Новый закон о маске при эпидемии с 12 мая и какой штраф?

Масочный режим в 2021 году: как предпринимателю избежать штрафа

С начала эпидемии коронавируса рекомендации врачей по ношению масок менялись. Их то признавали неэффективными, то советовали обязательно надевать в помещениях с людьми. Но по закону стабильно: почти во всех регионах России масочный режим действует с марта или апреля и пока не отменён. Предприниматели в сфере торговли и бытовых услуг обязаны работать в масках. За клиентов без масок тоже попадает — но тут есть защита. Теперь обо всём подробно

Масочный режим ещё не отменили

Чтобы остановить коронавирус, регионы объявили режим повышенной готовности, ввели запреты и защитные санитарные меры. Ограничения снимают постепенно — это зависит от уровня заболеваемости в городе. Как именно и насколько долго бороться с эпидемией, местные власти решают самостоятельно на основании указов Президента от 02.04.2020 № 239 и от 11.05.2020 № 316.

В большинстве городов ввели обязательное ношение масок в общественных местах. Например, в Москве надо надевать маску при любом выходе из дома и на рабочих местах. А в Санкт-Петербурге — при посещении объектов торговли и бытовых услуг. В других городах правила примерно такие же. Найти свой город и посмотреть, где нельзя ходить без маски, можно в этой таблице. Отменят масочный режим тоже региональным указом.

Работать с клиентами нужно в маске

Роспотребнадзор рекомендует носить маски персоналу в магазинах, парикмахерских, автосервисах и всем людям вообще. Согласно плану поэтапного снятия ограничений по covid-19 носить маски нужно до победного конца.

Другие санитарные меры тоже действуют. Предприниматели обязаны дезинфицировать помещение, ставить антисептик для рук, следить за дистанцией 1,5 метра в очереди. За нарушения штрафуют или закрывают точку.

Предприниматели обязаны купить маски работникам на свои деньги. Так обеспечиваются безопасные условия труда по ст. 212 ТК РФ. Покупать медицинские не нужно, подойдут многоразовые — строгого требования нет. Работодатель отвечает за рядовой персонал и в случае проверки платить штраф придётся из своих денег.

Клиент тоже обязан надеть маску. Продавать маски на входе — законно

Предпринимателя могут оштрафовать за обслуживание клиента без маски.

В обычное время магазины обязаны продавать товар любому человеку, такси — возить, парикмахеры — подстригать. Тут работает правило о публичном договоре из ст. 426 ГК РФ. Все потребители равны.

Пока не стихла эпидемия, клиентов без масок можно не обслуживать и даже вежливо просить выйти. По мнению Роспотребнадзора, такой отказ потребителю не нарушает закон. Предприниматель заботится о здоровье персонала и других клиентов. А человек может болеть, и от него заразятся другие. Роспотребнадзор сказал только про магазины. Но, скорее всего, проверяющие не встанут на сторону клиента из сферы услуг, который игнорируют правило про маски.

Следить за клиентами сложно. И справедливо, что предприниматель не может отвечать за маску на лице каждого и рисковать штрафом. Но выталкивать клиента на улицу тоже нельзя. Минпромторг рекомендует не штрафовать магазин, если персонал сделал всё возможное:

— повесил на дверях объявление или плакат про маски;

— предложил купить маску на входе;

— устно объяснил покупателю, что маска обязательна, и сослался на местный указ;

— отказался показывать товар, консультировать и отбивать покупку на кассе;

— если слова не помогли, вызвал полицию «не вступая в конфликт с нарушителем».

Если вмешается полиция, штраф грозит уже посетителю, а не предпринимателю.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Штрафы за обслуживание клиентов без маски

За масочным режимом следят полиция и сотрудники Роспотребнадзора, если приходят с внеплановой проверкой. На предпринимателя составляют протокол по статье 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил во время режима повышенной готовности. Потом суд оштрафует или закроет. Хотя для небольших магазинов мелкая, но обидная история с масками иногда заканчивается предупреждением.

Наказания для предпринимателей такие:

Штраф от 10 000 до 50 000 ₽

Штраф от 30 000 до 50 000 ₽

Штраф от 100 000 до 300 000 ₽

Если поймают второй раз или докажут, что после посещения точки люди заболели коронавирусом, накажут более сурово:

Штраф от 300 000 до 500 000 ₽ или запрет быть директором на срок от года до трёх лет

Штраф от 500 000 до 1000 000 ₽ или запрет работать на срок до трёх месяцев

Штраф от 500 000 до 1000 000 ₽ или запрет работы на срок до трёх месяцев

К сожалению, административных дел нашли много:

Директора магазина оштрафовали на 10 000 ₽ за кассира без маски.

