Минтранс пообещал отменить запрет на перевозку детей автобусами старше 10 лет

Кабмин планирует отменить запрет на перевозку детей автобусами старше 10 лет

Hurst Photo / Shutterstock.com

Положения Правил организованной перевозки группы детей автобусами (далее – Правила) направлены на обеспечение безопасности детей, однако некоторые нормы данного документа эксперты считают излишними. Это касается положения, в соответствии с которым для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет (п. 3 Правил).

Предполагается, что данная норма начнет действовать с 1 июля текущего года. Причем срок вступления в силу указанного положения сдвигался. Ранее планировалось, что оно начнет действовать с 1 января 2017 года (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1558). Кстати, уже тогда общественники предлагали отказаться от данного требования, ссылаясь на дороговизну транспортных средств и высокую стоимость организации детских туристических мероприятий в целом.

Не исключено при этом, что активно обсуждаемая норма не будет действовать вообще. Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин заявил, что вводить указанный запрет нет смысла, в связи с чем Правительство РФ готовит соответствующие изменения в Правила – требование о “возрасте” автобусов из документа скорее всего уберут. Он также заверил, что вопрос разработки и принятия в срок соответствующего постановления кабмина находится на контроле Совета Федерации. “Рассчитываем, что в ближайшую неделю оно будет принято”, – сказал сенатор.

Какой документ должны иметь все дети, прибывающие в лагерь? Узнайте из материала “Детские оздоровительные лагеря” в “Домашней правовой энциклопедии” . Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Требование об эксплуатации автобусов, выпущенных менее 10 лет назад, эксперты характеризуют как не имеющее отношения к безопасности. В частности, руководитель Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Ростуризме Сергей Минделевич указал на отсутствие статистических данных об авариях, произошедших с автобусами в связи с их “возрастом”, а также научных исследований о том, что надежность автобуса уменьшается в зависимости от продолжительности его службы. Напротив, по мнению представителей транспортных компаний, состояние автобуса зависит от места изготовления – импортные транспортные средства, в отличие от отечественных, служат дольше и являются более надежными. Например, по данным специалистов, автобусы японского производства исправно работают 15-20 лет, а американского – 30 лет.

Критика коснулась и других положений о перевозке детей автобусами. В частности, по словам Сергея Минделевича, никто в точности не знает, что именно подразумевается под порядком посадки детей в автобус (а соответствующий документ необходим для перевозки детей данным видом транспорта, если порядок не прописан в договоре фрахтования) (подп. “ж” п. 4 Правил). “Что это такое, не понимают даже сами сотрудники Минтранса”, – сообщил эксперт. Толкование данной нормы, по его словам, расходится: представители Минтранса России предлагают писать “посадка осуществляется по бейджам”, а сотрудники МВД России полагают, что под порядком понимается последовательность посадки детей. Наличие неясного до конца требования эксперт считает ненужным.

Напомним, что для организованной перевозки детей автобусом необходим целый ряд документов. В частности, это договор фрахтования, список набора пищевых продуктов, то есть сухих пайков и бутилированной воды, списки назначенных сопровождающих с указанием фамилии, имени, отчества каждого из них и их телефонов, а также детей, причем необходимо, чтобы в списке содержались фамилия, имя и отчество каждого ребенка, а также его возраст. Для организации перевозки нужен также документ, содержащий сведения о водителе с указанием его фамилии, имени, отчества и его телефона, а также ряд других документов (п. 4 Правил).

По оценкам экспертов, значительное количество излишних бюрократических требований к перевозке групп автобусами препятствует детскому туризму в целом. Это обусловлено тем, что педагоги и транспортные компании, не желая брать на себя такую большую ответственность, отказываются организовывать поездки детей данным видом транспорта. Представитель Совета Федерации добавил, что проблема автобусных перевозок в туризме существует – она связана с дефицитом транспортных средств, при этом государство, по его мнению, в настоящее время недостаточно поддерживает туристическую отрасль.

Туристический бизнес Санкт-Петербурга

Правительство может отменить запрет на перевозку детей автобусами, использующимися более 10 лет

Срок вступления в силу постановления Правительства, которое запретило перевозку групп детей автобусами, которые эксплуатируются более 10 лет, отложен до 1 июля 2017 года. Документ был принят летом 2015 года.

Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Алексей Бакирей сообщил 11 апреля на заседании Комитета Совфеда по соцполитике, что постановление вновь обсуждалось на заседании кабмина буквально несколько дней назад. По его словам, окончательное решение пока не принято, но вполне возможно, что Правительство примет решение убрать пункт о запрещении эксплуатации автобусов старше 10 лет.

Председатель Комитета Совфеда по соцполитике Валерий Рязанский, в свою очередь, подчеркнул, что обсуждаемая тема особенно актуальна в преддверии летних каникул, когда регионам потребуется задействовать большой автобусный парк, чтобы довезти школьников к месту их отдыха и лечения.

«И почему мы решаем методом запрета то, что можно решить повышением ответственности тех, кто проводит технический осмотр автотранспортного средства», — отметил сенатор.

По словам руководителя Регионального совета Российского союза туриндустрии Ольги Санаевой, в РФ есть такие регионы, где очень мало автобусов, срок эксплуатации которых меньше 10 лет. Таким образом, если с 1 июля документ вступит в силу, то «можно остановить перевозку детей на большей части нашей страны».

Временно исполняющий обязанности начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Владимир Швецов заметил, что состояние автобуса от срока эксплуатации не зависит. Есть автобусы, которые могут эксплуатировать и по 20 лет, и они будут в удовлетворительном техническом состоянии. Но есть и такие автобусы, которые не выдерживают и 10 лет.

Однако сенатор Эдуард Исаков, который представляет в Совете Федерации Ханты-Мансийскую автономную область, раскритиковал идею не ограничивать срок эксплуатации автобусов. Парламентарий напомнил о трагической аварии, которая произошла в декабре на трассе Ханты-Мансийск — Нефтеюганск. Тогда автобус, вёзший детей на соревнования, столкнулся с фурой. В результате 12 детей погибли, 30 человек были госпитализированы.

«Это постановление было подготовлено для того, чтобы максимально обезопасить наших детей. На мой взгляд, чем старше будет автобус, тем выше риск попадания в такую ситуацию», — сказал Исаков. Его поддержала коллега по комитету Валентина Петренко. «Цена вопроса здесь не должна стоять. Главное — это жизнь наших детей», — добавила она.

Ссылка на основную публикацию