Могут ли ГИБДД останавливать где угодно по новому приказу №664?

Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации

Верховный суд одобрил проверки на дорогах. Подтверждено право инспекторов останавливать водителей вне постов ГИБДД

Верховный суд (ВС) признал законным право сотрудников ГИБДД останавливать транспорт на дороге вне постов для проверки документов даже в том случае, если водитель не нарушал правил. Это закреплено регламентом МВД, вступившим в силу в октябре 2017 года. Юрист из Перми, обратившийся с иском, считает, что норма ограничивает права граждан, провоцируя злоупотребления и коррупцию среди инспекторов. В ходе слушаний выяснилось, что в большей части субъектов РФ не осталось вообще ни одного стационарного поста ГИБДД, и полицейским в противном случае просто негде будет тормозить машины.

С иском в Верховный суд обратился юрист из Перми Константин Рудаков, оспаривая п. 84.13 регламента по надзору за дорожным движением (утвержден приказом МВД №664). В нем сказано, что инспектор имеет право остановить автомобиль для «проверки документов» водителя даже в том случае, если нарушения ПДД выявлено не было. По мнению господина Рудакова, эта норма ограничивает права и свободы граждан: она противоречит ст. 56 Конституции, в которой сказано, что отдельные ограничения прав могут быть введены «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан» и только федеральным законом. Кроме того, юрист считает, что остановка машины инспектором, по сути, приравнивается к задержанию граждан, что регулируется ст. 27.3 КоАП.

Константин Рудаков указывает на то, что возможность остановить машину без повода приводит к злоупотреблениям, провоцирует рост коррупции: «Инспектор может остановить машину только ради остановки или с целью поиска чего-то, к чему можно прицепиться». Незапланированная остановка вынуждает водителя наверстывать упущенное время, превышая скорость, что провоцирует аварийность, считает господин Рудаков.

Новый регламент по надзору за движением, напомним, введен в действие 20 октября 2017 года, о чем неоднократно сообщал “Ъ”. Водители столкнулись с рядом нововведений, в частности, отменой справки о ДТП, появлением дорожных камер в зонах проведения дорожного ремонта и т. д. Что касается оспариваемой нормы, старый регламент допускал остановку машины для проверки документов только на посту ДПС либо на дороге при проведении спецмероприятий.

Представитель МВД Сергей Кайперт заявил об «ошибочном толковании» документа. По его словам, право инспекторов останавливать авто для проверки документов заложено в ст. 13 закона «О полиции» и регламент принимался для реализации этих полномочий. Сам факт остановки машины не нарушает и не ограничивает права водителей, отметил господин Кайперт, и не имеет ничего общего с процедурой административного задержания.

Два других представителя МВД, Сергей Чушкин и Сергей Стригин, отметили, что в России функционирует всего 78 постов ДПС, большая часть из них расположена в ЦФО. В 54 субъектах федерации не осталось вообще ни одного поста, в 2011–2017 годах их было закрыло более 280.

«В последние годы ведется оптимизация численности сотрудников ГИБДД,— пояснил господин Стригин.— Поэтому право останавливать машины только на постах не позволит эффективно вести контроль. Тем более, между постами очень много дорог, люди выезжают отовсюду, многие из них могут быть без документов».

Судья Юрий Иваненко поинтересовался, каким образом инспектор выбирает в потоке авто для проверки. «На интуитивном уровне, произвольно, на усмотрение сотрудника»,— пояснил господин Стригин. Сергей Чушкин добавил, что внимание инспектора может привлечь, к примеру, «хаотическое и дерганое движение» автомобиля, который при этом ПДД не нарушает. Господин Иваненко указал на аргументацию истца о том, что норма регламента может провоцировать коррупцию и злоупотребления. Представитель Минюста Юлия Фоменко отметила, что антикоррупционную экспертизу регламент прошел, нарушений не найдено.

Господин Иваненко отказал в удовлетворении иска, оставив регламент в силе. Связаться с господином Рудаковым “Ъ” в понедельник не удалось. Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что перспектив у истца не было изначально. «Правила обязывают водителя иметь при себе и передавать сотрудникам полиции документы, никаких ограничений по месту предъявления закон не содержит,— пояснил он “Ъ”.— Ни в ПДД, ни тем более в законе “О полиции” нет указаний на территорию и место реализации полицейскими полномочий».

Новый “коррупционный” приказ МВД №664 — с разъяснениями Верховного суда

Поговорим сегодня о новом Приказе МВД №664 от 23.08.2017, который пришел на смену известному приказу 185. В последние дни довелось видеть много статей и публикаций на этот счет, слухов и домыслов и откровенного непонимания, что же представляет из себя новый полицейский регламент, который вводится с 20 октября 2017 г. Прежний приказ действовал с 2009 года. За это время появился закон о полиции, внесены изменения в закон о безопасности дорожного движения, поправки в Правила дорожного движения, в КоАП РФ. Поэтому необходимо было “приводить устаревший приказ в чувство”.

Давайте разберемся и сосредоточим внимание на самых важных вещах и парочке откровенно странных.
Первое, что нужно усвоить – водителей новый документ касается настолько-поскольку. В первую очередь, водитель руководствуется правилами дорожного движения ПДД, а приказ МВД касается деятельности сотрудников ГИБДД.

Одна из главных новелл – исключены нормы, касающиеся изъятия водительского удостоверения. А также нормы о снятии регистрационных знаков. Права управления водителя может лишить только суд, а поэтому водительское удостоверение на дороге никто не вправе изымать. Регистрационные знаки тоже не снимают.
Что касается проверки документов на дороге. В прежнем приказе говорилось, что проверка документов происходит только на стационарном посту ДПС. Однако за время действия приказа количество постов сократилось очень сильно. Впрочем, это не очень мешало останавливать машины под любым предлогом ссылаясь на закон о полиции, операции типа «Пешеход», «Нетрезвый водитель», «Тонировка» и т.д. Но если раньше на это можно было попенять сотруднику ГИБДД, то теперь таких прав у нас нет.

