Поезда-самолеты и их трагедии

Самые масштабные железнодорожные катастрофы на территории СССР, России, Украины (30 фото)

Железная дорога считается одним из самых безопасных видов транспорта, но и тут случаются катастрофы, зачастую огромных масштабов.

Крушение в Челябинской области (2011). Погибли 2 человека.

Авария произошла 11 августа 2011 года в Ашинском районе Челябинской области, в нескольких километрах от города Сим, на одном из участков Куйбышевской железной дороги. Вследствие разгона тяжёлого грузового поезда № 2707 до скорости 136 км/ч, по причине отказа тормозов, он догнал следующий впереди грузовой поезд № 1933 и столкнулся с его хвостом. В результате столкновения у поезда № 2707 сошли с рельсов два электровоза и 66 из 67 вагонов, погибли оба члена локомотивной бригады поезда, у поезда № 1933 сошли с рельсов 3 последних вагона.

Причиной крушения двух грузовых поездов, гибели двух человек и задержки десятков рейсов стала грубая халатность сотрудников РЖД, кое-кто характеризует ситуацию даже в более грубой форма. События, повлекшие катастрофу, начались с небольшого инцидента. 11 августа в 14:34, за несколько часов до столкновения, «виновник» трагедии – локомотив, составленный из двух электровозов серии ВЛ10, на станции «Мураслимкино» (участок «Челябинск-Кропачево») сбивает быка.

В результате происшествия произошло повреждение тормозной магистрали ведущего электровоза. Машинист Колтырев и его помощник Устюжанинов, сотрудники депо «Златоуст», меняют поврежденную деталь, воспользовавшись технической аптечкой ведомого электровоза, и сообщают на станцию прибытия «Кропачево» о необходимости дальнейшего ремонта локомотива. Состав благополучно доезжает до «Кропачево».

Принимавшие поезд в «Кропачево» машинист Д.В. Шумихин и его помощник М.К. Журавлев не проверили положение рычагов тормозной системы и ее работоспособность. В 16:50 поезд отправляют дальше по маршруту. Уже через 5 минут при проверке тормозной системы машинисты замечают проблемы в ее работе, поезд движется с нарастающей скоростью, не реагируя на попытки торможения. Скорость достигает 136 км в час, и только тогда было применено экстренное торможение. Однако тормозной путь на такой скорости – свыше 1 км. Товарный состав № 2707 догоняет идущий впереди другой товарный поезд № 1933 и таранит его.

Катастрофа на станции Свердловск – Сортировочный. Погибло 4 человека, ранено свыше 500 человек.

4 октября 1988 года состав, транспортировавший 86,8 тонн взрывчатых веществ (тротил и гексоген), после самопроизвольного движения под уклон протаранил состав с углем, стоящий на путях. В 02 часа 33 минуты (время московское) по причине короткого замыкания произошел взрыв, сила которого возросла в связи с наличием недалеко от эпицентра взрыва склада ГСМ.

Величина образовавшейся после взрыва воронки достигала 40 метров в диаметре и 8 метров в глубину. Сила ударной волны ощущалась в 15 км от эпицентра. Небольшому числу жертв способствовал тот факт, что вокруг станции располагалось малоэтажная жилая застройка бревенчатыми домами. В радиусе 3 км в домах не осталось ни одного целого стекла.

Однако трагедия послужила мощным толчком для развития жилищного строительства в районе, способствовала переселению людей в современные жилые здания, построенные на месте уничтоженных взрывом строений.

Катастрофа «Невского экспресса». Погибло 28 человек, ранено 132 человека.

27 ноября 2009 года в 21:30 по московскому времени на 285 км железной дороги из Москвы в Санкт Петербург произошло крушение фирменного поезда № 166 «Невский экспресс». Следствие определило причину крушения как террористический акт, который произошел путем подрыва взрывного устройства под электровозом ЧС200-100, что привело к уничтожению рельсового пути протяженностью 0,5 метров.

Высокая скорость и инерция движения позволили составу оставаться на рельсах. Однако два последних вагона через 260 метров сошли с рельс, первый остановился в вертикальном положении с правой стороны железнодорожного полотна, отлетев на 15 метров, а второй от хвостовой части поезда вагон осуществлял движение еще 130 метров на боку по рельсам железнодорожного полотна.

Большинство жертв находились в последнем вагоне (№1). Гибель пассажиров – следствие удара, произошедшего после схождения вагона с рельс и столкновения его с тремя бетонными опорами.

Катастрофа на станции Користовка (Украина). Погибло – 44, ранено – 100 человек.

Трагедия произошла 6 ноября 1986 в 3 часа 02 минуты (московское время) в момент следования пассажирских поездов № 635 Кривой Рог – Киев и № 38 Киев — Донецк через станцию Користовка. Поезд № 635 под управлением помощника машиниста проследовал под запрещающий сигнал светофора и, срезав стрелку, столкнулся с двигавшимся по другому пути поездом № 38.

Бригада поезда Кривой Рог – Киев не реагировала на запрещающие сигналы, на вызовы дежурных по станции, полностью утратив бдительность при прохождении станции. В результате погибли 44 человека. Более 100 человек получили ранения. Оба электровозы ЧС 4 № 005 и № 071 не подлежали восстановлению.

Трагедия на переезде в городе Марганец (Украина). Погибли 45 человек.

12 октября 2010 года в 9:25 недалеко от города Марганца Днепропетровской области произошло столкновение автобуса с пассажирами с двухсекционным электровозом ВЛ 8-153. Автобус марки «Эталон» с 52-мя пассажирами следовал из городской поликлиники в поселок Городище. При выезде на железнодорожный переезд под запрещающий сигнал светофора автобус столкнулся с электровозом, двигавшимся со скоростью 82 км в час. До полной остановки автобус протянуло еще около 300 метров.

Это была самая крупная авария такого типа для Украины. По заявлению властей после этой катастрофы коренным образом должны быть изменены правила пассажирских перевозок.

Трагическая ситуация с электровозом ВЛ 8 -153 произошла в момент, когда этот электровоз следовал в качестве резервного для грузового поезда, попавшего 12 октября 2010 года в 7:50 утра в другую катастрофу. Около станции Канцеровка трактор также проследовал под запрещающий сигнал светофора и был уничтожен проезжающим грузовым поездом. Тракторист погиб, а локомотив состава был сильно поврежден. На его смену и двигался злополучный ВЛ 8 -153

Катастрофа на станции Каменская. Погибло – 106, ранено – 114 человек.

7 августа 1987 года на Лиховском отделении Юго-Восточной железной дороги в городе Каменск-Шахтинский грузовой состав по причине отказа тормозной системы не смог снизить скорость на уклоне и в неуправляемом состоянии выехал на станцию Каменская (Ростовская область). В момент прохождения станции состав разорвало на несколько частей. Локомотив с одним вагоном через несколько сот метров врезался в хвост стоявшего на платформе пассажирского поезда.

Трагедия развивалась следующим образом. При начале спуска машинист на скорости 65 км в час начал торможение. Однако поезд не реагировал и продолжал набирать скорость. Тогда было повышено давление в тормозной системе и совершена дважды попытка остановить поезд. Когда принятые меры не помогли, о неисправных тормозах было доложено диспетчеру.

Машинисту терпящего крушение грузового поезда удалось связаться с диспетчерами и поездом № 335, стоящим на станции Каменская. Бригада пассажирского поезда начал экстренное движение, однако проводники не были оповещены и в 10-ом вагоне был сорван стоп-кран (это действие признано соответствующим должностной инструкции проводника при начале несанкционированного движения поезда). Разъяснить причину движения проводникам попросту не успели – на станцию уже врывался неконтролируемый грузовой поезд № 2035, движущийся на скорости 140 км в час.

В момент прохождения стрелки № 17 произошел разрыв состава и часть его (от второго вагона и дальше), образуя завал, начала останавливаться. Однако локомотив с первым вагоном проехали еще 464 метра и на скорости 100 км начали крушить хвостовые вагоны пассажирского поезда.

Трагедия «Авроры». Погибло – 31 и ранено более 100 человек

16 августа 1988 года в 18:25 по московскому времени на перегоне Березайка — Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги на 307—308-м км магистрали произошло крушение скоростного пассажирского поезда № 159 «Аврора», ведомого электровозом ЧС6-017.

Сутками ранее специальным вагоном-путеизмерителем на данном участке пути были выявлены дефекты, которые не позволяли проходить данный участок со скоростью 160 км в час. Просадка пути привела к самопроизвольному расцеплению локомотива и первого вагона поезда № 159, проходившего в данном месте со скоростью 155 км в час. Как следствие расцепления вагонов произошел обрыв тормозной магистрали, необходимой для экстренного торможения. Также при этом произошло разрушение путей, что и привело к сходу вагонов с рельс.

После опрокидывания состава в вагоне ресторане начался пожар, перешедший на другие вагоны поезда. Крушение произошло в заболоченной местности, что затруднило прибытие пожарных бригад, доставка воды также осуществлялась из источника, находящегося в 2 км от эпицентра пожара. Все 15 вагонов состава сошли с рельс, практически полностью были уничтожены 12 вагонов, перерыв в следовании поездов на данном участке составил 15 часов.

Трагедия в Арзамасе. Погибло: 91, ранено: 799

4 июня 1988 в 09:32 в городе Арзамас (Горьковской железной дороги) произошел взрыв трех вагонов с гексогеном, следовавших в Казахстан. В ходе расследования установлено, что в вагонах находилось 117 тонн 966 кг взрывчатых веществ.

После взрыва в эпицентре образовалась воронка диаметром 26 метров. Секция тепловоза была найдена в 200 метрах от места взрыва. Свыше 800 семей остались без жилья, уничтожен 151 дом.

Полностью разрушено 250 метров железнодорожного полотна, уничтожена подстанция и поврежден газопровод. Повреждения получили 2 лечебных учреждения, 49 детских садов и 14 школ, 69 магазинов.

Катастрофа около Уфы. Погибли 575 человек и ранено свыше 600.

3 июня 1989 года по московскому времени в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк случилась самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР. В момент сближения двух встречных поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл взрыв скопившихся газообразных углеводородов, собравшихся в низине по причине утечки из трубопровода «Сибирь — Урал — Поволжье».

В поездах № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) в тот момент находилось 1284 пассажира (383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся на рельсах 27 вагона обгорели снаружи и выгорели внутри. Официальные данные говорят о гибели 575 человек (по другим данным — 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения.

Объемный взрыв огромных масс скопившегося газа оценивался по разным данным от 300 тонн ТНТ до 12 килотонн, что сопоставимо с Хиросимой (16 килотонн). Взрыв был зафиксирован за тысячи километров системой ПВО США. В 10 км от эпицентра, в городе Аша, из окон были выбиты все стекла. Пламя можно было наблюдать с расстояния 100 км от пожара, площадь которого достигала 250 гектар. Полностью уничтожены 350 метра ж/д полотна.

В результате расследования к разным срокам заключения приговорили 9 должностных лиц. Причины аварии трактовались двояко. По первой версии основной причиной утечки пропана, бутана и других легких углеводородов было повреждение трубопровода экскаватором за 4 года до трагедии. За 40 минут до взрыва произошло раскрытие трубопровода, и началась утечка.

Вторая версия предполагала, что на целостность трубопровода повлияли блуждающие токи от высоковольтных линий электропередач, расположенных над железной дорогой. В результате на трубах образовались микротрещины, которые со временем и послужили источником утечек газа. Также существовала версия террористического акта со стороны западных спецслужб в целях дестабилизации уже разваливающегося СССР. Эта версия не нашла реальных подтверждений.

Какой вид транспорта самый безопасный

Боитесь летать, предпочитая автомобиль или поезд? Совершенно напрасно. Сегодня мы определим самый безопасный вид транспорта на основании сухой статистики, которая, как оказалось, имеет мало общего с нашими страхами.

Мы не зря начали с боязней, ведь именно они наглядно показывают, в какой степени наши эмоции и домыслы могут преобладать над фактами и здравым смыслом. Не случайно абсолютно все социологические опросы дают примерно одинаковый результат. Самым безопасным видом транспорта люди считают поезд, на втором месте автомобиль, ну и самым опасным, конечно же, самолет. А вот статистика падений пассажирских самолетов дает несколько другие результаты.

Правда, исходя из этой статистики, самый безопасный вид транспорта – космический. Ведь за всю его историю случилось всего три аварии, а расстояния были пройдены колоссальные. Однако, космический туризм — это перспектива хоть и недалекого, но будущего, поэтому мы рассмотрим более распространенные средства передвижения.

Авиационный транспорт

Аэрофобы, специально для вас: самолет – самый безопасный вид транспорта, статистика подтверждает это на 100%. На 100 млн миль погибает 0,6 человек. Если взять для примера 2014 год, то во всем мире случилась 21 авиакатастрофа. Из них 10 – грузовые судна, 11 – пассажирские. В общей сложности погибло 990 человек. Это меньше, чем количество погибших велосипедистов, и даже меньше количества людей, погибших за год от «рук» ослов.

Всего за год было совершено около 33 млн авиарейсов. В среднем на 1 млн вылетов случается одно авиапроисшествие. При этом следует учесть, что большинство из них приходится на небольшие частные самолеты.

Миф о том, что при авиакатастрофе нет шансов выжить, тоже имеет мало общего с реальностью. Летательные аппараты проектируются людьми, которые не понаслышке знают об аэродинамике и силе притяжения. Поэтому для того, чтобы с размаху шмякнуться об землю с высоты 10 000 км, нужно сильно постараться.

Обратимся опять к статистике. За последние 20 с лишним лет в США произошло около 500 авиапроисшествий. Количество погибших в них составило всего 5% от находящихся на борту в момент аварии пассажиров. Даже если отмести мелкие инциденты и проанализировать лишь серьезные катастрофы с ударами об землю, разломом корпуса самолета и пожарами, то количество выживших в них составляет примерно 50%.

Железнодорожный транспорт

По статистике, это самый безопасный вид наземного транспорта. Смертность в результате аварий поездов составляет 0,9 пассажиров на 160 млн км. Звучит невероятно, учитывая то, с какой скоростью передвигаются сверхсовременные поезда. Однако, с цифрами не поспоришь. При этом, в значительной степени общемировую статистику портят такие страны, как Индия, где понятие техники безопасности имеет весьма специфическое значение.

Автомобильный транспорт

На 160 млн км пройденного пути в ДТП гибнет 1,6 человек. Согласно этой статистике, автомобиль можно смело отнести к наиболее опасному виду транспорта. Каждый год на дорогах мира погибает около 1,2 млн человек, что в тысячу раз больше, чем в авиакатастрофах. Таким образом, у вас больше шансов попасть в ДТП на пути к аэропорту, чем погибнуть в самом самолете.

Причем, эти цифры касаются только четырехколесного транспорта. Если говорить о мотоциклах и мопедах, то там смертность в разы больше: 42 человека на 160 млн км.

Аварийные посадки: видео, показывающее, что даже из самых сложных ситуаций есть выход.

Похожие статьи

Интересное на Турвопросе

Все эти статистики говорят в пользу самолетов, это выгодно авиакомпаниям, почему учёт ведётся в милях или километрах. Естественно по расстоянию преемущество будет у самолетов но это не правильно. Нужно учитывать не расстояние а время которое мы проводим в транспорте тогда риск погибнуть в авиакатастрофе будет немного выше чем в автомобиле, так что не пудрите людям мозги, делайте безопасные самолеты, обучайте пилотов.
Например Гонконгские авиалинии за последние более чем 15 лет не совершили ни одной жесткой посадки, жертв 0, вот с них берите пример а не вешайте лапшу людям рассказывая как безопасно летать беря за значение километры пройденного пути.

Такая статистика — на 100 миллионов миль, с какой целью берется. Разве не правильнее будет делить количество пострадавших в год на количество пассажиров, перевозимых тем или иным транспортом? Железными дорогами в России перевозится в 20 раз больше человек, чем самолетами. Да, погибает на железных дорогах в абсолютном значении больше, примерно в полтора раза. Но если разделить на количество людей, то путешествовать поездом получается более, чем в 10 раз безопаснее!

люди вы что совсем дибилы . посчитайте скольколько погибших людей в 10 авиакатастрофах и сколько в 10 ти железнодорожных

Смешные… Расскажите о статистике погибшим… Погибшим при крушениях тех же самолётов, наземного транспорта (поездов, автобусов, авто и т. д.). Никто не застрахован от куска шифера летящего на голову с крыши дома… Бессмысленно о чем-то спорить… Одним прекрекрасным утром можно просто не проснуться, а вы тут развели 😀

Достаточно пересчитать данные по-другому — количество погибших НА ОДНОГО ВОДИТЕЛЯ (пилота). Т.е. сколько «стоит» одна фатальная ошибка водителя (пилота). На автотранспорте это будет — 2-3. А в авиаиндустрии — 100-150 человек. Сразу станет понятна важность тренировок, подготовки, пьянства, лихачества, малого опыта

В это мире все относительно.Всех маркетологов и их последователей посадить на самолеты с плохим техническим обслуживанием, невыспавшимся пилотом,бракованными деталями,дешевым топливом,жадным владельцем авиакомании и не забывайте, что Аннушка уже разлила масло.Никогда не верьте ничьим расчетам, только своим.Мой такой.Допустим 3 путника отправились в путешествие из города Роз в город Грез.Один на самолете,другой на авто,третий-пешком.Первый погиб,потому что заглох двигатель и самолет упал,второй сломал ногу,потому что врезался в дерево,когда заснул,а третий пришел целым.Вывод-безопасный транспорт это автомобиль.Мили,километры,время это все ахинея маркетологов,поскольку в процессе путешествия важно лишь одно-вернулся ли ты из него живым или нет.Людей убивает только скорость и среда перемещения.В воздухе это скорость ,в воде это глубина и низкая температура,давление.Чем медленнее вы перемещаетесь и чем меньше вокруг вас других ТС тем безопаснее.Пойду посмотрю как крокодилы доедают маркетологов

Не тупите, неуправляемая фура сомнет вас в гармошку на любой скорости, даже в пробке. Не надо тут ерунду городить со скорость и прочей туфтой.

Горе-статистики со своими табличками и критериями! Кто реально работает со статистикой, тот понимает, что считать ее надо по другим показателям:
— вероятность выжить при крушении самолета и вероятность выжить при попадании в ДТП;
— для более точной оценки можно брать пример авиакатастроф с большой высоты и лобовые ДТП.
А вот теперь считайте! А то привыкли учитывать общую вероятность попадания в ДТП со смертностью. Еще не забывайте, что количество поездок на автомобилях в порядки раз выше количества авиаперелетов.

Я вот очень боюсь летать на самолете, а ездить на машине — нет. Мы много раз на машине с детьми ездили в Анапу. На самолете 5 часов, на машине 5 суток. Теперь из-за подорожания бензина, намного выгоднее самолетом добираться. Я нашла способ, как подавить свой страх перелетов. За несколько дней до вылета, начинаю принимать успокоительное — триптофан эваларовский. Принимаю по 2 таблетки в день и к моменту волнение и страх притупляются.

Надежность любого вида транспорта = количество совершенных без летального исхода для человека операций по перевозке, т.е. считать нужно ни километры на человека а сам случай перевозки. К примеру средний человек совершает на авто как минимум 2 факта перевозки в день, на машине (маршрутке, автобусе, метро и пр.) на работу и домой. Если предположить что он будет совершать минимум 2 факта перевозки в день самолетом — думаю самолет станет далеко не самым надежным средством, как это сейчас преподается маркетологами.

Учтите, что самолёт за 1 час пролетает столько км = целый год на машине км на работу и обратно!

Загнули, за час пассажирский самолет пролетает 900км
На авто в среднем 5-20 тысяч км в год
Ну если работа не в 2 км от дома, что сомнительно.

статистику считают отношением числа смертей на пройденные километры
по это логике — лежать в кровати — самое опасное занятие — пройденное расстояние нулевое а число жертв найденных в кроватях чуть ли не 100% от всех смертей на планете

Как извесно скорость вращения земли 500м/сек скорость вращения вогруг солнца 24 км/сек вокруг галактики 240км/сек, а отдаление галактики от центра вселенной 600 км/сек! Так что даже лежа на кровати вы проходите коло сальное расстояние около 51 000 000 км, кровать самый безопасный вид транспорта!

Мария, ваш коммент — жемчужина! спасибо за уверенное логическое мышление! обычно встречаю женщин, которые владеют только женской логикой, но ваша логика выше всяких похвал! и тема вами раскрыта отлично!

Мне кажется, что при ответе на вопрос «чем безопасней добраться из А в Б», нужно учитывать, что это за А и Б, где они расположены, насколько далеко друг от друга.
Статистика безопасности считается во-первых, как средняя температура по больнице, а значит будет отличаться для поездок разной протяженности . Например, у самолёта самый высокий риск при взлёте и посадке. Поэтому в пересчёте на километры пути опаснее летать на короткие дистанции, и безопаснее на дальние. А для автомобиля — наоборот. Чем дальше едешь, тем больше риск. Далее, важно учитывать водителей/пилотов/машинистов. 80% аварий происходит из-за «человеческого фактора». А значит любой профессиональный транспорт (пассажирские самолёты, поезда, рейсовые автобусы) безопаснее частников. К ним предъявляется больше медицинских требований, они проходят регулярную подготовку итп. Здесь соответственно важна компания-перевозчик. От неё зависит и уровень водителя, и уровень техники.
Во-вторых, статистика безопасности считается разными способами. Я нашла три. Вот данные статистического бюро DETR (Department of the Environment, Transport and the Regions – американское бюро 2000 год).
Транспорт по безопасности расчет по километражу (погибших на 1 млрд км)
1. Авиа перелеты 0,05
2. Автобусы 0,4
3. Железная дорога 0,6
3. Микроавтобусы (Van) 1,2
4. Водный транспорт 2,6
5. Автомобили 3,1
6. Велосипеды 44,6
7. Пешком 54,2
8. Мотоцикл 108,9

Транспорт по безопасности расчет от количества поездок (погибших на 1 млрд поездок):
1. Автобусы 4,3
2. Железнодорожный транспорт 20
3. Микроавтобусы (Van) 20
4-5. На автомобиле и пешком 40
6. Водный транспорт 90
7. Авиа перелеты 117
8. Велосипед 170
9. Мотоцикл 1640

Транспорт по безопасности расчет от времени движения (погибших на 1 млрд часов):
1. Автобусы 11,1
2. Железная дорога 30
3. Воздушный транспорт 30,8
4. Водный транспорт 50
5. Микроавтобусы (Van) 60
6. Автомобиль 130
7. Пешком 220
8. Велосипед 550
9. Мотоцикл 4840

Так по статистике можно прикинуть риск поездки, например, из Москвы в Питер. 710 км (авиа 0,0000000355; жд 0,0000004260; авто 0,0000022000; автобус 0,0000002840) Соотношение риска 1/12/62/8.
По часам на самолёте 2 (0,0000000616), на поезде 4-10 часов (0, 0000001200-0,0000003000), на автомобиле 10 часов (0,0000013000), на автобусе 12 часов (0,0000001332). Соотношение риска 1/1,95-4,9/21,1/2,1
Поездка одна (авиа 0,0000001170; жд 0,0000000200; авто 0,0000000400; автобус 0,0000000043). Соотношение риска 27,2/4,7/9,3/1
Средний риск (по часам и поездке) авиа 0,0000000893; жд 0,0000001150; авто 0,0000006700; автобус 0,0000000687. Соотношение риска 1,3/1,67/9,75/1

В заключение, можно сделать вывод, что чем дальше поездка, тем более безопасно лететь самолётом, на более короткие расстояния безопаснее ехать поездом или рейсовым автобусом. При этом также стоит учитывать надёжность перевозчика и опасность трассы/маршрута/сложность аэропорта вылета-прилёта.

30 лет спустя. Крупнейшая в истории СССР железнодорожная катастрофа под Ашой

Взрыв произошел в момент прохождения в непосредственной близости от места разрыва трубопровода двух пассажирских поездов Новосибирск – Адлер и Адлер – Новосибирск. На трубе продуктопровода Западная Сибирь — Урал – Поволжье, по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из-за протечки трубопровода и погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходит исторический ход Транссибирской магистрали, перегон Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр трассы, в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.
Около трех часов до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через метровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде газового озера. Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда или искрообразования между контактной сетью и пантографами электровоза. Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но он этому не придали значения. 4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени (3 июня в 23:15 по московскому времени), в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. В поездах № 211 Новосибирск — Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер — Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира, в том числе 383 ребёнка. Кроме того, 86 членов поездных и локомотивных бригад. Люди ехали отдыхать на юг, другие возвращались обратно.Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, они при взрыве чрезвычайно сильно деформировались и выгорели практически до рамных конструкций. Другие 26 вагонов остались в разных положениях в пределах гравийной подушки, но также деформировались при взрыве и выгорели. По официальным данным 573 человека погибло, по другим данным 690. Стали инвалидами 623 человека, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших 181 человек. Не опознаны останки 327 человек. Эти останки, в основном пепел, захоронены у основания памятника.ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА:- Меня разбудила, а я только прилег, страшная по яркости вспышка. На горизонте полыхало зарево. Через пару десятков секунд до Аши донеслась взрывная волна, побившая немало стекол. Понял, случилось что-то страшное. Через несколько минут я был уже в горотделе милиции, вместе с ребятами кинулся в дежурку, помчались в сторону зарева. То, что увидели, невозможно представить себе даже при больном воображении! Как гигантские свечи горели деревья, вишнево-красные вагоны дымились вдоль насыпи. Стоял совершенно невозможный единый крик боли и ужаса сотен умирающих и обожженных людей. Полыхал лес, полыхали шпалы, полыхали люди. Мы кинулись ловить мечущиеся живые факелы, сбивать с них огонь, относить ближе к дороге подальше от огня. Апокалипсис. А как много было детей! Вслед за нами начали подъезжать медики. В одну сторону мы складывали живых, в другую – мертвых. Помню, нес маленькую девочку, она меня все про свою маму спрашивала. Передал на руки знакомому врачу: “Давай перевязывай!” Он отвечает: “Валерка, уже всё. ” – “Как это всё, только что разговаривала?!” – “Это в шоке”.Затем из Аши стали подъезжать и подъезжать добровольцы на автобусах, грузовиках. До ашинской больницы пострадавших пришлось возить в кузовах КамАЗов, сколько не довезли живыми. Многие дети, увидев спасателей, уползали дальше в лес и прятались, гонимые ужасом. Приходилось их выискивать, чтобы спасти. Есть и еще очевидцы трагедии. О них мало кто знает. Старшеклассники ашинских школ. У них проходили сборы по начальной военной подготовке. Жили в палатках совсем рядом от места взрыва, к счастью, по другую сторону Змеиной горы. Они тоже одними из первых включились в спасательные работы. Надо ли говорить, какую психологическую травму на всю жизнь от того, что увидели, получили эти парни!

Самые масштабные железнодорожные катастрофы – список, история и интересные факты

С развитием научно-технического прогресса возрастает не только нагрузка на окружающую среду, но и уровень опасности для человека. Повышение скорости жизни требует и повышенных скоростей передвижения. На смену лошадиным повозкам пришли автомобили, скоростные поезда и реактивные авиалайнеры. Известия о трагедиях на дорогах и в воздухе, железнодорожные катастрофы пугают и приводят в ужас. Но несмотря на двухсотлетнюю историю развития железнодорожного транспорта, он пока остается самым безопасным. Так ли это и какова вероятность оказаться в эпицентре железнодорожной катастрофы, поговорим в данной статье.

Статистика и опрос

Статистика – вещь коварная. За критерии оценивания можно брать самые разные показатели: количество жертв на километры пути или на человеко-часы. Приведем статистические данные по соотношению жертв к числу пассажиров. В данном оценивании железная дорога на третьем месте по уровню безопасности передвижения. Уступает она водному транспорту и, как ни пародоксально, авиации. А вот опросы населения упорно дают совсем другие цифры. Только 15% респондентов считают, что могут попасть в катастрофу на железнодорожном транспорте. В то время как опасения по поводу автомобильного транспорта высказывает порядка 50% опрошенных. И 85% респондентов опасаются пользоваться услугами современной авиации.

Причины не имеют национальности

Два столетия существования железнодорожного сообщения показывают, что у железнодорожных катастроф нет национальности. Отдельно стоит рассматривать террористические акты, и о них мы поговорим отдельно. К причинам трагедий, приводящих к железнодорожным авариям и катастрофам, чаще всего относятся следующие:

  • Нарушения техники безопасности и правил эксплуатации оборудования.
  • Неисправности железнодорожного полотна или подвижного состава.
  • Изношенность оборудования или его использование по истечении сроков эксплуатации.
  • Техногенные факторы или природные катаклизмы.

Опасные лидеры

При анализе крупнейших железнодорожных катастроф обращает на себя внимание сочетание нескольких факторов. И кроме того, каждая такая трагедия – уникальный случай, трагическое стечение обстоятельств. Но статистика безжалостна: 25% железнодорожных катастроф происходит в результате схода состава с рельсов. Столько же приходится на наезды и столкновения железнодорожного транспорта с другими транспортными средствами (гужевой, автомобильный и даже велосипедный). Пожары, взрывы и выход из строя оборудования отнимают порядка 10%, а остальное – человеческий фактор и ошибки управления, которые приводят к выезду составов на занятые пути и прямым столкновениям.

Самая первая авария

Как гласит история, первая авария на железнодорожном транспорте случилась 8 ноября 1833 года в пригороде Хайтстауна (штат Нью-Джерси, США). В результате сломавшейся оси с рельсов сошел пассажирский поезд «Камден энд Эмбой». По стечению обстоятельств в поезде ехал шестой президент Соединенных Штатов Америки Джон Куинси Адамс (1767-1848). В числе многих пассажиров он получил ранения, а два пассажира погибли. Счет жертвам железнодорожных катастроф был открыт и продолжается по сегодняшний день.

Топ мировых катастроф

За всю историю существования железной дороги произошло множество трагических событий. Перечислим три самые значительные мировые трагедии по количеству погибших пассажиров.

Пералия (Шри-Ланка). Эта трагедия, случившаяся 26 декабря 2004 года, на сегодня считается самой смертельной. Число жертв неизвестно, официальные источники называют цифру в 2 тысячи человек. Поезд «Королева моря» был сметен волной цунами, тридцатитонные вагоны, два из которых унесло в океан, и восьмидесяти тонный тепловоз отбросило на 50 метров. Спасатели добрались до состава только на третьи сутки. Полторы сотни пассажиров чудом остались живы.

Аль-Айят (Египет). Эта железнодорожная катастрофа произошла 20 февраля 2002 года. Машинист поезда не увидел возникновение пожара в одном вагоне, и огонь очень быстро охватил семь переполненных пассажирами вагонов. Люди выпрыгивали на ходу из пылающего поезда, ведь он проехал еще порядка 10 километров. По официальным данным, погибло 380 человек, около тысячи получили тяжелые ожоги и ранения.

Бихар (Индия). В данном случае причина трагедии – любовь к братьям меньшим. Машинист поезда совершил резкое торможение, чтоб избежать столкновения животным. В результате весь состав упал в реку. Трагедия 6 августа 1981 года унесла жизни всех, кто ехал в этом поезде – 800 человек.

Опасность подстерегает не только пассажиров

Нишапур (Иран). С рельсов сошел состав с цистернами серы, бензина, удобрениями и хлопком.

В село Хаям, куда 18 февраля 2004 года въехал поезд, кроме пожарных, стеклось множество зевак, политиков, журналистов. И вот тогда вагоны детонировали: взрыв был равен 180 тоннам в тротиловом эквиваленте. Погибло порядка 300 человек, до 500 были ранены, а взрыв был слышен за 70 километров от эпицентра.

Самый жуткий теракт

Страшные катастрофы на железной дороге – вожделенная мечта террористов. Именно так четырьмя взрывами в электропоездах Мадрида (Испания) решили отметить террористы-смертники 911 день после трагедии 11 сентября 2001 года. Взрывы прогремели 11 марта 2004 года и унесли жизни 192 граждан из 17 стран мира. Пострадало около двух тысяч человек. Ответственность за эти взрывы так и не взяла на себя ни одна из террористических организаций.

Самая страшная катастрофа СССР

Такой трагедии не было больше ни на территории Советского Союза, ни стран СНГ. И причина железнодорожной катастрофы под Уфой – авария на трубопроводе углеводородов Сибирь – Урал – Поволжье, приведшая к образованию плотной газовоздушной смеси в районе прохождения поездов. 18 вагонов поезда Адлер – Новосибирск тогда, 4 июня 1989 года, столкнулись с таким же пассажирским составом из 20 вагонов, идущим в обратном направлении. В эпицентр трагедии попали 1284 пассажира, из них – почти 400 детей. Трагическая случайность привела к тому, что эти поезда встретились – один запаздывал по техническим причинам, а второй делал экстренную остановку (высаживал роженицу). Когда они поравнялись на участке дороги Улю – Теляк – Оша, искра от колес привела к взрыву от 300 тонн тротила до 12 килотонн. Для сведения – взрыв в Хиросиме составлял 16 килотонн в тротиловом эквиваленте. Электровозы и 38 вагонов были просто уничтожены. Ударная волна отбросила с путей 11 вагонов. Вековые сосны сгорели, как спички. По официальным данным, в железнодорожной катастрофе (1989) погибло 575 пассажиров, почти тысяча получили ранения разной тяжести и ожоги. Жители города Аша, находящегося в 10 километрах от взрыва, на протяжении всей спасательной операции, которая длилась почти неделю, помогали спасателям и пострадавшим. Хотя в самом городе были выбиты взрывной волной стекла в жилых зданиях, а огонь от пожарища, охватившего 250 гектаров леса, был виден с расстояния в 100 километров.

Гибель спортсменов

Эта железнодорожная катастрофа под Уфой унесла жизнь 9 хоккеистов челябинской команды «Трактор». Эти мальчики, 1973 года рождения, были кандидатами в юношескую сборную Советского Союза и золотыми призерами многих турниров. С 1989 года в память о погибших чемпионах в Челябинске проводится ежегодный турнир по хоккею, являющийся одним из самых престижных среди юношеских команд. На месте трагедии установлен мемориал (1992), а в Новосибирском вагонном депо открыт памятник жертвам (2009). А в России все большее распространение получает развитие направления железнодорожных госпиталей медицины катастроф. На месте трагедии и сегодня останавливаются электрички, чтоб почтить память всех погибших в этой страшной катастрофе.

Годом раньше

Ровно за год до этой катастрофы, 4 июня 1988 года, по причине несоблюдения правил транспортировки опасных веществ на станции Арзамас (Горьковская область) в 09.32 утра произошел взрыв. Взорвались три вагона с гексогеном, а это 118 тонн взрывчатого вещества. Воронка от взрыва составила 26 метров в диаметре. Было разрушено 151 жилой дом, более 800 семей остались без крова над головой. Кроме полностью разрушенного полотна (250 метров), повреждения были нанесены 2 больницам, 49 детским садам, 14 школам. Погибли 91 человек, из них 17 детей.

Железнодорожные катастрофы в России: 2017

18 января. Водитель автомобиля выехал перед поездом на переезд. Даже при экстренном торможении не удалось избежать столкновения. Погиб водитель и пассажир автомобиля.

30 января. Легковой автомобиль столкнулся электричкой в Подмосковье. Погибли три человека, находящиеся в автомобиле.

3 марта. Амурская область – столкновение грузового автомобиля и грузового поезда, вагоны которого сошли с путей. Погибли два пассажира и водитель автомобиля.

26 марта. В результате столкновения двух поездов Учалинского горно-обогатительного комбината (Башкирия) сошли с рельсов две цистерны, в которых находилось дизельное топливо. Один человек пострадал и четыре погибло.

8 апреля. Поезд Москва – Брест столкнулся с электричкой под Москвой. С рельсов сошли три вагона электрички и локомотив поезда. 12 пассажирам из 50 пострадавших потребовалась госпитализация.

9 сентября. На переезде столкнулись КАМАЗ и пассажирский поезд в Ханты-Мансийском автономном округе. Два человека умерли в больнице, 20 пассажиров получили травмы.

6 октября. Автобус выехал на переезд во Владимирской области. Жертв нет.

Подводим итог

Трагедии и катастрофы неизбежны при развитии технического прогресса. Возрастающие скорости передвижения привносят в нашу жизнь потенциальную опасность. Каждому приходится самому решать, какой транспорт выбрать для передвижения. Как гласит половица – чему быть, того не миновать. Пусть в нашей жизни будет меньше тревог, а неприятности обойдут нас и дорогих нам людей. А для этого – будьте осторожным пассажиром и соблюдайте правила, которые написаны для обеспечения безопасности. А машинистам и обслуживающему персоналу в приоритет задач должно входить соблюдение правил обслуживания механизмов и правил охраны труда.

Огненный ад. 30 лет назад произошла Уфимская железнодорожная катастрофа

Крушение двух поездов-близнецов «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск», которое произошло в 1989 году, считается самой страшной катастрофой в мире, когда-либо случавшейся на железной дороге.

В ночь с 3 на 4 июня на 1710 километре Транссибирской железнодорожной магистрали на перегоне Аша – Улу-Теляк (в 11 км от станции Аша, Иглинский район Башкирской АССР) в 900 метрах от трубопровода «Сибирь-Урал-Поволжье взорвался газ. Оба состава оказались в эпицентре катастрофы. Погибли свыше 600 человек, 181 из них – дети, ранены более 600 человек.

Поезд памяти

Каждый год в омском сквере у железнодорожного вокзала, что разбит у ДК им. Лобкова, собираются люди. К памятнику жертвам уфимской катастрофы приезжают родители погибших, родственники, железнодорожники.

В том поезде ехали на курорт организованные группы школьников, ребята погибли в огненном аду. В поездах № 211 «Новосибирск – Адлер» (20 вагонов) и № 212 «Адлер – Новосибирск» (18 вагонов) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них семь полностью сгорели.

Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. Опознать останки было практически невозможно, многих разорвало взрывом. Кто-то сгорел заживо. Многие люди получили ожоги 100% поверхности тела, жуткие переломы, а поэтому просто не имели шансов на выживание. Выжившим было ещё труднее, в медицине ожоговые травмы считаются самыми тяжёлыми.

Автором памятного монумента стал великий Анатолий Цымбал, только такой человек смог воплотить трагедию в металле и мраморе. В центре памятника скульптура женщины с двумя детьми. Был он установлен при содействии Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги и Омской ассоциация жертв уфимской трагедии. Имена семи проводников, 121 фамилия пассажиров увековечены на этом месте.

«В 1989 году, когда произошла эта катастрофа, я только стал священником, – рассказывает отец Виталий. – В это время пришли в наш монастырь в Большекулачье родители и родственники погибших. Они просили помолиться. На второй год мы с ними поехали на место трагедии. Вот уже 30 лет, практически каждый год, мы ездим до Аши, чтобы возложить цветы и венки».

В этом году на место трагедии также едет поезд, чтобы 4 июня вместе с родственниками погибших почтить память у мемориала, установленного на Змеиной горе. Русско-полянская делегация – самая многочисленная. 25 человек погибли в этой катастрофе. Среди них пионервожатая Таисия Мунгалова из села Бологое. Тогда старшему её сыну Дмитрию было 18 лет, он на этом же поезде ехал до Исилькуля, где учился. Маму и её воспитанников поезд унёс дальше, как тогда казалось, в беззаботную жизнь на море. Среднему Павлу было 14, самому младшему Мише – четыре года.

«Мама была активная, всё успевала. И с ребятами в кружках позаниматься, и обед сварить, и корову подоить», – рассказывает сын Дмитрий. А Павел вспоминает, какой мама была занятой человек: «Если и болела, то все ученики приходили к нам домой и занимались». Михаил маму не помнит, но вместе с братьями почти каждый год ездит на место трагедии.

Уведомления

У фото и видео дня теперь есть ссылка на материал!

Мы обновили приложение!

Это читает вся страна – и вы тоже можете!

Все новости

Полицейского, которого обвиняли в пытках несовершеннолетней, отправили за решетку

«Лучшее из творений Бога»: в Башкирии мусульманский священник читает рэп

Где UFA1.RU, там победа: редакция привезла в Уфу два первых места с форума СМИ «Вместе медиа»

МегаФон развернул мобильную базовую станцию на празднике в честь Кремлёвской ёлки

Следователи заинтересовались «медленным гонщиком», пытавшимся скрыться от ДПС в пробке под Уфой

В «Башавтотрансе» прокомментировали видео с признаниями водителей, боящихся перевозить пассажиров

Оперативнику, который раскрыл убийство в Башкирии, грозит уголовное дело

МСП Банк разместил облигации, обеспеченные собственным портфелем кредитов субъектам МСП

Ищите укрытие: в Башкирии значительно ухудшится погода

По факту гибели ребенка в пожаре в Иглинском районе следователи возбудили уголовное дело

Водители «Башавтотранса» сняли на видео признание, что боятся перевозить пассажиров

В ДТП с Volkswagen и двумя Chevrolet на трассе в Башкирии погибла женщина

«Выбирая подарки, снимите корону»: три важных правила от практикующего психолога из Уфы

Новогодний ажиотаж: как не превратить праздник в кошмар

«Будем выходить на пикет каждый день»: дольщики ЖК «Серебряный ручей» повесили на дом жуткий манекен

В ДТП в центре Уфы пострадал 4-летний ребенок

Нелепый «арт-объект» установили в Стерлитамаке

Радий Хабиров заплатит 50 000 рублей за информацию о производстве суррогатного алкоголя

В Башкирии женщина за рулем «Хёндай-Солярис» влетела в дерево

«Мне заново сломали бедро»: как сейчас живет лыжник — пятикратный паралимпийский чемпион

Вовсе не «сказочный патруль»: в новогоднюю ночь в Уфе будут дежурить 600 инспекторов ДПС

Непонятное мясо с привкусом пластика: пробуем в Уфе «бургер из будущего»

«Превратили все в помойку»: жители Уфы потребовали от властей спасти Кошкин лес

«Вариантов не так много: сражайся, замри, беги»: колонка блогера о ситуации в Башкирии

«Мишкопад», 14 минут штрафа Метсолы: «Салават Юлаев» в последнем домашнем матче уступил «Сибири»

Против чиновников, которые выдали сиротам плохое жилье, возбудил уголовное дело следком Башкирии

«Чиновники деньги экономят что ли»: в Уфе перестали гореть гирлянды на одной из главных площадей

В Стерлитамаке нашли убийцу 89-летней пенсионерки, силовики рассказали, как его поймали

Власти рассказали, как Уфа будет праздновать Новый год

Башкирский завод «Авангард» прокомментировал кражу 276 тонн взрывчатки со своего предприятия

Депутаты Башкирии обяжут садоводов платить за использование колодцев

«Покормите их с руки, почувствуете себя добрым»: почему не надо собирать подарки сиротам из детдомов

В Уфе на жилых домах появились объявления с предложением купить спирт

Фото в сотах, проходка в карнавальном костюме: что подарят на «Мишкопаде» фанатам «Салавата Юлаева»

Строительство центра для лежачих бездомных в Уфе отдали на откуп епархии

«Водятлам глубоко пофиг на ПДД»: уфимцы жалуются, что из-за автолюбителей их жизни под угрозой

Стало известно, какое наказание назначил суд Стерлитамака основным обвиняемым по делу «Древпрома»

Итальянец, который украсил Уфу новогодней иллюминацией: «Меня вдохновил исторический центр Уфы»

В уфимской многоэтажке, где отравилась целая семья, жильцы месяц живут без газа и горячей воды

Очевидец трагедии под Улу-Теляком: «Я стоял, скованный ужасом: это был ад»

Спустя 30 лет свидетели железнодорожной катастрофы под Уфой вспомнили, как это было

Мемориал жертвам катастрофы символизирует расплавленные рельсы и одновременно женский профиль

Фото: Тимур Шарипкулов

Ранним утром 4 июня 1989 года жители Уфы проснулись от нескончаемого рокота вертолетов, которые наводнили небо над Госцирком. Страшно было так, словно началась война. Еще страшнее оказалась причина, по которой их мобилизовали, — в ту ночь на перегоне Аша — Улу-Теляк произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа.

Спустя 30 лет очевидцы вспоминают, как это было.

Маленькая искра для большой трагедии

У мемориала до сих пор статус регионального памятника

Фото: Тимур Шарипкулов

Все произошло в 01:15 по местному времени. На железнодорожном перегоне Аша — Улу-Теляк встретились два поезда: № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск». За несколько часов до этого на трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье», который проходит рядом с железной дорогой, образовалась узкая щель длиной 1,7 метра, через которую на землю стал выливаться газ — пропан и бутан. Образовалось целое газовое озеро. Машинисты проходящих мимо поездов чувствовали запах газа и информировали об этом диспетчеров движения. Но сигналы оставались без внимания. Дежурные по трубопроводу, увидев понижение давления в трубе, вместо того чтобы остановить подачу газа, начали нагнетать давление. Что спровоцировало взрыв — небрежно брошенный окурок или иска из-под колес — мы уже не узнаем. Но она появилась. Как раз в тот момент, когда два поезда — 38 вагонов, а в них — 1250 человек — встретились на роковом километре перегона. Сокрушительный взрыв, который прогремел в ту секунду, позже сравнивали по мощности с атомной бомбой в Хиросиме — в 12 килотонн.

Видео: Елена Жилинская

Вагоны как перекрученная тряпка

Я полетела на место трагедии 5 июня на вертолете гражданской обороны как корреспондент республиканской молодежной газеты. То, что увидела на месте катастрофы сверху, потрясло: вдоль железнодорожного полотна разметало около семи вагонов, перекрученных, словно выжатая тряпка. Лес в диаметре нескольких километров был повален, как на фотографии места падения Тунгусского метеорита.

Вертолет приземлился неподалеку от трубопровода. Мы подошли к месту порыва. Запомнилась та самая труба, а на ней — свищ, словно как попало вскрытая консервная банка.

Останков тел на месте трагедии уже не было: их заровняли бульдозерами и тракторами.

Так выглядело место катастрофы с высоты

Фото: Раиф Бадыков

Собкор ЦТ прорвался сквозь заслоны

Первым журналистом, который попал на место трагедии, был собкор Центрального телевидения Мадриль Гафуров. На вертолетной площадке за Госцирком он пробрался в вертолет, который привез раненых, и полетел в Улу-Теляк. Но туда уже прибыли Горбачев и Рыжков, и приземляться на месте трагедии вертолету запретили. Чтобы добраться до железной дороги, Мадрилю пришлось арестовать уазик районного начальника, который попался ему на проселочной дороге, и добираться на нем по бездорожью и буеракам до места катастрофы.

Чтобы прорваться к месту катастрофы, журналист Мадриль Гафуров пробрался в вертолет

Фото: Тимур Шарипкулов

— Я взял интервью у главврача Улу-Телякской больницы, который первым пришел на помощь пострадавшим, поговорил с Михаилом Горбачевым. Шел дождь, мне за воротник лилась вода, — говорит Мадриль.

623 человека получили тяжелые ожоги и травмы и стали инвалидами

Фото: Раиф Бадыков

Потом он вернулся в Уфу, успел передать материал для вечерней программы «Время». Так мир узнал о самой крупной железнодорожной катастрофе. Советский журналист получил за работу почетную грамоту «Победителя социалистического соревнования» и премию в размере месячного оклада.

” title=”В двух поездах находились 383 ребенка. 181 погиб

В двух поездах находились 383 ребенка. 181 погиб

Фото: Раиф Бадыков

«Повсюду раздавались предсмертные стоны»

Нурлыгаян Гиндуллин работал главным зоотехников в совхозе «Строитель», который позже переименовали в «Красный восход».

— Ночью меня разбудила жена. Она услышала сильный гул. Я выбежал во двор и увидел огромный огненный гриб. Подумал, что атомная бомба взорвалась. Ударной волной у нас вырвало дверь с петель, выбило все стекла и потолок провис, — вспоминает Нурлыгаян. — Тут прибежал какой-то солдат и закричал: «Поезд взорвался!». Мы подняли весь народ в селе и пошли туда. К железнодорожному полотну.

— Когда я увидел то, что там происходит, то просто остолбенел, — признается Нурлыгаян. — Минут десять стоял без движения, скованный ужасом: это был ад. Было светло, как днем. Повсюду раздавались предсмертные крики и стоны людей. Вагоны валялись вдоль полотна, и рамы их были раскаленно-красными. Кто-то бежал от поезда, кто-то полз к лесу и в сторону нашей деревни. Мы положили одну женщину, всю обгоревшую, на одеяло и понесли к деревне: думали, что она еще жива. Но когда донесли до первых домов, увидели, что она уже мертва…

Всех оставшихся в живых в 06:30 утра уже вывезли с места трагедии. Кого-то — в Улу-Теляк, кого-то — в Ашу…

Журналист Мадриль Гафуров, зоотехник Нурлыгаян Гиндуллин и председатель сельсовета Сергей Косматков видели последствия катастрофы своими глазами

Фото: Тимур Шарипкулов

«Люди метались живыми факелами»

Сергей Косматков был председателем сельского совета в «Красном восходе». Он поднял всех людей в селе, и они побежали к месту катастрофы.

— Я на пожарной машине поехал, добрался до телефона, позвонил в дежурную часть МВД, сказал, что взорвались два поезда и погибших больше тысячи. Дежурный мне не поверил, ответил: «Не паникуй! Быть такого не может!» — говорит Сергей. — Через 45 минут из Уфы на место трагедии уже примчался генерал-майор, министр МВД республики Семилетов. Он начал отдавать распоряжения о спасении пострадавших. Я взял на себя ответственность и велел продавцам райпо отдать все одеяла, какие были, все бинты в бухтах. Они не хотели: «А кто будет отвечать за это?» Я сказал, что беру ответственность на себя. Наше село лес спас. Стекла все побиты были. Печи, крыши, фронтоны… Школа двухэтажная кирпичная пополам лопнула.

Сейчас возле мемориала вырос красивый смешанный лес

Фото: Тимур Шарипкулов

— Это был действительно ад на земле, — вспоминает Сергей. — В горящих вагонах люди метались живыми факелами. Высоковольтные провода под напряжением в 3 тысячи вольт оборвались и болтались оголенные. Весь день мы искали тех, кто побежал в сторону леса. От многих пассажиров остался даже не пепел, а просто тень, контур. Опознали 675 человек. Прах тех, кого не удалось опознать, просто захоронили в 327 урн. Это огромная братская могила…

— Как вы после всего этого живете? Не снится этот ужас по ночам?

— Да. Медики даже придумали новый термин: «улу-телякский синдром». Всем жителям нашего села предложили после трагедии пройти реабилитацию в институте профзаболеваний. Но тут сенокос, картошка подоспели. Никто не поехал. А мы с моим водителем и одноклассником Маратом все же пролечились там три недели. С нами психологи работали, врачи. Вроде помогло.

Этой встречи не должно было случиться — один из пассажирских поездов опаздывал на семь минут

Фото: Тимур Шарипкулов

  • поезда не должны были встретиться: один из них опоздал на семь минут;
  • из 37 вагонов поездов Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск семь сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, 11 — оторвало и сбросило с путей;
  • задвижки на трубопроводе были обесточены — задвинуть их, и перекрыть утечку было невозможно. После аварии восстанавливать трубопровод не стали и ликвидировали;
  • судебное разбирательство длилось шесть лет. Обвинение предъявили девяти должностным лицам — начальнику строительно-монтажного управления треста «Нефтепроводмонтаж», прорабам и нескольким конкретным исполнителям. Двоих из них амнистировали;
  • в 90-е годы на месте катастрофы создали мемориал памяти жертв — две расплавленные рельсы и одновременно женский профиль. У него до сих пор статус регионального памятника. Местные жители содержат его на чистом энтузиазме, без копейки денег;
  • сейчас возле мемориала вырос красивый смешанный лес. На месте каждого вагона, вырванного из состава взрывом, стоят грибки со скамейками, чтобы люди могли посидеть и помянуть своих близких;
  • 26 сельчанам, кто активно помогал спасать людей, вручили почетные грамоты Президиума Верховного Совета республики;
  • начальник дистанции пути самарского отделения железной дороги должен был ехать на поезде Адлер — Новосибирск. Но замешкался на перроне и опоздал. Его посадили на тепловоз к машинисту. А в Уфе тепловоз задержали: уже произошло крушение. Он считает 3 июня своим вторым днем рождения;
  • машинист тепловоза Виктор Безверхих ехал в сторону Челябинска. Взрывной волной его выбросило сквозь лобовое стекло тепловоза в лес, в кусты. И он остался жив. Потом прошел медкомиссию и доработал машинистом до пенсии. Он приезжает к мемориалу каждый год;
  • Те, кто обгорел, но выжил, страдают до сих пор. Многим из них пришлось уйти из вузов, так они были страшно изувечены. Люди, прошедшие через адский огонь, страдают от косых взглядов — окружающие возмущаются их жуткими ожогами и рубцами.

Родственники погибших в катастрофе людей приезжают к мемориалу каждый год

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

После очередной трагедии с самолетом и многочисленными жертвами снова все со скепсисом вспоминают постоянно повторяющийся слоган о том, что “самолет – самый безопасный транспорт в мире”. Наверное это происходит от того, что мы воспринимаем себя в самолете совершенно беспомощными перед нештатными ситуациями и шанс на спасение своими силами практически равен нулю. А вот передвигаясь на машине с приличной скоростью, в плохую погоду нам кажется, что если что мы успеем увернуться или подушки безопасности нам обязательно спасут жизнь. Хотя передвигаясь по трассе Старый Оскол – Воронеж я периодически ловлю себя на мысли, что если я буду ехать супер-аккуратно, по правилам и внимательно, но выскочивший на встречку по этой узенькой дороге придурок не оставит мне шансов ровно так же как и в самолете.

Так какой же транспорт согласно статистике является самым безопасным в мире?

10 место. Мопеды и мотоциклы

Мопеды и мотоциклы по праву занимают десятую позицию нашего рейтинга самых безопасных видов транспорта. Много лет подряд такой транспорт считается самым опасным и 2015 год не исключение. От общего трафика мотоциклы составляют всего лишь 1%, при этом на дорогах 20% смертей приходится именно на данный вид транспорта. Для того чтобы выжить следует помнить, что нельзя развивать лихую скорость более 70 км/час. Отчаянная бравада не только неуместна, она еще и может стоить жизни водителю. А, если с собой он взял пассажира.. 125 смертей по статистике приходится на каждые на 1,5 млрд. км. мотопроката. Смертность водителей обычных машин в 28 раз меньше, нежели смертность водителей мотоциклов. Таковы современные факты.

9 место. Велосипед

На девятой строчке рейтинга в списке самых безопасных видов транспорта на 2015 год, считается «младший брат» мопеда велосипед. Велосипед из года в год считают одним из наиболее опасных типов транспорта, по данным официальной статистики. Нынешний год не стал исключением, к несчастью. Чаще всего ДТП с участием велосипедов происходят при столкновении с автомобилями. Число таких происшествий на дорогах постоянно растет. Поэтому велосипедистам стоит быть максимально внимательными. Поскольку чаще всего в таких ДТП гибнут подростки, всем родителям следует учитывать данный момент. На 1,5 млрд. км. по статистике приходится 35 смертей.

На восьмой позиции в рейтинге самого безопасного вида транспорта по статистики 2015 года, оказалось метро. Данный вид транспорта при происшествиях губит жизни множества людей сразу. И чрезвычайные ситуации в метро особо опасны для горожан. Если говорить о России, чаще всего жертвами становятся пассажиры московского метро.

Паромы не так безопасны, как хотелось бы любителям водного транспорта. По статистике текущего года, на 1,5 млрд. км. приходится 20 смертей. В особенности нужно отметить, что не каждая гибель происходит в результате крушения. Известны случаи, когда за борт падают пассажиры. Водный транспорт также небезопасен!

6 место. Космический корабль

Космический корабль занимает 6 место нашего рейтинга самых безопасных видов транспорта на 2015 год. Только 18 космических кораблей из тех, что были отправлены в безграничный космос, начиная с самого первого полета в 1961 году, не смогли вернуться назад. И это при внушительном количестве транспорта такого типа, отправленного в космос. Всего кораблей было 530. Стоит учитывать, что люди погибали не в самом космосе. Трагедии случались при взлете или же в момент приземления. По статистике, на 1,5 млрд. км. приходится 7 человеческих смертей.

5 место. Микроавтобус

В середине рейтинга наиболее безопасного транспорта оказались микроавтобусы. К несчастью, не редко люди гибнут при поездках на таком типе транспорта, зачастую из-за низкой квалификации водителей.

4 место. Автомобиль

Раньше машины считались невероятно опасным типом транспорта. Так, каким образом, в статистике 2015 года одним из наиболее безопасных типов транспорта оказался автомобиль? Все очень просто. Машинную конструкцию существенно дорабатывали в последние годы. Таким образом, число аварий значительно снизилось. Новая статистика говорит о том, что на 1,5 млрд. км. приходится четыре гибели на долю машин. Однако это не означает, что можно смело забывать о мерах безопасности или становиться поклонниками безумной езды.

3 место. Автобус

На 1 млрд. км. приходится 0,5 смертей по официальной статистике. Это касается обыкновенных автобусов. Поэтому в рейтинге наиболее безопасных видов транспорта, именно автобусы оказались на почетном 3 месте. На европейских просторах данный тип общественного транспорта входит в число самых безопасных. В Египте дела обстоят намного хуже, в Российской Федерации тоже достаточно аварий. Но все же, на третьей позиции рейтинга, автобусы находятся заслуженно. Однако не стоит забывать о жутких происшествиях, связанных с этим типом транспорта. Стоит хотя бы вспомнить, как в столице автобус был протаранен грузовиком. И это ни единичный случай!

2 место. Самолет

На втором месте находятся самолеты. Хотя, в предыдущие годы, этот вид транспорта занимал верхнюю строчку подобных рейтингов. Но, по статистике, самолет нельзя отнести к самым безопасным видам транспорта. Тем не менее, 0,5 смертей приходится на 1,5 млрд. км., если учитывать еще и малую авиацию с вертолетами. Коммерческие судна всегда превзойдут опасностью обычные легкие самолеты. Однако не следует забывать, что страшнее всего, в случае с авиакатастрофами тот факт, что почти никому из огромного числа пассажиров не удается спастись. И даже экипажу воздушного судна в авиакатастрофах везет зачастую не больше. Известно, что подобные происшествия никогда не могут быть случайностью. Когда происходит авиакатастрофа, виной всему совокупность определенных факторов. Тем не менее, самолеты всегда считаются одним из наиболее безопасных типов транспорта. И статистика каждый год подтверждает это. Но удивительнее всего, что зачастую люди намного сильнее боятся летать на самолетах, нежели ездить на мотоциклах.

Сложные посадки: видео, показывающее, что даже из самых сложных ситуаций есть выход.

Если взять для примера 2014 год, то во всем мире случилась 21 авиакатастрофа. Из них 10 — грузовые судна, 11 — пассажирские. В общей сложности погибло 990 человек. Это меньше, чем количество погибших велосипедистов, и даже меньше людей, погибших за год от «рук» ослов.

Всего за 2014 год например было совершено около 33 млн авиарейсов. В среднем на 1 млн вылетов случается одно авиапроисшествие. При этом следует учесть, что большинство из них приходится на небольшие частные самолеты. Поэтому вероятность погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса крайне мала, 1/8 000 000. Даже летая каждый день, потребуется 21 тысячелетие, чтобы попасть-таки на тот злополучный рейс, который потерпит крушение.

Миф о том, что при авиакатастрофе нет шансов выжить, тоже имеет мало общего с реальностью. Летательные аппараты проектируются людьми, которые не понаслышке знают об аэродинамике и силе притяжения. Поэтому для того, чтобы с размаху шмякнуться об землю с высоты 10 000 км, нужно сильно постараться. Обратимся опять к статистике. За последние 20 с лишним лет в США произошло около 500 авиапроисшествий. Количество погибших в них составило всего 5% от находящихся на борту в момент аварии пассажиров. Даже если отмести мелкие инциденты и проанализировать лишь серьезные катастрофы с ударами об землю, разломом корпуса самолета и пожарами, то количество выживших в них составляет примерно 50%.

Такая надежность авиатранспорта связана с несколькими факторами. Во-первых, прежде чем подняться в небо, каждый самолет проходит тщательную проверку, причем анализируется абсолютно все: от работы приборов и систем до малейших изъянов покрытия. Причем воздушный корабль осматривают не только техники, но и непосредственно капитан, ведь он обязан принять его в отличном состоянии.

Во-вторых, постоянно совершенствуются системы безопасности. В каждом самолете установлено несколько дублирующих друг друга систем. В результате, даже если одна из них выйдет из строя, ее функции тут же выполнит другая. Так что, если, к примеру, откажет один из двигателей, самолет все равно сможет благополучно взлететь или сесть.

В третьих, меняется тактика посадки. Если раньше было принято сажать самолет мягко, то теперь рекомендуется делать это грубо, для лучшего сцепления шасси с взлетно-посадочной полосой. Однако, даже если вдруг случится худшее, шансов выжить у пострадавших гораздо больше по сравнению с другими видами транспорта. Так, с 1983-го по 2000 годы в США зафиксировано 568 авиапроисшествий, но погибли в них только 5% от находившихся на борту пассажиров: из 53 487 человек 51 207 остались в живых!

Проанализировав 26 крупнейших аварий, при которых лайнеры сильно ударялись о землю, разламывались на части и загорались, специалисты установили, что спаслись примерно 50% участников катастрофы. И вот тут хочется задать вопрос: если в самолете все устроено так надежно и безопасно, так почему же миллионы людей боятся летать и у него такая дурная слава? Оказывается, все дело в том, что новость о любой авиакатастрофе тут же подхватывается многими средствами массовой информации и разносится по миру с помощью сотен фотографий и видео с подробностями крушения. В результате у зрителей и читателей складывается впечатление, что полеты необычайно опасны.

Поезда, по статистике считаются самым безопасным транспортом в мире и оказались на первом месте нашего списка. Особенно актуально это для американских и европейских поездов, всего 0,2 смерти приходится на 1,5 млрд. км. на долю поездов. Если же брать лишь Российскую Федерацию, на ж/д транспорте смертность составляет 0,7 на 1,5 млрд. км., что тоже не очень много. При этом, в значительной степени общемировую статистику портят такие страны, как Индия, где понятие техники безопасности имеет весьма специфическое значение.

А вот как люди по опросам видят самый опасный вид транспорта:

Профессоры Массачусетского технологического института установили, что риск смерти для пассажира коммерческих авиакомпаний в среднем по миру составляет один к 45 миллионам полетов. Статистика говорит, что “в среднем” путешественник может провести в самолете 123 тыс. лет, но так и не потерпеть крушение.

Издание Business Insider приводит список 10 фактов, которые должны убедительно доказать, что самолет – это достаточно безопасный вид транспорта из всех имеющихся на сегодня.

1. Велосипед. В случае с велосипедистами шансы попасть в ДТП и погибнуть в нем составляют один к 4982 поездкам. Такие цифры приводит Национальный совет по безопасности США.

2. Мотоцикл. В США одно ДТП с участием мотоциклистов приходится на 1907 совершенных ими поездок.

3. Шансы получить тяжелую травму во время ходьбы по улицам составляют один к 1749.

4. Если вы прямо сейчас находитесь в автомобиле в качестве пассажира (в США), то шансы попасть в аварию составляют примерно один к 415.

5. Государственные эксперты в США утверждают, что любители частных самолетов гораздо чаще попадают в неприятности, чем те, кто летает коммерческими авиалиниями. В первом случае риск попасть в аварию составляет один к 7229.

6. Аналитики организации PolitiFact изучили статистику ДТП с участием автобусов и пришли к выводу, что это самый опасный наземный вид транспорта. С безопасностью полетов и сравнивать нечего, говорят эксперты.

7. Статистика утверждает, что на 100 миллионов миль, которые пролетает в самолете типичный пассажир, приходится всего 0,003 жертвы. Для сравнения: в случае с коммерческими автобусами этот показатель составляет 0,05, то есть примерно в 17 раз выше.

8. В случае с пассажирскими поездами этот показатель еще выше – 0,06.

9. Вероятность умереть, сидя за рулем автомобиля, выше вероятности умереть в пассажирском вагоне поезда в десять раз.

10. Полиция США утверждает, что по вине пешеходов случается 80% всех дорожно-транспортных происшествий в стране.

Ссылка на основную публикацию