Когда впервые появилась музыка в автомобиле?

MD190 › Блог › История развития автозвука

Великобритания — родина автозвука

В модели “А” одной из наиболее популярных малолитражек британской марки “Austin” в 1922 году впервые появился приемник, принимавший ДВ- и СВ-диапазоны, на которых в Лондоне уже тогда работало более 20 станций. Приемник носил название “Блестящий” и работал на лампах. И марка автомобиля практически сразу вышла на первое место в Европе по количеству продаж в год.
К 1939 году в Англии и четырех других странах Европы в производстве было уже более 20 марок машин, снабженных приемниками.
Возникновение же в 1931 году в Англии первых радиостанций, вещающих в КВ-диапазоне, вызвало усовершенствование технологии приемников конкурирующих с “Austin” английских фирм.

Во Франции Андре Ситроен (Andre* Citroen) (1878-1935) первым наладил массовое производство автомобилей во Франции, и вслед за моделью “10 CV” выпустил модель “5 CV”. Это была первая французская машина, в которой появился маленький приемничек “Сена”- он занимал не более 320 см2.
Компания “Citroen” не ошиблась, опираясь на запросы опытных автомобилистов, а среди них — и на водителей-женщин. Она первой ввела в конструкцию приемника не только возможность приема трех диапазонов — ДВ, СВ и КВ.
Приемник “Сена” со временем был заменен “Сеной-2”, а затем и “Сеной-3”; последний был способен принимать уже и FM-диапазон, на котором впервые новые радиостанции Франции (кстати, не в Париже, а в Бургундии) стали вещать в 1940 году.

По силе эмоционального воздействия на автомобилистов спортивные модели всегда стояли на первом месте, а модель “Bentley” не просто пользовалась бешеной популярностью, но и способствовала тому, что Англия заняла ведущие позиции в мире автомобильного спорта.
В 1919 году в истории автомобильных гонок появилось имя Уолтера Оуэна Бентли (W. O. Bentley) (1888-1971). В 1922 году машины “Bentley” выиграли командный приз в гонках Tourist Trophy, а год спустя один из представителей этой славной серии финишировал четвертым в Le Mans.
За разработку и изготовление 100 приемников для своих машин владелец марки “Бентли” в 1923 году заплатил заводу 42800 франков. Его радиоприемники тоже работали на лампах, но были очень массивны и размещались в салоне автомобиля сзади, занимая большую часть салона. Управлять приемником автолюбитель мог только остановившись и развернувшись вполоборота.
Конечно, приемники завода “Легион” не могли сравниться с французской “Сеной”, но победа “Bentley” на чемпионате 1924 года создала почву для успеха автомобильной марки на рынке Великобритании. Далее следовали призовые 1928, 1929 и 1930 годы в тех же состязаниях.
Во время состязаний из салонов “Bentley” доносились громкие звуки, издаваемые приемником завода “Легион”, и под выкрики дикторов, комментирующих в прямом эфире эти же самые гонки, автомобили Бентли пересекали финишную прямую.

До 1958 года в ходу у автолюбителей были СВ-радиоприемники фирмы “Pontiac”. Эти приемники можно было снимать с торпедo и использовать с батарейками дома. В 1958 же году впервые появилась возможность установить УКВ-приемник на автомобилях марки “Линкольн Континенталь”.
Примеру “Линкольн Континенталь” последовали “Motorola” и “Мерседес”. А в 1959 году “Motorola” выпускает “FM-900”, автомагнитолу с компакт-кассетой. Нововведение, внедренное “Motorola”, уже через полгода было подхвачено 16 другими марками, такими, как, например, “Мерседес”, “Форд” и “Rolls-Royce”.
В 1960 году множество фирм выпускает полностью транзисторные приемники. Они снабжены еще одним новшеством — кнопочным механическим запоминанием станций. Большинство фирм к этому времени уже поняли, что транзисторные приемники более экономичны, надежны и менее габаритны. Эпоха электроламп закончилась…
До 1962 года треть всей автозвукотехники выпускает компания “Motorola”. Но в 1962 году на позиции лидера выходит фирма “Chrysler”, ею был выпущен тыловой громкоговоритель, предназначенный для установки сзади, а в багажнике размещается пружинный ревербератор.
В 1963 году наступает эпоха совмещенных УКВ- и СВ-приемников. В свободной продаже появляется устанавливаемый под торпедо приемник “Heathkit GR-41” с десятью транзисторами, 7 фунтов весу и ценой в 65 долларов, и теперь у каждого автолюбителя есть возможность приобрести его отдельно от автомобиля. Однако многие автомобильные марки не имеют съемных приемников. Они вмонтированы, что создает определенные трудности для тех, кто желает оснастить свой старый автомобиль усовершенствованной звукотехникой.
С 1964 года практически все производители автомобилей начинают выпускать свои машины со съемной аудиоаппаратурой, чтобы машины не устаревали вместе с автомагнитолами, производство которых становится отдельной индустрией, никак не связанной с производством и продажей автомобилей. Встроенную магнитолу легко заменить на новую — главное, чтобы все автомагнитолы соответствовали установленным стандартам.
Отныне выпуск и продажа автомагнитол и автоприемников превращаются в отдельную отрасль производства, годом рождения которой принято считать 1964.

Все лучшее — из Америки

В 1926 году талантливый бизнесмен Эрретт Лоббен Корд (Errett Lobban Cord) приобрел фирму “Duesenburg”, уже известную своей технически совершенной моделью “А” с рядным восьмицилиндровым двигателем. Амбиции Корда были чрезвычайно велики: он решил, что его новое приобретение должно потрясти Америку, стать открытием в области автомобилестроения. И модель “J” оправдала его ожидания.
В “J” впервые в истории автомобиля появилась автомагнитола — устройство, не только принимающее сигналы радио, но и снабженное магнитофоном.
Большой постамент, декорированный под цвет салона и установленный в задней его части, был ничем иным, как бобинным магнитофоном, с помощью которого водитель и пассажиры могли слушать в дороге любимую музыку.
До внедрения аудиокассет было еще далеко, и вся Америка, разъезжая на автомобилях “Rolls-Royce”, слушала бобины с записями мелодий из голливудских кинофильмов и пение эстрадных артистов.
Бобинный магнитофон в машине создает лишь неудобства и отнюдь не обязателен в дороге. Так все производители, решили отказаться от установки магнитофонов в салоне автомобилей. Таким образом, с начала 30-х годов и вплоть до 1959 года, когда появились автомагнитолы и отдельные кассетные магнитофоны (без радио), автолюбители слушали радио.

В середине 70-х происходит резкий рост популярности кассетного формата. Появляются магнитолы “Sony”, которые будут держать практически полную монополию до начала 90-х.
В 1977 году фирма “Concord” выпускает первый кассетник с выходами на усилитель мощности, фирма “Clarion”- плоский динамик для установки на задней полке, а “Linear Power” создает 250-ваттный усилитель с отдельным блоком питания.
В 1978 “Chrysler” выпускает один из первых приемников с электронной настройкой. В 1979 “Sony” выпускает линейку раздельных компонентов — кассетную деку, тюнер, девятиполосный эквалайзер. В 1980 году “Kenwood” выпускает автомагнитолу с шумоподавлением. В 1982 году “Sony” производит трехполосную компонентную систему динамиков с восьмидюймовым низкочастотником.
В 1984 году в магнитолах фирм “Sony” и “Pioneer” вместо кассеты появляется компакт-диск.
В этом же году “Precision Power” и “Nakamichi” выпускают многоканальные усилители, а фирма “SAS”- инфранизкочастотный блок с динамиком в трубе.
В 1985 году “Alpine” выпускает магнитолу с шумоподавлением dbx. В 1986 году “Sony” впервые в мире выпускает накопитель для десяти компакт-дисков, устанавливаемый в багажник. Накопитель быстро приобретает популярность, оставив далеко позади всех конкурентов. “Ford”, стремясь завоевать популярность на автомобильном рынке, начинает устанавливать в свои автомашины магнитолы с компакт-дисками “Sony” прямо с конвейера.
В 1989 году “Alpine” выпускает новую автомагнитолу “7909” с особыми мерами защиты от воровства — отстегивающейся передней панелью.
В 1992 году “Alpine 7980” становится первым CD-чейнджером, устанавливаемым в торпедо. Через год “Sony” отвечает проигрывателем мини-дисков, совмещенным с тюнером. Конкуренция продолжается…

История автозвука: музыка в машине ХХ века

Сложно представить себе современную машину без мультимедийной системы. Радио, проигрыватель CD, флеш-носителей, а часто и воспроизведение фото, видео и навигация с камерой заднего вида содержатся в одном устройстве. Дизайн салона машины «заточен» под акустику и рассчитан для создания хорошей звуковой картины.

Фактически очень серьезная часть усилий при создании машины тратится на хороший звук в салоне. Да и стоимость и сложность некоторых систем способны вызвать священный трепет. А с чего все началось? Предлагаем вашему вниманию материал издания kolesa.ru про историю автозвука.

Неудача с пластинками

Слушать музыку на ходу, казалось бы, что может быть естественнее. Но оркестр с собой в дорогу не взять, будь владелец машины хоть трижды миллионером, на это нужен как минимум автобус.

Так что история автозвука начинается не с оркестровой ямы и не со специальных инструментов для игры в машине, а с банального радио. Примерно такого же, какое стоит там и сейчас.

Появившиеся в начале ХХ века автомашины пытались сочетать и с новейшими устройствами для записи и воспроизведения звука на тот момент. Например с 7-дюймовыми пластинками, но сложности оказались слишком велики, да и удобство использования носителя на основе пластинки из шеллака, на которую помещалось всего пять минут аудиозаписи, было сомнительным. Разбивалась она легко, а музыкальные произведения на нее целиком не помещались — они тогда еще были очень длинными.

И даже десятидюймовые пластинки не позволяли записать намного больше: один концерт мог занимать целую коробку пластинок, а ресурс носителя был до смешного мал — десяток-другой проигрываний. Первые магнитофоны компании AEG ситуацию несильно исправили, они оказались большими и крайне дорогими. В общем, альтернативы радио в машине практически не было.

Кстати, «пластинки» в машинах все же появились значительно позже, пускай как совсем уж редкая опция. Например, Chrysler c 1956 по 1959 год устанавливал в свои машины highway hi-fi phonograph, предназначенный для воспроизведения особых десяти- и двенадцатидюймовых пластинок на 45 и 33 оборота в минуту.
Разработал систему не сам Крайслер, а компания Columbia Special Products, она же выпускала эксклюзивные пластинки для нее, а сами магнитолы собирались ее дочерней компанией CBS. Система не имела коммерческого успеха из-за невысокой надежности как самого проигрывателя, так и малого ресурса пластинок.

Вершиной аудиофильского оборудования в машине для применения с пластинками стал чейнжер RCA Victor AP-1. Такое оборудование было доступно для машин Cadillac и DeSoto с 1955 года и производилось примерно до 1962 года. Он использовал более распространенные обычные пластинки на 45 оборотов, поддерживал до шести пластинок с автоматическим переключением. В общем, настоящий хай-тек того времени. Но мы забежали вперед, и сейчас вернемся в 30-е.

Массовому применению радио в машине мы обязаны в первую очередь компании «Моторола» и лично Полу Гюлвину и Биллу Лиру. Первый нанял второго и вместе они разработали первую коммерческую систему, способную работать в автомобиле. Нет, радио в машину ставили и до них, но массово этого не делал никто.

Например, компания Marconiphone поставила радиоприемник в представительский Daimler в Англии еще в 1928 году, но вот продажи таких машин исчислялись десятками. Сказывались сложности с питанием и точностью настройки на радиостанцию. Для работы радио необходимо было несколько напряжений для питания разных частей электронных ламп, причем часто требовалось напряжение свыше тех шести вольт, которыми были ограничены довоенные авто.

В первых приемниках обходились отдельной батарей аккумуляторов для радио, но вскоре проблему обошли, поставив умформер или машинный преобразователь – фактически сочетание электромотора, вращающего генератор, который выдает нужное напряжение или просто переменный ток, годный для дальнейшего преобразования. Проблему точности настройки решили установкой оси переменного конденсатора, использовавшегося для настройки вертикально.

Приемник в машине оказался очень популярной опцией, хотя и был не дешев. Например, первые приемники Motorola 5T71 в 30-е годы стоили 120 долларов, тогда как популярный Форд модели А стоил от 385 долларов до 1 400. В общем, опция была более чем престижная.

Первые модели радиоприемников монтировались под сиденьями или в багажник, а вес первой модели составлял от 18 килограммов, и устанавливали ее на специальных салазках, которые позволяли легко унести ее с собой. Не столько с целью предотвращения кражи, сколько для починки, ибо ресурс ламп радиоприемника в условиях постоянных вибраций был крайне мал.

Развитие идеи с радио

Популярность радио в машине вызвала целую волну усовершенствований. В частности, появились миниатюрные металлические лампы, стойкие к вибрациям, и новые их типы. А стандартное напряжение питания ламп с тех пор составляет 6,3 вольта — как раз напряжение бортовой сети автомобиля тех лет (двенадцативольтовый стандарт в те годы еще был редкостью).

Автопроизводители не желали терять рынок, бывший тогда самым крупным производителем машин в США, а значит, и в мире. Форд уже в начале 40-х годов предложил радиоприемник как стандартное оборудование для своих машин. Разумеется, цена раадиоприемника упала до скромных 40 долларов, а в придачу предложили очень удобную опцию — кнопки предварительной настройки радиостанций.

В Европе локомотивом прогресса стала компания Bosch. В сотрудничестве с компанией Idel-Werke, которую поглотила чуть позднее, она раскрутила торговую марку Blaupunkt. Первая модель компании Blaupunkt Autosuper 5 вышла в 1932 году. Это чудо техники весило 12 килограммов и уже тогда оснащалось кабельным пультом дистанционного управления — на передней панели разместить приемник было нельзя.