Исчез пункт, который разрешал гражданам производить фото-видеосъемку общения с сотрудником ГИБДД. Это не означает, что водителю теперь снимать запрещено, это право дается Конституцией РФ, и этот пункт просто убрали как само-собой разумеющееся.

Запрет может распространяться только на проведение видеосъемки каких-либо секретных мест. Не исключено, что некоторые сотрудники будут лукавить и говорить, что введен запрет вообще. Не верьте. В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку. Такого не найдется.

При этом самим сотрудникам Госавтоинспекции видеосъемка даже вменена в обязанность, если оформление какого-либо действия, которое должно совершаться в присутствии понятых, происходит без них.

Логика, почему еще разрешили останавливать вне постов такова. Еще 10 лет назад у ГИБДД не было на руках тех технологических возможностей, как сейчас. Для проверки документов необходимо было доставить остановленного на пост. Именно по этой причине не было смысла проверять документы на дороге, кроме тех случаев, когда водитель совершил нарушение. Тогда на дороге промышляли и банды мошенников, которые, вырядившись в форму сотрудников ДПС, тормозили машины якобы для проверки документов. По логике МВД они исчезли полностью. А вдруг появятся опять, что им мешает? Водитель ведь обязан остановиться по первому требованию.

Еще один довод, что якобы, пока действовала норма об остановке только за нарушение, многие реальные нарушители уходили от ответственности. Например, если водитель выпил, но не сильно пьян, он едет строго соблюдая все правила. Угонщик тоже не будет привлекать к себе внимание, превышая скорость. Поэтому проверять на дорогах отныне будут везде, даже без проведения спецмероприятий.

Несколько моментов – инспектор при вашей остановке должен представиться, если необходимо – предъявить служебное удостоверение. «Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого» (п.89). Обращаться – со стороны нахождения водителя. Оформлять документы может по прежнему там, где ему удобно, но не в вашем авто. О проведении видеозаписи сотрудник должен вас уведомить. С документами граждан при проверке обращаться аккуратно, не делать в них отметок. Приказ предписывает передачу документов в руки инспектору без обложек и другого содержимого. Если инспектор обнаружит лишнее, он должен передать документы обратно с просьбой освободить их от ненужного содержимого.
Также включено требование, что документы должны передаваться без каких либо удерживающих устройств. Увы, в последнее время стало популярным применение специальных цепочек, замков и планшетов, которые не дают возможности инспектору взять документ в руки.

Много было обсуждений по оформлению документов, нужно ли обязательно выходить водителю и садиться в патрульную машину.
В п. 93. Значится, что «сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1. Выйти из транспортного средства в случаях: наличия у водителя признаков опьянения, болезненного состояния; для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов ТС…; когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи…; необходимости устранения технической неисправности ТС или нарушений правил перевозки грузов; когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Если под п.93.1 вы не подпадаете, то по 93.3 можно и отказаться – его дело предложить, ваше право – не согласиться с предложением.

Что еще, коснемся темы проверки документов у пассажиров, которые считаются участниками дорожного движения. На мой взгляд, это очень «мутные» пункты, которые могут приводить к злоупотреблениям на дороге. В п.84.4 и п.107, п.119 обозначено, что инспектор может потребовать документы, удостоверяющие личность граждан, если заподозрит их в нарушении правил дорожного движения, нахождении в розыске, совершении преступления, либо иного повода к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении или для задержания. То есть, практически в любом месте и по любому поводу, мол рожа мне ваша не нравится, предъявите документики…
Авто могут остановить и начать проверять документы у всех пассажиров просто по какому-то непонятному подозрению. Если не будет паспортов при себе, то сотрудник вправе заявить, что доставит пассажиров для установления личности в отдел МВД. А там уже как хотите — договаривайтесь на месте или везите в отдел. А ведь по закону гражданин не обязан всегда с собой носить удостоверение личности.

Несколько слов об осмотре и досмотре транспортного средства. Сейчас ограничений на место его проведения нет, то есть как и в случае с остановкой инспектором. Где ему захотелось, там и осматривает. Но, появилось важное уточнение. Согласно п.197., “основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются: ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях; необходимость проведения проверки маркировочных обозначений транспортного средства и сверки их с записями в регистрационных документах…”

При осмотре, согласно п. 200. сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.
“В акте осмотра транспортного средства и груза указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего акт, сведения о лицах, присутствующих при осмотре, с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии), адреса места жительства, телефона, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке, иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, иных идентификационных признаках перевозимого груза”.
В акте осмотра делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных способов. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к акту”.
То есть, осмотр проводится только с составлением акта, если с водителя требуют открыть багажник или салон, то требуйте составление акта осмотра.

Досмотр, согласно п. 202. “обследование транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности”. Основанием является: проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ; проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона “О полиции”, передвигающихся на транспортных средствах. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи и в присутствии лица, во владении которого оно находится.

Два взаимоисключающих, на мой взгляд, положения содержатся в следующих пунктах:
п. 61. «При выполнении сотрудниками действий, непосредственно связанных с осуществлением надзора за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным транспортным средствам, не допускается». То есть, это личный автомобиль или авто коллеги, друга и т.д.
А теперь п 64. «при надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП» и т.д… Автомобиль служебный то есть.
Здесь сложно понять какой именно авто сотрудники будут использовать для этих целей. Я часто вижу, что в засаде с камерами на обочине стоят как раз какие-то частники, скорее всего сами ДПС, а ловят нарушителей чуть дальше уже на патрульном авто. Вы же не потребуете документы на машину с засадными камерами у сотрудников ДПС.

Изначально в регламенте, утвержденным 185-м приказом, содержалось требование не применять камеры автоматической фиксации нарушений в зоне действия временных знаков. Временные знаки у нас устанавливают дорожники. Они не всегда соответствуют требованиям правил дорожного движения, ГоСТам. Тем более сегодня он есть, завтра – нет, послезавтра снова на месте.

Сейчас говорится о том, что якобы за временными знаками дорожного движения разрешили устанавливать камеры. В приказе я этого пункта не нашел. Либо по умолчанию считается – есть знак, значит едь по знаку и не жужжи. Здесь как раз широкие «коррупционные» возможности открываются у сотрудников ГИБДД, даже памятуя про запрет в 185 приказе они все равно пытались обманывать водителей, пряча камеры, а теперь такой нормы нет, налетай на сбор пачек денег! Я реально знаю места дорог с интенсивным движением, где вялотекущие ремонты идут по полгода и больше, представляете сколько можно накосить за это время?

Напоследок, еще раз напомню, что приказ МВД распространяется только на сотрудников МВД и не может указывать гражданам их действий, прав и обязанностей. Во всем мире для водителя главный закон – Правила дорожного движения. Других он знать не обязан. И только у нас в стране водитель должен знать не только свои права и обязанности, но и контролирующих органов.

Подытоживая, отмечу, учитывая, сколько в приказе «мутных» положений, число встреч с инспекторами каждого водителя значительно возрастет. Теперь формально могут останавливать вас в любом месте без всякого повода, требовать документы у пассажиров, приказ резко повышает «коррупциогенность» всех действий инспектора – во многих, ранее запретных вещах у него теперь попросту развязаны руки.

Небольшое дополнение от 13 февраля 2018 г.

Верховный суд (ВС) признал законным право сотрудников ГИБДД останавливать транспорт на дороге вне постов для проверки документов даже в том случае, если водитель не нарушал правил.
Это закреплено регламентом МВД, вступившим в силу в октябре 2017 года. Юрист из Перми, обратившийся с иском, считает, что норма ограничивает права граждан, провоцируя злоупотребления и коррупцию среди инспекторов. В ходе слушаний выяснилось, что в большей части субъектов РФ не осталось вообще ни одного стационарного поста ГИБДД, и полицейским в противном случае просто негде будет тормозить машины.

С иском в Верховный суд обратился юрист из Перми Константин Рудаков, оспаривая п. 84.13 регламента по надзору за дорожным движением (утвержден приказом МВД №664). В нем сказано, что инспектор имеет право остановить автомобиль для «проверки документов» водителя даже в том случае, если нарушения ПДД выявлено не было. По мнению господина Рудакова, эта норма ограничивает права и свободы граждан: она противоречит ст. 56 Конституции, в которой сказано, что отдельные ограничения прав могут быть введены «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан» и только федеральным законом. Кроме того, юрист считает, что остановка машины инспектором, по сути, приравнивается к задержанию граждан, что регулируется ст. 27.3 КоАП.

Константин Рудаков указывает на то, что возможность остановить машину без повода приводит к злоупотреблениям, провоцирует рост коррупции: «Инспектор может остановить машину только ради остановки или с целью поиска чего-то, к чему можно прицепиться». Незапланированная остановка вынуждает водителя наверстывать упущенное время, превышая скорость, что провоцирует аварийность, считает господин Рудаков.

Представитель МВД Сергей Кайперт заявил об «ошибочном толковании» документа. По его словам, право инспекторов останавливать авто для проверки документов заложено в ст. 13 закона «О полиции» и регламент принимался для реализации этих полномочий. Сам факт остановки машины не нарушает и не ограничивает права водителей, отметил господин Кайперт, и не имеет ничего общего с процедурой административного задержания.

Два других представителя МВД, Сергей Чушкин и Сергей Стригин, отметили, что в России функционирует всего 78 постов ДПС, большая часть из них расположена в ЦФО. В 54 субъектах федерации не осталось вообще ни одного поста, в 2011–2017 годах их было закрыло более 280.

«В последние годы ведется оптимизация численности сотрудников ГИБДД, — пояснил господин Стригин.— Поэтому право останавливать машины только на постах не позволит эффективно вести контроль. Тем более, между постами очень много дорог, люди выезжают отовсюду, многие из них могут быть без документов».

Судья Юрий Иваненко поинтересовался, каким образом инспектор выбирает в потоке авто для проверки. «На интуитивном уровне, произвольно, на усмотрение сотрудника», — пояснил господин Стригин. Сергей Чушкин добавил, что внимание инспектора может привлечь, к примеру, «хаотическое и дерганое движение» автомобиля, который при этом ПДД не нарушает. Господин Иваненко указал на аргументацию истца о том, что норма регламента может провоцировать коррупцию и злоупотребления. Представитель Минюста Юлия Фоменко отметила, что антикоррупционную экспертизу регламент прошел, нарушений не найдено.

Судья Иваненко отказал в удовлетворении иска, оставив регламент в силе.

Приказ МВД России №664. Что в нём нужно знать каждому водителю

Наверное, многие из вас сталкивались с такой ситуацией в интернете, когда на один и тот же вопрос, система выдаёт массу публикаций, по-разному трактующих интересующую вас проблему. Не буду говорить загадками, скажу конкретно. Возьмём, к примеру, Приказ МВД России №664, который непосредственно касается нас автомобилистов.

