Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

Могут ли ДПС прятаться или прятать машину при ловле нарушителей?

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Это выдержка из Федерального закона “О полиции”; и о том, что инспектору ДПС запрещено прятаться самому при ловле нарушителей или прятать свой патрульный автомобиль, казалось бы, прямым текстом написано в этой статье. Но не всё так просто. Дело в том, что по тексту статьи открытость деятельности полиции ограничивается только теми случаями, когда она (открытость эта) не противоречит в нашем случае производству по делам об административных нарушениях (штрафы ГИБДД и лишение прав почти всегда относится к кодексу “Об административных правонарушениях”) – мы специально подчеркнули это в цитате статьи.

Таким образом, статья отсылает нас к другим законам (точнее, нормативно-правовым актам), и в нашем случае для того, что ответить на вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД прятаться “в кустах”, интересно было бы заглянуть в Административный регламент полиции, введённый Приказом № 664, в пункте 63 которого говорится следующее:

63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

Расшифровывая этот объёмный пункт, видим, что с одной стороны патрульный автомобиль инспекторов ГИБДД должен размещаться так, чтобы его было видно, причём видно должно быть также именно то, что он патрульный. С другой стороны, при ловле нарушителей в аварийно опасных местах, а также когда ловля нарушителей ПДД осуществляется при помощи фото- или видеокамер патрульную машину уже можно прятать. Здесь, если подходить к выдержке из закона буквально, отметим, что для того, чтобы прятать патрульный автомобиль, не обязательно использование средств автофиксации – речь идёт об общих средствах фото/видеофиксации, к коим может относиться и личный фотоаппарат, и мобильный телефон инспектора. Кроме того, прятать машину можно, к примеру, за горкой (обязательно естественно образованный, а не насыпью), за поворотом дороги, и за пресловутыми кустами, если эти кусты можно отнести к элементам обустройства улично-дорожной сети.

Кроме того, если ведётся автоматическая фиксация нарушений с помощью специальных камер (“радаров”), расположенных в салоне патрульного автомобиля и ведущих съёмку оттуда, то снова обеспечивать видимость патрульного авто не обязательно.

Можно ли избежать штрафа, если инспектор ДПС прятался в укрытии?

Вас остановил внезапно появившийся на дороге инспектор ДПС, и при этом неважно, за какое нарушение: превысили ли вы скорость, заехали на сплошную, совершили обгон в зоне действия знака “Обгон запрещен” или не пропустили пешехода. Суть не в этом, а в том, что заблаговременно инспектора или его патрульную машину вы увидеть не могли.

Он сидел в машине, которая была спрятана от вашего водительского взора за кустами, деревьями, за поворотом или любым другим искусственным ограждением. Проще говоря, чтобы выполнить “гибэдэдэшный план” и обеспечить себе “стол” на предстоящий уикенд, инспектор спрятался от вас, чтобы вы, его вовремя не увидев, не смогли прекратить то или иное нарушение ПДД.

А ведь вроде бы все уже давно знают, что такие “прятки” незаконны, и всё равно попадаются. То ли от своей безграмотности, то ли от страха при виде погон и незнания того, что вообще нужно говорить инспектору в таком случае.

Давайте разбираться вместе, насколько “игра в прятки” законна

Для начала хочу отметить, что если вы нарушили ПДД, а со стороны инспектора нет никакого самоуправства (от вас он не прятался, вежливо представился и назвал причину остановки), то не уклоняйтесь от ответственности, отвечайте за свои поступки, будьте мужчиной. А если вы автоледи, то помните, дорогие женщины, какие бы ни были у вас красивые глаза, – на дороге все равны.

Ну а если же инспектор действительно решил спрятаться, тогда избежать наказания, даже за совершенное вами нарушение – это дело принципа.

Первое: требуйте составления протокола. Поскольку такие “прятки” незаконны. Хотя изначально Административный регламент МВД № 185, введенный 1 сентября 2009 года, разрешал “при осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения использовать естественные и искусственные укрытия”. Но позднее Генеральная прокуратура РФ, ссылаясь на закон “О противодействии коррупции”, где сказано, что представители органов власти должны работать “публично и открыто”, потребовала отменить вышеназванное положение, что и было сделано распоряжением МВД РФ.

Второе: пока инспектор заполняет протокол, сделайте несколько фотографий его патрульной машины, на которых было бы видно, что инспектор действительно был от вас спрятан и вы не могли его вовремя заметить.

Третье: в протоколе, переданном вам на подпись, в графе “Объяснения” пишем: “С нарушением не согласен, поскольку инспектор и его автомобиль в нарушение “Административного регламента № 185″ были спрятаны за кустами и я, соответственно, заблаговременно увидеть их не имел возможности, о чем свидетельствуют фотографии, которые я готов приобщить к материалам дела. Вместе с тем заявляю ходатайство о рассмотрении материалов по данному делу в подразделении ГИБДД. Требую помощи адвоката”.

