48-летний Plymouth Valiant обрел вторую жизнь

Цена жизни: противостояние Plymouth Valiant и Peterbilt 281 из фильма «Дуэль»

Здравствуй, дорогой читатель! Если ты при этом еще и автомобилист, можешь гордиться собой вдвойне, ибо современный водитель – фигура универсальная. Чтобы в целости пробраться по заданному маршруту, да не иметь при этом бледный вид, он должен обладать невозмутимостью Штирлица, стратегическим мышлением Александра Невского, изобретательностью Циолковского.

Кроме того, автомобилисту (он же водитель), следует иметь представление о выживании в дикой безлюдной местности и, при случае, уметь постоять за себя в рукопашной. Только так удастся спастись от множества злых испытаний, посылаемых нам судьбой, когда мы отваживаемся выбраться на дорогу.

Если ты не узнал себя в составленном мною психологическом портрете, то сразу, конечно, решил, что у автора начался бред… И что для высокого звания автомобилиста достаточно только влезть на водительское кресло и завести двигатель. Дилетантский подход, скажу я тебе, читатель! И на моей стороне не обычная правда, но истина, подкрепленная мнением авторитетных экспертов. Стивен Спилберг – первый из этого множества. Это сейчас он снимает всякую дорогостоящую дребедень. А на заре своей карьеры Стив лепил не фильмы, а настоящие пособия по выживанию. «Дуэль» – яркий тому пример. И если ты еще не видел эпическое противостояние Давида и Голиафа, воплощенное в рычащем железе, скорее исправь этот пробел в образовании. А всех остальных я призываю к детальному разбору, пожалуй, самого продолжительного ДТП в истории кинематографа, в котором Plymouth Valiant так некстати переехал дорогу грузовику Peterbilt 281.

Виновник vs Потерпевший

Для начала нарисуйте перед глазами классический триптих Александра Блока, но с поправкой на индустриальные США второй половины ХХ века. Итак: автомобиль, простор, дорога. Автомобиль, к слову, ничем не примечательный, хоть и красного цвета. Малолитражка Plymouth Valiant с базовым набором опций – обычный транспорт для средненького инженера. Оный как раз сидит за рулем и хмурится себе в усы. За окнами по обе стороны от машины раскинулась калифорнийская пустошь, и единственным признаком цивилизации тут является узкая полоса асфальта. Тоска, одним словом.

Постеры фильма и DVD-обложки. Версия «Дуэли» для телеэкранов составляла 74 минуты; в кинотеатрах же транслировали расширенную, 90-минутную версию. Сборы с этих показов составили $7 млн, автоматически причислив фильму статус культового кино. Эта работа была не просто замечена критиками – маститые киноделы вскоре растащили «Дуэль» на цитаты. Лента получила премию «Эмми» за лучший звуковой монтаж, а также была номинирована на «Золотой глобус» (1972 г.)

Но вот впереди замаячила странная фигура. Напрягая глаза сквозь запотевшие стекла очков, наш герой с трудом различает бензовоз в выросшей на его пути жуткого вида громаде. Гигантский, монструозный грузовик расползся ржавым пятном по дороге. Откуда он взялся в этой пустыне? И почему его не было видно раньше? Все же выхлопная труба этого лязгающего чудовища с такой ненавистью и силой коптила небо, что след машины легко угадывался бы и за несколько миль…

«Деревенщина!», – подумал водитель «Плимута», подъехав к грузовику почти вплотную. Его кузов был настолько ржавым, что надпись на цистерне «Огнеопасно» читалась с большим трудом. Последняя была к тому же неимоверной дины, и казалось, что «бегущий» игрок скорее посетит все базы на бейсбольном поле, чем наш автомобилист поравняется с кабиной бензовоза. Морда же этого образчика «доисторического автомобилестроения» имела такую выразительность и размах, что заставляла позабыть не только те «пару ласковых», которые инженеру хотелось сказать его шоферу, но и весь остальной словарный запас.

Знакомство будущих соперников происходит в затяжном молчании, нарушаемом лишь рокотом двигателей…

По этим вот полновесным причинам водитель «Плимута» долго не решался на обгон, терпя, сколько было сил, развязную манеру того, кто управлял бензовозом. Густые, смолистые облака выхлопных газов, которые извергало из себя стальное чудовище, уже заполнили кабину «Вэлианта». Его хозяин в который раз пожалел, что поскупился на кондиционер, и в жаркую погоду, какая почти круглый год стоит в Калифорнии, был вынужден держать окна открытыми. Включив четвертую передачу, наш герой сделал над собой усилие и выскочил на встречную полосу, прибавив газу. Секунды ползли мучительно долго по лобовому стеклу «Плимута», пока тот обгонял грузовик. «Дело сделано!», – решил его хозяин, выровняв машину на своей полосе. Округа вновь сделалась безлюдной. Это вполне устраивало нашего инженера, и он сделал радио погромче.

Состав преступления

Итак, что нам известно о человеке в «Плимуте»? По сути, ничего важного, а тем более интересного. Зовут его Дэвид Манн, и судя по автомобилю, доходы его очень скромны. Чтобы их не урезали еще больше, на работе он вынужден пресмыкаться перед начальством, а дома – перед стервой-женой. Вся жизнь Манна расписана до гробовой доски, и единственный миг свободы ему выпадает лишь по пути с работы домой. Но даже ею наш инженер не может насладиться как следует: во время продолжительных путешествий по калифорнийским пампасам встречных машин попадается мало, и можно вволю полихачить, однако Дэвид – законопослушный гражданин, который соблюдает правила. К тому же перерасход топлива чреват дополнительными тратами, о которых придется отчитываться перед женой… Короче, соблазн того не стоит.

И вот, судьба-злодейка устраивает этому тихоне встречу с кошмаром всей его жизни. Да-да, я имею в виду типа на ржавом грузовике. Ведь это не просто еще один простофиля-дальнобойщик, о нет! Чудовищный тягач с жуткого вида цистерной – это нечто большее, чем груда разъяренного металла, управляемого каким-то психом. Бензовоз Peterbilt 281-ой модели – охотник. А недотепы вроде Дэвида Манна на слабосильных автомобильчиках – его жертвы. И если таковая возникла в поле зрения охотника, будьте покойны: он ее не упустит.

Да, схватка обещает быть неравной. Теоретически, «Вэлиант» Манна вполне может уйти на максимальной скорости в 120 м/ч, т. к. грузовик разгоняется лишь до 90 м/ч. Но у последнего силовой агрегат более мощный и досмотренный, тогда как Дэвид от установки нового патрубка радиатора отказался…

Ничего такого наш автомобилист не подозревал. Он просто аккуратно ехал себе на работу за необходимыми чертежами, стараясь не превышать скорость, хотя и боялся опоздать. И, конечно, для него полной неожиданностью было появление грузовика, о котором Манн и думать забыл. Ржавое чудище обогнало его на повороте, заставив прижаться к обочине. При этом оно недовольно гудело и извергало клубы едкого дыма из своего чрева. Видимо, разогревалось.

Дэвид надеялся, что водитель грузовика тоже торопится и скоро исчезнет за горизонтом. Но нет, бензовоз, снова оказавшись впереди «Плимута», по-хозяйски устроился на дороге и сбавил скорость. По спине инженера пополз предательский холодок. Это ожило с годами забытое чувство, предупреждавшее его об опасности еще в школе, когда Дэвида, нашего хронического неудачника, изводили хулиганы. «Давай, чертов тупица, убирай уже свою неповоротливую телегу!», – крикнул он, чтобы как-то успокоится. А затем отважился на маневр.

Проскочить мимо длиннющего грузовика оказалось напрасной затеей. Тот не давал себя объехать, виляя цистерной: на узкой дороге она действовала, как таран, и могла враз устроить легкому «Плимуту» близкое знакомство с природным ландшафтом. Манн понимал, что его втягивают в какую-то опасную игру, и что победить в ней инженеру не светит.

В ходе дуэли с грузовиком Дэвид Манн все же понял основные правила: 1) Никогда не покидай своей машины; 2) Всегда воспринимай противника всерьез; 3) Не позволяй ему думать, что жертва – ты; 4) Не вовлекай в поединок сторонних лиц – сделаешь всем только хуже; 5) Никогда не думай, что все закончилось, пока лично не убедишься в этом

После изнурительной получасовой гонки судьба все же улыбнулась автомобилисту: впереди замаячил съезд на проселок. Дэвид ухватился за эту возможность, как за соломинку, и шмыгнул туда, не сбавляя скорость. Такой маневр позволил ему существенно срезать трассу и выскочить далеко впереди жуткого грузовика. Издав крик победы, Манн решил во что бы то ни стало удерживать дистанцию. Но вскоре небо позади «Вэлианта» потемнело, и массивный бампер бензовоза клюнул машину в зад. Больше сомнений у инженера не возникало. Он запоздало понял, что сражается с дорожным маньяком, а может, и с самим воплощением смерти.

На реальных событиях

Сегодня данный эпизод является каноничной дорожной байкой. Его легко соотнести с «Городскими легендами» или теми полусказками, которыми пугают друг друга подростки в летних лагерях. Но это не значит, что подобное не случается на дорогах в реальной жизни. К примеру, Ричард Мэтисон, сценарист «мыльных опер» от фантастики («Звездный путь», «Сумеречная зона», «Ночная галерея») в 1963 году попал в схожую ситуацию. После игры в гольф за ним и его приятелем увязался странный грузовик, который гнал мужчин по безлюдным тропам до самой автострады, и лишь тогда отсеялся в потоке других машин. Этот эпизод стал основой для рассказа «Дуэль», который Мэтисон опубликовал в «научно-популярном» журнале «Playboy». Суть данного опуса автор свел к одному лаконичному правилу: чтобы выжить в современном цивилизованном обществе, порой приходится снизойти до закона джунглей.

Так сложилось, что этот рассказ попался на глаза ассистентке начинающего режиссера Стивена Спилберга. В 1971-ом парню стукнуло 24 года, но в его портфолио значился лишь недоделанный эпизод «Убийство по книге» телесериала «Коломбо». У Стива глаза горели – так ему хотелось получить свой первый авторский проект. Он давно созрел для большой работы, и голливудские боссы знали это. Но никто из них не собирался раскошеливаться. Нищенский бюджет и фильм с рейтингом «R» были тем потолком, на который мог надеяться начинающий режиссер. Провал грозил ему закатом карьеры, которая даже не началась. А для успеха Спилбергу, как воздух, был необходим подходящий сценарий. По счастью, «Дуэль» подходила для этого идеально.

Кроме общей маниакальной жути, во внешности Peterbilt есть, на что обратить внимание. Во-первых, это дополнительное круглое зеркало на капоте. Дальнобойщики устанавливали его для того, чтобы следить за работой двигателя по цвету выхлопа. Во-вторых, большая жестяная коробка позади кабины есть ни что иное, как примитивный кондиционер. В этот ящик засыпался лед, и воздух поступал из него в кабину уже охлажденным. В-третьих, бензовоз комплектовался стальной пятисекционной цистерной производства Fruehauf Trailer Corporation. Такие делали еще в 1948-м, и их емкость составляла 7 000 галлонов (около 26,5 тонны). Всего в фильме сыграло три грузовика Peterbilt различного года выпуска, один из которых был уничтожен в финальной сцене

Когда Мэтисон подготовил кино-адаптацию своего рассказа, Стив отправился к продюсеру. Среди голливудских «меценатов» пойти на бесперспективную сделку мог только один, Джордж Экштейн. Это человек уважал тотализатор и был готов потратиться, но не шибко, чтобы не кусать себе локти в случае провала картины, но собрать хорошие дивиденды, если та все же «выстрелит». Так что для «Дуэли» Спилберга продюсер выделил аж $375 тысяч. Лучшего предложения ему было не найти.

Но Экштейн не только давал деньги – он еще и ставил условия. Первое, и самое трудновыполнимое из них сводилось к тому факту, что новая лента должна быть готова всего через месяц: в эфире канала АВС образовалось пустое окно, и в качестве фильма недели уже была заявлена «Дуэль» Спилберга. Стив понимал, что идет на сделку с дьяволом, ведь мало кому удавалось полностью отснять материал за жалкие 10 дней, а затем смонтировать его за срок не более долгий. Но выбора не было. Пришлось импровизировать…

Так, молодой режиссер решил полностью отказаться от декораций. Все съемки проходили под открытым небом, а в качестве реквизита использовались реальные объекты (телефонная будка, закусочная, змеиная ферма). Чтобы не привлекать к процессу дорогостоящий кран, камеры установили по обе стороны дороги – это позволяло получить с одного проезда автомобилей в два раза больше сцен. Конечно, статичным объективам никогда бы не удалось запечатлеть ту пульсирующую динамику, которой пропитана лента, поэтому операторы действовали спонтанно, снимая с разных объектов и под различным углом.

1971 Plymouth Valiant/ «Дуэль» (1971)

PLYMOUTH VALIANT модели 1971 года — автомобиль из фильма «Дуэль» (Duel) режиссера Стивена Спилберга с Деннисом Уивером в главной роли. Фильм вышел на телевидении в 1971 году. Затем появилась и версия для показа в кинотеатрах.

Персонаж фильма Дэвид Манн просто ведет свой красный Плимут по дороге в Калифорнийской пустыне, но когда он пытается обогнать ржавый 40-тонный грузовик, неведомый водитель воспринимает это как оскорбление и личный вызов. Сначала Дэвид пытается удрать от таинственного грузовика, но затем понимает, что это его не спасет, и что он должен принять вызов.

Подробнее о красном Plymouth из фильма «Дуэль» Стивена Спилберга

Plymouth Valiant — культовый автомобиль. Один из лучших американских автомобилей в истории по мнению журнала Road & Track. Однако среди фанатов марки нет стопроцентного согласия на счет года выпуска автомобиля, который мы видим в качестве машины главгероя фильма «Дуэль». Возможно, это объясняется тем, что фактически в постановке телевизионной и кинематографической версии фильма использовались три машины этой прославленной марки.

В оригинальном выпуске Duel была представлена модель 1970 года с двигателем V-8 318 кубических дюймов (5,2 литра). Еще была использована модель 1971 года с рядной шестеркой 225 Slant Six под капотом — объем 225 кубический дюймов (3,7 литра). Когда фильм был выпущен в кинотеатрах и были добавлены сцены, была добавлена модель 1972 года с двигателем 225 Slant Six. Подобную информацию можно найти, в частности в англоязычной Википедии.

На Plymouth Valiant устанавливалась широкая гамма движков. Самые экономичные, например, имели объем всего 170 кубических дюймов (2,7 литра) — сущая «малолитражка» по американским меркам тех лет. Самые производительные — 340 кубических дюймов (5,6 литра). Если же говорить о машинах, которые были использованы для съемок фильма, то мощность V8 с объемом в 318 кубических дюймов составляла в пределах в 230 л.с. Что же касается рядной шестерки 225 Slant Six, тут мы имеем более скромный показатель в 145 л.с.

Финал дуэли: Plymouth Valiant против Peterbilt 281

Кстати


Номера

Номерные знаки на Plymouth Valiant из фильма «Дуэль» 1971 года читаются как «149 PCE California».

48-летний Plymouth Valiant обрел вторую жизнь

Вследствие экономической рецессии 1958 г. продажи американских полноразмерных автомобилей заметно сократились, и производители “Большой тройки” начали разработку более дешёвых моделей меньшего размера. Это происходило на фоне роста популярности импортных машин вроде VW Beetle и отечественных вроде AMC Rambler. В конце 1959 г. детройтские компании представили собственные компакты: Ford Falcon, Chevrolet Corvair и Plymouth Valiant. Falcon был самым доступным, но непривлекательным внешне и устаревшим внутри, Corvair, наоборот, казался американцам слишком непривычным из-за расположенного сзади двигателя воздушного охлаждения. Plymouth Valiant представлял собой компромиссный вариант: он имел традиционную переднемоторную заднеприводную компоновку, но выделялся броским дизайном и конструкцией несущего кузова, на 50% более жёсткой, чем отдельная рама.

При создании Plymouth Valiant главной задачей конструкторов было сохранение привычных размеров салона при сокращении габаритов кузова, чтобы внутри свободно размещались шесть человек. С этим компания справилась лучше своих конкурентов, хотя идея расположения рычага механической коробки передач на полу понравилась не всем. Как и полноразмерные модели Plymouth, Valiant получил переднюю подвеску на продольных торсионах и жёсткий задний мост на полуэллиптических рессорах. Под капотом автомобиля под углом 30° был установлен новый верхнеклапанный 2.8-литровый рядный 6-цилиндровый мотор Slant Six 170 мощностью 101 л.с. В 1961-1962 гг. его блок отливался из алюминия, но это увеличило себестоимость и снизило надёжность агрегата. Позже Valiant стал доступен в гоночной настройке Hyper-Pak мощностью 148 л.с., с 4-камерным карбюратором, улучшенным выпускным коллектором, двойной выхлопной трубой и увеличенным бензобаком. Модификация отлично показала себя в гонках NASCAR, где заняла первые места в категории компактов, оставив позади Falcon и Corvair.

В плане дизайна Plymouth Valiant обладал значительным преимуществом перед конкурентами, поскольку над ним работал сам Вирджил Экснер. Автомобиль был выполнен в стиле Forward Look и имел много общего с моделями Chrysler конца 50-х гг.: длинный капот, решётку радиатора в форме перевёрнутой трапеции, сдвоенные фары в овальных блоках и имитацию запасного колеса в крышке багажника. В то же время Valiant обладал собственной индивидуальностью, которую подчёркивали нависающие выступы передних и задних крыльев и задние фонари в форме кошачьего глаза вместо хвостовых плавников. Изначально с колёсной базой 106.5″ предлагалось два кузова: 4-дверный седан и универсал, а в 1961 г. появились 2-дверный седан и хардтоп. Цена зависела от уровня отделки (базовой V100 или улучшенной V200) и начиналась с $2053 за седан V100. В качестве опций для Valiant можно было заказать усилитель руля, усилитель тормозов, кондиционер и 3-ступенчатую автоматическую трансмиссию TorqueFlite.

В 1961 г. у Valiant появился двойник – Dodge Lancer, который забрал на себя часть продаж. В конце 1961 г. был предложен опциональный 3.7-литровый 6-цилиндровый двигатель мощностью 145 л.с. В 1962 г. дебютировал Plymouth Valiant Signet – 2-дверный хардтоп по цене $2230 с раздельными ковшеобразными сиденьями и рычагом КПП на рулевой колонке (через несколько лет все модели со спортивной отделкой наоборот комплектовались рычагом на полу). Из-за больших размеров и стоимости Plymouth Valiant продавался хуже, чем другие компактные автомобили. Всего было произведено 194292 ед. в 1960 г., 143078 ед. в 1961 г. и 157294 ед. в 1962 г., включая 25586 ед. Valiant Signet. В 1963 г. поступил в продажу Valiant второго поколения, послуживший основой для фастбэка Barracuda.

Ссылка на основную публикацию