Рынок автокредитования будет расти

Больше не драйвер: почему кредиты не заводят авторынок

Автокредиты не спешат дешеветь вслед за снижением ключевой ставки Центробанка, а напротив, недавно даже немного подорожали. При таких процентных ставках потребители готовы брать кредиты на покупку машины лишь с субсидией от государства либо по фирменным программам автопроизводителей. А многие россияне и вовсе решили отказаться от банковских займов, предпочтя приобрести более дешевый автомобиль, на который удалось накопить или занять у знакомых.

18_новый размер

Экономим на процентах

Автокредитование уже давно стало одним из главных драйверов продаж на российском автомобильном рынке. В лучшие годы почти каждый второй автомобиль россияне приобретали с помощью заемных средств. Однако в кризис покупатели считают каждый рубль и не хотят переплачивать, в том числе за банковский заем, тем более что в трудные для экономики времена процентные ставки по автокредитам становятся слишком высокими.

Как показал социологический опрос, проведенный ВЦИОМ в этом году, желающих покупать автомобиль в кредит стало значительно меньше — их доля сократилась с 58% в 2014 году до 35%. При нынешней стоимости автокредитов россияне лучше выберут более дешевую машину, но купят ее на собственные средства (такой вариант предпочли 46% респондентов против 27% годом ранее) или же возьмут взаймы у знакомых (12% против 5% в прошлом году).

«В кризисных условиях увеличивается доля клиентов, которые приобретают автомобиль за наличные денежные средства или отказываются от приобретения машины в принципе. Кроме того, часть потребителей все чаще смотрят в сторону простого потребительского кредита, так как в некоторых случаях он даже дешевле текущего предложения по автокредитам», — комментирует заместитель председателя правления банка «Уралсиб» Алексей Гонус.

Напомним, в начале нынешнего года автокредиты предлагались под 35% годовых, а некоторые банки в условиях обвала рубля и вовсе перестали их выдавать. В результате по итогам первого квартала рынок автокредитования рухнул на 65%, а доля автомобилей, проданных взаймы, сократилась аж до 20,1%, гласят данные Национального бюро кредитных историй. Однако с запуском госпрограммы субсидирования процентных ставок по автокредитам эта доля уже во втором квартале выросла до 40,9%. А вот в третьем квартале, несмотря на дальнейшее увеличение выдачи автокредитов в количественном выражении, доля кредитных продаж на авторынке несколько снизилась, составив 36,6%.

Tab11

По словам заместителя руководителя отдела кредитования и страхования компании «Артекс» Александра Ноздрунова, в первую очередь доля кредитных продаж сократилась на фоне очередного витка нестабильности в экономике — клиенты не хотят зря рисковать и по-прежнему не уверены в завтрашнем дне. Также на ситуацию могли повлиять курсирующие слухи о возможном снижении базовой ставки, что, соответственно, должно повлечь и удешевление кредитов.

Естественный отбор заемщиков

Снижение доли кредитных автомобилей в структуре автопродаж свидетельствует не только об ухудшении покупательской способности населения, но и о более внимательном «отборе» заемщиков со стороны банков, констатирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. Таким образом, люди с относительно низким доходом сегодня зачастую не могут получить кредит на покупку даже дешевой машины. То есть банки стали отказывать таким заемщикам уже и по залоговым кредитам. Получается, что за бортом автокредитования оказались покупатели бюджетных автомобилей, о чем свидетельствует и возросшая сумма выдаваемых автокредитов. По данным НБКИ, только за последний квартал она увеличилась с 535,5 тыс. до 578,5 тыс. рублей.

«Главная причина роста средней суммы кредита — это повышение цен на автомобили, а также, вероятно, и снижение уровня благосостояния „среднего“ кредитора, из-за чего он вынужденно вносит более скромный первоначальный взнос, — рассуждает исполнительный директор компании „Рольф“ Виталий Павловский. — Доля автокредитов в премиальном классе, напротив, традиционно ниже».

2015-06-01 00-55-42_новый размер

Особенности льготных автокредитов

Впрочем, госпрограмма льготного автокредитования направлена, прежде всего, на покупателей массовых автомобилей, ведь по ее условиям стоимость машины не должна превышать 1 млн рублей. Сегодня по ней продается порядка 65% автомобилей с привлечением заемных средств. Однако снижение доли кредитных продаж участники рынка связывают именно с падением спроса на льготные автокредиты. По словам заместителя генерального директора Объединенного кредитного бюро Николая Мясникова, большинство покупателей, участвующих в госпрограмме, удовлетворили спрос в течение апреля-июня, когда курс рубля был относительно стабильным, а цены на автомобили не поднимались.

Особенность заемщиков, которые приходят оформлять кредиты по госпрограмме, обусловлена требованиями к таким кредитам, отмечает начальник управления продуктовой политики департамента автокредитования «Русфинанс Банка» Кристина Алексеева. «Здесь и ограничение на максимальную стоимость автомобиля (не дороже 1 млн рублей), короткий срок кредитования (не более 3 лет), ограниченный список моделей. Таким образом, заемщики стараются выбирать средний ценовой сегмент автомобилей, чтобы кредит не стал тяжелым бременем для семейного бюджета», — рассказывает она.

Между тем участники авторынка ратуют за повышение ценового барьера по госпрограмме до 1,5 млн рублей, что позволит вовлечь в нее большее число покупателей. С соответствующей инициативой ассоциация «Российские автомобильные дилеры» неоднократно обращалась в правительство страны, однако пока безрезультатно. Как считает Виталий Павловский, расширение действия госпрограммы на автомобили среднего класса сделало бы ее востребованность у потребителей еще выше. Более того, сейчас именно в этом сегменте рынка происходит наибольший спад платежеспособного спроса, и его поддержка программой льготного автокредитования помогла бы выровнять этот перекос.

«Повысить эффективность кредитных продаж возможно, снизив процентные ставки при помощи субсидий, а для этого необходима объемная поддержка импортера и его тесное взаимодействие с банками-партнерами», — добавляет Александр Ноздрунов. По его словам, при покупке в кредит сегодня для клиента в приоритете выбора те автомобили, на которые действует специальные программы с пониженной процентной ставкой.

8_новый размер

Центробанк — не указ

Как известно, стоимость банковских кредитов во многом зависит от ключевой ставки, которую, в свою очередь, для кредитных организаций устанавливает Центробанк. После экстренного повышения до 17% в декабре прошлого года в этом году она планомерно снижалась и на сегодняшний день составляет более умеренные 11% годовых. Но оказалось, что снижение ключевой ставки вовсе не обязательно приводит к удешевлению кредитов для потребителей.

По оценкам Объединенного кредитного бюро, в первом квартале ставки по автокредитам составляли порядка 20–21%, во втором квартале снизились до 16%. Однако в июле опять наблюдался рост до 18%, и это значение сохраняется на протяжении последних трех месяцев. Как поясняет Николай Мясников, такая динамика обусловлена снижением количества автомобилей, приобретенных по госпрограмме, а также политикой кэптивных банков, которые также стали приводить свои ставки к среднерыночным значениям. «Так как мы пока не ожидаем дальнейшего снижения ключевой ставки ЦБ, процентные ставки по автокредитам тоже вряд ли будут снижаться. Банки — прежде всего коммерческие организации, которые должны заботиться о прибыльности», — отмечает он.

А вот Алексей Гонус из банка «Уралсиб» полагает, что процентные ставки по автокредитам будут понижаться, но не так быстро, как снижалась ключевая ставка. По его словам, многие банки стараются сейчас наверстать упущенное и получить максимальную маржу, закрывая потери по марже в первом и втором кварталах. «На текущий момент ключевая ставка — это не главный фактор для снижения стоимости кредитов. Высокая стоимость операционных расходов и относительно небольшие объемы продаж требуют максимизации прибыли и не позволяют существенно снижать процентные ставки, — говорит Алексей Гонус. — В то же время тенденция налицо, и все ключевые игроки постепенно снижают ставки. Учитывая тот факт, что Центробанк с июля 2015 года установил предельные значения по потребительским кредитам, в том числе автокредитам, это послужит дополнительным стимулом к снижению процентных ставок других участников рынка».

Ðàáîòà îôèñà áàíêà «ÂÒÁ-24»

Кредит недоверия

Косвенно сдерживает удешевление автокредитов растущая просроченная задолженность по действующим займам на покупку автомобилей, поскольку банки стали закладывать риски и потери от «плохих» заемщиков в стоимость вновь выдаваемых кредитов. Согласно данным НБКИ, доля просроченной задолженности свыше 30 дней достигла 8,4% по состоянию на 1 октября. При этом в начале года она составляла 6,9%, в первом квартале — 7,7%, во втором квартале — 8,3%. Таким образом, в третьем квартале доля просроченных автокредитов продолжила расти, хотя и не такими темпами, как прежде. Как говорит директор по развитию автокредитования «Локо-Банка» Андрей Ермаков, увеличение просроченной задолженности по автокредитам в 2015 году было вполне ожидаемо. На показатели роста влияют сразу несколько факторов — снижение уровня доходов населения и падение динамики роста кредитных портфелей банков.

На этом фоне кредитные организации стали предъявлять к своим клиентам более строгие требования, что Алексей Гонус объясняет попыткой снизить уровень просроченной задолженности и выбрать с рынка максимально безрисковых заемщиков. «Другое дело, что на рынке таких заемщиков не очень много, и потому в третьем квартале наметилась некоторая либерализация в подходах к клиентам для того, чтобы поддерживать объемы продаж», — отмечает он.

На подпорках госпрограммы

В целом участники рынка ожидают, что благодаря продолжающейся госпрограмме продажи автомобилей в кредит до конца года снижаться не будут, но и расти тоже. Доля кредитных машин на авторынке, по разным оценкам, может составить 30–40% в четвертом квартале. Однако с прекращением господдержки рынок автокредитования ждет неминуемое падение, а его естественное восстановление станет возможным лишь за счет удешевления кредитов, чему, в свою очередь, должны способствовать снижение стоимости фондирования для банков или субсидии от автопроизводителей.

2015-05-31 22-57-54_новый размер

Как говорит генеральный директор автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян, доля кредитных продаж в автомобильном бизнесе зависит от наличия интересного предложения по кредитам со стороны банков-партнеров. Сегодня они могут предложить клиенту конкурентоспособную ставку только на автомобили, на которые распространяется государственная программа автокредитования или поддержка дистрибутора. «Без этих программ при увеличении ключевой ставки стоимость автокредитов в банках выросла до 18–19%. Плюс на предложение коммерческих банков влияет и стоимость фондирования, что также не позволяет предлагать дешевые кредиты потребителю», — отмечает он.

Основной тенденцией на рынке автокредитования в ближайшей перспективе можно считать выбор наименьшей процентной ставки, при этом клиенты все чаще будут откладывать покупку в кредит до момента стабилизации ситуации на рынке, которая может продлиться до конца лета 2016 года, добавляет Александр Ноздрунов.

Прибавка на иномарку

Всего, по данным НБКИ на 1 августа 2015 года, в России насчитывается 1,9 млн действующих автокредитов. При этом чаще всего россияне брали в кредит автомобили Lada — в 14,5% случаев, что объясняется высокой долей АВТОВАЗа на авторынке в целом. А вот Renault и Nissan, чьи продажи меньше показателей Lada в несколько раз, по доле кредитных автомобилей российской марке практически не уступают — 13,5% и 12,5% соответственно. На Kia и Hyundai, которые сегодня являются лидерами среди иномарок, приходится 7,8% и 6,2% в объеме действующих автокредитов.

Еще сильнее отличается от рейтингов продаж структура базы залоговых автомобилей по моделям. Так, самым кредитуемым стал седан Renault Logan с долей 4,3%, за которым следуют кроссоверы Nissan Qashqai и Renault Duster (по 3,2%), а также иномарочные бестселлеры Hyundai Solaris и Kia Rio (по 3,1%). Любопытно, что самый продаваемый в России автомобиль Lada Granta находится лишь на 10-м месте в этом рейтинге — его результат составил всего 2%.

«Lada Granta доступнее своих прямых конкурентов, Renault Logan в частности, что может влиять на выбор покупки за наличные или привлечения заемных средств у банка, — комментирует Андрей Ермаков. — Существуют и различия по маркетинговому продвижению финансовых программ кредитования моделей от автопроизводителей, что, в свою очередь, также напрямую влияет на выбор покупателя».

По словам Вадима Арустамяна, современный потребитель, который берет автомобиль в кредит, смотрит как на стоимость машины, так и на ежемесячные платежи. При оценке своих возможностей покупатели готовы ежемесячно переплачивать 1–1,5 тысячи рублей, но быть владельцем автомобиля иностранного бренда.

«Жизнь в долг стала обыденностью». Каждую вторую машину купили в кредит (AutoNews.Ru)

Половина автомобилей в России продается в кредит. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказали представители крупнейших дилерских сетей. Эксперты говорят, что этому способствуют различные льготные программы как со стороны банков, так и со стороны государства. При этом относительная доля кредитных покупок растет незначительно, но в денежном выражении россияне занимают в банках все больше.

Самые большие кредиты берут в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Татарстане и Башкирии. «Автокредитование по-прежнему остается одним из основных и наиболее доступных способов приобретения автомашин», — полагает гендиректор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин, который тоже оценивает долю кредитов в 50%.

Данные за весь 2018 г. в НБКИ пока не обработали — на текущий момент организация подсчитала денежный эквивалент выданных кредитов за 10 месяцев 2018 г., и по этим данным, общие суммы займов на покупку автомобилей за год выросли на 23,3%.

Эти цифры вполне могут быть ориентиром на итоги всего года, полагает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Речь идет о сотнях миллиардов — каждый месяц банки выдают на покупку автомобилей в среднем по 50 млрд рублей.

Во всем виноват слабый рубль

Рост объемов автокредитов объясняется в первую очередь увеличением средней суммы займа, говорит ведущий оценщик консалтинговой группы SRG Александр Багрецов: «Средний размер автокредита увеличился более чем на 15%, что объясняется удорожанием самих автомобилей. Доля автомобилей, приобретенных в кредит, сегодня составляет более 50% от общего числа продаваемых».

Крупные дилерские холдинги не заметили существенного роста доли автокредитов — в прошлом году соотношение покупок за наличные и с привлечение кредитных средств почти не изменилось. «Если в 2017 году доля кредитных сделок в розничных продажах РОЛЬФ составляла 50,34%, то по итогам 2018 года — 50,78%», — посчитала директор филиала финансовых услуг компании «РОЛЬФ» Ольга Бойко.

Аналогичную статистику приводит директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева, отмечая незначительный рост. «По нашему холдингу фактическая доля продаж в кредит от общего числа продаж за 2018 год к 2017 году показала динамику небольшого роста. Причем в 2018 году начал набирать обороты рост кредитной доли в продаже автомобилей с пробегом», — объяснила она, добавив, что сегмент подержанных машин — это главный драйвер роста автокредитования в 2020 году.

Перспективным сегмент подержанных автомобилей назвала и Ольга Бойко. «Кредитная доля выросла с 11% в 2017 году до 15% в 2018-м, а в количественном выражении это соответствует росту почти в два раза. Банки готовы рассматривать проверенный в дилерском центре автомобиль с пробегом в качестве ликвидного обеспечения по кредиту и предлагают привлекательные процентные ставки», — привела цифры Бойко.

Спрос на автокредиты прежде всего поддерживали негативные инфляционные ожидания. «Автомобили за последние четыре года подорожали на треть. Наиболее очевидное влияние оказали колебания курса рубля и снижение реальных доходов населения», — отметила представитель ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева.

Еще одним фактором стало упрощение процедуры управления рисками со стороны банков. «Банки стараются активнее кредитовать тех граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне», — объяснил гендиректор НБКИ Александр Викулин.

При этом автокредиты для банков являются более надежными, так как они обеспечены самим продуктом, говорит эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. Именно поэтому банки стараются увеличить долю таких кредитов и предложить более выгодные условия.

«Привлекательность автокредитования во многом объясняется и тем, что процентные ставки по автокредитам примерно вдвое ниже, чем средние ставки по другим видам кредитов для физических лиц», — добавила директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Наталья Ширяева.

Госпрограмм нет, но спрос по-прежнему высокий

В отличие от прошлых лет, сейчас госпрограммы льготного кредитования не оказывают существенного влияния на рынок. Во время работы госпрограмм доля продаж в кредит по отдельным брендам доходила до 70%, причем практически все сделки заключались по льготным программам.

«С окончанием госпрограмм снизился как уровень кредитных продаж в бюджетном сегменте авторынка, так и спрос на бюджетные автомобили в целом», — заключила Ольга Бойко.

Постановление правительства №870 от 26.07.2018 г. предусматривает господдержку рынка до 2020 г., но сегодня речь идет только о программах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По ним скидка на автокредит составляет 10%, а для жителей Дальнего Востока — 25%.

Ведущий оценщик консалтинговой группы SRG Александр Багрецов считает господдержку в такой форме малопривлекательной: «Взвесив затраты, связанные с участием в программе, можно судить о ничтожной выгоде покупателей. Исключение составляет лишь программа, действующая на Дальнем Востоке».

После фактического завершения льготных госпрограмм рынок кредитования поддержали специальные фирменные программы, которые предлагают большинство автомобильных брендов, отметила Ольга Бойко. Сегодня большая часть кредитных покупок совершается с использованием таких продуктов. Например, Hyundai продает 32% новых машин по фирменным кредитным программам, хотя общее число кредитных сделок превышает 50%. Программа Kia Finance использовалась в 38% розничных сделок при общей доле кредитов 44%, собственный продукт марки Lada — в 32% сделок. Доля новых автомобилей Mitsubishi, финансируемых собственным банком, составила 34%.

Какие условия предлагают банки

За год ставки по кредитам если и выросли, то незначительно, рассказали эксперты. «В конце 2018 года она повышалась дважды, поэтому в начале текущего года часть банков увеличили ставки в среднем на 1%», — объяснила Бойко, добавив, что на рынке сохраняются программы автокредитования со сниженными процентными ставками, но в дальнейшем ставки будут постепенно расти.

Кредитные ставки зависят от стоимости машины, срока кредита и суммы начального взноса. Например, для машины стоимостью 950 000 руб. при кредитовании на три года и начальном платеже 300 000 руб. ставка составит от 10 до 19% годовых, то есть ежемесячный платеж в сумме от 21 000 до 24 000 руб., а общая сумма переплаты — от 110 000 до 210 000 рублей.

Ставки при использовании фирменных программ гораздо комфортнее. Например, Volkswagen Polo с той же ценой и при тех же начальных условиях можно купить под 7,9% годовых с ежемесячным платежом 11 000 рублей. Некоторые производители предлагают ставки 6% годовых, а автомобили Lifan и вовсе можно взять в кредит под 3% годовых.

В премиальном сегменте похожие ставки. Так, фирменная программа BMW-банка предлагает «пятерку» стоимостью около 3 млн руб. под 11,5% с 30-процентным начальным платежом. Ежемесячный платеж при этом составит 38 000 рублей. А если клиент исправно выплачивал предыдущий платеж, то ему на тот же автомобиль предложат ставку 9,9%.

Одним из важнейших условий получения кредита является оформление полиса каско, но на рынке по-прежнему можно найти предложения, не требующие страховки. В этом случае ставки будут выше, напомнила Ольга Бойко. Однако в 2018 г. они имели тенденцию к снижению из-за высокой конкуренции на страховом рынке.

Сэкономить на страховке можно, используя специальные программы, например мини-каско или каско с франшизой. Однако полис каско для кредитной машины в любом случае обойдется дороже, рассказал Гайдар Гасанов.

Стоимость таких страховок может полностью покрывать низкие проценты по самому автокредиту, поэтому при покупке эксперт рекомендует сначала сравнить цены на полисы и только потом переходить к поиску банка.

«Для автомобиля Nissan Tiida 2013 года выпуска при возрасте водителя 27 лет и стаже 3–5 лет стоимость каско может варьироваться от 35 до 120 тыс. рублей», — привел пример Гасанов.

В 2020 г. доля кредитных покупок может упасть, поскольку дальнейший рост ключевой ставки ЦБ может сделать автокредиты менее привлекательными. «Сегодня с учетом среднего размера и срока предоставления автокредита ежемесячный платеж составляет примерно 30% от среднего располагаемого реального дохода россиянина. В условиях падения реальных доходов населения это заставит заемщика быть осторожнее», — спрогнозировала Наталья Ширяева.

Представитель «РОЛЬФА» тоже не ждет роста кредитных продаж в нынешнем году. «Мы рассчитываем, что объем кредитных продаж на рынке новых автомобилей сохранится на уровне 2017–2018 гг., а рост возможен только в случае возобновления субсидированных программ со стороны государства», — полагает Ольга Бойко.

Гайдар Гасанов, в свою очередь, настроен более оптимистично. По его словам, в кризисные годы население откладывало покупку автомобилей, а сейчас это стало возможным. Учитывая инфляцию и тенденцию к продолжению повышения базовой ставки, многие решаются на покупку.

«С учетом вышеописанных факторов рост автокредитов в 2020 году будет заметным. Жизнь в долг стала обыденностью, и соблазн пользоваться вещью здесь и сейчас, а платить потом, будет все больше увеличивать закредитованность населения. Предложения банков и поддержка со стороны государства стимулируют покупку автомобиля даже для тех, кому он не особенно нужен», — объяснил Гасанов.

В отличие от рынка новых авто продажи автокредитов показывают последовательный рост

Текущий 2020 год для автокредитования в России можно назвать успешным. Причем увеличение спроса на эти продукты становиться еще более значимым, так как продажи самих машин в целом в стране наоборот сокращаются. О причинах такой разнонаправленной динамики фактически взаимосвязанных рынков нам рассказала Наталья Русова, коммерческий директор Русфинанс Банка. Также были оценены основные тенденции автокредитования в 2020 и его перспективы на 2020 год.

– 2020 год еще не закончился, но все же прошедшая его часть уже позволяет говорить о каких-то тенденциях. Поэтому изначально хотелось бы узнать о положении дел в автокредитовании в целом – какая динамика объемов и количества подобных долговых обязательств?

– В отличие от рынка новых автомобилей продажи автокредитов в России в этом году показывают последовательный рост.

По сравнению с прошлым годом автокредитный рынок вырос за 9 текущих месяцев на 17% до 491 млрд рублей, свидетельствуют данные агентства «Автостат». Продажи же новых автомобилей снижаются несколько месяцев подряд.

Если говорить о трендах, то стоит упомянуть о льготных госпрограммах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». До конца октября они были основным драйвером спроса на автокредиты и на них пришлись существенные объемы продаж автокредитов.

Отмечу также увеличение средней суммы кредита, рост выдач займов в сегменте автомобилей с пробегом и популярности кредитов с остаточным платежом.

– Рынок автокредитования фактически зависим от авторынка в стране. Поэтому, учитывая, насколько известно, постоянную тенденцию снижения продаж новых транспортных средств в России в 2020 году относительно 2018 года, кажется немного странной разнонаправленная динамика этих секторов. По вашему мнению, в чем заключается причина развития автокредитования на фоне уменьшения востребованности новых авто среди россиян?

– Во-многом, это связано с привлекательным уровнем процентных ставок по автокредитам, наличием интересных кредитных предложений от автопроизводителей и субсидированием кредитов по госпрограммам. Добавлю, что последние решения ЦБ РФ по ключевой ставке оказывают позитивное влияние на рынок, поэтому в начале следующего года мы ожидаем снижения ставок на автокредиты в пределах 0,5-1 п.п.

Интерес к банковским продуктам подогревает и рост стоимости новых автомобилей, который происходит в последние годы. При этом доходы населения повышаются не столь высокими темпами.

– Если сравнивать авторынок и автокредитование, то является ли идентичной у них популярность наиболее востребованных производителей транспортных средств?

– Это утверждение справедливо в первую очередь для массового сегмента. Больше всего автокредитов Русфинанс Банк выдает на модели, которые входят в ТОП-10 продаж на российском рынке новых автомобилей.

В премиальном сегменте могут быть исключения, но в целом, заёмщики также чаще привлекают кредитные средства для покупки самых популярных на рынке автомобилей.

– Хотелось бы поинтересоваться о структуре автокредитования в вашем банке. Вы предлагаете заключение договора с приобретением дополнительной услуги КАСКО, которую не все хотят покупать, и без нее. Причем такая возможность есть по всем программам – и по новым транспортным средствам, и подержанным. Насколько популярен вариант оформления автокредита без КАСКО по тем или иным машинам, а также, по вашему мнению, насколько оправдан выбор финансирования без рассматриваемой дополнительной услуги?

– Покупая новый автомобиль, клиенты, как правило, выбирают продукт со страховкой. Таким образом они получают дополнительную защиту от форс-мажорных ситуаций.

В сегменте же подержанных автомобилей заёмщики чаще пытаются оптимизировать расходы на кредит и нередко отказываются от КАСКО.

– Интересно узнать, какую среднюю стоимость приобретаемого транспортного средства клиенты вносят за счет собственных средств по новым и подержанным машинам? И много ли тех, кто приобретает автомобиль в долг с минимальным первоначальным взносом?

– В среднем клиенты вносят 40% стоимости при покупке нового автомобиля и 35% – автомобиля с пробегом.

Русфинанс Банк выдает более 65% автокредитов с первоначальным взносом от 10% до 50% стоимости автомобиля. Доля кредитов с первоначальным взносом менее 10% остается достаточно низкой.

– Сильно ли разнятся средние параметры, например, срок, первоначальный взнос, популярные транспортные средства и т.п. в регионах и Санкт-Петербурге с Москвой?

– Средняя сумма автокредита в Москве и Санкт-Петербурге заметно выше, чем в других российских регионах. Это обусловлено популярностью в этих городах автомобилей премиального класса и тем, что массовые модели здесь покупают в более дорогих комплектациях.

Что касается срока кредита, то его продолжительность практически ничем не отличается и составляет до 5 лет, а по некоторым моделям – до 7 лет.

– Учитывая снижающуюся популярность новых машин у россиян, отдельно хотелось бы остановиться на вторичном рынке. Если раньше об автокредитах для подержанных автомобилей говорили скептически, то какое положение дел на текущий момент? Наращивает ли свою долю этот сегмент?

– Автокредиты для покупки автомобилей с пробегом пользуются все большей популярностью у заёмщиков. За 10 месяцев текущего года наши продажи в сегменте б/у превысили 10 млрд рублей

Это связано с рядом факторов. Дилеры, например, последовательно повышают качество проверки и предпродажной подготовки б/у автомобилей, поэтому рынок становится все более цивилизованным. При этом происходит снижение процентных ставок по соответствующим кредитным программам. Так, Русфинанс Банк предлагает клиентам кредит для покупки подержанного автомобиля по ставке от 7,9% годовых, что сопоставимо с кредитными предложениями для новых автомобилей.

– Какие машины с пробегом более популярны – отечественного или зарубежного производства? И какой средний чек такого автокредита?

– Высокой популярностью у клиентов Русфинанс Банка пользуются автомобили с пробегом зарубежного производства. Рейтинг возглавляют автомобили с пробегом марки KIA, Hyundai, VW, Nissan, Renault, Ford. В ТОП-10 входит и отечественный производитель Lada.

Средняя сумма автокредита в Русфинанс Банке в текущем году на автомобиль с пробегом составляет около 480 тысяч рублей. Если сравнивать с прошлым годом, то происходит постепенный рост.

– Мы говорили про программы автокредитования с государственным субсидированием. Безусловно, они повлияли на положительную динамику рынка в текущем году. В то же время бюджет на них уже достаточно давно исчерпаны. Можно ли в связи с этим ожидать в течение оставшейся части 2020 года сокращения темпов развития автокредитования?

– Безусловно, государственные программы субсидирования автокредитов оказывают мощную поддержку потребительскому спросу. С учётом их завершения сегодня можно говорить о сокращении темпов роста продаж автокредитов, особенно в массовом сегменте, на который госпрограммы влияли больше всего.

В то же время кредитные организации предлагают новые финансовые инструменты, чтобы поддержать спрос. Например, программы с остаточным платежом, чтобы уменьшить ежемесячные выплаты по автокредиту. Или бесплатный сервис «Удачное начало», который Русфинанс Банк запустил в прошлом месяце. Этот сервис позволяет заёмщику перенести дату первого платежа по автокредиту на третий месяц действия договора. Обычно покупка автомобиля сопровождается существенными тратами: ОСАГО, КАСКО, покупка дополнительного оборудования, зимних шин и прочими издержками. Мы же хотим помочь клиентам снизить расходы за счёт нового сервиса, которой дает возможность гибко управлять финансами.

– Исходя из этого, ваши ожидания относительно автокредитования в целом по итогам 2020 года и на начало 2020 года?

– Ожидаем, что 2020 год для рынка автокредитования завершится с ростом в пределах 14-16%.

Будущий год во многом будет зависеть от экономической ситуации в стране, спроса в автомобильной отрасли, государственной поддержки.

При сохранении текущих тенденций можно прогнозировать небольшой рост автокредитного рынка в пределах 5-7%. Это может произойти за счет увеличения средней суммы кредита и доли кредитования автомобилей с пробегом.

Рынок автокредитования набирает скорость

Автокредиты в последнее время стали локомотивом банковской розницы. Сегодня уже каждая третья машина покупается в кредит. По данным РБК, объем рынка автокредитования по итогам первого полугодия составил 5,4 млрд. долл. По оценкам банка «Русский Стандарт», за 6 месяцев рынок вырос на 20%. Впрочем, этот рост мог быть еще внушительнее, если бы производители успевали удовлетворять растущий спрос на иностранные авто. По мнению аналитиков банка, спрос в этом сегменте сильно превышает предложения. При этом рост портфеля «Русского Стандарта» существенно превышает рост рынка. Из тройки лидеров по количеству выданных кредитов «Русский Стандарт» продемонстрировал наибольший рост.

О серьезном росте портфелей говорят эксперты многих банков. По словам начальника отдела автокредитования Пробизнесбанка Михаила Охапкина, объем портфеля по автокредитованию Пробизнесбанка на конец сентября увеличился вдвое по сравнению с концом 2005 года. В банке «Авангард» за первое полугодие объем выданных автокредитов составил 1 млрд. 566 млн. руб. «Это на 75% превышает прошлогодний показатель», — сообщил «НГ» вице-президент банка «Авангард» Сергей Тараканов. Чуть больше года назад начал выдавать кредиты на приобретение автомобиля Абсолют Банк, а сегодня он уже находится на 4 месте по темпам роста портфеля автокредитов. «На 1 октября наш портфель составляет 38,6 млн. долл., что в 12 раз больше показателя на начало года», — уточняет заместитель председателя правления Абсолют Банка Олег Скворцов. По его словам, автокредитование — один из наиболее востребованных и потому динамично развивающихся банковских продуктов.

Интерес населения к автокредитованию постоянно растет: наши соотечественники готовы приобретать все более дорогие автомобили иностранного производства — и те, которые ввозятся в Россию, и те, что собираются у нас в стране. Люди, наконец, поняли, что необязательно копить на покупку машины. Те, кто еще недавно мог позволить себе только недорогое отечественное авто, с помощью кредита приобретают машины более высокого класса. По оценкам разных банков, средний размер автокредита сегодня в диапазоне от 15 тыс. долл. до 20, а средний срок кредита — 3 года. Например, в Абсолют Банке средняя сумма кредита сейчас составляет 18 тыс. долл. «За последний год она немного снизилась в связи с началом работы региональных программ банка, где востребованы менее дорогие автомобили», — уточняет Олег Скворцов. При этом более 60% портфеля составляют новые иномарки, увеличивается и доля кредитов на сумму свыше 50 тыс. долл. А наиболее популярные, по словам Олега Скворцова, — кредиты с суммой первоначального взноса в 10—20%.

Экспертные оценки подтверждают: россияне предпочитают новые автомобили. По данным аналитиков «Русского Стандарта», практически 40% всех новых автомобилей покупается в кредит, в то время как по подержанным авто доля существенно ниже — в пределах 10—15%. Наши люди все еще по старинке приобретают бэушные машины у частных лиц, к помощи банков и автодилеров они пока не привыкли.

Понятно, что рост привлекательности автокредитов связан еще и с тем, что условия их получения становятся все более выгодными. Ставки по кредитам плавно снижаются вслед за ставкой рефинансирования. По словам Олега Скворцова, за последние несколько лет ставка снизилась на 3—4 пункта, но это является не единственным фактором повышения интереса к программам автокредитования. «Рынок стал предлагать более интересные условия: сроки кредитования выросли, сумма первоначального взноса снизилась до нуля, появилось множество интересных программ. Кроме того, банки выходят на региональный рынок, где автокредиты — один из самых востребованных продуктов», — уточняет он. Аналитики «Русского Стандарта» отмечают, что сегодня есть примеры, когда ставка по кредиту фактически ниже ставки рефинансирования. Чтобы избежать проблем с законодательством, ставка за кредит, прописанная в договоре, в этих случаях не опускается ниже этого порога, а разницу оформляют в виде скидки на автомобиль. Также в качестве альтернативы оформляют кредит по договору факторинга.

Банки заинтересованы в развитии автокредитования. Для них этот сегмент наименее рисковый. Ведь машина является одновременно обеспечением по кредиту до момента его полного погашения. По словам аналитиков банка «Русский Стандарт», дефолтность по автокредитам существенно ниже, чем по потребительским кредитам в местах продаж, кредитным картам и кредитам наличными. Доля невозвратов по автокредитам в целом по рынку не превышает 1%. «Сегодня благодаря тщательно разработанной системе оценки платежеспособности клиента в Абсолют Банке минимальный процент просрочки, а доля невозврата равна нулю», — уточняет Олег Скворцов. По мнению Сергея Тараканова, наличие хорошо продуманной и взвешенной политики в области оценки рисков позволяет без ущерба качеству кредитного портфеля максимально приблизить условия предоставления автокредитов к пожеланиям заемщиков.

Эксперты единодушны: автокредитование — это большой, растущий рынок, который пока далек от насыщения. О насыщении можно говорить, когда в кредит будет продаваться 65—70% автомобилей. Например, в прошлом году в Европе с помощью кредитов было продано около 80% автомобилей. В то же время, замечают эксперты банка «Русский Стандарт», доходность автокредитов невысока в связи с высокой конкуренцией и низким порогом входа на этот рынок. Процентные ставки по ссудам практически сравнялись у большинства банков, привлекать клиентов за счет их понижения кредитным организациям не выгодно. По мнению экспертов банка, сейчас борьба идет на другом поле — это простота и скорость получения. Приоритеты будут за теми банками, которые смогут предложить качественный сервис и интересные продукты. Многие банки сегодня разработали специальные программы непосредственно с автопроизводителями, привлекает клиентов за счет уменьшения страховых выплат, появляются программы, позволяющие вернуть машину в автосалон еще до окончания срока кредита. «Конкуренция на этом рынке очень жесткая, поэтому банки стремятся к тому, чтобы предлагать заемщикам наиболее интересные и выгодные для них условия», — уточняет Олег Скворцов. «Рынок автокредитования будет расти», — убежден Сергей Тараканов. По оценкам Олега Скворцова, в ближайшие два года темпы роста сохранятся на уровне 70%. Это обусловлено ростом доходов россиян, повышением их интереса к данному виду кредитования и ростом рынка продаж автомобилей.

Выехать из кризиса: почему растет рынок автокредитования

В последнее время многие эксперты и журналисты говорят о внезапном значительном росте автокредитования и всего рынка розничных кредитов в стране. На наш взгляд, ничего неожиданного в такой динамике увеличения выдачи автокредитов нет. Действительно, рынок автокредитования в России растет достаточно серьезными темпами, причем не первый год. По данным 4100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных автокредитов в 2017 году увеличилось на 29% по сравнению с 2016 годом. Ситуация в первые три месяца 2018 года также следует уже сложившемуся тренду — в первом квартале было выдано более 164 000 автокредитов, что на 28% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

В чем же причины столь значительного роста? Во-первых, стоит учитывать эффект «низкой базы», все-таки падение рынка трехлетней давности было слишком серьезным. В 2015 году розничное кредитование испытывало серьезные трудности, а выдача кредитов стремительно падала. В первом квартале 2015 года кредитные конвейеры банков были фактически остановлены, а количество выданных автокредитов в 2015 году сократилось до 0,49 млн штук. Для сравнения, в «предкризисном» 2014 году было выдано почти в два раза больше — 0,82 млн автокредитов. В 2017 году выдача автокредитов достигла максимума за три последних года — 0,71 млн единиц.

Во-вторых, стабилизировалась экономическая ситуация в стране. И кредиторы, и заемщики привыкли к «новой реальности» и снова в полном объеме вовлеклись в кредитный процесс. Кроме того, надо понимать, что для банков розничное кредитование — наиболее рентабельное направление бизнеса, а для населения — один из главных источников финансирования для удовлетворения собственных нужд и потребностей.

Но все же главная причина, которой объясняется рост выдачи автокредитов в последние годы, состоит в государственной поддержке автомобильной отрасли. Прежде всего речь идет о реализации многолетней госпрограммы льготного автокредитования, то есть субсидирования процентной ставки по автокредитам. Свою роль также сыграли относительно новые программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые предусматривают 10%-ную скидку от стоимости приобретаемого транспортного средства. Благодаря этим программам доля автомобилей, купленных в кредит, достигла в 2017 году 49%, тогда как в 2014 году доля «кредитных» машин составляла 35%. Иными словами, половина всех новых машин в стране сейчас покупается в кредит.

При этом важно, что государственные программы льготного автокредитования смогли обеспечить рост продаж в последние годы в условиях роста цен на автомобили и снижения уровня реальных доходов населения.

В целом политика государства в части стимулирования продаж автомобилей оказалась весьма эффективной. Она не только позволила автопрому не рухнуть в условиях непростой экономической ситуации 2015 года, но и помогла отрасли начать восстановление. В этой связи стоит напомнить, что в 2014 году объем рынка продаж новых автомобилей составлял 2,34 млн единиц. После обвала в 2015 году этот показатель снизился на миллион штук, до отметки в 1,31 млн автомобилей. В 2017 году количество купленных машин выросло до 1,46 млн, но этот результат все еще далек от «докризисных» рубежей.

Возвращаясь к автокредитам, важно отметить, что еще больший рост в сегменте автокредитов был зафиксирован не в количественном, а в денежном выражении. За весь 2017 год россияне получили кредиты на сумму около 520 млрд рублей, то есть почти в два раза больше, чем в 2015 году (около 270 млрд рублей). Во многом это связано с ростом среднего размера автокредита: если в 2015 году средний размер кредита на покупку автомобиля составлял 559 000 рублей, то в 2017 году он вырос до 692 000 рублей. В первом квартале 2018 года этот показатель преодолел рубеж в 700 000 рублей.

При этом средний размер автокредита растет не только по причине удорожания импортных автомобилей, приобретаемых в кредит. Важнейшим фактором роста среднего размера автокредита в 2017 году стало повышение стоимости автомобиля до 1,45 млн рублей в рамках государственной программы льготного автокредитования. Это расширило перечень автомобилей, подпадающих под действие программы. Кроме того, на рост среднего размера кредита повлияло значительное улучшение процедуры управления рисками со стороны банков: сейчас они стараются кредитовать прежде всего тех, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне.

По нашему мнению, в краткосрочной и среднесрочной перспективе тенденция к восстановлению объемов автокредитования до уровня 2014 года продолжится. Но надо учитывать и существующие риски (как внутренние, так и внешние), способные затормозить данный процесс. При этом главным сдерживающим фактором для развития как всего розничного кредитования, так и сегмента автокредитов в частности остается снижение или стагнация реальных доходов населения. Если же экономическая ситуация в стране в текущем году не изменится к худшему, имеются все основания ожидать продолжения тенденции роста как в автокредитовании, так и в целом по авторынку.

Автокредиты пока растут. Рынок автокредитования поднялся на 20% и достиг 32,7 млрд рублей

Объемы растут на фоне сокращения количества кредитов из–за подорожавших автомобилей.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за 9 месяцев 2018 года банками выдано 32,7 млрд рублей автокредитов в Петербурге — на 20% больше аналогичного периода прошлого года. В целом по стране банки выдали 427 млрд рублей со схожим приростом. По прогнозу БКИ “Эквифакс”, по итогам 2018 года будет достигнут исторический максимум, объемы автокредитования приблизятся к отметке полтриллиона рублей, в Петербурге вырастут до 50 млрд рублей.

Не жизнью единой жив рынок. Страхование имущества, кредитов и ДМС показывают рост

Столь внушительный объем кредитования участники рынка связывают с интенсивным ростом средней суммы выдаваемого автокредита, который наметился с начала года. По данным НБКИ, консолидирующего данные от 4,1 тыс. кредиторов, средняя сумма автокредита в Петербурге выросла на 14%, до 914 тыс. рублей. По данным БКИ “Эквифакс”, оперирующего данными 2 тыс. кредиторов, прирост составил 15%.

В банке “Уралсиб” средняя сумма автокредита выросла на 6%, до 748 тыс. рублей, в Русфинанс Банке — на 7%, до 742 тыс., в ВТБ — на 10%, до 753 тыс., в ЮниКредит Банке — на 36%, до 1,13 млн рублей.

“В Петербурге и Ленобласти мы выдали 7,3 тыс. автокредитов на 5,5 млрд рублей, что больше аналогичного периода на 22 и 35% соответственно. Росту продаж способствовали снижение ставок (в среднем с начала года банк снизил их на 2 процентных пункта), госпрограммы и совместные акции с автодилерами”, — прокомментировал Даниил Макаршин, директор центра автокредитования розничного бизнеса ВТБ в Петербурге.

“На увеличение объемов автокредитования повлияли удорожание импортных автомобилей и значительное улучшение процедуры управления кредитными рисками со стороны банков”, — считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. По его мнению, банки стали активнее кредитовать тех граждан, чья кредитная история не вызывает у них вопросов и чьи доходы находятся на стабильном уровне.

Отмена господдержки выявила тренд

Программа господдержки была досрочно завершена уже весной, так как банки выбрали все годовые лимиты за пару месяцев. Опрошенные “ДП” банкиры отмечают, что после окончания программы на рынке проявились интересные тенденции.

“Активизировались сами автопроизводители и кэптивные банки, с ними связанные. Совместные действия производителей и их банков позволили сохранить объемы кредитования на прежнем уровне. Также мы видели сокращение спроса на подержанные автомобили, но отмена господдержки позитивно сказалась на этом сегменте. Если по господдержке покупатель предпочитал получить максимальную экономию при покупке бюджетного отечественного автомобиля, то после ее отмены стал за те же деньги выбирать автомобиль пусть и подержанный, но классом выше”, — полагает Денис Смирнов, территориальный управляющий направления по работе с партнерами Балтинвестбанка.

Ипотека поддержит рождаемость. Пока доля кредитов по госпрограмме небольшая, но спрос будет расти

Автомобили дорожают

Активно повышать отпускные цены на автомобили производители стали летом текущего года, компенсируя затраты из–за колебаний курсов валют и ожидаемого повышения с 1 января 2020 года ставки НДС с 18 до 20%.

По оценкам экспертов, в зависимости от марки автомобиля рост розничных цен уже составил 5–15%. Именно с ростом стоимости банкиры связывают сокращение количества выданных кредитов в Петербурге: за 9 месяцев текущего года в годовом исчислении оно составило около 3,5%, до 37,8 тыс. кредитов, и в среднесрочной перспективе продолжится.

“Рынок автокредитования демонстрирует несколько специфических тенденций. Во–первых, это резкое увеличение средней суммы кредита, рост объема выдач и среднего срока, на который кредиты выдают. Это можно связать с реализацией отложенного спроса у населения, а также с вероятностью повышения цен на ряд дорогих и мощных автомобилей, которое общество ожидает в 2020 году. Во–вторых — снижение числа выдаваемых кредитов”, — отметил Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ “Эквифакс”.

По данным НБКИ, средний срок автокредита к сентябрю 2018 года увеличился на 2 месяца, до 44 месяцев, что говорит о появлении тенденции к дальнейшему повышению сроков автокредитов из–за повышения цен на авто.

Просрочка сокращается

Автокредитование остается одним из основных способов приобретения автомобилей: доля кредитных, по данным “Эквифакс”, составляет чуть более 50% от общего числа продаваемых автомобилей.

Вопреки ранее звучавшим прогнозам, процент одобрения заявок на автокредиты за год не изменился: по данным “Эквифакса”, он сохраняется на уровне 49%. Основная доля отказов традиционно связана с требованиями кредитной политики банков. Качество автопортфелей улучшается: объем проблемной задолженности снизился на 22% по сравнению с началом года.

Из кредита в заем

Впрочем, у автокредитования есть и обратная сторона: в этом году существенно выросли объемы займов под залог автомобилей, выданных микрокредитными организациями и ломбардами. Так, по данным CarMoney (МФК “КарМани”), количество займов выросло на 37% при росте объемов в 1,5 раза. Средний размер займа в Петербурге составил 259 тыс. рублей, что на 6% выше среднего по России и на 11% ниже, чем в Москве.

Продажи автомобилей в этом году сократятся после двух лет бурного роста

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) пересмотрел прогноз продаж автомобилей на российском рынке с позитивного на слабо негативный. По итогам года может быть продано не более 1,76 млн машин, сообщил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Это на 2,3% меньше, чем в 2018 г., и на 5,8% хуже прогноза начала года. Тогда ассоциация ожидала небольшого роста рынка – на 3,6%, или до 1,87 млн шт.

В сентябре продажи были почти на уровне прошлого года (меньше на 0,2%) и это неплохой результат, принимая во внимание спад последних месяцев, считает Шрайбер. Рынок, не считая незначительного роста в январе и марте, в этом году постоянно падал. Продажи с января по сентябрь сократились на 2% в годовом выражении.

По итогам года роста российского авторынка ждать не стоит

Это существенное отступление от тренда: последние два года продажи новых автомобилей в России росли двузначными темпами: в 2017 г. – на 11,9%, в 2018 г. – на 12,8%.

Стагнация распространилась даже на лидера российского рынка – «АвтоВАЗ» (контролируется Renault). До сих пор продажи Lada росли заметно, но теперь замедлились: в сентябре было продано 31 516 автомобилей, всего на 1% больше, чем в сентябре 2018 г. В августе стало известно, что «АвтоВАЗ» снизил скорость сборочных линий, а «GM-АвтоВАЗ» приостановил работу конвейера. Неутешительны результаты у Kia – 19 194 (рост продаж на 1%) и Hyundai – 16 050 (без изменений).

«ВТБ капитал» тоже изменил прогноз роста рынка по итогам года, снизив его до 0,3% с 6–7%. Главная причина – слабый потребительский спрос, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Господдержка помогла лишь стабилизировать спрос, в плюс рынок так и не вышел. Деньги на программы поддержки спроса на автомобили – льготного автокредитования и автолизинга – выделялись дважды: в начале года – 10,4 млрд руб. (закончились весной) и с 1 июля – 6 млрд на автокредитование и 4 млрд на лизинг.

В массовом сегменте интерес у покупателей к новым автомобилям есть, но пока их интересует информация, а не покупка, говорит Дмитрий Макарычев, директор филиала «Авилон. Hyundai». По его словам, на продажи в массовом сегменте в целом продолжает влиять и уход бренда Ford, продажи которого значительно падают месяц за месяцем. «Авилон» ранее прогнозировал колебания рынка – от падения на 10% до незначительного роста. Пока сбывается негативный сценарий, говорит Макарычев. Не стоит ожидать положительных тенденций на рынке с учетом сокращения программ господдержки и отсутствия планов их возобновления до конца 2020 г., согласен Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «Автоспеццентр».

Дальнейшие перспективы российского автомобильного рынка неопределенны, поскольку в правительстве обсуждается еще одно существенное повышение утилизационного сбора в 2020 г., говорит Шрайбер. Провести очередную индексацию утилизационного сбора на легковые и коммерческие автомобили Минпромторг предлагает с 1 января 2020 г. Как предполагается, базовые ставки останутся прежними: 20 000 руб. для легковых и 150 000 руб. для коммерческих автомобилей. Но изменятся повышающие коэффициенты, которые зависят от типа машины, возраста и объема двигателя. В итоге, например, за самые популярные новые легковые машины с двигателями объемом 1–2 л нужно будет заплатить 178 400 руб. против нынешних 84 000 руб., говорится в проекте постановления правительства.

Рост ставок утилизационного сбора сможет незначительно взбодрить авторынок, но влияние этого фактора несущественно, поскольку коснется только импортируемых автомобилей, говорит Авакян. Импортируются сейчас в основном дорогие иномарки (Mercedes, Lexus), сомнительно, что их покупатели обратят внимание на повышение утилизационного сбора, согласен Беспалов.

Нужны срочные меры поддержки спроса для всех игроков отрасли, дилеры свои возможности уже исчерпали, говорит Макарычев. Результат года будет во многом зависеть от поведения производителей, в том числе скидок и промоакций, хотя вряд ли такие акции будут очень агрессивными, говорит Беспалов: в итоге рынок сможет лишь выйти «в ноль».

Ссылка на основную публикацию