Он пришёл на смену приказу №185, осенью 2017 года. Если сейчас в поисковике набрать фразу : “может ли инспектор ДПС проверить документы на трассе?”, то вы увидите публикации в которых будет ответ и да, и нет. Самое главное и те, и другие авторы правы.

Просто одни ссылаются на Приказ №185, который уже утратил силу, а другие апеллируют уже новым 664 Приказом МВД России. По сути уже больше года действует данный приказ, а многое ли мы знаем о нём? Что в нём изменилось в сравнении с Приказом № 185? В этой статье мы с вами разберём несколько пунктов этого закона, знание которых, в свете сегодняшнего дня, на мой взгляд, наиболее необходимо для водителей.

Очень существенное изменение, в новом Приказе, претерпела статья, касающаяся изъятия водительского удостоверения и снятия номерных знаков. По новому закону ни то, ни другое теперь изыматься и сниматься не может. Только суд имеет право лишить водителя его удостоверения.

Неоднозначно, как я уже сказал, трактуется в интернете положение о проверке документов на дороге сотрудником ГИБДД. В старой редакции документы могли у водителя проверить только на стационарных постах ДПС, за исключением спецмероприятий, проводимых ГИБДД в этом районе. Теперь, по новому закону, инспекторам ГИБДД , дано право проверять документы у водителя в любом месте.

Значительно расширился список причин для остановки автомобиля.

Много споров породило следующее новшество 664 приказа. Сейчас многие водители знают на “зубок” все действия сотрудника ГИБДД, которые по закону должны осуществляться только в присутствии понятых. Они считают, что в какой- то спорной ситуации, это обстоятельство, для них, может послужить палочкой-выручалочкой, т.

к инспектор не захочет связываться с этой процедурой, из-за волокиты привлечения понятых, или их просто, в данный момент может не оказаться. Так вот, согласно новому закону, инспектору теперь, это делать и не обязательно. Нет.

понятых, в определённых законом случаях, никто не отменял, просто их отсутствие инспектор теперь может заменить видеосъёмкой проводимой им процедуры.

В новом законе ничего не говорится о том, может ли вести видеосъёмку водитель и некоторые инспекторы используют этот пробел в свою пользу, трактуя его как запрет. Знайте, снимать на видео всё, с самого начала остановки вас инспектором, можно. Только инспектор должен знать, что вы ведёте съёмку.

Это право вам даёт Конституция РФ и в связи с этим в законе не стали дублировать имеющееся уже, по закону, право граждан. Снимать нельзя секретные объекты и проводимые спецмероприятия, о которых инспектор, обязан вас уведомить, т. е назвать нормативно – правовой акт, запрещающий съёмку.

Могут ли ГИБДД останавливать где угодно?

Многие автомобилисты всегда считали, что ГИБДД может останавливать автомобилистов только на стационарных постах по Приказу МВД №185. Но в нем нет указаний, где инспектор может останавливать машину. Приказ лишь вводит в действие Административный регламент, на который и нужно ссылаться по этому вопросу.

На момент написания обзора в 2021 году в данном приказе никаких изменений нет.

Регламент может меняться и корректироваться. Обновленный вариант начал действовать в 2017 году, и для его утверждения издан новый Приказ МВД №664. В новой версии регламента есть условие, при котором можно проверять документы у водителей вне стационарного поста. Разберемся, какие основания для этого существуют.

Основания остановки

Новый вариант закона дает право инспектору ГИБДД останавливать на дороге водителя автомобиля не на стационарном посту, а в любом месте, чтобы проверить документы. Однако такое место инспектор не может выбирать самостоятельно, для этого нужен приказ начальства. Данные изменения, касающиеся остановки вне стационарного поста, сделаны из-за большого сокращения постов ДПС.

Это в свою очередь обусловлено массовым сокращением сотрудников Государственной автоинспекции.

На деле инспекторам и раньше можно было останавливать транспорт в любых местах, если проводятся спецмероприятия. Поэтому новый порядок почти ничего не изменил, особенно в городских условиях. Причину остановки инспекторы найдут без труда, а водители обычно не спорят с ними.

Ведь проще достать и показать права, полис ОСАГО, чем вступать в споры с полицией, себе дороже обойдется.

Участки несения службы для инспекторов устанавливают, анализируя аварийность в данной местности, выявляя опасные места, сложные дорожные условия, оперативные сводки. Регламент запрещает инспектору курить во время общения с водителем, обязывает не грубить, быть вежливым, воздерживаться от дискриминации разного рода. Нельзя предъявлять неправомерные обвинения, оскорблять.

Останавливать можно по следующим основаниям:

  1. Нарушение ПДД, которое зафиксировано техническими средствами или визуально.
  2. Получены данные ориентировки о причастности водителя или пассажиров к преступлению, ДТП.
  3. Имеются данные об угоне или розыске автомобиля.
  4. Водитель является свидетелем ДТП, преступления, остановлен для дачи показаний.
  5. Участие понятым.
  6. Сотрудникам полиции срочно потребовался автомобиль.
  7. Запрещение или ограничение движения транспортных средств.
  8. Обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда автомобилям спецслужб.
  9. Оказание помощи водителем другим участникам движения, либо полиции.
  10. Проведение мероприятия, исполнение по специальным распоряжениям.
  11. Плановая проверка. Проверяется автомобиль на предмет нахождения в розыске, транспортировку запрещенных веществ, людей в розыске.
  12. Угроза безопасности движения из-за поломки технических средств, дорожными работами, аварией техногенного характера, стихией, ЧС.
  13. Для проверки документов: водительского удостоверения, на транспортировку груза.
  14. Подозрения на розыск, участие водителя в преступлении.

Теперь нет пункта, по которому документы можно было проверять на стационарных постах. Поэтому инспектор может останавливать ТС для проверки документов в любом месте. Но это должно происходить при наличии основания проверки.

