Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

Любишь кататься, люби и поправочки вносить

Минтранс представил финальную редакцию изменений в ПДД для регулирования электросамокатов

Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД, которые вводят правила использования электросамокатов и других «средств индивидуальной мобильности» (СИМ). Вызвавший бурное общественное обсуждение документ, разработка которого ведется более трех лет, вводит для пользователей запрет разгоняться быстрее 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и проезжей части. При этом столичные власти совместно с Минпромторгом пытаются добиться, чтобы лимит скорости был закреплен не только нормативно, но и в программном обеспечении всех ввозимых в РФ СИМ. Судьбу документа пока сложно прогнозировать из-за споров между Минтрансом, ГИБДД и чиновниками Белого дома.

Самокатам, у которых есть тормоза, звуковой сигнал, светоотражатели и фонари, позволят передвигаться по проезжей части

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото

Самокатам, у которых есть тормоза, звуковой сигнал, светоотражатели и фонари, позволят передвигаться по проезжей части

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото

Проект изменений в ПДД Минтранс представил на заседании рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины» в сфере безопасности движения в аналитическом центре (АЦ) при правительстве России. Первая редакция документа появилась в 2019 году. Поправки с правилами регулирования движения электросамокатов, моноколес и аналогичных устройств обсуждались на разных площадках и многократно перерабатывались (“Ъ” рассказывал об этом). Последние полгода документ согласовывался с ГИБДД и правительством Москвы, теперь вышел на финальную прямую.

Электросамокаты и подобные устройства, как и планировалось ранее, будут выделены в категорию СИМ — средства индивидуальной мобильности. Минтранс хотел приравнять к СИМ также коньки, скейты, ролики и прочие устройства, работающие на «мускульной тяге», но от этой идеи отказались.

Зато вводится лимит скорости в 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и обочинах (ранее предлагалось ограничение в 20 км/ч только при движении вместе с пешеходами по тротуару).

Как будет контролироваться это ограничение, пока неясно. Представитель дептранса Москвы Магомед Колгаев рассказал, что мэрия совместно с Минпромторгом предлагает пойти дальше и на всех ввозимых в страну и производимых на территории РФ электросамокатах использовать лишь такое программное обеспечение, которое само не даст разогнаться быстрее 25 км/ч. На каком этапе находится этот проект, пока неизвестно.

Из более ранней редакции сохранилась норма, разрешающая движение на СИМ по правой стороне проезжей части (вместе с другими транспортными средствами) при наличии на устройстве тормозов, звукового сигнала, светоотражателей и фонарей. Планировавшийся ранее запрет движения на моноколесах и прочих устройствах с гироскопической стабилизацией по проезжей части исключен.

При этом вводится ограничение по массе (в предыдущей редакции его не было): СИМ должно весить не более 35 кг, если гражданин хочет покататься по тротуару и в пешеходной зоне (при отсутствии велодорожки).

Поправки содержат и изменения, с СИМ не связанные. В частности, знак «кирпич» разрешено использовать с информационными табличками, чтобы вводить запрет дифференцированно. Сейчас отсутствие такой нормы не позволяет распространять запрет, к примеру, на грузовики или другой вид транспорта. Будет пересмотрен и список авто, которым разрешено проезжать под знак «Зона с ограничением экологического класса» (введен в 2017 году, еще не применялся). Изначально Минтранс хотел дать такое право владельцам электромобилей, машин на газовом топливе, транспортным средствам, обслуживающим местные магазины, и гражданам, проживающим в зоне действия знака. В новой редакции перечень сократился до электромобилей, машин инвалидов и местных жителей. Переписать планируется также пункт ПДД о правилах проезда круговых перекрестков, но действовавший ранее принцип проезда «на круге — главный» (при отсутствии знаков) сохранится.

Глава Союза пешеходов Владимир Соколов считает, что СИМ должны двигаться только по велодорожкам, при отсутствии последних гражданин должен спешиться и вести электросамокат по тротуару со скоростью пешехода. Строительство велодорожек занимает много времени, а электросамокаты уже сейчас массовый транспорт, заметил на это Магомед Колгаев (в Москве с начала года на шеринговых самокатах совершено более 5,2 млн поездок — вдвое больше, чем за весь 2020 год), поэтому пока можно использовать тротуары.

Предлагаемые поправки, считает господин Соколов, снимают обязанность с пользователя СИМ компенсировать ущерб здоровью при аварии (водители авто, мотоциклов, мопедов обязаны это делать по Гражданскому кодексу).

Представитель Минтранса Владимир Луговенко считает, что можно внести поправки в ГК для решения этой проблемы.

Спрос на аренду самокатов превысил предложение

После голосования на рабочей группе в АЦ поправки должны быть направлены на утверждение в правительство. Но Белый дом в конце 2020 года внес ПДД в список документов, которые по правилам «регуляторной гильотины» должны переиздаваться целиком, не подвергаться правкам. Минтранс и ГИБДД пытаются добиться отмены этого решения (разработка и издание новых ПДД может занять два-три года), но пока безуспешно — в аппарате правительства выступают против. Ряд экспертов позицию Белого дома поддерживают, в частности Межрегиональная ассоциация автошкол. Представленный документ надо принимать как можно скорее, чтобы снизить «градус социальной напряженности», считает Магомед Колгаев.

На фоне споров чиновников о судьбе ПДД фиксируется резкий всплеск аварийности с СИМ: за полгода число аварий с пострадавшими выросло вдвое, растет и количество погибших. К расследованию инцидентов подключился СК, где также говорили о необходимости введения отдельных правил. Властям Москвы и Санкт-Петербурга пока удалось договориться с кикшеринговыми операторами о введении программного ограничения скорости движения прокатных СИМ в парках, но повлиять на частных владельцев электросамокатов власти не могут.

Изменения в ПДД с 2021 года: какие поправки ожидаются

ПДД в 2021 году изменятся, чему способствовала совместная работа Минтранса и ГИБДД. Именно эти две организации вплотную поработали над масштабными проектами для внесения изменений в текущие ПДД (правила дорожного движения).

