Памяти Эрика Сабо – 20 самых известных разработок мэтра советского дизайна

Уникальные машины Эрика Сабо, перевернувшие советский автопром

Этот дизайнер мог затмить многие зарубежные звезды и совершить революцию в автомобильном дизайне. Почему этого не случилось

Этот дизайнер мог затмить многие зарубежные звезды и совершить революцию в автомобильном дизайне. Почему этого не случилось? И что произошло с его творениями?

За рубежом дизайн – важнейшая составляющая, если не основа автоиндустрии. А уж дизайнеров можно фактически назвать героями автомобильного Олимпа, ведь по их творениям можно смело учить историю создания машин. Франко Скальоне, Джузеппе Бертоне, Батиста Пининфарина, Вальтер да Сильва и Джорджетто Джуджаро – эти имена навсегда вписаны в зал славы автодизайна. А что же у нас? Увы, но российские и советские автодизайнеры зачастую обделены общественным вниманием, а ведь именно они внесли неоценимый вклад в развитие отечественного автопрома. Сегодня мы расскажем об одном таком человеке – Эрике Владимировиче Сабо.

А началось всё в далеком 1957 году. Двадцатитрехлетнего Эрика Сабо, который только-только окончил Московское Высшее Художественно-промышленное училище (бывшее “Строгановское”) в соответствии с советской практикой распределяют на завод имени Лихачева. Чтобы недавний студент особо не расслаблялся, ему поручают ответственное задание — немного переработать внешний вид лимузина ЗИС-110. Как бы сказали сейчас, придумать “рестайлинг”. От молодого человека не ожидали чего-то особенного, однако выполненная работа настолько впечатлила сотрудников автозавода, что стало ясно: такого специалиста нельзя потерять.

Рестайлинг ЗИС-110 Эрик Сабо увидел таким

“Не секрет, что внешность советского лимузина была позаимствована у американского “Паккарда”. Мне предстояло придать машине “национальные черты”. Вариантов я сделал с полдюжины: гуашью светлых тонов на чёрном фоне. Бампер, решетка радиатора и декоративные элементы были выдержаны в стиле “сталинского ампира”. Популярный в послевоенной архитектуре, он, на мой взгляд, подходил и для подобных монументальных автомобилей”, — вспоминал впоследствии Сабо.

На этом фото – первый опытный прототип ЗИЛ-130, построенный в 1956 году еще до прихода Сабо

Удивительно, но, несмотря на позитивную реакцию руководителей, наработки молодого человека не пригодились. В 1958 году ЗИС-110 сняли с производства. Однако вот от услуг автодизайнера (или, как говорили тогда – художника-конструктора) отказываться никто не собирался. Еще с 1956 года на Заводе имени Лихачёва вели разработку нового грузовика, причем даже успели построить первый опытный образец. Автомобиль получился сырым, а советская промышленность остро нуждалась в кардинально новом грузовике. Пока шли доводка и испытания будущей модели, решено было поработать и над внешним видом. Эту миссию доверили Эрику Сабо. А назывался тот автомобиль ЗИЛ-130…

Ох и смелым же вышел экстерьер новой машины! Массивный капот, “глазастые” фары с нависающими бровками, характерная решетка радиатора, панорамное лобовое стекло. Получилось стильно даже по мировым меркам. А ведь еще был фирменный голубой цвет для кабины, который стал настоящей визитной карточкой ЗИЛа на многие годы. Любопытная деталь: на машину ставили шестилитровый мотор мощностью 150 л.с., которую тогда считали… избыточной!

А вот таким грузовик стал уже после того, как к нему прикоснулся Эрик Владимирович

Но “Сто тридцатым” деятельность Сабо в те годы не ограничилась. Был еще и армейский грузовик ЗИЛ-131, который также весьма распространенный не только на территории СССР, но и в странах-союзниках. Но настоящий успех Эрику Владимировичу принес микроавтобус “Юность”, работы по которому были начаты еще в 1959 году… в тайне от руководства ЗИЛа! Почему так? Очень просто, инициатором проекта выступали сами конструкторы завода – заказа на создание чего-то подобного “сверху” просто не было. Зато инициативу неожиданного поддержала комсомольская организация завода. Вот такие причуды советского времени.

В планах разработчиков было создание большого универсального автомобиля, который можно было бы использовать и в такси, и в скорой помощи. Однако в основу “Юности” в итоге легла платформа от правительственного ЗИЛ-111. Как считал сам Сабо, это было не слишком удачное решение. Но другого не было – приходилось работать с тем, что имеешь. Скажем, двигатель позаимствовали от ЗИЛ-130 (6 л., 150 л.с.). Зато внешний вид был абсолютно оригинальным. В итоге в 1961 году автомобиль наконец-то вышел в свет. А еще через год о нём написал советский журнал “За рулём”. “На остановках маршрутного такси в Москве можно увидеть экспериментальный микроавтобус “Юность”, созданный на автозаводе имени Лихачёва. Эта машина вмещает 17 пассажиров и развивает скорость до 120 км/ч. Управление автомобилем полностью автоматизировано. В кабине водителя установлен кнопочный пульт. Труд водителя облегчается также и гидроусилителем руля”, — рассказывал главный орган советской автомобильной печати.

Но настоящий успех “Юности” принесла Международная автобусная неделя в Ницце в 1967 году. “Главный приз — приз Президента Французской республики — по результатам туристического ралли был присужден советскому автобусу ЗИЛ-118”, — писал в те годы “За рулём” о микроавтобусе “Юность”. Правда, советские журналисты в своём докладе гораздо больше концентрировались на ездовых характеристиках автомобиля, в то время как французов впечатлила именно внешность “Юности”, созданная Эриком Владимировичем Сабо. Настолько революционной она была для того времени. Всего автомобиль получил 12 наград, а внук Генри Форда даже безуспешно пытался купить лицензию на производство этого автомобиля.

Правда, на момент международного признания сам Эрик Сабо на ЗИЛе уже не работал. Как же так получилось? Очень просто. Еще в начале 60-х дизайнеру поручили работу над проектом модернизации лимузина ЗИЛ-111, но при этом запретили всяческую самодеятельность. “Работа в конструкторском бюро ЗИЛа тяготила. Главный конструктор завода любил повторять: “Посмотрите, что сейчас носят за границей”. Это был завуалированный приказ: подражать иностранцам и ничего не выдумывать”, — вспоминал Сабо. В итоге после выхода ЗИЛ-111Г, скопированного с нескольких моделей Cadillac, Сабо перешел на работу в Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ), где образовал творческий тандем с Эдуардом Молчановым.

Ссылка на основную публикацию