Изъятие автомобиля для военных нужд – вся правда о новом законе

Изъятие автомобилей и военный учет транспортного средства. Правда или вымысел.

Многие соцсети и разные новостные издания пестрят информацией о якобы грядущих конфигурациях в законы, связанные с военными действиями. Ходит масса слухов, что абсолютно все автомобили граждан страны, не имеющих отношения к воинскому учету, нужно будет обязательно зарегистрировать в военкомате, а уж в случае начавшихся военных действий практически все автомобили, не исключая легковые, можно будет чуть ли не конфисковать на законных основаниях у любого гражданина в военных целях. Разберемся, где вымысел, а где правда.

1. Что за новый закон, действует ли он сейчас.

Скорее всего, слухи начались с обсуждения проекта изменений в ныне действующий Приказ Министра обороны РФ от 14.03.2014 N 151, которым утверждается перечень и порядок учета транспортных средств, передаваемых обычными гражданами военным Российской Федерации.

То есть речь идет всего лишь о проекте изменений, не более того. А что такое проект? Проект это текст закона, который предлагается для принятия и подписания. Каждый день их предлагают большое количество, и только единицы принимают форму закона.

Таким образом, сегодня нового закона нет, согласно которому у людей в Российской Федерации отнимут все транспортные средства в случае войны или которым обяжут срочно поставить транспортные средства на учет. У законодателей возникла лишь очередная идея внести изменения, которые так и не были внесены. Стоит отметить, что приказы Минобороны вообще не относятся к категории именно законов, а являются подзаконными актами, которые лишь конкретизируют и детализируют предписания законов.

Даже в случае, если появляются новые проекты, а их может быть несколько разных вариантов одновременно, то совершенно не обязательно, что его примут и подпишут в установленном законом порядке.

Подытожим, на август 2019 года нового закона (приказа, постановления, указа и прочего), которым на граждан возлагалась бы обязанность передать в обязательном порядке свои легковые транспортные средства в случае военных действий государству или обязательно поставить на военный учет указанные, нет.

2. Какие же правила действуют сегодня?

Итак, с 1998 года действует Указ Президента России с последними изменениями в октябре 2015 года), которым утверждается положение о военно-транспортной обязанности граждан страны (http://base.garant.ru/179480/). Согласно указу, военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного обеспечения транспортными средствами военных в Российской Федерации именно в период мобилизации и в военное время.

В перечень транспортных средств входят: железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный, трубопроводный транспорт, специальные суда, суда рыбопромыслового флота, автомототранспортные средства, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы. Под предоставлением транспортных средств по закону понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.

Военно-транспортная обязанность действует уже с почти как 20 лет, заключается в том, что в военное время граждане и организации должны предоставить войскам, формированиям и органам те транспортные средств, которые применяются в этих формированиях и войсках. При этом гражданам выдаются документы, которые подтверждают предоставление ими транспортных средств. Перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению гражданами войскам, формированиям и органам, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. В эти перечни входят:

L6– квадроциклы и квадрициклы,

M2 и M3– автобусы весом до 5 тонн и более,

N– все грузовые машины,

O– все прицепы к грузовым автомобилям, автобусам и мототранспортным средствам,

G– машины повышенной проходимости,

Спецтехника (автокраны, бульдозеры, тракторы, лесовозы, скорая помощь и другие).

Исходя из изложенного выше, сделаем вывод, что правила, по которым граждане Российской Федерации обязаны передать транспортные средства в военное время войскам формирований существуют уже много-много лет. Категории M1, то есть легковые машины, граждан, в данном перечне нет. То есть, закон этот вовсе не новый, а давно существующий, о котором вдруг решили вспомнить под какую-то «горячую» тему средства массовой информации. В отношении грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники всегда существовала такая практика в случае военных действий и при военном положении.

Обращает на себя в указанном перечне категория G. Согласно действующим правилам, к транспортным средствам повышенной проходимости (категории G) могут быть отнесены транспортные средства категорий M (в том числе и М 1) и N, если они удовлетворяют таким требованиям, что в них имеется, к примеру хотя бы одна передняя и одна задняя ось, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться, хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один мехахнизм аналогичного действия, если они могут преодолевать подъем 30%, угол въезда должен быть не менее 25°, угол съезда должен быть не менее 20° и прочее.

3. Смогут ли у Вас изъять автомобиль, относящийся к категории легкового.

По действующему закону, нет Легковой автомобиль изъять не имеют права и в случае военных действий. Однако все проекты изменений на данную тему касаются именно автомобилей с высоким клиренсом и полным приводом, то есть внедорожников и кроссоверов. Понятие «изъятие» не корректно с точки зрения юриспруденции, так как само по себе изъятие является мерой административно-правового воздействия, выражающейся в принудительном лишении лица права пользоваться и распоряжаться своей вещью. В данном случае, имеется в виду все же временное пользование вещью, а именно автомобилем.

Вряд ли стоит беспокоиться владельцам малолитражек и «легковушек» с передним приводом. Опять же, повторимся, на данный момент, нет принятых и вступивших в силу новых изменений по поводу обязательного изъятия у граждан или организаций легковых автомобилей в случае военных формирований и военных действий.

4. В чем был смысл проекта изменений с идеей «передать легковой автомобиль военным».

Легковые автомобили граждан и организаций категории M1 не должны направляться в места, где идет война и активные боевые действия, предлагали те, у кого возникла идея дополнить список, указанный выше транспортных средств категорией M1.

Якобы обязанности предоставить для военных свой автомобиль должна возникнуть только в случае недостатка собственной техники или пока такая техника транспортируется к месту боевых действий. После этого автомобили обязательно будут возвращены их собственникам и владельцам, а в случае причинения ущерба транспортным средствам в результате военных действий, ущерб обязательно будет компенсироваться владельцам. Однако, не понятно, из каких именно источников и каким образом. Видимо, подразумевалось, что будет разработаны еще и правила оценки ущерба владельцу транспортного средства в случае использования указанно при военных действиях, так как методом оценки ущерба достаточно много.

5. Подведем итог.

Изменений в ныне действующие правила и законы нет. Обязанность по передаче транспортных средств определенных категорий вооруженным силам в случае военных действий существует очень давно. Легковые автомобили никуда не передаются в случае военных действий. Все проекты изменений, а их невероятное количество, пока не имеющих статус в установленном законом порядке принятых и подписанных, не стоят пристального внимания и не должны вызывать беспокойство. Однако, следить за законотворчеством все же следует.

процедура изъятия имущества для государственных и муниципальных нужд

Из каких этапов состоит процедура изъятия имущества для государственных и муниципальных нужд? Почему оценщики занижают стоимость изымаемой недвижимости? Какие недостатки чаще всего встречаются в отчетах таких специалистов? «Право.ru» узнало у экспертов, когда власти могут забрать у граждан их собственность и что обязаны предоставить взамен. Кроме того, юристы рассказали о наиболее проблемных моментах в этой теме.

Вопрос изъятия имущества у граждан для государственных и муниципальных нужд становится в последние годы все актуальнее. Связано это сразу с несколькими моментами. С одной стороны, расширяется список тех госорганов, которые могут производить такие действия. Только в этом году сразу четыре ведомства получили возможность изымать у граждан земли для госцелей: ФСО, ФСБ, Росимущество и Минобороны. Еще одна причина актуальности обсуждаемой темы – большое количество крупных международных мероприятий, проходящих в России, в ходе подготовки к которым государству приходится забирать земли у граждан и компаний.