Предпринимателя оштрафовали на 30 000 ₽. Сотрудник пункта выдачи принимал клиентов без маски.

Хозяйку салона красоты оштрафовали на 30 000 ₽. Парикмахер оказала услугу по уходу за волосами без маски.

Администратору «Пятёрочки» вынесли предупреждение. Она не среагировала на покупателя без маски.

Предпринимателю вынесли предупреждение. В своём магазине автозапчастей она обслужила клиента. Её маска висела на шее.

Предпринимателя оштрафовали на 30 000 ₽. Продавцы в его магазине работали без масок. И без перчаток. Дело было в Москве.

В общем, расслабляться пока рано.

Статья актуальна на 08.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Законен ли штраф за отсутствие маски и перчаток в период коронавируса

Поговорим о том, какие меры предосторожности должно соблюдать население и предусмотрена ли ответственность за отсутствие масок и перчаток в общественных местах.

  • Какой закон заставляет нас носить маски и перчатки
  • Ответственность за отсутствие маски и перчаток, либо за отказ их надевать
  • Требование носить маски и перчатки – законно ли оно
  • Порядок обжалования постановлений о наложении штрафа за отсутствие маски и перчаток
  • Комментарии

Ежегодно в осенне-зимний период россияне сталкиваются с острыми респираторными инфекциями. В 2020 году привычный ритм жизни граждан нарушила эпидемия коронавируса. Последние несколько месяцев одноразовая маска и перчатки стали неотъемлемым атрибутом повседневной жизни.

В связи с неблагоприятной эпидобстановкой, власти отдельных регионов вынуждены вводить ряд ограничений. В данной статье поговорим о том, какие меры предосторожности должно соблюдать население и предусмотрена ли ответственность за отсутствие масок и перчаток в общественных местах.

Какой закон заставляет нас носить маски и перчатки

На сегодняшний день на всей территории страны действует масочный режим. Для начала, давайте определимся со значением данного термина.

Итак, масочный режим подразумевает под собой необходимость одевать маску и одноразовые перчатки в общественных местах.

К категории таких мест можно отнести магазины, рынки, метро, такси, автобусы, а также иной общественный транспорт.

Ограничения, которые были введены для россиян, в большинстве случаев основываются на местных законодательных актах. Например, жители Москвы должны руководствоваться указом мера №92-УМ от 25.09.2020 года. В соответствии с пунктом 8.3 данного нормативного документа, жители города обязаны использовать индивидуальное средство защиты в момент нахождения в местах большого скопления людей.

Именно на основании подобных законодательных актов сотрудники правопорядка штрафуют рядовых граждан. Правомерны ли их действия?

Ответственность за отсутствие маски и перчаток, либо за отказ их надевать

Оштрафовать гражданина за отсутствие маски и перчаток на основании указов региональных властей невозможно. Именно поэтому многих интересует вопрос на каком основании штрафуют за отсутствие маски и перчаток.

В данном случае по отношению к человеку, который проигнорировал требования указа, будут применены нормы административного кодекса, а именно статья 20.6.1. В соответствии с данной статьей, невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, нарушителю будет вынесено предупреждение или на него будет наложен штраф в размере от 1 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

Такой режим введен практически во всех регионах РФ, и если такой режим введен, то взимание штрафов в соответствии 20 .6.1 КоАП РФ является законным.

Размеры штрафных санкций определяются на региональном уровне. Например, для жителей Подмосковья и Санкт-Петербурга административный штраф составляет 4 тыс. руб. В Тульской области санкции, применяемые к нарушителям более лояльные, в данном регионе могут оштрафовать за отсутствие маски и перчаток на 2 тыс. руб.

Следует учесть, что обязанность соблюдать нормативные требования лежит не только простых гражданах. Работники торговли и других общественных организаций должны соблюдать масочный режим. При этом стоит учесть, что владельцы магазинов не только должны обеспечивать покупателей индивидуальными средствами защиты, но и следить за тем, чтобы посетители находились на территории торговой площадки в маске и перчатках.

Сотрудники магазина обязаны предупредить покупателя об ответственности и предпринять действия, которые будут содействовать соблюдению масочного режима.

К таким действиям относится:

бесплатная выдача масок и перчаток в торговых залах;

Законны ли штрафы для магазинов за несоблюдение покупателями масочного режима и как их избежать

Роспотребнадзор и полиция штрафуют магазины, клиенты которых не носят маски, нарушая тем самым масочный режим. При этом в некоторых случаях размер штрафов доходит до 300 000 рублей. Рассказываем, насколько законны эти штрафы и что нужно делать, чтобы их избежать.