Если у вас есть видеорегистратор, то в протоколе еще укажите и на имеющуюся видеозапись, подтверждающую нарушение со стороны инспектора, которую вы также готовы будите предоставить в подразделении ГИБДД. Требуйте копию протокола.

В назначенный день разбора принесите в подразделение ГИБДД вместе с видеозаписью и фотографиями уже готовое ходатайство о приобщении к материалам дела видеозаписи и фото. Оно пишется просто: “Я, Иванов Иван Иванович, прошу Вас приобщить к материалам дела №…. имеющуюся видеозапись с видеорегистратора марки …… и модели такой-то. А также прошу приобщить фотографии, свидетельствующие о нарушении со стороны инспектора ДПС”.

Однако, если ваши факты и настойчивость на блюстителей дорожного порядка впечатления не произвели, тогда в течение десяти дней с момента получения постановления о вашем нарушении смело отправляйте заявление в суд о прекращении производства по делу об административном правонарушении, поскольку инспекторы нарушили закон, а согласно части 3 статьи 26.2. КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением норм закона. Даже если и было вами совершено нарушение ПДД, наказание вы не понесете.

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Я вообще советую всем без исключения водителям изучить 3-ФЗ (Федеральный закон “о полиции” от 7 февраля 2011) и 185 приказ полностью. При изучении обязательно смотрите, чтобы редакция была последней, на сегодняшний день последняя правка была внесена 24 февраля 2015. А после этого купить копию в любом книжном магазине либо распечатать и возить с собой.

На слово сотрудники иногда не верят, а вот когда достаешь 185 приказ и тыкаешь пальцем, мол, вот 126 пункт об отстранении от управления, вот 70 пункт о предложении покинуть автомобиль и так далее.

Нарушать, конечно, не стоит. Но это касается не только водителей, но и сотрудников!

В кустах с радаром сидят недаром

Уверен, большинство водителей с более или менее солидным стажем встречались с такой ситуацией: едешь себе спокойно по трассе, без нарушений, и вдруг из придорожных кустов вскакивает инспектор ДПС с радаром — нарушаете, превышаете! А, собственно, могут ли дорожные полицейские прятаться в кустах? На этот вопрос “Правде.Ру” ответили эксперты.

Как-то раз нынешним летом едем на рыбалку по не очень оживленной трассе с бывшим (уволился в 2011 году по сокращению штатов) полковником полиции. Он за рулем чувствует себя, что называется, как рыба в воде.

Ведет спокойно и уверенно, не дергается, правил не нарушает. Во всяком случае, старается. И вдруг впереди, метрах в ста, из-за будки пригородной автобусной остановки на дорогу выходит молоденький сержант ДПС с радаром в руках. По его сигналу останавливаемся.

Оказывается, по словам сержанта, полковник превысил допустимую на этом участке трассы скорость аж на пять километров в час. И показывает окошечко переносного радара: действительно, какое-никакое превышение есть. Водитель спокойно выходит из машины и вдруг начинает грозно отчитывать молодого сержанта: мол, нарушаете инструкцию такую-то, приказ МВД такой-то, положение ГИБДД такое-то…

Номера ведомственных приказов, инструкций и так далее сыплются, как из рога изобилия. Растерянный сержант краснеет и машет рукой: да поезжайте уже, только от меня отстаньте! Довольный экс-полковник садится за руль. Смеется: законы надо знать, сотрудникам дорожной полиции прятаться от водителей в каких-нибудь кустах или будках не положено. Собственно, именно по этому поводу напористый полковник и наехал на растерявшегося дорожного полицейского, не умудренного особым опытом.

Но оказывается, мудрый полковник использовал не столько собственное знание ведомственных правил, сколько незнание их молодым сержантом в форменном канареечном светоотражающем жилете. В данной ситуации закон действительно что дышло: в отдельных случаях инспекторы ДПС скрытно следить за дорогой все-таки могут! Даже на автомобиле, не разукрашенном служебной символикой.

Вот что пояснил корреспонденту “Правды.Ру” Заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, полковник полиции в отставке Виктор Николаевич Корзун:

“В былые времена совершенно официально было три формы несения службы: скрытая (работа на машинах без специальной раскраски), открытая (работа на патрульных автомобилях в местах, где чаще всего происходят нарушения ПДД с целью их профилактики) и смешанная. В 2009 году вышел специальный регламент, предусматривающий несколько иные нормы патрулирования на трассах, в 2011 году он был дополнен.

Правда, честно говоря, ясности во взаимоотношениях ГИБДД и водителей больше не стало. Например, в одном абзаце регламента сказано, что контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается.

И тут же дана расшифровка: патрульный автомобиль — это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов и так далее…. То есть если на машине отсутствуют синие полоски, аббревиатуры ДПС и красно-синие мигалки, то значит, патруль вне закона?

Как бы не так! В следующем абзаце говорится (постараюсь повторить дословно), что “контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме, с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля”. То есть, исходя из этого пункта регламента, следует, что инспектору разрешено хоть на личном “Жигуленке” следить за порядком на трассах! Согласитесь, тут есть некое скрытое противоречие, которое можно использовать как угодно…”.

