Новое авто от Fisker – и это сделали из BMW

DmitryCD › Блог › Хенрик Фискер и его дурная Karma.

Приветствую, уважаемые читатели!

Наладить в наше время производство нового автомобиля представляется задачей непосильной, однако энтузиасты всё не унимаются, и год от года в новостных лентах появляются сообщения о рождении новой автомобильной марки, которой, как правило, суждено просуществовать год-другой, показать макет в масштабе 1:1 на каком-нибудь автошоу, заявить заоблачные характеристики, а затем кануть в лету. Лишь в редких случаях, дело доходит до производства серийных автомобилей, и, как правило, это нечто выдающееся. Если же говорить о марке Fisker – это нечто среднее.

И если мы заводим речь о Fisker, это значит, что в первую очередь мы будем говорить о её создателе, Хенрике Фискере, потому как именно он – главный генератор амбициозных, пусть и не всегда успешных проектов, и очень важно то, что его это не останавливает.

Как и в случае со многими другими людьми, вписавшими своим имена в историю автомобилестроения, Хенрик еще в детстве понял, что жизнь его будет связана с автомобилями. Решение это он принял после встречи с Maserati Bora. Всё своё свободное время Хенрик рисовал автомобили, а в 1989 году окончил Художественный колледж дизайна со специальностью дизайнер транспорта. В том же году он получил работу в мюнхенском офисе BMW, и, не смотря на то, что Фискер мечтал о создании спортакров, первой его работой в 1991 году стал забавный городской концептуальный гибрид E1.

После этого ему была доверена куда более интересная работа: в течение 5 лет он работал над внешностью концептуальной модели, получившей название Z07. Концепт был показан на автосалоне Токио в 1997 году и позиционировался как продолжатель традиций родстера BMW 507, составлявшего когда-то конкуренцию самому Mercedes-Benz 300 SL Gullwing. Публикой концепт-кар был принят восторженно, после чего все сомнения у руководства BMW окончательно растаяли, и в 1999, с минимальными изменениями, с конвейера сошла одна из красивейших моделей марки – BMW Z8. Хенрик получил собственную дизайнерскую студию BMW в Калифорнии, она принимала участие в создании внешности BMW X5 первого поколения.

И вроде в BMW у Хенрика Фискера всё складывалось неплохо, но, видимо, он не забывал о своей детской мечте: создавать спортивные автомобили, которых в модельной линейке баварского производителя не очень-то и много. И когда в 2001 году Фискер получил приглашение занять место главного дизайнера Aston Martin, то согласился не задумываясь.

Первой его работой в премиальной британской компании стал Aston Martin DB9, впервые показанный публике в 2003 году. Он сильно отличался от своего предшественника, DB7, но от того стал еще более походить на Aston Martin, перекликаясь с такими классическими моделями как DB4 и DB5. Его же руке принадлежит Aston Martin Vantage, впервые показанный в 2003 году и выпускаемый по сей день. Vantage стал самой успешной моделью компании.

Параллельно с работой на Aston Martin, Фискер занимал должность руководителя студии глобального дизайна Ford в Калифорнии. Под его руководством был создан концепт-кар Ford Shelby GR-1, созданный как дань уважения гениальному Кэроллу Шелби. Стилистически и идейно автомобиль выполнен в полном соответствии с легендарной моделью Shelby Daytona.

Однако, совершенно неожиданно для обоих своих работодателей, Хенрик Фискер увольняется, переманивает с собой одного дизайнера, маркетолога и создаёт в Калифорнии кузовное ателье Fisker Coachbuild. Целью компании был выпуск под заказ уникальных кузовов для автомобилей премиальных брендов, как это делалось в 20-х и 30-х годах XX века. Однако от первоначального плана пришлось отказаться. Просто переделать автомобиль и продать его, в условиях текущей действительности и нормативно-правовой базы невозможно. Необходимо провести огромную работу по переделке внутренних узлов, салона, электрики, меняя форму кузова необходимо предусмотреть безопасность, аэродинамику, провести работу по регистрации изменений, всё это увеличивало стоимость многократно. Для целесообразности такого предприятия необходим выпуск не менее 150 экземпляров, а это уже противоречит концепции заказного, уникального кузова.

Компания выпустила 15 автомобилей двух моделей, один на базе Mercedes-Benz SL, другой на базе BMW 6 модели, а также создала кузов на заказ для немецкого суперкара Artega, производитель которых разорился в 2012. Компания Fisker Coachbuild же добровольно прекратила своё существование в 2007 году.
В том же году Фискер получил от Tesla Motors заказ на создание внешности их нового автомобиля, однако в ту пору Tesla испытывала финансовые проблемы и постепенно сотрудничество сошло на нет.

На производство собственного гибридного автомобиля Хенрика Фискера вдохновил Леонардо ДиКаприо. Когда Фискер увидел что ДиКаприо, афиширующий свою озабоченность экологической ситуацией в мире, приехал на очередную церемонию «Оскар» за рулём Toyota Prius, дизайнер был несколько обескуражен. Неужели состоятельные люди и звёзды, неравнодушные к проблеме загрязнения природы, должны ездить на столь невзрачном и скучном автомобиле? Хенри с коллегами по предыдущей компании основал Fisker Automotive.
Уже в 2008 году на североамериканском автосалоне был показан концептуальный автомобиль под маркой Fisker. И новая компания тут же «схлопотала» иск от Tesla Motors, мол, Хенрик Фискер украл концепцию и дизайн их автомобиля. Однако в суде ему удалось доказать, что это совсем другой автомобиль и получить от Tesla Motors 1,1 млн $ в счёт судебных издержек.

Fisker Automotive смогла получить кредит в размере 528,7 млн $ от департамента энергетики США, а также более 100 млн $ от венчурных фондов и частных лиц, включая самого Леонардо ДиКаприо. Первый серийный Fisker Karma вышел в 2011 году и критиками был встречен достаточно радушно, Top Gear даже назвал Fisker Karma автомобилем 2012 года. Во главу угла тут был поставлен дизайн, технологии и высокий уровень комфорта. А вот департамент энергетики остался не очень доволен, стоимость автомобиля была за пределами 100 000 $, что никак не вписывалось в условия кредитования и кредитная линия была закрыта. Затем стали выявляться проблемы с качеством, последовали отзывные программы. После выпуска примерно 2 000 гибридных седанов сегмента лакшери, фирма обанкротилась и была продана с аукциона китайской компании. Сейчас она называется Karma Automotive и с 2017 года предлагает всё тот же автомобиль, но под названием Karma Revero за 130 000 $.

Однако эта неудача не остановила Хенрика Фискера. В настоящее время он вновь основал кузовное ателье, и создаёт новые кузова на заказ для небольших авто и мото-производителей, самостоятельно работает над созданием спортивного электромобиля, с тремя коллегами основал компанию по доработке Dodge Viper SRT, полностью меняя его облик, а также сотрудничает с судостроительной компанией, разрабатывая для них уникальный дизайн яхт.

Как говорит сам Хенри Фискер, вдохновение он черпает в красоте изгибов человеческого тела и формах мускул-каров 60-70х. Пока что судьба этого талантливого дизайнера удивительным образом напоминает то, что происходило с Джоном Делореаном, он шагает впереди времени и терпит неудачи, но пока еще есть надежда, что в отличие от Делореана, Фискер дождётся своего времени.

Очень надеюсь, что данная статья Вам понравилась! До новых встреч в моем блоге!
Также смотрите мой скромный instagram!

Fisker начал принимать заказы на ещё не представленный кроссовер Ocean

Премьера конкурента Tesla Model Y от компании Fisker состоится только 4 января, но за 250 долларов очередь на кроссовер Ocean уже можно занять. Поставки заказанных машин начнутся в 2022 году.

Хенрик Фискер, основатель компании Fisker Inc., очень талантливый дизайнер – его родстер BMW Z8 считается одним из красивейших автомобилей начала 2000-х и высоко ценится в кругу коллекционеров. Электрический кроссовер Fisker Ocean, судя по имеющимся изображением, гораздо элегантнее главного конкурента – Tesla Model Y. Вот только если в успешном запуске Model Y мало кто сомневается (на днях, кстати, стало известно, что его производство начнётся на полгода раньше, чем планировалось, то есть в начале 2020 года), то предпринимательские способности датского дизайнера вызывают как минимум настороженность. Вспомним, что его предыдущая компания Fisker Automotive прогорела и была продана китайцам – теперь она известна как Karma Automotive и готовится выпускать машины с новым, довольно неказистым дизайном.

Fisker Inc., существующая с 2016 года, ещё не выпустила на рынок ни одной модели, но уже отметилась постоянными изменениями в своих планах.

Так, проект электрического седана EMotion, представленного в 2018 году, отложен в долгий ящик вместе с его инновационной графеновой батареей. Фискер, очевидно, столкнулся с теми же трудностями, что и британский предприниматель Джеймс Дайсон, который понял, что не может запустить в серию свою «супербатарею», и закрыл автомобильное подразделение компании Dyson, несмотря на высокую степень готовности первой модели.

Фискер в отличие от Дайсона веру в свой успех на автомобильном рынке не потерял и разработал проект массового электрического кроссовера с обычным литий-ионным аккумулятором от LG Chem. Месяц назад стало известно, что кросс получил имя Ocean и позиционируется как самый экологически чистый автомобиль в мире. В отделке салона используется так называемая веганская кожа, коврики сделаны из переработанных рыболовных сетей, а резина – из отходов шинного производства. Интересной особенностью кузова является складная жёсткая крыша с встроенными в неё солнечными панелями, которые буду давать до 1000 миль (1609 км) «халявного» пробега в год. Батарея ёмкостью 80 кВт·ч обеспечивает 250-300 миль (402-483 км) пробега на одной зарядке.

Хенрик Фискер считает, что BMW нужен новый образ!

Первая попытка известного автомобильного дизайнера, инженера и авантюриста датчанина Хенрика Фискера ворваться в автопром оказалась колоссальной неудачей, обернувшейся банкротством.

Недавно Фискер дал большое интервью изданию Automotive News Europe, где сообщил некоторые волнующие подробности о новом автомобиле. Главное, что при сопоставимой мощности с существующими батареями, аккумуляторы Фискера будут весить в два раза меньше. Это станет возможным благодаря использованию твердотельных батарей, с гораздо большей эффективностью. Запас хода седана составит вполне серьезные 400 миль (больше 640 км).

Еще были завораживающие слова о быстрой зарядке и прочая оптимистичная информация. Но это не самое интересное в интервью. Фискер убежден, что традиционные автопроизводители, такие как BMW, в скором времени должны будут полностью переосмыслить свою идентичность. Компания BMW, как говорит Фискер, известна главным образом благодаря своим легендарным моторам. Звук баварских движков завораживает авто фанатом по всему свету. А поскольку электромобили – ребята молчаливые, как BMW будет выделяться в мире, заполненном электрическим транспортом?

“Вы не услышите разницы между двумя электромобилями”, говорит Фискер. “Они все тихие. Где различия? Почему я буду должен выбрать электромобиль BMW в будущем?” Это действительно будет сложнейшая задача, найти свое “лицо” в новом бесшумном мире. Авантюрист Фискер заявляет о том, что его новая компания готова укрепиться в качестве лидера рынка электромобилей, новая эра вот-вот наступит и EMotion даст бой не только безусловному лидеру сегмента – американской компании Tesla, но и традиционным автомобильным брендам, таким как BMW.

Несмотря на то, что компания Фискера имеет 15 патентов и собственную лабораторию для производства и тестирования батарей нового поколения, думаю, BMW рано трястись в истерике. Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается. Это сложный, длительный и затратный процесс, поэтому Фискеру приходится периодически подогревать интерес к проекту, вот BMW приплести пришлось. К слову, дизайне Фискер создал облик таких Автомобилей как BMW Z8 и Aston Martin DB9. Но как автопроизводитель Фискер пока не сильно преуспел.

Хенрик Фискер: Дорогой мечты

Датчанин Хенрик Фискер, дизайнер многих красивых спортивных машин, неожиданно бросил успешную карьеру, чтобы реализовать свою мечту – выпускать автомобили «имени себя».

В калифорнийском Анахайме я побывал не только ради теста Karma, но и для того, чтобы поговорить с самим Хенриком о прошлом, настоящем и будущем его бренда.

Родился 10 августа 1963 года в Дании

В 1989 году закончил Arе Center College в Пасадене, Калифорния

С 1989 по 2001 год работал в компании BMW, сначала в Мюнхенской, а затем в Калифорнийской дизайн-студии концерна

Создал дизайн концепт-кара Z07, а затем и его серийной версии – BMW Z8

В 2001 году стал главным дизайнером Aston Martin. За время работы в компании создал DB9 и V8 Vantage

В 2004 году возглавил Global Advanced Design Studio (GAPC) компании Ford в Калифорнии, но в том же году покинул концерн Ford и создал компанию Fisker Coachbuild

В 2007 году совместно с фондом Quantum Technologies создает Fisker Automotive

В 2008 году новая компания показывает концепт своего первого автомобиля – Karma

Антон Ширяев: Как вы пришли к идее создать собственную компанию? И отвечать не только за дизайн, но и за все в целом?

Хенрик Фискер: Все началось с того, что я увидел Леонардо ди Каприо, который приехал на очередную церемонию вручения премии «Оскар» на Toyota Prius. И мне показалось странным, что нет ни одного дружелюбного к окружающей среде люксового автомобиля, который бы круто выглядел. В Америке столько актеров, столько общественных деятелей, которые хотят иметь имидж людей, заботящихся о природе. И все, что у них есть, – Prius! А затем я познакомился с одним очень интересным военным проектом. Машина называлась Aggressor, и ее задача – проводить диверсии за линией фронта. Это двухместный «плоский» внедорожник, который забрасывается вертолетом за линию фронта, там бесшумно движется на электромоторе, а по завершению миссии возвращается назад на «увеличителе запаса хода». Следовательно, электромотор обеспечивает незаметность в тылу врага, а ДВС – быстрое возвращение назад. Однако компания, которая сделала этот автомобиль, даже не собиралась внедрять эту силовую установку в гражданское производство – мол, мы занимаемся только военной техникой. Тогда я и решил использовать эту технологию и создать собственную компанию. Увидел пустую нишу и решил ее занять. Ведь экологически чистый автомобиль всегда был чем-то маленьким, уродливым и совершенно не крутым.

А.Ш.: Но сначала вы были всего лишь кузовной мастерской…
Х.Ф.: Точно.

А.Ш.: …и это тоже весьма оригинальная идея, ведь времена Саутчика, Мерфи и других великих кузовных дел мастеров давно прошли!

Х.Ф.: Вы правы, в 30-е годы прошлого века почти у всех люксовых машин были заказные кузова. Те же голливудские звезды покупали у Rolls-Royce или Duesenberg только шасси, а затем шли к великим мастерам. И те создавали для них неповторимые шедевры. И мы хотели делать что-то подобное, ведь сейчас даже люксовые машины – это достаточно массовое производство. Мы построили 13 автомобилей под названием Tramonto, и две машины с именем Latigo. А планировали выпустить как минимум 150 автомобилей. Но столкнулись практически с нерешаемыми проблемами. В 30-е годы вам не приходилось думать о пассивной безопасности, об электронике, аэродинамике и расходе топлива. А сейчас подобные вещи делают создание машины с уникальным кузовом практически невозможным. Из-за этого цена автомобиля – относительно машины, послужившей основой, – вырастает в несколько раз. И даже при этом вы не можете обойтись одним экземпляром – нужна небольшая серия. Пару лет я пробовал этим заниматься, но наступили трудные времена – и кузовным мастерским просто не осталось места! Посмотрите, даже Pininfarina за последние годы сделала только два подобных автомобиля: Ferrari для Гликенхауса и Rolls-Royce, который они долго не могли продать. Что уж говорить о таких маленьких компаниях, как наша.

А.Ш.: Но вы ведь выполняли и сторонние заказы, разрабатывали дизайн машин других компаний…

Х.Ф.: Да, я нарисовал немецкий суперкар Artega, но он, к сожалению, больше не выпускается из-за банкротства компании.

А.Ш.: Вы также работали и с компанией Tesla, вашими конкурентами!

Х.Ф.: Меня попросили создать дизайн для новой Tesla, когда во главе компании стояли другие люди, а компании Fisker Automotive еще не существовало. Я действительно разработал основы дизайна машины, которая потом стала называться Model S, но потом у Tesla кончились деньги, мне перестали платить, и работа встала. Потом в Tesla сменилось руководство, я создал Fisker Automotive, и они подали на меня в суд за то, что я якобы украл дизайн их машины и т.д. Но мы выиграли процесс. Более того, в нынешней Model S нет абсолютно ничего моего, они отказались от всех моих идей.

А.Ш.: Появление Tesla Model S нельзя назвать хорошими новостями для вас, ведь у машины примерно такая же концепция – люксового экологически чистого автомобиля. Как ее дебют сказался на вашем бизнесе?

Х.Ф.: Не согласен с вами. Это не плохие новости, потому что у Model S иная концепция – я бы сказал, совершенно иная. Электромобили – а Tesla в отличие от нас делает именно их – очень специфический и достаточно узкий сегмент рынка. Model S и Karma – это соевое мясо и гамбургер. У них нет ничего общего! Люди покупают Karma, потому что это красивый автомобиль с прекрасной управляемостью. Его экологичность – бонус, который вас при этом никак не ограничивает. Покупая Tesla, вы приносите удобство каждодневного использования, свободу передвижения на алтарь борьбы с вредными выбросами. У нашей машины нет таких ограничений. Поэтому мне кажется, что сегмент рынка, в котором находимся мы, куда больше той ниши, в которой играет Tesla. Большинство владельцев Karma пересели на нее с Mercedes-Benz, Jaguar или Audi. Есть и те, у кого до Fisker были BMW, но их меньше. Как и тех, у кого до Karma были такие дорогие машины, как Bentley или Aston Martin. Наши клиенты хотят водить полноценный автомобиль! Им не нужен электромобиль.

А.Ш.: Почему вы стали производить Karma в Финляндии? Это дешевле?

Х.Ф.: Не совсем так. Все-таки мы выпус-каем достаточно нишевый продукт, и строить отдельный завод для выпуска Karma было экономически нецелесообразно. Строить и эксплуатировать завод – очень дорого и оправданно только при достаточно больших объемах производства. Поэтому решением проблемы стал аутсорсинг. Сейчас, когда мы планируем расширение модельного ряда и увеличение объемов производства, мы купили свой собственный завод в штате Делавэр.

А.Ш.: В одном из интервью вы сказали, что модельный ряд Fisker расширится до 6 моделей в ближайшие пару лет. Что это будут за машины?

Х.Ф.: Я всего лишь говорил о том, куда мы можем развиваться. Естественно, нельзя выжить, производя всего один автомобиль. Даже маленький производитель вроде нас должен закрывать несколько сегментов. Сейчас у нас есть Karma, затем мы добавим в гамму Atlantic, об остальном вы узнаете, когда придет время.

А.Ш.: В любом случае, вы уже показали купе-кабриолет Sunset и универсал Surf. Запустить их в производство куда легче, ведь платформа у вас уже есть. Что же мешает?

Х.Ф.: В любом случае, это не так просто. Что касается Surf, то вы можете уже сейчас заказать его, но машина будет стоить как две Karma.

А.Ш.: Где вы продаете больше всего машин? Расскажите о ваших продажах здесь, в США, и на экспортных рынках.

Х.Ф.: Сейчас США, конечно же, крупнейший рынок. Крупнейший зарубежный рынок – Голландия. Причина успеха в том, что правительство Нидерландов предоставляет массу льгот владельцам автомобилей, дружественных окружающей среде. Налоговые вычеты, бесплатная парковка, отсутствие дорожных сборов. Специально для Голландии мы изменили настройки силовой установки, чтобы снизить выбросы СО2. По всему миру Karma выбрасывает 52 г/км, а в Нидерландах этот показатель равен 47 г/км. По местному законодательству, если выбросы меньше 50 г, то вы вообще не платите налогов. Ни дорожного налога, ни регистрационного сбора! И затраты на эксплуатацию Karma в Голландии ниже, чем затраты владельца MINI или Prius.

А.Ш.: Как много у вас дилеров, и в скольких странах вы представлены?

Х.Ф.: Около 60 дилерских центров по всему миру. А страны… Вся Европа, кроме России, Англии и стран Восточной Европы, а также ОАЭ, Китай, США и Канада.

А.Ш.: А что Россия? Не планируете прийти к нам?

Х.Ф.: Планируем! Но мы точно не появимся в вашей стране до лета.

А.Ш.: Вам весьма повезло, ведь вы смогли получить полмиллиарда долларов в кредит от Министерства энергетики США. Было сложно добиться получения этих денег, не имея производства в Штатах?

Х.Ф.: Условия кредита требуют, чтобы каждый доллар был потрачен в США. Я не могу тратить деньги на производство в Финляндии, но в Европе мы только производим наши машины! Разработка дизайна, ходовой части, производство многих комплектующих, PR-поддержка, выстраивание дилерской сети – все это происходит здесь, в Америке. Кроме того, мы уже давно собирались открыть здесь производство Atlantic, так что это не было проблемой.

А.Ш.: Сейчас, когда цены на нефть не столь велики, люди не стали отворачиваться от экономичных машин. Или вашим клиентам важна экологическая составляющая?

Х.Ф.: Я не думаю, что цены на нефть сильно влияют на наш бизнес. Люди, покупающие Karma, могут позволить себе заправлять ее хоть каждый день. Когда ты ищешь экономию, ты покупаешь Fiat 500, а не седан за $100 000. Fisker – это бренд, целиком построенный вокруг идеи жизни в согласии с окружающей средой. Дело не только в выбросах вредных веществ и расходе топлива. Производственный процесс, вторично использованное сырье, энергия солнца – нашим клиентам все это важно не меньше, а то и больше, чем потребление бензина. Если завтра овощи подорожают, то бедняки перестанут их есть, но богатые люди от здорового питания не откажутся. Они едят овощи не из-за их невысокой цены. То же самое и с нашими машинами! Karma – это имиджевый продукт.

А.Ш.: Вопрос, который я задаю всем дизайнерам. Какая концепция модельного ряда вам ближе: когда каждая машина индивидуальна, как в BMW времен Криса Бенгла, или когда все на одно лицо, как в Audi?

Х.Ф.: Ни одна из перечисленных вами. Это радикальные примеры. Все машины должны сразу же узнаваться, важно, чтобы их можно было легко идентифицировать именно как автомобили данной марки. Поэтому какие-то ключевые элементы дизайна должны быть общими. С другой стороны, каждая модель обязана нести черты яркой индивидуальности. У машин Fisker такой ключевой элемент – двойная решетка радиатора. Кроме того, у всех наших машин общая дизайн-философия. Скульптурные формы, несколько итальянский дизайн, но с чисто калифорнийскими деталями вроде больших колес.

А.Ш.: Какой автомобиль в мировой истории вы считаете самым красивым?

Х.Ф.: Если нужно выбирать только один, то, пожалуй, назову Jaguar E-Type Roadster.

А.Ш.: Совсем скоро Женевский автосалон. Ждать ли от вас чего-то нового?

Х.Ф.: Нет, в Женеве будут те же машины. Не забывайте, мы совсем молодая компания! Но позже в течение года мы, возможно, вас чем-нибудь порадуем. Заметьте, я сказал – возможно.

А.Ш.: И последний вопрос. Несколько лет назад Леонардо ди Каприо стал послом вашего бренда. Он все еще с вами? И есть ли у вас другие знаменитые послы бренда?

Х.Ф.: Karma купили достаточно много знаменитых людей, и они охотно об этом говорят, но с Леонардо особенная история. Он не просто посол, он один из вдохновителей всего проекта. Он пришел к нам в 2010 году еще до того, как у нас была машина. Он поверил в Fisker тогда, когда никто не верил, когда Karma еще не была модной. Поэтому его роль особенная. Более того, он инвестировал в компанию личные средства! Он является владельцем самой первой Karma. Несомненно, это уникальный пример отношений.

Калифорнийский эксклюзив

Компания Fisker Coachbuild была создана бывшим дизайнером BMW и Aston Martin и уже представила сразу две модели

Компания Fisker Coachbuild, совсем недавно организованная Хенриком Фискером, решила возродить традиции строительства автомобилей с уникальными кузовами на базе существующих шасси. В начале прошлого века подобная практика была очень популярна и в Европе и в Америке: кузовное ателье брало одно из существующих шасси известного производителя и по заказу того или иного клиента строило совершенно новый автомобиль. Зачастую количество экземпляров с тем или иным кузовом исчислялось единицами.

Хенрик Фискер (Henrik Fisker), в честь которого и названа компания, является главным идеологом данного предприятия. По образованию он автомобильный дизайнер. Свою карьеру Фиске начинал в компании BMW, где он сначала разработал концептуальный автомобиль BMW Z07, а затем и серийный родстер BMW Z8. В 2001 году он был назначен шефом дизайн-студии BMW, но почти сразу после этого перешел в концерн Ford на пост руководителя европейской дизайн-студии Ingeni. Здесь он успел создать новый Aston Martin DB9 и принять участие в разработке концепции дизайна модели Aston Martin V8 Vantage. Вторым идеологом Fisker Coachbuild стал Бернхард Колер (Bernhard Koehler), присоединившийся к Фискеру в январе 2005 года. Его профессиональная деятельность связана с 3D-моделированием, а карьерная лестница во многом повторяет историю того же Фискера – сначала BMW, а затем Aston Martin.

Так вот, несмотря на то, что информация об образовании компании Fisker Coachbuild появилась лишь этой весной, на автошоу во Франкфурт новое кузовное ателье привезло сразу две новинки! Это спортивный родстер, получивший имя Fisker Tramonto, а также спорткупе Fisker Latigo CS. Дизайн этих моделей выполнен в едином стиле, но за основу для их постройки взяли два совершенно разных автомобиля. Родстер построен на базе Mercedes SL 55 AMG, а в основе купе лежит BMW 6-Series.

Однако даже специалисту будет сложно догадаться, что Fisker Tramonto и Mercedes SL 55 AMG одинаковы, и отличаются лишь кузовом и отделкой салона. Дело в том, что при создании своих автомобилей Хенрик Фисрке не оставил от базового дизайна практически ничего. У родстера – совершенно новое решение передней части кузова, в чем-то напоминающее автомобили Aston Martin, новые фары, новый бампер, новый капот с эффектными выштамповками. А также новые крылья, измененная пластика дверей, новые задние крылья, иначе решенная крышка багажника и совершенно другие задние фонари. Наверное, так мог бы выглядеть будущий родстер Aston Martin, если бы Фискер продолжил свою работу на британскую компанию. Очень эффектная внешность. Причем удивляет еще и внимание Фискера к деталям. Так, задние выхлопные трубы на родстере органично врезаны в задний бампер и по форме немного похожи на задние фонари. Спереди автомобиль легко узнать по характерной форме решетки радиатора и интегрированным в нее указателям поворота на светодиодах.

Родстер Fisker Tramonto можно купить в двух версиях. Со штатным 493-сильным компрессорным мотором, с которым автомобиль ускоряется до ста километров в час за 4,5 секунды, а также в версии с тюнинг-комплектом от компании Kleemann. Во втором случае мощность двигателя увеличивается до 610 лошадиных сил, а на разгон с нуля до ста километров в час родстер тратит всего 3,6 секунды. Помимо двигателя доработке подвергаются тормозная система автомобиля, подвеска и коробка передач. Ну и, наконец, салон полностью перешивается выбранной кожей и отделывается вставками из алюминия. Важно, что все стандартные системы безопасности Mercedes SL 55 AMG остаются нетронутыми или подвергаются легкой модернизации с целью улучшения их характеристик.

Купе Fisker Latigo CS – автомобиль не менее уникальный. В его основе лежит шасси BMW 6-Series, причем, как и в случае с родстером, здесь может быть два варианта. В первом за основу для постройки нового автомобиля берется модель BMW 650i, а во втором – BMW M6. В случае с купе от штатного дизайна Фискер вновь не оставил камня на камне, хотя базовая модель здесь угадывается несколько проще. Latigo CS получило аналогичное родстеру решение передней части кузова, однако фары здесь имеют немного иную форму. От грузной задней части BMW 6-Series не осталось и следа: новые задние крылья, крышка багажника и фонари сделали автомобиль стремтильным и легким, но при этом очень агрессивным. По словам создателей, изменения коснулись даже задней стойки кузова – теперь она заканчивается точно над задним колесом. Кстати, колеса у автомобилей Fisker также стопроцентный эксклюзив – 20-дюймовые диски были разработаны по эскизам Фискера.

Интересен и тот факт, что в плане динамики это детище Фискера немного уступает своему открытому собрату. Характеристики нового BMW 650i вообще пока неизвестны. Ясно лишь, что скорость 4,8-литрового мотора V8 составит порядка 360 километров в час. А вот в случае с M6 все ясно – Latigo CS, построенный на базе данного автомобиля, ускоряется до ста километров в час за 4,6 секунды, что сравнимо лишь с базовой версией Tramonto. Зато у топового купе чисто идеологическое преимущество – наличие уникального 10-цилиндрового мотора объемом пять литров и роботизированной коробки передач SMG третьего поколения.

Представители Fisker Coachbuild говорят, что существует сразу несколько способов получить один из описанных выше автомобилей. Первый – просто заказать понравившуюся модель. В этом случае калифорнийское ателье берет на себя заботу о покупке базовой модели и затем отдает клиенту готовый автомобиль. Второй способ – купить базовую модель, отогнать ее в Fisker Coachbuild и затем забрать у дилера выбранной марки. Наконец, третий способ – пригнать автомобиль в ателье и затем получить его там же, в штабквартире Fisker в Калифорнии. При заказе автомобиля клиент может выбрать его цвет, а также материалы и цвет отделки интерьера.

Под конец хочется отметить еще одну важную деталь: Fisker Coachbuild изначально позиционирует себя как производителя эксклюзивных спортивных автомобилей. Поэтому модели Tramonto и Latigo CS будут выпущены сверхограниченными тиражами – по 150 штук каждая. О стоимости своих моделей калифорнийская компания пока не распространяется.

История автомобильного бренда Fisker

Каталог

Галереи

Статистика

On-line калькуляторы

В настоящее время компанию Fisker вряд ли можно назвать легендой: она не может похвастаться захватывающей историей взлетов и падений, да и возникла она лишь в 2005 году. Но за столь короткий промежуток времени, если брать в расчет длительность автомобильной истории, эта молодая фирма успела обрести популярность среди автолюбителей, а также заслужить уважение за свои необычные идеи.

Основал компанию талантливый дизайнер и инженер Хенрик Фискер, деятельность которого началась в дизайнерских бюро именитых автомобильных компаний. Первым его проектом стал BMW Z07. Впервые этот шикарный автомобиль был представлен на Токийском автосалоне в 1997 году, где он сразу же завоевал сердца посетителей. За основу был взят легендарный BMW 507 – это был первый спорткар послевоенного времени. Кузов автомобиля был изготовлен из алюминия, конструкция состояла из пространственного каркаса с навесными панелями и алюминия. Под капотом концепта скрывался 8-цилиндровый двигатель, отлично сочетавшийся с секвентальной шестиступенчатой трансмиссией.

Некоторое время спустя Фискер разработал еще один автомобиль – BMW Z8 в кузове родстер, который позже появился в серийном производстве, а в 2000 году был представлен всему автомобильному миру. Этот кабриолет с задним приводом оснащался мощным 8-цилиндровым мотором в 400 «лошадей», объем которого достигал 4.9 л. Такой двигатель позволял автомобилю разгоняться до первой сотни за 4.7 секунды, а максимальная скорость могла достигать 250 км/ч. Авто оснащалось 6-ступенчатой механической коробкой передач или 3-ступенчатым «автоматом». Эксклюзивный спортивный кузов и мягкий кожаный салон вряд ли оставили кого-то равнодушным. Данная модель не раз подвергалась доработке, поэтому популярность ее сохраняется и по сей день.

После такого удачного проекта для Z8 Хенрик Фрискер был назначен на должность руководителя дизайн-студии. Однако, получив приглашение от автопроизводителя Ford, автор двух превосходных моделей BMW воспользовался шансом и стал главой подразделения европейской дизайн-студии Ingeni.

На новом месте Фрискер тоже отличился, разработав Aston Martin DB9. Четырехместный заднеприводный красавец выпускался в кузове купе. Автомобиль получил 5.9-литровый 20-цилиндровый двигатель, мощность которого достигала 450 л.с., в паре с которым работала 6-ступенчатай коробка передач. До первой сотни авто разгонялось за 4.9 секунды, достигая максимума в 300 км/ч. Салон новинки был продуман до мелочей: бортовой компьютер, кожаные сиденья, климат-контроль, подушки безопасности, круиз контроль – все для максимального комфорта водителя и пассажиров.

Спустя некоторое время Фиксер занялся разработкой еще одной модели – Aston Martin V8 Vantage. Выпуск автомобиля начался в 2005 году. В том же году Хенрик Фискер покинул Ford и основал собственную автомобилестроительную компанию. К нему перешел и Бернард Келар, который также работал прежде как в BMW, так и в Ford. Правда, Клер являлся сотрудником конструкторского отдела и специализировался на 3D-визуализации.

Дело в том, что эти талантливые молодые люди уже давно мечтали о возрождении старой забытой традиции конструирования эксклюзивных кузовов для автомобилей на уже имеющихся колесных балах. Но с тех пор, как подобная сборка практиковалась в последний раз, прошло около полувека. И в современном мире ни одна компания не занималась производством шасси отдельно. Партнеры быстро нашли выход: они стали брать машины серийного производства и переделывать их на свой манер.

Первая элитная «переделка» была представлена на автовыставке во Франкфурте. Тогда перед посетителями предстало шикарное спорткупе Fisker Latigo CS V10. Автомобиль был собран на базе BMW М6, но внешний облик и салон были полностью изменены, а ходовая часть получила новый V-образный 10-цилиндровый двигатель объемом в 5 литров, мощность которого достигала 648 «лошадей». Также новинка могла похвастаться более мощными тормозами, улучшенной подвеской и рулевым управлением. Доработанный вариант оценивался достаточно высоко, за автомобиль в минимальной комплектации и с простым салоном заказчики должны были отдать 200 тысяч долларов.

Далее Фискер представил спортивный автомобиль в кузове родстер. Новинка получила название Fisker Tramonto, а за ее основу был взят Mercedes SL55 AMG. Автомобиль претерпел множественные изменения, после которых его было не узнать – новые узкие фары, капот, бампер, плавные линии корпуса, эксклюзивная радиаторная решетка. По дизайну авто напоминало среднестатистический Aston Martin. Под капотом машины размещался более мощный мотор с турбонаддувом, объем которого составлял 5.5 литра, а мощность – 610 л.с. С таким двигателем автомобиль мог разгоняться до 100 км/ч всего за 3.6 секунды.

Также была заменена тормозная система, установлена новая коробка передач и переделана подвеска. Для декорирования салона использовались алюминиевые вставки и обшивка из кожи. А самое главное – немецкая система безопасности не претерпела особых изменений, она была лишь немного улучшена. По стоимости машина оказалась скромнее оригинала – автомобиль в базовой комплектации можно было приобрести за 250 тысяч долларов.

Изначально компания Fisker собиралась производить элитные спорткары, количество которых должно было достигать 150 экземпляров в год. Но за несколько лет партнеры пересмотрели свою позицию, после чего они стали специализироваться на более доступных моделях авто.

После этого на Женевском автосалоне Хенриком Фискером было представлено новое творение – спорткар Fisker Artega GT. Автомобиль получил 3.6-литровый 6-цилиндровый двигатель Volkswagen мощностью в 300 лошадиных сил. Стоила новинка уже намного меньше – порядка 75 тысяч евро, при этом в год производилось 500 экземпляров.

Два года спустя на том же Женевском автосалоне в 2009 году состоялась премьера совершенно новой модели – седана Fisker Karma. Этот гибридный автомобиль совмещал в себе электро- и бензиновые двигатели. Для изготовления корпуса автомобиля использовались легкие композитные материалы и алюминий, а сам он получил футуристический стиль. Данная модель получила 260-сильный 4-цилиндровый двигатель объемом в 2 литра, а также два электрических силовых агрегата с панелью солнечной батареи на крыше.

Общая мощность двигателей составила 408 «лошадей». Аккумуляторы позволяют ежедневно проходить до 80 км – именно столько в среднем проезжает среднестатистический житель Америки и Европы. Автомобиль способен разогнаться до первой сотни за 5.8 секунды, а его максимальная скорость ограничивается отметкой в 200 км/ч. Данная модель появилась на рынке в 2010 году, ежегодно выпускается около 15 тысяч экземпляров, а ее стоимость составляет чуть меньше 90 000 долларов. Следом появился 4-местный кабриолет Fisker Karma S, стиль которого позаимствован у предшественника. В продажу он поступил в 2011 году.

При внесении доработок в уже готовую конструкцию он не прислушивался к рекомендациям собственных специалистов, предлагавших рациональные, а главное, недорогие решения. В результате, уже закупленные на миллионы долларов комплектующих оказывались не нужны, но требовались новые.

Так, инженеры «Fisker» советовали изменить выпускную систему, которая располагалась сразу за передними колесами автомобиля. Из-за такой конструкции в салон проникал шум, несмотря на хорошую звукоизоляцию. Кроме того, это снижало тягу, и как следствие, мощность двигателя. Однако Хенрик Фискер решил, что лучше потратить средства на доработку изоляции, что стоило огромных денег компании.

Как итог, производство автомобиля стало убыточным — на каждой машине фирма теряла до $35 000, а всего их было выпущено почти 2 500 штук. В итоге, в 2012 году производство встало, а в апреле 2013 руководители «Fisker» ушли в отставку. Фирма обанкротилась, после чего перешла в собственность правительства США. После этого, приобретением активов компании заинтересовалась «VL-Automotive», которая запланировала выпустить на базе автомобиля Fisker Karma свою собственную разработку — седан под названием Destino. Его прототип уже был продемонстрирован на Детройтском автосалоне 2013 года.

Компания Fisker Automotive появилась на автомобильном рынке неожиданно, завоевав всеобщее уважение, а ее популярность продолжает расти. Машины компании обладают отличным дизайном, солидной мощностью и могут тягаться даже с такими монстрами автомобилестроения, как Bugatti и Ferrari. В настоящее время продукция Fisker Automotive является одной из самых дорогих в мире.

Компания обанкротилась в 2013 году из-за политики, которую вел руководитель и основатель компании, Хенрик Фискер, при работе над новой моделью автомобиля, которая носила название Karma.

Fisker Karma: история неудач самого нескучного гибрида

Для любителей красивых автомобилей первое полугодие 2014-го выдалось чрезвычайно урожайным на хорошие новости. Новейшая американская марка Fisker, возродившая традиции люксовых кузовных ателье начала двадцатого века в сочетании с гибридными технологиями двадцать первого, не умрет. В феврале разорившуюся фирму купили с молотка китайцы из группы Wanxiang (один из крупнейших производителей автокомпонентов) за цену, втрое превышающую стартовую. В апреле временный президент Fisker Роджер Браун сообщил о планах компании по выпуску автомобилей: уже в 2015 году на конвейер вернется любимица кинозвезд Karma, в 2016-м в серию пойдет универсал Surf, а в 2017-м свет увидит долгожданный седан Atlantic — самый доступный, но ничуть не менее красивый гибрид Fisker.

Лишь одна новость прозвучала, как гром среди ясного неба: руководство группы Wanxiang рассматривает вопрос о смене названия марки. Любимое детище, плоть от плоти Хенрика Фискера, может перестать носить его имя. На случай, если это действительно произойдет, мы решили рассказать о великом дизайнере и плохом бизнесмене, которому мы обязаны появлением нескучных гибридов в наше экологически стерилизованное время.

Необычная компоновка Fisker Karma с продольно расположенными электродвигателями и литий-ионной батареей в центральном тоннеле — это технический фундамент ее приземистого стремительного образа.

«Трамонто» значит закат

Хенрик Фискер — настоящий гражданин мира. Он родился в Дании, обучался в колледже дизайна в Калифорнии, 12 лет проработал в немецкой BMW, создавал истинно британский образ спорткаров Aston Martin, возглавлял американскую Глобальную студию дизайна Ford. Его перу принадлежат BMW Z8 и Aston Martin DB9 — автомобили, уже ставшие классикой.

В 2004 году Фискер неожиданно покинул высочайший пост в Ford, вызвав недоумение большинства коллег по цеху. Художник преследовал амбициозную цель — возродить довоенные традиции люксовых автомобильных ателье, в которых на одинаковые шасси устанавливались изготовленные по индивидуальному заказу кузова и салоны.

Вместе с партнером Бернардом Келером Фискер приступил к изготовлению штучных автомобилей ручной сборки. Если вам о чем-нибудь говорят имена LeBaron, Fleetwood, DeLorean, то Fisker Coachbuild занимает достойное место в этом славном ряду.

Компания принималась за самые разные заказы, вплоть до разработки дизайна часов. Но основной ее продукцией были два автомобиля — Tramonto и Latigo CS. В основе Tramonto лежала агрегатная база Mercedes-Benz SL 65 AMG. Фискер разработал карбоновый кузов, сохранив мерседесовские точки крепления агрегатов и элементы пассивной безопасности. Салон автомобиля изготавливался вручную с качеством, достойным Bentley, Rolls-Royce, Maybach.

Tramonto (ит. — закат) мог оснащаться одним из двух моторов AMG — V-8 или V-12. Автомобиль с «восьмеркой» набирал сотню за 3,6 с и разгонялся до 325 км/ч, а 700-сильный V-12 катапультировал машину от 0 до 100 км/ч за 3,2 с и позволял превысить скорость в 330 км/ч. Примечательно, что лишь один из всех выпущенных родстеров получил 12-цилиндровый двигатель: состоятельные покупатели Fisker ценили прежде всего эксклюзивный дизайн, приравнивающий автомобиль к произведению искусства.

Модель Latigo была построена по такому же принципу на основе BMW 6-й серии или M6. В конструкции кузова использовались карбон, алюминий, нержавеющая сталь и литые детали из магниевого сплава. Каждая из двух моделей должна была быть выпущена ограниченной серией по 150 пронумерованных экземпляров.

Как Ди Каприо придумал «Титаник»

В 2008 году стало ясно, что изготовление штучных авто для сильных мира сего для Фискера было лишь разминкой. Он намеревался создать настоящую автомобильную марку, чтобы производить современные и, главное, красивые машины.

Фискер хотел, чтобы его седаны отличались от всех остальных. И помог ему в этом актер Леонардо Ди Каприо. Однажды увидев Лео за рулем Toyota Prius, Фискер понял, что хочет производить стильные гибриды. Ателье Fisker Coachbuild объединило усилия с разработчиками технологий альтернативной энергетики Quantum Technologies, чтобы создать новую американскую марку Fisker Automotive. Одним из инвесторов стал и Ди Каприо.

За свою недолгую жизнь компания привлекла чудовищную сумму, превышающую $1 млрд. Значительная часть средств была получена от Департамента энергетики Правительства США в рамках программы финансирования разработок в области экологического транспорта.

Несмотря на вдвое меньшую цену, чем у Karma, новый седан Fisker Atlantic будет вовсю щеголять оригинальными техническими решениями, такими как диагональные силовые элементы стеклянной крыши, которые инженеры прозвали «пауком».

Первая (и пока единственная) модель Fisker Karma — это последовательный гибрид. Его задние колеса приводятся в движение двумя 201-сильными электромоторами, развивающими 1356 Н•м крутящего момента на любых оборотах начиная с нуля. Литий-ионная батарея занимает место… карданного вала, в отличие от ближайшего конкурента Tesla, где плоские аккумуляторные ячейки прячутся под полом по всей площади салона. Батарея заполняет высокий центральный тоннель в салоне, обеспечивая низкую спортивную посадку.

Батарея полностью заряжается от бытовой сети переменного тока за пять часов, но если ее заряда не хватает на все путешествие или требуется повышенная мощность для динамичной езды, то в игру вступает 260-сильный бензиновый двигатель Ecotec, который приводит генератор.

На фото — Surf, универсал на основе Karma.

Сама по себе схема не нова: так же работает популярный Chevrolet Volt и гибридные версии BMW серии i. Но бог, как известно, в деталях. Низкий центр тяжести делает Karma очень хорошо управляемым автомобилем при относительно мягкой комфортной подвеске. Расположение батареи в центральном тоннеле хоть и приносит в жертву полезное пространство, зато развязывает руки дизайнеру: невероятно низкий капот и линия крыши делают Karma одним из самых стремительных и эффектных автомобилей наших дней. Способствует этому и отсутствие коробки передач, и упрощенная, а значит, более компактная трансмиссия электрокара.

Но главное в Karma — звук. За озвучку практически бесшумного автомобиля отвечает электронный синтезатор, издающий величественное гудение инопланетной летающей тарелки. Этот неземной звук производит фурор везде, где появляется Karma.

К 2011 году, когда стартовало серийное производство Fisker в Финляндии, на Karma вовсю разъезжали счастливые кинозвезды, киношный миллиардер Уолден Шмидт в исполнении модного Эштона Кутчера, а чуть позже певец Джастин Бибер. Детище Фискера в мгновение ока заслужило репутацию «крутейшей тачки», при этом оставаясь экономичным и экологически чистым гибридом.

Художник должен быть голодным

Такую феерическую цепь неудач не встретишь даже в фантастическом романе. В феврале 2012 года правительство заморозило кредитную линию Фискера сразу по двум причинам. Во‑первых, из 15 000 обещаных «Карм» было выпущено меньше 2000. Во‑вторых, дорогая Karma никак не тянула на массовый экологически чистый автомобиль. Фискер обещал исправить ситуацию, выпустив более доступный седан Nina (позже был переименован в Atlantic), но не сделал ни одной машины.

Ураган Сэнди повредил 338 автомобилей. Вода попала в электропроводку, и пожар уничтожил полтора десятка авто. На Фискера посыпались жалобы от клиентов, недовольных качеством сборки и работой батарей. Отзывная компания стала одной из причин банкротства поставщика батарей A123 Systems, которую с радостью подобрали те же китайцы из Wanxiang.

Хенрик Фискер вел бизнес так, будто, кроме дизайна, его больше ничего не интересовало. Он жил на широкую ногу, нанял около 300 сотрудников, в том числе дорогих именитых топ-менеджеров из крупных автоконцернов. В то время как Tesla патентовала технологии и зарабатывала, продавая лицензии другим производителям, Фискер, напротив, платил поставщикам за каждую деталь под капотом. Он работал по предоплате — в частности, купил у BMW 100 000 двигателей для Nina, не построив ни одной машины. Когда компания обанкротилась, ее глава Хенрик Фискер, по сути, не владел ничем, кроме дизайна кузовов. С другой стороны, дизайн самого Хенрика Фискера — это и есть вся ценность марки. Именно дизайн с руками оторвали китайцы, которые собираются поставить на конвейер все когда-либо спроектированные модели Fisker. Именно за дизайн были готовы платить состоятельные покупатели, невзирая на непотребное качество сборки и средние динамические качества.

Сейчас новые хозяева размышляют над тем, не стало ли имя Фискера синонимом неудач и низкого качества. А многочисленные поклонники, сердца которых марка успела завоевать за свою короткую, но яркую жизнь, недоумевают, кто будет разрабатывать новые модели компании, когда чертежи из стола закончатся. Хочется верить, что великий мастер вновь вернется в свою студию, а его имя — на радиаторную решетку авто.

Ссылка на основную публикацию