Кто отвечает за соблюдение масочного режима

Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски/респиратора и запрет на появление без маски в общественных местах) введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ. Например, в Москве масочный режим был установлен на основании указа мэра от 07.05.2020 № 55-УМ. В соответствии с п. 9.4 этого указа с 12 мая текущего года при посещении объектов торговли все без исключения граждане должны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы). В свою очередь, организации торговли обязаны контролировать исполнение своими клиентами указанного требования и создавать условия для соблюдения ими временных санитарных ограничений и запретов.

Таким образом, обязанность по соблюдению масочного режима распространяется не только на покупателей, но и на сами магазины и их должностных лиц (продавцов, кассиров, охранников). Причем магазины должны не просто снабжать своих сотрудников масками и антисептиками, но и следить за тем, как масочный режим соблюдается всеми посетителями, находящимися на кассах и в торговых залах.

  • размещать на территории торговых объектов, в том числе при входе, печатные информационные материалы о введении режима обязательного ношения масок с указанием на соответствующие нормы НПА;
  • осуществлять трансляцию аудио- и видеоматериалов для населения о введении режима обязательного ношения масок в торговых залах и об ответственности за нарушение данных требований;
  • обеспечивать сотрудников организации торговли масками и перчатками;
  • организовывать проведение инструктажей персонала и тренингов по порядку действий в отношении посетителей торгового объекта, в том числе нарушителей масочного режима;
  • при наличии в продаже масок организовывать их реализацию посетителям с соблюдением санитарных норм и правил;
  • не допускать обслуживание клиентов, нарушающих масочный режим.

За что могут оштрафовать магазин в период действия масочного режима

Само по себе нахождение в магазине посетителей без масок не грозит торговой организации какой-либо ответственностью. По общему правилу, привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее данное правонарушение. То есть сам покупатель, а не магазин.

В конечном счете магазины не вправе отказать клиентам в посещении своих торговых площадей и залов. В противном случае действия магазина могут быть расценены тем же Роспотребнадзором в качестве дискриминации и нарушения прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).

1. Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски в общественных местах) был введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ.

2. Магазины должны следить, как масочный режим соблюдается всеми посетителями и работниками магазина (продавцами, кассирами, охранниками и т. п.).

3. Если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не могут.

4. Штраф последует, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.

5. Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил нарушение.

6. Чтобы избежать штрафов, при попытке прохода в магазин посетителя без маски, представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.

7. При соблюдении магазином всех правил (предупреждение об ответственности, неосуществление отпуска товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.

В то же самое время магазин обязан проинформировать своих посетителей об обязанности соблюдать масочный режим и об административной ответственности за несоблюдение данного режима. Одновременно с этим магазин должен предпринять действия, обязывающие клиентов соблюдать масочный режим.

  • бесплатная выдача масок с целью их ношения в торговых залах и на кассах;
  • предложение по приобретению маски за счет покупателя на отдельной кассе магазина;
  • отказ в обслуживании покупателей, которые не носят маску.

И если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не смогут.

Штраф последует только тогда, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.

Также магазин могут оштрафовать за непредупреждение клиентов, которые не носят масок, о необходимости соблюдения масочного режима и об ответственности за несоблюдение данного режима (письмо Минпромторга от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).

Какие штрафы действуют за нарушение масочного режима

Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил подобного рода нарушение.

Штрафы последуют по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

По данной статье за отсутствие маски клиент магазина может быть либо предупрежден, либо оштрафован на сумму от 1 000 до 30 000 рублей. Кассир, осуществивший продажу товара клиенту, нарушающему масочный режим, может быть оштрафован на сумму от 10 000 до 50 000 рублей. Такой же штраф назначается и ИП, которому принадлежит соответствующая торговая точка. Торговая организация за это нарушение несет ответственность в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Повторное нарушение масочного режима увеличит штрафы для покупателей, продавцов и организаций (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ). За повторное нарушение штраф для покупателей может составить от 15 000 до 50 000 рублей, а для продавцов — от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Штраф для ИП и торговых организаций составит от 500 000 до 1 млн рублей. В качестве альтернативы штрафу деятельность магазина могут приостановить на срок до 90 суток.

Как магазинам избежать штрафов за нарушение масочного режима

В целях избежания возможных наказаний за нарушение санитарных норм в период действия карантина организации и ИП должны строго следовать распоряжениям местных властей, а также выполнять рекомендации контролирующих ведомств и, в частности, Роспотребнадзора.

Например, магазины должны соблюдать рекомендации Минпромторга, которые касаются работы магазинов в условиях санитарных ограничений (письмо от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).

Согласно данным рекомендациям, при попытке прохода в магазин посетителя без маски представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.

Одновременно посетителя нужно проинформировать о возможности приобретения масок при входе в магазин или на его территории в отдельной кассе.