А насколько все-таки правомерно гаишнику прятаться от водителей в кустах? На этот вопрос “Правде.Ру” отвечает кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:

“Тут ситуация довольно сложная и достаточно противоречивая. Формулировки в нормативных документах несколько расплывчаты, что позволяет трактовать их достаточно вольно. И ведь ничего не поделаешь! Дежурство на дорогах регламентируют специальные наставления по работе дорожно-патрульной службы, а там четко написано: сотрудник ДПС должен выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения.

А вот всего лишь несколько строк из приказа Министерства внутренних дел от 31 декабря 2009 года (цитирую по первоисточнику): “При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения…”.

Но внимательно читаем далее: “В целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети”. Короче говоря, дорожный инспектор с радаром может вполне спрятаться за бугром, за поворотом, даже по сути дела и в кустах. И никаких служебных регламентов не нарушит!

По сути, из положений приказов МВД и регламента ГИБДД следует, что патрульная машина однозначно может быть скрыта за придорожными кустами или автобусной остановкой только при условии, что контроль за дорожным движением ведется с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения.

Правда, есть еще один нюанс, который известен всем водителям. Если вы едете нормально, не нарушая правил, то никакой инспектор, который хоть в кустах сидит, хоть открыто на обочине стоит, не страшен!”.

Читайте самое интересное в разделе “Общество”

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Инспекторы ГИБДД больше не будут прятаться в кустах

Сегодня опубликован документ, которым МВД внесло изменения в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы. В приказе МВД прописано, кто, как и за что может останавливать водителя на дороге.

Регламент в прежней своей редакции отчасти раскрывал все тонкости скрытого патрулирования. Но многие позиции этого дела в нем не были прописаны, зато они были озвучены в наставлении по дорожно-патрульной службе. Однако этот документ был обременен грифом “Для служебного пользования”. Поэтому он нигде не публиковался в открытом доступе, а умные, но недобросовестные инспекторы этим пользовались. В итоге человека на дороге мог остановить неизвестно кто, имеющий светящийся жезл, а последствия этого приходилось расхлебывать криминальной милиции.

Поправки в административный регламент убрали “недоговоренности”, в документ вошли те пункты, которые предназначались только для служебного пользования, а само понятие скрытого контроля исчезло.

Теперь четко прописано, что при контроле за дорожным движением автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы все его видели и могли предотвратить нарушение. Если инспекторы принимают меры, чтобы скрыть окраску или спецсигналы от участников движения — это нарушение административного регламента. Главная задача сотрудников ГИБДД, как не раз заявлял начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, предотвратить нарушение, а не ловить нарушителей.

В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение. Это — обязательные требования к безопасности самих инспекторов.

При этом скрываться от водительских взоров гаишникам разрешается при условии, что контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений. Но это при тех обстоятельствах, когда видимость ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети. То есть за остановками прятаться разрешается.

При контроле инспектор вправе открыть багажник, который может загородить вид на спецокраску и спецсигналы машины, только в том случае, если прибор у него установлен в багажнике. И то только тогда, если этот прибор работает в автоматическом режиме.

Если же контроль за дорогой ведет наряд на патрульном автомобиле без спецокраски, то останавливать нарушителя он не может. Это тот самый пункт, которого раньше вообще не было в регламенте, зато он был в наставлениях по дорожной службе. Теперь его перенесли в документ для общественного использования. При таком контроле этот наряд должен работать либо вместе с постом ДПС, либо с нарядами, которые работают на автомобилях со спецокраской. И только они могут остановить гонщика и оформить административное правонарушение.

Также регламент сильно поправили в той части, которая касается водителей с должностью — следователей СКП, работников прокуратуры и судей. Теперь гаишник не имеет права оформить на них протокол, направить на медосвидетельствование и прочие подобные мелочи. Он должен сообщить дежурному и составить рапорт своему руководству. В случае если кто-то из вышеуказанных лиц нетрезв, то задача автоинспектора принять меры, чтобы этот водитель дальше не поехал за рулем. Каким образом это сделать — не расписывается.

Еще один момент новых поправок. Теперь более четко прописаны все можно и все нельзя в отношении иностранных лиц. Так, например, определено, что сотрудник ДПС имеет право проводить осмотр транспортного средства только на основании ориентировок. Все требования, которые могут быть расценены как обыск или досмотр, например, “откройте капот или багажник”, недопустимы. Надо напомнить, что в той части административного регламента, которая не подверглась изменениям, четко прописана разница между осмотром и досмотром. Даже сверка номеров кузова, двигателя или идентификационного номера — это уже досмотр. А досмотр в отличие от осмотра должен проводиться в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола.

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

В сети Интернет на фоне вступления в силу нового указа от 25 декабря 2010 г. 664, наряду со своими административными правилами, все чаще выписывают предполагаемые официальные разрешения на прятание машины ГАИ в кустах, за зданиями или в других местах при поимке преступников. Предположительно, в измененный регламент внесена соответствующая оговорка. Так оно и есть, и ГИБДД может прятаться в кустах по новому приказу No. 664 в 2021 году, давайте узнаем!

