Введен запрет на изменение стоимости страхового полиса ОСАГО

Сегодня вступил в силу ряд изменений законодательства об ОСАГО

tatsianama / Depositphotos.com

С 29 октября вступила в силу заключительная часть изменений в Закон об ОСАГО, принятых весной нынешнего года. В их числе можно отметить следующие нововведения (Федеральный закон от 1 мая 2020 г. № 88-ФЗ).

  • Установлено, что в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме водителем по требованию сотрудников полиции (иных органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением обязанности по заключению договора ОСАГО) может быть предъявлена не только копия полиса на бумажном носителе, но и полис в виде электронного документа.

Вместе с тем корреспондирующие изменения в Правила дорожного движения пока не внесены и они по-прежнему предусматривают обязанность водителя иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников полиции полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа.

  • Поправками предусмотрено присвоение полисам ОСАГО уникальных номеров (в настоящее время каждый полис имеет серию и номер).
  • Скорректирован перечень документов, представляемых владельцем транспортного средства при заключении договора ОСАГО. В частности, к ним отнесен документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство (в случае, если договор заключается в отношении незарегистрированного транспортного средства) либо право владения арендованным транспортным средством.
  • Юридические лица при заключении договора будут представлять выписку из ЕГРЮЛ, а не свидетельство о государственной регистрации, как того требовала прежняя редакция Закона об ОСАГО. Изменение связано с тем, что в настоящее время свидетельства о государственной регистрации юридических лиц не выдаются.
  • Дополнен перечень оснований, по которым страховщик вправе в порядке регресса взыскать с причинителя вреда денежную сумму, выплаченную в виде страхового возмещения. К таким обстоятельствам отнесены: невыполнение виновником ДТП требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ после ДТП; причинение вреда при использовании транспортного средства с прицепом (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям) в отсутствие в договоре ОСАГО отметки о возможности управления транспортным средством с прицепом.

Напомним, что эти подходы были ранее выработаны судебной практикой (см. абзац третий п. 44 и п. 72 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 58).

Кроме того, установлено, что страховщик приобретает регрессное право требования к владельцу транспортного средства, сообщившему при заключении договора ОСАГО недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии. Ранее это правило применялось лишь при заключении договора ОСАГО в электронной форме. Применительно к последнему случаю поправками предусмотрено, что при выявлении недостоверности представленных владельцем транспортного средства сведений ему не предоставляется возможность уплаты страховой премии на сайте страховщика до корректировки соответствующих сведений.

Страховщики готовят поправки: ОСАГО подорожает для многих водителей

Судя по грядущим изменениям в закон об «автогражданке», страховые компании получат право увеличивать стоимость оформления договора для тех автовладельцев, которые откажутся устанавливать в машину телематическое устройство.

Власти и страховщики продолжают обсуждать следующие шаги по изменению системы ОСАГО. В частности, предполагается, что тарифный коридор с начала следующего года расширят на 40% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, а с октября 2020-го – ещё на 30%. Сейчас компании имеют право выбирать базовую ставку для расчёта цены полиса из диапазона от 2 746 до 4 942 рублей. Получается, через год он составит 1 154 – 8 995 рублей.

Законопроект, касающийся дальнейших изменений в «автогражданке», Госдума рассмотрит в первом чтении на следующей неделе, 15 октября. Он, в том числе предполагает, что из схемы расчёта цены полиса исчезнут два спорных коэффициента – территориальный и «мощностной». Напомним, ранее профильные ведомства пришли к выводу, что на аварийность не влияет место жительства и отдача мотора автомобилей клиентов. Но страховщики настаивают на том, что «выпадающие» коэффициенты надо чем-то заменять. Поэтому цену страховки хотят привязать количеству штрафов ГИБДД у водителя, а также к манере его вождения (для определения последней нужно телематическое устройство в машине страхователя).

Такие изменения, по задумке авторов, позволят сделать ОСАГО индивидуальнее. Как сообщают «Известия» со ссылкой на Минфин, персонализации тарифов «автогражданки» страховщики будут добиваться самостоятельным выбором тарифа для каждого клиента. При этом они смогут учитывать наличие или отсутствие следящего устройства в автомобиле.

Сейчас телематика иногда используется в каско: клиент платит полную стоимость по договору добровольного автострахования, но в случае, если он хочет получить скидку, он может установить датчик (за счёт страховщика!). На основе его показаний высчитывается вероятный риск попадания водителя в ДТП и определяется размер скидки. В итоге часть уплаченных денег водителю возвращают. Прибор, как правило, находится в машине несколько месяцев. Страховщики учитывают такие факторы, как резкость торможения, ускорения, перестроения, а также частоту и длительность использования автомобиля.

С ОСАГО картина всё ещё неясна: сами страховщики не горят желанием устанавливать датчики в машины клиентов за свой счёт. Помимо этого, в законопроекте не указано, в течение какого времени они будут находиться в машине автовладельца. Отметим, пока что речь не идёт о том, что всех водителей в обязательном порядке заставят пользоваться телематическими устройствами. Однако они намекнули, что для тех, кто откажется, ценник может заметно вырасти – для них просто увеличат базовую ставку. В итоге для некоторых граждан цена страховки может ощутимо увеличиться: так, средняя стоимость полиса в России в 2020 году составляет 5 375 рублей, в случае, если верхняя граница тарифа вырастет до 9 тыс. рублей, средний показатель, безусловно, тоже поднимется. По подсчётам издания, для водителей в небольших провинциальных городах, ОСАГО может подорожать сразу на 82%. Можно предположить, что это вызовет массовый отказ от страховок, но для борьбы с этим власти уже подготовились: в следующем году за отсутствие полиса начнут наказывать камеры. Правда, до сих пор не ясно, как часто они будут отправлять «письма счастья».

Что изменилось в ОСАГО с 2020 года

9 января 2020 года вступило в силу новое указание ЦБ о тарифах ОСАГО . Это касается всех автовладельцев, потому что страхование ответственности в России обязательное. Диапазоны базовых тарифов изменились, влияние возраста и стажа повысилось, а коэффициент за безаварийное вождение будут назначать раз в год.

Вот что изменилось в тарифах и как это повлияет на стоимость страховки.

Что вам надо знать

Диапазон базовых тарифов стал шире. Но на цену полиса влияют не только они. Еще есть индивидуальные коэффициенты.

Полис ОСАГО без конкретного списка водителей стал еще дороже. Лучше вписать в полис конкретных людей.

В целом система стала более справедливой: дисциплинированные водители будут платить меньше, неаккуратные — больше. Стало больше градаций по стажу и возрасту водителя. Многие сэкономят, хотя раньше не могли.

А так — все цены на ОСАГО будут считаться сами по обновленным калькуляторам, дополнительно вам ничего делать не надо.

Если вам предлагают ОСАГО с большой скидкой на каких-то особых условиях, будьте осторожны, есть вероятность мошенничества: правила расчета стоимости ОСАГО едины для всей страны и всех страховщиков с лицензией на этот вид страхования

О чем речь?

В России все автовладельцы должны страховать свою ответственность, это закон. Если в результате ДТП пострадает чужое имущество или здоровье, пострадавший сможет получить возмещение вреда. Платить будет не виновник аварии, а его страховая компания. Для этого все собственники машин должны иметь на свой автомобиль полис ОСАГО . Это обязательно: за езду без полиса могут выписать штраф. Но будет гораздо хуже, когда в случае аварии по вашей вине придется платить из своего кармана.

Цена страховки регулируется на государственном уровне и зависит от разных факторов: типа транспортного средства, возраста и стажа водителей, количества аварий, региона регистрации владельца, мощности двигателя и других факторов. Все это страховая компания учитывает при расчете и указывает в полисе.

Метод расчета, тарифы и коэффициенты страховая компания придумывает не сама. Диапазон базовых тарифов и методику расчета для ОСАГО устанавливает Банк России. Это он решает, какую минимальную и максимальную стоимость страховая компания может установить для каждого автовладельца. Если страховые компании используют один и тот же базовый тариф для ОСАГО , полис для одного и того же владельца у них должен стоить одинаково. Если страховые компании для данной категории транспорта в конкретном регионе установили разные базовые тарифы, то цена может отличаться. Но методика расчета все равно одна для всех.

Так вот: с 9 января тарифы и коэффициенты изменились. Если планируете покупать полис, ориентируйтесь на новые тарифы и коэффициенты.

Минимальные тарифы снизились, максимальные выросли

Базовые тарифы — это такая опорная точка, к которой применяют разные коэффициенты и так получают стоимость полиса. Для разных видов транспорта ЦБ устанавливает свои минимальные и максимальные базовые тарифы. После применения коэффициентов ОСАГО не может стоить меньше минимального тарифа и больше максимального. Если тариф занижен или завышен, страховая нарушает закон или это поддельный полис.

С 9 января некоторые минимальные тарифы стали меньше на 20%, а максимальные — больше на 20%. Это значит, что у водителя легковой машины с безаварийной ездой и большим стажем полис может подешеветь, а у начинающего водителя расходы на ОСАГО вырастут. Но так изменилось не всё. Для мотоциклов все базовые тарифы снизились.

Как изменились тарифы ОСАГО

Минимальный базовый тарифМаксимальный базовый тариф
Мотоциклы и мопеды694 Р (−173)1407 Р (−172)
Легковые машины, для юрлиц2058 Р (−515)2911 Р (+176)
Легковые машины, для физлиц и ИП2746 Р (−686)4942 Р (+824)
Легковые машины, для такси4110 Р (−1028)7399 Р (+1233)
Грузовики до 16 т2807 Р (−702)5053 Р (+842)
Автобусы до 16 мест2246 Р (−280)4044 Р (+674)
Автобусы более 16 мест2807 Р (−702)5053 Р (+842)

Коэффициент бонус-малус ( КБМ ) установят раз в год 1 апреля

Матчасть. КБМ — это коэффициент, который применяют к базовому тарифу. Это либо скидка за безаварийное вождение, либо надбавка за аварии. Ее устанавливают для каждого водителя, который вписан в полис, и считают ОСАГО по самому высокому значению. Если кто-то, кто вписан в полис, имеет репутацию опасного водителя, тариф на машину будет повышен.

Было. Раньше КБМ устанавливали на начало и конец срока действия договора ОСАГО . То есть коэффициент проверяли и учитывали на день покупки нового полиса.

Стало. Теперь этот коэффициент будут устанавливать один раз в год — 1 апреля. Так проще проверять, считать и обновлять данные в базе. При этом учтут аварии за год до этой даты, независимо от даты заключения договора. КБМы по каждому водителю хранятся в общей системе, поэтому страховая видит эти коэффициенты и сможет учесть их при оформлении полиса.

Для тех, у кого уже есть полисы или коэффициент не пересчитали, значение КБМ не изменится.

Как будут считать новый КБМ . Этот коэффициент будет определяться на целый год. За основу при расчете возьмут наименьшее значение из всех КБМ по всем полисам, которые действовали на 1 апреля 2020 года или прекратили действие с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2020 года. Также на КБМ повлияют неучтенные аварии за этот период. Проверить как будет влиять КБМ в зависимости от количества аварий, по которым было возмещение, определяют коэффициент можно по таблице — она есть на страницах 15—16 указания ЦБ .

Например, у водителя коэффициент 1. И за год не было ни одной аварии с возмещением. Значит, в следующий раз ему присвоят коэффициент 0,95 — полис подешевеет. А если за тот же период случится два ДТП по его вине, то 1 апреля ему присвоят КБМ 1,55 — и полис станет дороже. Каждый год безаварийной езды автоматически позволяет получить скидку на следующий полис ОСАГО .

Максимальная скидка — 50%. Если у водителя КБМ уже составляет 0,5, ниже он не станет. Но стоит допустить три аварии с возмещением за счет страховой, и коэффициент станет максимальным — 2,45.

Повлиять на КБМ можно соблюдением правил дорожного движения. Чем меньше аварий по вашей вине, тем больше экономия на ОСАГО .

У автовладельцев-юрлиц свои правила скидок за безаварийное вождение — там есть нюансы.

А если 1 апреля КБМ понизится, можно пересчитать стоимость действующего полиса?

Нет, если купили полис в феврале с коэффициентом 1, а в апреле он стал 0,95, действующий тариф не пересчитывают. Новый коэффициент учтут только при покупке следующего полиса.

Полисы без списка водителей подорожают

На стоимость ОСАГО влияет, кто указан в полисе, то есть кто имеет право управлять машиной. Для возмещения вреда важно, чтобы за рулем при ДТП был человек из этого списка. Если кто-то другой, платить придется самостоятельно.

Если есть конкретный список водителей, то учитывают их личные данные: коэффициенты за возраст, стаж и КБМ . Повышающего коэффициента за неограниченное число водителей в таком случае нет.

Но есть полисы, в которых написано, что ездить может кто угодно — без конкретики. Это ОСАГО с неограниченным числом лиц, допущенных к управлению. Тогда применяют повышающий коэффициент.

ОСАГО: что это такое и какие изменения можно внести?

Закон допускает внесение изменений в действующий полис ОСАГО после его приобретения. На самом деле необходимость изменить какие-то сведения у страхователей возникает довольно часто. Если в период действия страховки какие-то сведения о водителе или ТС поменялись, клиент обязан уведомить об этом своего страховщика. Ему необходимо явиться к своему страховому агенту лично или же направить заявление в электронной форме. Вписывать какие-либо сведения в полис самостоятельно запрещается.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65 . Это быстро и бесплатно!

Что это такое?

ОСАГО представляет собой обязательное страхование автогражданской ответственности. Собственник транспортного средства, покупающий полис автострахования обеспечивает защиту своих финансовых интересов в аварийной ситуации, виновником которой выступает именно он. За ущерб, нанесенный ним второму участнику ДТП, расплачивается страховщик с которым заключен договор.

В случае с ОСАГО автомобилисты страхуют не ТС, а свою ответственность. В результате пострадавший всегда получает компенсацию ущерба, а виновник хоть и не получает никакого возмещения, но и не платит за ремонт. Исключением считаются случаи обоюдной вины водителей. Тогда убытки компенсируют обеим сторонам в зависимости от степени их вины и фактического размера ущерба.

Когда вписываются: случаи

В зависимости от оснований для внесения изменений может появиться необходимость переоформления или проведения перерасчета стоимости страхового договора. Случаи, которые предусматривают изменение сведений, содержатся в п.1 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО». Это может быть замена номера водительского удостоверения, паспортных данных, телефона страхователя и т.п. Четкой инструкции по поводу срока внесения изменений не предусмотрено.

Это же касается и наказания, в случае если клиент страховой компании не позаботится об изменении информации в полисе. Такие взыскания как отмены выплаты страхового возмещения и отмена коэффициента КБМ обычно не применяют, вместо этого полис признают недействительным. Возможно, что измененные данные примут во внимание при наступлении страхового случая и расчет размера компенсации будет иным. Это касается места жительства, периода эксплуатации ТС и количества водителей, указанных в полисе (сколько водителей можно вписать бесплатно?)

При отсутствии данных о водителе допущенном к управлению автомобиля или самовольном изменении периода использования предусмотрено наказание (административная ответственность или снятие страховых возмещений).

Случаев, когда необходимо внести изменения в страховку довольно много:

  • Внесение дополнительного водителя.
  • Получение водительского удостоверения (обязательно ли менять при замене ВУ?).
  • Изменение периода эксплуатации.
  • Получение нового ПТС.
  • Переезд в другой город на постоянное проживание.
  • Замена государственного номера.
  • Изменение владельца автомобиля.
  • Изменение личной информации.

Кто вносит поправки?

Изменить какую-либо информацию в страховом полисе вправе только страхователь. Для этого необходимо обратиться в ту организацию, где был заключен договор. На сегодняшний день предусмотрена возможность отправить заявку на внесение изменений в полис ОСАГО через сайт страховщика. В личном кабинете клиента находится пошаговая инструкция, как выполнить эту процедуру.

Все сведения вносят не только в страховку, но и в информационную базу. За данную услугу платить не нужно, исключением считают переезд в другой регион и допуск неопытного шофера к управлению ТС. В таких ситуациях может возрасти риск наступления страхового события. По правилам существует два метода закрепления новых сведений:

  1. Сделать запись на старом бланке в графе «Особые отметки».
  2. Выдать новый бланк ОСАГО (когда требуется замена полиса ОСАГО?).

Если запись выполнена на действующем бланке, указывают дату и время внесения сведений, ставят подпись и печать страховщика. Страховая компания оставляет себе копию полиса и заявление.

При выдаче нового экземпляра полиса, в нем сохраняют время действия договора и все неизменяемые условия по страховке. Старый документ остается у страховщика, а на новом обязательно пишут дату выдачи и номер старого полиса. Обычно вся процедура занимает один-два дня.

Чтобы изменить информацию страхователь пишет соответствующее заявление на бланке компании и прикладывает к нему документы:

  1. Оригинал текущего полиса автострахования.
  2. Паспорт.
  3. Если заявление подается по доверенности, необходимы документы подтверждающие право и личность подателя.
  4. В случае подачи заявления юридическим лицом, также необходима доверенность или приказ, который подтвердит. что лицо обратившееся в компанию имеет право на подпись документов.
  5. В зависимости от новых сведений, которые необходимо закрепить в полисе, предоставляют различные дополнительные бумаги:

  • водительское удостоверение необходимо в случаях добавления нового водителя или замены прав;
  • документ о регистрации автомобиля предоставляют при изменении регистрационного номера;
  • если страхователь поменял фамилию, подтверждающими документами выступают свидетельство о браке /разводе/смене фамилии;
  • при смене владельца ТС предъявляют данные владельца, паспорт ТС, оригинал договора купли-продажи и т.п.

Что можно изменить?

В полисе ОСАГО можно исправить опечатки и ошибки, допущенные при оформлении, неверно рассчитанную цену страховки, личную информацию клиента. Некоторые сведения необходимо просто зарегистрировать в базе страховой компании. Это изменение паспортных данных или новый контактный телефон.

Сведения, при вводе которых предполагается переоформление договора без перерасчета страховой премии следующие:

  • Смена фамилии страхователя или новое наименование юридического лица, смена места проживания и регистрации.
  • Смена фамилии собственника или новое наименование юридического лица.
  • Смена марки и модели автомобиля, если имела место реконструкция, но нет изменений в категории или двигателе.
  • Присвоение нового VIN-номера.
  • Выдача нового паспорта транспортного средства.
  • Замена/получение госномера (об это необходимо заявить в страховую организацию до истечения 3 дней с момента получения).
  • Новые сведения о водителях, вписанных в страховку — другая фамилия, новое ВУ (о внесении изменений в полис ОСАГО при замене прав читайте здесь).

При вводе следующих данных не только переоформляют полис, но и производят перерасчет страховой премии:

  1. Смена места проживания или регистрации собственника ТС.
  2. Смена марки и модели автомобиля, если имела место реконструкция, и были внесены изменения в категорию или двигатель, число пассажирских мест и максимальную допустимую массу.
  3. Изменение цели эксплуатации на такси.
  4. Изменение ограничения на допущенные к управлению лица, то есть если выполнен переход с неограниченного полиса на ограниченный и наоборот.
  5. Удаление или добавление лиц, управляющих автомобилем (о том, что грозит, если не внести водителя в страховку, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, сколько стоит добавление водителя в полис).
  6. Изменение периода эксплуатации ТС.

Касательно данных, которые изменить нельзя:

  • само транспортное средство, при продаже автомобиля, на новую машину ОСАГО переоформить невозможно;
  • время действия страховки, так как договор заключается на определенный период, возможным является только его расторжение;
  • страхователь, предусмотрено внесение новых сведений о нем, но не замена.

Можно ли вносить нового собственника?

По Правилам ОСАГО предусмотрено внесение нового собственника в страховку, при условии, что страхователь не изменится. Такая необходимость возникает при продаже автомобиля, переоформлении на родственников или знакомых.

Если до истечении срока действия осталось довольно много времени, многие водители просто меняют владельца, внося в страховку соответствующую запись. При этом, в случае наступления страхового события, выплату получит именно новый владелец, а не страхователь.

Вписание в страховой договор при смене собственника

Для того, чтобы поменять собственника в договоре, страхователь обращается в СК и пишет заявление по образцу. Шаблоны в разных страховых организациях несколько отличаются, поэтому это делают в офисе фирмы.

Вместе с заявлением подают соответствующие бумаги. Основным правоустанавливающим документом в случае внесения нового владельца является ПТС. Кроме него необходимо наличие паспорта нового владельца и страхового полиса. После принятия заявления старый полис изымают, а в новом в графе собственник будет значиться совсем другое лицо.

Так как расчет стоимости автострахования ОСАГО зависит от региона проживания владельца транспортного средства (ст.9 Закона «Об ОСАГО» №40-ФЗ), при смене собственника может понадобиться доплата страхового взноса.

Сроки и пошлины

Это относится к новичкам, не имеющим водительского опыта. Кроме того, общий размер страховой премии может увеличиться или уменьшиться вместе со степенью риска при вводе новых сведений. Итоговая сумма вычисляется с учетом всех действующих тарифов и оставшегося времени действия страховки.

Из всех процедур, связанных с работой ОСАГО, внесение изменений считается самой простой. Почти всегда она бесплатная и проходит без проблем с обеих сторон. Специалисты советую водителям вносить новые данные в полис во избежание осложнений во время оформления ДТП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Ссылка на основную публикацию