  • Проект по изменению ПДД в 2021году
  • Новые правила езды на средствах индивидуальной мобильности
  • Что изменится для автомобилистов
  • Что изменится для водителей автобусов
  • Изменения в ПДД для пешеходов
  • Новые знаки ПДД
  • Прочие изменения в 2021
  • Проведение экзаменов на водительские права
  • Комментарии

ПДД в 2021 году изменятся, чему способствовала совместная работа Минтранса и ГИБДД. Именно эти две организации вплотную поработали над масштабными проектами для внесения изменений в текущие ПДД (правила дорожного движения). Каких-то положений изменения не коснулись вообще или сделали это совсем немного, в других же случаях были внесены довольно существенные поправки. В частности, больше всего изменения коснулись правил тонировки автотранспорта. Кроме того, свои нюансы появились для владельцев средств индивидуальной мобильности. Так что информация будет полезной не только автовладельцам, но и людям, которые не располагают классическими средствами передвижения, но также принимают участие в дорожном трафике, и будут вынуждены соблюдать новые правила. Также поправки внесены в регулирование порядка нахождения на парковках, стоянках и для транспорта, перевозящего пассажиров. Известно, что изменения начнут действовать за 2021год, но пока не известно, когда именно. К тому же проект находится на стадии согласования.

Проект по изменению ПДД в 2021году

Новые правила ПДД начали разрабатывать довольно давно – первые правки были внесены ещё за 2017 год. Именно в то время впервые заговорили о проекте, цель которого заключалась во внесении изменений в первоначальные ПДД, поскольку в них практически никак не регулировались такие транспортныесредства как самокаты, моноколеса и электросамокаты, что становились все более популярными участниками движения, и представляли реальную угрозу попыткам его урегулировать.

В конце 2019 года (октябрь) Минтранс проработал систему корректировок для правил дорожного передвижения, а также внесли немало небольших, но достаточно важных правок. При обсуждении нововведений свои поправки начали вносить такие важные инстанции, как ГИБДД. Также в обсуждении приняло участие московское правительство и другие ведомства, которые были заинтересованы в получении качественного результата своей работы. О том, когда именно рассматриваемые поправки будут внедрены пока не известно, но известно, что это будет 2021год, предположительно, январь.

Нужно подождать, когда готовый проект примут все государственные органы. Пока поправки уже были приняты Минтрансом, где сейчас документы проходят регламентные процедуры. Хотя есть все основания считать, что в дальнейшем ПДД ещё будут изменены, так как ГИБДД ещё будет вносить свои поправки. Все дело в том, что рассматриваемое ведомство не в восторге от того, что самокаты, скейты и другой подобный транспорт индивидуальной мобильности, приравнивали к классическим автомобилям и мото-транспорту. То есть, хотят, чтобы их владельцы оставались обыкновенными пешеходами, а не меняли свой статус. В противовес ГИБДД, Минтранс настаивает, что даже на самокате можно довольно сильно разогнаться, и как итог, кого-то сбить.

Новые правила езды на средствах индивидуальной мобильности

Изменения в ПДД 2021 году касаются средств индивидуальной мобильности, которые должны будут ввести в дорожное движение на полноценных основаниях. Новый участник дорожного движения получает наименование СИМ. Так называют прибор, что имеет одно или несколько колес, а его движение обеспечивается простым двигателем или мускульной силой. СИМ могут выступать электрические самокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи. А если говорить об устройствах, которые передвигаются путем мускульной силы, к ним относят скейтборды, ролики и т.п. Сфера регулирования СИМ не распространяется на инвалидные коляски и на велосипеды, которые контролируются другими мерами.

Другими словами, если у ребенка есть электросамокат, он становится полноценным участником дорожного движения, и должен соблюдать новые правила ПДД, что будут введены в обиход за 2021год. Хотя раньше владельцы СИМ считались обычными пешеходами, и до января следующего года так и будет. А вот после, если ребенок до 7 лет получает СИМ, он сможет на нем передвигаться, только если будет в сопровождении родителей. Причем ограничиваются области, где можно выполнять передвижение только в пешеходных зонах, дорожках, тротуарах.

Подростки старше 14 лет, как только наступит январь, смогут ехать на полосах, предназначенных для велосипедов. Если полосы для велотранспорта отсутствуют, передвигаться можно по трассе – справа. Но только если имеются тормоза, фонарь, звуковые сигналы, светоотбиватель и другие важные приспособления. То есть, на дороге нельзя быть на стандартном самокате, роликах и т.п., а вот на электрическом самокате поездка вполне допускается, при условии, что соблюдены все нормы безопасности. Максимальная скорость, которую допустимо развивать на дороге, составляет 60 км/час, а на пешеходных переходах водитель СИМ должен остановиться на соответствующий сигнал светофора.

Используя для передвижения пешеходную зону, на СИМ нельзя разгоняться более чем 20 км/час. К тому же, пешеходы имеют более высокий авторитет в рамках передвижения. Но участники общественной палаты раскритиковали пункт о скорости в пешеходной зоне. Все же, 20 км/час – довольно много и представляет существенный риск для пешеходов и самих владельцев СИМ.

Согласно обновленным правилам, что вступят в силу в 2021году, владельцам СИМ запретили:

  • перед тем как управлять средством индивидуальной мобильности употреблять алкоголь, лекарства, что могут замедлить реакцию и т.п.;
  • игнорировать знак, запрещающий движение на велосипедах, поскольку этот запрет распространяется и на них;
  • управлять СИМ, удерживая руль только одной рукой;
  • осуществлять перевозку пассажиров;
  • ездить на СИМ в темноте, не используя фары или специальный фонарь.

Если владелец СИМ нарушит новые правила ПДД в 2021 году, ему грозит наказание. Предполагается, что это будет штраф. Но его размер и особенности оформления пока неизвестны. Известно только, что рассматриваемой мерой будет пополнена КоАП. Отслеживать нарушителей новых норм ПДД будут полицейские, хотя есть основания считать, что некоторые полномочия передадут другим органам. Для примера, московских нарушителей будут контролировать в Московской администрации дорожной инспекции, и там же будут составляться протоколы на них.

Что изменится для автомобилистов

Изменения в ПДД с 1 января2021года коснуться не только владельцев электрических самокатов, роликов и т.п., но и автомобилистов, которые владеют автотранспортом, потому, передвигаясь на дороге, должны постоянно придерживаться правил. Первое изменение, которое напрямую коснется автомобилистов, заключается в том, что нельзя останавливаться на островах безопасности, где ранее было можно спокойно поставить автомобиль.

Следующее изменение, которые подарит нам следующий год, заключается в прекращении действия знака «Остановка запрещена», как только в поле зрения появится знак «Парковка». Также меняется специфика действия знака «Стоянка запрещена». Согласно новым правилам, его действие будет заканчиваться с финальной точки поселка или до перекрестка.

Все это приводит к тому, что автомобилистам с января станет сложнее ориентироваться, и придется усваивать ещё несколько новых правил. К тому же новые правила будут усвоены не сразу, потому есть риск, что из-за нарушений касаемо нововведений, возрастет количество штрафов.

Новые требования к аптечке за следующий год

Согласно новым правилам, в 2021году водители смогут использовать аптечку и огнетушитель любого образца. Ранее водители имели возможность пользоваться только одобренными средствами, список которых утвердили в 1996 году.

Новые правила тонировки

Согласно новым условиям ПДД, которые будут внедрены в 2021 году, начиная с января, тонировать можно все окна в автомобиле, но важно, чтобы передние и боковые окна были тонированы для пропуска света, минимум, на 70%. На остальные окна можно ставить тонирование с любым фактором светопропуска.

Раньше этот параметр контролировался более сурово. Например, задние окна должны были пропускать не меньше 70% света, а передние 75%. Эти нормы были внедрены ещё в 1988 году.

Другие изменения

Выезжая из прилегающих областей, с первого января водитель автомобиля должен будет пропускать не только пешеходов, но и людей, которые едут на электросамокатах. Точно такая же схема будет использоваться, когда машина съезжает с дороги. Если выполнение этого правила не будет проведено, заплатите штраф.

Что изменится для водителей автобусов

Автобусы являются такими же членами дорожного движения, но на них более высокая ответственность, поскольку этот транспорт везет много людей. Согласно новым правилам, автобус можно разгонять до 90 км/час, как и раньше. Но есть нюанс – такой разгон возможен, только если транспорт оборудован ремнями безопасности на всех сидячих местах, а стоячих мест быть не должно. Если этого нет, максимальная скорость в 2021году составит не больше 70 км/час.

Также будет введено ограничение на парковку в жилой зоне, но только если там нет специальной парковки. Ранее, рассматриваемое новоеправило действовало только на грузовой транспорт, и пассажирские автобусы в этот перечень не входили. Транспорт, который используется для перевозки детей, должны оснастить специальными значками – маяками оранжевого цвета.

Очередное изменение в ПДД в 2021 году будет касаться ввода ещё одного знака, обозначающего запрет на движение автобусов, за игнорирование которого дадут штраф. Также на автобусе будет загораться значок «Внимание, пассажир». Но обращать внимание на этот знак должны водители легковых автомобилей. Они должны сделать остановку и переждать, пока пассажиры выйдут из автобуса. Но можно ехать только после того, как водителем будет выключено обозначение.

Изменения в ПДД для пешеходов

Штрафы ПДД 2021год нужно будет платить пешеходам, которые получили новый статус, и должны усвоить не одно новоеправило. Придется изучать новые правила, а за их невыполнение платить штраф. Из нового – пешеходы должны будут уступать дорогу новым участникам движения, но только при условии, что они двигаются по велодорожке или когда её пересекают. Переходить дорогу можно, только если имеются знаки наземного и подземного пешеходного перехода. Если знаков нет, действуют классические правила ПДД, а не те, что вводят в 2021 году.

Новые знаки ПДД

После появления СИМ, правила ПДД за 2021 год изменились, а, чтобы обозначить каждое изменение, используют новые знаки. Каждый вводит новый запрет или ограничение, но позволяет участникам движения разобраться, как правильно вести себя на дороге, и не получить штраф, нарушив правило. Выглядят знаки для электросамокатов и другого транспорта, входящего в категорию СИМ, следующим образом. Их нужно запомнить, чтобы избежать штрафов.

Прочие изменения в 2021

Январь следующего года знаменует серьезные изменения в правилах ПДД. Одним из самых заметных, стало использование знака «Зона с ограничением экологического класса ТС», который внедрили и ранее (с 2017 года), но теперь область его влияния была расширена. В зону его действия могут входить автомобили на газовом ходу, а также люди, которые проживают в рассматриваемом районе.

Также появился новый знак, который показывает где можно зарядить электрический автомобиль. И ещё одно нововведение – новая цветовая гамма для дорожной разметки, которую взяли за правилодорожные службы. Теперь используется зеленый, синий и красный. Каждый цвет обозначает что-то свое. Так, синий используется для нанесения разметки на перекрестки. Другие же цвета могут дублировать остальные знаки.

Когда ремонт на дороге будет закончен, дополнительные знаки демонтируют, а временная разметка смоют. Если это будет сделано с опозданием или не сделано вообще, можно пожаловаться в ГИБДД, после чего дорожную службу не только оштрафуют, но и могут использовать другие санкции.

Проведение экзаменов на водительские права

Экзамен ПДД 2021 сразу после того как начнут действовать новые правила, должен будет проходить по новой схеме. Для этого правила уже разработаны и будут действовать, так как планировалось их внедрить, начиная с октября 2020 года. Вот только рассматриваемые начинания не удалось вовремя использовать, потому пока бояться штрафов рано. Помешали обстоятельства, которые не зависят от дорожной службы России, а именно, пандемия коронавируса.

Официально изменения должны будут начать работать с 1 апреля 2021 года. Так что, граждане, которые планируют сдавать на водительские права с января в 2021 году, должны будут работать уже по новой схеме, иначе у них не получится избежать штрафа.

В МВД постарались внести ясность, чтобы провести экзамены уже по новой схеме. Проект Приказа МВД уже размещен, и в нем максимально подробно описано, как будет проводиться экзамен на январь2021 года. Причем описаны как теоретические, так и практические части работы.

Максимум корректировок и поправок появилось в частях экзамена, что касаются практических испытаний на легковых, грузовых автомобилях, а также автобусах. Видимо потому, что большая часть изменений в ПДД касается именно рассматриваемых видов транспорта, и экзамен это учел. В частности, на январь изменился состав экзамена, поскольку отменили этап с проведением испытаний на площадке. Будет использоваться новая схема управления, получившая название «Габаритная восьмерка», и в ней применят новые упражнения.

Также переработали список ошибок, за которые начисляют штрафные очки на экзамене. Их попросту разделили на три категории, и в каждой за ошибку дают один, два или три штрафных балла. Если заработаете 4 штрафных балла – экзамен не сдан. Экзамен завалят люди, которые не пристегнут ремень, наедут на бордюр, будут разговаривать по телефону. Но результаты экзамена можно аннулировать. Для этого также введены новые правила, за нарушение которых будет штраф.

Получить юридическую помощь по вопросам новых правил ПДД можно на нашем сайте.

Гироскутеры и другие средства индивидуальной мобильности поедут по правилам

На заседании напомнили, что нынешние правила безнадежно устарели. Даже ГОСТы, на которые они ссылаются, уже давно не действуют, и им на смену пришли другие стандарты. В общем документ требует обновления. В то же время согласно постановлению правительства вносить в них изменения нельзя. Можно только переиздать документ полностью в новой редакции. Минтранс это учел, и в проекте предлагается также сделать исключение для Правил дорожного движения из этого постановления правительства. И это предложение, и видение правил для электросамокатов вызвали бурное обсуждение. Мнения разделились.

Но начнем все-таки с предложений по электросамокатам. Напомним, что предыдущий проект минтранса, в котором средствами индивидуальной мобильности признавались даже роликовые коньки и скейтборды, не был одобрен на этой рабочей группе. В доработанном проекте все, что не имеет двигателя, из СИМ исключили.

Как пояснил заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского Минтранса России Владимир Луговенко, устанавливается четкая градация, где на этом транспорте можно ездить. Тем, кто старше 14 лет, можно ездить по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Если их нет, то по тротуару. Если нет и тротуара, то по обочине. А если нет и обочины, то по правому краю проезжей части. Но при соблюдении нескольких условий. По этой дороге разрешено движение велосипедов, разрешенная скорость не превышает 60 км/ч, а СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой или фонарем белого цвета спереди.

При этом эти правила распространяются на электросамокаты, не превышающие по весу 35 кг. Надо сказать, что более 35 кг весят очень мощные самокаты с большим запасом хода. И все-таки большинство используемых в прокате моделей весят порядка 15-20 кг. Но и с разрешенным весом 35 кг – довольно мощная техника.

Как пояснил Владимир Луговенко – 35 кг – половина веса среднестатистического человека. Эта цифра была взята после изучения рынка. Дело в том, что мощность – это не всегда скорость. Электросамокат мощностью до 250 Ватт не всякого человека в горку завезет. А как быть тем, кто живет на Урале или на Кавказе?

Скорость движения СИМ предложено ограничить 25 км/ч. При этом преимущество на тротуаре имеет пешеход. А если самокатчик создает ему помехи, то он должен спешиться или двигаться с пешеходной скоростью.

Также вводится новый знак: “Движение СИМ запрещено”. Его можно устанавливать точечно в тех местах, где очень плотные потоки пешеходов. И периодически проводить рейды по выявлению нарушителей.

Впрочем, у главы Союза пешеходов Владимира Соколова оказалось огромное количество претензий к этим поправкам. Скорость 25 км/ч еще опасней для пешеходов, чем прежние 20. А разрешенный вес 35 кг вообще превращает электросамокат в машину-убийцу.

Также Владимир Соколов отметил, что эти СИМ необходимо приравнять не просто к транспортным, а к механическим транспортным средствам – средствам повышенной опасности со всей вытекающей отсюда ответственностью.

Владимир Луговенко отметил, что, по сути, эти правила закрепляют сегодняшнее положение дел. Но надо с чего-то начинать. Путь в тысячу миль начинается с первого шага. А этот первый шаг делается уже два года.

И пока он делался, в правила стало невозможно внести поправки.

Как заявила президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, за это время можно было разработать новую редакцию правил. Тем более что число поправок, которые предлагает минтранс, вполне тянет на полную переработку документа.

Однако на это Владимир Луговенко возразил. Согласно новому законодательству по регулированию в подзаконных актах не должно быть понятийного аппарата.

Все термины должны расшифровываться в законе. То есть вместе с новой редакцией правил необходимо готовить поправки в закон о безопасности дорожного движения – все это сильно затягивает процесс. Кроме всего прочего, в новую редакцию правил нужно включать еще массу всего.

В частности, предложения МВД по новой редакции перечня неисправностей. А еще -, закладывать, что примут на заседании Европейской экономической комиссии ООН по беспилотным автомобилям. Без сомнения, поправить правила найдется еще масса желающих.

Кстати, как отметили эксперты, сделать исключение для правил вряд ли позволит минюст. Дело в том, что вносить правки можно только в те нормативные акты, которые не администрируются. А за нарушение правил установлены штрафы.

Поэтому есть еще одно предложение. Временно исключить правила из этого списка. То есть внести изменение в постановление, что этот пункт вступит в силу чуть позже.

За это время – принять все срочные поправки, в том числе касающиеся электросамокатов, а потом уже готовить новую редакцию правил. Пойдет ли правительство на такое предложение – тоже вопрос открытый.

Также участники рабочей группы предложили обратиться в правительственную комиссию по безопасности дорожного движения, чтобы она дала поручение ведомствам разработать новую редакцию правил.

Изменения в ПДД 2020 – 2021 – подготовлен большой блок изменений в ПДД, причем не только связанный с СИМ

Изменения в ПДД 2020 – 2021 годах ожидались, речь шла о поправках связанных с введением в ПДД понятия Средства Индивидуальной Мобильности (СМИ). Проект изменений в ПДД публиковался для обсуждения в апреле 2020 года, но как оказалось планируемые на 2020 – 2021 года изменения выходят далеко за рамки обсуждаемых изменений в ПДД.

14 сентября газета “Коммерсант” опубликовала планируемый список изменений в ПДД 2020-2021 годах. Речь уже о продвинутой стадии прохождения поправок по инстанциям, дополнительного общественного обсуждения не планируется.

Изменения в ПДД 2020 – 2021 года – средства индивидуальной мобильности (СИМ)

Разработчики поправок внесли в список СИМ не только электрофицированные устройства, но и ролики, скейты и обычные самокаты. Столь широкая трактовка с одной стороны оправдана, с другой стороны в ней заложены серьезные риски. Подробно тема разобрана в отдельном материале:

Изменения в ПДД 2020 – 2021 года – как затронет пешеходов

Пешеходы самая массовая категория участников движения начнем с нее.

При движении по велодорожке и ее пересечении пешеходы должны будут уступать дорогу не только велосипедистам, но СИМ.

Переходить дорогу можно будет по пешеходным переходам, подземным и наземным пешеходным переходам, при условии, что они обозначены знаками 6.6 «Подземный пешеходный переход» и 6.7 «Надземный пешеходный переход» соответственно. При отсутствии переходов, как и сегодня, дорогу можно переходить на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Изменения в ПДД — средства индивидуальной мобильности (СИМ)

Изменения в ПДД 2020 – 2021 года – прочие изменения для водителей

Первая группа изменений связана с появлением новых участников движения – людей на СИМ. Уступить дорогу теперь нужно не только пешеходам, но лицам на СИМ. Актуально при выезде с прилегающих территорий и при съезде с дороги на прилегающую территорию (во двор).

В очередной раз планируется скорректировать движение на круговых перекрестках. При выезде на перекресток с круговым движением уступать дорогу другим автомобилям, движущимся по кругу, надо будет при условии, если пересекающиеся дороги — равнозначные и есть знак 4.3 «Круговое движение».

Если на обеих сторонах улицы стоят знаки 3.30 и 3.29 (запрет стоянки по четным и нечетным числам), планируется поменять время переустановки автомобиля — сейчас оно с 19 до 21 часа, по новой редакции будет с 21 до 24 часов.

Вводится запрет на остановку на островках направляющих и островках безопасности.

Изменения в ПДД затронут и инвалидов. Стоять под знаками 3.28 «Стоянка запрещена» или 3.29–3.30 (запрет стоянки по четным-нечетным числам месяца) смогут лишь инвалиды, указанные в законе «О соцзащите инвалидов»: 1–2 группы и 3-я с «ограничением способности к самостоятельному передвижению».

Можно будет использовать в машине любую медицинскую аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки.

Cветопропускания передних стекол снизится с 75% до 70%.

Изменения в ПДД 2020 – 2021 года – изменения для водителей автобусов и грузовиков

Автобусу не смогут ездить за пределами населенного пункта быстрее 70 км/ч, если в салоне есть стоячие места и не предусмотрены ремни безопасности. Ограничение коснется всех автобусных маршрутов, выезжающих за пределы города. Если места только сидячие и есть ремни, то можно ехать 90 км/ч.

Вводится запрет стоянки автобусов в жилых зонах за пределами специальных парковок.

Вводится новый знак «3.34 «Движение автобусов запрещено».

Изменения в ПДД 2020 – 2021 года – будут ли меняться

Изменения явно не окончательные, так Минтранс и ГИБДД не могут определиться по определению средств индивидуальной мобильности (СИМ). ГИБДД считает, что граждане на коньках, скейтах, обычных самокатах должны относиться к пешеходам — их надо вывести из определения СИМ.

Средства индивидуальной мобильности и другие изменения в ПДД

Средства индивидуальной мобильности и другие изменения в ПДД

В 2019 году Минтранс России разработал проект «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090».

Изменения и дополнения в ПДД разработаны Минтрансом России в инициативном порядке.

Проект указанного постановления Правительства РФ размещался в период с 31 октября по 29 ноября 2019 года на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы. Кроме того, предлагаемые изменения явились предметом обсуждений в нижней палате российского парламента во время тематического круглого стола «Актуальные вопросы введения нормативного регулирования средств индивидуальной мобильности».

В результате многочисленных замечаний и предложений Минтранс переработал первоначальную редакцию проекта, в том числе и с учетом введения с 01 апреля 2020 года Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2019 (см.: https://zakon.ru/blog/2020/4/17/novyj_gost_i_izmeneniya_v_pravila_dorozhnogo_dvizheniya).

Проект вносит ясность относительно статуса участников дорожного движения, использующих электросамокаты, гироскутеры, мотоколеса, сигвеи и прочие, как их предлагается именовать, средства индивидуальной мобильности.

Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Проектом предлагается введение в ПДД норм, регламентирующих участие указанных лиц в дорожном движении.

Средства индивидуальной мобильности (далее – СИМ) не оборудованы эффективными системами безопасности, но при этом вполне способны развивать скорость 35 – 80 км/час (в зависимости от мощности электрической силовой установки), что представляется опасным как для пешеходов, так и для самих лиц, использующих СИМ.

В целом это проблема общемирового масштаба.

В пояснительной записке к проекту приводится опыт ряда зарубежных государств в исследуемой области. Но единое универсальное решение в настоящий момент отсутствует.

Так, во Франции в 2019 г. внесены изменения в Дорожный кодекс, при том с учетом ограничений, ранее уже действовавших в Париже. Введена новая категория транспортных средств – «моторизованное личное транспортное средство»; возраст водителя должен быть не менее 12 лет; движение по тротуару с использованием двигателя будет запрещено (за исключением случаев, когда это разрешено главой городского поселения); в городах для движения должны использоваться велодорожки и велосипедные полосы, при отсутствии которых разрешается движение по дорогам, на которых действует ограничение скорости не более 50 км/ч; максимальная скорость движения при этом 20 км/ч, на дорогах с активным пешеходным движением – максимальная скорость снижена до 8 км/ч; запрещается ездить на электрических скутерах, максимальная скорость которых превышает 25 км/ч.

В Швеции запрещено использовать на дорогах общего пользования электросамокаты с электродвигателем мощностью выше 250 Вт, максимальная скорость для движения установлена 20 км/ч.

В Германии на национальном уровне с 15 июня 2019 г. вступило в силу разрешение на движение по проезжей части электросамокатов, которые отвечают следующим требованиям: наличие руля или стойки определенной высоты, максимальная расчетная скорость не менее 6 км/ч и не более 20 км/ч, постоянная номинальная мощность не более 500 Вт (не более 1400 Вт, если используется гироскопическая стабилизация), соответствие динамических характеристик торможения определенным требованиям; в пределах населенных пунктов такие электросамокаты должны ездить по велосипедным полосам и дорожкам, велопешеходным дорожкам, велосипедным улицам; если такие дорожки и улицы отсутствуют, то разрешено двигаться по проезжей части дорог и жилых зон; по тротуарам и пешеходным зонам разрешено двигаться только при наличии особого дорожного знака; страхование требуется, шлем необязателен.

В Великобритании ведётся подготовка нормативно-правовых изменений, но по действующим правилам электросамокаты запрещены к использованию на дорогах общего пользования.

В США (Калифорния) разрешается движение по тротуару электросамокатам с максимальной конструктивной скоростью до 20 км/ч и мощностью электродвигателя менее 750 Вт, для допуска на проезжую часть сформулированы технические требования, учитывающие определенные конструктивные особенности, установлен минимальный возраст (16 лет), также установлены скоростные ограничения для различных классов дорог.

Минтрансом России предлагает ввести в ПДД нового участника дорожного движения – лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, при этом в определении термина «пешеход» исключить приравнивание к пешеходам лиц старше 7 лет, «использующих для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».

Пункт 24.1 ПДД предложено изложить в следующей редакции:

«24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов, проезжей части велосипедной зоны.».

Проектом допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:

– по тротуару, пешеходной дорожке в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;

лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожек;

– по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;

– по правому краю проезжей части дороги при наличии следующих условий:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;

дорога не является автомагистралью и на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и разрешено движение велосипедов;

средство индивидуальной мобильности оборудовано электродвигателем (электродвигателями), тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди, которая в темное время суток или в условиях недостаточной видимости должна быть включена.

Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией, по правому краю проезжей части дорог – не допускается (за исключением велосипедных зон).

Вводятся жёсткие ограничения скоростного режима для участников, использующих СИМ.

Скорость движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, во всех случаях совмещенного движения с пешеходами, а также в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

При этом, если движение лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, по тротуару, пешеходной дорожке или обочине подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, обязано спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Запрещается использование для передвижения средства индивидуальной мобильности лицу, находящемуся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Предлагается вести новый дорожный знак 3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено» и новые дорожные знаки (таблички) 8.27 «Лица на средствах индивидуальной мобильности», 8.28 «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».

3.35 «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено»

Помимо СИМ, проект содержит и иные положения.

Пункт 12.4 предлагается дополнить абзацем следующего содержания: «на островках, обозначенных разметкой 1.16.1–1.16.3.».

Таким образом, вводится эксплицитный запрет выполнять остановку ТС на островках, обозначенных дорожной разметкой 1.16.1-1.16.3.

Также в проекте конкретизируется, что водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся на перекрестке, который обозначен знаком 4.3 «Круговое движение», только при пересечении равнозначных дорог, что соответствует правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации (дело № АКПИ17-1122).

В Основных положениях требования к опознавательному знаку «Опасный груз» скорректированы в соответствии с положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Проектом предполагается установление ряда преференций для электромобилей и транспортных средств, использующих газомоторное топливо.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» органы государственной власти могут обеспечивать защиту качества воздуха в жилых районах для сохранения благополучия среды обитания, используя различные подходы, направленные на сокращение сквозного движения транспорта, а в центральных районах – за счет реализации мер по ограничению транспортного доступа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2017 № 832 введены дорожные знаки 5.35 «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств», 5.36 «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей», знак дополнительной информации (табличка) 8.25 «Экологический класс транспортного средства».

Согласно ГОСТ Р 52289-2019 – это знаки 5.35 “Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств” и 5.37 “Зона с ограничением экологического класса по видам транспортных средств”.

Вместе с тем в регистрационных документах на электромобили отсутствует информация об экологическом классе и с 1 июля 2021 г. на них будет распространяться действие вышеуказанных знаков.

Кроме того, транспортные средства, использующие оборудование для работы на газомоторном топливе, формально имеют более низкий экологический класс, установленный для двигателя, работающего на бензине.

С учетом изложенного и в целях решения задач, определенных поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 мая 2018 г. № Пр-734 по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, предлагается отменить действие знаков ограничения въезда по экологическому классу на электромобили и транспортные средства, оборудованные для использования газа в качестве моторного топлива с 1 июля 2021 г.

Таким образом, предлагаемые изменения в целом представляются выверенными и обоснованными в современных реалиях, соответствующими международной практике. Положения проекта не противоречат Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах.

Средства индивидуальной мобильности в ПДД (самокаты, ролики, гироскутеры, моноколеса)

Внимание! Данная статья опубликована в разделе “Законы в разработке”. Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о законопроекте, содержащем изменения в правила дорожного движения.

В первую очередь нововведения связаны с новым понятием “средство индивидуальной мобильности“, к которому относятся самокаты, роликовые коньки, скейтборды, а также электрические приспособления для перемещения людей (гироскутеры, сигвеи, моноколеса и т.п.).

Однако есть в проекте и нововведения, которые затрагивают традиционные транспортные средства (автомобили, автобусы, велосипеды).

Сразу же хочу отметить, что изменений много, поэтому их рассмотрение будет разбито на несколько статей.

В первой части поговорим о средствах индивидуальной мобильности и рассмотрим следующие вопросы:

В первую очередь нужно сказать о том, что правила дорожного движения в 2019 году не менялись ни разу (дата последней редакции – 21 декабря 2018 года). Напомню, что в 2018 году правила были обновлены 8 раз.

В этой статье рассматривается законопроект, который по своей масштабности переплюнет любое из прошлогодних обновлений. Этот документ огромный и занимает 11 страниц формата А4, в то время как полный текст ПДД умещается на 40 листах А4. Так что если законопроект в итоге будет принят, правила для водителей изменятся практически на четверть.

Информация о законопроекте

17.04.2020 Законодатели отказались от дальнейшей разработки законопроекта 01/01/10-19/00096588.

Что относится к средствам индивидуальной мобильности?

В первую очередь рассмотрим новое понятие “Средство индивидуальной мобильности” (сокращенно – СИМ), с которым связана большая часть нововведений:

“Средство индивидуальной мобильности” – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Итак, к средствам индивидуальной мобильности относятся:

  • роликовые коньки;
  • самокаты;
  • скейтборды;
  • электросамокаты;
  • электроскейтборды;
  • гироскутеры;
  • сигвеи;
  • моноколеса.

Отличительной особенностью всех этих устройств является то, что они приводятся в действие либо мускульной энергией человека, либо электродвигателями. То есть по определению не может существовать СИМ с двигателем внутреннего сгорания (на бензине).

Примечание. Велосипеды, хотя и приводятся в действие мускульной энергией людей, к средствам индивидуальной мобильности не относятся. ПДД для велосипедов рассмотрены в отдельной статье.

Второе важное замечание – СИМ не являются транспортными средствами (в отличие от тех же велосипедов). В определении прямо говорится, что это устройства, а не транспортные средства. То есть правила дорожного движения, регламентирующие движение транспортных средств, к средствам индивидуальной мобильности не относятся.

Таким образом, СИМ занимают промежуточное положение между пешеходами и велосипедистами. То есть некоторые правила для них совпадают с правилами для пешеходов, некоторые – с правилами для велосипедистов, а некоторые – вообще разработаны индивидуально для СИМ. Сами правила будут подробно рассмотрены в ходе данной серии статей.

А пока что продолжим изучение понятия средство индивидуальной мобильности.

“Участник дорожного движения” – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

“Участник дорожного движения” – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности.

Итак, лицо, использующее СИМ, является участником дорожного движения. Причем оно не является ни пешеходом, ни пассажиром, ни водителем.

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Однако если человек по аналогии с велосипедистом спешится и будет вести или нести СИМ, то он станет пешеходом.

Кроме того, дети до 7 лет, которые катаются на СИМ, являются пешеходами. Более подробно правила для детей младше 7 лет рассмотрены ниже.

На первый взгляд все вроде бы понятно, особенно если рассматривать в качестве средства индивидуальной мобильности, например, скейтборд или роликовые коньки. А вот если взять в качестве примера электросамокат, имеющий двигатель мощностью 2 кВт, то далеко не сразу понятно, должен такой самокат рассматриваться как СИМ или как мопед (для управления мопедом требуется водительское удостоверение).

Примечание. До тех пор, пока рассматриваемый в статье законопроект не принят, электросамокат мощностью 2 кВТ с точки зрения ПДД является именно мопедом. Этот вопрос подробно рассмотрен в статье “Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?”.

Что касается рассматриваемого законопроекта, то в нем, кроме прочего, будет обновлено и понятие “мопед”:

“Мопед” – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

“Мопед” – двух- или трехколесное оборудованное сиденьем механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Таким образом, основным отличительным признаком мопедов будет являться наличие сиденья. То есть если на самокате мощностью 2 кВт сиденья нет, то он является средством индивидуальной мобильности. Если сиденье есть, то он является мопедом.

Пример подобного самоката-мопеда приведен на картинке ниже:

“Механическое транспортное средство” – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

“Механическое транспортное средство” – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

Выше речь шла о том, что СИМ не является транспортным средством, а является устройством. То есть оно изначально не попадает под понятие “Механическое транспортное средство”. Однако в приведенном выше пункте ПДД законодатели решили дополнительно указать, что СИМ и велосипеды механическими транспортными средствами не являются.

Итак, мы разобрались, что такое СИМ. Перейдем к рассмотрению правил дорожного движения для таких устройств.

Где могут двигаться средства индивидуальной мобильности?

При управлении детьми в возрасте до 7 лет

Если средство индивидуальной мобильности используется ребенком младше 7 лет, то такой ребенок приравнивается к пешеходу:

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также дети до 7 лет, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности.

То есть дети до 7 лет должны соблюдать правила для пешеходов:

Получается, что ребенок до 7 лет может ездить по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным зонам. Кроме того, он может пересекать дорогу по пешеходным переходам прямо на своем средстве индивидуальной мобильности.

Если речь идет, например, о детском самокате, то никаких вопросов не возникает. На таких устройствах дети ездят довольно медленно и в целом могут безопасно двигаться совместно с пешеходами.

А вот если ребенок едет на мощном электросамокате, то ситуация выглядит довольно странно. Нужно понимать, что законопроект не предусматривает никаких ограничений по управлению СИМ с электродвигателем. То есть двухлетний ребенок может вполне законно сесть за руль электросамоката мощностью 4 кВт и с максимальной скоростью 50 км/ч. Эти характеристики соответствуют самому мощному электромопеду.

Конечно, вряд ли кто-то доверит такой самокат двухлетнему малышу, а вот 6-летний ребенок вполне может оказаться за рулем. Получается, что ребенок получает в пользование очень мощный самокат (мопед), права ему не требуются и он считается пешеходом, то есть может ездить по тротуарам и пересекать дороги по нерегулируемым пешеходным переходам. В первую очередь это опасно для самого ребенка, однако ущерб могут получить и другие участники движения.

В общем, ситуация довольно странная. Будем надеяться, что в итоговой редакции документа этот вопрос будет учтен. И либо детям до 7 лет запретят ездить на электрических транспортных средствах с определенными характеристиками, либо введут для них обязанность спешиваться на переходах.

Например, в текущем варианте получается, что ребенок на электросамокате, едущий на скорости 50 км/ч, может не снижая скорости проехать через нерегулируемый пешеходный переход. Скорость очень большая и водители вряд ли успеют остановиться.

Что касается самих водителей, то и для них ситуация выглядит странно. Издалека невозможно определить возраст человека на электросамокате, поэтому на пешеходных переходах в целях предосторожности придется уступать всем электросамокатчикам.

Обратите внимание, велосипедисты в возрасте до 7 лет обладают примерно такими же правами и обязанностями. Однако они к пешеходам не приравниваются, то есть должны, например, спешиваться на пешеходных переходах.

При управлении детьми в возрасте от 7 до 14 лет

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам.

Что касается детей в возрасте от 7 до 14 лет, то для них правила движения полностью аналогичны правилам для велосипедистов аналогичного возраста. Они могут ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам.

Обратите внимание, законопроект подразумевает что и велосипедисты от 7 до 14 лет, и управляющие СИМ дети такого же возраста не будут иметь права ездить по пешеходным зонам.

При управлении взрослыми (старше 14 лет)

Основные правила для взрослых людей, управляющих средствами индивидуальной мобильности, аналогичны правилам для велосипедистов:

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов, проезжей части велосипедной зоны.

В первую очередь они должны ездить по велосипедной дорожке, велопешеходной дорожке, полосе для велосипедистов или велосипедной зоне.

Однако подобные дорожки, полосы и зоны – это скорее исключение из правил. Их в масштабах страны довольно мало. Поэтому взрослым владельцам СИМ придется пользоваться пунктом 24.2.1:

24.2.1 Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:

– по тротуару, пешеходной дорожке в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;
  • лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, сопровождает ребенка в возрасте до 14 лет при отсутствии велосипедной и велопешеходной дорожек;

– по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним или по проезжей части велосипедной зоны;

– по правому краю проезжей части дороги при наличии следующих условий:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • дорога не является автомагистралью и на дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч и разрешено движение велосипедов;
  • средство индивидуальной мобильности оборудовано электродвигателем (электродвигателями), тормозом, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди, которая в темное время суток или в условиях недостаточной видимости должна быть включена.

Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности с гироскопической стабилизацией, по правому краю проезжей части дорог – не допускается (за исключением велосипедных зон).

В первую очередь рассмотрим порядок приоритетов при выборе места для движения:

  1. велосипедная, велопешеходная дорожка или полоса для велосипедистов, проезжая части велосипедной зоны;
  2. тротуар, пешеходная дорожка;
  3. обочина;
  4. правый край проезжей части.

Внимание! Порядок приоритетов существенно отличается от аналогичных правил для велосипедистов. У велосипедистов пункты 2 и 4 идут в обратном порядке, то есть для велосипедиста самый последний вариант – это тротуар.

Что касается средств индивидуальной мобильности, то они могут оказаться на проезжей части лишь в самом крайнем случае (если невозможно двигаться ни по тротуару, ни по обочине). Кроме того, есть еще несколько условий:

  • Выезжать на проезжую часть могут только электрические СИМ. То есть на роликах, скейтборде или самокате ехать вместе с автомобилями нельзя.
  • У СИМ должны быть тормоз, звуковой сигнал, передняя фара и световозвращатели со всех сторон.
  • На дороге должна быть установлена максимальная скорость 60 км/ч или менее. Если говорить в общем, то средства индивидуальной мобильности в основном смогут ездить по дорогам только в населенных пунктах. И то не по всем.
  • На дороге должно быть разрешено движение велосипедистов.

Кроме того, есть дополнительное ограничение для СИМ с гироскопической стабилизацией, то есть для тех, у которых все колеса расположены на одной оси (сигвей, моноколесо, гироскутер). Они не могут ездить по велосипедной полосе и по правому краю проезжей части (кроме велосипедной зоны).

Получается, что по проезжей части могут ездить только электросамокаты и электросейтборды (из перечисленных в определении СИМ).

Рассмотрим следующий пример. Предположим, что речь идет об обычной российской деревне или о коттеджном поселке. В таком населенном пункте есть только проезжая часть и нет тротуаров. В соответствии с предполагаемой редакцией ПДД в такой деревне (поселке) будет невозможно передвигаться на ролкиках, самокате, скейтборде, гироскутере, сигвее и моноколесе.

В заключение хочу отметить следующий факт. Довольно странно, что средства индивидуальной мобильности не разделили на группы по их харакретистикам (максимальной скорости движения, наличию двигателя). Очевидно, что самокат и мощный электросамокат – транспортные средства совершенно разного уровня. Обычный самокат, управляемый взрослым и едущий со скоростью 10км/ч по велосипедной полосе, может создавать помехи велосипедистам, которые едут быстрее. Электросамокат, управляемый взрослым и едущий по тротуару гораздо быстрее пешеходов (20 км/ч) может в свою очередь создавать помехи пешеходам. С другой стороны, на практике вряд ли удастся найти вариант, который устроит абсолютно всех участников дорожного движения.

Еще раз подчеркну, что в этой статье рассмотрена лишь первая часть законопроекта “О внесении изменений ПДД”. В следующей статье серии “Законопроект о СИМ” мы продолжим рассматривать правила для средств индивидуальной мобильности.

Также напоминаю, что в этой статье рассмотрен именно законопроект. То есть этот документ пока что не принят и неизвестно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. Если это произойдет, то данная статья будет обновлена.

С актуальным текстом правил дорожного движения Вы можете ознакомиться на следующей странице:

Министерство транспорта РФ пояснило правила использования средств индивидуальной мобильности


Правила движения для владельцев СИМ, изложенные Минтрансом в графическом виде.

По данным издания «Коммерсантъ», продолжает набирать обороты инициатива Минтранса по введению в ПДД нового термина «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) — это электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры, роликовые коньки и скейтборды. На этой неделе появилась информация, что новые предложения по изменению ПДД с учетом СИМ размещены Минтрансом на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, этот документ разрабатывался при участии ГИБДД. Сроки вступления данных изменений пока не определены, а общественное обсуждение поправок закончится в конце ноября 2019 года.

О том, что Минтранс готовит изменения в ПДД, предусматривающие введение термина СИМ, стало известно в августе 2019 года. Ранее с такой инициативой выступило московское правительство, предложившее признать электросамокаты и гироскутеры видом транспорта и ввести для их владельцев административную ответственность за нарушение правил дорожного движения.

В ПДД предлагается ввести новый термин «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ). К таким средствам будут относиться «устройства, предназначенные для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека»: роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. Велосипеды и инвалидные коляски под понятие СИМ попадать не будут.

Также в ПДД предлагается ввести нового участника движения — пользователя средства индивидуальной мобильности. В действующей редакции ПДД пользователи таких устройств относятся к пешеходам.

Основные ограничения при использовании СИМ будут привязаны к возрасту пользователя устройства. Дети возрастом до семи лет, использующие для передвижения СИМ, будут приравнены к пешеходам.

Если электросамокатом или другим СИМ будет пользоваться ребенок младше семи лет, то ему передвигаться можно по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), пешеходным зонам.

Если электросамокатом или другим СИМ будет пользоваться подросток возрастом от 7 до 14 лет, то ему можно ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения велосипедистов).

Если электросамокатом или СИМ будет пользоваться лицо старше 14 лет, то оно должно двигаться по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон. Если такой возможности нет, то можно двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам. Если и этой возможности нет, то можно выехать на обочину.

Во всех случаях совмещенного движения СИМ с пешеходами максимальная скорость движения велосипедистов и лиц, использующих СИМ, не может превышать 20 км/ч.

Допускается выезжать на правый край проезжей части дорог, но только на дорогах со скоростным лимитом 60 км/ч и при условии, что СИМ оборудован электродвигателем, тормозом, звуковым сигналом.

Для выезда на проезжую часть у электросамоката должны быть световозвращатели — белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, а также фара белого цвета спереди, которую нужно включать или выключать в сумерках или в темноте. Выезжать на проезжую часть на гироскутере и моноколесе будет запрещено.

Введение СИМ в ПДД потребует установку новых дорожных знаков — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», «Лица на средствах индивидуальной мобильности», «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».

Глава общественной организации «Союз пешеходов» Владимир Соколов разочаровался в предложенной Минтрансом программе поправок ПДД с учетом СИМ. По его мнению эти введения не изменят культуру использования СИМ, и все продолжат ездить по тротуарам, как и сейчас, снова будут жертвы столкновений с электросамокатами. Ведь велодорожек даже в Москве мало, в остальных городах их почти нет.

Ответственности за нарушение новых правил ПДД для лиц, использующих СИМ, пока не предусмотрено. Текущая редакция ПДД приравнивает пользователей таких устройств к пешеходам, максимальное наказание для которых составляет 1500 рублей за нарушение ПДД в состоянии опьянения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: