НАМИ Шатл – общественный транспорт будущего

«Шатл»: мини-автобус будущего

Фото: Александр Уткин

КАМАЗ совместно с Научно-исследовательским центром НАМИ работают над созданием беспилотного автобуса «Шатл». Уникальная новинка была впервые представлена в прошлом году в рамках Московского международного автосалона и вызвала огромный интерес. «Шатл» может стать основой принципиально новой системы общественного транспорта.

В отличие от традиционных автобусов с утвержденными маршрутами, «Шатл» будет способен прокладывать маршрут в режиме реального времени. С помощью специального мобильного приложения можно задать точку назначения, а сведения о местонахождении пассажира система получает из геоданных телефона. При заказе машины можно также самостоятельно выбрать ее функционал: такси или транспортное средство коллективного пользования. Как считают эксперты, отсутствие остановок общественного транспорта и фиксированных маршрутов позволит со временем избавиться от пробок, поскольку количество личных автомобилей на улицах значительно уменьшится.

Длина беспилотного мини-автобуса – 4,6 м, ширина – 2 м, высота – 2,5 м. Футуристический кузов, выполненный из композитов на металлическом основании, может вместить 12 пассажиров (включая 6 сидячих мест). Для удобства посадки-высадки раздвижные двери открываются с обеих сторон. В салоне есть небольшие плазменные экраны, на которых может демонстрироваться маршрут следования и другая полезная информация.

Производить серийные экземпляры «Шатла» в будущем планируется на мощностях КАМАЗа, который в данном проекте выступает главным индустриальным партнером. В создании «Шатла» востребован большой опыт челнинского автогиганта в сфере производства автобусов и разработки автомобилей с автономным управлением. Пока КАМАЗ совместно с НАМИ продолжают научно-исследовательские работы по проекту, а также проводят пилотную эксплуатацию «Шатла».

Но, как отмечают специалисты отрасли, дело не только в создании беспилотника. Нужна инфраструктура и изменения в законодательстве – в настоящее время в России отсутствует правовая база для движения беспилотных транспортных средств по дорогам общего пользования. Поэтому первым шагом будет использование подобного транспорта на территории закрытых объектов. Считается, что сначала беспилотные автобусы должны появиться в бизнес-парках, выставочных центрах, наукоградах, музейных комплексах, аэропортах.

Беспилотник НАМИ ШАТЛ – транспорт будущего

Самоуправляемый автобус НАМИ Шатл, показанный на Московском международном автосалоне, — это не просто красивая концепция. Он может стать первым кирпичиком в принципиально новой системе общественного транспорта.

Гость из будущего ездит пока со скоростью 5 км/ч, но после испытаний крейсерская скорость вырастет до 25 км/ч, а максимальная — до 40 км/ч. Для городского беспилотника этого достаточно.

Я задумчиво смотрю на медленно проплывающий за окном пейзаж. Интересно, через сколько лет это будут не деревья закрытой территории столичного НАМИ, а скверы и аллеи городских улиц? Ведь сижу я не в обычном автобусе, а в футуристическом «шарике» НАМИ Шатл, где какие-либо органы управления не предусмотрены в принципе. Он создан в единственном экземпляре, его кузов пока представляет собой полноразмерный макет, двери лишены электроприводов, а скорость всего 5 км/ч. Но всё-таки он едет — сам! И везет меня на встречу с его создателями.

Кому нужны беспилотники при наших разбитых дорогах без разметки, сложном климате, непредсказуемых водителях и пешеходах? Но отказаться от прогресса — значит обречь себя на постоянное пребывание в таких условиях. А беспилотник — это огромный шаг вперед.

Шатл невелик: 4,6 м в длину и два в ширину. Но это не легковушка, а, по сути, автобус недалекого будущего. Благодаря внушительной высоте (2,5 м) и однообъемному кузову в салоне может разместиться ­дюжина человек: шестеро сидя, остальные стоя. ­Концепция не оригинальна, но и подсмотренной у Запада ее не назовешь. Это общая тенденция.

Раздвижные двери облегчают посадку и выглядят очень современно. Но зимой салон будет мгновенно охлаждаться. Эффективное и в то же время не слишком энергозатратное отопление — задача на ближайшее будущее.

Москва‑2033

Вы открываете мобильное приложение в своем смартфоне и заказываете транспорт на ближайшую поездку. Буквально через несколько минут машина останавливается под вашими окнами. Это не такси, а электрический Шатл с автопилотом. И в нем уже есть пассажиры. Система собирает заявки от множества пользователей и прокладывает оптимальные маршруты для таких микроавтобусов. Персональным пространством личного автомобиля придется пожертвовать, зато пешие переходы минимальны, равно как затраты времени и денег на дорогу.

Границы частного и общественного транспорта со временем сотрутся. Тратиться на покупку и содержание персональной машины будет невыгодно, ведь практически эквивалентной ей по удобству станет самоходная капсула на несколько человек. Впрочем, подобная транспортная инфраструктура — это уже следующий шаг. А на первых порах такая техника будет эксплуатироваться на закрытых территориях — в парках, наукоградах, выставочных центрах. Там, где минимум нештатных ситуаций, маршруты стандартны и не слишком сложны для того, чтобы оттачивать умения автопилота.

Ехать по дороге, сидя спиной к лобовому стеклу, немного неуютно. Даже с учетом черепашьей скорости. Диванчик явно тесен для троих.

Двенадцатиместный Шатл — лишь один из возможных вариантов. Покупатель сможет заказать кузов любого типа — от роскошного салон-вагона до грузовика. Кузов водрузят на варьируемое модульное шасси с силовым агрегатом. К примеру, показанный нам первый экземпляр Шатла — переднеприводный, с одним электромотором. А можно установить два двигателя (по одному для каждой из осей) или использовать четыре мотор-колеса — и тогда машина станет полноприводной.

Энергия прогресса

Литий-ионные аккумуляторы расположены под полом и сиденьями. Их количество определяет покупатель, исходя из условий работы. Один модуль емкостью 5 кВт·ч обеспечивает запас хода до 50 км. Управляющий складом или небольшой территорией, скорее всего, ограничится такой конфигурацией. Если же электромобилю предстоят большие пробеги, количество модулей можно увеличить до шести. Автономность вырастет пропорционально — до 300 км. Но такой вариант существенно затратнее, поскольку батареи остаются самым дорогим элементом.

За единственной подъемной крышкой на корме скрыто вот это. Разумеется, решение не окончательное.

Аккумуляторы разработаны и созданы в НАМИ, как все системы управления, безопасности и обогрева. У института накоплен опыт совместной работы в этой части, в том числе с АВТОВАЗом. Химические элементы — покупные, поставщиками выступили зарубежные и российские компании. Заявленная разработчиками работоспособность — 2000 циклов зарядки-разрядки.

А наш климат? О нем не забыли. Есть жидкостный обогрев на случай холодной погоды. Предусмотрена функция самопрогрева аккумуляторов перед началом работы — за счет отбора небольшого количества электроэнергии из запасенной в батарее. Интенсивность и продолжительность прогрева определяются температурой окружающего воздуха: чем она ниже, тем больше будет потреблять из сохраненного запаса каждый модуль. Это снижает автономность, но благотворно сказывается на сроке жизни батарей: большие нагрузки промерзшим аккумуляторам противопоказаны.

Можно использовать и другой способ прогрева — при помощи штатной жидкостной системы. Получается аналог автомобильного подогревателя для двигателя внутреннего сгорания: незадолго до начала поездки включается циркуляция — и к приходу владельца машина готова к движению. С точки зрения эффективности, затрат энергии и ресурса батарей выгоднее использовать режим самопрогрева.

Сложнее с поддержанием температуры в салоне. В этом вопросе окончательного решения пока нет. Стандартный подход с вентилятором и системой воздуховодов неэффективен из-за высокого энергопотребления. К тому же через огромные двери салон мгновенно выстуживается на остановке. Скорее всего, будет реализовано комбинированное решение: сверху воздух станут подогревать инфракрасные панели, а обогреваемые сиденья, пол и поручни помогут им в создании комфортной температуры. Но и на это нужно немало ­энергии.

Интерьер выполнен в светлых тонах. Уюта пока недостает, но спишем это на общую недоработанность опытного образца. Огрехи ручной сборки, кстати, почти незаметны. Светлая отделка в сочетании с гигантской площадью остекления создает эффект огромного свободного пространства. На крыше можно будет устанавливать солнечные батареи.

Органы чувств

Электромобилем, даже отечественным, нас не удивишь. Система автономного вождения — вот что представляет основной интерес. КАМАЗ полным ходом испытывает беспилотный грузовик. И на корме Шатла значится имя челнинского завода. Один и тот же проект в разной обертке? Нет, КАМАЗ выступает лишь техническим партнером НАМИ в проекте.

Конфигурация автопилота, в целом, стандартная. Ультразвуковые датчики дальностью действия 3–6 м установлены в бампере, за «скорлупой» которого спрятаны радары ближнего и дальнего (до 250 м) действия — с широким и узким углами обзора соответственно. За лобовым стеклом — стерео­камера, «видящая» на расстоянии до 250 м. А вот лидар в комплексе использоваться не будет. На прототипе он есть, но разработчики уверены: комбинация обычных радаров и камеры позволят обходиться без него.

Мне очень понравилось, как замгендиректора НАМИ Алексей Гогенко и директор институтского центра информационных и интеллектуальных систем Денис Ендачев, с которыми мне удалось пообщаться, высказывались о своем детище. Они не скрывают, что все «органы чувств» у машины пока импортные — достойных аналогов в родном отечестве нет. Опытные образцы российских радаров находятся на стадии разработки, потому на Шатле им места не нашлось. И нечего стыдиться. Лучше подождать, чем устраивать «импортозамещение любой ценой».

Русский след

Всё программное обеспечение создано в НАМИ. Российские дорожные и погодные условия учтены. В частности, подбираются соответствующие рабочие частоты и алгоритмы обработки данных. В теории радарам и камере не станут помехой дождь и снег.

В стойки кузова встроены жидкокристаллические мониторы. Они будут информировать пассажиров о маршруте и времени в пути — и даже развлекать их.

Сейчас Шатл еще только учат ездить. Проверить алгоритм на работоспособность на нем можно, а исправить ошибки и оперативно вмешаться в управление — нельзя. У Шатла ведь нет органов управления! Поэтому программы отлаживают на беспилотных Калинах, где есть руль, педали и место для водителя.

На сегодняшний день Калины умеют самостоятельно проезжать заданный маршрут, заложенный в их память полностью или обозначенный отдельными «маркерами», а также ориентируются на дороге с четкой разметкой. Последнее, правда, невозможно без опоры на высокоточные оцифрованные карты для навигации. А их в полном объеме нет даже для Москвы, не говоря уже о стране в целом. По мере отработки алгоритмов на Ладах их переносят на Шатл. Пока он не умеет ездить по дорогам общего пользования, как беспилотники в Европе и США.

Денис Ендачев подробно рассказал, как обеспечивается точное позиционирование автомобиля на дороге. Первая составляющая — координаты от спутников GPS и ГЛОНАСС. Они не укладываются в требуемые границы погрешности в условиях плотной застройки. Поправку обеспечивают два компонента. Цифровой акселерометр измеряет перегрузки по трем осям, одометрическая система поставляет данные о пути, пройденном каждым колесом. Совместив и обработав информацию из этих трех источников, автопилот устанавливает местоположение машины с точностью до нескольких десятков сантиметров — вполне достаточно для езды и маневров. Камера за лобовым стеклом распознаёт линии разметки и оказывает дополнительную помощь остальным компонентам системы.

Светлое будущее

К 2018 году беспилотник должен быть готов к перевозке пассажиров на закрытых территориях.

Первой серьезной работой для Шатла станет, по всей видимости, чемпионат мира по футболу, который через полтора года принимает Россия. Там Шатл наверняка будет не единственным отечественным транспортом без водителя — уж очень рьяно взялись некоторые заводы за освоение перспективной темы.

Хочется верить, что проект «НАМИ Шатл» не окажется пустышкой, а будет доведен до победного конца — и мы сможем, не выезжая за пределы страны, пользоваться транспортом будущего.

Выглядит НАМИ Шатл футуристично, но не пугающе. Светотехника полностью светодиодная. Она вписана в силуэт настолько органично, что выключенные фары и фонари незаметны на кузове.

Новости и тест-драйвы › Проект беспилотника «Шатл» объединил НАМИ, КамАЗ и Яндекс

Научный центр НАМИ в кооперации с КамАЗом и Яндексом представил на Московском автосалоне (ММАС) ходовой макет беспилотного микроавтобуса. В названии проекта «Шатл» не хватает второй «Т», будем считать, что так задумано. Создатели подчёркивают — мы разрабатываем не просто машину, а интеллектуальную транспортную систему (ITS), мы не даём пустых обещаний, не собираемся бежать впереди паровоза. Идёт долгая кропотливая работа.

Электрокар собран в единственном экземпляре. Никаких сроков по запуску в серию нет, инвестор ищется, вся конкретика засекречена, и очень многое зависит от продолжающихся исследований, в том числе маркетинговых. Мол, просто знайте — поставлена цель, наша команда к ней уверенно движется. «Автономное будущее» наступит ещё не скоро, однако оно неизбежно — готовьтесь вместе с нами, с НАМИ.

Трио партнёров распределило усилия следующим образом. Институт НАМИ взял на себя дизайн и образовал с КамАЗом равноправную рабочую группу инженеров. Яндекс занимается картографией, навигацией и облачными инфраструктурными вычислениями. Может показаться, будто на сотрудничество с иностранцами наложено табу — это не так: без помощи зарубежных компаний всё равно не обойтись. К примеру, необходимую батарею в России никто не производит. К кому обращаться, проектанты пока не решили.

Сейчас НАМИ использует собственный литиево-ионный аккумулятор. Тяговый электромотор пока всего один (нас попросили не указывать его низкую мощность, ибо на данном этапе это неважно). В перспективе движок, или несколько, будет развивать 20–40 кВт (до 54 л.с.), и то не факт — вопрос до конца не изучен. Невысокая максимальная скорость уже традиционна для автономныхмикроавтобусов — 25 км/ч. О запасе хода можно только гадать.

Как оно выглядит живьём? Шильдики КамАЗа на такой штуке будоражат сознание. Дизайнеры экстерьера постарались на славу — зарубежные образчики скучнее. Сам макет сделан хоть и на скорую руку, но классно, по-иностранному. Деревянный пол, панорамная крыша, дисплеи по бокам создают пространственное ощущение «будущего здесь». В целом — слишком дорого для самоходного вагона, но на то он и концепт. Я бы предпочёл раздельные сиденья, хочу видеть зарядные порты для гаджетов и кого-то типа портье в салоне. Или симпотного робота. А для смелой заявки «Шатл» — годится!

О проекте MatrЁshka сотрудники НАМИ знают и оценивают его перспективы, мягко говоря, скептически. Они не отказываются от модульности платформы: сами готовят два десятка модификаций своей машины. Просто решения конкурентов вызывают некоторое недоумение. Следующий шаг «Шатла» — от макета к нескольким прототипам, их серьёзные испытания на «закрытой территории», которые начнутся, вероятно, через год. Стратегия развития ждёт одобрения на столе у руководства. Готовый продукт ожидается к концу десятилетия.

Константин Болотов, 25 августа 2016 в 19:52. Иллюстрации: НАМИ

MOHCTPOXOD › Blog › Городской общественный транспорт будущего

Пришло время раскрыть карты о моей работе в течение последнего года так как она была вчера представлена на Московском автосалоне.

Дмитрий Пронин, руководитель проекта «НАМИ Шатл», рассказал о необычном автопилотируемом транспортном средстве будущего, создаваемом совместно с КАМАЗом и Яндексом. Идея в том, чтобы совместить в этом автобусе (вместимость 12 человек, шесть мест — сидячие) преимущества личного транспорта, такси и автобуса. В нем можно стоять в полный рост. Причем экземпляр на фото — рабочий прототип, передвигающийся на данном этапе со скоростью до 25 км/ч (ограничение для транспортных средств на общественных территориях, не требующее одобрение типа ТС).

Пассажир будущего сможет через мобильное приложение вызвать такой шаттл к месту нахождения, задав точку «Б» в системе. Таким образом подобные извозчики будут более мобильными, смогут продуктивнее рассчитывать маршруты движения по сравнению с вхолостую передвигающимися современными автобусами. Проект находится на начальной стадии, пояснил «За рулем.РФ» Дмитрий Пронин, точных сроков реализации его пока нет. Предполагается, тем не менее, что поначалу такие маршрутки запустят по территории парков и наукоградов, например в Сколково.

Ну и фото уже из личной коллекции 😉

Recommendations

Comments 59

Очень интересно — работаете на такой работе, а пишете про лоббирование автоконцернов, новые экологические требования и т.п. в негативной форме.

А в чём противоречие?

В том, что вы сами строите всю эту технику будущего — ненадежную, сложную, автоматизированную донельзя и т.п., о которой сами пишете в блоге)

Не так. Я не простив прогресса. Просто технологии должны развиваться в направлении здавого смысла и на благо общества а не в направлении увеличения рынка продаж. Эта техника будущего как раз строится без дорогих прецезионных запчастей кроме батареи. Всё остальное — обычная электроника и оптика, которая практически не имеет изнашивающихся частей. Батарея там сейчас только потому, что на первой стадии они будут ездить по закрытым территориям, в том числе внутри помещений. Тут иметь батарею не проблема так как она маленькая (пробеги небольшие и зарядка в доступности), но за то есть требование по полному отсутствию выхлопа. А когда оно выйдет на дороги общего пользования — на нём может быть и другой источник энергии в зависимости от уровня развития технологий на тот момент времени, в том числе и обычный ДВС. В пример можно привести сравнение электронного и механического впрыска. При том, что электронный впрыск топлива появился раньше механического, немцы решили таки усложнить жизнь потребителю и придумали механическй впрыск, который до сих пор отравляет жизнь владельцам старых Мерседесов, Ауди, Вольво итд. А электронный впрыск как был изначально надёжной технологией, так до сих пор ей и остался. При этом, он даёт ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ преимущества по потребительским качествам относительно карбюратора и даже относительно механического впрыска при гораздо более простой и ремонтопригодной конструкции чем механический, но при этом гораздо надёжнее и долговечнее и дешевле так как не имеет никаких прицезионных частей.

Да, согласен во всем, что уж говорить)
Я всегда думал, что ведь МОГУТ сделать что-то, что долго служит, но нет же…
В моем блоге есть пример альфа ромео, которая больше 10 лет лежит на брюхе возле болота в Сибири. НИКАКОЙ РЖАВЧИНЫ. Разве что поверхностная на элементах подвески. Да, возможно, это все из-за того, что на кузове нет повреждений родного покрытия, но факт в том, что это покрытие поразительно долго защищает металл от коррозии есть…

В болоте автомобили гниют медленней чем на городских дорогах 😉

Тоже верно — она примерно с года 2000 не видала солей и прочего)

Мой Москвич стоял у меня в огороде с 2004 по 2014 год.

Интересно хотя бы несколько слов о ПО и прочем связанным с “беспилотностью”

Приложение типа как сейчас Яндекс-такси, Убер итд. А беспилотная система на куче датчиков: камеры, радары, лидары, сонары. Всё это стоит 3-мерную модель среды, в ней распознаются объекты и каждому объекту присваивается модель вероятного поведения. В зависимости от этого корректируется режим и траектория движения.

Спасибо за ответ. Сам программист, так что интересуют подобные аспекты:-)

Я бы в Сколково не гаджеты на колёсах запускал, а тупо открыл бы душистый газок…

Сколково — испытательная площадка 😉 Газок — это без пользы для дела. А вот если потом выпустить на дороги общего пользования, офисные чайники сами в такие автобусы уберутся из своих евроазиатских говношариков и не будут нам мешать ездить. Кроме того, исчезнут безмозглые водители такси и маршрутного транспорта. Водитель-компьютер не может быть пьяным, уставшим, агрессивным или просто тупым.

Может, новый газок испытать?:() Ясно. У водителя-компьютера, увы, могут элементарно случиться столь популярные “системные сбои”… Впрочем в Сколково пусть случаются.

Конечно могут, и обязательно будут, и о них будут трубить на все СМИ, но гораздо реже чем у обычного водителя.

Беспилотные автобусы и шаттлы

Новости, 2020:

Заявление о том, что пассажирские автобусы без водителя за рулем – это уже настоящее, звучит слишком громко и оптимистично. Пока что эти беспилотники ездят намного медленнее, чем хотелось бы пассажирам, да и маршруты им доверяют элементарные. Однако технологии в этом направлении развиваются бешеными темпами, поэтому вскоре отсутствие в кабине автобуса водителя станет нормой.

Они уже ездят по улицам

Уже как минимум пяти городам посчастливилось войти в историю – по их улицам в рамках испытания пустили первые беспилотные автобусы. Знакомьтесь с пионерами:

  • Швейцарская Лозанна. С лета 2017 здесь в рамках проекта Easy Mile курсируют 6 автобусов-беспилотников EZ10. Им выделили простой маршрут длиной 2,5 километра и доверили максимально лояльных пассажиров – студентов и преподавателей местного университета. Главная задача транспорта – курсировать между корпусами и ближайшей станцией метро. За полгода эксперимента не произошло ни одной аварии, что обнадеживает как разработчиков, так и пользователей технологии.
  • Греческая Трикала. В этом небольшом городке тестируется французская беспилотная система CityMobil2. Автобусы рассчитаны на 10 пассажиров, работают от электроэнергии и совершают поездки по обычным городским улицам в режиме автопилота.
  • Китайский Чжэнчжоу. Китайцы доверяют искусственному интеллекту гораздо охотнее европейцев. Компания Yutong на сегодняшний день проводит успешные испытания своей новейшей разработки – беспилотного автобуса, который будет перевозить пассажиров на расстояние 30 километров. Сейчас за работой техники следит оператор, однако в планах у разработчиков полностью автоматические перевозки.
  • Голландский Вагенинген. Здесь на реальных городских улицах проходит испытания модифицированная версия EZ10 под названием WEpods. Если раньше для тестирования беспилотников создавалась специальная инфраструктура, в которой не было сложных развязок, то в городе Вагенинген все по-другому. Здесь автобус на автопилоте ездит по обычным дорогам и встречается с непредвиденными дорожными ситуациями.
  • Британский Милтон-Кинс. Консервативные англичане пошли еще дальше – они выделили целый город для тестирования 40 беспилотных автомобилей и системы общественного транспорта. Пока в городе ведется активная подготовка к встрече с беспилотным будущем – она запланирована на 2018 год.

Беспилотные автобусы Navya

Модель беспилотного автобуса Navya – это далеко не прототип, она тестируется несколько лет и уже доказала свою безопасность и эффективность в качестве пассажирского транспорта. В конструкции модуля нет руля и стандартных педалей, а максимальная скорость составляет 45 км/ч. Во время испытаний в кабине автобуса все еще находится оператор, который в случае экстренной ситуации сможет управлять машиной. Однако с развитием технологий и законодательной базы от услуг человека можно будет полностью отказаться.

Несколько интересных фактов о беспилотном Navya Arma:

  • Вместительность автобуса 15 пассажиров.
  • За ориентацию в пространстве отвечают GPS, L >Сейчас 12 автобусов Arma обслуживают территорию АЭС Сиво в западной части Франции. Они курсируют по круговому маршруту каждые пять минут и значительно экономят время сотрудников станции. Раньше эту территорию обслуживали дизельные автобусы – время ожидания составляло 15 минут. Руководство АЭС подсчитало экономию – замена дизельных автобусов на электро-беспилотники сэкономит 3 млн евро за год, а выбросы углекислого газа уменьшит на 40 тонн.

Компания Navya предлагает эксплуатировать роботизированные автобусы на промышленных объектах, на территории аэропортов и больниц, в парках развлечений и в городских жилых кварталах. В планах компании открытие нового завода в Мичигане, что позволит удовлетворить растущий спрос на рынке. Уже в 2018 году в США будет работать как минимум 50 пригородных автобусов-беспилотников.

Беспилотные «Матрешки» на российских дорогах

Покататься на беспилотном автобусе можно будет и в России. На полигонах уже проходят успешные тестирования беспилотного модуля, рассчитанного на 20 пассажиров. Разработкой технологии занимается компания «Волгабас» совместно с центром инноваций «Сколково». Вывести автобус в первый рейс планируется не раньше 2018 года. Разработчики надеются, что именно к этому времени будут приняты соответствующие законы по сертификации беспилотного транспорта.

Интересные факты о русской беспилотной MatrЁshkе:

  • Модуль адаптируется под пассажирский салон, перевозчика грузов или мобильную технику. Для решения коммунальных задач.
  • На полной зарядке электро-автобус сможет преодолеть расстояние до 130 км.
  • Максимальная скорость – 100 км/ч, но на автопилоте она ограничивается до 20 км/ч.

Стоимость прототипа составила около 8,5 млн рублей, однако в планах снижение цены до 3,5 млн после запуска массового производства. Стоит также отметить, что почти все детали для отечественного беспилотника производятся в России.

Гость из будущего – беспилотный Шаттл (НАМИ)

Самоуправляемый микроавтобус Шаттл является совместным проектом КАМАЗа и Научно-исследовательского центра НАМИ. Концепт-кар нельзя назвать эксклюзивным, но его также сложно сравнивать с зарубежными аналогами. Автобус развивает максимальную скорость до 40 км/час, но на автопилоте не превышает 15 км/ч. За ориентацию в пространстве и вычисление оптимальной траектории отвечает система Яндекс.

Работает самоходная капсула от литий-ионных аккумуляторов собственной разработки НАМИ. Инженеры пока предлагают доверять новинке стандартные несложные маршруты – в парках развлечений, в научных городках и университетах, в выставочных центрах. В будущем вызывать беспилотник планируется с помощью специального приложения на смартфонах.

Умные автобусы вытеснят с дорог привычные маршрутки через 10-15 лет, когда их стоимость будет доступна для среднего бизнеса, а эффективность уже не будет подвергаться сомнениям. Тотальное господство беспилотников неизбежно, однако именно благодаря ему наше передвижение на дорогах станет еще более комфортным и безопасным.

«Шатл»: мини-автобус будущего

Фото: Александр Уткин

КАМАЗ совместно с Научно-исследовательским центром НАМИ работают над созданием беспилотного автобуса «Шатл». Уникальная новинка была впервые представлена в прошлом году в рамках Московского международного автосалона и вызвала огромный интерес. «Шатл» может стать основой принципиально новой системы общественного транспорта.

В отличие от традиционных автобусов с утвержденными маршрутами, «Шатл» будет способен прокладывать маршрут в режиме реального времени. С помощью специального мобильного приложения можно задать точку назначения, а сведения о местонахождении пассажира система получает из геоданных телефона. При заказе машины можно также самостоятельно выбрать ее функционал: такси или транспортное средство коллективного пользования. Как считают эксперты, отсутствие остановок общественного транспорта и фиксированных маршрутов позволит со временем избавиться от пробок, поскольку количество личных автомобилей на улицах значительно уменьшится.

Длина беспилотного мини-автобуса – 4,6 м, ширина – 2 м, высота – 2,5 м. Футуристический кузов, выполненный из композитов на металлическом основании, может вместить 12 пассажиров (включая 6 сидячих мест). Для удобства посадки-высадки раздвижные двери открываются с обеих сторон. В салоне есть небольшие плазменные экраны, на которых может демонстрироваться маршрут следования и другая полезная информация.

Производить серийные экземпляры «Шатла» в будущем планируется на мощностях КАМАЗа, который в данном проекте выступает главным индустриальным партнером. В создании «Шатла» востребован большой опыт челнинского автогиганта в сфере производства автобусов и разработки автомобилей с автономным управлением. Пока КАМАЗ совместно с НАМИ продолжают научно-исследовательские работы по проекту, а также проводят пилотную эксплуатацию «Шатла».

Но, как отмечают специалисты отрасли, дело не только в создании беспилотника. Нужна инфраструктура и изменения в законодательстве – в настоящее время в России отсутствует правовая база для движения беспилотных транспортных средств по дорогам общего пользования. Поэтому первым шагом будет использование подобного транспорта на территории закрытых объектов. Считается, что сначала беспилотные автобусы должны появиться в бизнес-парках, выставочных центрах, наукоградах, музейных комплексах, аэропортах.

Проект беспилотника «Шатл» объединил НАМИ, КамАЗ и Яндекс

Габариты указаны условно: длина — 4600 мм, ширина — 2000, высота — 2500 мм. Кузов изготовлен из композитных материалов, «нанизанных» на стальной каркас. Конструкция не взята с потолка, а тщательно просчитана на компьютерах, то есть некоторые решения уже точно найдены.

Научный центр НАМИ в кооперации с КамАЗом и Яндексом представил на Московском автосалоне (ММАС) ходовой макет беспилотного микроавтобуса. В названии проекта «Шатл» не хватает второй «Т», будем считать, что так задумано. Создатели подчёркивают — мы разрабатываем не просто машину, а интеллектуальную транспортную систему (ITS), мы не даём пустых обещаний, не собираемся бежать впереди паровоза. Идёт долгая кропотливая работа.

Электрокар собран в единственном экземпляре. Никаких сроков по запуску в серию нет, инвестор ищется, вся конкретика засекречена, и очень многое зависит от продолжающихся исследований, в том числе маркетинговых. Мол, просто знайте — поставлена цель, наша команда к ней уверенно движется. «Автономное будущее» наступит ещё не скоро, однако оно неизбежно — готовьтесь вместе с нами, с НАМИ.

Разработчики из НАМИ непримиримы: мы не будет оснащать машину рулём и педалями. Посмотрим, что на это ответят регуляторы, которые практически во всех странах сделали наличие водителя и традиционного управления обязательным условием для испытаний на дорогах общего пользования.

Трио партнёров распределило усилия следующим образом. Институт НАМИ взял на себя дизайн и образовал с КамАЗом равноправную рабочую группу инженеров. Яндекс занимается картографией, навигацией и облачными инфраструктурными вычислениями. Может показаться, будто на сотрудничество с иностранцами наложено табу — это не так: без помощи зарубежных компаний всё равно не обойтись. К примеру, необходимую батарею в России никто не производит. К кому обращаться, проектанты пока не решили.

На верхних картинках видно, что «Шатл» получил полноуправляемое шасси. Не такое, конечно, как у спорткаров. Здесь пары колёс поворачиваются синхронно, до упора, ради наименьшего радиуса разворота. В салоне — 12 мест: сидячих и стоячих поровну. Всё взаимодействие пассажиров с микроавтобусом, по идее, происходит через приложение на смартфоне.

Сейчас НАМИ использует собственный литиево-ионный аккумулятор. Тяговый электромотор пока всего один (нас попросили не указывать его низкую мощность, ибо на данном этапе это неважно). В перспективе движок, или несколько, будет развивать 20–40 кВт (до 54 л.с.), и то не факт — вопрос до конца не изучен. Невысокая максимальная скорость уже традиционна для автономных микроавтобусов — 25 км/ч. О запасе хода можно только гадать.

Весь процесс создания макета ребята из НАМИ постарались отобразить в этом ролике.

Как оно выглядит живьём? Шильдики КамАЗа на такой штуке будоражат сознание. Дизайнеры экстерьера постарались на славу — зарубежные образчики скучнее. Сам макет сделан хоть и на скорую руку, но классно, по-иностранному. Деревянный пол, панорамная крыша, дисплеи по бокам создают пространственное ощущение «будущего здесь». В целом — слишком дорого для самоходного вагона, но на то он и концепт. Я бы предпочёл раздельные сиденья, хочу видеть зарядные порты для гаджетов и кого-то типа портье в салоне. Или симпотного робота. А для смелой заявки «Шатл» — годится!

Руководитель проекта «Шатл» Алексей Гуськов (на фото справа) говорит, что макет был закончен за несколько минут до премьеры на автошоу. Тревожную кнопку и «стоп-кран» не сделали из-за нехватки времени. На видео, среди прочего, можно взглянуть на интерактивные экраны в салоне.

О проекте MatrЁshka сотрудники НАМИ знают и оценивают его перспективы, мягко говоря, скептически. Они не отказываются от модульности платформы: сами готовят два десятка модификаций своей машины. Просто решения конкурентов вызывают некоторое недоумение. Следующий шаг «Шатла» — от макета к нескольким прототипам, их серьёзные испытания на «закрытой территории», которые начнутся, вероятно, через год. Стратегия развития ждёт одобрения на столе у руководства. Готовый продукт ожидается к концу десятилетия.

Ссылка на основную публикацию