Изменения ПДД в июле 2021: знаки экологического класса

Экологические классы в ПДД с 1 июля 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про изменения правил дорожного движения, действующие с 1 июля 2018 года и с 1 июля 2021 года.

Нововведения заключаются в том, что вводятся абсолютно новые дорожные знаки, которые могут накладывать ограничения на автомобили в зависимости от их экологического класса.

На первом этапе (в 2018 году) в ПДД введены несколько новых “экологических” знаков. А в 2021 году расширяется список транспортных средств, на которые эти знаки действуют.

Как узнать экологический класс автомобиля?

Чтобы Вам было проще понимать, о чем идет речь, рекомендую для начала выяснить экологический класс Вашего автомобиля. Для этого возьмите в руки свидетельство о регистрации транспортного средства. В современных СТС экологический класс записывается на лицевой стороне в четвертой снизу строке.

Например, там может быть записано “Экологический класс ПЯТЫЙ”.

Итак, если Вы нашли в свидетельстве о регистрации отметку об экологическом классе, то запомните указанную цифру. В данном случае на Ваш автомобиль распространяются изменения, действующие с 2018 года.

Обратите внимание, еще несколько лет назад выдавались СТС, в которых не было поля с экологическим классом. Если у Вас такого поля нет, то на Ваш автомобиль будут распространяться отдельные пункты правил, действующие с 2021 года.

Примечание. У некоторых автомобилей экологический класс указан в паспорте транспортного средства, но не внесен в свидетельство о регистрации. С точки зрения обновленных правил дорожного движения считается, что экологический класс не указан и на автомобиль будет распространяться больше ограничений. Особенно обидно будет автовладельцам, которые купили автомобиль с высоким экологическим классом (например, пятым) несколько лет назад, когда отметку еще не вносили в свидетельство о регистрации.

Если в СТС Вашего автомобиля экологический класс отсутствует, то имеет смысл обратиться в ГИБДД для получения нового СТС. При этом с заменой можно не спешить, т.к. до 1 июля 2021 года еще довольно много времени. Сама процедура замены проходит быстро, государственная пошлина за выдачу бумажного документа составляет 500 рублей, за пластиковый – 1 500 рублей.

Дорожные знаки “Зона с ограничением экологического класса”

Итак с 1 июля 2018 года в правила дорожного движения введены 4 новых дорожных знака:

Кроме того, знаки 5.35 и 5.36 могут дополнительно снабжаться табличкой 8.23 “Фотовидеофиксация”:

Т.е. в зоне действия указанных знаков при наличии таблички 8.23 нарушения будут фиксироваться в автоматическом режиме.

Внимание! C 1 сентября 2021 года табличка 8.23 “фотовидеофиксация” замена дорожным знаком 6.22 “фотовидеофиксация”. Данный вопрос подробно рассмотрен в статье “Новый знак для фотовидеофиксации”.

Ограничения с 1 июля 2018 года (если экологический класс указан в СТС)

Рассмотрим, что обозначает каждый из указанных знаков:

5.35: Запрещает движение механических транспортных средств (в том числе всех автомобилей), у которых экологический класс меньше, чем цифра на знаке.

На картинке выше изображен знак, на котором указан пятый экологический класс. Этот знак запрещает движение транспортных средств, у которых экологический класс от 1 до 4.

5.36: Запрещает движение грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин, у которых экологический класс меньше, чем цифра на знаке.

Ограничения с 1 июля 2021 года (если экологический класс НЕ указан в СТС)

5.35: Запрещает движение механических транспортных средств (в том числе всех автомобилей), у которых экологический класс меньше, чем цифра на знаке, а также автомобилей, у которых экологический класс не указан.

Предположим, что автомобиль имеет экологический класс “ПЯТЫЙ”, который указан в ПТС. Однако автомобиль куплен в 2010 году и с тех пор ни разу не менял владельца. Т.е. в свидетельстве о регистрации запись об экологическом классе отсутствует. В этом случае водитель не сможет проехать под знак, изображенный на картинке выше.

5.36: Запрещает движение грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин, у которых экологический класс меньше, чем цифра на знаке, а также грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин, у которых экологический класс не указан.

Знаки 5.37 и 5.38 показывают место, где заканчивают действовать ограничения, которые введены знаками 5.35 и 5.36 соответственно:


Исключения для знаков “Зона с ограничением экологического класса”

Существует несколько типов транспортных средств, на которые знаки 5.35 и 5.36 не распространяются:

  • автомобили вооруженных сил;
  • автомобили полиции;
  • автомобили спасателей;
  • автомобили скорой медицинской помощи;
  • автомобили аварийной службы газовой сети;
  • автомобили почты (должны иметь на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне).

Перечисленные автомобили могут въезжать в зоны с ограничением экологического класса в любом случае. И не имеет значения, какой класс указан в свидетельстве о регистрации.

Табличка экологический класс транспортного средства

Начиная с 1 июля 2018 года в правила также введена новая табличка 8.25:

Она может использоваться совместно со следующими дорожными знаками:

А также со знаками:

Обратите внимание, знаки выше разделены на 2 группы. При использовании с каждой из них табличка имеет разное значение и об этом речь пойдет ниже.

Ограничения с 1 июля 2018 года (если экологический класс указан в СТС)


Табличка обозначает, что знак распространяется на транспортные средства, у которых экологический класс меньше, чем цифра на знаке.

Например, приведенное выше сочетание дорожных знаков означает, что поворот налево запрещен только для тех автомобилей, у которых экологический класс от 1 до 3.


В данном случае табличка имеет противоположное значение! Стоянка разрешена только тем транспортным средствам, у которых экологический класс равен или больше цифры на знаке.

Например, приведенное выше сочетание дорожных знаков означает, что стоянка разрешена только транспортным средствам, экологический класс которых 4, 5 или выше.

Ограничения с 1 июля 2021 года (если экологический класс НЕ указан в СТС)


Табличка обозначает, что знак распространяется на транспортные средства, у которых экологический класс меньше, чем цифра на знаке, а также на автомобили, у которых экологический класс не указан в свидетельстве о регистрации.


Стоянка разрешена только тем транспортным средствам, у которых экологический класс равен или больше цифры на знаке, а также автомобилям, у которых экологический класс не указан в свидетельстве о регистрации.

Обратите внимание на важный момент. Если у автомобиля экологический класс не указан, то с 1 июля 2018 года по 1 июля 2021 года такой автомобиль нельзя ставить в зоне действия приведенных выше знаков. Однако начиная с 1 июля 2021 года такая возможность будет введена.

Таблица действия знаков с экологическим классом

Чтобы лучше понять поэтапное введение пунктов правил дорожного движения, рекомендую Вам изучить следующую таблицу:

Знак С 1 июля 2018 года действует на ТС: С 1 июля 2021 года действует на ТС:
все
класс меньше цифры на знаке
все
класс меньше цифры на знаке
или класс не указан в СТС
грузовики, трактора, самоходные машины
класс меньше цифры на знаке
грузовики, трактора, самоходные машины
класс меньше цифры на знаке
или класс не указан в СТС
все все
все все

все
класс меньше цифры на знаке
все
класс меньше цифры на знаке
или класс не указан в СТС

все
класс равен или больше цифры на знаке
все
класс равен или больше цифры на знаке или
класс не указан в СТС

Штрафы за нарушение требований экологических дорожных знаков

В настоящее время кодекс об административных правонарушениях не содержит специальных штрафов за нарушение требований экологических дорожных знаков. Тем не менее штрафы могут быть наложены по статье 12.16 КоАП:

12.16 ч.1: предупреждение или 500 рублей за все нарушения, кроме перечисленных ниже.

12.16 ч.2: 1 000 – 1 500 рублей за поворот налево при нарушении требований дорожных знаков.

12.16 ч.6: 500 рублей за нарушение требований знаков, запрещающих движение грузовиков, во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.

12.16 ч.7: 5 000 рублей за нарушение требований знаков, запрещающих движение грузовиков, в Москве и Санкт-Петербурге.

В завершение хочу еще раз напомнить, что если у Вашего автомобиля в свидетельстве о регистрации транспортного средства не указан экологический класс, то начиная с 1 июля 2021 года он может попасть под дополнительные ограничения. В связи с этим имеет смысл задуматься о замене свидетельства.

Удачи на дорогах!

Я поражаюсь нашим “законотворцам”. Наши ПДД уже давно превратились в лоскутное латаное-перелатаное одеяло. Настало время ПОЛНОСТЬЮ их переработать. Крайне слабый понятийный аппарат: количество терминов и определений до того мало, что их трактуют все на свой лад, и что примечательно, ГИБДД вообще отказывается отвечать на вопросы по разъяснению, конкретизации и трактовке ПДД. Можно даже открывать новую рубрику: “Нестыковки и противоречия ПДД”. Никто в ГИБДД не собирается МОТИВИРОВАННО принять или отклонить предложения граждан и организаций о разумных изменениях в ПДД. Что имеем сейчас? Например, из всех световых приборов в дорожном движении используются только “дневные ходовые огни”, других терминов просто нет; в п.1.2. термин “Парковка (парковочное место)” позволяет стоять в “подмостовых и подэстакадных пространствах”, а п. 12.4 прямо запрещает это. Таких примеров могу привести множество. Вот что надо “разрулить” имеющиеся противоречия, а потом дописывать новые пункты, причем не так как сейчас (на скорую руку), а с вынесением их на всеобщее водительское обсуждение.

Подводя итог, скажу так “Мне стыдно обучать в своей автошколе ЭТИМ ПДД, но я вынужден это делать, т.к. это закон. Но этот закон мы в силах сделать лучше, о не объективный, как закон физики, его пишут ЛЮДИ, так пусть эти люди прислушиваются к разуму.””

ИМХО, главная проблема в том, что ПДД принимают люди, которые никогда по этим ПДД ездить уже не будут! У них мигалки, у них отдельные поселки, где они живут и прочее. Поэтому им пофигу, что придумать для других!

И ещё. Изменения в пдд автоматически влекут изменения в экзаменационных билетах. А это прямой гешефт для генералов и других причастных к выпуску данного фолианта. Бывает, что ученику в автошколе приходится дважды покупать книгу с билетами. А по стране 2 миллиона в год выпускников. Вот и считайте. Барель подешевел, вот и думают начальнички кого и как ободрать. И плевали они на безопасность и прочую муть.

Подписываюсь под предыдущими сообщениями.

. Поэтому им пофигу, что придумать для других!

У меня автомобиль «ЕВРО-2». Всё, можно продавать? Скоро везде наставят знаков «4/5 класс только».

Артем, пока что сложно сказать, насколько широкое распространение получат новые дорожные знаки. Пока что встречать их на дорогах мне не доводилось.

Удачи на дорогах!

Вот и пусть сначало государство за свой счет приведет к нормам автомобили уже зарегестрированные в стране и после этого вводит свои драконовские методы. Что то оно не задумывалось 10-20 лет назад что будут вводить экологические ограничения.

Непонятно,зачем тогда проходить тех.осмотр, где измеряют выхлопные газы и т.д. По смыслу этого закона, авто через 5 лет на свалку. Это перебор. Опять голова не знает,что делают руки.

Нашим законотворцам плевать на людей, которые ездят на авто евро 2 и ниже. В основном это наши бабушки и дедушки или малообеспеченные люди, у которых этот автомобиль хоть какое то подспорье в хозяйстве. Они борятся не за экологию, они просто убирают нас с дорог, чтобы мы не мешались под колесами их дорогих джипов. Что мы как попугаи смотрим на Европу. Пенсионеры Европейских стран на старости лет ездят мир смотрят и могут купить себе авто. А наши пенсионеры еле концы с концами сводят. Головой бы подумали прежде, чем законы малевать.

Здравствуйте. Мотоцикл СТС экологический класс не установлен.

Разрешено на сегодняшний день движение по Москве и Санкт – Петербурге?

Рубот, здравствуйте.

Если экологический класс в документах не указан, то до 2021 года новые знаки на Вас не распространяются.

Мне не известно, успели ли установить новые знаки в Москве и Санкт-Петербурге.

Новые требования к экологическим нормам и классам автомобилей

Еще в прошлом веке люди придумали способ, как измерять количество и объемы вредных отходов, которые получаются в результате сжигания топлива транспортных средств, такого как бензин и дизель. 100 лет назад Европа и Америка задыхались от выхлопных газов, а уровень загрязнения окружающей среды был значительно выше принятых сегодня норм.

Что такое экологический класс

Экологические классы – это категории, на которые условно разделены механические транспортные средства, такие как автомобили, поезда, плавательные суда и авиатранспорт. Каждому из них присваивается класс в зависимости от того, как много вредного вещества содержится в отработанных газах после того, как топливо проходит полный цикл сгорания и преобразования в движущую энергию. Помимо выбросов, на классовость автомобилей также влияет вредность испарений от топлива, которое оно использует.

В чем разница между экологическими классами

Ученые посчитали, что среднестатистический легковой автомобиль потребляет в течение года до 4 тонн кислорода. Взамен он выдает примерно 800 кг угарного газа, 200 кг углеродистых веществ и до 50 кг оксида азота, который имеет слабое наркотическое воздействие на организм человека и более известен как «веселящий газ».

Очевидно, что подобный набор элементов не способствует оздоровлению окружающих людей. Потому в рамках Женевского соглашения был принят ряд документов, регламентирующих разделение ТС на классы с присвоением числовых идентификаторов от 0 до 6. Чем больше число, тем более экологически чистым признается автомобиль. Итак, какие сегодня существуют стандарты и как они между собой отличаются:

  1. Евро-1. Самый первый стандарт, введенный в 1992 году. Он был предельно лояльным к автомобилистам и распространялся только на ТС, использующие в качестве горючего бензин.
  2. Евро-2. Является доработанной версией первого стандарта. Появился спустя 3 года, в 1995. Основные изменения: добавление к перечню регулируемых средств тех, что используют дизель. Требования по выбросам ужесточились в 3 раза.
  3. Евро-3. Все так же учитывает бензиновые и дизельные двигатели. Норма вредных веществ, находящихся в выхлопных газах, была снижена в сравнении с Евро-2 на 40%.
  4. В 2005 году появился следующий экологический стандарт – Евро-4. Ничего существенно не изменилось, кроме количественных норм для вредных выхлопов. Их опасность должна составлять еще на 40% меньше, чем у третьего класса. В России этот стандарт официально приняли только в 2010 году.
  5. Евро-5. До недавних пор – наивысший класс. Особенность его в том, что его приняли не одновременно для всего транспорта, а отдельно для грузовых и легковых машин. В октябре 2008 года новые правила коснулись новых выпускаемых в Евросоюзе грузовиков, а для легковых автомобилей был принят на год позже – в сентябре 2009. Для России законодательно установлен с начала 2014 года, а окончательный полноценный переход на пятый стандарт состоялся лишь в начале июля 2016 года.
  6. Евро-6. Для стран Евросоюза стандарт открыт в 2015 году. В РФ на законодательном уровне стандарт принят не был. Но с 14 апреля 2018 года на уфимском нефтеперерабатывающем заводе «Башнефть» действует производство бензина, соответствующего нормам 6-го класса экологичности.

Начиная с 4-го класса, нормы выбрасываемого оксида углерода не изменяются и составляют 0,5 г/км. В то время как допустимое количество оксида азота и прочих более сложных соединений постоянно снижается.

Экологический класс вашего авто: как узнать

Каждый порядочный автовладелец обязан знать характеристики своего транспортного средства. Как правило, объем и мощность двигателя, максимальная скорость и скорость разгона до 100 км/ч, габариты своего авто знают все. Но очень многие забывают о деталях, которые также являются значимыми. В числе их находится и экологический класс.

Существует несколько способов узнать, к какому экологическому классу принадлежит ваше авто. Самый простой из них – открыть и внимательно изучить паспорт технического средства (ПТС). Там должна быть соответствующая отметка. Стоит отметить, что непосредственно в техпаспорте указывать класс стали начиная с 2010 года. Если по каким-то причинам у вас нет возможности проверить это, можно зайти на сайт Росстандарта. Также информация об экологических классах есть в Федеральной таможенной службе (ФТС).

Всегда ли класс написан в документах на авто

Несмотря на важность экологического класса для законодательства, его не всегда можно найти в свидетельстве о регистрации ТС. Такое бывает, когда автомобиль был куплен во времена еще старых образцов документов, в которые классовость среди прочей информации не включалась. И с тех пор у него был только один владелец.

Если в вашем свидетельстве о регистрации ТС нет записи об экологическом классе, значит, пришло время заменить устаревший документ на современный. Процедура перерегистрации проводится во всех отделениях Госавтоинспекции. Однако обращаться нужно в то, по адресу которого был зарегистрирован автомобиль. Допускается обращение в другой участок, но даже если его примут, то все-равно будут перенаправлять по правильному адресу, а это лишние временные траты.

Для того чтобы получить новое свидетельство, нужно написать заявление на имя начальника местного ГИБДД прошение о признании старого документа недействительным с выдачей нового. Рассмотрение и оформление новых документов происходит в порядке живой очереди, потому точных сроков заранее знать не получится.

Когда заявление принято, нужно подготовить пакет документов:

  1. Технический паспорт ТС.
  2. Документы на право собственности. Это может быть договор купли/продажи или дарственная.
  3. Паспорт и идентификационный номер владельца авто, а также продавца или дарителя.

Стоимость нового свидетельства зависит от вида: бумажный вариант обойдется всего в 500 рублей, а за пластиковую карточку нужно заплатить 1500 рублей.

Новые дорожные знаки, введенные после 2018 года

В прошедшем 2018 году были внесены существенные изменения и поправки в правила дорожного движения. Коснулись они, в том числе, и экологических классов автомобилей.

Изменения ПДД в июле 2021: знаки экологического класса

Еще в середине 2017 года стало известно о том, что в правила дорожного движения будут внесены изменения, связанные с экологическими классами транспортных средств.

При этом первая часть изменений вступила в силу 1 июля 2018 года, а вторая часть начала действовать с 1 июля 2021 года.

Сегодня же речь пойдет исключительно о том, как изменились правила с 1 июля 2021 года. То есть мы сосредоточимся именно на изменениях текста ПДД:

Изменения с 1 июля 2021 года, относятся только к транспортным средствам, экологический класс которых не определен.

Поэтому в первую очередь возьмите в руки свидетельство о регистрации Вашего автомобиля и посмотрите на его лицевую сторону (изображена слева):

При этом Вы можете увидеть один из трех вариантов:

  • поле “экологический класс” отсутствует;
  • в поле “экологический класс” указано значение “НЕ ОПРЕДЕЛЕН” или “НЕ УСТАНОВЛЕНО”;
  • в поле “экологический класс” указано числовое значение “ПЕРВЫЙ” – “ПЯТЫЙ”.

Вариант 1. На рисунке выше приведена старая форма свидетельства о регистрации (использовалась до 3 апреля 2011 года) и в ней поле “экологический класс” отсутствует. Если у Вашего автомобиля свидетельство аналогичное, то его экологический класс не определен.

Вариант 2. Свидетельство о регистрации современного образца, в котором прямо указано, что экологический класс не установлен. Подобные документы встречаются у автомобилей, выпущенных до введения экологических классов:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ ТС
CERTIFICAT D’IMMATRICULATION
Государственный регистрационный номер
Идентификационный номер (VIN)
Марка
Модель
Тип ТС
Категория ТС (ABCD, прицеп)
Год выпуска ТС
Шасси (рама) N
Кузов (кабина, прицеп) N
Цвет
Одобрение типа ТС N
Экологический класс НЕ УСТАНОВЛЕНО
Паспорт ТС N
Технически допустимая макс. масса, кг
Масса в снаряженном состоянии, кг
00 00 000000

Вариант 3. Если в свидетельстве о регистрации Вашей машины указан номер экологического класса, то для этого автомобиля с 1 июля 2021 года ничего не изменится:

Если Вы обнаружили в свидетельстве о регистрации вариант 1 или вариант 2, то экологический класс автомобиля не определен и данную статью имеет смысл дочитать до конца. Знаки “зона с ограничением экологического класса”

В правилах дорожного движения представлены 2 дорожных знака, обозначающие зоны с ограничением экологического класса:

Первый знак запрещает движение всех механических транспортных средств, а второй – только грузовых транспортных средств.

до 1 июля 2021 года с 1 июля 2021 года
автомобиль, экологический класс которого не определен движение разрешено движение запрещено

Табличка “экологический класс” с 1 июля 2021 года

Табличка 8.25 “экологический класс транспортного средства” может использоваться в двух вариантах:

В качестве запрещающей

При использовании с приведенными выше знаками табличка 8.25 говорит о том, что действие знаков распространяется только на транспортные средства с определенным экологическим классом.

до 1 июля 2021 года с 1 июля 2021 года
автомобиль, экологический класс которого не определен знак над табличкой не распространяется знак над табличкой распространяется

В качестве разрешающей стоянку

При использовании с приведенными выше знаками табличка разрешает стоянку только транспортным средствам, экологический класс которых на ней указан.

до 1 июля 2021 года с 1 июля 2021 года
автомобиль, экологический класс которого не определен стоянка запрещена стоянка разрешена

Примечание
Последнее изменение выглядит довольно необычно, особенно по сравнению с предшествующими.

В рассмотренных выше пунктах с 1 июля 2021 года положение автомобилей, у которых экологический класс не определен, становится хуже (для них вводятся дополнительные ограничения). Однако при использовании со знаками, разрешающими стоянку, все наоборот – положение автомобилей должно улучшиться.

Не исключено, что законодатели ошиблись при составлении формулировки данного пункта, однако пока что она выглядит именно так.

Можно ли “восстановить” экологический класс в СТС?

Если свидетельство о регистрации на Ваш автомобиль оформлено до 3 апреля 2021 года (вариант 1) и в нем нет поля “экологический класс”, то такое поле можно попробовать восстановить. Для этого возьмите в руки паспорт транспортного средства (ПТС) и убедитесь, что в данном документе экологический класс указан.

Если это так, что просто запишитесь в ГИБДД для замены свидетельства о регистрации транспортного средства. Это довольно простая процедура, которая занимает около 20 минут и не требует проходить осмотр автомобиля. Стоимость замены свидетельства о регистрации: 500 + 350 рублей или 350 + 245 рублей со скидкой через Госуслуги.

Сотрудники ГИБДД выдадут водителю свидетельство о регистрации современного образца, в котором будет указан экологический класс, соответствующий значению в ПТС. Штрафы за нарушение требований экологических знаков

Нарушение Наказание в Москве или Санкт-Петербурге Наказание в других регионах
нарушение требований экологического знака, запрещающего движение грузовиков 5 000 рублей 500 рублей
поворот налево или разворот с нарушением требований экологических знаков 1 000 – 1 500 рублей 1 000 – 1 500 рублей
нарушение требований остальных экологических знаков предупреждение или 500 рублей предупреждение или 500 рублей

Таким образом, с 1 июля 2021 года правила дорожного движения изменятся только для тех транспортных средств, экологический класс которых не определен в свидетельстве о регистрации. Если Ваш автомобиль попадает в данную группу, то Вы можете либо соблюдать новые экологические ограничения, либо заменить СТС на новое с экологическим классом. Автор статьи Максим Калашников сайт: pddmaster.ru

Ещё из раздела изменение ПДД.

Экологические штрафы с 1 июля 2021 года

Старые автомобили становятся невъездными. Пока — в отдельные городские зоны. Вводятся ограничения для машин без определённого экокласса

С 1 июля автомобили, в документации которых не определён экологический класс, не смогут проезжать в «чистые» городские зоны. В России таких машин не менее трети, а то и половина от всех зарегистрированных легковушек. Но паниковать рано: пока регионы не определили ни одной территории, куда не могут въезжать старые авто с токсичным выхлопом. Однако само право определять такие зоны у них есть, так что их появление — вопрос времени. Что такое экоклассы и что делать автовладельцам — в материале «Парламентской газеты».

Штепсели и зелёные круги

В 2018 году в Правилах дорожного движения «прописались» гибридные и электромобили, а также несколько новых дорожных знаков. Один из них — табличка, обозначающая непосредственно электромобиль: схематичное изображение авто «анфас» и тянущийся от него провод со штепсельной вилкой. Второй — знак, обозначающий автозаправку, но с пририсованным снизу штепселем, который значит, что на АЗС можно зарядить электромобиль.

Знак «Зона с ограничением экологического класса»

Он обозначает участок дороги, где запрещено движение транспортных средств определённого экокласса. Вообще это группа знаков: ограничивать проезд могут как для всех авто, так и отдельно грузовиков.

Ещё появилась табличка, обозначающая экоклассы, — выглядит как цифра, обведённая зелёным кругом. Она может сочетаться с дорожными знаками, запрещающими повороты или движение легковых машин, грузовиков или мотоциклов либо, наоборот, предписывающими двигаться прямо, направо или налево. С 2018 года таким сочетаниям должны следовать авто, чей экокласс ниже того, который указан на знаке. Например, запрет на проезд и цифра «четыре» в зелёном круге означают, что движение запрещается машинам третьего, второго, первого и нулевого экокласса.

А в сочетании со знаками «Парковка» и «Зона регулируемой стоянки» всё наоборот: экокласс на табличке означает минимальный класс машины, которая может воспользоваться стоянкой. Например, цифра «четыре» в сочетании со знаком парковки означает, что здесь может стоять машина четвёртого, пятого и шестого экокласса.

С 1 июля 2021 года эти правила дополняются ещё одним пунктом: проезд в «чистые» зоны запрещается машинам, у которых экокласс не определён, то есть в паспорте или свидетельстве о регистрации ТС в соответствующей графе стоит прочерк. Также такие автомобили должны следовать знакам, которые сочетают с табличкой экокласса.

Штраф за проезд

В 2019 году глава ГИБДД Михаил Черников сообщил ТАСС, что около 70 процентов автомобилей в России не имеют отметки об экологическом классе. За три года ситуация несильно изменилась, сказал «Автомании» координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов. «Сейчас по стране ездит очень много машин с неуказанным классом. Потому что долгое время никто просто не обращал внимания на экоклассы, и в ПТС просто ставили прочерк в соответствующей графе. Все думали, что это просто какая-то статистическая величина и не стоит заморачиваться», — пояснил он.

По его словам, де-факто автомобили, у которых не прописан экологический класс, приравнены к нулевому классу. Причём на самом деле машина может отвечать самым высоким экологическим стандартам, но если статус не указан в её ПТС или СТС — она считается «бесклассовой», а её владельцу грозит штраф в 500 рублей за проезд в нарушение знака.

Пётр Шкуматов посоветовал владельцам авто, у которых экокласс не определён, подать заявления в Госавтоинспекцию, чтобы в документах прописали «зелёный» статус.

Однако паниковать пока не стоит, призвал эксперт: зоны с ограничением экоклассов для легковых авто пока ещё не установлены ни в одном регионе. В Москве ввели ограничения только для грузовиков: на МКАД могут въезжать фуры не ниже «Евро-2», в пределы Третьего транспортного кольца — не ниже «Евро-3».

Где искать свой класс

Распределение по экологическим классам ведётся на основании техрегламента ЕАЭС и Правил ЕЭК ООН. Всего есть семь экоклассов — от нулевого до шестого, они зависят от уровня вредных веществ в выхлопе автомобиля. Как правило, чем старее автомобиль, тем ниже его экологический класс. Это объясняется самой историей появления такой классификации. Первый стандарт, ограничивающий уровень вредных выбросов автомобилей, был введён в Европе ещё в 90-е годы, он назывался «Евро-1». Выполнять требования должны сами производители.

Через несколько лет ввели «Евро-2», который предполагал, что объём вредных веществ в выхлопе должен быть втрое ниже, чем в машинах класса «Евро-1». По мере ужесточения требований появлялись классы «Евро-3», «Евро-4» и так далее.

В России первый экостандарт для автомобилей ввели в 2006 году — это был «Евро-2». С 2010 года действовал класс «Евро-4», с 2015-го и по настоящее время в нашу страну можно ввозить машины только пятого класса.

Класс «Евро-6» действует в Европе с 2015 года, в России оформить ПТС на машину, отвечающую такому стандарту, можно с 2019 года, но он пока необязателен.

Экологические классы указывают в паспорте и свидетельстве о регистрации — ПТС и СТС. А туда их вносят на основании данных из документации производителя, например, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Какие нововведения ожидают автомобилистов с 1 июля 2021 года?

Два закона, о которых автомобильная общественность вела разговор в течение долгого времени, вступают в силу с 1 июля 2021 года. Так, вводятся ограничения по экологическому классу транспортных средств и устанавливаются новые регламенты утверждения изменений в конструкцию машин. Все эти новые правила способны повлиять на привычный ход жизни автомобилистов. Неужели теперь старые «Жигули» не будут пускать в центр больших городов и нельзя будет делать гаражный тюнинг машин с пробегом?

Экологически нулевой класс

В России начнет действовать запрет на проезд в экологические зоны городов для машин, экокласс которых не определен, то есть отсутствует соответствующая пометка в ПТС. Экологические классы указывают в паспорте (ПТС) и свидетельстве о регистрации (СТС).

Еще в 2018 году в Правила дорожного движения был введен знак «Зона с ограничением экологического класса». Он устанавливается в начале территории, где муниципальные власти своим распоряжением ввели особую экологическую зону. Это могут быть парки или исторические кварталы с большим скоплением туристов. К примеру, применение знака «Зона с ограничением экологического класса» и таблички с цифрой 4 обозначает, что в определенные ими улицы нельзя заезжать на транспортных средствах с выхлопом классом ниже, чем Евро-4.

Чаще всего ограничения сейчас вводятся для машин экологического класса Евро-2 и ниже. К ним относятся старые грузовики еще советских конструкций и карбюраторные легковые автомобили. Однако не у всех машин в ПТС имелась запись, определяющая экологический класс выхлопа.

В ПТС ставился просто прочерк. Причем делалось это не только для старых транспортных средств, но и для вполне современных, импортированных подержанными из-за рубежа. Как заявлял ранее глава ГИБДД Михаил Черников, в России около 70% машин не имеют отметки об экологическом классе. Сейчас такой прочерк приравнивается к классу Евро-0.

Чтобы выяснить экологический класс автомобиля, необходимо обратиться в ГИБДД, где будет выдано направление в специализированную лабораторию, которая выдаст сертификат, на основании чего в ПТС будет внесена соответствующая пометка. Правда, делать это необходимо тем водителям, которые часто посещают экологические зоны или живут в них, а таких немного. В российских городах муниципалитеты пока еще не устанавливают подобных запретов.

К примеру, в Москве действуют ограничения только для грузовиков: на МКАД могут въезжать фуры не ниже Евро-2, а в пределы Третьего транспортного кольца — не ниже Евро-3.

Регистрация изменений в ГИБДД

С 1 июля 2021 года в силу вступает ГОСТ 33670–2015, который определяет порядок внесения и утверждения изменений в конструкцию транспортных средств. В соответствии с ним автомобилистам, которым необходимо провести не сертифицированный производителем тюнинг, потребуется проходить долгую и сложную процедуру согласований в ГИБДД и в специализированных лабораториях, оценивающих уровень влияния изменений на транспортное средство.

К примеру, если производитель не предусмотрел установку фаркопа или багажника на крыше, то для их монтажа потребуется получать сертификат. И нет гарантии, что такой документ будет обязательно выдан после испытаний машины. Многие элементы тюнинга могут оказаться вне закона.

Теперь к самостоятельным усовершенствованиям транспортных средств будут относиться строго. Испытывать и регистрировать придется изменения почти во всех элементах машины, таких как рулевое управление, сиденья водителя и пассажиров, внешняя световая оптика, подсветка номерных знаков, нестандартные бамперы, выхлопная система, любые спойлеры, нестандартные пороги, колесные арки, подкрылки, внешний багажник на крыше, газобаллонное оборудование, нештатные фаркопы, лебедки и прочие узлы.

Для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (ССКТС) требованиям безопасности заявитель должен предоставить в ГИБДД документацию, подтверждающую соответствие усовершенствованного транспортного средства требованиям безопасности. К примеру, если в документе будет указано, что «буксировка прицепа не предусмотрена», то установка фаркопа и тягово-сцепного устройства на легковую машину будет считаться недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС. Эксплуатировать машину будет невозможно, и фаркоп потребуют снять.

С 2021 года всем двигателям автомобилей в России будет присвоен экокласс

Всем машинам в базе Госавтоинспекции нужно присвоить экологический класс, настаивают в Госдуме.

Без такой отметки в ПТС с 2021 года автомобиль будет считаться транспортным средством с высоким уровнем выброса вредных веществ. Таким образом, при въезде под запрещающий знак водителю будет грозить штраф. Обращение с предложением пополнить базу автоинспекции такими данными в ГИБДД направил зампред комитета по экологии и охране окружающей среды Михаил Старшинов. Депутат отмечает, что сейчас у половины машин сведений об экологическом классе нет. До 2010 года требований вносить эту информацию в документы на автомобиль не было, поясняют эксперты.

Не по своей вине

Экологический класс автомобиля определяется заводом-изготовителем, фиксируется в документах на транспортное средство и при постановке на учет в подразделениях ГИБДД должен быть внесен и в базу данных автоинспекции, уточняет в письме зампред комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды.

«В мой адрес поступает информация о том, что при совершении регистрационных действий сотрудники Госавтоинспекции должным образом не фиксируют сведения об экологическом классе ТС. По этой причине более чем у половины зарегистрированных в РФ транспортных средств отсутствуют сведения об экологическом классе», — говорится в обращении к начальнику Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ Михаилу Черникову.

С 1 июля в ПДД ввели новые знаки, призванные улучшить экологическую ситуацию в стране. Их действие распространяется на въезд в определенные районы автомобилей с двигателями класса «Евро-0», «Евро-1» и «Евро-2» — они характеризуются высоким уровнем выброса вредных веществ.

Пока знаки существуют только в новой редакции правил дорожного движения. На дороги их еще не поставили. Нет и официальной информации о том, где они появятся. Но автоэксперты предполагают, что в пределы Московской и Петербургской кольцевых автодорог могут запретить въезд машинам экоклассов «Евро 0» и «Евро 1». Не исключается также, что в столице введут еще одну зону с ограничениями — ТТК, в пределы которого запретят заезжать автомобилям экокласса ниже «Евро 3».

В 2019 году в президентском Совете по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) выступили за ограничение движения легковых автомобилей «низких экологических классов» в крупных городах. Примечательно, что поддержали это предложение и в мэрии Москвы. О необходимости более ответственного отношения к экологии рассказал член СПЧ, председатель постоянной комиссии по экологическим правам Сергей Цыпленков.

— Исходя из данных мониторинга, если говорить о крупных городах, крупнейшим источником загрязнения давно уже стал автотранспорт. Соответственно, там, где наблюдается серьезное загрязнение, необходимо каким-то образом ограничивать этот источник. В первую очередь попадают те районы, где очень большое количество транспорта и очень большое количество людей, — отметил он.

По его мнению, для крупнейших мегаполисов мира ограничение движения автомобилей — стандартная практика.

В настоящее время действие знака «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» распространяется на автомобили, в регистрационных документах которых есть отметка об экоклассе, подчеркнули в пресс-службе Минтранса. Но там отметили, что уже с июля 2021 года и машины, в ПТС которых нет этой информации, будут приравниваться к автомобилям с высоким уровнем выброса вредных веществ.

«Сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность ввиду того, что лишение возможности граждан эксплуатировать свой личный транспорт в тех или иных районах с ограничениями движения или привлечение их к административной ответственности за нарушение, произошедшее фактически не по их вине, вызовет широкий общественный резонанс», — пишет Михаил Старшинов.

— Мы понимаем, что, если не принять своевременно меры и не исправить эту ситуацию, будут проблемы. Автовладельцы обеспокоены, что в один день их начнут останавливать автоинспекторы. Зачем нам это нужно? — отметил парламентарий.

Чтобы предупредить «волну жалоб» автомобилистов и при этом не сдвинуть срок «достижения поставленных целей по улучшению экологической обстановки в стране», депутат направил запрос на имя главы ГИБДД с призывом внести данные об экологическом классе всех автомобилей в единую систему автоинспекции. Эти сведения имеются в первичных базах данных подразделений ГИБДД, отвечающих за регистрацию автотранспортных средств, сообщили в Минприроды.

Графы не было

Улучшение экологической обстановки — важное направление для столичных властей, рассказали «Известиям» в ЦОДД (Центре организации дорожного движения правительства Москвы). В частности, учреждение реализует проект «Грузовой каркас».

— «Грузовой каркас» — это разделение улиц округа на две зоны: сам «Грузовой каркас» и «Жилая застройка». По улицам «Грузового каркаса» допустимо движение грузовых автомобилей как обычно. В жилых зонах движение грузовиков с разрешенной максимальной массой более 2,5 т допускается только для обслуживания предприятий или жителей внутри района. Однако необходимо иметь подтверждающие документы, — рассказали в ЦОДД.

В ведомстве пояснили, что в настоящее время этот проект уже реализуется в Северном, Северо-Восточном, Восточном, Юго-Восточном, Южном и Юго-Западном административных округах, а в ближайшее время планируют распространить на все округа внутри МКАД.

— Уже сейчас благодаря этому проекту мы фиксируем положительную динамику не только с повышением безопасности (до 21% уменьшилось количество аварий с грузовиками), но и с экологией — почти в два раза сократилась концентрация оксида азота, воздух стал чище, — рассказали в ЦОДД.

Предполагалось, что мера по ограничению въезда машин с высоким уровнем выброса вредных веществ в некоторые районы благоприятно скажется на экологической обстановке и сподвигнет автовладельцев на переход к более «чистому» виду транспорта. Но главная проблема состоит в том, что большая часть авто была поставлена на учет, когда графы об экологическом классе не существовало.

— У многих машин, которые были выпущены около 15 лет назад, такая графа просто отсутствовала в документах. Это массово начали делать в 2010–2011 годах. А на данный момент, по сведениям «Автостата», средний возраст автомобилей составляет 13,5 года. Они действительно не всегда соответствуют даже категории «Евро-3», не говоря уже о категории «Евро-5», — сказал руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов.

Автомобилисты, у которых в ПТС нет отметки об экологическом классе, могут выяснить эти данные на сайте Росстандарта и на портале ФТС. При этом гражданин имеет возможность заменить свидетельство о регистрации транспортного средства и получить документ с указанием класса. Стоимость новой пластиковой карточки обойдется владельцу в 1500 рублей.

Некоторые парламентарии сочли введение новых требований несвоевременной мерой, принятой в интересах игроков автомобильного рынка.

— Я прекрасно понимаю, что авторы этой инициативы хотят бороться за экологию, но такое ощущение, что тут есть интерес увеличения продаж автомобилей. Я считаю, что нужно было с этим нововведением не торопиться, потому что у нас не та экономическая ситуация в стране, чтобы люди могли быстро и безболезненно поменять старые автомобили на те, которые подходят по экологическому классу, — сказал депутат «Справедливой России», член комитета Госдумы по транспорту и строительству Дмитрий Ионин.

Он также добавил, что если бы принятие новых правил отсрочили на несколько лет, то принципиально это не оказало бы никакого влияния на экологическую ситуацию в стране.

Проезда нет: как в Татарстане ограничили движение неэкологичного транспорта

Кто попал под запрет и где нельзя будет проехать — в комментариях экспертов «Реального времени»

С 1 июля по всей стране вступили в силу новые поправки в правила дорожного движения, сразу три класса автотранспорта — «Евро-0», «Евро-1» и «Евро-2» — больше не смогут проехать в любом месте. Неэкологичный транспорт ограничат в проезде, если установлен соответствующий знак. Их стоит ждать в районах с неблагоприятной экологической обстановкой. Подробности — в материале «Реального времени».

Изменения в ПДД

С 1 июля к уже имеющимся дорожным знакам добавились новые, которые будут ограничивать движение автотранспорта, если он не отвечает экологическим требованиям. Автомобили классов «Евро-0», «Евро-1» и «Евро-2» уже не смогут проехать по определенным территориям, речь о районах с неблагоприятной экологической обстановкой.

— Эти изменения позволят органам государственной власти и местного самоуправления регулировать режим проезда по территории населенных пунктов транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ, в том числе предоставляя преференции для экологически чистых транспортных средств, — сообщается в постановлении РФ, утвержденном еще 12 июля 2017 года.

Предложение внесено Минтрансом РФ, в справке также указано, что «в целях защиты окружающей среды от воздействия выбросов автомобилями вредных (загрязняющих) веществ введены новые дорожные знаки особых предписаний». Сообщается, что за соблюдением экологических стандартов будут следить инспекторы и дорожные камеры. Тем не менее ясности, где именно могут быть установлены такие знаки и как ехать, если это единственная возможная дорога, а экология транспортного средства не отвечает требованиям, пока нет. Для нарушителей штраф, скорее всего, составит 500 рублей, сообщают в СМИ, официальных разъяснений по этому поводу пока нет. При этом в самом постановлении есть ограничения, на какой транспорт новшества все-таки не распространяются: Вооруженных сил РФ, полиции, аварийно-спасательных служб, пожарной охраны, скорой помощи, аварийной службы газовой сети и транспорт федеральной почтовой связи.

На вопрос: какие зоны попадут под ограничение — в Минтрансе России «Реальному времени» сообщили, что «данные вопросы находятся в компетенции каждого отдельно взятого региона». В республиканском министерстве пояснили, что определение территорий, на которых установят запрет на проезд неэкологичному транспорту, — функция органов местного самоуправления, а штрафовать за нарушения будет ГИБДД. Из МВД РТ на момент подготовки материала комментарии касательно изменений в работе не поступили.

Впрочем, на данный момент новые знаки пока и не могут быть установлены, потому что техтребования к ним еще не прописали в ГОСТе. В России постановление о внедрении экоклассов для автомобилей ввели в 2005 году, но фактически эта работа в стране началась только в 2013 году, тогда все ввозимые и производимые автомобили должны были соответствовать классу «Евро-4». С 2016 года в России уже действует стандарт «Евро-5».

Вопрос, кто будет контролировать

Эксперты в целом положительно оценивают изменения, но задаются вопросом, как все это может работать. Преподаватель автошколы «Автоледи» Владимир Кунчий сразу же спрашивает, кто будет контролировать соблюдение требований.

— Это еще вопрос, как организуют, нужно продумать. Это сложный вопрос, но я одобряю любые ужесточения по экологии. Подобную меру нужно вводить, но тех же инспекторов на всех не хватает. Опять-таки вопрос, когда изготовят знаки, нужно найти зону, где могли бы быть размещены знаки. Постепенно мы придем к такому экологическому ограничению, но не сразу, — комментирует Кунчий.

При этом изменения требуют широкого освещения, чтобы все знали, что такие знаки уже могут появиться. «Я за введение таких мер, вокруг и так достаточно много машин. У старых автомобилей к тому же вообще нет никаких экологических классов. Многие своими машинами на отдыхе облепляют и Волгу, и озера, мешают всем. Мера по ограничению нужна, но не все сразу», — рассуждает преподаватель, будучи уверенным в том, что одномоментно закон не получится реализовать.

— Мы поддерживаем данное нововведение, касающееся действия закона. Данная мера является необходимой и благоприятно скажется на экологии городов, на повышении качества жизни населения в них. Кроме того, она будет стимулировать обновление автопарка, в особенности грузового, на транспортные средства высокого экологического класса. Российские международные грузовые перевозчики уже сейчас успешно соблюдают подобные требования в странах Европы, где такая мера способствовала качественному изменению состояния экологии в городах, — дали комментарий «Реальному времени» в пресс-службе Агентства автомобильного транспорта («Росавтотранс»).

Ограничения не могут быть бессмысленными

В пресс-службе Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан отметили, что положительно оценивают изменения.

— Ужесточение стандартов с течением времени позволило существенно снизить эмиссию летучих органических соединений в атмосфере. С введением новых дорожных знаков, а также дополнений в КоАП РФ органы исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации смогут устанавливать зоны, в которые будет запрещен въезд автомобилей ниже определенного экологического класса, исходя из сложившей экологической обстановки в городах и населенных пунктах.

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан поддерживает введение в правила дорожного движения новых дорожных знаков, прокомментировали в пресс-службе ведомства.

Большинство других экспертов также положительно оценили изменения.

— Думаю, что такие ограничения могли бы действовать в крупных населенных пунктах. Транспорт — по-прежнему основной источник загрязняющих веществ. Если ограничить движение неэкологичного транспорта в центре города, у зеленых зон, то пребывание там точно стало бы более комфортным. Но думаю, что в более крупных масштабах влияние будет незначительным, в общем объеме выбросы останутся такими же, — рассуждает руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса ОНФ в РТ Зуфар Юнусов.

Старший научный сотрудник лаборатории прикладной экологии Института проблем экологии и недропользования АН РТ Артур Шагидуллин, наоборот, считает, что новые ограничения по экологии никак не могут быть бессмысленными. «Чем современней конструкции, чем современней двигатель, тем оптимальнее работа, экологические характеристики выше. Ограничение движения — в том числе один из способов, который может повлиять на экологию», — комментирует «Реальному времени» Артур Шагидуллин.

Что касается экологических классов и соответствующих им марок машин, то, с его слов, здесь все индивидуально, зависит в том числе и от года выпуска. Но вот к нулевому классу экологичности можно смело относить любые машины старого производства, на которых никак не обозначали уровень выхлопов. К слову, этот стандарт появился в Евросоюзе еще в 1988 году.

— Мера по ограничению движения транспортных средств эффективная. Еще в 2013 году мы делали расчет для Министерства экологии РТ: что было бы, если бы действовали ограничения по движению такого транспорта. Мы рассчитывали изменения, если исключить все транспортные средства ниже второго класса. Так, снижение диоксида азота, одного из самых опасных веществ, достигло 34%, оксида углерода — 27%. Есть специфические вещества, доля которых при расчетах снизилась еще больше, у каких-то, наоборот, меньше, — говорит о потенциальном эффекте Артур Шагидуллин.

По его мнению, ограничения были бы уместны в центре городов, существующие дорожные сети часто не учитывают современных потоков, отсюда большая нагрузка в том числе и на экологию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: