед разработчиками поставлена также задача исключить двойное штрафование за одно нарушение.

Речь идет о ситуациях, когда, например, над участком выделенной для общественного транспорта полосы расположены несколько комплексов (например, на Живописном мосту в Строгино). Водитель, проследовав в зоне действие камер, может получить несколько штрафов. Новый софт будет считать это одним нарушением. Но если выделенка прерывается (например, на перекрестке), проезд под следующей камерой будет являться уже новым нарушением — за это пришлют штраф.

Новые камеры проверят шлемы у мотоциклистов, а также наличие ОСАГО и техосмотра

«Если инспекторы будут подключаться к камерам и работать адресно по конкретным машинам, пользы от этого будет гораздо больше, чем отослать 500 автоматических штрафов в пустоту (за машиной блогера Эдварда Билла числилось на момент ДТП 566 невынесенных штрафов.— “Ъ” ),— говорит координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов.— Законопослушных водителей надо, по большому счету, оставить в покое и заниматься только вот такими нарушителями». Эффективность будет зависеть от количества сотрудников ДПС, способных работать с новым софтом и приборами, говорит Петр Шкуматов. Напомним, еще в 2016 году ГИБДД рассказывала про запуск системы, позволяющей инспекторам подключаться к камерам с помощью переносных компьютеров и выявлять злостных нарушителей скоростного режима. Масштабного распространения она так и не получила: в 2020–2021 годах ГИБДД таким образом задержала чуть более 200 водителей.

Эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что любой фотоматериал, требующий определения номера автомобиля с помощью нейросетей, должен иметь специальную пометку, а инспектор ГИБДД, ставящий свою подпись под штрафом (перед тем как он идет автовладельцу), понимал, что несет ответственность, и все проверил. Эксперт отметил, что в техзадании к тендеру заложена полезная функция, позволяющая в автоматическом режиме выявлять резкое изменение числа фиксаций (или нарушений), что может косвенно указывать на неисправность камеры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: