Машину будущего засняли в Испании

IvanD › Блог › Все машины из «Назад в будущее»

3 июля 1985 года, в прокат вышел фильм, навсегда отпечатавшийся в истории кинематографа. Знаменитая лента «Назад в будущее», изначально затевавшаяся как история на один раз, в итоге растянулась на трехсерийную франшизу с мультипликационным и игровым продолжениями. Гениально задуманный, гениально снятый и гениально сыгранный Back to the Future принес создателям бешеные деньги, дал путевку в жизнь сразу нескольким талантливым актерам, а заодно обессмертил название одного автомобиля.

«Назад в будущее» — широкоформатная и, несмотря на всю фантастичность происходящего на экране, очень жизненная история.

-1-
В раннем варианте сценария Док Браун создает машину времени на базе… холодильника. От этой идеи создатели фильма позднее отказались, побоявшись, что дети, подражая героям ленты, начнут залезать в старые холодильники. Ведь, в отличие от багажников американских машин, холодильники в восьмидесятых изнутри не открывались.

-2-
Когда на роль машины времени утвердили автомобиль, сразу встал вопрос: какой именно? В кандидатуре DeLorean DMC-12 парадоксальным образом сочетались все требования создателей ленты. Во-первых, машина должна была выглядеть максимально футуристично, чтобы жители Хилл-Вэлли 1955 года могли принять ее за космический корабль пришельцев. Кроме того, DeLorean удачно подходил к взбалмошной, не идущей в ногу с общественным мнением личности Дока Брауна. Ведь в середине восьмидесятых история коммерческой катастрофы, постигшей DeLorean и его создателя, была у всех на слуху. Потому-то Марти так удивился, впервые увидев, что машину времени Док построил на базе DeLorean, имя которого в 1985-м являлось синонимом катастрофы.

-3-
Только в работе над первой частью трилогии принимало участие три DeLorean DMC-12. Две машины использовали для динамических съемок, одну — с демонтированным мотором — для статичных.

-4-
В машины времени три подержанных «ДеЛориана», купленных за 50 тысяч долларов, превращала целая команда голливудских художников и дизайнеров, включая Рона Кобба, известного по работе над ужастиком «Чужой», Энди Проберта («Стар трек», «Индиана Джонс») и Ларри Полла («Бегущий по лезвию бритвы»).

-5-
Для перемещения во времени ядерный реактор DeLorean должен был развивать мощность в 1,21 гигаватта. Это сопоставимо с мощностью 15 реактивных истребителей.

-6-
Любопытно, что «основой» ядерного реактора машины времени стала автомобильная деталь — колесный колпак от автомобиля Dodge Polara.

-7-
Врожденный недостаток серийных «Делорианов» — довольно слабый для спорткара трехлитровый V6 мощностью 170 лошадиных сил — досаждал и съемочной группе фильма. Поэтому для работы над второй и третьей частями «Назад в будущее» стоковый мотор альянса PRV (Peugeot-Renault-Volvo) заменили на более мощный двигатель Porsche.

-8-
В третьей части трилогии снимался удивительный гибрид. Под знакомыми кузовными панелями DMC-12 скрывалось шасси гоночного багги Volkswagen. Иначе знаменитую сцену, в которой Марти удирает от индейцев, базовый DeLorean попросту не выдержал бы.

-9-
После выхода фильма в прокат основатель DeLorean Motor Company Джон Делориан написал письмо продюсеру и режиссеру «Назад в будущее» Бобу Гейлу и Роберту Земекису, выражая искреннюю благодарность за использование в ленте своего детища.

-10-
В первой половине восьмидесятых на все продававшиеся в США автомобили распространялся закон президента Джимми Картера о максимальной скорости. В попытке отвадить лихачей от привычки превышать, спидометры всех автомобилей ограничили значением в 85 миль в час. По мысли президентской администрации, если водитель загнал стрелку спидометра на максимальное значение, то дальше ему разгоняться смысла уже нет. Остроумное, но все же спорное решение впоследствии отменили. Однако создателям «Назад в будущее» из-за этой мелочи пришлось разрабатывать кастомную приборную панель для DeLorean, в которой отметка максимальной скорости равнялась 95 милям. Ведь для перемещения во времени DeLorean нужно было разогнать до 88 миль в час.