Для начала отметим, что на полицию, являющуюся службой дорожной полиции, возложены задачи по пресечению и предотвращению нарушений, а также их выявлению. При этом первые две задачи явно имеют приоритет перед третьей, согласно той же формулировке, что и «безопасность дорожного движения», функция которой возложена на полицию. Какие бы иллюзии ни были у инспекторов по поводу выявления нарушений, функции прав человека в любом законе всегда важнее, чем функции полиции!

  1. Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?
  2. Как определить аварийно-опасный участок дороги?
  3. Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов
  4. Можно ли отменить штраф, если ГИБДД прятались в кустах?

Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?

Вопрос о законности этого прямо регулируется двумя законодательными актами:

Федеральный закон «О полиции»,

Административные положения, изданные Распоряжением No. 664.

Первый в своей статье 8 говорит нам, что действия полиции носят публичный характер, но нет никакого противоречия в возможности спрятать патрульную машину за кустами, зданиями, строениями, холмами и другими объектами.

Поэтому сразу перейдем к регулированию. Параграф 63 одновременно регулирует три условия и условия видимости патруля.

Итак, первый абзац пункта 63 сообщает нам следующее:

63. При наблюдении за дорожным движением с помощью патрульной машины со специальной цветовой графической схемой ее позиционирование в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы так, чтобы было хорошо видно участникам дорожного движения и была возможность своевременного пресечения преступления.

Все вроде бы логично и ответ на наш главный вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной и пресечение нарушений правил дорожного движения является ключевым моментом, автомобиль должен быть хорошо виден. Но не все так просто!

Для обеспечения наблюдения за дорожным движением на опасных участках дороги, а также в случаях наблюдения за дорожным движением с использованием фото- и видеозаписи патруль нарушения правил дорожного движения автомобиль можно размещать в местах с ограниченной видимостью по естественным трещинам грунта, поворотам дороги, а также элементам планировки дорожной сети.

Это второй абзац того же абзаца. Отсюда следует, что все-таки ГИБДД может прятаться в кустах, согласно приказу № 664 (точнее, его регулирование), но только при двух особых условиях (одно из них выполняется):

ДПС скрывают машину при эксплуатации только на опасных участках дороги,

используется запись фото или видео нарушений ПДД.

Кроме того, сотрудники ГАИ практически всегда в 2021 году используют видеокамеру при обнаружении нарушений. Это факт.

Но на данный момент нет прямого списка кустов. Кусты могут быть элементами обустройства дорожной сети, но только в том случае, если они были посажены с целью такого обустройства, то есть искусственно (например, как защита дороги зимой от снежного заноса) и не росли сами по себе возле дороги. Однако ни то, ни другое не доказуемо, и поэтому есть пробел в толковании этого правового акта.

Но самое главное — семантических изменений в порядке n не произошло. 664. Постановление постановления п. 185 содержала практически такую ​​же формулировку, только с небольшими изменениями. Поэтому в Интернете завалили новости о том, что только после выхода нового приказа ГИБДД они могут прятаться в кустах не более чем «утка».

Как определить аварийно-опасный участок дороги?

Нет, это ни в коем случае не раздел, отмеченный предупреждающим знаком 1.33:

Этот знак предупреждает о других опасностях и этим прямо говорит его название с таким же названием. Он не имеет прямого отношения к аварийным участкам дорог, хотя и устанавливается перед ними. Но это отнюдь не означает, что если вы увидели этот знак, то перед вами аварийно-опасный участок.

Четкое определение этого раздела дает нам Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в его статье 2:

аварийно опасный участок дороги (место сосредоточения дорожно-транспортных происшествий) — участок дороги, дороги не более 1000 метров за пределами населенного пункта или 200 метров в поселении, либо пересечение дорог, дорог, на которых произошло три и более дорожно-транспортных происшествий в отчетном году однотипные транспортные происшествия или пять и более дорожно-транспортных происшествий, независимо от их типа, в результате которых погибли или пострадали люди.

Как видно, объект приобретает статус опасной аварийной, если в течение отчетного года на нем произошло определенное количество аварий. Но такой информации вы нигде не найдете, даже отправив официальный запрос в ГИБДД. Максимум — это статистика дорожно-транспортных происшествий в регионах субъектов РФ на официальном сайте статистики ГИБДД.

И практически любой участок дороги в нашей стране с такой статистикой можно считать аварийным.

Поэтому на практике сотрудники ГАИ могут спрятать машину в кустах практически где угодно. Но это еще не все. Выше мы говорили, что в пункте 63 постановления есть еще и третий абзац.

Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов

Таким образом, третий абзац запрещает инспекторам, даже если патрульная машина спрятана в кустах, сознательно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:

Действия сотрудников, предполагающие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветовой графической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульной машины, не допускаются.

Но это вовсе не значит, что машину можно спрятать в кустах, но при этом должны быть хорошо видны сочетания цветов и «вспышка» патрульной машины. Этот момент аналогичен, например, сокрытию номерных знаков от водителя листом бумаги или грязью в виде преднамеренного вмешательства для их идентификации.

Но даже такая трактовка не исключает обязательства не скрывать такие узоры и «мигалки» в кустах при обнаружении нарушений.

Можно ли отменить штраф, если ГИБДД прятались в кустах?

Но главный вопрос для рядового водителя — это, конечно, законность обнаруженного нарушения, была ли патрульная машина незаконно спрятана в кустах или за другими объектами.

К сожалению, при обжаловании такого штрафа против вас будут играть два основных факта:

во-первых, из-за довольно скользкого и неоднозначного толкования правил, должностное лицо или судья, рассматривающие жалобу, не выявят процессуального нарушения,

во-вторых, данное процессуальное нарушение, даже в случае его состава, скорее всего, не имеет значения и никоим образом не отклоняет санкцию; не исключено, что санкция (лишение права или иная санкция) останется в силе, но к инспектору также будут применены дисциплинарные взыскания за нарушение правил.

Могут ли ДПС прятаться в кустах?

Тема, правомерно ли поступают инспекторы ГИБДД, играя в «прятки» с водителями на дорогах страны, не сходит с уст общества и страниц СМИ еще с 90-х. С 20 октября 2017 года, в правила надзора за соблюдением ПДД внесены изменения. Тому причиной является приказ МВД N 664 и новый Административный регламент ГИБДД. Люди все чаще обсуждают, что якобы новый регламент, чуть ли неофициально разрешает прятать патрульную машину от прямого видения водителей. Попробуем разобраться, так ли это, и как должен реагировать водитель на внезапно возникшего, невесть откуда инспектора.

Как инспектор из табакерки: предупредить или выявить

В первую очередь, зафиксируем, что государство возложило на полицию, а равносильно и службу ГИБДД, три основные обязанности: Предупреждение, пресечение и выявление правонарушений.

Естественно, в любом праве, как институте, правозащитные функции всегда главенствуют над функциями карательными. Проще говоря, слуга закона в большей степени, обязан приложить все усилия для предупреждения нарушения, нежели из-за «кустов», это самое нарушение выявлять.

Что гласит буква закона?

Что же представляет собой пресловутый новый Административный регламент? Это инструмент, который наравне с Федеральным законом «О полиции», регулирует законность действий ГИБДД. В статье 8 этого закона четко прописано, что: степень открытой деятельности полиции, напрямую зависит от того, противоречит ли это требованиям законодательства Российской Федерации.

Можно сказать, черным по белому написано, что инспектору ГИБДД, запрещено вести скрытое выявления правонарушений. При этом из вышеизложенного явно следует, что о спрятанной в кустах или за углом патрульной машине и радаре, речи быть не может.

А вот с Регламентом не так все просто!

Быстро законы пишутся, да нескоро в них разобраться. Из этой же статьи следует, что публичное освещение исполнения полицией своих должностных обязанностей ограничивается, при возникновении противоречий к исполнительному производству, в частности по административным делам. Практически в 100% случаях, характерные для деятельности ГИБДД делопроизводств, будь то нарушение правил, штраф за превышение скорости, лишение водительских прав и прочее, относятся, непосредственно к кодексу об административных правонарушениях.

Знак 1.33

Вот теперь мы можем обратиться к пункту 63, Административного регламента, введенного в действие приказом No 664. С одной стороны, в пункте написано, что инспектор обязан расположить патрульный автомобиль, таким образом, чтоб он был виден. Мало того, на машине должны быть четко видны специальные опознавательные знаки ГИБДД. А с другой стороны, если дело касается выявления нарушителей в аварийно-опасных местах, то авто можно и спрятать.

Хотя четкого определения, какой участок дороги является аварийно-опасным тоже нет.

Предупреждающий знак 1.33, непосредственно не указывает на аварийно-опасный участок притом, что устанавливается он именно перед ним. Знак носит предупреждающий характер и сигнализирует о «прочих опасностях». Если обратиться к Федеральному закону, то в нем более четко указано, какой участок является аварийным.

Если на определенном участке, конкретной длины и расположенном в конкретном месте за год происходит от трех до пяти ДТП, соответственно такой участок и является аварийно опасным. В том случае если вы захотите доказать, что инспектор вам остановил в неположенном месте, будьте готовы, что на практике информацию о том, сколько ДТП произошло в том или ином месте за год, очень трудно будет найти. Причем спрятать можно и за природным ландшафтом (горка, овраг и т. д.), за поворотом, ну и за кустами, с одной оговоркой, что кусты как элемент дорожной сети были посажены искусственно.

Кто прав, кто виноват?