Уровень цен оказался удивительно схож с уровнем цен заморских конкурентов, и при стоимости в 365 рейхсмарок он составлял около 20% стоимости недорогого авто. В общем, опция была люксовой, но уже в 1939 году на модели Horch 930S радиоприемник был частью заводской комплектации. Но машина эта сама по себе была очень дорогой и престижной.

Впрочем, ситуация с ценой на радиоприемники быстро изменилась после второй мировой войны. Бурный рост производства электроники позволил уже в 50-е сделать массовые радиоприемники для самых массовых и дешевых авто. Blaupunkt сделал в 1950 году штатный радиоприемник для модели Kaffer (Жук), а в США уже массово применяли автопоиск радиостанций, да и стандартное оснащение радио получило самое широкое распространение. Впрочем, эра монополии радио на звуки музыки в машине тоже уже проходила.

Магнитолы: путь к качеству

Пластинки в машине, как мы уже поняли, так и остались экзотикой, а вот магнитофонная лента надолго стала верным спутником автомобиля. Но массовое внедрение началось вовсе не с громоздких катушечных систем. Они, конечно, ставились в лимузины, но вряд ли ими можно было пользоваться в обычной машине. Нет, если бы не магнитофонная кассета, то свою музыку в машине слушать было бы нельзя…

В Америке первым создал магнитофон Эрл Мюнц (Earl «Madman» Muntz). Он переработал студийный стандарт кассеты Fidelipac с бесконечной (закольцованной) лентой для работы с музыкой, а специальные картриджи получили название Autostereo. Аудиодорожка в магнитофонах Muntz Stereo Pak стала стереофонической, а время записи постепенно увеличилось с полутора до пяти минут. Популярность такого формата записи оказалась не слишком высокой, но все же массовое распространение он получил, на таких кассетах выпускались концерты и аудиопередачи. Выпускались системы под этот формат с 1962 года и до начала 1970-х. Пользовался такой системой, например Фрэнк Синатра.

Дальнейшим логичным развитием таких систем стал переход на кассету Stereo 8, получившую распространение в США. Выпускались такие кассеты с 1964 года до 1980-х и применялись как раз в основном в автомобильной технике.

Первые кассетники в этом формате появились на Фордах 1966 модельного года. Здесь кассета тоже с «бесконечной» лентой, но длина записи уже 11,5 минуты на каждой дорожке с автоматическим переключением между ними, и всего на нее помещалось таких дорожек восемь, что давало аж 46 минут стереофонического звучания. Но для любителей качественного звука создавались магнитофоны с квадрафонической записью. Время звучания, примерно как у записи на пластинке, позволило массово издавать на таком носителе произведения, записанные под грамзапись.

По-настоящему массовой магнитная запись в машине стала с распространением компакт-кассеты формата Philips 1963 года. Размер, ресурс и удобство использования перевесили многочисленные недостатки кассеты в части невысокого качества записи. Звучание музыки с кассет многие еще помнят: непременный фоновый шум и кнопки систем шумоподавления, немного «плавающий» звук и прочие прелести. Но музыка звучала, и ее с удовольствием слушали.

Качество же воспроизведения улучшали вплоть до 90-х годов, явив миру такие шедевры, как Hi-End кассетные деки Nakamichi 1000ZXL и Pioneer 1200. Этот формат вытеснил все прочие форматы кассет, не дал ни единого шанса пластинкам и продержался до начала 2000-х годов как основной формат аудиозаписей в машине.

Как появилась музыка в авто

Интересно, что бы сказал Александр Степанович Попов, если бы ему показали современный автомобильный приемник?

Скорее всего, Александр Степанович не поверил бы, что приемник вообще может быть таким, каким мы привыкли видеть его в своих авто. Этот чудесный девайс (это слово Попов точно не понял бы) с ручками и цифрами на передней панели, который заполняет салон вашего авто надоедливой рекламой, музыкой или голосом любимого радио ведущего является продуктом столетнего прогресса.

В 1895 году Попов придумал первый аппарат, способный принимать радиосигналы. Документально свое открытие он так и не подтвердил. Патент на это устройство принадлежит итальянскому радиотехнику и предпринимателю Гульельмо Маркони, который в 1896 году продемонстрировал всему миру похожий аппарат с теми же принципами действия. Именно Маркони и немецкому инженеру Карлу Брауну, в 1909 году досталась Нобелевская премия «за работы по созданию беспроволочного телеграфа», что произошло уже после смерти Попова.

Радио начало звучать в автомобилях с начала 20 годов прошлого века. Тогдашние автомобилисты пытались тюнинговать свои автомобили. В то время улучшить авто можно было двумя путями: установить в легковое авто мотор от грузовика или установить в авто радио. Сложность улучшения была равнозначной. Автомобильных радиоприемников тогда не существовало, поэтому проблему решали, как могли. Домашние радиоприемники переделывались под 6-ти вольтовую бортовую сеть авто, или просто работали от батарей. О качестве звука никто и не думал. Домашний радиоприемник в автомобиле долго не служил. Постоянная тряска делала свое дело, постепенно разрушая электролампы. Огромная антенна располагалась под потолком, превращая автомобиль в клетку.

Прошло около 10 лет, и американец Уильям Лир в 1928 году усовершенствовал управление радиоприемником с помощью гибких приводов, вынеся на панель автомобиля только ручки громкости и настройки частоты совместно с круглым циферблатом. Впервые был применен преобразователь напряжения для работы радио без батарей, от бортовой 6-вольтовой сети. Также были применены лампы в металлических колбах, а не стеклянные, что значительно повысило степень надежности устройства. Лир продал патенты на автомобильное радио братьям Гэлвинам и уже в 1930 году американская компания «Galvin Manufacturing Corporation» представила первый в мире автомобильный радиоприемник «Motorola 5T71». Слово «Motor» означало, что приемники предназначены специально для автомобилей. Продавалась модель «5T71» по цене $110-130. И если учесть, что в то время стоимость нового «Cadillac» составляла $1.500, то цена приемника была немалой. Сегодня «Galvin Manufacturing Corporation» известна всему миру как Motorola. Фирма названа по марке первых радиоприемников – Motorola. Причем вторая часть названия (ola) была заимствована у американского проигрывателя пластинок Victrola. Отсюда и пошли названия – радиола и магнитола. Но старушка Европа не отставала, и в 1932 году «Blaupunkt» («голубая точка») представила модель «Blaupunkt Autosuper 5», или сокращенно «AS5».

Вес «AS5» составлял 12 кг. Приемник можно было монтировать под приборной панелью автомобиля. Он оснащался кабельным пультом дистанционного управления, установленным на рулевой колонке. Приемник не пользовался большим успехом. По данным производителя было продано четыре сотни экземпляров. «AS5» стоил 365 рейхсмарок, что составляло около 20% от цены малолитражки, так что он был скорее предметом роскоши, нежели элементом оборудования машины. Наличие в нем стеклянных радиоламп делало устройство крайне не надежным. Радиолампы с нитью накаливания плохо переносили тряску и часто выходили из строя. Эту проблему смогли решить только в 1935 году, после создания виброустойчивых ламп. После этого появилась модель Blaupunkt 5A75. Компания успела продать около тысячи таких радиоприемников, но развитию успеха помешала Вторая мировая война. Последняя довоенная модель автомобильной радиосистемы Blaupunkt появилась в 1941 году.

До 40-х годов радио в авто было доступно только состоятельным людям. Остальные довольствовались самоделками.

В СССР в 40-х года радио было централизованным, и вопрос о его вещании, в немногочисленных частных авто, был не актуальным. А с учетом цензуры мог стать и опасным.

Простые советские граждане получили первый радиоприемник в начале 50-х вместе с первым относительно доступным автомобилем – «Москвич» 402-й модели.

В послевоенное время радио в машине все еще оставалось привилегией избранных. Новые модели автомобильных радиоприемников под маркой Blaupunkt стали вновь производиться только с 1949 года. Модель 5A649, несмотря на ее громоздкость, удалось втиснуть в торпедо. Компания Becker с 1949 года официально поставляет радио аппаратуру для автогиганта Mercedes.

В 1950 году фирма разработала специальный вариант приемника для массового и доступного «Жука» (VW Beetle). Автомобильное радио превращалось в продукт массового потребления. Новые модели появлялись одна за другой: в 1952 году был представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном, в 1954 году – с механическим устройством автоматического поиска радиостанций, а три года спустя – первые приемники на транзисторах.

В 1959 году фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник – лучшее доказательство того, что радио стало по-настоящему доступным.

Радиоприемники продолжали совершенствоваться. В 1960 году специально для любителей автомобильных пикников фирма Blaupunkt Westerland, выпускает радиоприемник который легко вынимался из гнезда в приборной панели, превращаясь в автономный радиоприемник. К началу 60-х у многих производителей появляется функция запоминания станций.

В это же время американские производители автомобильной акустики соединили магнитофон с автомобильным радиоприемником, в результате чего и появилась первая автомобильная магнитола с 8-дорожечным проигрывателем. Данный формат держался на рынке США около десяти лет, до появления и массового распространения компакт-кассет, которые стали безусловными лидерами уже до конца 20 века, пока их не заменили, всем хорошо известные, СD.

В 60-х произошло ещё одно нововведение, которое кардинально изменило отношение, как производителей, так и потребителей к автозвуку, с этого периода, автомобили начинают выпускаться со съёмной аппаратурой и унифицированными габаритными размерами. Производство аудиотехники превращается в отдельную индустрию. Появляются новые производители оборудования, которые специализируются исключительно на автомобильной музыке.

Первый радиоприемник и магнитофон с стерео звуком был представлен в 1969 году компанией Blaupunkt, спустя еще 3 года выпустили первую стерео магнитолу.

В 70-е эволюция автозвука продолжалась. Она проходила в нескольких направлениях, одним из которых было оптимизация размеров радиоаппаратуры. Появлялись автономные проигрыватели. С появлением первых полупроводников, транзиторные приёмники стали занимать меньше места, и для их питания требовалось только 12 вольт. В этот период были основаны многие известные компании в индустрии автозвука.

Компания Mark Levinson была основана в 1972 году Марком Левинсоном и в то время носила название Mark Levinson Audio Systems (MLAS). С момента своего рождения занимается разработкой аудио аппаратуры на основе полупроводников. Сегодня она производит премиальные аудио системы для авто бизнес класса.

Не менее важное событие произошло В 1978 году. Появилась на свет Японская корпорация Alpine Electronics. Ее родителем была компания Kataoka, основанная в 1948 году и занимавшаяся разработкой электронных устройств, в частности автомобильной головной аудио техники.

Также к этому периоду можно отметить и тенденцию к развитию проигрывателей, которые могли воспроизводить записи на винилах. И компания Motorola в этом смысле вновь оказалась первой. Еще в 1956, она специально для автомобилей Chrysler принадлежащих музыкальной корпорации CBS разработала проигрыватели винила. Система называлась Highway Hi-Fi Специально для нее, выпускались специальные пластинки на 16,66 об. /мин. Но спустя несколько лет на смену им пришел более популярный формат – пластинки на 45 об./мин.

Но эпоха виниловых пластинок закончилась едва начавшись. На их место приходят прародителей аудиокассет – бобины, которые были намного удобней, и менее восприимчивы к тряске.

Именно в 70-е годы впервые появилась функция шумоподавления, выбора типа ленты и стереозвука в кассетных магнитофонах.

В 1985 году появились автомобильные CD-проигрыватели Blaupunkt, а через три года и автомагнитол, совмещающих радио и CD-плеер. Тогда же в автомагнитолах появились новые функции: RDS – система передачи дополнительной информации, TIM – сохранение дорожных сообщений в памяти, и съемная передняя панель.

Разработанный немецкими производителями стандарт для автомобильных головных устройств DIN 75490 был принят в 1984 году как международный ISO 7736. Он определил стандартный размер установочного отверстия для автомобильной магнитолы (1-DIN) – 180 х 50 мм. Этот размер и есть размер 1 DIN. DIN расшифровывается как Deutsches Institut fur Normung – Институт стандартизации Германии. Аббревиатура DIN означает немецкий стандарт. После 2000 года появились системы с проигрывателем мини-дисков, а в 2001 году – и с MP3-плеером. Все что появилось после, вы можете наблюдать самостоятельно. Мультимедийные устройства приходят на смену автомагнитолам.

Меньше чем за 100 лет, радиоприемник, из железного великана превратился в компактное устройство. Громадная антенна превратилась в полоски на заднем стекле. Когда вы снова включите магнитолу в своем авто, подумайте, какой она была 50 лет назад…

Экспресс хронология эволюции радио и музыки в автомобиле:

Первый аппарат, способный принимать радиосигналы сконструированный А. С. Поповым.

Гульельмо Маркони продемонстрировал всему миру похожий аппарат с теми же принципами действия.

Маркони и немецкому инженеру Карлу Брауну году досталась Нобелевская премия «за работы по созданию беспроволочного телеграфа».

Время таких себе Кулибиных, которые хотели наслаждаться музыкой в своих авто, переоборудовав домашние радиоприемники.

Уильям Лир усовершенствовал управление радиоприемником с помощью гибких приводов, вынеся на панель автомобиля только ручки громкости и настройки частоты совместно с круглым циферблатом. Впервые был применен преобразователь напряжения для работы радио без батарей, от бортовой 6-вольтовой сети.

Американская компания «Galvin Manufacturing Corporation» представила первый в мире автомобильный радиоприемник «Motorola 5T71».

Европейская компания «Blaupunkt» представила модель «Blaupunkt Autosuper 5».

Появилась последняя довоенная модель автомобильной радиосистемы Blaupunkt .

Стали вновь производиться автомобильные радиоприемники под маркой Blaupunkt;

Эксклюзивным поставщиком радиоприемников для «Мерседеса» становится фирма Becker. Оборудование этой компании по сей день устанавливается во всех Мерседесах.

Простые советские граждане получили первый радиоприемник в начале 50-х вместе с первым относительно доступным автомобилем – «Москвич» 402-й модели;

Разработан приемник для массового и доступного VW Beetle («Жука»).

Представлен приемник с памятью станций и УКВ-диапазоном.

Представлен приемник с механическим устройством автоматического поиска радиостанций.

Компания Motorola специально для автомобилей Chrysler принадлежащих музыкальной корпорации CBS разработала проигрыватели винила.

Первые приемники на транзисторах.

Фирма Blaupunkt-Werke выпустила миллионный авторадиоприемник.

Blaupunkt Westerland выпускает радиоприемник который легко вынимался из гнезда в приборной панели, превращаясь в автономный радиоприемник;

У многих производителей появляется функция запоминания станций;

В это же время американские производители автомобильной акустики соединили магнитофон с автомобильным радиоприемником, в результате чего и появилась первая автомобильная магнитола с 8-дорожечным проигрывателем; С этого периода, автомобили начинают выпускаться со съемной аппаратурой и унифицированными габаритными размерами. Появляются новые производители оборудования, которые специализируются исключительно на автомобильной музыке.

Первый радиоприемник и магнитофон с стерео звуком был представлен компанией Blaupunkt.

Впервые появилась функция шумоподавления, выбора типа ленты и стереозвука в кассетных магнитофонах.

Компания Blaupunkt выпустила первую стерео магнитолу;

Была основана компания Mark Levinson Audio Systems (MLAS), которая и посей день производит премиальные аудио системы для авто бизнес класса.

Появилась на свет Японская корпорация Alpine Electronics.

Был принят, разработанный немецкими производителями, стандарт для автомобильных головных устройств DIN 75490 как международный ISO 7736 (1-DIN).

Появились автомобильные CD-проигрыватели Blaupunkt.

Появились автомагнитолы Blaupunkt совмещающие радио и CD-плеер. Тогда же в автомагнитолах появились новые функции: RDS – система передачи дополнительной информации, TIM – сохранение дорожных сообщений в памяти, и съемная передняя панель.

Песни про автомобили. Что они могут рассказать о нашей жизни и об истории России?

«Я вам не скажу за всю Одессу…», — поётся в одной знаменитой песне. Вот и я не скажу вам за всю историю России, а ограничусь полувековым отрезком, который начинается с появления в нашей жизни автомобилей.

Вовсе не страшны ни дождь, ни слякоть.
Резкий поворот и косогор…
Чтобы не пришлось любимой плакать,
Крепче за баранку держись, шофёр!

Впервые «Песенка шофёра» прозвучала с экранов телевизоров в 1961 году (тогда и телевизоры-то были далеко не в каждой семье, не то что автомобили). Это было время, когда руль назывался «баранкой», а в трудовых книжках писалось не водитель, а «шофёр». Стать шофёром грузовика мечтал едва ли не каждый второй советский мальчишка. О личном автомобиле если и мечтали, то единицы.

Скажем, первый «Москвич» был выпущен ещё в 1956 году, но большинство граждан не придало этому событию никакого значения — так оно было далеко от реальной жизни. В 1967-м была запущена в серию модель «Москвич-412», получившая относительную известность и даже вошедшая в анекдоты. Больше того, Эдуард Хиль исполнил гимн «Москвичу»:

А встречный, встречный ветер — нипочём!
Как песню, трассу новую начнём.
Мне нравится рабочий твой характер —
Не зря тебя назвали «Москвичом»!

На свете жить нелепо без труда,
Сегодня и машиной быть непросто…

Может, машиной тогда было быть и непросто, но намного сложнее было её приобрести. Даже тем, кто много и тяжело трудился. Ведь «Москвичей» выпускалось ничтожно мало.

В 1970 году советские газеты сообщили народу долгожданную весть: «С конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки». Автомобиль получил торговое наименование «Жигули». Понятно, что это не первый легковой автомобиль отечественного разлива. «Москвич», «Волга» и тем более «Победа» намного опередили своего «собрата». Но именно «Жигули» получили неофициальное звание народного автомобиля и стали выпускаться довольно большими, по тем временам, партиями.

И всё же, несмотря на расширение автопроизводства, автомобили были доступны весьма немногим, поэтому приобретение машины — даже подержанной — для среднестатистической семьи являлось событием чуть ли не космической важности. Молодая певица Алла Пугачёва так и заявляла с эстрады:

В доме волнение, шум, удивление,
Это не сказка, а быль.
Где-то за городом, очень недорого,
Папа купил автомобиль.

С треснутой фарою, с дверцами старыми,
Века прошедшего стиль,
Где-то за городом, очень недорого,
Папа купил автомобиль.

Что и говорить — владельцам автомобилей завидовали. В определённых кругах считалось, что честным трудом заработать на «железного коня» невозможно. Поэтому на обладателя личного авто зачастую «нехорошо» косились.

Мог ли Владимир Высоцкий обойти стороной эту тему в своём творчестве? Конечно, нет! Появилась «Песня автоненавистника»:

Он мне не друг и не родственник,
Он мне — заклятый враг, —
Очкастый частный собственник
В зеленых, серых, белых «Жигулях»!

Между тем «частных собственников» можно было бы и пожалеть — гаражи имели единицы, а остальные жили в вечном страхе, что машину угонят. Поэтому песня Юрия Лозы многим была близка и понятна:

Месяц ночами дежурит семья,
Все «Жигули» стережем.
Бабушка стала сама не своя,
А дедушка дрыхнет с ружьем.

Папа поставил медвежий капкан,
Но это не помогло —
Кто-то оставил в нем грязный стакан
И снял лобовое стекло.

Но вот на смену дорогим сердцу «копейкам» и выпускаемым на экспорт «Ладам», пришло новое поколение отечественных автомобилей — «Жигулей». В 80-х иметь «девятку» считалось невиданным шиком, что не замедлила отразить в своём репертуаре группа «Комбинация»:

Твоя вишнёвая девятка
Меня совсем с ума свела,
Твоя вишнёвая «девятка»
Покой мой напрочь отняла.

Или ещё вот это, исполненное Ириной Аллегровой:

Если спросят меня, где взяла
Я такого мальчишку сладкого,
Я отвечу, что угнала,
Как чужую машину «девятку» я!

В 1985 году появилась песня «Автомобили», которую исполняли «Весёлые ребята». Песня получилась поистине хрестоматийной, характеризующей ряд аспектов тогдашней жизни. Судите сами:

Наверно, скоро мы ходить разучимся —
Уже привычка ездить в нас живет.
Пройти пешком всего два шага мучимся,
Сто километров на авто — не в счет.

Ага! Коли автор текста пишет о том, что «привычка ездить в нас уже живёт», значит, автовладельцев в ту пору в нашей стране заметно прибавилось. То есть авто стали более доступными. Читаем дальше:

Мотора рев для нас звучит, как музыка;
Как аромат вдыхаем мы бензин.
Что нужно нам? Шоссе полоска узкая,
Да запчастей заветный магазин.

Всё ясно. 30 лет назад дороги в стране оставались по-прежнему узкими и дефицит всё ещё был нормой жизни, ведь не зря же магазин автозапчастей назван «заветным».

Для нас автомобили были созданы.
Но вот пришли иные времена.
И день и ночь мы под машиной ползаем —
Мы служим ей, чтоб ездила она.

Ну, что тут скажешь? И ребёнок поймёт, что в 80-х годах с автосервисами в стране была просто беда. Иначе, зачем бы владельцам машин то и дело ползать под ними?

А теперь самое интересное. Помните припев этой песни?

Автомобили, автомобили
Буквально все заполонили —
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль.

Это о чём? Неужели о «пробках»? Ха! Ну, к «пробкам» мы ещё вернёмся. А пока вспомним пару песен из постсоветской автомобильной истории.

Итак, на дворе 1993 год. Из уличных киосков то и дела раздаётся: «Моя „Тойота“ словно птица». Это Александр Айвазов поёт о счастье иметь «крутую тачку».

Я увидал Китай и Непал,
Город Нагасаки я увидал.
И там зашёл в один большой зал,
Кто-то по-японски что-то мне сказал.

Стояла ты, сверкая как маяк,
Прекрасная «Тойота» моя,
И я в долги залез, и я купил тебя…

Тогда, в 90-х, в Россию хлынули потоки импортных автомобилей. Чтобы приобрести машину иностранного производства, многие действительно залезали в астрономические долги, однако среди владельцев первых иномарок было и немало граждан, наживших капитал не самыми законными способами. Это про них пел небезызвестный Серёга:

…Ведь у меня есть чёрный бумер, бумер заводной.
Садись смелей, девчонка, покатаемся с тобой.

А потом наступило то, что так точно описал Сергей Трофимов в своей песне «Город в пробках»:

«Бентли», «Жигули», «Тойоты»,
Как промасленные шпроты,
Жмутся в тесноте бетонных трасс…

В общем, «Весёлым ребятам» в 1985 году такое и не снилось:

Город встал, движенье сдохло.
Где-то там «Газель» заглохла
Вариантов нет, сижу, курю.
Джип разлёгся на подвеске.
Шлю знакомым эсэмэски:
Ждать не стоит, буду к декабрю…

И всё же, и всё же… Вместе с «пробками» мы приобрели и ощущение, что таки дожили до времён, когда автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения.

Ссылка на основную публикацию