История легендарной Mini

Культ минимализма: история успеха малыша Mini Cooper

Может ли инженер произвести революцию в автомобильной промышленности, если он не является Генри Фордом, Генри Лиландом или Фердинандом Порше? Вопрос риторический, особенно ввиду расхожего мнения, что после этих людей кардинальных перемен в устройстве авто так и не случилось. Но ХХ век периодически подбрасывал нам подтверждения того, что революции автомобильного устройства не только возможны, но и ощутимо действенны. Гений Алека Иссигониса – ярчайшее тому доказательство.

Как ни странно, большинство из тех, кто считает себя образованными индивидами, ассоциируют с Англией все что угодно, от геральдических драконов и рыцарей до Элтона Джона и принцессы Дианы, кроме действительно уникальных предметов. Я говорю, например, о малолитражке Mini – беспрецедентном явлении британского автопрома. Остроумно скомпонованный, элегантно собранный, этот автомобиль не просто появился в нужном месте и в нужное время – он стал своего рода символом Альбиона. За что по праву взял «серебро» в конкурсе на лучшее авто двадцатого столетия.

Дальний родственник Архимеда

Александр Арнольд Константин Иссигонис родился в 1906 году и был выходцем из города Смирны (нынешний Измир). Дед Александра перебрался туда еще в XIX веке, спасаясь от османской оккупации Греции, и быстро разбогател на строительстве железной дороги.

Инновационный болид Lightweight Special исправно добывал Иссигонису лидерские награды на треках вплоть до 1948 года, когда инженеру пришлось завязать со спортивной карьерой

Британцы, хозяева предприятия, отметили сметку и проницательность Иссигониса-старшего, за что и пожаловали ему английское подданство. Так была основана выдающаяся инженерная династия, в которой отец нашего героя, Константин, уже занимал должность директора машиностроительного завода. Конечно же, когда родился Александр, будущее его было предрешено. Однако разразившаяся вскоре мировая война иначе распорядилась судьбой Иссигониса-младшего.

В 1922 году из-за обострившегося греко-турецкого конфликта всю семью принудительно эвакуируют на Мальту. В мгновение ока Иссигонисы превратились из уважаемых членов общества в беженцев, одних из многих. Они потеряли все свое имущество: завод, усадьбу, сбережения. Это напрямую отразилось на здоровье Константина – получив удар, тот скоропостижно скончался. Юный инженер остался с матерью почти без средств, и чтобы получить помощь правительства, они перебрались в Англию.

Не сказать, что Иссигонисы бедствовали по переезде – по крайней мере, у них нашлись средства, чтобы купить Александру автомобиль Singer Tourer за £200, что было равносильно стоимости участка земли на побережье. При этом юноша даже не догадывался, какие проблемы сулила такая роскошная покупка! Отправившись на ней в автопробег, Алек на своей шкуре узнал, что бывает, когда клинит трансмиссию, почему из мотора постоянно течет масло, лопаются рессоры и т. д. Словом, архитектура машины Singer была далека от совершенства, что натолкнуло Иссигониса на мысль изобрести лучший автомобиль самому.

Решение стать инженером мать Александра встретила в штыки – та мечтала, что ее сын будет художником. Но юноша оказался непреклонен, поступив в политехнический колледж Баттерси. И хотя учился он там на одни тройки, с горем пополам ему все же удалось получить степень бакалавра. И как же ликовали преподаватели, когда, наконец, избавились от заносчивого студента-троечника, который твердил всем, что «изменит мир, даже несмотря на их проклятую математику»!

BLUESEAL › Блог › MINI COOPER история создания модели

Всем нам наверняка знакома марка мини.
Маленькая юркая машинка колесящая по городам нашей необъятной страны.
Но не любить мини нельзя, в ней собрано всё то, что мы любим в маленьких спортивных авто.
Харизма, дизайн и динамика.
И вот уже 57 лет она радует всех нас не смотря на возраст и сферы деятельности людей мини приходиться по вкусу всем.
История мини купера началась в далёкие 50ые годы прошлого века.
Победа во Второй мировой войне досталась Великобритании слишком дорого. И дело здесь не только в людских потерях — экономика страны оказалась полностью разрушенной, если не сказать уничтоженной. Немецкие подводные лодки, методично истреблявшие Королевский флот, и самолеты Люфтваффе с их опустошительными налетами, практически успели выполнить свою миссию по уничтожению страны, которую Гитлер считал главным врагом Германии. И лишь вмешательство США и успехи СССР на восточном фронте, спасли Великобританию от краха. Но экономика страны возрождалась с трудом, послевоенные годы были очень тяжелыми. Те же Германия и Советский Союз сумели восстановится куда быстрее.

На фоне всего вышесказанного, кажется очень странным, что миниатюрный и доступный рядовому небогатому потребителю автомобиль появился в Британии лишь в 1959 году. Англичане хотя и внимательно изучили трофейные Volkswagen Beetle, но посчитали этот автомобильчик откровенно уродливым, невнятным и ненужным (у простых потребителей естественно никто ничего не спрашивал).

Но Суэцкий кризис 1956 года, сделавший бензин чрезмерно дорогим удовольствием, заставил все же задуматься про создание компактного, дешевого и экономичного автомобиля. Дело поручили Алеку Иссигонису — инженеру и дизайнеру British Motor Corporation (BMC). Талантливейший конструктор, он справился с задачей, применив множество нетрадиционных решений, благодаря которым к его творению многократно применима приставка «впервые в истории». Так, в 1959 году свершилось рождение будущей легенды — Austin MINI. Пройдет десять лет и английская королева произведет Алека в рыцари, именно за создание MINI.

История марки MINI

MINI — британская марка, под которой выпускаются малолитражные автомобили. Принадлежит концерну BMW AG.

История бренда начинается в середине 50-х годов прошлого века, когда руководитель компании Austin Motor Company Леонард Лорд завершил ее слияние с Morris Motors. В результате образовалась British Motor Corporation. Главным конструктором нового автопроизводителя стал Алек Иссигонис, который получил задание создать новую линейку моделей для удовлетворения различных потребностей населения. Первые три модели должны были получить имена Maxi, Midi и Mini.

В самый разгар работы над проектом произошел Суэцкий кризис, приведший к дефициту бензина в Великобритании. Топливо отпускали по карточкам, и, ожидаемо, покупатели искали экономичные автомобили. Рынок заполонили уродливые немецкие мотоколяски, ужасно раздражавшие Лорда. Он поклялся избавить улицы страны от этого нашествия, заменив их «правильным миниатюрным автомобилем».

Лорд распорядился свернуть работы над большим и средним авто, чтобы направить все усилия на разработку Mini. Причем Иссигонис должен был учитывать некоторые ограничения: габариты нового автомобиля не должны были превышать 3×1,2×1,2 м. Кроме того, машина должна вмещать четыре взрослых пассажира и их багаж. Для работы над проектом под названием ADO-15 создали отдельную рабочую группу.

Алек Иссигонис с головой погрузился в работу, отдавая ей рабочее и личное время, привлекая всех, кого возможно, для своих мини-исследований. Известно, что форма сидений была утверждена только тогда, когда ее «испытали» худощавые, упитанные и высокорослые люди, отбираемые среди секретарш, механиков и охранников.

Иссигонис сконструировал гениальную компоновку кузова, 80% объема которого приходилась на салон и только 20% — на моторный отсек. Для этого он использовал поперечное расположение рядного четырехцилиндрового двигателя с водяным охлаждением, под которым размещалась коробка передач, объединенная с масляным картером. Машины оснащалась передним приводом, что помогало уменьшить массу. Кроме того, модель получила 10-дюймовые колеса.

В октябре 1957 года прототип новой малолитражки был готов. Из-за цвета ему дали прозвище Orange Box. Стекла дверей первых авто были сдвижными. Это позволило разместить в нижней части дверей карман для бутылки джина Gordon’s Gin. Багажное пространство могло быть увеличено за счет неполного закрытия крышки багажника. Даже номерной знак крепился на шарнирах, чтобы быть видимым, когда багажник приоткрыт. Однако позднее эту функцию исключили, выяснив, что при таком режиме эксплуатации в салон попадают выхлопные газы.

В июле 1958 года Лорд вместе с Иссигонисом испытывали автомобиль на треке. После того, как они объехали территорию предприятия на максимальной скорости, руководитель British Motor Corporation остался доволен и бросил своему конструктору всего пару слов: «Делай ее». Однако подготовка к серийному производству в реальности была совсем не такой простой, как на словах. Потребовался еще год и 10 миллионов фунтов стерлингов инвестиций.

Серийная сборка стартовала в мае 1959 года, но автомобили не выпускали на рынок до августа, чтобы накопить необходимые запасы у дилеров. Начало продаж пришлось на 26 августа 1959 года. Причем Mini вышла на рынок в сотне стран. Спрос на новинку держался на очень высоком уровне. Уже к концу 1959 года было выпущено 20000 экземпляров малолитражки, в следующем году каждую неделю собиралось по 3000 автомобилей. В Великобритании они были известны под именем Morris Mini Minor и Austin Seven, а за ее пределами — Morris 850 и Austin 850.

Две модели практически не отличались: они обе комплектовались четырехцилиндровым мотором Austin объемом 0,8 литра и мощностью 34 л.с. Во внешности они различались радиаторной решеткой, цветом кузова и колпаками колес. Максимальная скорость авто составляла 116 км/час.

Успех малолитражки повлек за собой создание новых модификаций. Правда, в начале обнаружилась ее плохая пригодность для эксплуатации в дождливое время. Кузов оказался совершенно «дырявым» и пропускал воду в салон, где собирались целые лужи. Компания быстро устранила этот недостаток.


Mini (1959)

В сентябре появляются автомобили с кузовом универсал: Austin Seven Countryman и Morris Mini Traveller. Вскоре выходит маленький пикап Mini Pick-Up, а также короткобазная версия — Austin Mini Metro. Однако настоящим прорывом стал появившийся в 1961 году Mini Cooper.

При проектировании автомобиля компания и приблизительно не планировала его участие в спортивных соревнованиях. Бюджетная, угловатая малолитражка как-то не вязалась с образом спорткара с достойным внимания потенциалом. Однако Mini заинтересовал известного конструктора гоночных авто Джона Купера. После отказа в сотрудничестве, полученного от Иссигониса, который не воспринял инициативу Купера всерьез, инженер обратился к руководству фирмы. Его уверенность в успехе смогла пробить лишь незначительную брешь в скептическом настрое владельцев British Motor Corporation: ему позволили взяться за разработку спортивной версии и выпустить авто тиражом 1000 экземпляров. Правда, никто, кроме Купера, не верил, что все эти автомобили будут проданы.

Купер сделал мотор больше, увеличив его объем до 1 литра, и форсировал мощность до 55 л.с. На передние колеса он установил дисковые тормоза, а также уменьшил передаточные числа коробки передач. Выйдя на гоночную трассу, новичок быстро заставил себя уважать, поскольку оказался одним из лучших в классе. На рынке начался ажиотаж: подкрепленный успехом в соревнованиях, интерес покупателей просто взорвался.


Mini Cooper (1961)

К Куперу присоединился Иссигонис, и вместе в 1963 году они представили Mini Cooper S с мотором объемом 1071 куб. см, развивающим 70 л.с. В этом же году автомобиль побеждает в своем классе в одной из сложнейших гонок — ралли Монте-Карло. В 1965 и 1967 годах модель повторила свой успех.

В том же 1963-м представлен новый внедорожный автомобиль Mini Moke, а также объявлено о выпуске новой модели Mark II, которая комплектовалась уже 998-кубовым двигателем.

В 1968 году появляется Mini Clubman — хэтчбек с удлиненным кузовом и двигателем объемом 1100 см куб. В следующем году с конвейера сходит двухмиллионный Mini.

Период 70–80-х годов прошел для марки относительно спокойно. Успех к малолитражкам не падал, а наоборот, усиливался топливным кризисом. В 1986-м компания выпустила пятимиллионный Mini. Правда, в 1980-х годах марка попрощалась с такими моделями, как Estate, Clubman, Van, Pick-Up и GT.

В 1986 году компанию British Leyland переименовывают в Rover Group. В 1990-м возвращается Cooper, который теперь комплектуется 1,3-литровым силовым агрегатом.

В 1991 году появляется последний классический Mini, единственный представитель марки, выпущенный в Германии. Это был Mini Convertible, производившийся три года. Всего было собрано 1000 экземпляров модели.

В 1994 году контроль над компанией Rover Group переходит к BMW. Это означало завершение выпуска классических Mini и переход к новому имени (MINI) и обновленной версии модельного ряда. У истоков формирования современных авто марки стоял Фрэнк Стефенсон, который на славу поработал над переделкой автомобилей MINI, сохранив при этом их узнаваемый стиль.

Когда он представлял один из прототипов авто специальной комиссии, то в последний момент увидел, что полноразмерная модель машины, сделанная из глины, не оснащена выхлопной трубой. Тогда Стефенсон взял пивную банку, очистил от краски, отрезал верхнюю часть и поместил в то место, где должен находиться патрубок выхлопной системы. Автомобиль утвердили, и он пошел в серию с выхлопной трубой, один в один повторяющей форму пивной банки.

В 1997 году на автосалоне во Франкфурте компания BMW представила концепт Cooper. Он получил увеличенные размеры, однако не изменил победоносному стилю во внешности и управляемости.

В ноябре 2000 года дебютировала серийная версия MINI Cooper с 115-сильным двигателем с четырьмя цилиндрами, передним приводом и короткими свесами кузова. Кроме того, была презентована базовая модель One с 90-сильным силовым агрегатом.

До 2004 года модельная линейка уже включала форсированную модификацию Cooper S и дизельную One D. В 2004-м вышел MINI Convertible. С 2006 года в продажу начало поступать второе поколение MINI, с более мощными и экономичными моторами. Cooper поставлялся с 120-сильным двигателем, а его S-модификация получила мотор мощностью 175 л.с. Затем выходит Clubman. Модель Countryman крупнее по сравнению с Clubman. Она комплектуется 1,6-литровым двигателем с четырьмя цилиндрами мощностью 121 л.с. Вариант с турбонаддувом выдает 184 л.с.


MINI Countryman (2011)

Версии John Cooper Works вызывают однозначный восторг у публики. Линейка включает три модификации, в том числе с откидным верхом. Под капотом располагается 211-сильный мотор, который позволяет автомобилю разгоняться до 238 км/час.

В России автомобили марки появились сразу же, как начались продажи серийных версий современных моделей. Как и во всем мире, новые модели в нашей стране были приняты очень тепло.

В 1999 году Mini был признан вторым самым влиятельным автомобилем XX века после Ford Model T и перед Citroën DS и Volkswagen Beetle.

В 2009-м марка с размахом отмечала свое 50-летие. 17 мая 1450 автомобилей марки собрались в Хрустальном дворце. Кроме того, через неделю был организован юбилейный вечер с участием 25 000 человек, где были собраны 10 000 экземпляров марки разных лет выпуска.

BLUESEAL › Блог › MINI COOPER история создания модели

Всем нам наверняка знакома марка мини.
Маленькая юркая машинка колесящая по городам нашей необъятной страны.
Но не любить мини нельзя, в ней собрано всё то, что мы любим в маленьких спортивных авто.
Харизма, дизайн и динамика.
И вот уже 57 лет она радует всех нас не смотря на возраст и сферы деятельности людей мини приходиться по вкусу всем.
История мини купера началась в далёкие 50ые годы прошлого века.
Победа во Второй мировой войне досталась Великобритании слишком дорого. И дело здесь не только в людских потерях — экономика страны оказалась полностью разрушенной, если не сказать уничтоженной. Немецкие подводные лодки, методично истреблявшие Королевский флот, и самолеты Люфтваффе с их опустошительными налетами, практически успели выполнить свою миссию по уничтожению страны, которую Гитлер считал главным врагом Германии. И лишь вмешательство США и успехи СССР на восточном фронте, спасли Великобританию от краха. Но экономика страны возрождалась с трудом, послевоенные годы были очень тяжелыми. Те же Германия и Советский Союз сумели восстановится куда быстрее.

На фоне всего вышесказанного, кажется очень странным, что миниатюрный и доступный рядовому небогатому потребителю автомобиль появился в Британии лишь в 1959 году. Англичане хотя и внимательно изучили трофейные Volkswagen Beetle, но посчитали этот автомобильчик откровенно уродливым, невнятным и ненужным (у простых потребителей естественно никто ничего не спрашивал).

Но Суэцкий кризис 1956 года, сделавший бензин чрезмерно дорогим удовольствием, заставил все же задуматься про создание компактного, дешевого и экономичного автомобиля. Дело поручили Алеку Иссигонису — инженеру и дизайнеру British Motor Corporation (BMC). Талантливейший конструктор, он справился с задачей, применив множество нетрадиционных решений, благодаря которым к его творению многократно применима приставка «впервые в истории». Так, в 1959 году свершилось рождение будущей легенды — Austin MINI. Пройдет десять лет и английская королева произведет Алека в рыцари, именно за создание MINI.

История автомобилей Mini / Мини

История компании началась еще в конце 40-х годов, когда Джон Купер зарегистрировал фирму Cooper Car Company, где начал производство компактных гоночных автомобилей. Одна из его разработок — Cooper 500 — открыла путь в гонки многим спортсменам. Одним из его первых клиентов был сам Стерлинг Мосс. За рулем первого автомобиля «Формулы-2» фирмы Cooper, тогда еще имевшего двигатель спереди, сидел пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио. В конце 50-х годов, когда среди победителей соревнований еще можно было найти гонщиков-любителей, первый Cooper с задним расположением двигателя выступал наравне с такими грандами, как Ferrari и Maserati, которые в то время делали ставку на переднее расположение мотора.

Создавал автомобиль Mini сын британского гонщика Джона Купера – Майк Купер, а по совместительству и владелец тюнинг-ателье имени отца. Появление первой модели класса Mini в далеком 1959 году вызвало чуть ли не фурор. В это время появление небольшого и экономного автомобиля могло удовлетворить массовые запросы потребителей. Так состоялось рождение легенды — модификаций Cooper и Cooper S.

Публика приняла эту крохотульку прохладно. А в 59-м положение не спасало даже то, что в стандартной комплектации машина стоила всего 497 фунтов стерлингов, а в версии De-luxe — 537. За первый год производства во всем мире удалось продать всего-то 20 тысяч автомобилей.

Через год европейцы «раскусили» Mini (на многие рынки машины поставлялись под именами Austin 850 и Morris 850). В 1960 году было сделано 100 тысяч автомобилей, а в 1962-м объем производства достиг 200 тысяч машин в год и продержался на этом уровне вплоть до 1977 года.

В 60-е годы Джон Купер добился многочисленных успехов в ралли на усовершенствованном Mini Cooper. Но, несмотря на большие достижения и популярность, производство модели Mini Cooper в 1971 году было прекращено компанией ВМС, к тому времени уже давно владевшей производством. Но Mini оставался на конвейере.

Mini стал культовым, внеклассовым автомобилем. Машинкой не пренебрегали члены королевской семьи, на Mini ездили Beatles, Питер Устинов, Шарль Азнавур, Бельмондо, у Энцо Феррари их было аж три штуки… Список знаменитостей из числа владельцев Mini занимает несколько страниц убористого шрифта!

Таков же и перечень всевозможных версий Mini (здесь есть универсалы, фургоны, кабриолеты, уж не говоря о десятках юбилейных серий, отмеченных буквами LE — Limited Edition). Столько же места занимает список побед во всевозможных авторалли, включая и первое место в абсолютном зачете ралли Монте-Карло…

Время шло, появились дорогие и престижные марки, но эти автомобили не теряли своей популярности благодаря исключительной дешевизне. Этим пользовался концерн Austin Rover и выпускал машины, хоть и не в очень большом, но вполне достаточном количестве. Однако с прибылями дело обстояло туго.

Известный гонщик и его сын Майк, тем не менее, сохранили жизнь легендарному названию. Чтобы удовлетворить растущий спрос на автомобили Cooper, в 80-е годы они выпускали тюнинговые комплекты и принадлежности, которые позволяли превратить серийный Mini в заряженный Mini Cooper.

В 1990 году Mini Cooper, который тогда «жил» под крышей Rover Group, снова был возвращен к жизни. Спрос на маневренный маленький автомобиль не ослабевал, и John Cooper Works выпускала тюнинговые комплекты для двигателя и ходовой части бессмертного классического автомобиля вплоть до окончания его производства. Эти «киты» поставлялись любителям Mini во всем мире.

А последний «настоящий» Mini был выпущен 4 октября 2000 года. Всего их было сделано почти пять с половиной миллионов. Жизнь Mini закончилась на 41-м году. И началась сначала.

И сами марки, под которыми выпускались автомобили Mini, и заводы по их выпуску не раз переходили из рук в руки. В последние годы Mini был во владении Rover Group. Затем группа Rover перешла под контроль BMW, затем была распродана по частям, причем «легковое» отделение Rover немцы отдали даром. Но оставили за собой марку New Mini. Затем под шумок про слово New («новый») как-то забыли… Менеджеры BMW давно вынашивали планы начать производство маленьких, но престижных, «люксовых» машинок, и марка Mini пришлась как нельзя кстати.

Возрождение легендарной модели началось с широкого обсуждения в британской прессе. Участвовали и еще живые создатели первого «Mini», в частности, разработчик оригинальной гидропневматической подвески «Hydrolastic» Алекс Моултон и создатель «заряженной» раллийной машины Джон Купер.

Их занимал главный вопрос – как сохранить индивидуальность «Mini» и одновременно сделать ее отвечающей современным требованиям по вместимости и безопасности.

В мае 2001 года появилось новомодное авто – NewMini. Современный римейк легендарного детища Алека Иссигониса. Как и любая вещь, перешагнувшая через утилитарность, NewMini – удовольствие не слишком дешевое. Цены на малютку начинаются с 10 000 британских фунтов. В “заряженной” версии Mini Cooper, с более мощным двигателем и спортивным характером, машинка будет стоить еще дороже. Хороший стиль редко стоит дешево, а уж в стильности “Мини” можно не сомневаться. Новый Mini стал несравненно комфортнее, быстрее, экономичнее и способным конкурировать с другими “пижонскими” авто, прежде всего с Volkswagen NewBeetle.

В 2002 году к моделям One и Cooper присоединилась спортивная модификация Cooper S. Если единственный на Mini 1,6-литровый двигатель развивает 90 л.с. (на One) и 115 л.с. (на Cooper), то на Cooper S его мощность возросла до 163 л.с. В результате Cooper S стал одним из наиболее мощных в мире автомобилей этого класса.

Представительство в России: mini.avtodom.ru

  • 

    Ссылка на основную публикацию