Jaguar XKSS получил новую жизнь

TrunkMonkeys › Блог › Set the world on fire: история самого красивого “Ягуара”

Стоял теплый летний вечер 11 июня. На трассе в Ле-Мане третий свой час отмерял легендарный суточный марафон 1955 года. На радость многочисленных британских болельщиков лидировал «свой». Шедший первым Jaguar D-type Майкла Хоторна только что обошел на очередной круг Austin Healey 100 частника Лэнса Маклина и выскочил на прямую старт-финиш. Неожиданно из боксов появилась табличка, призывавшая лидера срочно заехать на дозаправку, и, чтобы не проскочить въезд на пит-лейн, англичанин ударил по тормозам. Дисковые механизмы сработали безотказно, но резко замедлившаяся «Дикая кошка» стала полной неожиданностью для пилота Austin Healey. Лэнс Маклин рефлекторно рванул руль в сторону, подрезав как раз обгонявший его в этот момент Mercedes-Benz 300 SLR Пьера Левека. Удар! Austin Healey отшвырнуло в сторону, машина закрутилась волчком, но в конце концов остановилась – Маклин отделался легким испугом. Увы, то же самое нельзя было сказать про французского пилота Mercedes-Benz. «Серебряная стрела», ударившись о земляную насыпь, взмыла в воздух, развалилась на части и, словно картечь, стала косить зрителей на центральной трибуне…

Согласно официальной версии жертвами катастрофы стали свыше 80 зрителей плюс сам Пьер Левек. До сих пор чудовищная бойня в Ле-Мане-1955 остается самым кровавым инцидентом в истории автогонок. Его последствия оказались крайне неожиданными и далекоидущими. Трассу в Ле-Мане ждала реконструкция, Mercedes-Benz на несколько десятилетий отказался от участия в автоспортивных состязаниях, а Швейцария и вовсе запретила все гонки на территории страны.

Не принесла радости победа 1955 года (гонку останавливать не стали, опасаясь, что начнется давка – Хоторн в итоге финишировал первым) и владельцу Jaguar Уильяму Лайонзу. Он распустил заводскую команду, и это решение далось сэру Уильяму с огромным трудом. Вовсе не потому, что он был таким уж беззаветным романтиком, влюбленным в автоспорт. Напротив, современники помнят главу Jaguar как человека крайне практичного и делового, часто – прижимистого. Он не столько любил гонки, сколько считал, что победы на трассах – лучший способ привлечь внимание к серийным моделям компании. В разработку революционного гоночного D-type было вложено столько сил и средств, что победа в Ле-Мане, одержанная к тому же при трагически-отягчающих обстоятельствах, не могла считаться полноценной компенсацией. Что же делать?

1957 Jaguar XKSS – любимец знаменитого Стива Маккуина

Jaguar XKSS был преобразованной версией гоночного автомобиля Jaguar D-Type для автомобильных дорог различного назначения.

После снятия Ягуара с соревнований в конце 1955 года, некоторое количество завершённых и частично укомплектованных D-типов остались непроданными на заводе Browns Lane в английском Ковентри. В попытке компенсировать часть инвестиций, осуществлённых в строительстве этих неиспользованных шасси, и использования прибыльного американского рынка для высокопроизводительных европейских спорткаров сэр Уильям Лайонс, основатель компании Jaguar, решил преобразовать это количество в обычную дорожную спецификацию. Только незначительные изменения были внесены в основную конструкцию D-type, что проявилось в добавлении двери со стороны пассажира, уборке хвостового стабилизатора и устранении перегородки между сиденьями водителя и пассажира. Кроме того, были внесены изменения по косметическим, комфортным и правовым соображения. В частности, были добавлены: обрамленное хромом ветровое стекло во всю ширину; боковые стёкла в обеих дверях; складывающаяся тканевая крыша для защиты от атмосферных воздействий; передние и задние хромированные бамперы; тонкие полоски из хрома по краям передних световых обтекателей и установлены выше на крыльях задние фонари XK140. Чтобы придать некоторую степень полезности, в задней части Jaguar был также установлен багажник.

Все остальное было полностью от D-Type. Оснащённый прямым 6-цилиндровым DOHC двигателем объёмом 3442 куб. см, тремя 45-миллиметровыми карбюраторами Weber, 37-галлонным топливным баком и 12.75-дюймовыми дисковыми тормозами Dunlop, XKSS был именно тем, для чего предполагался — уличным гоночным автомобилем. Выходная мощность в 250 лошадиных сил была способна разогнать автомобиль до максимальной скорости почти 150 миль в час, ускоряясь с места до 60 миль в час менее чем за 6 секунд. XKSS с собственным весом 1012 кг мог также спринтовать до 100 миль в час приблизительно за 13 секунд.

Процесс переделки D-Type в XKSS был удивительно прост. Так прост, на самом деле, что сборка прототипа, шасси XKSS701, с колёсной базой в 2301 мм и общей длиной в 3988 мм, как говорят, заняла всего лишь три дня. Прототип XKSS был быстро отправлен в США на Нью-Йоркский автосалон 1957-го, где он был хитом. Даже с ценником 6900 $ по бухгалтерским книгам автомобиль получил заказы на 25 машин. Партию из пяти D-type сразу извлекли из хранения и отправили в отдел технического обслуживания на завод Jaguar в Browns Lane для переделки.

Автомобили были всё ещё там в ночь на 12 февраля, когда вспыхнул пожар в главном здании сборочной линии и распространился на отдел технического обслуживания. Почти 300 автомобилей были превращены в металлолом, в том числе пяти D-type, и все специальные инструменты и деревянные болванки, необходимые для формирования пышного кузова D-type.

Это был конец проекта XKSS. Из 21 автомобилей, запланированных к первому запуску, было построено только 16. Не входя в подробности, две машины отправились в Канаду, один в Гонконг, а остальные в США, где среди состоятельных владельцев оказался кинозвезда и фанат автогонок Стив Маккуин, который вовсю использовал XKSS713 вокруг Лос-Анджелеса, называя его «Зелёной Крысой».

Очень интересна судьба этого XKSS. Маккуин любил его за чистокровность и скорость. Он собрал так много штрафов за превышение скорости в свой первый год, что дважды был близок к приостановке своей лицензии. Актёр купил его в 1958 году после того, как получил гонорар за свой сериал «Разыскивается: Живым или мёртвым». Он увидел белый Jag с вишнево-красной обивкой возле студийной автостоянки и убедил его владельца, телеведущего Билла Лейдена, расстаться с ним. Через нескольких дней, он имел автомобиль, перекрашенный в его любимый темно-зелёный цвет, с гоночными колёсами Dunlop, отполированными до зеркального блеска, и интерьером, повторно отделанным богатой чёрной кожей.

В начале 70-х актёр участвовал в крупных кольцевых гонках, но чувствовал, что его Jaguar слишком редкий, чтобы рисковать. Он продал его владельцу казино Биллу Харра из Рино, штат Невада, имеющему в коллекции 1400 автомобилей, но только при условии, чтобы автомобиль никогда не эксплуатировался или выставлялся на продажу, и что Маккуин мог выкупить его по первоначальной цене.

После смерти Харры Маккуин попросил машину обратно под первоначальным соглашением, но получил отказ от нового менеджмента. Только после длительной судебной битвы он смог вернуть Jaguar, который сохранил до своей смерти в 1980 году, завещав его своим детям, Чеду и Терри. Наследники Маккуина вынуждены были продать XKSS из-за необходимости уплаты налога на наследство, которое состояло из 133 мотоцикла и 35 автомобилей. В ноябре 1984 года автомобиль был продан с аукциона в Imperial Palace Hotel в Лас-Вегасе всего за 150 тыс. $ другу Маккуина, Ричарду Фрешмену, которому обновили автомобиль эксперты Ягуара в Англии из Lynx Engineering.

В наши дни XKSS Маккуина принадлежит Марджи и Роберту Петерсенам, основателям музея Петерсена в Лос-Анджелесе.

Что касается цены в размере 150 тыс. $, заплаченной Ричардом Фрешменом в 1984-м, то она, мягко говоря, считается смехотворной. Сегодня, любой из 16 оригинальных автомобилей XKSS может принести свыше 1 млн $. Но для тех, кому повезёт владеть одним из 16 оригинальных XKSS острые ощущения только от езды на этих машинах стоят намного больше 1 млн $. Они признаны бесценными.

5 ретро-легенд: реинкарнация

Старинные автомобили, которым подарили вторую жизнь

Ретро-автомобили, которые были легендами в свое время, иногда возвращаются. Автомобильные концерны порой радуют фанатов «реинкарнацией» таких машин.

Jaguar Lightweight E-Type

Эта модель родилась в 1963 году. На ее появление повлиял спецзаказ гоночных команд, которым срочно потребовался родстер. В Jaguar прикинули — и выдали желаемое с жестким съемным верхом и кузовом из легких сплавов. Всего было создано 12 автомобилей. Правда, по плану их должно было быть 18, но крест на производстве поставили высокий ценник и техническая сложность.

Когда Lightweight E-Type исполнилось 50 лет, компания решила преподнести фанатам подарок — выпустить оставшиеся 6 автомобилей. Благо запчасти на них были припасены еще в 1960-х. Поэтому созданные родстеры именно оригиналы, а не реплики. Чтобы линии кузова старых и новых авто не отличались, инженеры вручную при помощи линеек сравнивали размеры. Благодаря алюминию и авиационным заклепкам удалось даже вес машин сделать таким же — около 1 тонны.

Кресла (как и аналог, они с алюминиевой рамой) обтянуты кожей Connolly, «баранка» с деревянным ободом, а рычаги коробки передач и «ручника» алюминиевые.

Что касается силового агрегата, под капотом «Ягуара» находится рядная «шестерка» с рабочим объемом на 3,8-литра. Компанию мотору составляет 4-ступенчатая «механика».

Кстати, эта модель сертифицирована для участия в гонках исторических авто по правилам FIA.

Jaguar XKSS Continuation

Еще один представитель «кошачьих», который восстал из пепла. Его возрождению поспособствовал возрастающий от года к году спрос на ретро-автомобили.

По сути, родстер XKSS — это вариация спортивного D-Type. Того самого, который несколько раз становился триумфатором Ле-Мана. Компания отважилась на выпуск 9 машин, ценник на каждую из которых превышает полтора миллиона долларов.

Как и в случае с предыдущей «кошкой», при создании XKSS мастера из Jaguar Classic постарались новые автомобили максимально приблизить к оригиналу. Поэтому под капотом родстера находится родной мотор с рабочим объемом в 3,4-литра и мощностью в 260 л.с.

Правда, без модернизации все же не обошлось. Например, специалисты решили, что бензобак надежнее сделать из современных материалов.

Land Rover Series I 80 Soft Top

Когда последний Defender сошел с конвейера, в Land Rover загрустили. Еще бы, ведь ушла целая эпоха. Поэтому вскоре боссы компании оповестили фанатов в запуске программы Reborn. Произошло это на выставке в немецком городе Эссен. Смысл программы в том, что фирма возрождает производство самого первого поколения легенды. Точнее, производство, конечно, сказано громко. Мастера соберут (по технической документации 1948 года) и выставят на продажу 25 «Дефов». Причем, что интересно, заказчик сможет сам выбрать цвет, комплектацию, а также понаблюдать за созданием своего «динозавра».

Aston Martin DB4 G.T. Continuation

В период с 1958 по 1963 годы Aston Martin производил суперкар DB4. За все время их было выпущено около тысячи. Параллельно с ним, в очень скромных количествах, собирали короткобазные DB4 GT — всего их выпустили 75 штук. Причем из них лишь 8 были полноценными гоночными автомобилями с кузовом из алюминиевых сплавов.

Ценник на один такой ретро-автомобиль сегодня превышает 3 миллиона фунтов. Но, как оказалось, сейчас появилось немало фанатов эксклюзива, которым такие суммы не страшны. Поэтому в компании решили выпустить еще 25 короткобазных DB4 GT (с момента прекращения производства прошло более 50 лет).

Реплики оснастили оригинальным 3,7-литровым силовым агрегатом мощностью в 340 «лошадок». Компанию ему составила механическая 4-ступка.

Дебютная реинкарнация появится в продаже в середине 2017 года. Что касается цены, ее объявят ближе к этому моменту. А еще компания приготовила бонус потенциальным покупателям. Желающие смогут воспользоваться программой по освоению навыков вождения гоночной ретро-машиной.

Shelby Cobra Daytona

В США выпуском легендарных реплик занимается специальная компания — Shelby American. Сначала она «оживила» родстеры Shelby Cobra Daytona и Shelby 427. Затем взялась за Shelby American 50-th Anniversary Cobra Daytona Coupe. Причем этот автомобиль полностью идентичен оригиналу, в отличие от предыдущих реплик. Чтобы добиться стопроцентного сходства конструкторы вручную измеряли исходный автомобиль, а также подняли сохранившуюся техническую документацию.

Но все же кое-что мастерам пришлось осовременить. Например, они усилили алюминиевую раму, а также установили передние дисковые тормоза. Остальное осталось неизменным. То же касается и салона. Он отделан черной кожей и полированным алюминием. Руль «облеплен» деревом, как и набалдашник коробки передач.

Вариантов моторов несколько. Но создатели рекомендуют 4,7 литровый силовой агрегат (450 л.с.), идущий в паре с 6-ступенчатой «механикой».

Всего было создано 50 автомобилей. Ценник на каждую составил примерно 400 тысяч долларов.

Назад в 50-е: Jaguar возобновит выпуск суперкара полувековой давности

На свете, представьте себе, есть шедевры автомобильной промышленности, на фоне которых Bugatti почувствует себя не очень уютно. Как правило, это легенды прошлого, которые уступят в динамике новейшим монстрам, зато в статике соберут вокруг себя огромную толпу. В их числе Ferrari F40 и потрясающий Jaguar XKSS родом из 50-х. Кстати, британский суперкар планируют… вновь запустить в производство!

jaguar_xk-ss_5

Редкий автопроизводитель относится столь же трепетно к своему прошлому, как Jaguar Land Rover. Недавно британское «семейство» объявило о перезапуске реставрационного подразделения, которое переименовали из JLR Heritage в JLR Classic и наделили большими полномочиями. Интересно, что компания Jaguar не только взялась за проведение серьезных работ по восстановлению и обслуживанию раритетов, но объявила о планах построить девять экземпляров родстера XKSS образца 1957 года!

jaguar_xk-ss_11

По стандартам своего времени XKSS был бескомпромиссным суперкаром — фактически он представлял собой адаптированную к передвижению по дорогам общего пользования версию грозного гоночного D-Type, который записал на свой счет три победы в 24-часовом марафоне в Ле-Мане. Модификация появилась по инициативе основателя Jaguar сэра Уильяма Лайонса. В общей сложности в 1957 году компания переконвертировала в дорожные машины 25 экземпляров D-Type, но из цехов выехало лишь 16 монстров. В судьбу XKSS вмешался трагический случай — 12 февраля 1957-го на заводе, где хранились готовые и несобранные родстеры, вспыхнул пожар. Девять машин было уничтожено. Похоже, их «призраки» по сей день являются боссам марки.

jaguar_xk-ss_9

Компания обещает, что все уникальные XKSS будут созданы вручную и с полным соблюдением стандартов. Двигатель — рядная «шестерка» объемом 3,4 л мощностью 250 л.с., позволяющая набирать 96 км/ч (60 миль/ч) за 5,2 с. Первые клиенты получат суперкар в начале 2017 года. Ценник будет под стать легендарности автомобиля — свыше 1 млн фунтов.

  • Российский офис Jaguar огласил цены на новый кроссовер F-Pace. Автомобиль получился недешевый — базовая комплектация с 2,0-литровым дизелем мощностью 180 л.с. оценили в 3 193 000 рублей.
  • Дороговизной славятся не только «настоящие» Jaguar. Компания Hammacher Schlemmer, например, предлагает копию классического родстера XK120 в масштабе 1:5. Игрушка? Не совсем — в Штатах автомобильчик стоит 20 000 долларов, предназначен для взрослых и оснащен 110-кубовым мотором Honda.

Фото: Jaguar

Британская классика: в Jaguar возродили легендарный спорткар XKSS

В автомобильном музее Петерсена в Лос-Анджелесе представлена реплика Jaguar XKSS, который нередко называют “первым в мире суперкаром”.

