Словакия занимает первое место по производству автомобилей

Словакия в авангарде мирового автопрома

На протяжении последних лет автомобильная индустрия Словакии демонстрирует стабильный рост, главным драйвером которого является увеличение спроса на главных рынках в Западной Европе. В 2016 году в республике было выпущено 1,04 млн. автомобилей, что немного превышает итог 2015-го (1,038 млн.), и, как ожидается, в ближайшие годы подъём словацкого автопрома продолжится в условиях благоприятного инвестиционного климата. В частности, предприятие Jaguar Land Rover, которое станет четвёртым крупным автозаводом в Словакии, и, согласно плану, начнёт работу в октябре 2018 года, увеличит производительность национальной отрасли, как минимум, на 10%.

Volkswagen, являющийся локомотивом словацкой автопромышленности, выпустил в прошлом году на заводе в Братиславе около 385 450 автомобилей – это на 3% меньше итога 2015 года. Расположенное в 200 км к северу от словацкой столицы (г. Жилина) предприятие компании Kia Motors в 2016-м увеличило свою производительность на 0,4% и поставило на рынок 339 500 автомобилей. Завод PSA Peugeot Citroën, дислоцирующийся в городе Трнава (50 км севернее Братиславы), выпустил 315 050 автомобилей – это на 4% больше, чем в 2015-м.

Завод Volkswagen в Братиславе

Прошлый год подтвердил статус Словакии как мирового лидера по количеству произведённых автомобилей, приходящихся на тысячу граждан. В то время как в Европейском Союзе средний показатель – 41 автомобиль, а в соседней Чехии – 128, в 2016-м словацкая автоиндустрия вышла на уровень 191. При этом чешские автостроители опередили своих словацких коллег и продемонстрировали в прошлом году более высокие темпы роста (+8,3%), выпустив больше автомобилей (1,3 млн.) О стабильном развитии автопрома Словакии свидетельствует также рост производства транспортного оборудования, который наблюдается с 2010 года. Самые высокие показатели в этой смежной отрасли были достигнуты в 2003-м и 2007-м.

Популярность Citroën C3, который выпускается на заводе в г. Трнава, позволяет PSA Peugeot Citroën рассчитывать на увеличение производства в 2017 году до 350 тысяч автомобилей. Для этого на предприятии введена дополнительная рабочая смена. Несмотря на снижение спроса на российском рынке и неопределённость относительно рынка Великобритании, Kia Motors планирует выпустить в текущем году около 335 тысяч автомобилей. Словацкий завод южнокорейской компании работает на пределе своей мощности, поэтому в ближайшей перспективе увеличение его производительности не представляется возможным.

Предприятие PSA Peugeot Citroën Slovakia

Volkswagen намерен увеличить выпуск автомобилей на заводе в Братиславе, и одна из главных задач на 2017 год – организация производства Porsche Cayenne, для которого Словакия поставляет пока только кузова. Существенное увеличение валового показателя национальной автопромышленности ожидается к концу 2018 года, когда состоится пуск завода Jaguar Land Rover в г. Нитра. На начальном этапе (2020 г.) это высокотехнологичное предприятие поставит на европейский рынок 150 тысяч автомобилей, а в дальнейшем его годовая производительность должна удвоиться.

Соответственно ожидается увеличение нагрузки на словацких поставщиков комплектующих и расширение инфраструктуры, обеспечивающей экспорт автомобилей. Кроме того, в условиях нехватки квалифицированных кадров эксперты прогнозируют увеличение стоимости рабочей силы. Уровень безработицы в Словакии – около 9%, а на западе страны, где сконцентрированы автомобильные предприятия, он находится в пределах 4-6%. Автопроизводители и связанные с ними компании пытаются договориться с правительством о смягчении законодательства в отношении рабочих из стран, не входящих в Евросоюз, однако им пока не удаётся добиться согласия от государства и профсоюзов.

Завод Kia Motors Slovakia

Отчасти острота проблемы снижена благодаря притоку рабочей силы из Украины и Сербии, но действующие государственные ограничения не позволяют полностью использовать этот трудовой ресурс. Volkswagen, который по величине заработной платы является лидером в промышленном комплексе Словакии, был вынужден перевести в Братиславу 550 рабочих с предприятия Audi в Венгрии. Естественно, пуск завода Jaguar Land Rover, на котором будет трудиться 2 800 человек, создаст дополнительные трудности, и хотя компания уже имеет 40 тысяч зарегистрированных кандидатов на рабочие места, большинство претендентов, к сожалению, не соответствует квалификационным требованиям.

В условиях кадрового дефицита отраслевые профсоюзы настаивают на увеличении оплаты труда на заводах Volkswagen и Kia Motors. От Вольфсбурга словацкие тред-юнионы требуют дополнительные 16% для рабочих, занятых в производственном секторе, а от южнокорейского производителя – 10%. Это значительно превышает рост средней зарплаты в национальном промышленном комплексе, который составил 3,1% в 2016 году. В то же время в отдельных отраслях словацкой экономики рост стоимости рабочей силы был в два раза выше. Эксперты выражают опасение, что резкое увеличение зарплаты может стать фактором, сдерживающим инвестиции в предприятие Jaguar Land Rover.

В октябре 2018 года в Словакии начнёт работу завод Jaguar Land Rover

Этот автозавод, как ожидается, снизит зависимость словацкого автопрома от рынков Западной Европы, но на большой прорыв в диверсификации рассчитывать не приходится. Продукция этого предприятия наиболее востребована на самых динамичных рынках, среди которых по-прежнему остаётся Китай. Впрочем, словацкие автостроители могут с оптимизмом смотреть в будущее, поскольку прогнозируемый экономический рост в зоне евро не оставит их без работы. В течение последних трёх лет автомобильный рынок Евросоюза рос в среднем на 7% в год, хотя на протяжении 2008-2013 годов регистрация новых автомобилей снижалась на 4,3%.

Относительно 2007 года, когда рынок Евросоюза достиг абсолютного максимума, продажа автомобилей в 2016-м году снизилась на 6,2%, а отставание от результата 2007 года в зоне евро оказалось ещё больше – 11,1%.

Ссылка на основную публикацию