Отличие между двумя Приказами 185 и 664 состоит в том, что до этого были указаны основания остановки. Это было неправильно. Но первый пункт – признаки нарушения по подозрениям инспектора служат показания свидетелей, ориентировки.

Если ему на дороге пришла ориентировка, что некоторый автомобиль участвовал в преступлении, то инспектор на полных основаниях остановить его.

Могут ли ГИБДД останавливать где угодно?

Многие автомобилисты всегда считали, что ГИБДД может останавливать автомобилистов только на стационарных постах по Приказу МВД №185. Но в нем нет указаний, где инспектор может останавливать машину. Приказ лишь вводит в действие Административный регламент, на который и нужно ссылаться по этому вопросу. На момент написания обзора в 2021 году в данном приказе никаких изменений нет.

Регламент может меняться и корректироваться. Обновленный вариант начал действовать в 2017 году, и для его утверждения издан новый Приказ МВД №664. В новой версии регламента есть условие, при котором можно проверять документы у водителей вне стационарного поста. Разберемся, какие основания для этого существуют.

  • Основания остановки
  • Обязан ли инспектор ГИБДД показывать ориентировку
  • Как можно останавливать автомобиль
  • Порядок проверки документов
  • Что проверяют у иностранцев
  • Заключение

Основания остановки

Новый вариант закона дает право инспектору ГИБДД останавливать на дороге водителя автомобиля не на стационарном посту, а в любом месте, чтобы проверить документы. Однако такое место инспектор не может выбирать самостоятельно, для этого нужен приказ начальства. Данные изменения, касающиеся остановки вне стационарного поста, сделаны из-за большого сокращения постов ДПС. Это в свою очередь обусловлено массовым сокращением сотрудников Государственной автоинспекции.

На деле инспекторам и раньше можно было останавливать транспорт в любых местах, если проводятся спецмероприятия. Поэтому новый порядок почти ничего не изменил, особенно в городских условиях. Причину остановки инспекторы найдут без труда, а водители обычно не спорят с ними. Ведь проще достать и показать права, полис ОСАГО, чем вступать в споры с полицией, себе дороже обойдется.

Участки несения службы для инспекторов устанавливают, анализируя аварийность в данной местности, выявляя опасные места, сложные дорожные условия, оперативные сводки. Регламент запрещает инспектору курить во время общения с водителем, обязывает не грубить, быть вежливым, воздерживаться от дискриминации разного рода. Нельзя предъявлять неправомерные обвинения, оскорблять.

Останавливать можно по следующим основаниям:

  1. Нарушение ПДД, которое зафиксировано техническими средствами или визуально.
  2. Получены данные ориентировки о причастности водителя или пассажиров к преступлению, ДТП.
  3. Имеются данные об угоне или розыске автомобиля.
  4. Водитель является свидетелем ДТП, преступления, остановлен для дачи показаний.
  5. Участие понятым.
  6. Сотрудникам полиции срочно потребовался автомобиль.
  7. Запрещение или ограничение движения транспортных средств.
  8. Обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда автомобилям спецслужб.
  9. Оказание помощи водителем другим участникам движения, либо полиции.
  10. Проведение мероприятия, исполнение по специальным распоряжениям.
  11. Плановая проверка. Проверяется автомобиль на предмет нахождения в розыске, транспортировку запрещенных веществ, людей в розыске.
  12. Угроза безопасности движения из-за поломки технических средств, дорожными работами, аварией техногенного характера, стихией, ЧС.
  13. Для проверки документов: водительского удостоверения, на транспортировку груза.
  14. Подозрения на розыск, участие водителя в преступлении.

Теперь нет пункта, по которому документы можно было проверять на стационарных постах. Поэтому инспектор может останавливать ТС для проверки документов в любом месте. Но это должно происходить при наличии основания проверки.

Отличие между двумя Приказами 185 и 664 состоит в том, что до этого были указаны основания остановки. Это было неправильно. Но первый пункт – признаки нарушения по подозрениям инспектора служат показания свидетелей, ориентировки. Если ему на дороге пришла ориентировка, что некоторый автомобиль участвовал в преступлении, то инспектор на полных основаниях остановить его.

Специальные мероприятия тоже являются веским основанием для остановки не на стационарном посту. Это относится к мероприятиям: «трезвый водитель», «безопасность детей» и другим.

Обязан ли инспектор ГИБДД показывать ориентировку

Сотрудник полиции не должен препятствовать водителю ознакомиться с ориентировкой или другим мероприятием. Но инспектор также не обязан иметь при себе и показывать водителю ориентировки и другие подтверждающие документы. Они могут лежать на стационарном посту, либо в подразделении ГИБДД. Сотрудники не должны препятствовать ознакомлению водителей с ориентировками.

Как можно останавливать автомобиль

Чтобы остановить автомобиль на дороге, инспектор ГИБДД подает особый жест. Требование для остановки может подаваться с помощью громкоговорителя, либо рукой. Кроме того, сотрудник ДПС может применять диск с красным светящимся сигналом, либо жезлом. Инспектор показывает место для остановки машины. В темное время суток сигнал подается световыми сигналами, если есть такая возможность.

Инспектор не имеет права останавливать автомобиль в тех местах, где по Правилам дорожного движения это запрещено. Однако существуют исключения. Например, водителя остановили для помощи в пресечении преступления, либо причинения вреда здоровью.

Права и обязанности инспектора после остановки

После того, как автомобиль остановился по требованию инспектора ГИБДД, он обязан:

  1. Без задержки подойти к водителю.
  2. Поздороваться, назвать звание, должность, фамилию, имя, отчество.
  3. При обращении к автовладельцу правую руку приложить к головному убору.
  4. Назвать причину остановки.
  5. Показать по требованию водителя служебное удостоверение. Не забудьте записать данные сотрудника по документу.
  6. Потребовать передать документы без удерживающих устройств, напомнить права и обязанности автовладельца в случае привлечения его понятым.
  7. Не затягивать время остановки.
  8. Разъяснить суть правонарушения, если оно имеет место.

Кроме обязанностей, инспектор ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из автомобиля в следующих ситуациях:

  1. У водителя выявлены признаки болезни или опьянения.
  2. Для проведения личного досмотра, осмотра автомобиля, либо груза.
  3. Для сверки номеров агрегатов автомобиля с данными в документах.
  4. При необходимости участия водителя в оказании помощи или для процессуальных действий.
  5. Для устранения поломки машины или нарушения перевозки груза.

Зная эти права и обязанности сотрудников полиции, не препятствуйте их выполнению, и не нарушайте закон.

Порядок проверки документов

Сотрудники дорожно-патрульной службы могут не только останавливать автомобили вне стационарного поста, но и проверять документы. Статья 106 Административного регламента устанавливает основания, по которым полиция имеет право проверять документы.

  1. Инспектор обнаружил нарушение водителем Правил дорожного движения.
  2. Получена ориентировка о причастности водителя или его машины к совершению аварии, правонарушения, преступления, либо розыска транспортного средства.
  3. При проведении специальных действий по предотвращению ДТП и уменьшению их последствий.

Законодательство также устанавливает, что именно может проверять сотрудник на дороге.

Согласно статьи 107 Административного регламента, основаниями для проверки документов могут быть:

  1. Обнаружение признаков нарушения ПДД, причина о возбуждении дела о правонарушении.
  2. Выявлены признаки подделки документов на груз или автомобиль.
  3. Ориентировка и подозрение человека в совершении преступления или правонарушения.
  4. Привлечение водителя понятым или свидетелем.

Также могут проверить лицензию на выполнение какой-либо деятельности по следующим основаниям:

  1. Выявление нарушения нормативов в сфере безопасности дорожного движения.
  2. Проведение спецмероприятий по недопущению аварий.
  3. Осмотр груза, автомобиля, иные случаи, связанные с исполнением обязанностей сотрудников полиции.

Во время контроля документов, номеров агрегатов, госномеров инспектор осматривает их визуально. Но при необходимости используются приборы для обнаружения подделки. Технические устройства применяются, если видны признаки внешнего изменения маркировок, подделки документов, не соответствие записей с информацией оперативных и справочных служб МВД.

Инспектор полиции может использовать в работе специальный федеральный учет, розыскные данные. При проверке груза проводятся аналогичные процедуры. Но дополнительно контролируется соответствие путевки и накладной транспортируемому грузу, лицензионной карте. В документах обнаруживают признаки подделки: изменение маркировки, повреждения, потертости, исправления.

Что проверяют у иностранцев

У лиц, не имеющих гражданства, либо иностранных водителей могут проверить:

  1. Паспорт личности, другой аналогичный документ.
  2. Миграционные документы, иностранную визу.
  3. Водительские права.
  4. Документация на автомобиль, таможенные бумаги при ввозе ТС из-за границы.
  5. Полис страхования, либо другой документ, который аналогичен ОСАГО по международным правилам.
  6. Документы для въезда, разрешения.

У иностранца, который является пассажиром, пешеходом, либо не имеет гражданства, могут проверить миграционную карту, визу, паспорт, въездные документы, разрешения на посещение региона.

Заключение

Теперь мы выяснили, что сотрудники ДПС и ГИБДД вне стационарного поста имеют право останавливать транспортные средства и законно проверять документы. В старом регламенте это действие было запрещено, но теперь все изменилось. Данная корректировка закона почти ничего не изменила, раньше полицейские также могли найти повод для такой проверки на дороге.

Спокойные водители редко выражали недовольство, и сейчас при проверке вне стационарных постов не стоит переживать по данному поводу, если не нарушать закон. Кроме того, инспектор по требованию водителя обязан показать содержание ориентировки или спецмероприятия при проверке документов. Однако они не обязательно должны находиться на посту, а могут быть в подразделении ГИБДД.

На патрульном автомобиле полиции должен быть номер дежурного. Если его нет, то водитель может потребовать сообщить ему номер телефона ответственного начальника, а инспектор обязан дать водителю эти данные. У дежурного сотрудника можно узнать основания для остановки автомобиля и получить сведения о специальном мероприятии, фамилию остановившего сотрудника, правомерность его действий.

Многих водителей волнует вопрос, что теперь в новом законе не указано, что можно снимать общение с инспектором ДПС на камеру. Но съемка не запрещена по конституции, так как любой гражданин имеет право искать, получать и передавать информацию, не нарушая закон. Однако водитель не должен мешать полиции исполнению их обязанностей.

Кроме того, инспектор может потребовать от водителя пройти освидетельствование у врача, при наличии подозрений на опьянение. Если анализы будут отрицательными, то инспектор должен доставить водителя к его автомобилю.

Новый регламент ГИБДД: гаишники теперь могут останавливать машины для проверки где угодно

20 октября 2017 9:00

Сам этот документ – всего лишь внутренний приказ МВД с инструкциями, что и как должен делать инспектор ДПС в соответствии с существующими законами. Нас с вами напрямую он не касается, но интересно же знать, что запрещено или разрешено гаишнику. Мы о регламенте немало рассказывали еще во время его обсуждений, но все же появилось и действительно серьезное новшество.

ОДНОЙ БУМАЖКОЙ МЕНЬШЕ

Госавтоинспекция перестает выдавать справки о ДТП. Постановлением правительства еще от 02.10.2014 года (№ 1007) прежние правила ОСАГО, в которых говорилось о необходимости выдавать и предоставлять такую справку, были отменены.

– У МВД России в настоящее время отсутствуют полномочия по утверждению формы справки о ДТП и, соответственно, по организации выдачи сотрудниками полиции указанной справки, – объяснил Александр Быков, начальник управления ДПС Госавтоинспекции России. – На этом основании из нового Административного регламента были исключены положения, предусматривающие при оформлении ДТП выдачу сотрудниками полиции участникам происшествия справки о ДТП.

Все сведения об аварии отныне будут отражать исключительно в предусмотренных законом процессуальных документах. Как объяснили в ГИБДД, они бывают трех видов, инспектор оформляет один из них: определение о возбуждении дела и проведении расследования либо протокол или постановление по делу об административном правонарушении. Копии этих бумаг участник аварии может получить беспрепятственно (см. подробнее).

ОТ ПОСТОВ – НА ДОРОГИ

♦ Главное новшество этого регламента – отмена запрета 2009 года останавливать водителей просто для проверки документов вне стационарных постов ДПС. Теперь инспектор имеет право это делать везде. Объяснение простое: за последние годы количество машин увеличилось, а количество постов сократилось в три раза. Так что Госавтоинспекция переносит свою службу от стационарных постов на дороги.

♦ Запрещено гаишнику забирать права или запрещать эксплуатацию машины, снимая номера. Они и раньше лишились этого права, но в прошлом регламенте такого запрета не было. Права забрать может только суд, инспектор лишь выпишет протокол.

♦ Теперь разрешено для фиксации нарушений использовать камеры, не принадлежащие полиции. В том числе и на участках ремонта дорог, где установлены временные знаки. И допускается при освидетельствовании водителя на состояние алкогольного опьянения ночью или в глухих местах не понятых искать, а снять это на видео. Причем, не только на служебные регистраторы, а даже на собственный мобильный.

– При отсутствии у инспектора носимого видеорегистратора он может использовать любое техническое средство, которое потом будет оценено судом. Суд будет принимать решение, допустимо ли это доказательство, – ссылается на требование закона Александр Быков.

♦ Еще одно новшество по поводу проверки на пьянку: теперь инспектор обязан доставить водителя назад к его машине после освидетельствования, если оно проходило на посту или в больнице и следов алкоголя не нашли.

ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

♦ Как и прежде, разрешено использовать машины скрытого контроля. Это служебные автомобили без опознавательных знаков, но оснащенные камерами.

– В новой редакции лишь уточняется, что автомобили скрытого контроля используются только для фиксации нарушений правил, способствующих совершению ДТП, – разъясняет Руслан Помыкалов, начальник отдела ДПС Госавтоинспекции

Из такой машины могут снять нарушение правил, передать информацию обычному «раскрашенному» патрулю, а он уже остановит и накажет, используя переданную информацию. Прятать патрульные машины тоже можно – за изгибами дорог, «переломами рельефа местности», остановочными павильонами, если это опасное место, где часто происходят аварии. Но умышленно скрывать «раскраску» служебных машин и прятать «мигалки» нельзя.

♦ Гаишнику, который вас остановит, необходимо передать в руки документы не просто без обложек, но и без зажимов, это теперь прописано четко.

♦ И снимать ваш разговор на видео тоже по-прежнему можно, правда, эта норма в регламенте уже не прописана, но и запрета нет. Потому что его не существует в принципе.

– В общественных местах гражданин имеет право вести фотовидеосъемку, – сказал полковник полиции Александр Быков.

ТАК МОЖНО ЛИ ИНСПЕКТОРУ КУРИТЬ?

Всех почему-то очень интересовало это. В процессе общественных обсуждений в регламент вписали запрет при общении с водителями хамить, вести себя бескультурно и курить, но из окончательной редакции это вычеркнули.

– У нас есть кодекс этики служебного поведения государственных служащих, там эта норма включена, – сказал Александр Быков. Потому вновь прописывать ее в регламенте смысла не увидели. Так что выдыхать дым вам в лицо и панибратствовать инспектор права не имеет. А если вы заметите какие-то нарушения этого регламента – жалуйтесь его начальству. Гаишнику грозит дисциплинарная ответственность или другое наказание по их служебной линии.

Самые свежие новости и полезные советы по автомобильной теме читайте в нашем канале в Telegram.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Причины и основания остановки транспортного средства полицией по новому приказу МВД N 664

Действующее законодательство не допускает остановки транспортного средства полицией без причин и оснований, но многие автомобилисты превратно толкуют нормы законы и уверены, что сотрудники ГИБДД останавливают их машину без достаточных оснований. В этой публикации мы представим исчерпывающий список причин остановки транспортного средства инспектором ДПС согласно Приказу МВД России от 23 августа 2017 г. N 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Изучение норм «Приказа N 664» позволит избежать ненужных споров с гаишниками и избавит от траты нервов и времени, особенно, если вы ничего не нарушили. Крайне актуально обновить свои знания, потому что Приказ МВД России N 664 от 23 августа 2017 года отменил следующие нормативно-правовые акты: Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185, Приказ МВД N 1023 от 31 декабря 2009 года, Приказ МВД N 780 от 13 августа 2012 года, Приказ МВД России N 857 от 3 октября 2014 года, а также Приказ МВД N 155 от 1 апреля 2011 года — все эти документы утратили силу.