Из вышеизложенного следует, что по новому регламенту, сотрудники ГИБДД, могут исполнять свои должностные обязанности таким образом, как того требует конкретная ситуация. При возникновении спорных моментов у представителя полиции будет масса возможностей аргументированно доказать правомерность своих действий. В принципе адекватному и законопослушному водителю, боятся того, что в кустах спрятана камера видеофиксации или инспектор с радаром, абсолютно ни к чему. В конце концов, ГИБДД и создана для того, чтобы следить за соблюдением правил дорожного движения.

Вывод и судебная практика

Из вновь измененного регламента следует, что автомобиль ДПС с нанесенными элементами специальной окраски и специальными сигналами во время служебного дежурства должен быть виден всем участникам дорожного движения.

Руководство МВД ставит задачу перед сотрудниками, в первую очередь предотвратить нарушение ПДД, а не скрытно его фиксировать. Но при определенных факторах, у сотрудников существуют вполне законные основания, все-таки машину прятать.

Например, если при осуществлении контроля над соблюдением ПДД с помощью средств фото и видеофиксации, прямой видимости мешает рельеф местности.

Немаловажным пунктом документа является и то, что сотрудники ДПС без спец. формы и на автомобиле без спец. окраски, могут вас остановить за нарушение правил, только на стационарных постах. Есть пункт и о досмотре вашего транспортного средства.

А судебный практики, который бы скрытое наблюдение за движением со стороны ГИБДД было бы признано незаконным, попросту НЕТ!

Можете попытаться найти подобные решения в Едином банке судебный решений на bsr.sudrf.ru – не получится.

Какие еще особенности работы ГИБДД следует знать

Отныне досмотр и сверку номеров двигателя могут производить только притом, если существует ориентировка на конкретный автомобиль. Досмотр должен осуществляться в присутствии двух понятых, не имеющих отношения к службе в структурах ГИБДД.

Также обязательным условием данной процедуры, является составление протокола досмотра. Полностью законным будет, если вы пожелаете зафиксировать на фото или видеоаппаратуру, как сотрудники исполняют свои должностные обязанности. Прописан и пункт, касающийся подозрений инспектора на счет, не находится ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. При возникновении такой ситуации сотрудник ГИБДД обязан самостоятельно отвезти водителя на прохождение нужных экспертиз, а при отсутствии подтверждений факта опьянения доставить его обратно к личному транспортному средству.

Всем удачи на дорогах, берегите себя и соблюдайте правила дорожного движения. А если вам нужна помощь юриста — пишите или звоните нашим специалистам по номерам горячей линии прямо сейчас!

Новый регламент ГИБДД вступил в силу. Теперь инспекторам разрешили прятаться в кустах

В пятницу, 20 октября, вступил в силу приказ МВД России, регулирующий взаимодействие между сотрудниками ГИБДД и автолюбителями. Он был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 12 октября.

Руководители подразделений ДПС будут сами выбирать места для наблюдения за ситуацией на дороге. Также сотрудникам Госавтоинспекции разрешено маскировать патрульную машину. Но «прятать» служебный транспорт теперь можно только за счёт естественного рельефа местности, на аварийно опасных участках или при ведении фото- и видеозаписи нарушений. Из регламента исключено положение о праве водителя снимать на камеру инспекторов ГИБДД.

На участках дорог, где скорость движения временно ограничена знаками жёлтого цвета, будут стоять автоматические камеры. Как правило, это зоны, где производятся ремонтные работы.

В документе также говорится о праве инспектора потребовать от водителя предъявить документы без каких-либо удерживающих устройств, которые мешают полицейскому унести права и техпаспорт в патрульный автомобиль. В предыдущей редакции ведомственной инструкции говорилось лишь о том, что документы должны передаваться инспектору без обложки.

Одним из нововведений в работе дорожных инспекторов стала и отмена выдачи справок водителям, попавшим в ДТП. Напомним, что ранее данные документы требовали страховые компании, чтобы оценить убытки и определить стоимость выплат пострадавшим. Отныне для осуществления этой процедуры автомобилисту нужно будет предоставить либо копию протокола, составленную инспектором ДПС на месте дорожного происшествия, либо копию постановления по делу об административном правонарушении.

Также законодательный акт предусматривает, что сотрудник Госавтоинспекции должен быть максимально вежлив.

23 комментария

Ну что, опять коз@@@ полномочия расширили, скоро будут брать штраф за проезд на автомобиле…

«Из регламента исключено положение о праве водителя снимать на камеру инспекторов ГИБДД» — а вот это плохая новость.

без паники , ща всё объясню B-)
1) Тормозить водителей, где угодно
Одно из главных нововведений — сотрудники ГИБДД cмогут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Это означает, что они вправе следить за дорожным движением как угодно: на стационарном посту, в автомобиле и даже без патрульной машины. Однако каждый сотрудник выбирает место не по собственному усмотрению, а исключительно по приказу своего начальника.

Представитель одного из региональных управлений ГИБДД напоминает, что сейчас инспекторам запрещено останавливать автомобили вне стационарных постов. По его словам, зачастую этим запретом пользовались автолюбители, настроенные на конфликт: «Сразу включали камеру, начинали задавать вопросы — дескать, на каком основании вы меня останавливаете? Это приводило к конфликтам, которых теперь не будет — останавливать можно будет всех подряд и везде».

