Ford теперь лепит машины из глины

BMW 2 series ///M235i Performance › Бортжурнал › Как создаются шедевры

У каждой компании имеется своя концепция дизайна. Её изменение происходит постоянно, но совсем не значительно.

Цель современных конструкторов и художников сделать автомобили, которые легко можно было бы узнать на дороге. Многие из компаний уже добились этого – их модели узнаются с первого взгляда, особенно модели люксовых и премиальных брендов. Бренды в массовом сегменте идут по такому пути постепенно и методично.

Процесс создания начинается с эскиза. Над проектом будущей модели автомобиля в большинстве случаев работают несколько дизайнеров, порою их количество может доходить несколько десятков или даже сотен человек. Свои представления и фантазии интерьера и экстерьера художники воплощают на бумаге. Полученные эскизы мало чем напоминают будущий автомобиль, так как это только лишь идея и концепция.

Далее происходит отбор трёх наиболее удачных проектов. По этим проектам они начинают работать усиленно и серьезно. Остальные художники так же включаются в работу. Они кое-что корректируют, предлагают какие-то оригинальные идеи, благодаря чему дизайн доводится до идеала. Интерьер и экстерьер в большинстве случаев разрабатывается вместе.

Следующим шагом эскизы переводят на компьютер, где к ним добавляются оттенки, тени и различные цветовые эффекты. В результате автомобиль начинает обретать реальные очертания. Однако, дизайнеров впереди ожидает самое страшное – только одна работа выбирается из трёх. Порою разработчик тяжело переживает данный момент проигрыша его проекта, так как на него потрачен не один месяц, а может и ни один год. Проигравшие участники помогают выигравшему доделать проект до конца непосредственно до окончательного прототипа.

Одновременно с проработкой проекта ведётся и отделка автомобиля, тщательным образом подбираются материалы и гама цветов. Цвета должны наиболее идеально подойти к внешнему виду автомобиля, к стилю внутреннего интерьера, приборной доски, материалы должны обладать свойством – не отбрасывать блики, когда машину выпустят с конвейера.

Далее при помощи 3D сканера создается макет, при этом модель авто делается не совсем в полную величину. После тщательного просмотра создаётся глиняный прототип в масштабе 1:1. Лепка глиняной модели автомобиля – неотъемлемая часть автодизайна, о которой мало кто знает за пределами отрасли. Компьютерное и 3D-моделирование играют значительную роль в проектировании автомобиля, но именно благодаря глине модель оживает в трехмерном измерении. Возможность в живую увидеть эскиз таким, каким его представлял дизайнер, позволяет усовершенствовать дизайн, а окончательный вариант становится основой для запуска в производство серийного автомобиля. На данном этапе уже устанавливаются настоящие фары, решетка радиатора. Кузов покрывают защитной пленкой и красят. В результате из глины получается реальный прототип.

Данный макет выставляют в дизайнерском центре для осмотра. После этого автомобиль отправляется в автосалон, где уже происходит оценка покупателями.

Но что случается с этим макетом, когда внешность утвердили и модель пошла в производство?
Не хранить ведь кучу глиняных машин (в натуральный рост) в штаб-квартире компании или в дизайнерском центре. Да и в музее производителя тоже не место таким макетам… Да, вы правильно подумали — их уничтожают.

А в конце всех этих сложных, трудоемких и очень долгих манипуляций появляются вот такие шедевры.

Спасибо ребята за ваши труды и старания. Мы по достоинству оценили их! )

Девяносто тонн глины ежегодно уходит на создание моделей автомобилей Ford

Несмотря на бурное развитие цифрового дизайна, полноразмерное глиняное моделирование остается одним из самых важных элементов производственного процесса в компании Ford.

Глиняные прототипы позволяют дизайнерам увидеть, а также оперативно исправить недочеты экстерьера и даже интерьера будущих автомобилей. Такие как, например, рельеф боковых линий дизайна или размер подкапотного пространства для установки двигателя.

«На компьютере проще работать одному, а глиняная модель предполагает командный труд. Работа в команде – отличный способ прийти к соглашению о наилучшем варианте дизайна. Вместе мы экспериментируем и смотрим на результаты, и таким образом повышаем шансы в итоге получить отличную модель», — говорит Ллойд Ван ден Бринк, менеджер по моделированию в Ford Truck Studio.

Глиняное моделирование требует большого количества материала и временных затрат. Например, изготовление модели нового Ford Raptor потребовало 877 килограмм глины и 20 000 часов работы дизайнеров в течение четырех лет. Каждый год компания тратит на эти цели порядка 90 тонн материала, а с помощью собственного автомата удалось переработать всего около 9 тонн глины за 5 лет.

На фото: Ford F-150 Raptor

Впрочем, глиной этот материал для моделирования можно назвать лишь условно. На самом деле в его составе нескольких видов воска и масла с наполнителем. Ранее при изготовлении глины использовали китовый жир, но сейчас коммерческий китобойный промысел под запретом. В качестве основного ингредиента применялась сера, испарения которой нарушали работы электроники. С 2000-х годов она также не используется в составе глины для моделирования.

Напомним, что недавно компания представила новый камуфляж для тестовых прототипов, который поможет скрыть от «шпионов» и журналистов очертания автомобиля.

9 тонн глины

Лепка из пластилина (полимерной глины) – популярная детская игра для любителей мастерить. Немного усовершенствовав технологию, Ford применил ту же идею, используя глину для моделирования будущих автомобилей. Глиняные модели создают, переделывают, а затем перерабатывают. Ежегодный объем перерабатываемой глины составляет около 2,3 тонн.

При всех возможностях цифрового дизайна и новых технологий ничто не сравнится с полноразмерной глиняной моделью автомобиля. Эти прототипы остаются важной частью процесса создания новых моделей Ford, позволяя дизайнерам заметить и исправить недочеты как в интерьере, так и во внешнем виде нового автомобиля.

«Мы постоянно работаем с новыми технологиями, но когда нам нужно на самом раннем этапе оценить физические свойства автомобиля, мы используем глину для моделирования, – говорит Ллойд Ван ден Бринк, менеджер по моделированию в Ford Truck Studio в Дирборне, штат Мичиган.

– Когда модель выполнена из глины, можно что-то оперативно подправить, и это очень важно, когда над ней работает целая команда».

На производство таких моделей требуется большое количество глины. Ежегодно Ford использует до 90 тонн глины для создания полноразмерных автомоделей. Раньше такой материал никогда не перерабатывался, но в течение последних пяти лет компания использует собственный автомат для переработки, таким образом утилизируя отходы. И за это время было переработано более 9 тонн глины.

Этого количества хватило бы на изготовление десятка полноразмерных кузовов. Например, на производство полноразмерной модели нового Ford Raptor ушло 877 кг глины – и 20 000 часов работы дизайнеров в течение четырех лет.

Инновации на вторсырье

Большая часть перерабатываемой глины – результат процесса фрезерования, когда дизайнеры при помощи специального инструмента придают модели нужную форму. Поскольку даже песчинка может повлиять на финальный силуэт, перерабатываются только те кусочки глины, которые падают в контейнеры, расставленные вокруг модели.

Глиняные кусочки собирают и помещают в аппарат для переработки, созданный для утилизации исключительно глиняного материала Ford. Прибор сдавливает и взбалтывает глину с помощью множества лезвий, выжимая из материала весь воздух. Затем глина проходит через специальное сопло, нагретое до такой степени, чтобы довести глину до нужной консистенции, при которой ее снова можно использовать.

Несмотря на то, что цифровое программное обеспечение и новая технология сканирования усовершенствовали производственный процесс, глина остается лучшим способом внести изменения в дизайн автомобиля. На маломасштабной или цифровой копии видны не все детали, тогда как глиняная модель позволяет заметить недочеты, которые нельзя выявить иным образом – например, оценить рельеф боковых линий дизайна в натуральную величину или размер подкапотного пространства для установки мотора.

Командная игра с глиной

Таким образом, глина используется для облегчения производственного процесса. Команда Ford создает компьютерные модели, превращая их в глиняные прототипы, а затем вручную вносит изменения и сканирует финальный результат, снова преобразовывая его в цифровой формат.

«На компьютере проще работать одному, а глиняная модель предполагает командный труд, – комментирует Ван ден Бринк. – Работа в команде – отличный способ прийти к соглашению о наилучшем варианте дизайна. Вместе мы экспериментируем и смотрим на результаты, и таким образом повышаем шансы в итоге получить отличную модель».

В 21 веке дизайнеры автомобилей до сих пор используют глину

Сегодня у дизайнеров автомобилей для работы есть все виды программного обеспечения и инструменты виртуальной реальности. Но, когда они хотят убедиться, что разрабатываемое ими авто отвечает всем требованиям, они до сих пор полагаются на один из самых старых материалов в мире – глину.

Каждое транспортное средство всех самых крупных автопроизводителей, начиная с Mercedes до Tesla или Toyota, создается сначала в глине, и это происходит задолго до того, как автомобиль станет реальностью и попадет на наши дороги. Для этих целей автопроизводители нанимают профессиональных скульпторов, которые сначала создают маленькие, а затем и полномасштабные глиняные модели транспортного средства.

Они воссоздают из глины каждую деталь – от окон до самых мелких частей радиатора. Иногда им так реалистично удается сделать интерьер, что, глядя на такую глиняную приборную доску, не сразу и сообразишь, что она не настоящая.

Конечно, автомобильные компании пробовали уже многие иные средства, но, по словам Боба Бонифаче (Bob Boniface), директора по дизайну марки автомобилей Buick в компании General Motors, оказалось, что без процесса ручного воссоздания производители пока обойтись не могут.

«Лучше глины мы пока ничего не нашли. Это очень податливый материал, мы в любой момент может его добавить или убрать», – говорит Бонифаче.

Глину для разработки дизайна автомобилей использовали еще с 30-х годов прошлого века. Легендарный дизайнер General Motors Харли Эрл считается одним из пионеров, использующих в своей работе этот материал. Но, спустя почти 90 лет, в шикарных светлых студиях современных автопроизводителей, дизайнеры и скульпторы по-прежнему используют тонны этого красновато-бурого вещества.

Причиной этому производители называют все более критичный подход потребителя к внешнему виду своего «стального друга», ведь приобретение транспортного средства – это очень эмоциональная покупка. Автомобили разных брендов сегодня примерно равны, когда речь заходит о качестве их сборки, топливной экономичности и основных технических характеристиках. И, по сути, только дизайн каждого бренда является его главной отличительной чертой.

Разработка дизайна автомобиля начинается с создания эскизов на бумаге. Как только на одном из них останавливаются, скульпторы, получившие специальное художественное образование, поначалу делают маленькие глиняные модели придуманного ими дизайна. Если и на этом этапе всех людей, участвующих в проекте, устраивает увиденное, следующим шагом станет создание полномасштабной модели из глины. К примеру, в Buick скульпторы делают «скелет» автомобиля из фанеры и алюминия, на что у них уходит примерно 2-3 суток.

А затем покрывают его 5-8 сантиметрами пластичной теплой глины, которая перед этим нагревается в специальных печах на протяжении 24 часов. После того, как глина немного охладится, она готова к использованию.

Затем, когда глиняная модель транспортного средства будет создана, ее оцифровывают с помощью инструментов виртуальной реальности, переводя в компьютерную модель, и отдают на утверждение инженерам, которые в свою очередь, могут внести правки, призванные придать автомобилю требуемую безопасность и соответствие всем техническим нормам.

Таким образом, окончательная конструкция транспортного средства может быть подвергнута изменениям десятки раз.

Последним этапом разработки дизайна с помощью глины является покрытие полномасштабной модели сначала специальной пленкой, а затем краской – так проверяется, как будет выглядеть окраска автомобиля в реальности.

На весь этот процесс, начиная с первого эскиза и заканчивая сходом автомобиля с конвейера, у автопроизводителей обычно уходит 3-4 года.

Ссылка на основную публикацию