Основания для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД

И так, пункт №84 нового Приказа МВД N 664 описывает полный перечень оснований для предъявления сотрудником ГИБДД требования об остановке водителем транспортного средства:

  • 84.1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • 84.2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • 84.3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • 84.4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • 84.5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • 84.6. Необходимость использования транспортного средства (Пункт 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
  • 84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • 84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • 84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • 84.10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • 84.11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (Пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711)
  • 84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • 84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • 84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Водитель транспортного средства обязан выполнять требования сотрудника ГИБДД об остановке автомобиля. За невыполнение этого законного требования предусмотрена ответственность согласно ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ (Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства) в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей.

Основания остановки ТС для проверки документов

Кстати, проверка документов может быть осуществлена полицией только в соответствии с пунктом №106. Основаниями для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, являются:

  • выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • наличие ориентировок либо иных данных, свидетельствующих о причастности водителя и (или) транспортного средства к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях, а также дающих основания полагать, что транспортное средство находится в розыске;
  • проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий.

Не забываем и про то, что новый Приказ N 664 четко описывает каким образом водитель обязан передавать инспектору ДПС документы для проверки (пункт № 53):

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Обратите внимание, что термин «стационарный пост» удалён из нового регламента МВД, таким образом в любом случае у инспектора должны быть основаниями для остановки машины и проверки документов, вне зависимости от того, на каком участке дороги полиция вас остановила. Но прямой обязанности инспектора обосновывать наличие оснований для остановки автомобиля больше нет. Инспектор теперь не обязан документально ознакамливать водителя с ориентировками или спецмероприятиями на месте остановки. Отказ предоставить документы на проверку инспектору ГИБДД может быть квалифицирован по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, что влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. Обратите внимание, что для защиты своих интересов вы имеете право снимать на видео сотрудников полиции, остановивших вас на дороге!

Могут ли ГИБДД останавливать где угодно по новому приказу №664?

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;

3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;

5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона «О полиции» и п. 29 Административного регламента, такие права предоставляются только сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности. Другие сотрудники полиции (например ППСники) могут остановить транспортное средство только в отдельных случаях.

Пункты административного регламента ГИБДД, связанные с остановкой ТС:

85. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство. При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

86. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

87. Остановка транспортного средства осуществляется с учетом требований правил дорожного движения и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.

88. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

89. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 45 Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину

Предлагаем ознакомиться: Дисциплинарные взыскания в 2019 году

Все сотрудники ГИБДД, как и любые другие должностные лица, действуют на основании законодательно утверждённых инструкций. Чтобы водителю обоснованно отстаивать свою позицию, нужно обратиться к нормативным правовым документам. Основополагающим из них для водителей и сотрудников ГИБДД являются Правила дорожного движения, утверждённые постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.

Процедуре остановки автомобиля посвящён отдельный раздел в главе 3 Административного регламента исполнения МВД РФ функции госнадзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Регламент утверждён Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664. Новые правила применяются около полутора лет — с февраля 2021 года.

Основные нововведения касаются места возможной остановки автомобиля и видеозаписи действий сотрудников ГИБДД.

При составлении жалобы на сотрудника ГИБДД необходимо указать факты его поведения, которые водитель счёл за нарушение его прав

Водителям следует помнить о принципе презумпции невиновности. То есть сам факт остановки ещё ничего не значит. Другое дело, если водитель сам знает о нарушении правил. В таком случае стоит лишь убедиться в правильном оформлении административного производства и придерживаться доброжелательного корректного поведения.

В обратном случае он может быть уверенным в своей невиновности, пока не будет доказано обратное. Для привлечения к ответственности нужны прямые доказательства вины. Вот именно в этом контексте не следует пускать ситуацию на самотёк, а нужно позаботиться о защите своих прав.

Любому водителю пригодятся общие рекомендации:

  • изучение ПДД. В правилах есть много оговорок, которые освобождают от ответственности. Например, нельзя привлечь за непристёгнутый ремень, если в конструкции машины это не предусматривается. Аргументированное возражение с указанием нормы ПДД или других документов сможет стать решающим фактом;
  • многие спорные ситуации можно разрешить с помощью записей с видеорегистратора;
  • внимательно читать любой составляемый на месте документ, указывать в нём о своём несогласии, брать себе копию.

Ранее уже упоминалось, что в случае несогласия водителя с фактом нарушения представитель ГИБДД обязан составить протокол и направить его на рассмотрение в управление ГИБДД или суд. На деле часто после составления протокола выносится и постановление. В судебной практике есть случаи, когда водители добивались отмены такого решения. Мотивировали они это тем, что одно и то же лицо не может возбуждать и рассматривать дело об административном нарушении.

В случае если инспектор, не имея прямых доказательств вины водителя, выносит постановление, нельзя опускать руки. Свою позицию можно отстоять путём обжалования. Если водитель несогласен с постановлением, у него есть 10 дней, чтобы подать жалобу в территориальное отделение ГИБДД или суд.

Как бы водитель ни стремился избежать встречи с инспектором ГИБДД, у последнего всегда найдутся основания для остановки машины. Будучи за рулём, не стоит игнорировать требование должностного лица. Если за водителем нет никакой вины, важно сохранять спокойствие и придерживаться вежливого поведения. Любое процессуальное действие подлежит оформлению в виде акта или протокола.

Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2021 году в РФ

Уважаемые автолюбители, наверняка большинство из вас не знает, что нельзя просто так взять, и остановить ваш автомобиль. Сегодня хотелось бы рассмотреть все законные причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2021 году в РФ. Согласно пункту 84 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 сотрудник ГИБДД может остановить ваше транспортное средство только на основании нижеприведенных причин.

Причины для остановки ТС сотрудниками ГАИ в 2021 году:

  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  • Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  • Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  • Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  • Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  • Необходимость использования транспортного средства.
  • Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  • Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  • Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  • Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  • Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
  • Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  • Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  • Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 86 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Пункт 88 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: