Автомобиль для японского императора в новом обличии

На чем ездил император Японии – автомобили Хирохито

Восток, как известно, дело тонкое, а менталитет японца далек от менталитета русского или европейца. Культурные традиции Страны Восходящего Солнца таковы, что император издревле считается потомком богов, а потому правила, касающиеся простых смертных, в его отношении могут не работать. Европейские монархи 20 века могли ездить на вполне серийных авто среднего класса. Царь Николай II любил хоть и премиальные, но вполне массовые авто Delaunay-Beleville. А английскую королеву Елизавету II так вообще, несмотря на весьма почтенный возраст, еще недавно многократно видели за рулем брутальных внедорожников Land Rover.

Японскому Небесному хозяину (именно так буквально переводятся иероглифы «тэнно») водить суровый джип явно не к лицу, хотя бы потому, что народ может не понять. Рассекать на серийной Toyota – тоже не вариант, поэтому Хирохито предпочитал эксклюзивные роскошные лимузины, собираемые малой партией. Несмотря на большой патриотизм, первыми машинами японского монарха были иномарки. Развивающаяся (да еще и ориентированная на военпром) промышленность Японии 30-40-х годов ХХ века попросту не могла предложить авто, соответствующее статусу царственной особы.

Автомобиль императора – это не только средство передвижения, но и один из атрибутов правителя. Консервативные японцы воспринимали машину Хирохито, как один из его символов, а потому о частой смене транспорта речи идти не могло. За 63 года правления Сёва сменил всего несколько моделей машин. Этот материал расскажет, на чем ездил император Японии Хирохито.

Rolls-Royce Silver Ghost или Phantom I

Первым автомобилем императора Хирохито стал Rolls-Royce Silver Ghost. Во время европейской поездки в середине 20-х годов на молодого правителя произвели впечатление английские церемонии поездок императорских особ, вследствие чего он приобрел в Великобритании три Rolls-Royce. Увы, но определить с точностью модель авто сложно. Возможно, это был Silver Ghost, а возможно и Phantom I, так как разные источники указывают разные данные. Не исключено, что при дворе Сёва использовались обе модели.

Автомобили Сёва были окрашены аналогично машинам из английского королевского гаража. Низ авто был красным, а остальные части окрашивались в черный. К сожалению, оригинальных фото, запечатлевающих императорские лимузины, сохранилось не очень много. Мне удалось отыскать в свободном доступе всего три снимка приемлемого качества. Характерной особенностью машин Хирохито была эмблема 16-лепестковой хризантемы, символа императорского двора, украшающая кузов.

В фильме «Император» 2012 года запечатлен Rolls Royce Phantom II с символикой правителя, но исторически это неверно. На данной модели Сёва не ездил, так как в 30-х перешел на автомобили Mercedes.

Mercedes-Benz 770 (тип W07)

В 30-х годах японский император приобрел семь эксклюзивных лимузинов Mercedes-Benz 770 в версии W07. Они оснащались 7,7-литровыми моторами V8 и отличались бронированием кузова производства Pullman. Как и предыдущие авто, «Мерседесы» красили в красно-черные цвета, а на их принадлежность императору указывала хризантема на борту.

Бронирование сделало и без того большие автомобили очень тяжелыми, их масса превышала 3 тонны. Мотор, развивающий всего 150 л. с., не обеспечивал большой динамики, но для императорского авто этого и не требовалось. Несмотря на архаичность конструкции, Mercedes-Benz 770 использовались при дворе тэнно вплоть до 50-х годов.

Из выпущенных 7 экземпляров уцелели только 3. Один автомобиль был утерян в ходе военных действий Второй мировой, а еще три стали донорами для ремонта менее изношенных авто.

Интересно, что для общения с водителем в императорском лимузине предусматривалось не бортовое переговорное устройство (телефон), а телеграф, подобный используемому на флоте. В пассажжирском отделении устанавливался прибор с обозначениями команд (вроде «направо», «налево», «стоп», «быстрее» и т.д.), а на приборной панели его показатели дублировались. Тэнно из салона выбирал команду, после чего она выводилась у водителя.

Rolls-Royce Phantom V (1959)

Существуют сведения, что на границе 50-60-х годов император Японии использовал для поездок Rolls-Royce Phantom V. Фотографий, подтверждающих это, обнаружить не удалось, но исключать такого нельзя. Ведь среди других владельцев данной модели – последний шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, норвежский король Олаф V, английская королева Елизавета II. Из не царственных особ на таком ездил Джон Леннон из Beatles.

Rolls Royce Silver Wrath imperial (1950)

Некоторое время в 1950-х император Хирохито ездил на Rolls Royce Silver Wrath imperial. Об этом свидетельствует исторически верная модель 1/43 данного автомобиля с хризантемой, расположенной на задней пассажирской двери. Также о наличии данной машины в придворном гараже сообщают некоторые источники.

Автомобиль имел кузов лимузин с 4 дверьми, передний ряд (для водителя и телохранителя или сопровождающего) отгорожен от пассажирского прозрачной перегородкой. Салон авто отделылвался под заказ. Кузов имел рамную конструкцию, подвеска была рессорной, а в качестве силовой установки использовались моторы на 4,3, 4,6 и 4,9 литра, мощностью до 170 «лошадей». Коробка передач могла быть как механической, так и автоматической.

Nissan Prince Royal (1966)

К середине XX века японская промышленность начала бурно развиваться, в итоге на рынке появились автомобили высокого качества. В 1961 году была основана торговая марка Prince (в честь принца Акихито, нынешнего императора), в 1966 перешедшая во владение Nissan. Тогда же специально для потребностей императорского дворца был создан лимузин Nissan Prince Royal, ставший основным придворным авто на долгие годы.

Nissan Prince Royal имел кузов лимузин с 4 дверми, открывающимися в противоположные стороны, для более удобной посадки. Внутри было до 8 пассажирских мест: широкий диван для императора с императрицей и кресла для сопровождающих особ. Передний ряд сидений отделен перегородкой, а для связи Хирохито с водителем использовался телефон. В качестве силовой установки использовался 6,4-литровый двигатель V8, развивающий до 260 лошадиных сил, а трансмиссия была 3-ступенчатиой автоматической.

Лишь в 2006 году на смену Nissan Prince Royal пришел Toyota Century Royal – уникальный лимузин на основе представительской модели Century, оснащенной уникальным для японского рынка мотором V12 1GZ-FE. Таким образом, автомобиль использовался императором для передвижения целых 40 лет.

Новости и тест-драйвы › Роскошный седан Toyota Century в третьем поколении стал гибридом

Домашняя модель Century для Тойоты значит очень многое. Она выделяется из привычного ряда Тойот и позиционируется престижнее любых Лексусов (хотя и не превосходит топовые в цене). Неслучайно на особой разновидности Century (версия Royal) ездит император Японии. Довольно консервативная модель с 1967 года успела побывать всего в двух поколениях. И вот открывается новая глава. «Третий» Century японцы представят в конце октября на Токийском автошоу.

Важной технической переменой стало появление мотора V8 5.0. В прошлом седане Century применялся двигатель V12 того же объёма. Так что мы видим возврат к корням («восьмёрку» использовало первое поколение модели). Но, конечно, агрегат новый: это 2UR-FSE с непосредственным впрыском топлива продвинутой версии D-4S.

Более того, Century теперь — гибрид. Здесь ДВС дополнен «продольной» гибридной системой THS II, совмещающей электромотор с планетарным вариатором и переключаемой ради лучшей динамики двухступенчатой трансмиссией (принцип, проверенный на гибридном Лексусе). Питается система от никель-металлогидридной батареи. Технические характеристики установки ещё не раскрыты, но тойотовцы обещают самый низкий расход топлива в сегменте.

Повышенное внимание было уделено задней части салона. Тут — регулируемые кресла с массажем и подставками для ног, крупный центральный сенсорный экран на втором ряду, для управления климатической и мультимедийной системами, свет для чтения и выдвижной столик. А ещё в седане установлена аудиосистема с 20 динамиками и активным шумоподавлением.

На комфорт работает и более жёсткий, чем предыдущий, кузов, и настроенная на плавный ход подвеска. А ещё для модели разработаны шины, обеспечивающие улучшенное гашение вибраций. Ради их снижения также оптимизировано крепление двигателя. Подготовленный для Токийского автошоу автомобиль считается предсерийным прототипом, а на рынок «третий» Century попадёт в середине 2018 года.

История

Чайки и ЗИЛы в СССР, Роллс-Ройсы и Bentley в Британии, Hongqi в Китае. В Японии похожим статусом легковушки для высокопоставленных чиновников и руководителей крупных корпораций обладает Toyota Century. Но машина эта не считается признаком показного богатства, а скорее долгого и кропотливого труда. (При этом в редких случаях можно было встретить Century в роли такси.)

За основу японцы взяли платформу модели Toyota Crown Eight 1964 года. Первоначальный мотор V8 3.0 позднее был заменён на «восьмёрку» 3.4 и далее на V8 4.0. Коробки передач: «механика» и «автомат» на три и четыре скорости (после 1975-го остался лишь «автомат»). Длина машины составляла 5120 мм, после доработок — 5270, а ещё был создан лимузин (5770 мм). Первое поколение Century выпускалось до 1997 года. За это время в конструкцию и оснащение было внесено немало изменений. Так в 1971-м появился автоматический климат-контроль. В 1982-м был проведён, как сейчас сказали бы, рестайлинг, внедрены передача сигналов по оптоволокну с мультиплексированием и упомянутая «восьмёрка» 4.0 с впрыском топлива.

Второе поколение модели вышло в свет в 1997 году. Внешне оно сохранило консервативный облик, как и классическую компоновку, однако «восьмёрка» уступила место агрегату V12 5.0 (1GZ-FE), сочетаемому с четырёхступенчатым «автоматом» (с 2005-го — шестиступенчатым). По тогдашнему ограничению в Японии его мощность составляла всего 280 л.с., но крутящий момент был вполне приличный (481 Н•м, в 2010 его снизили до 460 в ходе доработок, повысивших экономичность и снизивших уровень выбросов). Выпускался также 250-сильный вариант Century на метане.

Официальный автомобиль императора Японии — Century Royal — был построен в 2006 году в количестве всего четырёх экземпляров. Стоимость его не такая уж заоблачная, для столь редкой версии, 52 500 000 иен, но это более чем в четыре раза превосходит цену обычного Century. Технически основанный на серийном Century автомобиль получил собственный кузов. Для этой модели сделано исключение из японских правил, ограничивающих размеры легковушек. Надо ли говорить, что императорский Royal ездит без номеров?

Леонид Попов, 5 октября 2017 в 11:01. Фото: Toyota

Ссылка на основную публикацию