Единственный в своем экземпляре Rolls-Royce надоел хозяину

Самый дорогой в мире Rolls-Royce построили для таинственного коллекционера

Эксперты шепотом рассуждают о цене уникального купе Sweptail и делают большие глаза.

Мы верим: автомобили не превратятся в подобие кухонных комбайнов, стройными рядами стоящих на полках магазинов, пока существуют события вроде Фестиваля скорости в Гудвуде или Конкурса элегантности, который каждую весну с 1929 года проводится на вилле д’Эсте в Италии, на озере Комо.

Это не аукцион, не автосалон и не ярмарка тщеславия. Ну хорошо, немного ярмарка тщеславия. Главное, что автомобилям здесь отдают должное как произведениям искусства. И презентовать здесь (или на аналогичном конкурсе в американском Пеббл-Бич), на фоне подлинных автомобильных жемчужин всех времен, новую модель или концепт-кар — большая смелость. Именно поэтому Concorso d’Eleganza становится премьерной площадкой только для выдающихся машин. Из недавнего стоит вспомнить BMW Gran Lusso Coupe, Mercedes-Maybach Vision 6 или Cadillac Escala.

В этом году премьерой отметился не кто-нибудь, а Rolls-Royce. Наслаждайся новым произведением английских мастеров на фотографиях: шанса увидеть необычное купе Swetpail, скорее всего, больше не будет. Его не пустят в серию и не станут даже возить по выставкам. Созданный в единственном экземпляре автомобиль отправится в частную коллекцию заказчика, имя которого не разглашают.

Sweptail, чей кузов лишь отдаленно напоминает купе, построен на базе Rolls-Royce Phantom Coupe. Производство семейства Phantom уже прекращено, а премьера восьмого поколения ожидается не раньше осени.

Заказчик пожелал иметь уникальный двухместный гран-турер со стеклянной крышей, а вдохновляли его яхты и штучные «Роллс-Ройсы» золотой эры индивидуальных автомобилей, которая пришлась на конец 1920-х годов. И, судя по всему, несколько таких машин есть в коллекции этого неназванного энтузиаста, к которому мы все больше проникаемся любопытством и завистью.

В первой половине XX века люксовые автомобили были куда более индивидуальными, чем сегодня. Да, в мире машин Rolls-Royce остается индпошивом, но раньше индивидуализация понималась совершенно по-другому. Заказав у фирмы шасси и агрегаты, клиент отправлялся в кузовное ателье, чтобы получить уникальный кузов по своим предпочтениям.

И все это отнюдь не напоминало сегодняшний бесконечный фестиваль цыганских автомобильных ремесел, ведь репутация мастерских, которые назывались coachbuilders, была безупречна, как и вкус их художников. Даже сейчас эти имена звучат гордо: Freestone and Webb, Mulliner Park Ward, Thrupp & Maberly, Vanden Plas, James Young…

Главный дизайнер Rolls-Royce Джайлс Тейлор даже называет несколько моделей, в которых черпали вдохновение при создании Sweptail. Чтобы не ослепить тебя красотой, покажем только одну. Это Phantom I Round Door от ателье Jonckheere. Он построен на шасси 1925 года предположительно в начале 1930-х годов.

Свою историю многие «коучбилдеры» начали с производства карет еще до изобретения автомобиля. И, что более удивительно, некоторые из этих предприятий в том или ином виде существуют до сих пор.

Еще недавно казалось, что времена автомобильного от-кутюр ушли навсегда в силу чрезвычайной технической сложности современных машин и окончательной победы несущих кузовов над рамными конструкциями.

Но сегодня производство экипажей «по меркам заказчика» как никогда близко к возрождению. Спрос на штучную роскошь только растет, цена вопроса для клиентов имеет не большее значение, чем цифры в прописи первоклассника, а технологии разработки и прототипирования выводят возможности производства на новый уровень.

Rolls-Royce Sweptail сделан с безупречным качеством, которого сегодня скорее ждешь от конвейерного изделия с автоматизированными процессами. В автомобиле всего два места, и при этом он крупнее исходного купе Phantom, длина которого и так превышала 5,6 м. Трудно поверить, но огромная радиаторная решетка отфрезерована из единой алюминиевой заготовки, а потом отполирована до зеркального блеска. Даже цифры номерного знака нанесены прямо на кузов, а не закреплены в виде привычной металлической таблички.

Отделка черным деревом и матовой древесиной палдао (вот еще одно умное слово в твою копилку) выполнена явно в морском стиле. Есть и еще одно менее заметное сходство с яхтами. Если ты внимательно присмотришься к задним и передним крыльям, то обнаружишь, что внизу они заканчиваются… Они не заканчиваются! Крылья уходят прямо под днище автомобиля, как корпус яхты под воду.

Уникальный Rolls-Royce Sweptail не поразил силуэтом

Имя заказчика не разглашается, но, по словам представителей компании Rolls-Royce, это коллекционер автомобилей и яхт, а также знаток старых моделей Роллс-Ройса. По слухам, этот автомобиль обошёлся мужчине в 10 млн фунтов стерлингов.

Обычное дело, когда какой-нибудь очень богатый человек заказывает для себя у автопроизводителя уникальный автомобиль. И нередко результат получается неоднозначным. К примеру, посмотрите на купе Rolls-Royce Sweptail, которое в минувший уик-энд показали на Конкурсе элегантности Villa d’Este. Автомобиль сделан в единственном экземпляре для конкретного человека. Заказчик хотел, чтобы его машина напоминала одновременно Роллс-Ройсы 1920–1930-х годов и современные яхты. Человек непосредственно участвовал в создании, ездил в штаб-квартиру в Гудвуде, общался с главным дизайнером британской компании Жилем Тейлором. Но всё ли прошло гладко?

Обе цифры британского регистрационного номера 08 (спереди и сзади) сделаны из алюминия и являются неотъемлемой частью кузова.

У салона купе Sweptail есть несколько интересных особенностей. Передняя панель почти полностью расчищена от кнопок и рукояток, а в недрах центральной консоли сделали охлаждаемый отсек под бутылку шампанского и два хрустальных фужера. Циферблат часов между дефлекторами климатической установки выполнен из эбенового дерева, а стрелки ― из титана.

Если взглянуть на двухдверку сверху, сомнения отпадают ― потрясающая работа! Бескрайний рельефный капот красив, а полностью стеклянная крыша прозрачной каплей спускается к зауженной корме (sweptail, к слову, переводится как «изогнутый хвост»). А в передке можно увидеть весь мир в отражении, ведь огромная решётка радиатора, которая представляет собой цельную алюминиевую деталь, отполирована до зеркального блеска. Но посмотрите на Sweptail сбоку. Кузов растянули в длину, но колёсная база осталась такой же, как у донорской модели Rolls-Royce Phantom Coupe. Поэтому в профиль задний свес напоминает не о яхтах, а, простите, о насекомых.

Донором для эксклюзивной двухместной модели выступил Rolls-Royce Phantom Coupe, снятый с производства осенью 2016 года. Как сказали нам представители Роллс-Ройса, ни двигатель V12 6.75 (459 л.с., 720 Н•м) с шестиступенчатым «автоматом», ни пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами переделке не подверглись. Зато кузовные панели у купе Sweptail оригинальные.

Над внутренним убранством работали очень скрупулёзно. Акцент сделан на отделку редкими породами дерева. Англичане использовали эбеновое дерево, встретить которое можно в Африке и Индии, и древесину палдао, его можно найти в Индонезии, Новой Гвинее и на Филиппинах. Сиденья отделаны натуральной кожей особой выделки, а за ними установлена массивная деревянная багажная полка с обрамлением из стекла с подсветкой. Здесь же нашлись места для головных уборов, а по бортам за дверями британцы установили панели, в которых уложены кожаные портфели ручной работы, сделанные спецами отделения Rolls-Royce Bespoke.

Aritusama › Блог › Блистательный провал Rolls-Royce Camargue

Rolls-Royce Camargue является классическим примером того, как автомобильная компания пытается привлечь новую клиентуру и попытка проваливается с треском. Запоминающееся двухдверное купе, названное в честь национального парка во Франции, было разработано Pininfarina для Rolls-Royce с целью расширить покупательскую аудиторию, включив в нее более молодых клиентов.

В 1968 году Pininfarina продемонстрировали крупное купе на базе Bentley T, созданное в единственном экземпляре. Этот автомобиль привлек внимание самих Rolls-Royce, которые заинтересовались идеей создания машины такого класса в качестве серийного продукта, причем – флагмана марки, за исключением лимузина Phantom.

На ранней стадии проект был известен под кодовым именем “Delta” или “D1”, так был обозначен первый прототип Camargue, созданный в 1972 году и отличавшийся от серийных машин решеткой радиатора в стиле Bentley. Этот экземпляр был уничтожен через 10 лет, имея на тот момент пробег свыше 100000 км. Кстати, изначально планировался выпуск турбированной версии под маркой Bentley, но такая машина никогда не появилась.

Дизайн Camargue разработал в 1970 году шеф департамента стайлинга Pininfarina Паоло Мартин, причем созданная им машина пошла в серию без каких-либо изменений. Это единственный Rolls-Royce, визуально оформленный за пределами Великобритании, если не считать отдельные экземпляры с кузовами работы иностранных ателье. Стоит отметить, что в то же время Мартин выполнил стайлинг для купе Fiat 130, который во многом схож на Camargue. Что было создано раньше — неизвестно, но Fiat быстрее достиг серийного статуса и это крайне негативно повлияло в дальнейшем на восприятие продукта Rolls-Royce.

Производство Camargue началось только в 1975 году из-за финансовых неурядиц в Rolls-Royce. Изготовлением кузовов занимались Mulliner Park Ward. Большей частью панели были стальными, но двери, капот и крышка багажника выполнялись из алюминия. При длине в 5.23 метра, машина оказалась очень тяжелой – свыше 2300 кг. В качестве механической основы использовался седан Silver Shadow, на базе которого также производились Rolls-Royce Corniche – шасси всех трех автомобилей и многие внутренние кузовные панели, в том числе весь пол, идентичны. Кстати, Camargue стал первой моделью компании, созданной с применением метрической системы измерений, а не традиционной британской «имперской» (то есть сантиметры вместо дюймов, килограммы вместо фунтов и т.д.).

Интерьер изготавливался по самым высшим стандартам, с максимальным количеством электрических регулировок и широким использованием дерева и кожи в оформлении. В числе инноваций Rolls-Royce Camargue – первый в мире полностью автоматизированный автомобильный двухзонный кондиционер, позволяющий отдельно регулировать температуру в разных частях салона. Разработка такого климат-контроля заняла 8 лет!

Под капотом располагался традиционный двигатель Rolls-Royce: нижневальный V8 объемом 6.75 литра с алюминиевым блоком цилиндров и головками. Для европейского рынка машина оснащалась четырехкамерным карбюратором Solex, а на экспорт шли машины со сдвоенными карбюраторами SU вплоть до 1981 года, когда их заменили на электронную систему впрыска Bosch (для калифорнийской разновидности впрыск применялся с 1980 года). Как обычно, производитель не разглашал мощность мотора, но по экспертным оценкам она составляла от 220 до 250 л.с. в зависимости от системы подачи топлива. В Camargue применялась трехступенчатая автоматическая коробка передач GM Turbo Hydra-Matic TH400, дополненная электронной схемой переключения собственной разработки Rolls-Royce. Подвеска имела автоматическую систему регулировки дорожного просвета сзади сообразно загрузке, а начиная с 1979 года модель получила также независимую заднюю подвеску от Silver Spirit.

Но прекрасно продуманная “на бумаге” идея не сработала. Для начала, Rolls-Royce Camargue был самым дорогим серийным автомобилем в мире (в пересчете на нынешние цены — около $550000), но те, кто мог его себе позволить, зачастую находили оформление излишне вульгарным. Наверное, сейчас это звучит странно, что хорошо иллюстрирует, насколько изменился мир всего за 40 лет. Но тогда большинство покупателей предпочитали выбрать более традиционную и солидную модель Corniche, оставляя экстравагантные Camargue пылиться в дилерских шоу-румах.

В итоге, основная масса этих машин были проданы в США и странах Ближнего Востока — регионах, где Rolls-Royce приобретают в качестве статус-символа, а не от избытка хорошего вкуса, присущего еще на то время консервативной Европе. Наверное, если бы Camargue появился в наше время, то Москва и Киев стали бы не менее важными рынками, чем Лос-Анджелес и Дубаи.

Кроме того, как ни странно это звучит, но по некоторым отзывам, качество изготовления было ощутимо хуже, чем у модели Silver Shadow, послужившей основой для Camargue. Например, пороги и колесные арки были склонны к ржавчине. Да и многочисленные электрические системы не отличались надежностью — неудивительно, ведь в то время индустрия автомобильной электроники находилась в зачаточном состоянии и многие решения еще не были отлажены.

За 11 лет, с 1975 по 1986-й, было выпущено 525 (по другим данным — 531) экземпляров модели Camargue, и еще одна машина была изготовлена в 1985 году по специальному заказу, неся на себе символику Bentley. Изменения в конструкции в период производства были минимальными. Последние 12 штук были выпущены для американского рынка и имели особо богатую комплектацию, включающую в себя серебряные элементы интерьера, проигрыватель CD и мобильный телефон (последние технологические новинки на тот момент), а также эксклюзивные аксессуары.

И по сей день, несмотря на то, что указанные объемы производства делают Rolls-Royce Camargue одним из самых редких серийных RR, модель невысоко ценится среди коллекционеров. В сравнении с другими машинами марки, цены на сами Camargue отличаются гуманностью. Даже принадлежавший Берни Экклстоуну экземпляр ушел с аукциона всего за 30 тысяч фунтов. Конечно, обслуживание и ремонт Camargue стоят так же запредельно, как и для остальных машин марки: как говорят владельцы, “за 1 км пробега Rolls-Royce теряет $1 в цене”. Но те смельчаки-коллекционеры, которые рискнули столкнуться с проявлением снобизма со стороны прочих хозяев классических RR, получают за свои деньги весьма любопытный автомобиль: редкий, необычный и сохранивший все легендарные ходовые качества Rolls-Royce.

Компания Rolls-Royce с тех пор и до 2013 года больше не повторяла ошибки Camargue – все дальнейшие модели, включая современные Phantom и даже, в определенном смысле Ghost, выдержаны в классическом духе и не допускают «заигрывания» с нетипичными клиентами. Правда, понятие “классики” постепенно меняется: если посмотреть на более позднюю модель Flying Spur, очень хорошо принятую потребителями, то легко заметить схожесть с Camargue и в оформлении фронта, и в общем дизайне — просто к тому моменту подобные формы перестали быть чем-то непривычным и неуместным для строгой машины VIP-класса. И вот, год назад на рынок вышел прямой идейный потомок Camargue — Rolls-Royce Wraith. Времена изменились и, возможно, новый “молодежный RR” запомнится гораздо лучшим автомобилем, чем предыдущий эксперимент.

Aritusama › Блог › Блистательный провал Rolls-Royce Camargue

Rolls-Royce Camargue является классическим примером того, как автомобильная компания пытается привлечь новую клиентуру и попытка проваливается с треском. Запоминающееся двухдверное купе, названное в честь национального парка во Франции, было разработано Pininfarina для Rolls-Royce с целью расширить покупательскую аудиторию, включив в нее более молодых клиентов.

В 1968 году Pininfarina продемонстрировали крупное купе на базе Bentley T, созданное в единственном экземпляре. Этот автомобиль привлек внимание самих Rolls-Royce, которые заинтересовались идеей создания машины такого класса в качестве серийного продукта, причем – флагмана марки, за исключением лимузина Phantom.

На ранней стадии проект был известен под кодовым именем “Delta” или “D1”, так был обозначен первый прототип Camargue, созданный в 1972 году и отличавшийся от серийных машин решеткой радиатора в стиле Bentley. Этот экземпляр был уничтожен через 10 лет, имея на тот момент пробег свыше 100000 км. Кстати, изначально планировался выпуск турбированной версии под маркой Bentley, но такая машина никогда не появилась.

Дизайн Camargue разработал в 1970 году шеф департамента стайлинга Pininfarina Паоло Мартин, причем созданная им машина пошла в серию без каких-либо изменений. Это единственный Rolls-Royce, визуально оформленный за пределами Великобритании, если не считать отдельные экземпляры с кузовами работы иностранных ателье. Стоит отметить, что в то же время Мартин выполнил стайлинг для купе Fiat 130, который во многом схож на Camargue. Что было создано раньше — неизвестно, но Fiat быстрее достиг серийного статуса и это крайне негативно повлияло в дальнейшем на восприятие продукта Rolls-Royce.

Производство Camargue началось только в 1975 году из-за финансовых неурядиц в Rolls-Royce. Изготовлением кузовов занимались Mulliner Park Ward. Большей частью панели были стальными, но двери, капот и крышка багажника выполнялись из алюминия. При длине в 5.23 метра, машина оказалась очень тяжелой – свыше 2300 кг. В качестве механической основы использовался седан Silver Shadow, на базе которого также производились Rolls-Royce Corniche – шасси всех трех автомобилей и многие внутренние кузовные панели, в том числе весь пол, идентичны. Кстати, Camargue стал первой моделью компании, созданной с применением метрической системы измерений, а не традиционной британской «имперской» (то есть сантиметры вместо дюймов, килограммы вместо фунтов и т.д.).

Интерьер изготавливался по самым высшим стандартам, с максимальным количеством электрических регулировок и широким использованием дерева и кожи в оформлении. В числе инноваций Rolls-Royce Camargue – первый в мире полностью автоматизированный автомобильный двухзонный кондиционер, позволяющий отдельно регулировать температуру в разных частях салона. Разработка такого климат-контроля заняла 8 лет!

Под капотом располагался традиционный двигатель Rolls-Royce: нижневальный V8 объемом 6.75 литра с алюминиевым блоком цилиндров и головками. Для европейского рынка машина оснащалась четырехкамерным карбюратором Solex, а на экспорт шли машины со сдвоенными карбюраторами SU вплоть до 1981 года, когда их заменили на электронную систему впрыска Bosch (для калифорнийской разновидности впрыск применялся с 1980 года). Как обычно, производитель не разглашал мощность мотора, но по экспертным оценкам она составляла от 220 до 250 л.с. в зависимости от системы подачи топлива. В Camargue применялась трехступенчатая автоматическая коробка передач GM Turbo Hydra-Matic TH400, дополненная электронной схемой переключения собственной разработки Rolls-Royce. Подвеска имела автоматическую систему регулировки дорожного просвета сзади сообразно загрузке, а начиная с 1979 года модель получила также независимую заднюю подвеску от Silver Spirit.

Но прекрасно продуманная “на бумаге” идея не сработала. Для начала, Rolls-Royce Camargue был самым дорогим серийным автомобилем в мире (в пересчете на нынешние цены — около $550000), но те, кто мог его себе позволить, зачастую находили оформление излишне вульгарным. Наверное, сейчас это звучит странно, что хорошо иллюстрирует, насколько изменился мир всего за 40 лет. Но тогда большинство покупателей предпочитали выбрать более традиционную и солидную модель Corniche, оставляя экстравагантные Camargue пылиться в дилерских шоу-румах.

В итоге, основная масса этих машин были проданы в США и странах Ближнего Востока — регионах, где Rolls-Royce приобретают в качестве статус-символа, а не от избытка хорошего вкуса, присущего еще на то время консервативной Европе. Наверное, если бы Camargue появился в наше время, то Москва и Киев стали бы не менее важными рынками, чем Лос-Анджелес и Дубаи.

Кроме того, как ни странно это звучит, но по некоторым отзывам, качество изготовления было ощутимо хуже, чем у модели Silver Shadow, послужившей основой для Camargue. Например, пороги и колесные арки были склонны к ржавчине. Да и многочисленные электрические системы не отличались надежностью — неудивительно, ведь в то время индустрия автомобильной электроники находилась в зачаточном состоянии и многие решения еще не были отлажены.

За 11 лет, с 1975 по 1986-й, было выпущено 525 (по другим данным — 531) экземпляров модели Camargue, и еще одна машина была изготовлена в 1985 году по специальному заказу, неся на себе символику Bentley. Изменения в конструкции в период производства были минимальными. Последние 12 штук были выпущены для американского рынка и имели особо богатую комплектацию, включающую в себя серебряные элементы интерьера, проигрыватель CD и мобильный телефон (последние технологические новинки на тот момент), а также эксклюзивные аксессуары.

И по сей день, несмотря на то, что указанные объемы производства делают Rolls-Royce Camargue одним из самых редких серийных RR, модель невысоко ценится среди коллекционеров. В сравнении с другими машинами марки, цены на сами Camargue отличаются гуманностью. Даже принадлежавший Берни Экклстоуну экземпляр ушел с аукциона всего за 30 тысяч фунтов. Конечно, обслуживание и ремонт Camargue стоят так же запредельно, как и для остальных машин марки: как говорят владельцы, “за 1 км пробега Rolls-Royce теряет $1 в цене”. Но те смельчаки-коллекционеры, которые рискнули столкнуться с проявлением снобизма со стороны прочих хозяев классических RR, получают за свои деньги весьма любопытный автомобиль: редкий, необычный и сохранивший все легендарные ходовые качества Rolls-Royce.

Компания Rolls-Royce с тех пор и до 2013 года больше не повторяла ошибки Camargue – все дальнейшие модели, включая современные Phantom и даже, в определенном смысле Ghost, выдержаны в классическом духе и не допускают «заигрывания» с нетипичными клиентами. Правда, понятие “классики” постепенно меняется: если посмотреть на более позднюю модель Flying Spur, очень хорошо принятую потребителями, то легко заметить схожесть с Camargue и в оформлении фронта, и в общем дизайне — просто к тому моменту подобные формы перестали быть чем-то непривычным и неуместным для строгой машины VIP-класса. И вот, год назад на рынок вышел прямой идейный потомок Camargue — Rolls-Royce Wraith. Времена изменились и, возможно, новый “молодежный RR” запомнится гораздо лучшим автомобилем, чем предыдущий эксперимент.

Единственный в своем роде эксклюзивный Rolls-Royce обошелся таинственному заказчику в 13 миллионов долларов

На конкурсе элегантности Villa d’Este в Италии было представлено не мало эксклюзивных автомобилей. К примеру, взгляните на это необычное купе Rolls-Royce Sweptail. Автомобиль построен в единственном экземпляре для неназванного, но очень почетного и состоятельного клиента из Великобритании.

Двухместное купе Sweptail с большой панорамной стеклянной крышей было полностью спроектировано и создано вручную с учетом пожеланий заказчика. Проект на базе Rolls-Royce Phantom Coupe вдохновлен современными гоночными яхтами, а также моделями британской лакшери компании родом из 20-х и 30-х годов.

Облик машины создавался под руководством главного дизайнера марки Жиля Тейлора и при постоянном участии заказчика. На постройку машины ушло несколько лет. Получившийся Sweptail получил абсолютно новый кузов с задней частью, напоминающей яхту. Отличительной чертой передней части Rolls-Royce Sweptail стала самая большая в истории современных Rolls-Royce решетка радиатора. Она представляет собой цельную алюминиевую деталь, отполированную вручную до зеркального блеска. Даже британский регистрационный номер 08 спереди и сзади представляет собой единое целое с автомобилем. Кроме того, специально для этого автомобиля была сделана особая стеклянная крыша.

Над внутренним убранством работали очень скрупулёзно. Акцент сделан на отделку редкими породами дерева. Задняя часть салона предназначена для багажа. По обеим сторонам автомобиля в боковых панелях пассажирских дверей расположены специальные отделения, где хранятся кожаные портфели ручной работы. В центральную консоль встроен специальный механизм, который по нажатию кнопки извлекает из недр бутылку шампанского и два хрустальных бокала.

Цена вопроса не разглашается, но на конкурсе элегантности появились слухи о том, что Rolls-Royce Sweptail обошелся влиятельному заказчику в десять миллионов фунтов стерлингов, а это около 13 миллионов долларов. Таким образом получается, что это один из самых дорогих автомобилей в мире – лидер по ценнику среди новых машин в истории.

Rolls-Royce для парадных выездов

Современные владельцы “Роллс-Ройсов”, а конкретно — те, кто ездит с личным водителем, по известным причинам предпочитают сохранять инкогнито, в чем им помогают шторы или тонировка на стеклах. Возможно, именно поэтому у нас и не распространены открытые версии, позволяющие хозяину автомобиля покрасоваться на публике.

Денис Токмаков Фото RM Sotheby’s

То ли дело раньше. Владелец мог достойно предстать в открытом Rolls-Royce, даже если он сидел на заднем диване. Специально для подобных заказчиков существовал тип кузова “ландоле”, у которого открывалась не вся крыша целиком, а только пространство над пассажирами. Шофер же оставался под жесткой крышей. Такой кузов сохранился еще от эпохи карет и экипажей, и было в нем что-то благородное и аристократичное, в духе европейских монархий. В Америке, наоборот, любили кузов типа “таун-кар”, с закрытым пассажирским отделением и открытым шоферским. Но были и “таун-кары” с полностью убирающимся верхом.

Сейчас ландоле и таун-кары уже окончательно вытеснены банальными седанами, поэтому приобрести открытый Rolls-Royce для езды с шофером можно только на аукционе олдтаймеров. Например, на торгах Arizona, устраиваемых аукционным домом RM Sotheby’s 17 и 18 января 2020 года.

1923 Rolls-Royce 40/50НР Salamanca

У выставленной на торги “Саламанки” 1923 года номер шасси 301KG – буквы в нем означают принадлежность к одной партии, а цифры – порядковый номер. По номерам шасси можно найти и “однопартийцев”. Например, у экспонирующегося в Государственном историческом музее более раннего “Роллс-Ройса” 1922 года выпуска, которым пользовался Ленин, номер шасси 17KG.

У выставленной на торги “Саламанки” 1923 года номер шасси 301KG – буквы в нем означают принадлежность к одной партии, а цифры – порядковый номер. По номерам шасси можно найти и “однопартийцев”. Например, у экспонирующегося в Государственном историческом музее более раннего “Роллс-Ройса” 1922 года выпуска, которым пользовался Ленин, номер шасси 17KG.

Этот “Роллс-Ройс” необычен тем, что построен не в Великобритании, а в США на филиале завода в Спрингфилде, штат Массачусетс. И в его дальнейшей истории было много чего специфически американского.

Заказчиком и первым владельцем автомобиля был некий Чарльз Сэбин. О нем нам почти ничего не известно. Зато следующий хозяин славу обрел весьма своеобразную. В 1927 году им стал Инок Льюис “Наки” Джонсон – политический босс Атлантик-Сити и Нью-Джерси, шериф Атлантик-Сити и Нью-Джерси, республиканец, бизнесмен, коррупционер и мафиози, связанный с нелегальной продажей алкоголя во времена сухого закона и контролем над азартными играми и проституцией. Из всех ипостасей “Наки” главной и определяющей все же была должность политического босса. Чтобы читателю не надо было лезть в интернет за объяснением этого термина, скажем сразу, что политическим боссом в американской системе назывался человек, облеченный властью над избирательным округом и обладавший значительным влиянием в политических процессах. Если кратко, то там, где политические боссы, там и мафия. А там, где мафия, там и голливудский режиссер Мартин Скорсезе, снявший о жизни “Наки” телесериал под названием “Подпольная империя”, где “Наки” сыграл Стив Бушеми, специализирующийся в основном на отрицательных героях.

В Спрингфилде Rolls-Royce собирали с 1921 по 1931 год. Американская публика оказалась не чета британской и требовала готовый продукт, а не изготовления машины на заказ. Поэтому большинство американских Rolls-Royce были с типовыми кузовами, как эта Salamanca. Но кузов, кстати, не совсем обычный: при убранном тенте автомобиль напоминает фаэтон, а при поднятом обеспечивает комфорт лимузина. Для тех лет – сложная конструкция.

Фото: RM Sotheby’s

Не очень понятно, зачем такому авторитетному и не бедному человеку понадобился подержанный “Роллс-Ройс”, тем более что в 1927 году уже выпускалась новая и более мощная модель Phantom. Возможно, у предыдущего хозяина автомобиль “вежливо” забрали, но этого нам уже никто не скажет. От тех времен у “Роллс-Ройса” осталось “на память” только входное пулевое отверстие чуть ниже лобового стекла со стороны левой передней двери, лучше любого Скорсезе говорящее об опасном образе жизни “Наки” Джонсона. Сам Джонсон уцелел в лихие двадцатые, избежал наказания со стороны закона и умер своей смертью в 1968 году в возрасте 85 лет.

Дальнейшая история автомобиля покрыта мраком, но нам удалось выяснить, что на торги этот “Роллс-Ройс” выставляется уже не в первый раз. Еще в 2009 году он ушел с молотка на Leake Auctions за 225 000 долларов, а теперь стал лотом на торгах Arizona, устраиваемых аукционным домом RM Sotheby’s.

Действие телесериала “Подпольная империя” начинается в 1920 году в Атлантик-Сити, за несколько часов до вступления в силу сухого закона. В фильме задействованы в основном автомобили американских марок, а Rolls-Royce мелькает только в паре сцен, и это не красная Salamanca, а лимузин голубого цвета. Хотя можно было бы и снять настоящий автомобиль “Наки” Джонсона.

Снимок из New York Evening Journal. Второй справа в светлом костюме – Инок Льюис “Наки” Джонсон, а третий в темном – не кто иной, как Аль Капоне. Фотограф заснял обоих во время прогулки по Атлантик-Сити в сопровождении неизвестных личностей. Фотография давно стала хрестоматийной для иллюстрации такого явления, как слияние власти и мафии.

1923 Rolls-Royce 40/50НР Salamanca

Двигатель, типR6
Рабочий объем, куб. см7428
Мощность, л. с. при об/мин80 при 2250
Трансмиссия, тип4МКП
Колесная база, мм3645
Масса, кг2245
Максимальная скорость, км/ч120

1967 Rolls-Royce Phantom V State Landaulet

Среди заказчиков модели Phantom V, конечно же, были представители британского королевского дома – королева Елизавета II, принц Чарльз и королева Елизавета, которую для отличия от ее дочери именовали королева-мать. Из европейских монархов “пятый Фантом” предпочел король Норвегии Олаф V, к слову тоже “пятый”, а из коммунистических лидеров – пожизненный президент Югославии Иосип Броз Тито, в отличие от румын не испугавшийся роскошного автомобиля.

Rolls-Royce Phantom V за все время производства оставался “чистокровным” представителем марки. “Младшие” модели Silver Cloud, Silver Shadow, Silver Wraith II и Corniche имели “собратьев” марки Bentley. C 1968 года Phantom V уступил место модели Phantom VI, но это больше походило на небольшой рестайлинг, чем на смену поколения. “Шестой” оказался долгожителем и выпускался до 1990 года.

Среди заказчиков модели Phantom V, конечно же, были представители британского королевского дома – королева Елизавета II, принц Чарльз и королева Елизавета, которую для отличия от ее дочери именовали королева-мать. Из европейских монархов “пятый Фантом” предпочел король Норвегии Олаф V, к слову тоже “пятый”, а из коммунистических лидеров – пожизненный президент Югославии Иосип Броз Тито, в отличие от румын не испугавшийся роскошного автомобиля.

Rolls-Royce Phantom V за все время производства оставался “чистокровным” представителем марки. “Младшие” модели Silver Cloud, Silver Shadow, Silver Wraith II и Corniche имели “собратьев” марки Bentley. C 1968 года Phantom V уступил место модели Phantom VI, но это больше походило на небольшой рестайлинг, чем на смену поколения. “Шестой” оказался долгожителем и выпускался до 1990 года.

Генеральный секретарь Румынской коммунистической партии Николае Чаушеску может по праву считаться одним из самых “долгоиграющих” диктаторов: придя к власти в 1965 году, он оставался у руля до 1989 года, когда был смещен и расстрелян в результате государственного переворота. Западная пресса называла Чаушеску “коммунистический император”, и, к слову, он этому прозвищу соответствовал: Николае скорее вел образ жизни настоящего европейского монарха, а никак не коммуниста. Как и многие диктаторы, после себя Чаушеску оставил не только дворцы, резиденции, драгоценности и счета в банках, но и коллекцию дорогих автомобилей. Среди них мог бы оказаться и этот “Роллс-Ройс”, но судьба распорядилась иначе.

Название State Landaulet можно дословно перевести как “государственное ландоле”, но куда лучше подошло бы слово “державное”, ведь такой автомобильный символ могут позволить себе далеко не все государства, а только самые сильнейшие из них. Всего таких ландоле на базе модели Phantom V изготовили только пять. “Румынский” шел четвертым по порядку.

Заказ на ландоле был получен из Бухареста в конце 1966 года. Тогда прошло чуть больше года, как умер многолетний руководитель Румынии Георге Георгиу-Деж, которого на посту лидера партии сменил Николае Чаушеску, а на должности председателя госсовета – Киву Стойка, которого хитрый и коварный Чаушеску сместил уже через пару лет. Удивительно, что в столь сложной политической обстановке у румын еще нашлось время заказать “Роллс-Ройс”. Не иначе как решили последовать примеру вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина, предпочитавшего именно эту автомобильную марку из всех прочих.

Но в то время Николае Чаушеску был еще далек до образа “коммунистического императора”, а скорее походил на обычного партийного бюрократа, которому всячески требовалось демонстрировать свою близость к рабочему классу. Как-то раз он даже лично прокатился за рулем малолитражки Dacia – румынского “народного автомобиля”. Поэтому появление такого символа капиталистического мира, как ландоле марки Rolls-Royce, оказалось не ко времени и не к месту.

В салоне ландоле присутствуют все признаки роскоши того времени: телевизор в “шкафчике” из дерева дорогих пород, небольшой “винный погреб” с системой охлаждения, переговорное устройство для связи с шофером, а также магнитола Blaupunkt, встроенная в левую стенку кузова. С правой стороны на этом месте находятся рычажки управления кондиционером. По обеим сторонам есть еще и пепельницы с прикуривателями.

Стоимость версии State Landaulet составляла около 20 000 фунтов стерлингов, что было в два раза больше, чем “обычный” Phantom V, если такое слово вообще применимо к автомобилям этой марки. С 1959 по 1968 год собрали всего лишь 516 экземпляров модели Phantom V, из них только пять – в исполнении State Landaulet.

Ссылка на основную публикацию