Правительство увеличит государственную поддержку автопроизводителей

Правительство разрабатывает новые меры поддержки автопрома

Правительство готово предоставить налоговые льготы для производителей автокомпонентов. Это следует из утвержденного 7 декабря премьер-министром Дмитрием Медведевым плана реализации стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 г. Документ опубликован 17 декабря на сайте правительства.

Одна из инициатив касается «разработки предложений» по снижению ставки НДС (сейчас – 20%) для автокомпонентов. Это необходимо для стимулирования спроса на автокомпоненты на внутреннем рынке, говорится в документе.

Также рекомендуется подготовить предложения по налоговым льготам для инвестиций в НИОКР при разработке технологий производства автокомпонентов. Это позволит создать дополнительные условия для разработки технологий производства в России конкурентоспособных автокомпонентов, сказано в плане.

Доклады на обе эти темы в течение I квартала следующего года в правительство должен представить Минфин.

До конца этого года Минпромторг должен представить доклад о возможности заключения специальных инвестиционных контрактов с организациями, обязавшимися разработать технологии производства автокомпонентов и наладить их серийное производство, говорится в плане мероприятий.

Представитель ФАС сказал, что его служба является соисполнителем по разработке плана реализации стратегии, а исполнителем – Минпромторг. «В соответствии с опубликованным распоряжением вопрос будет проработан в установленные сроки», – сообщил только представитель Минфина. Представители Минпромторга, Минэкономразвития (это министерство тоже должно участвовать в подготовке предложений) на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Изменения в автопроме. Главные события за 20 лет

Конкретные предложения с отраслью еще не обсуждались, пояснили «Ведомостям» источники, близкие к двум автопроизводителям и двум производителям комплектующих.

Производителям автокомпонентов, как и автопрому в целом, нужна дополнительная поддержка. Производство сильно сократилось, говорит топ-менеджер компании – производителя автокомпонентов. С 2012 года, рекордного для российского рынка, продажи легковых машин упали в 1,4 раза – с 2,76 млн шт. до 2 млн в 2018 г. В 2017–2018 гг. на рынке был восстановительный рост, но в 2020-м продажи опять начали сокращаться.

Видимо, за счет снижения ставки НДС для автокомпонентов чиновники хотят повлиять на цены автомобилей, сделать их более доступными, продолжает собеседник «Ведомостей». Но вряд ли это получится, скептичен он. Автопроизводители, как правило, цены на свою продукцию только увеличивают. Наоборот, это производители автокомпонентов в случае снижения НДС всю прибыль могут положить себе в карман, возражает сотрудник одного из автоконцернов. Но те, кто не сделает этого, смогут в перспективе увеличить заказы от автозаводов.

Власти стараются НДС не трогать, поэтому если и произойдет отраслевое снижение ставки, то не более чем на 1–2 процентных пункта, уверен человек, близкий к другому производителю автокомпонентов (один из автопроизводителей считает, что НДС в итоге не изменят). Не ждет он серьезных изменений и от появления налоговых льгот для инвестиций в НИОКР. «Налоговые льготы есть и сейчас – заходи в особую экономическую зону и получай их, – замечает он. – Нужны принципиально иные меры». В качестве примеров он называет прямую финансовую поддержку НИОКР, помощь предприятиям в закупке оснастки и проч.

Требуется комплексный подход, подчеркивает другой собеседник «Ведомостей»: не только поддержка производителей автокомпонентов, но и стимулы для потребления их продукции – например, в виде ужесточения экологических норм для автомобилей. При этом важно, чтобы действия России были не запоздалыми, а синхронизированными с другими крупными странами. В противном случае эффект от налоговых льгот для производителей комплектующих будет минимальным, ведь смысл в инвестициях в НИОКР именно в России теряется, подчеркивает он.

Налоговые льготы – полезный инструмент поддержки существующих компонентных заводов, говорит топ-менеджер еще одной компании – производителя комплектующих. Но для новых предприятий требуются вложения не только в НИОКР, но и в строительство, организацию производства, покупку оборудования. Такие масштабные инвестиции не могут быть реализованы без госучастия в виде субсидирования части затрат и льготного кредитования, уверен собеседник «Ведомостей». И это подтверждает опыт таких стран, как Китай и Корея, которые с нуля создали высокотехнологичные производства, отмечает он.

Правительство выделит на поддержку автопрома 7 миллиардов рублей

Глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров рассказал “Ведомостям”, что правительство намерено выделить семь миллиардов рублей отечественному автопрому. Средства рассчитаны на поддержку различных сегментов автомобильного рынка, призваны помочь производителям продержаться до конца года, позволят избежать более сильного падения спроса.

Из указанной суммы пять миллиардов рублей, как и было оговорено ранее, отправятся на компенсацию автопроизводителям тех скидок, которые они предлагают за участие автомобилистов в государственной программе обновления автопарка (утилизация и trade-in). Как сообщает Минпромторг, с начала года по 19 июля предложением воспользовались 186 047 покупателей. Новых обещанных средств должно хватить до конца текущего года.

Дополнительный миллиард рублей будет выделен на финансирование программы льготного автолизинга (в общей сложности получится 3,5 миллиардов рублей). Этот инструмент поддержки включает в себя сектор коммерческих автомобилей, всего с 1 апреля по 19 июля с его помощью было реализовано 9 344 экземпляра.

Дополнительный миллиард рублей будет выделен на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлечённым предприятиями автопрома для своих инвестиционных проектов. “С учетом того, что процентные ставки были подняты, компании не вписываются в параметры проектов, которые они начинали еще в 2009-2012 годах, – пояснил Денис Мантуров. – Поэтому мы пошли им навстречу на этапе пока высоких процентных ставок”.

Представители российского автопрома восприняли новость о выделении дополнительных средств с энтузиазмом. В частности, представитель компании КАМАЗ отметил, что “по итогам года ожидается сокращение рынка, а его поддержка позволит снизить глубину падения”. Он особенно выделил поддержку инвестиционных кредитов: “КАМАЗ реализует масштабный проект модернизации производства и модельного ряда, и подобные меры поддержки облегчат поиск финансовых ресурсов”.

“Разворот” в процессе падения рынка, по мнению аналитика “ВТБ капитала” Владимира Беспалова, стоит ожидать в 2016 году. Причинами позитивного тренда станут предполагаемое восстановление спроса, а также то, что российские автомобилисты начнут менять те машины, которые они купили пять лет назад при росте рынка.

Весной 2015 года социологи ВЦИОМ провели опрос, который показал, что большинство россиян ещё не скоро собираются купить автомобиль. Всего 12% россиян запланировали совершить покупку машины через пару лет. Доля автопотребителей, планирующих взять кредит, снизилась до 35% (спад по сравнению с 2014 годом составил 23%).

Читайте также:

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Правительство России пригласило автопроизводителей на балл

Поделиться

Постановлением правительства РФ ведена балльная система оценки локализации автомобилестроения на территории России. Вводится она в порядке оптимизации господдержки, которая оказывается автопроизводителям в рамках государственных и муниципальных закупок и стимуляции внутреннего спроса на новые автомобили и автобусы. Другими словами, опосредованно в той или иной степени это касается каждого.

Постановление от 25 мая 2020 №661, опубликованное на официальном сайте правительства РФ уточняет и дополняет более раннее постановление – от 17 июля 2015 года №719 – регламентирующее требования к промышленной продукции в целом как к произведенной на территории России.

Подразумевается, что вводимой балльной оценке должны в совокупности соответствовать выполняемые при производстве автомобилей технологические операции, обязательства по выполнению которых предусмотрены специальным инвестиционным контрактом. Документ устанавливает: “Совокупная балльная оценка будет определяться исходя из уровня, в балльном исчислении соответствующего операциям штамповки, сварки, окраски, локализации двигателя внутреннего сгорания, коробки переключения передач, систем управления и лакокрасочных материалов.

Совокупное количество баллов за выполнение на территории России операций для каждой единицы продукции автомобилестроения будет начисляться в виде суммы баллов за фактическое выполнение перечисленных операций и баллов за наличие в специальном инвестиционном контракте обязательств инвестора или его смежников”.

Цель принятых решений – повысить эффективность применения механизма локализации промышленных производств, дифференцировать предоставление господдержки на основе балльной системы оценки степени локализации автомобилестроительных заводов.

Другими словами, если резюмировать изложенное более простым языком, степень господдержки, оказываемой выпускающим автомобили предприятиям будет определяться по следующей формуле: больше комплектующих и операций, производимых непосредственно в России (и, соответственно, больше объем добавленной стоимости) – больше баллов – больше величина поддержки. А в конечном счете следует надеяться – больше рабочих мест и меньше цена автомобиля для конечного покупателя.

Стимулирование спроса

В 2016 г. в рамках льготного автокредитования было продано 324 тыс. легковых автомобилей, по программам льготного лизинга — почти 28 тыс. единиц техники.

В июле 2017 г. запустились новые программы по стимулированию спроса. Кредитные госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» устанавливают скидку на покупку авто на 10%. Ими могут воспользоваться семьи с двумя несовершеннолетними детьми и граждане, которые покупают машину впервые, соответственно.

Также запущены новые лизинговые госпрограммы, предлагающие скидку в 12,5% для предпринимателей. «Свое дело» — для малого и среднего бизнеса, «Российский тягач» — для лизинга магистральных тягачей, «Российский фермер» — для представителей сельского хозяйства.

В этих программах участвуют 21 банк и 53 лизинговые компании. Из бюджета на льготы выделено 7,5 млрд рублей.

Кроме того, сейчас разрабатывается льготное автокредитование для иностранцев. Они смогут компенсировать затраты на выплату кредита, взятого на покупку российских авто. В сентябре была принята стратегия развития экспорта продукции автопрома, что также должно способствовать активному продвижению отечественных производителей на зарубежных рынках.

За неполные 9 месяцев 2017 г. в рамках госпрограмм по льготному кредитованию, лизингу и обновлению парка продано 597,9 тыс. машин, в том числе 37,6 тыс. — по новым стимулирующим механизмам. Планируется, что к концу года продажи авто по госпрограммам вырастут до 670 тыс. штук, причем 85 тыс. из них — транспортные средства, произведённые в Российской Федерации. Министерство промышленности и торговли РФ планирует продолжить реализацию программ поддержки и в 2018 году.

Планы на будущее

Всего на поддержку автопрома в 2017 г. запланировано потратить 62,3 млрд рублей, а в проекте бюджета на следующие три года на развитие будет направлено более 406 млрд.

Сейчас в стадии разработки находится новая стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года. В проекте документа обозначены перспективные направления развития отрасли. Среди них — рост экспорта и встраивание России в глобальные цепочки поставок, углубление локализации автокомпонентов и разработка инновационных продуктов.

Минпромторгу и Минтрансу РФ поручено учесть развитие техники на газомоторном топливе и производство комплектующих для электрического и беспилотного транспорта.

Их можно будет получить только через СПИК

Вице-премьер Дмитрий Козак, инициировавший изменения правил распределения госсубсидий в промышленности, теперь предлагает ограничить круг получателей господдержки в автопроме только компаниями, заключившими специнвестконтракт (СПИК). Такой подход соответствует логике Минпромторга и находит поддержку у российских концернов.

Получение новой единой промышленной субсидии станет возможным только для автопроизводителей, заключивших специнвестконтракт, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак в ходе совещания с автоконцернами 7 декабря. Как писал “Ъ” 30 ноября, господин Козак предложил заменить отраслевые субсидии в промышленности на единую субсидию, получение которой будет зависеть от успехов каждой компании по экспорту продукции в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Таким образом, теперь российские игроки, которые заключили или планируют заключить СПИК, смогут сохранить те отраслевые субсидии, которые получают сейчас, в то время как иностранные концерны, не видевшие необходимости в заключении СПИК, могут лишиться господдержки.

Собеседники “Ъ” на рынке полагают, что идею привязать предоставление отраслевых субсидий к СПИК лоббировал Минпромторг, чтобы механизм, контролируемый чиновниками министерства, оставался ключевым в автопроме. В Минпромторге “Ъ” не ответили.

По словам источников “Ъ”, знакомых с ходом совещания, после согласования нового инвестрежима (СПИК 2.0) доступ к промышленным субсидиям (де-факто компенсация утильсбора) смогут получить только держатели контрактов. Идея сделать СПИК гарантией доступа к компенсациям, поясняют источники “Ъ”, возникла на фоне опасений концернов, что их получат «гаражные производства, не создающие в РФ добавленную стоимость и рабочие места». Ряд источников “Ъ” говорят, что идея сделает экономически невыгодной работу локализованных игроков без СПИК, что противоречит концепции конкурентного рынка, за которую выступал вице-премьер.

В ходе совещания российские концерны подняли вопрос об очередной индексации утильсбора на фоне якобы снижения его поступлений в бюджет, и Дмитрий Козак поручил Минпромторгу оценить такую необходимость. Утильсбор уже увеличивался с 1 апреля (по некоторым позициям — до 90%). Индексация сбора не повысит его собираемость из-за ухода с рынка плохо продаваемых моделей и продолжения процесса локализации в отрасли, считает один из собеседников “Ъ”. При этом в целом он называет идею необоснованной, так как в структуре импорта большую часть занимают модели бизнес- и премиум-классов, которые не создают конкуренцию российским концернам, а существующие ставки эффективно выполняют роль барьера для китайских компаний.

Представитель Дмитрия Козака заверил “Ъ”, что идея сделать СПИК ключом к господдержке только прорабатывается. Но даже в случае ее одобрения автоконцерны без СПИК все-таки смогут получить доступ к ряду программ господдержки, так как перечень отменяемых в рамках реформы субсидий все еще обсуждается. Так, по просьбе автопроизводителей будет сохранена целевая субсидия на транспортировку продукции за рубеж, сообщил Дмитрий Козак, но механизм ее распределения будет видоизменен под стимулирование роста объемов экспорта. Предполагается, что такая конструкция позволит компаниям, которые уже экспортируют продукцию из РФ, и дальше получать субсидии на транспортировку, а тем игрокам, кто выходит на новые рынки, будет необходимо войти в нацпроект для получения господдержки, например, на сертификацию продукции. Источник “Ъ” в автопроме полагает, что для работы даже на существующих рынках компаниям необходим весь блок экспортной господдержки из-за необходимости адаптировать модели под рынки, например, с правым рулем. Другой собеседник “Ъ” отмечает, что экспортная поддержка нужна именно российским концернам, потому как у глобальных компаний уже выстроены цепочки и узнаваемость на мировых рынках и их устроит доступ только к целевой субсидии на перевозку машин. Обсуждается и исключение из периметра нацпроекта банковских субсидий в автопроме — льготных лизинга и автокредитования, сообщил вице-премьер. За это выступали как банки, так и лизинговые организации (см. “Ъ” от 5 декабря).

В российских концернах позитивно оценивают идею привязки к СПИК фактически всей господдержки автопрома. Глава «Соллерс» Вадим Швецов говорит, что сохранение ключевой роли СПИК «дает основу для продолжения инвестиций и реализации проектов». Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева заявила, что поддерживает «решение о том, что СПИК остается основным инструментом стимулирования инвестиций в отрасли», и отметила «неотработанность» новой системы распределения субсидий с привязкой к экспорту. Как писал “Ъ” 28 ноября, российские концерны выступали против реформы системы господдержки. В других компаниях “Ъ” не ответили.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что идея привязки субсидий в автопроме к СПИК призвана через этот механизм добиться повышения уровня локализации. Он обращает внимание, что успех схемы будет зависеть от условий СПИК 2.0.

На поддержку российского автопрома в 2018 году выделят 35 млрд руб.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на мероприятии в Подмосковье, июнь 2017 года

Стали известны объемы финансовой поддержки российского автопрома, в том числе при помощи специальных адресных госпрограмм, к которым уже привыкли как покупатели новых автомобилией, так и сами автопроизводители. Как рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров на встрече с журналистами, где присутствовал и корреспондент «Газеты.Ru».

Всего на поддержку автопрома в 2018 году будет направлено 35 млрд рублей. Из них на адресные программы, такие как «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и так далее, направят 16 млрд рублей.

Для сравнения напомним, что всего в 2017 году, согласно данным Минпромторга, суммарный объем господдержки автопрома на 2017 год составил 62,3 млрд руб. Их реализация призвана была простимулировать продажи более 750 тыс. машин и позволить выйти на рост производства к прошлому году на уровне 7%. Что касается адресных госпрограмм, то на них из этой суммы 17,4 млрд руб. было пущено на адресные программы поддержки спроса на автотехнику.

«У нас отфиксирована в бюджете сумма около 24 млрд руб., и, возможно, будет еще 9,5 млрд руб. из резервного фонда.

Это порядка 35 млрд руб. в целом, в том числе деньги банкам, с которыми мы должны рассчитаться за предоставленную возможность по льготному автокредитованию предыдущих лет, включая 2017 год — это 9 млрд.

И остальные распределяются таким образом: 2,5 у нас газомоторка (поддержка приобретения машин на газомоторном топливе), 1,5 млрд –электротранспорт (включая электробусы), и оставшиеся деньги пойдут на новые адресные программы и субсидии по инвестиционным кредитам. 100 млрд это промсубсидии, – пояснил Мантуров.

— С января мы запускаем (адресные программы поддержки спроса) – посмотрим, на сколько эффективно они продолжат работать. На эти меры запланировано 16 млрд рублей».

Отметим, что в набор стимулирования потребительского спроса на авторынке входят такие госпрограммы, как «Семейный автомобиль», «Первый автомобиль» «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело».

Как ранее уже сообщали в Минпромторге, скидка при покупке кредитного автомобиля по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» сохранится. Скидка по обеим этим программам составит 10% от стоимости автомобиля. Всего в 2018 году в рамках льготных кредитных договоров планируется продать 55 тыс. автомобилей. А вот скидок на процентные ставки по автокредитам не будет. В Минпромторге объяснили это снижением ставок по автокредитам до значений начала 2014 года. При этом максимальная ставка кредитного договора, подпадающего под условия льготного автокредитования, определена на уровне 17% (ранее размер максимальной ставки составлял 11,3%).

Предельная стоимость автомобиля, реализуемого по программе, напомним, теперь увеличена с 1,45 млн руб. до 1,5 млн рублей. «Указанное повышение позволит компенсировать подорожание автомобилей в течение 2017 года и позволит расширить перечень субсидируемых марок и моделей автотранспортных средств», — считают в ведомстве.

Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что на фоне низкой базы 2017 года, а также запущенных программ позволит рынку первые 2-3 месяца расти на 20-30%. В дальнейшем же, если все средства на стимулирования спроса закончатся и не будет выделено дополнительных ресурсов, продажи могут скатиться в отрицательную динамику.

«Если 16 млрд руб. разделить на 50 тыс. руб. на один автомобиль, то получается 320 тыс. автомобилей, — сказал Целиков «Газете.Ru». — В 2017 году примерно каждый второй автомобиль в России продавался с использованием госпрограмм поддержки спроса.

По моим прогнозам, авторынок в России в начале 2018 года все равно будет расти: динамика будет положительной, из-за низкой базы. А вот к лету получается, что и деньги на программы могут закончиться и база АППГ существенно выше – так, в 2017 году рынок постоянно рос.

А это означает, что мы можем получить и отрицательную динамику продаж во втором полугодии. Отложенный спрос на новые автомобили, конечно есть, но его надо стимулировать, подталкивать людей к покупке различными бонусами. Подобные программы, безусловно, действуют – любое стимулирование дает свой эффект. Другое дело, что в 2018 году он будет уже ниже: так, в предыдущие годы работали и утилизационные программы, и трейд-ин, на которые выделяли дополнительные средства. Теперь их нет. Поэтому, по моим прогнозам, первые 2-3 месяца рынок будет расти, в Минпромтоге отчитаются, что дела идут в гору, все налаживается.

Что будет потом, когда поддержка кончится, трудно сказать – может быть, программы продлят, тогда в середине года динамика будет нулевая. Всего, по моей оценке, в 2018 году рынок покажет 10-процентный прирост».

В свою очередь автомобильный эксперт Игорь Моржаретто в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что без стабильной господдержки рынка продажи будут постоянно колебаться, а при полном отсутствии финансирования отрасли к 2020 году покатятся вниз.

«Говорить о том, что кризис закончился – рано, — сказал Моржаретто «Газете.Ru». – Да, сейчас продажи растут, но происходит это из-за низкой базы, ведь еще в 2014 году продажи были в два раза выше, чем сейчас. Эффект отложенного спроса – это временный фактор. Люди купят машины в 2018 году, купят в начале 2020 года, но больше факторов для роста рынка я не вижу.

Развиваться авторынок в России будет циклично: подъем-спад, подьем-спад и без господдержки в 2020 году, чем нас иногда пугают, он просто упадет.

Скидку на кредитные автомобили дадут 55 тысяч раз

Учитывая, что в Минпромторге хотят, чтобы автокомпании продолжали инвестировать в Россию, наращивали глубину локализации, чиновникам придется постоянно стимулировать внутренний спрос именно такими программами. Потому что большинство компаний, когда стали приходить сюда с 2004 года планировали продавать свои автомобили именно в России, а не экспортировать их».

Президент Российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев в беседе с «Газетой.Ru» выразил сожаление по поводу того, что выделенная на поддержку отрасли и адресные программы сумма ниже по сравнению с цифрами прошлых лет. Кроме того, по его оценке, сами программы довольно специфичны и далеко не все могут ими воспользоваться».

«Поддержка авторынку, безусловно, нужна и автомобили по этим программам раскупают очень быстро, — сказал Мосеев «Газете.Ru». – Но доступ к нынешним программам теперь имеет ограниченная аудитория.

Так, не все потребители идут за первым автомобилем. Смущает и сама сумма — одно дело, когда 9 млрд выделяют еще и на субсидирование кредитных ставок в паре с ними, когда размер дотаций больше. А теперь программы более адресные, и, соответственно, проданных машин по ним будет меньше. Есть и опасения, что вся поддержка закончится уже к лету и больше авторынок не подстрахуют».

Ссылка на основную публикацию