Неизвестная история Формулы-1 в Украине: Гран-при Львова

Страницы истории Гран-при на улицах Львова

Гонки класса «Формулы-1» не зря называют Королевой автоспорта. Здесь внедряются самые передовые технологии, а скорость на болидов прямой порой превышает 350 км/ч. За право проведения Гран-при борются многие страны мира. Украинцы смотрят «Формулу-1» преимущественно по телевизору, а ближайшие этапы к нам – в Венгрии и России. Но мало кто знает, что у нашей страны – весьма давние традиции в автоспорте. И соревнования такого высокого уровня, как «Формула-1» уже, проводили у нас. Еще 85 лет назад Гран-при принимал Львов, который, правда, находился в то время под властью Польши.

Долгое время факт проведения Гран-при Львова был мало кому известен, а при советской власти держался чуть ли не в секрете. Но благодаря исследователю Артему Атояну автолюбители смогли узнать об этой интересной странице украинской истории. Информации о гонке чрезвычайно немного, даже западные историки мало что о ней знают. Почти не осталось и документальных свидетельств тех событий.

Львовский треугольник

Первые автомобильные соревнования в Галичине прошли еще в 1925 году между Стрыем и селом Великая Воля. Расстояние свыше 40 км первым преодолел поляк Генрик Лифельдт на Austro Daimler. Со временем дистанцию гонки продлили до Львова, а в 1927 году родилась идея провести Гран-при по улицам города. Интересно, что знаменитую городскую гонку в Монте-Карло задумали только в 1928 году, но воплотили в жизнь всего за 12 месяцев, а потому она состоялась раньше.

Часть гоночной трассы проходила по трамвайным рельсам

Организаторы гонки установили на треке современное оборудование

Что же представлял собой Гран-при Львова? Трассу длиной 3041 м проложили про брусчатке улиц Стрыйской, Гвардейской и Витовского. За характерную форму ее назвали львовским треугольником. Дорожное покрытие не изменилось за 75 лет и даже на современных автомобилях не слишком комфортно ездить по мостовой. Что уж тогда говорить о гоночных болидах 30-х годов с узкими шинами. Следует также отметить немалый перепад высот, а также тот факт, что 800 м трассы проходило по трамвайным рельсам. А ведь нередко во время гонок шел дождь и тогда брусчатка становилась по-настоящему опасной.

Гонки во Львове собирали по 50-60 тыс. зрителей

Генрик Лифельдт — первый победитель Гран-при Львова

Первую гонку провели 8 сентября 1930 года. Звезды автоспорта во Львов не приехали, так как в тот же день проходил гораздо более значимый Гран-при в итальянской Монце. Тем не менее, посмотреть на соревнования пришли около 50-60 тыс. львовян (это при том, что население города в те годы составляло примерно 300 тыс. человек). Возведенные трибуны всех вместить не смогли, да и билеты оказались недешевыми: от 5 до 90 злотых тогда, как сутки в отеле стоили всего ползлотого. Поэтому большинство зрителей расположились просто на тротуарах. Некоторые предприимчивые жители Львова сдавали в аренду свои балконы. Кстати, именно так сейчас поступают владельцы квартир в Монте-Карло во время Гран-при.

Austro Daimler ADR6 Sport 1930 года

Болиды на улицах Львова разгонялись до 160 км/ч

Несмотря на огромное количество людей, безопасность гонки была организована на высшем уровне. По периметру трассы дежурили 500 полицейских. Автодром также тщательно обгородили мешками с песком (его привезли целых 400 тонн) и закупили новейшие хронометры и электрооборудование. Гран-при Львова обошлось без серьезных аварий, что для довоенных гонок считалось почти чудом. Ведь тогда пилоты нередко погибали или получали тяжелые травмы.

Bugatti Type 35B 1929 года

Ганс Штук

На старт вышли пять экипажей. В отсутствие серьезных конкурентов победителем стал Генрик Лифельдт. За рулем нового Austro Daimler ADR6 Sport со 100-сильной 3,0-литровой «шестеркой» он без труда преодолел сто кругов дистанции и на 14 секунд опередил Мауриция Потоцкого на Bugatti Type 35B.

Mercedes-Benz 710 SSK 1928 года

Первый опыт оказался удачным и в 1931 году Гран-при Львова обрело международный статус и было включено в календарь чемпионата Formula Libre. Дабы оно не пересекалось с гонкой в Монце, его даже перенесли на июль. Гонщиков в пелотоне было уже семь: большинство из них использовали болиды Bugatti, а вот немецкий асс Ганс Штук стартовал на новейшем Mercedes-Benz SSK. Это творение Фердинанда Порше с 7,1-литровым 225-сильным двигателем достигало 200 км/ч. В общем, неудивительно, что он отпраздновал заслуженную победу.

Ганс Штук ведет свой Mercedes-Benz SSK к победе на Гран-при Львова 1931 года

Рудольф Караччиола

В 1932 году участников стало еще больше и их разделили на два класса – спортивные и гоночные автомобили. Ганс Штук привез во Львов новейший 300-сильный Mercedes-Benz SSKL. Но и конкуренты не дремали. Главным соперником Штука стал еще один немец – лучший гонщик 30-х годов, многократный чемпион Европы Рудольф Караччиола. Он пилотировал Alfa Romeo 8C 2300 Monza – пусть не столь мощный (180 л. с.), но зато более легкий, чем Mercedes-Benz. Болиды на улицах Львова разгонялись до 160 км/ч и преодолевали круг со средней скоростью в 90 км/ч. Правда, борьбы двух титанов не получилось – Штук сошел с дистанции из-за пробитого радиатора и Караччиола отпраздновал победу. Впрочем, пилот не считал триумф легким и позже признался, что Гран-при Львова стал одной из самых сложных и изнурительных гонок в его карьере. А трасса в столице Галичины, по мнению Караччиолы, получилась не хуже, чем в Монте-Карло.

Alfa Romeo 8C 2300 Monza 1930 года

Рудольф Караччиола на старте Гран-при Львова 1932 года

Через год количество участников Гран-при Львова достигло 17. Штук и Караччиола на этот раз не принимали участие потому, что гонка совпала во времени с Гран-при Франции. Зато одним из участников гонки стал легендарный Пьер Вейрон – именно в его честь назван сверхскоростный Bugatti Veyron. Посетители смогли увидеть и Alfa Romeo 8C 2300, и Bugatti Type 51, и Mercedes-Benz SSKL, и Maserati 4CM. На старт, кстати, вышли три женщины, что было редкостью для тех лет.

Mercedes-Benz SSKL 1930 года

Ганс Штук за рулем 300-сильного Mercedes-Benz SSKL не добрался до финиша в 1932 году

В классе гоночных авто победу праздновал норвежец Ойген Бйорнстад. Он сотворил настоящую сенсацию, так как умудрился проехать все 100 кругов без пит-стопа. Пилот не хотел делать дозаправку, так как понимал: она займет очень много времени и он потеряет лидерство. Тем более, что регламент требовал заглушить двигатель в боксах, а завести его снова было нелегко. Никто не мог понять, как его Alfa Romeo получился столь экономичным. Лишь полвека спустя Бйорнстад сознался, что установил на болиде дополнительный бензобак.

Рудольф Караччиола не знал себе равных на улицах Львова

Bugatti Type 51 1931 года

К сожалению, после 1933 года гонки во Львове не проводили. Поначалу Гран-при планировали и на 1934 год, но из-за экономического кризиса от его проведения пришлось отказаться. Соревнования пытались возродить в 1937 году, но болиды тогда стали мощнее и быстрее, а потому понадобилась модернизация трассы. У львовских властей денег на это не оказалось.

Maserati 4CM 1932 года

Пьер Вейрон

Гран-при Львова – первая на постсоветском пространстве гонка автомобилей класса «Формула». Для своего времени это было знаковое событие, поэтому неудивительно, что его чтят в наши дни. Ежегодно во Львове проходит ралли классических автомобилей Leopolis Grand Prix. Кроме того, в память о событии установлена мемориальная доска.

Старт последнего Гран-при Львова, 1933 год

В наши дни Гран-при Львова возродили как ралли старинных автомобилей

Формула 1 в Украине: неизвестная история Гран-при Львова!

Не так давно мы рассказывали тебе о проекте проведения Гран-при Украины в Формуле 1 под Львовом. Львов для проведения гонки выбран не зря, ведь там еще до войны, при Польше, проводились престижные международные гонки Формула 1.

О Гран-при Львова сейчас мало кто знает, ведь долгое время это событие замалчивалось. Первые международные соревнования автомобилей Галичина приняла еще в 1925 году – именно тогда прошла первая гонка Стрый – Великая Воля.

Со временем дистанцию продлили до Львова, а в конце 20-х решили организовать гонку прямо в городе – как в Монте-Карло. К слову, идея уличного Гран-при Львова родилась раньше, но Гран-при Монако воплотили в жизнь быстрее.

Трассу длиной 3041 м проложили по улицам Стрыйской, Гвардейской и Витовского. Из-за характерной формы ее прозвали Львовским треугольником.

Первое Гран-при Львова стартовало 8 сентября 1930 года. Звезды автоспорта его проигнорировали, ведь оно совпало по времени с гонкой в легендарной Монце (Италия). Тем не менее, посмотреть на соревнования пришло 50-60 тыс. зрителей. Для справки: население города тогда составляло около 300 тыс. человек. Многие львовяне смотрели за гонкой прямо с балконов домов, а особо предприимчивые сдавали места за деньги.

Власти Львова закупили самые современные хронометры и позаботились о безопасности – завезли 400 тонн песка в мешках и направили на охрану 500 полицейских.

Гонка оказалась очень изнурительной из-за приличного перепада высот и трамвайных рельс, которые никто не снимал. Тем не менее, на некоторых участках болиды разгонялись до 160 км/ч, а средняя скорость составляла около 90 км/ч. Для 30-х годов это отличный показатель. Победителем первого Гран-при Львова стал поляк Генрик Лифельдт на 100-сильном Austro Daimler ADR6 Sport.

Дебютную гонку признали удачной. С 1931 года Гран-при Львова включили в чемпионат Formula Lіbre (так называлась довоенная Формула 1) и перенесли на лето. На этот раз в Галичину приехали известные гонщики, а победил немецкий асс Ганс Штук на Mercedes-Benz 710 SSK.

В 1932 году Львов собрал целую плеяду гоночных звезд. Главным гостем стал легендарный Рудольф Караччиола – Шумахер 30-х годов. Выступал он на легком Alfa Romeo 8C 2300 Monza. Ганс Штук привез во Львов 300-сильного монстра Mercedes-Benz SSKL, но ему это не помогло и он сошел.

Караччиола отпраздновал победу, но позже признался, что это было нелегко. И заявил, что Гран-при Львова – одна из самых изнурительных гонок в его карьере, а городская трасса еще сложнее, чем в Монако.

Гонка 1933 года опять совпала по времени с другим важным событием – Гран-при Франции. Поэтому Караччиола и Штук не приехали, зато во Львове засветился молодой Пьер Вейрон. Как ты уже догадался, именно в честь него назван гиперкар Bugatti Veyron.

На старт вышли сразу 17 болидов, среди которых были легендарные Alfa Romeo 8C 2300, Bugatti Type 51, Maserati 4CM и Mercedes-Benz SSKL. Гонка во Львове покорилась норвежцу Ойгену Бйорнстаду на Альфа Ромео, прошедшему 100 кругов без пит-стопа. Никто не мог понять, как он смог сэкономить топливо и лишь на старости лет гонщик признался, что тайком поставил на авто дополнительный бензобак.

Гран-при Львова планировали проводить и далее, но Великая депрессия заставила изменить планы. Несколько раз соревнования пытались возродить, но у польских властей не хватало денег на модернизацию трассы в соответствии с новыми требованиями. Гонку вернули в наши дни, но уже как ралли классических авто Leopolіs Grand Prіx.

Львовский треугольник

История Гран-при Львова

В 30-е годы ХХ века, когда Львов входил в состав Польши, местный Małopolski Klub Automobilowy (MKA) совместно с Automobilklub Polski проводил на улицах культурной столицы современной Украины Гран-при, который входил в официальный календарь предшественницы FIA Международной ассоциации признанных автомобильных клубов (AIACR).

Предыстория

В начале прошлого века автоспорт развивался стремительными темпами. Гонки на автомобилях проводились практически в каждом уголке Европы. Не стала исключением и Польша. На территории современной Львовской области Украины 8 сентября 1925 года в городе Стрый успешно стартовала гонка, финиш которой был расположен в 40 километрах в селе Бильче Волица (ныне Великая Воля). Через год трассу продолжили до Львова, увеличив дистанцию вдвое. Обе гонки выиграл поляк Хенрик Лифельдт на Austro Daimler. Автоспортивное событие стало традиционным, но так и не вышло на международный уровень.

Трасса

В 1927 году, всего за год до появления идеи создания Гран-при Монако, Большие призы было решено организовать на улицах Львова. Трасса брала свое начало на улице Пильчинской (ныне Витовского). После 600-метрового разгона гонщика ждал двойной правый поворот на площади Святой Софии (ныне Ивана Франка) и извилистый подъем по улице Стрыйской до улицы Кадетской (ныне Героев Майдана), после спуска по которой следовал резкий поворот. Затем пилот возвращался на стартовую дугу. Перепад высот составлял 55 метров. Трасса протяженностью 3,041 километра была очень требовательна – узкие улочки, частично мощеные брусчаткой, с крутыми поворотами, с домами, фонарными столбами, деревьями и приблизительно 800-метровым участком с трамвайными рельсами. Максимальная скорость достигала 160 км/ч, поэтому все опасные участки были оснащены мешками с песком (около 400 тонн). На самых опасных местах было установлено семь постов и девять телефонов.

1930–1931 года – 50 тысяч зрителей

Первый Гран-при Львова (I Grand Prix Miasta Lwowa) провели в понедельник 8 сентября 1930 года (всего через год после первого Гран-при Монако) на следующий день после Гран-при Монцы, что и предопределило незвездный список участников гонки. Тем не менее, несмотря на дождливую погоду, на событие пришло посмотреть, по разным данным, от 20 до 50 тысяч зрителей при населении Львова около 300 тысяч.

Гонка проводилась в нескольких классах, но в классе Гран-при участвовали всего пять гонщиков. Первый Большой приз Львова достался Хенрику Лифильдту на Austro Daimler ADR 6 Sport, а вторым на Bugatti 35B финишировал Маурыцы Потоцкий, который в воскресенье выиграл гонку Стрый-Львов.

Через год львовская гонка совпала с Гран-при Рима, Женевы и Eifelrennen на Нюрбургринге. Звезды мирового автоспорта вновь сделали очевидный выбор в пользу итальянского этапа. Austro Daimler ушел из гонок, и многие гонщики перешли в Mercedes. В 1931 году, когда гонка получила международный статус, в классе Гран-при на старт вышло семь гонщиков. Mercedes-Benz SSK Ханс-Йоахима Штука начал гонку с поула и выиграл ее. Немецкий гонщик, к слову, в 1950-х принимал участие в нескольких этапах чемпионата, но не добился успеха.

1932 год – триумф «Карача»

В 1932 году в календаре присутствовало более 30 Гран-при, а сезон открывался ледяным этапом в Швеции. Изначально гонку запланировали на 12 июня, но, к счастью, ее перенесли на неделю. В этот раз Львов принимал гостей в уик-энд между первым и вторым зачетными Гран-при чемпионата Европы. Организаторы хотели получить статус национального Гран-при Польши, но не смогли договориться с Польским автоклубом и решили оставить название прежним.

На этап заявилось 19 гонщиков, хотя планировало около 30. Двое из них погибли на предыдущих этапах, один снялся за несколько дней до гонки, семеро просто не явились, а двое решили участвовать в гонке спортивных автомобилей. Таким образом, на старте оказалось восемь пилотов, четыре из которых выступали в классе с объемом двигателя свыше 1500 см3.

Главными героями стали Штук и будущий трехкратный чемпион Европы Рудольф Караччиола – в Германии его называли «Карач». Первая практика прошла в среду 15 июня. В тот день трассу опробовали всего два пилота. Практику в четверг отменили из-за дождя. В пятницу количество гонщиков увеличилось, а на заезды пришло посмотреть достаточно много зрителей. Субботняя тренировка была омрачена смертью одного из мотогонщиков, которые также участвовали в львовской гонке.

Организаторы дали старт в 16:30 — на 15 минут позже запланированного времени. Караччиола сразу же возглавил пелотон. Штук старался держаться как можно ближе к своему земляку, но на 36-м круге, когда отставание достигло 17 секунд, на его Mercedes-Benz SSK вышел из строя радиатор. Караччиоле, казалось, не составило труда преодолеть все 66 кругов и выиграть этап с отрывом в шесть кругов от ближайшего преследователя. Однако после финиша Рудольф назвал гонку тяжелейшей, а трассу поставил в один ряд с Монако.

Награждение призеров прошло поздно вечером, но победитель уже ехал в ночном поезде в Берлин. За свою победу немец получил пять тысяч злотых, а Альберт Брошек за второе место – две тысячи. Лучший поляк Ян Риппер получил тысячу – так организаторы привлекали внимание местных гонщиков.

1933 год – скандинавский подиум

Годом позже организаторам вновь не повезло – 11 июня, в день проведения четвертого Гран-при Львова, во Франции проходил второй этап чемпионата Европы. Естественно, рассчитывать на Караччиолу и Штука не имело смысла, но заявку подали трое скандинавов на Mercedes-Benz SSK и двух Alfa Romeo Monza, предопределившие судьбу львовских соревнований. В гонке также участвовали гонщицы Аннетт Роз-Итье и Виктория Орсини.

Как и в предыдущие разы, все практики проходили с четырех до шести часов утра. В последней из них в аварию попал прошлогодний «бронзовый призер» Ласло Хартманн. Его выкинуло из машины и швырнуло в забор – врачи не допустили венгра к гонке. Старт был дан во время ливня, который несколько поутих через полчаса и полностью прекратился после 60 из 100 кругов дистанции. Как и в 1932 году, до финиша добрались всего два представителя класса Гран-при. Ими оказались два гонщика Alfa Romeo, а победителем стал Еуген Бйорнстад, который ни разу не заехал на пит-стоп. Только спустя десятилетия он признался, что на его болиде стоял дополнительный бак.

Возрождение

Следующий Гран-при Львова запланировали на 5 июня 1934 года, но на сей раз у организаторов не нашлось достаточно средств. В 1937 году попытка реанимировать гонку хотя бы со спортивными автомобилями провалилась из-за недостатка средств на модернизацию трассы.

Во времена СССР власти старались замалчивать и не вспоминать, что гонка вообще когда-либо проходила во Львове. После обретения Украиной независимости Гран-при Львова реанимировали в 2011 году как ретро-фестиваль старинных машин под названием Leopolis Grand Prix. В 2013 году фестиваль был включен в маршрут ретро-марафона Пекин-Париж, благодаря чему в нем приняло участие 158 экипажей – рекордное количество, среди которых были представители многих стран мира.

Ссылка на основную публикацию