Реплика в точности повторяет оригинальный автомобиль, выпущенный почти 60 лет назад. XKSS является дорожной версией знаменитого победителя Ле-Мана Jaguar D-Type. Изначально планировалось произвести 25 автомобилей, но в 1957 году девять XKSS, предназначенных для экспорта в Америку, были уничтожены при пожаре на заводе компании в Браунс Лейн. Таким образом, было выпущено 16 экземпляров спорткара.

Ранее в этом году подразделение Jaguar Classic объявило о том, что создаст девять утерянных XKSS для узкого круга коллекционеров и поклонников бренда. Единичный экземпляр, представленный в Лос-Анджелесе, стал результатом 18 месяцев работы и будет использоваться в качестве образца для постройки оставшихся девяти автомобилей. Он создавался по оригинальным чертежам из архива Jaguar, но с применением современных технологий.

Незначительные расхождения с исторической моделью касаются безопасности водителя и пассажира. Например, топливный бак создан из современных материалов, что позволяет использовать современные типы топлива. Под капотом XKSS находится 3,4-литровая рядная “шестерка” мощностью 262 л.с., которая устанавливалась на D-Type. Двигатель получил новые литые железные блоки и головки цилиндров и три карбюратора Weber DC03.

Девять воссозданных XKSS получат номера шасси из оригинальной серии. Уже сегодня все они проданы – каждый по цене более миллиона фунтов. Автомобили начнут собираться вручную в этом году. XKSS стал второй репликой Jaguar вслед за шестью облегченными E-Type, выпущенными в 2014 году.

Максим АБЛОВ
Фото Jaguar
ABW.BY

Jaguar XKSS получил новую жизнь

Россия, Москва, 25 марта 2016 года – Компания Jaguar Land Rover анонсирует воссоздание прославленного Jaguar XKSS, часто называемого экспертами первым суперкаром в истории. Девять уникальных автомобилей будут изготовлены вручную специалистами Jaguar Classic в точном соответствии с оригинальной спецификацией 1957 года. Они призваны заменить собой те XKSS, которые были уничтожены во время пожара на заводе в Браунс Лейн (Browns Lane) .

Тим Хэнниг (Tim Hannig), директор Jaguar Land Rover Classic: «XKSS занимает особое место в истории Jaguar. Коллекционеры по всему миру мечтают приобрести его, восхищаясь совершенным дизайном и эксклюзивным характером этого автомобиля.

Высокий профессионализм и опыт специалистов команды Jaguar Classic – это гарантия того, что каждый из 9 автомобилей будет полностью аутентичным, а качество исполнения будет соответствовать самым высоким стандартам. Воссоздавая XKSS, мы подтверждаем нашу приверженность идее сохранения богатого наследия Jaguar».

Оригинальная серия XKSS была предназначена для экспорта в США, но лишь 16 автомобилей были завершены до пожара на заводе. Спустя 59 лет Jaguar воссоздаст недостающие 9 автомобилей специально для избранных покупателей и коллекционеров.

При работе над XKSS будет учитываться опыт, полученный при воссоздании облегченного E-type. Ручной сборкой каждого из XKSS специалисты Jaguar Classic займутся в новом «экспериментальном цехе» (Experimental Shop) бренда в Уорике.

Технические характеристики воссозданных автомобилей будут полностью соответствовать оригинальным XKSS 1957 года. Стоимость каждой реплики составит более 1 миллиона фунтов стерлингов.

История XKSS началась после трех последовательных побед Jaguar D-type в Ле-Мане в 1955, 1956 и 1957 годах. 14 января 1957 года Сэр Уильям Лайонс (Sir Williams Lyons) принял решение трансформировать оставшиеся 25 D-type в дорожные автомобили с некоторыми внешними изменениями – так был создан первый суперкар в истории.

Автомобили получили новое более высокое лобовое стекло, дополнительную дверь с пассажирской стороны, а также был убран знаменитый вертикальный стабилизатор за водительским сиденьем.

Первые покупатели в мире получат свои Jaguar XKSS в начале 2017 года.

Ссылка на основную публикацию