Невероятно: вышел новый мотоцикл “Ява”

Digestua › Блог › Jawa и CZ представили новинки 2017 года

В прошлый раз я уже рассказывал, что знаменитая Jawa обрела шанс вновь стать массовым мотоциклом. Правда, пока в Индии. Но недавно пришла информация и о возрождении еще одной «легенды». Подает признаки жизни чешская марка Cezeta.

Да, да, та самая, известная у нас в 70-80-е по надежным мотоциклам CZ, а в 60-е по мотороллерам Cezeta. На свое время они были невероятно стильными и экстравагантными и предметом «охоты» целого поколения.
Слава марки CZ, или правильнее по-чешски ČZ, держалась на качестве оружейного предприятия, что предполагало филигранную точность подгонки деталей.

И эту особенность быстро оценили жители СССР. Техника CZ не была массовой и долго не застаивалась в магазинах, хотя и стоила не дешево. Но тех же Cezeta в период с 1957 по 1964 гг в тогдашней Чехословакии выпустили почти 100 тыс. шт.

Но почти 20 лет назад чешская мототехника под легендарным брендом приказала долго жить. Тут и гиганту Jawa было плохо, а CZ, с небольшими объемами, и вовсе был обречен в конкурентной борьбе. Мотоциклетное производство в г. Страконице закрыли, и отдельные экземпляры CZ стали кочевать лишь в сторону музеев и частных коллекционеров.

Но, неожиданно, в Чехии возобновили легендарный бренд. Да не просто возобновили, а решили выпускать те самые Cezeta, но в электрическом исполнении. Конечно, техника уже другая, хотя дизайн – все тот же: в стиле ретро с фарой на «носу» и даже со стилизированной пробкой бензобака спереди. Тут надо сделать экскурс в технику, и напомнить читателям, что у Cezeta 60-х была одна особенность. Мотороллер имел топливный бак, расположенный в переднем свесе. Эту черту дизайнеры решили воссоздать и в неоретро.
Возродить чешские мотороллеры решил британский энтузиаст Нил Смит. Видимо в юности ему сильно запала в душу Cezeta, да так, что он решил выкупить все права на нее, нанять команду инженеров, построить маленький завод под Прагой и возобновить выпуск «милашки» малыми сериями.
Конечно, от той, прежней Cezeta из 60-х, остался только дизайн. Новая модель электромотороллера Cezeta 506 оснащена 8-киловатным электромотором, батареей Panasonic и способна разогнаться до 50 кмч за 4,5 с и достичь максимальной скорости 85 кмч. При этом пробег на одной зарядке – около 100 км.

Если параметры не впечатляют, то есть более мощная модель 5062 с 11-киловатником, которая достигнет «полтинника» за 3, 2 с и может разгоняться до 120 кмч. Да и пробег у нее с более емкой батареей – 150 км.
В соответствии с современными тенденциями, Cezeta получила светодиодную единственную фару, LED-поворотники и даже «зарядку» с USB. В комплектации дисковые гидравлические тормоза и кузов из композитных материалов. Но за чем очень пристально следит Нил Смит – это аутентичные цвета и их комбинации. Все должно быть также, как в 60-е.
Но а теперь о самом главном, о ценах. Симпатичные ретро-электромотороллеры Cezeta 506 обойдутся от …6700 евро. Версия с более мощным электродвигателем потянет на все 8300 евро.
Нил Смит явно не рассчитывает на студентов, а предпочел видеть среди клиентов респектабельных пенсионеров, ностальгирующих о «лихой молодости», в которой было место и той самой Cezeta. Как оказалось, таких по его оценкам, наберется довольно много. Запланированный объем производства электро-Cezeta – 600 шт. в 2018 году.
Посмотрим, получится ли у британца его бизнес-план, но свое имя в истории любимой марки он уже вписал.

Тем временем и Jawa порадовала хорошими новотями. В Чехии анонсировали выпуск новой модели под многозначительным именем Vintage. Правда, на сей раз Jawa решила не экспериментировать с ретро-образами, а создала абсолютно новый дизайн мотоцикла с 651-кубовым одноцилиндровым двигателем Minarelli мощностью 49 л.с. Этот мотор известен по Yamaha XT и Aprilia Pegaso и обещает неплохую динамику.

А вот еще одна новинка — Jawa 350 OHC, в 2017 году уже утратила 2-тактный фирменный мотор, который мы все знали по 638-ой модели и даже по недавней версии Replica. Теперь Jawa 350 фактически стала доработанной копией китайского Shineray XY400, в свою очередь напоминающего Yamaha SR400.

«Явовским» остался только бак и боковые крышки, которыми чешский производитель из последних сил пытается выбить из нас ностальгическую слезу. Признаюсь, со мной у него опять это получилось, но только в красном цвете.

Китайский двигатель мощностью 27,7 л.с. способен разогнать Jawa 350 до 130 км/ч. Но решающим аргументом в пользу новой Jawa будет цена — от $ 3870 и соответствие нормам токсичности Евро-4, которые уже не вытягивал прежний мотор.

Пока в «линейке» марки остается и прежняя модель Jawa 350/634 Retro, о которой я уже рассказывал. Ее будут поставлять на рынки тех стран, где нет ограничений по токсичности. Но сколько она продержится в производстве? – не сообщается.
Вот такие новости пришли из Чехии. А для моих читателей анонсирую, что уже скоро порадую информацией о возобновлении производства еще одной легендарной марки.
P.S. Если кому-то интересна тематика мототехники времен СССР, то для Вас — мои статьи Как на Западе создавали мифы о надежности советской мототехники и на каких мотоциклах ездил Адриано Челентано
А что делают иностранцы со старыми советскими мотоциклами сейчас, можно увидеть, например, на Международной странице фанов КМЗ.
Ну а если еще не забыли марки мотоциклов времен СССР, то можно проверить свою память в тесте: Хорошо ли вы знаете мотоциклы?

Смотрите также

Комментарии 27

Спасибо автору за прекрасно подготовленную информацию! Сам в молодости наездил на 634 около семидесяти тысяч. Сколько всего было. Целая эпоха ЯВЫ!

Бачок со старушки не подойдет к новой Яве?Колеса 16 и 18 на старушках и 638 ?

Доброго времени суток. Я тут недавно и по другой теме. Но вот лазив в инете наткнулся на оболденные фото Явы. Я так то, можно сказать явист, первую яву начал соберать в 12 лет и то методом тыка и подгона, пока через, гдето год, не нашол ( случайно наткнулся в отцовском гороже) ну и началось. Первая и любимая была 350/360 двух цилиндровая (старушка) .
Потом еще одна такаяже и еще 250/300. В общем около 10 мотиков чешских, разных. Были восходы, ижи, уралы.
Тема вот о чем. Читаю о том, что в Индии возродился завод Ява и уже выпущены 3-и модели Ява. При том классика. Реальная, обновленная, … да у меня слов нету передать свой восторг.
А так, мото не занимаюсь уже 10 лет. В начале 2017 привез от родителей яву 634 занимаюсь по чу-чуть.

Жаль, что Ява так окитаилась, к примеру, итальянская “Бета” до сих пор производит и продает 2-тактные мотоциклы в Европе. Полностью итало-сборка.
КТМ недавно вот запустили 2-тактник.

Зачем это выпускать.

китайский двигатель…и лапка справа, при том разделили лапку кикстартера и передач…это капец! Вот мне они запомнились именно этой фишкой кикстартер и переключатель передач на одной лапке, которая в отличии от “Восход”а не отваливалась

вот вот! ибо вся фишка и была в том, что не было видно кик-стартер, напрашивалась мысль, что есть электро-стартер, иномарка жешь.)))

Пардон, без обид мне интересно сколько Вам лет? ))))

Просто у меня никогда мысли о электростартере не возникало. Возможно изза того что мое поколение росло с этими мотоциклами, многие интересовались техникой. О электростартерах мы узнали…ну наверное этак году в 2003-2004 с приходом мотороллеров Хонда Дио ( ну к нам прогресс чуть дольше идет) но вот каждый подросток знал что с завода стартеров на советских моциках не было.

А о фишке между прочим Явы 350-634 могу рассказать))) у меня такая была, пока я на 120 не разложился в повороте. У меня была 6 вольтовая ещё 1979 первых годов, с фарой-горшком, только спидометр, тахометра не было… так вот, на этой Яве коробки передачь были перевернутыми — первая сверху, а все остальные переключались вниз. Это ыло диковинкой для многих, а я быстро переучившись (после восхода то) не мог нормально ездить на других мотоциклах)))) постоянно передачи путал))))) Ну и заводка мотоцикла…бывало понты делал заводя мотоцикл рукой)))) а вот ижаки лупили так, что не то что рукой страшно завести, каблуки от туфлей отлетали, а тапочки резиновые перебивали пополам.

Ну и из ностальгии… Купил Яву — копай яму )))) этой фразой доставали все)))) но я любил язвить Купил ИЖ рый скориш (по украински это купил ИЖ рой быстрей)

П.С. да, после аварии я лет 5 не садился на мотоциклы.потом отпустило…в блоге у себя я где-то отписывал ситуацию. После садился и на Иж, и на Яву тарахтелку (пеналка), Урал, к 750м с коляской, ямаха р1, ямаха ваймакс, сузуки бандит 600, но столь теплых чувств, как Ява 634 не вызывает никто. Для меня это осталось символом юнности (переходного возраста) и надежности. Пусть она не так быстра, не так комфортна, устаревшая… но именно с той явой этим копиям делать нечего

лет мне 35, начинал с Минска. на Явы смотрел ещё дошкольником, ибо в местах где я рос (Саратовская область) их было много и на Явах ездили все крутые пацаны. Позже, когда познакомился с мотоциклами плотнее, никогда не понимал недовольства некторых людей, на счёт отсутствия отдельной лапки кик-стартера у Явы, мол им неудобно. Чего там неудобного то? наоборот, удобно и лаконично!

И багажник от макаки приделали )))))

Все детство проездил с отцом на 350й в люльке, потом когда подрос поездить давал, ну угонял втихоря из гаража когда отец в поездках был.

На одном ностальжи далеко не уедешь.
Было у меня две 634 Явы, хорошие аппараты по тем временам.

С китайским двиглом даже не интересно!

тем более что оно едет хуже 2-х тактника родного, у меня 638-я в свое время и 150 ходила, правда передняя звезда была 18-ти зубовая

А как звучала, просто песня, настольгия до костей пробирает

Ага у меня друг, председатель колхоза целый! купил лет 6 назад Яву новую за цену нормального байка япического на тот момент, ну из нового в ней было:раздельная система смазки, с маслобаком в левом бардачке, дисковый тормоз на переднем колесе, и обтеки новые, а так все послушали, прослезились-покатались и сказали
Тот самый слон-тот самый чай-но этих денег он не стоит!

Чезетту, наверно, дешевле будет оригинал найти)
Яве за дизайн только и держаться

да винтаж можно было бы купить

Прям ностальжи! У меня была переходная модель 634 по-моему. Бак и облицовка с накладками, но двигатель еще старый 6 Вольтовый. А так можно было бы купить Винтаж!
Автору спасибо!

«Ява» — как знакомство с советским рынком загубило мотоконцерн

Довоенное начало

Старт своей истории мотоциклы “Ява” берут уже в совсем далеких 1920-ых годах. Тогда в Чехословацком городке со специфическим названием Тинец-над-Сазавоу владелец одноименного концерна Франтишек Яничек заключил сделку с немецкой фирмой Wanderer. Начала она с массового выпуска мотоциклов, но теперь переходила на производство легковых автомобилей. Требовалось больше места в цехах, поэтому под нож, так сказать, пошли техника, которая до этого занималась мотоциклами. Также надо было и сбыть целый склад деталей и запчастей, уже ставших ненужными.

Один из первых образцов мотоцикла

Яничек и его желание расширить свой бизнес пришлись как нельзя кстати. Был заключен договор, Франтишек довольно потирал свои руки. В Европе тех годов двухколесный моторный товарищ был в ходу и пользовался спросом. Но с выпуском первой модели “Явы” на поверхность вылезли все недостатки сделки. Производство мотоцикла обходилось дорого, поэтому и на рынке ценник был соответствующим. Но не обладая какими-то явными преимуществами над конкурентами, в продажах он провалился. За три года было сбыто только немногим более тысячи экземпляров.

Чтобы продержаться на плаву и выйти в прибыль, было решено немного снизить обороты, и выпускать модели попроще. Как следствие — мотовелосипед “Ява-робот”. Именно он позволил завоевать популярность на европейском рынке. Простой в конструкции, относительно недорогой, а из-за своей классификации на него не нужно было получать права и покупать номерной знак. За первый год было распродано больше экземпляров чем у первой “Явы” за все время его выпуска. Всего до войны было куплено около 15-ти тысяч копий.

Работы в военный период. Легендарный “Ява Перак”

История, достойная голливудской экранизации

Когда немцы оккупировали Чехословакию, все заводы, выпускавшие мирную продукцию, были переведены на военные рейки. Не стал исключением и концерн в Тинец-над-Сазавоу. Им поручили выпуск авиационных деталей, а также бомб и снарядов.

Более новые образцы мотоцикла

Производство гражданских товаров было строго запрещено, любое нарушение в этом плане каралось максимально сурово — смертной казнью. Пунктуальные и педантичные немцы даже брали с каждого работника завода расписку, что он уведомлен о новых порядках. Но свободолюбивые Чехословаки решили не гнуть спины, а гнуть свою линию и заниматься разработкой новой модели мотоцикла “Ява”.

Детали брали с немецких мотоциклов, которые на заводе проходили ремонтные работы. Конструкцией и чертежами занимались в свободное время, бензин попросту воровали где могли, стараясь держать в порядке документацию. Привыкшие к строгому порядку у себя на родине немцы даже не могли бы всерьез заподозрить, что их обсчитывают, раз по бумажкам все сходится. В военных условиях умудрились также проводить полевые испытания, в результате которых было накатано более ста тыс. километров.

Первый триумф

После окончания войны промышленность Европы начинала потихоньку подниматься с колен. В 1946-ом году организовали Парижский автосалон, на который многие заводы привезли показывать свои новинки. Точнее как, новинки, — в лучшем случае это были слегка модернизированные и доработанные довоенные модели. Тем сильнее был эффект сконструированного и обкатанного прямо под носом у немцев “Явы Перака”. Кроме гораздо лучшей по качеству начинки, чем у всех остальных представленных на выставке моделей, он обладал еще и очень стильным дизайном, который окрестили дизайном “нового времени”.

Можно и не говорить, что рынки трещали от наплыва желающих приобрести подобное чудо.

Мотоциклы “Ява” и Советский Союз. Начало падения

Знакомство с советской публикой

К середине 50-ых годов “Ява” экспортировалась в 112 стран мира. Именно тогда ее заказало правительство СССР для своего рынка. Как показала потом история, эта сделка стала причиной последующего падения марки и концерна с вершины Олимпа на дно каких-то Тартараров.

Ну а сам концерн довольно потирал руки, так как получил доступ к многомиллионному рынку, совсем не избалованному качественным товаром. Это и вылилось в то, что практически за два десятилетия выпуска “Явы” на советских пространствах мотоцикл не претерпел практически никаких существенных изменений. Так называемая “тихая эволюция”.

Как отсутствие конкуренции сгубило концерн

В 60-ых годах моторынки всего мира стремительно завоевывала японская продукция. Мотоциклы стали гораздо динамичней, скоростней, компактней и более стильными.

А “Ява” же все более и более ориентировалась на советский рынок, так как особых оппонентов там не было. В конце концов, это привело к застою и отсутствию новых идей. Как следствие, некогда гремевший на весь мир завод стал этому самому миру не нужен. Ситуация так и не поменялась вплоть до распада СССР.

Заключение

Начавшись как немного неудачный амбициозный проект, к середине прошлого века “Ява” уверенно держал мировое мотогосподство в своих руках. На ориентация на рынок Советского Союза, в котором напрочь отсутствовала конкуренция и ожидания с самого начала были крайне невысоки, в итоге и сгубило мощное и передовое предприятие. Сейчас “Ява” кое-как, но держится на плаву, былым величием даже и не пахнет.


Возвращение легенды: Jawa скоро выпустит новый мотоцикл

Глядя на фото в заголовке, мотоциклисты с большим стажем обязательно вспомнят краску, со временем менявшую цвет с алого на вишнёвый, хром с голубоватым отливом и басовитое урчание длинноходного 2-тактника…

И они буду полностью правы: на фото — новый двигатель легендарной «Явы», которая скоро вернётся на моторынок с новой моделью мотоцикла.

Этот мотор внешне очень похож на силовой агрегат «старушки», но на самом деле он имеет современную конструкцию. Он 4-тактный, с жидкостным охлаждением, 4-мя клапанами на цилиндр и 2-мя распредвалами в его головке. Под характерной овальной крышкой с оребрением прячется не карбюратор Jikov, а инжектор.

Объём этого 1-цилиндрового двигателя — 300 куб. см., мощность — 27 л. с., крутящий момент — 28 Нм. Он агрегатируется с 6-ступенчатой коробкой передач.

Происхождение двигателя — индийское: 60% акций Jawa принадлежит концерну Mahindra Group. Он намерен серьёзно расширить объём и модельный ряд своих мотоциклов, а также рынок их сбыта, для чего скупает именитые в прошлом марки.

По дизайну мотора можно предположить. что новая “Ява” будет напоминать знаменитую “старушку”

Как будет выглядеть мотоцикл, пока неизвестно — есть только сведения о 3-х моделях на одной базе. Но, судя по дизайну его мотора, ретро-стиль там непременно будет присутствовать. Впрочем, ждать осталось недолго — официальная презентация мотоцикла состоится 15 ноября.

Кстати, возрождённая «Ява» будет, в первую очередь, экспортироваться в Индию. Там эту марку знают не меньше, чем в бывшем СССР — ещё в 1960 г. в городе Майсур был открыт завод Ideal Jawa Ltd, занимавшийся сборкой мотоциклов Jawa 353/04 и скутеретт Jawa Pioneer.

Yezdi Model A

В 1974 г. Ideal Jawa Ltd сменил название на Yezdi и приступил к выпуску новой по тому времени «Явы-634». Ещё раньше индусы перешли от отвёрточной сборки к самостоятельному изготовлению некоторых компонентов: бензобаков, крыльев, «бардачков», грязевых щитков На качество это не повлияло — мотоциклы Yezdi успешно экспортировались в десяток стран, вплоть до Гватемалы.

Yezdi Jet 50 – бывшая “Ява Пионер”

А в самой Индии Jawa и Yezdi получили культовый статус. Несмотря на то, что выпуск мотоциклов Yezdi прекратился ещё в 1996 г., а экспорт «Яв» — ещё раньше, в Индии есть многочисленный фан-клуб любителей этих марок, проводящий регулярные слёты. Поэтому новый мотоцикл там, скорее всего, будет принят с восторгом.

Современная Jawa 350 OHC

Jawa жива и сейчас, правда, занимается выпуском не своих моделей, а малость подретушированных китайских классиков Shineray XY400 с 1-цилиндровыми 4-тактными моторами. На них просто устанавливают баки и «бардачки» от «Явы-634», а также другие сёдла — в её же стиле.

Донор агрегатов – китайский Shineray XY400

Поэтому совместную работу «Явы» и «Махиндры» можно считать действительно возрождением легендарной в прошлом марки.

Ссылка на основную публикацию