В Москве будут автоматически штрафовать за то, что не пропустил пешехода

Штраф за непропуск пешехода в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о непредоставлении преимущества пешеходам. Данное нарушение является довольно популярным, а сотрудники ГИБДД зачастую проводят рейды именно на пешеходных переходах.

Рассмотрим ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество, а также штрафы, которые могут быть наложены на водителя. Напомню, что последний раз наказание за непропуск пешеходов, велосипедистов или других участников движения было увеличено 10 ноября 2017 года.

Штраф за непропуск пешехода в 2020 году

Рассмотрим статью 12.18 КоАП:

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

В 2020 году размер штрафа составляет 1500 – 2500 рублей.

Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.

В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:

Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество

На пешеходном переходе

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, – это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:

Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.

При повороте на перекрестке

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, это поворот на перекрестке:

Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях. В том числе если:

  • на перекрестке нет разметки перехода;
  • водитель едет по главной дороге;
  • водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;
  • пешеходу горит красный сигнал светофора.

Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, – это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.

При въезде и выезде с прилегающей территории

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Слепые пешеходы во всех случаях

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

По пути к общественному транспорту

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • На остановке общественного транспорта.
  • Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
  • Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.

Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.

С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.

На обочине

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Ну и еще одна ситуация – это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.

Как уступить дорогу пешеходу

Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, – “Как уступить дорогу пешеходу?”. Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.

Итак, если еще раз просмотреть пункты ПДД, приведенные выше, то можно заметить, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен именно уступить дорогу:

“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил скорость или направление движения.

Например, если пешеход идет по соседней полосе в направлении Вашего автомобиля, то следует непременно остановиться.

Однако если дорога широкая (6 полос) и пешеход только начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не обязательно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.

То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в направлении от Вашего автомобиля. Нет смысла дожидаться, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают проехать через переход.

Что касается слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, то их нужно именно пропустить. Т.е. нужно именно остановиться и дождаться, пока пешеход покинет проезжую часть.

В завершение хочу отметить, что за последние несколько лет культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на переходах. Соответственно и штрафы стали накладываться реже.

Камерное нарушение

Эту камеру презентовали как уникальный комплекс выявления подобных правонарушений. Как сообщили корреспонденту “РГ” в ЦОДД, этот комплекс позволил уже выявить более тысячи случаев непропуска пешеходов. За время его эксплуатации на этом участке он дополнительно выявил более двух тысяч случаев превышения скорости и множество нештатных ситуаций на пешеходном переходе (например, несколько случаев разворота машины на “зебре” через разрыв разделительного “отбойника”).

В среднем в день камера комплекса выявляет около 50 правонарушений. После того как компьютерная система автоматически проверит ряд критериев достоверности фиксации правонарушения, следует этап принятия решения по вынесению постановлений инспектором ЦАФАП. После такой двухуровневой проверки оформляется 10-15 постановлений в сутки.

Принцип работы комплекса корреспонденту “РГ” пояснили в ГИБДД Москвы. Он установлен после нерегулируемого пешеходного перехода и фиксирует транспортные средства, проезжающие через данный пешеходный переход. Зона покрытия составляет 4 полосы движения.

В случае начала движения пешехода по пешеходному переходу, а именно пересечение пешеходом второй линии разметки и движение далее к противоположной стороне дороги, комплексом рассчитывается скорость движения транспортного средства и его расстояние до пешеходного перехода, а также предполагаемый остановочный путь. Если путь остановки транспортного средства в момент нахождения пешехода на пешеходном переходе меньше расстояния до пешеходного перехода, а транспортное средство продолжает движение, то эти материалы поступают к должностным лицам ЦАФАП.

Разработчики этого комплекса утверждают, что система мгновенно отвечает на вопрос, имеет ли водитель техническую возможность остановить машину, не доезжая до перехода.

Если у водителя не было предполагаемой возможности остановить автомобиль до момента соприкосновения с пешеходом, штраф на него не накладывается. Нарушение помечается как спорное и отправляется в архив. А если такая возможность была, но водитель принял решение проехать “зебру” перед пешеходом – то придется отвечать.

По данным столичного ГИБДД, с начала работы этого комплекса фотовидеофиксации – а это август прошлого года – должностными лицами ЦАФАП вынесено 980 постановлений по делам об административных правонарушениях по статье 12.18 КоАП РФ.

Но, согласно алгоритму, эта камера не способна выявлять нарушения, связанные с непропуском пешеходов. Красиво расписанные на бумаге возможности камеры при рассмотрении некоторых фотографий превращаются только в доказательства законопослушности водителя.

Как видно на отдельных фотографиях, автомобиль проехал переход еще до того, как пешеход дошел до его полосы.

Несколько лет назад в Правилах дорожного движения требования о предоставлении преимущества пешеходу на переходе были прописаны некорректно. За непредоставление этого преимущества наказывали всех подряд. Например, на дороге, у которой две полосы в одну сторону и две полосы в другую, наказывали водителя, который двигался в крайнем правом ряду, когда пешеход на противоположной стороне дороги ступил на “зебру”.

Все это вызывало массу споров. Чтобы избежать лишних судебных разбирательств, в Правила дорожного движения были внесены поправки. Например, дана формулировка термину “уступить дорогу”. Под ним понимается, что маневр не должен заставить другого участника дорожного движения изменить траекторию или скорость движения. Именно по этой формулировке пункт 14.1 правил можно нарушить или не нарушить.

С другой стороны, в правилах есть пункт 14.2, который обязывает водителя, двигающегося по многополосной дороге, снизить скорость вплоть до остановки, если попутно двигающиеся машины начали тормозить. Продолжить движение он может, только убедившись в том, что не нарушает пункт 14.1. Но за то, что водитель не снизил скорость перед пешеходным переходом, и даже за то, что он не выполнил требования пункта правил 14.2, ответственности в КоАП не предусмотрено. Она наступает только тогда, когда пешеходу пришлось снизить скорость, изменить траекторию движения, а то и вовсе остановиться, чтобы пропустить машину.

Но камера, которая установлена на Нижегородской улице, не устанавливает, как, куда, в каком направлении и с какой скоростью двигался пешеход. Она выявляет только автомобили, которые приближаются к переходу. При этом возникает совершенно необъяснимая ситуация. Программное обеспечение рассчитывает остановочный путь автомобиля. Если у машины была возможность остановиться до перехода, на который ступил пешеход, но водитель проигнорировал эту возможность, то камера считает, что он нарушил правила. Причем не глядя на то, что пешеходу до этой машины при всем желании даже не допрыгнуть.

А если у автомобиля не было возможности остановиться до перехода, то это нарушением не считается. При том что пешеходу реально пришлось остановиться, чтобы пропустить гонщика. Ну не было технической возможности.

Разработчики камеры явно попутали понятия, которые применяются в правилах, в КоАП, а также во внутриведомственных документах. Например, остановочный путь автомобиля правилами никак не определен. Есть тормозной путь. Остановочный рассчитывается исходя из очень многих факторов: время реакции водителя на обстановку, время переноса ноги с педали на педаль, тормозной путь, наличие/отсутствие АБС, состояние дорожного покрытия. В среднем при разборе ДТП считается, что остановочный путь – расстояние, которое может проехать машина за 2 секунды. Но реакция у водителя может быть гораздо более скорой, и остановочный путь будет равен 1,5 секундам.

То есть камера выявляет нарушение, которое в Правилах нарушением не считается. И за него выставляет штраф в полторы тысячи рублей.

Понятно, что из-за штрафа в полторы тысячи рублей редкий водитель пойдет отстаивать свои права в суде. Проще заплатить полторы тысячи, а со скидкой – 750 рублей, и забыть о происшествии. Но наверняка найдется кто-нибудь принципиальный, попавший под око этой камеры. И будет отстаивать свою правоту в суде.

Игорь Моржаретто, автомобильный обозреватель радио “Вести FM”:

Есть определение Верховного суда по поводу привлечения водителя к ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходу. Это определение основано на других принципах и постулатах. Если траектории движения автомобиля и пешехода не пересекаются – нарушения нет. Если они пересекаются – нарушение есть.

Работа этой камеры не позволяет выявить, пересекаются ли траектории движения автомобиля и пешехода. Соответственно, не позволяет выявить, было ли совершено нарушение или нет.

Сергей Смирнов, редактор журнала “За рулем”, юрист:

Этот порядок работы камеры вообще технически не может установить факт нарушения или отсутствия нарушения в части пропуска или непропуска пешехода.

Термин “уступи дорогу” прописан в ПДД. Он применяется не только к транспортным средствам, но и к другим участникам дорожного движения. Применительно к пешеходам: водитель не должен начинать или продолжать движение, если пешеходу потребуется изменить траекторию или скорость движения.

Если пешеход идет по переходу, а водитель проезжает по своей полосе, и их траектории не пересекаются, то водитель может продолжать движение.

Водитель должен поступить таким образом, чтобы пешеход не снизил скорость.

Что касается обязанности снизить скорость, если соседний автомобиль начал ее снижать, то все зависит от оценки обстоятельств. Если я не снизил скорость, но при этом не создал помех пешеходам, наказывать меня не за что.

Петр Шкуматов, автоэксперт, защитник прав автомобилистов:

Я поражен, зачем в этом месте нужна камера? Здесь нужен светофор. Пять полос для движения в одну сторону! Здесь по ГОСТу не может быть нерегулируемого пешеходного перехода. Здесь должен стоять светофор.

А теперь к алгоритму работы камеры. Судя по всему, здесь была установлена камера, которая испытывалась в Зеленограде. Испытания она успешно провалила. Однако ее достали из чулана, сдули пыль и поставили работать. Напомним, что в Зеленограде эта камера считала пешеходом даже целлофановый пакет, который несет ветром поперек дороги. В итоге водители оплачивали штраф за непропуск этого пакета.

Эта камера полностью противоречит ныне действующим Правилам дорожного движения. Еще в 2014 году ее можно было применять, когда в Правилах не было понятия о том, что такое “уступить дорогу”. Но теперь это понятие есть, а камера работает по старым принципам. То есть выписывает штрафы за нарушения правил, которые действовали несколько лет назад. А значит, все эти штрафы противозаконны. Чтобы выявить такое сложное нарушение, как непропуск пешехода, требуется целая интеллектуальная система. Она должна учитывать не только траектории движения пешеходов и автомобилей.

В Москве будут автоматически штрафовать водителей не пропускающих пешеходов

Как сообщили в Центре организации дорожного движения, еще в 2016 году в Москве установили первую камеру на нерегулируемом пешеходном переходе. Устройство должно фиксировать водителей, которые не пропустили пешехода и тем самым нарушили Правила дорожного движения.

Камера пока работает в тестовом режиме и уже успела зафиксировать свыше 1 тыс. нарушений. Если обратиться к ПДД, то пешеход на нерегулируемом переходе имеет преимущество в движении при условии, что он убежден в возможности безопасного пересечения проезжей части. Вторая часть правила достаточно спорная, ведь, с одной стороны, у пешехода есть преимущество, а с другой – начинать переход дороги можно только после того, как он убедился в том, что водители его видят и выполняют соответствующие маневры. Но, как заверяют в ЦОДД, они учли все нюансы этого вопроса и смогли разработать такой программный алгоритм для камеры, чтобы она фиксировала именно нарушения ПДД.

Итак, в момент фиксации нарушения программа учитывает положение автомобиля на дороге и скорость его движения. Исходя из этого проводится расчет, не нарушал ли водитель правила, подъезжая к переходу, и имел ли возможность предоставить преимущество в движении пешеходу путем снижения скорости или полной остановки. Или же водитель не имел возможности уступить дорогу, не прибегая к экстренному торможению или перестроению на другую полосу движения, в том числе встречную. Тогда движение можно продолжить, так как пешеходы не должны «бросаться по колеса».

В ЦОДД сообщают, что эксперимент проходит удачно, и они уже рассматривают варианты по обустройству других переходов подобными камерами: со временем устройства видеофиксации на переходах начнут использовать и за пределами столицы.

Штраф за непропуск пешехода в 2020 году

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о непредоставлении преимущества пешеходам. Данное нарушение является довольно популярным, а сотрудники ГИБДД зачастую проводят рейды именно на пешеходных переходах.

Рассмотрим ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество, а также штрафы, которые могут быть наложены на водителя. Напомню, что последний раз наказание за непропуск пешеходов, велосипедистов или других участников движения было увеличено 10 ноября 2017 года.

Штраф за непропуск пешехода в 2020 году

Рассмотрим статью 12.18 КоАП:

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

В 2020 году размер штрафа составляет 1500 – 2500 рублей.

Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.

В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:

Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество

На пешеходном переходе

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, – это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:

Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.

При повороте на перекрестке

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, это поворот на перекрестке:

Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях. В том числе если:

  • на перекрестке нет разметки перехода;
  • водитель едет по главной дороге;
  • водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;
  • пешеходу горит красный сигнал светофора.

Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, – это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.

При въезде и выезде с прилегающей территории

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Слепые пешеходы во всех случаях

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

По пути к общественному транспорту

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • На остановке общественного транспорта.
  • Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
  • Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.

Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.

С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.

На обочине

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Ну и еще одна ситуация – это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.

Как уступить дорогу пешеходу

Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, – “Как уступить дорогу пешеходу?”. Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.

Итак, если еще раз просмотреть пункты ПДД, приведенные выше, то можно заметить, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен именно уступить дорогу:

“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил скорость или направление движения.

Например, если пешеход идет по соседней полосе в направлении Вашего автомобиля, то следует непременно остановиться.

Однако если дорога широкая (6 полос) и пешеход только начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не обязательно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.

То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в направлении от Вашего автомобиля. Нет смысла дожидаться, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают проехать через переход.

Что касается слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, то их нужно именно пропустить. Т.е. нужно именно остановиться и дождаться, пока пешеход покинет проезжую часть.

В завершение хочу отметить, что за последние несколько лет культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на переходах. Соответственно и штрафы стали накладываться реже.

Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе и за его пределами

В ПДД имеются четкие указания, определяющие поведение водителей при наличии на дороге пешеходов. В статье будут рассмотрены ситуации, которые обязывают автомобилиста остановиться и пропустить идущего, а также указан размер штрафа за несоблюдение требований.

Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»

Многие трактуют словосочетание «уступить дорогу» по-своему. Четкие разъяснения приведены в п. 1.2 ПДД РФ. Это понятие обозначает обязанность водителя остановиться, чтобы не вынуждать пеших участников движения менять скорость или направление своего перемещения.

Кроме того, 29.11.2014 в ПДД были внесены изменения. Они регламентируют порядок пересечения пешеходных переходов, на которых отсутствует светофор или регулировщик. Теперь, согласно п. 14.1 ПДД, автомобилист, приближающийся к такому участку дороги, должен затормозить, если на «зебре» есть пешеходы или они только наступили на нее.

Также изменения коснулись п. 14.2 ПДД. Согласно нововведениям, если ТС, движущееся попутно и находящееся на соседней полосе, уменьшило скорость или затормозило перед переходом, не оснащенным светофором или регулировщиком, то и остальным водителям также нужно остановиться или сбавить темп езды.

Ранее п. 11.4 ПДД запрещал обгон на пешеходном переходе только при наличии на нем людей. Корректировки полностью исключили возможность такого маневра на зебре, даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к тому, что будет выписан штраф за пешехода.

Наказание

Штраф за непропуск пешехода назначается по ст. 12.18 КоАП РФ и составляет 1500-2500 рублей. Конечную сумму определяет инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение, с учетом всех обстоятельств происшествия. Так, если нарушение было совершено впервые, пешеход не получил повреждений, а водитель раскаивается в своих действиях, то ему может быть назначен штраф минимального размера.

Также наказание грозит водителю, который не пропустил пешехода при повороте на перекрестке. Штраф по ст. 12.18 КоАП назначается несмотря на:

движение автомобиля по главной дороге;

отсутствие на перекрестке знаков пешеходного перехода или соответствующей разметки;

зеленый свет светофора, горящий водителю.

ПДД допускают пересечение проезжей части пешеходами вне перехода при отсутствии «зебры» в радиусе 50 м. В таком случае перед тем, как перейти дорогу, человек обязан убедиться в безопасности своих действий. Ему нельзя неожиданно для автомобилиста появляться из-за припаркованных ТС или других объектов, ограничивающих обзор.

Если пешеход начал переходить дорогу в неположенном месте (с учетом того, что «зебры» поблизости нет), то водители приближающихся машин должны предоставить ему приоритет. Несоблюдение этого требования грозит наложением взыскания.

В абсолютном большинстве случаев штрафы за пешехода назначаются сотрудниками ДПС, а не по данным камеры. Видеофиксация этого нарушения происходила в «пилотном» режиме в Москве, Зеленограде и Улан-Удэ. Такой способ отслеживания нарушений не был введен повсеместно из-за того, что алгоритм, заложенный в программу автоматических устройств, еще не доработан и часто выдает ошибочные результаты.

Ст. 12.18 КоАП РФ не предусматривает ужесточения наказания за повторное совершение описываемого проступка.

Ситуации, в которых водитель должен уступить дорогу пешеходам

Кроме случаев, описанных выше, водитель может быть привлечен к административной ответственности, если он не уступил дорогу пешеходам в других ситуациях, предусмотренных ПДД.

Пешеход движется от одного тротуара к другому, а из-за поворота выезжает автомобиль

Пешеход движется вне перехода на прилегающей территории, а водитель съезжает с дороги

Пешеход переходит с тротуара на тротуар по прилегающей территории, а автомобиль выезжает на дорогу

Дорогу переходит слепой пешеход с белой тростью

Пешеходы направляются к общественному транспорту со стороны его дверей

Все случаи, приведенные в таблице, дают пешеходу преимущество перед машинами. Непропуск человека в такой ситуации также грозит штрафом в размере 1500-2500 рублей.

Как нужно уступать дорогу

Для того чтобы предотвратить ситуацию, при которой на водителя может быть наложен штраф за непропуск пешехода, следует придерживаться следующего алгоритма действий:

перед дорожным знаком «Пешеходный переход» или соответствующей разметкой необходимо снизить скорость движения;

осмотреть тротуар на наличие пешеходов, направляющихся к переходу;

оценить ситуацию, расстояние от машины и пешехода до зебры, скорость человека и автомобиля;

если анализ показывает, что автомобиль успеет преодолеть зебру быстрее, чем на нее наступит пешеход – продолжить движение с сохранением или увеличением скорости;

в противном случае необходимо остановиться и дождаться пока пешеход пересечет дорогу.

Если пешеход уже пересек полосу, на которой расположен автомобиль, то водитель может возобновить движение, не дожидаясь, пока тот достигнет противоположного края дороги.

Также, если дорога имеет более 2-х полос в каждом направлении, то водитель может продолжать движение, если расстояние между его автомобилем и пешеходом превышает или равно ширине 2-х полос.

Можно ли обжаловать штраф

В соответствии с законодательством, водители могут оспорить штраф, назначенный сотрудником ГИБДД за непропуск пешехода. Для того чтобы обжаловать взыскание и доказать свою правоту, рекомендуется предоставить судье свидетельские показания или записи с видеорегистратора. Также можно указать на следующие обстоятельства:

неблагоприятные погодные условия;

неудовлетворительное состояние дорожного покрытия;

невозможность оценить скорость пешехода.

Смягчить наказание могут обстоятельства, подпадающие под действие ст. 2.7 КоАП России «Крайняя необходимость». Можно сослаться на эту статью, если, например, в момент совершения нарушения водитель не уступил дорогу из-за того, что вез ребенка в больницу. Также снизить размер штрафа может наличие иных фактов. Согласно ст. 4.2 КоАП к ним относятся:

добровольное признание вины;

добровольная компенсация и исправление ситуации;

наличие малолетнего ребенка;

участие в изучении обстоятельств происшествия.

На обжалование административных наказаний дается 10 дней с момента составления протокола.

Для того чтобы избежать штрафа, необходимо внимательно следить за дорогой и всегда, если это возможно, уступать дорогу пешеходам.

Видео

Ссылка на основную публикацию