Горбатый и дорогой: приключения “Запорожца” в Британии

Как выглядит «Запорожец» стоимостью в 19 млн руб, который собрали любители тюнинга

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

ЗАЗ-965 «Запорожец» начали выпускать в далеком 1960 году. Тогда он стоил 1800 «послереформенных» рублей. По одной из легенд – такая цена была выбрана, потому что столько стоила тысяча пол-литровых бутылок водки. Непонятно в чем смысл этого ценообразования, но абсолютно точно, что с такой стоимостью в те годы «Горбатый» был единственным автомобилем, доступным обычной советской семье.

Интересный факт: При разработке «965-го» инженеры ЗАЗа ориентировались на итальянский Fiat 600. Эти две машину и вправду очень похожи.

С тех времен немало времени утекло, «Запорожец» превратился в раритет, причем не очень редкий, а потому не слишком ценный. По сути, вся его ценность свелась лишь теплым воспоминаниям о детстве у «рожденных в СССР». А еще «Запорожцы» различных модификаций стали довольно популярны у любителей разного рода тюнинга. Им почему-то понравился парадокс, который получается, если сделать из утилитарного «ЗАЗа» супермашину. «Супергорбатых» и «Мегаушастых» собрано довольно много, и каждый уникальный по-своему, но у всех у них есть общая идея, такая себе «великая мечта», когда из «гадкого утенка» создают, не то что «прекрасного лебедя», а почти космолет! В случае с героем этого материала – оооооочень дорогой «почти космолет».

Только вот насколько справедливым будет называть этот аппарат «Запорожцем»? Ведь построен он на платформе Lotus Exige Cup, двигатель взят оттуда же. От оригинальной машины здесь разве что некоторые кузовные элементы. По сути, этот автомобиль – вольная интерпретация дизайнерской задумки «Горбатого» на агрегатах классического британского купе. Создатели немало вложили сил и средств, чтобы создать уникальный…, пожалуй, правильнее всего будет классифицировать это «Запорожец», как «продукт тюнинга» – уникальный продукт тюнинга. Достоверно можно сказать, одно: эта машина – это самый дорогой «Запорожец» в истории (человечества).

Его оценили в 300 000 тысяч долларов (примерно 19 миллионов рублей). И за эти деньги, помимо платформы и агрегатов от Lotus, в нем есть дополнительные приборы в бардачке, зарядка для смартфона на месте пепельницы, кожаная отделка салона, спортивные ковши с четырехточечными ремнями безопасности, система пожаротушения, автоматически открывающиеся задние форточки и стекло (для доступа воздуха к двигателю) и фары от Harley-Davidson.

1.8 литровый мотор развивает 260 л.с, что на 237 «лошадок» больше, чем у базового «965-го», но меньше, чем, скажем, у подержанного Lamborghini Huracan, который можно купить за примерно те же деньги. Только вот «Ламборгини» тысячи, а он такой один.

А как вы считаете, стоит ли это «Горбатый» таких денег, или это уже слишком?

Конечно, цена этого «Запорожца» впечатляет, чего не скажешь о его практичности. Зато ее не отнимать у Бюджетных кроссоверов с разгоном до сотни менее 11 секунд

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Горбатый» Запорожец и консервная банка

Почему Запорожец называли самой дорогой машиной? За что его любили? И почему презирали?

— Самая дорогая машина — Запорожец: на неё копят всю жизнь!

Бородатая шуточка минувших времен сегодня дойдет не до каждого. Однако же против правды не попрешь: полвека назад люди со средствами (а они были всегда) покупали не Запорожцы, а исключительно Москвичи или даже Волги. «Горбатых» же оставляли тем, кто до этого ездил в лучшем случае на мотоцикле (а чаще — на электричке), а потому втайне грезил о любых четырех колесах с крышей. На улице льет дождь, а ты сел и поехал — о чем еще можно мечтать? Скажу больше: сменить, скажем, Москвич на Волгу — это не так интересно, как впервые в жизни обрести эдакую персональную коробчонку на колесах. Это уже качественный переход, а не количественный. Потому и копили на ЗАЗы порой почти всю жизнь.

Почему «горбатые» пользовались поистину всенародным презрением, для меня загадка по сей день. Как такое могло получиться в стране сильнейшего автомобильного дефицита? Однако же — факт: самым мягким прозвищем была «консервная банка». Если у тебя мотоцикл — ноу проблем, ты мужик и у тебя все нормально. А вот если «горбатый» — фи. Тогда я это чувствовал особенно сильно: сверстники не стеснялись в выражениях касательно голубенькой машинки, которую папа купил в 1965 году. Я как раз окончил третий класс.

Казалось бы, что тут такого? Самая дешевая машина, стоившая как пол-Москвича, и должна быть самой плебейской. Но толпа решительно отказывала «горбатому» в признании его права на существование. А водитель любого автомобиля просто считал своим долгом сильнее нажать на правую педальку, если морда ЗАЗа вдруг начинала увеличиваться в его зеркале заднего вида. Мол, знай свое место!

Между прочим, по международным меркам «горбатый» не был таким уж маленьким. На фоне Победы или даже Москвича — да, невелик, но если сравнивать с 600-м Фиатом или каким-нибудь Моррисом Мини, то — вполне… Другое дело, что перечисленных машинок на наших улицах просто не было, а любой проплывавший рядом ЗИМ казался великаном. Но при этом ширина салона была, насколько я помню, чуть ли не больше, чем у новейших Москвичей-408 и —412. Да и ноги спереди можно было, в общем-то, вытянуть.

Главным достоинством «горбатого» в спорах со сверстниками я объявлял его высокую проходимость. Второе место после ГАЗ-69! С этим никто не спорил, а я гордился своей выдумкой, хотя уже и не помню, как до нее додумался. Про независимую заднюю подвеску и V-образный агрегат я тогда не распространялся, потому что абсолютно в этом не разбирался. Впрочем, про солидный клиренс в 175 мм тоже не знал. Зато знал, что мощность мотора — 27 л.с., а требуемый бензин — А-72. Про экономичность я почему-то тоже не думал.

Но, к сожалению, наш «горбатый» обладал омерзительным характером и хилым здоровьем. Он просто притягивал к себе всевозможные проблемы — в том числе и немыслимые для других автомобилей. В частности, когда какой-то пузатый гаишник потребовал подвезти его до поста, а пассажирскую дверь при этом прикрыл кое-как, то она вскоре распахнулась, повернувшись на 180 градусов. Напоминаю: на «горбатом» двери открывались назад, а не вперед, как у той же Волги. Слабенький ремешок-ограничитель не выдержал и тут же оторвался, а дверь и кузов оказались помятыми. Гаишник произнес неприличную фразу, но извиняться, естественно, не стал. Дескать, это машина дрянная, а не я.

Отдельная песня — про перегрев. Явление было массовым — вид «запора», задний капот которого подперт какой-то распоркой, никогда никого не удивлял. Возможно, отчасти была виновата летняя жара и дачные поездки с поклажей: ведь в холодное время года на машинах ездили тогда единицы. Говорили, что во всем был виноват грязный моторный отсек, но что-то мне в это не верится. Никаких масляных корок, удобренных грязью с пухом, у движка нашего горбатого точно не было. Штатные воздуховоды тоже никто не выкидывал. Если сегодня кто-то сможет грамотно расставить акценты в этом вопросе — welcome!

Это еще не всё. Хотя годовой пробег (сугубо летний) нашего автомобильчика не превышал 7000 км, он умудрялся постоянно ломаться, и всякий раз — капитально. То полуось, то коробка… А ремонтироваться негде. Волгари успешно общались с таксопарками, а куда податься на больном «горбатом»? Впрочем, вспоминать про это даже не хочу.

Любопытно, что лично знаю как минимум двоих, кто эксплуатирует «горбатых» и сегодня. Автомобильчики сохраняют для владельцев пригретые места в тесных дворах. Алгоритм простой: приехал на «нормальной» машине, завел «горбатого», ткнул его мордой в помойку или куда-то еще, припарковался на освободившееся место и пошел домой. Еще один читатель сообщил, что держит «горбатого» под окном, чтобы каждое утро доезжать на нем до парковки с хранящейся там «вольвой», а вечером приезжать обратно. Ну что тут скажешь — жизнь сегодня такая.

Между прочим, «горбатые» довольно часто мелькали в кино — но, как правило, для эпизодического смеха. Дескать, появился Запорожец — готовься смеяться: нормальный человек на таком не поедет.

Тот же подход видим с Пирсом Броснаном в роли агента 007. «Горбатого» выбрали явно для издевки. Хотя в фильме и прозвучала фраза типа «Она меня никогда не подводила».

Единственная, пожалуй, положительная роль досталась бедолаге в знаменитом «Три плюс два», где две симпатичные дамочки прикатили на нем к южному морскому побережью, чтобы нарушить мирный отдых троих джентльменов, прибывших туда ранее на солидной Волге.

Какие еще были фильмы? Навскидку — «Ларец Марии Медичи», «Сумка инкассатора», «Сыщик». Но самый классный, на мой взгляд, эпизод, длительностью в несколько секунд, ЗАЗ-965 выдал в фильме Иосифа Хейфица по одноименному рассказу Павла Нилина «Впервые замужем».

Напоследок — пара фактов из нашей с «горбатым» биографии. Как-то мы с папой заехали в школу, где работала мама. И вышло так, что вместе с ней вышла директриса той же школы — хорошая, умная женщина. Она попросила подбросить ее до метро — ну, сели и поехали. Но юмор был в том, что директриса была замужем за очень большим начальником, а потому в машинах уровнем ниже Волги никогда в жизни не ездила. Сначала она честно молчала, но затем все-таки поинтересовалась:

— Владимир Петрович! А почему она так прыгает-то?

А приговор «горбатому» вскоре вынес генерал из ЦНИИ МО, где отец прослужил полжизни. Генерал вылез из служебной Волги правильного цвета, лично проследовал вдоль ряда припаркованных машин к синенькому горбатенькому изделию, и сделал отцу замечание:

— Товарищ Колодочкин! Вы же ученый и офицер! Не позорьте ВВС!

На дворе было начало семидесятых, а потому институтская стоянка ежедневно меняла свой имидж в пользу сверкающих и мощных вазовских «единичек»… В июле 1972 там прибавилась и светло-голубая машинка, которая, после «горбатого», казалась высокоразвитым инопланетянином.

9 фактов о первом «Запорожце»

«Горбатым» его называли исключительно по любви.

31 октября 2020

Он должен был быть «Москвичом»

Да это так. Первая модель Запорожского автозавода, представленная в 1960-м, вообще-то должна была выпускаться в Москве, на заводе АЗЛК (в ту пору МЗМА) на Волгоградском проспекте. Собственно, и разработку «Запорожца» начали в столице — изначально модель была известна под именем «Москвич-444».

Но потом оказалось, что производственных мощностей завода на Волгоградке не хватит еще на одну модель, и весь проект передали украинскому заводу «Коммунар», который раньше занимался исключительно производством комбайнов. Там-то уже и появился серийный ЗАЗ-965 по прозвищу «горбатый».

Нет, «Запорожец» не слизали с иностранного аналога

По крайней мере, полностью не слизали. Еще в процессе создания прототипа «Москвич-444» в качестве творческого ориентира был взят итальянский Fiat 600. Но лишь при взгляде спереди между двумя моделями можно обнаружить явное сходство. Конструктивно же «Запорожец» был в значительной мере собственной разработкой: совершенно иная схема подвески, другой мотор, коробка передач, кузов. И раз уж мы вспомнили про кузов…

Не удивляйся, но, строго говоря, «горбатый» — это седан

Да-да, несмотря на двухдверность, ЗАЗ-965 правильнее всего считать именно седаном. Ведь, согласно принятой в СССР (кстати, очень логичной по сути) системе классификации автомобильных кузовов, легковая машина с двумя полноценными рядами сидений считается седаном. А количество дверей не имеет значения. Правда, если ты считаешь, что задний ряд «горбатого» не тянет на звание полноценного, а только дополнительного, то в таком случае ЗАЗ-965 правильно назвать купе. Такие дела…

Терки Вассермана

У многих легендарных автомобилей прошлого есть характерные дизайнерские особенности, названные в честь своих авторов. Например, форму задних боковых окон на BMW второй половины XX века называли «Изгибом Хоффмайштера» по имени главного дизайнера фирмы. У «Запорожца» тоже была собственная гордость — узнаваемые воздухозаборники в задней части кузова получили прозвище «терки Вассермана» в честь инженера Григория Вассермана.

Цена — сто ящиков белой

Когда в начале 60-х ЗАЗ-965 поступил в продажу, то оказался самым доступным по цене автомобилем в СССР. Стоимость автомобиля составляла 1800 рублей в постреформенных деньгах. Так, собственно, за «горбатым» и закрепилась репутация автомобиля, который продают по цене 1000 бутылок или 100 ящиков водки. Но в 1962-м цена на водку, впрочем как и на многие другие продовольственные товары, выросла, и шутка перестала быть актуальной.

Мировой рекорд

Несмотря на относительную доступность «горбатого», купить его все равно было сложно. С потребностями огромной страны в автомобилях отечественная промышленность не справлялась. И это, разумеется, приводило к перекосам на местах. Так счастливые (и ушлые) владельцы 965-го, купившие его новеньким за 1800 рублей, ездили на машине 10 лет, а после преспокойно продавали его за ту же, если не за большую сумму. Вот это называется выгодное вложение капитала!

Экспортные «Запорожцы»

Сложно поверить, но «горбатые» действительно шли на экспорт. В самых «топовых», как бы сейчас сказали, комплектациях с радиоприемником, собранных на совесть и с измененным для иностранного слуха названием. Чтобы не заставлять заграничную клиентуру выговаривать Zaporozhets, машину коротко и ясно окрестили «Ялта», то есть Jalta. Правда, продажам это особо не помогло: «джалты» за рубежом покупали крайне неохотно. Но попробовать ведь надо было, не так ли?

«Это я, почтальон Печкин…»

Пусть тебя не смущает правое расположение руля на этом «Запорожце». Это вовсе не экспортная версия «горбатого» для Великобритании или, упаси боже, Японии. На самом деле перед нами спецверсия ЗАЗ-965С, построенная по заказу почтового ведомства СССР. На таких машинах почтальоны ездили собирать корреспонденцию из почтовых ящиков. А руль справа, чтобы забирать письма не выходя из салона. Логично же!

На старт, внимание, марш!

Ладно служба в почте, «горбатому» пришлось потрудиться даже на гоночных трассах! Между прочим, на 965-м начинал свою успешную карьеру один из ведущих советских раллистов Стасис Брундза, а еще, судя по этому снимку, легкий «запор» отлично себя чувствовал на трассах зимних ипподромных гонок. Думаешь, он отстает от всех на круг? Не-а…

Ссылка на основную публикацию