При несогласии посетителя исполнять такие требования и в случае их нарушения, в том числе проникновения на территорию магазина, представителям торговой организации рекомендуется отказать такому посетителю в обслуживании на кассе.

Одновременно необходимо вызвать полицию для пресечения нарушения. В конфликт с нарушителем продавцам вступать не рекомендуется.

При соблюдении магазином данной инструкции (предупреждение об ответственности, отказ в продаже товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.

Может ли магазин отказать в обслуживании клиенту без маски

Выполняя санитарные рекомендации Минпромторга и Роспотребнадзора, магазины должны отказывать в обслуживании и отпуске товаров покупателям, не соблюдающим масочный режим. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос о законности такого отказа.

По общему правилу, магазин не вправе отказать своему клиенту в обслуживании.

Договор купли-продажи, заключаемый между магазином и потребителем в момент совершения покупки, предусматривает недопустимость отказа в обслуживании покупателя, если интересующий товар доступен для приобретения, а у покупателя достаточно денежных средств для оплаты (п. 3 ст. 426 ГК РФ).

В свою очередь отказ потребителю в предоставлении товаров либо доступе к товарам по причинам, связанным с состоянием его здоровья, влечет наложение штрафов по ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ. За данное нарушение организацию могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 500 000 рублей.

Вместе с тем, как указал Роспотребнадзор в информационном письме от 20.05.2020 , правило о недопустимости отказа в заключении договора купли-продажи следует применять с учетом введенных в конкретном регионе санитарных ограничений. Поэтому действия магазинов по ненасильственному воспрепятствованию потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие права потребителей.

Роспотребнадзор поясняет, что такие действия в условиях масочного режима отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и имеют своей целью защиту прав и интересов всех прочих потребителей.

Следовательно, штрафовать за нарушение прав потребителей магазины, отказывающие в отпуске товаров нарушителям масочного режима, Роспотребнадзор не будет. Напротив, самих покупателей, которые игнорируют обязанность по ношению масок, рекомендуется привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:

Могут ли выписать штраф за неношение маски

У нас в регионе ввели ограничения: в некоторых местах нельзя появляться без маски. Но я не понимаю, на основании какого закона за это будут штрафовать. В КоАП РФ нигде нет упоминаний, что человека можно штрафовать за то, что у него нет маски или он гуляет в неположенном месте. Как можно избежать такого штрафа или оспорить его?

Чтобы ограничить распространение коронавируса и защитить людей, в нашей стране ввели ограничения: нельзя ходить в бары и торговые центры, гулять в скверах, заходить в магазин без маски. Все эти ограничения устанавливают субъекты РФ, и в каждом свои правила.

Я поясню, может ли субъект РФ ограничить ваши права и оштрафовать за их несоблюдение.

За что вообще могут штрафовать субъекты РФ

Это теория, без которой не разобраться.

В России законодательство об административной ответственности состоит из двух частей:

  1. КоАП РФ. Это закон федерального уровня, и он действует по всей России. Принимается он Госдумой.
  2. Законы субъектов РФ об административной ответственности. Они действуют на территории определенного региона и принимаются местными органами власти.

Субъекты РФ могут вводить региональные штрафы. Но только если правило, которое нужно соблюдать, прописано в законе субъекта. Для этого нужно, чтобы на федеральном уровне такой нормы не было вообще и ответственности тоже. Например, за шум среди ночи.

Если что-то запрещено федеральным законом, штраф или другое наказание пропишут в КоАП. Включать его в закон субъекта РФ нельзя.

Бывает, что федеральный закон разрешает субъектам что-то запретить. Это как раз про коронавирус. Тогда непонятно, чей это запрет: федеральный или региональный. Куда включать штрафы: в КоАП РФ или региональные законы? А от этого зависит, в чей бюджет эти штрафы пойдут.

ст. 46 БК РФ — в какие бюджеты идут штрафы

Субъекты РФ радуются: сейчас мы все запретим, нарушителей оштрафуем и пополним свой бюджет. Прокуратура и Верховный суд говорят: рано радуетесь, вам такие запреты разрешила вводить Российская Федерация, вот она и будет за их нарушение штрафовать. Так что пополнять будем бюджет Российской Федерации.

То есть если правило предусмотрено федеральным законом, то ответственность за его несоблюдение может ввести только сама Российская Федерация. Даже если региональный закон определяет, как это правило должно работать.

А еще есть правило о том, что человека нельзя дважды штрафовать за одно и то же правонарушение. И если за что-то можно выписать штраф по КоАП РФ, то нельзя вводить за это ответственность еще и в местных законах. Даже если очень хочется.

Все это старые проблемы, которые возникли задолго до коронавируса. Поэтому мы знаем, что думает о них Верховный суд.

Пример из недалекого прошлого, который уже проверен временем.

В России действует федеральный закон, который регулирует оборот алкоголя. За его несоблюдение есть ответственность в КоАП РФ — по статье 14.16.

В законе написано, что субъекты РФ могут вводить дополнительные ограничения на продажу алкоголя. Они и вводят. Например, в Саратовской области нельзя купить алкоголь после 22:00, в Чеченской республике с этим вообще сурово.

Субъекты приняли свои законы про это и решили штрафовать граждан за их нарушение. Но оказалось, что так нельзя. Правило о том, что субъекты могут ограничивать граждан в желании выпить, введено федеральным законом, поэтому и ответственность может быть только федеральная. Вот определение Верховного суда.

А в другом его решении сказано, что регионы не могут штрафовать за самогоноварение, хотя в КоАП такого штрафа нет. Просто это никак не полномочия субъектов РФ.

Обычно прокуратура следит за тем, чтобы местные законы соответствовали федеральным. Она находит, что можно обжаловать, и обжалует. Поэтому практика по всей России более-менее стабильная. Опыт одного субъекта перенимают другие. Но это требует времени.

А иногда в каком-то субъекте РФ закон продолжает работать, и никто его не обжалует. В результате по нему могут оштрафовать, хотя такого закона и быть-то не должно. Но адекватный судья разберется. Чтобы адекватных судей было больше, Верховный суд издает разъяснения в виде постановлений пленума.

Что нужно запомнить: не за все, что запретили местным законом, могут выписать региональный штраф. Если сомневаетесь, пишите в прокуратуру.

За что могут оштрафовать субъекты РФ

Регионы могут ввести штраф за то, что на федеральном уровне не урегулировали совсем. Например, за шум в ночное время. За продажу несовершеннолетним алкогольных энергетиков и никотиносодержащих смесей. За неправильный выпас оленей. За парковку на газонах. Все это есть в законах областей, республик, городов федерального значения.

Но практика меняется, так как меняются федеральные законы. Например, еще в марте 2020 года в КоАП РФ не было ответственности юрлиц за незаконную перепланировку — действовали региональные нормы. А сейчас есть, поэтому по местным КоАП штрафовать нельзя.

Регионы могут ввести только штраф или предупреждение. Арестовать или конфисковать имущество возможно только по федеральному КоАП.

Что написано в законе про повышенную готовность к ЧС

Законодательство о ЧС состоит как из федеральных норм, так и из норм субъектов РФ. В федеральном законе о ЧС написано, какие права и обязанности есть у правительства страны, а какие — у субъектов РФ.

Вот что могут делать региональные власти:

  1. Вводить на своей территории режим повышенной готовности к ЧС или режим ЧС.
  2. Устанавливать правила поведения, которые должны при этом соблюдать граждане и организации.

Эти правила поведения, которые обязательны для граждан и организаций, и есть наши с вами ограничительные меры: не работать в офисе, не гулять, не ходить без маски.

Федеральный закон обязывает граждан выполнять правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС. Правила установили субъекты РФ, но обязанность-то федеральная. И ответственность тоже федеральная.

Может ли закон субъекта РФ ограничить ваши права

Пока в федеральном законе это предусмотрено: субъект РФ вправе вводить ограничения для граждан. Логика такая: ограничения действуют в связи с режимом повышенной готовности. Его вводят субъекты РФ. Такие полномочия им даны федеральным законом. Федеральный закон может ограничивать права граждан: Конституция такое разрешает.

Тут обычно между юристами завязывается спор. Но я просто излагаю логику законодателя. Пока и до тех пор, как Конституционный суд что-нибудь не скажет об этом, все будет работать как есть.

В чем разница между повышенной готовностью к ЧС и карантином

Карантин вводят, чтобы предотвратить или остановить эпидемию, а ЧС — и при эпидемии, и при технической аварии, и при наводнении. При эпидемии могут ввести сразу и то и другое.

Повышенная готовность. Если надвигается опасность, государство может ввести особый режим, чтобы к ней подготовиться. Его назвали режимом повышенной готовности к ЧС. То есть если ЧС все-таки случится, то государство будет готово. И постарается ее предотвратить. У госорганов появляются дополнительные задачи, а у людей и компаний — дополнительные обязанности.

Карантин. Его вводят при вспышке инфекционных заболеваний. Это другой закон — о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Его тоже могут вводить субъекты РФ. При карантине ограничивают передвижение людей и машин, работу организаций. Например, у нас в области его вводили при бешенстве, африканской чуме свиней, а теперь из-за коронавируса закрывают целые села и районы. В них нельзя въехать или выехать.

При эпидемии могут ввести и карантин, и режим повышенной готовности. Субъекты так и делают. Например, в Краснодарском крае карантин ввели сразу на всей территории одновременно с режимом повышенной готовности.

Для нас с вами это, по сути, неважно. Что при повышенной готовности, что при карантине приходится сидеть дома и ждать, раз региональные власти так решили.

За какой карантин заплатят, а за какой нет

Слово «карантин» не значит, что государство сразу должно что-то всем заплатить. Я говорю про законную обязанность, а не моральную.

Что оплатят. Оплачивают тот карантин, который по больничному. В качестве основания выдачи в больничном листе пишут причину: карантин. Это код 03.

Такие больничные выдают, когда человек заболел заразной болезнью, или был риск заразиться, или детский садик закрыли из-за вспышки ветрянки, например. Выплаты идут по закону о страховании на случай заболевания. Время, когда человек не мог работать из-за болезни, ему компенсируют.

При коронавирусе карантин оплачивается, если человек:

  1. заболел COVID-19 либо болеет его ребенок;
  2. приехал из другой страны, неблагополучной по COVID-19 ;
  3. общался с заболевшим;
  4. живет вместе с приехавшими.

Что не оплатят. При том карантине, который вводят на территории села, города или области, никаких больничных не выписывают и автоматически всем гражданам, живущим на этой территории, денег не платят. Это другой закон — о санитарно-эпидемиологическом благополучии. Если карантин будет по болезням животных, их могут убить, а стоимость компенсируют. Но про больничные там ничего не сказано.

Проблема в том, что два разных понятия из разных законов называются одним словом. Значение у них при этом разное.

Если вы получили личное предписание санитарной службы сидеть дома и никуда не выходить, больничный дадут и оплатят. Если карантин ввели во всей области и запрещают ходить куда-то , кроме магазина, денег не дадут. Не дали больничный — не будет и оплаты.

Оштрафуют ли за прогулку по улице

Оштрафуют, если в законе субъекта РФ есть запрет. Например, в Саратове разрешили гулять по улицам вдвоем, но потом одумались и снова запретили. В общественных местах, например магазинах и аптеках, нужно ходить в маске. И так во многих регионах. Если нарушить, могут выписать штраф или обойтись предупреждением.

Штрафовать в любом случае должны по КоАП РФ — по статье 20.6.1:

  1. При первом нарушении можно обойтись предупреждением.
  2. Штраф может быть от 1000 до 30 000 Р .
  3. За повторное нарушение — штраф от 15 000 до 50 000 Р .

Вот несколько примеров из уютной провинции.

В окрестностях Саратова несколько человек вышли из дома и получили за это штраф. Один хотел наловить рыбы, другой гулял у железнодорожного переезда, другие просто сидели на берегу Волги. Саратовский районный суд выписал им штрафы — всем от 3000 до 4000 Р .

А вот тем, кто гулял по городу, за один день Кировский районный суд Саратова выписал восемь предупреждений и один штраф в 1000 Р .

Если вы нарушите запрет на выход из дома, который вам лично выписали представители санитарной службы, штраф будет по статье 6.3 КоАП. Там никаких предупреждений и штраф минимум 15 000 Р .

Если ваш друг-юрист говорит совсем другое

Разъяснения Верховного суда подтверждают мои слова. В вопросе 17 обзора от 21 апреля 2020 года Верховный суд велел штрафовать всех нарушающих правила при коронавирусе по КоАП РФ:

Что делать, если оштрафовали не по той статье

Штраф можно оспорить. Для этого нужно получить постановление о назначении штрафа. Оно придет письмом по адресу прописки. Информация о штрафе может появиться в личном кабинете на портале госуслуг.

Отправить жалобу нужно в течение 10 дней с того момента, как получили постановление о привлечении к ответственности. До этого считается, что оно вообще не вступило в силу, поэтому его можно оспорить.

Посмотрите, кто вынес постановление, и подайте жалобу:

  1. Если оштрафовал мировой суд, то в районный суд.
  2. Если оштрафовал районный суд, то в суд уровнем выше. Позвоните в суд и узнайте, куда именно.
  3. Если постановление о штрафе подписано кем угодно, кроме суда, подавайте жалобу в районный суд. Например, постановление может быть подписано начальником управления контроля в сфере закупок ГКУ Москвы. Выбирайте суд, который относится к месту совершения правонарушения.

Если ошибетесь, в принципе, ничего страшного. Жалобу передадут в нужный суд, просто это затянет сроки рассмотрения. Можно сразу подать жалобу в тот орган или суд, который вынес решение. Они передадут ее дальше.

Жалобу отправляют заказным письмом с описью вложений. К ней прикладывают копию постановления о привлечении к ответственности. Но если вы в Саратове, а прописаны в Краснодаре и письмо пришло туда, отправляйте без копии. Укажите в жалобе дату, номер, кто вынес постановление — этого будет достаточно.

В электронном виде пока жалобу подать нельзя. Чтобы это заработало, нужно, чтобы в КоАП внесли необходимые поправки. К сожалению, новые штрафы вводят, а полезные поправки нет.

Почта России с недавних пор предлагает направить заказное письмо онлайн. Требуется регистрация через госуслуги. Я не уверена, что суд станет рассматривать жалобы по делам об административных нарушениях, поданные через этот сервис. По крайней мере, по жалобам через сайт МВД есть отказы. Суды говорят, что электронной подписью жалобы по административным штрафам подписывать нельзя.

Если отделение почты никого не обслуживает, суды не принимают людей, а выйти из дома равносильно новому штрафу, придется подождать. Потом напишете в суд, что просите восстановить срок на обжалование из-за введения на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий. Это уважительная причина пропуска срока. Для убедительности добавьте ссылку на региональный акт — его можно найти через поисковик или на сайте местного правительства.

Если выписали предупреждение, сами решайте, нужно вам связываться с обжалованием или нет. С одной стороны, деньги платить не надо. С другой — из-за предупреждения при повторном нарушении могут строже наказать.

В Москве свои законы

Это были правила для России, а в Москве действует свой порядок. Человек может получить штраф за то, что вовремя не установил специальное приложение или установил, но оно зависло. Это никак не укладывается в правила привлечения к административной ответственности — вот здесь мы подробно рассказываем почему.

Однако в Москве и обжаловать такой штраф предлагают онлайн — через электронную приемную Москвы. Можете попробовать. Если проблема технического характера, думаю, это имеет смысл. А если вы собираетесь писать, что региональные штрафы незаконны, возможно, в этом лучше убеждать суд, чем московские органы власти.

Что писать в жалобе

Советую найти юриста, который поможет написать жалобу на языке, понятном для судей. Это необязательно. Просто так суду будет проще принять правильное решение.

Если знакомых юристов у вас нет, попробуйте составить жалобу сами. Обязательно поставьте подпись. В тексте напишите:

  1. Кому подаете жалобу — название органа, адрес.
  2. Чье решение обжалуете.
  3. Свои паспортные и контактные данные.
  4. Что и когда произошло.
  5. Что вам за это назначили.
  6. Почему вы считаете это незаконным.
  7. Что хотите отменить незаконно вынесенное решение.

Шаблоны по обжалованию штрафов по коронавирусу в интернете есть, и они разные в зависимости от ситуации. Одно дело, если вы не смогли установить приложение на старый телефон, другое — если полицейский остановил вас с собакой в парке.

Что в итоге

Область, край, город федерального значения, где вы живете, могут ограничить ваши права во время эпидемии, даже если по телевизору ее так не называют.

Оштрафовать за нарушение этих ограничений могут, но штраф должны выписать по федеральному КоАП. Это хорошо, потому что по нему есть возможность получить предупреждение, а не штраф.

Если оштрафовали по региональному закону, обжалуйте. Верховный суд на вашей стороне.

Для составления жалобы найдите юриста или поищите шаблон в интернете. Можете составить жалобу сами. Пишите лаконично, емко и самое основное.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Полный список законов по противодействию эпидемии: обзор от Госдумы

На уходящей неделе поправки в десятки законов, направленные на защиту граждан и бизнеса в условиях эпидемии коронавируса, были оперативно рассмотрены и приняты депутатми. В обзоре, подготовленном Госдумой — о том, какие именно изменения в законодательство внесены и как они защитят.

Кредитные каникулы

Увеличение выплат по больничным

Поддержка семей с детьми

Отсрочка штрафов за долги по ЖКХ

Покупка лекарств через интернет

Борьба со спекуляциями лекарств

Упрощение регистрации новых лекарств

Защита туристов

Возврат билетов на отмененные концерты

Отсрочка проведения техосмотра

Временная приостановка проверок бизнеса

Отсрочка переоформления разрешительных документов

Новые полномочия Правительства РФ

Оперативное внесение поправок в бюджет

Поддержка регионов

Штрафы за завышение цен на лекарства

Штрафы за нарушение карантина

В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц — от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также вводится новая статья 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ) при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц — от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП — от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. рублей.

В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц — от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц и ИП — от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.

Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы — от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.

Штрафы за распространение фейков о коронавирусе

Также за фейки предусмотрена уголовная ответственность для граждан. Если публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, то предусматривается повышенная уголовная ответственность в новой статье 207.2 УК. За такое деяние грозит штраф от 700 тыс. до 1,5 млн рублей, либо принудительные работы до трех лет, либо лишение свободы до трех лет.

Если то же деяние повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то наказание грозит в виде штрафа от 1,5 млн до 2 млн рублей, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы до пяти лет. «Важно подчеркнуть, что речь идет о распространении заведомо недостоверной информации, то есть когда лицо осознает недостоверность информации и тем не менее осуществляет ее распространение под видом достоверных сообщений», — подчеркнул Председатель профильного Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.

Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.

Постановление главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 года № 3 “О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям”

Комментарии Российской Газеты

Я, главный государственный санитарный врач по городу Санкт-Петербургу Башкетова Н.С., проанализировав показатели заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) совокупного населения Санкт-Петербурга, отмечаю ухудшение эпидемической ситуации, нарастание темпов распространения COVID-19.

Очередной подъем заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Санкт-Петербурге отмечается с 06.09.2021 года. Еженедельные темпы прироста заболеваемости за последние 5 недель составляют от 10,0% до 27,0 %. Темп прироста за сутки увеличился с 0,12 до 0,44.

Прирост числа заболевших среди взрослого населения отмечается во всех возрастных группах, в том числе в возрасте 65 лет и старше.

Увеличилась заболеваемость всеми клиническими формами COVID-19. Количество госпитализированных больных за прошедшую 40 неделю увеличилось на 18%.

Отмечается рост числа заболевших среди работников торговли, общественного питания, оказания бытовых, культурно-досуговых услуг, услуг по временному размещению, транспортных услуг и иной деятельности, связанной с обслуживанием населения.

В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) среди населения Санкт-Петербурга, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней”, п. 66 СанПиН 3.3686-21 “Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней”, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н “Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям” (зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 № 32115), постановляю:

1. Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации:

1.1. лицам, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере:

– образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания;

– торговли, в том числе курьерской доставки;

– общественного питания, в том числе курьерской доставки;

– предоставления услуг по временному проживанию (гостиницы, хостелы, гостевые дома, пансионаты, кемпинги и т.д.);

– транспорта общего пользования и такси;

– бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг;

– салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-центров, бассейнов;

– клиентских подразделений финансовых организаций;

– организаций, оказывающих услуги почтовой связи;

– многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

– жилищно-коммунального хозяйства и энергетики;

– культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, экскурсий);

– досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов), театров, кинотеатров, концертных залов;

1.2. государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы города Санкт-Петербурга, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы города Санкт-Петербурга, работникам органов государственной власти города Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций.

2. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории города Санкт-Петербурга, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления:

2.1. в срок до 15.11.2021 обеспечить проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 15.12.2021 – вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников;

2.2. усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.

3. Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями “Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19”.

4. Правительству Санкт-Петербурга:

4.1. Принять исчерпывающие меры по обеспечению реализации настоящего Постановления и предоставлению еженедельной информации в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу об исполнении настоящего Постановления.

4.2. Организовать проведение активного информирования населения о преимуществах вакцинопрофилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как наиболее эффективного профилактического мероприятия.

5. Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать проведение иммунизации против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, определить потребность в вакцине, холодильном оборудовании, прививочных бригадах, прививочных пунктах, дополнительно привлекаемых медицинских работников, необходимых для выполнения требования пункта 1 настоящего Постановления.

6. Руководители организаций, учреждений, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Санкт-Петербурга в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, несут ответственность за исполнение настоящего Постановления.

5. Начальникам функциональных и территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу обеспечить контроль за организацией и проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям.

6. Контроль исполнения настоящего Постановления оставляю за собой.

Н.С.Башкетова

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте “Российской Газеты” не является их официальной публикацией

Новый закон о маске при эпидемии с 12 мая и какой штраф?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2020 г. “О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования”

Роспотребнадзор разъясняет правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования.

В связи с поступающими в Роспотребнадзор запросами торговых организаций относительно правомерности/неправомерности отказа в обслуживании гражданам, посещающим торговые предприятия без масок в условиях их обязательного использования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на нижеследующее.

В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты “барьерного” типа.

Учитывая данный фактор, на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, исходя из сложившейся на их территории эпидемиологической ситуации, в числе вводимых ограничительных мер предусматривается обязательное ношение масок в общественных местах (в частности, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).

Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно в том случае, когда введен так называемый “масочный режим”, любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях “масочного режима” гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

СПРАВОЧНО: В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (далее – Закон N 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут на основании подпункта “ф” пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ во исполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 в соответствии с подпунктом “а.2” статьи 10 Закона N 68-ФЗ, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Обзор документа

Если на той или иной территории введен “масочный режим” в связи с распространением коронавируса, то любое появление гражданина в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия). Создается угроза жизни и здоровью не только самого гражданина, но и других людей.

В таких условиях запрет субъектов торговой деятельности на посещение гражданами магазинов без масок не нарушает права потребителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: