Ведутся работы над новым ГОСТом для номерных знаков

Приложение И. Требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах

Информация об изменениях:

Изменением N 3, введенным в действие приказом Госстандарта России от 22 мая 2009 г. N 164-ст, в настоящее приложение внесены изменения, введенные в действие с 1 ноября 2009 г.

Требования к установке государственных регистрационных знаков на транспортных средствах

С изменениями и дополнениями от:

И.1 На каждом транспортном средстве должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков (кроме знаков типов 16-18):

– одного переднего и одного заднего – на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах;

– одного заднего – на прочих транспортных средствах.

И.2 Место для установки регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключалось загораживание знака элементами конструкции транспортного средства, загрязнение при эксплуатации транспортного средства и затруднение прочтения. При этом регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.

И.3 Передний регистрационный знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения транспортного средства.

И.4 Место установки заднего регистрационного знака должно обеспечивать выполнение следующих условий.

И.4.1 Регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения.

И.4.2 Регистрационный знак должен устанавливаться перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства с отклонением не более 3°.

И.4.3 Регистрационный знак на транспортном средстве должен располагаться перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства с отклонением не более 5°.

Примечание – Если конструкция транспортного средства не позволяет установить регистрационные знаки перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства, то для регистрационных знаков, высота верхнего края которых не более 1200 мм, допускается этот угол увеличить до 30°, если поверхность, на которой установлен знак, обращена вверх, и до 15°, если поверхность обращена вниз.

И.4.4 Высота нижнего края заднего регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должна быть не менее 300 мм, для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов – не менее 200 мм, высота верхнего края знака – не более 1200 мм.

1 В случае если конструкция транспортного средства не позволяет обеспечить высоту расположения верхнего края регистрационного знака на высоте не более 1200 мм, допускается увеличение размера до 2000 мм.

2 Измерение высоты размещения регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должно проводиться на транспортном средстве снаряженной массы.

И.4.5 Регистрационный знак должен быть видимым в пространстве, ограниченном следующими четырьмя плоскостями: двумя вертикальными и двумя горизонтальными, касающимися краев знака в пределах углов видимости, указанных на рисунке 3.1.

И.4.6 Относительное расположение регистрационного знака и фонаря (фонарей) освещения регистрационного знака на транспортном средстве должно соответствовать ГОСТ Р 41.4.

И.4.7 Регистрационный знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении штатным фонарем (фонарями) освещения знака транспортного средства.

Примечание – Требование не распространяется на надписи “RUS” и “ТРАНЗИТ”, а также на изображение флага Российской Федерации.

И.5 Для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия.

Допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надпись “RUS”, изображение Государственного флага Российской Федерации, Буквы или цифры.

Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами.

Запрещается сверление на регистрационном знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном средстве или в иных целях.

В случае несовпадения координат посадочных отверстий регистрационного знака с координатами посадочных отверстий транспортного средства крепление знаков должно осуществляться через переходные конструктивные элементы, обеспечивающие выполнение требований И.2-И.4.

И.6 Регистрационные знаки типов 16-18 должны устанавливаться:

– на легковых автомобилях и автобусах – один на переднем и один на заднем ветровых стеклах внутри салона (кабины) справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства;

– на грузовых автомобилях и тракторах – один знак на переднем ветровом стекле внутри кабины справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства.

Регистрационные знаки, выданные на мотоциклы и прицепы, должны находиться у водителей.

И.7 Регистрационные знаки типа 15 должны устанавливаться на легковых, грузовых автомобилях, автобусах (один спереди и один сзади) и прицепах (один сзади) на штатные места установки регистрационных знаков этих транспортных средств.

Должно быть обеспечено надежное крепление регистрационных знаков типа 15 в течение всего срока их действия с использованием, при необходимости, рамок или других переходных конструктивных элементов.

Приложение И (Введено дополнительно, Изм. N 2).

tank-21 › Блог › Все, что нужно знать о новых номерах, но не у кого было спросить.

Эта неделя выдалась крайне насыщенной событиями. Среди них было множество звонков от друзей и знакомых с разными вопросами – так можно ли делать, наконец, новые “квадратные” номера на автомобили и номера уменьшенных размеров на мотоциклы, что соответствуют требованиям нового ГОСТ. На всякий случай, ссылка на него тут — docs.cntd.ru/document/1200160380 Вопросов было много, все они касаются разных аспектов этого дела.
Немудрено запутаться – введение ГОСТ переносилось дважды, в конечном итоге сейчас (до 4 августа 2020 г.) идет “переходный период”, когда действуют два ГОСТа. О причинах можно прочесть по одной из второй их ссылок в следующем абзаце.
Кроме того, за прошедшие несколько недель мне дважды задавали вопросы по новым номерам для дальнейшей публикации моего мнения в “Коммерсанте”. Одна из таких статей вышла сегодня www.kommersant.ru/doc/4061893 (в газете, вероятно, выйдет завтра), другая – 26 июля – www.kommersant.ru/doc/4041419 . Но ввиду небольшого места, отводимого газетной статье, невозможно рассказать некие остающиеся за кадром нюансы этого. Вот про них я и расскажу сейчас.
Итак, господа читатели, сегодня Вы узнаете все про новые номера, о чем некого было спросить. Сначала самый главный вопрос.

1. Действует ли ГОСТ Р 50577-2018 на новые номерные знаки?
Ответ: Да, безусловно ГОСТ вступил в силу. Им введены новые типы номеров. Являясь непосредственным участником процесса, я об этом уже писал. И что за номера (Часть 1) и – как это все происходило (Часть 2). Кликните по ссылкам. Но действие ГОСТ и возможность заказать правильные номера по нему – несколько разные вещи. Поэтому людей не покидали сомнения. И если у меня их поначалу не было, ГОСТ вступил в силу, и всё, то потом они появились. И на протяжении этой недели я начал разбираться с этим вопросом в комплексе. А вчера вечером выяснилось, что этим же занимается и журналист “Коммерсанта” Иван Буранов, который в первой декаде августа направил официальный запрос в МВД. Сегодня он получил на него ответ. Т.к. новость не имеет собственного линка, то приведу цитату из неё. А расположена она тут гибдд.рф/news . За 16 августа, размещена в 14-47. Может это поможет найти цитату позже, если понадобится.
Итак: “Госавтоинспекция МВД России разъясняет вопросы применения новых видов государственных регистрационных знаков транспортных средств
«В настоящее время у владельцев транспортных средств, обращающихся в регистрационно-экзаменационные подразделения Госавтоинспекции, часто возникают вопросы, касающиеся применения государственных регистрационных знаков нового образца. В частности, такие вопросы наиболее часто возникают у владельцев автомобилей, произведенных в США и Японии, а также ряда моделей мотоциклов, имеющих нестандартные места для установки знаков.
Новые типоразмеры государственных регистрационных знаков транспортных средств будут вводиться согласно разработанному ГОСТ Р 50577-2018. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ввод в действие нового национального стандарта перенесен на 4 августа 2020 года с правом его досрочного применения. Таким образом, подразделения Госавтоинспекции, как и ранее, будут выдавать государственные регистрационные знаки, соответствующие положениям действующего национального стандарта.
Вместе с тем, на сегодняшний день применение уменьшенных регистрационных знаков не запрещено, но они могут быть установлены только на тех транспортных средствах, которые имеют нестандартные места для их установки, что прямо предусмотрено новой редакцией ГОСТ.
Для изготовления таких знаков владелец автомобиля или мотоцикла может по собственной инициативе обратиться в соответствующую организацию. При этом следует учесть, что указанные знаки могут быть изготовлены организациями, имеющими свидетельство об утверждении изготовленного образца данных типов государственных регистрационных знаков транспортных средств», — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.”

Вчитаемся. ГОСТ действует, номера можно производить и устанавливать. Аллилуйя! Это можно показывать как официальную информацию ведомства инспекторам ДПС. А мы с вами сейчас узнаем кое-что еще.
Нюанс №1. Обратите внимание на последний абзац, а именно на наличие у производителя свидетельства об утверждении образца номерного знака новых типов. О чем это говорит? Номера по новому ГОСТ обязаны иметь, помимо новых размеров, и защитный элемент – лазерную гравировку в виде 12-символьной буквенно-цифровой надписи. Она располагается в нижнем левом углу оборотной стороны. Порядок её нанесения нормируется разделом Е.2. Приложения Е к ГОСТ Р 50577-2018. И вот с этим моментом проблемы. Без неё знак признается несоответствующим нормам технического регулирования. Наличие маркировки обязательно прописывается в ТУ на выпуск, который получает каждый производитель. Каждый образец-эталон каждого выпускаемого типа знака также утверждается и должен соответствовать ГОСТ. Об этом и говорит представитель МВД России. Без маркировки производитель не получит возможности производить такой тип номера. Старые номера такой маркировки не требуют – ведь ГОСТ Р 50577-93 продлен на год. Их можно, при наличии утверждения типов, штамповать легко. А новые – только с маркировкой. Но:
Нюанс №2:
— порядок нанесения лазерной маркировки до сих пор не разработан МВД;
— станок для её нанесения стоит от нескольких миллионов рублей.
Получается интересная картина. Существует множество фирм, которые на готовых бланках могут произвести (отштамповать) номера. И вроде не проблема их заказать. Знак, однако, с большой долей вероятности не будет иметь пресловутой маркировки. А без него он просто сувенирное изделие.
Ну и что? Спросит читатель? Фиг бы с ней. Сделаю и буду ездить. Еще 4 дня назад я считал также. Но ознакомившись с интересным документом — постановлением Пленума Верховного Суда РФ №20 от 25 июня 2020 г. “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” — supcourt.ru/documents/own/28033/, я нашел там в разделе “I. Вопросы квалификации отдельных административных правонарушений” на стр. 5. следующее:
” При квалификации действий лица по части 3 (установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков) или 4 (управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками) статьи 12.2 КоАП РФ под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать знаки: не соответствующие требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, в части нарушений при их изготовлении требований национального стандарта Российской Федерации относительно технических условий и конструкторской документации (в частности, государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), не соответствующие основным размерам таких знаков, предназначенных для определенной группы транспортных средств; форма и характер начертания, толщина линий цифр и букв, применяемых на лицевой стороне которых, изменены);”
Еще недавно такие номера считались нестандартными. А теперь их отнесли к подложным (!) И пусть не смущает, что пример в тексте касается лицевой стороны, а маркировка на обороте. Ведь без нее знак “не соответствует требованиям национального стандарта”. Вон оно как! Чуете, куда ветер дует?! Статья-то (в случае управления с таким номером) лишенческая!
Для тех, кто не помнит (www.consultant.ru/documen…bf9b525a55f7d489e6f9691f/, но в будни днем ссылка закрыта):
“Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
3. Установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
4. Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.”
Разница между “установкой” и “управлением” понятна — если машина стоит с номером, это установка — штраф. Если тронулась с места, всё, вынимай права.
В общем, диспозиция такая. Самое серьезное внимание надо обратить на возможность производителя дубликатов делать эту маркировку. Как он её будет делать – это его вопрос. Если порядок МВД не утвержден, но она физически присутствует и соответствует нормам ГОСТ (см. приложение выше), то номер будет вполне законным. А если производитель начинает юлить и говорить, что мы таблички производим как сувенирную продукцию – то место ей на стенке вашего гаража, но не на автомобиле.
Рискую выслушать в свой адрес праведный гнев своих друзей, которые уже заказали такие номера, предварительно узнав у меня, что всё нормально. Получается, у нас в стране расслабляться нельзя. Кто мог знать, что в принципе далёкий от темы Верховный Суд решит резко изменить фабулу того, что считается “подложным”. Раньше к нему относили следующие определения из постановления (стр. 5, абзацы по ссылке ниже приведенного мною).
Вообще, получается конкретная дурость с этой маркировкой. В ГОСТ её добавили по предложениям производителей номеров. А получается, что бизнес небольших контор, расположенных иногда в пешеходной доступности от любого ГАИ в количестве, теперь под угрозой закрытия. Покупка станка для лазерной маркировки для них – непосильная ноша. Будут ли они получать заготовки с уже имеющимся номером? Похоже, так и будут теперь выходить из положения, но это в корне меняет задумку сделать некий реестр – на какой пластине какой знак был произведен, т.к. усложняет для производителя пластин контроль за “болванками”.

А главное — страдают люди. Во-первых, усложняется процесс регистрации в ГАИ новых автомобилей, купленных в автосалонах. Ведь Законом “О государственной регистрации АМТС” (его, напомню, снова отсрочили и летом внесли изменения) предполагалось, что в ГАИ не нужно будет ездить – номер изготовит и выдаст дилер. Во-вторых, теперь водители должны следить за тем, какой номер они получат за свои 1500 – 2000 рублей. Будет ли на нём лазерная маркировка? И те, кто уже заказал номера, могут сильно налететь. Поэтому я и стараюсь предупредить читателей. И в-третьих, произвести номера сможет крайне ограниченное число фирм. Не придется ли теперь жителям Иркутска заказывать номер в Москве, где станки, по слухам, появились у крупных “заводчиков” и у них уже стоит очередь на изготовление дубликатов в типе 1А и новых уменьшенных мотономеров?
Видите, нюансы решают всё. Недаром мне вспоминается любимый анекдот нашего Министра иностранных дел про Василия Ивановича и Петьку и про “нюансы”. Но он крайне неприличен, чтобы его тут озвучивать, поэтому скажу словами Черномырдина: “Хотели как лучше, получилось как всегда”.
К сказанному добавлю. 26 июля я одобрял принятое решение о параллельном действии двух ГОСТов. Предыстория была такова, что Гостехнадзор и ГАИ просили вообще его еще на год отсрочить (на складах много номеров для мотоциклов и спецтехники осталось, их пришлось бы пустить под нож), а Госстандарт решил задействовать параллельно. В ситуации, когда средства бюджета затрачены, совместить два ГОСТа лучше, чем снова на год отсрочить один из них. Избавляться от большого массива уже выпущенных и доставленных на места номеров – глупость. За год их запасы, надеюсь, исчерпаются.

2. Какая ответственность наступит за установку знака, не имеющего маркировки?
Ответ: По букве закона, как вы уже поняли из части 1, это будет трактоваться как использование заведомо подложного номерного знака. Пока кто-то не дойдет до Верховного суда, не изменится его мнение, нижестоящие суды будут трактовать нарушение именно так.

3. Почему у новых номеров вместо голограмм, видимых под определенным углом, могут быть серые квадратики с надписью RUS, видимые постоянно?
Ответ: Такая мера защиты появилась уже довольно давно и полностью соответствует требованиям даже старого ГОСТ Р 50577-93. Называется это “Защитный элемент, нанесенный методом лазерного выжигания”. Такой знак соответствует п. Е.1.1. Приложения “Е” к ГОСТ. Все в порядке. Хотя мне больше нравится т.н. “голограмма”, которую видно только под углом.

4. Могу ли я заказать знак нового типа в бесфлаговом исполнении?
Ответ: Да, нанесение изображения Государственного флага РФ на номерном знаке, согласно ГОСТ, “допускается”. Об этом п. 3.4. ГОСТ. Вот его точная формулировка: На регистрационных знаках типов 1-4, 4А, 4Б, 15, 19, 23-28 допускается дополнительно наличие изображения Государственного флага Российской Федерации.” Обязательной должна быть надпись “RUS”.

5. Могу ли я повесить новый “квадратный” номер (тип 1А) вперед?
Ответ: Нет. В примечании к п. Ж.1. Приложения “Ж” ГОСТ Р 50577-2018 четко сказано, что это только задние номера. “На транспортных средствах с нестандартным местом крепления регистрационных знаков допускается установка заднего регистрационного знака типа 1А вместо регистрационного знака типа 1”.

Добавлено 21/08/19:
6. Почему на номерах нет отверстий и сколько их можно сделать?
Ответ: Стандартом не предусмотрено теперь расположение отверстий в определенных местах. Широко используются рамки, поэтому отверстия могут вообще быть не нужны. Но если необходимость в них возникает, то, согласно п. Ж.5. ГОСТ, можно сделать два отверстия диаметром до 7 мм на однострочном номере и до четырех — на двухстрочном. В любом нужном месте. Главное, чтобы они не попадали на окантовку, символы, изображение флага и надпись RUS и не искажали их.

7. Что за маленькие клейма в виде логотипов есть на обороте номерного знака? Зачем они?
Ответ: В соответствии с п. 4.11. ГОСТ на обороте пластин наносится до двух товарных знаков предприятия-изготовителя пластины (и предприятия-изготовителя самого знака, если его производят на покупных пластинах). Эти знаки наносятся на обороте методом ударного клеймения. Их наличие является обязательным. Номерные знаки без таковых клейм не соответствуют требованиям ГОСТ, точно также, как и не соответствует ему номер без индивидуальной лазерной маркировки.
Также обращу внимание, что на знаках, выпускаемых в качестве дубликатов, лазерная маркировка должна начинаться с буквы “Д”.

Вот такая петрушка с этими новыми номерами. Ну а про свою коллекцию номерных знаков я вскоре продолжу. Просто не было времени написать об уже поступивших номерах, и даже разобраться с обширным новым приходом.

Ведутся работы над новым ГОСТом для номерных знаков

ГОСТ Р 50577-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Типы и основные размеры. Технические требования

Licence plates for vehicles. Types and main sizes. Technical requirements

ОКС 43.020
ОКП 45 0000

Дата введения 2020-01-01*
________________
* См. ярлык “Примечания”. –
Примечание изготовителя базы данных.

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным казенным учреждением “Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации” (ФКУ НИЦ БДД МВД России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 “Безопасность дорожного движения”

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50577-93

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации”. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет типы и основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам (далее – регистрационным знакам), устанавливаемым на транспортные средства.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Классификация и обозначения

ГОСТ 9.104 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.401 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 166 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки

ГОСТ 1412 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

ГОСТ 3489.2 Шрифты типографские. Гарнитура журнальная рубленая (для алфавитов на русской и латинской основах). Назначение. Рисунок. Линия шрифта. Емкость

ГОСТ 3489.17 Шрифты типографские. Гарнитура “Балтика” (для алфавитов на русской и латинской основах). Назначение. Рисунок. Линия шрифта. Емкость

ГОСТ 4765 Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности пленок при ударе

ГОСТ 7721 Источники света для измерения цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 15140 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 25346 Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений

ГОСТ Р 41.4 (Правила ЕЭК ООН N 4) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения приспособлений для освещения заднего номерного знака автотранспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов

ГОСТ Р 50944 Снегоходы. Технические требования и методы испытаний

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Типы и основные размеры

3.1 В зависимости от применяемых регистрационных знаков транспортные средства подразделяют на следующие группы:

– группа 1 – транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам иностранных государств, кроме транспортных средств, отнесенных к группе 3, а также транспортные средства, принадлежащие физическим лицам без гражданства;

– группа 2 – транспортные средства воинских частей, организаций и учреждений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также опытные (испытательные) образцы военной и специальной техники, изготовленные предприятиями промышленности по государственному оборонному заказу для нужд федеральных органов исполнительной власти;

– группа 3 – транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, в том числе возглавляемым почетными консульскими должностными лицами, международным (межгосударственным) организациям и их сотрудникам, аккредитованным при Министерстве иностранных дел Российской Федерации;

– группа 4 – транспортные средства, временно допущенные к участию в дорожном движении;

– группа 5 – транспортные средства, принадлежащие органам внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, кроме транспортных средств, отнесенных к группе 2;

– группа 6 – классические (ретро) и спортивные транспортные средства.

3.2 Типы регистрационных знаков

3.2.1 Транспортные средства группы 1

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

– тип 1 – регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов (кроме отнесенных к типу 1Б);

– тип 1А – регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов с нестандартным местом крепления (кроме отнесенных к типу 1Б);

– тип 1Б – регистрационные знаки для легковых такси, транспортных средств, оборудованных для перевозок более восьми человек, осуществляющих перевозку на основании лицензии;

– тип 2 – регистрационные знаки для автомобильных прицепов и полуприцепов;

– тип 3 – регистрационные знаки для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;

– тип 4 – регистрационные знаки для мотоциклов;

– тип 4А – регистрационные знаки для внедорожных мототранспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (снегоболотоходы, мотовездеходы);

– тип 4Б – регистрационные знаки для мопедов.

3.2.2 Транспортные средства группы 2

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

– тип 5 – регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов;

– тип 6 – регистрационные знаки для автомобильных прицепов и полуприцепов;

– тип 7 – регистрационные знаки для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;

– тип 8 – регистрационные знаки для мотоциклов, внедорожных мототранспортных средств.

3.2.3 Транспортные средства группы 3

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

– тип 9 – регистрационные знаки для легковых автомобилей глав дипломатических представительств;

– тип 10 – регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов дипломатических представительств, консульских учреждений, в том числе возглавляемых почетными консульскими должностными лицами, международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации;

– тип 11 – регистрационные знаки для мотоциклов дипломатических представительств, консульских учреждений, в том числе возглавляемых почетными консульскими должностными лицами, международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

3.2.4 Транспортные средства группы 4

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

– тип 15 – для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов, автомобильных прицепов и полуприцепов;

– тип 16 – для мотоциклов;

– тип 17 – регистрационные знаки для легковых и грузовых автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств воинских частей, организаций и учреждений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

– тип 18 – регистрационные знаки для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;

– тип 19 – регистрационные знаки для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, автомобильных прицепов и полуприцепов, окончательно выезжающих за пределы Российской Федерации, а также для иных случаев, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.

3.2.5 Транспортные средства группы 5

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

– тип 20 – регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов;

– тип 21 – регистрационные знаки для автомобильных прицепов и полуприцепов;

– тип 22 – регистрационные знаки для мотоциклов, внедорожных мототранспортных средств.

3.2.6 Транспортные средства группы 6

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

– тип 23 – регистрационные знаки для классических (ретро) легковых и грузовых автомобилей;

– тип 24 – регистрационные знаки для классических (ретро) легковых и грузовых автомобилей с нестандартным местом крепления;

– тип 25 – регистрационные знаки для классических (ретро) мотоциклов;

– тип 26 – регистрационные знаки для спортивных легковых и грузовых автомобилей;

– тип 27 – регистрационные знаки для спортивных легковых и грузовых автомобилей с нестандартным местом крепления;

– тип 28 – регистрационные знаки для спортивных мотоциклов.

Примечание – Применение на транспортных средствах регистрационных знаков типов 4Б, 23-28 возможно только после утверждения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок регистрации мопедов, классических (ретро) и спортивных автомобилей.

3.3 Структура регистрационных знаков должна быть следующей:

ГОСТ старый, ГОСТ новый. Разъяснения по поводу правил использования номерных знаков

Да никак… Собственно большую часть водителей новость о переносе сроков введения ГОСТа Р 50577-2018 никак не затрагивает. Его ввода в строй с нетерпением ждут мотоциклисты, гоняющие на иностранных байках, и некоторые владельцы японских и американских автомобилей (например, праворульных), ввезенных в Россию частным порядком. Дело в том, что места для установки номерных знаков в таких ТС не подходят под российские номера, разрешенные существующим стандартом ГОСТ 50577-93. Что они только не делают, чтобы установить «жестянку» правильно — гнут ее, используют нестандартные рамки, делают дополнительные отверстия — зачастую с нарушением ПДД.

Власти пошли навстречу владельцам таких мотоциклов и автомобилей. 4 сентября 2018 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) опубликовало приказ N55, согласно которому новый ГОСТ о новых автомобильных номерах должен был вступить в силу 1 января этого года.

В новом стандарте сохранены без изменений шрифты, структура и габаритные размеры основных типов регистрационных знаков легковых, грузовых транспортных средств и прицепов к ним, поэтому владельцев автомобилей, выпускаемых в России или поставляемых в страну через официальных дилеров, замена старого ГОСТа на новый никак не затрагивает.

Новый ГОСТ Р 50577-2018 предусматривает использование на мотоциклах номеров, размер которых составляет 190х145 мм вместо 245х160 мм в настоящее время. Он также предусматривает возможность введения новых номерных знаков уменьшенного размера 290х170 мм вместо 520х112 мм в настоящее время (для автомобилей с нестандартным местом крепления номера).

Согласно новому ГОСТу в России вводятся специальные государственные номерные знаки для мопедов, которые будут точно такими же как новые мотоциклетные, но с другим обозначением букв и цифр (ММ12АА77RUS).

Также новый ГОСТ вводит номера для спортивных автомобилей и для старых классических автомашин. Эти номера имеют такой же размер, как и обычные стандартные для массового транспорта, за исключением наличия в них буквы «К» или «С».

Новый ГОСТ также снимает запрет на сверление нестандартных дырок в номерах и вводит уникальный код производителя на обратной стороне пластины (последнюю новацию придумали для облегчения работы ГИБДД).

За несоблюдение правил установки номерных знаков на мотоциклах и автомобилях (в частности, за изменение формы знака, его крепление в неположенном месте) положено наказание – штраф в размере 500 рублей (часть 1 статьи 12.2 КоАП РФ). Кроме того, за это можно и вовсе лишиться прав на срок от одного до трех месяцев (либо получить штраф в размере пять тысяч рублей — часть 2 статьи 12.2 КоАП РФ).

К сожалению, 1 января 2020 года новый ГОСТ введен не был. Власти посчитали, что его введение в указанные сроки тяжелым грузом ляжет на бюджет, и перенесли его на 4 августа (соответствующий приказ – N1131-ст – Росстандарт опубликовал в конце декабря прошлого года). А 23 июля вышел очередной Приказ Росстандарта N423-ст, который отложил ввод нового ГОСТа на номерные знаки на год — до 4 августа 2020 года.

Вам не кажется, что это уже форменное безобразие? И как же им не стыдно? Стыдно! Поэтому в последнем приказе, если вы его внимательно прочитаете, есть приписка — «с правом досрочного применения».

Что это означает? Что в России вплоть до августа 2020 года будут действовать два идентичных ГОСта — действующий и новый ГОСТ Р 50577–2018, который вводит, в частности, новые двухстрочные задние номера для владельцев японских автомобилей и новые уменьшенные мотоциклетные знаки. То есть, владельцы авто с нестандартным местом крепления знака и мотоциклов иностранного производства могут с полным на то правом пользоваться положениями нового ГОСТа (но только они — до 4 августа 2020 года).

Подразделения ГИБДД до указанной даты (если ее снова не перенесут) будут выдавать номерные знаки только старого образца. Если водителю праворульной «японки» захочется вместо него поставить двухстрочный знак он сможет это сделать, заказав номер самостоятельно у авторизованного изготовителя — за свой счет, разумеется.

Вывод

Если вы являетесь владельцем транспортного средства (мотоцикла или автомобиля) с нестандартным местом крепления номерного знака, вы можете воспользоваться нормами нового ГОСТ Р 50577–2018, заказав изготовление госномера в частной фирме. Это не будет являться нарушением ПДД.

А что делать владельцам стареньких «Жигулей», которые вправе считать свои авто признанной «классикой». Им бы мы посоветовали дождаться введения нового ГОСТа в строй (4 августа 2020 года). А пока рекомендуем им ездить на тех номерах, которые установленных на их автомобилях сейчас — во избежание ненужных «разборок» с ГИБДД.

И последнее. Владельцы дорожных камер обещают, что их техника «переварит» новые номера без проблем — в этом плане бояться водителям праворульных «японок» нечего.

МВД разъяснило ситуацию с применением ГОСТа о регистрационных знаках

В МВД России официально разъяснили ситуацию с выдачей государственных номеров нового образца для мотоциклов и японских праворульных машин. Автовладельцы и мотоциклисты имеют право самостоятельно обратиться в частные фирмы и напечатать знак за свой счет. Стоит это порядка 1,5–2 тыс. руб. Ездить с таким номером разрешено. В подразделениях ГИБДД будут пока выдавать знаки старого образца.

В МВД России по запросу “Ъ” разъяснили ситуацию с применением автомобильных номеров нового образца. Речь идет о применении нового ГОСТ Р 50577–2018, который вводит, в частности, новые двухстрочные задние номера для владельцев японских машин и новые уменьшенные мотоциклетные знаки.

«На сегодняшний день применение уменьшенных регистрационных знаков не запрещено, но они могут быть установлены только на тех транспортных средствах, которые имеют нестандартные места для их установки, что прямо предусмотрено новой редакцией ГОСТа,— пояснила официальный представитель МВД России Ирина Волк.— Для изготовления таких знаков владелец автомобиля или мотоцикла может по собственной инициативе обратиться в соответствующую организацию.

Следует учесть, что указанные знаки могут быть изготовлены организациями, имеющими свидетельство об утверждении изготовленного образца данных типов государственных регистрационных знаков транспортных средств».

Подобные свидетельства выдаются ГИБДД на каждый типоразмер знаков, автовладелец имеет право попросить сотрудников фирмы документ показать. В сети уже активно рекламируются услуги компаний, готовых изготовить номер по новому стандарту, средняя цена — 1,5–2 тыс. руб. за один знак.

Что касается регистрационных подразделений ГИБДД, то они пока продолжат выдавать номера, соответствующие старому стандарту 1993 года, пояснила Ирина Волк. Центр специального назначения в области безопасности дорожного движения МВД ранее уже заказал несколько партий госзнаков для регионов — в техзадании указывается старый ГОСТ.

Напомним, идея о разработке нового стандарта на автомобильные номера была предложена Научно-исследовательским центром безопасности дорожного движения МВД еще в 2016 году. Документ был утвержден в сентябре 2018 года с отложенным сроком действия. Стандарт вводит новые типоразмеры и форматы номеров. Для мотоциклистов — госзнаки уменьшенного размера: они удобнее крепятся на площадках современных мотоциклов, их не отрывает потоком воздуха от кронштейна. Введен также новый вид задних двухстрочных номеров для праворульных японских, а также американских и некоторых марок советских автомобилей. Обычный однострочный на заднюю площадку таких машин не влезает — его приходится сгибать или устанавливать через нештатные переходники. В России, по данным ГИБДД, числится более 3,1 млн праворульных автомобилей. В Приморском крае из 806 тыс. транспортных средств 732 тыс.— с правым рулем.

Вот так номер

Как выглядят новые номерные знаки для автомобилей и мотоциклов

Вступление в силу стандарта ранее переносилось. Первый раз ГИБДД попросила Росстандарт перенести срок вступления в силу документа с 1 января на 4 августа нынешнего года. В конце июля Госавтоинспекция снова направила обращение с просьбой об отсрочке. Росстандарт, в свою очередь, внес изменения в приказ о начале действия стандарта: в нем сказано, что ГОСТ вступает в силу 4 августа 2020 года «с правом досрочного применения». Подобная формулировка вызвала много вопросов у автовладельцев и изготовителей знаков. Дело в том, что в конце июня пленум Верховного суда разъяснил нижестоящим судам нюансы применения 12-й главы КоАП (санкции за нарушения правил дорожного движения). В документе сказано, в частности, что управление автомобилем с номерами, изготовленными не по стандарту, приравнивается к езде с подложными номерами, что влечет лишение прав. Многие СМИ, включая “Ъ”, обратились в ГИБДД России за разъяснением.

Почему закон о регистрации автомобилей в автосалонах перенесен на полгода

Координатор программы «Мотограждане» Павел Сосков разъяснения МВД поддержал. «Нельзя сказать, что для мотоциклистов крепление номеров — это проблема номер один,— пояснил он “Ъ”.— Но большие, так называемые тракторные номера действительно никуда не помещаются. На спортбайках, где очень важна аэродинамика, приходится госзнаки подгибать, прятать, в итоге они получаются нечитаемыми. Новые номера приветствуем».

Позицию МВД поддержала и глава Союза производителей государственных регзнаков транспортных средств Людмила Шерстнева: «У нас очереди образовались из желающих сделать номера нового типа». По ее оценкам, 90% желающих получить новые знаки заказывают двухстрочные номера для ‘японок’ и ‘американок’ (так называемый типа 1А)

Согласно новому ГОСТу, на каждом номере должна быть нанесена специальная лазерная маркировка — это необходимо для электронного учета знаков. Соответственно, у каждой фирмы, которая номера печатает и получает свидетельство, должна быть установка по нанесению гравировки, пояснил “Ъ” член технического комитета «Безопасность дорожного движения» при Росстандарте Петр Шляхин. По его мнению, по факту таких фирм на данный момент мало, поскольку оборудование очень дорогое. Цена может достигать 11 млн. руб, рассказывали ранее “Ъ” производители знаков. Уже есть случаи, когда компании, у которых нет оборудования, обманывают покупателей и печатают знаки нового стандарта без лазерной гравировки, говорит Людмила Шерстнева. «Если такой знак обнаружит инспектор, то он сочтет его подложным, это может привести к лишению прав», отмечает она.

Для того, чтобы новые номера корректно считывались автоматическими камерами, необходимо поменять программное обеспечение, рассказал “Ъ” официальный представитель компании «Технологии распознавания» (производитель камер «Автоураган») Сергей Кусов. Новый «софт» уже доработан и протестирован, теперь его нужно «залить» в каждую камеру. Делается это дистанционно, но оператор системы фотовидеофиксации должен скачать специальный plug-in.

Большая камер типа «Стрелка-СТ» и «Стрелка+» работает на современном самообучающемся «софте», пояснил “Ъ” региональный директор корпорации «Строй Инвест Проект» (производитель комплексов) Андрей Заушицын, поэтому каких-то глобальных операций для работы с новым ГОСТом не требуется. «”Стрелки” первого поколения либо давно демонтированы, либо уже работают на новом ПО»,— заметил он.

С 1 января в России вводят десять новых типов автомобильных номеров, включая «квадратные» для «праворулек»

С 1 января 2020 года в России вводится новый стандарт автомобильных номерных знаков — соответствующий приказ издало Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). ГОСТ содержит большое количество нововведений — например, для японских праворульных и американских автомобилей появится возможность заказать «квадратные» номера. Обо всем — по порядку.

Зачем нужен новый ГОСТ?

Нынешний стандарт автомобильных номеров действует с 1993 года. За 25 лет он серьезно устарел — не предусматривает вариативности в размере госномера и отдельных категорий для классических и спортивных автомобилей. В новом ГОСТе эти пробелы восполняются. Разработка документа велась с 2016 года, инициатором выступил Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ. ГОСТ называется «Знаки государственные регистрационные транспортных средств», он утвержден приказом Росстандарта 555-ст.

Какие новые типы номеров вводятся?

ГОСТ вводит десять новых типов регистрационных знаков. Как уже отмечалось выше, появятся номера, рассчитанные на американские и японские праворульные автомобили с нестандартным для РФ местом крепления. «Квадратный» номер можно будет заказать только для задней площадки автомобиля, спереди придется использовать обычный номер нынешнего формата. Размер «квадратного» номера — 290 на 170 мм (для сравнения, размеры обычного номера — 520 на 112 мм).

Раритетам и машинам для профессионального автоспорта отводятся отдельные категории номеров — их будут помечать литерами «К» и «С» соответственно; буквы будут отделены чертой от остальных символов. На маркировке классических и спортивных машин уже давно настаивала Российская автомобильная федерация. Специальный учет таких машин позволит впоследствии ввести для них ограничения в правилах движения.

Для мотоциклистов будут доступны номера уменьшенного размера: 190 на 145 мм. У зарубежных мотоциклов (их на порядок больше отечественных) маленькая площадка под номер — российский госзнак на нее просто не помещается. Старый ГОСТ 1993 года этого не учитывал.

Впервые появляются специальные госзнаки для мопедов: по размеру они будут как мотоциклетные (190 на 145 мм), но с другим набором букв и цифр — ММ55АА77RUS (структура мотоциклетного, напомним, 1133АА77RUS). Как отмечает «Коммерсантъ», регистрировать будут только макси-скутеры: они не являются полноценными мотоциклами, но оборудованы двигателями объемом более 50 куб. см.

Появятся специальные мотоциклетные номера на красном фоне для работников иностранных дипмиссий, а также знаки для квадроциклов.

От нескольких идей при разработке нового ГОСТа отказались: в частности, были отклонены предложения использовать для номеров шрифт евросоюзовского образца и ввести отдельную категорию для электромобилей.

Технические изменения

Некоторые нововведения носят технический характер, но они не менее важны. Так, ГОСТ регламентирует, что каждая заготовка номера должна иметь уникальный 12-значный код изготовителя. Он подскажет полиции, где, кем, когда был произведен госзнак и где он продан. Помимо этого ГОСТом снят запрет на сверление дополнительных отверстий в знаке: уточнено лишь, что они не должны затрагивать символы, флаг и код RUS.

Новые номера введут сразу с началом действия ГОСТа?

Несмотря на то, что новый ГОСТ вводится 1 января, это не значит, что новые номера можно будет получить с этой даты. Скорее всего, их реальное введение начнется спустя несколько месяцев от этой даты. Причина банальна: сначала в МВД хотят исчерпать запасы старых номеров. Кроме того, по новому ГОСТу еще не разработаны точные чертежи. Как только эти задачи решат — МВД начнет закупки новых номеров у производителей на тендерах. Этим обычно занимается специальная полицейская структура — Центр специального назначения в области безопасности дорожного движения. Также МВД еще предстоит перенастроить дорожные камеры под восприятие номеров нового типа.

СМИ узнали содержание нового ГОСТа для автомобильных номеров

В России с 1 января 2020 г. водителям начнут выдавать новые номерные знаки для транспортных средств. Будут введены 10 новых типов регистрационных знаков , пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на приказ Росстандарта о введении в действие нового ГОСТа «Знаки государственные регистрационные транспортных средств» . Разработка документа велась с 2016 г. по инициативе Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.

В соотвествии с новым стандартом регистрационный номер для мотоцикла станет в полтора раза меньше. Его размер будет 190 на 145 мм вместо нынешних 245 на 160 мм . У м отоциклов иностранного производства площадка под номер маленькая — российский знак на нее не помещается. ГОСТ 1993 г. этого не учитывал. Водители мотоциклов вынуждены использовать специальные переходники для установки номера, отмечает издание.

Появятся также специальные знаки для японских праворульных и американских автомобилей. Размер новых госзнаков будет 290 на 170 мм (сейчас стандартный размер для любого легкового автомобиля – 520 на 112 мм) . По форме они будут напоминать квадрат. Речь идет об автомобилях, которые были ввезены в Россию не через дилеров. В 2009 г. ввоз таких автомобилей сократился из-за введения заградительных пошлин. Однако, по данным агентства «Автостат», в России доля праворульных автомобилей составляет 8,2% (4,1 млн транспортных средств). По американским машинам точных данных нет, пишет «Комменсантъ». Владельцам таких автомобилей, как и байкерам, приходится устанавливать переходники или сгибать прямоугольный номер.

Помимо этого в России впервые появятся специальные госзнаки для мопедов. По размеру они будут как мотоциклетные (190 на 145 мм). Однако такие номера будут содержать другой набор букв и цифр — ММ55АА77RUS (сейчас формат мотоциклетных номеров такой — 1133АА77RUS). Новый тип номера предназначен для владельцев скутеров, объемом двигателя которых превышает 50 куб. см. Регистрировать мопеды и скутеры с меньшим объемом двигателя и ограниченной скоростью (до 50 км/ч) будет не нужно. Появятся отдельные мотоциклетные номера на красном фоне для работников иностранных дипмиссий, а также знаки для квадроциклов.

Отдельные номера будут введены для ретро- и спортивных автомобилей. В номере будет присутствовать буква «К» или «С». Например, номер для классической 21-й «Волги» будет выглядеть так: К ММ97677RUS; для участника ралли — С ММ97677RUS. В будущем для таких автомобилей могут ввести специальные правила движения, а для этого, в первую очередь, нужны специальные правила регистрации, поясняет газета.

Ссылка на основную публикацию