-11-
Если сложить все перемещения во времени на протяжении трех серий «Назад в будущее», получится, что DeLorean преодолел 570 лет временного пространства.

-12-
И, наконец, главное: в мультипликационном продолжении «Назад в будущее» Док Браун заново отстраивает машину времени, уничтоженную железнодорожным локомотивом в заключительной части кинотрилогии. Так что самый знаменитый DeLorean оказался живее всех живых.

Ford Super DeLuxe (1946)

Автомобиль Биффа Таннена, главного антагониста из первой части «Назад в будущее», по-настоящему классный. Стильный кабриолет Ford Super DeLuxe 1946 года достался нынешнему хозяину уже в подержанном состоянии — события из прошлого временного отрезка первого фильма датируются 1955-м. Очевидно, однако, что Бифф очень любит свой автомобиль, потому двойную неудачу с навозным фургоном даже мы воспринимаем близко к сердцу.

В фильме нет указаний на технические характеристики машины. Но, учитывая, что Ford Super DeLuxe с кузовом кабриолет, а точнее Club Convertible, предлагался только с мотором V8, можно сделать вывод — в распоряжении Биффа было всего-навсего 100 лошадиных сил. Кстати, базовая цена кабриолета Ford 1946 года начиналась с 1488 долларов.

Packard Custom Eight Victoria (1948)

Автомобиль Дока Брауна может многое рассказать о своем хозяине. Судя по марке и году выпуска «Пакарда», мы делаем вывод, что Док и до встречи с Марти не был таким уж закоренелым лузером — удача иногда улыбалась и ему. Ведь в конце сороковых кабриолет Custom Eight Victoria считался одним из самых дорогих и престижных автомобилей Америки. Его прайс-лиcт стартовал с 4295 долларов — значительно дороже кабриолетов Cadillac 62 или Lincoln Cosmopolitan. При этом «Виктория» отнюдь не была быстрой. При рабочем объеме почти в шесть литров рядная «паккардовская» восьмерка выдавала лишь 160 лошадиных сил.

На протяжении трех фильмов «Паккард» несколько раз появляется в эпизодах, но его главная роль сыграна в развязке первой части. На вечеринку «Очарование на дне морском» (The Enchantment Under The Sea) Марти вместе с Лоррейн приехали в этом желтом кабриолете.

Сложно поверить, но значительная часть автомобилей будущего во второй части — закамуфлированные Ford Probe. Присмотревшись, «проубы» можно заметить сразу в нескольких эпизодах. Накладные лобовые стекла с передними стойками крыши, закрытые колесные арки и выкрашенные в цвет кузова накладки колесных дисков — вот и все, что понадобилось, чтобы превратить довольно заурядное серийное купе второй половины восьмидесятых в тачку, которая выглядит своей на калифорнийских дорогах 2015-го.

На фото SAAB EV-1, ниже Chevrolet Express, ниже Pontiac Banshee, ниже Pontiac Pursuit:

На все случаи жизни, разумеется, концептов не хватило. Некоторые машины пришлось создавать специально для фильма. В их числе – эффектный полицейский патруль, на котором потерявшую сознание подругу Марти Дженифер отвозят домой.
Кроме того, судя по фильму, в мире будущего (теперь уже, впрочем, вполне настоящего) буйным цветом колосится любовь к кастомайзингу. Почти все машины во второй части умеют летать. Как не вспомнить рекламный ролик, где сын мэра Хилл-Вэлли Голди Уилсон III расхваливает переоборудование любого автомобиля в автолет всего за 39 999 долларов. Вполне разумный, прайс, кстати говоря. Неудивительно, что в будущем летает не только «ДеЛориан», но и кастомный BMW 633 CSi банды Гриффа Тэннана, и обычный Jeep Wrangler, и даже Citroen DS.

«Конечно мы догадывались, что через 30 лет автомобили вряд ли смогут летать по улицам, — отшучивался потом продюсер «Назад в будущее» Боб Гейл. — Но создавать мир будущего и обойтись без летающих автомобилей просто не смогли!».

Летающий скейт, на котором Марти Макфлай уделывает банду Гриффа Тэннана в Хилл-Вэлли 2015 года, еще долго не давал покоя горячим головам. Дело усугубилось тем, что Роберт Земекис в одном из интервью пошутил, мол, технология «Ховербордов» отнюдь не фантастика, а передовая инженерная разработка, которая вот-вот появится на прилавках. Шутку Земекиса оценили немногие, потому режиссера, продюсеров и актеров, задействованных на съемках, еще долгие годы пытали расспросами про «ховерборды».

Но знаете что? Будущее, вполне возможно действительно наступило. Или вот-вот наступит. В год 30-летнего юбилея «Назад в будущее» парни из Lexus заявили о создании настоящего летающего скейта. Пока все, что мы о нем знаем, показано в проморолике на специальном сайте. Говорят, подробности о «ховерборде» рассекретят уже в ближайшем будущем.

Как работает ховерборд от Lexus

Компания Lexus, как и обещала, показала нам ховерборд в действии. Это действительно доска, которая парит над землей, прямо как в “Назад в будущее 2”. При этом не использована никакая магия – только технологии. И сейчас мы выясним, какие именно.

Для начала давайте ознакомимся с предметом разговора. Немного вступления из фильма “Назад в будущее 2”, далее видео о разработке и создании Hoverboard от компании Lexus. Собственно, видео.

Как вы могли догадаться, здесь есть подвох. Скейтпарк, который Lexus специально построили для этого ховерборда, не такой простой как кажется на первый взгляд. Под ровной поверхностью располагаются специальные рельсы, по которым летающая доска и умеет летать. Так что та видимая свобода движения, показанная в ролике, к сожалению, не больше, чем иллюзия.
Итак, давайте разбираться, как же устроен ховерборд. Внутри него располагаются сверхпроводники. Специальные материалы, имеющие интересное свойство. При низких температурах сопротивление в них падает до нуля. Это, собственно, и называется сверхпроводимостью.

Если же мы помещаем сверхпроводник в магнитное поле, то оно будет полностью вытесняться из объема сверхпроводника. Таким образом у нас и получается та самая “магнитная подушка”, которая не дает сверхпроводнику падать, если мы поместим его вблизи магнита. Называется подобное явления эффектом Мейснера.

Чтобы достигать необходимых низких температур, используется жидкий азот. Температура его кипения составляет −195,75 °C, так что в нормальных условиях жидкий азот активно кипит и испаряется. Именно так объясняется та самая белая дымка, которая выходит из ховерборда. Это активно испаряющийся жидкий азот, которым нужно “заправлять” сверхпроводник.

Так что, как вы видите, ничего сверхъестественного в том, что сделали Lexus, нет. Если погуглить “эффект Мейснера”, то можно найти много увлекательных опытов, сделанных задолго до сегодняшнего дня. Более того, тема магнитной левитации довольно давно используется и в транспорте. В Японии (и не только) уже довольно давно ходят поезда-маглевы, которые используют магнитную левитацию, чтобы парить над рельсами. Единственное различие в том, что в место сверхпроводника там используются мощные электромагниты.

Однако Lexus удалось действительно удивить. Они смогли упаковать всю это не слишком мудреную физику в очень красивую упаковку и подать под соусом крутых съемок. При этом сам финальный продукт хоть и выглядит очень круто, но останется бесконечно далеким от финального покупателя. В отличие от, например, Hendo, который менее красивый, но призрачная возможность на нем покататься все же существует.

Вопрос: Есть ли альтернативные разработки Hoverboard от компании Lexus?

Автомобили Испании: топ-8 интересных моделей

Испанские автомобили: топ-8 наиболее моделей, автопроизводители Испании, интересные факты. В конце — видео о том, какие автомобили продают в Испании.

Содержание статьи:

  • Интересные испанские машины
  • Другие автопроизводители Испании
  • Видео о том, какие автомобили продают в Испании

Испанский автопром остается в тени многочисленных международных концернов, активно использующих страну как площадку для производства своих машин. Но ведь у испанцев были и есть собственные разработки, которые пользуются популярностью в народе.

Часто можно встретить расхожее мнение, что испанское автомобилестроение имеет исключительно итальянские корни. Почему?

На самом деле, итальянцы были далеко не первые на испанском рынке. История автопромышленности на территории королевства уже отметила вековой юбилей! Еще на заре ХХ века (1904) в Барселоне открылась автокомпания Hispano-Suiza, производившая исключительно люксовые автомобили, являвшиеся достойным конкурентом и головной болью для английских конкурентов из Rolls-Royce.

К 2020 году территория Испании предоставляет площади для размещения 12 автосборочных производств и 17 автомобилестроительных заводов. Испанские рабочие собирают около 40 наименований транспортных средств различного тоннажа и назначения, включая машины таких производителей, как Renault, General Motors, Citroen, Ford, Iveco, Mercedes, Peugeot, Nissan, Volkswagen. Большая часть произведенных в стране машин, а это без малого 3 миллиона экземпляров ежегодно, отправляется на экспорт.

Однако среди обилия импортного производства встречаются и отдельные отечественные «жемчужины», составляющие гордость испанского автопрома, собранные на заводах под Мадридом, Барселоной, Вальядолидом.

Интересные испанские машины

1. Seat

В пятидесятых годах прошлого столетия, знаменуя окончательное возвращение к мирной жизни после Второй мировой войны, начала бурно развиваться автопромышленность Испании.

Самой популярной маркой, принесшей мировую известность, стал автомобиль Seat, сошедший с заводского конвейера в городке Марторель (1953).

Почти тридцать лет, до 80-х годов, компания сотрудничала с итальянским Fiat, но все-таки не выдержала и «продалась» концерну Volkswagen. Оставив свое прежнее название, Seat постепенно влился в ряды Audi Brand Group, продолжая выпускать чисто испанские машины, порядка 400 000 ежегодно.

Прекрасная работа маркетологов Seat, заинтересованных в продажах своих машин на мировых рынках, нашла отражение в звучных названиях модельного ряда, повторяющих раскрученные туристические достопримечательности Испании.

Согласитесь, приятно, когда автомобиль носит имя Альгамбра, Кордова, Леон, Ибица или Марабелла. По состоянию на 2015 год, самой продаваемой моделью Seat стала модель Leon.
За шесть месяцев удалось реализовать почти 20 000 машин! Динамичный, боевой и эргономичный Leon оказался оценен по достоинству покупателями.

Его цена в кузове хетчбэк колеблется в рамках 19000 евро, а универсал оценивается немного дороже – в 20000 евро. Более продвинутая модель SC уже «тянет» на 21000 евро.

Leon довольно проворен и успевает добраться до тестовых ста километров в час за 7,5 секунд. Правда, похвастаться экономичностью не получается – спокойная езда оценивается в десять литров на сотню километров.

2. Santana Motor

Второй раскрученной моделью автопрома Испании, востребованной любителями бездорожья и экстрима, является Santana Motor.

Подобно множеству других автокомпаний, активно возникавших на рынке в середине XX века, она образовалась как совместный проект испанской фирмы Metalurgia de Santa Ana S.A. и английского монстра офф-роуд Land Rover.

Через три десятка лет англичане вышли из числа акционеров созданной совместными усилиями Santana Motor, а «свято место» быстро заняли японцы из Suzuki.

Испанцы ничуть не огорчились, развернув по японской лицензии серию SJ-внедорожников. Представители Land Rover на рубеже XXI века вновь предложили партнерство, что привело к созданию внедорожника Santana Anibal, более известного в экспортном варианте как Santana PS-10.

Машина проста, не подкидывает своим владельцам проблем в процессе эксплуатации. Силовой агрегат, рассчитанный на 125 л.с., способен двигаться с крейсерской скоростью в 145 км/ч, достигая сотни примерно за 18,5 секунд.

Параметры не впечатляющие, но ровно до тех пор, пока не становится известно, что помимо сказанного выше, он умеет забираться на склоны под 45 градусов и уверенно тянуть за собой груз в 3,5 тонны.

3. Enasa

Испания производит не только «национальные» легковые машины, но и крупногабаритную технику. Она выпускается под брендом Enasa.

В самом начале 1950-х компания была создана на основе фирмы-банкрота Hispano-Suiza. Планировали на мощностях завода выпускать грузовые машины, автобусы и спорткары.

Спортивная линия оказалась неудачной и убыточной. За семь лет своего существования она создала лишь 110 машин. Зато хорошо себя зарекомендовали производившиеся там же большегрузы Pegaso.

Будучи выкупленной итальянским предприятием Iveco, производящим исключительно автомобили промышленного назначения, собственную продукцию с конвейера сняли. Теперь на нем выпускается испанская же крупногабаритная колесная техника под маркой Iveco-Pegaso.

Линейка включает в себя три группы выпускаемой техники, разделенной по тоннажу:

  • Daily – небольшие, коммерческие грузовые машины и микроавтобусные шасси;
  • EuroCargo – средний класс (от 6 до 15 тонн) машин, с мощностью в пределах 116-177 л.с.;
  • EuroTrakker – специальные шасси для тяжелой техники.

4. Hurtan

Национальная марка Hurtan хорошо известна ценителям винтажных машин. С начала 1991 года она выпускает на рынок автомобили ручной сборки.

Основал марку Хуан Уртадо Гонсалес — страстный поклонник авто, произведенных в период 40-50-х годов прошлого столетия. Чтобы придать старомодный дизайн своим машинам, он самостоятельно спроектировал кузов, в котором постарался воплотить все лучшее из автомобилестроения середины ХХ века.

Так, центральная консоль в салоне выполнена с многочисленными деревянными элементами, руль напоминает о стильных послевоенных родстерах, в салоне слепит глаз от хромированных деталей и пахнет натуральной кожей обшивки.

Мотор при этом для автомобилей позаимствован от Renault Clio – ведь для этой машины главное не скорость, а облик, передающий ностальгический дух времени. Он представляет собой автомобили, словно спроектированные художественным гением Сальвадора Дали, пересмотревшем на Morgan и Jaguar в своих цветных снах.

Модели от Hurtan — Grand Albaycin и Albaycin – ценятся поклонниками стиля ретро, и их стартовая цена на рынке начинается от 150 000 евро.

5. Tramontana

В Испании производятся и спортивные машины. В Коста-Браво с начала XXI века получила «прописку» компания Tramontana, ориентированная на уникальные спортивные болиды, не похожие на Ferrari и Lamborghini.

Испанцам удалось создать креативную форму «Холодного северного ветра» — именно так в переводе означает название Tramontana. Для этого они соединили в своей разработке технологические решения для болидов Formula-1 времен «детей цветов» и ярость боевых истребителей времен последней мировой войны.

Штучный суперкар собирается вручную, украшенный натуральной тонко выделанной и прочной кожей, выполненными в Японии по специальному заказу деревянными панелями, небольшими элементами из желтого и белого золота.

За счет всей начинки стоимость автомобиля составляет нескромные 610000 евро, но заказчики заранее выстраиваются в очередь, ожидая, когда рабочие соберут для них спортивно-роскошный шедевр.

6. Motor Spano

Конкуренцию Tramontana составляет еще одна, хотя и не столь популярная марка спорткаров — GTA Motor Spano.

Валенсийская компания не может похвастаться длинной историей или родословной. Впервые о ней заговорили в 2011 году, после представления концепта на автомобильном салоне в Женеве.

В 2012 году на шоу в Швейцарии был продемонстрирован доработанный и подготовленный к выходу в серийное производство спортивный автомобиль, сочетающий в себе эксклюзивность и высокую технологичность.

GTA Spano, несмотря на юность, уже успел войти в ТОП-5 скоростных машин мира. Его разгон составляет 2,9 секунды, скорость на максимуме – 350 км/ч.

Несмотря на спортивную ориентацию, это не помешало создателям спланировать и осуществить идею об оборудовании машины двумя багажниками. Спереди в машину можно загрузить 100 литров груза, а сзади – вдвое больше.

Внутри салон выглядит современным: спутниковая навигация, Bluetooth, мультимедиа с ЖК-дисплеем на 7 дюймов. Стоимость GTA Spano начинается от 530000 евро.

7. Benimar

С конца 1970-х годов компания производит фургоны и автодома для любителей путешествий. Завод, на котором они выпускаются, расположен поблизости от средневекового замка в Пенисоле. Ежегодно с конвейера сходят порядка 3000 домов на колесах.

Экологичные, красивые и комфортные – они не задерживаются в автосалонах. Создавались такие автодома в годы, когда вошли в моду долгие поездки со всей семьей и домашними животными. Главной характеристикой передвижных апартаментов стала борьба за экологию, благодаря чему они постоянно совершенствуются, становясь удобней и практичней.

Стоимость автодома колеблется в пределах 40 000 евро, но производимых машин уже не хватает, так как спрос на них продолжает неуклонно расти.

8. Aspid

На рубеже ХХ и ХХI веков испанскому инженеру и конструктору Фернандесу пришла в голову мысль о соединении в одной машине черт обычных и спортивных. Автомобиль для города должен был вызывать ассоциации с трековыми экземплярами, чтобы по одним только форме и обводам можно было предположить темпераментный и дерзкий характер.

Облегченный кузов, выполненный из композитных материалов, высокий критерий безопасности, стартовый разгон за 3 секунды – и все это для стремительного скольжения по улицам городов, залитых жарким южным солнцем.

На автосалоне в Лондоне продемонстрированный образец вызвал горячее одобрение и принес большое число положительных отзывов экспертов. Стартовая цена городского спорткара составляет 95000 евро.

Другие автопроизводители Испании

Заключение

Автозаводы в Испании работают, в первую очередь, на иностранные международные корпорации, но у них есть национальные наработки, малоизвестные на мировом рынке.

Часть испанцев предпочитают отечественные машины – Seat или Santana Motor, но «машин для народа» производится крайне мало, а дорогие спортивные или ретроавтомобили востребованы небольшой прослойкой людей. Поэтому испанцы, не заморачиваясь, давно уже считают «своими» Ford, Renault и Volkswagen.

Видео о том, какие автомобили продают в Испании:


Будущее без машин? Что случится, если в городах запретят автомобили

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Современный город без машин? Звучит заманчиво, но не для всех. Возможно ли вообще такое и действительно ли мы этого хотим?

    Представьте себе детей, играющих в футбол на улицах города. Представьте туристов, беспечно фотографирующихся посреди дороги. Рестораны, которые расставляют свои столики прямо на улице. И вокруг – ни машин, ни мотоциклов, ни автобусов.

    Примерно такой мне запомнилась Венеция, единственный город без автомобилей, который я видел. Мы были там с друзьями во время летних каникул в университете. Мы тогда передвигались по Италии на попутках.

    Венеция, конечно, уникальна тем, что построена на маленьких островах. Но все равно это было очень приятно – оказаться в городе, по которому можно бродить, не уворачиваясь от автомобилей.

    За последние 100 лет автомашины превратились в доминирующую силу в городском пейзаже. Улицы специально расширяют, чтобы по ним можно было свободней и быстрее проехать, чтобы было больше места для парковки.

    Частные автомобили совершили революцию в том, как мы передвигаемся, но в то же время принесли с собой много проблем – от загрязненного воздуха до дорожных происшествий.

    И сегодня пока небольшое, но растущее количество городов пытается избавиться от автомашин.

    В последние несколько лет Осло и Мадрид не раз попадали в заголовки СМИ по поводу планов их властей запретить автомобильное движение в центре этих столиц. Планы, правда, пока не осуществились до конца.

    Однако эти намерения представляют собой более широкую тенденцию: как можно более затруднить движение по крупным городам.

    Тут и Лондон со своей оплатой въезда в центральные районы города, и Мехико с инициативой “pico y placa” (когда ваше право ездить по определенным городским маршрутам зависит от того, четным или нечетным числом заканчивается номер вашего автомобиля), и несколько небольших городов, решивших совсем запретить автомобильное движение (например, Понтеведра в Испании).

    “Наша главная цель – вернуть улицы людям, – говорит Ханна Маркуссен, заместитель мэра Осло по вопросам городского развития. – Тут важно понимать, как мы хотим пользоваться нашими улицами, и для чего они вообще. Мы считаем, что улицы – это то место, где вы встречаетесь с людьми, где вы едите в ресторанах на открытом воздухе, где играют дети, где показывают свои работы художники”.

    Чтобы достичь такого, в Осло совсем закрыли для машин часть улиц в центре города, убрали почти все парковочные места, заменив их велодорожками, скамейками и миниатюрными парками.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Столица Норвегии Осло приложила согласованные усилия к тому, чтобы убрать автомобили со своих центральных улиц

    Есть и аспект окружающей среды. Осло был построен в геологической котловине, из-за чего город (особенно зимой) страдает от сильного загрязнения воздуха. По данным местных властей, за прошедшие десять лет степень загрязнения значительно уменьшилась.

    Жители Осло стали реже пользоваться автомобилем для поездок по городу (с 35% поездок в 2009-м до 27% в 2018-м), а число людей, пользующихся для этого велосипедом, общественным транспортом или просто передвигающихся пешком, выросло.

    Дж. Х. Кроуфорд – возможно, самый известный в мире представитель тех, кто выступает за города без машин, он автор двух книг на эту тему.

    Самый быстрый способ убить городской центр – не дать людям туда приезжать Хью Блейден, Ассоциация британских водителей

    “Кроме давно доказанных проблем, связанных с загрязнением окружающей среды и миллионами смертей в автокатастрофах, самыми неприятными последствиями влияния автомобилей на общество следует признать невероятный ущерб, который они наносят социальному пространству”, – подчеркивает он.

    Суть в том, что автомобили значительно сокращают социальное взаимодействие. “Самые популярные у жителей места в городах – места без автомобилей”, – говорит Кроуфорд. Это парки, скверы или улицы, отданные пешеходам.

    По его словам, в таких американских городах, как Хьюстон и Даллас, до 70% городских земель отдано под парковки. “Нынешний жилищный кризис – из-за нехватки земли. Избавьтесь от машин, и проблема тут же решится”.

    Совсем без машин?

    Город, в котором нет автомобилей? Звучит привлекательно. Но возможно ли такое? И все ли этого хотят? Как насчет аварийно-спасательных служб?

    А что будут делать люди, которым трудно передвигаться пешком? И что будет с разрастающимися пригородами мегаполисов, с так называемыми спальными районами?

    Не пытаемся ли мы навязать всем горожанам идею, популярную в основном только у представителей молодого поколения, стремящихся жить и работать в центре города?

    “Самый быстрый способ убить городской центр – не дать людям туда приезжать”, – заявляет Хью Блейден из Ассоциации британских водителей.

    Угасающей торговле, бизнесу на центральных улицах многих британских городов никак не помогут ограничения в автомобильном движении, подчеркивает он, и центры городов быстро превратятся в прибежище наркоманов и пьянчуг.

    Он согласен с тем, что многие города слишком переполнены автомобилями, но, по его мнению, это из-за плохой планировки. Нужно просто больше парковок в правильных местах.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Центр города умрет, если не позволить людям туда приезжать, но если обеспечить правильную альтернативу в виде общественного транспорта, то все будет в порядке

    Рэнсфорд Ачимпонг, исследователь проблем городской планировки из Манчестерского университета, говорит, что запрет автомашин поможет сделать воздух чище и улучшить здоровье людей, но если вы отнимаете автомобиль, предоставьте альтернативу.

    Даже в Европе, где общественный транспорт работает довольно неплохо, для многих жизнь совсем без машины невозможна.

    Автомобили нарушают права жителей с астмой, заставляя их сидеть дома и никуда не выходить Ханна Маркуссен, вице-мэр Осло

    Есть такая концепция “последней мили”, “пешеходного плеча” от остановки транспорта до дома. Это заключительная часть нашего ежедневного маршрута, и если общественный транспорт не сделает эту часть минимальной, мы все равно будем ездить на машинах.

    И хотя вице-мэр Осло Маркуссен отдает должное аргументу о вторжении в права человека, когда у него отбирают возможность путешествовать на автомобиле, она подчеркивает: “Во многих случаях не ограничивать автомобильное движение означает ограничивать свободы других людей. Машины мешают детям играть на улицах, а пожилым людям – переходить дорогу”.

    “У Осло еще и проблема с загрязнением воздуха. Можно сказать, что автомобили нарушают права жителей с астмой, заставляя их сидеть дома и никуда не выходить, когда степень загрязненности особенно высока”, – говорит она.

    Что нужно, чтобы освободить город от машин?

    В генеральном плане Большого города (пригорода Чэнду, Китай) до любого места можно дойти пешком. Нет тупиков, много перекрестков, так что здесь приятно гулять или ездить на велосипеде. Предусмотрена также “вертикальная связь”: небоскребы соединены воздушными мостами.

    Большой город, спланированный для жизни 100 тыс. человек, занимает площадь всего в один квадратный километр. Максимальное количество времени, которое надо потратить при передвижении от одной его точки до другой – 10 минут.

    К сожалению, этот пригород пока остается в планах. Его разработку власти Чэнду заказали еще в 2012 году американской архитектурной фирме SmithGill, но он так и не построен. Тем не менее понятно, что этот городской район вполне готов обойтись без машин.

    “Мы хотели, чтобы детям там можно было ходить в школу пешком, а взрослым не нужно было преодолевать до места работы огромные расстояния”, – говорит представитель фирмы Крис Дрю.

    С остальными районами города этот пригород соединяли бы две железнодорожные линии, так что и тут в машине не было бы необходимости.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Масдар-сити в Абу-Даби поначалу не предусматривал использования автомобилей

    Есть еще пара примеров новых городов, которые собирались стать более или менее свободными от автомобилей.

    Еще ранее Дрю работал над проектом Масдар-сити (Объединенные Арабские Эмираты), который поначалу планировали полностью избавить от машин, но сейчас автомобили порой встречаются на его улицах.

    SmithGill также помогала работе над генпланом Всемирной ярмарки в Дубае (2020 г.), территорию которой намерены сделать полностью пешеходной и заселить после окончания World Expo.

    Передвижению по ней будет помогать множество взаимосвязанных пересадочных узлов, в каждом из которых будет остановка трамвая или легкой железной дороги, окруженная магазинами, офисами и жилой застройкой. Жителям понадобится не более пяти минут, чтобы дойти до остановки общественного транспорта.

    Как переделать уже существующие города, в которых сегодня живет большинство людей?

    В теории, для того чтобы пересечь этот новый город, понадобится чуть больше получаса.

    Это все планы, но как переделать уже существующие города, в которых сегодня живет большинство людей?

    Ханна Маркуссен так объясняет подход властей Осло: “Мы начали с пробных проектов, чтобы люди сами увидели, как все будет, мы вводили изменения очень постепенно”.

    “Например, одна из самых красивых площадей Осло рядом с городским советом раньше была полностью заставлена машинами, – говорит она. – Год назад мы запретили там парковаться, закрыли туда въезд, и поначалу людям это казалось странным. Но сейчас они уже считают, что странным было то, что мы позволяли ездить там автомобилям”.

    Будущее – без автомобилей?

    “Если смотреть в будущее с оптимизмом, то эта тенденция будет только укрепляться, – говорит Ачимпонг. – Взгляните на статистику – по-видимому, мы прошли пик популярности обладания собственным авто и ездим сейчас меньше. Существует и большая разница в привычках между миллениалами и бебибумерами, между разными поколениями”.

    Он считает, что молодежь все чаще отказывается от владения автомобилем.

    Все это указывает на то, что доминирование автомашин в наших городах постепенно будет сходить на нет естественным образом.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Далеко не все города могут быть такими свободными от автомобилей, как Венеция, но если отдавать приоритет интересам пешеходов и велосипедистов, то кое-что получится

    С другой стороны, указывает он, есть растущий запрос на новые транспортные услуги – такие как Uber или Lyft, или беспилотные такси. “А ведь это тоже автомобили”, – подчеркивает он.

    Ачимпонг отмечает, что в большинстве развивающихся стран популярность владения автомобилем как раз переживает бум, и их правительства учитывают это, развивая инфраструктуру с учетом интересов автовладельцев.

    Именно на автомобилях совершается большинство поездок в муниципальных районах, далеких от центра мегаполиса – возьмите, к примеру, лондонскую трассу M25 или Пекин, где целых семь кольцевых дорог.

    Отказаться от автомобилей было бы относительно легко для старых европейских городов, которые на протяжении веков существовали без них. А вот мегаполисам, выросшим одновременно с автотрассами и большими парковками, сделать это будет гораздо сложнее.

    Пока трудно сказать, насколько далеко нас заведет эта тенденция. Во всяком случае, я не забываю, что единственным способом уехать из свободной от машин Венеции было стоять на обочине дороги, голосовать и ждать, пока остановится какой-нибудь автомобиль.

    Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

    Ссылка на основную публикацию