Собеседник «***.RU» пояснил: у каждого экипажа при себе находится специальная маршрутная карта, в которой прописано, где конкретно полицейские должны нести службу. Убедиться в правомерности работы экипажа водитель может, позвонив в дежурную часть ГИБДД.
[/i]

Итак, всё верно, тормозить теперь могут автомобили для проверки в любом месте. А когда было иначе то?
Всегда, сколько себя помню, тормозили где хотели. А если особо грамотные
спрашивали причину остановки — ответ был примерно такой: «выполнение спец мероприятий — синий олень, сиреневый туман, угон друга, операция поиздержались»
Теоретически, можно было позвонить в дежурную часть и уточнить, какие мероприятия сейчас проводятся. На практике никто этого не делал, т.к. особо не было смысла.

2) Засады в кустах

Засады сотрудников ГИБДД, описанные в многочисленных анекдотах, отныне легализуют. С одной стороны, в регламенте отмечается: «Патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения». Однако в документе прописаны и послабления: если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью. В частности, прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры.

Председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров считает, что этот вопрос не столь принципиален. «Если человек едет с соблюдением ПДД, то ему все равно, где припаркован патрульный автомобиль — в кустах или же стоит прямо на дороге», — пояснил он «***.RU».

Ну.. и раньше никто об этом не заморачивался. А в случае конфликтной беседы замечания типа «а у вас ус отклеился патрульный автомобиль не видно» просто игнорировались сотрудником и сомневаюсь, что дорожные юристы заходили дальше замечаний (например указывая в обвинительном протоколе об этом факте).

3) «Отстегните права!»

При остановке инспектор вправе потребовать у водителя предъявить документы. Теперь их нужно будет показывать не только без обложки, как предусмотрено сейчас, но и без «удерживающих устройств»: речь идет, в частности, о железных цепочках, которыми некоторые водители привязывают права, чтобы инспектор не забрал их для проверки в патрульную машину.

«Многие водители действительно поступают именно так — в прямом смысле пристегивают свои права. Когда просишь их передать документы, они просто ухмыляются в ответ — так я же передал, смотрите. Это какая-то глупая игра слов, вот от нее и решили избавиться», — пояснил «***.RU» инспектор ГИБДД в одном из российских регионов.

Верховный суд разъяснил касательно случая, происшедшего 8 января 2016 года в городе Югорске Ханты-Мансийского автономного округа: «водитель не имеет права передавать инспекторам ДПС документы, привязанные цепью к салону автомобиля. Полиция вправе штрафовать таких нарушителей или даже подвергать аресту. Многие водители используют такой прием (называется «железный аргумент»), чтобы не выходить из машины и не позволить сотруднику ГИБДД унести водительские документы в патрульный автомобиль. Запрет на применение цепочек скоро будет прописан и в новом регламенте МВД по общению инспекторов ДПС с водителями.»

Так что уже и так как бы нельзя, но если честно, то и даром не надо. Можете со мной не согласиться, но по моему все эти цепочки это бред. Лично я ничего не потерял, хотя кому как конечно.

4) Выйти из машины по первому требованию

Согласно новому регламенту, инспектор вправе попросить водителя выйти из автомобиля в случае обнаружения признаков опьянения или болезненного состояния. Проще говоря, водитель обязан выйти всегда, когда этого потребует гаишник. Он также должен будет сесть в патрульный автомобиль, если блюститель порядка этого захочет.

Смотрите, (пока) существует 185 приказ (административный регламент), в нём есть пункт 70:

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
-необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
-наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
-для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
-для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
-когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)
-когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Внимание! «вправе ПРЕДЛОЖИТЬ» и ваше законное право, от исполнения его классного предложения отказаться!
А если вам говорят, что то вы устали или пьян, выйдите, понюхаем вашу подмышку.

Вам следует сказать, что вы готовы выйти после составления протокола об отстранении от управления ТС и пройти процедуру (освидетельствования). А до этого момента «не обязан», «спасибо я подожду протокол у себя в машине»
Если зовут на улицу для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов — сказать что «не вопрос», но после составления протокола досмотра. Т.к. номерные знаки находятся (иногда) на дверной стойке и под капотом.

Лично я, если вижу, что сотрудник целенаправленно остановил для сверки номеров, (а не ищет повод выманить вас на улицу дабы не светится на камеру видеорегистратора или еще зачем то непонятным) такое было у меня целый один раз, то просто выйду и покажу. ВИН у меня на стойке со стороны пассажира. Капот открывать не нужно, что то мне подкинуть будет проблемтично.
А могу и не выйти, не обязан.

Что же изменится с 20.10.2017 .
А ровным счетом ничего.
Номер пункта поменялся. Был 70, стал 93:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях:
наличия у водителя признаков опьянения*(86) и (или) болезненного состояния;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Где же вы, паникёры журналисты, увидели что «водитель обязан выйти всегда, когда этого потребует гаишник.» ??
Где вы увидели, что «обязан» с 20.10.2017 .

5) Снимать на камеру водителя

В регламенте закреплена и новая норма, согласно которой инспекторы смогут использовать «специальные технические средства» (в первую очередь — камеры), принадлежащие не только государству, но также и «муниципальным органам, общественным объединениям и организациям».

Как заявляют в ГИБДД, такая поправка необходима в связи с тем, что в некоторых регионах автоматические камеры принадлежат частным компаниям, как, например, в Москве и Московской области. В Ульяновской области обслуживание комплексов видеофиксации возложено на городские власти, то есть Госавтоинспекция имеет к ним опосредованное отношение.

Запрет на троллинг инспектора

В новом регламенте убрали норму, разрешающую съемку инспекторов ГИБДД. Если раньше сотрудник автоинспекции был не вправе запрещать съемку, то сейчас он просто может сказать: «Не снимайте меня, я против». В таком случае гражданин обязан убрать видеокамеру.

Если водитель не послушает инспектора, ему грозит привлечение по статье 19.3 КоАП РФ — «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

«Это важное изменение, которое означает, что действия сотрудников ДПС, в том числе, и неправомерные, нельзя будет фиксировать.

Думаю, в этом во многом виноваты сами водители, которые долгие годы в 90% случаев занимались откровенным троллингом инспекторов на дорогах. Теперь этому положен конец»…

Вот тут настоящий фейспалм. Просто жуткий…

1) Видеосьемка сотрудника ГИБДД не запрещена законом!
Более того, она законами разрешена:
-ФЗ №3 («О полиции»), Статья 8. Открытость и публичность
-ФЗ №149 («Об информации»), Статья 3 часть 3
«Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;»

-конституция РФ, Статья 29 Часть 4:
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Также в конституции есть пункт, что для защиты своих прав можно защищаться любым не запрещенным законом способом. Вы снимаете — фиксируете факт возможно совершаемых в отношении Вас правонарушений. Есть у вас такое подозрение со стороны сотрудника ГИБДД, имеете право!

Кстати, любой закон имеет приоритет перед приказами, и даже если бы в новом 664 приказе написали явный запрет «снимать инспектора нельзя», то, закон бы отменял действие такого указания.

Сейчас в 185 приказе есть пунк 25 в котором сказано:

Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

Итого, убрали норму для инспекторов неучей, которые запрещали снимать, им пояснили черным по белому — можно.
Сейчас это пояснение убрали, но разрешение никуда не делось. Ничто не запрещает!
Ну фейспалм же!

====================================
6) Как будут работать с пьяными водителями
Отдельным пунктом в регламенте прописано, что основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения являются запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожи лица, поведение, не соответствующее обстановке. При этом перед освидетельствованием сотрудник полиции обязан отстранить водителя от управления в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.
Если медосвидетельствование в больнице покажет, что автомобилист трезв, то инспекторы будут обязаны вернуть его обратно к своей машине.

Буду краток, ничего не изменилось. Даже наоборот, теперь нас обязаны отвезти обратно к машине.
====================================
7) Инспекторам разрешили курить

В новом регламенте отсутствует запрет на курение при общении инспектора с водителем. Отметим, что в августе стало известно, что инспекторам ГИБДД собираются запретить курить и грубо выражаться в ходе разговора с участниками дорожного движения. Соответствующая инициатива содержалась в версии регламента, опубликованной на портале нормативно-правовых актов. Однако из финальной версии документа запрет на курение в присутствии водителя исчез.

Ага, а еще можно онанировать на хорошенькую девушку водителя, ведь приказ не запрещает!
Да не будет этого, просто бред журнашлюшки))

В регламенте закреплена и новая норма, согласно которой инспекторы смогут использовать «специальные технические средства» (в первую очередь — камеры), принадлежащие не только государству, но также и «муниципальным органам, общественным объединениям и организациям».

Как заявляют в ГИБДД, такая поправка необходима в связи с тем, что в некоторых регионах автоматические камеры принадлежат частным компаниям, как, например, в Москве и Московской области. В Ульяновской области обслуживание комплексов видеофиксации возложено на городские власти, то есть Госавтоинспекция имеет к ним опосредованное отношение.

На здоровье, я сотрудника ГИБДД ни на что разводить не планирую, и беззаконие творить тоже, пусть снимает, мне не жалко.

Вот и всё. И где паника, где угнетение? Фейспалм, ну какой же фейспалм..

Друзья, я не призываю вас сходить с ума и сыпать сотруднику ГИБДД номера статей и законов.
Часто разумно вообще всё это не применять (показал доки и поехал), но знать свои права и отстаивать их, если вдруг начнется беззаконие — должен уметь каждый.
Поймите, никто вас не защитит кроме вас самих, но всегда будьте вежливы и уверены в себе и своих правах.

Удачи всем нам на дорогах) Ни гвоздя, ни жезла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: