Made in USSR: топ 8 уникальных советских автомобилей

Made in USSR: советские автомобили на экспорт

Вспомним, в какие страны поставляли советские машины и как отзывались о наших моделях искушенные западные журналисты.

СССР начал экспортировать автомобили еще до Великой Отечественной. Конечно, не в страны с развитыми автомобильными индустриями, а в соседние государства — Турцию, восточноевропейские страны, Прибалтику. Скажем, в армии независимой Литвы служили советские трехосные ЗИС-6. А основной экспортной моделью была трехтонка ЗИС-5, на шасси которой за границей ставили свои кузова, а иногда и облагораживали кабины.

Грузовики продавали за границей и после войны. Тогда же начали более-менее заметный экспорт легковых моделей. О них и поговорим.

ГАЗ-М20 Победа

Победы неплохо покупали в Скандинавии, а особенно — в Финляндии, куда до начала 1960-х западные автомобили официально не экспортировали: страна после войны была слишком бедной. Именно в Скандинавии Победу прозвали «танк во фраке». В 1952-м ГАЗ-М20 попал в руки британцев (в Великобритании официально Победы не поставляли) из журнала Motor. Больше всего им не понравилась низкая динамика и плохой обзор назад. Зато: «Пожалуй, самое сильное качество Победы — вездеходность. Водитель может смело на высокой скорости ехать по плохой дороге, даже если машина полностью нагружена».

Москвич-400

«Опробовав Москвич и в качестве водителей и в роли пассажиров, — писал британский журнал Motor в 1951-м, — заявляем, что автомобиль ни в коей мере не заслуживает пренебрежения». В плюс Москвичу британцы записали качество отделки и тихий двигатель, в минусы — тормоза и недостаточно информативное рулевое управление.

Москвич-402

В 1957-м некий норвежский моряк, купивший на родине Москвич, приехал к приятелю в Британию, где наш автомобиль и попал в цепкие руки экспертов из журнала Autocar. Их вердикт гласил: «Простой и послушный в управлении автомобиль, с хорошим сцеплением, отличными синхронизаторами, светом и точным рулевым управлением. Подвеска обеспечивает комфортную езду по плохим дорогам… Впрочем, автомобиль не представляет ничего нового и неприемлем для среднего британца в плане отделки и динамики».

ГАЗ-21 Волга

Волг в Британии продали всего около полутора десятков. В 1960-м журнал Autocar, протестировав 21-ю, писал: «Динамика с максимальной скоростью 130 км/ч и прохождением четверти мили за 24 с не поражает воображение». Однако машина понравилась британцам экономичностью (средний расход 13 л/100 км), особенно учитывая массу и размеры Волги, и хорошим качеством сборки.

ГАЗ-21 Волга

Через пять лет — в 1965 г. американские эксперты, покатавшись на Волге уже третьей серии (машина попала к ним в руки в Бельгии), вдоволь поупражнялись в иронии на страницах Mechanix Illustrated. Впрочем, журналисты все же старались быть объективными: «Эта повозка сделана качественно, надежно и функционально, хотя некоторые материалы откровенно плохи. Потолок похож на коврик для душа, а обивки на оперение линяющего воробья… Волга кренится, как бумажный стаканчик в ураган… Лучший агрегат — двигатель, он сделан качественно и работает хорошо». Волги, в том числе с импортными дизелями, продавали в Скандинавии, Бельгии, Голландии.

Moskvicth Elita

В 1968-м журналисты шведского Teknikens Varld проехали за два дня на серийном 408-м Москвиче 1240 км по самым плохим дорогам, которые смогли найти, и с самыми высокими нагрузками, которые могли придумать. «Автомобиль шел не быстро, но мягко, — писали шведы, — но синхронизаторы в коробке не всегда срабатывали четко… Мы прошли специальные участки шведского ралли, гоняли по тропам, протоптанным животными… Нам так и не удалось сломать машину». Москвичи некоторое время, действительно, пользовались хорошей репутацией в Скандинавии и некоторых других странах. Правда, в Финляндии, скажем, 408-й стоил дешевле Фольксвагена Жук с мотором 1300. А британский Motor назвал 408-й парадоксальным автомобилем. «Общая конструкция хороша, однако пренебрежение вибрацией и шумом коробки передач, тугая педаль тормоза, медленный разгон лишают борщ сметаны».

Moskvitch 1500

Популярность 412-го выросла после ралли Лондон-Мехико. В Британии автомобиль можно было купить дешевле, нежели западную модель с мотором, в два раза меньшим по объему и мощности, и даже дешевле чехословацкой Шкоды. Журнал Motor оценил 412-й по своей пятибалльной шкале, дав машине высшую оценку за динамику, четверку за вместимость, тройку за комфорт и единицу — за тормоза. «Автомобиль иногда может остановиться достаточно быстро, — писали акулы пера. — Но — не по прямой». В 1973-м в Британии продали 3462 Москвича, в 1975-м — лишь 344, и поставки прекратили. Складские остатки реализовали до июля 1976-го. В это время спрос на Москвичи резко упал и в других странах.

ВАЗ-2121 Нива (Lada Niva)

Тольяттинский вседорожник по географическому охвату (автомобили продавали даже в Австралии и Новой Зеландии) и числу версий, сооруженных за рубежом (кабриолеты, пикапы, фургоны), — один из самых успешных советских автомобилей. «Недостатков у машины не много и они незначительны, — писали придирчивые британские эксперты. — На бездорожье ей составят конкуренцию разве что Land Rover и Range Rover. При этом на шоссе Нива тоже производит благоприятное впечатление». Кстати, машины экспортируют до сих пор, в частности в Германию, но теперь — единицами.

Lada Riva

Журнал Autocar, оценивая «пятерку» в 1984-м, писал: «Без сомнения, Lada Riva — достойный автомобиль, предлагаемый по доступной цене». Это, впрочем, не мешало называть Лады машинами для докеров и намекать, что у их владельцев дома, скорее всего, висит портрет Че Гевары. Один из популярных анекдотов сообщал, что на последней странице инструкции к Ладе приведено… автобусное расписание.

Lada Samara

«Колоссальный прогресс Лады… предложение по невысокой цене вместительного автомобиля, сочетающего достойные динамические характеристики, экономичность, безопасность и очень неплохую надежность», — такова одна из первых западных оценок «восьмерки» в 1987 г. Однако журнал What Car? добавлял: «Качество сборки не на высоте даже с учетом цены. Возможно, для кого-то Лада — шанс недорого обзавестись хэтчбеком среднего размера. Однако после года-двух интенсивной эксплуатации она, скорее всего, будет иметь плачевное состояние».

Lada Samara

Журнал Autocar писал в 1992-м: «Автомобиль не воспринимается как достижение конструкторской мысли, но гораздо дешевле аналогов… Управляемость приемлемая, подвеска довольно мягкая, но комфорт посредственный… Если вы плохо знакомы с современными автомобилями или эксплуатируете Ладу Риву, возможно, будете довольны. Не так уж Samara и плоха».

В 1970-х и 1980-х Лады были главным экспортным автомобилем СССР. В социалистических странах за ними, как и на родине, стояли в очереди. Покупали их и в Западной Европе (только в Великобритании до 1997 г. продали 350 000 экземпляров), но главным достоинством Самар все же считали цену и двухлетнюю гарантию.

Aleko 141

В 1993 г., когда уже несколько лет не слишком успешно пытались продвигать на западные рынки 41-й Москвич, немецкий Auto Straßenverkehr оценил версию с дизелем Ford, предназначенную специально для немецкого рынка. «По-русски медлительный характер машины способствует „умеренности в питье“… Когда научитесь укрощать энергичной рукой неподатливую черную рукоятку между сиденьями, сможете порадоваться очень коротким ходам и достаточно высокой четкости включения… На руление автомобиль реагирует вяло и неточно, но поведение в поворотах рассчитано на дурака… Машине чужды современные элементы пассивной безопасности… Честный русский парень, который выполняет то немногое, что обещает, — вместимость, прочность, экономичность». Москвичей на экспорт продали мизерное количество.

ЗАЗ-1102 Таврия

Статью про Таврию венгерский журнал Auto Piac в 1992-м озаглавил: «Пол-автомобиля за полцены», ведь машину предлагали даже дешевле румынской малолитражки Olcit. «Речь идет, — писали в статье, — о технике, которую нельзя сравнивать ни с одним на свете легковым автомобилем… Щетка стеклоочистителя на ходу отходит от стекла… Мотор, который рано или поздно заводится, связан с нормально работающим сцеплением, а то, в свою очередь, связано с никогда не работающей нормально коробкой передач…. Динамика — хорошая, но курсовая устойчивость ниже всяких представлений». Лавров за рубежом Таврия не снискала, позднее потеряла спрос в России, да и на родине.

Made in USSR: 10 брендов, которые покорили Запад (15 фото)

Советские граждане называли это «торговой маркой», а там, за железным занавесом, использовали термин «бренд». Но какое бы слово не употребляли, на свойствах товара оно не сказывалось. И пока на этой стороне восторгались Pepsi и Levis, на той отдавали должное качеству made in USSR. Конечно, не всему подряд, но кое-что даже стало культовым.

Хотя, «покорили» — не лучшее слово. Скорее, эти товары узнаваемы и популярны на Западе. Поехали.

ВОДКА STOLICHNAYA

«Stoli» — так ласково называют водку «Столичная» в англо-саксонском мире. Познакомились жители Дикого Запада с русской водкой в самый разгар холодной войны. В 1954 году на одной из престижных алкогольных выставок после проведенной в «слепую» дегустации нескольких марок водки из разных государств эксперты почти единодушно выбрали эталоном образец, который оказался «Столичной» водкой. Причем по оценкам Stoli значительно обошла являвшуюся на протяжении многих лет эталоном «эмигрантскую» водку Smirnoff.

Затем были золотые медали сразу на двух международных выставках, и начало экспорта в США. Однако подлинная страсть между Stoli и западным потребителем возникла в буйные 1970-е. Stolichnaya провела тогда очень убедительную рекламную кампанию со слоганом Only vodka from Russia is genuine Russian vodka! («Только водка из России — настоящая русская водка!»).

ЧЕРНАЯ ИКРА

В любую заграничную командировку советский служащий неизменно брал с собой две вещи — водку и черную икру! С помощью двух этих русских специалитетов можно было получить преимущество на деловых переговорах, соблазнить самых недоступных дам, завербовать даже самого непроходимого антикоммуниста.

Эффективность этого гастрономического тандема носила какой-то мистический характер.

Для многих западных граждан в этом гастрономического тандеме был заключен вкус СССР, воплощение советского шика.

АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА (АК)

Пожалуй, самый узнаваемый товар с маркировкой Made in USSR. Даже американские специалисты признавали более высокую боевую эффективность «Калашникова» в сравнении с аналогами, сделанными в странах НАТО.

В 1960—1970-ых годах АК стал настоящим культом в так называемых странах третьего мира, ведущих вооруженную борьбу за независимость. Именно тогда в обиходе появился термин Kalashnikovization. А еще автомат Калашникова знаменит тем, что был включен в герб Мозамбика.

URALS

Марка советской (сегодня – российской) нефти. Один из главных «кормильцев» страны в 1970—1980-е годы: так, только в благополучном 1978 году экспорт нефти дал в конвертируемой валюте $5,5 млрд. из всего торгового экспорта СССР в $13,2 млрд. Большинство жителей СССР даже не подозревало, что у советской нефти есть свое имя. Зато об этом знали все мировые трейдеры и американские политики, которые сделали все, чтобы опустить цены на нефть.

Дело в том, что в отличие от арабской и норвежской нефти сорта Brent, себестоимость добычи советской нефти была достаточно высока — примерно $5, поэтому рентабельность продаж Urals составляла не менее $10. В 1986 году, путем манипуляций на рынке, нефть упала ниже этой цифры, и СССР оказался в «штопоре».

САТАНА (SS-18 SATAN)

Если Urals раздражал американское правительство, то другой советский бренд — SS-18 Satan — вызывал у них ужас. Вообще, «Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали сами американцы. Наши конструкторы ей присвоили обычную военную маркировку — Р-36М. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана.

Ни одна система ПРО не была способна противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 10 000 км. После создания Р-36М, Советский Союз мог не бояться «гонки вооружений».

Но это еще не все, в 1980-е «Сатану» модифицировали, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 — Р-36М2 «Воевода», против которой ничего не могут сделать и современные американские ПРО. Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет.

ZENIT

Бытует мнение, что советские гаджеты значительно проигрывали в качестве аналогичным западным. Это не так. Ярчайший пример — фотоаппарат Zenit от Красногорского механического завода, ставший настоящим мировым бестселлером. Его экспортировали не только в развивающиеся страны, но и в Германию, Италию, Австрию, Францию, Англию. Мало кто знает, что «Зенит» серии Е — это самая массовая зеркальная камера в мире.

КОМАНДИРСКИЕ ЧАСЫ

С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и часовых механизмов. В иные годы экспортировалось более 20 миллионов часов и механизмов. Правда, за рубежом наши «Ракеты», «Чайки», «Востоки» продавались под местными наименованиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal и другими красивыми иностранными словами. Советские часы ценились за качественную сборку, надежность и недорогую цену.

Культовыми часами и для советского человека, а уж тем более иностранца, считались «Командирские» часы, выпускаемые на чистопольском заводе «Восток» по заказу МО. Они без всякого вреда переносили экстремальные условия, в том числе и под водой, лучше швейцарских и японских аналогов. Так как часы не предназначались для свободной продажи, то на них надпись «Сделано в СССР» была заменена на «Заказ МО СССР».

Недаром в 1991-м для ветеранов операции «Буря в пустыне» американцы выбрали именно «Командирские», закупив их в количестве 40 тысяч.

LADA

Почему название Lada было предложено в качестве экспортного «нейминга» «Жигулей», остается тайной. От советского названия отказались из-за ассоциаций с французским словом «жиголо». О том, что Лада — это славянская версия Венеры, знали только узкие специалисты-фольклористы, и совсем уж не догадывались потенциальные западные автомобилисты.

Скажем, в английской языковой стихии, слово Lada практически идентично слово «lad» (пацан, парень, братан). В середине 1980-х годов в Великобритании, в молодежной неформальной среде, возник феномен так называемой lad-культуры (laddism), из которой, кстати, вышли модные сегодня хипстеры. «Крутость» лэдов заключалась в коллективных походах на футбол (с драками с фанатами других команд), культе секса и пива, дэнсинге в клубах и особом стиле в одежде. К концу 1980-ых laddism стал самым массовым культом у британской молодежи, а Lada достигла пика продаж в Великобритании. Популярность советской марки была такой, что создавались клубы фанатов Lada Samara и Lada Niva, а последняя даже «взяла на вооружение» британская полиция.

NIVA

Этот советский «автомобиль для села», хронически утопавшего в бездорожье, начал серийно производиться в 1977 году и внезапно стал первым в мире внедорожником малого класса. Проходимость «Нивы» была легендарна: машина забралась в Гималаях на рекордную высоту в 5726 м над уровнем моря, побывала на Северном полюсе, работала 12 лет в Антарктиде, не раз занимала призовые места в международных гонках, в том числе в знаменитом ралли Париж — Дакар.

Внедорожник с постоянным полным приводом и большим количеством новаторских решений мирового уровня пользовался хорошим спросом за рубежом.

KAMAZ

В строительстве и оснащении Камского автозавода, ставшего последней всесоюзной ударной комсомольской стройкой, помимо 2000 советских предприятий участвовало более 700 европейских, американских, канадских и японских компаний. Для привлечения этих западных компаний СССР использовал кредиты, полученные у основного противника в холодной войне — США. А базовой моделью для будущих «КамАЗов» выбрали американский грузовик International.

Модель нового советского грузовика оказалась настолько удачной, что сразу же стала предметом экспорта в страны по всему миру: в год продавалось несколько десятков тысяч машин. Это неудивительно: «КамАЗ» также проектировался как военный грузовик. А на оборонку в СССР работали лучшие умы, и продукция делалась на совесть — контроль со стороны военных был серьезный. Показательно, что первыми, кто получил «КамАЗы», была Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

О качестве грузовика говорит тот факт, что команда «КамАЗа» 13 раз побеждала в престижном ралли «Дакар».

Made in USSR: какие голливудские звезды владеют советскими машинами

Пару лет назад актер Том Хэнкс на своей странице в Instagram опубликовал фото купленной им тогда машины — грузопассажирского УАЗа-452, в народе получившего прозвище «Буханка». Хэнкс не единственный знаменитый американец, в чьем гараже стоит продукт советского автопрома.

«РБК Стиль» выяснил, какие еще образцы советского автопрома оказывались в гаражах знаменитостей.

Том Хэнкс — УАЗ-452 «Буханка»

Американский актер Том Хэнкс публиковал фото полноприводного грузопассажирского автомобиля УАЗ-452 или просто «Буханки», как машину прозвали в СССР. «У меня новый грузовик. И я собираюсь на нем в поход», — оставил лаконичную подпись под изображением Хэнкс. Правда, до конца так и не ясно, приобрел ли актер машину.

Тем не менее, пользователи социальной сети поспешили поздравить актера с покупкой и оставили десятки шуточных комментариев, вроде «Run Forrest, run!» и «Главное далеко от сервиса не уезжать». УАЗ-452 — старейший по количеству лет выпуска российский автомобиль. Первые «Буханки» сошли с конвейера в 1965 году. Такое прозвище автомобиль получил из-за внешнего сходства с буханкой хлеба. А с февраля 2016 года Ульяновский автомобильный завод начал выпускать обновленную версию советского автомобиля.

Брэд Питт — мотоцикл «Урал»

В гараже Брэда Питта несколько лет назад «прописался» мотоцикл «Урал Турист». Актер приобрел трехколесное транспортное средство в стандартной комплектации и не оставил его без дела. На российском мотоцикле Питт разъезжает по Калифорнии, а в коляске катает своих детей. Называть «Уралами» мотоциклы, выпускаемые Ирбитским заводом, начали с модели М-62, впервые сошедшей с конвейера в 1961 году. А модификация «Турист», обладателем которой стал знаменитый актер, пошла в серийное производство в 1991 году. Любопытно, что всего около 5% «Уралов» сегодня поступает в продажу на внутреннем рынке. А остальные мотоциклы идут на экспорт.

В минувшем декабре издание Bloomberg опубликовало рейтинг лучших люксовых транспортных средств 2016 года. В него вошел всего один мотоцикл — им оказался «Урал Сахара», стоимость которого в США начинается от $17999. «Когда я ездила на мотоцикле по Нью-Йорку, меня смущал лишь один момент: «Урал» выглядит по-советски. Но разве кого-то может оскорбить его коммунистическая эстетика? Особенно учитывая отсутствие связи между маркой и данной политической теорией. Нет. Зато десятки человек просили меня подвезти их на этом мотоцикле», — дала оценку «Уралу» журналист издания Ханна Эллиот.

Джей Лено — ГАЗ-21 «Волга»

Американский актер, телеведущий и по совместительству крупный коллекционер автомобилей Джей Лено в 2013 году стал обладателем советского седана ГАЗ-21. В Калифорнию Лено перевез «Волгу» 1966 года производства с оригинальными покрышками «Made in USSR». И тут же устроил ей тест-драйв. ГАЗ-21, который Лено окрестил машиной КГБ, по ночам забиравшей советских граждан на Лубянку, актер назвал «медленным и простым, как отвертка». И предположил, что двигатель этой авто был позаимствован у сельскохозяйственной техники. Но в целом заключил, что это «неплохой» образец советского автопрома с крепкой краской, вместительным багажником и симпатичным оленем на капоте.

Джеймс Хетфилд — мотоцикл К-750

Гараж фронтмена группы Metallica Джеймса Хетфилда в 2016 году пополнился редким экземпляром — советским мотоциклом К-750, выпуск которого начался в 1958 году. К-750 с коляской широко использовался в качестве патрульного транспорта советской милицией и даже снимался в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Джеймс Хетфилд получил мотоцикл в подарок от российского поклонника. Почти год ушел на восстановление модели из «груды металлолома». Детали для мотоцикла искали как в России (в Ростове и оренбургских деревнях), так и в Польше, а часть из них пришлось делать с нуля по чертежам. После реставрации К-750 проехал более 10 тыс. км до Сан-Франциско, где и был подарен Джеймсу Хетфилду.

Читайте также на ForumDaily:

10 неизвестных автомобилей СССР, которые определенно нужно увидеть

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1980-е годы стали переломными не только для страны, но и для советской автомобильной промышленности. В это время были созданы проекты машин, способных стать лучшими в мире. В обзоре представлен рейтинг 10 самых-самых автомобилей СССР, о которых мало кто знает.

10. НАМИ-ЛуАЗ «Прото»

В 1989 году машина имела все шансы стать серийной моделью. Кроме традиционных требований к внедорожникам (проходимость и надежность), в «Прото» создали комфорт на уровне легкового автомобиля. Кузов сделан в виде силового металлического каркаса, на который навешены легкие стеклопластиковые панели. Двигатель от «Таврии» обеспечивал разгон автомобиля до 130 км/ч. В целом, получился современный компактный внедорожник с большими возможностями по дальнейшей модернизации. Но эту разработку ленинградской лаборатории НАМИ «зарубили» в Москве, автомобиль в серию не пошел.

9. НАМИ 0288 «Компакт»

«Компакт» – опытная машина, созданная в институте НАМИ и построенная в единственном экземпляре в 1988 году. Автомобиль имел ряд технических решений, которые были в новинку в СССР. На «Компакт» поставили бортовой компьютер, управляющий работой подвески. Двигатель от «Таврии» был модернизирован. Он работал на бензине и на водороде. Расход топлива – экономичные 5,4 литров на 100 километров. Если бы «Компакт» попал в производство, то стал бы сильным конкурентом популярному Daewoo Matiz.

8. НАМИ «Охта»

Проект «Охта» разработали в ленинградском отделении НАМИ и построили один экземпляр в 1987 году. Это 7-местный автомобиль с потрясающей возможностью трансформации салона. Средний ряд сидений складывается, образуя столик. Передние кресла разворачиваются на 180 градусов. Так простой салон превращается в уютное купе. А если нужно было перевезти груз, сиденья второго и третьего рядов снимались, и минивэн становится фургоном.

Для СССР конца 1980-х модель выглядела очень футуристично с ее обтекаемым кузовом и большой площадью остекления. Фары располагались очень низко. А из-под бампера на большой скорости выдвигался спойлер, улучшающий аэродинамику автомобиля.

7. ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 разработали по указанию президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва взамен устаревшему ЗИЛ-41041. В Англии купили новый Rolls-Royce Silver Spirit для изучения. Также при проектировании машины опирались на американскую «школу» лимузиностроения и на конструкцию больших седанов Volvo 760.

В 1988 году были изготовлены два экземпляра ЗИЛ-4102. Внешний вид машины стал более «демократичным», чем прежний строгий стиль ЗИЛ-41041. Новинка кардинально отличалась от своего предшественника. Во-первых, машина была безрамная, с несущим кузовом. Многие наружные панели сделаны из стеклопластика. Автомобиль получил V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 7,68 л мощностью 315 л.с. Расход топлива по трассе составлял 18. 21 литров на 100 километров.

Салон очень просторный, отделан белой кожей, «леопардовыми» коврами и деревом. В богатую комплектацию президентского лимузина входят электрические стеклоподъемники, радиоприемник, акустическая система на 10 динамиков, проигрыватель на 10 компакт-дисков, бортовой компьютер и синтезатор речи. Несмотря на все новшества, ЗИЛ-4102 Горбачеву не понравился, и проект закрыли.

6. Москвич-2139 «Арбат»

В 1980-е руководство завода «Москвич» решило заменить модель 2140, которая давно устарела. Инженеры разработали ряд проектов, которые кардинально обновляли модельный ряд на десяток лет вперед. Рассмотрим самые интересные модели, о которых мало кто знает.

Москвич-2139 «Арбат» мог стать первым советским семиместным минивэном. Как и многие другие модели из этого обзора, у «Арбата» стальной кузов, на который крепятся пластиковые панели. Машина получила трансформируемый салон и многофункциональный руль. В 1991 году построили действующий образец, который так и остался концептом.

5. Москвич-2143 «Яуза»

Концепт-кар «Яуза» представлял дальнейшее развитие седанов Москвич-2141. Модель могла претендовать на звание автомобиля с самыми дурацкими окнами: верхние стекла были жестко зафиксированы, а открывались только нижние. В 1991 году собрали 3 экземпляра «Яузы».

4. Москвич-2144 «Истра»

Из всех концептов АЗЛК, нацеленных на 2000 год, самым реалистичным, является Москвич-2144 «Истра». Кузов у нее полностью алюминиевый. Единая боковая дверь открывается вверх, как у суперкаров, давая доступ в салон с множеством новинок. На лобовое стекло проецировалась информация о скорости автомобиля, а также изображение с прибора ночного видения. Безопасность машины улучшали ремни, подушки безопасности и антиблокировочная система тормозов (ABS). В машине стоит система климат-контроля, поэтому боковые стекла сделали не открывающимися, оставив только маленькие форточки.

Работа над замечательными концептами «Арбат», «Яуза» и «Истра» прекратилась с распадом СССР, а большинство других интересных идей так и осталось на бумаге.

3. ВАЗ-2702 «Пони»

В 1970-е годы при необходимости перевезти небольшой груз, например телевизор или стиральную машинку, приходилось гонять автомобиль грузоподъемностью свыше 3 тонн. ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 были самым популярным «развозным» транспортом для разных служб. Это вызывало лишний расход топлива и ухудшало экологическую обстановку, особеноо в Москве.

Тогда на ВАЗе спроектировали компактный развозной электромобиль ВАЗ-2702 «Пони». Первый образец поехал в 1984 году. Он был сделан из алюминия, что сильно облегчило кузов. Но одновременно, это стало и основной проблемой машины: она была недостаточно прочной и надежной. Поэтому, несмотря на интересную и перспективную концепцию, «Пони» не получил дальнейшего развития. Так страна лишилась первого серийного электромобиля.

2. ЗИЛ-118 «Юность»

Автобус «Юность» разработали в начале 1960-х на базе представительского лимузина ЗИЛ-111. Его концепция была уникальной для тех лет. Главное отличие «Юности» от других автобусов – повышенный уровень комфорта и плавность хода. Машина ехала почти как легковушка. И не удивительно, ведь на «Юность» ставили двигатель от грузовика ЗИЛ-130, мощности которого хватало с избытком.

Автобусы собирали по несколько единиц в год по спецзаказам телевидения, КГБ и как машины «скорой помощи» для особо важных пациентов. Всего с 1963 по 1994 годы завод изготовил 93 машины.

1. МАЗ-2000 «Перестройка»

В 1988 году на Парижском автосалоне состоялся шумный дебют уникального советского грузовика – МАЗ-2000. Это была попытка инженеров Минского автозавода показать, как они себе представляют дальнобойный грузовик 2000 года. Согласно концепции, названной «Перестройка», тягач делится на две части. Модуль кабины жестко крепится к фургону. В нем ровный пол, высокая крыша, большое панорамное стекло. Кабина оборудована кондиционером, телевизором, магнитолой, столиком, холодильником, электроплитой, УКВ-радиостанцией и даже камерой заднего вида. И это все на грузовике 80-х годов!
Тяговый модуль вращается относительно кабины с помощью гидроцилиндров. На концепт поставили 6-цилиндровый дизель фирмы MAN мощностью 290 л.с. Благодаря улучшенной аэродинамике машина могла разогнаться до 120 км/ч. Подвеска на всех колесах – независимая, на пневмобаллонах. Тормоза оснащены антиблокировочной системой.

инженеры активно работали над машиной, было построено два рабочих экземпляра. Даже раработали проект как объединить несколько прицепов в ряд, образуя автопоезд грузоподъемностью 80 тонн. Но с распадом страны проект был закрыт, а наработки и патенты распроданы в западные фирмы.

К сожалению, в Советском Союзе концептуальные машины редко попадали в производство. Но самыми экзотическими все же остаются крутые спортивные автомобили, которые известны далеко не каждому .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

АвтоГурман

Редкие Авто на Продажу

8 новых Мотоциклов ссср – Made in USSR

Мотоцикл урал без пробега новый комплектный все оригинал 1992 г в

Цена: 200 000

Урал новый 1992г вообще без пробега ,торг,обмен

Цена: 180 000

Днепр11 – без пробега. Гаражное хранение. С документами, один владелец.

Цена: 125 000

Новый без пробега грузовой мотороллер муровей – одноместный грузовой мотороллер муровей без пробега!

Цена: 100 000

ПРОДАМ НОВЫЙ МОТОЦИКЛ УРАЛ ТУРИСТ 1993 ГОДА ВЫПУСКА , БЕЗ ПРОБЕГА , В ЗАВОДСКОМ КОНСЕРВАНТЕ , ДОКУМЕНТЫ УТЕРЯНЫ НА УЧЁТЕ В ГИБДД НЕ СТОЯЛ . ЦЕНА 160 Т.Р.

Цена: 160 000

Новый Восход, без пробега, обкатан на 100 км. Документы и номер от другого ,такого же зелёного Восхода. Прицеп “Енот”-10 тыр. Мопед “Карпаты” -10 тыр. Продаю или меняю на мот для подростка: пит байк, кросс или квадроцикл. Помогу с доставкой.

Цена: 50 000

Внимание эксклюзив! Продаётся (новый Урал) заметьте, не реставрация, а абсолютно новый Урал.1991г. Мотоцикл распаковали из заводской упаковки в 2016 году. Простоял в сухом и тёплом гараже под тентом. Пробег 290 км! В люльке так никто и не сидел. Весь набор инструментов, как на заводе положили, так и лежат. Все гайки на Урале протянуты. Поставил новый АКБ и заменил масло, отрегулировал клапана. Почистил и отсинхронил карбюраторы. Поставили микропроцессорное электронное зажигание. Заводится с полоборота, работает практически бесшумно. Есть задняя скорость.На карбюраторах стоят с завода ограничители (целки). Качество СССР, сейчас можно купить Урал на заводе ИРБИТ, но будет он стоить 600тыс. и качество далеко не то. БЕЗ ДОКУМЕНТОВ. Убедительная просьба звонить только конкретным клиентам, аферистам не звонить. Не тратьте моё время. Обмен на любую мототехнику и авто с доплатой в обе стороны.

Цена: 150 000

Продаю минск пробег 9км на учете не стоял в заводском консерванте вопросы по тлефону без торга.

Клуб “Made in USSR”: советские автомобили сохранили индивидуальность и радуют спустя десятилетия

Видите в Гродно советский автомобиль, а за рулем молодого парня? Будьте уверены, перед вами участник клуба “Made in USSR”. Эти ребята не стесняются нашей истории и видят плюсы в 40-летней отечественной технике.

Корреспондент АвтоГродно побывала на закрытии сезона клуба “Made in USSR” и пообщалась с увлеченными гродненцами.

Клуб начал формироваться в 2014 году. Ребята не ставили задачу разделяться по маркам советских автомобилей, как это происходит в других городах Беларуси, главное, чтобы машина была до 91 года выпуска, то есть, сделанная еще в СССР.

За три года клуб вырос до 40 участников, но намного больше единомышленников держат с ребятами связь через интернет.

Если в других клубах “Закрытие сезона” бывает условным, то только не в “Made in USSR”. Здесь участники с наступлением холодов действительно оставляют машины на гаражное хранение. Даже на финальную встречу 2017 года приехали не все, уже поставив свой автомобиль в гараж.

– Каким образом у участников клуба оказались советские автомобили?

– У нас три варианта. Либо автомобиль перешел в наследство от дедушки, либо участник купил его целенаправленно для души, либо приобрел в связи с доступностью. Итог один – у нас ребята, очень увлеченные советской техникой, и не поверхностно интересуются ее историей, – рассказывает AutoGrodno.by Артем Голуб, организатор клуба “Made in USSR”.

Самому старшему участнику клуба 67 лет. Николай Николаевич ездит на ГАЗ-24 и купил автомобиль в память о своей молодости. Он один из тех, кто значительно расширил кругозор молодых участников клуба.

– Вы наверное хотели бы, чтобы в клубе были еще и новые поколения техники, к примеру, Lada Xray?

– К нам приезжали гродненцы на новых моделях тех же Жигулей и Волгах, но долго в клубе не задерживались. Все-таки тематика у нас другая. Это особенно чувствуется на мероприятиях, куда нас приглашают. К примеру, мы ездим в колоннах на 9 мая, на День города, во время открытия новых улиц. Вот недавно к парню на 2106 подошел прохожий и спросил: а разве у тебя ретро? – вспоминает Артем.

Артем Голуб – организатор клуба “Made in USSR”.

– Я иномарки воспринимаю сугубо как средство передвижения. Да, комфортно, да, порой экономичный расход топлива, но нет души. Советские автомобили были роскошью, с большим трудом доставались нашим родителям. За ними бережно ухаживали, о них мечтали. Все это чувствуется даже через годы. Конечно, у этих автомобилей уступает шумоизоляция, не тот разгон и максимальная скорость, зато и плюсы есть. К примеру, подвеска советских автомобилей настроена на легкое бездорожье, очень мягкая, и по “лежачим полицейским” проезжать на таких машинах одно удовольствие. Особенно на ранних моделях. Вот взять тот же Москвич 412 1972 года: так если в него усадить пассажира с завязанными глазами, он и не поймет, проехали ли мы маленькую неровность или “лежачего”, – говорит собеседник.

– Как дела с покупкой запчастей?

– Они копеечные, есть несколько специализированных магазинов в Гродно, палаток на рынке. А порой идешь по гаражам, заглянешь к какому дедушке и за небольшой подарок столько запчастей наберешь, что думаешь, как унести. Бывают ситуации, когда машины дарят. Вот недавно позвонил мужчина и говорит, приезжай, забирай, у меня Москвич. Я так и сделал. Теперь восстановлю его, будет жена ездить, – рассказывает Артем. – Что стоит денег, так это аксессуары к автомобилям. Многие редкие вещи находим через объявления в интернете и с помощью других клубов советских автомобилей, подобные сообщества стали появляться в каждом областном центре Беларуси.

У Артема ВАЗ 2101 1983 года выпуска. Он при поддержке одноклубников перебирал двигатель, подвеску, перекрашивал кузов:

– Если для советских автомобилей остались специализированные автомагазины, то и свои СТО у вас наверное есть?

– Мы не ремонтируем свои автомобили на СТО, делаем все сами. Почти у каждого из нас есть гараж, есть инструмент. А участники клуба легко откликаются на помощь, помогают практически и теоретически, – отвечает организатор.

– Ты свой автомобиль также ставишь на зимовку в гараж? На чем будешь ездить?

– На автобусе. Мне достаточно мобильности, которую дает общественный транспорт. А по весне вновь вернусь к любимому автомобилю.

В этом году к клубу присоединился участник на редком ЕрАЗе. Он еще восстанавливает автомобиль и пока до хорошего состояния доведена техническая часть машины. Со следующего года планируются кузовные работы.

Интересно, что участники клуба не ограничиваются городскими мероприятиями и встречами на своей территории. В 2017 году, например, ездили на выставку в Витебск, устраивали автопробег по Минской области.

– За два дня мы проезжали по 600 – 700 километров. И кто бы там не смеялся, техника выдерживала. Да, какие-то мелочи были, но доезжали без проблем. Зато позитива море! – говорит Артем.

Со следующего года клуб планирует развивать тему советских мотоциклов. Участники уже реставрируют несколько интересных экземпляров, к примеру, Яву из 70-х годов.

Если и вы хотите примкнуть к клубу “Made in USSR”, пишите ребятам: vk.com/auto_ussr_grodno

// Материал подготовила Виктория Тишко

Ремонт и проверка форсунок в Гродно
“КристаллТрансСервис”
Гродно, Индурское шоссе, 17
+375 (29) 665-00-72

Made in USSR: топ 8 уникальных советских автомобилей

До появления микроавтобусов РАФ именно ГАЗ-12 исполнял роль маршрутных такси.

Даже попав в опалу, Андрей Липгарт продолжил работать и стал крестным отцом еще одной знаковой советской машины. ЗИМ уникален хотя бы тем, что это первый в мире шестиместный легковой автомобиль с тремя рядами сидений и несущей конструкцией кузова. Возможно, это звучит так же громко, как “занял первое место в своем классе”, но, тем не менее, заслуг машины не умаляет.

Седан длиной пять с половиной метров получился удачным во всех смыслах. У ЗИМа была солидная внешность (с явным вкраплением “кадиллаковских” мотивов), довольно высокий уровень комфорта (печка с подводом воздуха к задним сиденьям, трехдиапазонное радио и завидная плавность хода), а также неожиданная. близость к народу. Дело в том, что ГАЗ-12 стал первым и, как позже выяснится, единственным советским автомобилем высшего класса, который предлагался к продаже в частные руки. Правда, стоил ЗИМ почти в три раза дороже “Победы”, но это, как говорится, уже другой вопрос.

“Козлик” в версии с тремя дверьми отличался боковым расположением запасного колеса, из-за чего водительская дверь была еще и пассажирской

Если предшественника “козлика” – армейский ГАЗ-67 – еще можно считать развитием конструкции “лендлизовского” Willys MA/MB, то 69-й – совсем другая тема.

Разработку легкого выносливого внедорожника под условным, но весьма живописным обозначением “Труженик” начали сразу после войны. Конструктивно машина получилась скорее традиционная – мощная лонжеронная рама, балки-мосты по кругу, великолепные характеристики геометрической проходимости. По долинам и по грязи “шестьдесят-девятый” ездил ничуть не хуже хваленых “ленд-роверов” и “джипов”. Важнее, что “козлик”, более чем на половину созданный из узлов и агрегатов других “газонов”, вышел простым в обслуживании и феноменально ремонтопригодным. К тому же в свое время ГАЗ-69 активно шел на экспорт.

centerГАЗ-21 “Волга”/center

Вторая серия, она же “акулья пасть”. Именно так выглядел изначальный прототип “Волги”, забракованный маршалом Георгием Жуковым на госприемке. Машина стояла на конвейере с 1959 по 1962 годы. Общий тираж – 140 000 седанов

С этой машиной все просто. Не любить “волжанку” решительно невозможно, хотя никакой сенсацией в автомобильном мире она не стала. По сути основательно переработанная “Победа”, “Волга” даже для своего времени была набором стандартных технических решений. Главной инновацией 21-й должна была стать автоматическая коробка передач, которой на ГАЗе планировали оснащать все машины, однако эта идея разбилась о твердь советских реалий. Хорошего масла для “автоматов” в СССР было не сыскать, а специалистов по их ремонту не было и подавно.

Зато по части харизмы “Волга”, нарисованная Львом Еремеевым, заткнула за пояс и Ford Mainline, на который она походила своими ныне бессмертными обводами, и, конечно, все отечественные легковушки эпохи. Чего стоит только фигурка оленя на капоте!

centerГАЗ-13 “Чайка”/center

“Черный доктор” – уникальный универсал, следовавший за лимузинами престарелых членов политбюро с бригадой реаниматологов. Каковы вожди, таков и кортеж!

Красота – страшная сила. Пусть даже красота эта с сильнейшим американским акцентом. Глупо отрицать, что музой для дизайнеров “Чайки” (среди них был и создатель “Волги” ГАЗ-21 Лев Еремеев) стали заокеанские аналоги. Вернее, один вполне конкретный аналог – невероятно элегантный, но при этом жутко несчастливый Packard Caribbean/Patrician. Машина, ставшая последней в истории знаменитой американской фирмы, без существенных изменений перекочевала на кульманы газовских инженеров, после чего стала легендой в Советском Союзе.

Американизмами пронизана не только внешность “Чайки”. Вместо прогрессивной “зимовской” несущей конструкции ГАЗ-13 получил раму, а рядную шестерку под капотом заменил 5,5-литровый 195-сильный V8, который затем использовался на бронетранcпортере БРДМ-2. Плюс, конечно, автомат, плюшевые сиденья, гидроусилитель руля и даже электростеклоподъемники.

Красавицу “Чайку” не предлагали к продаже простым смертным. ГАЗ-13 стал эксклюзивным транспортом советских чиновников разного калибра. Зато обычные граждане, провожая кортеж черных “Чаек”, могли с гордостью за страну подумать: “Эх, ведь можем, ежели захотим!”.

centerМосквич-408/center

За годы производства 408/412 примерил массу разнообразных решеток радиатора и вариантов фар головного света. Перед вами, пожалуй, один из самых классических вариантов

Автомобиль, ознаменовавший собой короткую золотую эпоху АЗЛК. История “Москвичей”, начавшаяся с условно-лицензионных версий “Опель-Кадет”, продолжилась более современной, но так похожей на Ford Anglia моделью 403. И только затем на вершину производственной цепочки взгромоздился элегантный, современный и ни у кого в общем-то не “слизанный” 408-й.

Выпуск этого милого седана стартовал в сентябре 1964-го. Достаточно взглянуть на тогдашних европейских одноклассников “Москвича”, чтобы сразу проникнуться к машине уважением и симпатией. Кроме шуток, Opel Kadett A, Volkswagen typ 3 или Renault 8 на фоне советского автомобиля смотрелись довольно бледно. И именно 408-й проложил советским легковушкам тропинку на рынки не только Восточной, но и Западной Европы.

Эта модель, как и созданная на ее базе 412-я, успешно продавалась во Франции, Бельгии, Великобритании и в Скандинавских странах. В лучшие годы за границу уплывало свыше 50 процентов всех выпущенных на АЗЛК автомобилей! Жаль, что вся дальнейшая история завода на Волгоградском проспекте в Москве – лишь стремительное движение по наклонной плоскости.

1967 – настоящее время

Производство карьерных самосвалов в Жодино началось в 1958 году. До этого подобные машины выпускал МАЗ

На этом месте, в принципе, мог бы оказаться любой карьерный самосвал Белорусского автозавода. Многотонные исполины поражают воображение даже на фотографиях, а уж увидеть такого гиганта живьем – и вовсе незабываемо.

За полвека славной биографии предприятие из белорусского местечка Жодино выпустило свыше 130 тысяч грузовиков-монстров – значительно больше, чем американский Caterpillar, еще один авторитет в области крупногабаритного самосвалостроения.

“Белазы” разбирали престижные призы на международных специализированных выставках еще в советское время, а сегодня завод в Жодино является одним из главных добытчиков иностранной валюты для Белоруссии, выпуская полтора десятка моделей грузоподъемностью от 30 до 450 тонн.

1977 – настоящее время

“Нива” — один из немногих советских автомобилей, продававшихся в Японии

Многие патриоты из числа неравнодушных к автомобилям уверены – жанр легковых машин повышенной проходимости (или, проще говоря, комфортабельных внедорожников) придумали в СССР. В качестве аргумента часто приводят ГАЗ-72 – задранную “Победу” с приводом 4×4, что неизбежно порождает ожесточенные споры.

Оставаясь от них в стороне, заметим, что первым в мире компактным комфортабельным вездеходом имеет честь считаться ВАЗ-2121 “Нива”. Соединив в едином форм-факторе легковую управляемость и комфорт, отличную проходимость, постоянный полный привод и несущую конструкцию кузова, “Нива” еще в 1970-х показала, какими будут внедорожники следующих 20-30 лет.

Не хотелось бы устраивать хит-парад в хит-параде, но возможно именно ВАЗ-2121 справедливо считать самым удачным советским автомобилем в истории. И годы, не властные над машиной, это лишь подтверждают.

Трехдверный кузов, передний привод, мощный мотор, – “восьмерка” казалась настоящим спорткаром

Еще один автомобиль, стыдно за который ВАЗу может быть только по одной-единственной причине: на конвейере “зубило” во всех его версиях простояло аж тридцать лет! Слишком много даже для культового автомобиля: сборка “Самар” прекратилась лишь в конце 2013 года.

Вообще же оригинальная “восьмерка” – прорыв для своего времени. Первая отечественная переднеприводная машина для начала 1980-х – это вызов общественным устоям. Смелый агрессивный дизайн, нетрадиционный для СССР двухобъемный кузов типа хэтчбек, а главное – инженерия высокой пробы. То, что в создании автомобиля принимали участие специалисты Porsche – отнюдь не красивая сказочка маркетингового отдела. В музейных запасниках немецкой фирмы хранится одна из первых серийных “восьмерок” (бежевый колер, коричневый салон): как свидетельство сопричастности к рождению русского “Спутника”, ставшего затем “Самарой”.

С 1984 года «АвтоВАЗ» сумел продать более 5,2 миллиона экземпляров «Самары». Из них 70 процентов пришлось на машины первого поколения. “Самары” продавались не только в России, но и на экспортных рынках. А в девяностых сборку особой версии пятидверки наладили даже в Финляндии на заводе Valmet.

Ссылка на основную публикацию