Советский универсал, который мог стать серийным люксмобилем

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

В первом материале, посвященном истории такого явления, как советский автомобиль с кузовом типа универсал, мы рассказывали об истоках и первых тридцати годах существования и развития грузопассажирских версий обычных седанов. И если в шестидесятые годы существовал формальный и гласный запрет на продажу универсалов вроде ГАЗ-22 частным лицам, то в брежневскую эпоху все изменилось.

Семидесятые годы

Н апример, в 1970 году на Московском автозаводе представили экспериментальные Москвичи серии 3-5-6, среди которых был и прототип универсала! Правда, как мы помним, история этих машин закончилась весьма бесславно.

В рамках соглашения, заключенного между Минавтопромом СССР и итальянской компанией Fiat, предусматривался выпуск не только седана Fiat-124, ставшего впоследствии легендарной «копейкой», но и универсала под названием Familiare.

Уже в апреле 1971 года универсал ВАЗ-2102 начал сходить с конвейера Волжского автозавода. По мнению многих современников, «двушка» выглядела даже элегантнее «мыльницы»-седана с его практически равнодлинными передком и задком.

Прототип Москвича 3-5-6 с кузовом универсал (1970 г.)

Благодаря длинной крыше и наклону заднего стекла ВАЗ-2102 казался машиной классом выше, чем обычная «копейка».

Главное отличие универсала от седана – не только наличие пятой двери, но и трансформируемое заднее сиденье, благодаря чему в салоне можно было перевозить объемные грузы. Причем отнюдь не коммерческого назначения: в начале семидесятых у советских граждан массово появились дачи, что наложило свой отпечаток на акценты потребительского спроса.

Саженцы деревьев, бочки, отслужившая своё в доме мебель, мешки с урожаем – мало ли что требовалось перевезти на собственную «фазенду»!

Ровный пол, низкая погрузочная высота – «двойка» была весьма практичным автомобилем

Владельцы Жигулей быстро раскусили, что внутри отлично помещаются телевизор максимальной диагонали (67 см), стиральная машина и даже холодильник! Наконец, находились и те, кому ВАЗ-2102 идеально подходил для перевозки спортивного инвентаря – шоссейного велосипеда, горных лыж или байдарки. Ведь в семидесятые годы прогрессивная часть советских граждан уже увлекалась подобными видами спорта.

При сложенных задних сиденьях в салоне образовывалась грузовая площадка размером 1,5х1,3 м. Но при этом «двушка» грузоподъемностью 250 кг оставалась практически столь же комфортабельным автомобилем, как и обычные Жигули.

Единственное, в чем ВАЗ-2102 проигрывал базовой модели – отсутствие какой-либо перегородки между багажным отсеком и салоном. Впрочем, животных и прочие «ароматные» грузы на этом автомобиле перевозили редко – для сельскохозяйственных целей обычно покупали продукцию московского автозавода.

Словом, именно ВАЗ-2102 стал первым по-настоящему массовым советским универсалом. И при этом по остальным потребительским качествам машина была сравнима с «копейкой» – то есть была куда комфортабельнее Москвичей и ИЖей с их рессорной подвеской.

Универсал на базе ВАЗ-2103 так и остался прототипом. Было изготовлено всего несколько опытных образцов

Обновил свой универсал и Горьковский автомобильный завод. После снятия с производства седана Волги первого поколения на базе ГАЗ-24 с 1973 года начался выпуск универсала с индексом 24-02. Поскольку двухобъемный кузов получился достаточно длинным, впервые в истории советского автопрома серийный универсал стал семиместным.

При этом точно так же, как на современной Lada Largus, для прохода на последний ряд сидений необходимо было откинуть спинку среднего ряда.

При этом все сиденья, кроме передних кресел, можно было и вовсе сложить, благодаря чему образовывалась огромная площадка. Однако эти две особенности заставили конструкторов выполнить спинку среднего ряда очень тонкой, что не преминуло сказаться на комфорте. В качестве такси универсалы тоже не очень жаловали, поскольку пассажирам сзади было не слишком удобно. Именно поэтому почти сразу же к автомобилю приклеилась кличка «сарай». Универсалов в год выпускали совсем немного – около пяти тысяч, хотя седанов с конвейера ежегодно сходило около 70 000 экземпляров.

Вдобавок багажник Волги-универсала получился длинным, но плоским, ведь в «подполье» был предусмотрен еще один «этаж» с собственной дверцей! В нём хранились инструмент и запасное колесо. Поэтому погрузочная высота была довольно большой.

Отдельная дверца для «запаски»: некоторые решения Волги-универсала и сегодня удивляют своей оригинальностью

Характерная особенность внешности ГАЗ-24-02 – спойлер-дефлектор. Он появился в задней части крыши для функционирования системы вытяжной вентиляции салона и снижения загрязняемости заднего стекла.

Надо отдать должное дизайнерам и конструкторам – этот элемент не только исправно выполнял свою функцию, но и отлично выглядел. А сама пятидверная Волга пропорциями и общим стилем очень напоминала американские среднеразмерные универсалы.

Казалось бы, Волга-универсал стала верхом функциональности. Однако низкий уровень комфорта в сравнении с седаном привел к не лучшей популярности этого автомобиля у тех, кто мог позволить себе приобрести личную Волгу.

Пожалуй, самым необычным универсалом был так называемый «черный доктор» – построенный по техзаданию Минздрава санитарный автомобиль на базе ГАЗ-13 Чайка.

Как нетрудно догадаться, предназначались столь необычные машины для высших лиц советского государства, состояние здоровья которых к тому времени требовало регулярной госпитализации в «Кремлевку». Интересно, что ГАЗ-13С строили не в Горьком, а на РАФе, поскольку письмо из ЦК с соответствующим техническим заданием поступило именно туда. Также аналогичную директиву получил и ЗИЛ, который создал на базе своего лимузина санитарный реанимобиль ЗИЛ-114ЕА. Однако «простым смертным» такие спецуниверсалы, разумеется, не полагались, а в автомобильной прессе тех лет о них не было ни слова.

В семидесятые годы обновился и московский универсал: вместо модели М-427 началось производство Москвича-2137. Конструкторы приладили к прежней пятидверке передок нового Москвича-2140, соответствующим образом обновили интерьер и получили новый универсал. Правда, «новым» его можно было назвать лишь условно, а характерный дизайн задних фонарей от «четыреста восьмого» с головой выдавал немалый возраст «исходника».

Тем не менее, у ВАЗ-2102 появился серьезный конкурент, который предлагал неплохой уровень комфорта, но был при этом более неприхотливым и грузоподъемным, чем «тольяттинский неженка». Неудивительно, что, несмотря на цену в 7 700 рублей, Москвич-2137 пользовался стабильным и неплохим спросом: за 10 лет выпуска было изготовлено около 85 000 экземпляров – больше, чем М-426 и М-427 вместе взятых.

Восьмидесятые годы

Последнее десятилетие советского государства нельзя назвать выдающимся с точки зрения количества новых моделей с кузовом типа универсал. Да, в 1984 году на ВАЗе освоили производство ВАЗ-2104 – преемника «двушки» на базе новой модели пятого семейства. Мера эта была вынужденной – ведь ВАЗ-2102 к тому времени уже исполнилось более десяти лет!

Багажное отделение ВАЗ-2104 сохранило преимущества «двушки»

Основные штампы для изготовления кузова использовали, разумеется, прежние. От универсала предыдущей модели «четвёрка» отличалась разве что задней дверью и крупными фонарями. Конечно, наружные панели крыльев «причесали» в такт остальной кузовщине, а в интерьере использовали «пятёрочные» детали. Тем не менее, эта модель позволила оживить интерес к универсалам тольяттинского производства не только внутри страны, но и на внешних рынках, – конечно, насколько это было вообще возможно с учетом общего возраста самой платформы.

Обновление затронуло и Волгу. Правда, универсал на базе новой модели ГАЗ-3102 в серию так и не пошел, а вот универсал ГАЗ-24-02, подобно своему «седанистому» собрату, примерил на себя новое выражение лица и получил более современный интерьер. Автомобиль с индексом 24-12 легко отличить от прежнего «сарая» по черной пластиковой решетке радиатора вместо хромированной.

И до, и после «рестайлинга» Волга-универсал оставалась самым дорогим автомобилем, который в СССР мог приобрести «частник»: если ГАЗ-24-02 оценивался в 18 000 рублей, то за «двенадцатую» просили уже 19 500 рублей – то есть, больше пары новых Жигулей!

До 1991 года советские автозаводы выпустили примерно десяток универсалов и фургонов. На заднем фоне – тот самый «Черный доктор» — реанимобиль ГАЗ-13С Чайка

До семидесятых годов далеко не все универсалы в СССР можно было приобрести свободно. И речь не только о «черном докторе» (на фото третий справа). Фургоны же частным лицам не продавались в принципе.

Это десятилетие наложило свой отпечаток и на «черных докторов», которые получили внешность в стиле новых лимузинов ГАЗа и ЗИЛа.

А дальше… дальше не было ничего. Техническое задание семейство 2108 не предусматривало разработку универсала, да и «сорок первый» планировали выпускать с кузовами типа хэтчбек и седан. Почему так? Универсал Волжского автозавода по меркам советской автопромышленности был совсем свежим – «четвёрку» ведь только-только начали выпускать. АЗЛК в то время боролся с неурядицами по освоению серийного производства «сорок первого» Москвича и ему было не до универсалов. Да и советский потребитель в массе своей предпочитал именно седан, компенсируя необходимость в перевозке грузов прицепом или багажником на крышу. То есть, универсалы в СССР имели своего покупателя – и не более того.

После распада СССР уже в новом государстве было продолжено производство пятидверных «грузопассажирок» с советским прошлым, а также налажено производство принципиально новых «вэгонов» – например, универсала ВАЗ-2111 на базе «десятки». Но это была уже совершенно другая история.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Москвич 3-5-6 на Вольво в аналогичном кузове тех лет смахивает) А с ГАЗ-31022 произошла примерно такая же история, как и с такси на базе 3102.

4КОЛЕСА

Популярные публикации

Последние комментарии

Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько обновлённом виде смог продержаться на конвейере вплоть до 2008 года, “пережив” не только ГАЗ-31029, из-за которого “двадцать четвёрку” сняли с производства, но и более современный ГАЗ-3110.

МИФ 1: Волга-универсал имела американский прообраз

миф

В дизайне горьковских автомобилей всегда просматривались заокеанские мотивы. В случае с ГАЗ-А и «эмкой» ГАЗ М-1 это объяснялось наличием прямых американских прототипов-«исходников». Волга ГАЗ-21, хоть и немного напоминала Ford Mainline, но была оригинальной разработкой советских художников и конструкторов – пусть и с оглядкой на зарубежные аналоги тех лет.

Не стала исключением и новая Волга, внешность которой также соответствовала актуальным на момент её выхода тенденциям в дизайне, причём не только американском. Как и базовый седан, модификацию с кузовом универсал некоторые современники пытались уличить в плагиате, считая её прообразом автомобиль Ford Falcon Wagon, выпускавшийся с 1967 по 1970 годы – то есть, как раз в то время, когда новую Волгу запускали в серийное производство.

На фото: Ford Falcon Wagon

Однако кроме небольшого внешнего сходства, шестиместный универсал Ford не имел ничего общего с нашим ГАЗ-24-02. Во-первых, под капотом относительно компактной машины от Ford Company был шестицилиндровый 90-сильный двигатель, в то время как мотор Волги оставался четырехцилиндровым. Во-вторых, американская машина имела всего два ряда сидений, а шесть в человек в неё помещалось только благодаря неразрезному переднему дивану. Волга же могла взять на борт семь человек (включая водителя), но спереди мог сесть лишь один пассажир, поскольку сиденья были раздельными. Наконец, разработкой Волги второго поколения на ГАЗе занялись на несколько лет раньше, чем фордовцы сделали Falcon Wagon. Поэтому говорить о прямом существовании американского прообраза нет оснований.

МИФ 2: ГАЗ-24 сразу задумывался с разными типами кузова

правда

Если «двадцать первая» Волга изначально разрабатывалась только с кузовом седан, то во втором поколении пятидверный грузопассажирский вариант предусматривался изначально и был заложен в платформу одновременно с созданием базового ГАЗ-24. Это позволило конструкторам избежать множества проблем, которые пришлось решать при разработке ГАЗ-22 – универсала на базе «двадцать первой».

Универсал нового семейства представили через пару лет после начала производства седана

Правда, к практическому воплощению идеи конструкторы приступили лишь после того, как седан ГАЗ-24 был почти готов к серийному производству. Из-за разгоревшегося арабо-израильского конфликта все ресурсы завода были брошены на выпуск военной техники, а массовое производство новой модели было отложено на пару лет. С другой стороны, именно это позволило заводчанам плотно заняться универсалом.

Передняя часть кузова ГАЗ-24-02 отличалась от базового автомобиля только зеркалом заднего вида, расположенным на правом крыле

Два первых ходовых прототипа нового универсала были сделаны в 1969 году, а испытания опытных образцов состоялись в середине 1970-го – то есть, как раз в то время, когда седан ГАЗ-24 вытеснял на конвейере «двадцать первую». Первые серийные универсалы под индексом 24-02 были выпущены в конце 1972 года, а в 1975-м появилась и «санитарка» ГАЗ-24-03.

ГАЗ-24-03 – медицинская версия универсала, выпуск которой начался в 1975 году

Журнал «За Рулём» представил новый универсал в февральском номере 1973 года. Про его модернизированную версию 24-12 скупо вспомнили только в 1988 году, когда обновлённый «сарай» уже вовсю выпускался

МИФ 3: В такси были только седаны на базе ГАЗ-24

миф

Универсалы (вместе медицинской версией) занимали в общем объеме едва ли 10% от количества всех легковушек, выпускаемых на ГАЗе ежегодно. Седаны при этом как поступали в розничную продажу, так и поставлялись в автопарки государственных учреждений и ведомств. Немало новых Волг трудилось на благо советских граждан в качестве таксомоторов. Вопреки расхожему мнению, кроме модификации ГАЗ-24-01 с двухобъемным кузовом, с самого начала существовало и такси с кузовом универсал!

Волга-универсал – редкое явление независимо от поколения.

На базе ГАЗ-24-02 был выпущено несколько десятков спецавтомобилей типа «Эскорт» для сопровождения самолётов

ГАЗ-24-04 – такси с кузовом универсал. Автомобиль серийно выпускался, хотя и не пользовался большой популярностью

Машина получила обозначение ГАЗ-24-04 и отличалась от «гражданского» исходника дефорсированным до 85 л.с. двигателем ЗМЗ-24-01, который благодаря сниженной степени сжатия мог работать на бензине А-76. Кроме того, у пятидверного таксомотора была другая обивка сидений, отсутствовал радиоприёмник и был предусмотрен таксометр. Не обошлось и без легендарного «зелёного огонька» в правом верхнем углу лобового стекла, обозначавшего, что такси свободно.

Семиместные Волги с «шашечками» на кузове встречались нечасто, а своё прозвище «сарай» из-за длинной крыши и характерной формы кузова эта машина получила именно у работников таксомоторной службы.

МИФ 4: ГАЗ-24-02 выпускался с дизельным двигателем

правда

Получив новый кузов, Волга оставалась достаточно прожорливым автомобилем, расходуя 12-15 литров бензина на каждую сотню километров пробега. Если водителей служебных «персоналок» и таксистов это не сильно напрягало, как и редких счастливчиков-«частников», то в Европе после грянувшего в начале семидесятых годов нефтяного кризиса продать не самую экономичную машину было достаточно проблематично. Именно по просьбе бельгийского импортёра Scaldia Volga была создана модификация ГАЗ-24-77 с иностранным «сердцем» — дизельными моторами Peugeot, развивавшими в зависимости от версии от 50 до 70 «лошадок».

Volga M24D Break – это универсал с дизельным мотором, предназначенный для европейского покупателя

Чёрная пластиковая решетка изначально появилась именно на экспортных Волгах с дизелем. В отличие от моделей семейства 24-10, вместо эмблемы с оленем на ней красовалась надпись «Volga»

Кроме дизеля под капотом, универсал для европейского рынка отличался улучшенной наружной отделкой, легкосплавными колёсными дисками и пластиковой решёткой радиатора чёрного цвета. Именно поэтому экспортные универсалы многие путали с более поздним ГАЗ-24-12, хотя в остальном (выступающие дверные ручки, форточки в передних дверях и так далее) универсал с дизелем ничем не отличался от обычного ГАЗ-24-02.

МИФ 5: ГАЗ-24-02 не имел запаски

миф

Запасное колесо на Волгах с кузовом седан располагалось в багажнике, причем оно было хорошо заметно при поднятой крышке. А вот на универсале ГАЗ-24-02 «запаски» не наблюдалось, из-за чего отдельные автомобилисты на полном серьезе утверждали, что эта машина не имела на борту пятого колеса.

Запасного колеса не наблюдалось ни снаружи…

…ни в багажнике нового универсала ГАЗ

Разумеется, СССР семидесятых годов – это не современная Европа, где отсутствие полноразмерного запасного колеса и даже «докатки» давно стало нормой. Поэтому домкрат, инструмент и запасное колесо той же размерности, что и остальные, в комплектацию Волги-универсала входили, но… чтобы добраться до них, нужно было открыть специальный люк под пятой дверью!

«Технический этаж» имел собственную дверцу, за которой и скрывалась «запаска»

Этот «технический» этаж, с одной стороны, увеличивал погрузочную высоту, но зато чтобы заменить пробитое колесо, не требовалось разгружать багажное отделение. Подобного оригинального решения больше не имел ни один советский универсал, включая предшественницу — Волгу ГАЗ-22, где «запаска» располагалось горизонтально в «подполье» багажника.

МИФ 6: Волга-универсал могла перевезти наибольшее количество пассажиров и груза

правда

Три ряда сидений официально позволяли перевозить в Волге семь человек, включая водителя. Этот показатель был недосягаем для любой другой советской легковушки, не считая правительственных лимузинов. Чтобы попасть на двухместную «галёрку», правую часть сиденья второго ряда сделали откидной.

Семь человек или почти полтонны груза – вот официальные возможности универсала на базе «двадцать четвёрки». В реальности же в просторное чрево Волги грузили намного больше

Спинки передних сидений откидывались, что позволяло при необходимости удобно разместиться на ночлег в салоне

Спинки сидений при этом сделали очень тонкими, ведь при желании два задних ряда можно было сложить вровень с полом, получив длинную и плоскую грузовую площадку! В таком виде ГАЗ-24-02 мог перевезти 400 кг груза, что более чем на центнер превышало грузоподъемность универсалов ВАЗ-2102 и Москвича-425. Конечно, задние рессоры по сравнению с седаном при этом усилили, а стандартные шины заменили «грузовыми» размерности 7,35-14. Неудивительно, что комфорт пассажиров при этом пострадал, став своеобразной платой за впечатляющие возможности семиместного универсала-трансформера.

Универсал с передком от «тридцать первой» — всего лишь опытный образец, так и не ставший реальностью

МИФ 7: Дефлектор на крыше служил для улучшения аэродинамики

миф

Дефлектор-воздухозаборник стал в своём роде «визитной карточкой» этого универсала, ведь подобного элемента на других легковых автомобилях в СССР не было. На ранних прототипах ГАЗ-24-02 дефлектор также отсутствовал, а появился он в процессе испытаний и предсерийной доводки автомобиля. В советские времена можно было услышать распространённое мнение о том, что такой дефлектор конструкторы применили для того, чтобы увеличить прижимную силу задней части автомобиля на высоких скоростях. В действительности же у дефлектора-воздухозаборника было совершенно другое назначение – вытяжная вентиляция салона и снижение загрязняемости заднего стекла.

Даже с новой «мордой» задняя часть универсала сохранилась практически в первоначальном виде, включая дефлектор на крыше

Обновлённый универсал выпускался и в «санитарном» варианте

Ведь при отсутствии обогрева заднего стекла и не самой эффективной «печке» проблема запотевания задних стёкол (и, как следствие, ухудшения обзорности) на этом автомобиле стояла достаточно остро. Именно поэтому, пережив несколько модификаций базового седана, универсал двадцать четвёртого семейства с новым оформлением передней части и другим салоном вплоть до прекращения производства в 2008 году сохранил этот «функциональный рудимент» на крыше без каких-либо изменений.

Диван, чемодан, саквояж: вспоминаем советские универсалы 70-80-х годов

В первом материале, посвященном истории такого явления, как советский автомобиль с кузовом типа универсал, мы рассказывали об истоках и первых тридцати годах существования и развития грузопассажирских версий обычных седанов. И если в шестидесятые годы существовал формальный и гласный запрет на продажу универсалов вроде ГАЗ-22 частным лицам, то в брежневскую эпоху все изменилось.

Семидесятые годы

Например, в 1970 году на Московском автозаводе представили экспериментальные Москвичи серии 3-5-6, среди которых был и прототип универсала! Правда, как мы помним, история этих машин закончилась весьма бесславно.

В рамках соглашения, заключенного между Минавтопромом СССР и итальянской компанией Fiat, предусматривался выпуск не только седана Fiat-124, ставшего впоследствии легендарной «копейкой», но и универсала под названием Familiare.

Уже в апреле 1971 года универсал ВАЗ-2102 начал сходить с конвейера Волжского автозавода. По мнению многих современников, «двушка» выглядела даже элегантнее «мыльницы»-седана с его практически равнодлинными передком и задком.

Прототип Москвича 3-5-6 с кузовом универсал (1970 г.)

БЛАГОДАРЯ ДЛИННОЙ КРЫШЕ И НАКЛОНУ ЗАДНЕГО СТЕКЛА ВАЗ-2102 КАЗАЛСЯ МАШИНОЙ КЛАССОМ ВЫШЕ, ЧЕМ ОБЫЧНАЯ «КОПЕЙКА».

Главное отличие универсала от седана – не только наличие пятой двери, но и трансформируемое заднее сиденье, благодаря чему в салоне можно было перевозить объемные грузы. Причем отнюдь не коммерческого назначения: в начале семидесятых у советских граждан массово появились дачи, что наложило свой отпечаток на акценты потребительского спроса.

Саженцы деревьев, бочки, отслужившая своё в доме мебель, мешки с урожаем – мало ли что требовалось перевезти на собственную «фазенду»!

Ровный пол, низкая погрузочная высота – «двойка» была весьма практичным автомобилем

Владельцы Жигулей быстро раскусили, что внутри отлично помещаются телевизор максимальной диагонали (67 см), стиральная машина и даже холодильник! Наконец, находились и те, кому ВАЗ-2102 идеально подходил для перевозки спортивного инвентаря – шоссейного велосипеда, горных лыж или байдарки. Ведь в семидесятые годы прогрессивная часть советских граждан уже увлекалась подобными видами спорта.

При сложенных задних сиденьях в салоне образовывалась грузовая площадка размером 1,5х1,3 м. Но при этом «двушка» грузоподъемностью 250 кг оставалась практически столь же комфортабельным автомобилем, как и обычные Жигули.

Единственное, в чем ВАЗ-2102 проигрывал базовой модели – отсутствие какой-либо перегородки между багажным отсеком и салоном. Впрочем, животных и прочие «ароматные» грузы на этом автомобиле перевозили редко – для сельскохозяйственных целей обычно покупали продукцию московского автозавода.

Словом, именно ВАЗ-2102 стал первым по-настоящему массовым советским универсалом. И при этом по остальным потребительским качествам машина была сравнима с «копейкой» – то есть была куда комфортабельнее Москвичей и ИЖей с их рессорной подвеской.

Универсал на базе ВАЗ-2103 так и остался прототипом. Было изготовлено всего несколько опытных образцов

Обновил свой универсал и Горьковский автомобильный завод. После снятия с производства седана Волги первого поколения на базе ГАЗ-24 с 1973 года начался выпуск универсала с индексом 24-02. Поскольку двухобъемный кузов получился достаточно длинным, впервые в истории советского автопрома серийный универсал стал семиместным.

При этом точно так же, как на современной Lada Largus, для прохода на последний ряд сидений необходимо было откинуть спинку среднего ряда.

При этом все сиденья, кроме передних кресел, можно было и вовсе сложить, благодаря чему образовывалась огромная площадка. Однако эти две особенности заставили конструкторов выполнить спинку среднего ряда очень тонкой, что не преминуло сказаться на комфорте. В качестве такси универсалы тоже не очень жаловали, поскольку пассажирам сзади было не слишком удобно. Именно поэтому почти сразу же к автомобилю приклеилась кличка «сарай». Универсалов в год выпускали совсем немного – около пяти тысяч, хотя седанов с конвейера ежегодно сходило около 70 000 экземпляров.

Вдобавок багажник Волги-универсала получился длинным, но плоским, ведь в «подполье» был предусмотрен еще один «этаж» с собственной дверцей! В нём хранились инструмент и запасное колесо. Поэтому погрузочная высота была довольно большой.

Отдельная дверца для «запаски»: некоторые решения Волги-универсала и сегодня удивляют своей оригинальностью

Характерная особенность внешности ГАЗ-24-02 – спойлер-дефлектор. Он появился в задней части крыши для функционирования системы вытяжной вентиляции салона и снижения загрязняемости заднего стекла.

Надо отдать должное дизайнерам и конструкторам – этот элемент не только исправно выполнял свою функцию, но и отлично выглядел. А сама пятидверная Волга пропорциями и общим стилем очень напоминала американские среднеразмерные универсалы.

КАЗАЛОСЬ БЫ, ВОЛГА-УНИВЕРСАЛ СТАЛА ВЕРХОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. ОДНАКО НИЗКИЙ УРОВЕНЬ КОМФОРТА В СРАВНЕНИИ С СЕДАНОМ ПРИВЕЛ К НЕ ЛУЧШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТИ ЭТОГО АВТОМОБИЛЯ У ТЕХ, КТО МОГ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ПРИОБРЕСТИ ЛИЧНУЮ ВОЛГУ.

Пожалуй, самым необычным универсалом был так называемый «черный доктор» – построенный по техзаданию Минздрава санитарный автомобиль на базе ГАЗ-13 Чайка.

Как нетрудно догадаться, предназначались столь необычные машины для высших лиц советского государства, состояние здоровья которых к тому времени требовало регулярной госпитализации в «Кремлевку». Интересно, что ГАЗ-13С строили не в Горьком, а на РАФе, поскольку письмо из ЦК с соответствующим техническим заданием поступило именно туда. Также аналогичную директиву получил и ЗИЛ, который создал на базе своего лимузина санитарный реанимобиль ЗИЛ-114ЕА. Однако «простым смертным» такие спецуниверсалы, разумеется, не полагались, а в автомобильной прессе тех лет о них не было ни слова.

В семидесятые годы обновился и московский универсал: вместо модели М-427 началось производство Москвича-2137. Конструкторы приладили к прежней пятидверке передок нового Москвича-2140, соответствующим образом обновили интерьер и получили новый универсал. Правда, «новым» его можно было назвать лишь условно, а характерный дизайн задних фонарей от «четыреста восьмого» с головой выдавал немалый возраст «исходника».

Тем не менее, у ВАЗ-2102 появился серьезный конкурент, который предлагал неплохой уровень комфорта, но был при этом более неприхотливым и грузоподъемным, чем «тольяттинский неженка». Неудивительно, что, несмотря на цену в 7 700 рублей, Москвич-2137 пользовался стабильным и неплохим спросом: за 10 лет выпуска было изготовлено около 85 000 экземпляров – больше, чем М-426 и М-427 вместе взятых.

Восьмидесятые годы

Последнее десятилетие советского государства нельзя назвать выдающимся с точки зрения количества новых моделей с кузовом типа универсал. Да, в 1984 году на ВАЗе освоили производство ВАЗ-2104 – преемника «двушки» на базе новой модели пятого семейства. Мера эта была вынужденной – ведь ВАЗ-2102 к тому времени уже исполнилось более десяти лет!

Багажное отделение ВАЗ-2104 сохранило преимущества «двушки»

Основные штампы для изготовления кузова использовали, разумеется, прежние. От универсала предыдущей модели «четвёрка» отличалась разве что задней дверью и крупными фонарями. Конечно, наружные панели крыльев «причесали» в такт остальной кузовщине, а в интерьере использовали «пятёрочные» детали. Тем не менее, эта модель позволила оживить интерес к универсалам тольяттинского производства не только внутри страны, но и на внешних рынках, – конечно, насколько это было вообще возможно с учетом общего возраста самой платформы.

Обновление затронуло и Волгу. Правда, универсал на базе новой модели ГАЗ-3102 в серию так и не пошел, а вот универсал ГАЗ-24-02, подобно своему «седанистому» собрату, примерил на себя новое выражение лица и получил более современный интерьер. Автомобиль с индексом 24-12 легко отличить от прежнего «сарая» по черной пластиковой решетке радиатора вместо хромированной.

И до, и после «рестайлинга» Волга-универсал оставалась самым дорогим автомобилем, который в СССР мог приобрести «частник»: если ГАЗ-24-02 оценивался в 18 000 рублей, то за «двенадцатую» просили уже 19 500 рублей – то есть, больше пары новых Жигулей!

До 1991 года советские автозаводы выпустили примерно десяток универсалов и фургонов. На заднем фоне – тот самый «Черный доктор» — реанимобиль ГАЗ-13С Чайка

До семидесятых годов далеко не все универсалы в СССР можно было приобрести свободно. И речь не только о «черном докторе» (на фото третий справа). Фургоны же частным лицам не продавались в принципе.

Это десятилетие наложило свой отпечаток и на «черных докторов», которые получили внешность в стиле новых лимузинов ГАЗа и ЗИЛа.

А дальше… дальше не было ничего. Техническое задание семейство 2108 не предусматривало разработку универсала, да и «сорок первый» планировали выпускать с кузовами типа хэтчбек и седан. Почему так? Универсал Волжского автозавода по меркам советской автопромышленности был совсем свежим – «четвёрку» ведь только-только начали выпускать. АЗЛК в то время боролся с неурядицами по освоению серийного производства «сорок первого» Москвича и ему было не до универсалов. Да и советский потребитель в массе своей предпочитал именно седан, компенсируя необходимость в перевозке грузов прицепом или багажником на крышу. То есть, универсалы в СССР имели своего покупателя – и не более того.

После распада СССР уже в новом государстве было продолжено производство пятидверных «грузопассажирок» с советским прошлым, а также налажено производство принципиально новых «вэгонов» – например, универсала ВАЗ-2111 на базе «десятки». Но это была уже совершенно другая история.

Ссылка на основную публикацию