Но не обязательно из-за столь масштабных событий люди теряют свое имущество. У жительницы Самары Анны Смирновой* местные власти решили изъять участок в 600 кв. м для строительства новой городской автомагистрали. С соответствующим иском Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обратилось в Красноглинский районный суд Самары (дело № 2-2035/2016

М-1745/2016 ). Однако между сторонами разгорелся спор по поводу цены этой земли. Ее кадастровая стоимость составляла 812 712 руб. Однако власти настаивали на сумме в 363 950 руб., а Смирнова утверждала, что участок стоит 1,04 млн руб. Свои мнения истец и ответчик подтверждали отчетами оценщиков. Первая инстанция назначила судебную экспертизу, чтобы установить точную цену спорной земли. Исследование показало, что стоимость участка составляет 344 400 руб. В такую сумму суд и оценил имущество Смирновой, удовлетворив требования Министерства. Апелляция выявила в заключении судебного эксперта арифметическую ошибку, однако сочла ее незначительной и оставила акт первой инстанции без изменений (дело № 33-14921/2016 ).

ВС не согласился с такими выводами, указав на то, что в основу судебного акта нельзя положить заключение даже с незначительной ошибкой (дело № 46-КГ17-35 ). То есть нижестоящие инстанции сослались на недопустимое доказательство. Кроме этого, судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула, что по закону кадастровая стоимость участка равна рыночной (п. 2 ст. 66 ЗК). Следовательно, судам нужно было разобраться, почему в спорном случае землю оценили ниже ее кадастровой цены, чего нижестоящие инстанции не сделали, отметили судьи ВС. Ссылаясь на перечисленные нарушения, «тройка» судей под председательством Вячеслава Горшкова отменила акт Самарского областного суда и отправила дело на новое рассмотрение обратно в апелляцию (прим. ред. – пока еще не рассмотрено).

Недвижимость или деньги

Редакция «Право.ru» решила узнать у экспертов, что делать тем гражданам и фирмам, которые окажутся на месте Смирновой. Перечень оснований для изъятия земельных участков и объектов недвижимости является исчерпывающим и прописан в Земельном кодексе, рассказывает Евгений Пугачев, руководитель практики “Земля.Недвижимость.Строительство” юрфирмы “Интеллектуальный капитал”. Вместе с этим в ГК предусмотрен дополнительный случай, когда государство может забрать у граждан имущество, – при чрезвычайных ситуациях, добавляет Даниил Пономарев, юрист КА “Юков и партнёры”.

После того, как власти решили изъять недвижимость по одной из перечисленных причин, они направляют собственнику участка уведомление об этом и проект соглашения, в котором прописана сумма возмещения и порядок ее выплаты. По закону предусмотрены два способа возмещения за изымаемые объекты: выплата денег или предоставление аналогичной недвижимости с согласия собственника. Ведущий юрист “Содружества земельных юристов” Ксения Сочеева поясняет, что первый вариант более характерен для участков, где расположены объекты недвижимости, которым сложно подобрать аналоги из госфонда. К такому имуществу относятся коттеджи, производственные предприятия, фермы и т. п. А второй вариант чаще применим для изъятия земли под строительство многоквартирных домов, говорит юрист. Пугачев обращает внимание на то, что власти должны возместить не только рыночную стоимость изымаемой недвижимости, но и убытки, которые терпит собственник от решения властей.

Как правильно оценить

Объективная оценка перечисленных составляющих является одной из главных проблем в обсуждаемой теме. Как правило, оценщики, которых нанимает орган госвласти, чтобы рассчитать рыночную стоимость имущества и величину убытков, вычисляют размер возмещения некорректно, отмечает Александр Аронов, управляющий партнер ЮБ «Аронов и Партнеры». Эксперт перечисляет наиболее распространенные недостатки, которые встречаются в оценочном отчете: 1) Применяются аналоги, которые заведомо имеют более низкую стоимость, чем изымаемый участок. 2) Не учитывается срок для поиска аналогичного объекта. 3) Не учитывается стоимость риелторских услуг при подборе новых объектов. 4) Минимальный расчет дохода, который приносит спорное здание (помещение).

Пугачев предупреждает, что публичный орган, как правило, не хочет и не заинтересован компенсировать реальную рыночную стоимость изымаемых объектов, так как это напрямую связано с расходами бюджета. В такой ситуации гражданам остается только одно – в судебном порядке оспаривать отчет оценщика. Сочеева подтверждает, что в спорных случаях разногласия между сторонами эффективно разрешаются путем проведения судебной оценочной экспертизы. Она советует заблаговременно узнать реальную рыночную стоимость изымаемого объекта и подобрать экспертные организации, которые можно будет предложить суду. Юрист подчеркивает, что в подавляющем большинстве случаев именно цифра, определенная по результатам судебной экспертизы, станет выкупной ценой.

Проблемы процедуры изъятия

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям “Качкин и партнеры”, говорит, что институт изъятия страдает от общих болезней судебной системы: при рассмотрении споров о компенсации суды склонны занижать убытки гражданина, у которого происходит изъятие. По словам юриста, собственников имущества заочно обвиняют в попытке “нажиться” за счет бюджета: «То есть у лица что-то изымают без его воли, а он еще в глазах суда считается “негодяем”, так как смеет не соглашаться с государством в оценке размера компенсации». Асия Тахтаева, старший юрист Noerr, констатирует, что правовое регулирование изъятия имущества для госнужд является болезненным вопросом не только для России.

По ее словам, порядок, который устроит обе стороны в такой ситуации, просто невозможен. Юрист говорит, если закон более лоялен к государству, то собственники имущества обязательно останутся недовольны. А если приоритет в спорной ситуации отдать гражданам, то порой изъять имущество будет просто невозможно, что нанесет существенный вред государственным интересам. Следовательно, сейчас нужно искать оптимальный баланс интересов всех сторон и стараться исключить злоупотребление при реализации норм правоприменителями, резюмирует Тахтаева.

Чем грозит покупка машины в аресте

Машина – это собственность, на которую по аналогии с прочим имуществом в может быть наложен арест. При этом владелец транспортного средства теряет право распоряжаться автомобилем по своему усмотрению. Немало хлопот может доставить и приобретение арестованной машины. Попробуем разобраться, что значит машина в аресте.

Содержание

  • Что значит наложить арест на автомобиль
  • Кто и в каких случаях имеет право наложить арест на автомобиль
  • Процедура наложения ареста
  • В каких случаях арест машины судебными приставами можно оспорить
  • Чем грозит покупка арестованного автомобиля
  • Слово экспертам
  • Как проверить автомобиль на арест

Что значит наложить арест на автомобиль

Для большинства неискушенных автовладельцев арест авто, запрет или ограничение регистрационных действий — тождественные понятия. Однако с юридической точки зрения они отличаются.

Ограничение препятствует реализации права собственности (или иного права) в отношении имущества. Данная мера может применяться при разделе автомобиля супругами при разводе, сдаче транспортного средства в залог и т. п.

Под запретом следует понимать решение, препятствующее хозяину имущества совершить какое-то конкретное действие или ряд действий. Для транспортных средств чаще всего используется запрет на осуществление регистрационных действий. Такая мера может применяться при наличии долгов по алиментам, кредитам, штрафам и в других ситуациях.

Понятие ареста гораздо шире предыдущих. В соответствии со статьей 51 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» (ФЗ-229 от 02.10.2007 г.) данная мера предусматривает опись имущества и запрет на совершение абсолютно любых действий с ним.

Кто и в каких случаях имеет право наложить арест на автомобиль

Данная процедура может быть инициирована решением:

    • суда при удовлетворении иска какой-либо организации или государственного учреждения (банка, отдела соцзащиты и др.);
    • органов таможни;
    • судебных приставов.

Причин, по которым накладывается арест на машину, достаточно много. Наиболее распространенными из них являются неоплаченные коммунальные услуги, просроченные кредиты, долги по алиментам или штрафам ГИБДД. Также карательные санкции могут быть инициированы за неуплату налогов или при нарушениях таможенного оформления авто (например, владелец, чтобы не платить сбор в государственную казну, ввозит его из-за границы по запчастям и т. п.).

Процедура наложения ареста

Арест автомобиля приставами осуществляется в порядке, предусмотренным в статьях 64 и 68 ФЗ «Об исполнительном производстве». Сотрудники ФССП обязаны предъявить владельцу соответствующее постановление и составить опись имущества.

Должен быть составлен акт о наложении ареста и проведено изъятие документов на авто: ПТС и свидетельства о регистрации (при этом обязательно присутствие двух понятых). В акте о наложении ареста указываются такие параметры, как:

    • цвет авто;
    • госномер;
    • номера кузова и двигателя (когда речь идет о грузовом транспорте, дополнительно указывается номер шасси).

Кроме этого, в документе должны быть упомянуты внешние и внутренние дефекты автомобиля.

Затем решается вопрос о передаче транспортного средства на хранение. Ответственным за сохранность авто может быть назначено постороннее лицо или организация, с которой у ФССП заключен соответствующий договор. Однако достаточно часто процедура изъятия не проводится. При этом ответственным за хранение назначается собственник машины или кто-то из членов его семьи.

Следует помнить, что пользоваться арестованным автомобилем, согласно ст. 86 ФЗ «Об исполнительном производстве», без письменного согласия судебного пристава нельзя. Иначе дело может дойти до уголовной ответственности.

Кстати, разрешение от пристава вы скорее всего не получите, так как, автомобили относятся к категории имущества, которому в ходе эксплуатации может быть причинен значительный ущерб (например, при дорожно-транспортном происшествии). Соответственно, уменьшится и стоимость арестованного транспорта.

Арест с автомобиля будет снят после погашения задолженности. В противном случае его могут выставить на торги.

В каких случаях арест машины судебными приставами можно оспорить

Согласно действующему законодательству, процедуру ареста нельзя произвести, если авто принадлежит:

    • одному из членов семьи должника (например, автомобиль мужа не должен быть арестован за долги жены или наоборот);
    • инвалиду, и она необходима ему для передвижения;
    • должнику, чья работа непосредственно связана с использованием принадлежащего ему авто (такси, грузовые перевозки и т. п.).

Если владелец транспортного средства подходит под одну из указанных выше категорий, но арест все же был произведен – самое время обратиться в суд.

Чем грозит покупка арестованного автомобиля

Некоторые собственники после того, как на авто уже наложен арест, пытаются избавиться от него. И покупатели на такой транспорт находятся: прельщает относительно низкая стоимость. Если вы совершаете такую сделку сознательно, помните, что законно оформить покупку вы не сможете. Все арестованные автомобили попадают в базу ГИБДД.

Зачастую покупатель просто не знает, что проданная ему машина находится под арестом. Обратившись в ГИБДД, новоиспеченный владелец получает отказ в регистрации транспортного средства. То есть, машина у вас вроде и есть, но пользоваться ей на законных основаниях он не может.

В данной ситуации существует несколько вариантов действий:

    • Попытаться добиться снятия карательных санкций. Правда, это возможно только в ситуации, когда наложение ареста по времени произошло позднее заключения договора купли-продажи транспортного средства.
    • Попробовать мирно договориться с продавцом о расторжении сделки и возврате денег, направив ему соответствующую претензию в письменном виде. Эффективность таких действий весьма сомнительна, так как собственник авто прекрасно понимал незаконность своего поступка, а это значит, что уговоры скорее всего на него не подействуют. Зачастую продавец просто скрывается, отключает телефон и не желает выходить на связь.
    • Если второй вариант не сработает – придется подать исковое заявление о расторжении сделки и возврате денежных средств. Покупатель имеет на это полное право в соответствии со статьей 460 ГК Российской Федерации. Здесь необходимо помнить следующее: если сумма сделки меньше 50 тыс. руб. – следует обращаться к мировым судьям, если больше – в районный суд.

Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ваш иск будет удовлетворен, но будьте готовы к тому, что на судебные разбирательства уйдет около 2 месяцев.

Важным моментом при оформлении договора купли-продажи (ДКП) является указание реальной стоимости машины. Зачастую по взаимному согласию на бумаге фиксируется гораздо меньшая сумма. При этом покупателю следует понимать, что, если он, например, фактически заплатил за приобретение 500 тыс. руб., а в ДКП указана вдвое меньшая сумма, вернуть деньги полностью будет очень сложно. Ведь суду нужны не слова, а документально подтвержденные доказательства.

Слово экспертам

Юлия Комбарова, генеральный директор «Юридического бюро №1»:

«Во всех шаблонных договорах купли-продажи имущества, в том числе машин, имеется пункт в котором указано: «Продавец гарантирует, что автомобиль не находится в залоге, на него не имеют притязаний третьи лица, а также продавец гарантирует, что у него отсутствуют признаки и возбуждённые дела о банкротстве». Такой пункт договора защищает покупателя, и всю ответственность за обстоятельства совершения сделки возлагает на продавца. Поэтому в случае выявления арестов, наложенных на предмет покупки, после заключения договора купли-продажи и передачи денег покупатель имеет право признать договор недействительным, получить деньги обратно и вернуть автомобиль.

Доказать добросовестность приобретателя — это, конечно, трудоёмкий судебный процесс. Но за услуги представителя и иные судебные расходы можно по суду взыскать с недобросовестного продавца. Необходимо отметить, что выиграв судебный процесс, не сразу удастся получить деньги. Вероятнее всего, придётся обращаться в службу судебных приставов, а если должник находится в процедуре банкротства, то и в дело о банкротстве заявлять свои требования в реестр кредиторов должника».

Валерик Варданович Галстян, старший партнер юридической фирмы «Рогов, Галстян и партнеры»:

«В подобной ситуации дело может развиваться двумя путями:

  • Если договор купли-продажи транспортного средства был оформлен до наложения ареста, то у нового собственника есть возможность в судебном порядке попытаться снять арест, доказав, что он был добросовестным приобретательным, и на момент наложение ареста транспортное средство не находилось в собственности у продавца.
  • Если договор купли-продажи был оформлен после наложения ареста, то автомобиль будет изъят у нового собственника, так как арест является ограничением на совершение действий по отчуждению имущества. Следовательно продавец не имел право продавать имущество, находящееся под арестом.

Во втором случае новый собственник имеет полное право расторгнуть заключенный с продавцом договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченных им денежных средств».

Как проверить автомобиль на арест

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не ходить впоследствии по судам, перед покупкой необходимо машину проверить на арест судебными приставами. Для этого можно обратиться в ГИБДД или ФССП.

В первом случае для проверки вам понадобится информация о VIN, номере шасси или номере кузова транспортного средства. Для обращения к базе данных судебных приставов необходимо знать номер и серию паспорта собственника машины. Если по каким-то причинам текущий владелец отказал вам в предоставлении данных для проверки – самое время задуматься о целесообразности покупки.

Если вам необходима быстрая онлайн-проверка автомобиля на арест – воспользуйтесь специализированным сервисом Автокод. Проверка займет не более 5 минут. Достаточно указать в окне поиска госномер транспортного средства. Вы получите сведения о бывших владельцах машины, количестве ДТП, в которых она участвовала, реальном пробеге, был ли автомобиль в залоге, использовался ли для работы в такси и т. д.

Информацию о факте наложения ареста на транспортное средство можно посмотреть в разделе «Ограничения».

Проверить автомобиль можно, перейдя по ссылке!

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Узнать о долгах и исполнительных производствах в отношении продавца помогает сервис проверки владельца авто. Из отчета вы узнаете, есть ли у владельца проблемы с законом, действителен ли его паспорт и проч. Посмотреть пример отчета

Изъятие автомобиля правоохранительными органами или армией

Изъятие машины по закону

О том, что у сотрудников правоохранительных органов есть право изымать автомобили, принадлежащие гражданам. Об этом говорится не только в законодательных актах, но и в Правилах Дорожного Движения. А если точнее, то в пункте под номером 2.3.3. Водитель обязывается предоставлять свое авто:

  • Сотрудникам правоохранительных органов.
  • Сотрудникам федеральной службы безопасности.
  • Медицинским сотрудникам для того, чтобы отвезти пострадавшего в ближайшую больницу.

И во всех вышеперечисленных пунктах есть оговорка — только в тех случаях, которые обусловлены действующим законодательством Российской Федерации. Также права полицейских изымать автомобили граждан подтверждено Федеральным Законом №3 от 28.01.2011. В частности, в его статье 13, говорится, что сотрудники правоохранительных органов могут использовать автомобили граждан в исключительных случаях. Сам состав этих исключительных случаев четко не оговаривается.

Право изымать автомобиль имеют и сотрудники федеральной государственной охраны. И опять же — в исключительных случаях, связанных с безопасностью всей страны. В структуры, которые также обладают этим правом, входят ФСО и Служба безопасности президента. Об этом говорится в Федеральном законе №57 от 27.05.1996.

Также возможность изымать автомобиль имеют право военнослужащие. Это, как и во всех предыдущих случаях, делается только в исключительных обстоятельствах.



Опьянение – какое наказание предусмотрено в 2020 году?

В действующем законодательстве в виде КоАП езда в состоянии опьянения карается санкцией в виде 3 ограничений прав и свобод автолюбителя:

  1. лишение прав на 1,5-2 года,
  2. штраф ГИБДД 30 000 рублей,
  3. эвакуация машины на штрафстоянку (не путать с конфискацией).

Первые 2 нормы предусматривает часть 1 статьи 12.8 КоАП. Последнюю как меру обеспечения – 27.13.

Но есть ещё наказания за повторное управление в пьяном виде. И оно гораздо жёстче. Его предусматривают сразу 2 различных статьи, и одна из них – уголовная.

Если пойманный в алкогольном или наркотическом опьянении водитель попадётся, будучи лишённым прав, то его ждёт:

  • арест на 10-15 суток (12.8, часть 3 КоАП),
  • временное изъятие авто на штрафстоянку.

А вот за повторность управления в состоянии опьянения – то есть если водитель попадётся в течение года после окончания срока лишения и/или оплаты штрафа, его ждёт наказание в виде одного из следующих:

  • штраф 200-300 тысяч,
  • штраф в виде суммарного дохода за срок от 1 до 2 лет,
  • лишение свободы до 2 лет.

Это уже диктуется нормой статьи 264.1 УК РФ.

  • Лишение за алкоголь в крови – всё о новом законе 2020 года в вопросах и ответах
  • Всё об электросамокатах в вопросах и ответах: правила, штрафы и последние новости
  • Изменение штрафов ГИБДД с 1 января: новый закон и таблица актуальных штрафов

Нюансы изъятия автомобиля

Учитывая, что в предыдущем пункте часто указывались какие-то туманные «исключительные обстоятельства», нужно разобраться в том, каков состав этих самых обстоятельств. Обычно автомобиль изымается для:

  • того, чтобы пресечь правонарушения и преступления;
  • того, чтобы принять участие в преследовании людей, которые совершили какие-либо преступления или проходят как подозреваемые в их совершении;
  • того, чтобы доставить в ближайшую больницу людей, получивших тяжелые травмы и находящиеся в опасном положении;
  • буксировки поврежденных автомобилей с места аварии или случившегося дорожно-транспортного происшествия;
  • того, чтобы добраться до места преступления или к месту серьезного происшествия, правонарушения административного характера;

Все эти ситуации признаны достаточно серьезными для того, чтобы давать право сотрудникам силовых структур пользоваться транспортными средствами обычных граждан. Но существует небольшой список лиц, которые не обязаны отдавать свои автомобили на нужды правоохранительных органов.

  • Машина, внутри которой находятся несовершеннолетние или женщины, находящиеся в положении.
  • Транспортные средства представителей дипломатических миссий, автомобилей, принадлежащих консульствам, представителям организаций международного уровня.

Водитель обязан предоставить свою машину полицейским. То есть в случае, если он откажется это сделать, то такая ситуация будет рассмотрена как правонарушение. И человек подвергнется наказанию административного характера.

Когда новый закон о конфискации за опьянение вступит в силу?

Ещё очень не скоро. В отличие от большинства изменений и вновь появившихся законов и правил, которые мы публикуем, данный проект закона ещё формально не является даже проектом. Он не составлен в виде документа и не внесён на рассмотрение в думу России. Инициативой лишь поделился законодатель на своей странице в социальных сетях.

Далее для вступления в силу и возможности изымать машины у граждан в пьяном виде должно пройти достаточно много этапов продвижения законопроекта:

  1. проверка на законность
  2. регистрация в думе,
  3. внесение на общественное обсуждение,
  4. 1 чтение,
  5. 2 чтение,
  6. 3 чтение,
  7. принятие проекта
  8. подписание Президентом РФ,
  9. опубликование на официальных сайтах правовой информации,
  10. вступление в силу.

Как видим, целых 10 этапов для возможности конфискации авто за пьяную езду. То есть далеко не в 2020 году.

Как проходит изъятие автомобиля у гражданина

  1. Во-первых, — сотрудник правоохранительных органов обязан представиться, назвать свою фамилию, полное звание и какую должность занимает.
  2. Во-вторых, — он в обязательном порядке должен предоставить водителю документ, подтверждающий работу человека в правоохранительных органах.
  3. В-третьих, — обязан сообщить водителю, с какой целью будет изъят его автомобиль и по какому маршруту он пройдет. Но это не касается случаев, когда машина понадобилась сотруднику для пресечения правонарушений или для преследования особо опасных лиц. В этих ситуациях важна оперативность.

Если сотруднику правоохранительных органов нужен автомобиль только для того, чтобы добраться до места преступления, то водителя оставляют за рулем. Угрозы для его жизни нет, он должен просто доставить человека по адресу и всё. А если автомобиль нужен для того, чтобы пресечь готовящееся преступление или догнать опасного преступника, то сотрудник имеет право высадить водителя и всех находящихся в машине людей. Но это только в определенных случаях. Если водителя остановили за границей населенных пунктов, или если на улице стоит плохая погода, то высаживать людей из машины нельзя. И важно следить за тем, чтобы сотрудник правоохранительных органов выдал на руки специальную справку, которая говорит о том, что автомобиль был изъят для специальных нужд.

Проблемы оспаривания постановлений следователей, прокуратуры и решений судов

  1. Согласно п. 4 ст. 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определение следствия и суда должны быть законными, обоснованными и мотивированными, при этом, что обозначают данные слова: законность, обоснованность, мотивированность, в УПК и УК РФ вы не найдете.
  2. Если оспаривается правомерность процессуальных действий следователя, связанных с наложением ареста на имущество, признанием вещественным доказательством, или обжалуется постановление судьи о наложении ареста на имущество, то применяются те же процедуры обжалования, предусмотренные УПК РФ, и опять на предмет законности, обоснованности и мотивированности, а в случае принятия решения судом, то суд должен указать на конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение, а также установить ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, при этом не понятным остается, что означает «фактические обстоятельства», обстоятельства чего, как суд их устанавливает, если существует тайна следствия?
  3. Когда происходит обжалование действий следствия и прокуратуры по 125 УПК РФ, необходимо доказать, что ущемляются ваши конституционные права, при этом суд не имеет право предрешать вопросы уголовного дела, давить на следствие, указывать следствию, что нужно сделать. С учетом того, что правовая система в РФ отличается от Европейской или Американской отсутствием прецедентности и применение существующей судебной практики, ранее положительное решение по аналогичному делу для суда не играет никакой роли в принятии последним решения по вашей жалобе.

В 2005 году известному адвокату Павлу Астахову совместно другими юристами удалось доказать конституционному суду (сокращенно КС РФ), что суды нарушают конституционные права принимая решения в которых отсутствуют объяснение, в том числе в разрезе каждого довода заявителя. КС РФ указал, что не допускают отказ дознавателя, следователя, прокурора, а также суда при рассмотрении заявления, ходатайства или жалобы участника уголовного судопроизводства от исследования и оценки всех приводимых в них доводов, а также мотивировки своих решений путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания, по которым эти доводы отвергаются рассматривающим соответствующее обращение органом или должностным лицом.

Подробнее: Читайте определение КС РФ №42-О от 25.01.2005 г.

Как избежать изъятия транспорта судебными приставами?

Для этого необходимо обратить внимание на то, полностью ли процедура соответствует закону:

  • действие может проводиться не раньше 6:00 и не позднее 22:00;
  • во время процедуры необходимо присутствие 2 понятых;
  • опись имущества должна производиться строго в соответствии с образцом.

Если какое-либо условие нарушено, вы вправе обжаловать решение в суде. Однако самый верный способ избежать будущих неприятностей и возможной конфискации автомобиля – погасить все долги.

Что такое наложение ареста?

Если судебные приставы наложили арест на автомобиль, то собственнику запрещается распоряжаться личным транспортным средством. Например, продать его и потратить деньги по своему усмотрению. При этом, как правило, сама машина остается у владельца. Лишь в некоторых случаях её изымают и передают на хранение третьему лицу.

Процедура регулируется двумя нормативными актами:

  • УПК РФ, ст. 115;
  • ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», ст. 80.

Информация! Важно не путать арест авто и его конфискацию. Это две разные меры. При конфискации имущество принудительно изымают и передают в собственность государства. Арест предшествует изъятию имущества.

Что делать, если приставы наложили арест на машину бывшего владельца?

Если процедура проходила строго в соответствии с законом, то снять ограничения удастся только после оплаты всех долгов. Когда обязательства будут выполнены, необходимо направить заявление судебным приставам и прикрепить документы, подтверждающие факт погашения задолженности.

Затем проведут слушание. Если по его итогам исполнитель примет положительное решение, арест снимут. Вас об этом уведомят с помощью письменного извещения. Его пристав обязан отправить почтой в течение пяти дней после вынесения решения.

Если же приставы отказались снимать арест с авто, вы вправе обратиться с иском в суд по месту нахождения. К иску необходимо приложить все документы, подтверждающие отсутствие долговых обязательств и копии решений службы судебных исполнителей.

Эксперты оценили последствия конфискации машин у нетрезвых водителей

Министерство внутренних дел подготовило законодательные изменения, позволяющие ввести в России конфискацию транспортных средств у водителей, пойманных в нетрезвом виде за рулем. Соответствующие предложения были направлены в правительство РФ на согласование.

Сегодня за вождение в нетрезвом виде водителю грозит штраф от 30 тысяч рублей и лишение прав от 1,5 года. Но такие меры останавливают далеко не всех. Как полагают инициаторы законопроекта, конфискация автомобиля может больно ударить по карману автолюбителя.

Однако многие эксперты называют меры с конфискацией автомобиля преждевременными. Ужесточение наказания может стать дополнительным поводом скрыться с места ДТП для тех водителей, которые попали в аварию в нетрезвом виде.

По мнению автоэксперта Станислава Земцова, чтобы сохранить свое имущество, водители будут покидать место аварии. Своими опасениями он поделился в программе «Сегодня утром» на телеканале «Звезда».

«Если автомобиль будет на ходу, никто не захочет отдавать свое имущество. А машины есть как за 100 тысяч рублей, так и за пять миллионов рублей. И какой, например, молодой отморозок, который где-нибудь на Кутузовском проспекте кого-то подрежет, захочет остановиться, чтобы у него отняли машину за 15 миллионов? Естественно, он скроется», — считает эксперт.

Инициативу с конфискацией автомобиля усложняет и то, что пьяный водитель в момент ДТП может управлять не своим транспортным средством. При этом собственник автомобиля зачастую может и не знать, что за руль его машины автолюбитель сел в нетрезвом виде.

«Должен нести ответственность человек, управляющий транспортным средством. Если я, владелец машины, дал ее в аренду, в прокат и еще куда-то и на ней что-то произошло, я не должен нести за это ответственность. А человек, находящийся за рулем, должен понести максимальное наказание», — объясняет Земцов.

На сегодняшний день конфискация транспортных средств у нетрезвых водителей закреплена в законодательстве соседней Белоруссии. Соответствующий закон там вступил в силу в 2013 году. Согласно нему сотрудник дорожной полиции имеет право забирать автомобиль водителя, который дважды за год попался в состоянии наркотического, алкогольного и токсикологического опьянения. В таком случае транспортное средство изымается, возбуждается уголовное дело, после чего решение о конфискации выносит суд.

Мнение, выраженное в данном материале, является авторским и может не совпадать с мнением редакции.

Остановили с перегаром – что делать?

Если водителя остановили работники ГИБДД, это не означает, что его сразу накажут за перегар с помощью штрафа. Не стоит раньше времени впадать в панику. В том случае, если инспектор предложит пройти алкотест, следует удостовериться, что к прибору есть сертификат.

Иногда работники ГИБДД используют просроченные тестеры, которые подлежат калибровке.

Если срок эксплуатации устройства вышел, водитель имеет право отказаться от тестирования. Однако в таком случае его могут направить на экспертизу. Отказ от освидетельствования в медучреждении повлечет за собой штраф. Поэтому лучше соглашаться на тестирование.

На составление протокола и поездку в клинику потребуется время. Поэтому когда будет проводиться освидетельствование, количество этилового спирта в крови уменьшится. Возможно, такой ход спасет положение и позволит избежать наказания.

В некоторых случаях работники ГИБДД экономят на картриджах для прибора. Они могут предложить просто пройтись по прямой линии или же достать пальцем носа с закрытыми глазами. Если человек принимал алкоголь в умеренных количествах более 12 часов назад и успел поспать, справиться с задачей для него не составит труда.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2019 г. N 15 “О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года N 5 “О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств”

Комментарии Российской Газеты

В связи с изменениями законодательства, а также возникшими в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”, постановляет внести в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 года N 5 “О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств” (в редакции постановлений Пленума от 6 февраля 2007 года N 7, от 3 декабря 2013 года N 34) следующие изменения:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

“В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об ответственности за преступления, связанные с хищением, вымогательством и незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”, постановляет дать судам следующие разъяснения:”;

2) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

“По делам, связанным с оружием и боеприпасами, следует исходить из положений Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ “Об оружии” (далее – Федеральный закон “Об оружии”), устанавливающего основные правила регулирования правоотношений, возникающих в процессе оборота оружия и боеприпасов к нему, права и обязанности участников этих отношений.”;

3) пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. С учетом положений статей 1 и 2 Федерального закона “Об оружии” применительно к статьям 222, 223, 224-226 1 УК РФ под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для механического поражения живой или иной цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия, пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.

Под основными частями огнестрельного оружия понимаются: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.

Комплектующими деталями огнестрельного оружия применительно к статье 226 УК РФ являются как основные части огнестрельного оружия, так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.).

Пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства и искровые разрядники, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию, ответственность за противоправные действия с которым предусмотрена статьями 222, 223, 224-226 1 УК РФ.”;

4) пункт 4 изложить в следующей редакции:

“4. К категории боеприпасов относятся все виды патронов к огнестрельному оружию независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом, а также иные предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.

По смыслу положений статей 222, 223, 225-226 1 УК РФ патроны светозвукового, травматического, газового действия, сигнальные, строительно-монтажные, учебные, охолощенные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.”;

5) пункт 5 изложить в следующей редакции:

“5. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 222 1 , 223 1 , 225-226 1 УК РФ, под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п.

Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.

Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

По смыслу закона к взрывным устройствам, ответственность за незаконные действия с которыми предусмотрена статьями 222 1 , 223 1 , 225-226 1 УК РФ, относятся и приспособления для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.), находящиеся отдельно от самого изделия.

Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств наступает по специальным нормам, предусмотренным статьями 222 1 и 223 1 УК РФ. С учетом этого, если судом при рассмотрении уголовного дела установлено, что предмет вооружения или метаемое снаряжение содержат в своем составе взрывчатое вещество, функционально предназначены для производства взрыва и способны к взрыву (например, мина, граната), то незаконные действия с таким предметом квалифицируются по статье 222 1 или статье 223 1 УК РФ.”;

6) пункт 6 изложить в следующей редакции:

“6. Под холодным оружием понимаются изготовленные промышленным или самодельным способом предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штык-ножи; сабли; шашки; мечи и т.п.), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т.п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т.п.).

Под метательным оружием понимаются предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т.п.) либо механического устройства (луки, арбалеты и т.п.).”;

7) в абзаце третьем пункта 8 после слов “Об оружии” дополнить словами “ограничен или”;

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

“9. Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного химического поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.”;

б) в абзаце третьем после слов “оружия, снаряженного” дополнить словами “патронами с”;

9) в абзаце первом пункта 10 слова “статьями 222-225 УК РФ” заменить словами “статьями 222, 223, 224, 225 УК РФ”;

10) пункт 11 изложить в следующей редакции:

“11. Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле виновного, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.

Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Под незаконной перевозкой этих же предметов понимается их перемещение на любом виде транспорта.

Под незаконным приобретением этих же предметов следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение ими в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.

Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию понимается изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещенным к обороту, и т.д.).

При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным (переделанным) оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать изготовленное (переделанное) виновным оружие (боеприпасы), а не тех, которыми обладали предметы, подвергшиеся переделке.

Незаконное снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию может выражаться, в частности, в сборке патрона путем установки в гильзу средства инициирования выстрела, размещения метательного заряда, а также метаемого снаряжения травматического действия или слезоточивого, раздражающего вещества.

Под незаконной передачей огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицом, у которого они находятся, другому лицу для временного использования или хранения.

Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение другому лицу (приобретателю) в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.

Как оконченное преступление по статье 222 УК РФ надлежит квалифицировать незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия.

Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение одних и тех же огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, равно как и незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение одних и тех же взрывчатых веществ или взрывных устройств, не требуют самостоятельной квалификации каждого из незаконных действий по частям первой – третьей статьи 222 или по статье 222 1 УК РФ.

Если виновным были совершены незаконные действия, предметом которых одновременно являлись не только огнестрельное оружие, его основные части и боеприпасы, но и взрывчатые вещества или взрывные устройства, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 222 или 223 и 222 1 или 223 1 УК РФ.

Не является уголовно наказуемым оборот комплектующих деталей и составных частей оружия и патронов, осуществляемый в ходе производственного процесса между смежными предприятиями, занимающимися производством оружия для поставок государственным военизированным организациям или его изготовлением и поставками только для экспорта с соблюдением правил, установленных статьей 16 Федерального закона “Об оружии”.”;

а) дополнить абзацем первым следующего содержания:

“12. В отличие от преступлений, предусмотренных частями первой, второй или третьей статьи 222 УК РФ, к предмету хищения либо вымогательства (статья 226 УК РФ) следует относить в том числе и гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения.”;

б) абзац первый считать абзацем вторым;

12) в абзаце первом пункта 13 после слов “под оконченным хищением” дополнить словом “огнестрельного”;

13) в пункте 15 слова “постовым милиционером” заменить словом “полицейским”;

14) в пункте 16 слова “путем разбойного нападения” заменить словами “с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия”;

15) в пункте 17 после слов “статьями 226 и 222” дополнить словами “или 222 1 “;

16) дополнить пунктом 18 1 следующего содержания:

“18 1 . Если кроме незаконных действий с огнестрельным оружием, его основными частями, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами лицом совершено их незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза, то содеянное требует дополнительной квалификации по статье 226 1 УК РФ.”;

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

“19. Под добровольной сдачей огнестрельного оружия и иных предметов, указанных в статьях 222-223 1 УК РФ, следует понимать их выдачу лицом по своей воле или сообщение органам власти о месте их нахождения при реальной возможности дальнейшего хранения этих предметов. Не может признаваться добровольной сдачей данных предметов их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. Вместе с тем выдача лицом по своей воле не изъятых при задержании или при производстве следственных действий других предметов, указанных в статьях 222-223 1 УК РФ, а равно сообщение органам власти о месте их нахождения, если им об этом известно не было, в отношении этих предметов должна признаваться добровольной.”;

б) в абзаце третьем слова “по статьям 222 и 223 УК РФ” заменить словами “по статьям 222-223 1 УК РФ”;

в) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

“Добровольная сдача огнестрельного оружия и других предметов, указанных в статьях 222-223 1 УК РФ, не означает отсутствие в деянии состава преступления, поэтому прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования в соответствии с примечаниями к этим статьям не влечет реабилитацию лица, совершившего преступление.”;

18) дополнить пунктом 22 1 следующего содержания:

“22 1 . Обратить внимание судов, что при правовой оценке действий, предусмотренных частью первой или четвертой статьи 222 УК РФ, судам следует исходить из положений части второй статьи 14 УК РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, например, совокупность таких обстоятельств, как количественные характеристики (хранение нескольких патронов) и качественные показатели предмета, мотив и цель, которыми руководствовалось лицо, поведение, предшествующее совершению деяния и (или) в период совершения деяния.”;

19) дополнить пунктом 22 2 следующего содержания:

“22 2 . С учетом положений пунктов 1, 2, 3, 4 1 части третьей статьи 81 УПК РФ и абзаца третьего пункта 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 “О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации”, изъятые и приобщенные к уголовному делу, в том числе конфискованные, гражданское и служебное оружие и патроны к нему подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел Российской Федерации.”.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В. Момотов

Будут ли забирать у россиян автомобили во время войны?

Несколько дней назад бушевали страсти по поводу постановки всех легковых автомобилей на воинский учет, якобы для того, чтобы забирать их на нужды армии в военное время. Давайте немного почитаем, что по этому поводу было написано.

Началось все с публикации «Известий»:

Легковые автомобили граждан поставят на воинский учет

Минобороны планирует изменить правила учета транспортных средств

Перечень автомобильной техники, которая может быть передана армии в случае введения военного положения, планируется изменить. Новый приказ Минобороны предусматривает постановку на учет всех гражданских легковых автомобилей. Усилится и контроль за «переписью» машин. Предполагается, что информацию о транспорте, находящемся в собственности юрлиц, военным будут передавать не только ГИБДД, Гостехнадзор и Росстат, но и налоговая служба. Эксперты считают, что обычные легковушки вряд ли понадобятся армии. В первую очередь в документе речь идет об отечественных внедорожниках.

В Минобороны «Известиям» рассказали, что ведомство разработало проект «О внесении изменений в приказ министра обороны РФ от 14 марта 2014 года № 151» (документ имеется в распоряжении «Известий»). Новый документ вносит поправки в перечень транспортных средств, подлежащих учету в мирное время в военных комиссариатах. В проекте сказано, что в список будут включены автомобили категории технического регламента Таможенного союза «М1». В нее входят все легковые машины, которые используются для перевозки пассажиров и имеют, помимо водительского, не более восьми мест для сидения.

Сейчас проект приказа проходит процедуру межведомственных согласований и антикоррупционную экспертизу. Документ еще может быть серьезно переработан, в него могут внести существенные изменения.

Мобилизация личного автотранспорта может начаться только в случае объявления в стране военного положения. Оно вводится только в случае внешней агрессии или угрозы нападения иностранного государства.

Как указывается в документе, техника поступит на вооружение вновь формируемых на военное время соединений и воинских частей. Предпочтение при мобилизации будет отдаваться внедорожникам отечественного производства. В первую очередь — автомобилям УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 («Патриот»).

Мобилизованная техника не будет направляться в район боевых действий. В проекте приказа также не идет речи об изъятии автомобилей у собственников. На гражданских машинах военнослужащие смогут передвигаться только до тех пор, пока в часть со складов резерва не прибудут штатные машины. Сразу после этого автомобили вернут владельцам, а собственникам выплатят компенсацию, которая рассчитывается, исходя из времени эксплуатации военными и полученных повреждений.

В мирное время техника, подлежащая мобилизации, будет находиться на строгом учете. В военкомате на каждый автомобиль заведут карточку технического состояния. В ней укажут, есть ли возможность эксплуатации транспортного средства без предварительного ремонта, каковы последние данные техосмотра и отметят наличие полиса ОСАГО.

В проекте приказа также говорится, что на воинский учет теперь будут ставить мобильные компрессорные и электрические станции, а также агрегаты электропитания. Они понадобятся армии для организации базовых полевых лагерей и электропитания систем вооружения.

Кроме того, Минобороны собирается усилить контроль за учетом автотранспорта. Информацию о легковушках и спецтехнике, находящихся в собственности юридических лиц, в военкоматы будут передавать не только территориальные органы и подразделения ГИБДД, Гостехнадзора и Росстата, но и Федеральной налоговой службой (ФНС), рассчитывают в военном ведомстве.

В Федеральной налоговой службе «Известиям» заявили, что «вопрос не относится к компетенции ФНС России».

В пояснительной записке к документу особо отмечается, что увеличение количества источников данных об автотехнике позволит повысить «достоверность предоставленной информации».

— У каждой российской воинской части есть утвержденная организационно-штатная структура, — рассказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Помимо численности личного состава, его вооружения, средств связи, в этих документах указывается и автомобильная техника. Если штатной техники нет в наличии, ее должны заменить другие образцы со схожими тактико-техническими данными. К примеру, по штату должен быть УАЗ-469. Если машины этого типа нет на военных складах, то ее заменяет военная «Нива». И только если не будет «Нивы», ее место займет мобилизованная гражданская машина.

Иностранные внедорожники с колесной формулой «4Х4» мобилизуют в крайнем случае. В число таких машин, кстати, попадают люксовые джипы. Например, Toyota Prado или VW Touareg.

— Вооруженным силам в первую очередь потребуются полноприводные внедорожники, – рассказал «Известиям» учредитель российской ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев. — Желательно отечественные, так как они знакомы личному составу. Обычные легковые машины мало пригодны для использования в военно-полевых условиях. До них дело не дойдет.

Владельцам обычных легковых автомобилей не стоит волноваться, согласен первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.

— Нововведения никак не отразятся на мирной жизни автовладельцев, — пояснил «Известиям» Вячеслав Лысаков. — А в случае войны это будет тем более неактуально.

Как признался депутат, ему сложно представить, что легковой седан Lexus или Mercedes потребуется для военных целей.

В Советском Союзе существовала система мобилизации автотранспорта, при которой учитывались все машины, находящиеся на балансе предприятий народного хозяйства, и личные авто. В случае необходимости в армию отправились бы не только УАЗики лесников, но и представительские «Волги» различных организаций. Сегодня, согласно приказу Минобороны от 2014 года, мобилизации подлежат, например, автобусы, грузовики, прицепы, тракторы и другая техника.

Вот что писали Вести Ру по этому же поводу:

Все автомобили россиян поставят на учет в Минобороны

С неожиданной инициативой выступило российское военное ведомство. Как сообщают «Известия», в Минобороны уже готов план экстренного изъятия автотранспорта у граждан. Соответствующие поправки разработаны в приказ министра обороны №151 от 14 марта 2014 года.

Военные подчеркивают, что мобилизация личных авто может начаться только в случае объявления в России военного положения. А оно, в свою очередь, вводится только в случае агрессии или угрозы нападения иностранного государства.

Если раньше в военное время разрешалось реквизировать у граждан такую технику, как, например, трактора или бетономешалки, то теперь ситуация кардинально изменилась. Новый документ гласит, что на воинский учет будут ставиться (и изыматься в случае войны) все автомобили категории «М1» технического регламента Таможенного союза. В эту категорию входят все пассажирские автомашины, в которых не более 8 сидячих мест. То есть эта категория соответствует категории водительских прав B. Еще проще — практически все частные легковые автомобили, которые сегодня ездят по дорогам России.

Вся изъятая техника поступит на вооружение формируемых воинских частей. Предпочтение будет отдаваться отечественным внедорожникам — «Патриотам», а также УАЗ-469, УАЗ-3151 и УАЗ-2966. Впрочем, если не хватит российских, то реквизируют и внедорожники-иномарки, а затем перейдут к остальным типам машин.

Впрочем, особенным новшеством инициативу Минобороны назвать трудно. Ведь лет 15 назад примерно такой же закон существовал, правда, касался он только внедорожников. Тогда даже при покупке скромной «Нивы» хозяин был обязан поставить ее на учет в военкомат. Без справки от военных ГАИ отказывалось регистрировать транспортное средство.

И еще один нюанс. В настоящее время в случае возникновения чрезвычайной ситуации (например, землетрясения или наводнения) у владельцев также могут изъять любую машину с выплатой от государства полной стоимости реквизированного. Если же он не согласен с госоценкой своей собственности — дело решается в суде.

А далее МО РФ выступило с разъяснением подобных заявлений:

Минобороны РФ: военные не будут забирать автомобили у граждан, своих хватает

Российское военное ведомство опровергло информацию, будто собирается изымать у граждан личные автомобили в случае войны. Собственных автомобилей у армии достаточно. А документ, опубликованный на портале правовой информации, всего лишь уточняет порядок учета транспорта в военкоматах, заявили в Министерстве обороны РФ.

Ну и ещё одна заметка на эту тему, возможно разъясняющая некоторые нюансы.

В случае войны Минобороны сможет забрать вашу машину. Что?!

Что случилось?

Минобороны опубликовало проект поправок в приказ о транспортных средствах, которые военные могут забирать в свое распоряжение. В список таких транспортных средств решили включить и легковые автомобили.

«Известия» написали, что машины смогут забирать у обычных граждан. После этого Минобороны выступило с заявлением: «Никакого изъятия либо иных способов отчуждения транспортных и технических средств у граждан и организаций вносимые изменения не предусматривают».

Ничего не понимаю. Так Минобороны сможет забирать автомобили у обычных людей или нет?

Да, сможет. Но только в период мобилизации и в военное время. То есть — если Россия официально объявит кому-нибудь войну. Либо президент объявит общую или частичную мобилизацию в случае нападения на страну или угрозы агрессии. Почему Минобороны заявляет, что изменения не связаны с отчуждением или изъятием транспортных средств у граждан, непонятно.

Собственно, у Минобороны и сейчас есть право забирать автомобили у граждан — но не обычные легковушки, а, например, внедорожники, или бронеавтомобили.

Обязанность предоставлять свои транспортные средства распространяется и на организации. Причем организации, в отличие от граждан, должны отдавать машины и в мирное время: например, во время мобилизационных учений и тренировок.

Зачем вообще нужно забирать у людей автомобили? Армии что, своих не хватает?

В Минобороны говорят, что сейчас хватает. Приказ нужен для исключительных случаев: например, если во время войны будут срочно формироваться какие-то новые соединения или воинские части и им понадобятся машины. В ведомстве подчеркивают, что машины будут забирать на время — «до прибытия транспортных средств, предназначенных для укомплектования».

Мне самому надо будет идти ставить машину на учет в военкомат?

Нет. Обязанность по учету транспорта лежит на органах власти и организациях. Военкомат получит информацию о вашем автомобиле от Госавтоинспекции.

Машину точно вернут?

Должны. Вам выдадут документы, подтверждающие, что вы отдали автомобиль военным.

А если ее там угробят?

По закону государство должно будет компенсировать убытки.

Каковы шансы, что у меня заберут автомобиль во время войны?

Все зависит от решения Минобороны. Там должны определить, какие автомобили больше нужны армии. По данным «Известий», ведомство отдает предпочтение отечественным машинам. В бланках для учета транспорта явно упоминаются российские внедорожники УАЗ-469, УАЗ-3151, УАЗ-2966, УАЗ-3163 «Патриот».

Не хочу отдавать Минобороны свою машину даже во время войны. Что делать?

Пересаживайтесь на мотоцикл, мотороллер, мопед, мото- или обычный велосипед. Их оборонное ведомство изымать пока не планирует.

Более сложный путь — отказаться от российского гражданства: военно-транспортная обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Зато вам не придется отказываться от личного автомобиля даже во время войны.

Кроме того, вы можете попасть в специальный перечень владельцев транспортных средств, которых освободят от такой повинности. Но правительство РФ его еще не приняло или не опубликовало.

Изъятие автомобилей и воинский учёт ТС – правда ли это и что за новый закон?

В июле 2018 года социальные сети и информационные агентства начали изобиловать информацией о предполагаемых изменениях закона военного времени. Согласно нововведениям, абсолютно все автомобили рядовых граждан должны будут регистрироваться в военкомате, а в случае войны (в контексте мобилизации) даже автомобили могут быть отобраны в военных целях.

  1. Это правда и когда вступит в силу?
  2. Что за новый закон?
  3. Смогут ли отнять легковой автомобиль?
  4. Как это будет работать?
  5. Учёт в военкомате
  6. Как не попасть на учёт военкомата?

Это правда и когда вступит в силу?

Только отчасти правда. Речь идет о новом законопроекте, изменяющем Приказ Минобороны России. 151 «О перечне средств, подлежащих предоставлению Вооруженным силам Российской Федерации». Это всего лишь проект, который находится в стадии разработки.

Это означает, что если в новостях вы прочитаете «желтый» заголовок «Автомобили отберут у россиян в случае войны» или «Граждане будут обязаны поставить свои машины на военный учет в военкомате и забрать их прочь «, то это неправда. Правда в том, что действительно существует такой законопроект, который меняет вышеуказанный порядок, но это далеко не факт, что:

этот проект, который обяжет владельцев регистрировать автомобили в военкомате и даст право забирать автомобили, будет принят правительством в целом,

изменения не будут завершены, поэтому автомобили будут полностью исключены как средство утилизации в случае войны.

Но даже сейчас речь идет не только о конфискации и не столько об автомобилях. А вот что!

Что за новый закон?

Таким образом, новый проект поправок вносит изменения в постановление о перечне транспортных средств для учета призывников. Если раньше массовых типов и классов техники не было, то после изменений в список попадают автомобили.

С 4 октября 2021 года в соответствии с этим Постановлением в список включаются автомобили следующих категорий:

L6 — квадроциклы и квадроциклы,

М2 и М3 — автобусы массой до 5 тонн и более соответственно,

N — все грузовики,

O — все прицепы для грузовиков, автобусов и легковых автомобилей,

Спецтехника (автокраны, бульдозеры, тракторы, лесовозы, скорая помощь и др).

Соответствующие изменения в список автомобилей, подлежащих регистрации в армии, добавят категорию M1 — все автомобили с не более чем 8 местами и максимальной массой не более 3,5 тонн.

Как видите, этот закон вовсе не новый, а хорошо забытый старый, о котором вспомнили многочисленные СМИ благодаря изменениям, коснувшимся легковых автомобилей. Что касается грузовиков, автобусов и спецтехники, то такая практика всегда существовала в условиях военного положения. А лет 20 назад российские полноприводные внедорожники нужно было ставить на учет в военкомате, а без этого их нельзя было поставить на учет в ГИБДД.

Смогут ли отнять легковой автомобиль?

Судя по букве текста проекта поправок, да. Но, пожалуй, меньше всего беспокоиться о лишении машины в случае введения военного положения в России.

С другой стороны, самая массовая часть автомобилестроения в нашей стране — автомобили с клиренсом 14-17 см — будут наименее интересны для военных в соответствующей должности. Во-первых, прорабатываются инновации для использования полноприводных автомобилей с увеличенным дорожным просветом: внедорожников и кроссоверов. Об этом прямо говорит заместитель организатора изменений.

Эту процедуру тоже нельзя назвать освобождением. Отзыв предусмотрен действующим на 2021 год законодательством в различных офисных областях. Административное право, например, предусматривает изъятие вещей и документов, но не автомобиля. И это происходит для предоставления доказательств по делу, а не для использования в государственных целях.

Как это будет работать?

Согласно инновационному проекту, автомобили категории М1, то есть автомобили граждан, не будут отправляться в горячие точки, где ведутся активные боевые действия. Даже логически с их стороны будет очень мало смысла. Но когда внедорожники и кроссоверы поставляются военным, такая возможность не исключена. Как утверждают сами промоутеры, речь идет о таких брендах, как УАЗ и Нива.

Но даже здесь «поставка» гражданской техники военным будет осуществляться в рамках нехватки собственного оборудования или пока такая техника будет транспортироваться к месту боевых действий. Впоследствии автомобили будут возвращены законным владельцам, а в случае повреждения в результате боевых действий им также будет выплачена компенсация. Однако точно не уточняется, как будет рассчитываться компенсация. Если мы говорим о расчете по единой методике исчисления убытков в страховании, то, конечно, средств на взыскание может не хватить.

Учёт в военкомате

В общем, в мирное время гражданские машины будут просто стоять на военном учете по номерным знакам. Еще раз подчеркиваем: если только изменения вступят в силу, иначе все останется прежним; или если изменения к проекту серьезно не доработаны.

Каждая из этих машин в отделении полиции должна иметь свою карточку, в которой будет указано ее текущее техническое состояние, отражающее возможность использования автомобиля государством в военных целях. Эта информация будет обновлена ​​по результатам технического осмотра и после получения владельцем диагностической карты. Поскольку многие владельцы просто покупают последний, надежность данных ставится под сомнение.

Но самим владельцам не нужно предпринимать никаких действий для регистрации автомобиля в военкомате. Эта обязанность не содержится ни в одном законодательном акте о гражданах. Полицейские участки самостоятельно запрашивают данные у ГИБДД и других служб и ведут учет транспортных средств, пригодных для военных нужд.

Как не попасть на учёт военкомата?

Согласно постановлению п. 151 п.8, исключение из перечня машин, пригодных для военных нужд, возможно только в 3 случаях:

изменение региона прописки владельца (тогда машина просто регистрируется в военкомате другого региона),

снятие автомобиля с учета ГИБДД,

в случае внесения изменений в список автомобилей, которые могут быть вывезены на войну, в результате чего отдельные категории транспортных средств будут исключены.

То есть, если вы хотите навсегда оставить список в покое, опасаясь, что вашу машину отберут, то выход один — снять машину с учета ГИБДД, в результате чего она не будет быть вообще возможно на нем по дорогам россии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: