Украинские кастомайзеры сделали стильный хэтчбек из обычной «Таврии»

osya-ua › Блог › “Девятка по-украински”: ЗАЗ-1105 “Дана”

Трёхдверная “Таврия” ЗАЗ-1102 нашла своего покупателя — сначала советского, а затем и российско-украинского.

Однако, чего греха таить, компактная машинка была не слишком практичной: две боковые двери, маленький багажник, сильный наклон заднего стекла… Последний даже пытались исправить остроумной “горбатой” дверью.

Но конструкторы пытались увеличить практичность “Таврии” классическим способом — добавив еще дверей и увеличив багажное отделение.

Так появилась “Дана” — пятидверный универсал (впрочем, больше напоминающий хэтчбек вследствие короткого заднего свеса).

Пятидверка выпускалась небольшими партиями с 1994 по 1997 гг. Разумеется, чтобы добавить задние двери, пришлось укоротить передние — впоследствии и двери, и задние фонари, и задний бампер пригодились на куда более массовой “Славуте”.

“Дана” смотрелась вполне гармонично, но особым спросом не пользовалась. К слову, полсотни владельцев таких машинок вполне готовы расстаться с ними на ауто.риа.уа:

“Дана” интересна не только кузовом, но и силовым агрегатом. Изначально планировалось устанавливать на потяжелевшую многодверную “таврюшу” двигатель МеМЗ-310 объемом 1,3 л и мощностью 60 л.с. Однако новый мотор не осилили и потому большинство машин сходили с конвейера с привычным тавромотором объемом 1,1 л.

Совсем небольшое количество “Дан” оснащалось силовым агрегатом… ВАЗ-2108! Именно так — ЗАЗ-1125 выгодно отличался от обычной “пятёрки” 1300-кубовым восьмерочным мотором, работавшим в паре с вазовской же пятиступкой.

Немного личного: в девяносто пятом году прошлого века ярко-красная новая “Дана” продавалась на авторынке “Кинчеш”. Отец даже заинтересовался ею — в отличие от обычной “Таврии”, такая машинка выглядела неплохой альтернативой немолодым “Жигулям”.

Впрочем, немного поразмыслив, было принято решение пересаживаться на передний привод от ВАЗа — а именно “восьмерку”. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Смотрите также

Комментарии 54

Благодарю за статью. Даже информацию толком на эту модель не часто встретишь.

Благодарю за статью. Даже информацию толком на эту модель не часто встретишь.

Как по мне самая удачная таврия! Особенно с ваз движком. Напоминает маленький форестер. Лёгкая, поджарая, компактная и места достаточно. Для города хороша, на дальняке не утомительна и вне дорог не тушуется.
Не могу понять, почему так мало их выпустили?!

Потому что завод умер…

Завод на много позже умер. Лет десять ещё трёхдверки, фургоны и славуты выпускали. Да он и сейчас жив-здоров.

Нет, его потом корейцы оживили. В 1997 году он был сплошной ТРУП.

Помню инвестировали, улучшили малярку. Сделали 100 изменений трёхдверки и объявили конкурс на новое название.
Но чтоб завод трупом был.
Качество просело; оборудование устарело; государство перестало закупать инвалидам авто и у людей​ денег не было, это да.

Завод на много позже умер. Лет десять ещё трёхдверки, фургоны и славуты выпускали. Да он и сейчас жив-здоров.

“Сразу после 1991-го количество ежегодно выпускаемых в Запорожье машин начало постоянно падать, составляя «по инерции» в первые годы независимости 130-140 тысяч автомобилей. Но в 1994-м была собрана всего 91 тысяча машин, а в 1995 году, после того как ЗАЗ-968М окончательно стал достоянием истории – только 60 000 автомобилей. Ведь на долю легендарного «Запора» с 40-сильным воздушником вплоть до прекращения производства приходилось около 60% от общего объема выпуска автомобилей на ЗАЗе! Однако дальше ситуация стала просто катастрофической: в 1996 году было собрано всего 7 000 Таврий и Дан, а в 1997-м ЗАЗ изготовил 1030 (!) машин, находясь в состоянии клинической смерти и нуждаясь в срочном приходе инвестора.”

Слышали когда-нибудь о существовании «Таврии-Купе» со 160-сильным двигателем?

Что мы знаем о «Таврии»? Этот автомобиль малого класса выпускался на украинском заводе ЗАЗ с конца 80-х. Модельный ряд включал трех- и пятидверный хэтчбек, универсал, пикап и коммерческий фургон, созданный на базе обычного ЗАЗ-1102. Но была еще одна версия, о которой практически никто не знает — «Таврия-Купе».

Давайте сразу оговоримся: ЗАЗ не имеет к разработке этого автомобиля никакого отношения. Он был создан ОАО «Кременчугское автомобильно-транспортное производство «Вепр», известным своими вездеходами. Необычное купе дебютировало в 2010 году (через 3 года после завершения выпуска автомобилей ЗАЗ-1102) на выставке «Оружие и безопасность» в Киеве.

Сообщалось, что в разработке принимали участие спортсмены города Кремчуг, которые имели опыт в доработке силовых агрегатов. А под капотом, между прочим, расположен 1,6-литровый мотор ВАЗ-21114, мощность которого может быть доведена до 160 л.с. В этом случае расчетная максимальная скорость составит около 200 км/ч.

Кузов купе сделан на базе обычного хэтчбека путем полной переделки задней части. Автомобиль получил стильную крышку багажника с интегрированными светодиодными фонарями и спойлером, которая открывается на гидроупорах, обеспечивая доступ к объемному багажнику. Еще один спойлер находится на крыше и должен держать задние стекла (их тут два) в чистоте.

Салон обшит натуральной черной кожей, а в отделке используются контрастные элементы красного цвета. Рулевое колесо — спортивное трехспицевое. На выставку автомобиль привезли для изучения спроса. Планировалось изготавливать «Таврии-Купе» по индивидуальным заказам по цене от $5000. Но не пошло, заказов на автомобиль так и не поступило.

“таврия” cнова?

«ТАВРИЯ» CНОВА?

ТО ВЗЛЕТ, ТО ПАДЕНИЕ

За годы, прошедшие с развала Союза и прекращения поставок, юркие «таврии» успели прожить свой недолгий ресурс, а неспешные «запорожцы» зарастают пылью в гаражах и потихоньку мигрируют на свалки. Не лучше обстояло дело и на Украине — качество катастрофически снижалось, производство падало. Но в 1998 году СП «АвтоЗАЗ-Дэу» вдохнуло новую жизнь в умирающий завод. Объемы выпуска пошли вверх, а желание восстановить репутацию оказалось столь велико, что объявили даже о выпуске «Таврии-Нова». Впрочем, по мировым меркам, новизна вряд ли тянула даже на рестайлинг — различить «нову» и «стару» можно только на расстоянии вытянутой руки.

Уместнее говорить об исправлении недостатков, улучшении качества, повышении потребительских свойств — в этом смысле машина действительно стала на голову выше. А если так, почему бы не вернуть утраченные позиции на гигантском автомобильном рынке России? Тем более, что пробел между «оками» и «ладами» остался незаполненным — городских компактов В-класса российский автопром не выпускает.

Для снижения таможенных расходов был образован Нижегородский автосборочный завод, на шести постах которого крупноузловым методом можно собирать до 120 машин в месяц. Однако возникли проблемы со сбытом — из тридцати машин, собранных в июне-июле прошлого года, за восемь месяцев продана лишь. одна. Не помогло даже снижение цен с первоначальных 113 и 118 тыс. руб. (соответственно, за «Таврию-Нова» и «Славуту») до 84,5 и 89,9 тыс. Может, машины не стоят таких денег? Чтобы решить, познакомимся с ними поближе.

Давным-давно была у меня синяя «восьмерка» — именно она вспомнилась, когда увидел «Таврию-Нова» ZAZ 110217. Те же цвет, силуэт, две большие боковые двери, черный «подбородок» бампера, а сзади и вовсе не отличить, даже фонари похожи. Лишь чуть поменьше. Или это я вырос? Машинка высоко стоит на тринадцатидюймовых колесах, выглядит поджарой и динамичной.

«Славута» ZAZ 110307, конечно, смотрится богаче: пять дверей, окрашенные бампера, лючок на горловине бензобака, повторитель стоп-сигнала, в спинке заднего сиденья есть даже отверстия для подголовников — без них самих. Но покажите мне человека, который нарисовал бедняжке такой неуклюжий профиль, такие тяжеловесные колесные арки и задние стойки? Я хочу посмотреть ему в глаза — он не любил эту машину.

Ее любил технолог. И маляр. И сборщик. Нет, это что-то из Фрейда — я, собственно, хотел сказать, что кузовные элементы тщательно подогнаны, машина хорошо покрашена и аккуратно собрана. Да и двери можно захлопывать мягко и непринужденно, без остервенения. Хотя нет: сзади слева дверь чуть «прикусывает» уплотнитель.

ПРОСТЕНЬКО, НО СО ВКУСОМ

Знаете, какой автомобиль напомнили салоны новых ЗАЗов? Не «Жигули», не «Оку», не «Волгу», а «ФИАТ-Пунто». Здесь нет вопиющей дешевизны обивок из «кожи молодого дерматина», но нет и кичливого велюра, резко контрастирующего с торчащими головками саморезов и покоробленным разномастным пластиком. Цезарю — цезарево, а салоны недорогих иномарок именно так и выглядят: без претензий, просто, иногда до утилитарности, но щелей не видно, обивочка из «веселенького ситчика». В общем, как минимум, не хуже отечественных автомобилей, а кое в чем и получше. Ну вот, сглазил — нажал на сигнал, а клавиша возьми и вывались из ступицы руля.

Что до утилитарности — это есть, не отнять. Приборов минимум-миниморум: спидометр да указатели количества топлива и температуры. Из-под руля торчат тонюсенькие палочки переключателей — такие бесхитростные, что слеза прошибает. Пяток ручек-выключателей просто затерялся на просторах передней панели, хотя, будем справедливы, щелкают они бодро, выпасть из гнезд не норовят. Удивительное сочетание: есть электрокорректор фар, но нет очистителя и даже обогревателя заднего стекла — это уж скупердяйство. Впрочем, штатное место для очистителя и подштамповка в спойлере «Новы» имеются, вот где простор для тюнинга! Еще один необъяснимый факт — внутренние дверные ручки на обеих машинах похожи, но у «Славуты» они удобные, ухватистые, а у «Новы». Интересно, в какую сторону сгибались пальцы конструктора?

БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ АВТОМОБИЛЬ

За рулем, при своих 180 см, я устроился вполне удобно, сверху еще осталось место для кепки. Кресла достаточно жесткие, но неплохо держат седока, на дверях отштампованы подлокотники. Фотограф справа чуть сполз вниз и, разложив два метра своих суставов, удивленно присвистнул: «Слушай, это первый нелимузин, где я могу свободно вытянуть ноги!» Сзади куда теснее: сам за собой сижу, как эмбрион: рад бы обнять коленями спинку, да тесновато, макушка уперта в сталь поперечины под тонким винилом. Нет, назад — только изящных женщин и детей среднего школьного возраста. При внутренней ширине 1300 мм таких пассажиров там и трое поместится.

В салонах почти не видно голого металла, хотя это было бы простительно для авто такого класса. Лишь во внутренних зеркалах у обоих маячит железо задних дверей. Кстати, о задних дверях — в «Одобрении типа транспортного средства» оба кузова именуются хэтчбеками, хотя «Славуту» в обиходе называют и лифтбеком, и псевдоседаном. Хотя «корма» у нее ступенчатая, с выраженным багажником, его крышка поднимается вместе со стеклом, так что формально это все-таки хэтчбек. Багажный отсек «Новы» под мягкой шторкой невелик, всего-то 250 л, а прямоугольной формой с ровными тонкими стенками напоминает ящик — все на виду и под руками. У «Славуты» вместилище чемоданов длиннее сантиметров на двадцать и на вид гораздо объемнее, чем обещанные техническими характеристиками 300 л. Сверху жесткая крышка-полка, а широкий вырез в задней стенке открывает прекрасный доступ. Заднее сиденье можно сложить, правда, только целиком, и удлинить грузовой отсек еще на 700 мм.

ЛЕГКОСТЬ — РЕЗВОСТИ ЗАЛОГ

«Подсос!» — сказал, как плюнул, доброжелатель за окошком. Да уж, общение с иномарками развращает — кляня свою забывчивость, вспоминаю навыки холодного пуска карбюраторного мотора. Под капотами «таврий» поначалу стоял довольно капризный мелитопольский мотор МеМЗ-245 объемом 1,1 л. У нашей пары — его доведенные до ума потомки с индексом 2457: те же четыре цилиндра, восемь клапанов и карбюратор, но объем уже 1,2 л. Отдача возросла вроде бы ненамного, но на машинке снаряженной массой меньше 800 кг прибавка чувствуется сразу.

Через полчаса езды салон протопился, я освоился и выдавил на пустой трассе 140 км/ч — мог и больше, да жаль новенькую машину.

Пересаживаюсь из одной в другую и обратно, приглядываюсь, прислушиваюсь, принюхиваюсь. Все работает, шумы, вибрации невелики, руль чуть туговат — или, может, смазка в рейке замерзла? Коробка работает четко, ходы рычага умеренные. На подъемы взлетаешь на пятой передаче, ну а если потерял скорость, четвертая не поможет, только третья — и газ в пол. Та же метода и на обгонах. Однако стихия этих машинок все-таки не шоссе, а город — маленькие, шустрые, юркие, здесь они дадут фору многим куда более мощным автомобилям. Динамика, особенно на низших передачах, хороша. А что вы хотите — по «тяговооруженности» «таврии» не уступают полуторалитровым «восьмеркам-девяткам»! Впрочем, пассажиры в салоне и груз в багажнике заметно убавят резвости и с этим придется мириться.

БРАТЬ ИЛИ НЕ БРАТЬ?

Вот в чем вопрос. Конечно, «Ока» дешевле — каких-то 70 тыс. рублей — но ведь и цилиндров всего два! Да и вообще, несерьезная она. «Нова», не говоря уже о «Славуте», гораздо более полноценный автомобиль. С другой стороны, есть «классики» ВАЗа и ИЖа — от 100 тыс. руб., а где-нибудь в Тольятти и вовсе от 93–95 тыс. Большие и прочные, они лучше подходят для дачно-хозяйственных нужд.

Ну а если все-таки взять «Таврию» — где потом искать запчасти и ремонтировать? В нижегородском регионе проблем быть не должно: «тавриями» торгует автосалон «Ока-Лада», у которого здесь восемнадцать сервисных станций. А в других местах? Ведь фирменные СТО ЗАЗа канули в Лету, а деталей в автомагазинах днем с огнем не сыскать. В общем, и хочется, и колется.

Семейство переднеприводных «таврий» ведет историю с 1987 года.

Основная модель — трехдверный хэтчбек ZAZ 1102.

Позже были разработаны универсал ZAZ 1105 «Дана» (сейчас не выпускается), пятидверный лифтбек ZAZ 1103 «Славута», грузовой и полугрузовой фургоны ZAZ 11026 и 11024, а также пикап ZAZ 110557.

Привод — передний, двигатели — бензиновые объемом 1,1 и 1,2 л, коробка передач — механическая пятиступенчатая.

Летом 2002 года первая партия машин собрана на Нижегородском автосборочном

Цены: «Таврия-Нова» — 84,5 тыс. руб.; «Славута» — 89,9 тыс. руб.

Благодаря малой массе «Таврия» весьма динамична.

Вариант «люкс»: пять дверей, салон чуть богаче, багажник просторнее.

Приборов лишь самый минимум.

Карбюраторный МеМЗ-2457 объемом 1,2 л развивает 43 кВт/58 л. с.

Интересная цена, хорошее качество изготовления, аккуратная отделка, неплохая динамика.

Отсутствие сервисной базы и запчастей, тесный второй ряд сидений.

Ссылка на основную публикацию